Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Кратко о третьяковской галерее – Третьяковская галерея краткая информация

Содержание

Третьяковская галерея краткая информация

Государственная Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев России и мира, названный по имени основателя – купца и мецената Павла Третьякова. Коллекционировать живопись П. Третьяков начал в 1850 году, а через 17 лет открыл галерею, собрание которой насчитывало около двух тысяч произведений изобразительного искусства и несколько скульптур. В 1893 году, переданная ранее в дар Москве коллекция, стала именоваться Московской городской галереей Третьяковых и содержалась на деньги, завещанные основателями.

В 1918 году Третьяковскую Галерею была национализирована и стала «государственной собственностью РСФРС», первыми директорами ее стали искусствовед и художник И. Грабарь, а затем архитектор А. Щусев. При них росли фонды Музея, были добавлены несколько новых зданий, активно разрабатывались новые экспозиции.

Во время Великой Отечественной войны все полотна и скульптуры вывозили в Новосибирск и Молотов. Эвакуация продолжалась больше года, но уже 17 мая 1945 года выставки были снова открыты для жителей и гостей Москвы.

Государственная Третьяковская галерея

В следующие десятилетия Музей непрерывно рос, и сегодня в его состав входят Галерея на Крымском Валу, Галерея в Лаврушинском переулке, дом-музей В. М. Васнецова, Храм Св. Николая в Толмачах и другие филиалы.

Коллекции музея включают произведения искусства XI-XXI, среди которых числятся русская живопись, скульптура, графика. Самыми известными произведениями, хранящимися в Музее, считаются иконы XI-XVII веков и особо среди них ценны лик Владимирской Божьей матери, рублевская «Троица» и иконы, написанные Дионисием, Феофаном Греком, Симоном Ушаковым.

Основа коллекций Третьяковкой Галереи — русская живопись, большая часть которой относится ко второй половине XIX века. В собрании представлены работы Крамского, Перова, Васнецова, Саврасова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Верещагина и других знаменитых русских художников. В XX веке Галерея пополнилась произведениями Врубеля, Левитана, Серова, Малевича, Рериха, Бенуа. В Советский период в экспозициях появились Дейнека, Бродский, Кукрыниксы, Нестеров и другие. Помимо живописи Музей хранит и экспонирует работы Антоколькольского, Мухиной, Шадра, Коненкова и прочих знаменитых скульпторов.

Государственная Третьяковская галерея

В настоящее время Третьяковская галерея разрабатывает новые экспозиции и выставки, активно сотрудничает со многими музеями мира и России, предоставляя им коллекции для временных выставок, также проводит реставрационные и исследовательские работы, пополняет фонды, разрабатывает культурно-образовательные программы, участвует в крупнейших музейных, кино- и музыкальных фестивалях.

Галерея Третьяковых в 1995 году была признана одним из ценнейших объектов культуры за свою деятельность в сфере сохранения предметов искусства и пропаганды музейных ценностей.

Третьяковская галерея Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10
Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Третьяковская галерея краткая информация. Автор: Органова Фаина Викторовна

interesting-information.ru

Сообщение-доклад Третьяковская галерея для 2, 3, 4, 7, 8 класса кратко, окружающий мир

К числу самых крупных мировых музеев можно смело отнести Третьяковскую галерею. На сегодняшний день, это не только музей национального изобразительного искусства. В свою очередь, Третьяковская галерея – словно сокровищница, которая бережно хранит все собранные за долгое время шедевры русской культуры. Все картины и скульптуры, которые были здесь собраны, посвящены только русскому национальному искусству. Изначальной задумкой создания галереи было полное сохранение работ русских художников и скульпторов. Самое удивительное, что даже сегодня соблюдается и сохраняется это правило.

Основателем этого удивительного места был Павел Третьяков. Он родился в богатой семье, которая принадлежала к достаточно известному роду купцов. Павел Михайлович был очень образованным и умным человеком. Получив хорошее образование, он занялся отцовскими делами. Когда умерли родители, именно Павел продолжил семейное дело. Его фабричное предприятие росло и процветало, принося достаточное количество прибыли. Все Третьяков был удивительно образованным человеком, который сильно интересовался развитием искусства. Он закупал картины голландских художников, но все же, хотел создать что-то свое – родное. В 1856 году Третьяков собирает коллекцию русских мастеров. Первыми работами, нашедшие место в коллекции были картины Худякова и Шильдера.

Долгое время после этого Третьяков занимается собранием различных картин, самых разных мастеров. Он знакомится и поддерживает дружеские отношения со многими художниками. А те, в знак помощи и поддержки задаривали купца своими картинами. Так было положено начало галереи. С 1872 года под руководством Павла Михайловича начинается постройка первых залов будущего музея. Их начали пристраивать прямо к самому дому, в котором проживал купец. Уже в 1902 году здание немного реконструируют по особому проекту Васнецова. Всю собранную коллекцию великолепных картин Третьяков решает передать как подарок городу. Теперь каждый желающий мог познать великолепие художественного мира, просто посетив Третьяковскую галерею.

В галереи росли различные фонды, добавлялись здания и привозились новые экспозиции. В Великую Отечественную войну с Третьяковской галереи все полотна перевезли в другие города, но по окончанию военных действий, все в целости и сохранности вернули обратно в Москву. Теперь кроме картин и скульптур, большого значения в галереи имеют иконы. Кроме этого сюда добавились произведения многих знаменитых скульпторов. Очень часто в Третьяковской галереи устраиваются выставки и экскурсии. Кажется, что оказавшись внутри здания, можно потеряться. Если попробовать срезать путь на неизвестном лестничном переходе, можно долго бродить по зданию в поисках выхода.

Красивые залы, с не менее удивительными картинами откроют всю красоту галереи. Это, в первую очередь, работы Васнецова и пейзажи Саврасова. Кажется, что на эту красоту можно смотреть вечно, не отрывая глаз от картин. Картины с огромной точностью могут передать настроение автора, и окружающего его мира. Каждая картина, поистине удивительный шедевр искусства.  Благодаря экскурсиям по Третьяковской галереи обычный человек на ярких примерах узнает историю народных художников. Можно сказать, что все картины, которые стали неотъемлемой частью Третьяковской галереи, передают как культуру, так и историю всего русского народа.

Нашли свое почетное место, на стенах галереи, и картины портретистов. Здесь можно увидеть портреты многих дворян, императоров и даже писателей. Интересно узнать, какими они были, как себя представляли, и даже во что одевались. Поэтому недаром, каждый год Третьяковская галерея становится местом, куда съезжаются туристы со всех уголков мира.

Доклад-сообщение Третьяковская галерея

Нет наверно не одного человека, которому бы не нравились очень красивые вещи сделанные руками мастеров. Даже люди, которые жили в далекие времена, до наших дней не были исключениям. Им также очень нравились различные изделия ручной работы. Они расписывали стены различными картинами своего быта, вырезали фигурки с дерева, а также лепили из глины статуэтки и любовались своими трудами. У нас с вами в наше время есть уникальная возможность, полюбоваться всеми этими работами посети музей. В музеи мы можем посмотреть и полюбоваться изделиями искусства: картинами и скульптурами. В столице России в Москве есть уникальный такой музей – то Третьяковская галерея. Это очень большой по размерам музей. Назван этот музей в честь очень богатого купца Павла Третьякова около 160 лет назад. Именно он основал галерею.

Павел Третьяков был поистине настоящий ценитель искусства. Его мечта была, чтоб каждый желающий мог увидеть картины художников.

Купец был очень богат, он имел возможность покупать картины знаменитых художников различные скульптуры и другие всевозможные изделия искусства.

Все эти предметы искусства находились у него в имении. И только после того как коллекция стала очень большой, он ее подарил своему любимому городу. Так и была создана эта знаменитая галерея, он до смерти распоряжался всеми предметами искусства находившимися в музее.

Третьяковская галерея состоит из нескольких зданий, которые находятся в разных районах Москвы. Но более значимая галерея, которую хотят посетить, многие ценители искусства находится по адресу Лаврушинский переулок, 10.

Самое главное достояние этого музея- это картины очень знаменитых художников разных времен.

В этом музее 62 огромных зала, по которым можно долго ходить и рассматривать эти великолепные по своей красоте и неповторимости картины. Главной особенностью этой галереи является « Сокровищница» здесь находятся экспозиции, выполненные из золота и драгоценных камней.

Третьяковский музей проводит, как постоянные выставки изделий искусства, так и временные. Для временных выставок, картины привозят из других городов и стран, чтобы ценители искусства могли полюбоваться шедеврами известных мастеров и художников.

Вариант №3 Сообщение Третьяковская галерея доклад

Все мы любим, смотреть на красивые вещи, и поэтому с огромным удовольствием посещаем музеи. В столице нашей родины есть уникальное место, где собраны изумительные коллекции произведений искусств. Это Третьяковская галерея. Она  расположена  почти в самом центре города. Для того, чтобы полюбоваться ее сокровищами множество людей прибывают в один из старых мест Москвы, в Лаврушинский переулок.

 Созданием галере и ее сохранностью мы обязаны основателю, купцу и промышленнику  Павлу Михайловичу Третьякову, поставившему в 1856 году цель  создать коллекцию, превратив ее в национальное достояние. И хотя он всю свою жизнь был предпринимателем, но обладал уникальным умом и безупречным  вкусом. Спустя много лет в столице появилась Третьяковская галерея, насчитывающая около двух тысяч полотен, рисунков и скульптурных памятников. Его брат Сергей Михайлович также подарил городу коллекцию работ художников  из Западной Европы середины и второй половины XIX века. В настоящее время они находятся в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств.

Посещая  галерею, можно увидеть репродукции знаменитых художников, о которых написаны в школьных учебниках. Находятся картины в 62 залах, среди которых особой популярностью  пользуется экспозиция «Сокровищница», где помещены изделия из драгоценных камней и дорогих  металлов. Также привлекают посетителей находящиеся в залах старинные иконы, в частности лик Владимирской Божьей матери, «Троица», написанная Рублевым и множество вещей, созданных Дионисием,  Симоном Ушаковым.

Сейчас Третьяковская галерея пополняется новыми экспозициями, активизирует сотрудничество со многими мировыми музеями, давая  им коллекции для временных выставок.  С 1995 года считается одним из ценных объектов культуры.

Вариант №4

В одном из самых древнейших районов Москвы в Замоскворечье находится Третьяковская галерея, которая является одним из крупнейших музеев мира. Основателем галереи является Павел Михайлович Третьяков, он хотел, чтобы в галерее находились только достояния русского народа и всех кто имеет к нему отношение. Павел Михайлович был московским купцом и промышленником, свою любовь к русским художникам решил сохранить на долгие годы и организовал галерею, а в последующем хотел, чтобы она превратилась в музей и несла в массы русскую культуру живописи.

Открытие галереи прошло в 1856 году, именно тогда молодой Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько картин известных тогда художников. Третьяков хотел, чтобы галерея осталась национальной и в ней находились лишь картины русских художников.

В 1892 году вся Россия получает галерею уже с многочисленными картинами и скульптурами русских художников она насчитывала около двух тысяч экземпляров, все это были подлинные работы, которые Третьяков собирал долгие годы. В лице всех художников Павел Михайлович получил благодарность за такой огромный вклад в культурное развитие страны.

Вместе с работами русских художников Третьяков отдал коллекцию картин, которую собирал его брат. Сергей Михайлович собирал живопись западноевропейских художников 19 века, и они расположены в музее А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже.

Когда Павел Михайлович решил основать галерею, он выбирал картины по тому времени, к которому она подходит. Многие говорили, что тогдашние художники очень уважали мнение Третьякова и хотели, чтобы он взял картину именно у них. Вскоре Третьякову разрешалось первому смотреть на картины и выбрать любую, а потом только картины видели уже остальные.

К своему имению Павел Михайлович пристроил еще здания для картин, так как в его доме они уже не помещались, и им нужно было отдельное место. По плану, который разработал муж его сестры, построили двухэтажное здание с отдельным входом для посетителей галереи. В 1892 году, когда Павел Михайлович подарил галерею Москве, Дума оставила за ним право продолжать выбирать картины.

После смерти Павла Михайловича галереей управляла его дочь Александра Павловна Боткина. Прошло очень много лет, и галерея не раз подвергалась перестройкам, ведь насчитывается более ста тысяч композиций в музее. Пристраивалось многочисленное количество зданий для того чтобы сохранить первозданное место, на котором была построена Третьяковская галерея. Сначала, картины развешивали по мере их приобретения, но потом картины расположили в хронологическом порядке.

Сейчас Третьяковская галерея находится в двух местах в Лаврушинском переулке, где ее основал непосредственно сам Павел Михайлович и в помещениях на Крымском валу. Картины, в галерее различных эпох начиная от древнерусского искусства и заканчивая послереволюционной живописью. Павел Михайлович внес огромный вклад для народа России, который жив, по сей день и вряд ли когда-нибудь станет не актуальным. Павел Михайлович внес огромный вклад для народа России, который жив, по сей день и вряд ли когда-нибудь станет не актуальным.

Для 2, 3, 4, 7, 8 класса кратко, окружающий мир

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Популярные доклады

  • Доклад Видоизменения побега 6 класс сообщение

    Как Вы думаете, что помогает растениям сохранять свою жизнь и выдержать особенности климата? Подобным помощником являются побеги, что были видоизменены. Они действуют, словно своеобразные погреба, расположенные под землей,

  • Доклад на тему Горох 2, 3, 6 класс сообщение

    Горох – это однолетнее растение с гибким вьющимся стеблем и светло — зелеными листочками. Его длинные стебли заканчиваются ветвистыми усами. Он цветет белыми или бледно — розовыми цветочками, а когда отцветает,

  • Доклад Профессия электрик (описание для детей) 9 класс

    Наверное, нет такой профессии, которая была бы не нужна человеку. А вот без помощи электрика вы не сможете включить ни один прибор, и придется сидеть в темноте. У него должно быть острое мышление, зоркий глаз и самое главное,

more-dokladov.ru

Коротко о Третьяковской галерее | Путешествия по городам России и зарубежья

Третьяковская галерея является крупнейшим художественно – историческим музеем, посвященным изобразительному искусству в России. Он расположен в Москве в Лаврушинском переулке. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов.

Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Современная деятельность

Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.

Интересные факты

1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

towntravel.ru

Государственная Третьяковская галерея — официальная информация с фото и видео

Видео: Третьяковская галерея

Основные моменты

Третьяковская галереяТретьяковская галерея

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

И. Е. Репин, Портрет Павла Михайловича ТретьяковаИ. Е. Репин, Портрет Павла Михайловича Третьякова

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.

Зал МаковскогоЗал МаковскогоГульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мраморГульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мраморАнфиладаАнфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857)Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857)Брюлловский залБрюлловский зал

История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.

Третьяковская галереяПроект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)«Мальчик в бане» (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.

Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 годКартина Луи Каравака «Портрет императрицы Анны Иоанновны». 1730 год"Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.«Крестьянин в беде» скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.

Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерееВыставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее

Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.

Инженерный корпус Третьяковской галереиИнженерный корпус Третьяковской галереиТретьяковская галерея на Крымском ВалуТретьяковская галерея на Крымском Валу

Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

В залах древнерусского искусства Третьяковской галереиВ залах древнерусского искусства Третьяковской галереиТретьяковская галереяТретьяковская галерея

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год«Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год"Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год«Богатыри» Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.

Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусствеЧёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве

Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

Сокровищница Третьяковской галереиСокровищница Третьяковской галереиТретьяковская галереяТретьяковская галерея

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы

Памятник Третьякова у главного входа в ТретьяковкуПамятник Третьякова у главного входа в Третьяковку

Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

wikiway.com

История

История Галереи

Для навигации по странице используйте скролл мыши/тачпада или клавиши «влево-вправо» на клавиатуре. С помощью фильтра внизу страницы вы можете переключаться между конкретными тематическими блоками


1774

Прибытие в Москву прадеда Павла Михайловича Третьякова Елисея Мартыновича с женой и сыновьями

Семья Третьяковых

Купеческий род Третьяковых ведет свою историю из уездного города Малоярославца Калужского наместничества, откуда в 1774 году в Москву прибыл прадед Павла Михайловича Третьякова Елисей Мартынович (1704–1783) с женой и сыновьями.

Подробнее

1812

Вторжение Наполеона в Россию. Отечественная война

1832

Родился Павел Михайлович Третьяков — будущий основатель Галереи

1850

Скончался Михаил Захарович Третьяков – отец семейства.
Все движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца

Здание в Лаврушинском переулке

Основное здание Галереи находится в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье – традиционно купеческом районе Москвы. По мере роста коллекции к жилой части особняка пристраивались помещения, специально предназначенные для произведений искусства.

Подробнее

1851

Семья Третьяковых покупает дом в Лаврушинском переулке – будущее основное здание Галереи

Собирательская деятельность Павла Михайловича Третьякова

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Николая Густавовича Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Григорьевича Худякова.

Подробнее

1861

Отмена крепостного права

1865

Свадьба Павла Михайловича Третьякова и Веры Николаевны Мамонтовой, двоюродной сестры известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова

1874

Павел Михайлович Третьяков приобретает в Париже у графини Самойловой несколько работ Карла Павловича Брюллова. Среди них была и знаменитая «Всадница» – одно из лучших парадных произведений художника

1876

Художник Иван Николаевич Крамской живет в доме Третьяковых и работает над портретами членов семьи

Собрание Древнерусской живописи Третьяковской галереи

Павел МихайловичТретьяков приобретает иконы из собрания Ивана Лукича Силина, выставленные в залах Исторического музея во время проведения VIII  Археологического съезда в Москве. Это приобретение положило начало собранию Древнерусской живописи Третьяковской галереи.

Подробнее

Виктор Михайлович Васнецов начинает строительство своего дома

Дом-мастерская известного художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова. Дом построен в конце XIX в. по авторским эскизам и хранит 24 тысячи экспонатов.

Подробнее

Передача Галереи Павлом Михайловичем Третьяковым в дар Москве

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом).

Подробнее

1896

Павел Михайлович Третьяков становится почетным гражданином города Москвы

1898

4 (16) декабря Павел Михайлович Третьяков скончался, через 3 месяца умерла его жена Вера Николаевна

Третьяковка без Третьякова

После кончины Павла Михайловича Третьякова Галерея не просто лишилась своего попечителя, она осиротела. В 1896 году составляя завещание Павел Михайлович решил позаботиться о судьбе своего детища.

Подробнее

1902

Начало работ по созданию нового фасада Галереи по проекту Виктора Михайловича Васнецова, ставшего на многие годы эмблемой Третьяковской галереи

1905

«Кровавое воскресенье». Начало первой русской революции

Анна Семеновна Голубкина поселяется в доме в Б.Лёвшинском переулке

Сегодня в этом здании находится музей-мастерская скульптора.

Подробнее

Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря

В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря».

Подробнее

1914

Начало Первой мировой войны

1916

Куплен «Портрет А.С.Пушкина» работы Ореста Адамовича Кипренского

1917

Февральская революция. Свержение самодержавия в России

Достояние Республики

3 июня 1918 года был издан декрет Совета народных комиссаров (Совнарком) о национализации Третьяковской галереи и передаче в ее введение Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос).

Подробнее

1922

Образование СССР

1924

Галерея передает принадлежавшие ей картины иностранных художников в музеи западного искусства и присоединяет несколько выдающихся музейных собраний русской живописи

1925

Поступление части коллекции Румянцевского музея

1925

Директором Галереи назначен Николай Михайлович Щёкотов

1926

Директором Галереи назначен академик архитектуры Алексей Викторович Щусев

1929

Пополнение собрания древнерусского искусства после смерти Ильи Семеновича Остроухова. Его Музей иконописи и живописи был закрыт, а часть коллекции перемещена в Третьяковскую галерею

1929

Закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах

1930

Директором Галереи назначен Михаил Петрович Кристи

Собрание живописи первой половины XIX века

Поступление в коллекцию галереи незавершенной картины Карла Павловича Брюллова «Осада Пскова». Благодаря этому к началу 1930-х гг. собрание живописи XVIII — первой половины XIX века сложилось окончательно.

Подробнее

1932

После оборудования специального зала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» включена в экспозицию Галереи

1936

Завершение строительства двухэтажного «щусевского корпуса» с северной стороны здания

1939

Директором Галереи назначен Поликарп Иванович Лебедев. Он занимал эту должность дважды — с 1939 по 1941 и с 1954 по 1979 гг.

1939

Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны

1941

В годы войны должности директора Третьяковской галереи, директора Филиала в Новосибирске занимал Александр Иванович Замошкин

Отечественная война. Третьяковская галерея в Москве и в Сибири

С первых недель Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации и демонтажу экспозиции. 4 июля началась упаковка в ящики особо ценных произведений «первой категории».

Подробнее

1941

Эвакуация и демонтаж экспозиции

1942

Начало работ по восстановлению зданий Галереи, пострадавших от бомбардировок во время войны

1943

Вывезенные коллекции начинают готовить к возвращению в Москву

Музейная жизнь в послевоенные десятилетия

17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась для посетителей. В экспозиции было представлено более двух с половиной тысяч произведений.

Подробнее

1945

Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Победа СССР в Великой Отечественной войне

1945

Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта

1956

Столетний юбилей Третьяковской галереи

1964

Утверждение проекта здания Государственной картинной галереи СССР (будущей Третьяковской галереи на Крымском Валу)

Для посетителей открыт музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова

Мемориальный музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова находится недалеко от Чистопрудного бульвара, в тихом московском переулке. В этом доме, в квартире 21 на третьем этаже,  художник провел последние три десятилетия своей жизни (1903 – 1933). Подробнее

1977

Георгий Костаки передет Галерее большую коллекцию, включающую произведения, ставшие ныне знаковыми

1980

Олимпийские игры в Москве

1980

Директором Галереи назначен Юрий Константинович Королёв

1983

Начало работ по расширению здания в Лаврушинском переулке. Завершение строительства здания Государственной картинной галереи СССР (будущей Третьяковской галереи на Крымском Валу)

Новая Третьяковка

Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке почти на десятилетие сделало здание на Крымском Валу единственной экспозиционной площадью музея.

Подробнее

1985

В комплекс зданий Галереи введен Депозитарий — хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские

Реконструкция Галереи

Реконструкция предусматривала создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал  и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика

Подробнее

1986

В январе 1986 года началась реконструкция основного здания (архитекторы Игорь Виноградский, Геннадий Астафьев, Борис Климов и другие). Дома-музеи стали частью Галереи

1987

Начало политики «перестройки» в СССР

1989

Закончено возведение Инженерного корпуса

1991

Распад СССР

1993

Директором Галереи назначен Валентин Алексеевич Родионов

1993

Возобновление богослужений в храме Святителя Николая в Толмачах

1995

Открытие основного здания в Лаврушинском переулке

Завершена реконструкция храма святителя Николая в Толмачах

Первое упоминание о деревянной «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах» содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. 

Подробнее

1998 6 декабря

На Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам

1999

Дан старт выставочному проекту «Золотая карта России»

2006

150-летие Третьяковской галереи

2007

Новый полный вариант экспозиции «Искусство ХХ века», главный акцент в котором был сделан на разнообразии стилевых направлений в живописи ХХ века

2009

Директором Галереи назначена Ирина Владимировна Лебедева

2010

Выставка «Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения»

2014

Третьяковской галерее передана коллекция Леонида Прохоровича Талочкина

2015

Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»

2015

Директором Галереи назначена Зельфира Исмаиловна Трегулова

2016

Запуск совместного с Московским метрополитеном просветительского проекта «Интенсив ХХ», посвященного русскому искусству ХХ века

2016

Открытие музейного кинотеатра Третьяковской галереи и запуск программы «Кино в Третьяковке»

2016

Выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»

2017

Передача в дар Галерее 35 работ Гелия Михайловича Коржева коллекционером Владимиром Ильичом Некрасовым. Открытие зала Гелия Коржева в Новой Третьяковке

2017

Открытие индивидуальной программы лояльности «Друзья Третьяковской галереи»

2017

Ребрендинг Третьяковской галереи и запуск нового сайта музея

2018

Премьера документального сериала Третьяковской галереи «Художник говорит»

2018

Выставка «Искусство 2000-х» в Новой Третьяковке. Первый опыт музейного осмысления художественных процессов в российском искусстве начала XXI века

2018

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана. Крупнейший и беспрецедентный по общественной и художественной значимости международный проект Третьяковской галереи

www.tretyakovgallery.ru

Классный час на тему «Знакомство с историей создания Третьяковской галереи. Обзорная экскурсия»

Цели.

  1. Знакомство детей с историей создания Третьяковской галереи, проведение краткой обзорной экскурсии по галерее.
  2. Развитие кругозора учащихся.
  3. Формирование их нравственной культуры.
  4. Структура классного часа.

    1. Вступление.
    2. История семьи Третьяковых.
    3. Собирательская деятельность П.М. Третьякова.
    4. Обзорная Экскурсия по галерее.
    5. Заключение.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выставка репродукций известных художников.

    1. Вступление (Презентация 1, слайд 1)

    Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Собрание галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

    2. История семьи Третьяковых. (Слайд 2)

    Купеческий род Третьяковых ведет свою историю из уездного города Малоярославца Калужской губернии, откуда в 1774 году в Москву прибыл прадед П.М.Третьякова  Елисей Мартынович (1704–1783) с женой и сыновьями. Следующие поколения Третьяковых успешно расширяли торговлю и приумножали капиталы. Особенно хорошо шли дела у Михаила Захаровича Третьякова (1801–1850), чему способствовала его удачная женитьба на дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию Александре Даниловне Борисовой (1812–1899).   29 декабря 1832 года у них родился первенец, будущий основатель знаменитой художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. В 1848 году семью постигло горе: от скарлатины умерло четверо детей, а в 1850 году скончался и сам Михаил Захарович Третьяков. После его смерти все движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца. В 1852 году был куплен дом в Москве, в районе современных Толмачевских переулков, куда въехала семья Третьяковых.

    Старший из братьев Павел долго не женился.  Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой (1844–1899), двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918). Было положено начало долгой счастливой семейной жизни. В семье все любили друг друга. Третьяковы любили путешествовать, с детьми и без детей, по родной стране и за границу. И Павел Михайлович, и  Вера Николаевна были людьми, тонко чувствующими природу, искусство, музыку. Их дети выросли такими же. Павел Михайлович много трудился. Большую часть времени отнимало управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазинами, а все оставшееся время посвящалось любимому детищу – галерее. Была еще и благотворительная деятельность. Много сил отдал П.М.Третьяков Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Он также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, и конечно был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. Много хорошего сделал Павел Михайлович за свою жизнь. По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии. П.М.Третьяков скончался 4 декабря 1898 года, через 3 месяца умерла его жена Вера Николаевна.

    3. Собирательская деятельность П.М. Третьякова. (Слайд 3)

    Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников “Искушение” Николая Густовича Шильдера и “Стычка с финляндскими контрабандистами” Василия Григорьевича Худякова.

    Тема бесправного положения женщины в русском обществе была очень актуальна во второй половине XIX века. Это явление легло в основу картины «Искушение».

    … Мрачная подвальная комната. Здесь в бедности, живёт красивая девушка и её старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встаёт с кровати за тёмной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но на заработанные честным трудом гроши невозможно прокормить себя и больную мать.

    И вот пяльцы заброшены, перед бедняжкой встает проблема  выбора дальнейшего пути.  Старуха – сводня уже тут как тут.  Она протягивает юной героине дорогой браслет. В глубине картины в дверном окошке  маячит бородатое лицо искусителя. Если девушка согласится, то он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача. На лице девушки, в её движениях испуг и отчаянье… Конфликт усиливается аллегорией: на переднем плане полотна изображена кошка, которая готовится схватить  мышь, беспечно прогуливающуюся под комодом. Эта сценка словно указывает на предрешенность выбора девушки.

    Следующая картина Василия Григорьевича Худякова  «Стычка с финляндскими контрабандистами».   На картине изображен реальный сюжет столкновения отряда таможенной  стражи с группой контрабандистов.

    С этого времени П.М.Третьяков твёрдо решил  собирать работы своих современников.

    4. Обзорная Экскурсия по галерее. (Слайд 4)

    Уже в начале своей деятельности коллекционера, Третьяков чётко сформулировал цель — создать в Москве национальный общедоступный художественный музей. Эту мысль Третьяков высказывал тогда, когда в петербургский Эрмитаж допускались только избранные, а названия картин, висевших в залах, были написаны по-французски. Третьяков замыслил создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи. Свою галерею Павлу Михайловичу пришлось собирать с нуля, зато он мог целиком положиться на свой вкус. В конце 1850-х годов в его собрании появляются полотна И.И. Соколова, А. Саврасова, М.П. Клодта.

    1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – “Княжна Тараканова” К. Д. Флавицкого. (Слайд 5)

    П.М.Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. (Слайд 6)

    Особое место в собрании Третьякова занимала портретная галерея. К концу 1860-х годов П.М.Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников, артистов, учёных.  Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. (Слайд 7)

    Приобретаемые картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало. В 1872 году было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. (Слайд 8)

    В 1882 году были пристроены 6 новых залов.   В 1880-е годы  собрание Третьякова значительно пополнилось. (Слайд 9)

    В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. 1892 год стал для галереи знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Первоначально в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Сегодня Вы можете ознакомиться с уникальным собранием Третьяковской галереи, насчитывающим более 100 тысяч произведений, которое разделено на несколько разделов. (Слайд 10, 11, 12)

    5. Разделы Третьяковской галереи.

    Первый раздел включает в себя древнерусское искусство XII-XVIII веков. Здесь во время экскурсии Вы увидите уникальные иконы, скульптуры, мелкую пластику, прикладное искусство (около 5 тыс. экспонатов). (Слайд 13)

    Второй раздел включает в себя живопись XVIII - первой половины XIX века. (Слайд 14)

    Третий раздел включает в себя живопись второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (около 7 тысяч произведений). (Cлайд 15)

    В ходе экскурсии Вы сможете оценить уникальность русской графики XVIII — начала XX века (свыше 30 тысяч произведений), русскую скульптуру XVIII — начала XX века (около 1000 экспонатов). (Слайд 16)

    Интересна коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу. (Слайд 17)

    6. Знакомство с творчеством отдельных художников.

    6.1 Картина Виктора Васильевича Васнецова “Алёнушка”. (Слайд 18)

    Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени. Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку.

    6.2 Картина Александра Иванова “Явление Христа народу”. (Слайд 19)

    В 1834 году художник написал “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине”. Через три года художник приступил к созданию “Явления Христа народу”. На написание этой картины ушло 20 лет (1837—1857), после чего она была представлена публике в отдельном зале Академии Художеств.

    6.3 Творчество Павла Андреевича Федотова. (Слайд 20)

    “Свежий кавалер» первая картина, в которой художник добился полной реальности в изображении всех предметов обстановки. Вся картина исполнена как миниатюра: она написана чрезвычайно детально с неослабевающим вниманием и к каждому куску пространства и к каждому предмету. Действие происходит в тесной и темноватой комнатушке. Среди безобразного хаоса возвышается фигура «Свежего кавалера», нацепившего орденский крестик на халат. Здесь все построено на комических противоречиях. Сатира Федотова, как и Гоголя, бьет много дальше молодого хвастуна и его смазливой кухарки. «Свежий кавалер» – это апогей чванства и пошлости”.

       В «Завтраке аристократа» цветовое единство строится на основе доминирующего зеленого цвета интерьера. Контрастом этому зеленому звучат синий цвет халата и малиново-красный – шелковых шальвар «аристократа». Каждый цвет необычайно интенсивен, полнозвучен, что, не мешает цельности общего цветового решения.

    В 1848 году Федотов создает свою самую значительную картину – “Сватовство майора”. За нее художнику присвоили звание академика живописи. На академической выставке 1848 года около картины теснились толпы зрителей. Это было новое слово в искусстве, свежее и смелое своею искренностью, правдивостью, глубиною мысли, серьезным критическим направлением. Имя Федотова гремело по Петербургу. Каждая мелочь в “Сватовстве майора” имеет свой смысл, оправдана и обладает определенным назначением для характеристики персонажей, или для пояснения ситуации. В ней нет ничего случайного. Суть картины не исчерпывается живостью изображения сцены. И психологически, и социально она глубока и содержательна. Это не просто сценка, вырванная из гущи жизни. Тема картины – брак по расчету. Брак, превращенный в коммерческое предприятие, брак, поруганный корыстолюбием, циничная проза, не прикрытая никаким поэтическим флером, одна обнаруживающая низменность, бессердечие людей. В картине нет ни одного положительного персонажа. Это настоящее “темное царство”. Это уже не упрек. Это суровое обвинение, жестокая критика.

    6.4 Картина Василия Владимировича Пукирева “Неравный брак”. (Слайд 21)

    В основу работы над картиной художником было положено действительное событие. В 1861 году, то есть за год до создания картины, состоялось обручение одного богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, и молоденькой девушки из бедной семьи, некой С. Н. Рыбниковой. Пукирев знал об этом обручении от своего друга и ученика С. М. Варенцова. По рассказу последнего, он и С. Н. Рыбникова любили друг друга, но по неизвестным нам сейчас причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

    6.5 Творчество Василия Григорьевича Перова. (Слайд 22)

    Про картины Василия Григорьевича Перова говорили, что они “больно кусаются”. Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним.

    Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им вытащить сани на пригорок. Перов назвал картину “Тройка”. Сколько горечи и боли в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут – тройка измученных детей.

    К названию картины – “Тройка” – Перов приписал: “Ученики мастеровые везут воду”, потому что в ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли учениками.

    6.6 Картина Ильи Ефимовича Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1

    urok.1sept.ru

    путеводитель по музею, известные картины, которые нужно увидеть.

    Что можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

    В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

    Правильная локация

    Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

    Третьяковская галерея

    Первый этаж

    Третьяковская галерея

    Второй этаж

    Правильное время

    Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова» можно не бояться.

    Запастись картой

    Виртуальный музей Третьяковской галереи

    Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея.

    Третьяковская галерея

    В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

    Запастись списком шедевров

    Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

    Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

    Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

    Третьяковская галерея

    Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

    Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

    Третьяковская галерея

    Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

    Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

    Третьяковская галерея

    Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

    Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

    Третьяковская галерея

    Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина. Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

    Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

    Третьяковская галерея

    Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.


    Государственная Третьяковская галерея

    www.culture.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *