Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Культурные памятники это – Памятники культуры — это произведения рук человека. Определение древнего творения человечества

Содержание

Памятники культуры — это произведения рук человека. Определение древнего творения человечества

Памятники культуры

Памятники культуры — это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д. 

Древнейшие памятники — археологические: стоянки—остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки — палеолитические — погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние — неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику — глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище — остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла — бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение — селище. Часто встречаются могильники — древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа — поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры — творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы — образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда — птицы, реже — животные. Более поздний вид резьбы — накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа — узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера — резьбой по камню и т. д.

Краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество — фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие — записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Источник: yunc.org

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Поход по Крыму — 22 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту — такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений… Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Маршруты: горы — море

Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

svastour.ru

Памятники истории и культуры — О культуре

  1. Первый аргумент состоит в том, что памятники истории и культуры, как было сказано выше, выполняют важнейшие социальные и культурные функции в обществе. Следовательно, их нужно сохранять.
  2. Второй аргумент заключается в том, что памятники истории и культуры подвержены изменениям, разрушениям, посягательствам со стороны человека, природы, определенной политики, военных действий и т.д.
  3. Третий аргумент, о котором речь пойдет дальше, состоит в том, что памятники истории и культуры принадлежат всем людям (человечеству, россиянам, горожанам и так далее). Такая ситуация вызывает необходимость объединения людей для решения данной проблемы. Отсюда, мы должны все время осознавать важность памятников для человечества и выработать систему их защиты и охраны.

Иными словами, данная проблема должна получить общественное признание и решаться на мировом, национальном и муниципальном уровнях. Именно поэтому во всем мире создаются специальные организации, институты, правовые акты, акции, форумы, призванные решить данную проблему. На особом счету, разумеется, находятся выдающиеся памятники истории и культуры мира, сохранность которых берет на себя не только государство, но и всемирные организации.

Как было сказано выше, существуют специальные организации мирового уровня (в частности ЮНЕСКО), создающие список, куда входят выдающиеся  памятники истории и культуры мира. Кроме таких организаций, проблему сохранения памятников истории и культуры решают специальные структуры власти (в России это, например, Министерство культуры РФ и Правительство РФ, а также специальные комиссии, агентства, службы).

В России частично проблема сохранения памятников истории и культуры решается на уровне Федеральной службы, которая контролирует законодательные условия в области охраны российского культурного наследия. В наших регионах данную проблему также решают Департаменты, Комитеты культуры областей, округов, районов, городов. В их составе нередко присутствуют особые отделы, за которыми закреплены обязанности по сохранению региональных памятников истории и культуры. Кроме того, на эти отделы возложена функция контроля за данным процессом, координации деятельности в данном направлении.

okulture24.ru

10 памятников культуры, в которых стоит побывать

Наша планета полна загадочных многовековых памятников, некоторые из которых появились тысячелетия тому назад. Невозможно посетить все из них, но предлагаем ориентироваться на десяток самых популярных в мире.

1. Мачу-Пикчу, Перу

Этот древний город инков, построенный в XV веке, находится на вершине горного хребта над священной Долиной инков. Археологи считают, что его задумали в качестве резиденции императора инков Пачакутека.

 

2. Мечеть Шейха Заида, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты

Это самая большая мечеть в Объединенных Арабских Эмиратах и восьмая по величине в мире. Её построили в период с 1996 по 2007.

 

3. Тадж-Махал, Агра, Индия

Величественный мраморный мавзолей построили по приказу падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о его третьей жене Мумтаз-Махал, скончавшейся в 1632 году.

 

4. Мечеть-собор Кордовы, Кордова, Испания

Мечеть-собор в Кордове — это древний римский храм, который стал церковью, затем мечетью, а в настоящем это Кафедральный собор и грандиозный памятник средневековой мавританской архитектуры.

 

5. Базилика Святого Петра, Ватикан

Собор Святого Петра — самая большая церковь в мире и признанное произведение архитектуры эпохи Возрождения.

 

6. Ангкор-Ват, Сием-Рип, Камбоджа

Этот буддийский храм самый крупный религиозный памятник в мире. Король кхмеров Сурьяварман II построил его в начале двенадцатого века.

 

7. Храм Байон, Сием-Рип, Камбоджа

Этот кхмерский храм называют храмом «тысячи лиц», построен в конце двенадцатого века и известен во всём мире своими массивными каменными лицами на многих башнях.

 

8. Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург, Россия

Храм сооружён в период с 1883 по 1907 годы в том месте, где смертельно ранили царя Александр II. Собор посвящён его памяти.

 

9. Национальный военный парк Геттисберг, Пенсильвания

Город Геттисберг тесно связан с историей Гражданской войны в США. Зелёное поле парка утопало в крови во время решающей битвы, которая привела к победе союзных войск и унесла с собой жизни более 50 000 американских солдат.

 

10. Городские стены Дубровника, Дубровник, Хорватия

Эти оборонительные каменные стены окружают и защищают город с самого момента его строительства, с VII века.

Facebook

Вконтакте

Twitter

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Памятник культуры Википедия

Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека[1].

Впервые определение понятия «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта в 1954 году. Благодаря данной Конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В настоящее время в каждом государстве имеется своё, национальное определение этого понятия, при этом, в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения[2]. В Российской Федерации общее широкое определение культурных ценностей даётся в статье 3 Закона РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», понятие движимых культурных ценностей даётся в статье 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. «О ввозе и вывозе культурных ценностей»[3].

Рынок культурных ценностей и предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире. Годовой оборот мирового арт-рынка колеблется от 25 до 30 млрд долларов[4]. Существует и незаконный оборот культурных ценностей, ежегодный оборот которого оценивается примерно в 10 млрд долларов, уступая только теневому рынку торговли оружием и наркобизнесу[5]. Борьба с незаконным оборотом культурных ценностей может производиться с помощью публичных государственных реестров культурных ценностей, а также созданием и распространением ексов профессиональной этики для торговцев культурными ценностями, которые способствуют саморегулированию арт-рынка[6].

Категории предметов, являющихся культурными ценностями[ | ]

ru-wiki.ru

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники — археологические: стоянки — остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки— палеолитические—погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние— неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику — глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище — остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла—бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение — селище. Часто встречаются могильники— древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа— поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры — творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы — образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда—птицы, реже—животные. Более поздний вид резьбы — накладная, пропиленная насквозь. На юге России, на Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа—узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера— резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции,приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество— фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное),   хореографическое,   драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи магнитофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие — записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

enciklopediya-tehniki.ru

Памятники истории и культуры — это… Что такое Памятники истории и культуры?


Памятники истории и культуры

«…памятники истории и культуры — движимые и недвижимые материальные объекты, являющиеся результатами и свидетельствами исторического развития народов, личностей, государств, представляющие как таковые общественно значимую (универсальную) культурную ценность и охраняемые специальным законодательством;…»

Источник:

Приказ Минкультуры РФ от 22.06.1998 N 341 «О формировании государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны» (вместе с «Концепцией Национальной программой сохранения библиотечных фондов Российской Федерации»)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Памятники градостроительства и архитектуры
  • Памятники природы

Смотреть что такое «Памятники истории и культуры» в других словарях:

  • Памятники истории и культуры Казахстана республиканского значения — Памятники истории и культуры Казахстана республиканского значения  отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений, мемориальные дома, кварталы, некрополи, мавзолеи и… …   Википедия

  • Памятники истории и культуры города Чебоксары — Памятники истории и культуры города Чебоксары, охраняемые государством   Это …   Википедия

  • Памятники истории и культуры города Ессентуки — …   Википедия

  • Памятники истории и культуры города Чебоксары, охраняемые государством — …   Википедия

  • Недвижимые ансамблевые памятники истории и культуры — исторически или по единому замыслу сложившиеся ансамбли или комплексы недвижимых памятников истории и культуры в их градостроительной, архитектурной и ландшафтной взаимосвязи… Источник: ЗАКОН г. Москвы от 14.07.2000 N 26 ОБ ОХРАНЕ И… …   Официальная терминология

  • Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — 3.1. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) : Объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Недвижимые единичные памятники истории и культуры — отдельные здания, строения, сооружения вместе с относящимися к ним исторически сложившимися территориями и неотделимыми от них движимыми культурными ценностями, археологические культурные слои… Источник: ЗАКОН г. Москвы от 14.07.2000 N 26 ОБ… …   Официальная терминология

  • Недвижимые памятники истории и культуры — 2. Недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие… …   Официальная терминология

  • Недвижимые памятники истории и культуры федерального значения — недвижимые href= http://official.academic.ru/16482/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 истории и культуры федерального (общероссийского) значения расположенные на территории Москвы недвижимые объекты историко культурного… …   Официальная терминология

  • Недвижимые памятники истории и культуры местного значения — недвижимые href= http://official.academic.ru/16482/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 истории и культуры местного значения расположенные на территории Москвы недвижимые объекты историко культурного наследия, представляющие… …   Официальная терминология

Книги

  • Памятники истории и культуры Монголии, Д. Майдар, В фундаментальной монографии крупнейший монгольский ученый Д. Майдар рассказывает о древних и современных памятниках материальной и духовной культуры Монголии, знакомит с историей народа… Категория: История зарубежного искусства Издатель: Мысль, Подробнее  Купить за 1200 руб
  • Памятники истории и культуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной. Справочник, Д. Майдар, Настоящий справочник является итогом многолетней исследовательской и научно-учетной работы, которая была начата еще в 1918 г. В нем перечислены памятники истории и культуры Ленинграда,… Категория: История Санкт-Петербурга Издатель: Стройиздат, Подробнее  Купить за 240 руб
  • Памятники истории и культуры Калининской области, Д. Майдар, Книга знакомит с многочисленными памятниками и памятны­ми местами Калининской области, которые отображают славное историческое прошлое верхневолжской земли, вклад живших здесь людей в… Категория: Краеведение Издатель: Московский рабочий, Подробнее  Купить за 60 руб
Другие книги по запросу «Памятники истории и культуры» >>

official.academic.ru

Памятники истории и культуры и их разновидности — реферат

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО 
 
 

Естественно-географический факультет

Специальность Социально-культурный сервис и туризм 
 
 
 
 
 

Реферат по предмету

«Рекреационная  география»

На тему

«Памятники  истории и культуры и их разновидности» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 36 Г группы

Владимирова Елена

Проверила:

Прыгова Е. Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ярославль 2012

Содержание:

1. Введение………….………………………………………………………..стр. 3

2. Виды  памятников истории и культуры………………………………….стр. 4

3. Охрана  памятников истории и культуры………………………………..стр. 6

4. Памятники  истории и культуры Ярославля…..………………………….стр. 8

5. Заключение……………………………………………………………….стр. 11

6. Список  литературы………………………………………………………стр. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Памятники истории и культуры – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Так же бывает что памятники это не отдельно стоящие объекты, а комплексы с объектами историко-культурного наследия. В этой работе хотелось бы рассмотреть основные типы памятников истории и культуры, а так же узнать какие организации занимаются их охраной, ведь эти памятники это сердце культурно-познавательной жизни страны (региона, города).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды памятников истории и культуры. 

Историко-культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом  и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Недвижимые объекты историко-культурного наследия (памятники истории и культуры) составляют его материальную основу и формируют национальную историко-культурную среду. В зависимости от своего состава они могут быть комплексные и единичные. 

К комплексным объектам историко-культурного наследия относятся историко-культурные территории, исторические города и исторические поселения, историко-культурные комплексы.  
 
Историко-культурные территории — нерасчленимое, целостное совместное творение человека и природы, где объекты историко-культурного наследия и природный ландшафт объединены значительной территорией. В зависимости от видов объектов наследия эти территории могут иметь статус историко-архитектурный, историко-мемориальный, этнокультурный, историко-природный или иной характер.  
 
 
Исторические города и исторические поселения — города, села и деревни, обладающие значительной историко-культурной ценностью планировки и застройки.  
 
 
Историко-культурные комплексы — группы памятников одного или нескольких видов объединенных единой территорией, имеющих историческую градостроительную, этническую или иную связь.  
 
В их числе монастырские и культовые комплексы, городские и сельские усадьбы, археологические комплексы, комплексы объектов связанных с военно-историческими событиями, с историей развития промышленности, здравоохранения, образования и др. 

Единичные объекты историко-культурного  наследия — памятники истории и культуры, это отдельные объекты представляющие ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и др. На государственном учете состоит более 4-х тысяч единичных памятников истории и культуры  
 
Объекты исторического наследия — здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и республики, революционным движением, гражданской, советско-финляндской и Великой Отечественной войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народа, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, захоронения погибших за свободу и независимость Родины.  
 
Объекты археологического наследия — древние поселения, селища, городища, места древних захоронений, древние культовые памятники, лабиринты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя.  
 
Объекты архитектурного и градостроительного наследия — сооружения культовой (церкви, часовни, колокольни, поклонные кресты и др.), гражданской (жилые дома, административные, больничные и образовательные здания, магазины, амбары, бани и др.), промышленной (заводские постройки, плотины, гидроэлектростанции, кузницы и др.), военной архитектуры (штабы, казармы и др.), представляющие архитектурно-художественную и историческую ценность, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, исторические природные ландшафты.  
 
Памятники искусства — это произведения монументального, монументально-изобразительного, монументально-декоративного искусства.  
 
Объекты культурного наследия включаются в единый государственный реестр в определенном законом порядке и подлежат государственной охране. На государственном учете также состоят выявленные объекты культурного наследия, которые подлежат государственной охране до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Охрана  памятников истории  и культуры

Это комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника — включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Всероссийское общество охраны памятников истории  и культуры было учреждено в 1966 году. В России признанные памятниками  истории и культуры объекты получают статус памятника и находятся  под защитой государства, уполномоченный в этой сфере федеральный орган  исполнительной власти — Росохранкультура- с 2011 Указом президента полномочия переданы Министерству Культуры РФ. Однако этот статус не всегда спасает их от упадка и даже сноса.

В разных регионах России создаются общественные структуры, призванные способствовать сохранению историко-культурного наследия, в т. ч. памятников архитектуры. Самым известным в этом ряду является движение «Архнадзор» — добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы. Движение образовано 7 февраля 2009 года представителями общественных организаций и проектов, действующих в сфере охраны культурно-исторических памятников: Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS), «Москва, которой нет», «Архнадзор», «Против лома», «Соварх», Архи.ру.

В Санкт-Петербурге 1 ноября 2006 года создано общественное движение за сохранение культурного  наследия «Живой город». Своей целью  активисты движения ставят сохранение уникального архитектурного облика города, его историко-архитектурной среды. В качестве методов работы используются публикации в СМИ, митинги, пикеты, шествия, письма в международные организации и органы власти, сборы подписей, оперативный сбор информации по уничтожению культурного наследия города, выставки фотографий, экскурсии, перформансы, маскарады, концерты. «Живой город» собирает реестр — список памятников культурного наследия, уничтоженных в Санкт-Петербурге или находящихся под угрозой, вскоре этот архив будет доступен всем желающим на сайте общественной организации.

В июле 2007 года активистами  движения «Живой город» было собрано  почти 11 тысяч подписей против строительства  небоскреба Охта-центр напротив Смольного  собора. 

Недвижимые  памятники истории и культуры составляют важную часть национального культурного достояния Российской Федерации. Они являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций. Их активная популяризация способствует взаимному пониманию, уважению и сближению народов, ведет к духовному объединению нации на основе пропаганды единых исторических корней, пробуждает гордость за Родину.

В настоящее  время в России насчитывается  примерно 150 тысяч объектов культурного  наследия федерального и регионального  значения. Однако в это число не входят выявленные объекты, представляющие историко-культурную ценность, в том числе памятники археологии. При этом памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.

К сожалению, органы юстиции не всегда владеют  информацией при регистрации  сделок на объекты недвижимости о  том, являются ли или связаны с  памятниками истории и культуры эти объекты, поэтому в свидетельствах о праве не фиксируются ограничения в пользовании объектами культурного наследия, что влечет за собой нанесение ущерба памятникам истории и культуры, вплоть до их утраты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Памятники истории и культуры Ярославля 

Городище  «Стрелка» — место основания Ярославля. XI—XVII вв.  (Ярославль, территория в границах Волжского спуска, Волжской наб., Которосльной наб., Почтовой ул. (см. также Рубленый город)

 

Дом вице-губернатора  и здание губернской земской управы. 1784-1787, 1899, 1900. Андропова ул., 6 / Нахимсона ул., 7  (городские мэрия, муниципалитет, избирком, ЗАГС, архитектор, центр гражданской защиты) 

 
 
 
 
 

Дом призрения  ближнего. 1785-1787, архитектор И. М. Левенгаген. Андропова ул., 10 / Кирова ул., 8 (Физический факультет Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; кафе; магазины. В здании располагался военный госпиталь Отечественной войны 1812 года.)

 
 
 

Митрополичьи  палаты. 1670-е — 1680-е. Волжская наб., 51. (Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, используется и Ярославской и Ростовской епархией) 

 
 
 
 

Здание  бывшей духовной консистории. 1815, арх. А. Л. Руска, 1858. Богоявленская пл., 14 / Которосльная наб., 20 (Ярославское епархиальное управление)

 
 

Здание  железнодорожного вокзала. 1870 г., нач. XX в. Подвойского пл., 1 (вокзал Ярославль-Московский)

 
 
 
 
 

Заключение

Памятники истории и культуры – это неотъемлемая часть жизни страны, региона, города и т.д. Можно даже сказать, что  это является сердцем культурной жизни города. Основная часть памятников истории и культуры находится под охраной всемирной организации ЮНЕСКО. Так же охраной этих памятников занимаются и другие организации. Сохранить и поддерживать их состояние – это одна из главных задач на сегодняшний день. На многих объектах сейчас ведется деятельность по их восстановлению. Это очень важно для поддержания и увеличения интереса туристов к определенной территории (стране, городу, селу, району). Так же это одна из важных составляющих рекреационной географии. К сожалению или к радости множество памятников истории и культуры находится в частных владениях, с одной стороны это хорошо, так как владельцы сами занимаются финансовой стороной восстановления и содержания объектов, с другой стороны, сейчас в зданиях, которые представляют собой историческое или культурное наследие располагаются офисы, салоны красоты и другие заведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Большаник П. В. Рекреационная география. Омск, 2003.
  2. Кусков А. С., Одинцова Т. Н., Голубева В. Л. Рекреационная география. М., 2005.
  3. Николаенко Д. В. Рекреационная география. М., 2003.
  4. Погодина В. Л. Теоретические основы туристско-рекреационного ресурсоведения. СПб., 2005.
  5. Тихонова Т. Ю. Природно-рекреационные ресурсы туризма – составляющая часть туристских ресурсов. М., 2004.
  6. ru.wikipedia.org/wiki/Ярославль

student.zoomru.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *