Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Малый бам: Что такое малый БАМ? | Общественный транспорт | Общество

Что такое малый БАМ? | Общественный транспорт | Общество

Людмила Магомедова

Примерное время чтения: 3 минуты

3222

Сюжет Дальний Восток. Жить и работать

Категория:  Транспорт

На конечной станции «Нижний Бестях» в Якутии встретили первый пассажирский поезд на этой железной дороге. Официально это первый пассажирский состав на Малом БАМе, дошедший до станции «Нижний Бестях» в Якутии. Как отметил исполняющий обязанности главы Якутии Айсен Николаев, «этого события они ждали десятилетиями».

Вокзал станции Нижний Бестях. Фото: Commons.wikimedia.org/ LxAndrew

Что означает аббревиатура БАМ? 

Аббревиатура БАМ буквально расшифровывается как Байкало — Амурская магистраль. Она считается одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Находится в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 

Железная дорога имеет глубокую историю. Первая идея ее строительства появилась еще в 80-е годы 19 века. Но окончательное решение было принято спустя почти 50 лет. В 1932 году вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому было создано Управление строительства БАМ и развернуты проектно-изыскательные работы. На картах появилась станция Бам (на Транссибе), а также было определено генеральное направление трассы БАМ с опорными пунктами Тайшет — север Байкала — Тындинский — Ургал — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. А в 1938 году началось непосредственно строительство. 

Однако определенные участки давались строителям с трудом. Основной путь от Тайшета до Советской Гавани строился большими перерывами с 1938 по 1984 гг. Работа над центральной частью железной дороги проходила в тяжелых климатических и геологических условиях и заняла в результате более 12 лет. Более того, один из самых сложных участков Северо-Муйский тоннель был введен в эксплуатацию только в 2003 году.

 

В настоящее время БАМ работает на пределе пропускной способности. Ведется модернизация магистрали с целью увеличения грузопотока вдвое до 50 млн тонн в год. 

Общий вид на железнодорожные пути станции Тында, Амурская область. Амуро-Якутская железнодорожная магистраль. Фото: Commons.wikimedia.org

Как появился малый БАМ?

Байкало-Амурская магистраль частично связана с Амуро-Якутской железнодорожной магистралью (АЯМ). В свою очередь, южный участок АЯМа от Транссиба до Беркакита и Нерюнгри, ставший опорным для сооружения основного участка БАМа, был сооружен в 1979 году. Он и получил впоследствии название «Малый БАМ». 

В частности, железнодорожники «Малым БАМом» называют объездной путь от Иркутска-Сортировочного до Гончарово, идущий в обход Иркутска.

Смотрите также:

  • На строительстве Крымского моста демонтируют сборно-разборные конструкции →
  • Последняя свая железнодорожной части Крымского моста погружена в опору →
  • Стартовала укладка рельсов на Крымском мосту со стороны Керчи →

железная дорога

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль / Мегастройки – часть II

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль — еще одна из немногих мегастроек нашей страны.

Это крупнейшая железнодорожная стройка России трёх последних десятилетий. Основное назначение этой железной дороги — соединит Якутск с «большой землей».

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль — фотография с сайта parovoz.com

Протяженность железной дороги — 1244 км (это как от Москвы до Питера и обратно). Из них 439 км.  (от БАМ до Нерюнги) были построены в начале 1980-ых. В 1984 началось пассажирское движение до Нерюнги.

Строительство и эксплуатация железной дороги в Якутии усложнены большими температурными колебаниями — от −50 °C зимой до +30 °C летом и наличием вечной мерзлоты, что заставляет принимать специальные инженерные меры для закрепления грунтов при строительстве.

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль — фотография с сайта parovoz.com

В горной Южной Якутии линия пересекает многочисленные дальнейшие реки, включая Иенгра и Чульман. Пересекает угледобывающий район вокруг Беркакита и Нерюнгри. В городе Нерюнгри — «столице Южной Якутии» — есть пассажирский вокзал.

Поселок Беркакит (9 км к югу от Нерюнгри) с конца 70-х гг. XX в. является «железнодорожной столицей» юга Якутии.

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль — фотография с сайта parovoz.com

К северу от Нерюнгри АЯМ пересекает Алданское нагорье. В городе Алдан находится управление компании «Железные дороги Якутии» вместе с ТЧ этой компании. А конечный пункт действующей железной дороги пока находится в городке Томмот (368 км к северу от Нерюнгри), где на правом (южном) берегу реки Алдан находится пассажирская станция Томмот и грузовой двор.

К северу от этой станции находится самый длинный мост на линии — через р. Алдан. Далее строящаяся дорога, пересекая водораздел, подходит с юга к реке Амга. В поселке Верхняя Амга на правом берегу Амги находится строящаяся станция Амга и звеносборочная база для поставки рельсов на стройку дальше на север.

Мост через реку Алдан. Амуро-Якутская железнодорожная магистраль.

Главная проблема этой мегастройки — мост через реку Лена. Его строительство под вопросом, а без него, эффект от магистрали сильно уменьшается. В настоящее время не существует ни одного моста через Лену в Республике Саха. Якутск связан с внешним миром только паромной переправой летом, или зимником зимой. В течение весны и осени, перемещающийся лед на реке делает переправу невозможной.

В то же время, в Нижний Бестях (правый берег Лены, напротив Якутска) железная дорога придет уже в 2012 г., и не позже 2013 г. планируется ввод всего участка Томмот — Нижний Бестях в постоянную эксплуатацию по IV категории с организацией пассажирского движения

Ожидаемый экономический эффект строительства дороги:

  • снижение транспортной составляющей в продукции, производимой в Якутии;
  • переход центральной и южной части республики на круглогодичное сообщение, снижение потребности в досрочном завозе;
  • перевод нагрузки по досрочному завозу в районы Крайнего Севера с порта Осетрово на порт Якутск с решением проблемы завоза в одну навигацию;
  • изменение схемы ввоза и вывоза грузов, снижение стоимости внутрирегиональных перевозок.

По примерным оценкам, строительство железной дороги в местах, где доставка товаров осуществляется только северным завозом с ограниченными сроками навигации, снижает стоимость доставки груза примерно в 20 раз, а если учесть и косвенные затраты — примерно в 200 раз; достройка железной дороги будет способствовать интенсификации освоения месторождений полезных ископаемых, а зона хозяйственного освоения составит около 600 тысяч квадратных километров.

Ссылки по теме:

  • Амуро-Якутская железнодорожная магистраль — статья на википедии;
  • Последние новости — форум «Транспорт в России».

Создать меньший файл BAM на основе списка последовательностей

Создать меньший файл BAM на основе списка последовательностей

3

Вход в режим редактирования

8.2 года назад

Биомоника (Нулин) 3.2k

У меня есть список интересующих последовательностей и огромный bam-файл. Я хотел бы создать новый файл bam, который будет содержать только сопоставление чтения с одной из этих последовательностей в качестве ссылки. До сих пор я фильтровал файл SAM с помощью grep -f для достижения этой цели, но я ищу более быстрое и элегантное решение, что-то вроде seqtk subseq

Спасибо

фильтр бац • 3,9 тыс. просмотров

• ссылка на сайт обновлен 7 месяцев назад пользователем Орка &утриф; 620 • написано 8,2 года назад пользователем Биомоника (Нулин) 3.2k

Вход в режим редактирования

8.2 года назад

матовый 7.6k

Методы обхода всего файла неэффективны, особенно если интересующие вас последовательности составляют лишь небольшую часть от общего числа. Лучше использовать индекс bam, чтобы включать только нужные чтения. Вы можете сделать это с помощью

samtools view , создав тривиальный файл bed , который состоит из имен ваших хромосом, 0 и большого числа, чтобы выбрать все чтения на этой хромосоме:

 awk '{print $1"\t0\t1000000000"}' references.txt | samtools view -F 4 -b -L /dev/stdin input.bam > output.bam
 

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *