Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Корсунь город в древней руси: Корсунь. Древняя Русь, современное название Керсуни Херсонес

Корсунь. Древняя Русь, современное название Керсуни Херсонес

Главная

Статьи

Путешествия

Россия

Крым

Корсунь

крым, история, достопримечательности, путешествия, отдых

Киевский князь Владимир, крестивший Русь, вошел в мое детство и встал рядом с вещим Олегом, и Игорем, и Ольгою, которые сидели на крутом холме, пока на берегу пировала дружина. Действительно — рядом, поскольку Ольга была бабушкой Владимира и воспитывала его, когда отец, воинственный Святослав, барсом рыскал по болгарским, тмутараканским, а также греческим землям.

А то, что древний таинственный и бесплотный Корсунь — тот же Херсонес, нынешние развалины в черте Севастополя, это я по-настоящему не то чтобы поняла — почувствовала совсем недавно, побывав там еще раз ради Гики, дочери архонта Ламаха. Стояла на берегу и спрашивала себя: стало быть, именно по этим, как бы от времени ржавым камням в конце десятого века, тысячу лет назад, сходила на берег дружина Владимира? В этой темной от водорослей воды отражались его ладьи, пестрые и тяжелые, как на картинах Рериха? И вот эти стены, нынче разрушенные и засыпанные веками, надо было брать то ли приступом, то ли осадой?



Почему мы часто не можем представить, что большие события происходили на нашей малой земле, той, что с детства избегана «казаками и разбойниками»? Потому, что она поросла слишком знакомой дерезой и одуванчиками? Потому, что на ней крутятся наши будни?

…У меня за спиной дышит море, глухо позвякивая оружием, на берег сходят воины… А передо мной, пуская рыжую искру по меди проводов, бежит троллейбус. Сам он срезан холмом: я вижу только штанги и этот длинный скользящий огонь, и мне странно оттого, что связь времен в эту минуту проходит как бы через меня, шевеля волосы на голове, напрягая пальцы рук и ног.

…Итак, корсунцы затворились в городе, а дружина, идя на приступ, заявила формулой того времени. «Братья! Потянем по своем князе и по русской земле!» Однако приступ не удался, тогда «отстояли город», стояли девять месяцев, а грозили три года простоять. Но три года стоять скучно: принялись сыпать «приспу» к стене, чтоб в сражении иметь преимущество, как бы ступеньку для разбега. Но греки — недаром слыли самым хитроумным народом! — подкопали свою же городскую стену и уносили землю в город…

В тусклом свете солнца, еще не прорезавшегося как следует сквозь туман, блестят кольчуги, тает невидимое пламя костра, розовеют толстые стены Корсуня. Князь со своими крепкими мужами вольно устроился под городом: пригнали овец, отбитых в степи, щекочет ноздри запах мяса. капает жир на угли… И день пирует Владимир и два на виду у осажденных. Князь без пира не может. Пир и развлечение, и урок врагам: против кого стоите, голодные?

Однако корсунцы сдаваться не спешили. Тогда, согласно одним летописям, грек Настас послал с городской стены князю в лагерь стрелу с надписью: источники, мол, питающие город, там-то и там-то. Можешь перекопать. Другие утверждают: не грек Настас, а варяг Ждьберн указал все так же — стрелой — путь, откуда поступали осажденным припасы и вода.

А может быть, не существовало ни грека, ни варяга. Многие ученые, во всяком случае, считают, что эпизод со стрелой вообще позднейшая литературная вставка: чтоб было красивее, сюжет так вот закручен. Чтоб впечатляло. И только известный исследователь Крыма Бертье-Делагард, следуя указаниям летописи, поискал и нашел источники и древний городской водопровод. Так вот прямо подошел к «вычисленному» месту, копнул и нашел глиняные трубы. Потом сам удивлялся, до чего все обошлось малыми затратами на землекопов. Впрочем, стоило ли удивляться? Точно так же, следуя указаниям Гомеровой «Илиады», археолог Шлиман обнаружил когда-то Трою, Бларамберг определил место, где стоял Неаполь скифский.

…Владимир перекрыл воду, корсунцы сдались. А дальше, по словам той же летописи, направил Владимир посла к греческим императорам в Царьград со словами: «Слышу, у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что и с Корсунем». Императоры после долгих торгов и сомнений решили: «Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру».

Собственно говоря, именно этого предложения — креститься — Владимир и ждал. Христианство было безусловным шагом вперед по сравнению с язычеством, и этот шаг князь хотел сделать, однако как-то так, чтоб гордость не страдала… То есть принять религию от побежденных — это он мог, а от диктующих, снисходящих — ни в коем случае.

Что же касается Анны, она не хотела ехать в чужую страну: «Иду точно в полон, лучше бы мне здесь умереть». Но делать нечего, поплыла к Корсуню в горе и слезах. А там была торжественно встречена жителями: расстилали ей ковры под ноги, служили молебны, смотрели, как на избавительницу.

Да, вот еще какая деталь: именно этот Владимир, князь Киевский, позднее в летописях назван Красным солнышком, и это именно в его времена и где-то рядом с ним совершали свои подвиги Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Интересно, не могли ли и они воевать Корсунь, стоять вот здесь у рва, нынче мирно заросшего ломкими прутьями дерезы, а когда-то грозного в своей неприступности?

Криштоф Елена

Экскурсии, активный отдых, походы в Крыму

Назад в раздел

интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города здоровье полезные советы интересные факты москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область

Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Наука (117991)

Уже более двух веков события, связанные с крещением князя Владимира, дают повод как для научных дискуссий, так и идеологических манипуляций. Литература, посвященная этому событию, пополняется уже несколько столетий и поистине необозрима. Она представляет собой причудливую смесь реальных фактов, обоснованных предположений, ошибок исследователей и откровенного вымысла. Попытаемся разобраться. Будем опираться на твердо установленные или наиболее вероятные факты.

Предыдущая фотография

Фото: Лукьянов Валерий /PhotoXpress.ru

Античный Херсонес оставил множество вещественных свидетельств своей истории

Фото: ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический»

Следующая фотография

1 / 2

Фото: Лукьянов Валерий /PhotoXpress. ru

Античный Херсонес оставил множество вещественных свидетельств своей истории

Фото: ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический»

Андрей Сазанов, доктор исторических наук, профессор

Время и место крещения князя Владимира

В Повести временных лет говорится: «И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне… Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира».

У Иакова Мниха сказано: «По святом же крещении поживе блаженный князь Володимер 28 лет. На другое лето по крещении к порогом ходи. На третье лето Корсунь город взя».

Дата смерти князя Владимира известна — 1015 год. Получаем 987 год как дату крещения, к порогам князь ходил в 988-м, а взял Корсунь в 989 году.

Налицо фундаментальное противоречие двух источников в датах — 987 или 989 год — и в последовательности событий: крестился до похода на Корсунь или в ходе него; в Киеве или в Корсуни?

Повесть временных лет — свод, вобравший разновременные части, заимствованные из разных источников, которые редактировались при сведении в единый текст. Окончательная, Мстиславова, редакция свода относится к 1118 году. Летописные своды были не начальной, а заключительной стадией исторических обобщений, которым предшествовали записи об исторических событиях и отдельные сказания. Исследователи выделяют Свод 1070-х годов, Киево-Печерский Начальный свод 1090-х годов и две редакции собственно Повести временных лет начала XII века. И если с конечной датой — 1118 год — все более или менее ясно, то датировка и состав древнейших текстов, вошедших в состав русской летописи, весьма проблематичны.

Наиболее обоснованно выделение из слоев летописного свода двух ранних исторических произведений, условно названных выдающимся источниковедом академиком Михаилом Тихомировым Сказанием о начале Руси и Сказанием о русских князьях X века. Второе из них, вероятнее всего, написано в Киеве вскоре после крещения Руси, в конце X века.

В состав Сказания о русских князьях входил фрагмент, условно названный российским текстологом, доктором филологических наук Алексеем Гиппиусом Текстом крещения Руси. В исходном виде Текст крещения в составе Сказания о русских князьях, вероятно, завершался не дошедшим до нас описанием крещения Владимира в Киеве. В Своде 1070-х годов Текст крещения подвергся кардинальной перестройке, и описание крещения Владимира в Киеве было заменено Корсунской легендой, связавшей крещение киевского князя с Корсунью. В Киево-Печерский Начальный свод 1090-х годов составитель внес в текст рассказа о крещении в Корсуни эпизод с болезнью Владимира. В начале XII века Повесть временных лет была дополнена фрагментами, прослеживающими исторические корни христианства на Руси.

Первоначально в Сказании о русских князьях события не были разделены по годам. Даты, соотнесенные с событиями, были внесены в текст Повести временных лет только в киевском Начальном своде 1090-х годов.

Из сказанного следует, что, скорее всего, существовал один общий источник, в котором описывалось крещение Владимира в Киеве. Сведения из него отразила «Память и похвала Иакова Мниха». Параллельно имела хождение Корсунская легенда, вошедшая в конце концов в Повесть временных лет.

Возникает вопрос, почему автор Свода 1070-х годов выбрал как достоверную именно Корсунскую легенду с характерной оценкой «киевской» версии: «Несведущие же говорят, будто крестился Владимир в Киеве, иные же говорят в Василеве, а другие иначе скажут».

Корсунская легенда — сложное переплетение исторических фактов и фольклорной традиции. Важнейшие сведения в ней касаются самой Корсуни — они конкретны, реальны и выражаются современными исследователями в термине «археология Корсунской легенды». К ним относятся: указание «и стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города», крещение Владимира в церкви, стоящей на месте «посреди града, где торг делают корсуняне», местоположение «Владимировой палаты», которая «стоит с края церкви и до наших дней», а царицыной палаты — «за алтарем». Кроме того, автору Корсунской легенды известно, что Владимир поставил церковь в Корсуни на горе, которую корсуняне насыпали посреди града из земли, служившей Владимиру для насыпи, сооружавшейся им перед стенами, и церковь эта «стоит и до сего дне».

Рассказчику известно также, что Владимир захватил из Корсуни «двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные два капища и четыре медных коня».

Эти сведения не оставляют сомнения в адекватном отражении топографии византийской Корсуни. Исследователи обоснованно считают, что автором Корсунской легенды был грек, очевидец описанных событий, хорошо знавший Корсунь (Херсонес), а значит, именно Корсунская легенда отражает реальную ситуацию осады и взятия города князем Владимиром. Скорее всего, именно поэтому Корсунская легенда как наиболее достоверная вошла в Повесть временных лет и во все позднейшие летописные своды, составлявшиеся на ее основе.

Сопоставление письменных источников, включающих русские, византийские, восточные, с данными археологии дает следующую картину осады Корсуни и крещения Владимира.

В Византии 14 сентября 987 года полководец Варда Фока поднимает мятеж против императора Василия II. Киевский князь Владимир видит трудности империи, и у него возникает желание разграбить богатый византийский город Херсон (Корсунь). Флот Владимира появляется под стенами Корсуни в конце марта 988 года. Владимир высадился в районе современной Стрелецкой бухты Севастополя, осада первоначально велась против западной части города. Осада города нашла отражение в пожарах, следы которых выявлены при раскопках Херсонеса. Город сдается в декабре 988 года, до 16 декабря.

В захваченном Херсонесе Владимир получает просьбу императора Василия II о помощи. Киевский князь увязывает ее выполнение с женитьбой на сестре византийских императоров, которые в свою очередь требуют крещения Владимира. Киевский князь принимает крещение в храме святого Иакова в центре Херсонеса (храм N27 по современной нумерации херсонесских храмов), рядом с которым сооружаются «царицыны палаты» и строится «церковь на горе».

Византийское крещение

От византийского Херсонеса осталось гораздо больше архитектурных свидетельств, чем письменных, и можно с определенной уверенностью указать, в каком именно здании киевский князь Владимир принял крещение

Фото: Украинское Фото/PhotoXPress.ru

Таинство византийского крещения включало в себя первое оглашение, второе оглашение, отрицание Сатаны и сочетание ко Христу и наконец собственно крещение. Каждый из этапов в византийской литургии имеет определенную длительность и привязку к датам. В случае с Владимиром первое оглашение могло происходить с 15 ноября по 25 декабря 988 года, 25 декабря последовало второе оглашение, 5 января 989 года — отрицание Сатаны и сочетание ко Христу, 7 января — само крещение. Крещение князя Владимира в Корсуни, видимо, произошло в день Богоявления 6496 года от сотворения мира, что соответствует 7 января 989 года. Символично, что крещение Владимира происходило в праздник Богоявления — Крещения Иисуса.

Такая реконструкция событий однозначно соответствует традиционной летописной хронологии.

Корсунский мираж

Фото: Лукьянов Валерий /PhotoXpress.ru

Упомянутые в русской летописи предметы, вывезенные Владимиром из захваченного Херсонеса как трофеи, получили в историографии термин «Корсунские древности».

Проблема Корсунских древностей стала частью большой темы русско-византийских связей, которые в разной степени отразились в памятниках материальной культуры. Приходится констатировать, что среди письменных и археологических памятников нет убедительных данных о налаженных торговых и культурных связях Киевской Руси с Корсунью ни до, ни после похода туда князя Владимира. Яркий пример — отсутствие на Руси собственно корсунских крестов или крестов, выполненных на месте по образцам корсунских. Обнаруженные же в Корсуни «древнерусские кресты» связаны с работой в Киеве в начале XIII века византийских мастеров. Название «корсунчики» для небольших нательных крестов, известных в русских городах, появляется лишь в середине XIX века.

Их производство никак не связано с летописной Корсунью.

Но корсунскую добычу помнили долго, слава Корсуни как источника христианства и святынь была на Руси устойчивой. Как заметил выдающийся русский византинист Михаил Сперанский, слово «корсунский» стало синонимом слов «замечательный», «превосходный», «редкий», «искусный», а имя города стало до известной степени эпическим, подобно имени Киева в былинном эпосе, утратив точный географический смысл.

Как показали исследователи, Корсунские древности — это римское и греческое наследие для Киева; римское, греческое и киевское — для Новгорода; римское, греческое, киевское и новгородское — для Москвы. Архитектура и живопись Древней Руси формировались не под воздействием Херсонеса (Корсуни). Не следует искать слишком глубоких следов влияния Херсонеса на культуру Киевской Руси. Неслучайно Корсунь постепенно исчезает со страниц русских летописей.

Российская греческая империя

Император Александр III

Фото: РИА Новости

Итак, считалась ли на Руси Корсунь сакральной как место крещения князя Владимира? Стала ли она центром русского паломничества, своего рода русским Афоном или Иерусалимом?

Исторические факты дают на эти вопросы однозначно отрицательные ответы. За всю историю раскопок в Херсонесе известна только одна древнерусская надпись, конца XII — начала XIII века, которую оставил паломник. Упоминания о других древнерусских паломничествах в Корсунь отсутствуют. Находки древнерусских вещей единичны.

Несомненно, что вплоть до конца существования Херсонеса — летописной Корсуни он не рассматривался на Руси как один из центров сакральной топографии. Ее определяли другие города: Иерусалим, считавшийся центром мира, Константинополь и Рим. Киев виделся новым Иерусалимом или вторым Римом — Константинополем, Москва — третьим Римом. Херсонесу не было места в этой схеме.

О «сакральной Корсуни» как истоке русского православия начали говорить в Российской империи в связи с так называемым греческим проектом — восстановлением византийской («греческой») империи, которой должен был править внук Екатерины Великой Константин. Речь шла об идеологическом обрамлении имперской политической конструкции.

Но строительство на территории древнего города во второй половине XIX века монастыря с храмом во имя святого Владимира привело к конфликту, отзвуки которого слышны до сих пор. Выдающийся русский патриот, организатор археологической науки в России графиня Прасковья Уварова в конце XIX века обращалась к императору Александру Третьему: «Прошло несколько десятков лет, а положение Херсонеса все более и более ухудшается, из древностей времен графа Уварова уже ничего не осталось, храмы и могилы расхищены, город и могильники стоят неогороженными, раскопки производятся полуграмотными монахами без всякого контроля и научного плана, древние стены взламываются и употребляются на нужды монастыря. Можно предвидеть время, когда от древней Корсуни останется одна груда камней никому не нужных, ни о чем не говорящих…»

Фото: ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический»

На полях письма пометка императора — «Да!!!» и еще одна: «Действительно, я был поражен этим безобразием!»

Прасковья Уварова заключает: «Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечет к изучению своих древностей не только русских ученых, но и путешественников из Западной Европы. .. Эту трудную и на первых порах неблагодарную задачу возможно возложить на одно из археологических обществ, требуя от него устройства на месте отдельной археологической станции, со своим сторожем и работниками, инспектором и консерватором. Устроив подобную станцию, следовало бы, сократив монастырь, обязать новых хозяев содержать священнослужителей для постоянного служения в местной церкви».

Не так давно старый конфликт между музеем мирового уровня и руководством Крымской и Симферопольской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата вновь дал о себе знать. Его удалось потушить лишь благодаря вмешательству федерального центра.

Херсонес сакральный

Прасковья Уварова

Фото: ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический»

Что касается сакральности, то проблема легко решаема, если понимать сакральность не узкоконфессионально. В общекультурном смысле понятие «сакральное» употребляется в приложении к явлениям культуры, к духовным ценностям. Сакральными называют непреходящие для человека и человечества ценности, такие, которыми люди не могут и не хотят поступиться ни при каких обстоятельствах.

Именно такой сакральной ценностью является Херсонес (Корсунь).

Во-первых, это античный Херсонес с его знаменитой на весь мир хорой и уникальной присягой. Актуальным в нынешних условиях образцом гражданственности и патриотизма можно считать строки присяги гражданина Херсонеса: «Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Прекрасной Гавани, ни прочих укреплений, ни из остальной области, которою херсонеситы владеют или владели, ничего никому,— ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов… не нарушу демократии и желающему предать или нарушить не дозволю и не утаю вместе с ним… не дам и не приму дара ко вреду города и сограждан».

Во-вторых, это — византийский город как носитель восточно-христианского культурного наследия, связанный с крещением князя Владимира.

И наконец, в-третьих, это — памятник мирового культурного наследия, включающий в себя античный и византийский город со всеми его древностями.

Именно эту сакральную Корсунь мы обязаны сохранить для потомков.

ХЕРСОНЕС — ХЕРСОН — КОРСУНЬ)

15 мая, 00:00

Поделиться:

Карты говорят, что здесь также был город и порт. Видны руины над волнами, Но город стерт Как мел с доски дикими полчищами

(Из стихов Максимилиана Волошина)

Юг современной Украины чрезвычайно богат уникальными историческими и археологическими памятниками, среди которых Херсонес, средневековый Херсон или Корсунь, как место упоминается в древнерусских летописях. Правительство распорядилось создать национальный заповедник, что означает, что этот район будет охраняться государством.

Последние находки свидетельствуют о том, что Херсонес Таврический был основан в 528-572 гг. до н.э. выходцами из понтийской Гераклеи и острова Делос и просуществовал почти две тысячи лет. Это был крупный политический, экономический и культурный центр региона, сыгравший важную роль в развитии многочисленных древних народов. Сначала Херсонес Таврический занимал небольшую территорию, окруженную крепостными стенами, в конце V — первой половине IV вв. до н.э. С самого начала город функционировал в рамках демократических институтов. Сельское хозяйство было экономической основой его жизни. На территории площадью около 27 га было сосредоточено интенсивное жилищное и культовое строительство, осваивались большие пашни. Если в начале IV—V вв. до н. э. на полуострове Маякового обрабатывались сравнительно небольшие участки, то во второй половине IV в. до н. э. все 10 тыс. га Гераклейского полуострова были поделены на участки. Границы территории обозначала цепочка местных поселений, населенная таврами, которые обрабатывали участки, принадлежавшие херсонесцам.

В конце пятого или начале четвертого веков до нашей эры жители Херсонеса проникли в северо-западный Крым, покоренный ионийскими греками. К тому времени Херсонес вырос из провинциального полиса в территориальное государство с владениями на Гераклейском полуострове и северо-западном Крыму. Новый тип государства был юридически отражен в присяге на верность, которую принимали граждане Херсонеса. Во второй четверти III в. до н.э. изменения в степной зоне Северного Причерноморья привели к возникновению в Крыму раннеклассового и позднескифского государства с центром в скифском поселении Неаполь (ныне Симферополь). Скифы активно искали пахотные земли. В начале II или в конце III в. до н.э. они овладели почти всеми такими территориями в северо-западном Крыму, а поселения, прилегающие к Херсонесу, больше всего пострадали от их набегов. Город не смог защититься от этого врага и был вынужден обратиться к молодому царю Понта Митридату VI Евпатору, который отправил в Таврику войска под командованием Диофанта, который в ходе нескольких войн устранил скифскую угрозу. Военная помощь Митридата сопровождалась изменением политического статуса гражданского общества. Херсонес провозгласил царя Понтийского Митридата своим защитником и вошел в состав Понтийского царства, сохранив при этом внутреннее самоуправление, с большей частью земельных владений на севере нынешней Турции. В городе размещался гарнизон, призванный защищать его от внешней агрессии и, скорее всего, собирать дань, причитающуюся королю. Таким образом, Херсонес потерял свою прежнюю независимость и после поражения честолюбивого Митридата от Рима оказался на римской политической орбите.

В первые пару веков нашей эры Херсонес был тесно связан с этой империей. В первой половине второго века нашей эры ему был присвоен статус eleutheria (по-гречески свобода) и здесь разместился римский гарнизон. Римские солдаты восстановили крепостные стены и сторожевые башни. Другие гарнизоны были размещены в других местах Таврики. В 230-40-е годы границы Римской империи и такие древние центры северного Причерноморья, как Тира и Ольвия, подвергались набегам кочевников. Но Херсонес оставался вне ключевых походных путей и оставался главным бастионом империи. Он оставался тесно связанным с Восточной Римской империей. После ухода римского гарнизона прямая военная помощь была заменена денежными субсидиями для содержания войск.

Ранее предполагалось, что нашествие гуннов положило конец древней истории Северного Причерноморья вообще и Херсонеса в частности. В настоящее время установлено, что после разгрома армии аланов гунны продвинулись на запад, дойдя до границ Римской империи, оставив Херсонес без серьезных повреждений. Основная масса гуннов появилась в регионе позже, в V веке, после смерти Аттилы и распада их государства. Гунны отступали от Дуная вплоть до сюда, но и тогда оставляли в покое греческие опорные пункты, лишь изредка ассимилируясь с местным населением.

Статус Херсонеса, который стал называться Херсоном, в конце V в. подтверждается данными об фортификационных работах, возобновленных при восточно-римском императоре Зеноне (474-491). Из документа ясно видно, что Херсон (Херсон) был имперским городом и поэтому давал деньги на ремонт укрепления. Включение города в империю при Зеноне совпадает с началом работы местного монетного двора. Экономический подъем при Анастасии I (491-518) подготовил почву для внешнеполитической экспансии Византийской империи, которая стала особенно очевидной при императоре Юстиниане I, прозванном Великим (527-65), когда имперское влияние в Северном Причерноморье значительно увеличился, а Херсон остался там ключевым византийским бастионом. Усиление византийского присутствия в Крыму датируется 532-39 гг.. В 570-х годах в регион с севера пришли другие тюркские кочевники, покорив алан. В 581 г. они разбили лагерь у Херсона, но взять город не смогли. Тюркская угроза объясняет усиление укреплений Херсона при Юстиниане II (годы правления 685–695; 705–711). После быстрого заключения мира с турками стали строиться крупнейшие христианские храмы. С конца пятого по седьмой век город оставался составной частью и главным оплотом Византийской империи в Таврике. Как и прежде, Херсон был крупным центром ремесел и торговли, привлекавшим в основном сельских жителей Таврики.

В конце седьмого — начале восьмого веков Херсон оказался в эпицентре бурных политических событий византийской истории. Вардан Филиппик был провозглашен императором. После свержения и убийства Юстиниана II в 711 г. заметную роль в событиях сыграли не только жители Херсона, но и хазары. Что касается хазар, то византийским властям довольно долго приходилось делить с ними власть в Крыму. Примерно в 840-41 годах в Крыму были учреждены византийские фематные военно-административные округа с центром в Херсоне. Каждым командовал стратег как командующий вооруженными силами.

Во второй половине IX и в X веке Херсон-Корсунь был тесно связан с Киевской Русью, которая в то время набирала размах и силу как крупная политическая сила в Северном Причерноморье. Город также будет играть важную роль в русско-византийских отношениях. По велению византийского императора Василия II киевский князь Владимир Святославич оказал военную помощь, однако император не выполнил своих обязательств. В отместку Владимир захватил Херсон в 988 или 989 году и сказал, что отступит только после того, как император согласится позволить ему жениться на своей сестре Анне. Византии ничего не оставалось, как заключить мир с Русью, и Владимир получил свою невесту. Легенда гласит, что он крестился в Херсоне. Киевская Русь была крещена вскоре после Корсунского похода, и это оказало огромное влияние на славянское государство, сделав Русь полноценным европейским государством.

Татары Бату-хана впервые появились в Крыму в 1223 году. Турки-сельджуки вторглись на южное побережье Крыма (в то время они были расселены в Малой Азии). Все это пагубно сказалось на Херсоне. В конце тринадцатого века его захватила Золотая Орда во главе с Ногаем. В середине XIV века город оказался под властью генуэзцев, имевших давние военно-стратегические и торговые интересы в Крыму. Херсонцы пытались выжить в сложившихся обстоятельствах, но в 139 г.9 город снова подвергся набегам и разорению татарами. После этого отдельные городские районы продолжали существовать, но где-то в середине пятнадцатого века были заброшены. Местность довольно долго оставалась безлюдной, и даже название города как будто стерлось из памяти, пока Таврика не была захвачена турками-османами, сделавшими крымских татар своими вассалами и переименовав Херсон Сари Кермен, что означает Желтая крепость. .

Новая жизнь Херсонеса-Херсона-Херсона-Корсуни началась в 1827 году, когда начались первые археологические раскопки. Они ведутся с перерывами и по сей день благодаря самоотверженному труду нескольких поколений отечественных исследователей на протяжении более 170 лет. Сегодня мы имеем более или менее полную историческую картину этого уникального очага цивилизации. ЮНЕСКО причисляет Херсон/Херсон к самым значимым историческим местам мира наряду с такими чудесами света, как египетские пирамиды, Парфенон в Афинах и Колизей в Риме.

Автор

Марченко Леонид Виталий Зубарь

Выпуск газеты №:

№14, (2001)

Раздел

Культура

Корсунь-Шевченковский — Оксфорд Референс

Показать сводную информацию

  • Публикация информации
  • Предисловие к первому изданию
  • Предисловие ко второму изданию
  • Предисловие к третьему изданию
  • Предисловие к четвертому изданию
  • Предисловие к пятому изданию
  • Предисловие к шестому изданию
  • Общее примечание
  • Введение
  • Сокращения
  • Глоссарий
  • Примечание о языках
  • Личности
  • Выберите библиографию
  • Дальнейшее чтение
Источник:
Краткий Оксфордский словарь мировых топонимов
Автор(ы):

Джон Эверетт-Хит Херсонес Таврический в Крыму был построен.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *