Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Кто строил комсомольск на амуре: История Комсомольска-на-Амуре | МУК «Городская Централизованная Библиотека»

История Комсомольска-на-Амуре

История Комсомольска-на-Амуре, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

История этого прекрасного города начинается еще в эпоху крестьянства в 1860 году. Тогда, на месте будущего успешно развивающегося города Комсомольска-на-Амуре, должно было появиться село Пермское. Указом губернатора Приамурья для жителей села были подготовлены жилые срубы. Переселение крестьян в село Пермское было скудным, оплачивалось за счет государства и, как правило, на переезд были готовы достаточно состоятельные и инициативные крестьяне. Так продолжалось до отмены Крепостного права. После проведенных реформ, в новое село Пермское-на-Амуре мог приехать любой желающий бывший крепостной.

Развитие села шло в гору, и теперь его жители стали жить даже лучше, чем в центральных губерниях. 

В каждом доме был достаток. С 1887 по 1932 году численность переселенцев выросла со 160 до 400 человек, живущих в 47 дворах.

В том же году, было принято решение строить Амурский судостроительный завод близ села Пермское.  10 мая того же года на берега Амура высадились более тысячи первых строителей города. Через семь месяцев после этой высадки село Пермское было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре.

Работы шли в очень тяжелых условиях: лютые морозы, нехватка оборудования и техники, болота и таежный гнус. Но несмотря на все это, ежедневно первостроители не только выполняли поставленный план, но и работали сверх плана.

Не только мужчины сорвались из своих родных городов и семей, но и молодые, юные девушки. Их называли девушки-хетагуровки.

Такое название они получили после опубликования письма Валентины Хетагуровой, жены командира Красной Армии, в котором она призывала всех девушек страны переселяться на Дальний Восток и работать там. Почти восемь тысяч девушек приехало в период с 1937-1938 годы по призыву жены командира.

Кроме судостроительного завода,в Комсомольске-на-Амуре началось строительство заводов «Амурлитмаш» и «Амурсталь».

Они стали ведущими производителями свинцовых аккумуляторов.

Сегодняшний Комсомольск-на-Амуре является третьим по величине городом Дальнего Востока, со стабильно развивающейся промышленностью и культурой России.

Поиск отеля

Даты заезда и выезда:

Взрослых и детей:

1234567801234

Полный возраст детей:

01234567891011121314151617012345678910111213141516170123456789101112131415161701234567891011121314151617

Упорядочить: Сначала популярные Сначала дешевые

Искать: Только с Wi-Fi Завтрак включён

Расстояние до центра:

Не важно

до 5 км.

до 10 км.

до 15 км. до 25 км.

Мы будем признательны, если Вы оставите своё мнение о городе.
Этим Вы принесёте огромную пользу всем, кто хотел бы совершить такое же путешествие.

Ваша общая оценка:

Нажмите, чтобы оценить

Плюсы города:

Минусы города:

Индивидуальный путешественник Молодая пара Зрелая пара Семья с маленькими детьми Семья со взрослыми детьми Группа

Нажимая на кнопку «Отправить отзыв»,
я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Комсомольск-на-Амуре

Дата основания: 1932 год
Население: 258 820 человек

Комсомольск-на-Амуре.

Город Юности, построенный зеками

Владимир Дергачев

http://bestmaps.ru/files/content_images/20130804160032.jpg

Комсомольск-на-Амуре. На переднем плане речной вокзал.

Комсомольск-на-Амуре (255 тыс. жителей, 2014). Численность население города «Юности» сократилось с 1992 года примерно на 65 тыс. Убыль населения связана с резким спадом производства и банкротством предприятий.  По численность населения город занимает четвёртое место на Дальнем Востоке после Владивостока, Хабаровска и Якутска.

В Советском Союзе город входил в число крупнейших военно-промышленных центров и был закрыт для посещения иностранцами. Сегодня для посещения город иностранцами требуется получить разрешение Федеральной службы безопасности, но на практике это не всегда соблюдается.

***
В 1929 году ЦК ВКП(б) принимает специальное решение об ускоренных  темпах социалистического строительства на Дальнем Востоке в связи с советско-китайским конфликтом и захватом Китайско-Восточной железной дороги. Приказом Реввоенсовета СССР создаётся Особая Дальневосточная армия.


Город образован в 1932 году на месте села Пермское, основанного в 1860 году. В январе  правительственная комиссия во главе с заместителем  наркома обороны Яном Гамарником выбрала площадку  для строительства  города и оборонных предприятий. Уже 10 мая к месту строительства  на пароходах «Коминтерн» и «Колумб» прибыл первый  отряд
мобилизованных
комсомольцев. Первые строители жили в шалашах и бараках. Всего до 1 апреля 1934 года на ударную стройку прибыло примерно 2,5 тыс. комсомольцев, из них как утверждают не только злые языки,  по разным причинам покинуло город (сбежало?)  около 2 тыс. «добровольцев».

Советской власти пришлось использовать трудовые ресурсы ГУЛАГа.  Как мне известно, в районе Комсомольска  ударный труд обеспечивали  Пермское отделение БАМЛАГа, АмурЛАГ (Нижне-Амурский ЛАГ)  и другие лагеря до 1955 года. С середины 30-х годов город «Юности»  был по числу лагерей  столицей рабского труда заключённых в Хабаровском крае.

К началу 1949 года только в Нижне-Амурском лагере  содержалось 34 тыс. заключенных.  Наряду с ударными оборонными стройкам заключенные возводили школы, жилые дома, кинотеатр «Комсомолец» и драматический  (вначале лагерный) театр.  Даже монумент в честь 20-летия высадки первых «комсомольцев-добровольцев» возвели зэки.

Первыми оборонными и градообразующими объектами были судостроительный и авиационный заводы. В стране планового хозяйства город строился не по единому генплану,  и представлял несколько поселков, в том числе вокруг судостроительного завода и  района Дзёмги (вокруг авиационного завода).  Меня забавляло, когда  трамвай  делал  в центре города зигзаг, так улицы двух соседних районов (поселков) не стыковались.

Деревянный пароход «Колумб» был построен в 1912 году в Благовещенске и мог перевозить до 800 пассажиров,  в 1947 году из-за ветхости разобран на дрова.

В 90-е годы город «Юности» пережил «демократический» передел общенародной собственности в другую и серию банкротств,  заслужил звание криминальной столицы Дальнего Востока.

Цунами банкротств привел к разорению подземного завода «Парус», производившего  подводные мины и торпеды для подводных лодок, и сернокислотного завода. Электромеханический завод, построенный японскими военнопленными и производивший аккумуляторные батареи  для подводных лодок и других судов, так же прекратил существование.

Главными градообразующими предприятиями являются судостроительный и авиационный заводы. Амурский судостроительный завод  выпускает суда военного и гражданского назначения, строил даже атомные подводные лодки, эскадренные миноносцы и крейсеры для Тихоокеанского флота. Крупные суда ведут в плавучем доке на достройку на другие морские судостроительные заводы.

Авиационный завод имени Юрия Гагарина  выпускает истребители и бомбардировщики  Су-33, Су-35 и другие, производит сегменты фюзеляжа и крыло для регионального пассажирского самолета  Sukhoi Superjet 100.

Металлургический завод «Амурсталь» строился с расчетом на рудную базу месторождения на Нижнем Амуре, но руда оказалась некачественной,  и предприятие перепрофилировали на вторсырье. В 90-е годы в процессе приватизации  завод распался на несколько производств, среди которых сохранился металлургический завод «Амурметалл», производящий сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат.

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, работающий на поступающей по нефтепроводу из Охи сахалинской нефти, является крупнейшим на Дальнем Востоке.
Ежегодный внешнеторговый оборот предприятий города  превышает $1,5 млрд., в том числе экспорт — более $1млрд.  (нефтепродукты,  машиностроительная продукция и древесина).

***
Благодаря экологам было прекращено строительство атомной электростанции на озере Эворон  и, естественно возникли проблемы с электроэнергией. Даже имелись планы использования атомных реакторов на строящихся на местном судостроительном заводе атомных подводных лодках.

Информация для размышления. Да, был Чернобыль. Но у меня складывается убежденность, что экологическое движение в 80-е и 90-е годы  Запад с помощью грантов неправительственных организаций использовал для разрушения энергетического потенциала России и постсоветских стран. Например, в Крыму АЭС была законсервирована на последней стадии строительства,  разрушена, а оборудование разворовано или ушло на металлолом.  Прошло три десятилетия и полуостров продолжает испытывать  дефицит электроэнергии.  

***
Климат города, расположенного на широте Воронежа,  характеризуется холодной продолжительной зимой и коротким теплым летом.  Малоснежной зимой из-за низких температур наблюдается  значительное  промерзание грунтов и как следствие деформация дорожного полотна и фундаментов зданий.

Комсомольск-на-Амуре  расположен на трех надпойменных речных террасах и  во время крупных  наводнений  частично подвержен подтоплению или затоплению. Во время катастрофического наводнения 2013 года достигнут абсолютный максимум уровня Амура с 1932 года  — + 9 метров 12 см.

Амур у города подвержен мощному антропогенному загрязнению, в том числе за счет трансграничного сброса сточных вод из бассейна Сунгари (КНР).   Весной и летом лесные пожары, в том числе на торфяниках приводят к высокой концентрации оксида углерода.   Наблюдается повышенная чистота онкологических заболеваний. По комфортности проживания Комсомольск-на-Амуре занимает  одно из последних мест среди крупных российских городов.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/22/100/22100790_1207420586_rechnoy_vokzal.jpg

Центральная гостиница  «Восход»  расположена на проспекте Первостроителей,  который в 1972 году представлял пустырь между железнодорожным вокзалом и Амуром.  Гостиница построена в 1972 году и реконструирована в 2007 году

Так выглядел проспект Первостроителей, протянувшийся  от железнодорожного до речного вокзала,  из окна гостиницы в 1972 году.

После завершения строительства БАМа Комсомольск – на — Амуре стал крупным железнодорожным узлом с направлениями на Тынду, Советскую Гавань и Хабаровск. В 1975 году был сооружен железнодорожный мост через Амур, до этого существовала с 1945 года паромная переправа. Четыре железнодорожных парома  были построены на местном судостроительном  заводе до 1952 года

Железнодорожный мост через Амур во время паводка. После его строительства два парома было продано в Китай и два сдано на металлолом

Окрестности Комсомольска-на- Амуре. Высокогорное оползневое озеро Амут  расположено  примерно в 60 км от Комсомольска-на-Амуре  в Солнечном районе Хабаровского края. Озеро расположено на высоте 760 метров над уровнем моря, температур воды +3°С, +6°С, глубина до 12,5 метра. 

http://www.mancompany.ru/upload/iblock/ba5/ba5bb5900705e62ce7919bce07ea3f8a.jpg

Амурские столбы у села Нижне-Тамбовское

Автор Виктор Буд


Метки: Дальний Восток, История, Комсомольск-на-Амуре, Россия, СССР, Экспедиции

Комсомольск-на-Амуре / Комсомольск-на-Амуре


     ул.
    Комсомольск-на-Амуре, Россия
    Телетайп-295155 "Утёс"
    Факс (42172)4-38-58
    Телефон (42172)4-50-22
     

    Амурский судостроительный завод, входящий в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», — крупнейший судостроительный завод на Дальнем Востоке России. Это хорошо оснащенный судостроительный завод полного цикла, имеющий устойчивый бизнес по производству широкого спектра продукции морского и общего машиностроения. Завод обладает необходимыми производственными мощностями и технологиями для строительства кораблей и судов водоизмещением до 25 000 тонн для флота и гражданского рынка.

    Предприятие создавалось и развивалось как главная судостроительная база Дальнего Востока для строительства подводных лодок и боевых надводных кораблей для ВМФ, а также кораблей различных классов и назначения. Это единственное предприятие на Дальнем Востоке, имеющее базу по строительству кораблей для ВМФ как с обычной, так и с атомной энергетической установкой.

    Амурский судостроительный завод, основанный в 1932 году, построил для Тихоокеанского флота Советского Союза 270 судов, специализирующихся на атомных и дизельных подводных лодках. Подлодки Тихоокеанского флота Yankee II (налинский вариант) строились в Комсомольске-на-Амуре. На заводе также строились различные обычные подводные лодки, а также проект 659.Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами «Эхо-I» и проекта 675 «Эхо-II», а также атомные ударные подводные лодки «Виктор-III» и проекта 971 «Акула». В советское время объект Амурского судостроительного завода был известен как Завод имени Ленинского Комсомола и Судостроительный завод № 199.

    • АПЛ — 58 ед.;
    • ДЭПЛ
    • — 41 ед.; боевые надводные корабли
    • — 56 ед.;
    • морских ледоколов проекта 576 типа «Ломоносов» — 15 единиц;
    • транспортные доки (различных проектов) — 13 ед.;
    • Плавтехбазы для перезарядки реакторов — 4 шт.;
    • сосуд для переработки ЖРО Ландыш — 1 шт.;
    • прочие суда (сухогрузы, лесовозы, рыболовные траулеры, тепловозы) — более 120 единиц:

    Накопленный опыт строительства сложных боевых кораблей позволяет заводу успешно конкурировать на международном рынке при выполнении экспортных заказов. С 1936 на стапелях Амурского судостроительного завода построены сотни гражданских судов различных типов.

    • Судно для мониторинга окружающей среды. Проект 21232
    • Танкер-химовоз. Проект 18500
    • Многоцелевой буксир-спасатель «Хоппер». Проект 16570
    • Транспортно-буксирное судно. Проект УТ-722.
    • Сейсморазведочное судно
    • Вагис Проект 1710.
    • Шаланда самоходная «Славянка». Проект 21100
    • Рыболовный бот. Проект 21230.
    • Вспомогательный корабль. Проект 21750
    • Рыбацкая лодка. Проект 21710 (ПБС-10)
    • Рыбацкая лодка. Проект 21260
    • Буффало
    • Судно обеспечения проекта 22420.
    • Рыболовный бот. Проект 70451 ТМ
    • Грузовое судно. Проект 19610
    • Мешок для леса пр.17340.
    • Плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш»
    • Транспортно-пусковые доки
    • Дизель-электрический. Проект 728П

    Российское правительство отменило все заказы на атомные подводные лодки в 1992 году и отказалось платить за только что поставленные. Большая часть из первых восьми подводных лодок класса «Акула» была построена в Комсомольске до прекращения деятельности там в 1993 году. Остальные подводные лодки построены или строятся на ССЗ «Севмаш» в Северодвинске. В конце холодной войны на Амурском судостроительном заводе, когда-то являвшемся гордостью дальневосточного военно-промышленного комплекса России, работало 20 000 человек. К середине 19В 90-х годах штат сотрудников сократился до 10 000 человек, и компания была по уши в долгах.

    ВМФ планировал ввести в строй две многоцелевые подводные лодки в 1999 году. По состоянию на август 1998 года одна из лодок в Комсомольске-на-Амуре была готова на 82%, а другая на верфях в Северодвинске находилась примерно в такой же степени готовности. Завод сотрудничает с «Росвооружением» по поиску заказов на строительство подводных лодок класса «Кило» (типа 877 ЭКМ). Завод выпускает многоцелевой грузовой корабль типа «Волга» водоизмещением 5,5 тыс. тонн, морской буксир-спасатель, рыболовные суда водоизмещением 135 тонн, дельтапланы.

    Судя по всему, в Комсомольске-на-Амуре остались недоставленными еще два «Акула-Иса». В январе 2000 г. были выделены средства для дальнейших работ по модифицированной «Нерпе» класса «Акула-I», заложенной в 1986 г., завершенной на 82–85%. Строительство «Кабана», завершенное на 25–50%, начатое в 1992 г., также может быть в конечном итоге завершено. . По состоянию на октябрь 2000 года Амурский судостроительный завод более пяти лет пытался достроить одну многоцелевую подводную лодку типа «Барс». Хотя строительство подлодки завершено на 85 процентов, у России нет денег на завершение работ. В 2000 году верфь получила от Минобороны 5 миллионов рублей (182 тысячи долларов). Но чтобы поддерживать в строительном ангаре нужную температуру, верфь тратит 70 миллионов рублей в год. Поддержание температуры в ангаре необходимо, так как в 1997 реактор подводной лодки запущен, а в ангаре необходима стабильная температура во избежание аварий. Демонтаж подводной лодки и обработка радиоактивного реактора обойдутся дороже, чем завершение строительства. Тем временем еще одна подводная лодка осталась построенной на верфи только наполовину.

    В 1996 году предприятие начало работу с McDermott Shipbuilding, Inc. по строительству плавучего комплекса по переработке жидких отходов РАО. Завод стал первым хабаровским предприятием, участвовавшим в морском нефтегазовом проекте «Сахалин-2». Был заключен субподряд на строительство распорки для буровой станции Moliqkpaq. В планах компании расширение участия в сахалинских проектах, а также развитие производства строительных материалов, мебели и других товаров народного потребления.

    В январе 1996 года Babcock & Wilcox Nuclear Environmental Services, операционное подразделение McDermott International, Inc. и Tomen Corp., крупной японской торговой компании, получили десятимесячный контракт почти на 25 миллионов долларов на строительство завода по производству жидких радиоактивных отходов. очистные сооружения на Дальнем Востоке России. Баржевое сооружение длиной 65 х 23,5 м (213 х 77 футов) и осадкой 6,6 м (22 фута) было спроектировано в России и изготовлено на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, Россия, который ранее строил атомные подводные лодки. Управление на месте осуществлялось McAmur Construction Services, совместным предприятием McDermott и АО «Амурский судостроительный завод». Система обработки жидких отходов и вспомогательные системы были приобретены у других американских фирм компанией B&W NESI и установлены на верфи. Большая часть работ выполнена совместно с Государственным комитетом оборонной промышленности России и Министерством по атомной энергии России.

    В ноябре 1996 г. компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» заключила с Амурским судостроительным заводом контракт на сумму 35 млн долларов США на строительство стальной основы (распорки), необходимой для первой фазы разработки Пильтун-Астохского (ПА) нефтяного месторождения на шельфе Сахалина. Остров в Дальневосточном регионе России. В результате строительства дистанционной установки было создано около 1000-1500 рабочих мест. Мобильная буровая платформа под названием «Моликпак», ранее развернутая на Аляске, должна была быть перемещена в более глубокие воды у побережья Сахалина. Стальной остров весом 17 000 тонн, известный как «спейсер», устойчивый к айсбергам, штормам и землетрясениям, должен был служить основой для платформы.

    Завод также производит многоцелевое грузовое судно типа «река-море» «Волга» водоизмещением 5500 тонн, морской буксир-спасатель, дельтапланы. Амурский и Mitsui (Япония) разработали проект реконструкции завода стоимостью 27 млн ​​долларов США для участия в качестве одного из местных поставщиков сахалинских нефтяных проектов.

    Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций. ПАО «АЭС» имеет все необходимые лицензии и сертификаты, позволяющие выполнять как военные, так и гражданские заказы по нормам и правилам российских и зарубежных (Lloyd, ABC, DNV) классификационных обществ. Завод оснащен всеми видами производства и имеет все необходимые лицензии, позволяющие выполнять весь комплекс работ по строительству и ремонту боевых кораблей, подводных лодок и кораблей, как с атомной, так и с традиционной энергетической установкой.

    Производственные мощности, техническое оснащение предприятия дают возможность строить подводные лодки, корабли и корабли стартовой массой до 10 000 тонн, длиной до 150 метров и шириной до 15 метров, осуществлять средний ремонт подводных лодок проектов 971. , 877.

    В своем составе завод имеет десантный комплекс, состоящий из закрытых отапливаемых стапелей, в том числе: — 9 доков, оснащенных корабельным оборудованием; крановое оборудование грузоподъемностью 30, 50, 100 т, позволяющее формировать корпус корабля из конструкций массой до 180 т. Доки оборудованы стационарными лесами с полным комплектом энергоснабжения, позволяющим производить монтажные, сварочные, монтажные, малярные и пуско-наладочные работы. Наличие судового оборудования позволяет с помощью транспортно-тяговой системы перемещать конструкции из дока в док массой до 1600 тонн; — наливной бассейн и акватория с причальными достроечными стенками, оборудованными средствами электроснабжения, портальными кранами грузоподъемностью 10 и 32 тыс. тонн, плавкраном грузоподъемностью 100 тыс. тонн.

    Основными видами продукции ПАО «АЭС» в разные годы были: — атомные и дизельные подводные лодки и надводные боевые корабли; — сухогрузы, лесовозы, вьюки класса река-море; — морские спасательные буксиры, морские и речные баржи; — плавучие транспортно-спусковые доки, доки-понтоны, плавпирсы; — плавучий комплекс с заводом по переработке жидких радиоактивных отходов; — крупногабаритные морские сооружения, металлоконструкции, технологические модули для нефтедобывающих платформ; — емкости и резервуары для хранения дизельного топлива и углеводородных растворов; — рыболовные суда и маломерный флот.

    Правительство РФ выделит 565 миллионов долларов для Амурского судостроительного завода в Хабаровском крае, заявил премьер-министр России Владимир Путин 11 мая 2009 года. Сообщается, что средства будут переведены несколькими траншами до 2014 года. По словам г-на Путина, будет выделен первый транш в размере 63 миллионов долларов. к концу года. Премьер-министр также сообщил о передаче 60% акций «Амурских верфей» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

    Премьер-министр Владимир Путин пообещал решить проблемы Амурского судостроительного завода, который находится в тяжелом финансовом положении. То, что решение по заводу будет принято сейчас, очевидно, сказал он во время посещения этого предприятия в Комсомольске-на-Амуре, где пройдет совещание по развитию судостроительной отрасли Дальневосточного региона.

    Путин отметил, что для прояснения ситуации на производстве необходимо решить проблему кредиторской задолженности, которая составляет 36 млрд рублей, из них 13,9 млрд рублей — только перед Сбербанком. «Второе, не менее важное, необходимо решить с имуществом и собственниками (завода), которые в последние годы не показали себя эффективными», — сказал премьер. Он добавил, что необходимо определить заказы для завода — как с военными, так и с гражданскими. В принципе, потенциал хороший, и для того, чтобы это решить, мы сегодня здесь встретимся, — сказал Путин.

    Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) получила 59,12% акций Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре, который в настоящее время находится под контролем государства. Таким образом, согласно сообщениям, ОСК сейчас владеет в общей сложности 77% Хабаровской региональной компании. Правительство РФ приняло решение о покупке контрольного пакета акций завода по символической цене в мае 2009 года. У Амурского судостроительного завода были серьезные проблемы с ликвидностью, и по состоянию на май его долг составлял 1,2 миллиарда долларов. Как ранее сообщал Марчмонт, в декабре РФ принял решение о привлечении пакета помощи заводу в размере 567 млн ​​долларов в течение следующих пяти лет. Амурский судостроительный завод вышел из банкротства в 2014 году. Один из крупнейших банков России Сбербанк предотвратил банкротство Амурского судостроительного завода.

    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов посетил Амурский судостроительный завод с рабочим визитом в феврале 2019 года. Его сопровождали губернатор Хабаровского края, министры и официальные лица правительства области, представители федеральных органов исполнительной власти, а также представители коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

    Главным вопросом для обсуждения по-прежнему оставалось тяжелое финансовое положение Амурского судостроительного завода. О необходимости оперативного решения проблем НЭА, связанных с нехваткой средств на выполнение строительных заказов в связи с тяжелым бременем долговых обязательств по ранее взятым кредитам, а также необходимостью увеличения загрузки предприятия, заявил вице-премьер Алексей Рахманов и Доложил вице-премьеру генеральный директор СЭА Владимир Кулаков.

    В ОСК с пониманием отнеслись к предложению Амурского завода о необходимости финансовой поддержки завода со стороны государства, размер которой, по предварительным оценкам, должен составить около 14 миллиардов рублей. Необходимый пакет документов, подготовленный компанией, сейчас находится на рассмотрении руководства корпорации. В вопросах загрузки производственных площадей завода также есть моменты, требующие нашего непосредственного участия, и в этом плане мы как никогда плотно работаем с руководством завода, — сказал Алексей Рахманов.

    О необходимости докапитализации Амурского судостроительного завода руководство предприятия заявило еще несколько лет назад. Таким образом, согласно плану финансового оздоровления, ПЭС с учетом дополнительных вливаний в 2016 году выйдет на безубыточное производство уже в 2022 году. Однако никаких решений о финансовой помощи заводу принято не было. Необходимо изменить условия ценообразования на нашу продукцию. Теперь корабли, которые мы производим, не приносят нам прибыли. Нам нужны преференции как дальневосточной верфи, работающей в особых условиях, — сказал генеральный директор завода Владимир Кулаков.

    11 февраля 2019 года в рамках рабочей поездки в Комсомольск-на-Амуре Амурский судостроительный завод посетил вице-премьер, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Генеральный директор завода Владимир Кулаков доложил полпреду о проблемах с загрузкой предприятий, одной из которых является затягивание решения вопросов о замороженных объектах, принадлежащих Минобороны и занимающих стройплощадки. Не менее остро на заводе стоит вопрос о коммерческих рисках, связанных с формированием заказов, как правило, они выражаются в увеличении цены продукции и сроков заключения договоров. В сегодняшней бизнес-модели, к сожалению, все риски, связанные с выпуском предприятием нового продукта, ложатся на заказчика. В такой ситуации никто не будет заказывать продукцию на предприятии, потому что заказчик понимает, что его ждет, во-первых, превышение цены по отношению к тем предприятиям, где этот товар уже производится, во-вторых, сроки. Если мы хотим конкурировать с судостроительными компаниями Кореи или Китая, мы должны понимать, что коммерческие риски должно брать на себя не предприятие и не заказчик, а государство в лице правительства и министерства промышленности. Этот механизм нужно отработать. Вот мы сейчас и заказали паромы. В том числе и для того, чтобы поддержать предприятие, но в итоге эти паромы будут ждать жителей, которые в них нуждаются, еще на год. Это плохая работа. Ведь мы не должны были отдавать эти заказы иностранным компаниям — это недопустимо. Поэтому в отношении строительства паромов нужны решения как по дополнительным срокам строительства, так и по дополнительному финансированию, — заключил Юрий Трутнев.




    Комсомольск-на-Амуре


    Комсомольск-на-Амуре
    5033’20″N 13700’00″E

    Комсомольск — город советской планировки с широкими бульварами, обсаженными деревьями, на берегу широкой реки Амур. Он расположен посреди обширного холмистого леса, в милях от любых поселений, кроме небольших деревень. Комсомольск-на-Амуре был основан в 1932 году как промышленная база советской оборонной промышленности. Его крупнейшие заводы производили самолеты и океанские суда. С населением 294500 человек, это третий по величине город на Дальнем Востоке России (ДВР) после Владивостока и Хабаровска. Экономика города основана на обрабатывающей промышленности, на долю которой приходится 74% общего объема производства и 38% занятости.

    Комсомольск-на-Амуре, расположенный в 5 часах езды от Хабаровска, является одним из самых труднодоступных и наименее посещаемых крупных городов Дальнего Востока России. Федеральная программа «Конверсия», утвержденная в 1995 г., предлагала выделить оборонным предприятиям средства для организации производства и реализации товаров народного потребления. Программа получила только 15 процентов предложенного финансирования, и от нее отказались. Хотя город переживает глубокий экономический спад, его стареющие оборонные и машиностроительные заводы начали привлекать контракты для поддержки огромных шельфовых нефтегазовых проектов на соседнем острове Сахалин.

    В середине 1997 года Министерство обороны России закрыло созданный 17 лет назад в Комсомольске-на-Амуре Центр подготовки экипажей подводных лодок ВМФ России. Центр обучал персонал Тихоокеанского флота, а с закрытием уволил 200 сотрудников.

    В сентябре 1996 года двое военнослужащих погибли на зенитно-ракетном комплексе под Комсомольском-на-Амуре, когда взорвалась боевая часть ракеты, когда они пытались разобрать ее, чтобы добраться до компонентов из драгоценных металлов внутри.

    Хабаровский край — наиболее промышленно развитая территория Дальнего Востока России, производящая 30% всей промышленной продукции Дальневосточного экономического района. Машиностроение состоит в основном из высокоразвитого военно-промышленного комплекса, состоящего из крупных авиа- и судостроительных предприятий.

    Хабаровский край омывается Охотским и Японским морями. Заболоченная Среднеамурская равнина расположена по обеим сторонам Амура, одной из самых длинных рек России. Его общая протяженность составляет 4440 км, в том числе 1000 км в пределах Хабаровского края. Население Хабаровского края составляет около 1,6 млн человек. Города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае занимают второе и третье место по величине на Дальнем Востоке России после Владивостока.

    НОВОСТИ ПИСЬМО

    Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
    Введите свой адрес электронной почты

    Город, построенный на костях заключенных

    Комсомольск-на-Амуре — промышленный город на Дальнем Востоке России. Основанный в 1932 г., он с 1937 г. был безымянным на картах и ​​закрытым для иностранцев не только в советское время, но и в 2003 г. В конце XIX века он пережил резкий экономический спад.90-х годов, когда его население сократилось с 300 000 до 200 000, но в последнее время его экономическое состояние возродилось. Сегодня здесь находятся металлургический и нефтеперерабатывающий заводы, машиностроительные заводы, огромная верфь, на которой строятся как гражданские, так и военные корабли, в том числе подводные лодки, и авиазавод, выпускающий как гражданские, так и военные самолеты. Есть также 36 школ и два университета.

    Комсомольск-на-Амуре

    Место обладает определенной природной красотой – оно находится на излучине широкой реки Амур, которая течет на восток из сибирских глубин (где она очерчивает большую часть границы между Россией и Китаем). поворачивает на север у Хабаровска и впадает в Охотское море. Летом на берегу реки может быть достаточно приятно. Но вряд ли можно было себе представить более негостеприимную среду для человеческого поселения. В городе зарегистрированы температуры в пределах от 38 o C летом до -47 o C зимой. Семь месяцев в году город находится под снегом и льдом.

    Во время моего визита постоянно шел дождь. Ожидая встречи с хозяевами на автобусной остановке, я наблюдал, как двое полицейских бродили среди толпы, состоящей не более чем из двадцати человек. В конце концов они выделили молодого человека, сидевшего на скамейке, встали над ним, по одному с каждой стороны, и начали его расспрашивать. Они заставили его снять куртку. Потом его туфли. Он избегал смотреть им в глаза. Примерно через 20 минут допроса они двинулись дальше. На униформе полицейских на видном месте было имя 9.0177 Охрана — название ненавистной в царские времена политической полиции. Комсомольск — это город, преследуемый своим ужасным прошлым, и странная, неуловимая, но безошибочная атмосфера страха и настороженного подозрения пронизывала город, чего не было нигде в России, где я бывал. Это было самое близкое к тому, чтобы вернуться в сталинские времена.

    Комсомольск был сталинской промышленной колонией, предприятием, больше похожим на царскую колонизацию Сибири, чем на социалистическое строительство. Однако, когда он был основан в 1932 она продвигалась как часть грандиозного проекта по ускоренному строительству советской промышленности. Это был период сталинской насильственной коллективизации сельского хозяйства и быстрой индустриализации, которые были осуществлены с ошеломляющей человеческой ценой: тщетная попытка преодолеть препятствия на пути к индустриализации одним усилием воли.

    Фрагмент росписи здания 1960-х гг. Лозунг: Слава Союзу коммунистической молодежи. Фото: Джеймс Робб. обороноспособны и имели выход к океану. Были набраны легионы добровольцев, особенно из числа членов Союза коммунистической молодежи, комсомола, для помощи в строительстве социалистической промышленности. Отсюда и название Комсомольск: это был город коммунистической молодежи.

    Первые два контингента добровольцев прибыли весной 1932 года, один из 300 человек, а другой вскоре после этого из 170 человек. Когда они прибыли, не было почти ничего, что могло бы служить убежищем или удобствами, только одна русская деревня, где проживало около 16 семей, и несколько близлежащих деревень коренных жителей. До тех пор, пока не был расчищен лесной покров, было мало средств для производства продуктов питания или строительных материалов. В таких суровых условиях среди этих первых добровольцев была высокая смертность. Большинство выживших уехали в течение двух лет.

    Найденная в файлах НКВД карта с расположением лагерей для военнопленных в Комсомольске (черные прямоугольники).

    После этого режим все больше полагался на отправку заключенных в Комсомольск для удовлетворения своих потребностей в рабочей силе, поскольку их можно было заставить остаться. Сначала они были обычными заключенными. Первые три партии заключенных, всего около 2500 человек, прибыли в сентябре 1933 года, когда стало холодать. К марту 1934 года в живых осталось только 57 из них.

    Сталинский плакат, предупреждающий о «вредителях». Слоган: Будьте бдительны

    Однако для пополнения рабочей силы наблюдался постоянный приток новых заключенных, все большую часть которых составляли политические заключенные. Противодействие насильственной коллективизации привело к тому, что тысячи человек были заклеймены кулаками (богатые крестьяне) и сосланы. По мере того, как накапливались экономические неурядицы форсированной индустриализации и вызванные этим нищета, ряды недовольных росли еще больше. Сталинские правители, неспособные распознать истинные причины бедствий в собственном бюрократическом планировании и утопических целях, возложили ответственность за неудачи на «вредителей» и «саботажников». Эти обвиняемые поставляли дополнительный труд заключенных для депортации в Комсомольск и подобные предприятия в течение следующих двадцати лет.

     

    Одни из первых рельсов, проложенных заключенными на БАМе в 1934 году. Фото: Джеймс Робб

    Помимо строительства большинства заводов и многоквартирных домов в городе, заключенные в Комсомольске и соседних городах построили Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), линию железной дороги с востока на запад, идущую параллельно старому транс -Сибирская линия, вокруг северной оконечности озера Байкал до Комсомольска. Большинство путей проложили первые заключенные в 1930-е годы. Затем во время немецкого вторжения рельсы были сняты, чтобы поставлять сталь для вооружения и рельсы ближе к театру военных действий. После войны БАМ был восстановлен японскими военнопленными.

    В 1934 г. на БАМе уложили шпалы, в 1941 г. сняли рельсы. Фото: Джеймс Робб Первый из них был в 1936–1937 годах, после пароксизма доносов и подтасовок, известных как Московские показательные процессы, на которых десятки тысяч рабочих и других лиц, совершивших революцию, наряду со многими другими вообще вне политической борьбы, были сфабрикованы по фантастическим обвинениям в поддержке контрреволюции, казнены и заключены в тюрьмы. В разгар сталинского террора малейшая провинность, шутка или неосторожное замечание могли закончиться отправкой в ​​ГУЛАГ.

    Оригинальная кирпичная печь, построенная заключенными. Фабрика до сих пор используется как кирпичный завод. Фото: Джеймс Робб

    В атмосфере террора люди доносили на членов своих семей и друзей ненавистному НКВД (политической полиции), ошибочно полагая, что это может спасти их от той же участи. Огромное количество вновь прибывших в Комсомольск еще больше удешевило их жизнь, а темпы их работы до смерти увеличились.

    Счастливчики: японские солдаты репатриировались в 1946 с советской территории.
    https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Japanese_Soldiers_Returning_from_Siberia_1946.jpg

    Вторая волна пришла после Второй мировой войны и состояла из двух компонентов. С одной стороны, были советские красноармейцы, взятые Германией в плен во время конфликта, а также многие другие, принимавшие участие в успешной защите Советского Союза от немецкого вторжения. Несмотря на их жертвы, с ними обращались как с врагами или потенциальными врагами, когда их репатриировали и отправили в ГУЛАГ. Второй составляющей, особенно многочисленной в Комсомольске, были японские военнопленные, захваченные при развале армии Императорской Японии в 1945 и Красная Армия наступала через Маньчжурию и Корею.

    Некоторые из оригинальных железнодорожных вагонов, использовавшихся для перевозки заключенных в 24-часовой поездке из Хабаровска. У них не было ни отопления, ни туалета, только дыра в полу. Многие погибли в пути.
    Фото: Джеймс Робб

    Наряду с постоянным притоком заключенных в оба эти периода в Комсомольск продолжали прибывать «добровольцы», движимые больше экономическими неурядицами и трудностями 1930-х годов и немецким вторжением, чем надеждой на социалистическое будущее. В то время как огромная верфь была построена в основном каторжными работами и завершена в 1933, на заводе работали волонтеры.

    Здание, много лет служившее административным центром Комсомольского ГУЛАГа. В 1936 г. только на верфи было арестовано около 600 добровольцев; в 1937 г. — еще 893, а в 1938 г. ошеломляющее количество добровольцев на верфи — 1211 — оказались по ту сторону колючей проволоки, заменив погибших заключенных. (Эти цифры составлены комсомольцами на основе собственных исследований местных картотек НКВД, недавно открытых для ограниченного публичного ознакомления.) Свободным совершеннолетним не разрешалось никаких контактов с заключенными, даже если они были женаты, хотя ребенок заключенного был разрешен некоторый контакт.

    Руины барака заключенных, Комсомольск. Фото: Джеймс Робб

    Условия содержания японских военнопленных немного отличались от условий содержания советских военнопленных — достаточно ужасающие, чтобы быть уверенным: из почти миллиона японцев, взятых в плен в Советском Союзе, только 600 000 выжили достаточно долго, чтобы быть репатриирован. Тем не менее, хотя они содержались гораздо дольше, чем японские военнопленные, захваченные другими армиями — от нескольких до десяти лет после окончания войны — их сроки заключения были в основном намного короче, чем у советских военнопленных. В других важных отношениях их условия были не такими плохими, как у русских. Эффекты этой разницы ощущаются даже сегодня.

    Так как они были в ограниченной степени защищены международными договорами о военнопленных, которые подписал Советский Союз, японские военнопленные, как правило, имели немного лучшее питание и жилье. Они часто работали на одних и тех же заводах, например, на крупных сталелитейных заводах, а иногда делились едой с русскими.

    Металлургический завод, построенный в 1936 году заключенными. Позже здесь работали как русские, так и японские военнопленные.
    Фото: Джеймс Робб

    Но самая большая разница заключалась в обращении с ними после смерти. Умерших японских пленных хоронили должным образом, и местонахождение их могил было общеизвестно. С тех пор как Комсомольск открылся для иностранцев, семьи погибших японских заключенных ежегодно организуют туры в город, чтобы найти могилы своих родителей, бабушек и дедушек. На одном большом японском кладбище с 1500 могилами было эксгумировано около 100 могил, а останки возвращены в Японию для перезахоронения в специальном комбинированном захоронении бывших военнопленных, на котором есть карта Советского Союза с указанием мест их захоронения. умер.

    Ворота, через которые советские и японские военнопленные проникали на металлургический завод. Когда-то на нем был лозунг «Давайте чтить труд» — мало чем отличающийся от «Arbeit Macht Frei» на воротах лагеря смерти Освенцим. Фото: Джеймс Робб

    Вернулись даже некоторые из бывших японских заключенных пожилого возраста. Во время одного из таких посещений в очень эмоциональный момент заключенный смог опознать построенный им деревянный дом в японском архитектурном стиле. Он умер через несколько месяцев. Японское правительство финансировало кампанию по поиску потомков смешанных браков с японскими заключенными, но так и не нашло их в Комсомольске. Некоторые семьи бывших заключенных, приехавших в 1990-х спросили о белорусской медсестре, которая работала в госпитале для японских заключенных, и которую заключенные вспоминали с теплотой. Выяснилось, что медсестра до сих пор живет в Комсомольске, и с ней удалось встретиться. Было построено множество памятников в память о японских военнопленных и их жертвах.

    «Госпиталь» узников ГУЛАГа, откуда немногие возвращались живыми.
    Фото: Джеймс Робб

    Однако такие примирения и действия по устранению ужасов прошлого не были возможны в случае с российскими пленными. Частично это связано с ужасной историей предательств и ложных обвинений, из-за которых заключенные оказались в лагерях, а простить их труднее, чем попасть в плен. Но еще большей причиной были систематические, продолжавшиеся десятилетия усилия сталинских властей стереть этих людей из рядов человечества.

    Намерением сталинских преследователей всегда было то, что их приговор был пожизненным, и — смертным приговором, и он должен был продолжаться даже после смерти. Не только не велось записей о том, где они были похоронены, но и местонахождение братских могил, в которые были сброшены их тела, намеренно и энергично скрывалось.

    Гинекологическая больница, построенная на месте могильника заключенных
    Фото: Джеймс Робб

    Местные жители хорошо представляют, где находятся основные могильники. Но на протяжении многих лет, прошедших после массовых смертей 30-х и 40-х годов, власти хранили эту тайну в тайне. В 19В 70-х годах прямо на известном месте крупнейшей братской могилы был построен завод по производству шлакоблоков, а через несколько лет над вторым по величине местом была построена гинекологическая больница. Недостатка в альтернативных местах для этих зданий не было — предполагалось навсегда закопать улики под бетон. Все человеческие останки, обнаруженные во время этих построек, были уничтожены, а записи засекречены. Комсомольск — город, построенный на костях заключенных, в самом буквальном смысле.

    Цифры огромны: по официальным данным, в 1948 году в Комсомольске проживало 937 000 человек. В 1985 году их было 311 тысяч, а в этот период очень немногим комсомольцам разрешалось выезжать из города. Даже с учетом большого запаса зарегистрированных смертей, незарегистрированных побегов и миграций, а также ошибок, неопознанные мертвые должны исчисляться сотнями тысяч.

    После смерти Сталина в 1953 году система ГУЛАГа была значительно сокращена по всему Советскому Союзу. Нарастание сопротивления в самих лагерях во главе с закаленными в боях ветеранами Красной Армии, заключенными после войны, было более важным фактором, чем смерть диктатора: все преемники Сталина делали все возможное, чтобы сохранить как можно больше этого.

    Водочный завод, построенный в 1943 году заключенными.
    Фото: Джеймс Робб

    В Комсомольске за долгое время после смерти Сталина мало что изменилось, во многом из-за закрытости самого города, куда из-за того, что он был военным производственным центром, не могли свободно приезжать даже его «вольные» жители и уйти без специального разрешения властей. Тем немногим заключенным, которые выжили и отбыли срок, был предоставлен выбор: продолжать жить в Комсомольске в качестве свободных рабочих или перевестись в другую тюрьму или трудовой лагерь недалеко от их родного города, чтобы вынести еще один неопределенный срок заключения. К этому добавлялся тот факт, что во многих случаях они знали, что их супруги и семьи также были арестованы и убиты или отправлены в другие лагеря и, вероятно, мертвы. Было несколько случаев, когда заключенные в конце концов воссоединялись со своими семьями, но они были очень редки.

    Подавляющее большинство осталось в городе, завязало новые отношения и зажило новой жизнью, как только могло. Следовательно, у многих людей, живущих сегодня в Комсомольске, есть давно похороненные вопросы о своем прошлом, и раскопки этих историй — медленный и деликатный процесс. Некоторые жители начали изучать записи НКВД, содействуя визитам японских семей и всех заинтересованных, и делают все возможное, чтобы здания, построенные заключенными, не были разрушены. Это сложная задача. Одним из признаков экономического кризиса по всей Сибири было то, что многие прекрасные старые деревянные здания пришли в упадок.

    Памятник жертвам политических репрессий, Комсомольск-на-Амуре.
    Фото: Джеймс Робб

    В городском парке установлен простой каменный памятник жертвам политических преследований. В их честь хотели бы назвать городской сквер, обозначить места захоронений, организовать просветительскую деятельность, но в администрации города говорят, что на все это не хватает средств.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *