Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Маркировочный узел – —

Содержание

Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей

Чтобы поход завершился успешно, начинающие туристы должны научиться вязать основные верёвочные узлы, освоить их названия и схемы. Важно использовать крепления по назначению, это позволит избежать в пути трагических неприятностей.

Верёвки одинаковой толщины

Узлы туристические с названиями (схемы и описание как вязать из верёвок равного диаметра рассмотрены ниже) помогают туристам в походе. Если необходимо связать 2 шнура одинаковой толщины, туристы пользуются специальными видами связок, созданными на основе морских узлов.

Прямой узел

Прямой узел называют узлом Геракла (Геркулеса). С древних времён его используют, если нужно соединить разорвавшийся канат, удлинить трос или упаковать не тяжёлый груз.

Техника выполнения:

  1. В каждую руку берут по верёвке.
  2. Концы правой и левой верёвки переплетают 1 раз.
  3. Из свободного конца верхней верёвки формируют открытую петлю.
  4. Конец нижней верёвки протягивают в эту петлю, повторяя нижнее переплетение в зеркальном отражении. Получается симметричная связка из 2 петель.
  5. Узел расправляют и стягивают, потянув верёвки в разные стороны.

У правильного прямого узла короткие концы параллельны длинным и находятся друг напротив друга. Если они торчат в разные стороны – соединение выполнено с ошибками и развяжется при нагрузке.

Свойства прямого узла

ПоложительныеОтрицательныеОсобенности использования
Легкое выполнениеСильно стягивается при нагрузке и намокании.В узел вставляют палку или карабин, чтобы облегчить его развязывание, кроме ситуаций, когда важно сохранить натяжение верёвки или предстоит протянуть узел через другой карабин.
При необходимости быстро распускаетсяНельзя применять на мокрых, обледенелых, синтетических канатах.Требуются контрольные узлы.
Ползёт при серьёзных нагрузках.Не используется в альпинизме и в страховочных соединениях.

Главное требование для узла – использование верёвок одинаковой толщины и правильное выполнение, в противном случае он самостоятельно развяжется. Моряки знают, что неправильное завязывание геркулесового узла не раз приводило к человеческим жертвам.

Рифовый

В ситуациях, когда нужно что-либо крепко связать, а затем быстро развязать, используют рифовый узел. Моряки так связывают чехлы спасательных шлюпок, паруса, палубные механизмы. В туризме рифовым узлом соединяют вспомогательные верёвки, которые подвергаются переменной нагрузке. Народное название соединения – узел с 1 бантиком.

Техника выполнения:

  1. Завязывают нижний полуузел и делают петлю, аналогичную петле прямого узла.
  2. Конец другой верёвки складывают вдвое и продевают в эту петлю, затягивают.
  3. Получилась половина бантика. Короткие концы шнура должны выходить на одну сторону и быть параллельны между собой и с длинной частью одной из верёвок.

Шнуры для рифового узла используют несинтетические, одного диаметра и выполненные из одинакового материала. Узел с 2 полубантиками называется двойной рифовый и используется в быту для упаковки свёртков, завязывании шнурков и бантов.

Встречный

Второе название встречного проводника – ленточный узел. Альпинисты и туристы применяют его для связывания строп и ремней. Относится к вспомогательным соединениям, долго завязывается. Служит для соединения лент одинакового и разного диаметра, для связки верёвки с лентой. Встречный узел надёжный, не скользит и хорошо удерживает вес.

Встречный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Свободные концы верёвок располагают навстречу друг другу.
  2. Конец одной верёвки завязывают простым узлом и не стягивают его.
  3. Вторую верёвку протягивают в узел, двигаясь параллельно изгибам первой верёвки и не допуская перекосов.
  4. Связку затягивают максимально сильно.

На стропах контрольные узлы не вяжут, в остальных случаях соединение укрепляют. Минус встречного узла – способность так затягиваться под серьёзной нагрузкой, что развязать его невозможно.

Ткацкий

Прочный узел, другие названия – рыбацкий, лесной, речной. Туристическое название – вспомогательный булинь. Ткацкий узел обязательно усиливают контрольными узлами.

Ткацкий узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Свободный конец одного шнура завязывают простым узлом и через него протягивают второй шнур.
  2. Захватывают концом второго шнура первый шнур и завязывают обычный узел.
  3. 2 получившихся узла сдвигают и стягивают. На свободных концах верёвок делают контрольные узлы.

Плюс ткацкого узла – простое связывание. К его минусам относится способность соскальзывать и сильно затягиваться при повышенных нагрузках. Рыбаки применяют узел для связывания лесок.

Верёвки разной толщины

Узлы туристические с названиями, схемы которых помогают туристам соединить канаты разного диаметра, используют в зависимости от ситуации.

Шкотовый

Узел своё название получил от шкота – снасти, с помощью которой управляют парусом. Другие названия связки – узел Вебера, ткацкий булинь, сеточный, ведерный. Таким способом привязывают натянутый канат к карабину или металлическому кольцу. Узел применяют, если верёвка находится под постоянным натяжением. При слабой или переменной нагрузке шкотовый узел сползает.

Техника выполнения:

  1. На конце более толстой верёвки завязывают закрытую петлю, у которой короткий конец проходит сверху длинной части.
  2. Заводят в петлю вторую верёвку и выводят её, обхватывая петлю по кругу у основания.
  3. Короткий конец перекрещивают с длинным концом верёвки и протягивают его в петлю. Получается, что тонкая бечёвка огибает основание петли восьмёркой.
  4. Узел стягивают и обязательно вяжут страховку.
Шкотовый узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Традиционно шкотовым узлом связывают канаты разной толщины, но он прочно держит и верёвки одинакового диаметра. Под нагрузкой он не стягивается и не ослабляет верёвку, легко развязывается. Такой узел не применяют для синтетических тросов из-за возможного скольжения.

Брам-шкотовый

Усиленный вариант узла Вебера, другое название – двойной шкотовый. Его применяют при такелажных работах, буксире, когда нужно соединиться с жёстким тросом. Используют брам-шкотовый узел при постоянной нагрузке, он выдерживает рывки и резкую смену направления движения.

Техника выполнения:

  1. Из толстого каната делают закрытую петлю.
  2. В неё протягивают конец второго каната, обводят им основание петли и продевают тонкий канат под себя поверх петли.
  3. Ещё раз обходят основание петли свободным концом и протягивают его в проход между петлёй и тонким канатом.
  4. Узел стягивают, придерживая толстую петлю, и расправляют. С 2-х сторон завязывают контрольные узлы.

Брам-шкотовый узел надёжно удерживает как верёвки разного диаметра, так и жёсткие искусственные тросы одинаковой толщины.

Академический

Узлы туристический и морской, разные по назначению и вязанию, получили одно название – академический. Схемы и описания помогут их различать и правильно применять.

Морской академический узел эффективен, когда нужно связать натянутые жёсткие тросы, соединить эластичный канат с верёвкой. Его используют для обвязывания объёмных и упругих грузов. Узел простой, не скользит, легко развязывается.

Техника выполнения:

  1. Концы 2-х верёвок накладывают один на другой и переплетают по одному разу, протягивают вверх.
  2. Повторяют переплетение, только верёвку закручивают в другую сторону, навстречу виткам первого полуузла.
  3. Затягивают концы верёвок. Получился узел в виде косички.
Академический узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Академическим морским узлом соединяют простые и синтетические тросы. Рыбаки с его помощью связывают лески.

Усложнённый вариант прямого узла – академический туристический узел. При нагрузке он меньше затягивается и проще распускается, чем прямой. Узел эффективен при постоянном и переменном воздействии.

Техника выполнения:

  1. Из шнура большей толщины формируют полупетлю.
  2. Свободный конец меньшего шнура продевают в петлю, обкручивают её основание, перекрещивают короткий и длинный конец шнура.
  3. Протягивают короткий хвост шнура в петлю, затягивают, закрепляют страховочными узлами.
Усложненный вариант академического узла: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Таким узлом привязывают верёвку к столбу или дереву. Во время навесных переправ академический туристический узел использовать запрещено.

Дополнительные узлы и петли

Узлы туристические с названиями (схемы показывают верёвочные страховочные и вспомогательные соединения) используют во время спусков, подъёмов, переправ. В этом случае туристы применяют модификации морских узлов.

Проводник

Проводник – незатягивающийся петлевой узел, простой, завязывается одной рукой. Его делают в начале или середине троса для фиксации. Под воздействием узел сильно затягивается и не скользит.

Проводником соединяют верёвку с карабином или металлическим кольцом, обвязывают дерево или столб. Узел применяют в страховочных системах, для закрепления верёвочных лестниц. Если на тросе есть испорченный участок, его выделяют, завязав проводник.

Техника выполнения:

  1. Конец верёвки складывают вдвое, формируют петлю.
  2. Протягивают двойной конец в петлю, стягивают.
  3. Если крепление используется под переменными нагрузками, то вяжут контрольный узел.

Минус проводника – тяжело распускается, на середине троса работает хуже, чем на конце.

Узел пустышка

Дополнительный узел, которым пользуются для стягивания верха мешка, рюкзака. Пустышка легко развязывается, стоит потянуть концы верёвки в разные стороны.

Пустышка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. На середине верёвки сворачивают петлю.
  2. Через неё протягивают одну часть верёвки, формируя петлю-ушко.
  3. Затягивают узел.

Связку пустышка используют при завязывании узлов булинь и двойной проводник.

Маркировочный узел

Другое название маркировочного узла – альпийская катушка. Так завязывают провода и верёвки длиной до 40 м, когда они для транспортировки и хранения свёрнуты в бухту – многослойное кольцо. Связка фиксирует край троса и не даёт мотку распуститься.

Маркировочный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Сворачивают верёвку бухтой, последний оборот делают короче остальных на 1/3.
  2. На конце верёвки формируют петлю.
  3. Плотными витками оборачивают моток и петлю свободным концом верёвки 5-7 раз и протягивают его в петлю.
  4. Затягивают узел до упора.

Маркировочное крепление туристы используют при изготовлении носилок, чтобы нарастить короткие деревянные части основы. Связисты с помощью альпийской катушки восстанавливают повреждённый кабель.

Узел Бахмана

Схватывающий узел, назван в честь своего создателя, альпиниста и спасателя Франца Бахмана. Под нагрузкой связка прижимает карабин к тросу, не давая ему двигаться. Применяют узел Брахмана для спасательных работ, подъёма грузов, навесных переправ, вяжут на одинарных и двойных верёвках.

Техника выполнения:

  1. В карабин продевают верёвку меньшей толщины и прикладывают его длинным основанием к ведущему тросу.
  2. Верёвку, сложенную вдвое, пропускают в карабин и прикручивают его к тросу 3-4 витками.
  3. Под действием силы узел прижимает карабин, не давая ему двигаться. Чтобы возобновить движение карабина, нагрузку ослабляют.

Узел Бахмана надёжен, не затягивается, с ним можно работать в перчатках. Минусы крепления – плохо удерживает обледеневшую верёвку, может проскальзывать, по этой причине практически не используется в страховочных системах.

Австрийский проводник

Австрийский проводник относится к незатягивающимся узлам, другие названия – срединный проводник, ездовая петля, альпийский мотыль. Его используют для создания надёжной петли в альпинистских связках, верёвочных лестницах, в рыболовстве и в быту. Узел легко развязывается, не скользит, незначительно снижает прочность каната.

Австрийский проводник: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Сворачивают верёвку пополам петлёй, перекрещивают ещё раз, чтобы получилась восьмёрка.
  2. Верхнюю петлю опускают вниз, заводят под пересечение верёвки и протаскивают в нижнюю часть восьмёрки.
  3. Петлю поправляют, узел затягивают в обе стороны.

Выполнение срединного проводника требует практики, его неудобно выполнять в рукавицах и одной рукой. На конце каната опытные туристы рекомендуют завязывать не австрийский узел, а петлю восьмёрку.

Стремя

Стремя, он же щёголь или выбленочный – узел, которым прикрепляют верёвки к опорам, карабинам и другим предметам с ровной поверхностью. Его применяют для самостраховки, во время спасательных операций, используют как петлю для ноги во время подъёма. С помощью узла стремя несколько предметов связывают одной верёвкой.

Техника выполнения на опоре:

  1. Свободным концом верёвки 1 раз оборачивают столб, формируют петлю и опускают конец вниз.
  2. Внизу накручивают на опоре ещё одну петлю, затягивают.
Стремя: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Если верёвка синтетическая, то близко к опоре завязывают дополнительный узел. При завязывании стремени одним концом контрольный узел также необходим.

Техника выполнения одним концом:

  1. Пропускают канат через опору или карабин.
  2. Перекрещивают верёвки, чтобы получилась петля и делают ещё одну петлю навстречу первой.
  3. Надевают вторую петлю на опору (карабин). Затягивают стремя, потянув одновременно вниз за два конца верёвки.

Во время использования стремени нужно учитывать, что при постоянной нагрузке узел не затягивается, а при переменном приложении силы – ползёт.

Схватывающий узел (прусик)

Узел придумал австрийский альпинист Карл Прусик. Его завязывают тонкой верёвкой (репшнуром) на основном канате большего диаметра. Оптимальное соотношение диаметров верёвок – 1:2.

Применяют прусик при изготовлении натяжной переправы, для страховки во время подъёма и спуска по верёвке. Узел просто вяжется одной рукой, прочно удерживает нагрузку, в ослабленном состоянии легко двигается.

Схватывающий узел (прусик): узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Концы репшнура связывают между собой, чтобы получилась петля.
  2. Оборачивают петлёй основную верёвку и протягивают через себя. Так повторяют, чтобы по сторонам крепления образовались симметричные витки. Альпинисты используют узел, закрученный в 3 оборота.
  3. Прусик поправляют и стягивают. Если репшнур не был завязан встречным узлом, то делают контроль.

Недостатки узла: скользит на мокрой и обледенелой основе, не держится на жёстких тросах, требует большой практики связывания.

Испанский беседочный

Испанский беседочный (боцманский) узел выглядит, как 2 соединённые петли. Связка служит альтернативой верёвочной люльке во время спасательных операций. Чтобы помочь пострадавшему, его ноги вставляют в 2 незатягивающиеся петли узла, на уровне груди верёвку завязывают на полуштык и поднимают или опускают человека.

Техника выполнения:

  1. На середине верёвки сворачивают 1 большую петлю, а по 2-м сторонам от неё – по 1 петле размером поменьше.
  2. Большую петлю загибают вперёд и протягивают в неё 2 боковые петельки.
  3. Узел туго затягивают.
Испанский беседочный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

На флоте с помощью испанского булиня сооружают беседку для внешних работ. В петли узла вставляют доску, на которую садится матрос, и его опускают за борт или поднимают на мачту для покраски.

Восьмёрка

Узел восьмёрка – стопорный узел, быстрый в выполнении. Он утолщает верёвку и блокирует её, не давая проскальзывать через крепления или отверстия. С помощью восьмёрки альпинисты крепят к тросу карабины, рыбаки привязывают крючки к леске.

Узел самостоятельно не развязывается, не смещается, не затягивается. Его применяют на тросах и верёвках из всех материалов. Не подходит восьмёрка только для жёстких лесок из флюорокарбона.

Восьмерка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Верёвку перекрещивают в форме петли так, чтобы длинная часть верёвки находилась сверху короткой.
  2. Протягивают короткий конец в петлю.
  3. Узел затягивают.

Другие названия связки – савойский, фламандский узел. На основе восьмёрки разработано не менее 20 узлов, разных по назначению. Популярный вариант крепления – восьмёрка в виде петли. Чтобы её получить, свободный конец верёвки складывают вдвое и завязывают узел по традиционной схеме.

Для детей

Игры с узлами развивают воображение, мелкую моторику рук и усидчивость ребёнка.

Шнуры для занятий с дошкольником должны быть разноцветными, длиной около 50 см, средней толщины и не жёсткими. Можно изготовить стенд по росту ребёнка, на котором закрепить всевозможные виды верёвок. В первую очередь малыша обучают завязыванию шнурков на обуви, бантов и галстуков у кукол, декоративных завязок на одежде.

Начинают обучение с простого узла, который завязывают одной рукой:

  1. Отступают от большого пальца 3 см и вешают на кисть руки верёвку так, чтобы задняя её часть была короче передней и не превышала 30 см.
  2. Раскачивают руку с верёвкой справа налево и пытаются поймать задний конец шнура.
  3. На ладони образуется петля, а короткий конец верёвки будет зажат указательным и средним пальцами.
  4. Резким движением стряхивают верёвку с руки, при этом крепко удерживая пальцами её конец и стараясь протянуть его в петлю. Дошкольнику нужно несколько попыток, чтобы научиться завязывать простой узел таким способом.

Следующим осваивают проводник и прямой узел, затем – более сложные связки. Для ребёнка важно видеть пользу от полученных навыков, поэтому нужно привлекать его к завязыванию верёвок дома и на отдыхе, просить помочь при установке палатки или навеса

Как закрепить верёвку на основе

Узлы туристические с названиями (схемы как вязать верёвку на опоре необходимо изучить каждому туристу) изучают до того, как отправиться в путешествие. Такие связки используют для подъёма и спуска, постройки навеса, при проведении спасательных работ.

Штык

Незатягивающийся узел состоит из 2 частей-полуштыков. Это простой и надёжный узел для закрепления чего-либо на вертикальной основе и под натяжением. Так привязывают канат за крюк для буксировки автомобиля, катера. Узел штык используют при создании переправ, верёвочных лестниц, натягивании тента, закрепления грузов.

Штык: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Верёвку перебрасывают через опору и формируют петлю.
  2. Протягивают через петлю конец верёвки – это первый полуштык.
  3. Коротким концом верёвки делают петлю на длинном конце и повторяют полуштык. Его вяжут в том же направлении, как и первый. Если неправильно завязать вторую часть штыка, он будет стягиваться.
  4. Свободный конец верёвки обязательно закрепляют контрольным узлом.

Максимальное количество полуштыков в узле – 3. Большее количество вязать не рекомендуется, так как это не повысит прочность штыка, а увеличит время на его завязывание и распускание.

Петля булинь

Узел булинь – это незатягивающаяся петля на конце каната. Моряки считают его королём узлов за надёжность. Булинь быстро распускается, его можно завязать одной рукой, что важно во время проведения спасательных операций. Таким узлом прикрепляют трос к металлическим кольцам, крюкам, вертикальным и горизонтальным основам.

Булинь: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Делают на конце верёвки простую петлю или 1 раз оборачивают опору.
  2. Пальцами удерживают место перекрещивания и протягивают снизу в петлю свободный конец верёвки.
  3. Протягивают верёвку, огибают сзади длинную часть и снова пропускают конец в маленькую петлю.
  4. Затягивают узел, потянув в разные стороны за большую петлю и длинную часть верёвки.

Булинь обязательно подстраховывают контрольным узлом. Минусы королевского узла – сложность завязывания и способность скользить при непостоянных нагрузках.

Удавка

Практичный узел для закрепления троса на основе – удавка Циммермана. Он относится к простым связкам, легко вяжется и быстро распускается без нагрузки.

Удавка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Верёвкой огибают опору и формируют закрытую петлю.
  2. Продолжают движение верёвкой вдоль петли, накручивая на неё 3-4 оборота.
  3. Пропускают конец верёвки в петлю и подтягивают.

Удавка Циммермана надёжно держит натяжение при постоянном воздействии, а при переменной нагрузке проскальзывает. Чтобы этого не происходило, узел фиксируют 1 или 2 контрольными узлами.

Натягивание верёвки без провисания

Верёвка, натянутая между 2 опорами, провисает под воздействием погодных условий и грузов. Существует способ сохранить натяжение, не используя специальные приспособления.

Натягивание верёвки без провисания

Порядок действий:

  1. На одной опоре завязывают верёвку любым узлом, который быстро развязывается.
  2. По центру верёвки делают петлю восьмёрку или другой петлевой узел, протягивают через него верёвку, чтобы получилась маленькая петля.
  3. Огибают вторую опору свободным концом и возвращаются к петле восьмёрке.
  4. Свободный конец верёвки привязывают ко второй петле, вид узла значения не имеет.
  5. Максимально затягивают конструкцию, в готовом виде она выглядит как канат, раздвоенный от середины.

Такой способ натягивания верёвки подходит для простых ситуаций – просушить бельё, рыбу, переправить через ручей нетяжёлый груз. Народное название метода – полиспаст, оно произошло от обозначения грузоподъёмного промышленного устройства.

Улучшенное натягивание верёвки

Чтобы улучшить натяжение протянутой верёвки, бывалые туристы используют самодельные или магазинные фиксаторы. Талреп – устройство, оснащенное на концах кольцами или крючками. Его применяют для стягивания грузов, кабелей на производстве. Пригодится такое устройство и в походе.

Улучшенное натягивание верёвки

Одну сторону талрепа прикрепляют к опоре жёстким способом, на крючок, дюбель или анкер. С другой стороны завязывают верёвку самозатягивающимся узлом или петлёй. Для увеличения натяжения талреп вращают вокруг своей оси. Если крутить устройство в другую сторону, верёвка ослабляется.

Ещё 1 вариант для поддержания троса в натянутом состоянии – применение блок-ролика. Один конец троса прочно крепят к опоре, а второй пропускают через блок. Привязывают к ролику груз, который служит противовесом и не позволяет верёвке провисать.

Изучением узлов, различных по назначению, занимается наука наузистика. И в XXI в. специалисты совершенствуют схемы их завязывания, уточняют названия, придумывают новые туристические, альпинистские, спелеологические связки.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео о туристических узлах

Какие есть узлы туристические, их названия, схемы и как вязать — в этом видео:

handsmake.ru

Туристские узлы

Библиотека | Мой дом тайга

Туристские узлы

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

«Прямой»:

Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

Рис. 1. «Прямой»

Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис.1, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 1, д). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис.1, е).

«Ткацкий» узел:

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 2, а), потом с другой (рис. 2, б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 2, в).

Рис. 2. «Ткацкий» узел

«Встречный» узел:

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 3, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 3, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 3, в).

Рис. 3. «Встречный узел»

Узел «грейпвайн»:

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 4, а), затем то же самое с другой (рис. 4, б). Узлы стягиваются (рис. 4, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 4, г.

Рис. 4. «Грейпвайн»

«Брамшкотовый» узел:

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 5, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 5, в).

Рис. 5. «Брамшкотовый»

«Академический» узел:

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 6, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 6, в).

Рис. 6. «Академический»

Узел «простой проводник»:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 7, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 7, в).

Рис. 7. «Простой проводник»

Узел «восьмерка»:

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 8, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 8, в).

Рис. 8. «Восьмерка»

Узел «срединный австрийский проводник»:

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 9, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 9, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 9, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Рис. 9. «Срединный австрийский проводник»

Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»:

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 10, а), затягивается (рис. 10, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 10, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 10, в).

Рис. 10. «Двойной проводник»

Правильно завязанный узел показан на рисунке 10, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

Узел «удавка»:

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 11, а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех) и завязывается контрольный узел (рис. 11, б). Затем узел затягивается.

Рис. 11. «Удавка»

Узел «стремя»:

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 12, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 12, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

Рис. 12. «Стремя»

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 13, а, б).

Рис. 13. «Стремя» как опора для ноги.

Узел «Булинь»:

Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис. 14, а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 14, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 14, в).

Рис. 14. «Булинь»

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 15, а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 15, б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (рис. 15, в).

Рис. 15. «Булинь» с помощью «пустышки»

«Схватывающий» узел:

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис. 16, а, б). Затем операция повторяется (рис. 16, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (рис. 16, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

Рис. 16. «Схватывающий» узел.

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 17, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 17, г).

Рис. 17. «Схватывающий» узел одним концом.

Дополнительные узлы:
Узел «пустышка»:

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.

Рис. 18. «Пустышка».

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 18, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 18, б).

«Маркировочный» узел:

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 19).

Рис. 19. «Маркировочный» узел.

«Узел Бахмана»:

Рис. 20. «Узел Бахмана».

Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщёлкивается в карабин (рис. 20, а), при открытом карабине делается 3 — 4 оборота (рис. 20 б), затем муфта карабина закручивается, узел распрямляется и затягивается (рис. 20, в).

«Карабинная удавка»:

Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.

На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (рис. 21, а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (рис. 21, б).

Рис. 21. «Карабинная удавка».

«Двойной булинь»:

Рис.22. Соединение частей страховочной системы узлом двойной булинь: а– .петли грудной обвязки; б – начальная петля; в – этот кусок веревки должен быть не менее 2 м.; г – подхлест нижней пряди веревки, проходящей в петлях беседки; д – петля беседки; е – петля самостраховки длиной 1,1 м; ж – петля самостраховки длимой 1,7 м

Источник



www.rgo-sib.ru

Маркировочный узел

(второе применение)

Применяется для наращивания слег, в основном, при изго­товлении носилок из подручных средств (слегами могут служить древки ледорубов).

В ложбину, образованную двумя слегами, наложенными друг на друга, укладываем сложенный вдвое коренной конец ве­ревки. Ходовым концом обматываем петлю и обе слеги, смещаясь при этом в сторону петли (витки следует делать с приложением максимально возможной силы). Ходовой конец верёвки продевается в петлю, а за коренной конец затягивается узел.

Следует заметить, что подобным образом связисты наклады­вают проволочный бандаж при восстановлении оплётки кабеля связи.

Рис. 57 д.

Ж. Быстроразвязываюшиеся узлы

Рифовый узел

Рис. 58 А.

Узел очень схож с прямым узлом и вяжется тем же спосо­бом. При вязке второго полуузла используется ходовой конец, сложенный вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

Этот узел известен в обиходе под названием «узел с банти­ком». В принципе, это простой и полезный узел.

Двойной рифовый узел

(фаловый, петельный, байтовый узел, у В. Даля именуется «репейком» — бантом)

Рис. 58 Б.

Вяжется так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы верёвки завязываются сложенными вдвое (в виде петель).

Узел спасателя

(быстроразвязывающийся самозатягивающийся узел -БРСУ)

К сожалению, я не знаю настоящего названия этого узла и до настоящего времени не могу его выяснить. Если кто-то мне по­может найти истинное название узла, я буду очень благодарен.

Узел спасателя должен знать каждый турист и уметь вязать его за 1-2 секунды. Меня этот узел выручал уже много раз. Этот узел просто незаменим, когда нужно в течение короткого времени несколько раз закрепить за несколько секунд и тут же быстро от­вязать коренной конец верёвки от опоры. Причём опора может быть каждый раз новой. Например, спасательный конец бросается человеку в горном потоке или на катамаран. При спасении чело­века на воде конец верёвки запрещается жёстко крепить к опоре, но это в том случае, если потоком воды спасаемого прижимает на речное дно. Но этот узел можно мгновенно развязать, дать слаби­ну и тут же завязать на следующей опоре ниже по течению. Этот же узел можно использовать в экстремальной ситуации в качестве самосбрасывающих устройств при их отсутствии и отсутствии альпинистских карабинов. Самое главное качество узла спасателя — ни один узел не вяжется к опоре быстрее этого узла. Кроме того, если ходовой конец у завязанного узла сиасателя продеть в обра­зовавшуюся при вязке петлю, то получк»ся неразвязывающийся узел.

По аналогии с морским развязывающимся бегущим простым узлом, узлу спасателя можно дать название «развязывающийся перевёрнутый бегущий простой узел», т.е. РПБПУ. Рассмотрим, как вяжется узел спасателя:

  1. Конец верёвки обносим вокруг опоры слева направо, после чего ходовой и коренной концы удерживаем левой рукой.

Рис. 59 а.

  1. Ладонью правой руки приподнимаем ходовой конец и от­водим его влево таким образом, чтобы коренной конец вепёвки касался тыльной стооойы ладони.

Рис. 59 б.

  1. Не останавливая движения правой руки, делаем ею дви­жение вниз — вправо, а затем — вверх — влево, тем самым образуем на коренном конце верёвки калышку (закрытую петлю). Петля в калышку закручивается против часовой стрелки. Пальцы руки в этот момент должны быть собра­ны щепоткой.

Рис. 59 в.

  1. Пальцами правой руки быстро берёмся за верёвку хс™ою-го конца и вытягиваем её в калышку. В зтот момент на ходовом конце образуется петля, которая, следуя за рукой, продёргивается в калышку.

Рис. 59 г.

Необходимо контролировать, чтобы весь ходовой конец не продёрнулся в закрытую петлю. После нескольких тренирс \ это легко достигается. Главное — это не жалеть длины верёвки и о5-носе опоры.

Рис. 59 д.

З. Особые узлы

В промышленном альпинизме без этих узлов просто не обойтись. Я думаю, что их-изучение будет полезным и для туристов.

studfile.net

Узлы в альпинизме и горном туризме

 

УЗЛЫ

см. также — первую часть

страницу с этими и другими узлами, анимированную!

Книгу, откуда можно почерпнуть знания по вязке десятков узлов

Узел австрийский проводник (узел среднего, бергшафт),

применяется для закрепления середины веревки на рельефе или на страховочной системе среднего участника в связке, при изготовлении веревочных носилок. Первый этап — веревка укладывается «восьмеркой» (рис. 10а),

Рис. 10 а. б, в.

Австрийский проводник.

второй этап — верхняя петля

загибается к основанию и вынимается снизу из нижней петли (рис. 106), после чего узел затягивается (рис.10в).

Схватывающий узел (прусс)

применяется для самостраховки при движении по вертикальным и наклонным перилам, для натяжения полиспаста. Вяжется обязательно веревкой мень шего диаметра на веревке большего диаметра. Первый этап — на коренном конце (большего диаметра) петлей совершается один оборот (рис. 11 а)

Рис. 11 а, б, в.

Схватывающий.

второй этап — совершается второй оборот (рис. 116), третий этап — узел расправляется и затягивается, узел имеет хорошо запоминающийся рисунок (рис. 11в), в распущенном состоянии свободно двигается по веревке, а при резкой нагрузке затягивается и перестает двигаться по веревке (если не зажат в руке). Другой способ вязки схватывающего узла одним концом, а не петлей как было описано выше. Этот способ подробно изображен на рис. 11г, д и вряд ли требует комментариев.

Рис. 11 г, д,

Австрийский (несимметричный, косой) схватывающий

применяется на оледенелых и мокрых веревках, там, где обычный схватывающий недостаточно надежен и работает (затягивается) только при нагрузке в одну сторону — туда, где больше витков. От обычного схватывающего, завязанного одним концом, отличается только тем, что с одной стороны делается больше витков (рис. 11 е). Возможное количество витков 2 и 3 или больше, но 1 и 2 витка нельзя признать достаточно надежным.

Рис. 11 е. Австрийский (косой) схватывающий.

Узел булинь (обвязочный, беседочный)

применяется для закрепления веревки на рельефе или для обвязки человека (если отсутствует пояс Абалакова или страховочная система). Этапы его вязки изображены на рис. 12 и вряд ли нуждаются в описании, следует только отметить, что петля, в которую пропускается ходовой конец, обязательно должна быть сделана на конце, который будет потом нагружаться, как это показано на рис. 12а, иначе узел будет завязан неправильно.

Рис. 12 а, б, в. Булинь.

Узел стремя (выбленочный)

применяется как точка опоры для ноги или, если завязывается одним концом, для закрепления веревки на рельефе. Завязывание стремени показано на рис. 13 а, б, в. Нужно отметить, что руки, держащие веревку, поворачиваются под углом 180° по часовой стрелке (рис. 13 а, б), затем полученные петли совмещаются (рис. 13в).

 

Рис. 13 а, б, е

Стремя

Иногда, например, при падении в трещину, возникает необходимость завязать стремя одной рукой (вторая занята или повреждена) этот способ изображен на рис 13г, д и не нуждается в комментариях.

Рис. 13 г, д. Стремя одной рукой.

Для использования в качестве опоры для ноги могут использоваться узлы проводника и восьмерка, но преимущества стремени в том, что оно не затягивается и легко развязывается. Для закрепления веревки можно применять стремя, завязанное одним концом.

Рис. 13 е, ж. Стремя одним концом.

Способ его вязки изображен на рис. 13 е, ж. Следует добавить, что в данном случае контрольный узел на стремени обязателен, этот узел очень хорошо держит даже на абсолютно гладком камне или дереве, но при сильной нагрузке или на намокшей веревке затягивается так, что развязать его очень тяжело.

Узел Бахмана

является предшественником жюмаров и зажимов. Сейчас применяется для подъема на стремени в случае отсутствия или нехватки жюмаров (зажимов) или для натяжения полиспаста (при сильном натяжении веревки, например, на навесной переправе, даже хороший жюмар портит оплетку веревки). Сначала в карабин прощелкивают петлю из веревки меньшего диаметра и прикладывают его длинной стороной к веревке большего диаметра (рис. 14а), затем петлей совершается 3—4 оборота вокруг карабина, каждый раз прощелкивая петлю в него (рис. 146), полученный узел расправляют (рис. 14в), за карабин его можно двигать вверх, а при резком рывке узел затягивается. Узел легко ослабляется после нагрузки, широко применяется при проведении спасработ.

 

Рис. 14 а, б, в. Узел Бахмана.

Узел удавка

применяется для закрепления веревки на рельефе.

Рабочим концом обносится дерево или камень, ледовый столбик и коренной конец (рис. 15а), после чего между тем, за что закреплена веревка и местом, где совершен обнос коренного конца, делается несколько «шлагов» (рис. 156).

 

Рис. 15 а, б. Удавка.

 

Узел маркировочный

служит для маркировки веревки, после того как веревка сбухтована. Из одного конца делается петля и вторым концом совершается 4—5 оборотов вокруг бухты и этой петли (рис. 16а), после чего рабочий конец вставляется в эту петлю и она затягивается.

 

Рис. 16 а, б. Маркировочный.

 

Узел проводника «повышенной надежности».

Этот новый узел, пока еще недостаточно опробованный на практике. Используется в тех случаях, когда по каким-то причинам не удовлетворяет надежность восьмерки.

Узел

состоит из двух полуузлов. Сначала вяжется затягивающаяся петля (рис. 17а), похожая на начало вязки булиня, но отличающаяся тем, что вытягивается короткий конец (рабочий),

затем этим концом вяжется один полуузел (шлаг) узла грейпвайн. Полуузлы подтягиваются друг к другу, при этом увеличивается в размере петля. Готовый узел изображен на рис. 17д, е.

Рис. 17 д, е. Проводник «повышенной надежности».

 

см. также — первую часть

страницу с этими и другими узлами, анимированную!

Книгу, откуда можно почерпнуть знания по вязке десятков узлов

 


Сообщение от: владимирс
Спасибо,очень поучительно.

budetinteresno.info

Силковый узел

При подготовке туристов может не изучаться.

Рекомендуется к изучению при подготовке по программам! школ безопасности и выживания.

Узел позаимствован из техники птицеловов. Силки, сделан­ные с помощью такого узла, действуют безотказно. Силковый узел считается одним из наиболее плавно и легко затягивающихся узлов.

Рис. 54.

Затягивающаяся удавка

(эшафотный узел, «виселъный» узел)

Нужно заметить, что истинный эшафотный узел своей схе­мой отличается от затягивающейся удавки, которую иногда тоже называют эшафотным узлом.

Этот узел имеет преимущество перед удавкой с полуштыка­ми в том, что ходовой конец верёвки не может выскользнуть из петли, и поэтому затягивающаяся удавка надёжнее.

Чтобы завязать затягивающуюся удавку, верёвка укладыва­ется в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обно­сятся несколько раз ходовым концом верёвки, двигаясь всё время в сторону коренного конца. После этого ходовой конец пропуска­лся в петлю, обращённую к коренной части верёвки. Вытягивая крайнюю петлю, зажимаем в ней ходовой конец. Этот узел всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть верёвки.

Рис. 55.

Этот узел хорош для изучения ещё и тем, что его принцип вязки использован при маркировке верёвок.

Маркировка верёвок Маркировочный узел

{маркерный узел — неверное название)

Маркировочный узел служит для маркировки верёвки после того, как она сбухтована. Название узла происходит от слова «марка» — несколько плотно уложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания. (Словарь морских терминов объясняет слово каболка, как самая тонкая составная часть растительного троса, скрученного из волокон конопли, агавы или др. растений.) Верёвка сматывается в одинарные кольца для переноски через плечо или в двойные кольца для переноски за спиной.

Рис. 56 а, б, в.

Сматывать в бухту верёвку лучше всего челночным спосо­бом. Этот способ ещё называют французским. В этом случае ве­рёвка легко выдаётся, никогда не скручивается в затягивающиеся петли, которые невозможно распутать (особенно в сумерках и на морозе).

В. И. I анопольский в книге «Туризм в школе» пишет о мар­кировочном узле: «Служит он для маркировки веревки после того, как она сбухтовака. На одном конце верёвки делается петля, а другим концом навстречу петле делается 4-5 оборотов бухты и петли, после чего рабочий конец пропускается в петлю и петля затягивается». Это, на мой взгляд, неверно, т.к. перепутаны ходо­вой и коренной концы.

Маркировка верёвки, после того, как она сбухтована. произ­водится следующим образом:

  1. Последнее кольцо (закрытую петлю) в бухте сделать на одну треть короче остальных. Это, в дальнейшем, поможет легко его найти среди других колец, а при затягивании маркировочного узла получим красивую, ровную бухту — ни одна петля не будет выходить за пределы бухгы.

  2. По принципу вязки затягивающейся удавки, верёька укладывается в виде двух одинаковых по ргзмеру петель.

  3. Петля и бухта верёвки несколько раз (5-6 раз) обносятся ходовым концом, после чего он пропускается в петлю. Витки укладываются таким образом, чтобы верёвка каждого нового шлага была плотно прижата к верёвке предыдущего шлага

  4. Верёвка укороченной петли в бухте вытягивается в сторону от маркировочного узла до того момента, пока петля маркировочного узла не затянется и не обожмёт ходовой конец (см. рис . 57 а, б, в, г).

Рис . 57 а, б, в, г

studfile.net

Узлы, используемые в промышленном альпинизме Истории, анекдоты, безопасность, снаряжение, обучение, фотографии

Применяется для завязывания плоских лент. На одной ленте завязывают обычный контрольный узел, а затем концом другой ленты прослеживают ему навстречу, после чего расправляют и затягивают узел. Встречный узел на встречных лентах не требует контрольных узлов, так как трение в нем велико. На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.

Применяется для завязывания веревок одинакового диаметра. Обязательны контрольные узлы!

 

Характеристики аналогичны встречному узлу, надежноссь выше, поэтому контрольные узлы не завязываются.

«Ползут» при переменных нагрузках, под нагрузкой не затягиваются.

Шкотовый узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра, брамшкотовый – для верёвок как одинакового, так и разного диаметров. Обязательны контрольные узлы.

Применяется для завязывания веревок одинакового диаметра. Как и любой другой узел, грейпвайн ослабляет веревку, но потеря прочности составляет только 5%. Завязанный на лентах, наоборот, упрочняет их в этом месте в два раза. Узел достаточно сложен и требует недопущения ошибок при его завязке.

Быстро и сильно затягивается (при сильных нагрузках – «намертво»), не «ползёт». Для облегчения развязывания вяжется петля со длинным свободным концом (г).

Затягивается ещё сильней.

Применяется для закрепления веревки на рельефе. Рабочим концом обносится дерево или камень и коренной конец, после чего между тем, за что закреплена веревка, и местом, где совершен обнос коренного конца, делается несколько «шлагов», то есть рабочий конец обвивается вокруг веревки.

 

Штык с обносом в отличие от узла «простой штык» (у которого отсутствует второй оборот верёвки вокруг опоры) при маятниковых нагрузках не скользит вдоль предмета, вокруг которого завязан.

Вяжется как на конце верёвки, так и в середине. Поз нагрузкой сильно затягивается, «ползёт», особенно на жёсткой верёвке, необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках – очень сильно снижает прочность верёвки.

Под нагрузкой сильно не затягивается, не «ползёт», прочность верёвки снижает меньше, чем проводник.

 

Имеет наибольшую прочность (70-74%) по сравнению со всеми остальными узлами серии «проводник» — снижает прочность верёвки даже меньше чем «восьмёрка».

 

 

 

Под нагрузкой сильно не затягивается, «ползёт» при переменных нагрузках, необходим контрольный узел.

Булинь, особенно незатянутый, чувствителен, к какому концу приложена основная нагрузка. Если тянуть за один конец, узел сильно (иногда даже чересчу) затягивается. Если же тянуть за другой – эта нагрузка способствует саморазвязыванию узла.

На рисунке справа вверху показан альтернативный способ завязывания узла.

 

Позволяет делать петли как одной, так и разной длины.

Чтобы рисунок узла получился правильным, нужно петлю «А» полностью вытянуть в противоположном от петель «Б» направлении (1), после этого затянуть узел (2). Применяется в альпинизме для вязания беседки (каждая петля для одной ноги), в морской практике узел используется для страховки человека: в одной петле сидят, а другая охватывает тело под мышками.

Такой способ вязки предотвращает сильное затягивание и саморазвязывание обычного булиня.

Эскимоская петля позволяет быстро регулировать размер петли в узле, удобен для вязания оттяжек. Под нагрузкой не затягивается, не «ползёт».

Рыбацкая петля не «ползёт», под нагрузкой сильно затягивается.

Позволяет сделать надёжную петлю в любом месте верёвки, ослабляя её прочность меньше, чем «проводник» и «восьмёрка». Может быть использован для вязания верёвочной лестницы (см. также «стремя»).

Надёжные узлы, не «ползут», под нагрузкой сильно не затягиваются, не требуют контрольного узла. Для облечгения развязывания можно использовать вариант с петлёй (г). Калмыцкий узел может быть использован для организации спуска последнего участника.

Позволяет держать верёвку в компактном состоянии при помощи марки (марка – несколько оборотов концом верёвки вокруго сложенных колец). Незаменим при транспортировке верёвки.

Позволяет временно укоротить верёвку в 3-3,5 раза. При необходимости верёвка расправляется в считанные секунды.

Прусик — используется для самостраховки при движении по вертикальным и наклонным перилам, для натяжения полиспаста. Завязывается обязательно веревкой меньшего диаметра на веревке большего диаметра. В распущенном состоянии свободно двигается по веревке, а при резкой нагрузке затягивается и перестает двигаться. Возможна завязка узла одним концом.

Узел Маршара держит гораздо лучше остальных, в том числе при неблагоприятных соотношениях диаметров основной верёвки (отмечена штриховкой) и репшнура, не допускает проскальзывания даже не будучи плотно затянутым перед нагружением. Применяется на оледенелых и мокрых веревках, там, где обычный схватывающий недостаточно надежен и работает (затягивается) только при нагрузке в одну сторону — туда, где больше витков.

Узел Бахмана — Применяется для подъема на стремени, для натяжения полиспаста. Незаменим при работе на мокрой и обледенелой веревке, удобен при наведении переправ, вытаскивании груза или подъеме по закрепленной веревке, при спасательных работах. За карабин узел можно двигать вверх, а при резком рывке узел затягивается. Узел легко ослабляется после нагрузки.

 

Петли узла используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (самовылаз из трещин и т. п.) . Хорош при спасательных работах для торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Может использоваться для самостраховки .

Используется также в качестве узла для привязывания, так как при нагружении только одной ветви верёвки не проскальзывает.

Идентичен выбленочному узлу, который завязывается другим способом, и здесь не показан, так как менее эффективен, чем узел «удава».

Используется для страховки (в т. ч. для динамической) и торможения верёвки при спускепострадавшего. При динамической страховке применим только на эластичной верёвке. Не применять жёсткую верёвку.

Установка второго карабина в витки узла «УИАА» последний превращается в автоблокировочный «узел реми». При нехватке самохватов с его помощью можно сделать блок-тормоз для подъема груза. Практически не заменим при транспортировке пострадавшего. Надежен при любом состоянии веревки.

Применяется для устройства оттяжки с петлей и блоком при извлечении тяжелого груза, дает возможность при необходимости развязать и снять петлю, когда отклоняемая веревка нагружена.

alp-master.ru

Узлы, используемые в альпинизме и горном туризме

Узлы

см. также — вторую часть

страницу с этими и другими узлами, анимированную!

Книгу, откуда можно почерпнуть знания по вязке десятков узлов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Узел встречный (рис. 1в).

*

Прямой узел (морской).

*

Узел шкотовый.

*

Узел брамшкотовый применяется

*

Узел грейпвайн

*

Встречная восьмерка

*

Узел проводника

*

Узел восьмерка

*

Узел двойной проводник («заячьи уши»)

*

Узел австрийский проводник (узел среднего, бергшафт),

*

Схватывающий узел (прусс)

*

Австрийский (несимметричный, косой) схватывающий

*

Узел булинь (обвязочный, беседочный)

*

Узел стремя (выбленочный)

*

Узел Бахмана

*

Узел удавка

*

Узел маркировочный

*

Узел проводника «повышенной надежности».

*

От авторов

Не секрет, что в период перехода к рынку альпинистская и туристская система подготовки кадров переживает кризис в связи с сокращением (а по сути полным отсутствием) дотаций и переходом на самоокупаемость, что делает ее для многих малодоступной. Однако, несмотря ни на что, многие люди планируют совершение спортивных путешествий, а для этого нужна подготовка. Получить подготовку по такой важной теме, как узлы, самостоятельно, и поможет эта брошюра.

Кроме того, в современных условиях изменяется роль преподавателя. Из основного источника знаний он превращается (или, по крайней мере, должен превратиться) прежде всего, в организатора деятельности. Помощь в организации самостоятельной деятельности по изучению узлов окажет эта брошюра. Авторы старались написать ее не просто в форме учебного пособия, а в форме самоучителя.

Нужно отметить, что последняя известная нам печатная работа, посвященная непосредственно узлам, выходила более десяти лет назад и давно уже стала библиографической редкостью (к тому же и посвящена была морским узлам, а не узлам в горовосхождении).

Авторы приносят свои извинения за цену брошюры, к сожалению, сделать ее сейчас дешевле оказалось невозможно.

Авторы выражают благодарность за помощь в написании и издании этой брошюры Захарову П. П., Одинцовой Т., Кожину В., Ворожцову А., Лянге С. и другим. Мы будем рады всем откликам, любым конструктивным замечаниям и пожеланиям. Пишите нам по адресу:

107078, г. Москва, а/я 430, туризм, Ахапкину.

Вместо предисловия

На первый взгляд предлагаемая читателю методическая разработка всего лишь на одну, да к тому же очень узкую тему, может показаться и неполной, и слишком краткой.

Не будем спешить с выводами.

В наше трудное время, когда такое испытанное издательство, как «Физкультура и спорт», отказалось от выпуска методической и учебной литературы по туризму и альпинизму, любая публикация на эти темы должна восприниматься как определенный успех.

Давайте договоримся и о том, что критиковать можно все, что угодно. А в это время (когда мы будем заниматься критикой) люди идут в горы. Идут в горы новички, которым нужны учебные пособия, появляются новые молодые инструктора и тренеры, которым нужны пособия для обучения тех же новичков. Вот и получается, что несвободное от мелких недостатков пособие, появившись в свет накануне очередного летнего сезона, оказалось как нельзя ко двору. Авторам вполне удались и рисунки — они наглядно иллюстрируют текст материала.

Именно поэтому стоит сказать слова благодарности в адрес начинающих авторов, которые вопреки многим предупреждениям об ожидающих их на этом пути неудачах, все же взялись, сделали и главное — выпустили в. свет, пусть малое, но полезное пособие. И пожелаем им нового успеха на этом, ныне очень тернистом, пути.

П. П. Захаров

Узлы

Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут свое начало в морских узлах. Тех, кто хочет ознакомиться с морскими узлами, отсылаем к специальной литературе. *

* 1)

Григорьев В. В., Грязнов В. Н. Судовые такелажные работы, М, Транспорт 1967

2)

Бивис Б., Джерман К. Современный трос в морской практике, Л, Судостроение 1980

3)

Скрябин Л. Морские узлы, М, Транспорт 1981

4)

Марквардт К. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII в, перевод с немецкого. Л, Судостроение, 1991

Из всех морских узлов, а их около четырех тысяч, были отобраны те, которые, в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися.

Узлы, применяемые при горовосхождениях, подразделяются на три группы:

1)

Группа узлов для самостраховки (сюда входят все узлы обвязки, схватывающие узлы, булинь, проводника и т. д.)

2)

Основные (применяются для связывания веревок).

3)

Специальные (вспомогательные).

Существуют и другие разделения, например, выделяют группу узлов проводника и т. д.

На наш взгляд, вопрос о терминологии в данном случае не очень принципиален, т. к. многие узлы с успехом применяются в нескольких группах для решения различных задач, но приведенная выше квалификация удобна для обучения.

На практике, знание узлов является очень важным т. к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагичным последствиям.

В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому вязке узлов следует уделить большое внимание и время.

Для того чтобы овладеть на уровне динамического стереотипа навыком завязывания узлов нужно использовать два параллельных пути:

1)

Алгоритмический (т. е. поэтапное запоминание последовательности действий).

2)

Зрительная память (запоминание рисунка правильно завязанного узла глазами, если сомневаешься в правильности рисунка лучше перевязать узел).

Первый путь достигается, в основном, за счет правильного, красивого и медленного показа преподавателем (по «разделениям»). Второй путь осуществляется обращением внимания на рисунок узла, оформлением стенда с поэтапно завязанными узлами, рисунками, фотографиями, плакатами и т. д.

Необходимо отметить, что применение узлов снижает прочность веревки, на которой они завязаны. Уменьшение номинальной прочности веревок с узлами можно объяснить комбинированным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и перегибом отдельных волокон в районе узла, а при мокрой и промерзшей веревке — под воздействием кристаллов льда между ними. Более подробно об этом смотри книгу Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Перевод с болгарского. Москва, ФиС, 1981 г.

Ниже приводится описание узлов с иллюстрациями и методическая разработка занятия по узлам. Рекомендуется изучать узлы именно в данной последовательности, хотя некоторые из них почти не используются на практике. Важно осуществить принцип «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному». На практике горовосходитель использует, в основном, 6—7 узлов, которые ему наиболее подходят и он их знает в совершенстве.

Приведенная ниже методика обучения узлам отрабатывалась московскими горными туристами в течении многих лет (в частности тур. секции МГПИ, МАТИ, МГТУ им. Баумана, школа тур. подготовки при Калининском, Красногвардейском, Кировском, Гагаринском РТК.. На личном опыте авторов, их работе в этих школах и секциях написана данная работа.

Описание узлов

Существует несколько тысяч (более четырех) морских узлов. Естественно, мы не ставили целью описать их все. Остановимся лишь на списке узлов, применяемых горовосходителями на практике.

Для начала необходимо условиться о терминологии. Неподвижный конец (тот вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязки (тот которым вяжут) будем называть рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, будем называть грузовыми концами.

Узел встречный (рис. 1в).

Рис. 1. Встречный узел.

 

Сейчас применяется только на плоских лентах для их связывания. На одной ленте завязывается обычный контрольный узел (рис. 1а), затем концом другой ленты прослеживаем его навстречу (рис. 16), после чего расправляем и затягиваем узел (рис. 1в).

Полученный узел является встречным узлом, на плоских лентах не требует контрольных узлов, т.к. трение в нем велико.

На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.

 

Прямой узел (морской).

Рис. 2 г. Прямой узел

 

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра, сейчас на практике почти не используется, т. к. недостаточно надежен. Вместо него используются новые, более надежные узлы, описанные ниже.

На коренном конце делается петля, в нее снизу вверх продевается рабочий конец (рис. 2а),

Рис. 2 а.

затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно (рис. 2б).

Рис. 2б

 

Возможен и другой способ завязывания прямого узла (рис. 2в).

Рис. 2 в.

Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить чтобы короткие и длинные концы выходили из узла напротив друг друга, после чего завязываются контрольные узлы.

Рис. 2 д. Неправильный узел («бабий»).

Узел шкотовый.

Применяется для связывания веревок разного диаметра. Сейчас на практике почти не используется из-за недостаточной надежности и дается для лучшего освоения узла брамшкотовый. Сначала на веревке большего диаметра делают петлю, куда пропускают веревку меньшего диаметра (рис. 3 а),

Рис. 3 а.

затем совершают рабочим концом обнос вокруг петли и пропускают его между петлей и рабочим концом (рис. 3б).

Рис. 3 б.

После этого узел очень аккуратно расправляют и затягивают, обязательно завязывая контрольные узлы (рис. З в).

Рис.

3 в. Шкотовый.

Узел брамшкотовый применяется

Для связывания веревок разного диаметра, надежнее шкотового из-за большего трения. Начало его вязки такое же, как у шкотового (рис. За, б), но совершается еще один обнос рабочим концом вокруг петли, затем рабочий конец пропускается между петлей и рабочим концом (рис. 4а), узел аккуратно расправляется и затягивается, завязываются контрольные узлы (рис.46).

 

Рис. 4 а. Рис. 4 б. Брамшкотовый

Узел грейпвайн

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Как и любой узел грейпвайн ослабляет веревку, но коэффициент ослабления всего 0,95 (т. е. теряется всего

5% прочности — других узлов с таким коэффициентом ослабления нет). Завязанный на лентах наоборот упрочняет их в этом месте в два раза. Однако, узел достаточно сложен и капризен, в нем нет понятия мелкого недочета. Ближайшим аналогом по применению является встречная восьмерка.

Узел состоит из двух полуузлов, завязываемых последовательно концами правой и левой веревок (рабочие концы

по 10—20 см). При завязывании полуузла работает только конец одной веревки. Способ вязки аналогичен ткацкому узлу.

две веревки складываются вместе навстречу друг другу связываемыми концами, правая выше левой (рис. 5а)

Рис. 5 а.

конец правой веревки загибаем на 90° поверх левой к себе (рис. 56)

Рис. 5 б, в.

заводим конец вниз и охватываем обе веревки, относительно этого витка конец смещается в сторону правой веревки, вновь загибаем конец к себе (рис. 5в)

еще раз заводим конец вниз, проводя второй охват веревок, снова смещая конец в сторону правой веревки, охват заканчивая занеся конец над обеими веревками (рис. 5г).

Рис.

5 г.

параллельно ложбине, образованной левой и правой веревками, пропускаем конец под обеими витками в сторону левой веревки и затягиваем полуузел (рис. 5г, д)

Рис. 5 д.

Аналогично завязываем второй полуузел:

конец левой веревки загибаем на 90° поверх правой от себя (рис. 5е)

Рис. 5 е.

 

заводим конец вниз и охватываем обе веревки, по-прежнему смещая конец в сторону готового полуузла (рис. 5ж)

Рис. 5 з, и. Грейпвайн

вновь заводим конец вниз и охватываем обе веревки, смещая конец в сторону готового полуузла, охват заканчиваем занеся конец под правой и левой веревками (рис. 5ж)

параллельно ложбине, образованной правой и левой веревкой пропускаем конец под обеими витками готового полуузла и затягиваем его

(

рис. 5з)

потянув за веревки подтягиваем полуузлы друг к другу. Готовый узел изображен на рис. 5 з, и.

Грейпвайн не требует контрольных узлов, после завязывания обязательно должен быть расправлен.

Под нагрузкой сильно затягивается, после чего нелегко развязывается. При развязывании следует постараться растащить полуузлы друг от друга. Ослабить один полуузел и развязать его, затем выдернуть веревку из второго полуузла и развязать его.

Встречная восьмерка

применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Первый этап ее вязки состоит в завязывании на одном конце «пустой» восьмерки (рис. 6а), затем эта восьмерка прослеживается рабочим концом (рис. 6б).

Рис. 6 а, б, в.

Встречная восьмерка.

Из-за большого трения узел очень надежен и не требует контрольных узлов, может применяться на плоских лентах (при этом его нужно аккуратно расправлять). Способ вязки аналогичен встречному узлу.

 

Узел проводника

вяжется на концах веревок для закрепления на рельефе или на страховочной системе участника, на концах перильных веревок и концах веревок и лент, используемых для самостраховки. Способ вязки: конец веревки складывают петлей, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы «петля из петли» (рис. 7а),

Рис. 7 а, б.

после сего рабочая петля обносится вокруг коренной, поворачивается на 180°, вынимается во вторую петлю и затягивается (рис. 76). Для закрепления веревки и в некоторых других случаях узел проводника завязывается одним концом. Для этого делается контрольный узел, затем

Рис. 7 в. Проводник. Рис. 7 в. Проводник (одним концом).

рабочий конец обносится вокруг того, за что крепится веревка (камень, выступ, дерево и т. д.) и рабочим концом прослеживается завязанный раньше контрольный узел аналогично встречному узлу (рис. 7г). Узел проводника обязательно требует контрольного узла, т. к. трение в нем недостаточно велико (рис. 7в) и на практике часто заменяется восьмеркой, однако изучать его стоит для лучшего усвоения восьмерки и двойного проводника.

 

Узел восьмерка

применяется так же как и узел проводника, но является более надежным и не требует контрольного узла, т. к. трение в нем велико. Первый этап его вязки такой же, как и узла проводника (рис. 7а), но рабочая петля обносится на полный оборот, т. е. на 360° и вынимается в то же отверстие (рис. 8а).

 

Рис. 8а.

Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминающий восьмерку, поэтому легко запоминается. Так же как и проводник узел может быть завязан одним концом.

Рис. 8 б. Восмерка.

 

 

Узел двойной проводник («заячьи уши»)

 

применяется в случаях, когда из узла должно выходить две петли: при прощелкивании репшнура в карабин, для связывания беседки и в спасательном деле для транспортировки пострадавшего.

Первый этап его вязки похож на начало завязывания узла проводника, но из петли вынимается сдвоенная веревка (похоже на заячьи или ослиные уши, (рис. 9а)), затем петля накладывается на эти «уши» и у основания узла придерживается большим пальцем, а узел затягивается (рис. 96),

Рис. 9 а. Рис.9 б.

после чего узел аккуратно расправляется и внимательно проверяется его рисунок, т. к из-за перекручивания веревки могут легко возникнуть ошибки. Двойной проводник очень надежен и имеет большое трение в узле, поэтому не требует контрольных узлов (рис. 9в),

Рис. 9 в. Двойной проводник.

под нагрузкой сильно затягивается.

 

см. также — вторую часть

страницу с этими и другими узлами, анимированную!

Книгу, откуда можно почерпнуть знания по вязке десятков узлов

 

 


Сообщение от: настя дрогон
очень круто все понятно я вспомнела все узлы

budetinteresno.info

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *