традиции, религия и культура финно-угорского народа
Марийцы — немногочисленный народ, относящийся к финно-угорской этноязыковой группе и считающийся потомком древнего населения Среднего Поволжья.
За мари закрепилось прозвище «последние язычники Европы» – многие из них до сих пор соблюдают дохристианские обряды. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться поближе с нашими самобытными соседями.
Содержание:
- Происхождение марийского народа
- Традиционная марийская религия
- Марийская культура
- Традиционный марийский костюм
- Заключение
Происхождение марийского народа
Если верить историкам, предки современных марийцев пришли в края Среднего Поволжья 1500 лет назад
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
Марийские земли вошли в состав Российского государства только во второй половине XVI века
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
Традиционная марийская религия
Верховным из 40 божеств языческого пантеона марийцы провозглашают Ош Поро Кугу Юмо — Белого Большого Бога. Народ мари считает его богом-творцом и обращается к нему с главными молитвами
Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.
Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.
Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.
К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.
Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.
Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.
Ни одно моление не происходит без даров богам: пресного хлеба, варёного гуся и коман-мелна — трехслойных блинов
После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.
Для марийцев лес — неприкосновенный храм, где нельзя мусорить, собирать грибы и ломать ветки
Марийская культура
Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.
Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.
Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.
Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.
Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.
На праздниках эта цепочка может достигать километра
Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.
Традиционный марийский костюм
Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.
Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.
Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.
Заключение
Рядом с нами живёт загадочный и самобытный народ мари, который смог пронести свои традиции и культурные особенности через много сотен лет. А многие из древних традиций стали частью современной национальной марийской культуры.
фотографии Николая Ямакова
Самобытная Россия: мари
Публикации раздела Традиции
Небольшой финно-угорский народ мари — потомки древнего населения Среднего Поволжья. Марийцев часто называют последними язычниками Европы: некоторые из них до сих пор молятся тем же богам, которых чтили их предки. «Культура.РФ» рассказывает об истории и культуре самобытного народа.
Кто такие марийцы
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Памятник Александру Пушкину и литературному герою Евгению Онегину. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Вечерний вид на причал и набережную Брюгге. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Древнейшая родина марийцев — Среднее Поволжье, где сейчас располагается Республика Марий Эл. Историки считают, что в эти края предки современных марийцев пришли около 1500 лет назад. Их земли раскинулись по обе стороны Волги: река разделила народ на две этнические группы — горных и луговых марийцев. Их традиции, национальный костюм и даже язык немного отличались. После монголо-татарского нашествия марийские земли вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — в состав Казанского ханства.
События, популярные музеи, театры и библиотеки Республики Марий Эл
В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства. Новая власть ввела здесь крепостное право, военную повинность и высокие налоги, а также насильственно обращала марийских язычников в христианство. Коренное население сопротивлялось и бунтовало почти 30 лет — этот период вошел в историю как Черемисские войны. Некоторые марийцы ушли со своей исторической родины в Башкортостан, Татарстан и Пермский край. Эту часть народа стали называть восточными марийцами.
Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть местных отатарилась и приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество полностью — некоторые марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам.
Традиционная марийская религия
Марийцы в Священной роще. Фотография: Артур Салимов / proufu.ru
Марийцы в Священной роще. Фотография: Артур Салимов / proufu.ru
Марийцы в Священной роще. Фотография: Артур Салимов / mariuver.com
В языческом пантеоне марийцев около 40 богов. Верховным богом-творцом считается Ош Поро Кугу Юмо — Белый Большой бог. К нему марийцы обращаются с главными молитвами. Также в марийской религии есть божества природных стихий: воды, леса, огня. Есть и злые духи — Керемет, Вувер. Каждый из богов требует особого отношения и специальных ритуалов.
Еще 10 священных мест, связанных с шаманскими практиками, ритуалами и жертвоприношениями
У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото. С древних времен в Республике Марий Эл их сохранилось более 300. Марийцы верят, что во время молений в священных деревьях, онапу, пребывают боги.
Лес и место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины. Карт бьет в бубен и отчеканивает ритм ножом и топором — так он отгоняет злых духов от священного места. Добрых богов он просит о плодородии, здоровье, достатке и семейном счастье.
Чтобы боги услышали молитвы, марийцы преподносят им дары. Чаще всего это пресный хлеб, вареный гусь и традиционные трехслойные блины — коман-мелна. После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не выбрасывают: их либо сжигают, либо забирают домой. Закончив молебен, в священной роще наводят порядок. Леса неприкосновенны — здесь не ломают веток, не собирают грибов и тем более не оставляют мусор.
Марийская культура
Марийцы в национальных костюмах. Фотография: mary.addnt.ru
Марийцы на традиционном праздновании Пеледыш пайрем (Дня цветов). Фотография: nazaccent.ru
Марийские девушки в национальных костюмах. Фотография: nazaccent.ru
В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.
Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.
Читайте статьи о свадебных и крестильных обрядах, ремеслах и народных промыслах
Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.
Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.
Автор: Снежана Черныш
Теги:
Культура народов РоссииТрадицииПубликации раздела Традиции
Марийцы — внешность народа, занятия, религия, фото
Факты
Численность в РФ — 547605 человек
Основной регион — Республика Марий Эл
Родной язык — марийский
Владение родным языком — .
Истоки — Урал
Содержание:
- Происхождение народа марийцы
- Численность и место жительства марийцев
- История народа марийцы
- Язык марийцев
- Религия и обычаи марийцев
- Культура марийцев
- Жилище марийцев
- Известные марийцы
Марийцы (самоназвание – мари, устаревшее русское название — черемисы) – финно-угорский народ. Большая часть проживает на территории Республики Марий Эл и в северном Башкортостане. В небольших количествах живут во многих регионах России и за рубежом.
Происхождение народа марийцы
Самоназвание народа – «мари» – происходит от слова «мар» — «человек». Иногда оно звучит как «мер», что вызывает ассоциации с соседним народом «меря». Долгое время считалось, что летописная «меря» и жители междуречья Вятки и Велуги – это один и тот же народ. Впервые это отметил в 1845 г. известный финский языковед М. Кастрен. До середины XX века эта теория была самой популярной.
Уже советские ученые выяснили, что меря и марийцы – родственные народы, но не один этнос. В 1949 году археолог А. П. Смирнов заявил, что мари гораздо ближе к мордве и так называемой городецкой культуре. А в конце 50-х начала работать регулярная Марийская археологическая экспедиция. Ее участники выяснили, что марийцы сформировались на стыке городецкой (волжской) и азелинской (пермской) культур. Как стало ясно позже, участие в этногенезе принимала также «дьяковская» культура.
В первом тысячелетии нашей эры предки марийцев под давлением славянских племен начали заселять территории между реками Ока и Сура (некоторые этнологи уверяют, что марийцы еще более древний народ и их предки пришли с территорий нынешнего Ирана).
Здесь они и познакомились с представителями всех вышеописанных культур. Особенно тесными были контакты с южными пермяками — в марийском языке есть целый пласт заимствованных слов из пермского. В это же время, скорее всего, народ начал делиться на горняков – кырык мары – и жителей равнин – олык марий. Первые живут в Горномарийском районе национальной республики, вторые – на левобережье Волги.В VIII-XI веках мари снова мигрировали на восток. Так они и оказались в Вятко-Велужском междуречье, где в большинстве своем проживают до сих пор.
Численность и место жительства марийцев
По данным переписи населения 2010 года, в России живет 547 605 представителей народа. Марийцы являются титульной национальностью Республики Марий Эл (290 863 человек), большое их количество живет в северном Башкортостане (103 658). В этих двух субъектах проживает 72% всего народа.
Народ этот неоднороден и делится на четыре группы:
- Луговые. Самая многочисленная группа. По некоторым данным, насчитывает до 400 тысяч представителей. Проживают в Марий Эл и Кировской области.
- Горные. Начали обосабливаться еще в IX веке, но, несмотря на ярко выраженное самосознание, считаются представителями едиными со своими луговыми родственниками. Сейчас живут в Горномарийском районе и в соседних Нижегородской и Кировской областях. По разным данным, насчитывают от 50 до 135 тысяч человек.
- Северо-западные. Проживают преимущественно в Кировской и Нижегородской областях. В свое время подверглись христианизации и русификации. Возможно, как раз и являются той самой летописной «мерей». Сегодня насчитывают примерно 15 000 человек.
- Восточные. Потомки луговых, переселившихся на территорию нынешнего Башкортостана. Некоторые исследователи даже говорят о единой лугово-восточной общности. Во время переписи 2002 года стало ясно, что едиными себя чувствуют и многие представители этих групп. Поэтому посчитать их точное количество сложно.
Помимо России довольно крупные диаспоры живут на Украине (4 130 по данным 2001 года) и в Казахстане (4 416 по данным 2009 года). Некоторое количество живет в Беларуси (416), Эстонии (241) и Латвии (230).
История народа марийцы
В VII-VIII века в Среднее Поволжье начинают проникать булгары. Вятско-Волжское междуречье, скорее всего, в состав их государства не входило. Тем не менее,
К 1127 году относится упоминание о первой русской крепости у границ марийских земель – Городец Радилов. В будущем основную часть населения города составят потомки обрусевших местных жителей.
Каких-то упоминаний о серьезных военных столкновениях местных жителей с монголами пока не найдено. Известно лишь, что с XIII века их земли входили в состав Золотой Орды. Как и другие покоренные народы, они должны были платить ясак (в основном, пушнина, мед и воск) и нести различные повинности (в основном воинскую). Особенно сильно было давление Орды на горных жителей, которые проживали на стратегически привлекательном междуречье.
На них же все большее и большее влияние продолжали оказывать русские. Черемисы даже во времена ига сохранили тесные контакты с князьями, те часто звали их в совместные походы, просили о помощи во время междоусобиц и заключали с родовой знатью политические браки. Особенно сильное влияние оказывало Нижегородско-Суздальское княжество. В 1372 году князь Борис Константинович подчинил себе горных черемисов на левом берегу Суры, основав там крепость Курмыш. В XIV-XV веках во владения князей и монастырей вошло и правобережье.
После распада Орды большая часть региона вошла в состав Казанского ханства. Хоть местные жители и оказались втянуты в строительство Татарского государства, они сохраняли свою религию и социальную иерархию. Обычные общинники считались зависимым населением, но были лично свободными, хоть и военнообязанными. Родоплеменная знать никак не была связана с казанской аристократией, однако, оставалась мелким служилым феодальным сословием. При этом мари оставались серьезной военной силой, с которой считались и в Казани, и в Москве.
Первыми российское подданство в 1551 году приняли кырык мары, за что Иван Грозный даже на три года освободил их от дани и «дал им грамоту со златою печятью». Вместе с ними к Московскому царству присоединились все соседние народы – чуваши, татары, мордва. В 1552 году пало Казанское ханство, и на верность царю присягнули и олык марий.
Но далеко не всех обрадовало присоединение к России. Так называемые черемисские войны шли до 1585 года. Местные жители привлекали к своим походам как другие племена, так и другие государства. Так, вторая война шла параллельно с походом крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Стараясь укрепить свою власть над регионом, цари строили здесь крепости – Кокшайск, Козьмодемьянск, Царевококшайск, Царёвосанчурск и другие. Правда, последнее – третье – восстание удалось подавить не столько оружием, сколько подарками. Борис Годунов пообещал прощение всем, присягнувшим ему. Но и это не остудило черемисов, которые активно принимали участие в волнениях «Бунташного века», а также поддержали походы Разина и Пугачева. Закончилось тем, что Екатерина Великая запретила им заниматься кузнечным делом и селиться рядом с реками.
Положение мари в Российском государстве усложнилось при Петре I. Резко увеличилисьналоги (например, с 1724 года жители Среднего Поволжья были обложены подушной податью). Все крестьяне-ясачники были включены в список государственных и были обязаны исполнять рекрутскую повинность. Часть приняла христианство, обрусела и вошла в состав служилого сословия. Другая часть бежала на территорию современного Башкортостана (та самая восточная группа) и северного Казахстана. Еще сильнее миграцию подстегнула принудительная христианизация 30-40-х. Те же, кто остался, часто крестился формально, на деле оставаясь язычником.
Крепости, которые нужны были последним Рюриковичам и первым Романовым для удержания контроля на территории, превратились в промышленные города. Местные мануфактуры выпускали стекло, купорос, кожи и ткани, стремительно развивалась лесная промышленность. Открывались школы и училища, а в 1775 году даже вышла первая марийская грамматика. После губернской реформы Екатерины II регион поделили шесть губерний – Казанская, Вятская, Нижегородская, Костромская, Пермская и Оренбургская. Весь XIX век этот край оставался сырьевым придатком России, живя на сельском хозяйстве и легкой промышленности. Любые земельные реформы (киселевская, столыпинская и даже отмена крепостного права) вызывали в регионе нехватку земель и крестьянские бунты.
Тем не менее, именно отмена крепостного права дала черемисам толчок к разрушению старого патриархального строя и росту национального самосознания.
Вступив в капиталистические отношения, мари начали открывать магазины, аптеки, больницы, развивались промыслы и культура земледелия. Открывались библиотеки и учебные заведения, на марийском языке начала печататься переводная литература. Проводились научные краеведческие исследования. К началу XX века национализм вырос в освободительное движение. Во время первой русской революции начались выступления крестьян и распространение листовок на черемисском языке.На Октябрьский переворот местные жители возлагали большие надежды. И коммунисты, борясь за поддержку национальных меньшинств, постарались их не разочаровать. В 1920 году между Вяткой и Велугой наконец-то появилась автономия. Причем не черемисская, а Марийская, чье название было образовано от самоназвания народа. Марийцы получили самоуправление. Их язык преподавали в учебных заведениях, он широко использовался в делопроизводстве. Национальная литература и театр получили государственную поддержку. В 1936 году была провозглашена Марийская АССР.
Радость от достижений коммунизма серьезно подпортил голод в Поволжье 1921-1922 годов, от которого пострадали 466 486 человек. А в 30-е гг, как и во всей стране, в регионе начались репрессии. Направлены они были в основном на местную интеллигенцию с целью слегка «притормозить» национальное возрождение. Тех, кто успел получить образование и поработать еще в царское время, обвиняли в национализме, контрреволюционной деятельности и даже сотрудничестве с разведками Финляндии и Эстонии. Под раздачу попали и те, кто имел смелость критиковать партийную политику в регионе (например, за чрезмерную вырубку местных лесов). Все они получили тюремные сроки, после чего были высланы.
Во время Великой Отечественной войны на фронт отправились 130 тысяч человек, из которых вернулись лишь чуть более 56 тысяч. В республике разместили производства, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов.
После распада СССР республика получила современное название – Марий Эл.
Язык марийцев
Марийский язык так же неоднороден, как и его носители. Ученые выделяют три основных диалекта: луговой (в его состав еще входят восточные говоры), горный и северо-западный. Первые два, наряду с русским являются официальными языками Республики Марий Эл.
Самый распространенный – луговой язык. По данным переписи 2010 года, его знают 365 316 человек. Его же (скорее всего) и начали первым записывать. Датой появления марийской письменности считается 1775-й, когда митрополит Казанский В. Пуцек-Григорович опубликовал «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка». В нем было несколько горных слов, но основу сочинения составлял луговой язык. Для его записи автор использовал буквы тогдашнего русского алфавита с добавлением пары других, нужных для выражения звуков, которых нет в русском языке.
Первой книгой на луговом стал «Катехизис» 1804 года, ни одного тома которого не сохранилось. В 1821 году первой книгой обзавелся и горный язык. Ей стало Евангелие. При этом ни у одного из языков все еще не было букваря. Он появился лишь в 70-е годы, благодаря деятельности «Братства святого Гурия», которое занималось переводом церковных книг на языки народов России. К концу века на марийских языках начинают выпускать периодику и художественную литературу.
Первый букварь вышел лишь в 1995-м. Одна из его букв — «ӱ̊» — на тот момент вообще отсутствовала в Юникоде и не встречалась ни в одном из алфавитов мира. Сейчас вместо нее стараются использовать более «популярную» букву «ӫ».
Религия и обычаи марийцев
В 2007 году республиканский министр культуры заявил, что доля христиан среди жителей региона составляет 67,3%. Но сказать, насколько точны эти данные, сложно. Помимо православной веры у современных жителей республики есть еще и вера предков, древнее марийское язычество – чимарий.
Эта религия сложилась естественным, историческим путем во время разложения родоплеменного строя. Она включает в себя поклонение одушевленным силам природы и деление мира на реальный и потусторонний. Верховный бог неба – Юмо. Ежегодно черемисы жертвовали ему коней и скот, чтобы у верховного небожителя всегда был свой скакун и не иссякали его небесные стада. У неба также было женское божество – мать Юмынава, – но она не имела специальных святилищ. Среди «матерей» наибольшей любовью пользовалась богиня всего сущего – Шочынава. Она считалась покровительницей всех живых существ и каждого из них по отдельности.
Отношения с РПЦ у марийцев всегда были сложными. Их массовая миграция в Башкортостан как раз была вызвана насильственной христианизацией. В 1830 году министр внутренних дел даже приказал взорвать молельный камень в местечке Чумбылат курык. Правда, священники и чиновники не учли, что поклонялись местные жители не камню, а жившему в этом месте божеству. Гонения продолжались и в советское время. Но мари пронесли сквозь века свою веру и обряды, чего, к сожалению, нельзя сказать о мифологии — сохранились всего несколько преданий.
В 90-е начался религиозный бум, затронувший и Марий Эл. Когда в 1991 году в должность вступил первый президент республики – Владислав Зотин – вместе с православным священником его благословил марийский жрец. А за полгода до этого Верховный Совет Марийской АССР принял Закон «Об охране и рациональном использовании окружающей среды», в котором говорилось об охране священных рощ. Правда, уже следующий президент отменил этот указ.
Культура марийцев
Традиционные занятия черемисов накладывали серьезный отпечаток на их верования. Например, одним из важнейших промыслов было бортничество. У него было сразу несколько богов-покровителей. А вот у хлеба и овощей боги появились гораздо позже, хотя местные жители освоили подсечное сельское хозяйство и почти все культуры Восточной Европы уже к XI веку. Важным занятием была охота. Со временем добыча пушного зверя превратилась в настоящий промысел. Не менее важна была рыбалка – племена жили в окружении рек в труднопроходимой болотистой местности. А потому и передвигались в основном по воде. Недаром Екатерина Великая после восстания Пугачева запретила им селиться у рек.
Было у мари и свое кузнечное дело. Но сами материал они не добывали, в основном, покупали у соседних народов. Любопытно, что цветной металлургией и ювелирным искусством занимались преимущественно женщины. Отсюда и интересные особенности женского костюма марийцев. В частности, преобладание различных украшений.
Что касалось самой одежды, то она традиционно состояла из рубахи тувыр, штанов йолаш и кафтана шовыр. Мужчины носили шапку с широкими полями, иногда с сеткой от комаров. У русских позаимствовали валенки. Женские головные уборы отличались от местности к местности, даже были попытки систематизировать народ по типу женских шапок. Это могла быть позаимствованная у русских сорока, у удмуртов шурка или конусовидный колпак с затылочной лопастью.
Жилище марийцев
Жилище людей в междуречье Вятки и Велуги напоминало жилища многих других народов Восточной Европы. Начавшись как полуземлянка, оно развилось в сруб с сенями – «пöрт». Вплоть до середины XIX века избы топили по-черному. Дым от очага уходил в дымоход из полого ствола дерева, вделанного в потолок. На улицу вели низкая дверь и пара небольших окон.
Быт марийцев был простым. Вдоль стен располагались неподвижные лавки для сна и крючья для одежды и вещей. Иногда вместо лавок висели нары. Стол окружали лавки и срубы, служившие стульями. После христианизации над столом стали организовывать красный угол. Различали два типа внутреннего устройства избы: южнорусский (свойственный горным мари) и северно-среднерусский (луговые и северо-западные). Отличались они друг от друга местом печи и стола в доме. В домах луговых мари печь клали в ближнем от входа углу, а стол ставили наискосок от двери. Горные же делали наоборот.
Мари относятся к древней уральской общности, как и все финно-угры. При этом, мари принадлежат к субуральскому антропологическому типу и сохраняют большое число монголоидных черт. Для внешности марийцев, например, характерны темные волосы, более темная, чем у европейцев, кожа, средний рост и миндалевидные глаза.
Известные марийцы
Среди марийцев особенно выделяется писатель Сергей Григорьевич Чавайн. Его считают одним из основоположников литературы на национальном языке. В частности, его стихотворение «Роща» стало первым рукописным поэтическим марийским произведением. Многое он сделал и для развития национального театра. В частности, написал пьесы «Автономия» и «Солнце восходит, чёрные тучи рассеиваются» для Марийского государственного театра. К сожалению, как и многие представители местной интеллигенции, подвергся репрессиям. В 1937 году его обвинили в национализме и подготовке террористических актов и расстреляли. В 1956 писателя посмертно реабилитировали.
Еще один известный человек с марийскими корнями – спортсмен и актер Олег Николаевич Тактаров. Как борец особенно прославился после победы на шестом турнире «Ultimate Fighting Championship» в 1995 году. Став известным спортсменом, Тактаров смог исполнить давнюю мечту о съемках в Голливуде. Он исполнил роли в фильмах «Самолет президента», «15 минут славы», «Роллербол» и «Хищники». В последнем фильме он играл русского спецназовца по фамилии Саров. Символично, что такое же имя носит родной для актера город в Мордовии.
- http://aboutmari.com/wiki/Main_Page;
- https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/mariycy;
- https://www.idelreal.org/a/mariy-el-cheremisy-1918-god/28997506.html;
- http://finno-ugry.ru/finnougricworld/mari;
- http://www.elupuu.org/index.php?id=332;
- https://clck.ru/gfbUi;
- https://www.ng.ru/ng_religii/2010-10-20/6_mari_el.html;
Марикультура
Наша Лаборатория рыбного хозяйства и марикультуры (FAML) имеет долгую историю проведения исследований, направленных на первое введение видов в культуру путем разработки протоколов нереста в неволе и выращивания личинок. Наш подход основан на фундаментальных исследованиях, в которых используются наши знания в области физиологии, поведения и экологии, а не деятельность, более ориентированная на производство. Мы ориентируемся на рекреационные и коммерчески важные виды рыб Мексиканского залива. Мы были первыми, кто произвел нерест пятнистой морской форели, красного барабана, красного люциана и южной камбалы в неволе, а также первыми, кто произвел нерест кобии, выращенной из выловленной в дикой природе молоди. Мы разработали протоколы массового выращивания личинок этих видов, что привело к коммерческому производству некоторых из этих видов, а также к программам увеличения поголовья в нескольких штатах США. физиологии и экологии рыб в FAML.
Нерест и управление маточным стадом
Нерест в неволе
Мы разрабатываем протоколы круглогодичного нереста в неволе рекреационных и коммерчески важных рыб, включая:
- красный барабан ( Sciaenops ocellatus )
- южная камбала ( Paralichthys lethostigma )
- свинья ( Orthopristis chrysoptera )
Мы стремимся использовать манипуляции с условиями окружающей среды, чтобы вызвать нерест и свести к минимуму использование гормонов.
Рацион маточного стада
Мы измеряем перенос жирных кислот из рациона маточного стада в яйца, которые они производят. Поскольку незаменимые жирные кислоты могут быть получены только с пищей, рацион маточного стада определяет профиль жирных кислот в яйцах. Это важно, потому что качество личинок и продуктивность личинок связаны с составом жирных кислот яиц. Мы работаем с Департаментом парков и дикой природы Техаса, чтобы передать эти результаты в программу государственных инкубаториев, чтобы улучшить их усилия по увеличению поголовья.
Выращивание личинок и молоди
Целью нашей работы с личинками и молодью рыб является улучшение протоколов выращивания личинок морских рыб с использованием икры, полученной от нашего маточного стада. Это исследование поможет улучшить качество и снизить стоимость производства рыбы, выращиваемой для производства продуктов питания, пополнения запасов и в качестве наживки.
Требования к окружающей среде
Сначала мы определяем оптимальные условия окружающей среды для максимального роста и выживания в течение всего периода культивирования. Это включает в себя рассмотрение температуры, солености, плотности рыбы, концентрации добычи, методов зеленой воды и других условий. Важно отметить, что экологические требования часто меняются в процессе разработки.
Личинки первого кормления
Мы работаем над оптимизацией протоколов кормления личинок. Виды, с которыми мы работаем, неохотно принимают искусственные диеты при первом кормлении. Вместо этого им нужна живая добыча. Традиционно это влечет за собой использование в пищу коловраток и артемий. Однако в этих живых кормах отсутствуют некоторые высоконенасыщенные жирные кислоты и другие питательные вещества, необходимые для нормального развития и быстрого роста. Мы разрабатываем протоколы по обогащению коловраток и артемий живыми водорослями, пастой из водорослей и/или липидными эмульсиями. Мы также изучаем возможность использования альтернативных живых кормов, таких как науплиусы копепод, инфузории и динофлагелляты, для использования при первом кормлении. Эти натуральные корма могут содержать более полноценную диету и иметь меньший, более подходящий размер корма для личинок морских рыб при первом кормлении.
Пищеварительная способность личинок
Личинки морских рыб обычно имеют рудиментарный пищеварительный тракт при первом кормлении. Однако для эффективного переваривания и усвоения искусственных кормов требуется хорошо развитая система. Мы работаем над оценкой пищеварительных способностей личинок рыб и изменений во время развития путем количественной оценки выработки различных пищеварительных ферментов, включая трипсин, пепсин, амилазу и липазу. Эта информация определяет новые протоколы по переводу личинок с живых кормов на более сложные и полные искусственные диеты.
Ранний отъем
Производство и обогащение живой добычи для выращивания личинок рыб требует много времени, ненадежно и дорого. Мы разрабатываем протоколы раннего перевода личинок рыб на искусственные диеты. После того, как мы установим протокол раннего отъема, мы сравниваем различные составы рациона по их влиянию на рост личинок и выживаемость от метаморфоза до ювенильной стадии.
Следователи
- Ли А. Фуиман
- Синтия К. Фолк
Подробнее о нашем исследовании:
- Питание рыб влияет на метаболизм потомства
- Здоровые яйца
- Рыба и яйцо: к новой стратегии откорма Red Drum в Техасе
- Аквакультура наживки: нерест и потребности молоди свиньи
- Это спавн! — Наш прорыв с cobia
- Программа исследований морской рыбы UT — наши изначальные успехи
Как марикультура может помочь накормить человечество?
Первичная продукция морской и наземной областей аналогична, ~49 и 56 Гт C в год −1 соответственно (Field et al., 1998), и морская первичная продукция, вероятно, должна быть более доступной для выпаса скота. животных, потому что он находится в основном в форме одноклеточного фитопланктона. Мы довольно эффективно добываем океан, возможно, за пределами его устойчивых уловов (Marra, 2005), и поэтому удивительно, что только около 2% пищи человека приходится на водные системы, включая морскую и пресноводную аквакультуру и рыболовство (рис. 1А, faostat3.fao). .org и fao.org/fishery/statistics/en). Это число действительно для производства продуктов питания на основе общего веса. Для мяса животных и продуктов животного происхождения в целом (включая молоко и яйца) более важным является получение пищи из воды, на долю которой приходится соответственно 34 и 12% от общего производства в наземных и водных системах (рис. 1А–С).
Рисунок 1. Производство продовольствия с его основными компонентами в сельском хозяйстве (A), растениеводство и животноводство в различных водных системах (B) и общий состав основных групп, производимых в марикультуре (C) . Обратите внимание на разные масштабы оси Y (Мт, мегатонны или миллионы тонн).
Совокупное производство морской и пресноводной аквакультуры в настоящее время аналогично добыче в море (рис. 1В). Целых 96% продукции растений приходится на морскую аквакультуру или марикультуру, тогда как 44% всего производства рыбы приходится на выращивание. Рыба полностью доминирует в пресноводной аквакультуре (>99%).
Производство морских водорослей росло наиболее быстрыми темпами за последние два десятилетия (Olsen, 2011, fao.org/fishery/statistics/en), и в настоящее время производство аналогично сумме моллюсков, ракообразных и рыб (рис. 1C). Производство моллюсков также быстро увеличивалось, в то время как количество ракообразных и рыб, которых необходимо кормить, росло медленнее на протяжении многих десятилетий. Наличие кормовых ресурсов морского происхождения, необходимых для рыб и ракообразных, уже достаточно сильно ограничено, поскольку почти все виды, содержащиеся в условиях интенсивного производства, обеспечены некоторыми морскими ресурсами в своих кормах (Tacon and Metian, 2008). В течение последних двух десятилетий продукты сельскохозяйственных растений постепенно включались в корма для рыб и креветок, и в настоящее время они представляют собой существенный вид ресурсов в кормах для этих плотоядных (Olsen, 2011).
Это серьезная проблема и вопрос, может ли сельское хозяйство обеспечить продукты питания, необходимые для растущего населения мира в 21 веке, которое к 2050 году достигнет 9,5 (8,3–10,9) миллиардов (UN, 2012a), население, демонстрирующее неуклонно растущий покупательский спрос. сила. Среди основных проблем — снабжение пресной водой (Oki and Kanae, 2006; Duarte et al., 2009), доступность фосфатов в качестве удобрений (Cordell and White, 2014), новые площади, необходимые для увеличения производства, взаимодействие с окружающей средой и изменение климата (UN , 2012b; FAO, 2014), что вызывает сомнения относительно глобальной продовольственной безопасности в ближайшие десятилетия (Miller, 2008). Именно из-за этой ситуации и «продовольственного кризиса» 2008 года многие, в том числе ФАО и конференция «Рио+20», призывают рыболовство и марикультуру играть более заметную роль в обеспечении продовольственной безопасности человека (ООН, 2012b; ФАО, 2014).
Наземное сельское хозяйство сегодня имеет гораздо большее значение, чем добыча пищи в море, и это происходит из-за существенного различия в цепочке производства морепродуктов человеком и в пищевой цепочке сельского хозяйства, которая часто не принимается во внимание (Duarte et al., 2009). При сопоставимом вкладе первичной продукции (Field et al. , 1998) низкая обеспеченность морепродуктами от марикультуры и рыболовства по сравнению с сельским хозяйством является следствием дополнительных трофических уровней в океанах (Ryther, 1969). На самом деле люди питаются примерно на две ступени выше в пищевой цепи морепродуктов, чем в пищевой цепи сельского хозяйства (Duarte et al., 2009).; Олсен, 2011). Этот факт, вероятно, является основной причиной того, что только 1,4% нашей пищи поступает из морской среды, или всего 1,9% поступает из водных систем (рис. 1). Основной задачей является сокращение, если не ликвидация, этого разрыва. Затем необходимо сократить метаболические потери, возникающие в результате большого количества трофических перемещений, и марикультура открывает несколько возможностей для уменьшения этих потерь, которые недоступны в рыболовстве. Задача имеет научное, технологическое и социальное значение, взаимодействуя с вопросами политики в отношении природных ресурсов. Это большой вызов для индустрии аквакультуры, науки и общества в 21 веке.
Общая цель развития марикультуры, соответственно, состоит в том, чтобы продолжать увеличивать производство морепродуктов в марикультуре за счет сокращения количества трофических перемещений в цепи морепродуктов, что означает, что культивируемые животные, а, следовательно, и люди, должны перемещаться на более низкие трофические уровни в цепи морепродуктов. . Увеличение производства не должно ставить под угрозу функциональные экосистемы и биоразнообразие (UN, 2012b; FAO, 2014). Любая деятельность человека сопряжена с экологическими издержками, но их влияние должно находиться в допустимых пределах.
Цель ясна, и правительства прибрежных государств, все заинтересованные стороны и общество должны поддержать это развитие. Известные препятствия для дальнейшего развития и расширения марикультуры связаны с юридическими вопросами, технологиями, кормовыми ресурсами, прибрежным пространством, взаимодействием с окружающей средой и эффективной инфраструктурой, и, вероятно, появятся новые будущие ограничения.
Общая стратегия развития марикультуры должна основываться на дорожной карте достижения этой цели. Важно отметить, что это развитие, направленное на сокращение числа трофических переходов в цепи морепродуктов, уже происходит, но обычно не рассматривается с точки зрения сокращения цепи морепродуктов. Разведение морских водорослей и моллюсков является наиболее быстрорастущим сектором мировой марикультуры, что свидетельствует о том, что производство в марикультуре уже в течение двух десятилетий развивается в сторону более низких трофических уровней. Более того, кормовые ресурсы, используемые для разводимых на фермах хищных животных, все чаще поступают из сельскохозяйственных растений (Naylor et al., 2009).; Кошик и Троелл, 2010 г.; Olsen, 2011), и из-за этого хищные рыбы уже опустились более чем на один трофический уровень вниз в пищевой цепи по сравнению с их дикими запасами (Olsen, 2011). Вполне вероятно, что марикультура и производство продуктов питания из водных ресурсов могут стать более важными по сравнению с наземным сельским хозяйством только в том случае, если соотношение растений и животных, производимых в марикультуре (1,1 в 2013 г. ), станет более близким к соотношению в сельском хозяйстве (7,7) (Lovatelli et al., 2013). , потому что существуют очевидные ограничения ресурсов для производства хищных животных в море. Необходимо увеличить производство морских водорослей, чтобы включить больше продуктов из морских водорослей в корм для культивируемых морских животных, и это, вероятно, также приведет к более широкому использованию морских водорослей в пищу человеком, как во многих азиатских странах.
Вышеуказанные фундаментальные аспекты имеют значение для всех общих научных вопросов аквакультуры, и общая общая стратегия развития марикультуры может, среди прочего, включать:
• Разведение видов или групп более низкого трофического уровня (например, всеядных рыб, моллюсков и морских водорослей). ).
• Переведите хищных рыб и ракообразных на более низкий трофический уровень за счет использования большего количества кормовых ресурсов с более низкого трофического уровня, например водорослей, микробов, растений и других нерыбных ресурсов.
• Используйте имеющуюся рыбную муку и рыбий жир оптимальным образом, доступное количество, вероятно, со временем сократится.
• Стремитесь к более экологическому мышлению в марикультуре, отходы одного организма служат пищей для другого, интегрируйте культуры.
• Соблюдать правила по сокращению и контролю воздействия марикультуры на окружающую среду, на участках выращивания и на протяжении всего жизненного цикла марикультуры.
• Внедрение устоявшихся технологий и систем от существующих методов аквакультуры к новым системам и организмам, включая производственные системы, методы культивирования и управление здоровьем и благополучием.
Задача приготовления кормов для плотоядных животных на основе растений или ингредиентов из культур микробов не является тривиальной; питательно адекватный корм для рыб должен содержать достаточное количество морских липидов с длинноцепочечными высоконенасыщенными жирными кислотами (например, ДГК), которые важны для здоровья человека и присутствуют в больших количествах только в водных пищевых цепочках (Olsen, 2011). Эта проблема была меньше в сельском хозяйстве, где домашние животные являются травоядными. Доминирующие виды и группы, производимые в будущем марикультуре, вероятно, будут зависеть от нашей способности создавать новые кормовые ресурсы с липидным профилем морской среды. В морской среде мало привлекательных видов травоядных рыб, а экстрактивные организмы, такие как моллюски и морские водоросли, станут более доминирующими, если кормовые ресурсы станут еще более ограниченными.
Общая цель усилий по получению новых кормовых ресурсов также должна состоять в том, чтобы установить ресурсы, которые не являются основными компонентами пищевой цепи человека (например, взятые с современных товарных рынков), и взять большую часть этих новых ресурсов из моря для создания более самодостаточной пищевой цепи марикультуры в долгосрочной перспективе (Duarte et al., 2009; Lovatelli et al., 2013). Не следует считать само собой разумеющимся, что общество смирится с тем, что в будущем сельскохозяйственные пищевые продукты для питания человека будут широко использоваться в животноводстве.
В сценарии расширения производства важно, чтобы у большинства прибрежных стран были незащищенные побережья, и им потребуются системы производства аквакультуры для незащищенных прибрежных вод, которые, как правило, не используются в коммерческих целях. Производство ювенильных растений и животных по-прежнему обычно осуществляется в наземных или защищенных морских районах, а повторное использование воды и экономия энергии для нагрева воды стали важными вопросами. Для многих регионов и прибрежных государств вопросы доступного прибрежного пространства вместе с международным законодательством, регулирующим коммерческую деятельность в международных водах, являются важным соображением, включающим аспекты управления (Lovatelli et al., 2013).
Другие вопросы, касающиеся расширения марикультуры, включают диверсификацию видов и групп, биологию и зоотехнику выращивания, потребности в кормлении и питании, эффективность использования кормов, а также вопросы здоровья и благополучия для новых и уже выращиваемых групп и видов. Эти вопросы поднимаются в исследованиях и разработках в области аквакультуры в последнее время и по-прежнему важны для дальнейшего расширения. Новые передовые технологии и методы биотехнологии, включая промышленную биотехнологию, вероятно, станут важными для развития марикультуры. Другие важные вспомогательные технологии включают материальные технологии (например, нанотехнологии) и аспекты информационных технологий, и моделирование процессов будет продолжать развиваться.
В зависимости от гидродинамического и другого водопользования деятельность марикультуры может взаимодействовать с морской средой. Загрязнение от других производств и густонаселенных городских поселений может угрожать безопасности морепродуктов. С участков аквакультуры высвобождаются метаболические отходы, а иногда и токсичные соединения, например, компоненты фармацевтических препаратов. Важны как экологические, так и ресурсные следы марикультуры, выявленные в ходе исследований воздействия и исследований жизненного цикла, включая влияние на глобальный углеродный цикл и климат. Эти вопросы, а также генетические аспекты и аспекты болезней, связанные с побегом выращиваемых организмов, включают аспекты экономики, управления и управления в качестве конкретных проблем, с которыми сталкивается марикультура во всем мире (например, см. Liu et al., 2011).
Уровень производства продуктов питания в глобальной марикультуре может приблизиться к уровню сельского хозяйства только в том случае, если количество трофических перемещений и метаболических потерь в цепи морепродуктов может быть уменьшено, что означает, что люди, употребляющие в пищу морепродукты, перемещаются на более низкие трофические уровни (Duarte et al. , 2009; Олсен, 2011). Такие изменения, как уже упоминалось, характеризовали развитие марикультуры уже в течение одного или двух десятилетий и должны продолжаться. Объединив усилия и предприняв правильные шаги, разумно ожидать, что производство белка в море превысит производство белка в сельском хозяйстве (Duarte et al., 2009).). Если общее производство в марикультуре продолжит расти на 6–7% в год −1 по сравнению с 2000–2013 гг. , оно достигнет 5–600 млн т к 2050 г.
Заявление о конфликте интересов
Автор заявляет, что исследование осуществляется при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могут быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Корделл Д. и Уайт С. (2014). «Узкое место жизни: поддержание запасов фосфора в мире для обеспечения продовольственной безопасности в будущем», в Ежегодный обзор окружающей среды и ресурсов, Vol. 39 , ред. А. Гадгил и Д. М. Ливерман (Пало-Альто, Калифорния: Ежегодные обзоры), 161–188. doi: 10.1146/annurev-environ-010213-113300
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Duarte, C.M., Holmer, M., Olsen, Y., Soto, D., Marba, N., Guiu, J., et al. (2009). Помогут ли океаны накормить человечество? Биологические науки 59, 967–976. doi: 10.1525/bio.2009.59.11.8
Полный текст CrossRef | Google Scholar
ФАО. (2014). Состояние мирового рыболовства и аквакультуры. Возможности и вызовы . Рим. Доступно на сайте: http://www.fao.org/fishery/sofia/en
Field, C.B., Behrenfeld, M.J., Randerson, J.T., and Falkowski, P. (1998). Первичная продукция биосферы: интеграция земных и океанических компонентов. Наука 281, 237–240. doi: 10.1126/science.281.5374.237
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кошик, С.Дж., и Троелл, М. (2010). Еще один шаг вперед в отношении коэффициента «рыба на выходе». Аквакульт. евро. 35, 15–17.
Лю, Ю., Олауссен, Дж. О., и Сконхофт, А. (2011). Дикий и выращенный лосось в Норвегии. Обзор. Mar. Политика 35, 413–418. doi: 10.1016/j.marpol.2010.11.007
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Лователли, А., Агилар-Манджаррес, Дж., и Сото, Д. (2013). «Расширение марикультуры дальше от берега. Технические, экологические, пространственные и управленческие проблемы», на Техническом семинаре ФАО , Орбетелло, Италия, 22–25 марта 2010 г. (Рим: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций).
Google Scholar
Марра, Дж. (2005). Когда мы приручим океаны? Природа 436, 175–176. doi: 10.1038/436175a
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Миллер, Ф. П. (2008). Где агрономия после 10 000 лет земледелия? Агрон Дж . 100, 22–34. doi: 10.2134/agrojnl2007.0013
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Нейлор Р. Л., Харди Р. В., Бюро Д. П., Чиу А., Эллиотт М., Фаррелл А. П. и др. (2009 г.). Кормление аквакультуры в эпоху ограниченных ресурсов. Проц. Натл. акад. науч. США . 106, 15103–15110. doi: 10.1073/pnas.0905235106
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Оки Т. и Канаэ С. (2006). Глобальные гидрологические циклы и мировые водные ресурсы. Наука 313, 1068–1072. doi: 10.1126/science.1128845
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Олсен, Ю. (2011). Ресурсы корма для рыб в будущем марикультуре. Аквакульт. Взаимодействие с окружающей средой . 1, 187–200. doi: 10.3354/aei00019
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Райтер, Дж. Х. (1969). Фотосинтез и рыбопродукция в море. Наука 166, 72–76. doi: 10.1126/science.166.3901.72
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Tacon, AGJ, and Metian, M. (2008). Глобальный обзор использования рыбной муки и рыбьего жира в промышленно составленных кормах для аквакультуры: тенденции и перспективы на будущее. Аквакультура 285, 146–158. doi: 10.1016/j.aquaculture.2008.08.015
CrossRef Полный текст | Google Scholar
ООН. (2012а). Организация Объединенных Наций — Перспективы народонаселения мира: пересмотренная база данных по населению 2012 г., 4 мая 2015 г. . Доступно в Интернете по адресу: http://esa.un.org/wpp/unpp/panel_population.htm
ООН. (2012б). «Будущее, которого мы хотим», Итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, 20–22 июня 2012 г. (Рио-де-Жанейро). Доступно в Интернете по адресу: http://www.un.org/en/sustainablefuture/9.0003
Уроки марикультуры — Морской грант Северной КаролиныМорской грант Северной Каролины
Морская аквакультура или марикультура — это растущая отрасль в Северной Каролине, которая предлагает множество возможностей для карьерного роста. Уроки марикультуры включает 10 бесплатных планов уроков, которые соответствуют научным стандартам Северной Каролины и с программами профессионального и технического образования.
Эти планы уроков охватывают множество тем, начиная изучение учащимися видов и биологии аквакультуры, методов производства и даже бизнес-планирования. Каждый план урока основывается на знаниях, которые учащиеся приобретут по мере прохождения уроков, но учителя также могут выбирать в соответствии со своей учебной программой.
Кроме того, Уроки марикультуры поставляются в готовом виде и просты в использовании, с широким спектром ресурсов и материалов: видео, рабочие листы, практические занятия, вопросы для обсуждения, интервью с производителями марикультуры, презентации в классе и многое другое.
Урок 1: Введение в аквакультуруУчащиеся узнают, что такое аквакультура, и проверят свои знания в веселом групповом упражнении.
- Доступ к плану урока 1 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 1.
На этом уроке учащиеся узнают о происхождении аквакультуры. Они также изучат роль аквакультуры в удовлетворении мирового спроса на морепродукты и факторы, влияющие на производство продукции аквакультуры.
- Доступ к плану урока 2 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 2.
- Этот урок включает сопутствующую презентацию PowerPoint. Загрузите PowerPoint здесь.
Этот урок охватывает виды аквакультуры, выращиваемые в штате. Учащиеся получат ключевую информацию о биологии видов, уникальных особенностях и их историческом использовании в аквакультуре.
- Доступ к плану урока 3 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 3.
Учащиеся изучат аквакультурный вид Северной Каролины — синего краба — в нескольких масштабах, начиная с общего взгляда на среду обитания вида и концентрируясь на адаптации организма.
- Доступ к плану урока 4 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 4.
- Этот урок включает сопутствующую презентацию PowerPoint. Загрузите PowerPoint здесь.
Учащиеся изучат различные методы производства аквакультуры и решат, какие виды наиболее подходят для определенного типа технологии. Они также изучат законы и постановления, определяющие допустимые методы производства.
- Доступ к плану урока 5 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 5.
- Этот урок включает сопутствующую презентацию PowerPoint. Загрузите PowerPoint здесь.
На этом уроке учащиеся узнают о преимуществах моллюсков для экосистемы и роли, которую аквакультура моллюсков играет в снижении давления промысла на дикие запасы. Основное внимание уделяется восточной устрице.
- Доступ к плану урока 6 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 6.
Этот урок охватывает различные экологические проблемы, связанные с аквакультурой морских рыб в открытой воде, а также возможные решения.
- Доступ к плану урока 7 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 7.
Учащиеся рассмотрят биотические и абиотические факторы, влияющие на успешное производство видов, выращенных с помощью морской аквакультуры или марикультуры.
- Доступ к плану урока 8 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 8.
Студенты узнают, что делает конкретное аквакультурное предприятие Северной Каролины уникальным. Затем они будут сравнивать и противопоставлять это предприятие другим предприятиям аквакультуры в штате.
- Доступ к плану урока 9 здесь.
- Загрузите PDF-файл для плана урока 9.
- План урока 9 включает в себя три предварительно записанных интервью, которые дополняют студенческое исследование.
- Прослушайте интервью Oysters Carolina и/или прочитайте стенограмму.
- Прослушайте интервью семьи Хупер о морепродуктах и/или прочитайте стенограмму.
- Прослушайте интервью Томаса Морепродукта и/или прочитайте стенограмму.
Этот урок также включает в себя 9Видео 0012 Карьера в марикультуре (ниже), подготовлено компанией North Carolina Sea Grant.
В этом видео грант North Carolina Sea Grant рассказывает о различных профессиях в области морской аквакультуры. Эта отрасль, также известная как марикультура, ориентирована на выращивание растений и животных, обитающих в соленой воде.
Урок 10. Оценка рентабельности марикультурыВ этом упражнении учащиеся будут использовать реальные данные о выращивании устриц в Вирджинии, чтобы изучить затраты на ведение бизнеса. Они познакомятся с бюджетами фермерских хозяйств — распространенными инструментами бизнес-планирования, используемыми в агробизнесе.
- Доступ к плану урока 10 здесь.
- Загрузите план урока 10 в формате PDF.
- Этот урок относится к руководству по составлению бюджета фермерского хозяйства. Загрузите руководство.
- Этот урок требует использования файла Excel инструмента бюджета фермерского хозяйства. Загрузите файл Excel здесь.
В группу по планированию уроков входили учительница естественных наук средней школы Эми Солс, экономист Sea Grant по прибрежным районам Джейн Харрисон, специалист Sea Grant по морскому образованию Терри Кирби Хэтэуэй, научный писатель Sea Grant Джули Лейбах, специалист Sea Grant по морской аквакультуре Чак Вейрих, научный иллюстратор Мелисса Смит и графический дизайнер Кэти Макки, а также школьные учителя естествознания и сельского хозяйства, которые помогали разрабатывать и тестировать уроки в полевых условиях.
Ваш комментарий будет первым