Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Кто такие караимы в крыму: Крымские караимы: Мы исчезаем с лица земли

Крымские караимы: Мы исчезаем с лица земли

В Крыму живет один из самых малочисленных народов России — караимы. В нашей стране официально насчитывается 535 представителей этого этноса. В начале ХХ века караимы были представлены в Государственной Думе Российской империи, однако спустя сто лет они вынуждены бороться за сохранение своего языка. Корреспондент «Парламентской газеты» изучил жизнь караимов, узнал, где они молятся и выяснил, почему им приходится доказывать свое право на особый статус.

«Народец с пригоршню»

Крымские караимы — тюркский народ, сложившийся как этнос в Крыму. Их язык принадлежит к тюркской языковой семье, религия — караимизм — признаёт только Ветхий Завет, чем отличается от христианства (Ветхий Завет и Новый Завет), иудаизма (Ветхий Завет и Талмуд) и ислама (Ветхий Завет и Коран).

«Мы как народ, или теперь “народец с пригоршню (бир авуч миллет)”, под ударами политических катаклизмов нашего времени исчезаем с лица земли», — писал в середине ХХ века врач, генерал и историк Яков Кефели.

В «золотые» дореволюционные времена на полуострове жило около 16 тысяч караимов. И среди них — Соломон Крым. Да-да, Крым — это не только название нашего полуострова, но и фамилия известного политика, депутата Государственной Думы Российской империи, председателя Крымского краевого правительства 1918 года, одного из создателей Таврического университета Соломона Самойловича Крыма.

Среди других знаменитых караимов — городской голова Евпатории Семён Дуван, до сих пор считающийся едва ли не лучшим руководителем этого города всех времён, педагог и поэт Илья Казас, врач-офтальмолог Семён Кальфа, писатель, историк и археолог Авраам Фиркович, композитор Самуил Майкапар и многие другие.

Как сохранить язык?

535 караимов проживало в Крыму в 2014 году, согласно переписи населения

По данным переписи 2014 года, сегодня в Крыму проживают 535 караимов (500 в Республике Крым и ещё 35 в Севастополе). Руководитель региональной национально-культурной автономии Илья Кальфа — потомок упоминавшегося выше врача Семёна Кальфа — говорит, что на самом деле их немного больше — около 800. А в мире в целом — около двух тысяч. Кроме Крыма, крохотные общины караимов живут в Западной Украине и Литве.

Тех, кто знает родной язык, и вовсе можно пересчитать на пальцах двух рук. Причём, как правило, это старики. Исключение — филолог Наталья Кропотова.

«Мы хотим создать школу караимского языка, — говорит учёный-историк, член научного совета национально-культурной автономии крымских караимов Анна Полканова. — Слава богу, у нас есть несколько словарей, разговорники. Учебника, к сожалению, нет, но у Натальи Кропотовой есть хорошие методические наработки».

Караимов слишком мало для того, чтобы как в старину хранить «чистоту крови». Большинство браков — смешанные. У Ильи Кальфы отец — крымский караим, а мать — русская.

Нам нужен статус коренного малочисленного народа России.

«Когда вы почувствовали себя караимом?» — спрашиваю я у него. «Наверное, когда пошёл в школу, это было в 1995 году, — отвечает Илья. — Со мной учились русские, украинцы, крымские татары, и тут я — единственный караим в классе».

«Нам нужен статус коренного малочисленного народа России», — говорит Анна Полканова. Этот статус, надеется Анна, позволит караимам выжить, не исчезнуть, не раствориться среди гораздо более многочисленных соседей — русских, украинцев, татар.

Что касается официального признания крымских караимов коренным малочисленным народом России, то загвоздка здесь в том, что такими народами считаются особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

К караимам трудно отнести последнюю часть этого определения — «…сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы». Они в целом ведут такой же образ жизни, как большинство россиян, — иначе говоря, не пасут оленей и, скажем, не охотятся на китов, однако, это не значит, что им не грозит исчезновение.

Руслан Бальбек готов быть и караимом, и крымчаком

Я слушаю Илью и вспоминаю, что сам узнал о существовании этого народа по кулинарным причинам, когда в советском детстве уплетал вкусные караимские пирожки с мясом, которые продавались по 15 копеек за штуку. А далёким от истории жителям крымской столицы об этом народе напоминает улица Караимская — одна из самых оживлённых в городе. Здесь находится кенаса — храм караимов — памятник архитектуры конца XIX века. В безбожные советские годы в нём располагалась редакция радиовещания Государственной телерадиокомпании «Крым».

С начала девяностых годов прошлого века караимская община тщетно добивалась возвращения здания. Это удалось сделать лишь вскоре после воссоединения полуострова с Россией — в июле 2014 года. Сегодня здесь полным ходом идёт реконструкция — средства на неё выделены в рамках Федеральной целевой программы развития Крыма. «Обещают закончить работы в 2019 году», — вступает в разговор караимский священник — газзан Александр Бабаджан.

Только все вместе — русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки, греки, армяне, болгары — мы можем построить новый процветающий российский Крым.

В отличие от дореволюционных времён сегодня своего представителя в Государственной Думе у караимов нет, но заместитель председателя думского Комитета по делам национальностей, крымский татарин Руслан Бальбек, по его словам, готов быть «и караимом, и крымчаком, чтобы достойно представлять интересы народов Крыма в Федеральном Собрании Российской Федерации».

Кстати, именно в его бытность вице-премьером крымского правительства была, наконец, возвращена караимам симферопольская кенаса.

«Только все вместе — русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки, греки, армяне, болгары — мы можем построить новый процветающий российский Крым, — говорит депутат. — По отношению же к караимам и крымчакам у нас есть ещё одна важная дополнительная задача: если они исчезнут, это будет на нашей совести».

Главная святыня караимского народа — средневековый город Чуфут-Кале (караимы называют его Джуфт Кале), имеющий статус памятника федерального значения и входящий в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. Свидетельством его значения может служить хотя бы тот факт, что здесь бывали практически все российские императоры — от Екатерины Великой до Николая II. У подножия крепости расположено древнее кладбище крымских караимов Балта Тиймэз, название которого в переводе на русский означает «Топор не тронет», потому что там растёт священная дубовая роща.

Рекорд России

Один из самых «караимских» городов Крыма — Евпатория. Здесь тоже есть улица Караимская, и на ней расположена кенаса. Точнее, две — Большая (Соборная) и Малая. Евпаторийским кенасам повезло больше, чем симферопольской. Их отреставрировали и открыли в конце прошлого — начале нынешнего века. Кроме того, в составе комплекса — небольшой музей, библиотека и кафе караимской кухни «Караман», в котором среди разных блюд можно попробовать мои любимые караимские пирожки.

Симферопольская кенаса — памятник архитектуры XIXстолетия © Алексей Васильев/ПГ

А ещё караимские кенасы входят в один из самых знаменитых крымских туристических маршрутов — «Малый Иерусалим». Так иногда называют Евпаторию за смешение культур, языков и народов. Идя по этому маршруту, туристы посещают кенасы, две синагоги, две мечети, армянскую церковь, мусульманский монастырь дервишей и православные храмы святого Николая и Ильи-пророка.

Буквально на днях, в конце прошлой недели, здесь был установлен новый российский рекорд — экскурсию по «Малому Иерусалиму», которую вёл министр курортов и туризма республики Сергей Стрельбицкий, одновременно посетили больше пяти тысяч человек.

Кстати Численность многих официально признанных коренных малочисленных народов России гораздо больше, чем численность караимов. Так, например, по официальным данным, абазин — 43 341 человек, манси — 12 269, долганов — 7885, вепсов — 5936.

Крымские караимы возвращают свои храмы и язык

13 июля 2018, 04:00

Статья

Крымские караимы — один из самых малочисленных народов на планете. В мире их насчитывается около 2000 человек. Из них, по данным официальной переписи 2014 года, на Крымском полуострове живут 535 человек. На исторической родине в Крыму они пытаются сохранить свою национальную и религиозную самобытность. Они восстанавливают свои культовые сооружения — кенасы, следят за сохранностью родового города Джуфт-Кале в предгорьях Бахчисарая, а также за священной рощей дубов, высаженных на кладбище в его окрестностях.

Особенная вера 

Караимы — коренной народ Крыма, сформировавшийся, предположительно, из древних тюркских племен, населявших Крымский полуостров. Они исповедуют собственную религию, которая называется караимизм. В его основе — Ветхий Завет и учение Моисея.

Газзан Симферопольской кенасы Александр Бабаджан

© Серегй Мальгавко/ТАСС

«Мы опираемся на учение Моисея, его десять заповедей, псалмы Давида и Ветхий Завет и считаем, что, когда пришел Моисей, Бог ему дал достаточно для того, чтобы исповедовать Закон Господа, и ни в каких дополнениях он более не нуждается. Это — наша основа», — рассказывает газзан Симферопольской кенасы Александр Бабаджан.

Ни Талмуд, ни Новый Завет, ни Коран не считаются для караимов главными. «Мы их используем только для общего изучения», — говорит Бабаджан. При этом караимы признают Христа и Мухаммеда пророками.

Газзан — это в общепринятом понимании не священник, а «человек при храме», который читает Ветхий Завет и организует деятельность общины, из состава которой он и избирается. К примеру, Бабаджан окончил математический факультет Симферопольского университета, работает сейчас в Республиканском центре занятости Крыма программистом. Служения в кенасе начал около 20 лет назад.

«Газзан — это в большей степени, наверное, призвание. Центров подготовки в Крыму уже нет. Я обучался немного в Литве, в Тракае. Приходится очень много восстанавливать по крупицам. Потому что в советские времена произошел разрыв в эстафете передачи от одних священнослужителей к другим. Практически все было утрачено, в том числе и основы нашей религии», — отмечает он.

Восстановить храм 

Центральная кенаса в Симферополе — главный храм крымских караимов. Она была построена в центре города в конце XIX века на пожертвования богатых караимских купцов.

После утверждения советской власти храм был закрыт. В 1936 году здесь расположилась редакция Крымского радиокомитета. Только в 2014 году, после воссоединения полуострова с Россией, помещение вернулось в собственность караимской общины. По Федеральной целевой программе по социально-экономическому развитию Крыма были выделены средства на восстановление Симферопольской кенасы. Сейчас пройдено два этапа работ на внешних позициях: храм заново облицован, установлены окна, двери. Третий этап, который должен начаться в ближайшие месяцы, предполагает восстановление внутреннего убранства.

Кенасса караимов в Симферополе

© Сергей Мальгавко/ТАСС

«Фактически войдем мы в этот храм и начнем пользоваться им только в следующем году, когда будет сделан алтарь и внутренняя отделка и здание будет подготовлено к эксплуатации», — говорит Бабаджан. Пока служения проходят в небольшом, около 10 квадратных метров, помещении, куда каждую субботу собираются прихожане.

До революции 1917 года в Крыму было 11 кенас, а в 1959 году была закрыта последняя в Евпатории. Сейчас на полуострове действуют пять караимских храмов: два в Евпатории, частично два в родовом городе крымских караимов Джуфт-Кале и один в Симферополе.

Дубы, которых не коснется топор 

Древнее кладбище караимов — Балта-Тиймэз, что означает «Топор не коснется», — находится в нескольких сотнях метров от стены крепости Джуфт-Кале с воротами, обитыми железом. Им больше 600 лет. Эта крепость на высокогорном плато была возведена, по различным оценкам, в начале V–VI века нашей эры. Она считалась неприступной.

«Дорога к кладбищу называется дорогой к упокоению. Кладбище было вынесено за городскую черту в давние времена, при основании города», — рассказывает член правления караимской общины Крыма, краевед Татьяна Полканова. По ее словам, здесь к настоящему времени исследовано 17 тысяч надгробий. Первое из захоронений относится примерно к VI веку нашей эры, последнее — к 1954 году.

© Сергей Мальгавко/ТАСС

Именно здесь находилась роща священных дубов. «Эти поверья идут от язычества. Караимы в древности считали дуб священным деревом. Его корни в земле — это предки, крона уходит ввысь — к солнцу», — отмечает она.

Читайте также

В Крыму караимы празднуют день главы своего народа

Сейчас сохранилось всего 12 дубов, за которыми тщательно ухаживают представители общины. Рубить священные деревья, по поверьям караимов, было сродни тому, что рубить свои родовые корни.

Надгробия весьма характерны. Они вытесаны из камня, в форме конского седла. Мужчины-караимы были воинами, которые несли службу по охране своих жилищ, принимали участие во многих походах. Поросшие мхом за многие столетия, надгробия напоминают ныне живущим об их предках. На одной из плит выбито, что она установлена в «назидание потомству в честь доблестного сына караимского народа, командира 7-й роты Квантунского флотского экипажа поручика Тапсашара». Он геройски погиб в бою 16 октября 1904 года под Порт-Артуром. По словам Полкановой, Тапсашар проявил настоящую смелость в том бою, когда попал в окружение и лично зарубил саблей 18 солдат неприятеля.

© Сергей Мальгавко/ТАСС

На кладбище также установлена памятная плита о духовном лидере караимов — гахане Хаджи Серайе Хане Шапшале (1873–1961), который внес вклад в создание словаря и собрание коллекции древностей из произведений быта своего народа.

«Он похоронен в Вильнюсе, но даже если караим умер за пределами Крыма, все равно на нашем древнем кладбище ему устанавливается памятная плита, такие традиции соблюдаются многие сотни лет», — отмечает Полканова.

Возродить язык 

В караимском языке три диалекта: тракайский, галицко-луцкий и крымский. Все они внесены в атлас исчезающих языков ЮНЕСКО, поясняет председатель национально-культурной автономии крымских караимов, кандидат филологических наук Наталья Кропотова.

«Говорящих, к примеру, на крымском диалекте нет. То есть сохранились отрывочные знания языка, но он, по сути, уже исчез, потому что в быту его никто не использует. Проблема в том, что не было школ, учебников», — рассказывает она.

Сейчас только старшее поколение, старейшины, которым уже далеко за 70 лет, могут вспомнить два-три десятка слов на родном языке, тексты песен, стихи. Но полноценно в повседневной жизни он не используется.

© Сергей Мальгавко/ТАСС

В то же время организуются курсы по изучению караимского языка, есть идея выпустить также обучающие DVD-диски.

Наталья Яблоновская, доктор филологических наук, профессор Крымского федерального университета, говорит, что в последний раз литература на караимском языке в Крыму издавалась только в 1920-е годы. Сейчас, по ее мнению, необходимо организовывать изучение караимского языка на базе крымско-татарского, который является ему близкородственным.

«Есть отличия между языками, которые с точки зрения филологии не являются масштабными. Необходимо организовывать отделения в научно-исследовательских центрах, вузах, где изучается крымско-татарский язык, чтобы крымские караимы знали, что им там будет обеспечена именно караимская специализация. Я думаю, что это было бы разумно. Есть что возрождать и есть возможности для возрождения», — говорит она. 

Сергей Павлив 

Теги:

Крым

происхождение народа, где и как живут, фото

Караимы — уникальный пример в истории, когда религия способна стать прародителем целого народа. Речь идет о немногочисленной группе людей, которые являются последователями караимизма. Близкими народами по отношению к караимам являются евреи и крымские татары. Большинство ученых склонно считать, что караимы — ответвление последователей иудаизма. Однако во многих справочниках они фигурируют именно как народ.

Численность

Суммарно численность караимов не превышает 2 тысяч человек. Большинство живет на Украине, примерно 1200 человек. В остальных странах (Россия, Литва, Казахстан и Польша) живут примерно по 250–350 человек.

История

Одно из первых упоминаний о караимах относится к 13 веку. Известно, что в Крымском ханстве в городе Солхат была община. Часть людей переселилась в Феодосию, которую тогда называли Каффа. В 15 веке в Каффе побывал мюнхенский путешественник,упомянувший караимскую общину. Востоковед Авраам Яковлевич Гаркави полагает, что именно Крым стал первой родиной караимов.

Литовский князь Витовт во время похода на Крым захватил часть караимской общины в плен и отправил их в Галич, Луцк и Тракай. Караимы в дальнейшем сумели расселиться в Литве.

Религия

Сам факт отрицания Талмуда вызывает у приверженцев иудаизма негативную реакцию и критику. Объясняется такая исключительность тем, что караимы относят себя к последователям ветхозаветного иудаизма. Они обращаются к «Бремени наследия», в котором собраны доктрины, часть из них даже не отражена в Библии. Именно поэтому ряд ученых и критиков, последователей караимизма, склонен полагать, что караимы являются сектантами. Одним из ярчайших представителей караимизма, жившим в 1 веке нашей эры, является Цадок. Он отрицал возможность воскрешения и другие миры, в которых человек может начать новую жизнь — загробную. Его относили к саддукеям — противникам устного закона фарисеев. Основателем же считается Анан бен Давид, который написал «Книгу предписаний». Он объявил, что закон, изложенный в «Книге предписаний», можно считать истинным. Анан ссылался на Библию всякий раз, когда читатель мог усомниться в его постулатах, при этом сам подвергал свои слова критике, призывая «тщательно искать в Торе, не опираясь на мнение». Все преемники Анана становились наси — так назывался титул, значение которого в настоящий момент точно неизвестно.

Еще во время формирования караимизма его члены принимали представителей других сект. Некоторые из них были исовитами — иудейскими сектантами, частично исповедующими догмы ислама. Распространение религии шло довольно быстро и затронуло Ирак, Африку, Византию, Испанию. В противопоставление караимам возникла секта укбаритов, лидер которой выступал против Анана бен Давида, стремясь создать собственное учение, которое значительно бы смягчало положения, изложенные в учении Библии. В частности, укбариты признавали часть продуктов, являющихся у к караимов некошерными, пригодными к употреблению. Можно сказать, что караимы были и остаются более аскетичными, чем укбариты.

Особенности приема пищи вновь были затронуты уже другой сектой — тифлиситами. Они являются прямыми последователями укбаритов, поскольку лидер последних был учителем Аль-Тифлиси. Лидером тифлиситов был написан трактат, в котором подробно объясняется, почему употребление мяса не является опасным и угодно с точки зрения самого Бога. Тема употребления мяса у других ответвлений иудаизма является животрепещущей, и до сих пор споры на тему того, какое именно мясо можно есть, не утихают.

Систематизировал караимизм иранский мыслитель Моше Нахавенди. Именно ему приписывают введение термина «караимы». Ему противостоял Моше аль-Кумиси, живший в Иерусалиме. Если Моше Нахавенди говорил, что раввины бывают далеко не всегда правы, но в некоторых случаях с ними можно согласиться, то его оппонент утверждал, что раввины говорят так, как предписано Библией. По его логике, Библию требовалось толковать буквально, слово в слово. В дальнейшем караимизм привлекал огромное внимание со стороны религиозных деятелей, находя все больше противников и критиков. Этому способствовало появление большого числа ученых, примкнувших к караимам. В 12–13 веках к караимской общине примыкают поэты из Египта. Все эти явления рано или поздно могли породить конфликты.

Первым радикальные меры принял король Кастилии, принявшийся искоренять караимство. Однако караимы постепенно продолжали свою деятельность, систематизируя учения и создавая новые труды. Их описания охватывают самые разные дисциплины: математику, астрономию, философию, право. Многие последователи караимизма оставили стихи, размышления о теологии. Поворотным моментом в истории общины стало развитие учения в Крыму.

Жизнь в разных странах

В Крыму караимов считают тюрками, что связано с использованием кыпчакского языка. Крымские караимы, которых также называют караями, живут подобно татарам и крымчакам. Отсюда и исходит отождествление с тюрками, которые просто приняли караимизм. Существует предположение о близости к хазарам, являющимися еврейско-чеченским народом.
Крымские караимы называли себя евреями до начала 19 столетия. Ряд представителей выдвигал версию, что их народ переселился в Крым до момента казни Иисуса Христа. Своей миссией караимы в Крыму ставят несение ответственности за события, происходившие в Иерусалиме в 1 тысячелетии нашей эры.

Причиной внутреннего сепаратизма караимов стало зарождение антисемитской политики в Российский империи. Караимы прямо указывали, что они являются отдельным народом, хотя ранее о подобном не было речи. В итоге местные власти поддержали общину и освободили ее от уплаты подати, в то время как евреи были обязаны платить ее в двойном размере. Также они получили право пребывания в Севастополе и Николаеве. С них даже сняли воинскую повинность, а во время Второй мировой войны сепаратизм позволил избежать истребления. В поддержку разграничения между еврейской нацией и караимами выступали ученые из разных стран. Среди них было много евреев — так люди стремились помочь своим собратьям, чтобы уберечь хотя бы часть из них, ведь нацистская Германия всерьез стремилась искоренить весь еврейский род.

Удивительным достижением такого подхода стало признание со стороны нацистских руководителей караимов отдельным народом, принадлежащим германской расе. Караимам было разрешено даже вступать в СС. Впрочем, в Холокосте было немало надзирателей, которые не принимали во внимание никаких разграничений, поэтому подвергали истреблению всех заключенных. В Советском Союзе караимов не признавали евреями, периодически меняя классификацию на хазар, тюрков и даже тавров. Закрепилась версия о смешанном происхождении (от хазар и евреев).

На Украине караимов признают коренным народом Крыма. Эта ситуация двояка, так как в 2014 году Крым перешел под юрисдикцию Российской Федерации. Сейчас караимы живут в нескольких крымских городах, Евпатория и Симферополь считаются их центрами культурной жизни. Раньше в Симферополе издавалась газета, освещающая жизнь караимов. Сейчас ее заменило издание, являющееся приложением к газете «Крым».

В Луцке и Галиче караимы вели в прошлом столетии активную жизнь, издавая исторические, литературные и научные труды. В 30-х годах издавался журнал «Голос караима». С окончанием Второй мировой часть населения переехала в Польшу. Сейчас в Луцке и Галиче насчитывается менее 10 караимов. Большинство эмигрантов, уехавших в Польшу, владеют караимским языком.
Живущие в России караимы не владеют караимским языком. Перепись 2010 года показывает, что из 354 человек караимский знают всего трое. Однако важность культуры и религии осознается в полной мере, поэтому создано несколько обществ, в том числе:
• Московское;
• Санкт-Петербургское;
• Ростовское.

В Санкт-Петербурге существует национально-культурный центр, где можно ознакомиться во всех подробностях с особенностями культуры и истории караимов. Главным духовным центром караимы считают Евпаторию. Караимизм распространен также среди коренного русского населения, проживающего в Ростове-на-Дону.

В Литве караимы проживают вместе с христианами и евреями. Для них предусмотрены отдельные кладбища. Налажено издательство книг, дублированных на караимском. Караимская община пользуется большим уважением у литовцев и воспринимается как носитель уникальной культуры. Если в 16 веке караимы подвергались изгнанию в Польшу, то теперь их потомки живут на литовских землях в мире (изгнание проводил Александр — великий князь Литвы, он же повелел изгнание прекратить). Польские караимы практически утратили принадлежность к своей религии. В стране отсутствуют общины, хотя в Варшаве предусмотрено отдельное кладбище, есть также религиозный союз, существующий лишь формально. Интерес к истории и культуре караимов наблюдается только у молодежи.

В прошлом столетии караимы Франции населяли Ниццу, Марсель и Париж. В общей сложности их насчитывалось не более 300 человек. С началом Второй мировой войны немецкие оккупанты не устраивали гонения на организованные общины, однако с окончанием военных действий началась ассимиляция со стороны французов и русских. Многие караимы переехали в Соединенные Штаты Америки, Канаду и Великобританию. Сейчас во Франции живут не более 50 караимов, большинство из которых уже достигло пожилых лет. Сейчас организованных общин не зарегистрировано. Французские караимы являются католиками и православными.

В Соединенных Штатах Америки тоже живет немного караимов. Ими был учрежден Институт Крымского сообщества.

Отдельно следует рассказать о караимах, живущих в Израиле. Свыше 500 представителей общины эмигрировали в Израиль в 90-х годах прошлого столетия. Караимы имеют все права, поэтому активно пользуются статусом репатриантов. Многие иудеи воспринимают их как истинных евреев, что объясняет отсутствие различий между ветвями иудаизма. Впрочем, насчитывается немало раввинистов, считающих караимов «заблудшими». Противоречие создает порой серьезные конфузы. Например, караимы имеют право жениться в соответствии с собственными традициями, что рассматривается раввинистами как абсолютно законное явление, однако признать развод раввинисты не могут, так как традиции караимов противоречат Галахе. Ранее по этой причине авторитетные деятели озвучивали запрет на браки между представителями раввинистов и караимов. Причиной тому являлась возможность рождения мамзера — незаконнорожденного ребенка. Однако главный раввинат все же разрешил браки для всех караимов, которые согласны следовать традиции Галахи. Гражданский брак между караимами и раввинистами в государстве Израиль является абсолютно законным и имеет юридическую силу наравне с религиозным. Все караимы являются военнообязанными. Среди представителей молодежи наблюдается постепенная ассимиляция.


Язык

Караимский язык разделяется на 3 диалекта:

  1. Литовский.
  2. Галичский.
  3. Крымский.

Ряд исследователей полагает, что все три диалекта имеют существенные различия, поэтому фактически являются разными языками. Отличия фиксируются на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях.

Изучением караимского занимается Кельнский университет. Изучения проводятся с помощью прослушивания аудиозаписей, просмотра видеороликов с интервью, на котором носители ведут беседы. Именно так происходит запись языка, выявление грамматических особенностей, создание словаря и транскрипции.

Караимский признан на Украине и относится к языкам регионального уровня. В Крыму существует Инженерно-педагогический университет, где учреждена кафедра крымско-татарской литературы, проводящей исследования в области сравнительного анализа крымско-татарского и караимского языков. В Крыму учреждены воскресные школы, в которых изучается история, культура и язык караимов.

Известные люди

Среди известных людей-караимов можно перечислить немало личностей. В России большое признание получил Михаил Сарач — общественный деятель, активно поддерживающий идеологию караимов. Его заслугой является значительная финансовая поддержка общины, он также вел просветительную деятельность для развития самосознания караимов. Среди караимов есть и известные композиторы — Самуил Майкапар, актеры — Сергей Тонгур, спортсмены — Марина Кумыш, являющаяся олимпийской чемпионкой по волейболу и заслуженным мастером спорта.

Внешность

Одежда

Караимы говорят, что одежда является украшением человека. Она подобна листве на дереве. Для примера рассмотрим национальный костюм крымских караимов. Перед этим отметим, что большинство представителей народа пользуется современной одеждой. Этнические костюмы сохранились у жителей Польши, Болгарии, Франции и Соединенных Штатов Америки. В мужском костюме фигурирует несколько важных элементов: нижнее белье, верхние штаны, рубаха, кафтан, кофта и еще один дополнительный кафтан. Под верхними штанами караимы носят кальсоны. Воротник у кафтана маленький и прямой, иногда отсутствует, застегивается на крючки. Для подпоясывания используют кушак из кожи или шерсти. Поверх кафтана надевают кофту с короткими рукавами. И уже затем — верхний кафтан. Зимой поверх всей одежды накидывают шубу, называемую тон.

На ноги караим наденет туфли или ботинки, зимой сапоги. Чтобы защитить ноги от холода, требуется надевать шерстяные носки, предварительно ногу надо обвязать портянкой. На праздник раньше караимы надевали сафьяновые сапоги.

У караимов есть собственный головной убор — каракулевая шапка черного цвета. Ее называли караимкой, сейчас существует множество различных вариантов таких шапок, которые можно приобрести в Крыму. Традиционный головной убор носят представители старшего поколения. Надевать караимку принято на важные события. Другим головным убором является феска, имеющая плоское донышко. Она может быть окрашена в красный, малиновый или коричневый цвет.

На праздник мужчины наряжались в дорогие одежды, расшитые золотыми или серебряными нитями. Нити формировали национальный орнамент. В повседневной жизни от одежды требовались удобство и практичность. Мужчины не пользовались украшениями, хотя у многих из них были фамильные перстни с инкрустированными камнями. Эти перстни имели значение не украшения, а талисманов.

Караимки разделяли домашнюю и уличную одежду. Дома они носили шаровары, а когда выходили на улицу, заменяли их платьем, сверху накидывали кофту и надевали кафтан. Женщины часто обращали внимание на качество одежды, чтобы стремиться подчеркнуть статус. Платье имело окантовку, подпоясывалось широким кушаком с серебряными пряжками. Кофта имела длинные и широкие рукава, распахивалась на груди и украшалась орнаментом разных цветов. Обувью служили туфли, сапожки, сшитые из сафьяна. На ноги надевали чулки, которые позволяли согревать колени. Если на улице было очень грязно, девушка надевала деревянную обувь или сандалии с толстой подошвой из дерева. Был и праздничный вариант, украшенный искусной резьбой. Богатые караимы инкрустировали обувь перламутром.

Платья могли быть разными по цвету, чаще встречался темно-синий или кофейный. На праздник надевали светлые или красные платья. На голову надевали шапочку, аналогичную мужской, сверху ее украшали покрышкой — маленькой накладкой, украшенной бисером, серебром или жемчугом. Накладка могла быть иного цвета, например, голубого или коричневого. Семья с большим достатком украшала покрышки золотыми монетками. Однако караимским девушкам надлежало блюсти скромность, поэтому, выходя на улицу, он накидывали на феску длинный платок. Когда наступали праздники, караимки заплетали волосы так, чтобы в прическе было много маленьких косичек. На ногти наносили хну. Если девушка была замужняя, ей полагалось заплетать косички таким образом, чтобы они спускались на виски. Пожилые носили на голове платки джамберы. Таким образом, наряды девушек в повседневной жизни были очень скромны, а на праздники, наоборот, нарядны и роскошны.

Еда

Караимы едят молочные блюда, пироги, разнообразные фрукты и овощи, изделия из теста.

  1. Самым популярным блюдом, имеющим национальный статус, является хамур-долма. Она похожа на маленькие пельмени, которые варятся в бульоне.
  2. В качестве второго блюда едят мясо барана или птицы. Мясо могут подавать в виде котлет или протушенным в казане с добавлением чернослива.
  3. Популярен плов с сочетанием мяса утки, индейки или барана. Одним из самых экзотичных блюд караимской кухни является тавук долмасы. Это курица, фаршированная зеленым горохом и вишней.
  4. Деликатесом считается каймак, требующий не менее 4 литров жирного молока для приготовления маленькой порции. Если каймак считается деликатесом, то катык — приправа, хотя тоже готовится на основе молока.

В целом караимская кухня простая, но очень вкусная.

Видео

караимов Украины. Кто они? • Українер

Караимы Украины. Кто они? • Українер

Караимы – один из коренных народов Украины. Они жили на Крымском полуострове с 13 века. Ядром их сообщества является их вера: они признают Тору, но не догматические толкования ее религиозными организациями, потому что считают, что ее должен толковать читатель. В Украине осталось около тысячи представителей. Большинство из них живут в оккупированном Крыму, остальные рассредоточены по Галичине, Волыни, Слобожанщине и Приазовью.

Сегодня караимы – один из самых малочисленных коренных народов Украины. Караимские общины в Евпатории и Симферополе насчитывают несколько сотен человек, а в Феодосии около сотни караимов. За пределами полуострова представителей этой этнической группы еще меньше. В Мелитополе действует самая крупная караимская община на материковой Украине, а единственная действующая кенеса принадлежит небольшой, но активной харьковской общине. Несколько человек также живут в Киеве, Галиче и Луцке.

Караимы всегда были небольшой, но влиятельной общиной. Киевских караимов, например, в конце XIX века насчитывалось всего 300 человек. Но один из меценатов общины, Соломон Коэн, профинансировал строительство кенесы в самом центре города, на улице Ярославов Вал. Над проектом работал один из самых выдающихся архитекторов в истории Украины Владислав Городецкий. Кенеса служила обществу менее 30 лет, так как была отозвана советской властью. Сегодня это здание известно как Дом актера.

Этническая идентичность караимов только-только выдержала испытание временем: несмотря на переменные политические потрясения, волны антисемитизма и антирелигиозные кампании Советского Союза на исторических украинских землях, караимы сохраняют остатки своей истории и культуры.

Откуда произошли караимы?

Караизм — авраамическая религия, похожая на иудаизм, но более «либеральная». Считается, что он зародился в 8 веке в Багдаде (ныне столица Ирака). Это течение иногда называют ананизмом (по имени его основателя, проповедника Анана бен Давида). Он призвал людей отказаться от Талмуда и других промежуточных книг, игнорировать толкования раввинов и вместо этого читать и толковать священные тексты самостоятельно. «Караим» в переводе с иврита означает «читатель».

Авраамические религии
Они основаны на учении Авраама, первоначальным письменным источником является Ветхий Завет. Основные религии: христианство, ислам, иудаизм.

Нынешний глава Харьковской караимской религиозной общины хаззан Александр Дзюба поясняет, что такой подход лежит в основе верований караимов: Завет в христианской традиции). Они исповедуют веру, основанную на этих писаниях, без дополнений, обязательных догм и обязательных ко всему комментариев.

Первые караимские общины в Крыму появились в городах Солхат (Старый Крым), Кырк-Ер (Чуфут-Кале с XVII века) и Каффа (ныне Феодосия). Об этом свидетельствуют караимские некрополи XIII-XIV вв. Некрополь на территории пещерного города Чуфут-Кале – один из самых известных. Существует несколько версий того, как караимы попали в Крым и как складывался этногенез этой общности.

Наиболее распространенная из них объединяет две теории. Согласно первой теории, семитской, последователи караизма мигрировали на Ближний Восток и в Византию из Аббасидского халифата (Ирак) после 8 века. Позднее, в 13 веке, эта религия пришла оттуда в Крым, принадлежавший в то время Хазарскому каганату, и распространилась по всему полуострову. Объединенные общей религией, приверженцы караизма образовали новый этнос.

Вторая — хазарская теория. Согласно ему, караимы являются потомками хазар, аланов и кочевых тюркских народов, принявших иудаизм, но сохранивших некоторые атрибуты тюркской культуры, такие как языковые особенности, кухня, одежда.

— Караимы, а также крымские татары и крымчаки — коренные жители Украины. У караимов нет родины, кроме Крыма, который фактически у нас отняли.

Основными занятиями караимов в Крыму были скотоводство, торговля и ремесла. Также известно, что караимы традиционно занимались военным делом. По словам Александра Дзюбы, военное мастерство караимов произвело впечатление на великого князя литовского Витовта:

— Как искусные и храбрые воины караимы были захвачены Витовтом Великим во время похода в Крым в конце XIV века. Он привел несколько десятков караимских и татарских семей и поселил их в своей столице Тракай, в приграничных городах и других важных центрах Великого княжества Литовского.

Позже караимы жили и в Вильнюсе, откуда, по одной из версий, они ушли в Галич, Луцк, Белоруссию. По другой версии, в 1246 году в Галич прибыли 80 караимских семей из Солхата, Мангупа и Каффы. Считается, что они были приглашены князем Данилом Галичским с разрешения хана Батыя. Таким путем средневековые правители пытались развивать торговлю между Галицко-Волынским царством и восточными княжествами, находившимися тогда в подчинении Золотой Орды.

Поселившись на новых землях, караимы первым делом построили кенесу, молитвенный дом. Это слово происходит от библейского иврита и означает «дом собраний» (бейт кнессет). «Синагога» переводится с греческого как «собрание, община», а французское слово «église» для обозначения церкви также означает «собрание». В правление караимской общины в любой исторический период входили три человека: хаззан, габбай (старейшина, отвечающий за хозяйственную часть) и шамаш (аналог диакона в православной церкви), помогавшие двум другим .

Караимский табак. Возникновение общины в Харькове

В 19 веке возрождается развитие караимских общин и их культура. В этот период крымские караимы начали выращивать табак и производить табачные изделия:

— Продажа табака в немалой степени способствовала возникновению новых караимских общин, открытию кенес, выпуску караимских периодических изданий.

Так, в 1840-х годах в Харькове появилась караимская община. Здесь они поселились в районе улиц Рыбной (ныне Кооперативной), Кузнечной, Нетеченской и Подольского моста, где в то время жили в основном ремесленники и купцы.

Караимы быстро обосновались в городе и заняли свою нишу на табачном рынке. Караимские табачные лавки пользовались большим спросом в Российской империи. Именно караимы, братья Соломон и Моисей Коэны и Мордехай Шишман владели тремя крупнейшими табачными фабриками Империи.

В промышленном Харькове бурно развивалось караимское табачное дело: в начале 20 века количество рабочих на этих производствах превышало 200 человек.

Помимо успешных предпринимателей, в общине было много деятелей, занимавших административные должности и занимавшихся медициной:

— На языке Священного Писания «рофе» — врач. И караимские врачи были очень искусны. И теперь эту традицию поддерживают и харьковские караимы. В нашем городе много врачей.

По словам Александра Дзюбы, более богатые члены общины всегда поддерживали менее удачливых караимов. Например, они вносили вклад в приданое молодым девушкам, выдавали их замуж и финансировали образование. Безработных тоже поставили на ноги:

— Нищих среди караимов не было. Если кто-то просил милостыню, это считалось позором для всей общины. Ему либо дали стартовый капитал, либо он занялся каким-то караимским бизнесом.

Кенеса

Зажиточные караимы также были меценатами и вкладывали большую часть своего богатства в культурное развитие общины. Так, в 1853 г. харьковская община уже имела молитвенный дом.

Изначально дом Измайловых на углу Подольского переулка и улицы Кузнечной сдавался под помещение кенесы. Позже его выкупили и снесли караимы, а на его месте построили настоящую караимскую кенесу. Строительство финансировали 36 караимских семей, а средства собрали габаи общины братья Ханджи. Их дома на улице Кузнечной, в нескольких кварталах от кенесы, сохранились до наших дней.

Александр поясняет, что караимы сознательно выбрали место рядом с домами, табачными лавками и фабриками, где они жили и работали:

— По караимской традиции молитвенный дом не должен быть слишком далеко от места проживания общины , потому что, например, в субботу (шаббат) запрещено пользоваться транспортом и даже платить за проезд, в связи с тем, что те, кто следует караимским традициям, в субботу не пользуются деньгами. Поэтому караимы обычно строили кенесу там, где жили.

Суббота
Для караимов, как и для евреев, день от захода солнца в пятницу является субботой, седьмым днем ​​творения, в течение которого нельзя работать.

Харьковская кенеса является образцом караимской культовой архитектуры. Здание сочетает в себе элементы, общие как для синагог, так и для мечетей. Фасад кенесы украшен традиционным караимским орнаментом. Влияние восточной архитектуры заметно в сочетании геометрических фигур с изогнутыми формами и изображениями цветов, а сам молитвенный дом ориентирован на юг, т.е. в сторону священного города Иерусалима.

Богослужения традиционно проходят три раза в неделю. Караимы должны быть на службе босиком, мужчины в феске, а женщины с покрытой головой. Молились отдельно: мужчины в молитвенном зале на одеялах, а для женщин был отдельный балкон:

— Женщины могли видеть и слышать все, что происходило в зале, а мужчины не могли видеть и слышать их внутри зала.

Рядом с кенесой обычно строили мидраш, то есть богословскую школу, где детей обучали библейскому ивриту и другим предметам.

Харьковский хаззан добавляет, что караимы принимали активное участие в общественной жизни и пользовались уважением как профессионалы. Например, Марк Кальфа, харьковский табачный магнат начала ХХ века, был представителем Думы (совета) города. Именно караим спроектировал первую в городе канализационную систему: инженера Даниила Черкеса пригласили в Харьков после того, как он успешно реализовал аналогичный проект в Ялте.

Караимы в Советском Союзе

Военное дело оставалось традиционным занятием караимов в начале ХХ века. До 1917 года многие караимы были офицерами Императорской Российской армии и принимали участие в Первой мировой войне, поэтому во время Гражданской войны они перешли на сторону белых. Их поражение, по словам Александра, вызвало демографический кризис:

— Кто-то расстрелян, кто-то эмигрировал, кто-то погиб, кто-то умер от тифа. Целое поколение караимских невест осталось без мужчин. Они были воспитаны таким образом, что женились только на своих.

К 1917 году только на Крымском полуострове проживало около 15 тысяч караимов, а за десять лет их число сократилось более чем вдвое.

Политические потрясения, вызванные Октябрьской революцией, привели к сокращению караимского населения и на западе, но позже. Традиционно западные караимские общины были малочисленны, смешанные браки почти отсутствовали. Однако эти общины активно развивали караимскую культуру. Были историки, поэты, писатели, ученые. Из-за этого они стали подвергаться преследованиям со стороны советской власти, которая получила контроль над этими территориями в 1939 году. Поэтому после войны, когда пересматривались границы, многие молодые караимы уехали в Польшу, а традиционные украинские караимские общины постепенно исчезли. как следствие. В результате, по переписи населения 2001 г., только 1,196 человек в Украине назвали себя караимами.

В составе УССР караимы не имели возможности для культурного и религиозного самовыражения. Александр Дзюба рассказывает, что в рамках борьбы с религиозными культами советская власть распускала общины, закрывала кенесы, национально-культурные общества, школы с караимским языком обучения:

— Все структуры, где караимы имели возможность объединяться, были закрыто. Поэтому они собирались только с семьей и друзьями. В то же время увеличивалось количество браков с представителями других религий и этнических групп, происходила ассимиляция.

Караимские религиозные лидеры также исчезли в этот период. Последним духовным лидером караимов была Серая Шапшал. Он был вынужден отказаться от своего статуса и объявить себя светским историком. В противном случае его бы посадили, как и хаззанов Луцкой и Симферопольской общин Иешуа Леоновича и Якова Шамаша.

Возрождение сообщества. Габбай и хаззан

В Харькове караимская община прекратила свое существование в 1929 году. Кенеса со всем ее инвентарем, всеми книгами и документами была передана организации воинствующих безбожников, которые превратили ее в музей-клуб . В советское время здание претерпело значительные изменения: был надстроен второй этаж, исчезли окна и таблички, венчавшие кенесу, заброшены сопутствующие постройки. Членам общины пришлось приспосабливаться к новым условиям жизни: они перестали жениться исключительно на караимках, записывали детей во Всесоюзную Ленинскую пионерскую организацию и редко говорили о своем караимском происхождении.

Возрождение харьковской караимской общины началось в 1994 году, после обретения Украиной независимости. Затем по инициативе известного харьковского композитора Валентина Капон-Иванова была создана караимская национально-культурная община «Карай», и в 2006 году Валентину удалось вернуть кенесу караимам. Композитор исследовал караимскую музыку, искал старые записи, печатные или рукописные записи, создавал современные караимские композиции во многих жанрах. Александр считает, что есть определенный символизм в том, что именно Валентин Капон-Иванов начал восстановление караимской культуры в Харькове:

— Первым харьковским хаззаном в 1860-х годах был его предок, купец Авраам Капон из Екатеринослава (ныне Днепр). Вот так и получается, что один человек был первым лидером сообщества, а другой возродил это сообщество через 150 лет.

Вернув себе кенесу, община начала восстанавливаться. Сегодня в харьковской караимской общине около 30 человек. Он открыт для всех, поэтому есть представители разных национальностей, но большинство из них этнические караимы. Александр говорит, что старшее поколение харьковских караимов с детства знало о своем культурном наследии, поэтому помнят определенные традиции, обряды, фразы на караимском языке. Однако есть и те, кто только недавно начал знакомиться с караимской культурой.

Габбай (старший) Харьковской кенесы Александр Махлаев, он же ее второй хаззан, родился в Минске, Беларусь, и почти сразу после его рождения семья переехала в Харьков. Александр говорит, что узнал о своем караимском происхождении только в 2007 году:

— Я связался с братом по скайпу, и он сказал мне, что наши деды, двоюродные братья, оба были пашами.

Паша
Уважительное звание в Османской империи, эквивалентное губернатору или генералу.

По словам Александра, странным образом его жизнь до этого строилась вокруг кенеса. Например, сорок лет назад он получил водительские права в одном из домов, связанных с кенесой, которую недавно приобрел для караимской общины. А в 1998 году Александр часто бывал у своего друга, заместителя директора транспортной компании, на втором этаже кенесы и всегда поражался красоте старинного здания.

Однако Александр Махлаев решил вступить в караимскую общину только в 2012 году. С тех пор он является габбаем Харьковского молитвенного дома, ежедневно решая бытовые вопросы. Он отапливает помещения кенесы, следит за техническими работами, пытается наладить водоснабжение. Как второй хаззан, иногда он также проводит службы.

Александр Дзюба хаззан Харьковской кенесы с 2012 года. На сегодняшний день он единственный хаззан в Украине, духовный лидер караимов, проводит мессы, изучает Тору и традиции караимов.

Александр — новообращенный караим. В 2005 году он с супругой посетили Евпаторию и посетили единственную на тот момент в Украине кенесу, где познакомились с культурой и историей крымских караимов.

— Эта история меня впечатлила. Кто-то сказал, что лучшее путешествие — это то, в котором есть этот экзистенциальный элемент, из которого вы возвращаетесь другим человеком. Я заинтересовался караимами, потому что главный принцип караимской веры – внимательно читать Тору и не полагаться на чужое мнение.

С тех пор Александр начал углубляться в караимскую культуру. Его учителем («раф» по-караимски) был Александр Бабаджан, хаззан Симферопольской кенесы. Он рассказывает, как мало-помалу все больше убеждался, что разница между иудаизмом, христианством и исламом заключается только в толковании:

— Когда мы читаем только Тору, Евангелие и Коран, мы приходим к вывод, что речь об одном и том же. Мой прадед был православным священником. И я не думаю, что мы с ним принадлежим к разным религиям. Мы просто интерпретируем один и тот же текст по-разному.

Сейчас Александр Дзюба служит в Харьковской кенесе и рассказывает об истории, культуре и традициях караимов. Он говорит, что эти знания были собраны небольшими кусочками из караимской религиозной литературы и периодических изданий, издававшихся до 1917 года. По словам Александра, не менее важно сохранять и светские традиции, такие как национальные блюда, песни, танцы, караимский язык, пословицы. и поговорки. Хотя в сообществе почти нет носителей языка, они стараются сохранить и передать будущим поколениям те слова и фразы, которые до сих пор помнят.

Харьковские хаззаны признают, что возрождение караимской общины дается нелегко. Во-первых, за семьдесят лет советской власти были нарушены многие традиции, во-вторых, восстановление кенесы в ее первоначальном виде требует значительных капиталовложений. Еще одним препятствием является оккупация Крыма, поскольку она отрезала караимов от истоков их культуры и ее наиболее могущественных центров.

Сегодня харьковские караимы имеют возможность онлайн общаться с общинами Симферополя, Феодосии и Евпатории и не оставляют надежды на будущую встречу. Они также поддерживают связь с караимами по всему миру:

— Караимский мир подобен маленькому городку, где все друг друга знают. В любой стране, где есть караимская община, мы действительно знаем этих людей. Наши предки знали своих предков и так далее. Мы общаемся с караимами Крыма, Турции, Израиля, США, Франции, Польши, Литвы.

Так пусть многие традиции забудутся, и пусть караимы вместе восстановят те, что помнят. Александр считает, что этого достаточно для сохранения караимской культуры:

— Есть очень точная поговорка: «Без Торы нет караима». Это значит, что религия — это стержень, хребет, на котором все держится. Если это убрать, все начинает разваливаться, что и доказали эти семьдесят лет советской власти. Караимская община продолжит свое существование, если будет восстановлена ​​религиозная традиция, если караимы будут собираться здесь каждую субботу, изучать Священное Писание и возрождать традиции.

Караимы Галича

В 17 веке в Галиче проживало 24 караимских семьи, почти все по улице Караимской. Точно неизвестно, когда была построена Галицкая кенеса, но известно, что в начале 18 века там был хаззан. Здание сочетало в себе мавританский стиль с элементами барокко. Он был украшен цитатами из Торы внутри и цитатами из псалмов снаружи.

Кенеса была закрыта в 1959 году. Первоначально она служила складом, а в 1985 его снесли вместе с несколькими соседними домами для постройки первой многоэтажки в Галиче. Семьи, лишившиеся из-за этого жилья, получили квартиры в этом девятиэтажном доме. Среди них была семья Семена (Шимона) Мортковича, ныне старейшего члена галицкой караимской общины.

Родители Семена рано умерли, и его и его старшего брата воспитывали тёти. Одна из них, Янина Ешвович, работала в банке и была неформальным главой караимской общины. Поддерживала связь с караимскими общинами Киева, Евпатории и зарубежья.

Семен Морткович учился в автодорожном техникуме, служил в армии в Оренбурге, а затем вернулся в Галич, где долгое время работал водителем местного председателя райпрофсоюза. В Галиче он встретил свою будущую жену, местную жительницу Тамару. Она была его соседкой и коллегой его тети. Тамара рассказывает, что судьба свела их в трудные периоды жизни: Семен выздоравливал после удаления раковой опухоли, а сама Тамара воспитывала двоих детей после смерти первого мужа. Она говорит, что полюбила Семена за его доброту и готовность помочь. По ее словам, Семена любили все в городе за эти качества:

— Он был очень активен, очень дружил с украинцами, его уважали. Когда кому-то что-то было нужно, он сразу начинал искать, брал грузовик и ехал кому-то что-то привезти. И он был очень надежным.

Вероятно, из-за таких дружеских отношений между галичанами и караимами, последних предупредили о закрытии кенесы, поэтому успели вывезти все предметы культа: религиозные книги, меноры (семирожковые канделябры), старинные гравюры , церемониальная утварь для кидуша (благословения), и хекхал, разновидность жертвенника в кенесе. Сначала члены общины прятали священные предметы в своих домах. У Семена в гараже было две меноры, а Тору взяла его тетя.

Часть предметов позже была передана евпаторийской общине, а то, что осталось, было передано в Музей истории и культуры караимов. Идея создания музея как физического центра караимской культуры существовала давно. Особенно активно ее популяризировала тетя Семена Янина. Национальный заповедник «Давний Галич» («Древний Галич» — тр. ) помог караимской общине осуществить эту мечту. Сотрудники организации впервые исследовали караимское кладбище: создали галерею надгробий, перевели надписи с древнееврейского языка на украинский и издали каталог «Караимское кладбище под Галичем». В 2002 году, когда галицкое караимское отделение насчитывало восемь человек, «Давний Галич» под руководством Ивана Юрченко организовал международную конференцию «Галицкие караимы: история и культура», которая стала отправной точкой для музея, открытого в 2004 году.

Здесь хранятся артефакты из Литвы, Польши и Украины: печатные и рукописные религиозные книги, молитвенные халаты и платок хаззана, печать и календари Галицкого кенеса. Фотографии и личные документы галицких караимов, такие как свидетельство о рождении, браке и школе, собраны в отдельную выставку.

В экспозиции быта галицких караимов представлена ​​специальная посуда для приготовления караимских блюд к празднованию Пасхи (Песах, Тышбыл-Хыджы, праздник опресноков). В частности, есть «говорки» и «кеслер» — посуда, используемая для замеса теста для традиционного караимского пасхального хлеба.

Семен объясняет, что караимская кухня похожа на еврейскую, но имеет ряд отличий и уникальных блюд. Это демонстрирует связь между еврейским и тюркским происхождением общины. Например, у караимов немного другой рецепт мацы:

— У нас маца выпекается, знаете ли, не так, как еврейская, которая плоская. Во время праздника они не могут потреблять муку или молоко. Но нам разрешено есть и есть эту круглую мацу. Готовится из воды, молока и сметаны.

Тамара Морткович говорит, что изучала караимскую кухню, наблюдая за тетками Семена. Семья Мортковичей пекла традиционный картофельный пирог с мясом, который у караимов называется «бюльбюляк», а еще одним фирменным блюдом был «кибын» — пирог с начинкой из риса, лука и утиного мяса. Тамара вспоминает, что однажды угостила сотрудников израильского посольства в Украине таким вкусным кибыном, что ей пришлось записать для них рецепт блюда.

В Крыму, Мелитополе и литовских караимских центрах готовят традиционные мясные пироги «эт аяклак». Представители мелитопольской общины считают, что их пироги заслуживают включения в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, и работают над тем, чтобы туда попали караимские пироги.

Сегодня Семен — единственный караим, оставшийся в Галиче, но эта община сумела сохранить свою историю и традиции и передать их будущим поколениям благодаря артефактам, собранным в музее.

Национальные меньшинства

при поддержке

Материал подготовлен при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID)

Материал подготовлен
  • Участвовать

    Рекомендовать местоположение

    Делиться музыкой

    Вступить в команду

  • Регионы

    Бессарабия Буковина Волынь Галичина Донеччина Закарпатье Карпаты Киев Надднепрянщина Подолье Поднепровье и Запорожье Полесье Полтавщина Приазовье Причерноморья Северщина Слобожанщина Таврия

  • Темы

    Авиация Послы Владельцы бизнеса Экспортеры Железнодорожный Охрана природы Включение Кластеры украинцы за границей Искусство Музеи Музыка Национальные меньшинства Образование Достопримечательности Космическая трансформация Профессии ремесла Сообщества Спортивный Перевозки Традиции Сельское хозяйство Усадьбы Объяснители Фотоистория Мы Крым Вода

  • Пленки

    Українер. Фильм

  • Информация

    О нас

  • евреев-караимов в Крыму — Шавей Исраэль

    Караимская «кенеса» (синагога) в Крыму

    Караимский иудаизм (иногда именуемый караизмом) – еврейское еретическое движение, признающее только Библию в качестве источника юридической силы, в отличие от господствующий иудаизм, который считает Устную Тору (кодифицированную в Талмуде) авторитетной в решениях, касающихся еврейского закона. Историки считают, что караимский иудаизм зародился в Багдаде в 8 веке нашей эры. Его основатель, Анан Бен-Давид, был огорчен тем, что его уступили руководящему посту в еврейской общине, поэтому он откололся и сформировал свою собственную секту, которая в конечном итоге стала известна как караимы. На пике своего развития движение, возможно, управляло значительным процентом мирового еврейства. Но количество приверженцев со временем значительно сократилось, и сейчас осталось всего около 30 000–50 000 караимов, большинство из которых проживает в Израиле, а небольшие общины — в Турции, Европе и Соединенных Штатах.

    Одно из таких сообществ можно найти в Крыму, которое недавно было в новостях после кризиса между Россией и Украиной. В регионе осталось всего 800-1500 караимов, но их история насчитывает более 700 лет. Евреи-караимы мигрировали с татарскими завоевателями Крымского полуострова в середине 13 века, причем первое упоминание об этой группе относится к 1278 году в связи со спором между караимами и евреями-раввинами по поводу того, какой еврейский календарь использовать. Город Чуфут-Кале развивался как ведущий караимский центр в Крыму.

    Еврейскому караимскому населению Крыма был предоставлен статус зимма (защищенное меньшинство) в тогдашнем мусульманском государстве, и они должны были платить специальный налог, взимаемый с немусульман. Это продолжалось в течение нескольких сотен лет до 17 века, когда турецкое социальное вторжение в караимское общество ускорилось. Евреи-караимы приняли турецкие имена, а некоторые нашли работу при дворе ханов.

    Евреи-караимы расселились из Крыма в соседнюю Литву к 14 веку, поселившись сначала в городе Троки, а затем распространившись по территории Речи Посполитой. Троки стали самостоятельным караимским духовным центром в 16 веке. В Крыму в 19 веке начался приток евреев-караимов.ХХ века после голода и чумы в Польше и Литве. После аннексии Крыма и присоединения некоторых частей бывшей Речи Посполитой к России в конце 18 века большинство караимских поселений в Восточной Европе вошли в состав Российской империи и остаются таковыми до сих пор.

    Под властью России евреи-караимы успешно обратились к императрице Екатерине Великой с ходатайством о юридическом отделении от основной еврейской общины в России, в значительной степени для облегчения жизни, хотя также и по теологическим причинам, таким как их отказ принять авторитет Устной Торы. Это привело к освобождению еврейского населения от двойного налога, освобождению от ограничений «черты оседлости» и предоставлению других привилегий, таких как право на покупку определенного имущества и освобождение от обязательной военной службы, что было навязано евреям России.

    В 1839 году караимская община попросила Авраама Фирковича, собирателя древних рукописей, задокументировать альтернативную историю караимов, чтобы подтвердить свое заявление об отличии от окружающих их евреев. Рассматривая надгробия на кладбищах Чуфут-Кале и Мангуп, он утверждал, что самые ранние захоронения датируются VI веком до н.э.

    По словам Фирковича, евреи-караимы были одним из потерянных колен Израиля, изгнанных из Северного царства ассирийцами. После скитаний по Армении, Персии и Мидии караимы пришли в Крым во времена персидского царя Камбиза II (6 век до н. э.). Еще одна история, подкрепляющая эту версию истории караимов, заключалась в том, что примерно в 750 году нашей эры караимы пытались обратить хазар в караимский иудаизм. Хазары, первоначально полукочевой тюркский народ, создали царство Хазария, которое стало одной из ведущих торговых империй в средневековом мире, контролируя Шелковый путь между Европой и Китаем. Одновременно с работами Фирковича возникла еще одна теория о происхождении караимов в Крыму – что они не только пытались обратить хазар в иудаизм, но и этнически слились с ними.

    Работа Фирковича подверглась критике, историки утверждают, что он изменил даты на надгробиях, на которые ссылался. Генетическое тестирование как Y-хромосомной ДНК, так и митохондриальной ДНК показало, что крымские караимы действительно частично имеют ближневосточное происхождение и связаны с другими евреями, но этого следовало ожидать, поскольку движение началось как отход от традиционного иудаизма.

    Успех караимской еврейской общины в убеждении русских царей в том, что они не такие, как окружающие их евреи-раввины, привел к быстрой ассимиляции караимов в российском обществе; многие обратились в христианство, а количество караимов, считающих себя евреями, сократилось. В 1879 г., по оценкам, в России было всего 9 725 караимов, хотя в другом отчете в 1897 году их число составляло 12 894 человека. Шестьдесят лет спустя это число упало до 5700 человек.

    В советское время, с его подавлением религиозного самовыражения, караимы стали чаще отрицать свое еврейское наследие и усиливать тюркское влияние. В 1930-е годы светский караимский филолог Серая Шапшал создала новую теорию, описывающую алтае-тюркское происхождение караимов и языческие корни караимско-еврейского религиозного учения. Как вождь польских и литовских караимов, он издал приказ об отмене преподавания иврита в караимских школах и заменил названия еврейских праздников и месяцев на тюркское написание. Рош ха-Шана, еврейский Новый год, например, стал Бырхы Киуниу, буквально «Днем Рога» (после того, как в праздник трубили в шофар).

    После распада бывшего Советского Союза произошел всплеск национальной активности среди крымских караимов, но еврейской составляющей в ней не было. Тем не менее малая караимская синагога в Евпатории была отреставрирована и вновь открыта в 1999 году, а в Чуфут-Кале идет реставрация Большой и Малой кенасов (караимское название синагоги).

    В Крыму было много выдающихся ученых-евреев-караимов. К ним относятся Моше-паша бен Элиягу 16 века, написавший библейские комментарии; другой Моше — поэт и писец Моше бен Элиягу Леви, 17 век; и Ицхак бен Шломо, живший до 19 в.20-го века и установил единую календарную систему.

    Караимское кладбище

    Караимское кладбище возле Чуфат-Кале еще можно посетить; в нем насчитывается примерно 5000–7000 надгробий, самые ранние из которых датируются 1360-ми годами (а не VI веком до н. э., как утверждал Фиркович), а самое последнее захоронение относится к 1920-м годам.

    Термин «караимы» происходит от еврейского «кара» — читать, что согласуется с их приверженностью письменной Библии, а не Устной Торе.

    Более подробную информацию об истории евреев-караимов в Крыму можно найти здесь, здесь, здесь и здесь.

    Комментарии

    комментарии

    дело крымчаков и караимов – ICELDS

    В пункте 40 заключения Венецианская комиссия отмечает «языки «коренных народов Украины» и признает, что

    Во время визита в Киев делегации Венецианской комиссии дали понять, что «коренные народы Украины» – это те меньшинства, которые не имеют родственного государства. Особое внимание было уделено крымскотатарскому, караимскому и крымчакскому меньшинствам, но предположительно в эту категорию также входят гагаузы и цыгане.

    Буквальная интерпретация этого утверждения приводит к двум выводам. Во-первых, основным критерием для отнесения властями Украины этноса к категории «коренные народы Украины» может быть предположительно отсутствие собственного родового государства. Во-вторых, конкретное упоминание в этой категории малочисленных крымчакского и караимского меньшинств подразумевает, что Украина рассматривает эти две общины как не имеющие собственного родового государства.

    Подход украинских властей в интерпретации Венецианской комиссии, по ее мнению, напоминает позицию Польши в отношении ее крошечной караимской общины. Закон Польши от 6 января 2005 года о национальных и этнических меньшинствах и региональных языках признает караимов не как национальное, а как этническое меньшинство. Согласно статье 2 указанного закона, этническое меньшинство «не идентифицирует себя с нацией, организованной в своем собственном государстве», в то время как национальное меньшинство имеет государство, с которым оно должно быть отождествлено.

    Вопрос о том, следует ли считать крымчакскую и караимскую общины группами без родового государства, не всегда очевиден, поскольку эти две группы малочисленны и малоизвестны широкой публике. В случае с Украиной эти две общины также остаются в тени крымских татар, которые численно намного больше и более заметны в СМИ. Чтобы бросить вызов этому подходу, необходимо рассмотреть основные отличительные характеристики этих сообществ.

    Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO определяет крымчаков как «коренную раввинистскую еврейскую общину Крымского полуострова», а их родной тюркский язык обычно называют «иудео-крымскотатарским». Из-за своего еврейства крымчакская община столкнулась с Холокостом во время нацистской оккупации Крымского полуострова. Таким образом, крымчаки — еврейская группа, исповедующая господствующую форму иудаизма и отличающаяся от других евреев своим родным тюркским языком.

    Случай с караимами, другой тюркоязычной группой, является более сложным, поскольку их обычно называют «небольшой сектой иудаизма, которая следует только письменной Торе и отвергает более поздние дополнения Устного Закона, включая Мишну и Талмуд». “. В период Российской империи караимы обращались к имперским властям с просьбой воспринимать их как группу, отличную от евреев (следует отметить, что имперские законы накладывали значительные ограничения на еврейское население). Караимы также пережили Холокост, потому что Институт генеалогических исследований Рейха в 19 году39 признали их нееврейской группой. Упомянутая энциклопедия YIVO указывает, что «деиудаизирующая идеология» караимского руководства (в частности, Серая Шапшал, 1873–1961) «создала совершенно отдельную самоидентификацию восточноевропейских караимов» (т. е. караимов Литвы, Польши и Украины). Несмотря на различия между караимами и господствующим направлением иудаизма, а также продвижение их лидерами отчетливой деиудаизирующей идентичности, несколько сотен караимов из Украины эмигрировали в Израиль с конца XIX века.80-х в соответствии с израильским Законом о возвращении.

    В статье 1 указанного Закона прямо провозглашается, что «каждый еврей имеет право приехать в свою страну как oleh », то есть еврей, иммигрирующий в Израиль. Формулировка «его страна» в этой статье без каких-либо гендерных предубеждений относится к Государству Израиль.

    Таким образом, будучи открытым для проживания крымчакской и караимской общин, Израиль отвечает всем формальным критериям, чтобы считаться родственным государством для указанных групп. Тем не менее, эта ситуация производит несколько разные эффекты для крымчаков и караимов. В случае связи Крымчака с Израилем ключевым элементом является их приверженность господствующей форме иудаизма. Что касается караимов, то следует решить два вопроса. Во-первых, их этнорелигиозная идентичность оказывает влияние, когда значительная часть восточноевропейских караимов может иметь сдержанность, чтобы рассматривать Государство Израиль как свое родственное государство. Тем не менее, законы Государства Израиль рассматривают членов этого сообщества как потенциальных олим . Во-вторых, существуют некоторые различия между восточноевропейскими караимскими общинами. Для караимских общин в государствах-членах ЕС (т.е. Литве и Польше) нет ни политических, ни экономических причин для эмиграции в Израиль, тогда как караимы из Украины (включая Крым) могут рассматривать лия как лучший вариант для их будущего.

    Пример крымчакской и караимской общин приводит нас к трем выводам. Во-первых, в случае с Украиной кажется ошибочным считать эти две общины не имеющими собственного родового государства. Более точным подходом было бы рассматривать их совместно с украинским Ашкенази  как три отдельные группы меньшинств, родственным государством которых является Израиль (с некоторыми возможными оговорками в случае караимской общины). В этом случае и крымчаков, и караимов можно рассматривать как две отдельные группы меньшинств внутри иудейского этнорелигиозного меньшинства в Украине. Во-вторых, в случае с Польшей караимская коллизия несколько иная. С одной стороны, отчетливая караимская идентичность дает Польше достаточные основания рассматривать эту общину как этническое меньшинство по смыслу польского законодательства. С другой стороны, они потенциальные olim  как определено в израильском законодательстве. В рамках польского законодательства этот факт ставит польских караимов в особое положение где-то между национальными и этническими меньшинствами.

    Ваш комментарий будет первым

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *