Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Монастыри севера россии: Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами

Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами

Приблизительное время чтения: 7 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Северная Фиваида, жемчужное ожерелье обителей, возникших в глухих лесах и на побережье холодного моря, на берегах рек и озер, посреди топких болот… Список всех монастырей Русского Севера займёт много страниц. Уникальный регион — суровый, труднодоступный, — на многие века стал духовным центром России. У каждой обители — свои особенности, каждая — как самоцвет в большой мозаике. Здесь мы рассказываем только о восьми уникальных обителях, а чтобы с головой окунуться в прекрасный и загадочный мир Русского Севера и его святых мест, приглашаем вас зайти на сайт нашего проекта «Путь на Полночь».

1.

Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества. Даже те счастливцы, кто был на Соловках несколько раз, и, кажется, исходил острова вдоль и поперек, приезжая вновь, уверены, что их снова ждут открытия.

Фото Владимира Ештокина

Монастырь — первая достопримечательность, с которой знакомятся все, кто прибывает на Большой Соловецкий остров. Архитектурный ансамбль с 500-летней историей. Оборонительная крепость, веками защищавшая Север России. Осматривать здесь нужно не только Спасо-Преображенский собор и Благовещенскую церковь, боевые башни крепости и одностолпную Трапезную палату — можно рассматривать каждый камень, каждую клеть, каждое, даже самое, кажется, неприметное строение. За всеми — история. А есть ещё скиты, Ботанический сад, храм-маяк на Секирной горе, каналы, множество музеев и удивительная природа Соловецких островов.

Представляем вам десять интересных мест, которые стоит посмотреть туристу на Соловках:

Посмотреть

Узнайте десять важнейших мгновений из истории великой обители:

Узнать

и ещё десять интересных фактов о Соловецких островах:

О каких вы еще не слышали?

2.

Кирилло-Белозерский монастырь

Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским.

Фото Олега Узорова

Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории. С ней связан «золотой век русской святости», когда в XV столетии сюда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия». Среди учеников преподобного Кирилла были Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

В Смутное время Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. Обитель жаловали цари. Иоанн Васильевич Грозный всю жизнь горячо любил Кириллову обитель и щедро жертвовал ей. В то же время, сюда часто ссылали неугодных и опальных вельмож.

В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться.

Прочтите, к как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель:

История монастыря

3.

Троице-Гледенский монастырь

Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.

Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы.

В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас.

Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале:

Куда пропали зеркала?

4.

Успенский Трифонов монастырь

Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне.

В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас.

Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол.

Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли:

8 святынь Вятской земли

5.

Спасо-Прилуцкий монастырь

В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков.

Фото: spas-priluki.ru

С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.

Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А в 1992 году монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви. Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений.

Какой знаменитый поэт похоронен в некрополе Прилуцкой обители? Почему башни монастыря так «весело» раскрашены? Читайте в нашем материале:

Спасо-Прилуцкий монастырь

6.

Ферапонтов монастырьФото: vk.com/ferapontov.monastery

Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.

Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий. В обители томился в заточении низложенный Патриарх Никон. Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей.

Для вас — шесть интересных фактов о Ферапонтовом монастыре:

Прочесть

7.

Печенгский монастырь

В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил восвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.

Посещение Печенгского монастыря патриархом Кириллом в 2016 году

В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.

Несколько раз монастырь подверался разорению, переезжал и вновь возрождался и расцветал… В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон.

Узнайте, как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси:

И другие истории о монастыре

8.

Борисоглебский монастырь

Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Великие русские князья и первые русские цари любили Борисоглебский монастырь и считали его своим домашним.

Узнайте больше о Борисоглевском монастыре и его удивительной истории:

Как он стал «домашним» для царей?

⛪ Православные монастыри Русского севера • Все о туризме

Сразу хочу подчеркнуть, что не надо воспринимать название статьи буквально. Во-первых, я ни только не берусь рассказывать про все монастыри, но и не знаю сколько их. Во-вторых, говорить о Русском Севере в географическом или административно-территориальном смысле неправильно. Это скорее историко-культурное понятие, признаки которого сформировалось за долгие годы на территории разных областей России. В-третьих, знакомство с монастырями (по месту и времени) определялось ни моими пожеланиями, а маршрутом речного круиза Москва- Санкт-Петербург-Валаам-Москва. На плановых стоянках организаторы круиза предлагают туристам разные варианты экскурсий, в том числе и в монастыри. Вот о них и пойдет речь.

Но прежде всего, несколько слов о Калязинской колокольне. Еще одно отступление от заявленной темы. Это еще не север, а место на пути из Москвы, порта пяти морей, в том числе и по нашему маршруту. Ни один круизный теплоход, вышедший из Северного порта столицы, не может миновать бывшую колокольню (1800 г.) бывшего Никольского собора (1694 г.) бывшего Николо-Жабенского монастыря. Поэтому самое главное о ней. Высота над уровнем воды — 70 метров. В былые времена колокольня имела 12 колоколов, самый большой из которых (весом 1038 пудов) отлили в 1895 году на средства собора в честь восшествия на престол Николая II. Калязинская колокольня

В 30-е годы прошлого века после строительства Угличской ГЭС и образования водохранилища значительная часть Калязина, в том числе и неразобранные монастырские и соборные постройки, оказались в зоне затопления. Колокольня была оставлена в качестве маяк. Существуют разные версии о принятии того решения, а также несколько легенд и правдивых историй, так или иначе связанных с колокольней и ее большим колоколом. Но это отдельная тема.

Кирилло-Белозерский монастырь

В конце XIV — начале XV вв. последователи Сергия Радонежского основали ряд новых монастырей, главным образом, в районах Русского Севера. В их числе Кирилло-Белозерский, ставший в последствии крупнейшим и богатейшим монастырем в России, центром духовной жизни региона. Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника (1572)

Основан монастырь был в 1397 году монахом Кириллом Белозерским, который на берегу Сиверского озера вырыл пещеру, ставшую первым шагом в создании обители. Для сравнения, через полторы сотни лет в собственности монастыря насчитывалось 607 одних только деревень. А в первой половине XVIII века, ставшей апогеем в его развитие, монастырь был собственником 21 тысячи крестьян, проживавших в 16 уездах. Но вернемся к истокам. Крепостные стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря

Уже в начале XV века, Кирилло-Белозерская обитель стала центром большой группы монастырей, и активно способствовала процессу, получившему название «монастырская колонизация». В пределах 7-15 километров от этого центра обосновались Феропонтов, Горицкий, Воскресенский монастыри и Нило-Сорская пустынь. Трудно переоценить значение монастырей для освоения этих суровых и богатых районов, сравнительно недавно вошедших в состав Московского Княжества. Московские князья, понимая это, оказывали им всяческую поддержку. Более того, многие из правителей посещали обитель: великий князь Василий II Васильевич Темный, Государь всея Руси Василий III – отец Ивана IV Грозного, царь Петр I. Сам Иван Грозный особо почитал Кириллов монастырь, т.к. считал свое рождение связанным с ним. В 1528 году Василий III приезжал сюда с женой Еленой Глинской, чтобы молиться о появление наследника. Получилось, родился Иван.

Интересный факт! Развитие монастыря, проходившее в условиях конкурентной борьбы Москвы с Великим Новгородом, превратило его в крупный экономический центр и место, через которое проходили торговые пути к побережью Белого моря.

Ввиду того, что монастыри в ту пору выполняли еще и военные, оборонительные функции они вынуждены были создавать фортификационные сооружения. В 1600 год вокруг обители были построены первые каменные ограждения с башнями. В Смутное время, в 1612-1613 гг. защитники монастыря выдержали несколько нападений и осаду польских и литовских захватчиков. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря с Успенским собором (1497 г.)

В 1654-1658 гг. построенные новые стены превратили Кириллов монастырь в самую большую и мощную крепость России. Оценить это можно и сейчас.

Интересный факт! Однако с выходом России к Балтийскому морю и сокращением торговли через Архангельск, стала уменьшатся и экономическая роль монастыря. В 1764 году Екатерина Великая лишила его угодий и крестьян, и вскоре монастырская слобода была преобразована в город Кириллов, а крепость в городскую и уездную тюрьму.

В эти, не лучшие для бывшего монастыря, годы его ценности (иконы, старинные книги, церковная утварь из храмов обители) растаскивались всеми способами. Хорошо если цивилизованными для, столичных музеев. А часто просто варварскими. В 1924 году на территории монастыря создан Кирилло-Белозерский музей-заповедник, который спас храмы от разрушения в 30-е годы. Со временем он был дополнен экспонатами, привезенными из соседних деревень (мельница, деревянная церковь, иконы).

В монастыре сохранились и по мере возможности реставрируются более десятка культовых зданий, находящихся в ведении музея. Главный из них — Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского и игумена Кирилла Белозерского.

Воскресенский Горицкий монастырь

С точки зрения очередности знакомства участников круиза с монастырями, Воскресенский Горицкий должен оказаться в списке раньше, чем Кирилло-Белозерский. У села Горицы, на берегу реки Шекстны оборудована небольшая пристань. Буквально в двух шагах от нее расположен Горицкий женский монастырь. А до Кирилло-Белозерского надо еще ехать 7 км. Но с точки зрения возраста и статуса приоритет отдается последнему. Реставрация храмов Воскресенского Горицкого монастыря

В 1544 году, который считается годом основания Воскресенского Горицкого женского монастыря, в селе Горицы на месте деревянных церквей была построена каменная Воскресенская церковь с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Заслуга основания обители принадлежит княгине Ефросинье Старицкой, вдове князя Андрея Старицкого, родного дяди Ивана Грозного. Имя этой женщины сохранилось в истории главным образом, ввиду ее борьбы с первым царем Всея Руси. В 1563 году она была сослана в ею же созданный монастырь, где и закончила свой жизненный путь при странных обстоятельствах. Монастырские стены

Горицкую обитель называли «монастырем опальных княгинь». Кроме княгини Старицкой, здесь, в почетном заточении, в разные годы оказывались: княгиня Палецкая, жена брата Ивана IV, жены Ивана Грозного – Мария Нагая и Анна Колтовская, дочь Бориса Годунова – Ксения, Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II.

Интересный факт! Кроме «воспитания» царственных особ, монастырские насельницы занимались и обычной хозяйственностью деятельностью, расширением обители и совершенствованием инфраструктуры. Некоторые результаты их труда используются и по сей день.

На территории обители три каменные церкви (Воскресенская – 1544 г., Троицкая – 1821 г., Покровская – 1832 г.), много хозяйственных построек, монастырские стены, в которых находились жилые, гостиничные, больничные помещения, подвалы с ледниками. В Покровская церковь после реставрации – главный храм обители

В монастыре был проведен водопровод, который работает до сих пор. За пределами монастырских стен была построена пристань, скотный двор и т.д. Дальнейшая судьба обители схожа с тем, что выпало на долю десятков, а то и сотен церквей, храмов, монастырей. В 1932 г. она был закрыта. За годы советской власти в помещениях и на территории монастыря были сельхозартель, гараж, правление совхоза. Кельи и другие подходящие помещения использовались как жилье. В Троицкой церкви размещался сельский дворец культуры. После войны часть помещений передали дому инвалидов.

Новейшая история монастыря началась в 1990 году, с реставрации храмов. Осенью 1999 года монастырь объявлен действующим. Сейчас там живут 10-20 насельниц. И постоянно увеличивается поток паломников и туристов. Продолжение моего путешествия читайте во второй части нашего повествования.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Выдающаяся мировая ценность

Краткое обобщение

Ансамбль Ферапонтова монастыря расположен в Вологодской области, в северо-западной части Российской Федерации на небольшой возвышенности, между Бородаевским и Паским озер, в 120 км к северо-западу от г. Вологды.

Монастырь был основан московским монахом Феррапонтом в 1398 году. Ансамбль монастыря сложился в 15-17 веках. Ядром ансамбля является собор Рождества Богородицы (149 г.0), что особенно примечательно среди шести сохранившихся построек монастыря. Остальные — Благовещенская церковь с трапезной, Сокровищница, Мартинианская церковь, Богоявленская и Ферапонтова церкви над Святыми воротами, Колокольня. В 19 веке территория монастыря была обнесена каменной оградой.

История Феррапонтова монастыря связана с важными событиями в некоторые переломные моменты становления централизованного Российского государства, такими как утверждение власти первого «императора всея Руси» Ивана III, правление первого русского царя Ивана IV и изгнание патриарха Никона. В 15-16 веках Феррапонтов монастырь стал крупным культурным и идеологическим центром региона, одним из главных монастырей, существенно влиявших на политику Московии.

Архитектура монастыря, замечательного образца ростовского архитектурного стиля, отличается изобретательностью и чистотой. Здания монастыря сохранили все характерные черты и внутреннее убранство. Ансамбль Феррапонтова монастыря также является ярким образцом гармоничного единства с мало изменившимся с XVII века природным окружающим ландшафтом, подчеркивающим своеобразный духовный строй северных монахов, и в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северных крестьянство.

Росписи собора Рождества Богородицы имеют особое значение для русской культуры и других культур мира. Росписи собора – единственные росписи величайшего русского мастера Дионисия Мудрого, полностью сохранившиеся до наших дней в первозданном виде. Ансамбль Феррапонтова монастыря, с ценнейшими и полностью сохранившимися фресками Дионисия, представляет собой уникальный образец цельности и единства русского стиля северного монастырского ансамбля XV-XVII вв.

Критерий (i): Настенные росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Феррапонтова монастыря являются высшим выражением русской росписи XV-XVI веков.

Критерий (iv): Комплекс Феррапонтова монастыря является наиболее чистым и полным образцом православной монашеской общины XV-XVII веков, переломного периода в культурном и духовном развитии России.

Целостность

Внесенный в список объект занимает площадь 2,10 га с буферной зоной в 20 га и содержит все атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. Целостность ансамбля Феррапонтова монастыря и хорошая сохранность всех его атрибутов обеспечиваются границами владения, которые остались неизменными и четко очерчены каменной стеной, окружающей все архитектурные памятники и сооружения монастыря. Ни одному из атрибутов не угрожает современное развитие, ухудшение или запустение .

Ландшафт вокруг монастыря почти не изменился на протяжении веков и сохранил свое гармоничное единство. Благодаря расположению и компактности выразительный силуэт монастыря хорошо просматривается с разных сторон, а все природные и антропогенные воздействия на объект исключены.

Аутентичность

Ансамбль, возведенный в XV-XVII вв., сохранил высокую степень аутентичности в плане своей первоначальной планировки, формы, материалов и приемов, дизайна, а также старинного архитектурного облика, особенно что касается интерьеров. При хорошей сохранности монастырь не нуждался в масштабной реконструкции. Некоторые оригинальные архитектурные формы и сооружения были реконструированы на основе научных исследований и с использованием традиционных материалов: крупных кирпичных камней для стен, дерева для швов, засыпок и кровельных конструкций. На территории монастыря нет современных зданий и сооружений.

Работы по консервации настенных росписей заслуживают особой похвалы, поскольку ограничиваются укреплением и очисткой. Подлинность фресок Дионисия определяется на основании отсутствия каких-либо вмешательств в структуру. Уникальные методы консервации слоев росписи собора обеспечили лишь незначительные вмешательства в картины художника и отсутствие нарушения их структуры и эстетического восприятия.

Сегодня в монастыре находится государственный музей. Тем не менее, изменения в подлинности функции являются частью истории собственности, и добавление музея играет незаменимую роль в защите подлинности ансамбля. Русская Православная Церковь использует храмы св. Ферапонта и св. Богоявления в качестве приходских храмов, также предусмотрены богослужения в храме св. Мартиниана.

Охрана и управление Требования

Согласно Указу Президента РФ от 02.04.1997 № 275 Ансамбль Феррапонтова монастыря объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации. федерального значения. Музей фресок Дионисия в Феррапонтовом монастыре является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 1998 года за финансирование и управление музеем отвечает Министерство культуры Российской Федерации. В настоящее время музей находится в ведении Департамента культурного наследия Министерства и Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия. В 2011 году для решения вопросов управления и сохранения памятников культурного наследия монастыря была создана Согласительная комиссия в составе представителей Вологодской епархии Русской Православной Церкви и Музея. За состоянием сохранности объекта также следит Национальная комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Задачи по сохранению, которые необходимо решить, включают дальнейшее сохранение уникальных фресок Дионисия, сохранение ансамбля монастыря, а также устойчивый мониторинг состояния сохранности объекта, а также мониторинг и соблюдение правил буферной зоны. .

Монастыри в истории России

  1. Главная
  2. Россия
  3. Туризм
  4. Экскурсии: Монастыри в истории России

Боголюбово Жилище во Владимире

 

русских монастыря… их бесчисленное множество на огромной территории России. Наша поездка, конечно, не охватит их всех. Но мы выбрали тех, чьи судьбы тесно переплетены с историей Российского государства. Прежде всего древнейшие монастыри, каждый из которых был колыбелью русского православия. Таков Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 14 веке. Он расположен на берегу живописного озера Северское в Вологодской области. 15-16 века были лучшим временем монастыря. Сам Иван Грозный любил посещать монастырь, говоря, что обязан своим рождением молитвам белозерских монахов. Всю свою жизнь он присылал монастырю щедрые дары. Еще одним оплотом христианства на севере был Валаамский монастырь, который, по преданию, был основан в начале 15 века святым апостолом Андреем. А когда в 1715 году обитель пришла в запустение, Петр Великий издал указ о ее возрождении. Сегодня Валаамский монастырь — один из красивейших монастырей России, ее историческая и духовная гордость. Оказавшись на русском севере, нельзя упустить шанс посетить Соловецкий монастырь, уединенно стоящий на большом острове в Белом море. До 16 века монастырь охранял северные границы страны, выдерживая осаду ливов, шведов и англичан. В 1920 монастырь был превращен в лагерь для военнопленных, печально известные Соловки.

Еще один знаменитый старинный монастырь, известный своей многовековой историей, — Оптина пустынь, основанная в 14 веке. Для русских верующих это особое, святое место. Благодаря настоятелям монастыря, также известным как Оптинские старцы, монастырь еще в XVII веке стал духовным центром. Все оптинские старцы претерпели мученическую смерть за веру и впоследствии были прославлены Церковью. Среди оптинских паломников были Федор Достоевский и Лев Толстой. На западе России тоже много старинных монастырей. Одним из первых здесь появился Псково-Печорский монастырь. Его история началась в конце 14 века. Но больше всего монастырских подворий сосредоточено в средней полосе России. В тех самых местах, где начиналась Русь: прекрасным образцом среднерусского зодчества является Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, где было найдено «Слово о полку Игореве»; свидетелем знакового события в русской истории, восшествия на престол царя новой династии Романовых является Костромской Ипатьевский монастырь, сохранивший богато убранный дворец Романовых; ослепительно красивой Боголюбской обители во Владимире, основанной князем Андреем Боголюбским в XII веке (!) и многих других.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *