Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Кто строил метро в москве имя: Тайны московского метро от человека, чье имя нельзя называть

Содержание

Тайны московского метро от человека, чье имя нельзя называть

Метро продолжает расти, как пакет попкорна в микроволновке. Только за 2018 год открылось 17 станций. То есть за последний год метро увеличилось почти на одну десятую: всего сейчас станций 223.

Евгения Гершкович напросилась в гости к ответственному работнику метро, который знает о его нынешнем состоянии все, но попросил не называть его имени — должность уровня начальника производственного отдела ГУП «Московский метрополитен» не позволяет ему назвать свое имя и при этом отвечать на вопросы максимально откровенно. Назовем его Иваном Ивановичем.

В своем небольшом кабинете, склонившись над картой московских подземных недр, Иван Иванович рассказал про библиотеку Ивана Грозного, которую безрезультатно многие годы ищут московские диггеры, объяснил, откуда в городе термальные воды и в чем риск такого стремительного строительства новых станций метро, почему наземное метро — это плохо, чем жертвуют метростроевцы в угоду скорости, а заодно вспомнил, как высотку на Красных Воротах строили под наклоном, почти как Пизанскую башню, и почему она со временем выровнялась.

Про московские почвы

Теплообменники на строительстве станции «Красные Ворота», ок. 1934 г.

Они сложные. Кстати, слово «почвы» стоит заменить на «грунты», а местами, возможно, на «горные породы». На европейской территории почвы и грунты в гидрогеологическом отношении, пожалуй, самые сложные. Крупные города, где есть метро, сталкиваются с проблемами освоения подземного пространства, но довольно однообразными, по сравнению с нами, порой, элементарными. Скажем, в сухой устойчивой скале Испании можно просто вырезать дырку, и та даже не обрушится. Там нет вопросов и с подземными водами. С точки зрения метростроения Москва — город особый. У нас большой осадочный чехол, отложения четырех ледниковых периодов, как правило, изменчивые и неустойчивые.

Московские недра полны воды. Регион включает в себя глубокие древние размывы рек и речушек, ручьев, множество озер и болот. Некоторые укрыты насыпными отложениями, убраны в трубу, как Неглинка.

А в каком состоянии почвы ниже культурного слоя?

Там есть пески, небольшие прослойки морены, коренные породы каменноугольного происхождения, карбонные глины. Плюс карст. Карстовая пещера в известняке созревает веками и тысячелетиями. Нам, может, отсюда не видно, а современный карст развивается в тысячи раз быстрее. Изменения вносит городская среда, особенно водопроводная, сильно хлорированная вода. Происходит банальная химическая реакция, выщелачивание известняка, разъедание его активными ингредиентами. Или вот пример непредсказуемости московского подземелья.

Строили мы в 2005 году второй, северный, вестибюль станции «Маяковская» на Тверской. При прокладке эскалаторного тоннеля никак не замораживался грунт. Усилили заморозку. Поменяли сухой лед на рассол, водяной раствор хлористого кальция. Не замораживается. Как будто бы приток тепла. Ну не может же быть такого! Стали разбираться. Оказалось, причина в термальных водах. Но откуда в Москве термальные воды? С одной стороны обнаружилась теплотрасса брежневского времени, с другой — отсутствующий на картах «Мосгоргеотреста» заброшенный кирпичный коллектор XIX века небольшого сечения, на три четверти занесенный илом и песком, по которому прекрасно перемещалась вода.

К месту будет вспомнить случай, уникальный, не имеющий аналогов в мире: строительство высотного здания с северным выходом станции метро «Красные Ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики (архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев и инженер-конструктор Виктор Абрамов) решили возводить высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение и даже на два градуса накренилось в другую сторону. Решение начать строить под наклоном было невероятно рискованным и смелым. Грунт и погодные условия в Москве — вещи непостоянные.

Про глубину заложения

Строительные работы на станции «Дворец Советов», 1935 г.

У станции метро «Кропоткинская», которая в 1930-е годы называлась «Дворец Советов», было мелкое заложение. Фасад Музея изобразительных искусств им А. С. Пушкина берегли как зеницу ока. Чтобы здание не пострадало во время прокладки метро через Волхонку, на знаменитых колоннах главного входа в музей укрепили гипсовые маячки, ибо гипс хрупок. За маячками, чтоб не треснули, ежечасно следили. Если возникала хотя бы малейшая трещина, работы останавливали.

Считается, что стоимость строительства каждой станции во многом зависит от глубины, на которой расположена. Отличительная особенность новых и будущих станций — открытый способ проходки и минимальная глубина заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта. Ясное дело, руководит желание строить быстрее и дешевле. И метростроители с этим желанием не справляются.

Достаточно выкопать котлован, установить бетонные конструкции, выполнить обратную засыпку, и уже внутри полученного коридора укладываются пути. Заложение иных станций столь мелкое, что если вдруг понадобится провести трубопровод или напорную теплотрассу, которая при пересечении с метрополитеном должна быть спрятана в особый коллектор с металлоизоляцией и задвижками, сделать это физически будет уже невозможно.

Несложно догадаться и о том, что когда метро кладут в верхних предповерхностных слоях земли, в двух-десяти метрах от фундамента жилого дома, тот приходит в беспокойство, подпрыгивает и подрагивает. Когда под жилым зданием поедут поезда — зазвенит хрусталь в серванте, не говоря уже об утрате сна и здоровья его обитателей. Эксперты уверены, что чем глубже «идти», тем удобнее и меньше угрозы зданиям. Сейчас идут разговоры о том, как ликвидировать вибрацию и шум, как в метро сделать мягкий бесшумный ход. Может быть, рельсы на резине? Этот проект выльется в бешеные деньги.

«Парк Победы», открытый в 2003 году, остается на сегодняшний день самой глубокой станцией метро в Москве. Глубина ее заложения — 84 метра. Люблинско-Дмитровская — последняя глубокая ветка Московского метрополитена. Строилась она, между прочим, в условиях урбанизированной территории. Можно и глубокую станцию, если захотеть, построить правильно, недорого и навсегда.

Станция «Бульвар Дмитрия Донского» мелкого заложения строилась в тогда совсем молодом районе Северное Бутово. Кругом непрестижные многоэтажки. Однако же изыскали средства, отделали перронный зал редчайшим итальянским мрамором. Это, скажу я вам, довольно дорого и, соответственно, богато. Ни в какое сравнение не идет с облицованной кафелем и собранной из панелей веткой Коньково — Беляево — Ясенево — Теплый Стан.

Про археологов и диггеров

Окаменелость, найденная при строительстве первой очереди метро, ок. 1934 г.

Под землей погребено немало остатков исторических сооружений. По идее, московские метростроевцы и археологи должны мирно работать в сцепке, как это происходит в прочих древних городах.

Отдельной главой проекта рассчитывается зона влияния строительства на существующие исторические объекты. Состояние памятников, попадающих в расчетную зону, подвергается обследованию. Заранее проводятся работы по укреплению наиболее ценных и ветхих объектов. При раскрытии любой строительной площадки в центре Москвы, если проектом предусмотрено безвозвратное уничтожение культурного слоя, первыми туда приходят археологи. Но в ситуации, когда некуда сажать шахту или котлован и для них наконец-то выкроили место, а тут вдруг обнаружился фундамент чего-то древнего, необходимость строительства метрополитена перевесит.

Если памятник, к счастью, сохранен, то на период строительства осуществляется мониторинг состояния, наблюдение геодезических осадок, возможной деформации, трещин. После окончания строительства на предмет возможных колебательных нагрузок проводится повторное обследование сооружения и дается заключение о его состоянии. Потом мониторинг прекращается.

Метро с момента своего появления овеяно ореолом таинственности…

На самом деле особых тайн в подземном пространстве Москвы нет. Есть в нем коллекторы подземных речек разного времени — действующие или заброшенные. Большинство возникло после пожара 1812 года. Еще есть остатки старых каменоломен и известные бункеры и бомбоубежища советской эпохи, по некоторым из них проходят экскурсии. Имеются и бункеры, числящиеся на балансе Министерства обороны. Поэтому бетонную коробку, наполовину заполненную водой, лучше не трогать, а метро пустить в обход. И вот еще беда. Метрополитен испытывает на себе постоянные атаки и несанкционированные проникновения желающих взломать решетку, вскрыть кусачками замок, спрятаться ночью. И если к археологам метростроевцы еще относятся с пониманием, то диггеров, бесконечно ищущих библиотеку Ивана Грозного, терпят из последних сил. Перед некоторыми из них стоит еще и прикладная задача: разрисовывать, скажем, вагоны граффити или еще что-нибудь такое попортить. Атакуются, как правило, вентиляционные шахты и киоски, несмотря на то что предусмотрены антивандальные замки и сигнализация. Рампа и депо в метро — суперохраняемые объекты. Про крыс-гигантов слышали? Все фантазии. Этим животным в метрополитене особо нечем поживиться. Возможно, распускающие эти мифы не бывали на московских свалках?

Про наземное метро и метро в чистом поле

Станция метро «Кунцевская», ок. 1987–1989 гг.

Сейчас делаются попытки вернуться к наземному метро. Что это означает?

Внеуличный рельсовый вид транспорта. Тот же, по сути, скоростной трамвай. Но есть разница. Через линию трамвая можно перейти, через линию метро — нет. А значит, навсегда разделить людей, живущих справа и слева. Если все же хочется иметь метро, то его либо надо строить на эстакаде, либо загнать под землю, но в любом случае сделать внеуличным.

Пример, казалось бы, недорогого наземного метро — Филевская линия, голубая. Обслуживать ее из-за выпадающих осадков нелегко. Раньше и бутылки кидали, новые времена приносят проблемы недетские. Например, могут на управляемом геликоптере перед поездом сделать селфи. Я считаю, что открытое наземное метро — это плохо. Имеются футуристические планы накрыть пути колпаком и что-то построить над ними, а то вон пропадают огромные городские площади.

Велик соблазн пустить метро в Новую Москву задешево и быстро. Сегодня налицо гонка за вводимыми километрами. Их, понятно, легче вводить на периферии и строить линии мелкого заложения, открытым и полуоткрытым способами. Иногда метро начинается строиться раньше, чем появляется жилой район. Станцию «Рассказовка» заложили в чистом поле. И это чистое поле динамично заполняется домами. Сейчас там уже лес многоэтажек. С одной стороны, процесс позитивный, но насколько он решает транспортную проблему? До тех пор пока огромные территории, скажем ЗИЛа или Ходынского поля, прирастают бизнес-центрами, а за МКАД вырастают жилые города, транспортная нагрузка будет только усиливаться. Развязки не решат проблему пробок. Мое мнение: к вопросу имеет смысл подходить комплексно. Вот есть огромный район, в котором нет никакого производства. Туда тянут линию метро. Отлично. Но, может, создать в новом районе еще немного рабочих мест, учебных, культурных и лечебных учреждений, чтобы жильцы не были вынуждены все время куда-то ездить? Нужны городские агломераты, откуда людям выезжать не обязательно.

Особенно загадочной мне кажется станция «Минская» с вестибюлем, направленным в склон железной дороги.

И не сомневайтесь: рано или поздно территория вокруг метро «Минская» застроится, будет спилен лес, ручей спрячется в трубу, земля подорожает, инвесторы ее видоизменят. Никто не успеет оглянуться, как овраг с лесом у насыпного холма, недавно украшенного станцией «Мичуринский проспект», застроится домами.

Про Большое кольцо

Есть много странностей и вопросов к Московскому метрополитену. Но есть «свет в конце тоннеля». Ведутся грандиозные работы по строительству Третьего пересадочного контура, или Большой кольцевой линии. Этот проект в три раза важнее для города, чем любое периферийное развитие. Кольцо будет работать на весь город в целом, а не на поселения какого-то одного директивного направления. Все поймут, когда линия откроется. Открывать ее будут кусками. Один — от Парка Победы к Петровскому парку — уже работает. И однажды все эти куски соединятся.

«Насчет Большого кольца Иван Иванович, конечно, прав», — размышляла я на обратном пути. Но во мне боролись историк с обывателем. Ведь контур этот тянут открытым способом, стало быть, метро мелкого заложения пройдет под домами. И один из этих домов, между прочим, мой — я карту только что сама видела. А значит, не только зазвенит хрусталь в серванте — учащенно забьется сердце, пропадут сон и здоровье. Ну да, зато контур разгрузит центр и соединит районы. Навсегда.

85 лет назад в Москве открылась первая очередь метро

15 мая 1935 года в Москве открылась первая очередь метрополитена протяженностью от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской». Проект разработали иностранные специалисты, тоннели копали заключенные, московские рабочие и шахтеры Донбасса. Инициатором строительства был руководитель столичной партийной организации Лазарь Каганович. На заключительном этапе его сменил Никита Хрущев.

Дореволюционные проекты метро

Карты и описания подземной Москвы составлялись с конца XVIII века. По легенде, еще императрица Екатерина II однажды проехала на карете с тремя лошадьми по подземному тоннелю. В начале XX века идею путешествий под землей описал инженер Петр Рассказов. Первый проект метрополитена в Москве был разработан в 1900 году и предполагал прокладку внеуличных путей по Камер-Коллежскому валу и двум линиям – Сокольническо-Арбатской и Замоскворецко-Тверской с пересечением у Александровского сада. Второй вариант проекта появился в 1912-м и заключал в себе прокладку двух трасс – Таганско-Тверской и Лосиноостровско-Кутузовской с пересечением у Тверской заставы. Также предусматривалась электрификация Окружной железной дороги и головных участков других дорог с целью объединения их в одну систему.

Один из ранних вариантов предполагал даже строительство эстакад на Красной площади.

Третий проект метро появился в том же году и намечал четыре тоннеля под Маросейкой и Покровкой, по которым в центральный пассажирский вокзал подходили бы прибывающие в Москву поезда. Следующий вариант принадлежал Городской управе, спроектировавшей три линии метрополитена: Таганско-Тверскую, Арбатско-Мясницкую и Виндавско-Замоскворецкую. Пути подземки также планировалось соединить с надземными.

close

Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс, октябрь 1934 года Открытое строительство шахты метрополитена в Москве, октябрь 1933 года Празднование 15-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Москве. Колонна московских метростроевцев направляется на Красную площадь, ноябрь 1932 года Строительство московского метрополитена, 1930-е годы Президиум Совнаркома СССР во время торжественного заседания в Колонном зале Дома союзов, посвящённого пуску первой очереди Московского метро. Слева направо: Климент Ворошилов, Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Серго Орджоникидзе, 15 мая 1935 года

Полную галерею можно посмореть
в отдельном репортаже

Смотреть фото

Реализация проекта намечалась на 1914-1920 годы. В Калитниках уже подготовили стройплощадку, завезли стройматериалы и начали возведение первого депо. Однако дальнейшим работам помешала Первая мировая война.

Роль Кагановича и Хрущева

Идею царской России большевики вспомнили в середине 1920-х. При этом об истории вопроса умалчивали: считалось, что прежние власти города не решились на амбициозный проект, и только пришедшие им на смену коммунисты-новаторы отважились рыть пути для рельсов глубоко под землей. Об истинных причинах срыва работ не распространялись.

close

100%

В 1924 году были проведены детальные изыскания и составлен генеральный план подземных московских путей. Сначала проект метрополитена для Москвы был заказан у немцев. Он подразумевал 80 км тоннелей и 86 станций, однако с первой попытки денег на стройку не нашли. В следующем десятилетии ситуация поменялась.

В 1931 году целесообразность возведения метро для разгрузки трамвайных линий и улучшения транспортной обстановки доказывал в своем докладе на Пленуме ЦК ВКП(б) тогдашний руководитель города – первый секретарь Московского горкома и Московского обкома Лазарь Каганович. Именно он справедливо считается отцом столичной подземки. Его имя метрополитен носил в 1935-1955 годах.

Как отмечал Каганович в своих мемуарах, против строительства метрополитена в начале 1930-х годов выступали «старомодные» москвичи и даже часть руководящих работников из Моссовета.

По его словам, некоторые «леваки» утверждали, что это «антисоциальный» вид транспорта, присущий только капиталистическим городам, что при социализме люди все еще будут мало ездить. Другая группа «возражателей», как окрестил их Каганович, считала метро слишком дорогостоящим сооружением, требующим много металла, цемента и оборудования, которые лучше дать промышленности. Приверженцев данной концепции было немало в Госплане.

Одним из таких скептиков изначально был выдвиженец Кагановича, в 1931 году секретарь Бауманского, затем Краснопресненского райкомов, а с 1932 года – второй секретарь Мосгоркома Никита Хрущев.

«Когда решался вопрос об этом, мы очень слабо представляли себе, что это за строительство, были довольно наивны и смотрели на это как на нечто чуть ли не сверхъестественное. Сейчас гораздо проще смотрят на полеты в космос, чем мы тогда — на строительство в Москве метрополитена. Но ведь тогда было другое время, и с этим надо считаться», — констатировал он в своих мемуарах «Время. Люди. Власть».

close

100%

Если верить Кагановичу, решающее значение в окончательном решении имело выступление Иосифа Сталина при обсуждении вопроса в Политбюро. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) тогда сказал: «Только люди заскорузлые, не видящие дальше своего носа, могут не понимать, что без метро и канала Москва погибнет как крупный центр». После слов вождя в СССР окончательно решили строить метрополитен и канал Москва – Волга.

Тоннели копали зеки и комсомольцы

Чуть позже на Пленуме ЦК было заявлено: «Необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство».

В своих «Памятных записках» Каганович указывал, что инициаторам проекта в то время не хотелось привозить в Москву много иностранных специалистов. При этом американцев, как, например, и в случае с возведением Нижегородского автозавода, все же пришлось задействовать. Вместе с ними в специфических условиях московской геологии разбирались английские, немецкие и французские специалисты. Советским инженерам еще не хватало опыта и знаний. Еще до начала проектирования Метростроя часть ответственных руководителей призывала отказаться от дорогостоящей подземки и согласиться на надземное метро по примеру отдельных участков в зарубежных городах. Такой вариант был в итоге отклонен.

Сооружение Московского метрополитена проходило в четыре этапа. На вторую половину 1931 года и 1932-й пришелся подготовительный период и начало стройки, которая все активнее развертывалась в 1933-м. В марте этого года ЦК и Совнарком по предложению московских организаций утвердили схему линий метро по 10 радиусам общей протяженностью 80 км. Тогда же были намечены две кольцевые линии.

На самом интенсивном – третьем – этапе в 1934 году проводились самые напряженные строительные и монтажные работы на всех участках объекта под и над землей.

Наконец, заключительный перед пуском этап датировался концом 1934-го и первым кварталом 1935 года. Возглавлял стройку Павел Ротерт, которого Хрущев называл «крупнейшим среди строителей».

close

100%

«Трудности заключались в том, что организованный нами Метрострой на первом этапе занимал неправильную позицию отстаивания открытого, так называемого «немецкого» способа работ, — вспоминал Каганович. – Это отчасти объяснялось тем, что привлеченные нами на строительство метро специалисты были все гражданские и промышленные строители, не горняки. К сожалению, на первом этапе большинство строителей, в том числе и коммунистов, негорняков очень медленно перекантовывались на закрытый, подземный, шахтный способ работ».

Для участия в проекте были привлечены шахтеры Донбасса. Одного из наиболее способных тамошних деятелей Егора Абакумова назначили заместителем начальника Метростроя. Кроме того, почти все московские предприятия выделили своих рабочих, в первую очередь, комсомольцев. Их приходилось обучать с нуля. Тогда же Каганович привлек к делу своего ставленника Хрущева, который как раз обладал требуемым опытом.

«Вначале я к этому строительству не имел отношения. Это было как бы специальное строительство, хотя и в самом городе. Но спустя какое-то время Каганович вдруг говорит мне: «Со строительством метро дело обстоит плохо, и вам придется как бывшему шахтеру заниматься детальным наблюдением за ним. На первых порах, чтобы ознакомиться с ходом строительства, предлагаю вам бросить свою работу в горкоме партии, сходите на какие-то метрошахты, а Николай Булганин пойдет на другие. Побудьте там несколько дней и ночей, посмотрите на все, изучайте с тем, чтобы можно было руководить по существу и знать само дело», — рассказывал подоплеку своего погружения в проект Хрущев.

Наиболее сложными получились перегоны от Казанского вокзала до Каланчевской улицы, от площади Дзержинского (Лубянка) до площади Свердлова (Театральная), от Манежа до Фрунзенской улицы.

На эти участки было обращено особое внимание как по подбору кадров, так и по разработке технических способов работы.

Участки линии от «Сокольников» до «Комсомольской» и от «Библиотеки имени Ленина» до «Парка культуры» сооружались открытым способом. Тоннели между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» — траншейным. На участке глубокого заложения от «Охотного Ряда» до «Площади Дзержинского» был применен английский метод щитовой проходки.

close

100%

«Та атмосфера любви к метро, которая была создана «субботниками», проходившими под лозунгом «Вся Москва строит метро», привела к тому, что в 1933 году тысячи, десятки тысяч комсомольцев ринулись на строительство метро, — писал Каганович. – Среди них часто встречались люди и профессионально неподготовленные. Их надо было подготовить и политически организовать, чтобы романтика воплотилась в дисциплине труда и его высокой производительности».

Впрочем, в реальности все было не так радужно. Мотивировать рабочих оказалось особо нечем, поэтому НКВД озаботился срочным привлечением на стройку неквалифицированной рабсилы из числа заключенных. В результате основной объем работ выполнялся арестантами по принуждению.

Любопытные сведения содержатся в книге Николая Короткова «Метро и прошлое Москвы», вышедшей в 1935 году. Так, до второй половины 1933 года никто не думал об археологии. Однако столкновения с фундаментами, лежащими глубоко под землей и изменяющими режим грунтовых вод, с древними колодцами, завалившиеся срубы которых были засыпаны лишь с поверхности, негативно сказывались на строительстве, когда пустоты оказывались вблизи тоннеля. По инициативе Академии истории материальной культуры на Метрострое начались археологические изыскания. Уже в первый год они дали результаты, интересные с точки зрения науки и важные непосредственно для производства.

«От Сокольников до Парка на метро»

Когда процесс строительства метро был налажен, Каганович сосредоточился на работе в ЦК, где он в то время фактически был вторым секретарем и замещал Сталина. На заключительном этапе за стройку отвечал уже Хрущев, к которому от Кагановича перешли должности первого секретаря Московского горкома (24 января 1934 года) и Московского обкома (7 марта 1935-го) ВКП(б). Еще один важный московский функционер Булганин простудился в шахтах метро и заболел ишиасом, надолго выбыв из строя. Если верить мемуарным записям Хрущева, с того момента он полностью и единолично отвечал за успех проекта перед Сталиным.

Первая очередь продолжалась от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». 4 февраля 1935 года по данному маршруту прошел первый поезд, а 15 мая состоялось открытие Московского метрополитена. Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы, 13 станций и 12 составов. Первым официальным пассажиром столичной подземки стал рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Латышев, купивший проездной билет № 1 серии «А». Та роль, которую метро сразу же начало играть в жизни москвичей, наглядно отражена в знаменитой песне Леонида Утесова, когда старый извозчик обращается к своей кобыле Маруське:

«Я ковал тeбя железными подковами,
Я коляску чистом лаком покрывал,
Но метро, сверкнув перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.
Ну и как же это только получается,
Что-то в жизни перепуталось хитро:
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От Сокольников до Парка на метро».

Метрополитен возник усилиями бесправных зеков и мобилизованных комсомольцев, а государственные награды получили высшие партийные бонзы города. Хрущев писал:

«В 1935 году москвичи отпраздновали окончание первой очереди строительства метрополитена.

Многие получили правительственные награды. Я был удостоен сразу ордена Ленина. Это был мой первый орден. Булганин получил орден Красной Звезды, поскольку он уже награждался орденом Ленина за успешное руководство работой Электрозавода, директором которого он являлся. Помнится, Булганин имел орден Ленина под десятым номером. Это в ту пору очень подчеркивалось. У меня был орден Ленина с номером где-то около 110. Мы пышно отпраздновали завершение строительства первой очереди метрополитена, который был назван именем Кагановича».

Строительство метро в Москве — первое в СССР, перспективное в России

Московский метрополитен – это не только важнейшая транспортная система мегаполиса, но и символ советской эпохи. Сегодня Московский метрополитен продолжает развиваться, да так интенсивно, что другие российские мегаполисы, включая Санкт-Петербург, могут только позавидовать.

Панорама Москвы


Краткая справка:
Население Москвы: 12,380 млн человек
Пассажиропоток: более 8 млн пассажиров в сутки
Число линий: 12, не включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московскую  монорельсовую транспортную систему
Число станций: 206, не включая 31 станцию МЦК и 6 станций монорельса
Общая протяженность линий: 346 км, не включая 54 км МЦК и 5 км монорельса
Дата открытия: 15 мая 1935 года
Схема метро Москвы


Архитектура Московского метро

Подготовка к строительству первого в СССР метрополитена велась очень тщательно. Анализировался международный опыт, причем изучались не только экономические аспекты и технологии строительства, но и архитектурно-планировочные решения будущих станций.

Вот цитата из мемориальной книги метрополитена, изданной в 1936 году:

После тщательного изучения метрополитенов Лондона и Нью-Йорка мы пришли к выводу, что, за исключением нескольких новейших станций лондонской подземки, остальные характеризуются загрязненностью, обветшалостью и блеклостью. Похоже, что в капиталистических странах считается бессмысленным тратить на коммунальные услуги больше необходимого минимума.

В Советском Союзе к этому совершенно другое отношение: мы хотим сделать путешествие по подземной железной дороге не только максимально комфортным, но и максимально приятным.

Мы стремились придать каждой станции индивидуальный облик, чтобы любой пассажир, выйдя из вагона, сразу мог понять, где он находится. Для отделки стен, потолка и колонн мы выбрали полированный мрамор и гранит различных оттенков. Московское метро было построено с помощью советских материалов советскими рабочими, в нем используются поезда и оборудование, произведенные в СССР.

Проект Московского метро был создан в начале Сталинской эпохи, что отражается в монументальности и пышности архитектуры. Дизайн станций определялся главным принципом: подземные сооружения должны быть светлыми, просторными, красивыми и вызывать только восхищение и положительные эмоции.

Станция метро «Комсомольская» в Москве, открыта 30 января 1952 года

Система метрополитена изначально рассматривалась как составляющая городской инфраструктуры. Налицо стремление снять качественное противопоставление «земного» и подземного, создать под землей дружественную человеку среду. Помимо стремления сделать московское метро самым красивым в мире, перед строителями стояли сложные технические задачи, в том числе – по обеспечению устойчивости и гидроизоляции конструкций.

Впервые мысль о строительстве метрополитена в Москве появилась еще в 1875 году. Инженер Василий Титов разработал проект подземной железной дороги, который свяжет Курский вокзал и район Марьиной рощи.

Открытие первого советского метрополитена. Источник: retromap.ru

История Московского метро

Строительство Московского метрополитена началось в 1932 году, оно продолжается и сегодня. Первой строилась Сокольническая линия, соединившая западную и восточную части города. Первый участок от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на станцию «Смоленская» был открыт 15 мая 1935 года.

В составе второй очереди в 1938 году открылась часть Арбатско-Покровской линии, со станциями «Курская» и «Площадь Революции» и третья линия – Замоскворецкая – от станции «Театральная» до станции «Сокол».

Станция метро «Комсомольская», расположена между станциями «площадь Революции» и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. Источник: trendland.com

Во времена Великой отечественной войны строительство было приостановлено, станции превратились в бомбоубежища и госпитали для раненых. В послевоенное время в 1950-х годах Московский метрополитен насчитывал 3 радиальные линии и 1 кольцевую, связывающие городские окраины с центром и объединяющие подземную железную дорогу в единую систему.

В дальнейшем, уже в 1960-х годах идеология радиального развития линий московского метро, объединенных одной Кольцевой линией, продолжала развиваться.На участке Филевской линии был открыт первый в СССР Смоленский открытый метромост через Москву-реку. Длина основного пролета однопролетной арочной конструкции составляет всего 150 м.


На сегодняшний день в систему Московского метрополитена входят 11 метромостов:

Смоленский (1937 г), Лужнецкий (1959 г.), Юго-Запад (1963 г.), Преображенский (1965 г.), Нагатинский (1969 г.), Медведковский (1978 г.), Черкизово (1990 г.), Владыкино (1991 г.), Волжский (1996 г.), Северное Бутово (2002 г.), Митинский (2009 г.)


Станция метро Маяковская. Источник: trendland.com

Над архитектурным обликом первых станций московской подземки работали выдающиеся советские архитекторы – Дмитрий Чечулин, Иван Фомин, Алексей Душкин. С 1955 года эпоха архитектурных шедевров сменяется утилитарностью подходов. Уникальные проекты станций уступают место типовым решениям, в основе которых функциональность и экономность.

С 1958 года по 1972 были последовательно введены в эксплуатацию Рижский, Калужский, Ждановский и Краснопресненский радиусы. К 1975 году эти радиусы были объединены в диаметральные линии: Калужско-Рижскую и Таганско-Краснопресненскую. В период с 1979 по 1994 годы вводятся в эксплуатацию Калининская и Серпуховско-Тимирязевская линии.

Метро ВДНХ на Калужско-Рижской линии. Источник: trendland.com

При строительстве первых линий Московского метро схема освоения подземного пространства была достаточно проста: пассажир с платформы станции попадал на поверхность через подземный вестибюль.

С развитием метро возникла необходимость сооружать пересадочные узлы, включающие 3 и более станций. Сегодня речь идет о строительстве крупных транспортно-пересадочных комплексов, включающих различные виды городского транспорта, а также парковки, торговые и общественные зоны.

Метрополитен становится основой комплексного освоения городского подземного пространства.

Бутовская линия, второй путь. Источник: russos.dreamwidth.org

В конце 2002 года открылась станция «Бульвар Дмитрия Донского» — первая станция Московского метрополитена, расположенная за пределами МКАД.


Действующие линии Московского метрополитена:

  • Сокольническая
  • Замоскворецкая
  • Арбатско-Покровская
  • Филёвская
  • Кольцевая
  • Калужско-Рижская
  • Таганско-Краснопресненская
  • Калининская
  • Серпуховско-Тимирязевская
  • Люблинская
  • Каховская
  • Бутовская

План строительства метро в Москве

Сегодня система Московского метрополитена продолжает активно развиваться. Новые станции открываются в периферийных районах далеко за пределами МКАД. В ближайших планах развития метрополитена – дойти до района Солнцево.


Интересные факты:
На конец июля 2017 года Московский метрополитен включал 12 линий и 206 станций. По протяженности сети Московский метрополитен занимает 4-е место, а по интенсивности использования – 5-е место в мире (после Пекина, Токио, Сеула и Шанхая). 15 мая 2017 года Московскому метрополитену исполнилось 82 года.


Согласно данным Комплекса градостроительной политики города Москвы в срок до 2020 года будут введены в эксплуатацию 78 новых станций, а протяженность линий увеличится почти на 160 км.

транспортная инфраструктура

Московский Метрополитен — uVisitRussia

Станции Московского Метро вместе составляют самый красивый общественный транспорт в мире. Посетители Москвы обязательно должны прокатиться по этой великолепной подземной железнодорожной системе и осмотреть станции. Каждый из них имеет свою собственную эстетическую индивидуальность, по-разному украшенную произведениями искусства в стиле реализма, люстрами, декоративными колоннами и мраморными полами. Московское метро обслуживает два с половиной миллиарда пассажиров в год, что делает его второй наиболее используемой подземной системой метро в мире. Несмотря на это, станции больше похожи на дворцы или вестибюли 5-звездочных отелей, чем на функциональные помещения. Поражает и глубина лифтов.

Московский метрополитен — система скоростного транспорта, обслуживающая Москву, Россию и соседние города Московской области Красногорск и Реутов. Эта столичная система метро была открыта в 1935 году с единственной 11-километровой линией и 13 станциями. Это была первая подземная железнодорожная система в Советском Союзе. Московское метро называют одним из самых экстравагантных архитектурных проектов СССР. Сталин приказал художникам и архитекторам метрополитена спроектировать сооружение, которое олицетворяло бы «сияние» или «блеск» и которое побуждало бы граждан России поднимать глаза, любуясь искусством станции. Благодаря смешению архитектурных стилей, иконографии, скульптуры и произведений искусства вокзалы считаются одной из главных туристических достопримечательностей современной Москвы. Вы можете с удовольствием провести пару часов, переходя от станции к станции, рассматривая изображения могучей Советской республики и ее достижений.

Первые планы метро в Москве относятся к Российской империи, но были отложены Первой мировой войной, Октябрьской революцией и Гражданской войной в России. В 1923 году Моссоветом было образовано Конструкторское бюро метрополитена при Московской дирекции городских железных дорог. Она провела предварительные исследования и к 1928 году разработала проект первой трассы из Сокольников в центр города. В то же время немецкой компании Siemens Bauunion было предложено представить собственный проект того же маршрута. 19 июня31 декабря ЦК КПСС принял решение о начале строительства Московского метрополитена. В январе 1932 г. был утвержден план первых линий, а 21 марта 1933 г. советское правительство утвердило план 10 линий общей протяженностью 80 км.

Первые линии были построены по генплану Москвы, разработанному Лазарем Кагановичем в 1930-е годы, и метрополитен носил его имя до 1955 года (Метрополитен им. Л.М. Кагановича). Инженеры-строители Московского метрополитена консультировались со своими коллегами из лондонского метро, ​​старейшей системы метрополитена в мире. Отчасти из-за этой связи дизайн станции метро Gants Hill (хотя и завершенный гораздо позже) напоминает станцию ​​​​московского метро.

Станция метро Маяковская

Станция метро Маяковская считается одной из жемчужин советской архитектуры до 1940-х годов. Всего 34 потолочные мозаики на тему «Советское небо 24 часа» должны были символизировать светлое советское будущее.

Британцы призвали к прокладке туннелей вместо техники «вырезать и укрыть», использовать эскалаторы вместо лифтов, маршруты и конструкцию подвижного состава. Паранойя Сталина и НКВД стала очевидной, когда тайная полиция арестовала множество британских инженеров за шпионаж, то есть за получение глубоких знаний о физической планировке города. Инженеры Metropolitan Vickers Electrical Company предстали перед показательным судом и были депортированы в 1919 году.33, покончив с ролью британского бизнеса в СССР.

Вы можете посетить станцию ​​метро Комсомольская. Импозантный стиль барокко, роспись в желтых тонах украшена восемью мозаичными панно из драгоценных камней. Тема панно представляет борьбу России за свободу и независимость на протяжении всей истории.

Станция метро «Новослободская», известная своими 32 витражами, обрамленными искусной латунной окантовкой и подсвеченными изнутри. Общая тема этой станции — «Мир во всем мире».

Станция метро «Маяковская» представляет советское будущее, каким его представлял себе поэт Маяковский. В общей сложности 34 потолочные мозаики Александра Дейнеки призваны показать это светлое будущее; Идея заключалась в том, чтобы пассажиры могли посмотреть вверх и увидеть светлое советское будущее прямо над головой.

Тема оформления станции «Шоссе Энтузиастов» — борьба за свободу в истории России. Стены украшают скульптуры и картины на революционные темы.

 

Московский метрополитен

Рядом с Красной площадью Станция метро «Площадь Революции» посвящена памяти всех россиян, принимавших участие в революции 1917 года. Есть множество бронзовых статуй революционеров с мрачными лицами, многие с натертыми до блеска коленями, поскольку москвичи верят, что это принесет им удачу.

Станция метро «Партизанская» является «местной» станцией и посвящена Советскому Союзу, сражавшемуся с нацистами во Второй мировой войне. Грандиозная скульптура на вершине лестницы называется «Партизаны» и имеет надпись «Партизанам и партизанам слава!»

Первая линия Московского метрополитена была запущена в 1935 году, в комплекте с первым логотипом, заглавной М в паре с текстом «МЕТРО». Точных сведений об авторе логотипа нет, поэтому его часто приписывают архитекторам первых станций — Самуилу Кравцу, Ивану Таранову и Надежде Быковой. Примечательно, однако, что даже при открытии в 1935 году буква М на логотипе не имела определенной формы.

Сегодня в Московском метрополитене 194 станции, а длина его маршрута составляет 325,4 км (202,2 мили). Система в основном подземная, с самым глубоким участком 74 метра (243 фута) на станции «Парк Победы». Московский метрополитен был второй по загруженности системой скоростного транспорта в мире после Сеульского метрополитена.

Московский Метро Станция Маяковская 360 Панорама

{{thumb_title}}

1 Нравится

Московский Метро Станция Маяковская

Москва

Эксперт

Создано

Колесников Сергей

Посмотреть профиль фотографа

Для многих пассажиров по всему миру поездка в метро означает мчаться от одной унылой станции к другой в окружении слишком большого количества неудобных, нетерпеливых тел. Совсем другая история была в СССР и сейчас в России. В Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других крупных городах станции метро были задуманы как архитектурные чудеса. Поездка на метро сродни прогулке по памятнику национального наследия.

В зависимости от того, где вы закончите, вы получите ускоренный курс по таким разнообразным архитектурным направлениям, как барокко, ар-деко, футуризм, модерн или хай-тек, а также лица из витражей, мраморных колонн, хрустальных люстр, позолоченной мозаики. и нарисованные сцены из русской истории до современного железа и стекла.

Первая в России система метро была частью первой пятилетки Иосифа Сталина по быстрой индустриализации Советского Союза в 1920-х и 30-х годах. Основная идея заключалась в том, чтобы показать своим гражданам и всему миру силу и возможности социально ориентированного государства. Все эти великолепные подземные дворцы были построены как транспортная система для простых людей.

Сейчас Московский метрополитен — самая загруженная система метрополитена за пределами Азии, самая загруженная в мире по ежедневному пассажиропотоку и 6-я по протяженности в мире (200 станций, длина маршрута более 350 км).

Копирайт: Колесников Сергей
Тип: Сферический
Разрешение: 47762×23881
Снято: 18.03.2021
Загружено: 19.03.2021
Просмотров:

Теги: метро; метро; г. Москва; под землей; дворец; удивляться; панорама; 360°; метро; Москва; панорама; #фотометро; #фотометро; гигапиксель


  • Выбор редакции
  • Рядом
  • Еще от автора

Подробнее о Москве

Мир : Европа : Россия : Москва

Обзор и историяМосква получила свое название от реки Москвы, где около 500 г. н.э. зародились славянские поселения. Они приняли христианство из Византийской империи в 988 г. н.э., и оно просуществовало как национальная религия в течение тысячи лет. К 15 в. Москва стала столицей Русского государства в составе Великого княжества Московского, которое усердно ассимилировало более мелкие феодальные территории, сражаясь с Золотой Ордой монголов. Город подвергался набегам и сжиганию татаро-монголами не менее трех раз. Объединение многих небольших территорий под властью Москвы подготовило почву для того, чтобы Иван III принял титул «Владыки всея Руси». Его сын Иван IV, или «Иван Грозный», стал первым коронованным царем России. Преемственность царей продолжалась от Ивана IV до Петра Великого, который провозгласил Российскую империю в 1721 году со столицей в Санкт-Петербурге. Российская империя пережила «смутное время», которое сопровождалось хаосом, нашествием и несколькими народными восстаниями. Наполеон Бонапарт был в 25 милях от захвата Москвы во время своего катастрофического вторжения в 1812 году, но был повернут назад после того, как тысячи его голодающих солдат попали в засаду и были убиты крестьянскими партизанами. К началу 20-го века Москва была столицей, на этот раз самая большая страна в мире. Промышленная революция пришла в Россию позже, чем в Западную Европу, отчасти из-за российского института крепостного права, которое удерживало крестьян привязанными к земле.

Однако достаточно скоро возникло социалистическое политическое движение, громко выступавшее за тотальную революцию, и к 1917 Советский Союз заменил царя и его самодержавную власть. Так начался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), просуществовавший до 1991 года. После распада Советского Союза Москва продолжает оставаться столицей России, или Российской Федерации, как она теперь известна. Это по-прежнему самая большая страна в мире. Люди и культураМосква находится в тисках западного обновления, с потребительством и демонстративным показом богатства, выставленным напоказ повсюду. По состоянию на 2008 год это город с самой дорогой стоимостью жизни в мире, дом для большинства миллиардеров, а также самый большой город в Европе. Как добратьсяМосква состоит из пяти основных секций, расположенных концентрически, с Кремлем в середине. Кремль является административным центром власти, и его название означает «крепость». Его стены очерчивают границы города 15 века. ТранспортВы можете найти информацию о том, как добраться до и из аэропортов здесь.
Нажмите здесь, чтобы получить несколько полезных советов о фантастической системе метро. Вот еще несколько полезных обзорных материалов о метро, ​​трамваях, троллейбусах и т. д. Чем заняться В Москве много галерей и музеев, но вот два любимых: во-первых, это Музей современного искусства. и второй Винзавод — это значит винзаводКроме того, вы можете посетить Музей геологии, Музей авиации и космонавтики, Музей истории Москвы. Любителям искусства стоит посетить Государственную Третьяковскую галерею — с огромной коллекцией русского искусства. и икон — один из самых известных российских музеев после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Там же есть прекрасный Зоопарк, по сравнению с другими в России.. Что касается ресторанов и клубов, то рядом с Красной площадью есть милое кафе — F.A.Q. Кафе — если вы умеете читать по-русски. Есть старый добрый клуб «Пропаганда» — ему почти 10 лет, но он до сих пор является одним из лучших мест, где можно погулять каждую ночь! Другие неплохие: Ikra Solyanka Fabrique Рекомендации Что искать в целом: Красная площадь, Кремль, Мавзолей Ленина, Собор Василия Блаженного и Белый город, который является торговым районом. Еще одно красивое старое место, которое стоит увидеть в Москве находится — Новодевичий монастырь (построен в 1524 году, там царем стал Иван IV). Хорошим местом для посещения для активного отдыха также являются Воробьевы горы — своеобразная зона отдыха на Москве-реке с парком и главное огромное советское здание Московского государственного университета на вершине. Вы также можете прогуляться по Старому Арбату, пешеходной улице с этническим колоритом советских времен и зданиями времен Российской империи. Текст Стива Смита.


✖ Похоже, вы создаете заказ.
Если у вас есть какие-либо вопросы до оформления заказа, просто сообщите нам об этом по адресу [email protected], и мы свяжемся с вами.

Как передвигаться по Москве на подземном метро

Проведите некоторое время в одном из лучших музеев Москвы.

Путешествие по подземным дорогам не может быть ни для кого идеей хорошо провести время, но даже в городе, наполненном сокровищами военных игр и бесценными украшенными драгоценностями яйцами Кремлевской Оружейной палаты и колоссальными советскими павильонами ВДНХ, метро остается одним из лучших в Москве. музеи. Просто избегайте часа пик.

Метро потрясающее и дает непревзойденное представление о духе города, прошлом и настоящем, но это также лучший способ передвижения. В Москве есть Uber, русская версия называется Яндекс Такси, но и трафик какой-то противный. Поезда метро ходят каждые 90 секунд или около того, и их своевременность составляет более 99 процентов. Это также по разумной цене: одна поездка стоит 55 центов (и дешевле оптом). От истории до билетов и правил — официальных и нет — вот что вам нужно знать, чтобы начать.

Краткое введение
Покупка билетов
Знайте перед тем, как отправиться (вниз)
Правила
. Легкий тур

Краткое введение

Moscow’s Matro. Планы по созданию скоростного транспорта, чтобы разгрузить осажденную городскую трамвайную систему, восходят к имперской эпохе, но пара войн и революция задержали его развитие. Сталин возродил его как часть своего грандиозного плана модернизации Советского Союза в XIX веке. 20-х и 30-х годов. Первые линии и туннели были построены с помощью инженеров лондонского метрополитена, хотя сталинская тайная полиция решила, что они слишком много узнали о планировке Москвы, и арестовала их по обвинению в шпионаже и депортировала.

Красота его станций (если не поездов) хорошо задокументирована и, конечно же, не случайна. На ее славных первых этапах, особенно после Второй мировой войны, величайшие архитекторы советской эпохи были наняты для создания сияющих храмов, прославляющих революцию, СССР и военную победу. Нет двух абсолютно одинаковых станций, и у каждой из классических экспонатов есть своя тема. Есть всемирно известные святыни футуристической архитектуры, праздник электричества, дань уважения отдельным лицам и регионам бывшего Советского Союза. Каждая мраморная плита, мозаичная плитка или светильник были размещены с намерением, чтобы служить эстетике станции; каждый элемент, от самого маленького латунного початка кукурузы до большого забрызганного кровью меча на фреске времен Второй мировой войны, является неотъемлемой частью целого.

Поезд метро с гербом Москвы. Фото: Алекса ван Сикл

Метро является памятником советскому пропагандистскому проекту, которым оно должно было стать, когда оно открылось в 1935 году под лозунгом «Строим Дворец для народа». Он познакомил простых москвичей с величественными интерьерами Императорской России, прославлял прошлые достижения Советского Союза, обещая своим гражданам светлое советское будущее, и, конечно же, это был экспонат для всего мира, свидетельствующий о мощи и изощренности жизни в Советский Союз.

Может, это и музей, но не реликвия. Ежедневно им пользуются до девяти миллионов человек, больше, чем лондонское и нью-йоркское метро вместе взятые. (Вместе с примерно 20 бродячими собаками, которые научились ездить на работу в метро.)

За свою более чем 80-летнюю историю метро расширялось поэтапно, урывками, в ногу с судьбой Москвы и России. . Сейчас, частично в рамках подготовки к ЧМ-2018, еще и модернизируется. Новые поезда позволяют пассажирам проходить всю длину поезда пешком, не пересаживаясь в другой вагон. Система становится более удобной для посетителей. (На полу есть полезные наклейки, отмечающие лучшие места для селфи.) Но у современности есть цена: она постепенно отказывается от одного из своих любимых институтов — обслуживающего персонала эскалатора. Часто это женщины среднего или пожилого возраста («эскалаторные бабушки» в новостях), которые десятилетиями занимают этот пост, сидя в своих крошечных киосках, ругая пассажиров за плохой этикет на эскалаторе или даже за плохую осанку или рассказывая анекдоты. Планируется, что они будут заменены, если вообще, членами обслуживающего персонала эскалаторов.

Несмотря на все свои достижения, метрополитен отстает от роста Москвы, поскольку столица России постоянно расширяется, создавая одни из самых страшных пробок в мире. Но с 2011 года Метро находится в процессе амбициозного и давно назревшего расширения; 60 новых станций откроются к 2020 году. Если все пойдет по плану, в период 2011–2020 годов будет проложено 125 миль новых путей и более 100 новых станций — увеличение на 40 процентов — самый быстрый и масштабный этап расширения за любой период в истории метрополитена. история.

Факты:
14 линий
Часы работы: 5:00–1:00
Час пик: 8–10:00, 16:00–20:00.
Поездка в одну сторону: 55₽ (около 85 центов)
Wi-Fi на всю сеть

Киевская станция. Фото: Яков Филимонов

Покупка билетов

  • Билетные автоматы имеют кнопку для переключения на английский язык.
  • Вы можете купить определенное количество аттракционов: 1, 2, 5, 11, 20 или 60. Поднимите пальцы, чтобы показать, сколько аттракционов вы хотите купить.
  • Существует также 90-минутный билет , который дает вам 1 поездку в метро плюс неограниченное количество пересадок на другом транспорте (автобус, трамвай и т.д.) в течение 90 минут.
  • Или вы можете купить дневные билеты с неограниченным количеством поездок: на один день (218 ₽/4 доллара США), на три дня (415 ₽/7 долларов США) или на семь дней (830 ₽/15 долларов США). Проверяйте цены здесь, чтобы быть в курсе.
  • Если вы собираетесь пользоваться метро регулярно в течение нескольких дней, вам стоит приобрести карту «Тройка» — бесконтактная многоразовая карта, которую можно использовать в любом общественном транспорте. С одним из них проезд в метро дешевле: разовая поездка стоит 36₽, а не 55₽. Купите их и пополните их на станциях метро, ​​и они действительны в течение 5 лет, так что вы можете сохранить их в следующий раз. Или, если на момент выезда у вас осталось много наличных, вы можете вернуть их в Центрах обслуживания метрополитена по адресу: улица 1905 года, дом 25 или улица Старая Басманная, дом 20, строение 1.
  • Также можно купить силиконовые браслеты и брелки со встроенными транспортными чипами, которые можно использовать как карту Тройка. (Фитбит Московского Метро!) Пока их можно приобрести только на станции метро Пушкинская Live Helpdesk и в сувенирных магазинах на станциях метро Маяковская и Трубная. Стоимость проезда такая же, как и по карте «Тройка».
  • Вы также можете использовать Apple Pay и Samsung Pay.

Знай, прежде чем идти (вниз)

Возьмите карту. Ты будешь проверять. Много. Распечатайте «двуязычную» карту метро, ​​цветную, с кириллицей и латиницей: в системе метро мало английских вывесок, поэтому полезно выучить и кириллические названия станций. Они объявляют станции на английском языке, когда вы садитесь в поезд, так что слушайте внимательно или считайте остановки. Карта должна быть цветной, потому что линии поездов организованы по цветам, и вам нужно будет знать, какой цвет линии вам нужен при пересадке.

Или установите приложение. Скачать Яндекс Метро. В этом приложении есть двуязычные карты и планировщик маршрутов, который работает в автономном режиме. В приложении «Метро Москвы» есть планировщик маршрутов, с его помощью можно пополнить карту «Тройка» и получать информацию о задержках и ремонтных работах. Пассажиры с ограниченными возможностями также могут использовать его, чтобы запросить сопровождение или помощь.

Металлоискатели повсюду. Они есть на всех станциях. Старайтесь путешествовать налегке.

Справочные службы Live — ваши друзья. На многих центральных станциях теперь есть специальные службы поддержки с англоговорящими сотрудниками, которые помогут с вопросами о метро, ​​информацией о других видах транспорта и информацией о близлежащих достопримечательностях. Ищите серо-красные киоски на этих станциях. А также: В Live Help на станции Пушкинская есть библиотека для обмена книгами. Оставьте один, возьмите один или просто возьмите один и передайте его позже. Это пилотный проект Министерства транспорта, цель которого — заставить людей читать больше настоящих книг о метро. Первую партию подарили работники Московского метрополитена.

Скамейка под мраморной скульптурой героев тыла на станции Электрозаводская. Фото: Алекса ван Сикл

Не беги на поезда. Следующий находится в промежутке от 90 секунд до 3 минут.

Выйти на ринг. Метро очень централизовано. Кольцевая 1-я («кольцевая») линия коричневого цвета образует кольцо вокруг центральной зоны и центральных станций. (Он следует за наземным кольцевым шоссе Москвы, Садовым кольцом, которое было построено над крепостными валами старого города). линия особенно загружена. На Кольцевой линии также есть много самых сложных станций, потому что они были построены в основном после Второй мировой войны, когда Советский Союз был настроен продемонстрировать свою военную и культурную мощь.

Час пик — это не шутки. Оптимальное время для поездок в Московском метрополитене, особенно если вы хотите увидеть станции, а не просто везти через них море людей, — с 11 до 15 часов. Пустое метро не только приятнее, но и дает лучший обзор станций, не говоря уже о лучших фотографиях. В час пик толкайте или толкайте.

Там есть Wi-Fi , как только вы окажетесь там — по-видимому, крупнейшее в Европе бесшовное пространство сети Wi-Fi для общественного транспорта — но новые пользователи должны зарегистрироваться и подтвердить местный номер телефона через портал государственных услуг, так что это может быть невозможным или практичным для некоторых посетителей.

На некоторых станциях есть стойки для зарядки телефонов.

Выучить слово ВЫХОД: выход

Правила, устные и негласные

Не курить, не пить, не снимать на видео, не мусорить. Фото разрешено, хотя раньше это было запрещено.

Встаньте справа на эскалаторе. Нарушив это правило, вы рискуете навлечь на себя гнев легендарных эскалаторов. (На эскалаторах вообще никаких махинаций.)

Уйди с дороги. Найдите пустой угол, чтобы спрятаться, когда вы выходите из поезда и вам нужно смотреть в свой телефон. Остерегайтесь выходить из поезда вообще; когда двери вашего поезда открываются, люди, как правило, появляются из ниоткуда или из-за богато украшенных мраморных колонн, идя на полной скорости.

Всегда уступайте место пожилым дамам (ты что, чудовище?).

Легкий тур

Это не марафон на метро (199 станций за 20 часов). Это простая экскурсия, включающая в себя большинство, хотя и не все, известных станций, большая часть которых идет по часовой стрелке вдоль Кольцевой линии с парой коротких обходов. Эти станции находятся в нескольких минутах друг от друга, и весь тур должен занять около 1-2 часов.

Старт: Маяковская Станция метро , на углу Тверской и Садового кольца, Триумфальная площадь, Москва, Россия, 125047.

1. Маяковская. Назван в честь поэта русского футуристического движения Владимира Маяковского и попытки воплотить в жизнь будущее, которое он представлял в своих стихах. (На самом деле, движение футуристов было направлено на то, чтобы отвергнуть прошлое и прославить все, что связано со скоростью, промышленностью, современными машинами, молодежью, современностью.) Результат: шедевр в стиле ар-деко, получивший Национальный Гран-при за архитектуру на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Ярмарка в 1939. Это все гладкое, округлое сияние и свет, а пологие своды поддерживаются колоннами из темно-розового мрамора и нержавеющей авиационной стали. Каждая из его 34 потолочных ниш украшена мозаикой. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище, а одно время и как бункер Сталина. Он произнес сдержанную, но воодушевляющую речь здесь 6 ноября 1941 года, когда нацисты бомбили город наверху.

Станция Маяковская, одна из самых известных в метро. Фото: Алекса ван Сикл

Возьми 3/Зеленый первая линия до:

2. Белорусская. Открыт в 1952 году, назван в честь соединенного Белорусского вокзала, по которому курсируют поезда между Москвой и Беларусью. Это светлое мраморное сооружение с белым, похожим на торт, потолком, выложенным белорусскими узорами, и 12 флорентийскими потолочными мозаиками, изображающими жизнь Белоруссии во время ее постройки.

Роспись потолка на Белорусской станции. Фото: Finallast/Shutterstock

Пересесть на линию 1/Коричневая. Затем одна остановка (по часовой стрелке) t o:

3. Новослободская.  Эта станция была спроектирована вокруг витражей, которые были сделаны в Латвии, потому что Алексей Душкин, советский архитектор, придумавший ее (а также спроектировавший станцию ​​Маяковская), не мог найти стекло и изготовить его на месте. Витражи такие же, как в Рижском соборе, а на панелях изображены растения, цветы, представители советской интеллигенции (музыканты, художники, архитекторы) и геометрические фигуры.

Витражи на станции Новослободская. Фото: Вячеслав Лопатин

Проехать две остановки на восток по 1-й Кольцевой линии до:

4. Комсомольская. Названный в честь комсомола или комсомола, это может быть просто пик сталинского метрополитена. Расположенный под узлом трех региональных железных дорог, он должен был стать большими воротами в Москву и сегодня является ее самой загруженной станцией. Есть люстры; желтый потолок с украшениями в стиле барокко; а в главном зале — колоссальная красная звезда, выложенная на золотых мерцающих плитках. Дизайнер Алексей Щусев создал его как дань уважения речи Сталина на Красной площади 7 ноября 19 года.41, в котором он упомянул прославленных российских военачальников в качестве напутствия советским солдатам в первый катастрофический год войны. Восемь больших мозаик станции изображают лидеров, упомянутых в речи, таких как Александр Невский, князь и военачальник XIII века, победивший немецкие и шведские вторгшиеся армии.

Станция Комсомольская. Фото: Вячеслав Лопатин

Еще одна остановка по часовой стрелке до Курская станция, и пересадка на 3/Синяя линия и пройти одну остановку до:

5. Бауманская. Открыт в 1944 году. Назван в честь большевика-революционера Николая Баумана, памятник которому и одноименный район здесь находятся над землей. Хотя он казался мерзким произведением (очевидно, однажды он публично издевался над женщиной, от которой он забеременел, которая позже повесилась), он стал революционным мучеником, когда был убит в 1905 году в стычке с монархистом, который ударил его по голове. голова с частью стальной трубы. Станция в стиле ар-деко с атмосферным тусклым освещением и серией бронзовых скульптур солдат и героев тыла во время войны. В одном конце большой мозаичный портрет Ленина.

Фреска Ленина на станции Бауманская. Фото: Алекса ван Сикл

Оставайтесь в этом направлении поезда еще один на восток до:

6. Электрозаводская. Как вы могли догадаться из названия, эта станция — дань уважения всему электричеству, построенная в 1944 году и названная в честь соседнего завода по производству лампочек. В нем есть мраморные барельефы важных деятелей электротехники и другие, иллюстрирующие внутреннюю борьбу Советского Союза во время войны. Повторяющиеся ряды круглых ламп на потолке придают главному туннелю станции успокаивающее свечение и приятный визуальный эффект.

Фото: Alexa van Sickle

Две остановки назад до станция Курская и обратно на 1/Кольцевую линию. Сядьте за шесть станций до:

7. Киевская. Это была последняя станция на Кольцевой линии, построенная в 1954 году под руководством Никиты Хрущева как дань уважения его родине, Украине. В трех больших залах вокзала есть изображения, посвященные вкладу Украины в Советский Союз и российско-украинское единство, с изображением музыкантов, текстильщиков, солдат, фермеров. (В одном зале — фрески, в другом — мозаика, в третьем — росписи.) Вскоре после его завершения Хрущев осудил архитектурные излишества и ненужную роскошь сталинской эпохи, открывшей эпоху более строгих станций метро. По крайней мере, согласно легенде, он отчасти рассчитал время для того, чтобы ни одна станция метро, ​​построенная после, не могла затмить Киевскую.

Один из трех залов Киевского вокзала с фресками, воспевающими русско-украинское единство и жизнь в Украине. Фото: Ева Студио

Пересядьте на 3/Синюю ветку и проедьте одну остановку на запад.

8. Парк Победы. Это самая глубокая станция метро с одним из самых длинных эскалаторов в мире, высотой 413 футов. Если стоять на месте, дорога на эскалаторе до поверхности занимает около трех минут.) Открытая в 2003 году в Парке Победы, станция празднует две великие военные победы России. На каждом конце есть фреска грузинского художника Зураба Церетели, который также разработал статую «Добро побеждает зло» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. На одной фреске изображена победа русских генералов над французами в 1812 г., на другой — капитуляция немцев в 1945. Последнее особенно поразительно; в равной степени драматичны, триумфальны и ужасны. В стороне красноармейцы топчут нацистские флаги, а если присмотреться, то среди деталей видны брызги крови. Но самое большое впечатление здесь производит мраморный блеск шахматного рисунка пола и приятный геометрический эффект, если смотреть с одного конца на другой.

1: Почти пустая станция «Парк Победы». Фото: Алекса ван Сикл. Фреска 2: Победа во Второй мировой войне. Фото: Любовь Бутакова

Проехать еще одну остановку на запад до:

9. Славянский бульвар.  Одна из самых молодых станций метро, ​​она открылась в 2008 году. Благодаря гораздо более высоким потолкам, чем на многих других станциях, которые, как правило, имеют закрытые центральные туннели на платформах, она создает ощущение «открытого воздуха» (или настолько близко к нему, насколько вы может попасть на сто футов ниже). Это дань уважения французскому архитектору Гектору Гимару, автору входов в парижском метро в стиле модерн, и именно так это и выглядит: московское почтение парижскому метро с дополнительной темой леса. Кириллический вариант надписей Гимара в стиле Metro над скамейками, украшенных мотивами деревьев и ветвей, в том числе ползучими лозами в качестве высоких фонарных столбов.

Славянский бульвар, одна из самых молодых станций метро. Фото: Елена11/Shutterstock.

Оставайтесь на линии 3/Синяя линия и двигайтесь назад четыре станции до:

10. Арбатская. Его первая итерация, станция Арбатская-Смоленская, была повреждена немецкими бомбами в 1941 году. Она была перестроена в 1953 году и спроектирована как бомбоубежище на случай ядерной войны, хотя это необычно для станций, построенных в послевоенный период. , у этого нет темы войны. Он также может быть одним из самых элегантных в системе: барокко, но немного приглушенный, с красными мраморными полами и белыми потолками с позолоченными бронзовыми люстрами.

станция Арбатская. Фото: Ева Студио

Вернитесь на 3/Синюю линию  в том же направлении и сделайте еще одну остановку:

11. Площадь Революции. Открыт в 1938 году, обслуживает Красную площадь и Кремль. Его знаменитый центральный зал украшен мраморными колоннами, по бокам которых установлены 76 бронзовых статуй советских героев: воинов, студентов, крестьян, спортсменов, писателей, родителей.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *