Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Маршрут плавания крузенштерна и лисянского на карте: Страница 6 — 7. Имена русских путешественников на карте мира

Страница 6 — 7. Имена русских путешественников на карте мира

Страница 6 - 7. Имена русских путешественников на карте мира - Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать карту атласа на страницу 8 и физические карты на страницах 20, 21, 22, 23, а также физические карты в других атласах и в Интернете.

1. Используя учебник, атлас и дополнительные источники информации, определите географические объекты, носящие имена русских путешественников и обозначенные цифрами на карте: моря Лаптевых и Берингово; острова Врангеля, Лисянского, Шмидта; хребет Черского; берег Маклая; город Хабаровск; мысы Челюскина и Дежнёва; проливы Берингов и Шелихова.

  1. Берингово море
  2. Мыс Дежнёва
  3. Пролив Шелихова
  4. Остров Лисянского
  5. Баренцево море
  6. Остров Шмидта
  7. Пролив Вильницкого
  8. Мыс Челюскина
  9. Море Лаптевых
  10. Остров Врангеля
  11. Пролив Берингов
  12. Хребет Черского
  13. Город Хабаровск
  14. Берег Маклая

Страница 6 - 7. Имена русских путешественников на карте мира - Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа

2. Покажите маршрут плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803—1806 гг.). Подпишите географический объект, названный в честь одного из участников плавания.

  • Маршрут плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803—1806 гг.) обозначен зелёными стрелками.
  • Географический объект, названный в честь одного из участников плавания — это остров Лисянского в Тихом океане.

Страница 6 - 7. Имена русских путешественников на карте мира - Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа

Первое русское кругосветное плавание — урок. География, 5 класс.

В \(1803\)–\(1806\) гг. состоялось первое русское кругосветное плавание под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского.

 

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, \(1770\)–\(1846\)) — российский мореплаватель, адмирал. Происходил из остзейских дворян.

 

 

Юрий Фёдорович Лисянский (\(1773\)–\(1837\)) — российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И. Ф. Крузенштерном.

Экспедиция вышла из Кронштадта \(7\) августа \(1803\) года на двух кораблях «Надежда» и «Нева». Пройдя Атлантический океан, обогнув мыс Горн (южная оконечность Южной Америки), путешественники попали в Тихий океан.

 

Корабли «Надежда» и «Нева»

 

После посещения Гавайских островов «Нева» направилась в Новоархангельск, а «Надежда» — сначала на Камчатку, а затем в Японию. В августе \(1806\) года экспедиция вернулась в Кронштадт через Индийский и Атлантический океаны. 

 

Мореплаватели измеряли температуру воды на разных глубинах, наблюдали свечение моря, приливы и отливы в Атлантическом и Тихом океанах. Эти исследования положили начало новой морской науке — океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях. В результате экспедиции на карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы, исправлены неточности карт Тихого океана.

 

Во время плавания велось описание всех гаваней и островов, которые встречались по пути. Были нанесены на карты новые острова, проливы, рифы, мысы. Учёные, участвующие в экспедиции, наблюдали за морскими течениями, приливами и отливами, измеряли температуру воды на различных глубинах; собирали ценные ботанические и зоологические коллекции; изучали обычаи, верования и языки коренных жителей островов Тихого океана.

 

 

Экспедиция положила начало новой науки — океанографии (океанологии). Ю. Ф. Лисянский подготовил научный труд «Путешествие вокруг света в \(1803\)–\(1806\) гг.», И. Ф. Крузенштерн составил «Атлас южных морей».

Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции

После победных войн со Швецией и Османской империей к началу XIX века Россия закрепила за собой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому его развитию уделялось отдельное внимание. Например, русских офицеров отправляли набираться опыта на флоты зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Подготовка

Идея кругосветного путешествия Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.

кругосветное путешествие крузенштерна и лисянского

Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым – Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.

Европа и Атлантический океан

26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде. Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где задержались до 5 октября, чтобы проконопатить корпуса. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки.

первое кругосветное путешествие крузенштерна и лисянского

26 ноября русскими кораблями был впервые пересечен экватор. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Нева» нуждалась в замене мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны. Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.

Тихий океан

Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к Маркизским островам, где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.

путешествие крузенштерна и лисянского

Выяснилось, что, потеряв из виду корабль Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» – к северо-западным берегам Америки.

Граф Федор Толстой

На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся обратно на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.

Камчатка

В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.

кругосветное путешествие крузенштерна и лисянского описание

Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.

Япония

26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, все это время морякам не разрешалось даже сойти на берег. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов. Попытка установить дипломатические отношения закончилась провалом. Впрочем, это неудивительно, ведь Япония в тот период строго придерживалась политики изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанова освободили от дальнейшего участия в плавании.

Впрочем, плавание в Японию не было напрасным. Европейцам был плохо известен тот регион, карты пестрели неточностями и ошибками. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов, внес некоторые поправки в карты.

первое русское кругосветное плавание крузенштерна и лисянского

В июле 1805 года «Надежда» совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обогнуть его, экспедиция столкнулась с туманами и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин – это полуостров, соединенный с материком перешейком, и повернул обратно на Камчатку. Пополнив запас провизии, совершив необходимый ремонт и загрузившись пушниной, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт были убраны несколько несуществующих островов, а сама «Надежда» несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ждать прибытия Лисянского.

Путешествие «Невы»

После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.

После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.

После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.

Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.

плавание ивана крузенштерна и юрия лисянского

Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».

Китай

По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.

С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.

Возвращение

Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо мыса Доброй Надежды, попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду. По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова.

Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш. Так или иначе, оба корабля успешно завершили первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» пришла 7 августа 1806 года.

Значение

Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.

Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.

первое кругосветное плавание крузенштерна и лисянского

Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.

Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен – будущий первооткрыватель Антарктиды, и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.

Первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского7 августа 2013 года исполнилось 210 лет со дня начала первой русской кругосветной экспедиции мореплавателей Крузенштерна и Лисянского — путешествия, продлившегося три с лишним года и ставшего целой эпохой в истории русского флота

Кругосветное плавание был предпринято в 1803 — 1806 годах на небольших кораблях «Надежда» и «Нева». Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие в 3 года и 12 дней.
Кругосветная плавание Крузенштерна и Лисянского стало важной вехой в развитии отечественной географии и естественных наук. Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.


Началось первое русское кругосветное плавание под руководством И. Ф. Крузенштерна

 

«Экспедиция наша, казалось мне, возбудила внимание Европы. Удача в первом сего рода опыте была необходима: ибо в противном случае соотечественники мои были бы может быть ещё на долгое время от такого предприятия отвращены; завистники же России, по всему вероятию, порадовались [бы] такой неудаче…»

И. Ф. Крузенштерн

26 июля (7 августа) 1803 г. началось первое русское кругосветное плавание (1803-1806) на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

Долгое время Крузенштерн активно выступал с записками об организации кругосветных экспедиций из Кронштадта к берегам Камчатки и Северной Америки. Однако только с приходом к власти императора Александра I и смены руководства Коммерц-коллегии и Морского министерства его проектом заинтересовались морской министр граф Николай Семёнович Мордвинов, министр коммерции граф Николай Петрович Румянцев, а также глава Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов, который и ходатайствовал за реализацию идеи Крузенштерна.

В августе 1802 г. Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, целью которой была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.

Для экспедиции капитан-лейтенантом Юрием Фёдорович Лисянским в Лондоне было приобретено два судна — «Надежда» и «Нева», а также новейшие приборы и снаряжение: морские хронометры, полный набор астрономических и физических инструментов для наблюдений, одежда для команды; закуплены были также лекарства и противоцинготные средства.

В начале июня 1803 г. корабли прибыли в Кронштадт. Командование «Надеждой» принял Крузенштерн, «Невой» — Лисянский. «Надежда» имела водоизмещение 450 т, «Нева» — 370 т. Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» — из 47 человек; команды были отобраны из матросов-добровольцев. Для научных исследований были приглашены известные германские учёные: астроном Горнер и естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф.

26 июля (7 августа) 1803 г. шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой Крузенштерна и Лисянского покинули Кронштадтский рейд, зашли в Копенгаген, Фалмут, на остров Тенерифе, а затем взяли курс на Бразилию.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (Бразилия) в связи с заменой на «Неве» грот-мачты и фок-мачты, 14 (26) ноября 1803 г. суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 2 февраля (3 марта) 1804 г., обогнув мыс Горн, они вступили в Тихий океан, где «Надежда» разлучилась с «Невой» и направилась к Маркизским островам. Здесь корабли вновь соединились и совершили переход к Гавайским островам. Затем «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — в Петропавловск-Камчатский. Во время плавания Крузенштерн исправлял карты, искал острова, существование которых ставилось под сомнение, а во время якорных стоянок занимался съёмкой окрестных берегов.

26 сентября (8 октября) 1804 г. Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки, а в апреле 1805 г., после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, вновь отправился на Камчатку. Во время плавания Крузенштерн снял и нанёс на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провёл гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая.

В 1806 г. шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, в июле — августе 1806 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.

Александр I щедро наградил Крузенштерна, Лисянского и всех участников экспедиции, и в память этого важного события приказал выбить особую медаль.

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в трёхтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»» (СПб., 1809-1812). В 1812 г. вышло в свет сочинение Лисянского: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804 и 1806 годах на корабле «Нева»» (СПб., 1812, 2 части). К сочинениям Крузенштерна и Лисянского были изданы атласы, в которые входили ценнейшие картографические материалы и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы стран, народов и их быта.

Плавание «Надежды» и «Невы» послужило началом многочисленных русских кругосветных плаваний в первой половине XIX в., во время которых были сделаны важные географические открытия и выполнены ценные научные наблюдения.

Лит.: Есаков В. А., Плахотник А. Ф., Алексеев А. И. Русские океанические и морские исследования в XIX — начале XX в. М., 1964; Ивашинцев Н. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрографического департамента Ч. 7-8. СПб., 1849-1850; Комаров В. Первое русское кругосветное плавание // Наука и жизнь. 1940. № 5; Начало наших кругосветных плаваний. Записки Гидрографического департамента. Ч. 7. СПб., 1850; Невский В. В. Первое путешествие россиян вокруг света. М., 1951; Нозиков Н. Русские кругосветные мореплаватели. М.; Л., 1941; Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Л., 1970; Список кораблей, участвовавших в кругосветных плаваниях // «Северная пчела». 1851. № 106-1108.

См. также в Президентской библиотеке:

Адмирал И. Ф. Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света. СПб., 1873;

Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну [Документ] : 29 мая 1803 г. Л. 1-13. (Фонд Санкт-Петербургский. Главный архив, I-7. Опись № 6, 1802 г. ; Д. 1, п. 27);

Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Ч. 1. СПб., 1809.

первое русское путешествие вокруг света

Первое в мировой истории кругосветное путешествие, как известно, было совершено Магелланом еще в XVI веке. Россия же долгое время находилась в стороне от Великих географических открытий, и лишь в XVIII-XIX веках принялась наверстывать упущенное.

Особого внимания достойно первое российское кругосветное плавание, совершенное Крузенштерном и Лисянским в 1803–1806 годах.

Задачи, стоявшие перед этой экспедицией, выглядели глобально. Необходимо было изучить острова Тихого океана, нанести на карту русские владения на Дальнем Востоке, в том числе Сахалин, Курилы и другие острова, установить дипломатические отношения с почти неизвестной тогда Японией (а также нанести на карту ее берега), а также закупить товары на Аляске и выгодно их продать в Китае.

Главный инициатор экспедиции — Иван Крузенштерн — еще в 1799 году подал императору Павлу проект путешествия. Но Павел лишь воскликнул: «Что за чушь!» Однако спустя два года на престол вступает его сын Александр, который дает добро на финансирование экспедиции из казны. Было снаряжено два корабля — «Надежда» и «Нева», Крузенштерн лично подобрал участников экспедиции, и в августе 1803 года корабли двинулись в путь.

Выйдя из Кронштадта, экспедиция прошла через Ла-Манш, посетила Канарские острова, Бразилию, обогнула мыс Горн и вышла в Тихий океан. В северной части Тихого океана был сделан целый ряд открытий островов, мысов, заливов и проливов, которые сразу наносились на карту. Открытым объектам Крузенштерн давал имена своих офицеров. Так, один из Гавайских островов и в наше время носит имя Ю. Лисянского, на Сахалине есть мысы Ратманова, Левенштерна и Головачева, а один из заливов был назван по имени корабля — Надежда.

Прибыв в Японию, Крузенштерн попытался установить с этой страной дипломатические отношения. Но японцы отказались принять русского посла, ссылаясь на то, что законы их страны запрещают отношения с иностранными державами. Выйдя из Нагасаки, русские моряки прошли вдоль западного побережья Японии и впервые нанесли его на карту, так как в Европе очертания японских берегов были все еще неизвестны. Вслед за этим, продав закупленные на Аляске меха в Макао, оба корабля пересекли Индийский океан, обогнули Южную Африку и в августе 1806 года благополучно прибыли в Кронштадт.

Значение этой экспедиции трудно переоценить. Практически все цели, поставленные вначале, были достигнуты (за исключением дипломатического договора с Японией). Крузенштерном и Лисянским были открыты десятки

новых островов, мысов, заливов и проливов, собраны обширные данные о климате, приливах и отливах, и даже о температуре океанской воды в разных широтах. Вся эта информация легла в основу новой науки — океанологии.

Фото: mktravelclub. ru

Читайте также:

Иван Крузенштерн: человек и пароход

Легендарный Крузенштерн не был пионером

Гипотеза о происхождении Магелланова Потока

Федор Конюхов ставит новый рекорд

Путешественник Леонид Круглов повторил маршрут первого русского кругосветного плавания

СПРАВКА «КП»

Первое русское кругосветное плавание совершили в 1803 — 1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева». Оплачивалась экспедиция императором Александром I, а также Русско-американской компаний и графом Румянцевым. Началось и завершилось плавание в Кронштадте. Мореплаватели побывали на Канарах, в Бразилии, острове Пасхи, Маркизских островах, Гавайях, на Камчатке, в Японии, Сахалине, Аляске (тогда российской), в Китае, на острове Святой Елены, Азорских островах.

Леонид Круглов изучал дневники участников экспедиции Крузенштерна и Лисянского, в том числе и неизданные. И сам совершил обогнул планету на паруснике, что в начале 21 века сделать ничуть не легче, чем двести лет назад. Повезло: как раз во время подготовки к съемкам фильма правительство отправило российский учебный парусник «Седов» в кругосветное плавание.

Разумеется, Круглов оказался на борту.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Леонид Круглов — путешественник, фотограф, режиссер, этнограф, член Русского географического общества. Совершил экспедиции в Папуа-Новую Гвинею и на Таймыр, в Амазонию и Эфиопию, на Дальний Восток и в Тибет…Телезрителям он знаком по циклу фильмов «По следам великих русских путешественников», который показывали по Первому каналу прошлым летом. А 23 июля на экраны выходит уже полнометражный фильм Круглова о первом русском кругосветном плавании — «Вокруг света в 3D». Сюжет фильма – переплетение событий обеих кругосветок.

За 13 месяцев 2012 - 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

За 13 месяцев 2012 — 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

— Мы повторили весь маршрут — Остров Пасхи, Полинезия, Маркизы… Только на Аляску не пошли: был риск, что «Седов» арестуют по делу библиотеки Шнеерсона, — рассказывает Леонид Круглов. — На легендарном мысе Горн события современной и первой русской кругосветки стали удивительным образом совпадать. За четыре дня до подхода к мысу поднялся сильнейший шторм. За два дня до — пошел град и снег. Всей команде парусника «Седов» пришлось работать в сложнейших погодных условиях, два паруса лопнуло во время сильных шквалов.

С собой у Леонида были рисунки и гравюры, сделанные во время плавания Крузенштерна и Лисянского. Он находил те же самые места и сравнивал, что изменилось за двести лет. На Маркизских островах — практически ничего. А самым неузнаваемым оказался Гонконг: вместо холмов и рыбацких хижин — сверкающие небоскребы.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Чуть не сотню раз за время съемок Леонид поднимался на мачту барка «Седов» (он не только режиссер, но и оператор многих сцен фильма). А это — 58 метров! И в штиль, и в шторм, и посреди океана, и у живописных берегов. Однажды нагоняй от капитана получил — полез на самую верхотуру вдвоем с матросом, чтобы снять не просто мачту и корабль, а человека, на мачту поднимающегося. А это опасно — у самого топа мачта могла бы не выдержать двоих.

— Во время первого подъема на мачту я ужасно трусил — а вы представьте, каково это, лезть по веревочной лестнице на 20-й этаж! — вспоминает Леонид. — До сих пор помню все в мельчайших подробностях. Как мимо меня пролетела бабочка, ее закрутило порывом ветра и унесло вниз… Я решил, что это плохой знак. Но продолжал подниматься вверх. А потом рядом пролетели два лебедя — и тут я понял, что все хорошо.

«Седов» и в шторм попадал, и покрывался ледяной коркой в холода — как и корабль Крузенштерна у берегов Камчатки.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

Леонид Круглов рассказал «Комсомолке» несколько любопытных историй о двух кругосветных плаваниях, своем и историческом. Часть из них вошла и в новый фильм.

Лисянский обогнал начальника на две недели

Вся слава первого русского кругосветного путешествия досталась Крузенштерну. Памятник ему стоит в Санкт-Петербурге, парусник его именем назван… Да, он был начальником экспедиции. Но почему таких почестей не удостоился и Лисянский? Вопрос, которым задался Леонид Круглов — и обнаружил, что раз Лисянский-то ему ближе и симпатичнее!

— На самом деле кругосветных путешествий, по сути, было два — капитаны «Невы» и «Надежды» обогнули планету разными маршрутами, их пути часто расходились. На Аляску, к примеру, заходил только Лисянский, Крузенштерн там не был. «Нева» даже приняла участие в битве при Ситке на Аляске. А Крузенштерн исследовал Сахалин и Курильские острова.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса... Фото: Леонид Круглов.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса… Фото: Леонид Круглов.

И характеры у мореплавателей были совершенно разные.

Иван Федорович (его настоящее именя Адам Иоганн) — блестящий организатор, аккуратный, дотошный, скрупулезный. Первую русскую кругосветку он организовал идеально, если говорить о питании, безопасности, медицинской помощи. На «Надежде» за все три года плавания не погиб ни один моряк, и болезни случались крайне редко — по тем временам удивительно, — продолжает Круглов.

А Юрию Федоровичу, которому к началу экспедиции исполнилось всего 30 лет, хотелось открывать и исследовать новые земли, он был в хорошем смысле авантюристом.

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского - из-за подводных скал ни "Нева", ни "Седов" не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали "человека-птицу".

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского — из-за подводных скал ни «Нева», ни «Седов» не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали «человека-птицу».

Уже на обратном пути в Россию у Мыса Доброй Надежды наши парусники попали в мертвый штиль. Крузенштерн стоял ближе к берегу, Лисянский мористее. И вдруг в его парусах заиграл легкий ветерок, он двинулся вперед — сначала медленно, потом все быстрее. А «Надежда» еще долго ждала первых порывов ветра.

Лисянский нереально быстро для своего времени пересек Атлантику с самого юга до самого севера, не заходил в европейские порты и избегал встреч с другими судами — уже шли наполеоновские войны, и встречи эти могли быть небезопасны.

В Кронштадт «Нева» примчалась на две недели раньше «Надежды». Встретили Лисянского холодно, и также холодно принимали потом — мол, негоже впереди начальства лезь. А Крузенштерн, говорят, до конца жизни с Лисянским не общался.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Пока моряки развлекались с туземками, Крузенштерн вытатуировал на руке имя жены — Юля

Я несколько раз ловила Леонида на показательной оговорке: он все время говорит «мы», «наши парусники», «наша экспедиция». И непонятно, то ли он о себе и «Седове», то ли о Крузентштерне и Лисянском.

— Да, я тоже за собой это замечал — так погрузился в воспоминания мореплавателей, что как будто сам с ними прошел все их прилючения, — признается Леонид.

И для него, и для русских моряков позапрошлого века самым ярким впечатлением стала Полинезия. И особенно — Маркизские острова, самые отдаленные и редко посещаемые. По старинным гравюрам Круглов вычислил все места, где стояли наши корабли 200 лет назад и провел сравнительную съемку. И даже нашел татуированных с ног до головы местных жителей. Оказалось, для точного копирования тату своих предков и поддержания традиции они используют …гравюры из альбомов Крузенштерна!

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

— На наши корабли привозили полинезийских девушек и даже замужних женщин. Местные жители считали это и почетным, и полезным — туземки проводили с моряками несколько дней и возвращались домой с подарками. Но не таков был начальник экспедиции Иван Крузенштерн. Он в приятном времяпровождении не участвовал. Капитан очень любил свою жену Юлию фон Таубе, которая ждала его в Петербурге. Пока его товарищи наслаждались общением с полинезийскими красавицами, капитан сделал на плече татуировку с именем жены — Юля.

Свадьба на корабле — хорошая примета

А на паруснике «Седов» во время современной кругосветки сыграли свадьбу. Практикант из Владивостока Иван Молчанов сделал предложение своей девушке Диане.

— Он до этого уже два раза предлагал ей руку и сердце, но Диана отвечала, что подумает, — делится подробностями режиссер. — Вот Иван и решил сделать предложение так, чтоб отказать было невозможно. Пригласил Диану на свидание … на мачту. И там подарил ей кольцо. А на палубе уже ждали друзья с цветами. Иван и платье для невесты тайком на корабль принес. Мы с ребятами до сих пор общаемся, у них все хорошо, родился сын.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

ГДЕ СМОТРЕТЬ

В Москве — в киноцентре «Соловей» и кинотеатре «Иллюзион», в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Родина».

описание, маршрут экспедиции

После победных войн со Швецией и Османской империей. В начале XIX века Россия укрепила свой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому ее развитию было уделено особое внимание. Например, русские офицеры были направлены для получения опыта на флотах зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе чтения статьи.

Подготовка

Идея кругосветного путешествия Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Он начал обдумывать это сразу же по возвращении в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и быстро утвержден министром моря и министром торговли. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем был его старый друг, которого знали с тех пор, как он учился в военно-морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский.Большая часть расходов на кругосветное путешествие Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского была оплачена российско-американской компанией. У торговцев был свой интерес, они надеялись на открытие нового многообещающего морского пути, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.

Подготовка к первому кругосветному плаванию в мире Крузенштерн и Лисянский велись быстро, но тщательно. Было принято решение не самим строить корабли, а покупать за границей.В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были куплены два трехмачтовых шлюпа, называемых «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым Лисянский. Там же были приобретены необходимые навигационные приборы и другое оборудование для дальнего плавания. Экипажи набирались исключительно из российских моряков-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну было рекомендовано пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, потому что опыта дальних морских путешествий русскими кораблями и экипажами не было.Кроме того, в экспедиции приняли участие несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.

Европа и Атлантический океан

26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 г. Экспедиционные корабли покинули Кронштадт. Русских мореплавателей, отправлявшихся в свое первое кругосветное путешествие, торжественно сопровождали местные жители и экипаж кораблей, стоявших на рейде. Десять дней спустя экспедиция достигла Копенгагена, где хронометры были установлены в обсерватории.26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где они пробыли до 5 октября, чтобы защитить корпус. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где они хранили запасы и пресную воду. После этого мы отправились на берега Южной Америки.

26 ноября Российские корабли впервые пересекли экватор. Это событие было отмечено торжественным восхождением Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову св.Екатерина у побережья Бразилии и остановилась там. «Неве» нужно было заменить мачту, а ремонт был отложен до конца января. За это время участники экспедиции познакомились с природой тропической страны. Много было удивления, потому что в южных тропических широтах январь самый жаркий месяц, и перед путешественниками появилось все разнообразие флоры и фауны. Было сделано подробное описание острова, внесены исправления и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.

Тихий океан

Наконец, ремонт был завершен, так что первый российский кругосветный рейс Крузенштерна и Лисянского продолжился. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили путь вдоль Тихого океана. Здесь произошло несколько несчастных случаев: из-за сильного ветра, дождя и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предоставило такую ​​возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «бешеных пятидесятых» и «ревущих сорока» широтах.В случае такого развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, прождав там три дня, отправилась на Маркизские острова, где встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.

Оказалось, что, потеряв из виду корабль Лисянский, Крузенштерн отправился на север, чтобы осмотреть местную часть океана, но не нашел новую землю. Сам остров был подробно описан, была собрана коллекция растений, неизвестных науке, а Лисянский составил краткий словарь родного языка.После этого корабли покинули Нукагиву, в мае они снова пересекли экватор и направились к Гавайским островам, где они распались. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» — на северо-западное побережье Америки.

граф Федор Толстой

По дороге на Камчатку на один из островов экспедиции р

.
Российский парусник Надежда прибывает в Гданьск, Польша

Российский учебный парусный фрегат «Надежда» совершает кругосветное плавание, прибыл в польский порт Гданьск. Корабль пробудет в порту до 12 мая, сообщил РИА Новости во вторник Владивостокский военно-морской университет имени адмирала Невельского. Университет является владельцем корабля.

Следующим портом захода судна станет Санкт-Петербург, где фрегат примет участие в праздновании 300-летия города и в международной регате.

Экипаж будет заменен в Санкт-Петербурге, а морские инженеры второго года вместо будущих штурманов продолжат кругосветное плавание.

После празднования в Санкт-Петербурге Надежда должна продолжить кругосветное плавание. Лондон будет следующим портом захода.

Судно находилось в море более трех месяцев. Он покинул Владивосток 25 января. За три месяца корабль пересек 10 морей, Тихий и Индийский океаны и посетил 8 зарубежных портов.

Круиз посвящен 200-летию первого кругосветного плавания, совершенного парусными кораблями «Надежда» и «Нева» под руководством великих русских мореплавателей Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Нынешнее кругосветное плавание близко повторяет маршрут, пройденный кораблями Крузенштерна и Лисянского два столетия назад.

Более 60 студентов третьего курса успешно совмещают свою практику и учебу. Помимо ежедневных обязанностей на судне, они проводят занятия по девяти предметам каждый день.

На борту корабля также есть экспедиция русских ученых, проводящих исследования Мирового океана и атмосферы. Исследования предусмотрены программой кругосветного плавания.

Кругосветное плавание должно длиться более года. Его участники посетят более 20 портов по всему миру.

,
: жемчужины российской науки :: Образование и наука :: Россия-ИнфоЦентр

Юрий Федорович Лисянский — русский моряк, капитан I ранга, гидролог и всемирно известный путешественник.

Юрий Лисянский родился 2 августа 1773 года в городе Нежин. Его отец был протоиереем. Когда умерла его жена, отец Юриса отправил двух своих сыновей в Санкт-Петербург, где мальчиков приняли в военно-морской кадетский корпус. Юрию было тогда десять лет. В 1786 году раннее окончание Лисянского корпуса (он был вторым в списке, что свидетельствует о его усердии в учебе) позволило ему посещать 32-пушечный фрегат Подражислава Балтийского флота в качестве мичмана.Этот корабль стал местом крещения Юриса огнем во время войны между Россией и Швецией (1788-1790), в которой 15-летний подросток участвовал в нескольких сражениях.

Три года спустя Лисянский получил звание заместителя, а в 1793 году — лейтенанта. В том же году Лисянский и пятнадцать других лучших русских офицеров были отправлены в Великобританию, где они занимались морской наукой. Юрий Лисянский стал блестящим профессионалом; он участвовал в сражениях англичан против Французской республики и боролся с пиратами в водах Северной Америки.Лисянский путешествовал по Соединенным Штатам и встретился с Джорджем Вашингтоном, а затем переехал в Вест-Индию, следуя английским караванам вдоль южноамериканского и индийского побережья.

В 1797 году Юрий Лисянский вернулся в Россию и был произведен в лейтенанты. Новое звание принесло Лисянскому новый корабельный фрегат «Австроил», ставший его подчиненным кораблем. В 1802 году моряк был награжден орденом Святого Георгия (4-й ранг) за участие в 16 морских походах и двух великих сражениях. В то время российско-американская компания, торговая ассоциация, созданная в 1779 году и предназначенная для изучения территорий Русской Америки, Курильских островов и т. Д., Поддержала идею специальной экспедиции для снабжения русских поселений на Аляске необходимыми товарами.С этого момента российские морские офицеры начали подготовку к первому российскому кругосветному (кругосветному) плаванию. Военно-морское министерство назначило лейтенант-командира Лисянского одним из руководителей экспедиции и отправило его в Англию для покупки двух шлюпов и некоторого снаряжения.

Лето 1803 года увидело два шлюпа, Неву и Надежду, готовых к старту. Командующий лейтенант Крузенштерн возглавил экспедицию и командовал Надеждой, оставив Неву своему бывшему однокласснику Юрию Лисянскому. 26 июля два корабля покинули Кронштадт и отправились в путешествие, чего не делал ни один русский.Эти два шлюпа были первыми русскими кораблями, которые пересекли экватор. Тогда Нева потеряла Надежду и поехала в Русскую Америку одна. Юрий Лисянский и его команда провели около года у берегов Северной Америки. Отважные русские моряки помогли русским поселенцам защитить свои дома от индейских племен и построить крепость. Лисянский посвятил большую часть своего свободного времени научным наблюдениям и гидрографическим работам. В 1805 году Нева с мехами приехала в Макао, где Лисянский встретился с Крузенштерном и Надеждой, которые привели российского посла в Японию.Несколько дней спустя два корабля снова погибли в тумане. Лисянский принял историческое решение: российский офицер решил плыть из Китая в английский портовый город Портсмут самостоятельно и без заходов в порт и останавливаться на пресной воде и еде. Нева была первой, кто вернулся в Кронштадт 22 июня 1806 года.

Юрий Лисянский и его команда стали первыми российскими кругосветными путешественниками. Надежда появилась в Кронштадте через две недели. Однако Крузенштерн был за российских чиновников, и поэтому вся слава и слава достались ему как первому, кому удалось опубликовать отчет о рейсе.В то время Лисянский готовил доклады для Русского географического общества. За заслуги Юрий Лисянский получил орден Святого Владимира (3-е звание), денежный бонус и пожизненную пенсию. Лисянский сказал, что его лучшей наградой была благодарность его команды и офицеров, которые пережили трудное путешествие вместе с ним.

Моряк был очень скрупулезен в астрономических измерениях, определении долготы и широты, определении координат островов и гаваней, где Нева остановила свои данные, очень близкие к тем, которые моряки используют сейчас.Путешественник проверил карты пролива Гаспар и Зондского пролива, исправил береговые линии острова Кадьяк (Кадьяк с 1901 года) и другие участки земли у северо-западного побережья Аляски. Лисянский обнаружил небольшой остров в 26 NL, который был назван в честь него командой Невас.

Во время своих странствий Юрий Лисянский собрал обширную коллекцию различных предметов, посуды, одежды и оружия, раковин, кораллов, кусочков лавы, образцов горных пород и т. Д. Эта коллекция досталась Русскому географическому обществу.

После своего путешествия Лисянский командовал несколькими кораблями и участвовал в военных действиях против английского и французского флотов. Его путевые заметки появились в прессе в 1812 году, через три года после отставки офицера в 1809 году. Лисянский перевел свои заметки на английский язык, и они стали очень популярными в Лондоне.

Юрий Лисянский очень любил свою жену и имел пятерых детей. Известный русский путешественник и офицер скончался в 1837 году.

Юрий Лисянский был первым трижды в своей жизни: он был первым русским, совершившим кругосветное морское путешествие; он открыл остров в Тихом океане и нашел путь из Русской Америки в Кронштадт.Многие географические объекты были названы в его честь.

Источник:
Кругосвет.ру

Кизилова Анна


,

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *