Легенды и факты московского метро
Станция Волоколамская
Мистическая станция Волоколамская, находящаяся между Тушинской и Щукинской (кто ездит в сторону Планерной наверняка замечал, что поезд резко набирает ход и идут столбы, столбы…)
Станции-призраки
Особый интерес составляют так называемые станции-призраки. Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре закрытые станции Советскую на Замоскворецкой линии, Первомайскую на Арбатско-Покровской, Калужскую в здании депо на Калужско-Рижской и Волоколамскую на Таганско-Краснопресненской ветке. Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там. Михайловские диггеры сумели досконально изучить эти территории, поэтому о них имеются определенные сведения. Советская была запроектирована на второй очереди метро на перегоне между Театральной и Маяковской. Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади. Ее строительство началось, но не было завершено, так как из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели к станции, увы, не удалось. Впоследствии центральный зал Советской был трансформирован в отлично защищенный бункер. В отличие от Советской, Первомайская была реально действующей станцией и первоначально располагалась за Измайловским парком, в здании электродепо Измайлово. По наблюдениям последних вылазок Михайлова, ее вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью Метрополитен им. Л.М. Кагановича Станция Первомайская была недавно снята. В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой Первомайской остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.
Станция Преображенская площадь
Далее в списке аномальных зон московского метрополитена следует станция Преображенская площадь. Начиная с XVIII в. здесь было старообрядческое Преображенское кладбище. Если следовать этой логике, получается, что каждый раз, когда мы спускаемся в метрополитен, то сталкиваемся с нечистой силой. Конечно, кто-то отмахнется с извечной фразой: «Да чушь все это!», а кто-то на себе испытавший полнейшее бессилие после посещения нехорошей станции задастся вопросом: «А как с этим бороться?». По словам специалистов, способов защиты множество. Например, крещеным всегда нужно носить нательный крестик или икону с изображением святого, в честь кого они были названы. Кроме того, есть специальные амулеты, которые помогают справиться с влиянием отрицательной энергии.
Станции метро из надгробий
Из засекреченных источников стало известно, что оказывается некоторые станции метро сделаны из надгробий, которые раньше были на месте Новоспасского монастыря (уцелевшие надгробия так и остались на территории монастыря), именно с этим связано большое количество несчастных случаев на некоторых станциях метро. Видимо энергетика мертвечины даёт о себе знать.
Проект Большого кольца
На станции Курская висит табличка Курская Большого кольца. Дело в том, что в конце 1940-х годов, когда появился проект нынешней Кольцевой линии, была также задумана и Малая Кольцевая, проходящая под бульварами. Однако проект так и не был осуществлен. Сейчас Большим кольцом называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы. В нее войдут современная Каховская линия и участок Сокольнической линии от Черкизовской до Преображенской.
Метро-2
С начала 90-х появились слухи о существовании секретного метро. Якобы три или четыре ветки ведут от Кремля к военным объектам в Подмосковье (Подольск, Чехов, Внуково-2). Если американцы сбросят на Москву атомную бомбу, правительство сможет эвакуироваться в безопасное место. По одним сведениям, эта система получила название Метро-2,по другим — Д-6.
Собаки в метро
В метрополитене живет порядка 500 особей. Здесь они греются зимой и попрошайничают. Одни собаки толкутся в вестибюлях станций, другие ездят в поездах. Насколько хорошо ориентируются животные в системе линий ипересадок московского метро,неизвестно.Однако ходят упорные слухи, что многие псы живут на одних станциях, а на работу ездят на другие.
Станция Советская
Эту станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под зданием Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили,но почти сразу закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти тоннель как тоннель. Несомненно одно с 1938 до 1979 года,пока не открыли Тверскую, между Маяковской и Театральной был длинный перегон без остановок.
Загадочный переход на Ленинском Проспекте
В середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже построенную пассажирскую станцию Площадь Гагарина Малого кольца Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское движение и переход пригодится.
Закрытый выход на Битцевском Парке
Закрытый выход в город находится тоже на Калужско-Рижской линии — конечной станции Битцевский Парк. В конце 80-х годов в Битце планировали построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему, но не построили. Есть только портик, и на портике — железный флюгер с изображениями зверей и птиц.
Исчезнувшие станции
Две станции метро закрыты для пассажиров навсегда. Первомайская (не путать с действующей современной одноименной станцией) и Калужская раньше были конечными и располагались на поверхности одноименных депо.Потом линии продлили, построили новые подземные станции, а старые закрыли.
Метро при царе
Первые проекты строительства метро в Москве относятся к 1890 году. Линии планировалось проложить в тоннеляхи по эстакадам. Любопытно, что метровокзал должен был располагаться на Красной площади, примерно в том месте, где сейчас находится Мавзолей. Постройке помешали извозчики и духовенство.
Подземный Кремль
В 1934 году был разобран белокаменный Серпуховский кремль. Камень, из которого он был построен,пошел на отделку станций первой очереди — Сокольнической линии от Сокольников до Парка Культуры и нескольких станций Филевской линии. Говорят, что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции Серпуховская.
Потопы
В 84-м сразу после открытия движения на участке Каширская — Орехово в один из тоннелей прорвались воды Царицынского пруда. На восстановление участка ушло два месяца. Крупные прорывы происходили здесь в 2001 и 2003 годах.
Бодрая корова
Это сейчас метро не хватает, а в 1960-е годы оно прокладывалось с опережением так, в 1963 году открылось движение по участку Университет — Юго-Западная. Во время строительства тоннелей случился казус в котлован упала корова.
Машинист-африканец
Долгие годы ходят слухи о том, что в Москве есть чернокожий машинист. Известна история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но не смог вернуться на родину из-за государственного переворота.Он водит электропоезда на Замоскворецкой линии. Другая версия гласит, что юноша всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.
Бюро находок
За забытыми в метро вещами отправляйтесь на Университет. Склад забытых вещей находится в южном вестибюле (выход из центра зала). Если ваше имущество не украли бомжи, есть шанс получить его назад.
Падение на рельсы
Если вы оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд вас не заденет.Не лезьте на платформу вы рискуете наступить на контактный рельс,по которому проходят 850 вольт.
Как первым войти в вагон
Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к дверям вагонов. Состав всегда останавливается в одном и том же месте. Встаньте посередине светлого промежутка,и двери откроются перед вами.
Парк Победы
Это самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Однако в мире есть станции и глубже например, киевская Днiпро — 100 м. У Парка Победы два зала и четыре пути — здесь должны были пересекаться Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина в Бутово. Также была запланирована отдельная третья станция для линии в Солнцеве. Но недополучающий финансирования метрострой с трудом осилил нынешние два зала, а проекты хорд отпали сами собой.
Доисторические животные в метро
Их можно встретить в любое время на тридцати станциях — тех, что выложены мрамором. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — все чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные в мрамор. Отыскивать их на станциях занимательно, особенно если вы кого-то ждете.
Рекордсмены по переименованиям
Больше всех не повезло Александровскому Саду. Станция называлась и Коминтерн, иИмени Коминтерна, и Улица Коминтерна, с 1946 по 1990 год носила название Калининская. В 1990 году станция буквально несколько дней называлась Воздвиженкой.
Станция Римская
В Москве есть станция метро Римская, а вот в Риме Московской нет. Зато станция Mosсova есть в Милане. Названа она в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве, естественно, на стороне Наполеона.
Русские горки
На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде — немного вниз. Так сделано, чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.
Станция Физтех
В 1996-м в некоторых вагонах появились схемы линий, на которых была отмечена строящаяся станция Физтех. Она располагалась сразу за станцией Алтуфьево. Меж тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ, в город Долгопрудный, никто не собирался. Это была просто шутка студентов Физтеха. Подобрали соответствующий шрифт и цвет, на дорогом принтере распечатали усовершенствованные схемы и отправились их расклеивать по вагонам. По самым хвастливым оценкам, в акции участвовали 600 человек, по более реалистичным — 40. Еще несколько лет станция всплывала на самых различных ветках метро.
Как поезда оказываются в метро
Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе Метровагонмаш. Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут сперва по Ярославской железной дороге до станции Северянин, оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции Подмосковная. Отсюда есть ветка в депо Сокол.
Рекорды строительства
Долгое время рекорд скорости в прокладке тоннелей в Москве составлял 460 метров в месяц. Он был установлен в 1965 году на строительстве перегона Кузьминки — Рязанский Проспект. Этот результат удалось улучшить при строительстве тоннелей от Парка Победы к Кунцевской рабочие за месяц прошли 650 метров. Абсолютный же мировой рекорд принадлежит метростроевцам Петербурга. Там в 1970-е годы проходили до 1200 метров в месяц. Скорость строительства определяется многими факторами, из которых главные — качество оборудования, подготовка рабочих и инженеров, состав грунта, через который пробивают тоннель, и, разумеется, финансирование строительства.
Близнецы Арбатско-Покровская и Филевская линии
Многих пассажиров удивляет, что Арбатско-Покровская и Филевская линии дублируют друг друга. Дело в том, что сначала был построен радиус мелкого заложения. От Площади Революции поезда шли к Александровскому Саду, после Арбатской и Смоленской пересекали Москву-реку по метромосту и прибывали на Киевскую. Однако во время войны тоннель пробила бомба. Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. В 1953 году был открыт новый участок. Теперь от Площади Революции поезда следовали к новым Арбатской и Смоленской, пересекали реку по тоннелю и приходили на новую, глубокую, Киевскую. Старый участок был закрыт, и здесь устроили склад для сломанных вагонов. Но в 1958-м начали строить наземную ветку в сторону Филей, и вот тогда пригодился участок от Александровского Сада до Киевской. С тех пор линии дублируют друг друга, путая приезжих.
Монеты, жетоны и билеты
В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые действовали всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. Турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны, в ноябре — железные, которые действовали до февраля 1999-го. Вышедшие из употребления московские жетоны используются в метро других городов, например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь используются только магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные карты (с 1998-го).
Метромосты
Иногда линии метро выходят на поверхность — чаще всего для того,чтобы пересечь реку. Три моста пересекают Москву-реку Киевский на Филевской линии, Автозаводский на Замоскворецкой и Лужнецкий со станцией Воробьевы Горы — на Сокольнической. На севере Сокольнической линии есть также небольшой мост через Яузу. Во всех остальных случаях метротоннели проходят под реками и каналами.
Воробьевы Горы
Эта станция, расположенная на двухэтажном Лужнецком метромосту, открылась в 1959 году и стала любимым местом для встреч влюбленных парочки шли гулять по парку или поднимались по построенным рядом эскалаторам наверх, на самую вершину Воробьевых (в те времена Ленинских) гор. Строилась станция в спешке, торопились к Международному фестивалю молодежи в результате и станция, и мост начали осыпаться. К 80-м годам ситуация стала критической. В 1983 году станцию закрыли, а в 1986-м поезда пустили по специально проложенным временным обходным путям. Реконструкция станции затянулась, и лишь в 2002 году ее открыли заново. А эскалаторы так и не восстановили; впрочем, их остатки и сейчас можно увидеть слева от южного выхода.
Площадь Революции
В нишах-арках станции Площадь Революции установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских героев. У статуи красноармейца периодически воруют револьверв среднем оружие пропадает 3-4 раза в год. А студенты предпочитают скульптурную группу Пограничник с собакой. Поверье гласит, что, если потереть нос сторожевого пса, экзамен будет непременно сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар.
История Московского метрополитена — ТАСС
17 июля 2014, 10:58
ГУП «Московский метрополитен» (полное название — Государственное унитарное предприятие (ГУП) города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина») — система скоростного внеуличного транспорта Москвы.
Первые поездки
Постановление «О строительстве Московского Метрополитена» было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Строительство началось в 1932 году.
Читайте также
Московское метро в цифрах и фактах. ДосьеТехнические сбои в московском метро в 2013-2014 годах. ДосьеПереименования станций Московского метро в 1999-2014 годах
15 октября 1934 года первый пассажирский поезд, состоящий всего из двух вагонов песочного и коричневого цветов, совершил пробную поездку от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники».
15 мая 1935 года была открыта первая линия «Сокольники» — «Парк культуры» («Крымская площадь») с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее — «Александровский сад» («Имени Коминтерна») — «Смоленская» с тремя станциями, 2,4 км. По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро было перевезено 370 тыс. человек. С первых дней работы новый для Москвы вид транспорта завоевал большую популярность среди горожан и гостей столицы.
Спустя год, в 1936 году, московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360-400 тыс. человек.
Первые станции
Первые станции проектировали и оформляли известные архитекторы и художники — Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и др. Станции, больше похожие на подземные дворцы, были украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Большое внимание уделялось искусственному освещению подземных перронов и переходов.
В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке станция «Маяковская» (первая в Москве станция глубокого заложения колонного типа) была удостоена «Гран-при».
Метро во время и после войны
Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19.00 часов служил бомбоубежищем.
Читайте также
Новые станции московского метро
Строительство метро велось непрерывно, не прекращаясь даже в годы Великой Отечественной войны: были сданы станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская», участки «Площадь Свердлова» — «Автозаводская» и «Курская» — «Измайловский парк» (ныне «Партизанская»).
В марте 1954 года закончилось сооружение кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы Москвы. Кольцо, состоящее из 12 станций, замкнулось с открытием станций «Белорусская-кольцевая» и «Парк культуры-кольцевая». Тогда же впервые были пущены семивагонные составы. Всего к этому времени пассажиров принимали 49 станций метро. Их названия стали объявлять с 1956 года. К 1961 году все станции были оборудованы турникетами для входа пассажиров.
В 1950-1960 годах получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами.
Метро в отдаленных районах
В 1975 году Московский метрополитен перешел в ведение Главного управление метрополитенов Министерства путей сообщения, которому были подчинены все системы метро в СССР.
В 1970-х — начале 1990-х годов продлевались линии в районы новостроек (Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино и Алтуфьево).
После распада СССР Главуправление метрополитенов МПС было ликвидировано. 3 января 1992 года постановлением № 4 правительства РФ Московский метрополитен «в целях проведения единой политики в осуществлении пассажирских перевозок различными видами транспорта» был передан в собственность Москвы.
В 1995 году было открыто движение по Люблинской линии, в 2003 году — по Бутовской линии легкого метро.
Московское метро сегодня
По состоянию на июль 2014 года Московский метрополитен включает в себя 194 станции и 12 линий общей длиной 325,4 км. Количество поездов, пропускаемых за сутки, составляет 10 тыс. Парк насчитывает более 5 тыс. вагонов, из которых формируется порядка пятисот составов. Также в состав ГУП «Московский метрополитен» входит линия монорельсовой транспортной системы (протяженность — 4,7 км с шестью станциями).
В 2013-2014 годах было введено 12,5 км линий метро, к 2025 году подземка должна «вырасти» до 650 км.
Самая длинная линия — Арбатско-Покровская (45,1 км), самая короткая — Каховская (3,3 км). Самая глубокая станция — «Парк Победы» (84 м). Самая длинная платформа на станции «Воробьевы горы» (282 м).
В московском метро насчитывается более 700 эскалаторов. На метрополитене работают порядка 43 тыс. человек.
Столичный метрополитен — самый популярный городской вид транспорта. По объему пассажиропотока входит в пятерку метрополитенов мира. Перевозит в сутки более 9 млн пассажиров. По протяженности линий московское метро занимает пятое место после Шанхая (567 км), Пекина (465 км), Лондона (402 км) и Нью-Йорка (373 км).
Руководители столичной подземки
Начальник ГУП «Московский метрополитен» с 7 февраля 2011 года — Иван Беседин.
Предыдущие руководители московского метро:
Дмитрий Гаев (28 декабря 1995 года — 07 февраля 2011 года)
Евгений Дубченко (12 сентября 1986 года — 21 июля 1995 года)
Юрий Сенюшкин (12 декабря 1979 года — 12 сентября 1986 года)
Евгений Легостаев (16 марта 1973 года — 30 октября 1979 года)
Александр Новохацкий (16 ноября 1959 года — 16 марта 1973 года)
Александр Ежов (январь 1950 года — октябрь 1959 года)
Иван Новиков (январь 1938 года — январь 1950 года)
Владимир Днепровский (сентябрь 1937 года — январь 1938 года)
Адольф Петриковский (октябрь 1934 года — сентябрь 1937 года).
Парящий символизм московского метрополитена
Как метрополитен стал «точным инструментом для формирования сталинской души»? Эти огромные станции. Люстры и мраморная плитка. Триумфальные мозаики. Эти завитушки определяют Московский метрополитен, известный своими эстетически привлекательными станциями и давними напоминаниями о советском господстве. Для историка Эндрю Дженкса роскошное Московское метро олицетворяет игру СССР за сердца и умы советских крестьян и говорит об амбициях и высокомерии советского эксперимента.
В Московском метро столкнулись технология и культура, чтобы сформировать советское общество в эпоху Сталина. За это время города Советского Союза превратились в мегаполисы не из-за прогресса, а из-за голода, вызванного первой сталинской пятилеткой. Между 1928 и 1932 годами план разрушил структуры крестьянского общества и навязал новую современность миллионам перемещенных лиц. Они оказались в городах, которые напрягались под натиском стольких мигрантов.
В ответ советские лидеры решили построить то, что они едва умели делать: систему метро. Это было бы непросто. Мало того, что у СССР не было многих ресурсов, необходимых для осуществления масштабного проекта общественных работ, Москва сама боролась с зыбучими песками и другими геологическими проблемами. И как только система поездов появится, пассажирам метро придется научиться вести себя в этих новых общественных местах.
Советское видение метро основывалось на коммунальных услугах и стремительной современности. Подстрекаемая пропагандой и подкрепляемая новой промышленной мощью СССР, вся страна сплотилась, чтобы помочь построить систему метро. Несмотря на то, что проект во многом заимствован из зарубежных инноваций, он был насквозь советским.
Метро, предназначенное для перевозки бедных московских рабочих из пункта А в пункт Б, тем не менее, приняло эстетику, которая поддерживала предполагаемую красоту советской жизни. Высокие потолки, массивные мраморные плиты и красочная мозаика прославляли Советы во всех их воплощениях, от военачальников до колхозников.
Системе метро удалось перевозить тысячи тел в день, но для Дженкса ее настоящий успех заключался в том, как она воплощала советский эксперимент. От рискованной конструкции самого метро до способов, которыми его эскалаторы и мозаики передавали советские ценности, казалось, что метро наводит на мысль о том, что коммунизм достоин благоговения и почтения.«Граждане впитывали ценности и дух сталинской цивилизации, когда они ездили в метро и впитывали ее мифологию», — пишет Дженкс. Московский метрополитен теперь известен как один из самых красивых в мире — эстетический триумф, переживший революцию, которую он должен был воплотить.
Есть исправление или комментарий к этой статье?
Пожалуйста, свяжитесь с нами.
РоссияТехнология и культура
JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.
Метро на горе: Подземелье как церковь советской цивилизации
Автор: Эндрю Дженкс
Технологии и культура , Vol. 41, № 4 (октябрь 2000 г.), стр. 697-724
Издательство Университета Джона Хопкинса и Общество истории технологий
More Stories
Публичный музей Московского метрополитена · Открывая заново обыденное в московских музеях «В глуши» · Городское воображение
Это фотография части Национального музея Московского метрополитена.
Это изображение кабины водителя настоящего вагона метро, выставленное в музее и открытое для взаимодействия. Посетители могут нажимать кнопки и переключать рычаги на панели. Дизайн кабины и панели относительно прост и груб.
Экспонат Государственного музея Московского метрополитена. На нем показаны миниатюры трех разных типов вагонов метро.
Московский метрополитен, одна из крупнейших в мире систем городского транспорта, открыла свою первую линию в 1935 году по приказу Иосифа Сталина[1]. Как и многие другие амбициозные строительные проекты, осуществленные в СССР, он был задуман не только как великий подвиг инженерного и архитектурного мастерства, но и как защита коммунизма и Родины после Великой депрессии[2]. Многие станции московского метро до сих пор известны своей изысканной красотой, часто украшенной мраморными колоннами, красиво расписанными ротондами, общественными произведениями искусства и экстравагантными осветительными приборами. Московский метрополитен сегодня является пятой по протяженности системой метро и третьей по загруженности транспортной системой в мире[3]. Он включает в себя еще больше богато украшенных дизайнов и украшений, которые были добавлены с годами, что делает его не только средством передвижения, но и ценной культурной реликвией. Просто прогуливаясь по этим станциям, посетители могут познакомиться с частями советской истории через ее атмосферу, мозаику сцен русской жизни и ключевых исторических личностей, дань уважения таким деятелям, как Достоевский, скульптуры русской мессы, мраморные рельефы, пересказывающие этапы русской истории и уникальные художественные стили.
Национальный музей Московского метрополитена, расположенный на станции метро «Спортивная», посвящен именно этой истории Московского метрополитена, а также рассказывает историю этого важного пространства и реликвии с помощью фотографий и фактического оборудования системы метрополитена на протяжении всей истории город. Фотографии показывают метро в различные исторические моменты, включая процесс строительства станций и железных дорог, празднование открытия метро и использование станций в военное время для сна, встреч и укрытия[4]. Московский метрополитен, как и этот музей, является местом, где сталкиваются история, культура и повседневная жизнь, знакомя современного посетителя с той уникальной ролью, которую универсальное понятие – транспортная система – сыграло в городе Москве. . Изучая одно из самых «невидимых», но посещаемых, обычных, но исторически богатых мест в Москве, музей позволяет взглянуть на физическое и историческое развитие Москвы через неожиданно знакомую призму.
[1] Энгельс, Джонатон. «Художественный музей Московского метрополитена: 10 станций, которые нужно посетить». BootsnAll Статьи о путешествиях RSS . BootsnAll Travel Network, 17 июля 2012 г. Интернет.
[2] «Общественный музей Московского метрополитена». Атлас Обскура .
Ваш комментарий будет первым