Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Кто основал ростов великий: История Ростова Великого

История Ростова Великого

История Ростова Великого, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Древний русский город Ростов Великий имеет богатую событиями историю. Люди издавна селились в этих, богатых лесами и реками, местах. В непроходимых чащах здесь водилось много зверья, а реки и озера поражали изобилием рыбы. В то же время земли эти были относительно недоступны для врагов. Чудские племена (с седьмого века), а затем и славяне (с девятого века) облюбовали этот край из-за его красоты и природных богатств.

Впервые о Ростове Великом упоминается в «Повести временных лет». Уже тогда, в 862 году, это был крупный населенный пункт на берегу реки Пижерма, которая впадает в озеро Неро с уникальным плодородным илом.

Первыми жителями ростовской земли были меряне, представители угро-финского племени меря. Сначала на этих землях появились новгородцы, за ними потянулись кривичи и вятичи. Но расселение славянских племен протекало мирно.

Благодаря синтезу угро-финских и славянских племен с различным уровнем развития возникла русская народность с высокой степенью культуры. Жители Ростова Великого тех веков были мастеровитыми, хорошо владели искусством земледелия, рыболовства и охоты. Ростов привлекал и торговых людей, так как располагался на перекрестке многих путей и являлся центром северо-востока Русской земли.

В начале десятого столетия ростовская дружина участвует в двух походах под предводительством князя Олега на Царьград. Воины из Ростова получают в результате этих побед дань для себя (единовременную) и для города (ежегодную), добиваются льгот в торговле.

В 991 году небольшая часть населения Ростова Великого приняла крещение в озере Неро от князя Владимира, митрополита, четырех епископов и воеводы Добрыни. Но большинство населения города отказалось креститься и враждебно относилось к христианским священникам. Здесь проповедовали первые епископы Илларион, Федор и Леонтий. Последний принял мученическую смерть в 1071 году от рук язычников во время восстания волхвов.

Впоследствии епископа и святителя Леонтия канонизировали и он стал первым святым северо-востока Руси. Неурожайные 1024 и 1071 годы привели к тому, что на ростовской земле вспыхнули восстания смердов, которыми руководили волхвы. Они стремились к восстановлению своего величия и общинно-родового строя. Эти восстания были безжалостно подавлены и привели к усилению власти князя.

Во 2-й половине XVI-го века многим знатным семьям Ростова пришлось покинуть город по велению Ивана Грозного, забравшего у них имущество для своих опричников. Но этот же царь построил в Ростове и несколько новых храмов. Через город проложили большой тракт, связавший Москву и Архангельск.

«Смутное время» оставило свой след на ростовской земле. В начале XVII-го столетия Ростов Великий подвергся нападению польско-литовских интервентов, разграбивших город. К счастью, это было последнее разрушение иноземными захватчиками в истории этого древнейшего города.

В XVII-м веке был создан благодаря усилиям митрополита Ионы единый ансамбль Ростовского кремля. Был сооружен целый ряд построек в городском посаде и на монастырских землях. Вторая половина XVII-го столетия стала воистину «золотым веком» каменного строительства в Ростове Великом.

Бывал в Ростове Великом и царь-реформатор Петр Первый. Сюда он приезжал с целью устройства потешного флота. Но воды озера Неро ему не подошли, и свой потешный флот он строит на Плещеевом озере. В январе 1702 года Петр I назначил митрополитом Ростовским и Ярославским Димитрия, который открыл в городе «грамматическую» школу, в которой училось двести детей священнослужителей. По приказу Петра Великого в Ростове были построены несколько храмов.

В XVIII-м столетии Ростов Великим становится центром паломничества к мощам святого Димитрия Ростовского, обладающим исцеляющей силой.

В XIX-м веке город застраивается, появляется множество предприятий. Благодаря купцу Титову сохраняется ростовский кремль, на его базе создается музей церковных древностей.

Другой житель города, построив для своего предприятия десятикилометровый водопровод, пожертвовал все свои сбережения на строительство городского водопровода, открытие гимназии и университета.

На ежегодную (начиная с второй половины XVIII-го столетия) ростовскую ярмарку съезжались торговцы и покупатели со всех концов российского государства. Ведь она была третьей в Российской империи (после Макарьевской ярмарки и Нижнего Новгорода) по товарообороту.

В XIX-м столетии Ростов Великий прославился мастерством своих умельцев по росписи финифтью.

Ростов Великий в 20-м веке.

17-й год с его двумя революциями прошел в Ростове довольно спокойно. А вот в 30-е годы город сильно пострадал от воинствующих атеистов. Разрушены и снесены были множество исторических и религиозных памятников, которым в веке XIX-м оказывалось местными жителями особое внимание. Во время Великой Отечественной войны около 20 ростовчан стали Героями Советского Союза.

Ростов Великий входит в «золотое кольцо России». Этот город – неразгаданная загадка русского народа.

История Ростова Великого| Гостевой дом «Царевна-лягушка» 2*

История Ростова Великого уходит вглубь веков. Впервые в летописи Ростов упоминается в 862 году, как уже существующий, крупный для своего времени город. Возник он на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро, на землях, заселённых угро-финским племенем Меря. Недалеко находилась столица этого племени – Сарское городище. Древние остатки этого города 7-13 веков можно исследовать в настоящее время в красивой излучине реки Сара в десяти километрах от Ростова. Славяне приходят в эти земли в 9-11 веках. Первыми приходят новгородцы, затем кривичи и, вероятно, вятичи.

Недалеко от озера (к юго-востоку от того места, где сейчас располагается Ростовский кремль) они оборудуют свой стан, на месте которого в дальнейшем находилось представительство наместников киевского князя и двор ростовских князей. Расселение славян в этих землях протекает мирно. В течение нескольких веков происходит ассимиляция угро-финского племени. Сейчас об этом племени напоминают дошедшие до нашего времени географические названия: озеро Неро, реки Нерль, Которосль и другие.

В 907 и 911 годах ростовские воины участвуют в походах под руководством князя Олега на Царьград (Константинополь, нынешний Стамбул) и в результате побед берут единовременную дань на себя и ежегодную на свой город, добиваются льготных условий в торговле и удобного проживания в византийской столице.

Летом 991 года в Ростов прибывают Киевский Великий князь Владимир с митрополитом, четырьмя епископами и воеводою Добрыней и крестят местных жителей в водах озера Неро. Но крещение приняла меньшая часть жителей города, большинство продолжало оставаться язычниками. Первые епископы, греки Феодор и Илларион, даже вынуждены были покинуть город из-за враждебного отношения приверженцев старой веры. Следующий епископ Леонтий из-за постоянных нападений язычников уходит из центра города, селится в пригороде (в районе нынешнего Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря) и несёт Слово Божие детям. Сейчас на этом месте поставлен памятный деревянный крест. Святитель Леонтий, первый Святой Северо-Востока Руси, принял мученическую смерть от язычников во время восстания волхвов в 1071 году. В настоящее время его мощи покоятся под спудом в Успенском кафедральном соборе.

В 988-1010 годах ростовским княжеством управлял Ярослав Мудрый, заложивший для защиты Ростова и контроля торгового пути по Волге город Ярославль. Следующим ростовским князем был князь-мученик Борис, причисленный вместе со своим братом Глебом к лику Святых после смерти от рук наёмных убийц, подосланных их братом Святополком Окаянным. В 11 веке в Ростове была построена удивительно красивая дубовая церковь. Сейчас на этом месте стоит Успенский собор. В 12 веке ростовским столом владел князь Юрий Долгорукий, по повелению которого на землях ростовского боярина Кучки был заложен град Москва. Правда, свою резиденцию Юрий Долгорукий перенёс из Ростова в Суздаль. Его сын Андрей Боголюбский перенёс великокняжеский престол из Киева во Владимир. В Ростове он построил первый каменный Успенский собор.

Первым удельным ростовским князем считается Константин Всеволодович, который вел борьбу за великокняжеский престол со своим младшим братом князем Юрием владимирским. В этой борьбе принимал активное участие знаменитый ростовский богатырь Алеша (Александр) Попович, деревянный замок которого находился недалеко от города на реке Где. Здесь же в 1218 году Алеша (Александр) Попович проводит съезд русских богатырей, которые осудили междоусобную борьбу русских князей. Богатырь погиб в битве на реке Калке в 1223 году, при вторжении монголо-татар в половецкие земли. В это время он находился на службе у киевского князя Мстислава.

Зимой 1238 года полчища Батыя прошлись по Владимиро-Суздальскому и Ростовскому княжествам. Решающее сражение между объединённым войском этих княжеств и монголо — татарами произошло в марте на льду реки Сить. Русские войска были полностью разгромлены, а ростовский князь Василько был ранен и пленён. Монголы предлагают ростовскому князю командную должность в своём войске, но тот не желает служить захватчикам, и монголы его зверски убивают. Князь-герой похоронен в Успенском соборе города Ростова. А его жена, княгиня Мария, после гибели мужа успешно помогает своим детям, малолетним князьям Борису и Глебу, управлять княжеством в этот нелёгкий период ордынского ига. Княгиня Мария, единственная женщина-летописец на Руси, похоронена в Спасо-Преображенском соборе, основанного ею Спасского на Песках (Княгининого) монастыря.

Несмотря на трудные времена татарского ига, Ростов остаётся одним из главных культурно-просветительских центров Руси. В ростовском монастыре, именуемом Григорьевским затвором, пишутся православные, исторические и житийные книги, переводится иностранная, в том числе и философская литература, ведётся большая просветительская работа среди местных жителей. Выходец монастыря Стефан Пермский является Святителем далёких народов Северного Урала.

В начале 14 века в Варницкой вотчине ростовских бояр Кирилла и Марии рождается мальчик, наречённый именем Варфаломей. Трудно даётся обучение грамоте отроку Варфаломею, но старец, случайно встреченный им в поле под дубом во время поиска заблудившихся коней, предсказывает отроку будущую великую грамотность. Так в Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский. В годы решающей борьбы с ордынским игом преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовскую битву и послал с ним двух монахов-богатырей:Андрея Ослябю и насельника Ростовского Борисоглебского монастыря Александра Пересвета, который сразился в единоборстве, перед началом битвы, с монгольским богатырём мурзой Челубеем.

В 16 веке русский царь Иван Грозный часто посещает Ростов. Здесь, по его указам возводятся новые церкви. Над могилой Исидора Блаженного Твердислова, выходца из немецких земель, строится каменная церковь Вознесения Христова и, в благодарность преподобному Авраамию Ростовскому за успешный поход на Казань, Богоявленский Собор в самом древнем на северо-востоке Руси Богоявленском Авраамиевом монастыре. Мощи преподобного Авраамия в настоящее время покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

В начале 17 века, в годы «великой смуты», польско-литовские интервенты под командованием Сапеги грабят и жгут Ростов. Последним оплотом сопротивления явился Успенский Собор, богослужение внутри которого во время штурма, проводил митрополит Ростовский Филарет, отец будущего первого царя династии Романовых Михаила и сам будущий Патриарх Московский и Всея Руси.

В 17 веке город обносится новыми укреплениями — земляными валами, а затем, митрополитом Ионой Сысоевичем, возводится жемчужина русской архитектуры ростовский кремль (Архиерейский Дом). Красивейшие ростовские звоны поражают местных жителей и гостей города. Приезжает сюда с целью постройки потешного флота Пётр I. Но ему не нравится озеро Неро, «грязная лужа», и свой флот он строит на Плещеевом озере.

В 18 веке в Ростов Великий, в Яковлевский монастырь, основанный ещё в 14 веке, устремляются тысячи и тысячи паломников со всей России. Они идут приложиться к мощам Святого Димитрия Ростовского, у которых происходят многочисленные чудесные исцеления. Далёкая Темерницкая крепость на реке Дон, по просьбам местных жителей была переименована в крепость имени святителя Димитрия Ростовского, а рядом возникший город, получил название Ростов-на-Дону. Святитель Димитрий Ростовский – проповедник, публицист, просветитель, драматург, автор духовных песнопений – это единственный Святой 18-го века в России. В настоящее время мощи Святителя Димитрия Ростовского покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова Великого.

В конце 18 века по Указу Екатерины Второй город получил новую регулярную симметричную планировку и стал перестраиваться. В этот же период Ростов Великий становится одним из главных торговых центров России. Городские торговые площади занимают огромные пространства, строятся здания предназначенные для торговли, а ежегодная торговая ярмарка по объёму оборота становится третьей в стране после Макарьевской (Нижегородской) и Ирбитской.

В 19 веке идёт количественный рост предприятий. Ростовские предприниматели-капиталисты специализируются на переработке продукции местного сельского хозяйства: овощей, картофеля, цикория, льна, а так же на торговых операциях. Многие из них являются благодетелями и меценатами. Купец Титов в середине века сохраняет ростовский кремль от разрушения. На этом месте планировалось создать торговый комплекс из магазинов, лавок и складских помещений. Титов с соратниками начинает восстановление кремля и на его базе организуют музей церковных древностей. Современный музей – заповедник Ростовский кремль ведёт свою историю с тех лет и является одним из старейших музеев страны. Другой купец Кекин строит в городе водопровод и финансирует строительство мужской гимназии, здание которой и сейчас является украшением города.

Обе революции 1917 года город пережил относительно бескровно и достаточно спокойно. Советская власть была провозглашена 18 декабря 1917 года. Местом провозглашения новой власти была гостиница ЛИОНЪ. Весь 20 век город жил в общем ритме страны. В годы Великой Отечественной войны около двадцати наших земляков получили звания Героев Советского Союза. В настоящее время Герой России космонавт Токарев избран главой Ростовского муниципального округа.

В целом в 20 веке Ростов Великий оставался тихим провинциальным городом, застывшим в своём развитии. Значительный толчок развитию города дало строительство в 70-е годы современного предприятия Ростовского оптико-механического завода. На северо-восточной окраине города в 70-80-е года возводится большой микрорайон, получивший в народе название «Куба».

В настоящее время визитной карточкой города является Ростовский кремль с его многочисленными музейными экспозициями и знаменитыми на весь мир ростовскими звонами.

В Ростове Великом находятся действующие православные монастыри: Спасо–Яковлевский Димитриев монастырь, Свято–Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, Рождественский и самый древний монастырь Северо-Востока Руси Богоявленский Авраамиев монастырь, который был основан преподобным Авраамием в 11 веке. Ещё один, Петровский монастырь, был основан в 14 веке татаро-монголом, в настоящее время православным Святым, Петром царевичем Ордынским. Он пока имеет статус приходской общины. Ещё один действующий Борисоглебский монастырь находится в 18 км. от Ростова.

Здесь на рубеже 16 и 17 веков проживал преподобный Иринарх затворник, который благословил руководителей Второго ополчения Минина и Пожарского в поход на освобождение Москвы.

Путешествуя по Ростову и его пригороду, Вы увидите многочисленные красивые старинные церкви.

Сейчас Ростов испытывает трудности, свойственные небольшим провинциальным городам во всей стране. Но в то же время пытается сохранить свой дух, своё обаяние, свой неповторимый облик на радость современникам и потомкам. Человек, посетивший город один раз, старается приехать сюда снова и снова. Притягательность Ростова – это неразгаданная загадка древнего русского города.

Источник материала: http://info-rostov.ru

Храм Спаса на Торгу и Исторический центр Ростова Великого

Ростов Великий, Ярославская область, Россия

История

Расположенный на берегу озера Неро, в 210 километрах к северо-востоку от Москвы, Ростов Великий ведет свое происхождение от 862 года, что делает его одним из старейших городов России. Пятиглавая церковь Спаса на Торгу примыкает к Архиерейскому дворцу Ростовского кремля. С момента постройки в 17 веке комплекс был поврежден различными факторами окружающей среды, в том числе ущербом от воды из-за повышения уровня грунтовых вод и разрушительного торнадо, пронесшегося по региону в 19 веке.53. В то время как исторический город долгое время служил коммерческим и жилым центром современного Ростова Великого, многие жители отказывались от него в пользу современных построек, а повреждение водой стало серьезной проблемой для окрашенных поверхностей, орнамента и структурной целостности многих зданий. деревянные и каменные конструкции. В 2000 году городское правительство Ростова разработало политику восстановления наследия для городского развития, чтобы обратить вспять заброшенность исторического района и начать связывать старый город с более современной застройкой.

Как мы помогали

В списке наблюдения 2000 г. были отмечены угрозы историческому центру Ростова Великого, в то время как в списке 2002 г. основное внимание уделялось проблемам, особенно актуальным для храма Спаса на Торгу: уничтожение фресок и архитектурных украшений, дестабилизация внутренние конструкции и фундаменты зданий. При поддержке American Express компания WMF оказала помощь проекту «Ростов Великий Ренессанс» в срочных инженерных работах, включая анализ структурной целостности храма, рекомендации по укреплению и восстановлению участка, а также мониторинг уровня грунтовых вод. В 2004 году были укреплены стены, своды и фундамент, а также была спроектирована успешная система водоотвода для защиты церкви. При стабилизации конструкции были применены как современные методы реставрации, так и исторические методы строительства, которые будут по-прежнему контролироваться на предмет повреждения водой.

Почему это важно

Ростов Великий был одним из первых духовных центров Русской православной церкви и сыграл решающую роль в русской истории как место осады и восстания против монголов в 13-м и 14-м веках. Ростов Великий был признан одним из избранной группы древних городов к северо-востоку от Москвы, которые оказали значительное влияние на формирование Русской Православной Церкви.

Таким образом, он считается частью «Золотого кольца» России. Хотя церковь Спаса на Торговой площади претерпела несколько ремонтов и реставраций с момента ее постройки в 1685-1689 гг.0, он по-прежнему сохраняет свое значение как архитектурный маяк с уникальными настенными росписями.

Последнее обновление: февраль 2019 г.

Фотографии

Присоединяйтесь к нам в охране важных мест.

Узнать больше Сайтов

Благоверный князь Василий (Василько) Ростовский

Святой князь Василий Ростовский принадлежал к роду суздальских Мономашичей, прославленных в русской истории. Прадедом святого был Юрий Долгорукий, а дедом — великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), наследника и продолжателя дела святого Андрея Боголюбского. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей старого Ростово-Суздальского княжества, Всеволод Большое Гнездо единолично вершил ход дел всей Великой Руси.

В «Слове о полку Игореве» говорится, что он умел «веслами Волгу плескать, а шлемами Дон выручать».

Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, святитель Василий родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжествовал его отец. Здесь прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был наделен Василию (ему было тогда восемь лет) своим княжеским уделом на самоуправление.

Воинская доблесть, священный долг служения отечеству, чувство справедливости и почитание старших — все это традиционные черты русского княжеского защитника земли, и все это присутствовало в Василии. Отец святого, великий князь Константин, скончался 2 февраля 1218 года, когда Василию еще не было десяти лет. Наставником молодого ростовского князя стал затем его дядя, великий князь святой Юрий Владимирский (память 4 февраля).

Двадцать лет князь Юрий правил Владимиром, и все эти годы Василий был его ближайшим другом и доверенным лицом. Летописи отмечают живую красоту фигуры Василия, его светлый и величественный взгляд, его удаль в ловле дичи, его благодеяние, его ум и глубокую старательность, вместе с кротостью и добродушием в отношениях с вельможами: «Кто служил ему, тот, кто ел его хлеб и пил с ним чашу, никогда не мог быть слугой другого князя».

В 1219 году Василий участвовал в походе владимиро-суздальских войск против волжских булгар, а в 1221 году в походе к устью реки Оки. Затем святой Юрий находился в заложниках в Нижнем Новгороде.

В 1223 году в южных степях появились первые татары (монголы), «неведомый народ», пришедший из Азии. Их первыми жертвами стали союзные Руси половцы. Русские князья с половецкими ханами (многие из которых приняли Святое Крещение) решили дать отпор степным грабителям, прежде чем они достигнут Русской Земли. Святитель Василий возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в русском степном походе.

Враг появился раньше, чем они ожидали. А многовековое деление удельных княжеств оказалось неспособным к эффективным действиям в крупномасштабной войне. Отряд Василия не успел к решающей битве, и из Чернигова пришло печальное известие о разгроме русских войск на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурным предзнаменованием, и на востоке нависла буря . Василий и его компания вернулись в Ростов.

В 1227 (или 1228) Василий женился, взяв в жены Марию, дочь святого Михаила Черниговского (память 20 сентября). Дядя Василия, святой Юрий, ранее был женат на сестре святого Михаила [т.е. Дядя Василия Юрий женился на тете Марии]. В 1231 году у Василия родился старший сын Борис.

Над Россией сгустились грозовые тучи. 3 мая 1230 года «сотряслась земля во время литургии», и в тот год на Русь пришли голод и мор. В 1232 году татары разбили зимовье, едва дойдя до столицы волжских булгар. Жизнь шла своим чередом, и князь Юрий в 1236 году выдал замуж своих сыновей Владимира и Мстислава, и Василий радовался их свадьбе. Всем им, однако, оставалось жить немногим больше года, ибо татары уже захватили Волжско-Булгарскую землю.

В 1237 году татарский вихрь обрушился на Русь. В декабре Рязань пала под Батыем. Князь Юрий решил не посылать своих войск на помощь, так как ему предстояла трудная оборона Владимира. Татары предложили ему мир, и он был готов к переговорам. Но условия мира, дани и вассальной зависимости от хана были неприемлемы. «Славный бой, — сказал князь, — лучше позорного мира». Первое сражение с татарами было под Коломной, и Всеволод Юрьевич командовал войсками, но они были изрублены. Враг повернулся тогда к Москве, которую они захватили и сожгли. Другой сын Юрия, Владимир, попал в плен, когда руководил обороной Москвы.

Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василий решили бороться «за православную веру» против «безбожных гнусных татар». Организовав свою оборону и оставив своих сыновей Всеволода и Мстислава во Владимире, князь Юрий отправился за Волгу, чтобы собрать новые войска взамен уничтоженных Батыем.

С ним были его племянники, святитель Василий Ростовский и его сподвижники, и его братья Всеволод и Владимир. Великий князь ждал прибытия своих братьев Ярослава и Святослава и их войска.

В Мясную субботу 3 февраля 1238 года быстро и беспрепятственно по зимним дорогам татарское войско подошло к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была решена. Всех оставшихся в городе князей и княгинь епископ Митрофан для духовной крепости постриг в ангельскую схиму. Город пал 7 февраля.

Последним форпостом владимирцев стал Успенский собор, вместилище самой святыни Руси: чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Татары сложили вокруг собора дрова и растопку и разожгли огромный костер. Епископ Митрофан погиб в огне и дыму вместе с тысячей беззащитных женщин и детей и всей семьей князя Юрия: женой Агафией, дочерью Феодорой, невестками Марией и Христиной и малолетним внуком Димитрием. Его сыновья Всеволод и Мстислав вместе с ранее захваченным Владимиром были подвергнуты истязаниям, а затем зарезаны «на глазах у хана». (В некоторых старых сборниках житий святых все они числятся святыми).

Святой Юрий находился со своими войсками под Ярославлем. Узнав о разрушении столицы и гибели близких и родных ему людей, «он громким голосом со слезами сокрушался». Он сказал, что для него лучше умереть, чем продолжать жить в этом мире, так как он один выжил. Святитель Василий, прибывший с ростовским отрядом, увещевал его продолжать военные подвиги.

4 марта 1238 года произошла решающая битва у реки Сита. Татарам неожиданно удалось окружить русское войско, и завязалась резня. Немногие русские воины остались в живых после этой страшной битвы, но враг заплатил за свою победу дорогую цену. Святой Юрий был зарублен в доблестном бою, а раненый Василий доставлен в ставку Батыя.

Татары требовали от него «следовать их гнусным обычаям, подчиняться их воле и сражаться за них». Святой князь гневно отказался предать свою родину или Святое Православие. «Вы не можете отнять у меня христианскую веру», — сказал святой князь, как один из древних христианских исповедников. — Его много пытали, а потом убили в Шернском лесу. Так святой князь Василий предал душу свою Богу, уподобившись в смерти святому страстотерпцу Борису (память 24 июля), первому из ростовских князей, которому он подражал при жизни. Как и святому Борису, святому Василию не было и тридцати лет.

Епископ Ростовский Кирилл, выйдя на поле побоища, похоронил павших православных воинов, а сам отыскал тело святого князя Юрия (отсеченной головы его в массе изломанных тел не нашли). Свои святые мощи он привез в Ростов, в Успенский собор. Тело святителя Василия было найдено в Шернских лесах сыном священника и доставлено в Ростов. Там жена князя, дети его, епископ Кирилл и все жители Ростова с горьким воплем встретили тело любимого князя и погребли его под сводами соборного храма.

Описывая погребение князя Василия, летописец сказал: «Множество православных людей горько плакало, видя усопшего отца и сиротского воспитателя, великого утешителя скорбящих, и… восхождение светоносной звезды …. Его мученической кровью были смыты его грехи и преступления его братьев».

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *