Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Кто исследовал народы восточной сибири – Этнографические исследования Сибири в XIX в. — МегаЛекции

Содержание

Восточная Сибирь. Население и хозяйство. Видеоурок. География 9 Класс

География 9 класс

«Восточная Сибирь. Население и хозяйство»

Население.

Население района – 8,3 млн. чел. Русских – 80%. Плотность населения – 2,2 чел./кв.км. Наибольшие показатели плотности населения – вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. Уровень урбанизации – 72%. Наибольший уровень урбанизации наблюдается в Иркутской области и Красноярском крае.

Наиболее крупные коренные народы Восточной Сибири – буряты, хакасы, тувинцы, эвенки, якуты. Средней численности народы – западносибирские татары, хакасы, алтайцы. Остальные народы по причине их малочисленности и сходных особенностей промыслового быта отнесены к группе «малых народов Севера». Среди них выделяются ненцы, эвенки, ханты, заметные по численности и сохранению традиционного уклада чукчи, эвены, нанайцы, манси, коряки.

Оленеводы и рыбаки обычно кочуют. Обычное жилище кочевых народов – чум. Его остов составляют несколько опирающихся друг на друга кольев, которые раньше обтягивались оленьими шкурами, а сейчас – брезентом или другими непромокаемыми материалами. В центре чума располагается костер или металлическая печка, по бокам устраиваются лежанки.

Часть коренного населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому. В поселках построены рубленые бревенчатые дома. Жители работают на зверофермах или в пошивочных мастерских.

Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. По численности говорящих на родственных языках на первом месте стоят народы алтайской языковой семьи, по крайней мере, от рубежа нашей эры начавшей распространяться с Саяно-Алтая и Прибайкалья в глубинные районы Западной и Восточной Сибири.

Рис. 1. Тувинцы – коренной народ Восточной Сибири (Источник)

Крупнейшие города: Красноярск (1,03 млн. чел.), Иркутск (600 тыс. чел.), Улан-Удэ (412 тыс. чел.).

Хозяйство.

Основные отрасли специализации:

1.     цветная металлургия

2.     угольная промышленность

3.     электроэнергетика

4.     химическая промышленность

5.     лесная промышленность

6.     пушной промысел

Хозяйство Восточно-Сибирского района формируется на основе собственных природных ресурсов. Восточная Сибирь, несмотря на еще недостаточную ее изученность в геологическом отношении, отличается исключительным богатством и широким разнообразием природных ресурсов. Здесь сосредоточена большая часть гидроэнергетических ресурсов и общегеологических запасов угля, находятся уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов (меди, никеля, кобальта, молибдена, ниобия, титана, золота, платины и др.), многих видов нерудного сырья (слюды, асбеста, талька, графита, магнезита, плавикового шпата и др.), открыты крупные запасы нефти и природного газа. Восточной Сибири принадлежит первое место в Российской Федерации по запасам древесины.

Геологические запасы угля достигают 3,7 трлн. т, что составляет более половины угольных ресурсов России и вдвое превышает угольные ресурсы США. Наиболее изученными и освоенными являются Канско-Ачинский, Минусинский и Иркутский угольные бассейны. Пока еще недостаточно разведаны и тем более освоены Таймырский, Тунгусский и Улугхемский бассейны.

Канско-Ачинский угольный бассейн простирается вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на расстояние около 800 км. Общие геологические запасы угля в нем составляют 640 млрд. т. Основные месторождения этого бассейна: Березовское, Ирша-Бородинское, Назаровское, Боготольское, Абанское, Урюпское. Угли – бурые, залегают мощными пластами (до 100 м) и близко к поверхности, что позволяет вести их добычу открытым способом.

Минусинский угольный бассейн обладает геологическими запасами угля 32,5 млрд. т. Он расположен вдоль берегов верхнего течения Енисея и его притока Абакана в Минусинской котловине. Угли – каменные, добычу их можно вести в основном шахтным способом.

Запасы Иркутского угольного бассейна оцениваются в 76,2 млрд. т. Лучшие по качеству каменные угли этого бассейна залегают в Черемховском, Ново-Метелкинском и Азейском месторождениях.

Богатые угольные залежи открыты на территории Тувы. Здесь выделяется Улугхемский бассейн с геологическими запасами около 18 млрд. т. каменного угля, который является хорошим энергетическим топливом и характеризуется небольшим содержанием золы, серы. Однако из-за отсутствия транспортных связей с промышленными центрами Восточной Сибири бассейн имеет пока лишь местное значение. Значительными запасами угля обладает Забайкалье. В Бурятии наиболее крупными месторождениями являются Гусиноозерское, Никольское, Тугунское. Угли – бурые с большим выходом летучих горючих веществ, вследствие чего они при длительном хранении могут самовозгораться. Угли Читинской области большей частью также относятся к бурым. Основные месторождения – Харанорское, Черновское, Тарбагатайское. В Букачачинском месторождении угли каменные.

Тунгусский угольный бассейн занимает большую часть (1 млн. кв. км.) Сибирской платформы между реками Леной и Енисеем. Изучен он пока еще слабо, и в связи с труднодоступностью и удаленностью от промышленных центров не эксплуатируется (ведется лишь добыча угля для нужд Норильска). Однако, по оценкам, геологические запасы угля в Тунгусском бассейне очень велики и составляют около 2299 млрд. т. В северной части полуострова Таймыр расположен Таймырский каменно- угольный бассейн с общими запасами 235 млрд. т. Он еще мало изучен из-за суровых природно-климатических условий и слабого развития транспортной сети. В пределах Красноярского края находится и часть Ленского угольного бассейна – Анабаро-Хатангский угленосный район с залежами бурого угля.

Нефть была обнаружена в 1960-х годах недалеко от Усть-Кута в районе села Марково. В последующие годы ресурсы нефти и природного газа были открыты не только на севере Иркутской области, но и в Эвенкии, Нижне-Ангарском районе Красноярского края, однако промышленная добыча их пока не ведется. Имеются также незначительные запасы горючих сланцев.

По богатствам гидроэнергетических ресурсов Восточная Сибирь занимает в России первое место. Базой для развития электроэнергетики являются угли Канско-Ачинского бассейна и гидропотенциал рек, в первую очередь, Ангары и Енисея. Район обеспечивает более 13% общероссийского производства электроэнергии. Важно и то, что значительная доля энергии производится на ГЭС, а значит, она имеет относительно невысокую себестоимость. На базе дешевой энергии развиваются энергоемкие отрасли.

Главная отрасль специализации Восточной Сибири – цветная металлургия. Здесь производится 1/3 российских цветных металлов. В первую очередь, это алюминий (3/4 российского производства), а также никель и медь. Кроме того, Восточная Сибирь – один из главных золотодобывающих регионов.

Также энергоемко целлюлозно-бумажное производство. В этом производстве используются местные лесные и водные ресурсы. Базовой отраслью формирования хозяйства является электроэнергетика. Основу энергетического хозяйства Восточно-Сибирского района составляют мощные ГЭС – Саяно-Шушенская и Красноярская на Енисее, а также Братская, Усть-Илимская и менее крупная Иркутская – на Ангаре. На базе дешевых бурых углей работают ГРЭС (тепловые станции районного значения) – Назаровская и Березовская.

Рис. 2. Красноярская ГЭС (Источник)

Около ГЭС (источник дешевой электроэнергии) размещается производство алюминия. Главные центры – Красноярск, Братск, Шелехов, Саяногорск. В Норильске представлено производство меди, никеля, кобальта и других редких цветных металлов.

Рис. 3. Металлургический завод в Норильске (Источник)

Единственный в Восточной Сибири нефтеперерабатывающий завод расположен в Ангарске. Важнейшие центры лесной промышленности – Братск, Красноярск, Усть-Илимск, Лесосибирск.

На остепненных участках с плодородными почвами в южной части района выращивается яровая пшеница. На горных пастбищах выпасают полутонкорунных овец.

Национальный состав населения Восточной Сибири относительно однороден. 80% населения составляют русские, начавшие осваивать территорию Сибири с конца XVI века.

 

Домашнее задание:

П. 58, вопрос 2.

1.     Назовите и найдите на карте главные промышленные центры Восточной Сибири.

2.     Перечислите народы Восточной Сибири. Назовите крупнейшие города района.

 

Список литературы

Основная

1.     География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учебник для общеобраз. уч. / В. П. Дронов, В. Я. Ром. – М.: Дрофа, 2011. – 285 с.

2.     География. 9 кл.: атлас. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа; ДИК, 2011 – 56 с.

 

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.     Этнография: учебник / под ред. Ю. В. Бромлея, Г. Е. Маркова. — М.: Высшая школа, 1982. – С. 320. Глава 10. «Народы Сибири».

 

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с. 

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.

2.     Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н. Е. Бургасова, С. В. Банников: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.

3.     Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В. И. Евдокимов. – М.: Экзамен, 2009. – 109 с.

4.     Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013. Учебное пособие / В. В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.

5.     Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. – 284 с.

6.     Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

7.    География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. – М.: Экзамен, 2003. – 160 с.

8.     Тематические тесты для подготовки  к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. – 160 с.

Материалы в сети Интернет

1.     http://www.fipi.ru/

2.     http://www.edu.ru/

3.     http://estnauki.ru/geo/40/1876-hozjajtsvo-i-naselenie-vostochnoj-sibiri.html

4.     http://irkipedia.ru/content/korennye_narody

5.    http://xreferat.ru/113/7198-1-vostochno-sibirskiiy-ekonomicheskiiy-raiyon.html

interneturok.ru

1.1 История исследования и изучения Восточной Сибири. Малые озера и реки Сибири

Похожие главы из других работ:

География газовой промышленности РФ (региона)

2.1.5. Нефтегазоносные области Восточной Сибири и Дальнего Востока

Нефтегазоносные области Восточной Сибири в административном отношении охватывают территории Красноярского края, Иркутской области. В Красноярском крае — Таймырское, Мессояхское месторождения и в Иркутской области — Братское месторождение…

История исследования и характеристика Уральских гор

Глава I. История исследования Уральских гор

Кавказская горная страна

2. История изучения природы Кавказа

Кавказу посвящено много работ, относящихся к различным отраслям естественных наук. Первыми были работы историко-географа царевича Вахушти Багратиони. Геологические исследования Кавказа были начаты русскими геологами в начале 19 в…

Картографический метод исследования

2. Краткая история картографического метода исследования

Всякое картографическое произведение создавалось с древнейших времен до наших дней для каких-либо практических или научных целей…

Картографический метод исследования

2. Краткая история картографического метода исследования

Всякое картографическое произведение создавалось с древнейших времен до наших дней для каких-либо практических или научных целей…

Малые озера и реки Сибири

ГЛАВА 1. Общие Сведения о Восточной Сибири как одном из крупнейших районов России

Малые озера и реки Сибири

1.2 Общая характеристика Восточной Сибири

Огромная территория Восточной Сибири, занимающая четвёртую часть площади России, простирается от берегов Северного Ледовитого океана до границы с Монголией, от левобережья Енисея до водораздельных хребтов Дальнего Востока…

Малые озера и реки Сибири

ГЛАВА 2. Малые реки и озера Восточной Сибири

Морские льды

1. История изучения явления

морской лед замерзание Изучением морских льдов человечество занимается, пожалуй, с тех самых пор, когда оно впервые столкнулось с подобным явлением. «Столкновением» стоит назвать развитие мореходства. Конечно…

Парниковый эффект

История исследования парникового эффекта

Интересную точку зрения выдвинул советский климатолог Н. И. Будыко в 1962 году. По его расчетам прогнозируется увеличение концентрации атмосферного СО2 в 2000 г. до 380 частей на миллион, в 2025 г. — до 520 и в 2050г. — до 750…

Подледниковый рельеф Гренландии

3.1 История исследования подледникового рельефа Гренландии

Исследования Гренландского ледникового покрова были начаты в конце XIX в., когда Норденшельд в 1880 г. первым из ученых проник в глубь щита. Ф. Нансен пересек южную часть Гренландии в 1888 г., а Пири — ее северную часть в 1892 и 1895 гг…

Реки Красноярского края

1. История изучения рек Красноярского края

В истории изучения рек края можно выделить пять основных этапов. Смена этапов связана с изменением социально-экономической обстановки и, как следствие, с преобладанием определенных видов использования водных ресурсов…

Синоптические процессы Восточной Сибири. Причины возникновения зимнего азиатского антициклона

1. Синоптические процессы Восточной Сибири

Уральские горы

1. История исследования природы

Система низко- и средневысотных горных хребтов Урала протянулась вдоль восточных окраин Русской (Восточно-Европейской) равнины в субмеридиональном направлении от побережья Северного Ледовитого океана до южных границ России…

Характеристика Восточно-Сибирского региона

2. Озеро Байкал как основа природно-ресурсной системы Восточной Сибири

Как известно, озеро Байкал — уникальный природный объект, являющийся не только нашей национальной ценностью, но и частью мирового наследия, хранилищем одной пятой части пресных вод и 80 процентов питьевой воды планеты Земля…

geo.bobrodobro.ru

Восточная Сибирь. Ресурсы, население, районы, природа. Географическое описание Восточной Сибири.

Восточная Сибирь издавна была заселена человеком. Находки археологов свидетель­ствуют, что еще в палеолите (за 40 тыс. лет до н. э.) в ее южных районах — по Ле­не, Енисею, Ангаре и Селенге существовали многочисленные поселения охотников и рыболовов. В северных районах суровый климат, непроходимые леса — территории, мало пригодные для земледелия и ското­водства, задержали проникновение сюда человека па несколько десятков тысяч лет.

В России первые сведения о восточно­сибирских народах появились только в XV веке, когда начались походы русских за Урал. В русских летописях XV века уже встречается название «Сибирская земля». До присоединения к России значительное влияние на развитие Восточной Сибири оказывали государственные образования Центральной Азии. Каждое из них (гун­ны, жужани, уйгуры, хакасы, монголы и другие) на некоторое время устанавливало господство над народами южной части Во­сточной Сибири, а непокорные племена оттесняло на север. В начале XIII века вся южная часть была захвачена монголами и включена в состав империи Чингисхана. Перед появлением русских в Восточ­ной Сибири жили различные народности и племена, разбросанные по огромной тер­ритории. Всего ко времени прихода рус­ских здесь жило около 130 тыс. человек. Наиболее многочисленными были якуты, буряты, хакасы и тувинцы. Якуты занима­ли Лено-Вилюйскую низменность и приле­гающие к ней долины рек.

Среди окружав­ших их небольших северных народностей якуты выделялись относительно высоким уровнем хозяйства. У южных, более раз­витых народов они научились выплав­лять железо и делать из него предметы вооружения и промысла. Но основными занятиями якутов были скотоводство, охо­та и рыболовство. Буряты жили на степ­ных и лесостепных участках в Прибай­калье и Забайкалье.

Основой их хозяйства было полукочевое или кочевое (в Забайкалье) скотоводство. Охота имела второстепенное значение. Верховья Енисея занимали хакасы и тувинцы. В долинах рек и межгорных котловинах небольшие участ­ки распахивались: кое-где применялось даже искусственное орошение. В некото­рых районах было развито примитивное металлургическое производство, добыча и обработка меди и железа. Обширные та­ежные районы между Енисеем и Тихим океаном заселяли звонки (тунгусы).

Они занимались охотой и рыболовством, неко­торые эвенкийские племена имели оленей. Вообще охота, рыболовство и оленеводство определяли хозяйственный облик и так называемых малых народов — самодийцев, кетов, юкагиров, чукчей и другие.

vostok-sibir.ru

ханты, манси, ненцы, сибирские татары, хакасы, буряты и многие другие.

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу  XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос. 
  2. Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.
  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в  110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.
  4. Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.
  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации —  Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
  6. Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
  7. Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
  8. Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории  Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
  9. Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
  10. Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
  11. Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.
  13. Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.
  14. Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.
  15. Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.
  16. Сибирские татары – пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались  6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100 000 человек.
  17. Сойоты – коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.
  18. Нивхи – коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека.
  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.
  20. Ительмены – это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.
  21. Телеуты – тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.
  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились. 

xn—-9sbubb4ahmf1byf.xn--p1ai

Научные исследования в Сибири XVIII веке — МегаЛекции

 

В историю науки, как европейской, так и отечественной, XVIII век вошел как эпоха энциклопедизма, универсализма научных знаний. Объем научной работы, проделанной учеными XVIII в., был колоссален. В это время заметен поворот в сторону поисков новых методов научных исследований. Значительные изменения происходят в области исторических исследований. Сибирь в XVIII в. становится главным районом научных изысканий, как в области истории и этнографии, так и в области археологии.

Однако сохранялась еще практика написания летописей, главным образом, повествующих об истории присоединения Сибири к России и о подвигах Ермака. Сведения о сибирских народах, их верованиях и быте носили по-прежнему фрагментарный и, не редко, случайный характер. Вместе с тем, до начала планомерных научных исследований Сибири уже были известны примеры написания трудов, посвященных исследованию отдельных сибирских народов.

Среди наиболее известных является сочинение полковника Григория Новицкого* «Краткое описание о народе остяцком» (1715 г.). По оценкам современных исследователей, работа Г. Новицкого представляет собой первый в историографии Сибири опыт монографического исследования культуры хантов и манси.

Г. Новицкий совершил ряд экспедиций (поездок) к хантам и манси в составе духовной миссии. Результатом этих поездок и стало его сочинение. Основное внимание Г. Новицкий сосредоточил на характеристике хозяйственного и общественного строя угорских народов, их верованиях. Значительное место в этом труде уделено описанию сибирских татар и деятельности отдельных сибирских князьцов.

Основой работы Г. Новицкого служили личные наблюдения и рассказы «бывальцев», различная литература географического и исторического характера, летописи. Впервые для понимания истории хантов и манси Г. Новицкий использовал данные археологии и лингвистики. Именно археология и лингвистика, по убеждению Новицкого, способны были пролить свет на древнюю историю хантов и манси, изучение которой было затруднено в связи с отсутствием у этих народов письменности.



Одна из главных проблем, интересовавших Г. Новицкого, — происхождение остяков (хантов и манси). Решение этого вопроса он видел в археологии. Первоначальное население Сибири, как считал Новицкий, судя по археологическим материалам, было представлено легендарным народом Чудь, свидетельства о котором сохранились в виде древних городищ, курганов, предметов быта. Этот народ погиб. Вторым этническим слоем, сменившим Чудь, были остяки – ханты и манси, которые пришли в Сибирь в результате миграции населения из районов проживания пермских народов, от которых, по мнению исследователя, остяки и произошли. В пользу этого факта служит язык, единый для этих групп народов. Однако уже на территории Сибири язык этот, как полагал Г. Новицкий, претерпел значительные изменения в результате контактов с другими языками Сибири.

С большой точностью Г. Новицкий описал материальную и духовную культуру хантов и манси, существенные черты их семейно-брачных отношений, различные обряды и верования. Его сочинение, являясь свидетельством современника, наблюдавшим жизнь сибирских племен конца XVII – начала XVIII вв., до сих пор представляет собой историографическую ценность.

Другим важным источником начала XVIII в. являются материалы по Сибири путешественника Лоренца Ланге. Его записи отражают сведения о народах Сибири, их обрядах, верованиях, жилищах, и до сих пор представляют известный интерес для исследователей. Однако Л. Ланге использовал общее для всех сибирских народов название — татары, бытовавшее в научных кругах Европы в XVI-XVII вв.

Первая научная экспедиция в Сибирь состоялась в 1719 г. Во главе ее стоял доктор Д.Г. Мессершмидт*, приглашенный Петром I из Данцига (Польское королевство).

Задача Д.Г. Мессершмидта, предписанная ему Петром I, заключалась в сборе различных древних раритетов, а также в сборе этнографического материала и археологических коллекций. Д.Г. Мессершмидт, однако, вышел за рамки предписанного задания. За время своей поездки, он собирал материал по флоре и фауне Сибири, сведения об ее истории; комплектовал коллекцию из древних рукописей на персидском, арабском и татарском языках, относящихся к памятникам истории отдельных сибирских народов; впервые стал вести археологические раскопки.

Дневники Д.Г. Мессершмидта изобилуют подробными сведениями по этнографии сибирских народов. Им подробно описаны барабинские татары, аринцы, остяки и самоеды, буряты и монголы. Важным показателем научной деятельности Д.Г. Мессершмидта в Сибири является его работа по сбору и классификации языков народов Сибири.

Большое внимание ученый уделял сибирской археологии. Он был первым из европейских ученых, занявшимся изучением древних захоронений. Выполняя поручение Петра I «приискивать могильных всяких древних вещей …», исследователь вел археологические раскопки древних сибирских курганов. Однако это не было простым выкапыванием из земли захоронений и предметов погребального обряда, ученый руководствовался научным интересом, желанием знать, каким образом «эти язычники в старину устраивали свои могилы». Раскопки сопровождались фиксацией найденных предметов, чертежами могил, рисунками курганов. Анализ археологических материалов позволил Д.Г. Мессершмидту правильно сделать вывод о принадлежности древних захоронений ранним народам, населявшим территорию Сибири задолго до прихода татар и русских. Д.Г. Мессершмидт впервые познакомил историков и филологов с образцами древнетюркской енисейской письменности.

Основываясь на собранных материалах (археологических и этнографических), на устных преданиях и рукописных источниках, на трудах античных авторов Д.Г. Мессершмидт пытался решить проблему этногенеза сибирских народов. Разработанная им классификация отводила для каждого сибирского этноса определенное место в системе древних народов. Народы угорской и самодийской группы он относил к первому классу народов, имеющих общие корни с гуннами и скифами. Народы тюркской группы, такие как татары и якуты, размещались в его системе классификации во втором классе, объединяясь с арабами, сарматами и скифами. К третьему и четвертому классу древних народов (древние азиатские скифы и восточные скифы соответственно) он относил монголо-тунгусские народы и палеоазиатов. Это была одна из первых попыток научного подхода к проблеме происхождения народов Сибири. Главный вывод, к которому пришел Мессершмидт, заключался в понимании того, что современные сибирские народы являются продуктом длительной истории, а Сибирь представлялась ареной древних миграций населения и смешения языков.

В 1733 г. началась история Великой Сибирской «академической» экспедиции, длившейся целое десятилетие и сыгравшей большую роль в истории изучения Сибири. Эта экспедиция имеет в литературе и другое название – вторая Камчатская экспедиция под руководством В. Беринга.

Экспедиция была организована Сенатом и Академией наук в составе двух отрядов — морского и сухопутного. В сухопутный отряд экспедиции входили академики Людовик де-ля-Кройер, Иоганн Гмелин, Герард Миллер, адъюнкты – Г.В. Стеллер и И.Э. Фишер, переводчик Я. Линденау и студенты, среди которых был известный в будущем исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников. Экспедиция преследовала чисто научную цель — всестороннее изучение Сибири: ее географии, естественно-природных богатств, а также истории, археологии и этнографии. Морской отряд экспедиции под руководством В. Беринга должен был обследовать восточные границы России и нанести их на карты.

Участникам сухопутного отряда экспедиции принадлежат исключительно ценные исторические и этнографические описания Сибири и сибирских народов. Среди выдающихся исследователей Сибири, чей вклад в изучение сибирской истории трудно переоценить, был историк Г.Ф. Миллер*.

Изучение Сибири для Миллера, начинающего ученого, стало истинно научной школой. Пребывание здесь дало ему возможность выработать свой метод исторического исследования, основанного на работе с подлинными историческими источниками.

В области этнографических исследований Г.Ф. Миллер достиг значительных результатов по сравнению со своими предшественниками и современниками. Этнографию он ставил в тесную связь с историей. Приступая к исследованию истории, быта и культуры народов Сибири, Г.Ф. Миллер, с одной стороны, опирался на уже известную ему историческую и этнографическую литературу. С другой стороны, он должен был заново прокладывать себе путь в область этнографических знаний о сибирских народах. Этнографической науки тогда еще не существовало. Она стала оформляться как научная дисциплина только в XIX в. Поэтому ученый сам был вынужден разрабатывать методы этнографического исследования, позволяющие ему объективно подходить к изучению народов Сибири. Надо сказать, что этнография (наука о народах, этносах) рассматривалась в те времена в рамках исторической географии. Г.Ф. Миллер, а также и В.Н. Татищев, понимая, что традиции и обычаи необъяснимы экономическими, географическими и психологическими факторами, впервые поставили вопрос о выделении (обособлении) этнографии от общего контекста знаний.

Ярким примером того, что Г.Ф. Миллер сумел выработать ключевые приемы этнографического исследования, свидетельствуют его инструкции С.П. Крашенинникову 1737 г. и И.Э. Фишеру 1740 г., в которых главный упор был сделан на полевую работу. Сам Г.Ф. Миллер, если ему позволяли обстоятельства, не упускал случая лично наблюдать за теми или иными сторонами жизни сибирских народов. Наблюдательность и тщательное фиксирование «этнографической повседневности» позволили ученому собрать ценнейший материал по народам Сибири. Помимо дневниковых записей, сбора документов ученому удалось также сформировать значительную для того времени этнографическую коллекцию предметов быта, хозяйства и религии сибирских народов, которую он передал в Кунсткамеру.

Наблюдения над народами Сибири Г.Ф. Миллер планировал обработать в специальном труде «Описание Сибирских народов вообще», однако довести до конца задуманный труд ему не удалось.

Г.Ф. Миллер стоял в преддверии этнографии как науки. По его убеждению, основные вопросы, стоящие перед этнографической наукой, должны сосредоточиться вокруг решения этногенетических проблем. Ученый при этом должен опираться на историко-сравнительный метод исследования. Примером такого подхода к исследованию культуры народов служил для Г.Ф. Миллера труд французского миссионера Лафито по описанию народов Северной Америки.

Старые, по сути еще средневековые методы объединения народов в генетически-родственные группы по принципу единообразия их культур не удовлетворяли историка. Стремление Г.Ф.Миллера научным путем решать этногенетические вопросы позволило ему выйти на новый качественный этап этнографического исследования. Он разработал классификацию народов, в основу которой был положен принцип языкового родства. «Характеристическое различие народов, — писал ученый, — состоит не в нравах и обычаях, не в пище и промыслах, не в религии, ибо все это у разноплеменных народов может быть одинаково, а у единоплеменных различно. Единственный безошибочный принцип есть язык: где языки сходны, там нет различия между народами, где языки различны, там нечего искать единоплеменности». Опираясь на этот методологический принцип, Г. Миллер исправил целый ряд этногенетических заблуждений, существовавших в науке XVII- начала XVIII вв. Он определил как особую языковую группу остяко-самоедов (селькупов), отделив их от собственно остяков (хантов), разрешил заблуждение о том, что самоеды представляют собой потомков древних скифов; выделил в отдельную группу енисейских остяков (кетов), установил принадлежность бурят к монголоязычным народам; в самостоятельную языковую группу выделил тунгусов (эвенков). Основываясь на языковых данных, собранных у тунгусов, Миллер пришел к выводу о заимствовании тунгусами скотоводства. Он считал, что, так как в их родном языке нет собственных названий для различных пород скота и многих предметов, касающихся скотоводства, то тунгусы заимствовали скотоводство у монголов. Усилиями Г.Ф. Миллера был собран большой лингвистический материал. Ученый стремился сам и рекомендовал другим изучать языки народов в тесной связи с их историей.

Важное значение для понимания этногенеза народов Сибири Г.Ф. Миллер придавал сибирской археологии. Он считал, что в курганах, во множестве встречающихся на территории Сибири, «должны быть медные и железные изделия, которые могут служить к разъяснению истории древних поселенцев». С присущей ему тщательностью он обследовал татарские, остяцкие и вогульские городища, описал остатки «старинного татарского городка» под Тюменью, от которого остались только вал и ров, описал «Самарово городище», в Сургутском уезде обследовал «городок» князьца Бардака, обратил внимание и на «Урлюково городище» на р. Кети. Вел Г.Ф. Миллер и самостоятельные археологические раскопки. Результатом его археологической деятельности стала большая коллекция древних «могильных» предметов, собранная им на местах раскопок по рр. Оби, Иртыше и Енисее.

Впервые в истории археологии Г.Ф. Миллер обратил внимание на особенности погребальных обрядов, выделив обряды с трупоположением (ингумация) и трупосожжением (кремация), отметил отдельно родовые могилы (курганы), в которых, по его мнению, захоронены члены одного рода или семьи; произвел ориентацию могил по сторонам света. Наблюдательность Г.Ф. Миллера позволила ему высказать ряд верных догадок относительно временнóй принадлежности древних захоронений. Описывая содержание раскопанных им могил, он, например, сделал следующий вывод: «Вместо золотых и серебряных украшений и сосудов, кои находят в других могилах, здесь все состояло из красной меди… Итак, народ, похоронивший там своих покойников, может быть, еще не знал употребления железа. Следовательно, эти могилы гораздо старше прочих». Миллер еще был далек от разделения древней истории на эпохи по характеру производственного сырья. Однако для своего времени выводы Г.Ф. Миллера были шагом вперед в понимании дописьменной истории древних народов. Используя этнографические данные, он пришел к правильному пониманию смысла оставляемых в могилах вещей: эти вещи должны пригодиться покойнику в другой жизни. Уже в то время ученый придавал определенное значение глиняной посуде, находящейся в погребениях или встречающейся на поверхности земли в виде глиняных черепков, на которые ранее никто не обращал внимание.

Г.Ф. Миллер прекрасно понимал, какой ущерб древней истории края наносят «бугровщики» и копатели, «охотчие» за сокровищами, вырывающие из курганов различные вещи и за ненадобностью в хозяйстве нередко переплавляющие их в другие формы.

Вместе с тем, несмотря на важное значение, придаваемое Г.Ф. Миллером археологии, он считал, что археология, располагая богатым фактическим материалом, дает ограниченное свидетельство о прошлом. Только в контексте исторических и этнографических данных археология может пролить свет на древнюю историю края. Современная история и существующие этнографические обряды способны, как считал историк, помочь понять смыл древних похоронных обрядов.

Не избежал Г.Ф. Миллер и заблуждений. Основываясь на материалах из погребений, исследованных на пространстве от Байкала до Волги, и меняющиеся по богатству содержания в древних могилах вещей (от «бедных могил» (Байкал) до «богатых» (Волга)), он считал, что это не доказывает того, что «во оных странах жили народы совсем различные. Сия разность доказывает токмо разное состояние одного и того же народа, который сперва был беден, а потом нарочито разбогател и по всем сим странам, хотя в разные времена, живал…». Заблуждения Г.Ф. Миллера основывались на недостаточном фактическом материале по древней истории Сибири (археологии как науки еще не существовало, не хватало опыта и методов археологических исследований и научной интерпретации археологических источников). Это обстоятельство заставляло историка искать следы этногенеза сибирских народов в письменных источниках и устных преданиях. Будучи убежден, что археология не дает исчерпывающих сведений по древней истории, Миллер не обратился к ней в своей «Истории Сибири». Свое повествование он строил, опираясь на известия арабских авторов, письменные источники, предания и легенды, относящиеся к временам Чингисхана. Поэтому «главнейшим народом», который населял Сибирь с древних времен, считал Миллер, были татары. Затрагивая вопросы этногенеза самих татар, Миллер полагал, что в древности татары и монголы составляли один народ. Основываясь на данных якутского и татарского языков, он также сделал вывод о некогда едином народе, состоявшем из предков якутов и татар.

Результатом десятилетней кропотливой работы Г.Ф. Миллера в Сибири стал его фундаментальный многотомный труд «Описание Сибирского царства» или «История Сибири», впервые опубликованный в 1750 г. Это было первое масштабное сочинение по истории огромного, мало известного региона. Для понимания сложности работы, которую проделал Миллер в области изучения истории Сибири, необходимо учитывать то состояние сибиреведения, существовавшее в первой половине XVIII в., когда не была разработана источниковая база исторического исследования, методы исследования, не был определен сам предмет исторического исследования Сибири, не очерчены основные проблемы. Г.Ф. Миллер был в этом плане первопроходцем, его труд являет собой в историографии Сибири пример первого исторического исследования, основанного на новых методологических подходах. С другой стороны, к «Истории Сибири» нужно относиться как к ценнейшему историческому источнику, в котором ученый сгруппировал сведения о Сибири XVII-XVIII вв.

Полные сведения о Сибири, нравах и образе жизни сибирских народов, их занятиях находятся в материалах академика Иоганна Георга Гмелина (1707-1755), спутника Миллера во время его путешествия по Сибири. В Германии И.Г. Гмелин издал свой «сибирский дневник», в котором описал путешествие академического отряда по Сибири. Дневник богат наблюдениями И.Г. Гмелина над жизнью народов Сибири, в нем дается характеристика и описание сибирских древностей, легенд, преданий, верований сибирских народов. Записи немецкого ученого богаты фактическим материалом по истории, этнографии и археологии Сибири середины XVIII в.

Этнографией и историей Камчатки в период академической экспедиции 1733-1744 гг. занимался Георг Вильгельм Стеллер (1709-1746), который находился в составе этой экспедиции в качестве натуралиста. Перу Г.В. Стеллера принадлежит его основной труд «Описание Камчатки» (1742-1743 гг.), дневник (1738-1740 гг.), который вел ученый во время своей поездки из Енисейска в Якутск, и ряд утерянных работ по этнографии коряков.

Г.В. Стеллер был одним из первых исследователей Восточной Сибири, северо-западной части Америки и Алеутских островов. Он участвовал в последнем плавании В. Беринга к берегам Америки, на Камчатке работал вместе с С.П. Крашенинниковым. В своем основном труде «Описание Камчатки» (впервые этот труд был издан в Германии только в 1774 г.) Г.В. Стеллер дал достаточно полную картину быта, нравов, религии ительменов – коренных жителей Камчатки. Некоторые части этого труда стали известны благодаря С.П. Крашенинникову. Многочисленные материалы, собранные Г.В. Стеллером, использовали в своих работах по Сибири последующие исследователи.

Всесторонне исследовал Камчатку другой участник экспедиции, будущий российский академик С.П. Крашенинников (1711-1755). Он оставил большое исследование «Описание земли Камчатки». Это первое в науке русское сочинение, в котором на богатом фактическом материале характеризуется природа Камчатки, описывается ее история и этнография. Еще до написания этого основного своего труда С.П. Крашенинников составил «Описание камчатского народа, сочиненное по сказаниям камчадалов», которое послужило основным источником для «Описания земли Камчатки». В «Описании земли Камчатки» С.П. Крашенинников привел многие ценные наблюдения над бытом и культурой коренных жителей полуострова. Он одним из первых исследователей Сибири обратился к мифологии и фольклору ительменов, чтобы понять корни исторического прошлого этого народа. В мифологии С.П. Крашенинников видел древнюю историческую основу представлений народа о прошлом. Вместе с тем, в сочинении С.П. Крашенинникова имеется много заимствований у Г.В. Стеллера. Однако в этнографическом отношении труд этот заслуживает особого внимания. Значение его было важно не только для науки России, оно было важно и для Европы, где о Камчатке почти ничего не знали. Труд С.П. Крашенинникова был переведен на ряд европейских языков. В России первое его издание было осуществлено в 1756 г. Труд несколько раз переиздавался в России и до сих пор сохранил свое значение первоисточника по истории народов Камчатки.

Описанию якутов, бурят, эвенков, эвенов, коряков и юкагиров посвящены историко-этнографические материалы Якова Линденау – переводчика и переписчика в составе Академического отряда Г.Ф. Миллера. По поручению Г.Ф. Миллера и по его программе Я. Линденау проводил самостоятельные исследования народов Сибири.

Значительный вклад в изучение народов Сибири внесли ученые и путешественники второй половины XVIII в.: П.С. Паллас, В.Ф. Зуев, И.И. Лепехин, И.П. Фальк, И.Г. Георги, Г.А. Сарычев и др.

Петр Симон Паллас (1741-1811) оставил сочинение «Путешествие по разным провинциям Российского государства», в котором изложил подробные сведения о географии, геологии, ботанике, зоологии, экономике Сибири. Из его исторических материалов заслуживают внимания сведения по археологии и этнографии сибирских народов. Опираясь на археологический материал, П.С. Паллас сделал для того времени ценный вывод о существовании в древности на территории южной Сибири некоего народа, центрами обитания которого были районы рек Абакана, Енисея и подножия Алтайских гор. Древность этого народа П.С. Паллас определял по отсутствию у него железных орудий. Сопоставляя материалы археологии с письменными источниками, П.С. Паллас считал, что существует генетическая связь между венграми, башкирами и вогулами (манси). Общие предки этих народов, по мнению исследователя, обитали в районе Южного Зауралья. Этнографические известия П.С. Палласа подробно раскрывают материальную и духовную культуру качинцев, бельтиров, маторов, тунгусов и других сибирских народов.

Участник экспедиции П.С. Палласа В.Ф. Зуев (1754-1794) в течение 1771-1772 гг. самостоятельно изучал этнографию хантов и ненцев. Он совершил путешествия до Карской губы и низовьев Енисея. Результатом его работы было исследование «Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедцов». Сочинение это было впервые опубликовано только в 1947 г. В.Ф. Зуев после Г. Новицкого был вторым из исследователей Сибири, кто собрал исчерпывающие сведения по этнографии хантов. Для своей работы он использовал широкий круг источников: лингвистический материал, предания и легенды народов Севера, их сказки, свои собственные наблюдения. Сочинение В.Ф. Зуева охватывает собой все стороны хозяйственной, общественной и частной жизни хантов и ненцев.

В 1771 г. небольшую часть Сибири — Тюмень — обследовал в историко-этнографическом отношении академик И.И. Лепехин (1740-1802). Свои наблюдения ученый изложил в «Записках путешествия», опубликованных в 1822 г. в «Полном собрании ученых путешествий по России». Как и многие исследователи, И.И. Лепехин в своей работе использовал обширный материал по истории, археологии, этнографии Сибири, устные предания, письменные источники, рассказы очевидцев. Очень подробно дана ученым этнография манси (вогулов). Лепехин одним из первых исследователей обратил внимание на начавшиеся в среде манси процессы культурных заимствований, вызванные влиянием на традиционную культуру манси русского населения.

Современное состояние Сибири было дано доктором медицины И.П. Фальком в его «Записках путешествия академика Фалька». И.П. Фальк совершил длительное путешествие в Сибирь по маршруту Челябинск – Шадринск – Тюкалинск – Омск – Барнаул – Кузнецк — Томск. В его сочинении содержатся сведения в основном экономического и географического характера, представляющие собой ценный статистический источник, построенный на документальных данных. Этнографических сведений о сибирских народах в труде И.П. Фалька почти нет. Однако он отмечал, подобно своим ранним предшественникам, археологические памятники, встречающиеся ему во время его путешествия. И.П. Фальк тщательно фиксировал местонахождения древних погребений с точным обозначением количества и высоты курганов, развалины древних сооружений, культовые и иные изображения; пытался сам вести археологические раскопки. Его интересовала главным образом материальная культура: именно на нее исследователь обращал свое внимание.

Ценный труд по народам Сибири — «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» принадлежит участнику экспедиции И.П. Фалька ботанику академику И.Г. Георги (1729-1802). Сам И.Г. Георги обследовал Восточную Сибирь. Основываясь на обширной к тому времени литературе, накопленном фактическом материале о народах Сибири и России, используя свои личные наблюдения, Георги впервые дал обобщающий историко-этнографический обзор народов России и Сибири. Его работа была построена по определенной методике: характеристика того или иного народа давалась по схеме – самоназвание народа, его происхождение, описание внешнего вида, образа жизни, жилищ, промыслов, религии, одежды, пищи, семейно-брачных отношений, похоронной обрядности. Труд И.Г. Георги, изданный в России в 1776-1777 гг., был для того времени значительным событием в науке. Не потерял он своего значения и сейчас.

Научное изучение Сибири в XVIII в. позволило накопить неисчерпаемый фактический материал по истории, археологии и этнографии народов Сибири. Его обработкой и изучением было занято не одно поколение ученых. Вместе с тем, исследованию подверглась только небольшая часть Сибири. Многие малодоступные уголки оставались не исследованными. Собранный научный материал (древние рукописи, коллекции) увозился в Петербург, где хранился в музейных собраниях и архивах. Внимание ученых было направлено главным образом в сторону накопления фактического материала. Большие обобщающие работы по народам Сибири и их истории практически еще не писались. Сказывалось общее направление развития науки в XVIII в., когда главная задача ученых заключалась в сборе и систематизации полученных фактов.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

История освоения Сибири в 17 веке :: SYL.ru

Процесс включения обширных территорий Сибири и Дальнего Востока в состав Российского государства занял несколько веков. Наиболее значимые события, которые определили дальнейшую судьбу региона, произошли в шестнадцатом-семнадцатом веках. В нашей статье расскажем, как проходило освоение Сибири в 17 веке кратко, но изложим все имеющиеся факты. Эта эпоха географических открытий ознаменовалось основанием Тюмени и Якутска, а также открытием Берингова пролива, Камчатки, Чукотки, что значительно расширило границы государства Российского и закрепило его экономические и стратегические позиции.

Этапы освоения Сибири русскими

В советской и российской историографии принято разделение процесса освоения северных земель и включения их в состав государства на пять этапов:

  1. 11-15-е века.
  2. Конец 15-16-х вв.
  3. Конец 16-го-начало 17-го вв.
  4. Середина 17-18 вв.
  5. 19-20-е века.

Цели освоения Сибири и Дальнего Востока

Особенность присоединения Сибирских земель к Русскому государству заключается в том, что освоение осуществлялось в стихийном порядке. Первопроходцами были крестьяне (бежали от помещиков, чтобы спокойно трудиться на свободной земле в южной части Сибири), купцы и промышленники (искали материальную выгоду, например, у местного населения можно было выменять очень ценный по тем временам мех на сущие безделушки, стоящие копейки). Некоторые отправлялись в Сибирь в поисках славы и делали географические открытия, чтобы остаться в памяти народа.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в 17 веке, как во всех последующих, велось с целью расширения территории государства и увеличения численности населения. Свободные земли за Уральскими горами привлекали высоким экономическим потенциалом: пушниной, ценными металлами. Позже эти территории действительно стали локомотивом индустриального развития страны, да и в настоящее время Сибирь обладает достаточным потенциалом и является стратегическим регионом России.

Особенности освоения Сибирских земель

Процесс колонизации свободных земель за Уральским хребтом включал постепенное продвижение первооткрывателей на Восток до самого тихоокеанского побережья и закрепление на Камчатском полуострове. В фольклоре народов, населявших северные и восточные земли, для обозначения русских чаще всего используется слово «казак».

В начале освоения Сибири русскими (16-17 века) первопроходцы продвигались, главным образом, по рекам. По суше они шли только в местах водораздела. По прибытии в новую местность, первопроходцы начинали мирные переговоры с местным населением, предлагая присоединиться к царю и платить ясак – натуральный налог, как правило, пушниной. Переговоры не всегда оканчивались успешно. Тогда дело решалось военным путем. На землях местного населения устраивались остроги или просто зимовья. Там оставалась часть казаков для поддержания покорности племен и сбора ясака. Вслед за казаками шли крестьяне, духовенство, купцы и промышленники. Наибольшее сопротивление оказывали ханты и другие крупные племенные союзы, а также Сибирское ханство. Кроме того, имели место несколько конфликтов с Китаем.

Новгородские походы до «железных врат»

Новгородцы еще в одиннадцатом веке добрались до Уральских гор («железных врат»), но были разбиты юграми. Югрой тогда называли земли Северного Урала и побережье Ледовитого океана, где проживали местные племена. С середины тринадцатого века Югра уже была освоена новгородцами, но зависимость эта не была прочной. После падения Новгорода задачи по освоению Сибири перешли к Москве.

Свободные земли за Уральским хребтом

Традиционно первый этап (11-15 века) еще не считается покорением Сибири. Официально оно начато походом Ермака в 1580 году, но уже тогда русские знали, что за Уральским хребтом есть обширные территории, оставшиеся практически ничейными после распада Орды. Местные народности были немногочисленны и слабо развиты, исключением было только Сибирское Ханство, основанное сибирскими татарами. Но в нем постоянно кипели войны и не прекращались междоусобицы. Это привело к его ослаблению и к тому, что вскоре оно стало частью Русского Царства.

История освоения Сибири в 16-17 веках

Первый поход был предпринят при Иване III. До этого обратить свой взор на восток русским правителям не давали внутриполитические проблемы. Всерьез за свободные земли взялся только Иван IV, да и то в последние годы своего правления. Сибирское ханство формально вошло в состав Российского государства еще в 1555 году, однако позже хан Кучум объявил своих людей свободными от дани царю.

Ответ был дан отправкой туда отряда Ермака. Казачьи сотни под предводительством пяти атаманов захватили столицу татар и основали несколько поселений. В 1586 году в Сибири был заложен первый русский город – Тюмень, в 1587 году казаки основали Тобольск, в 1593 – Сургут, а в 1594 – Тару.

Если кратко, освоение Сибири в 16-17 веках связано со следующими именами:

  1. Семен Курбский и Петр Ушатый (поход в ненецкие и мансийские земли в 1499-1500 годах).
  2. Казак Ермак (поход 1851-1585 годов, освоение Тюмени и Тобольска).
  3. Василий Сукин (не был первопроходцем, но положил начало обустройству русских людей в Сибири).
  4. Казак Пянда (в 1623 году казак начал поход по диким местам, открыл реку Лену, дошел до того места, где позже был заложен Якутск).
  5. Василий Бугор (в 1630 году заложил на Лене город Киренск).
  6. Петр Бекетов (основал Якутск, ставший базой для дальнейшего освоения Сибири в 17 веке).
  7. Иван Москвитин (в 1632 году стал первым европейцем, который вместе со своим отрядом вышел к Охотскому морю).
  8. Иван Стадухин (открыл реку Колыма, исследовал Чукотку и первым заходил на Камчатку).
  9. Семен Дежнев (участвовал в открытии Колымы, в 1648 году полностью прошел Берингов пролив и открыл Аляску).
  10. Василий Поярков (совершил первый поход на Амур).
  11. Ерофей Хабаров (закрепил за Российским государством Приамурье).
  12. Владимир Атласов (в 1697 году присоединил Камчатку).

Таким образом, если говорить кратко, освоение Сибири в 17 веке ознаменовалось заложением основных российских городов и открытием путей, благодаря которым регион в дальнейшем стал играть большое народнохозяйственное и оборонное значение.

Сибирский поход Ермака (1581-1585)

Освоение Сибири казаками в 16-17 веках начато походом Ермака против Сибирского ханства. Отряд из 840 человек был сформирован и оснащен всем необходимым купцами Строгановыми. Поход проходил без ведома царя. Костяк отряда составили атаманы волжских казаков: Ермак Тимофеевич, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Иван Кольцо и Яков Михайлов.

В сентябре 1581 года отряд поднялся по притокам Камы до Тагильского перевала. Казаки расчищали себе путь вручную, временами даже тащили суда на себе, подобно бурлакам. На перевале они возвели земляное укрепление, где остались до тех пор, пока по весне не сошел лед. По Тагилу отряд сплавился в Туру.

Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в современной Свердловской области. Отряд Ермака разгромил конницу князя Епанчи, а затем без боя занял городок Чинги-туру. Весной-летом 1852 года казаки во главе с Ермаком несколько раз вступали в бой с татарскими князьками, а уже к осени заняли тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Через несколько дней татары со всех уголков ханства начали привозить завоевателям дары: рыбу и другие съестные припасы, пушнину. Ермак позволил им вернуться в свои селения и пообещал защищать от врагов. Всех, явившихся к нему, он обложил податью.

В конце 1582 года Ермак отправил в Москву своего помощника Ивана Кольцо, чтобы тот известил царя о разгроме Кучума – сибирского хана. Иван IV щедро одарил посланника и отправил обратно. По указу царя князь Семен Болховской снарядил еще один отряд, Строгановы выделил еще сорок добровольцев из числа своих людей. Отряд прибыл к Ермаку только к зиме 1584 года.

Завершение похода и основание Тюмени

Ермак в то время успешно покорял татарские городки по Оби и Иртышу, не встречая яростного сопротивления. Но впереди была холодная зима, которую не смогли пережить не только Семен Болховской, назначенный воеводой Сибири, но и большая часть отряда. Температура опускалась до -47 градусов по Цельсию, а достаточного количества припасов не было.

Весной 1585 года восстал мурза Карача, истребив отряды Якова Михайлова и Ивана Кольцо. Ермак был окружен в столице бывшего Сибирского ханства, но один из атаманов предпринял вылазку и смог отогнать нападавших от города. Отряд понес значительные потери. В живых осталось меньше половины тех, кто был снаряжен Строгановыми в 1581 году. Трое из пяти казачьих атаманов погибли.

В августе 1985 года Ермак погиб в устье Вагая. Казаки, оставшиеся в татарской столице, решили зимовать в Сибири. В сентябре им на помощь отправилась еще одна сотня казаков под командованием Ивана Мансурова, но в Кишлыке служивые никого не застали. Следующая экспедиции (весна 1956 года) была подготовлена гораздо лучше. Под руководством воеводы Василия Сукина был заложен первый сибирский город Тюмень.

Основание Читы, Якутска, Нерчинска

Первым значительным событием в освоении Сибири в 17 веке стал поход Петра Бекетова по Ангаре и притокам Лены. В 1627 году его в качестве воеводы отправили в Енисейский острог, а на следующий год — на усмирение тунгусов, напавших на отряд Максима Перфильева. В 1631 году Петр Бекетов стал во главе отряда из тридцати казаков, которым предстояло пройти по реке Лене и закрепиться на ее берегах. Уже к весне 1631 года он срубил острог, который позже был назван Якутском. Город стал одним из центров освоения Восточной Сибири в 17 веке и позднее.

Поход Ивана Москвитина (1639-1640 гг.)

Иван Москвитин участвовал в походе Копылова в 1635-1638 годах к реке Алдан. Руководитель отряда позже направил часть солдат (39 человек) под командованием Москвитина к Охотскому морю. В 1638 году Иван Москвитин вышел к берегам моря, совершил походы к рекам Уда и Тауй, получил первые данные об Удском районе. В результате его походов побережье Охотского моря было исследовано на протяжении 1300 километров, а также открыты Удская губа, Амурский лиман, остров Сахалин, Сахалинский залив, устье Амура. Кроме того, Иван Москвитин привез в Якутск хорошую добычу – много пушного ясака.

Открытие Колымы и Чукотская экспедиция

Освоение Сибири в 17 веке продолжилось походами Семена Дежнева. Он попал в Якутский острог предположительно в 1638 году, проявил себя усмирением нескольких якутских князей, совместно с Михаилом Стадухиным совершил поход на Оймякон для сбора ясака.

В 1643 году Семен Дежнев в составе отряда Михаила Стадухина прибыл на Колыму. Казаки основали Колымское зимовье, которое позже стало крупным острогом, которое назвали Среднеколымск. Городок стал опорным пунктом освоения Сибири во второй половине 17 века. На Колыме Дежнев служил до 1647 года, но когда вышел в обратное плавание, крепкие льды закрыли путь, так что решено было остаться в Среднеколымске и дождаться более благоприятного времени.

Знаменательное событие в освоении Сибири в 17 веке произошло летом 1648 года, когда С. Дежнев вышел в Ледовитый океан и прошел Берингов пролив за восемьдесят лет до Витуса Беринга. Примечательно, что даже Берингу не удалось пройти пролив полностью, ограничившись только южной его частью.

Закрепление Приамурья Ерофеем Хабаровым

Освоение Восточной Сибири в 17 веке продолжалось русским промышленником Ерофеем Хабаровым. Свой первый поход он совершил в 1625 году. Хабаров занимался скупкой пушнины, открыл соляные источники на реке Кут и способствовал развитию земледелия на этих землях. В 1649 году Ерофей Хабаров отправился вверх по Лене и Амуру до городка Албазино. Вернувшись в Якутск с отчетом и за подмогой, он собрал новую экспедицию и продолжил свое дело. Хабаров жестко относился не только к населению Маньчжурии и Даурии, но и к собственным казакам. За это его переправили в Москву, где началось судебное разбирательство. Бунтовщиков, которые отказались продолжать поход с Ерофеем Хабаровым, оправдали, его самого лишили жалованья и чина. После Хабаров подал прошение государю Российскому. Царь не восстановил денежное довольствие, но дал Хабарову звание сына боярского и направил его управлять одной из волостей.

Исследователь Камчатки — Владимир Атласов

Для Атласова Камчатка всегда была основной целью. До начала экспедиции на Камчатку в 1697 году русские уже знали о существовании полуострова, но его территория еще не была исследована. Атласов не был первооткрывателем, зато он первым прошел почти весь полуостров с запада на восток. Владимир Васильевич подробно описал свое путешествие и составил карту. Ему удалось уговорить большую часть местных племен перейти на сторону Российского царя. Позднее Владимир Атласов был назначен приказчиком на Камчатку.

www.syl.ru

Народы Восточной Сибири к приходу русских | ИРКИПЕДИЯ

Историю межплеменных народов Сибири накануне прихода туда русских до сего времени нельзя признать полностью изученной. Однако несомненным является тот факт, что на первых порах продвижения казаков в Прибайкалье они не встретили серь­ёзного и организованного сопротивления со стороны обитавших там племён — бурят, эвен­ков (тунгусов) и тофаларов (карагасов).

Племена тунгусов были разбросаны на огромных пространствах Сибири, сохраняя в той или иной мере исходную общность языка и культуры, и делились на несколько групп, отличающихся некоторыми особенностями хозяйства и быта. Часть этого народа жила в Прибайкалье, кочуя по рекам Ангаре, Лене и их притокам. Племена тунгусов делились на «оленных» и «пеших», однако были и занимавшиеся кочевым скотоводством «конные» тунгу­сы. Социальная организация их не выходила за пределы патриархально-родовых отношений.

Немногочисленное племя карагасов ко­чевало по таёжным пространствам северного склона Восточных Саян, в верховьях рек Уда, Бирюса, Кан, Гутар, Ия. Хозяйство их было основано на охоте и оленеводстве. Транс­портным средством на охоте служил олень. От количества оленей в хозяйстве зависел ох­ват промысловой территории, успех пушного промысла. Рыболовство было малоразвито. Существенное значение имел сбор дикорасту­щих ягод, черемши, ревеня, лука и т. д. Осенью карагасы добывали кедровый орех.

В Прибайкалье и Забайкалье наиболее многочисленным народом были буряты. Пер­вые письменные упоминания о бурятских пле­менах содержатся в замечательном памятнике монгольской литературы «Сокровенное сказа­ние монголов», датируемом 1240 г.

Письменные источники XII — XIII вв. на­зывают также племена хори-туматов, икиресов, булагачин и бурят (булия), которые ещё не имели общего имени и не составляли единой народности.

К началу XII в. почти вся территория При­байкалья была занята племенами, говорив­шими на монгольском языке. В XIII — XIV вв. в состав этих племенных союзов входили роды тюркского, эвенкийского, самодийского происхождения.

К XVI и особенно началу XVII столетия в результате переселения части племён, на­пример туметов, во Внутреннюю Монголию или же в Якутию (часть племён ойратов и хори-туматов) население Прибайкалья стало эт­нически более однородным. Однако процесс образования бурятской народности ко вре­мени прихода русских отнюдь не завершился. Решающими факторами в этом процессе ока­зались развитие экономических отношений, установление единой администрации и усиле­ние процесса классообразования.

Первые русские землепроходы называли бурят «братами», или «братскими мужиками». Ко времени прихода русских в Прибайкалье са­мыми крайними пунктами «братской земли» на западе были реки Бирюса и Чуна. Главная масса удинских бурят жила в районе основанного в 1648 г. Удинского острога. На Ангаре бурятские улусы начинались с Долгого порога, выше устья р. Вихоревой. Начиная с устья р. Оки буряты жили сплошным массивом на западной сторо­не Ангары и по р. Оке, образуя своего рода остров, окружённый тунгусами. В верхнем те­чении Ангары буряты жили по обеим сторонам реки и её притокам: Ие, Унге, Китою, Иркуту, Осе, Куде — вплоть до оз. Байкал. Особенно многочисленным бурятское население было в бассейне р. Унги — в Балаганских степях. Буря­ты, обитавшие по правым притокам р. Ангары: Уде, Осе, Ие, Куде, соприкасались с другими районами, также густонаселёнными «братски­ми» племенами по верхней Лене. Здесь кочевья бурят располагались по долинам Лены, начи­ная от устья р. Анги и выше, а также по прито­ку Лены — р. Манзурке.

Выделяются три племени бурят: эхириты, булагаты, хоринцы. Самое крупное племя -булагаты — занимало территорию в бассейне р. Ангары и её притоков: Оки, Унги, Китоя, Иркута, Белой, Куды.

В начале XVII в. буряты представляли со­бой кочевое общество раннеклассового типа, которое было дифференцировано в имуще­ственном и социальном отношениях. Оно со­стояло из старейшин, рядовых общинников и рабов (домашнее рабство).

Представители знати возглавляли родо­вые органы, военные дружины и племенные группы. В мирное время власть старейшин была незначительной, но во время военных действий власть родовых предводителей су­щественно возрастала.

Экономической предпосылкой возник­новения раннеклассового общества у бурят было развитие полукочевого экстенсивного скотоводства, когда устойчиво производились излишки сверх необходимого прожиточного минимума и таким образом создавались ус­ловия для образования классов и классовых отношений. Источниками рабов были войны и организованные набеги, захваченных плен­ников превращали в рабов. Однако рабовла­дельческим строем уклад жизни бурят назвать нельзя, рабство носило патриархальный ха­рактер, рабы не являлись решающей произ­водительной силой, их труд не был основным источником производства, а концентрация рабов в руках князцов отсутствовала.

Основным имуществом любого бурята, его богатством был скот, который воплощал в себе как средство производства, так и средства пот­ребления. Имущественная дифференциация и классовое расслоение у бурят могли возник­нуть лишь на основе частной собственности на табуны и стада, но при этом существовала об­щность пастбищных территорий. Источники свидетельствуют о наличии у бурят общинного землепользования. Земли, которыми владели буряты, назывались «породными». Буряты хо­рошо знали свои «породные земли» и впослед­ствии не однажды стремились закрепить их за собой. В челобитных на «государево имя» кон­ца XVII и начала XVIII в. различные бурятские роды во главе с зайсанами и шуленгами проси­ли дать им «владетельные указы» на «породные земли» и при этом довольно подробно описы­вали территорию, перечисляя реки, леса, воз­вышенности и т. д., считавшуюся пределом их кочевий, и обычно ссылались на то, что здесь издавна кочевали их предки.

В суровых условиях природы Прибай­калья и Забайкалья здесь занимались сено­кошением и примитивным земледелием, что подтверждают и археологические находки. О существовании земледелия у бурят до прихода русских в Прибайкалье говорят и архивные ма­териалы. Наиболее распространёнными культурами были: просо, гречиха, ячмень. Просо сеяли на Лене, Оке, Осе в степных местах. «А те многие люде неясачные живут на Куде между Таною и Ангарою, а… у тех братов просо родится… А на устье той Онги-реки по обе стороны живут братские, а хлеб у них родится просо, а мы то просо у князца… видели», — сообщает источник. Но не следует переоценивать эконо­мическое значение бурятского земледелия. Ко времени прихода в Прибайкалье русских оно сохранилось только как мотыжное и далеко уступало в экономическом отношении экстен­сивному скотоводству.

Помимо скотоводства, буряты были хоро­шими охотниками, занимались рыболовством, славились своим искусством в обработке ме­талла. Кузнечное ремесло у них считалось по­чётным занятием, божьим даром.

Бурятские племена вели оживлённую меновую торговлю со своими соседями: тунгусами, харагасами, Монголией и Китаем. От охотников и оленеводов они в обмен на скот получа­ть пушнину. Тунгусы, жившие по р. Киренге, продавали бурятам соболей «на животину и просо». Полученную таким образом пушнину буряты сбывали в Монголию и Китай, взамен получая серебро, золото и другие товары.

В Прибайкалье русские застали сложные межплеменные отношения, которые основы­вались на принципе подчинения более силь­ными племенами слабых. Племена, находив­шиеся в подчинении, назывались кыштымами. Их обязанностями были уплата дани (ясака, албана) и выставление ополчения. Чем ближе жили кыштымы к своим господам, тем прочнее была зависимость и регулярнее сбор дани. Для племён, которые жили в отдалении, сбор дани носил характер набегов. Обязательства между кыштымами и повелителями были взаимны: первые платили дань и выставляли вспомога­тельное войско; вторые — обеспечивали охра­ну своих кыштымов. Отношения господства и подчинения прочно укрепились между племе­нами Прибайкалья: бурятские племена легко одолевали и превращали в кыштымов тунгус­ские племена по рекам Вихоревке, Лене, Илиму, а также племена, живущие по Енисею и Кану. Здесь знали бурят и боялись их, но лишь по стольку, поскольку сюда приходили время от времени бурятские военные отряды. Это были самые обыкновенные грабительские набеги, предпринимавшиеся с целью захвата добычи и пленных. Качинские туземцы, подвергавши­еся систематическим набегам бурят, в 1613 г. отказались платить ясак русским, «потому что де их воевали братские люди». Даже утверж­дение русских на Кане не прекратило набегов бурят. Ещё в 30-х гг. XVII в. «братские люди» и их кыштымы приходили войною на Канскую землю, побивали туземцев, забирали в плен их жён и детей, брали с них ясак и разоряли до ос­нования.

Однако, даже имея своих кыштымов, бу­рятские племена не могли противостоять более сильным монгольским и ойратским феода­лам. В 1617 г. послы монгольского Алтын-хана, бывшие в Москве, рассказывали, что он «яса­ков имеет с саянцев, с братов и других племён мягкой рухлядью»(Здесь и далее в цитируемых текстах сохранены орфография и пунктуация источника. — Ред.). И сами буряты в 1639 г. от­вечали эвенкийскому князцу Можеулю, по­сланному к ним на р. Ангу русскими за ясаком: «Мы-де дали ясак в мунгалы, еммат-де с нас мунгалы ясак из веку по соболю с человека». В 1648 г. монгольский Очирой Саин-хан назы­вал своими «ясачными» селенгинских, иркут­ских, верхоленских бурят. Однако признавая факт вассальной зависимости некоторых бу­рятских племён от монгольских ханов, следует помнить, что бурятская земля никогда не была владением монгольских ханов, дело ограничи­валось лишь сбором ясака.

Место отдельных народов в системе меж­племенных отношений во многом определяло их реакцию на русское присутствие в Прибай­калье. Тунгусы, бывшие кыштымами бурят, быстрее смирились с присутствием русских на их землях, надеясь на избавление от господства бурят и на защиту новых покровителей.

Они давали «вожей» (проводников), от имени русских выступали сборщиками ясака в бу­рятских землях. Воинственные князцы бурят не желали мириться с новой для них участью, терять свои «породные земли» и контроль над племенами-кыштымами и рядовыми улусниками.

Кажущиеся, на первый взгляд, незаселён­ными территории Прибайкалья были освое­ны и обустроены местными народами. Но это мироустройство представляло иной тип, от­личный от сложившегося в России. Изыскивая наиболее удобные в стратегическом отноше­нии места для строительства укреплений, отря­ды служилых людей останавливали свой выбор на участках, игравших ключевую роль в струк­туре хозяйственных и политических взаимоот­ношений местного населения. Эти территории были жизненно важными как для аборигенов, так и для русских пришельцев, на них были сосредоточены пути товарообмена, политической связанности и социальной организации местного общества. Пришельцы, укрепившись на этих землях, получили возможность кон­тролировать и предопределять все проявления жизнедеятельности подчиняемых ими наро­дов. Несомненно и другое: с появлением рус­ских в Сибири началась перестройка системы общественного разделения труда, рост экономического общения, проникновение товар­но-денежных отношений. Все эти процессы, имевшие своих экономических агентов и соци­альных носителей, оказали огромное влияние на социальную структуру «инородческого» об­щества, на его политическую организацию, из­менили характер международных отношений в регионе.

irkipedia.ru

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *