Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Легенда о реке агидель – Легенда о реке Агидель — Семь чудес природы Кугарчинского района — Охрана окружающей среды — Каталог статей

Легенда о реке Агидель — Семь чудес природы Кугарчинского района — Охрана окружающей среды — Каталог статей

Агидель — по праву названа Жемчужиной Башкирии, нигде больше вы не сможете проникнуться всем величием гор Южного Урала, проникнуться духом времени и ощутить искрящуюся власть сказаний.

Детство Агидели протекает в ее восхитительных горных верховьях, а где есть детство — там всегда открыт простор для фантазии. Нет, наверное, в Башкортостане другой реки, в колыбели которой было бы спето столько проникновенных народных песен, сказано такое великое множество сказок, легенд, былей и преданий.

В глубокую древность уходит корнями башкирское народное сказание «Урал-Батыр». Главный герой этого сказания в поисках совершает целый ряд подвигов: побеждает жестокого падишаха Катила, страшных чудовищ в царстве змея Кахкахи, Борется с падишахом дивов Азракой, спасая людей, животных и птиц. Ради них он жертвует своей жизнью, хотя мог бы обрести бессмертие, выпив добытую им живую воду. Однако Урал-батыр разбрызгал ее вокруг себя, чтобы вечно живой оставалась природа. А когда он умер, люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого и образовались Уральские Горы. Останки Урал — батыра превратились в драгоценные самоцветы, золото, серебро, медь и железо.

Было у богатыря Урала трое сыновей — помощников: Яик, Нугуш и Идель. Четвертым стал Сакмар, отрекшийся от родного отца Шульгена, старшего брата Урал-батыра. Они алмазными мечами прорубили в горах русла рек, чтобы дать воду исстрадавшимся людям. «Четырех батыров тех имена реки потом получили», — говориться в сказании.

Названия двух рек ныне переменилось: Яик переименован в Урал, а Идель стал Агиделью, то есть рекой Белой.

Если переиначить имеющиеся легенды и сказки на современный лад, можно было бы сказать, что имел Урал — батыр много прекрасных дочерей и сыновей. Ведь нельзя забывать Ай, Инзер и Юрюзань, чьи истоки лежат в непосредственной близости от истоков Белой и Урала — Яика. Старшая дочь уродилась в отца — мужественная, сильная, волевая, — Идель.

И когда пришла пора, выдал ее Урал-батыр за чужедальнего брата Валдая. А младшую, самую любимою дочь Агидель он оставил при себе. Доверчивая и простая, игрунья и баловница, светлоглазая Агидель была его радостью и утешением. Живая вода из родника бессмертия перемешалась с её водой, и река бежит, струится, плещется, оставаясь такой же светлой и юной, как тысячелетия назад.

Облака проходят бело — белые,
Но белей, чем эти облака,
Агидель, или по — русски Белая, —
Светлая, как девушка река.

Река Агидель — характеристика

БЕЛАЯ (Агидель) — река, левый приток Камы. Длина 1420 км. Площадь бассейна 141900 кв. км. Берет начало к Востоку от г.Иремель. В верховье течет в низкой, заболоченной долине. Ниже п.Тирлянский дол. резко сужается; на отдельных участках склоны ее круты, обрывисты, покрыты лесом. Ниже впадения правый приток Нугуша, по мере выхода на степную равнину, долина постепенно расширяется; после впадения р. Уфы Белая представляет собой типично равнинную реку.

Протекая по обширной пойме, река меандрирует и разбивается на рукава. Правый берег большей части более возвышен. Питание Агидели, главным образом, снеговое. Среднегодовой расход воды в устье 950 м3/с. Наиболее крупные притоки: Нугуш, Сим, Уфа, Бирь, Быстрый Танып — справа; Ашкадар, Уршак, Дема, Кармасан, Чермасан, База, Сюнь — слева. Белая — важнейшая водная магистраль Башкортостана.

Судоходна от устья до г.Уфы, нерегулярное судоходство — до пристани Мелеуз. На Белой расположены города Белорецк, Мелеуз, Ишимбай, Салават, Стерлитамак, Уфа, Благовещенск, Бирск.

Там, где красавица Белая вырывается из горных Уральских теснин в холмистые просторы, привольно раскинулось большое село Юмагузино.

Флора и фауна реки
Растительность

Берега Белой в основном заняты степными природными сообществами, леса (по большей части широколиственные) встречаются лишь местами. В среднем течении берега реки в основном покрыты тополями, ивами, шиповником. По берегам реки в больших количествах растет ежевика.

Рыбы реки Белая
Окунь, плотва обыкновенная, щука, голавль, бакля, сом, налим, ёрш, лещ, густера, стерлядь, пескарь, судак, форель (в верховьях), жерех, язь, хариус, таймень (практически не осталось), елец.


Если вы не были хоть раз в верховьях реки Белой — то вы не знаете, что такое — Южный Урал. Поверьте, это действительно так. Ее по праву называют Колыбелью Урала. Будьте готовы увидеть все чудеса света собранными в одном месте и найти то, что вы раньше не видели нигде и никогда. Небольшой кусочек реки, приблизительно около 150 км, вместил в себе такое количество чудес, какое не снилось никакому сказочнику.

Автор: Зайтуна АБДУРАШИДОВА, заведующая Юмагузинской модельной библиотекой

kuglib.ru

Агидель и Караидель

Недалеко от Карабаша расположено Уфимское озеро. Здесь находится исток реки Уфа — правый приток Белой (Агидель). Другое название Уфы — Караидель (Черная река) теперь почти не употребляется.

А вот что рассказывает легенда.

Очень давно жил на свете великан Урал. И были у него две взрослые дочери. Часто спорили они о том, которой из них быть старшей. Решил тогда Урал выпустить дочерей на волю, посмотреть, как они себя поведут, тогда и решить вопрос о старшинстве.

Отодвинул великан гранитные ворота, и понеслись его дочери по свету. А отец силу да упорство их пытает: то скалу гранитную на путь бросит, то болотцем путь перегородит. И видит отец: та, что на юг побежала, стала не только могучей и выносливой, но и сердцем посветлела. А вторая стала строптивой и своенравной — на скалы бросается, почернела вся, и струи ее стали холодными.

Пророкотал Урал: «Не годами прожитыми, а делами сделанными приобретается старшинство. Одну из вас за светлую души Агиделью назвали, а другую за нрав суровый нарекли Караиделью. А теперь сливайте воды воедино, и быть Агидели за старшую».

Реки действительно отличаются друг от друга и цветом воды и убранством берегов.

Плаксина Людмила Евгеньевна

Легенда Агидель и Караидель.

Однажды встретились Агидель и Караидель, и решили утром отправиться вместе в путь. Проснулась по утру Агидель, а той и след простыл. Желая догнать Караидель, поскакала Агидель от скалы на скалу, от одного горного кряжа на другой, но догнать так и не смогла. Повернула она обратно и пошла другим путем. Поэтому, если один берег Агидели вздыбился крутыми скалами и высокими холмами, то другой — сплошная равнина. А если одна ее сторона-низина, то другая — на всем своем протяжении — горный хребет.

В королевских чертогах

Белой — Агидель.

В башкирской мифологии самый могучий богатырь — Урал-батыр. Однажды в жестокой схватке с драконом-аждахой он добыл живую воду из родника бессмертия. Он мог бы выпить её сам, но вместо этого разбрызгал воду вокруг себя, даровав бессмертие природе. Когда Урул-батыр умер, люди насыпали над его могилой большой, высокий курган, от которого и образовались Уральские горы.

У батыра остались дети. Старшая дочь уродилась в отца — мужественная, сильная, волевая. Урал-батыр назвал её Иделью и, когда пришла пора, выдал её за чужеземного батыра Валдая.

Иделью в давние времена тюрко-язычные народы называли Волгу. Дело в том, что когда-то исток Волги находился на склонах Урала. Лишь в Жигулёвских воротах древнее русло великой реки совпадало с нынешним. Эта версия совпадает с версией современных геологов.

Младшую, самую любимую дочь Агидель Урал-батыр оставил при себе. Доверчивая и простая, баловница и шалунья — светлоглазая Агидель. Она была его радостью и утешением. Живая вода из родника бессмертия перемешалась с её водой, и река бежит, струится, плещется, оставаясь такой же светлой и юной, как тысячелетия назад.

Караидель

Давным-давно, жили на берегу реки старик со старухой, и был у них маленький сын Алтын-сака, у которого была любимая игрушка — золотая монета. Однажды старик заметил, что в их доме творится что-то неладное. У них завелся злой дух. Тогда решили он покинуть старое стойбище. И перекочевали. Алтын-сака обнаружил, что он оставил свою золотую монету в старом доме. Решил он вернуться за ней. Долго отговаривал его старик, но не смог. Сел Алтын-сака на конька и поскакал. Приехав на старое стойбище, увидел он старую женщину. Это была ведьма.

— Спустись, Алтын-сака, забери свою монету, — сказала бабушка. И только спешился Алтын-сака, схватила его старуха. Вырвался Алтын-сака и взобрался на дерево, а старуха схватила топор и стала рубить его. Распрощался Алтын-сака с жизнью, но вдруг увидел он маленького воробья.

— Воробушек, лети к моим родителям, скажи, чтобы Черное Ухо и Белое Ухо, собак моих выпустили, — взмолился Алтын-сака.

Улетел воробей. А старуха все рубит и рубит, совсем срубила дерево. Видит Алтын-сака — плохо дело, но тут он увидел, что пыль на дороге столбом поднялась — то были его собаки. Подбежали они к дереву. Увидела их старуха и прыгнула в реку. Белое Ухо прыгнул за ней, а Черное Ухо обернулся к Алтын-саке и сказал человеческим голосом:

— Если вода в реке покраснеет — твоя беда, мы погибли. Если же почернеет — старуха. И тоже прыгнул в реку. Смотрит Алтын-сака на воду и видит — покраснела она. Похолодело у него на сердце, но вдруг вода почернела. Удивился Алтын-сака. Тут собаки из воды вышли. Отдышались, и говорит Белое Ухо:

— Тяжело далась нам победа. Отрезала ведьма мне ухо. Оттого вода и покраснела. Но мы одолели ее. Потому-то вода и почернела.

Обрадовался Алтын-сака и поехал домой.

А вода в той реке с тех пор черной кажется. Но на самом деле прозрачная она, так как не только кровь ведьмы, но и собаки в ней.

toposural.ru

Старинная башкирская легенда Агидель, дочь Иремеля > Достопримечательности Урала. Маршруты, описание, фотографии >

23.05.2016 13:46:55

Легенда и дополнительная информация приводятся
по тексту книги «Жил-был седой Урал»

В большой горной стране, что лежала в самом сердце Камня-гор, жил когда-то старик Иремель. Голова его покрылась сединой, под бременем прожитых лет и забот согнулась его спина, а некогда богатырская сила покинула старика. Только в глазах еще горело пламя могучей силы и такой человеческой воли, которая может опрокинуть горы, остановить грозу и разогнать тучи, может вселить в людей храбрость и отвагу, покорить непокоренных. И любить, любить жизнь, как любить может только молодой джигит…

И любил старик Иремель свои горы, бескрайние просторы за ними – загадочную, уходящую к небу степь. Любил он озера с их бездонной глубиной, тишину лесов и шум родниковой воды. Но больше всего на свете любил он свою дочь Агидель. Она была для него дороже всего на свете, самым дорогим родником, глядя на который он пополнял свои силы. Ведь она была продолжением его рода, его народа. Мать Агидели умерла давно, и отец один растил дочь. Он научил ее храбрости, воспитал равной отважному джигиту по силе и не уступающей древним мудрецам по уму. Недаром, когда состязались конники-джигиты в езде на конях или в беге, Агидель всегда была первой. Когда же собирались аксакалы-мудрецы, Агидель не раз помогала им прийти к мудрому решению и положить конец их спорам.

Агидель была на диво хороша собой. Оттого все люди любовались нежностью ее лица, подобного горному цветку, что растет и ныне в горах Урала. Ее улыбка, светлая и добрая, была подобна утренней заре, а в глазах всегда мерцала словно капелька росы. Сердце Агидели не познало еще радости любви, хотя многие джигиты не задумываясь отдали бы жизнь за ее улыбку и любовь. Вместе с другими девушками летом она работала в поле, пасла скот, доила кобылиц. А какой кумыс получался у нее! Выпьешь пиалу – и голову закружит, ароматом трав обдаст. Забьется сердце радостней у человека, и кровь по жилам побежит быстрей. Зимой же она пряла, ткала шерсть, шила из медвежьих шкур одежду для джигитов, расшивая ее разноцветными узорами. Одним словом, не любила Агидель сидеть без дела, трудилась, как и все остальные.

А как, говорят, она пела! Все старики и старухи, не только девушки и парни, приходили послушать. В те поры люди пели после работы, когда на землю приходила ночь и все кругом засыпало. Спали и горы. Даже вершины сосен и елей не качались. Не пробегал и бурундук, на елях не плакали совы. Вот и говорится в сказке, что хоть и есть на свете много-много гор, но такой тишины, какая бывает только на Урале в горах, никогда и нигде не услышишь. Послушайте сами. Постойте ночью на одной из гор или заберитесь на какой-нибудь шихан – почувствуете сами, как вокруг вас разливается тишина. Ни единого шороха и звука не услышишь. И все это будто потому, что, когда пела Агидель, замирали горы…

Так и жила она, как и все другие девушки племени. Но вдруг замолкли песни Агидели, перестала она петь – не до песен стало. Примечали люди, что с каждым годом на горах становилось все жарче. Придет весна – и сразу весь снег жара будто слижет. Словно большое-большое чудище откуда-то дышало огромной пастью, из которой шел огонь и раскаленные ветры. От зноя изнемогали степь и горы. Пересохли все родники, ушла под землю вода. Начали гореть леса. В полях даже полынь пропала. Молили Аллаха люди, чтобы смилостивился он над народом и послал дождя. Долго-долго советовались мудрецы, как спасти людей и скот, как преградить дорогу дракону и его знойным ветрам, вырвать из его пасти воду. Говорили старики-аксакалы. Печально стояли люди, опустив головы. Казалось, не было дороги к спасению от жары. И вдруг с кошмы поднялась древняя старуха. Она вместе с другими слушала мудрецов. Сухая, как палка, воткнутая в землю много-много лет назад, старуха едва держалась на ногах. Кожа на лице ее сморщилась как корочка на пареной репе, только что вынутой из печки, а почти мертвые глаза ее говорили: «Чужой век я уж захватила».

И вот старуха заговорила, шамкая беззубым ртом. Долго и терпеливо слушали ее мудрецы. А когда она прошептала, что спасти народ может только тот, у кого есть крылья, не поняли ее. Хотя знали, что старость редко ошибается. И верно: чем дальше старуха говорила, тем больше открывалось тайн гор и седых преданий. Самая же большая тайна, открытая старухой в тот страшный день и год для народа, была тайна о копье из хрусталя. Ежели кто его найдет (а скрыто оно в глубине горных кряжей), то сможет пронзить им любой камень, скалу и целые хребты. «И потечет тогда из расщелин гор хрустальная живая вода, – шамкала старуха, – только живая вода сможет спасти людей и землю от засухи и смерти. Смерть же несет дракон. Погибнуть он может только от живой воды. Сгинет он – и тогда все снова зацветет. Но может сделать такое только тот, кто смел, как редкостная птица – большой орлан, мудрый, как все мудрецы нашей земли, чистый душой, как только что родившееся дитя».

Замолкла старуха, а люди, не сговариваясь, поглядели на Агидель. Каждый сердцем понял, что это сможет сделать только она – Агидель. Поняла и она слова старухи. Молча поклонилась она народу и отцу за то, что пал выбор на нее. Стала собираться в путь. Не привыкать ей было садиться на коня и скакать по нехоженым тропам, встречаться со зверем лютым и всяких чудищ увидать. И когда наступила ночь, собрались люди проводить Агидель. А она уж коня за поводок держала. Обняв отца и поклонившись людям, надела она убор воина, села на коня и помчалась в ночь, навстречу… Кому – и сама не знала.

Немало сменилось дней и ночей, много ей довелось встретить диких зверей и страшных чудищ по дороге. Но говорят, что сердце, отданное на подвиг, не боится самых злых зверей и самых жутких страшилищ. Маленький бурундучок, что знает, как в любую норку можно убежать, помог Агидели, показав ей дорогу к хрусталю. Бурундук юркнул в расщелину скалы, а Агидель, привязав коня к кедру, кинулась за зверьком, поняв, что не просто зверушка крутилась возле нее. Протиснулась Агидель в расщелину горы и вдруг на большой поляне очутилась. А поляна вся окружена горами, и не простыми, а из хрусталя. Зажмурилась поначалу Агидель, оттого что горы разными огнями отливали. Была тут и черная хрустальная гора, и красная, и желтая, но больше всего сияла гора из прозрачного хрусталя. На траве у самой горы лежало хрустальное копье, а рядом стояло такое чудище, что Агидель в страхе попятилась назад. Но в это время, откуда ни возьмись, появился огромный красавец лось. Он кинулся на чудище и, подняв его на рога, швырнул в пропасть.

Подняла Агидель хрустальное копье и увидала, что на том месте, где оно лежало, забил родник. И такая была в нем чистая вода, что ее можно было принять за капельки ожившего хрусталя… Взяла девушка копье, напилась живой воды и помчалась к людям, вновь через зной и мимо огненных зарниц и чудищ. Хрустальное копье она держала острием вперед, и перед ним, как и говорила старуха, рушились горы, раздвигались скалы. И однажды вдруг за спиной услыхала Агидель плеск воды. В радости она оглянулась и остановилась: за ней, как самая чистая роса, вода бежала. Она пробивалась за Агиделью сквозь горы, то бурля на перекатах, то, успокоившись, бежала тихо-тихо, то, споря с камнями, весело шумела.

Радостно встретили люди Агидель. А новую реку ее именем назвали. И на горе семь древних мудрецов, одетых в белые одежды, подали Агидели самую большую награду их племени – редкостной и смелой птицы крыло, большого орлана. Гору же, на которой Агидель с отцом жила, и по сей день называют в память об ее отце – Иремелем.

Фотографии: Сергей Степанов, Максим Антипин, снимки
башкирской красавицы и старухи взяты из открытых источников

Иремель и Агидель – гора и река. Иремель является одной из самых красивых и высоких гор Южного Урала, он расположен между хребтами Аваляк и Бакты (Белорецкий район Башкортостана). Имеет две вершины: Большой Иремель (1582 м) и Малый Иремель (1449 м). Неподалеку, в основании г. Кукташ на хребте Аваляк находится исток реки Белой (Агидели), крупнейшего притока Камы. Длина Агидели – 1430 км. В долине реки расположена столица Башкортостана город Уфа, а также Белорецк, Мелеуз, Салават, Ишимбай.

Иремель – принято переводить название горы как «священная», но и по-башкирски, и по-татарски «священный, святой» – изге, не подходят и «заколдованная, заговоренная» – ырымлы. Известный топонимист А.К. Матвеев считает, что правильней будет отталкиваться от башкирского ир – «мужчина, герой» и тюркского əмəл – «седло», восходящее к монгольскому эмээл, которое нередко встречается в названиях перевалов Тянь-Шаня, Алтая, Средней Азии и Южной Сибири. Таким образом, возможный перевод названия горы Иремель (Ирəмəл) – «седло героя».

Агидель от башкирских слов ак – «белый» и идель – «Волга», а в более общем смысле «река». Агидель (Агизел) противопоставляется Караидели (Каризели). Возможно это противопоставление возникло оттого, что воды Белой чуть светлее, чем воды Уфы, а может оттого, что Белая течет с юга, со светлого полудня, а Уфа – с севера, с черной полуночи.

 

 

Эту и многие другие легенды читайте в сборнике топонимических легенд «Жил-был Седой Урал» (Издательство Азимут, 2014 год). Полистать книгу, познакомиться с ее оглавлением и купить по выгодной цене книгу можно в  интернет-магазине издательства, а также в книжных маназинах Екатеринбурга и Свердловской области.

comments powered by HyperComments

www.aziko.ru

описание, история и интересные факты

Верховья этой реки являются популярнейшим местом водного туризма. В летнее время здесь часто можно видеть группы людей, сплавляющихся по ее водам на лодках и плотах. А чрезвычайно живописные берега – излюбленное место для любителей пляжного отдыха. Река эта имеет красивое название Агидель, что переводится как «Белая река».

Агидель – жемчужина Башкирии. Нет больше нигде такого места, где можно было бы проникнуться величием прекрасных гор Южного Урала, ощутить дух времени и прочувствовать на себе власть прекрасных легенд и сказаний.

География

Начало реки Белой (Агидель) находится в самом сердце Башкирии – между хребтами Уралтау и Аваляк. Как отмечалось выше, это горы Южного Урала. Первая треть пути реки проходит по межгорной котловине на юго-запад, и характер ее ничем особым не отличается от других речек Урала. Она такая же жизнерадостная и резвая.

Далее река прорывается через хребты на запад, на Русскую равнину, после чего поворачивает на север и пересекает территорию всей республики. Местные жители с уважением ее называют матерью всех рек Башкирии.

Описание реки Агидель

Белая – самая важная водная магистраль Башкортостана, левый приток реки Камы. Площадь ее бассейна составляет 141900 кв. километров. Длина равна 1420 км. Начало свое река берет недалеко от города Иремеля (восточнее от него).

Воды верховья текут по заболоченной низкой долине. Далее, ниже поселка Тирлянский, она резко сужается. Отдельные участки ее имеют крутые, обрывистые склоны, покрытые лесом. По мере выхода реки на степную равнину, ниже впадения Нугуша (правый приток), её русло вновь расширяется, и после впадения в нее р. Уфы Агидель становится типичной равнинной рекой.

Далее, протекая по довольно обширной пойме, река меандрирует, разбиваясь на рукава. Берег правый в большей степени возвышенный.

Притоки реки и города

Основное питание – снеговое. В устье среднегодовой расход воды составляет 950 м3/с. Самые большие притоки:

  • правые: Сим, Нугуш, Уфа, Быстрый Танып, Бирь;
  • левые: Уршак, Ашкадар, Кармасан, Дема, База, Чермасан, Сюнь.

Река судоходна от устья до города Уфы, далее судоходство нерегулярное до пристани Мелеуз.

На берегах Белой находятся такие города, как Уфа, Мелеуз, Белорецк, Салават, Ишимбай, Стерлитамак, Бирск и Благовещенск. А в том месте, где прекрасная река Агидель вырывается из горных теснин Урала в просторы холмистые, находится огромное село Юмагузино.

Через реку сооружены многочисленные мосты, крупнейший среди которых (железнодорожный и автомобильный) перекинут в столице Башкирии – городе Уфе.

Фауна и флора

В водах реки Агидель водятся самые разнообразные рыбы: обыкновенная плотва, щука, лещ, окунь, сом, судак, голавль, ерш, бакля, налим, пескарь, стерлядь, густера, пескарь, форель (только в верховьях), язь, хариус, жерех, елец, таймень (очень мало). Это настоящий кладезь для любителей-рыболовов.

Берега реки большей частью покрыты степной растительностью, а леса (в основном широколиственные) встречаются лишь местами. В среднем течении вокруг растут в основном ивы, тополя и шиповник. В больших количествах в низинах у реки произрастает ягода ежевика.

Сплав по реке Агидель

По Белой организовываются групповые сплавы, которыми могут воспользоваться все желающие.

Водный вояж по Белой дает возможность получить огромное удовольствие от путешествия по удивительно сказочным местам, познать увлекательную историю Южного Урала, услышать легенды об этом чудесном и таинственном крае.

Агидель – один из самых популярных маршрутов на лодках, плотах, байдарках и катамаранах. Здесь проходит когда-то бывший Всесоюзным маршрут №59, называемый «По Белой на плотах».

Природные достопримечательности

Кроме любителей сплава, бассейн реки посещают и многочисленные спелеологи. Именно здесь расположена известная всему миру Капова пещера с сохранившимися первобытными рисунками, есть пещера Миндегуловская, провалы Театральный, Акбутинский и Кутук-Сумган, и множество других более мелких пещер и гротов.

Там, где есть выходы на земную поверхность подземных вод, образованы чудесные голубые озера с чистейшей ледяной водой, богатой различными минералами. Самое знаменитое – Голубое озеро, откуда свое начало берет ручей Сакасска. Это начало реки Шульган, расположенное вблизи у входа в пещеру Капову, и грифон Таравал.

Заповедник «Шульган-Таш»

Река Агидель в Башкирии протекает по территории природного заповедника Шульган-Таш и парка Кандрыкуль. Пещера одноименная является одной из самых живописных, причем из крупнейших карстовых пещер в Башкирии. Она занимает 5-е место по протяженности (2 910 метров изученная длина) и 2-е по глубине (160 метров амплитуда) среди всех башкирских пещер.

Прославлена она благодаря имеющимся на ее стенах древним рисункам (времена позднего палеолита). Их возраст составляет 17 000 лет, о чем есть научные доказательства. Раньше подобную палеолитическую живопись находили лишь во Франции и Испании.

Четыре зала пещеры имеют такие древние изображения – залы Знаков, Хаоса и Купольный на первом этаже, и на втором этаже зал Рисунков.

Большая часть живописи (38%) – абстрактные знаки, на втором месте (32%) – сложно различимые пятна, но довольно красочные (остатки рисунков, разрушенных временем). На третьем (27%) – изображения зооморфные, среди которых преобладают фигуры лошадей и мамонтов, но есть и зубры, быки, бараны, олени. Все это – послания древнейших предков, оставленные в подземных залах Шульган-Таш.

Немного об истории реки в легендах

Множество интересных фактов существует в истории рек (Агидель в их числе) и Уральских гор. Обо всех них невозможно рассказать.

Есть одно красивое сказание народное «Урал-Батыр», уходящее в глубокую древность. Главный герой легенды совершает много подвигов: одерживает победу над жестоким падишахом Катила, над страшными чудовищами в царстве змеи Кахкахи, спасает людей, птиц и животных от падишаха дивов Азраки. Добыв живую воду, батыр жертвует собой, а не обретает бессмертие, выпив ее сам. Он разбрызгал ее вокруг себя, чтобы природа оставалась вечно живой.

Люди после его смерти насыпали высокий курган над его могилой. От него и образовались горы Уральские, а останки Урал-батыра чудесным образом превратились в самоцветы, железо, медь, золото и серебро.

У богатыря этого были помощники – три сына: Идель, Яик и Нугуш. Сакмар, отрекшийся от своего родного отца Шульгена (старший брат Урал-Батыра), стал четвертым. Все они своими алмазными мечами в горах прорубили русла рек, чтобы спасти исстрадавшихся людей от жажды. В сказании говорится, что образовавшиеся реки и получили имена тех самых четырех батыров.

Ныне названия 2 из тех рек переменились: Уралом стал Яик, а Агиделью Идель.

fb.ru

Сокровищница Южного Урала: легенда о реке Агидель — Издания — Каталог статей

Агидель — по праву названа Жемчужиной Башкирии, нигде больше вы не сможете проникнуться всем величием гор Южного Урала, проникнуться духом времени и ощутить искрящуюся власть сказаний.

Детство Агидели протекает в ее восхитительных горных верховьях, а где есть детство — там всегда открыт простор для фантазии. Нет, наверное, в Башкортостане другой реки, в колыбели которой было бы спето столько проникновенных народных песен, сказано такое великое множество сказок, легенд, былей и преданий.

В глубокую древность уходит корнями башкирское народное сказание «Урал-Батыр». Главный герой этого сказания в поисках совершает целый ряд подвигов: побеждает жестокого падишаха Катила, страшных чудовищ в царстве змея Кахкахи, Борется с падишахом дивов Азракой, спасая людей, животных и птиц. Ради них он жертвует своей жизнью, хотя мог бы обрести бессмертие, выпив добытую им живую воду. Однако Урал-батыр разбрызгал ее вокруг себя, чтобы вечно живой оставалась природа. А когда он умер, люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого и образовались Уральские Горы. Останки Урал — батыра превратились в драгоценные самоцветы, золото, серебро, медь и железо.

Было у богатыря Урала трое сыновей — помощников: Яик, Нугуш и Идель. Четвертым стал Сакмар, отрекшийся от родного отца Шульгена, старшего брата Урал-батыра. Они алмазными мечами прорубили в горах русла рек, чтобы дать воду исстрадавшимся людям. «Четырех батыров тех имена реки потом получили», — говориться в сказании.

Названия двух рек ныне переменилось: Яик переименован в Урал, а Идель стал Агиделью, то есть рекой Белой.

Если переиначить имеющиеся легенды и сказки на современный лад, можно было бы сказать, что имел Урал — батыр много прекрасных дочерей и сыновей. Ведь нельзя забывать Ай, Инзер и Юрюзань, чьи истоки лежат в непосредственной близости от истоков Белой и Урала — Яика. Старшая дочь уродилась в отца — мужественная, сильная, волевая, — Идель.

И когда пришла пора, выдал ее Урал-батыр за чужедальнего брата Валдая. А младшую, самую любимою дочь Агидель он оставил при себе. Доверчивая и простая, игрунья и баловница, светлоглазая Агидель была его радостью и утешением. Живая вода из родника бессмертия перемешалась с её водой, и река бежит, струится, плещется, оставаясь такой же светлой и юной, как тысячелетия назад.

Облака проходят бело — белые,
Но белей, чем эти облака,
Агидель, или по — русски Белая, —
Светлая, как девушка река.

Река Агидель — характеристика

БЕЛАЯ (Агидель) — река, левый приток Камы. Длина 1420 км. Площадь бассейна 141900 кв. км. Берет начало к Востоку от г.Иремель. В верховье течет в низкой, заболоченной долине. Ниже п.Тирлянский дол. резко сужается; на отдельных участках склоны ее круты, обрывисты, покрыты лесом. Ниже впадения правый приток Нугуша, по мере выхода на степную равнину, долина постепенно расширяется; после впадения р. Уфы Белая представляет собой типично равнинную реку.

Протекая по обширной пойме, река меандрирует и разбивается на рукава. Правый берег большей части более возвышен. Питание Агидели, главным образом, снеговое. Среднегодовой расход воды в устье 950 м3/с. Наиболее крупные притоки: Нугуш, Сим, Уфа, Бирь, Быстрый Танып — справа; Ашкадар, Уршак, Дема, Кармасан, Чермасан, База, Сюнь — слева. Белая — важнейшая водная магистраль Башкортостана.

Судоходна от устья до г.Уфы, нерегулярное судоходство — до пристани Мелеуз. На Белой расположены города Белорецк, Мелеуз, Ишимбай, Салават, Стерлитамак, Уфа, Благовещенск, Бирск.

Там, где красавица Белая вырывается из горных Уральских теснин в холмистые просторы, привольно раскинулось большое село Юмагузино.

Флора и фауна реки
Растительность
Берега Белой в основном заняты степными природными сообществами, леса (по большей части широколиственные) встречаются лишь местами. В среднем течении берега реки в основном покрыты тополями, ивами, шиповником. По берегам реки в больших количествах растет ежевика.

Рыбы реки Белая
Окунь, плотва обыкновенная, щука, голавль, бакля, сом, налим, ёрш, лещ, густера, стерлядь, пескарь, судак, форель (в верховьях), жерех, язь, хариус, таймень (практически не осталось), елец.


Если вы не были хоть раз в верховьях реки Белой — то вы не знаете, что такое — Южный Урал. Поверьте, это действительно так. Ее по праву называют Колыбелью Урала. Будьте готовы увидеть все чудеса света собранными в одном месте и найти то, что вы раньше не видели нигде и никогда. Небольшой кусочек реки, приблизительно около 150 км, вместил в себе такое количество чудес, какое не снилось никакому сказочнику.

Автор: Зайтуна АБДУРАШИДОВА, заведующая Юмагузинской модельной библиотекой

yumaguza.ru

БАШТУР / Инфо / Статьи / Легенды Южного Урала. Река Белая (Агидель)

Агидель-спасительница  — дочь Иремеля.


    
За  цвет своей воды содержащей  растворенный известняк называют ее рекой Белой. Своеобразная  красота этой реки  воспета многими писателями и поэтами. О ней сложено немало песен, сказаний и легенд. Не мудрено, что она, входя по своей длине в число 30 крупнейших рек России, приютила на своих берегах более половины городов Башкортостана. Одним из них она дала свое имя, другим помогла сберечь названия сел и деревень,- как память о тех людях, которые впервые поселились и освоили ее благодатные берега.
Река издавна дает приют и пропитание всем, кто с уважением относится к ней. Хранит чистоту ее вод и берегов, охраняет леса и то, чем так щедро наградила природа наш благословенный башкирский край; пещеры в  соколиных береговых утесах, ялани с покосами на выровненных вершинах гор, непроходимую урему – вдоль ручьев и малых речек, без устали питающих эту главную реку Южного Урала – Агидель!
Как повествуется в знаменитом эпосе «Урал-батыр», реки Яик, Идель, Нугуш, и Сакмар являлись сыновьями легендарного Урал- батыра,  подарившему миру бессмертие, опрыскав мир живой водой из волшебного родника. Собрались вместе  братья и решили новые места себе поискать, И так же, как сделал Идель, один за другим ударили они своими булатными мечами по горам, чтобы, разрубив их, дать людям воду, которые страдали в те времена от засухи. И тот час же забила, забурлила потоком живительная влага, и побежали во все стороны из разрубленных гор еще три реки. Зажурчали наполненные влагой родники и ручьи, неся людям радость жизни. В память о них  имена всех четырех братьев-батыров увековечил народ в названиях рек: Агидель, Яик, Сакмара и Нугуш.
Овеянная легендами старины глубокой Белая с каждым годом становится все интересней и привлекательней, как для ученых, так и для  жителей Республики Башкортостан и ее гостей.
    Среди всех башкирских рек она первенствует во всем: красоте и своеобразию скал, ландшафтов, открывающихся с  вершин гор и скальных стен, обрамляющих ее долину.
    Легендами глубокой старины и тайнами, сокрытыми от людских глаз в глубинах озер, чарующими закатами и восходами дневного светила, славится она. Встречами с  животными, обитающими в ее водах иль нашедшими свой приют на ее берегах. Да и многие другие, не менее интересные  явления и достопримечательности, хранит река и окружающие ее лесные берега.
    В далеком 1966 году в городе Миасс проходил Первый Всесоюзный слет-соревнование юных геологов. Нашу республику представляли две команды — профтехучилище г. Салавата и учащиеся уфимской школы № 93. Общее руководство объединенной командой осуществлял основоположник детско-юношеского геологического движения в Башкортостане, работник Управления «Башкиргеология» Феодосий Феодосиевич Чебоевский. Человек, знающий практическую геологию, любящий свою профессию и молодежь.
    За его знания и умение завлечь этой интереснейшей наукой геологией до сих пор благодарны многие учителя нашей республики. В знак уважения к его просветительской деятельности его именем названа  пещера Ю.Урала, которая стала одной из самых посещаемых молодежью. Именно на тех соревнованиях юных геологов он подарил мне книгу  Серафимы Власовой «Герцогиня Акуля» изданной в Челябинске. В ней приведено предание о реке Белой практически неизвестной жителям Башкортостана. Записано оно С.К. Власовой в 1964 году от Г.А. Вильданова, уроженца деревни Тунгатарово Учалинского района РБ. Эта же деревня дала название и удивительной по красоте яшме, из которой камнерезами Петергофской гранильной фабрики созданы ряд шедевров камнерезного искусства, представленных в различных музеях мира.  
    Я более сорока лет хранил эту легенду, лишь изредка знакомя с ней учеников. Сейчас я с удовольствием привожу ее полностью, не меняя авторского изложения. Она с особой яркостью подчеркнет поэтичность и образность народного языка и фольклора. И так …
    « В косматую, седую старину родилась эта сказка. И была она столь древней, что мало кто помнит ее.
    А сказка эта о девушке смелой и очень отважной, красавице Агидели.
    В те времена, когда жила Агидель, не шумели на каменных перекатах среди глыб и утесов воды рек Белой и Юрюзани. Одни лишь горные шумели родники, да могучие хребты, из века в век, хранили суровое молчание. Не вилась в дремучих лесах тропа, проторенная человеком, а на широкой елани не виkся дымок костра. Только по утрам в лесах вместе с зарей просыпались птицы, да спали под коврами трав и цветов степи. И так шло веками…
    Говорят, что время не остановить, как бы ни хотелось этого человеку. Бег же времени все обновляет в жизни: на смену лету приходит осень, вечерняя заря уступает место ночи. Всему своя пора.
    Пришла своя пора и для Камня-гор. Так раньше назывался наш Урал. Откуда-то издалека пришли люди. Но не по одному человеку шли они, а будто разлилось большое человеческое море, и одна волна докатилась до каменных гор — до Урала. Кипела и бурлила волна, заполняя все на своем пути …
    Откуда были эти люди, не поведали нам деды. Да разве возможно добраться до истоков этой сказочной волны из людских потоков коли, не осталось от них ни седых курганов, ни каменных надгробных плит, ни золотых колец и ожерелий самой тончайшей работы, какие находят люди в более поздних кладах. Только мечи и стрелы, медные наконечники для копий и горшки из глины и меди находят здесь, в этих местах, люди.
    Нелегко узнать и о том, когда и где родилась сказка об Агидели. И какого Агидель пола — то ли мужского, то ли женского?  Многие сказания и легенды трактуют это по-своему: пойди, разберись! Да и стоит ли это делать? Пожалуй, лучше всего оставить все так, как есть. В таком виде, как донес до нашего времени их народ. Что хранил и берег их веками, и будет хранить  вечно.  
     Кто помог Агидели покорить зной, посланный из пустыни чудищем-драконом, и на века в каждом камне Урала сохранить память о себе? Давайте лучше вспомним эту сказку про Агидель, может быть, узнаем больше.
    Будто в большой горной стране Сыростана, что лежала в самом сердце Камня-гор, жил когда-то, давным-давно, старик Иремель. Жил он долго. Голова его покрылась сединой, под бременем прожитых лет и забот согнулась его спина, а некогда богатырская сила, покинула старика. Только в глазах еще горело пламя могучей силы и такой человеческой воли, которая может опрокинуть горы, остановить грозу и разогнать тучи. Вселить в людей храбрость и отвагу, покорить непокоренных. И любить, любить жизнь, как может любить молодой джигит…
    И любил старик Иремель свои горы, а за ними — бескрайние просторы, их загадочную, уходящую к небу степь. Любил он озера с их бездонной глубиной, тишину лесов и шум родниковой воды. Пил старик эту воду, прозрачную, чистую, как девичья слеза. Но больше всего на свете любил он свою дочь Агидель. Она была для него дороже всего на свете, самым дорогим родником, глядя на который он черпал свои силы. Она ведь была продолжением его рода, его народа.
    Мать Агидели умерла давно, и отец один растил свою дочь. Он научил ее храбрости, по силе равной отважному джигиту, по уму не уступающей древним мудрецам. Научил любить родные горы больше, чем свою жизнь…
    Недаром, когда состязались конники-джигиты в езде на конях или в беге, Агидель всегда была первой. Когда же собирались аксакалы-мудрецы, Агидель не раз помогала им прийти к мудрому решению и положить конец их спорам.
    Одетая зимой в тулупчик из горностаевых шкурок и шаровары из шерсти, спряденной умелой ее рукой, и в шапку, отороченную золотистой лисой, Агидель была на диво хороша собой. Оттого все люди любовались нежностью ее лица, подобного горному цветку, что растет и ныне в горах Урала. Ее улыбка, светлая и добрая, была подобна утренней заре, ав глазах ее всегда мерцала словно капелька росы….
    Сердце Агидели не познало еще радости любви, хотя многие джигиты, не задумываясь, отдали бы жизнь за ее улыбку и любовь.
    Вместе с другими девушками она трудилась. Летом работала в поле, пасла скот, доила кобылиц. А какой кумыс получался у нее! Выпьешь пиалу — и голову закружит, ароматом трав обдаст. Забьется сердце радостней у человека, и кровь по жилам побежит быстрей. Зимой же она пряла, ткала шерсть, шила из медвежьих шкур одежду для джигитов, расшивая ее разноцветными узорами. Одним словом, не любила Агидель сидеть без дела, трудилась, как и все остальные.
    А как, говорят, она пела! Все старики и старухи, не только девушки и парни, приходили слушать, как она поет. В те поры люди пели после работы, когда на землю приходила ночь, и все кругом засыпало. Спали и горы.  Даже вершины сосен и елей не качались. Не пробегал и бурундук, на елях не плакали совы.
    Вот и говорится в сказке, что хоть и есть на свете много-много гор, но такой тишины, какая бывает только на Урале — в горах, никогда и нигде не услышишь. Послушайте сами. Постойте ночью на одной из гор или заберитесь на какой-нибудь шихан — почувствуете сами, как вокруг вас разливается тишина. Ни единого шороха и звука не услышишь. И все это будто потому, что, когда пела Агидель, замирали горы, слушая ее…
    Так и жила она, как и все другие девушки ее племени. Но вдруг замолкли песни Агидели, перестала она петь оттого, что не до песен стало людям. Примечали люди, что с каждым годом на горах становилось все жарче. Придет весна — и сразу весь снег будто жара слижет. Словно большое-большое чудище откуда-то дышало огромной пастью, из которой шел огонь и раскаленные ветры. От Зоя изнемогала степь и горы. Три лета подряд стояла жара над хребтами. Пересохли все родники, ушла под землю вода. Начали гореть леса. В полях даже полынь пропала. Молили аллаха люди, чтобы смилостивился он над народом и послал дождя, но и он — этот сказочный кумир — был бессилен перед природой.
    Говорили, кто чего хотел. Одни уверяли, что это дракон  — Дея появился в пустыне. Он и напускает жар на горы, желая завладеть хребтами. Другие уверяли, что это козни аллаха и шайтана. Чего-то не поладили они между собой, а люди из-за этого страдают. В гневе страшны оба и коварны, жестоки. Ничего и никого они не щадят. Вздумают — цветущие города засыплют песками, и следа городов не найдешь. Выпьют всю воду в реках, заметут следы дорог. Погубят караваны верблюдов вместе с путниками, все живое уничтожат…
    И собрались тогда мудрейшие аксакалы решать, как быть.
    Долго-долго советовались мудрецы, как спасти людей и скот, как отвести беды от народа, преградить дорогу дракону и его знойным ветрам, вырвать из его пасти воду, а заодно и шайтана с аллахом уничтожить. Говорили старики-аксакалы. Печально стоял народ, поникнув головами. Казалось, не было дороги к спасению от жары.
    И вдруг с кошмы поднялась древняя старуха. Она вместе с другими слушала мудрецов.
    Сухая, как палка, воткнутая в землю много-много лет назад, старуха едва держалась на ногах. Ее кожа на лице сморщилась, как корочка на пареной репе — паренке, только что вынутой из печки, а почти мертвые глаза ее говорили:»Чужой век я уж захватила».
    И вот старуха заговорила, шамкая губами. Долго и тереливо слушали мудрецы и народ, пока она говорила. А когда она беззубым ртом прошептала, что спасти народ может только тот, у кого есть крылья, — не поняли ее люди и даже мудрецы. Хотя знали, что старость редко ошибается и она мудра.
    И верно: чем дальше старуха говорила, тем больше открывалось перед народом тайн гор и седых преданий. Самая же большая тайна, открытая старухой в тот страшный день и год для народа, была тайна о копье из хрусталя. Ежели кто его найдет (а оно скрыто в глубине горных кряжей), то этим копьем можно пронзить любой камень, скалу и целые хребты.
    — И потечет тогда из расщелин гор хрустальная живая вода, — шамкала старуха, — только живая вода может спасти людей и землю от засухи и смерти. Смерть же несет дракон. Погибнуть он может только от живой воды. Сгинет он — и тогда все снова зацветет. Но может сделать такое только тот, кто смел, как редкостная птица — большой орлан, мудрый, как все мудрецы нашей земли, чистый душой, как только что родившееся дитя. — Так сказала напоследок древняя старуха. Сказала и умолкла навсегда, отдав тайну людям для спасения народа на родной земле…
    Замолкла старуха, а люди, не сговариваясь, поглядели на Агидель. Каждый сердцем понял, что это сможет сделать только она — Агидель. Поняла и она слова старухи. К тому же единый взгляд народа — большой знак, и не каждый бывает им отмечен.
    Молча поклонилась она народу и отцу за то, что пал выбор на нее спасти людей от смерти и горя. Недолго мешкала она. Стала собираться в путь. Не привыкать ей было, сесть на коня и скакать по нехоженым тропам, встречаться со зверем лютым и всяких чудищ увидать.
    И когда наступила ночь, хотя не стало от этого прохладней и ночное небо не потушило далеких огненных зарниц и туманов, ползущих по горам и пологом висевших над землей, собрались люди поводить Агидель. А она уж коня за поводок держала. Обняв отца и поклонившись людям, она надела убор воина, посылаемого на ратный подвиг, на трудные дела, села на коня и помчалась в ночь, навстречу … кому — и сама не знала. Вослед ей кричали люди:
    — Агидель! Агидель!
    Немало сменилось дней и ночей, пока девушка не наткнулась на след хрусталя. Много ей довелось встретить диких зверей и страшных чудищ по дороге. Но, говорят, что сердце, отданное на подвиг, не боится самых злых зверей и самых жутких страшилищ.
    Маленький бурундучок, а силен тем, что знает, как в любую норку можно убежать. Вот и помог бурундук Агидели, показав ей дорогу к хрусталю. Бурундук юркнул в расщелину скалы. Агидель, привязав коня к кедру, кинулась за зверьком, поняв, что не просто зверушка крутилась возле нее.
Протиснулась Агидель в расщелину горы и вдруг на большой поляне очутилась. А поляна вся была окружена горами, и не простыми, а были они все из хрусталя. Зажмурилась поначалу Агидель, оттого что горы разными огнями отливали… Была тут и черная хрустальная гора, и красная, и желтая, но больше всего сияла гора из белого прозрачного хрусталя. На траве у самой горы лежало хрустальное копье, а рядом стояло такое чудище, что Агидель в страхе попятилась назад.
    Но в это время, откуда ни возьмись, появился огромный красавец лось. Он кинулся на чудище и, подняв его на рога, швырнул в пропасть.
    Подняла Агидель хрустальное копье и увидала, как на том месте, где оно лежало, забил родник. И такая была в нем чистая вода, что ее можно было принять за капельки ожившего хрусталя…
    Взяла девушка копье, напилась живой воды и опять села на коня. И снова в путь пустилась. Помчалась она к людям, хотя вновь через зной и мимо огненных зарниц и чудищ. Хрустальное копье она держала острием вперед,  и передним, как старуха говорила, рушились горы, раздвигались скалы. Опять она немало дней и ночей мчалась в горах и один раз вдруг за спиной услыхала плеск воды. В радости она оглянулась и остановилась: за ней, как самая чистая роса, вода бежала. Она пробивалась за Агиделью сквозь горы, то бурля на перекатах, то успокоившись, бежала тихо-тихо, то, споря с камнями, весело шумела.
    Радостно встретили люди Агидель. Новую реку ее именем светлым назвали. И на горе,  семь древних мудрецов, одетых в белые одежды, подали Агидели самую большую награду их племени — редкостной и смелой птицы крыло, большого орлана. Гору же, на которой Агидель с отцом жила, и по сей день называют в память об ее отце — Иремелью.
    Вот и закончилось наше «заочное» путешествие. Думается, что оно не оставило равнодушным тех, кто любит и бережет природу родного края во всем ее многообразии и величии.

 


Вадим    Марушин
 

www.bash-tur.ru

Башкирские Шиханы: путешествие к трем богатырям

На территории Республики Башкортостан находится удивительное природное явление — шиханы.

Вот уже много лет они являются гордостью нашего края и восхищают своей красотой жителей не только нашей Республики.

Что такое шихан?

Шихан — это одиночная возвышенность, холм, бугор или сопка.

Башкирские шиханы являются остатками рифов древнего Пермского моря, на их поверхности до сих пор можно разглядеть отпечатки морских обитателей.

Сложены шиханы из известняка, их возраст более 200 млн. лет.

Шиханы в Башкирии представляют собой три горы, которые расположены недалеко друг от друга. Они образуют собой вытянутую цепочку в 20 километров. Находятся они вблизи городов Стерлитамак и Ишимбай.

Раньше шиханов было четыре, но один из них (Шахтау) был полностью разрушен в процессе добычи сырья Башкирской содовой компанией. Теперь под угрозой находятся и другие шиханы.

Легенда о шиханах

О происхождении шиханов сложена легенда. Она рассказывает о любви сына правителя края Ашака к красавице Агидели.

У седого старика Урала была дочь по имени Агидель, которая восхищала своей красотой всех парней аула. Прослышав о такой красивой девушке, примчался к ней и Ашак, но Агидель не ответила ему взаимностью. Украл тогда красавицу Ашак —умчался с ней прочь, посадив силком на своего коня. Но девушка сумела вырваться и побежала что есть мочи. После долгой погони изможденный конь Ашака пал перед девушкой, загородив ей путь. Парень праздновал победу, усмехался над девушкой, да стал угрожать расправой за погубленного коня. Он достал свой кнут и хлыстнул ее. Крикнула тогда Агидель: «Отец, помоги мне!».

Вздрогнул вдали седой Урал и решил превратить дочь в реку, чтоб не смог ее удержать юноша. И стала Агидель быстрой и юркой рекой, которая постоянно утекала сквозь пальцы. Отправил Ашак за ней сокола, который раскинул свои большие крылья на пути Агидели, но остановить ее тоже не смог.

И понял тут Ашак, что потерял девушку навсегда. В отчаянии он вырвал свое сердце и выбросил его на берег реки. С тех самых пор на этом месте и появилась гора Юрактау (от башкирского йөрәк— «сердце»), а чуть дальше и Шахтау, которая раньше именовалась Ашак-тау. На месте падения коня образовалась гора Торатау, которая напоминает морду лошади, а сокол превратился в Куш-Тау (башк. кош — «птица»).

Три богатыря

Итак, три пока еще существующих шихана, это: Торатау, Куштау и Юрактау.

Торатау

Торатау или Тратау — самая популярная и посещаемая гора. Название переводят как «крепость-гора».

Этот шихан стал символом ишимбайского района, его изображение нанесено на гербе города. Подняться на гору может каждый желающий. С вершины открывается живописный вид на окрестности, что привлекает многих туристов со всей республики и за ее пределами.

Торатау является самым высоким шиханом (402м. над уровнем моря). Здесь есть даже небольшие пещеры. А у подножия шихана находится небольшого размера озеро Тугар-Салган, являющееся памятником природы.

Еще один интересный факт — на территории возле шихана Торатау раньше располагалась одна из зон лагерей ГУЛАГа. Фрагменты бывших тюремных бараков сохранились по сей день.

Куштау

Куштау — самый большой по площади шихан. Название переводится как «двойная гора», по форме шихан двугорбый. В окресностях шихана Куштау можно встретить редких представителей флоры и фауны.

Известен Куштау еще и тем, что зимой на одном из склонов работает горнолыжная трасса одноименного комплекса «Куштау».

Юрактау

Юрактау переводится с башкирского как «сердце-гора». Еще одна вариация — «дальняя гора».

С вершины Юрактау открывается очень красивый вид на остальные шиханы.

У подножия находится небольшое озеро, а в основании одного из склонов бьют родники, один из которых с сернистой водой. Река Агидель красиво огибает собой этот шихан (помните про легенду?).


Говорят, что подобные редчайшие образования остались только у нас и в Австралии. Остается надеяться на то, что шиханы сохранят и дадут возможность будущим поколениям насладиться этой уникальной красотой.

Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!

rb7.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *