Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Метро москва история: История Московского Метрополитена

Содержание

история и современность — ШКОЛА.МОСКВА

«Самое красивое в мире», «самое удобное в мире» — так говорили о московском метро с момента его открытия. Москвичи с детства привыкли к этому грандиозному подземному городу. Спеша по делам, они не всегда успевают оценить достоинства родного метрополитена, в станциях и вестибюлях которого запечатлелась история архитектуры и искусства ХХ века.

Метро в Москве планировали строить еще до революции, но лишь в 1931 году началось строительство первого и крупнейшего метрополитена в России. В то время о метростроевцах писали стихи и слагали песни. Грандиозную стройку курировал первый секретарь Московского горкома партии Л. М. Каганович. Его именем первоначально и было названо метро. С 1955 года оно стало именоваться «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина».
Заводы по всему Советскому Союзу обеспечивали продукцией строительство первой очереди метро. Станции отделывались гранитом и мрамором из карьеров Урала, Крыма, Кавказа и Карелии. Над оформлением залов и наземных вестибюлей станций работали известные скульпторы и художники. Самоотверженный труд тысяч рабочих, инженеров и художников увенчался 15 мая 1935 года открытием первой линии метро, которая шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», и насчитывала всего 10 станций. Сейчас она известна как «Сокольническая линия».

Строительство метро не прекращалось даже в годы войны. В 1941 году московское метро использовалось как бомбоубежище. В разгар Битвы за Москву 6 ноября 1941 года в зале станции «Маяковская» состоялось заседание Московского Совета депутатов, на котором выступал И. В. Сталин.
В сталинский период руководство не жалело средств на украшение столичного метро, олицетворявшего достижения социалистического строительства. Станции сооружались как подземные дворцы и украшались скульптурой, мозаиками, причудливыми светильниками.

Многие из них стали яркими памятниками архитектуры. В оформлении станций того времени искусство соцреализма соединилось с тайной подземелья. В рельефах, мозаиках и фресках подземных залов, наземных вестибюлей оживали герои революции и войны, идеализированные сцены мирного созидания и социалистического строительства.

Некоторые первые станции, такие как «Лубянка», были построены в традициях лаконичного конструктивизма. В оформлении станции «Площадь Революции» для выражения революционно-пролетарской тематики уже использовался синтез архитектуры и скульптуры. Реалистичные работы скульптора М. Г. Манизера передавали революционную энергию масс.
На оформление станции «Маяковская» оказал влияние популярный в 1930-е годы стиль ар-деко, для которого характерен синтез модернизма и неоклассицизма. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Свод «Маяковской» украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника А. А. Дейнеки. Из подземного зала станции словно открываются окна с видом на небо с самолетами, гроздьями плодов, счастливыми матерями и детьми. Влияние стиля ар-деко заметно и в оформлении зала станции «Кропоткинская» с его лотосовидными колоннами.

Станция первоначально называлась «Дворец Советов» и задумывалась как подземный вестибюль грандиозного Дворца. Колонны зала, вызывающие ассоциации с древнеегипетскими храмами, перекликаются с египетским залом расположенного рядом Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. «Кропоткинская» выделяется также наземным вестибюлем в форме изящной арки.

В оформлении многих станций, построенных вскоре после окончания войны, звучит тема героизма и победы советского народа. Именно тогда, в конце сталинской эпохи, строилась Кольцевая линия. Вестибюли и залы станций «Октябрьская» и «Парк культуры» Кольцевой линии, «Смоленская» Арбатско-Покровской линии напоминают памятники античной архитектуры. Зал станции «Октябрьская» выполнен как торжественный мемориал павшим в Великой Отечественной войне. В торце зала находится арка, пространство за которой, отгороженное решеткой, подсвечено голубоватым светом и кажется окном в новый мир.

Входы в вестибюли станций «Октябрьская» и «Смоленская» похожи на древнеримские триумфальные арки. Архитектура самого вестибюля «Октябрьской» напоминает римские термы. Картины мирной жизни послевоенной Украины изображают мозаичные панно и фрески станций «Киевская» на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях. Среди станций метро той эпохи выделяется и «Новослободская» с её изящным залом, украшенным подсвечиваемыми витражами.

Со второй половины 1950-х годов упор в развитии метрополитена стал делаться на увеличение темпов строительства за счет удешевления оформления станций. Появились типовые залы станций, которые можно различить лишь по цвету кафельной плитки. Москвичи прозвали их «сороконожками» — по числу колонн в зале. Но и в тот период появлялись необычные станции. Так, станция «Воробьёвы горы» стала первой в России станцией метро, расположенной на мосту над рекой.

Начиная с 1970-х годов запрос на эстетическую сторону убранства станций возвращается. При оформлении станций снова начинают находить применение естественный камень, металлический декор. Московское метро продолжало развиваться в 80-е и 90-е годы. В начале XXI века оно добралось до самых окраин города. В 2002 году была построена первая станция за пределами МКАД — «Бульвар Дмитрия Донского».
В наше время Московский метрополитен является основным видом общественного транспорта в столице. Среднесуточный пассажиропоток составляет более 7 миллионов человек. Ежегодно вводятся в строй новые станции и целые линии. В 2003 году в столице открылась самая глубокая станция — «Парк Победы»: её глубина составляет 74 метра, а длина эскалатора — 126,8 метров! Еще одной необычной станцией стала открытая в 2015 году станция «Котельники», выходы из которой ведут сразу в три города: Москву, Люберцы и Котельники. Московское метро сегодня — это современное информационное пространство.

Сотовая связь и Wi-Fi покрывают большинство станций. На «Воробьёвых горах» проводятся интересные тематические выставки, а на «Выставочной», помимо постоянно обновляющейся фотоэкспозиции, находится уникальный интерактивный Центр профориентации метрополитена. Здесь любой желающий может прокатиться на симуляторе-тренажере метропоезда. В метро проводятся экскурсии, в том числе интерактивная экскурсия для детей «7 красок московского метро», которая поможет ребятам понять, какую роль метрополитен играет в жизни москвичей. В залах станций проходят выступления известных музыкантов. Уже в скором времени по станциям метрополитена во время праздников будет курсировать робот Метроша и поздравлять пассажиров. О выставках и иных мероприятиях Московского метрополитена можно узнать на странице официального сайта (https://www.mosmetro.ru/).

В последние годы москвичей порадовало появление в метро именных поездов. Поездка на таком поезде превращается в настоящее путешествие в мир поэзии, кино, истории. Внутреннее оформление вагонов «Поезда Победы» на Серпуховско-Тимирязевской линии включает документы, фотохронику и плакаты военных лет. Войдя в «Полосатый экспресс» на Люблинско-Дмитровской линии, оказываешься в окружении картин дикой природы Дальнего Востока, включая амурских тигров. В салонах поезда «Поэзия в метро», который курсирует на Филевской линии, можно прочесть стихи поэтов разных стран. Оформление вагонов в поездах «Герои на все времена» и «Легенды кино» на Кольцевой линии посвящено советским фильмам XX века. А вагоны состава «Акварель» на Арбатско-Покровской линии превратились в галерею репродукций картин великих художников. Появляются всё новые именные поезда. Московское метро живет, развивается и обновляется вместе с городом и его жителями.

текст: Е. Мирзоев фото: А. Гердо, «Вечерняя Москва»

 

Как появилось московское метро? | Культура

Метро — это не только внеуличная транспортная система; его станции, над проектами которых в свое время работали лучшие архитекторы СССР — одновременно и подземные памятники архитектуры, и залежи доисторических моллюсков, и, конечно же, важнейшие ориентиры на карте Москвы. Однако много ли москвичей и гостей столицы знает, в каком году впервые открылись для пассажиров станции метро? Какой была первая линия подземки? Хотя бы дату открытия метро знают современные столичные жители? Едва ли…

В бешеном ритме жизни города москвичи настолько привыкли к метро, что научились его не замечать и даже быть недовольными им.  Тем не менее, когда происходит хотя бы малейшая поломка в подземке, на улицах столицы неизменно наступает транспортный коллапс! И, пытаясь добраться по забитым пробками улицам к себе домой, каждый москвич вспомнит, как же хорошо, когда есть метрополитен! Итак, знакомьтесь: краткая история московское метро.

Идея строительства метро в Москве появилась задолго до начала самого строительства — ее выдвигали еще в 1875 году, через 14 лет после открытия первого в мире метрополитена в Лондоне, однако до проекта дело тогда так и не дошло. В 1902 году предлагалось сразу два проекта строительства метро. Один предусматривал строительство только под землей, второй предлагал строить как подземные, так и наземные участки системы. В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект внеуличной железнодорожной системы, который был утвержден городской думой, однако его осуществлению помешала Первая мировая война.

Проекты строительства метро в Москве предлагались и в 1916, и в 1923, и в 1925 годах; один из них был заказан немецкой транспортной компанией Siemens, но все они остались только на бумаге в силу самых разных причин.

Пока московские власти надеялись на трамваи, такси, а также уповали на духовенство (а именно эти структуры активно препятствовали строительству метро), в Москве случился первый транспортный коллапс. Произошло это 6 января 1931 года: гигантская пробка началась на нынешней Лубянской площади и распространилась на весь город. В июне 1931 года на партийном пленуме принимается решение срочно строить метро. Была утверждена и трасса первой линии: от Сокольников до Храма Христа Спасителя и от Смоленской площади до Библиотеки имени Ленина. В ноябре того же года рабочие, «вооруженные» только лопатами, начинают земляные работы на Русаковской улице. В 1932 году строительство велось уже на всех участках, однако продвигалось крайне медленно, и, по сути, основные работы начались только в 1933 году, когда в помощь московским метростроителям прибыли донецкие шахтеры.

Строили метро по большей части вручную, и только на участке от Лубянки до Охотного ряда был применен горнопроходческий щит (именно последний способ в настоящее время используется для строительства метро).

Московский метрополитен открыл свои двери для пассажиров 15 мая 1935 года. Ступившие на невиданные ранее эскалаторы пассажиры не подозревали, что стали своеобразными «подопытными» — в день открытия метро «лестница-чудесница» была запущена впервые, ее испытания ранее не проводились, поскольку строительство метро сильно отставало от утвержденного графика, и эскалаторы установили «на скорую руку». Трасса первой линии имела два направления: за станцией «Охотный Ряд» располагалось ответвление в сторону «Александровского Сада». Пассажиров перевозили четырехвагонные составы, работающие на электрической тяге. Таким образом, от станции «Сокольники» через станцию «Охотный Ряд» можно было ехать в двух направлениях: до «Парка Культуры» и до «Смоленской».

Однако такое вилочное движение продолжалось недолго. В 1937 году открылась станция «Киевская» (на этом участке был построен первый метромост через Москву-реку), а в 1938 — «Курская», которые вместе с отрезком «Александровский Сад»-«Смоленская» образовали Арбатскую линию. Мало кто знает, что пути от «Охотного Ряда» до «Александровского Сада» сохранились до настоящего времени; один из них является техническим, а на месте второго сейчас располагается подземный торговый комплекс «Охотный ряд». В сентябре 1938 года открылась третья линия — Горьковско-Замоскворецкая, от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» («Театральная»).

В годы Великой Отечественной войны строительство метро на некоторое время прервалось, а 16 октября 1941 года двери метро не открылись, породив панику среди москвичей. Это был единственный день в истории метро, когда оно не работало. Станции метрополитена, расположенные на значительной глубине, стали убежищами для москвичей на время налетов немецких бомбардировщиков. За все время, пока налеты продолжались, в метро родились несколько десятков москвичей. Также в военное время в метро работала библиотека (на станции «Курская»). В мае 1942 года, когда угроза захвата Москвы миновала, возобновилось строительство новых станций. На всех станциях, построенных в годы Великой Отечественной войны, есть памятная табличка.

После Великой Отечественной началось строительство Кольцевой линии метрополитена, которая первоначально планировалась точно под Садовым кольцом. Однако позднее было принято решение перенести северную часть линии с целью связать путями метро главные вокзалы столицы. Первые станции Кольцевой линии были открыты в 1950-м, а замкнулась линия в 1954 году. Одновременно с ней строился глубокий участок Арбатской линии. Это строительство было связано с началом «холодной войны»: станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищем для жителей Москвы в случае войны, поскольку станции мелкого заложения оказались уязвимы для бомбардировок (туннель между «Арбатской» и «Смоленской» в годы Великой Отечественной войны был пробит авиационной бомбой). В 1953 году станции мелкого заложения от «Киевской» до «Александровского сада» были закрыты, однако оставались в этом статусе недолго — в 1958 году их снова открыли, но уже в составе Филёвской линии.

С 1955 года в Москве начинают строиться станции по «типовому проекту» с целью удешевить и ускорить строительство метро. Это всем знакомые «одинаковые» станции, которых предостаточно на любой ветке метро. В 1950—1960-х годах линии метро стали строить от Кольцевой по направлению к окраинам, не соединяя в центре.

Так были построены современные Таганско-Краснопресненская и Калужско-Рижская линии. Центральные части их построили значительно позже — в 1970-х годах. По подобной схеме с 1979 по 1994 годы строили Серпуховско-Тимирязевскую, Калининскую и Люблинскую линии.

В середине 1990-х появились проекты монорельсовой транспортной системы. Экспериментальный отрезок был построен от станции «ВДНХ» до станции «Тимирязевская». Первоначально линия монорельсовой железной дороги должна была идти вдоль Ярославского шоссе, однако от этой трассы решено было отказаться — видимо, уже до строительства стало понятно, что монорельс — по сути, экскурсионный транспорт. Одновременно с монорельсом появляются проекты так называемого «легкого» метро — строительство метрополитена на эстакадах, без применения подземных методов строительства. Экспериментальная ветка «легкого» метро пошла в район Южного Бутово, однако широкого распространения так и не получила.

Несмотря на сравнительно дешевое строительство, «легкое» метро оказалось гораздо сложнее в эксплуатации по сравнению с «классическим» подземным вариантом мелкого заложения.

В настоящий момент новые станции метрополитена строятся преимущественно под землей, трассами мелкого заложения. Эксперименты в виде монорельсовой транспортной системы и «легкого» метро продолжают свое существование, однако предпочтение им в условиях столицы так и не было отдано.

Удивительно то, что москвичи, ежедневно пользуясь метрополитеном, иногда умудряются путать между собой его разновидности, называя «легкое» метро монорельсом и наоборот. Также столичные жители зачастую понятия не имеют, какие именно станции были открыты в годы Великой Отечественной войны, хотя живут вблизи них или пользуются ими ежедневно.

Не знают они и что за день такой — 15 мая. Порой меня посещает мысль, что не случись 6 января 1931 года в Москве транспортного коллапса — кто знает, в каком году жители столицы впервые прокатились бы в новеньких вагонах от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» или «Смоленской».
________________________________________________
От редакции:
Вчера утром на синей ветке московского метро с рельсов сошли три вагона. Есть погибшие и пострадавшие. Первая предварительная версия ЧП — резкое торможение в связи со снятием напряжения контактного рельса. Позже была озвучена другая вероятная версия — поезд сошел с рельсов из-за неисправности стрелочного перехода. Эта версия принята за рабочую. Мэр Москвы Собянин, прибыв на место события, сказал, что это одна из крупнейших аварий в истории московского метро. Выражаем соболезнование родным и близким погибших.

Теги: метрополитен, метро, Москва, транспорт, история, московское метро, история метро

Столичный метрополитен и его легенды

Столичный метрополитен и его легенды
  • mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/list/kontsertyi-v-klube-16-tonn/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/list/kontsertyi-v-klube-16-tonn/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    3 10743

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/place/klub-unplugged/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/klub-unplugged/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    2 1145

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/event/teatr-slishkom-zhenatyij-taksist-oktyabr-2022/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/teatr-slishkom-zhenatyij-taksist-oktyabr-2022/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    628

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-item-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    3 2205

Фото: englishrussia.com

«Сокол»

Фото: fotokto. ru

«Партизанская»

Фото: zen.yandex.ru

«Площадь революции»

Фото: travel.rambler.ru

«Динамо»

Фото: ogneportal.ru

«Киевская»

Фото: travel.rambler.ru

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.

Смотреть расписание

Станция метро «Перово»

Множество суеверий связано с этой станцией метро из-за того, что на её стенах изображены животные, которых принято называть апокалиптическими. Здравомыслящие люди, которых нелегко испугать такими домыслами, говорят, что эти изображения связаны с древнеславянскими богами. Но находятся и те, кто считает их символами Апокалипсиса, а это, в свою очередь, знак зловещий.

 Зелёный просп., д. 20
Cтанция метро «Сокол»

Несчастливым местом московской подземки принято считать и станцию «Сокол». В начале ХХ века недалеко от неё находилось братское воинское кладбище, где хоронили погибших в Первой мировой войне. Позже, в 1918 году, чекисты расстреливали здесь священников и белых офицеров. По признаниям машинистов, на этой станции у них нередко возникает ощущение, что за ними наблюдают, а ранним утром, ещё до открытия метро, на путях и на перроне не раз замечали призрачные фигуры.

 Ленинградский просп., д. 73
Кольцевая линия

Поговаривают, что раз в месяц на Кольцевой линии после полуночи можно встретить абсолютно пустой поезд, который останавливается на каждой станции, но никогда не открывает двери. В кабине машиниста, как положено, сидит человек в форме, вот только форма эта старого образца, а сам машинист словно окутан дымкой — впрочем, как и весь поезд. Иногда в нём можно увидеть людей с измождёнными лицами — рабочих, которые погибли при строительстве метро.

Станция метро «Лубянка»

Поговаривают, что души сотен и тысяч людей, замученных в подвалах Лубянки, до сих пор обитают под сводами этой станции метро. Как гласит статистика, данная станция — лидер по количеству случающихся на ней сердечных приступов, припадков и обмороков. Помимо этого, именно здесь чаще, чем на прочих станциях, люди пытаются свести счёты с жизнью.

 Лубянская пл.
Скульптуры на станции метро «Площадь Революции» 0+

По народным поверьям, станция метро «Площадь Революции» исполняет желания. Главное — знать, к какой из 76 бронзовых статуй и с какой просьбой обратиться. Чаще всего народ подходит к скульптурам собак рядом с пограничниками, о чём свидетельствует их внешний вид. На счастье трут пёсий нос, а заодно и солдата. К женщине с петухом можно обратиться за финансовой поддержкой и потереть птичий гребень (хотя некоторые говорят, что лучше птиц не трогать). Изваяние студентки помогает решить любовные вопросы, бронзовый учёный — успешно защитить научную работу, а молодая мать исполняет мечты о ребёнке.

 Московский метрополитен, Арбатско-Покровская линия, станция Площадь Революции
Станция метро «Партизанская»

Скульптуру партизанки Зои Космодемьянской на этой станции метро многие москвичи также считают знаковой. Говорят, что и она вершит судьбы. Поэтому если возле этого изваяния вы ждёте свою вторую половину, не забывайте вставать возле её правой ноги, тогда ваши отношения будут долгими и счастливыми. Встреча возле левой, напротив, сулит расставание, связанное с неверностью одного из партнёров.

 Измайловское ш., д. 69
Станция метро «Динамо»

Станция популярна среди спортсменов, потому что фигуры на круглых медальонах в её вестибюле считаются их покровителями. Некоторые уверены, что перед ответственными выступлениями или соревнованиями нелишним будет наведаться сюда и попросить помощи у представителя своего вида спорта. Часто начинающие спортсмены специально выходят на станции «Динамо», чтобы пару минут постоять возле барельефа и настроиться на важное событие.

 Ленинградский просп.
Станция метро «Киевская» (Кольцевая линия)

Москвичи любят показывать туристам мозаичное панно на станции «Киевская», на котором красноармеец якобы разговаривает по мобильному, а перед ним стоит раскрытый ноутбук. На самом деле художник здесь изобразил рацию или немецкий переносной телефон образца 1910 года, а ноутбук — это скорее всего книга. Тем не менее многие верят, что эти предметы символизируют путешествия во времени, которые случаются на этой станции. Очевидцы странных временных изломов тоже находятся.

 пер. 2-й Брянский
«Физтех»

Новая станция «родилась» 1 апреля 1996 года с лёгкой руки студентов МФТИ. В один день на многих схемах метро на серой ветке после «Алтуфьевской» появилась «строящаяся» станция «Физтех». Рассказывают, что историю даже раскапывали журналисты, а метрополитен всё отрицал. Ответственность за шутку, наконец, взяли на себя студенты МФТИ, которые всего-навсего распечатали соответствующие дизайну наклейки и приклеили их на схемы на разных станциях и в вагонах метро.

Метро-2

Существует легенда, будто на глубине около 100 метров под землёй существует альтернативная сеть московской подземки. Говорят, что проложена она была ещё во времена Сталина, а попасть туда можно прямиком из кабинетов Кремля. Подземка укомплектована всем необходимым на случай чрезвычайного происшествия: от запасов продовольствия до ядерной кнопки. Легенда легендой, однако любопытно, что по сей день нет как официального подтверждения существования «Метро-2», так и официального опровержения.

Сокольническая линия

Говорят, что для строительства первой ветки Московского метрополитена — Сокольнической — был разобран до основания белокаменный Серпуховский кремль. Правда это или нет — доподлинно неизвестно, но из всех линий столичной подземки красная считается самой криминальной. Например, в парке Сокольники преступления совершаются довольно часто, в лихие девяностые площадь трёх вокзалов у метро «Комсомольская» была одним из самых опасных мест города, а «Лубянка», как мы уже писали выше, является лидером по количеству подземных самоубийств.

Станция метро «Советская»

Старожилы Москвы помнят, что когда-то рядом со зданием Моссовета (ныне столичной мэрии) существовала станция «Советская», которая в один день внезапно исчезла с поверхности земли и с карты метрополитена. Поговаривают, что станция никуда не исчезала, а была переоборудована под секретный бункер для руководителей страны — с публичным домом, кинотеатром и планетарием. Сейчас уже трудно определить, так ли оно было на самом деле, однако до тех пор, пока в 1979 году не открыли Тверскую, в тоннеле между «Маяковской» и «Театральной» был длинный перегон без остановок.

Станция метро «Библиотека имени Ленина»

Ещё одна станция московской подземки, которую облюбовали самоубийцы, — «Библиотека имени Ленина». Эта неглубокая станция самой старой линии метрополитена до сих пор соседствует с остатками средневековых тюрем, где держали провинившихся бояр и злостных должников-неплательщиков. Может быть, земля, впитавшая их страдания, продолжает влиять и на современников? Кстати, в табличке с названием станции на одной из платформ можно разглядеть два отверстия. Говорят, что в бандитские 90-е прямо на станции случилась перестрелка.

 ул. Моховая, д. 12
Станция метро «Автозаводская»

Прежнее название этой станции Замоскворецкой линии — «Завод имени Сталина». Неподалёку от неё находился автомобильный завод, выпускавший автомобили ЗИС, а позже — ЗИЛ. Существует легенда, что на территории этого завода по сей день находится огромный ангар, где стоит вся военная техника, принимавшая участие в Параде Победы 1945 года. Проверить, так это или нет, невозможно: охрана завода круглосуточно патрулирует территорию.

 ул. Мастеркова, д. 6
Станция метро «Маяковская»

Станцию метро «Маяковская» краеведы не зря называют подземным дирижаблем. Все колонны и арки, украшающие вестибюль, были сделаны на заводе «Дирижабльстрой», который выпускал воздухоплавательную технику. Кстати, если два человека встанут у противоположных колонн на станции и будут через них говорить, то услышат друг друга, несмотря на шум поездов.

 пл. Триумфальная
Станция метро «Царицыно»

Почвы под знаменитыми Царицынскими прудами очень подвижные и влажные. Также они насыщены водой с колониями микроорганизмов, которые, по легенде, обладают неким коллективным разумом и противятся вторжению цивилизации в свой подземный мир. Воды прудов не раз затапливали тоннель, поэтому сейчас по ночам строители регулярно проводят работы по укреплению грунта на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская».

 ул. Луганская, д. 11
Станция метро «Кунцевская»

На территориях, прилегающих к «Кунцевской», археологи недавно обнаружили самое древнее укреплённое поселение на территории Москвы. Когда-то здесь было языческое кладбище, которое христиане посчитали проклятым. Существует легенда, что на этом месте построили церковь Покрова Богородицы, но она бесследно ушла под землю вместе с крестом всего за одну ночь. Страх на суеверных горожан нагоняют и «чёртовы пальцы» — раковины моллюсков, которые в большом количестве встречаются в этих краях.

 ул. Малая Филёвская
Станция метро «Проспект Мира» (кольцевая)

Завсегдатаи станции «Проспект Мира» иногда видят гуляющего по платформе бледного бородатого брюнета в элегантном старомодном костюме. Мужчина выглядит погружённым в свои мысли и не вступает в диалог с окружающими. Говорят, что это призрак поэта Валерия Брюсова, который умер в 1924 году в своём особняке, который сейчас стоит рядом со станцией. Известно, что поэт Серебряного века увлекался оккультизмом и часто устраивал в своём доме спиритические сеансы.

 просп. Мира, д. 39А
Станция метро «Таганская»

Существует легенда, что при прокладке этой станции бригадир метростроевцев оступился и упал в шахту лифта на глазах у рабочих. Они тут же спустились на дно шахты, но внизу никого не обнаружили. Тело мужчины нашли только через три дня в конце дальнего тоннеля. На нём не оказалось никаких травм и повреждений, однако у очевидцев было такое впечатление, что из тела выкачали всю кровь.

 Таганская пл.
Путевой обходчик

Фантом Путевого обходчика считается одним из самых известных привидений, обитающих в метро. Бывшие сотрудники Сокольнической линии говорят, что при жизни этот человек действительно трудился обходчиком, и посвятил этому делу 40 лет своей жизни. В возрасте 82 лет он скончался, но до сих пор возвращается «на работу». Сотрудники метрополитена будто бы не раз видели призрак в темноте тоннелей.

Чёрный машинист

В конце 90-х в московском метро сошёл с рельсов состав и загорелся головной вагон. Машинисту удалось вывести поезд из тоннеля, но спустя три дня мужчина скончался в больнице от тяжёлых ожогов. Семья машиниста не получила компенсацию за смерть кормильца, а начальство и вовсе заявило, что он сам виноват в случившемся. При этом вагоны находились в аварийном состоянии. После этого случая работники метро часто встречали в тоннелях призрак покойного машиниста — человека с чёрной обгоревшей кожей. По легенде, он до сих пор ходит по подземке в поисках справедливости.

Станция метро «Чистые пруды»

Ходит легенда, что в районе станции «Чистые пруды» находится сталинский бункер, который строила бригада подростков. В ней были преимущественно 16-летние сироты и беспризорники. По окончании строительства почти все они таинственным образом исчезли. Выбраться на свет удалось только двум. Говорят, что остальные были обречены остаться в подземелье, а их призраки до сих пор бродят по тоннелям. Рабочие до сих пор слышат за спиной неясный шорох, который затихает, как только начинаешь прислушиваться к нему.

 Чистопрудный бул.
Дворец Ивана Грозного

Развалины опричного дворца Ивана Грозного рабочие обнаружили при прокладке тоннеля метро от улицы Герцена до Калининского проспекта. По легенде, двор этого строения, стоявшего за кремлевскими стенами, был усыпан толстым слоем речного песка — в него должна была уходить кровь людей, которых там пытали и мучили. В помощь археологам направили бригаду «Метростроя». Вскоре рабочие стали жаловаться, что в процессе раскопок им приходится возиться в зловонной грязи красного цвета, которую потом трудно отмывать. К тому же участников раскопок стали мучить ночные кошмары. А днём во время работы у некоторых случались галлюцинации. Они утверждали, что слышат доносящиеся из-под земли человеческие стоны, вопли и проклятия.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Краткая история Московского метрополитена

Поезд на станции метро Арбатская, Москва, Россия | © Alex Segre / Alamy Stock Photo

Marta Wiejak

3 May 2018

Есть много вещей, которыми славится Москва, и метро, ​​безусловно, является одной из самых выдающихся из них. Метро – это бьющееся сердце города. В часы пик толпы людей высыпают на улицы в такт прибывающим и отъезжающим поездам. Метро — основной вид общественного транспорта Москвы; это также памятник его бурной истории и яркому настоящему, а также важнейший элемент и основная составляющая его идентичности. Вы не можете понять Москву, не понимая ее метро, ​​поэтому мы знакомим вас с ее краткой историей здесь.

Московский метрополитен обслуживает самое большое количество пассажиров в день из всех метрополитенов мира: в будние дни это число достигает девяти миллионов. Он состоит из 14 линий и 212 станций и имеет более 360 км путей. Плюс 44 из этих станций являются памятниками культуры. Почему это так? А как все началось?

м. Киевская, Москва | © AlanWrigley / Alamy Stock Photo

Первые планы Московского метрополитена датируются еще Российской империей, но строительство началось только в 1931, а первые станции были открыты для публики в 1935 году. Первая линия московского метрополитена, часть красной линии от Сокольников до центра города, имела длину 11 км. Первоначальный план включал десять линий общей протяженностью 80км. Хотя на строительстве путей и станций работали только советские рабочие и волонтеры, сама система метро проектировалась специалистами, ранее проектировавшими лондонское метро. Привезенные инженеры очень хорошо изучили топографию Москвы, что, по мнению НКВД, каралось арестом.

Станция метро Электрозаводская, Россия. | © Chan Srithaweeporn / Getty Images

Вторая мировая война повлияла на все, что происходило в стране. Строительство метро не стало исключением. Просоциалистические мотивы в интерьере были заменены декором на военную тематику, строительство новых станций было отложено, а часть старых станций вышла из строя. Многие станции служили бомбоубежищами во время блокады Москвы в 1941 году.

После войны строительство возобновилось. Открыта самая знаковая из линий — кольцевая. Он проходит по Садовому кольцу (один из главных проспектов города). Кольцо позволяет удивительно легко менять линии. На всех официальных планах метро он отмечен коричневым цветом. Ходят слухи, что она никогда не входила в первоначальный проект, но что Сталин поставил кофейную кружку на предварительных планах, оставивших след в форме и расположении нынешней кольцевой линии, и что она была затем построена, потому что тогда никто не осмелился выступить против записки Вождя. Холодная война принесла с собой сокращение как бюджета метро, ​​так и расточительности. Станции времен холодной войны, расположенные чуть дальше от центра, узнаются сразу: все они выглядят почти одинаково, по обеим сторонам платформы идет ряд колонн. Единственная разница между ними заключается в цвете мраморной или керамической плитки на стенах.

Дизайн интерьера станции метро Комсомольская кольцевая линия в Москве, Россия. | © Bhornrat Chaimongkol / Getty Images

В настоящее время московское метро постоянно расширяется, и каждый год на линии добавляются новые станции. 2016 год был особенно важным в жизни метрополитена: именно тогда была открыта вторая (наземная) кольцевая линия. Московское метро также является важным элементом культуры: один из самых популярных современных российских писателей Дмитрий Глуховский полностью переносит свои постапокалиптические романы в метро. Метро – это в прямом и переносном смысле сердце Москвы. Если вы хотите по-настоящему познакомиться с городом, начните с метро.

Новый поезд Московского центрального железнодорожного кольца МЦК | © Алёна Шапран / Alamy Stock Photo

Оставьте отзыв

Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с помощью простого но страстная миссия: вдохновлять людей выйти за свои границы и испытать то, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более значимые, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно.
Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для уникальных впечатлений в трех категориях: эпические поездки, мини-путешествия и парусный спорт. Поездки. Наши путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, увлекательные мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши парусные путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширить кругозор таким образом, чтобы нанести минимальный вред и даже принести пользу.
Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.

Искусство и декор станций Московского метрополитена

Метрополитен начал свою работу в Москве в 1935 году с единственной 11-километровой линии, соединяющей всего тринадцать станций, но с тех пор он превратился в четвертую по загруженности транспортную систему в мире, охватывающую более 300 километров и предлагая 188 остановок по пути.

Московский метрополитен был одним из самых экстравагантных архитектурных проектов СССР, где станции были построены как роскошные «дворцы для народа». Построенный по приказу Сталина, железный лидер приказал художникам и архитекторам метро спроектировать сооружение, воплощающее свет (сияние или блеск) и светлое будущее (светлое будущее). Он поручил своим архитекторам спроектировать сооружения, которые побуждали бы горожан смотреть вверх, любуясь искусством станции, как если бы они смотрели вверх, чтобы полюбоваться солнцем и, соответственно, им как богом. Многие станции московского метро с отражающими мрамор стенами, высокими потолками и грандиозными люстрами уподобляют «искусственному подземному солнцу».

Искусство включает в себя барельефы, фризы, мраморные и бронзовые статуи, витражи и бесчисленные мозаики из стекла, мрамора и гранита, выполненные в хорошем византийском стиле. Вы можете найти изображения бывших революционных и исторических персонажей, их побед, спорта, промышленности, сельского хозяйства и войны, а также простых советских людей, таких как рабочие, солдаты, колхозники и студенты.

Славное архитектурное движение в России подошло к концу в 1955 году после того, как Коммунистическая партия издала декрет о ликвидации «расточительности в проектировании и строительстве». После смерти Сталина в 1953 и последующим процессом десталинизации его изображения постепенно выводились из Московского метрополитена. Скульптуры увезли в хранилища, а мозаики и рельефы просто убрали. Новые станции, построенные в это время, были лишены какой-либо лепнины, мозаики, оригинальных колонн и других «неоправданных» элементов. У вечеринки появилась новая тема – «Километры за счет архитектуры».

К счастью, первоначальная архитектура ранних станций осталась нетронутой, которая спустя столько лет до сих пор выглядит потрясающе.

См. также: Художественное метро Стокгольма

Станция метро «Комсомольская»

Комсомольская открыта в 1935 году. Станция имеет высокие колонны, облицованные розоватым известняком и серо-голубым мрамором, а пол выложен плиткой из серого гранита. Внушительный барочный потолок, окрашенный в желтый цвет, украшен восемью мозаичными панелями из смальты и драгоценных камней. Тематика панно представляет борьбу России за свободу и независимость на протяжении всей истории.

Фото №

Фото №

Станция метро «Новослободская»

Построенная в 1952 году, Новослободская известна своими 32 витражами, созданными латвийскими художниками Э. Вейланданом, Э. Крестсом и М. Рыскин. Каждая панель, окруженная сложной латунной окантовкой, установлена ​​на одном из пилонов станции и подсвечивается изнутри. И пилоны, и стрельчатые арки между ними облицованы розоватым уральским мрамором и окантованы латунным литьем. В конце платформы мозаика Павла Корина «Мир во всем мире».

Фото

Фото

Станция метро Маяковская

Маяковская считается одной из самых красивых станций в системе. Основанная на советском будущем, представленном поэтом Маяковским, станция имеет изящные колонны, облицованные нержавеющей сталью и розовым родонитом, стены из белого уфалейского и серого диоритового мрамора, блестящий узор пола из белого и розового мрамора и 35 ниш, по одной на каждую. свод. В окружении ламп накаливания расположены 34 потолочные мозаики Александра Дейнеки на тему «24-часовое советское небо». Пассажир может поднять глаза и увидеть прямо над собой светлое советское будущее.

Расположенная на глубине 33 метра, станция во время Великой Отечественной войны служила бомбоубежищем. В годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1941 года, Иосиф Сталин выступил перед массовым собранием партийных деятелей и простых москвичей в центральном зале Станция.

Фото №

Фото №

Станция метро «Электрозаводская»

Названная в честь расположенного поблизости электролампового завода, потолок «Электрозаводской» укрыт шестью рядами круглых ламп накаливания18, всего их 3. На пилонах установлены 12 мраморных барельефов, освещающих борьбу нации в Великой Отечественной войне. Другие пилоны несут декоративные позолоченные решетки с изображением серпа и молота.

Фото

Фото

Станция Шоссе Энтузиастов

Тема оформления станции — борьба за свободу в истории России. Станция Шоссе Энтузиастов оформлена мрамором различных цветов и оттенков, от темно-серого до желтого. Стены украшают скульптуры и картины на революционные темы. В западной части центрального зала установлена ​​большая скульптура «Пламя свободы» работы А. Кузнецова.

Фото предоставлено

Станция метро «Площадь Революции»

Площадь украшена 76 скульптурами, по одной врезанными в каждый угол каждой колонны, тематически расставленными от родителей с детьми к спортсменам, студентам к фермерам, промышленным рабочим к охотникам и солдатам . Еще есть пограничник с собакой, которую люди трут носом на удачу.

Фото предоставлено

Станция метро «Нахимовский проспект»

Фото

Станция метро «Парк Победы»

Фото

Станция метро «Парк Победы». Фото предоставлено

Станция Парк Победы

Станция Метро Парк Победы. Фото

Это часть арт-объекта в метро Парк Победы. Фреска Кутузова, считавшегося одним из лучших русских полководцев времен Екатерины Великой. Под командованием Кутузова русская армия остановила Великую армию Наполеона в Бородинском сражении, а затем контратаковала, вытеснив французов из русских. Фото кредит

Станция метро Проспект Мира

Фото предоставлено

Станция Киевская

Фото предоставлено

Москва Станция метро Площадь Революции 360 Панорама

{{thumb_title}}

1 Нравится

Московское метро Площадь Революции

Москва

Эксперт

Создано

Колесников Сергей

Посмотреть профиль фотографа

Для многих пассажиров по всему миру поездка в метро означает мчаться от одной унылой станции к другой в окружении слишком большого количества неудобных, нетерпеливых тел. Совсем другая история была в СССР и сейчас в России. В Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других крупных городах станции метро были задуманы как архитектурные чудеса. Поездка на метро сродни прогулке по памятнику национального наследия.

В зависимости от того, где вы сойдете, вы получите ускоренный курс по таким разнообразным архитектурным направлениям, как барокко, ар-деко, футуризм, модерн или хай-тек, и лицо из витражей, мраморных колонн, хрустальных люстр, позолоченной мозаики и нарисованные сцены из русской истории до современного железа и стекла.

Первая в России система метро была частью первой пятилетки Иосифа Сталина по быстрой индустриализации Советского Союза в 1920-х и 30-х годах. Основная идея заключалась в том, чтобы показать своим гражданам и всему миру силу и возможности социально ориентированного государства. Все эти великолепные подземные дворцы были построены как транспортная система для простых людей.

Сейчас Московский метрополитен — самая загруженная система метрополитена за пределами Азии, самая загруженная в мире по ежедневному пассажиропотоку и 6-я по протяженности в мире (200 станций, длина маршрута более 350 км).

Копирайт: Колесников Сергей
Тип: Сферический
Разрешение: 23598×11799
Снято: 04. 08.2021
Загружено: 04.08.2021
Просмотров:

Теги: метро; метро; г. Москва; под землей; дворец


  • Выбор редакции
  • Рядом
  • Еще от автора

Подробнее о Москве

Мир : Европа : Россия : Москва

Обзор и историяМосква получила свое название от реки Москвы, где около 500 г. н.э. зародились славянские поселения. Они приняли христианство из Византийской империи в 988 г. н.э., и оно просуществовало как национальная религия в течение тысячи лет. К 15 в. Москва стала столицей Русского государства в составе Великого княжества Московского, которое усердно ассимилировало более мелкие феодальные территории, сражаясь с Золотой Ордой монголов. Город подвергался набегам и сжиганию татаро-монголами не менее трех раз. Объединение многих небольших территорий под властью Москвы подготовило почву для того, чтобы Иван III принял титул «Владыки всея Руси». Его сын Иван IV, или «Иван Грозный», стал первым коронованным царем России. Преемственность царей продолжалась от Ивана IV до Петра Великого, который провозгласил Российскую империю в 1721 году со столицей в Санкт-Петербурге. Российская империя пережила «смутное время», которое сопровождалось хаосом, нашествием и несколькими народными восстаниями. Наполеон Бонапарт был в 25 милях от захвата Москвы во время своего катастрофического вторжения в 1812 году, но был повернут назад после того, как тысячи его голодающих солдат попали в засаду и были убиты крестьянскими партизанами. К началу 20-го века Москва была столицей, на этот раз самая большая страна в мире. Промышленная революция пришла в Россию позже, чем в Западную Европу, отчасти из-за российского института крепостного права, которое удерживало крестьян привязанными к земле. Однако достаточно скоро возникло социалистическое политическое движение, громко выступавшее за тотальную революцию, и к 1917 Советский Союз заменил царя и его самодержавную власть. Так начался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), просуществовавший до 1991 года. После распада Советского Союза Москва продолжает оставаться столицей России, или Российской Федерации, как она теперь известна. Это по-прежнему самая большая страна в мире. Люди и культураМосква находится в тисках западного обновления, с потребительством и демонстративным показом богатства, выставленным напоказ повсюду. По состоянию на 2008 год это город с самой дорогой стоимостью жизни в мире, дом для большинства миллиардеров, а также самый большой город в Европе. Как добратьсяМосква состоит из пяти основных секций, расположенных концентрически, с Кремлем в середине. Кремль является административным центром власти, и его название означает «крепость». Его стены очерчивают границы города 15 века. ТранспортВы можете найти информацию о том, как добраться до и из аэропортов здесь. Нажмите здесь, чтобы получить несколько полезных советов о фантастической системе метро. Вот еще несколько полезных обзорных материалов о метро, ​​трамваях, троллейбусах и т. д. Чем заняться В Москве много галерей и музеев, но вот два любимых: во-первых, это Музей современного искусства. и второй Винзавод — это значит винзаводКроме того, вы можете посетить Музей геологии, Музей авиации и космонавтики, Музей истории Москвы. Любителям искусства стоит посетить Государственную Третьяковскую галерею — с огромной коллекцией русского искусства. и икон — один из самых известных российских музеев после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Там же есть прекрасный Зоопарк, по сравнению с другими в России.. Что касается ресторанов и клубов, то рядом с Красной площадью есть милое кафе — F.A.Q. Кафе — если вы умеете читать по-русски. Есть старый добрый клуб «Пропаганда» — ему почти 10 лет, но он до сих пор является одним из лучших мест, где можно погулять каждую ночь! Другие неплохие: Ikra Solyanka Fabrique Рекомендации Что искать в целом: Красная площадь, Кремль, Мавзолей Ленина, Собор Василия Блаженного и Белый город, который является торговым районом.Еще одно красивое старое место, которое стоит увидеть в Москве находится — Новодевичий монастырь (построен в 1524 году, там царем стал Иван IV).

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *