Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: краткое описание, маршрут экспедиции
После победных войн со Швецией и Османской империей к началу XIX века Россия закрепила за собой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому его развитию уделялось отдельное внимание. Например, русских офицеров отправляли набираться опыта на флоты зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе прочтения статьи.
Подготовка
Идея кругосветного путешествия Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.
Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым – Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.
Европа и Атлантический океан
26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде. Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где задержались до 5 октября, чтобы проконопатить корпуса. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки.
26 ноября русскими кораблями был впервые пересечен экватор. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Нева» нуждалась в замене мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны. Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.
Тихий океан
Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к Маркизским островам, где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.
Выяснилось, что, потеряв из виду корабль Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» – к северо-западным берегам Америки.
Граф Федор Толстой
На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся обратно на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.
Камчатка
В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.
Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.
Япония
26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, все это время морякам не разрешалось даже сойти на берег. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов. Попытка установить дипломатические отношения закончилась провалом. Впрочем, это неудивительно, ведь Япония в тот период строго придерживалась политики изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанова освободили от дальнейшего участия в плавании.
Впрочем, плавание в Японию не было напрасным. Европейцам был плохо известен тот регион, карты пестрели неточностями и ошибками. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов, внес некоторые поправки в карты.
В июле 1805 года «Надежда» совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обогнуть его, экспедиция столкнулась с туманами и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин – это полуостров, соединенный с материком перешейком, и повернул обратно на Камчатку. Пополнив запас провизии, совершив необходимый ремонт и загрузившись пушниной, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт были убраны несколько несуществующих островов, а сама «Надежда» несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ждать прибытия Лисянского.
Путешествие «Невы»
После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.
После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.
После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.
Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.
Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».
Китай
По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.
С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.
Возвращение
Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо мыса Доброй Надежды, попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду. По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова.
Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш. Так или иначе, оба корабля успешно завершили первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» пришла 7 августа 1806 года.
Значение
Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.
Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.
Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.
Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен – будущий первооткрыватель Антарктиды, и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.
Началось первое русское кругосветное плавание под руководством И. Ф. Крузенштерна
«Экспедиция наша, казалось мне, возбудила внимание Европы. Удача в первом сего рода опыте была необходима: ибо в противном случае соотечественники мои были бы может быть ещё на долгое время от такого предприятия отвращены; завистники же России, по всему вероятию, порадовались [бы] такой неудаче…»
И. Ф. Крузенштерн
26 июля (7 августа) 1803 г. началось первое русское кругосветное плавание (1803-1806) на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна.
Долгое время Крузенштерн активно выступал с записками об организации кругосветных экспедиций из Кронштадта к берегам Камчатки и Северной Америки. Однако только с приходом к власти императора Александра I и смены руководства Коммерц-коллегии и Морского министерства его проектом заинтересовались морской министр граф Николай Семёнович Мордвинов, министр коммерции граф Николай Петрович Румянцев, а также глава Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов, который и ходатайствовал за реализацию идеи Крузенштерна.
В августе 1802 г. Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, целью которой была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.
Для экспедиции капитан-лейтенантом Юрием Фёдорович Лисянским в Лондоне было приобретено два судна — «Надежда» и «Нева», а также новейшие приборы и снаряжение: морские хронометры, полный набор астрономических и физических инструментов для наблюдений, одежда для команды; закуплены были также лекарства и противоцинготные средства.
В начале июня 1803 г. корабли прибыли в Кронштадт. Командование «Надеждой» принял Крузенштерн, «Невой» — Лисянский. «Надежда» имела водоизмещение 450 т, «Нева» — 370 т. Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» — из 47 человек; команды были отобраны из матросов-добровольцев. Для научных исследований были приглашены известные германские учёные: астроном Горнер и естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф.
26 июля (7 августа) 1803 г. шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой Крузенштерна и Лисянского покинули Кронштадтский рейд, зашли в Копенгаген, Фалмут, на остров Тенерифе, а затем взяли курс на Бразилию.
После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (Бразилия) в связи с заменой на «Неве» грот-мачты и фок-мачты, 14 (26) ноября 1803 г. суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 2 февраля (3 марта) 1804 г., обогнув мыс Горн, они вступили в Тихий океан, где «Надежда» разлучилась с «Невой» и направилась к Маркизским островам. Здесь корабли вновь соединились и совершили переход к Гавайским островам. Затем «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — в Петропавловск-Камчатский. Во время плавания Крузенштерн исправлял карты, искал острова, существование которых ставилось под сомнение, а во время якорных стоянок занимался съёмкой окрестных берегов.
26 сентября (8 октября) 1804 г. Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки, а в апреле 1805 г. , после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, вновь отправился на Камчатку. Во время плавания Крузенштерн снял и нанёс на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провёл гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая.
В 1806 г. шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, в июле — августе 1806 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.
Александр I щедро наградил Крузенштерна, Лисянского и всех участников экспедиции, и в память этого важного события приказал выбить особую медаль.
Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в трёхтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»» (СПб. , 1809-1812). В 1812 г. вышло в свет сочинение Лисянского: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804 и 1806 годах на корабле «Нева»» (СПб., 1812, 2 части). К сочинениям Крузенштерна и Лисянского были изданы атласы, в которые входили ценнейшие картографические материалы и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы стран, народов и их быта.
Плавание «Надежды» и «Невы» послужило началом многочисленных русских кругосветных плаваний в первой половине XIX в., во время которых были сделаны важные географические открытия и выполнены ценные научные наблюдения.
Лит.: Есаков В. А., Плахотник А. Ф., Алексеев А. И. Русские океанические и морские исследования в XIX — начале XX в. М., 1964; Ивашинцев Н. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрографического департамента Ч. 7-8. СПб., 1849-1850; Комаров В. Первое русское кругосветное плавание // Наука и жизнь. 1940. № 5; Начало наших кругосветных плаваний. Записки Гидрографического департамента. Ч. 7. СПб., 1850; Невский В. В. Первое путешествие россиян вокруг света. М., 1951; Нозиков Н. Русские кругосветные мореплаватели. М.; Л., 1941; Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Л., 1970; Список кораблей, участвовавших в кругосветных плаваниях // «Северная пчела». 1851. № 106-1108.
См. также в Президентской библиотеке:
Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века: [цифровая коллекция].
Первое русское кругосветное путешествие — история, маршрут и основные этапы — Природа Мира
Содержание
- Замысел экспедиции
- Плавание по Атлантике
- Тихий океан
- Одиночное плавание «Невы»
- Одиночное плавание «Надежды»
- Посещение Китая и путь домой
Долгое время Россия была сосредоточена на сухопутных исследованиях восточных территорий, постепенно присоединяя к себе Сибирь и Дальний Восток. Однако в конце XVIII века русские пересекли Тихий океан и основали колонии в Северной Америке. Эти территории были чрезвычайно удалены от Петербурга, товары в одну сторону могли идти несколько лет. Для связи Центральной России с американскими владениями было удобнее использовать морские пути, проходящие через Атлантический и Тихий океан, а не сухопутные маршруты. В связи с этим в России появился проект кругосветного плавания, в ходе которого можно было посетить свои отдаленные колонии.
Карта маршрута первого русского кругосветного плавания/Wikimedia CommonsЧитайте также: Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана
Замысел экспедиции
Ещё при Екатерине II были созданы планы отправки кораблей Балтийского флота к Русской Америке и Камчатке. Однако из-за военных конфликтов со Швецией и Османской империей флот был нужен для боевых действий.
Идею экспедиции лоббировал Григорий Шелехов – купец, участвовавший в освоении Аляски. Он создал Северо-Восточную компанию, которая в 1799 г. году была переименована в Российско-Американскую компанию.
Аналогичные проекты предлагал Иван Крузенштерн. Этот мореплаватель в 1793-1799 г. стажировался в британском торговом флоте и имел опыт плавания в Америку, Индию, Китай. Поначалу его идеи не одобрялись высшими чиновниками, однако 26 июля 1802 г. император Александр I утвердил проект путешествия.
В плавание отправлялись два корабля – «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под управлением Юрия Лисянского. Правительство расширило задачи экспедиции. Помимо доставки грузов на Аляску моряки должны были обследовать устье Амура и найти удобные места для создания российских портов, а также наладить торговлю с Китаем и Японией. Необходимо было обследовать Сахалин и Курильские острова. Экипаж кораблей набирался из добровольцев. 26 июля 1803 г. оба судна вышли из Кронштадта.
Плавание по Атлантике
Первая остановка экспедиции произошла ещё в Копенгагене. Здесь на борт были загружены такой товар, как коньяк, а также была проведена настройка корабельных приборов, с помощью которых определялась долгота во время плавания. В следующий раз экспедиция причалила к британскому берегу в районе города Фалмут. Здесь корабли простояли несколько дней. Была закуплена солонина, а протекавшие судна отремонтированы. Далее корабли взяли курс на Канарские острова, где они простояли с 20 по 27 октября.
Члены экипажа, за исключением двух капитанов, не имели опыта плавания в экваториальных широтах. 26 ноября экспедиция пересекла экватор. 9 декабря корабли добрались до бразильского побережья, встав на якорь у острова Санта-Катарина. Здесь моряки задержались почти на 1,5 месяца, так как надо было заменить мачты «Невы». Далее предстояло обогнуть Южную Америку и выйти в Тихий океан.
Преодолеть пролив Дрейка было нелегко. Из-за его южного положения в широтах, известных как «неистовые пятидесятые», погода здесь была неблагоприятной. Ситуация осложнялась тем, что плыть приходилось против встречных западных пассатов. Тем не менее 21 марта корабли вышли в Тихий океан.
Тихий океан
В один из штормов произошло чрезвычайное происшествие – «Надежда» и «Нева» потеряли друг друга из виду. На этот случай они договорились встретиться у острова Пасхи. Лисянский прожал Крузенштерна у острова с 16 по 20 апреля, но «Надежда» так и не появилась, а «Нева» поплыла дальше.
10 мая у острова Нуку-Хива оба капитана снова встретились. Далее корабли поплыли по направлению к Гавайям. По пути экспедиция как открывала новые острова, так и обнаруживала, что ряд уже описанных прежними исследователями объектов не существует. Также исследовались ветра и течения Тихого океана. Ученые измеряли разницу температур воды на поверхности и различных глубинах. 8 июня экспедиция прибыла на Гавайи.
Одиночное плавание «Невы»
Далее маршруты «Надежды» и «Невы» разделились. Уже 10 июня Крузентштерн вышел в море и направился в сторону Камчатки. Лисянский же покинул Гавайи только 16 июня и направился к Русской Америке.
10 июля 1804 г. «Нева» прибыла на остров Кадьяк на Аляске. Местный губернатор попросил помощи в борьбе с восставшими индейцами-тлинкитами. Они захватили Ситку, и теперь ее надо было отбить. Сначала была предпринято попытка договориться с индейцами, но после провала переговоров русские пошли в атаку и в сражении 1 октября разгромили врагов, однако экипаж потерял убитыми 3 человек. Был основана крепость Ново-Архангельск, после чего «Нева» вернулась на остров Кадьяк, где провела зимовку, длившуюся 11 месяцев. За это время моряки продали европейские товары и закупили меха.
Далее судно взяло курс на Макао, португальский порт у китайских берегов. По пути был открыт остров Лисянского, рядом с которым корабль сел на мель. 3 декабря 1805 г. «Нева» прибыла в пункт назначения.
Одиночное плавание «Надежды»
Крузенштерн прибыл в Петропавловск-Камчатский 3 июля 1804 года. Сбыв товар и пополнив свои продовольственные запасы, 30 августа корабль направился к берегам Японии, с которой предстояло установить дипломатические отношения. Судно обогнуло Японские острова с востока и прибыло в город Нагасаки. В Стране Восходящего Солнца русские пробыли с октября 1804 г. по апрель 1805 г., однако переговоры прошли неудачно, так как местные власти придерживались изоляционистской политики.
Крузенштерн решил возвращаться в Петровавловск-Камчатский через Японское море. На карты было нанесено западное побережье Японских островов, также экспедиция обнаружила пролив между Сахалином и Хоккайдо.
Прибыв на Камчатку, капитан «Надежды» решает тщательнее обследовать Сахалин. Маршрут пролегал вдоль Курильских островов и северного берега Сахалина. Крузенштерн удалось обнаружить пресную воду, из чего он сделал вывод, что где-то недалеко находится устье Амура. При этом он совершил ошибку и посчитал, что Сахалин – это полуостров, а не остров. После этого «Надежда» вернулась на Камчатку. Пополнив запасы продовольствия, корабль отправился в Макао, куда прибыл уже 20 ноября 1805 г.
Посещение Китая и путь домой
Рядом с Макао располагался китайский порт Кантон. В течение почти двух месяцев экспедиция торговала с местными торговцами, меняя меха на чай, шелк, фарфор и жемчуг. 5 февраля 1806 г. корабли отправились в сторону Индийского океана. 5 марта флотилия прошла Зондский пролив и покинула Тихий океан, после чего взяла курс на мыс Доброй Надежды.
15 апреля из-за шторма корабли снова потеряли друг друга из виду. Было договорено, что в таком случае они должны встретиться на острове Святой Елены. «Надежда» направилась к месту встречи и оказалась там 3 мая. Здесь же Крузенштерн узнал о войне России и Франции. Так и не дождавшись прихода «Невы», капитан взял курс на Кронштадт. При этом во избежание встречи с французами он обошел Британские острова с запада.
Лисянский после расставания с Крузенштерном решил, что ему хватит провианта на безостановочное плавание до России, поэтому он не стал заплывать на остров Святой Елены. От английского корабля он узнал о войне Франции и России, но все же решил плыть по Ла-Маншу, а не огибать Британию с Запада. Здесь ему все же пришлось зайти на две неделю в Портсмут, после чего корабль поплыл в сторону России.
5 августа «Нева» прибыла в Кронштадт, а 19 августа вернулась и «Надежда». В результате путешествия русским морякам удалось не только успешно справиться с торговой миссией, но и существенно расширить географические знания о мире.
Гугломаг
Спрашивай! Не стесняйся!
Задать вопрос
Не все нашли? Используйте поиск по сайту
Search for:«По следам» морской державы.
Президентская библиотека освещает кругосветную экспедицию Ивана Крузенштерна7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 года было совершено первое русское кругосветное плавание на шлюпах Надежда и Нева под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
Материалы об этом путешествии под общим руководством Крузенштерна размещены на портале Президентской библиотеки в специальном разделе основной коллекции Русские кругосветные путешествия в первой половине 19 века . Это уникальные документы об экспедиции, работах ее участников, а также научные труды — как того времени, так и наших дней.
Особый интерес представляет книга капитана в отставке, писателя Владимира Ергера Верь в надежду (2012). Это живой и эмоционально изложенный обзор всех перипетий подготовки к путешествию, сложных организационных вопросов, результатов экспедиции и ее значения для России.
Автор излагает предысторию морского путешествия. Потомок шведского дворянского рода, выпускник Морского кадетского корпуса, капитан-лейтенант Иван Крузенштерн, в 1798 году, находясь в Китайском кантоне, имел возможность подробно изучить работу крупного торгового порта. Были корабли под самыми разными флагами. Не хватало только российского флага.
Крузенштерн задумался: почему Россия не использует собственный флот, а доставляет грузы длинным, дорогим и рискованным наземным путем? Почему за 100 лет существования российского регулярного флота русские моряки не проплыли дальше европейских вод?
Попытки организовать российскую кругосветку, конечно, предпринимались, но безуспешно. Их целями было закрепление приоритета России в обладании новыми землями и защите своих границ.
По замыслу Крузенштерна, еще одной главной задачей кругосветной экспедиции было развитие морской торговли. Крузенштерн понимал, что Мировой океан давно освоен мореплавателями других стран. И цель у него была одна — сделать Россию одной из мировых морских держав.
Крузенштерн составил свой проект кругосветного путешествия на 26 листах, заполненных с обеих сторон, назвав документ «Калька». Предлагалось организовать торговлю в Ост-Индии и Китае по морю через русские корабли с заходом к восточному побережью России для сбора мехов и других товаров. Это можно было сделать во время морского кругосветного плавания. Крузенштерн неоднократно отправлял «Разыск» в различные ведомства высокопоставленным чиновникам, но получал отказы в реализации своего проекта.
Прошли годы, и в 1802 году министром торговли был назначен Николай Румянцев, считавший, что Россия должна искать побед не в войнах, а в области торговли, промышленности и науки. Идеи Крузенштерна соответствовали планам Румянцева. Это и предопределило судьбу самого проекта и его создателя.
В июле 1802 года министр морских сил адмирал Николай Мордвинов согласился с предложением организовать первое русское кругосветное плавание. Через месяц Крузенштерн был официально назначен начальником отряда кораблей, выделенных для экспедиции. Собственно, кораблей еще не было, и для их покупки в Англию был направлен капитан 1-го ранга Юрий Лисянский, который привел в Петербург два малых фрегата, позже названных Надежда и Нева . Не дожидаясь прибытия кораблей, Крузенштерн начал собирать экипажи и готовить их к трудному морскому походу.
В ходе экспедиции, помимо выполнения коммерческой задачи по установлению сообщений между западом и востоком России и с другими странами, впервые в истории предполагалось вывести русские корабли в Мировой океан, совершив поход вокруг Мир. Кроме того, необходимо было решить, какие корабли нужны России для плавания в океане, а также провести большое количество экспериментальных наблюдений, которые должны были стать основой для развития отечественных наук: астрономии, естествознания, гидрографии, биологии. , этнографии и т.д. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием Ивана Крузенштерна успешно выполнила все эти серьезные и трудные задачи — вывела русский флот в Мировой океан, положила начало созданию русской регулярной торговой флота и систематического научного изучения Мирового океана.
Автор книги Верь в надежду , Владимир Ергер, будучи сам морским офицером, удивляется, «как в начале 19 века эти смелые люди на утлых шлюпках вообще осмелились выйти в океан, установить амбициозные цели для себя и их достижения» и считает, что подвиг Ивана Крузенштерна «по дерзости его проекта кругосветки и его осуществления в 19 веке можно поставить в один ряд с подвигом первого в мире космонавта Ю. А. Гагарин в 20 веке».
«Уроки океана» для школьников и студентов стартуют в День географа
Новости
23.06.2021
Источник: Pixabay
Кругосветная экспедиция на надувном парусном тримаране «По пути русских кругосветных мореплавателей» (Крузенштерн, Литке, Беллинсгаузен и др.) стартует 1 июля 2021 года из Кронштадта от Петровской пристани. По словам организаторов этого беспрецедентного международного проекта, именно оттуда отправились все первые русские кругосветные экспедиции XIX в.начался век.
Штурманы — члены Русского географического общества: руководитель экспедиции, российский путешественник, исследователь и ученый Евгений Ковалевский (Томск), капитан тримарана, чемпион России по парусному туризму Станислав Березкин (Новосибирск). Они отправятся на парусном надувном тримаране конструкции чемпиона СССР по водному туризму Анатолия Кулика.
Путешественники планируют выйти в прямой эфир, чтобы пообщаться со школьниками и студентами в рамках проекта «Уроки океана». Это должно стать «живой» образовательной программой, самые активные участники которой смогут поплавать на тримаране в Балтийском море после возвращения корабля в Санкт-Петербург.
По словам начальника берегового штаба, исполнительного директора томского отделения РГО Юлии Калюжной, из Кронштадта уже состоялись два пробных сеанса. К занятиям готовы присоединиться более тысячи площадок на базе школ и вузов во всех регионах России.
«Следующее занятие планируем провести 18 августа, в День географа. Предположительно экипаж будет находиться во французском регионе. Это будет первый «урок океана». Он будет посвящен Великим географическим открытиям. Группа географов уже работает над сценарием, съемочная группа представит видеоконтент и ответит на вопросы», — рассказала она.
Школьники и учителя могут прямо сейчас задать свои вопросы путешественникам на сайте экспедиции. С 1 июля заработает интерактивная карта плавания тримарана, на которой будет представлена информация не только о пути экипажа, но и об исторических событиях, связанных с российскими кругосветными плаваниями.
Результатом поездки должен стать рекорд дальности плавания. Кроме того, участники экспедиции планируют провести научную деятельность, в частности, измерить радиационный фон Земли. «Мы будем измерять радиационный фон планеты. На всем маршруте — а это 60 тысяч километров, примерно полтора периметра Земли — через каждые 20-30 километров. К концу экспедиции мы обеспечим карту», — подчеркнул Ковалевский.
Планируется, что на отдельные этапы экспедиции прибудут студенты Томского университета. Они примут участие в процессе изучения распространения радиоволн над Мировым океаном. По возвращении студенты будут писать курсовую или магистерскую работу, сказал Ковалевский. Участники экспедиции также намерены напомнить миру, что во многом его открыли русские путешественники.
В ходе кругосветного путешествия путешественники соберут видеоматериал, который должен лечь в основу серии документальных фильмов о природных богатствах и красоте океана и о людях из разных стран.
Судно получило название «Русский океанский путь». Название было выбрано не случайно. Участники проекта намерены повторить маршруты прославленных россиян: Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Отто Коцебу, Василия Головнина, Федора Литке, Фадея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Путешествие продлится 2 года. Путешественники РГО посетят более 40 стран и территорий. Конструкция судна обеспечивает доступ ко всем гаваням для яхт в мире. Маршрут кругосветной экспедиции пройдет по водам Мирового океана.
Тримаран собран на Ломоносовском судостроительном заводе в Ленинградской области. Его ширина составляет 7,6 метра. Просторная палатка станет домом для участников кругосветки.
Проект «По пути русских мореплавателей вокруг света» посвящен 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями. Он реализуется при поддержке Русского географического общества и Фонда президентских грантов. Научным руководителем проекта был почетный президент Русского географического общества, академик Владимир Котляков.
Узнайте больше на sibtraveler.com.
Анастасия Макарова
# Россия
Подробнее
AZAL будет выполнять прямые рейсы из Мумбаи в Баку с ноября
С ноября «Азербайджанские Авиалинии», главный авиаперевозчик Азербайджана, намеревается начать прямые рейсы между Баку и Мумбаи, коммерческим центром Индии
07.10.2022
Вьетнамский форум по туризму Меконга 2022 возвращается с 12 по 13 октября 2022 года после перерыва
После двухлетнего перерыва из-за пандемии COVID-19 Форум по туризму Меконга возвращается в качестве физического мероприятия в 2022 году
06. 10.2022
Медведь, рысь и кенгуру: каких животных провозили через аэропорт Домодедово
Московский аэропорт Домодедово в День защиты животных рассказали, каких животных провозили через воздушную гавань с начала 2022 года
06.10.2022
Городское бюро туризма Тайнаня готовится к восстановлению туризма в Тайнане
Тайнань, расположенный в южной части Тайваня, это место, где все началось для Тайваня
06.10.2022
Национальный парк Казиранга в Ассаме вновь открывается в связи с туристическим сезоном
Все национальные парки в Индии, закрытые на лето и сезон дождей, не будут открываться вновь
05.10.2022
В России может появиться от пяти до десяти гастротуристических направлений
Ряд регионов России имеет хороший потенциал для привлечения гостей, интересующихся гастрономией
История первой половины XIX века была отмечена рядом выдающихся географических открытий. Наиболее заметными среди них были русские кругосветные путешествия. Россия XIX века занимала ведущее место в организации кругосветных плаваний и освоении океана. Первое кругосветное плавание русских кораблей под командованием капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Лисянского длилось три года, как и большинство подобных походов того времени. Поездка 1803 года явилась отправной точкой, положившей начало целой эпохе замечательных русских кругосветных путешествий. Ю. Ф. Лисянский получил приказ отправиться в Англию для покупки двух кораблей для кругосветного плавания. Лисянский купил два корабля — «Надежду» и «Неву» за 22 000 фунтов стерлингов, что равнялось такой же сумме в золотых рублях по тогдашнему курсу. Фактически сделка по кораблям равнялась 17 000 фунтов, но на корректировочные работы потребовалось дополнительно 5 000 фунтов. «Надежда» плыла уже 3 года с момента спуска на воду; «Нева» была спущена на воду всего 15 месяцев. «Нева» была водоизмещением 350 тонн, «Надежда» — 450 тонн. В Англии Лисянский купил ряд секстантов, компасы морские, барометры, гигрометры, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры производства Арнольда и Петтингтона и другие вещи. Хронометры были осмотрены и испытаны академиком Шубертом. Trouton сделал все остальные инструменты. Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения за долготой и широтой, чтобы определить местонахождение корабля. Лисянский позаботился о запасе лекарств, в том числе и о таблетках от цинги. Последнее было одним из самых опасных заболеваний при дальних поездках. В Англии также закупили необходимое снаряжение для экспедиции, в том числе одежду для экипажа, подходящую для разных климатических условий. У них также был большой запас белья и морского обмундирования. Матрасы, подушки, простыни и теплые одеяла были куплены для каждого моряка. Морское обеспечение было одним из лучших. Ломтики подсушенного хлеба («сухары»), приготовленные в Санкт-Петербурге, оставались в хорошем состоянии два года. То же самое и с соленым мясом («солониной»), которое посолил русской солью купец Обломков. Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невки» — 47. Экипажи формировались из моряков-добровольцев, подававших заявки на кругосветку в огромном количестве: можно было даже составить несколько экипажей для несколько экспедиций. Следует помнить, что не было членов экипажа, которые бы участвовали в дальних походах, так как в то время русские корабли не ходили на юг Северного тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и экипажем экспедиции, была не из легких. Им предстояло пересечь два океана, пройти мимо опасного мыса Горн, печально известного штормами, пройти вверх до 60 градусов северной долготы и посетить ряд малоизвестных берегов, которые могли удивить моряков неожиданными подводными рифами. и другие опасные вещи. Но командиры, руководившие экспедицией, были настолько уверены в «офицерах и матросах», что не брали нескольких иностранных матросов, хорошо знакомых с условиями дальних походов. Однако на борту корабля были иностранные естествоиспытатели: Тилезиус-фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Последний прибыл из Швейцарии. Горнер работал в известной тогда Зеебергской обсерватории, и его руководитель рекомендовал его графу Румянцеву. В экспедиции был и художник из Академии художеств. Вместе с русским посланником и полномочным представителем в Японии Н. Резановым и его свитой гостили художник и ученые на борту большого корабля «Надежда», которым командовал Крузенштерн. Лисянскому было доверено командование Невой. Хотя Крузенштерн числился командиром «Надежды» и начальником морской экспедиции в Морском министерстве, но в инструкции, направленной Александром I русскому послу в Японии Н. Резанову, последний был указан начальником Экспедиция. Эта двойственность/двойственность ситуации и послужила причиной конфликта в отношениях между Резановым и Крузенштерном. Так, Крузенштерн неоднократно обращался к Управлению Российско-Американской компании, где писал, что он призван Его Императорским Величеством командовать экспедицией и что «она была поручена Резанову» без его ведома, и что он никогда бы не согласился, что его обязанности «состоят в том, чтобы искать паруса» и т. д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном стали настолько невыносимыми, что бунт среди экипажа «Надежды» прекратился. Российский посланник в Японии Н. Резанов после череды неприятностей и оскорблений был вынужден остаться в своей каюте, из которой не выходил до прибытия «Надежды» в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной администрации. В результате конфликт поставил Крузенштерна в невыгодное положение, и он, учитывая сложившуюся ситуацию, публично извинился перед Резановым и попросил Кошелева не продолжать дальнейшее расследование. Только благодаря любезности Резанова, решившего прекратить следствие, Крузенштерн избежал новых неприятностей, которые могли иметь роковые последствия для его карьеры. Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на «Надежде», которой командовал Крузенштерн, была не на высоком уровне, если Н. Резанов, государственный деятель высочайшего ранга и полномочный представитель в Японии, мог быть подвергнут ряду оскорбления, нанесенные несколькими членами экипажа и капитаном «Надежды». То обстоятельство, что «Надежда» во время своего плавания несколько раз попадала в весьма рискованные ситуации, вероятно, не случайно, а «Нева» лишь однажды села на коралловый риф и в такое место, где ожидать ее на картах было невозможно. Все это указывает на предположение, что распространенное мнение о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности. Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были пройти вместе, но затем вблизи Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были продолжить путь самостоятельно . «Надежда» по замыслу экспедиции должна была плыть дальше на Камчатку, где должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерн должен был отправиться в Японию и доставить туда российского полномочного представителя и посланника Н. Резанова со свитой. После этого «Надежда» должна была еще раз вернуться на Камчатку, забрать груз меха и отвезти его в Кантон для продажи. Начиная с Гавайских островов, путь Невы проходил совершенно иначе. Лисянскому предстояло плыть на северо-запад, к острову Кадияк, где в то время находилась штаб-квартира российско-американской компании. Они планировали, что «Надежда» останется там на зиму, а затем она должна будет принять груз меха и доставить его в Кантон, где должна была состояться встреча обоих кораблей «Нева» и «Надежда». Из Кантона оба корабля должны были пройти в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был реализован, хотя и с некоторыми изменениями, вызванными штормами, разлучившими корабли, а также длительными заходами в порты для проведения необходимого ремонта и пополнения провизии. Находясь на кораблях, естествоиспытатели собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции. Они проводили наблюдения за морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра. Они вели систематические астрономические наблюдения для определения долготы и широты и нанесли на карту координаты ряда мест, в которых они побывали, включая все порты и острова, куда они заходили. Хотя специальные задачи экспедиции в русские колонии были успешно выполнены, этого нельзя было сказать о той части плана экспедиции, которая была связана с организацией посольства в Японии. Посольство Н. Резанова не имело успеха. Хотя он и был окружен вниманием и всеми знаками уважения оказывался Н. Резанову по прибытии в Японию, но ему так и не удалось наладить торговые отношения с этой страной. 5 августа 1806 года «Нева» благополучно вышла на Кронштадтский рейд. Раздался пушечный салют с Невы, и в ответ раздались выстрелы Кронштадтской крепости. Таким образом, «Нева» простояла в экспедиции три года и два месяца. 19 Августа «Надежда», пробывшая в кругосветном путешествии на четырнадцать дней дольше, чем «Нева», также достигла Кронштадтского рейда. Первое русское кругосветное путешествие составило эпоху в истории русского флота и доставило мировой географической науке новые сведения о малоизученных странах. Ряд островов, на которых побывали Лисянский и Крузенштерн, были недавно открыты еще до них мореплавателями, и природа этих островов, их население и нравы оставались почти совершенно неизвестными. Одними из них были Сандвичевы (Гавайские) острова. Они были обнаружены Куком в 1778 году, менее чем за тридцать лет до того, как их посетили русские моряки. Русские путешественники могли наблюдать жизнь жителей в ее естественном состоянии, еще не измененном влиянием европейской культуры. Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи (остров Пасхи) до сих пор мало изучены. Поэтому неудивительно, что описания русского кругосветного путешествия, сделанные Крузенштерном и Лисянским, вызвали большой интерес у читателей и были переведены на несколько иностранных языков. Материалы, собранные во время плавания по Неве и Надежде, представляли большую ценность для изучения первобытных народов, населявших острова Океании и северную часть Тихого океана. Наши первые русские путешественники наблюдали этих людей в стадии родовых отношений. Впервые подробно описали уникальную древнюю гавайскую культуру с ее незыблемыми законами «табу» и человеческими жертвоприношениями. Богатые этнографические коллекции, привезенные Невой и Надеждой, вместе с описаниями обычаев, верований и даже языка жителей Тихого океана послужили ценным источником для изучения народов, населявших острова Тихого океана. Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в развитии этнографии. Это можно объяснить большой наблюдательностью и точностью описаний наших первых кругосветных путешественников. Необходимо отметить, что многочисленные наблюдения за морскими течениями, температурой и плотностью воды, проведенные на Неве и Надежде, дали толчок к развитию новой науки — океанографии. До первого кругосветного путешествия России такие систематические наблюдения мореплавателями не проводились. Русские моряки оказались в этом отношении большими новаторами. Первое русское кругосветное путешествие открывает эпоху блестящих кругосветных путешествий, совершаемых под российским флагом. За время этих походов был создан прекрасный состав моряков, получивших опыт длительных походов в дальние страны и высокую квалификацию в комплексе лодочного флота искусства мореплавания. Интересно отметить тот факт, что один из участников первого русского кругосветного путешествия Коцебу, плававший курсантом на «Надежде», впоследствии совершил более интересное кругосветное путешествие на «Рюриковиче». |
Ваш комментарий будет первым