Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Краткое сообщение о ледовом побоище 4 класс: Состоялась битва на Чудском озере («Ледовое побоище»)

Состоялась битва на Чудском озере («Ледовое побоище»)

5 апреля 1242 г. на Чудском озере у Вороньего камня состоялась битва русской дружины под предводительством князя Александра Невского с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под названием «Ледовое побоище».

После поражения в Невской битве в 1240 г. шведы уже не принимали активного участия в выступлениях против Руси, но немецкие рыцари стремились укрепиться на границах Новгородской и Псковской земли. В 1240 г. пали русские крепости Изборск и Псков. Ощутив новую опасность, новгородцы во главе с князем Александром Невским поднялись на борьбу с врагом. В марте 1242 г. Псков был освобождён. Отбив у неприятеля Псков, русское войско двинулось на Изборск. Тем временем разведка выяснила, что противник послал на Изборск незначительные силы, а главные направил к Чудскому озеру.

По подсчётам военных историков на льду Чудского озера собралось 10-12 тыс. рыцарей. У Александра Невского было 15-17 тыс. воинов. Большинство составляли пешие «вои», значительно уступавшие рыцарям в вооружении и боевой выучке.

На рассвете 5 апреля крестоносцы выстроили своё войско треугольником, обращённым острым концом против неприятеля («свиньёй»). Александр Невский сосредоточил основные силы не в центре («челе»), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из лёгкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращён тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом.

При сближении войск русские лучники осыпали рыцарей градом стрел, но закованным в броню рыцарям удалось смять передний полк. «Прорезав» передние войска рыцари упёрлись в обрывистый берег озера и не смогли развить успех операции. Русские войска ударили по «свинье» справа и слева, а в тыл бросилась отборная дружина самого Александра Невского. Как писал летописец: «Бысть ту сеча велика… и не бе видети леду: покрыло все кровию». Сражение продолжалось до позднего вечера. Когда рыцарское войско дрогнуло и обратилось в бегство, русские погнали их к современному мысу Сиговец. Тонкий прибрежный лёд проламывался под конями и тяжеловооружёнными рыцарями.

Непосредственным результатом битвы на Чудском озере стало заключение договора между немцами и Новгородом, согласно которому крестоносцы уходили из всех захваченных ими русских земель.

В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является важной датой. Немцы не прекратили свои походы на Русь, но они уже не могли нанести существенного удара по северным землям.

 

Лит.: Бегунов Ю. К., Клейненберг И. Э., Шаскольский И. П. Письменные источники о Ледовом побоище //Ледовое побоище 1242, М; Л., 1966; Данилевский И. Ледовое побоище: смена образа // Отечественные записки. № 5 (20) 2004; Зверев Ю. Ледовое побоище происходило: на суше // Техника и оружие. 1995. № 1. С. 20-22; Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г.: Новое осмысление // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 162-166; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М; Л., 1950. С. 72-85; Трусман Ю. И. О месте Ледового побоища в 1242 г. // Журнал Министерства Народного просвещения. 1884. № 1. С. 44-46.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Александр Невский (1221–1263): [цифровая коллекция].

Ледовое побоище кратко

Ледовое побоище на Чудском озере произошло 5 апреля 1242 года. Оно стало известно как одна из важнейших в истории страны побед. Дата этой битвы поставила точку в притязаниях Ливонского ордена на русские земли. Но, как часто бывает, многие факты, связанные с событием, произошедшим в далеком прошлом, являются для современных ученых спорными. Да и достоверность большинства источников может быть поставлена под сомнение. В результате, современным историкам не известно точное число войск, участвовавших в сражении. Этой информации нет ни в Житии Александра Невского, ни в летописях. Предположительно количество русских воинов, принявших участие в сражении равно 15 тысячам, ливонские рыцари привели с собой около 12 тысяч воинов, большей частью ополченцев.

Выбор в качестве места для битвы Александром льда Чудского озера (недалеко от Вороньего камня), имел важное значение. Прежде всего, позиция, занятая воинами молодого князя позволяла перекрыть подступы к Новгороду. Наверняка, Александр Невский помнил и о том, что тяжелые рыцари более уязвимы в зимних условиях. Итак, Ледовое побоище кратко можно описать следующим образом.

Ливонские рыцари выстроились в хорошо известный боевой клин. Тяжелые рыцари разместились на флангах, а воины с легким вооружением — внутри этого клина. Русские летописи называют такое построение «великой свиньей». Но, о том, какое построение избрал Александр Невский современным историкам ничего не известно. Это вполне мог быть «полчный ряд», традиционный для русских дружин. На наступление по открытому льду рыцари решились, даже не имея точных данных ни о количестве, ни о расположении войск противника.

Схема Ледового побоища отсутствует в дошедших до нас летописных источниках. Но, ее вполне можно реконструировать. Рыцарский клин атаковал сторожевой полк и двинулся дальше, довольно легко прорвав его сопротивление. Однако, наступавшие встретили на дальнейшем пути немало препятствий совсем неожиданных. Вполне можно предположить, что этот успех рыцарей был заранее подготовлен Александром Невским.

Клин оказался зажат в клещи и практически полностью потерял маневренность. Атака засадного полка окончательно склонила чашу весов на сторону Александра. Рыцари, облаченные в тяжелые доспехи, были совершенно беспомощны, стащенные со своих коней. Тех, кто смог спастись после битвы новгородцы преследовали, по сообщениям летописей «до Соколиного берега».

Александр победил в Ледовом побоище, чем принудил Ливонский Орден к заключению мира и отказу всех территориальных притязаний. Воины, плененные в бою, обеими сторонами были возвращены.

Стоит отметить, что битва на Чудском озере является по-своему уникальной. Впервые в истории пешее войско смогло одержать победу над тяжеловооруженной конницей. Безусловно, важную роль сыграли погодные условия, рельеф местности, и внезапность.

Благодаря победе Александра Невского была устранена угроза захвата северо-западных русских территорий Орденом. Так же, это позволило новгородцам сохранить торговые связи с Европой.

10 увлекательных занятий для учащихся и учителей — инновационные идеи для обучения

Начало учебного года или переход в новую комнату каждый день в качестве замены может стать довольно утомительным и неприятным как для учителей, так и для учеников.

К счастью, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы растопить лед и заставить детей чувствовать себя намного более увлеченными и комфортными в обучении. Просто потратьте 10-15 минут, чтобы попробовать пару из перечисленных ниже действий, чтобы снять это неловкое напряжение.

Вот некоторые из моих любимых вещей.

Передайте лист бумаги и несколько ручек. Попросите учащихся написать свое имя и любимые телепередачи (тему для любимых вещей можно придумать самостоятельно). Соберите бумаги и ручки. Начните читать ответы, но пусть класс угадает, кто написал ответ.

Состав именинника.

Назовите любой месяц года и попросите всех учащихся, родившихся в этом месяце, выйти перед классом. Студенты сами решают, кто стоит первым, вторым и т. д., поэтому они стоят с первого дня месяца до последнего дня месяца. Теперь назовите еще один месяц (не называйте месяцы по порядку) и попросите этих учащихся правильно расположиться по дням и по тому месту, где они должны стоять в течение всего месяца. Это отличный способ заставить детей работать вместе и узнать друг друга. Когда все дети выстроятся в очередь, проверьте их правильность.

СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ НАБОР ЛЕДОКОЛА ДЛЯ КЛАССА ЗДЕСЬ

 Снежок.

Попросите учащихся написать три вещи о себе на листе бумаги. Затем попросите их скомкать бумагу, чтобы они напоминали снежный ком. Пусть учащиеся поиграют в снежки около одной минуты. Теперь каждый берет один из снежков и должен попытаться найти человека, который написал на нем.

Как только они найдут своего партнера, они должны представить этого человека перед классом и объяснить, что они узнали о своем новом друге, с помощью трех фактов, написанных на листе бумаги.

 Игра в наблюдение.

Выстройте учеников в две шеренги лицом друг к другу. Если студентов нечетное количество, вы тоже можете сыграть в эту игру. Дайте учащимся 30 секунд, чтобы хорошенько рассмотреть друг друга, обращая внимание на все подробности о своем партнере. Учащиеся в одной шеренге теперь поворачиваются лицом в другую сторону, в то время как ученики в другой шеренге что-то меняют в себе. Например, девочка может снять бантик для волос, а мальчик расстегнуть рубашку. Когда дети в первой линии оборачиваются, они должны угадать, что изменил их партнер. Теперь переключитесь и позвольте первой строке сделать изменение, а второй строке угадать разницу.

Словарь ледокола.

Предложите учащимся нарисовать, что им нравится делать, что они любят есть и какой у них любимый предмет в школе. Попросите каждого ученика подойти и показать свои фотографии классу. Посмотрите, смогут ли учащиеся угадать, что нарисовал каждый учащийся, что немного говорит о них самих. Например, если ученица нарисует желтую букву М, сможет ли кто-нибудь догадаться, что ей нравится McDonalds?

 Покажи и расскажи.

Не забывайте об этой любимой части урока. Попросите учащихся принести то, что им дорого, или просто то, чем они хотят поделиться с классом. Дайте каждому ученику возможность подойти и рассказать о предмете, который они принесли. Таким образом, класс узнает друг друга и то, что делает каждого ученика счастливым.

Автопортрет.

Пусть ваши ученики нарисуют себя. После того, как они это сделают, соберите листы и повесьте их на видное место всему классу. Теперь попросите учащихся угадать, кто был художником по каждой картинке.

Написание писем.

В начале года напишите короткое письмо о себе как об учителе. Расскажите ученикам, где вы живете, какие у вас хобби, есть ли у вас дети, домашние животные и т. д. Раздайте свое письмо каждому ученику в вашем классе и попросите их написать вам в ответ аналогичную информацию о себе. Посмотрите это отличное руководство по написанию писем здесь.

Игра Смешай.

Дайте каждому учащемуся каталожную карточку. Попросите их написать вопрос, который они хотели бы задать другим ученикам в классе. Примеры могут включать: «Какая ваша любимая песня?» или «Какой твой любимый вид спорта?» Затем попросите учащихся встать и пройтись по комнате. Когда вы говорите «стоп», учащиеся должны встать рядом с ближайшим к ним человеком и задать вопрос, указанный на их собственной карточке. Оба ученика должны ответить на вопросы. Теперь пусть они снова смешаются и познакомятся с новым человеком.

«Кто я?» Игра.

Пусть ученики встанут в круг. Дайте каждому ученику стикер. Пусть каждый напишет на стикере существительное. Затем приклейте стикер ко лбу человека, стоящего справа от него, с изображением существительного. Теперь попросите учащихся по очереди задать группе вопрос «да/нет», который поможет им угадать существительное, написанное у них на лбу. Если они не угадывают правильно, человек справа задает вопрос. Продолжайте до тех пор, пока все существительные не будут угаданы или пока не истечет отведенное вам время.

28 Развлекательные ледоколы для учащихся начальной школы

Эти веселые и простые занятия можно использовать в первый день в школе или в любое время, когда вы хотите развить навыки сотрудничества среди ваших учеников. Они включают уроки в виртуальном классе, практические занятия и увлекательные игры для создания позитивного сообщества в классе.

1. Сыграйте в любимую игру со звуками животных

Получив секретное животное, ученики должны найти человека в комнате с таким же животным, как и они. Самое интересное, что они не могут говорить или использовать жесты, но должны имитировать звук назначенного им животного.

Подробнее: Ледоколы

2. Создайте книгу «Все обо мне»

Этот всеобъемлющий ледокол включает в себя интересные письменные подсказки о предпочтениях учащихся, семьях, дружбе и целях, а также обложку обложки книги, которую они могут создать по своему вкусу.

Подробнее: Учителя платят учителям

3. Сыграйте в игру Candy Colors

Эта веселая игра-ледокол помогает учащимся узнавать факты друг о друге, исходя из цвета конфет, которые они выбирают. Вы можете назначить цвет для любимых хобби, заветных воспоминаний, работы мечты или даже подстановочный знак, чтобы они могли поделиться чем угодно.

Подробнее: Ледоколы

4. Сыграйте в игру «Концентрические круги»

После организации внутреннего круга и внешнего круга учащиеся объединяются в пары, чтобы обсудить свои ответы на серию сопутствующих вопросов. Эта игра с низким уровнем подготовки дает учащимся возможность общаться со многими одноклассниками за короткий промежуток времени.

Подробнее: Учителя платят учителям

5. Сыграйте в любимую игру знаменитостей

Разместив на парте каждого ученика бейджики с именами различных знаменитостей, попросите их выяснить, кто они из знаменитостей, задавая только вопросы «Да» или «Нет».

Подробнее: Ледоколы

6. Сделайте свои собственные карты бинго для одноклассников

Учащиеся могут выбрать подсказки, которые они хотели бы включить в эти настраиваемые карточки бинго, используя бесплатное и простое приложение.

Подробнее: Моя бесплатная карта бинго

7. Сыграйте в игру «Надувной пляжный мяч»

В эту классическую игру интересно играть дома и на улице. Написав вопрос на каждой части мяча, учащиеся могут подбрасывать мяч. Тот, кто его поймает, должен ответить на вопрос под большим пальцем левой руки.

Узнайте больше: компания Thought

8. Играйте в рулон туалетной бумаги

После того, как рулон туалетной бумаги будет в наличии, объясните, что за каждый оторванный лист бумаги учащиеся должны рассказать один факт о себе. Факты могут быть простыми, такими как их любимая книга или месяц рождения, или более сложными, в зависимости от их уровня комфорта.

Дополнительная информация: Guide, Inc.

9. Сыграйте в игру «Вы бы предпочли»

Эти увлекательные вопросы — отличный способ стимулировать содержательную дискуссию между учащимися, поскольку они побуждают к более глубоким размышлениям и обмену мнениями.

Узнать больше: Twinkl

10. Выберите три! Игра «Ледокол»

После того, как учащиеся выберут три предмета для игры, вы можете прочитать каждый сценарий и попросить их поделиться тем, какой предмет лучше всего соответствует сценарию. Самое интересное будет в том, чтобы выслушать творческие доводы друг друга в пользу своего выбора.

Подробнее: Учителя платят учителям

11. Знакомство с вами Письменная деятельность

Эти подсказки для знакомства развивают навыки письма и позволяют учащимся обдумать то, чем они хотели бы поделиться, прежде чем представить себя в классе.

Подробнее: Образование

12. Игра «Встань или сядь»

Это отличный виртуальный ледокол, поскольку его также можно легко выполнять из дома. Студенты встают или садятся в зависимости от их ответов на серию вопросов. Вопросы продуманно сформулированы, чтобы помочь вам получить представление о ваших учениках, в том числе о том, нравится ли им работать в группах и какие предметы им нравятся.

Подробнее: Учителя платят учителям

13. Сыграйте в игру «Бомба замедленного действия»

После того, как учащиеся встанут в круг, бросьте мяч кому-нибудь из группы. У них есть две секунды, чтобы назвать чье-то имя и бросить ему мяч, прежде чем «бомба» взорвется и они выбывают из игры.

Узнать больше: Fun Attic

14. Играйте в игру Jenga Tumbling Towers

Каждая команда работает вместе, чтобы ответить на серию ледокольных вопросов, написанных на серии блоков Jenga. Побеждает команда с самой высокой башней в конце. Это веселый и увлекательный способ для студентов наладить связи без какого-либо давления, связанного с презентацией перед классом.

Подробнее: Учителя платят учителям

15. Игра «День рождения»

Учащиеся должны молча организовать себя в порядке месяца рождения, используя для общения только жесты рук и невербальные подсказки. Это отличная задача для сплочения команды и интересный способ заставить ваш класс двигаться.

Узнайте больше: Инновационные идеи учителей

16. Сыграйте в снежки

Записав три факта о себе, учащиеся крошат лист бумаги, чтобы он напоминал снежный ком, и устраивают «бой снежками», разбрасывая листы. Затем они должны поднять лист бумаги с пола и попытаться найти человека, который написал на нем, прежде чем представить его остальному классу.

Узнайте больше: Инновационные идеи обучения

17. Играйте в наблюдательную игру

Студенты выстраиваются лицом друг к другу и имеют тридцать секунд, чтобы посмотреть друг на друга. Затем учащиеся одной линии что-то меняют в себе, а учащиеся второй линии должны угадать, что изменили их партнеры.

Узнайте больше: Инновационные идеи обучения

18. Сыграйте в игру Scattergories

В этой классической игре учащиеся должны придумать уникальные объекты из набора категорий, начинающихся с заданной буквы. Это отлично подходит для утренних встреч или мозговых перерывов в течение дня. Эта конкретная версия, созданная учителем, имеет творческие и забавные категории, а также может использоваться для виртуального обучения.

Подробнее: Учителя платят учителям

19. Играйте в совместную игру Marooned

Сообщив учащимся, что они застряли на необитаемом острове, объясните, что каждый учащийся должен выбрать предметы из своих личных вещей, которые помогут им выжить, и объясните свои рассуждения группе. Это веселый и увлекательный способ задать тон сотрудничеству и сотрудничеству в классе.

Подробнее: GPB.org

20. Создайте капсулу времени 

Этот урок-капсула времени является открытым и позволяет вам включать любые сувениры, которые пожелаете вы и ваши ученики, в том числе фотографии, письма, артефакты или дорогие предметы. Это прекрасный способ узнать об увлечениях и мечтах ваших учеников, а также увидеть, как они меняются в течение учебного года.

Узнать больше: Twinkl

21. Попробуйте зефирный челлендж

Используя простые предметы, такие как палочки для макарон, скотч и веревку, учащиеся должны построить самую высокую конструкцию, на которой может стоять зефир. Эта междисциплинарная деятельность включает в себя инженерные и дизайнерские навыки, а также развивает творческое мышление и изобретательность учащихся.

Узнайте больше: Common Sense.org

22. Расскажите историю высокой группы

После начала рассказа с интригующей предпосылки, такой как «Вчера я ходил в торговый центр и проходил мимо витрины». Позвольте учащимся добавлять к рассказу один за другим, пока они не создадут веселую небылицу.

Подробнее: GPB.org

23. Рисуем сказочные флаги

Ученикам обязательно понравится рисовать флаги, содержащие объекты и символы, отражающие их увлечения, таланты и ценности.

Подробнее: Ледоколы

24. Воспроизвести Фотоохота за мусором

Это веселая командная работа, цель которой состоит в том, чтобы учащиеся принесли фотографии различных мест и предметов. Это прекрасный способ запечатлеть особые воспоминания, наслаждаясь приключениями в команде.

Подробнее: Ледоколы

25. Сыграйте в игру «Четыре угла»

После того, как вы обозначите углы своей комнаты приложенными знаками, читайте по одному вопросу за раз и попросите учащихся перейти в угол комнаты, помеченный числом, соответствующим их ответу.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *