10 главных покорителей Арктики – Огонек № 38 (5147) от 27.09.2010
«Огонек» представляет десятку путешественников, внесших наибольший вклад в исследования Арктики
Материал подготовлен информцентром ИД «Коммерсантъ»
Семен Челюскин (около 1700 — после 1760)
Семен Челюскин — выпускник основанной Петром I Московской школы математических и навигацких наук. В 1721 году начал службу на Балтийском флоте. С 1733-го принимал участие в Великой Северной экспедиции, сделал важные географические описания полуострова Таймыр. В 1741 году начал работу по сухопутному исследованию Таймыра, в ночь с 8 на 9 мая Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.
Харитон Лаптев (1700-1763)
Первое арктическое плавание лейтенант Балтийского флота Харитон Лаптев совершил в 1737-1739 годах в качестве командира дубель-шлюпки «Якутск». Его команда прошла морем из Лены в Енисей. В 1739-1742 годах он совершил еще несколько морских и сухопутных экспедиций, итогом которых стало картографирование Таймырского полуострова и описание Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.
Роберт Пири (1856-1920)
Свое первое арктическое путешествие лейтенант ВМС США Роберт Эдвин Пири совершил в 1886 году, предприняв неудачную попытку пересечь Гренландию на собачьих упряжках. Вскоре Пири удалось найти спонсоров, которые позволили ему более основательно подготовиться, и 6 апреля 1909 года он, как принято считать, стал первым человеком, достигшим Северного полюса. Стоит, правда, отметить, что в экспедиции его сопровождали чернокожий помощник Мэтью Хэнсон и группа эскимосов.
Фритьоф Нансен (1861-1930)
Страсть к исследованию Арктики норвежец Фритьоф Нансен приобрел в 20-летнем возрасте после плавания по Северному Ледовитому океану на судне тюленепромышленной компании «Викинг». В 1888 году он первым пересек Гренландию с востока на запад, пройдя около 660 км и став героем Норвегии. В 1892-1896 годах на судне «Фрам» исследовал Северный Ледовитый океан в районе Новой Земли. В 1906-м Нансен занялся общественной деятельностью и политикой. В 1922 году его удостоили Нобелевской премии мира.
Руаль Амундсен (1872-1928)
Руаль Амундсен
В 1903-1906 годах сын норвежских судостроителей Руаль Амундсен впервые прошел на небольшом промысловом судне «Йоа» северо-западным проходом от Гренландии к Аляске. Всю оставшуюся жизнь он посвятил исследованию Арктики и Антарктики, став первым, кто побывал на обоих полюсах Земли. Амундсен погиб в 1928 году при попытке разыскать экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия». Его гидросамолет «Латам» разбился в Баренцевом море.
Александр Колчак (1874-1920)
Александр Колчак, один из самых известных деятелей Белого движения, прославился и как исследователь Арктики. В 1900-1902 годах на шхуне «Заря» он участвовал в экспедиции к Новосибирским островам, его именем был назван один из этих островов и мыс в Карском море. В 1906 году Колчак опубликовал ряд специальных работ, в частности книгу «Лед Карского и Сибирского морей». Также участвовал в подготовке гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
Ян Нагурский (1888-1976)
В 1914 году морское министерство России начало работы по поиску пропавших арктических экспедиций Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова. Было предложено вести разведку с воздуха. В августе-сентябре выходец из семьи польского мельника, поручик Ян Нагурский на французском биплане Farman MF-11 впервые в мире совершил пять полярных полетов в районе Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Следов экспедиций ему обнаружить не удалось, зато он смог поправить карты местности.
Отто Шмидт (1891-1956)
Отто Шмидт — один из самых известных советских исследователей Арктики. В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа. В 1932 году экспедиция на ледоколе «Сибиряков» под руководством Шмидта впервые сумела за один навигационный период перейти из Архангельска в Тихий океан. В 1933-1934 годах он руководил плаванием на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути. В 1937 году Шмидт организовал создание первой дрейфующей станции «Северный полюс».
Иван Папанин (1894-1986)
Иван Папанин
Фото: РГАКФД/Росинформ
Иван Папанин — дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук. В 1932-1933 годах был начальником полярной станции на Земле Франца-Иосифа, в 1934-1935 годах — на мысе Челюскина. В 1937-1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». С 1939 по 1948 год был начальником Главсевморпути. Научную работу вел до 1972 года. Именем Папанина названы мыс на Таймыре, остров на Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.
Артур Чилингаров (род. 1939)
В 2007 году во время «высокоширотной арктической глубоководной экспедиции» под руководством Артура Чилингарова в точке Северного полюса на дне моря с помощью глубоководных аппаратов «Мир» был установлен металлический флаг России. Там же была заложена капсула с посланием потомкам и флагом партии «Единая Россия». В мире этот символический жест расценили как возврат в борьбе за богатства Арктики к временам колониализма, а в Москве за него Чилингарову вручили Звезду Героя России.
В следующем номере: 10 громких покупок футбольных клубов иностранцами
6 апреля 1909 г. — Американский исследователь Роберт Пири, как считается, первым достиг Северного полюса
Экспедиция Пири 1908—1909 годов — шестая арктическая экспедиция Роберта Пири и его третья попытка достигнуть Северного полюса, успешно завершившаяся 6 апреля 1909 года. По словам руководителя, завершала его 23-летнюю борьбу за покорение Северного полюса. Экспедиция ставила перед собой сугубо спортивные задачи, поэтому её вклад в развитие науки невелик. Сразу после возвращения достижение Пири было поставлено под сомнение Ф. Куком, который заявил, что достиг Северного полюса ранее — 21 апреля 1908 года. Точка в этом споре не поставлена по сей день, а во второй половине ХХ века распространились версии, что Пири вообще не достиг Северного полюса.
6 июля 1908 года в 13:00 по времени Восточного побережья «Рузвельт» покинул Нью-Йорк, отшвартовавшись от пирса Восточной 24-й улицы. Самого Пири на борту не было: он был приглашён на приём к президенту 7 июля, а судно должно было идти в Нью-Бедфорд за шлюпками и запасными частями. Пири взошёл на борт своего корабля только в Сидни, который экспедиция покинула 17 июля. По словам Пири, это было самое близкое к Арктике место, где можно было запастись углём. Северный полярный круг пересекли 26 июля, а 1 августа прибыли в Гренландию — на мыс Йорк. Здесь было куплено около 100 собак и принято на борт несколько эскимосских семейств. Далее «Рузвельт» и судно снабжения «Эрик» шли вдоль побережья Гренландии, вербуя эскимосов и закупая собак. 11 августа суда прибыли в Эта, причём на «Рузвельт» было дополнительно погружено 300 т угля и 50 т моржового мяса. Здесь также был устроен склад для обратного пути, в который заложили, в том числе, 50 т угля, сторожить его оставили боцмана Мэрфи и юнгу Причарда, с ними остался охотник Гарри Уитни, прибывший на «Эрике».
Первым отправлялся отряд Бартлетта — 15 февраля, ещё в обстановке полярной ночи, освещая себе путь керосиновыми фонарями. Пири выступил налегке 22 февраля — в день рождения Джорджа Вашингтона — с двумя эскимосами, на двух нартах, запряжённых 16 собаками. В этот день солнце взошло в 10:00. В пути к тому времени находились 7 белых экспедиционеров, 19 эскимосов и 140 собак, запряжённых в 28 нарт. На мысе Колумбия собак осталось только 133. 5 марта, удалившись от мыса Колумбия всего на 45 миль, Пири был остановлен открытыми разводьями, которые не позволяли идти вперёд в течение 5 дней. 11 марта полынья затянулась при −45 °F (−43 °C), но люди смогли пройти 12 миль. 13 марта ночью температура понижалась до −55 °F (−48 °C), в тот же день Пири встретился с отрядом Гудсела и отправил его назад. Отряд МакМиллана отправили 15 марта, у Пири теперь было 16 человек, 12 нарт и 100 собак. В эти дни экспедиционеры пересекали широкую полосу торосов, температура к 19 марта держалась на уровне −50 °F (−45 °C), взятый с собой коньяк замёрз.
Только 22 марта впервые была определена широта, наблюдения показали 85° 48’ с. ш. Измерения проводились при температуре −40 °F (−40 °C), однако имеющиеся у Пири таблицы имели поправки только до значения −10 °F (−23 °C). 25 марта Пири догнал авангард Бартлетта. Марвин определил широту, получив 86° 38’ с. ш. Тяжёлые переходы начались с 27 марта: лёд был сильно изломан, сани постоянно требовали починки. Однако ледяная пустыня не была необитаемой: в тот день Пири заметил следы двух песцов — в 240 милях от ближайшей земли! 29 марта Бартлетт пытался измерить глубину моря, вытравил 1260 саженей проволоки, но дна не достиг.
30 марта Бартлетт был отправлен на базу. В полюсный отряд вошли: Пири с эскимосами Эгингва и Сиглу и Хенсон с эскимосами Ута и Укеа. У них было 5 нарт и 40 лучших собак, которые выдержали полярную дистанцию. Провианта и топлива у них было на 40 дней. 1 апреля Пири провалился сквозь лёд, однако не пострадал: плотная овчина не пропустила воды, которая замёрзла снаружи. Температура держалась на уровне −25 °F (−31 °C), погода всё это время была тихая и ясная.
Северного полюса, по словам Пири, он достиг в 10:00 6 апреля 1909 года. Астрономические наблюдения производились в 18:00 6 апреля и в 06:00 7 апреля, исходя из того, что находятся на меридиане мыса Колумбия. Пири полагал, что погрешность его инструментов не превышает 10 миль. Перед уходом Пири провёл церемонию и сфотографировал четверых эскимосов и Хенсона с флагами в руках. На полюсе отряд Пири пробыл 30 часов.
8 апреля при очередной попытке измерить глубину океана проволока оборвалась, и лот был потерян. Барабаны были выброшены, чтобы облегчить груз Укеа, который вёз лот на своих нартах. Всё это время непрерывно слабели собаки — их дневной рацион составлял всего 1 фунт пеммикана, — эскимосы употребляли павших собак в пищу в варёном виде; к 19 апреля собак осталось только 30.
Пири, по собственным словам, достиг мыса Колумбия 23 апреля, преодолев 826 миль пути (1530 км) за 53 дня, при 43 переходах. Расстояние в 90 миль до «Рузвельта» отряд Пири покрыл за 2 дня. За время отсутствия Пири МакМиллан и Боруп отправились к мысу Джесеп в Гренландии, где 10 дней изучали приливы и отливы, а также добыли 52 овцебыка. На судно они вернулись 31 мая. К тому времени установилась летняя погода, интенсивно таял снег, с 18 мая на «Рузвельте» были разведены пары. Далее МакМиллан обследовал залив Леди Франклин, где нашёл склады экспедиции Грили 1881—1884 годов, причём овощные консервы, кукуруза, картофель, чай и кофе были вполне пригодны в пищу.
16 июня над стоянкой «Рузвельта» прошёл дождь, но только 18 июля экспедиция начала путь на юг. Было решено не держаться берега, а сразу идти в ледовые поля. К мысу Сабин Пири прибыл 8 августа, где и получил известия, что Кук якобы опередил его в покорении полюса на год. В Эта «Рузвельт» был 17 августа, где от Гарри Уитни можно было получить новую информацию о Ф. Куке. Одновременно была развёрнута охота на моржей, которых добыли 70 голов — это был гонорар эскимосам, работавшим в экспедиции. Участники полярного похода получили шлюпки, ружья, боеприпасы и проч. На «Рузвельте» их доставили по родовым стойбищам.
Получив подробности об экспедиции Кука от Г. Уитни, Пири и Боруп предприняли допрос сопровождавших Кука эскимосов Авелы и Этукишука; этот эпизод в официальном отчёте Пири отсутствует. Дознание проводил Боруп, который, плохо владея гренландским языком, строил вопросы так, чтобы эскимосы давали однозначный ответ «да» или «нет». Интересно, что он вёл протокол допроса, опубликованный впоследствии. По мнению В.С. Корякина, Пири интересовало, использовал ли Кук его систему и какова эскимосская топонимика о. Элсмир и Северной Гренландии. Эти данные впоследствии были использованы в процессе против Ф. Кука.
Мыс Йорк Пири покинул 26 августа, но только 5 сентября был в Индиан-Харбор (Лабрадор), где имелось ответвление телеграфного кабеля. 21 сентября «Рузвельт» вернулся в Сидни.
Кто первым достиг Северного полюса
Арктика настолько окутана тайной, что даже на рубеже веков родина инупиатов Аляски и инуитов Гренландии была одной из последних неизведанных территорий на Земле. С 325 г. до н.э., когда греческий географ Пифей обнаружил выступ замерзшего Северного моря, исследователи стремились укротить […]
Кто первым достиг Северного полюсаАрктика настолько окутана тайной, что даже на рубеже веков родина инупиатов Аляски и инуитов Гренландии была одной из последних неизведанных территорий на Земле. С 325 г. до н.э., когда греческий географ Пифей обнаружил выступ замерзшего Северного моря, исследователи стремились укротить Арктику. Вот шестеро, кому это удалось.
Роберт Пири и Фредерик КукВопрос о том, кто первым достиг Северного полюса, не утихает с 6 апреля 1909 года, когда Роберт Пири объявил о победном прибытии своей экспедиции. Как ни странно, всего за неделю до этого газета New York Herald утверждала, что Фредерик Кук, бывший друг Пири, открыл географический Северный полюс в 1908 году. Гора Мак-Кинли после остановки на двенадцать миль. Имя Пири вошло в учебники истории вместе с Куком в качестве сноски. По иронии судьбы, теперь историки считают, что ни один из мужчин не побывал на Северном полюсе. 80 лет спустя утверждение Пири также было опровергнуто британским исследователем Уолли Гербертом.
Уолли ГербертБыть названным сэром Рэндульфом Файнсом «величайшим полярным исследователем нашего времени» — большая честь. Но 50-летняя карьера Уолли Герберта простиралась не только на комплименты и добрые слова. Возглавляя экспедицию 1969 года на собачьих упряжках и пешком в 60-ю годовщину экспедиции Пири, Уолли Герберт стал первым человеком, достигшим Северного полюса благодаря исключительно мускульной силе и, конечно же, всемогущему мужеству.
Уилл СтегерУилл Стегер, возможно, самый закаленный погонщик собачьих упряжек, когда-либо исследовавший полюса. Стегер совершил первое подтвержденное путешествие на собачьих упряжках к Северному полюсу без пополнения запасов, проехал 1600 миль по Гренландии и даже переправил своих собак через Северный Ледовитый океан из России в Канаду. Он также был одним из первых, кто пересек Антарктику на собачьих упряжках в 1990 году. Сегодня Стегер посвящает себя сохранению Арктики через Фонд Уилла Стегера.
Джон ФранклинЧерез четыре года после своего последнего сражения на море британский морской офицер Джон Франклин начал свою первую арктическую экспедицию в 1818 году. Она закончилась катастрофой после того, как Франклин, безнадежно неподготовленный, попытался нанести на карту Северо-Западный проход. Одиннадцать мужчин погибли. Выжив из жидкости, скопившейся в его собственных ботинках, он получил прозвище Человек, который съел свои ботинки. Трагедия преследовала Франклина: через шесть дней после того, как он начал свою успешную экспедицию 1825 года, умерла его жена. Он не путешествовал в Арктику снова до 1845 года. Восемнадцать месяцев спустя Джон Франклин и его люди исчезли. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что его корабли застряли в огромных льдинах в 1846 году. Вскоре членов экспедиции поразила болезнь, многие из которых погибли, включая Джона Франклина. Почти 150 лет спустя на острове Кинг-Уильям были наконец обнаружены голодные тела оставшихся членов экипажа. Археологи сделали жуткую находку — ближе к отчаянному концу некоторые из команды Франклина совершили каннибализм.
Ричард ВеберРоберт Пири семь раз пытался покорить Полярный круг, прежде чем ему это удалось в восьмой и последний раз. Ричард Вебер, с другой стороны, провел невероятные 45 миссий в Арктику, достигнув Северного полюса и невероятные шесть раз — больше, чем кто-либо другой. Бывший лыжник Вебер вышел на пенсию в 1985 году, чтобы исследовать Арктику. К 2006 году вместе с Конрадом Дикинсоном Вебер стал первым, кто достиг Северного полюса, используя только снегоступы. Королю Арктики несколько раз помогала в его экспедициях его жена Жозе Оклер.
Присоединяйтесь к нам в Wildfoot Travel для поездки на Северный полюс
СохранитьСохранитьСохранитьСохранить
Пятеро величайших полярных исследователей в истории
По следам полярных исследователей
Сегодняшние посетители полярных регионов идут по стопам некоторых из самых известных исследователей в истории. Вот список пяти великих исследователей, отважившихся на суровые земли Арктики и Антарктиды.
Джеймс Кларк Росс
Родившийся в 1800 году, Джеймс поступил на службу в Королевский флот в нежном возрасте 11 лет. В течение первых нескольких лет службы за ним присматривал его дядя сэр Джон Росс. Он впервые попробовал полярные регионы в 1819 году.когда он присоединился к своему дяде в путешествии в поисках Северо-Западного прохода. В это время шли поиски судоходного канала, соединяющего Северную Атлантику с Тихим океаном через арктические районы Северной Америки.
Уайлдман, Джон Р. (1785 г.) (Картина BHC2981) [общественное достояние], через Викисклад. . В 1839 г., Росс принял командование Erebus , а его друг Фрэнсис Крозье принял командование Terror , оба корабля направлялись на юг, в Антарктиду. Плывя на юг, Росс открыл то, что сегодня известно как море Росса, которое является лучшим океанским выходом к Южному полюсу.
Однако не все было так просто, чтобы достичь магнитного полюса, поскольку Росс обнаружил сушу, а не открытую воду. Он подсчитал, что до Магнитного полюса всего 800 км, а прямого морского пути нет. Тем не менее, 12 января 1841 года Росс и Крозье высадились на острове, который они позже назвали Владением, и объявили его Землей Виктории в честь молодой королевы Виктории.
Затем они отправились в плавание, чтобы обнаружить гигантский вулкан, гору Эребус и ее меньшую соседку, гору Ужас. Однако доступ к этим вулканам был заблокирован большим ледяным щитом, который также преградил им путь к Южному полюсу. Этот ледяной щит известен сегодня как шельфовый ледник Росса.
Роберт Пири
Изучив ледяную шапку Гренландии в 1886 году, Роберт Пири в отпуске в ВМС США пришел к выводу, что Северный полюс лежит за пределами Гренландии, а не является ее частью, как считалось ранее. Затем Пири решил стать первым человеком, достигшим Северного полюса.
См. страницу автора [общественное достояние], через Wikimedia Commons
Чтобы подготовиться к своей экспедиции на север, Пири изучал способы выживания инуитов в суровых условиях. Пири и его коллега Мэтью Хенсон узнали все, что могли, о собачьих упряжках, мехах и иглу. Затем они решили, что лучшая платформа для запуска их экспедиции — это канадский остров Элсмир, дата которого запланирована примерно на конец зимы, когда лед станет более прочным.
1 марта 1909, Пири отправился в путь в сопровождении 23 человек, 133 собак и 19 упряжек. По мере продвижения на север они облегчали свою ношу и уменьшали размер отряда. К тому времени, когда наступил апрель, вперед продвигались только шесть человек, Перри, Хенсон и четыре инуита.
Однако его заявление о том, что он первым достиг Северного полюса, было оспорено другим американцем, Фредериком Куком. Однако Конгресс посчитал, что Пири на самом деле первым достиг полюса и теперь может претендовать на свое место в истории.
Сэр Эрнест Шеклтон
В 1901 году Эрнест Шеклтон был выбран для участия в антарктической экспедиции под руководством британского морского офицера Роберта Фалкона Скотта на корабле Discovery . Экспедиция провела два лета в Антарктике, где Шеклтон присоединился к Скотту и еще одному в попытке достичь Южного полюса в 1902 году. , проходя до 40 километров в день. Из-за нехватки продовольствия они продвинулись дальше на юг, чем кто-либо прежде, и были вынуждены повернуть назад. В 1907 он предпринял еще одну попытку достичь Южного полюса, но был вынужден снова повернуть назад.
В 1911 году Шеклтон снова отправился в путь, чтобы стать первым человеком, достигшим полюса, но был побежден норвежским исследователем Роальдом Амундсеном. Это вынудило Шеклтона нацелиться на пересечение Антарктиды через Южный полюс. Судьба распорядилась так, что 1 августа 1914 года Шеклтон отправился в Антарктиду, не понимая, что его мечты снова рухнут, когда его корабль Endurance окажется в ловушке во льдах, а его людям придется пробираться к острову Элефант, недалеко от берега. южная оконечность мыса Горн.
С острова Шеклтон отправился за помощью, чтобы добраться до Южной Георгии. В конце концов Шеклтон вернулся на остров Элефант, чтобы спасти оставшихся людей. Фактически, все 28 членов экипажа, застрявшие на острове Элефант в течение двух лет, пережили это испытание.
Роберт Фалкон Скотт
Скотт руководил двумя крупными антарктическими экспедициями в 1901 и 1910 годах. Скотт был выбран руководителем Национальной антарктической экспедиции 1901-04 годов, которую спонсировали Королевское географическое общество, правительство Великобритании и лондонский бизнесмен. , Ллевелин Лонгстафф. После раунда сбора средств у экспедиции был солидный баланс в размере 9 фунтов стерлингов.0000, более чем достаточно для оплаты нового корабля, провизии, заработной платы и других расходов.
Архив Новой Зеландии из Новой Зеландии (Robert Falcon Scott, 1910) [CC BY-SA 2.0], через Wikimedia Commons экспедиции после встречи с сэром Клементсом Маркхэмом, который до этого момента был знаком с карьерой Скотта. Именно Маркхэм предложил возглавить экспедицию на совершенно новом корабле, Discovery , который только что был построен в 1901 году. Из-за большого бюджета экспедиции у них даже было два армейских аэростата для разведки, а также ветряная мельница для выработки электроэнергии вместе с несколькими собаками. После остановки в Новой Зеландии экспедиция Скотта направилась в Антарктиду, достигнув континента 9 января 1902 года на мысе Адэр.
В феврале был выпущен воздушный шар, в результате чего были сделаны первые в истории аэрофотоснимки Антарктиды. Вместо того, чтобы зимовать в хижинах на льду, Скотт решил иметь Дискавери вморожен в лед, чтобы стать домом для 47 офицеров и солдат, 30 из которых пришли из Королевского флота, а остальные прибыли из разных слоев общества, включая торговый флот, Королевский морской пехотинец, а также ученых и горстку гражданских лиц.
Несмотря на неудачные попытки достичь полюса, экспедиция имела научный успех, сделав ряд всесторонних научных наблюдений и географических открытий, а также многочисленные наблюдения и полевые работы в области метеорологии, геологии, гляциологии, морской биологии и картографии. .
Эдмунд Хиллари
Эдмунд Хиллари возглавлял новозеландский компонент Трансантарктической экспедиции Содружества в 1957–1958 годах под общим командованием британского исследователя Вивиан Фукс. Новозеландская команда сначала установила базу Скотт на краю шельфового ледника Росс, а затем направила модифицированные сельскохозяйственные тракторы Ferguson на юг, чтобы сбросить склады с продовольствием и топливом для британской переправы.
Фотограф неизвестен. Ретушь Тимоф Кингсленд. [Общественное достояние], через Wikimedia Commons
Хиллари не смог сдержаться и вместо того, чтобы играть роль поддержки пересекающей стороне, решил начать полноценный натиск на поляка. 4 января 1958 года Хиллари и его группа стали первыми, кто достиг Южного полюса по суше после Роберта Скотта в 1912 году. Им потребовалось 14 дней по рыхлому снегу и трещинам.
Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться, и ограниченный сон, экспедиция была встречена представителями СМИ на полюсе, которые сразу же начали сомневаться в том, что решение Хиллари поставило под угрозу всю экспедицию.
Ваш комментарий будет первым