Стихи о Москве. Москва в современной поэзии.
Т.В. Богданова. МОСКВА МОСКВА
Москва… Москва…стучит спешащий ритм,
на стыках рельсов –
с грохотом вагоны…
В Москве не дышишь,
ею лишь летишь,
и слышишь голос города
бессонный…
Глинтвейн. ЛЮБЛЮ Я ЭТОТ ГОРОД
Люблю я этот город, он вечно будет молод,Красив собой, как майские сады
Московский дух – парфюм, бальзам,
За миллионы не отдам,
Москва – мой город, мой небесный храм. …
Наталья Зябкина. МОЙ ГОРОД МОСКВА
Город мой новый, город мой старый.Важный, сановный, большой и державный.
Строгий, высокий, картинно красивый
И временами немного крикливый.
Вышками зданий он атакован.
Наум Коржавин. Встреча с Москвой
Что же! Здравствуй, Москва. Отошли и мечты и гаданья.
Вот кругом ты шумишь, вот сверкаешь, светла и нова
Блеском станций метро, высотой воздвигаемых зданий
Блеск и высь подменить ты пытаешься тщетно, Москва.
Ты теперь деловита, всего ты измерила цену.
Плюнут в душу твою и прольют безнаказанно кровь,
Сложной вязью теорий свою прикрывая измену,
Ты продашь всё спокойно: и совесть, и жизнь, и любовь.
Чтоб никто не тревожил приятный покой прозябанья —
Прозябанье Москвы, освященный снабженьем обман.
Так живёшь ты, Москва! Лжёшь, клянёшься, насилуешь память
И, флиртуя с историей, с будущим крутишь роман.
Алла Мироненко. ПОЛЮБИТЕ МОСКВУ
Не ругайте мой город!
Изранен он злыми речами,
И осколками бомб,
И застройками жутких домов.
Не ругайте мой город
За то, что неласков он с вами.
Вы то сами с добром,
Или так — рыбаком на улов?…
Поездом завезённая
по собственному желанию
Счастливая,
в город влюблённая
По Москве шагаю я.
Город большой, зелёный, наиживейший —
Моя большая стихиища
Глотаю взахлёб жизней тыщи
У Пушкина, Чехова, Вольтера
нет такой станции метрополитена
Московского,
Как у моего любимого
Владимира Маяковского. ..
Вечер дарит ласковой столице,
Свет витрин до утренней зари,
Фонарей усталых вереницы,
И домов бессонные огни…
Я бреду привычною дорогой,
Отражаясь в лужах на земле.
Я грущу? Ну, разве что не много…
И рисую рифмы о Москве…
Стихи и песни любимому городу
14 октября 2020 года. Финалисты конкурса «ПоюМоюМоскву» Григорий (слева) и Илья Пенкновичи в номинации «Память поколений». Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»В столице наградили победителей Всенародной акции #ПоюМоюМоскву. Церемония прошла в Центральном доме актера на Арбате.
Участники прислали более 7,5 тысячи видеопризнаний в любви к столице в стихах и прозе от известных поэтов и писателей, а также собственного сочинения.
Наряду с москвичами в акции приняли участие жители 37 регионов России и зарубежья.
Награды вручали в трех номинациях: «Взрослые о Москве», «Дети о Москве» и специальная — «75-летию Победы посвящается». В последней участники соревновались в прочтении стихов и прозы о Битве за Москву, москвичах — участниках Великой Отечественной войны, памятных страницах нашей истории 1941–1945 годов.
— Участники акции делились самым сокровенным — своей любовью к Москве, где в мире и согласии живут представители более 160 народов. Было очень сложно выбрать лучших, — рассказала руководитель оргкомитета акции Эмма Рождественская.
Среди взрослых лучшим стал врач, заведующий отделением эндоскопии госпиталя для ветеранов войн № 2 Андрей Веренок. В номинации «Дети о Москве» победили братья Артемий и Иван Пильстровы, второе место заняли 4-летний москвич Тимур Хмыльнин и София Волкова из столичного Центра культуры, досуга и спорта «Истоки». Третье место досталось воспитаннику театральной студии «Маленькая луна» при Театре Луны Егору Князеву и Аделии Ланге. В специальной номинации, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, победу присудили третьекласснице из Троицка Анне Рыбиной.
На втором месте — студент Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Павел Шестоперов, на третьем — Анна Бухтоярова из столичного Центра культуры, досуга и спорта «Истоки» и ученица школы № 1409 Мила Цопанова.
Гран-при акции жюри присудило председателю совета ветеранов ТиНАО Ивану Тумко и общественному советнику ТиНАО Ирине Федоровой. На видео, которое они разместили в социальных сетях в рамках акции, они прочли стихотворение собственного сочинения «Несостоявшийся диалог».
Специальными призами в номинации « Память поколений» отмечены Григорий Пенкнович и его отец, поэт Илья Пенкнович.
Лауреатами стали еще более ста человек.
КСТАТИ
В этом году свои работы прислали 7500 человек. Одной из причин повышенного интереса к конкурсу стала тематика — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Post Views: 238
Стихи о Москве
Стихи о Москве поэтов Серебряного века: Цветаева, Блок, Мандельштам, Бунин, Северянин.
***
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
По церковке — все сорок сороков
И реющих над ними голубков;
И Спасские — с цветами — ворота
Где шапка православного снята;
Часовню звёздную — приют от зол —
Где вытертый — от поцелуев — пол;
Пятисоборный несравненный круг
Прими, мой древний, вдохновенный друг.
К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного сведу.
Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров,
И встанешь ты, исполнен дивных сил…
— Ты не раскаешься, что ты меня любил.
М.И.Цветаева
***
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем — нож.
Издалека -далече —
Ты всё же позовёшь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
— Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
М.И.Цветаева
***
У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят!
В них царицы спят, и цари.
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе — до зари!
И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю —
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари…
Но моя река — да с твоей рекой,
Но моя рука — да с твоей рукой
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догонит заря — зари.
М.И.Цветаева
***
Облака – вокруг,
Купола – вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой – мне
Будет радостно, –
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Ты постом говей,
Не сурьми бровей
И все сорок – чти –
Сороков церквей.
Исходи пешком – молодым шажком! –
Все привольное
Семихолмие.
Будет твой черед:
Тоже – дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние –
На Ваганькове.
М.А.Цветаева
***
Семь холмов – как семь колоколов!
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетом – сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом – пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
Провожай же меня весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землей московскою!
М. А.Цветаева
***
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой
.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
М.И.Цветаева
Утро в Москве
Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро — как прелесть твоя.
А.А.Блок
***
В разноголосице девического хора
Все церкви нежные поют на голос свой,
И в дугах каменных Успенского собора
Мне брови чудятся, высокие, дугой.
И с укрепленного архангелами вала
Я город озирал на чудной высоте.
В стенах Акрополя печаль меня снедала
По русском имени и русской красоте.
Не диво ль дивное, что вертоград нам снится,
Где голуби в горячей синеве,
Что православные крюки поет черница:
Успенье нежное — Флоренция в Москве.
И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Но с русским именем и в шубке меховой.
О.Э.Мандельштам
В Москве
Здесь, в старых переулках за Арбатом,
Совсем особый город… Вот и март.
И холодно и низко в мезонине,
Немало крыс, но по ночам — чудесно.
Днем — ростепель, капели, греет солнце,
А ночью подморозит, станет чисто,
Светло — и так похоже на Москву,
Старинную, далекую. Усядусь,
Огня не зажигая, возле окон,
Облитых лунным светом, и смотрю
На сад, на звезды редкие. .. Как нежно
Весной ночное небо! Как спокойна
Луна весною! Теплятся, как свечи,
Кресты на древней церковке. Сквозь ветви
В глубоком небе ласково сияют,
Как золотые кованые шлемы,
Головки мелких куполов…
И.А.Бунин
Стихи Москве
Мой взор мечтанья оросили:
Вновь – там, за башнями Кремля, —
Неподражаемой России
Незаменимая земля.
В ней и убогое богато,
Полны значенья пустячки:
Княгиня старая с Арбата
Читает Фета сквозь очки…
И вот, к уютной церковушке
Подъехав в щегольском «купэ»,
Кокотка оделяет кружки,
Своя в тоскующей толпе…
И ты, вечерняя прогулка
На тройке вдоль Москвы-реки!
Гранитного ли переулка
Радушные особняки…
И там, в одном из них, где стайка
Мечтаний замедляет лёт,
Московским солнышком хозяйка
Растапливает «невский лёд»…
Мечты! Вы – странницы босые,
Идущие через поля, —
Неповергаемой России
Неизменимая земля!
И. Северянин
Валерий Брюсов. Стихи о Москве — Это интересно — Обзоры и новости
Стихи о Москве.1909 год.
Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде;
Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними — рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;
Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;
Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.
Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн. ..
Стародавняя Москва. 1911 год.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Здесь Иван Васильич
Третий Иго рабства раздробил,
Здесь, за длинный ряд столетий,
Был источник наших сил.
Здесь нашла свою препону
Поляков надменных рать;
Здесь пришлось Наполеону
Зыбкость счастья разгадать.
Здесь как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни
За кремлевскою стеной!
Здесь пути перекрестились
Ото всех шести морей,
Здесь великие учились –
Верить родине своей!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.
Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов,
Над Востоком и Закатом
Зыбля зов колоколов!
Парки в Москве. 1920 год.
Ты постиг ли, ты почувствовал ли,
Что, как звезды на заре,
Парки древние присутствовали
В день крестильный, в Октябре?
Нити длинные, свивавшиеся
От Ивана Калиты,
В тьме столетий затерявшиеся,
Были в узел завиты.
И, когда в Москве трагические
Залпы радовали слух,
Были жутки в ней — классические
Силуэты трех старух.
То народными пирожницами,
То крестьянками в лаптях,
Пробегали всюду — с ножницами
В дряхлых, скорченных руках.
Их толкали, грубо стискивали,
Им пришлось и брань испить,
Но они в толпе выискивали
Всей народной жизни нить.
И на площади, — мне сказывали, —
Там, где Кремль стоял как цель,
Нить разрезав, цепко связывали
К пряже — свежую кудель,
Чтоб страна, борьбой измученная,
Встать могла, добра, легка,
И тянулась нить, рассученная
Вновь на долгие века!
Советская Москва. 1921 год.
Все ж, наклонясь над пропастью,
В века заглянув, ты, учитель,
Не замрешь ли с возвышенной робостью,
И сердце не полней застучит ли?
Столетья слепят Фермопилами,
Зеркалами жгут Архимеда,
Восстают, хохоча, над стропилами
Notre-Dame безымянной химерой;
То чернеют ужасом Дантовым,
То Ариэлевой дрожат паутиной,
То стоят столбом адамантовым,
Где в огне Революции — гильотина.
Но глаза отврати: не заметить ли
Тебе — тот же блеск, здесь и ныне?
Века свой бег не замедлили,
Над светами светы иные.
Если люди в бессменном плаваньи,
Им нужен маяк на мачте!
Москва вторично в пламени, —
Свет от англичан до команчей!
Стихи городского цикла. Николай Вороновский — о Москве и чувствах горожанина
Публикуем подборку стихотворений архитектора-реставратора и автора радио «Зазеркалье» Николая Вороновского.
Города давно уже стали предметом поэзии. О них выразительно говорили в стихах и Верхарн, и Брюсов, и Цветаева, и Пастернак, и сколькие еще! Город по природе своей есть архетип. У кого-то это рай или Небесный Иерусалим; у кого-то инфернальное чудовище, спрут, пожиратель людей. Для меня город — не только поэтически амбивалентен, но и символичен с самого детства. Москва проросла в меня своими смутными смыслами и магией прекрасных и жутких свето-теневых контрастов, в которых душа вдруг находит свои отражения-проекции. И начинает грезить.
Стансы
Пусть город развернулся драмой,
Речитативами дорог,
Но всем путям предел упрямый —
Окрайных кладбищ эпилог…
Смолкает слово… Гаснут окна…
Как будто все это всерьез!
Как будто бы Москва размокла
Не от туманов, а от слез.
Как будто, все еще влюбленный
В тебя, мой город, под венец
Иду, неволей заключенный
В амфитеатр твоих колец.
Все ближе к сердцу, ближе к центру, —
Во мглу дворов, в счастливый ад!. .
Театр пустеет, и над сценой
Ночные фонари горят…
Полусны
Казалось, в проездных воротах
Сгустилась ранняя весна.
Еще чуть-чуть и на приходах
Заблаговестят чудеса…
Зачем же этот сон тревожит,
Как ветер, что стучится в ставни?
Еще чуть-чуть и превозможет
Усилье сна насилье яви;
И тропами Замоскворечья
Через парадное войдешь
В московское простосердечье,
В московское лукавство тож…
Но съеден слепотой куриной
Едва забрезживший мираж.
И под снегами крыши стынут,
Как днища затонувших барж…
Москва
Ищу дождей, ищу пустых домов,
Молчащих, гордых, как гора кургана.
Необитаемость — вот тайна городов,
А роскошь, блеск — лишь инвентарь чулана.
Москва! В тебе искал я Бога,
Бродя между помоек и дворов,
То камень слушая, безмолвствующий строго,
То яством становясь твоих пиров…
Оскалы окон разрастались смехом,
И за шагами лестницы гнались
Бросками маршей, камнепадом эха,
И этажами расчленяли высь.
А там чердак, там небо, там глаза,
Что правду скажут, не тая, без скидок.
Там почерневшие от сажи образа
Созвездий древних из жемчужных ниток.
Вот Андромеда, Лира, Скорпион…
Фонарь и ресторана чадный зев.
Автобус тупорылый… Вот Дракон,
Полярная звезда, Младенец, хлев,
Фигура темная над белизной пелен,
Чей абрис, чей наклон сквозит в прохожей —
И в молодой, и в этой старой тоже,
В ветвях деревьев и в конце времен…
Он был рожден… Я видел в переулке,
Как три царя сквозь подворотни шли,
Боясь споткнуться, уронить шкатулки.
Но стены их надежно стерегли.
Так одиночество нас стережет с рожденья,
Став алтарем, куда нам не войти,
Пока не примем нового крещенья,
Смывающего все следы и все пути.
А, может быть, в дворах белье сушилось,
Младенца не было и не было пелен,
И не было царей?.. Но ведь молилась
Душа уставшая! Был этот дождь, был сон,
Был город… И над ним всегда склонен
Тот силуэт, что в девушке, в старухе,
Что в каждой женщине стократно повторен,
И все еще протягивает руки
В дожди, в снега и в колеи времен.
***
Взор увязал в смоле вечерней
И город обливался соком
Той бражной мглы, что к этим срокам
Сберег небесный виночерпий.
И парка высилась громада,
Где, правосудью вопреки,
Деревья, как еретики,
Всходили на костер заката.
Мир стал тяжелым и немым,
Стал запечатанным в конверте
Посланьем памяти из смерти
В пустыню к без вести живым.
Щебет
Зачем-то светлели низины,
Зачем-то говоры птиц
К горящей, Неопалимой,
К глядящей сквозь уголь ресниц,
Неслись щебетаньем хвалебным,
Слетали с Плющихи к реке,
Тянулись Арбатом и Хлебным
К лачуге на пустырьке…
Дымились лучистые лужи.
На стенах снежинки, как соль.
Но узел все туже и туже,
И горлом вот-вот хлынет боль.
Раскрылись подземные спуски
В слежавшиеся пески…
Молитвы — кровавые сгустки
На липком челе тоски.
А щебет — как зов, как память
Затерянного в садах, —
Того, что могло изранить,
Что грезилось в детских снах…
Московская весна
Прекрасна ты, Москва, как девочка-калека,
Без рук, без ног, но сквозь тоску позора —
Последний отсвет тайны человека –
Ее страдальческого ангельского взора…
Мы, обитатели твои, тебе сродни.
И мы несем в себе свою увечность.
Пусть так дождливо-тусклы наши дни,
Но в каждом ангел коротает вечность.
О влажный день! Какой-то танец влаги!
И память молнией выхватывает вдруг
И мартирологи потерянных подруг,
И кипы зря исписанной бумаги…
Но разве зря? Конечно нас не вспомнят
По фотографиям, оставшимся от нас.
Но нас впитает пыль сродненных комнат,
Листва Царицино и гипс разбитых ваз,
Что жалко мреют в тьме московских парков…
Давно ль мы пламенели, как заря?
И ныне, чувства раздувая из огарков,
Мы твердо вызубрили холодность огня.
И все ж не зря… Как будто сердца пропасть
Соприкоснулась с пропастью иной,
Чужой судьбы предощутив сокровность
Своей бездольности сейчас… в Москве… весной…
Стихи про Москва-река | Стихи
Москва-река в граните берегов,
Вода темна, а мир вокруг так светел.
Сиянье золота Соборных куполов,
И памятник Петру металлом режет ветер.
Вдоль берегов старинные дома —
Прошедший век спешит тебе навстречу.
Звонят, как прежде, все колокола,
Их благовест сердца и души лечит.
Малютки-пороходики снуют,
Ведь каждый хочет в прошлое вернуться.
Экскурсоводы речь свою ведут,
Да у причалов иностранцы вьются.
В уютных улочках покой и тишина,
Балкончик и в цветочек занавеска…
Неясный силуэт мелькает у окна,
И кошка спит, пригревшись, у крылечка.
А там, вдали — высоток бахрома,
Да проводов натянутые струны,
Проспектов шум тут слышится едва,
В тени дома загадочно – угрюмы.
Старушечка – Москва пока ещё живёт —
В прохладе улочек тихонько увядает.
А новый век своё уже берёт —
В огнях рекламы век прошедший тает.
Емельянова Александра
—
А Москва-река
Дышит временем.
Вобрала века,
Как мгновения.
Берега в гранит
Замурованы.
И волна рябит
Небалованно.
И течёт река,
Как история.
Суть её горька
Не от горя ли?
Вновь Россия-мать
Плачет над рекой:
«Где мне силы взять
В суете мирской?
Ты течёшь, река,
Мимо стен Кремля.
А видна ль земля
Там издалека?
На моей земле
Снова алчный пир.
В слуг и королей
Нарядился мир.
Бедняки поют
Боль народную.
Богачи всё пьют
Кровь природную.
За детей болит
Сердце матери;
Родину б они
Не утратили…»
Шепчет ей река:
«Быть Крещению.
Станешь ты крепка
Очищением.»
Суркова-Шевкунова Ольга
*****
Речка, речка, реченька!
Ты Москва-река!
Ты скажи мне реченька
Как твои дела.
Речка, речка, реченька —
Круты берега.
Речка, речка, реченька —
Плавная вода.
Я в ладонях бережно
Подержу тебя,
А потом на волюшку
Выпущу любя.
Расскажи мне милая,
Где ты началась.
Как златой столице
Вся ты отдалась.
Я тебя послушаю,
Погрущу с тобой,
И любовь с надеждою
Унесу с собой.
Ты поймешь, наверное –
Не легко и мне.
Но дорогу к свету
Видел я во сне.
Будет править миром
Разум и совет.
Ты до Волги – матушки
Передай привет!
Ефремов Игорь
*****
Не широкая, не глубокая,
Не высокие берега…
Словно песня неповторимая,
Сердцу русскому дорога.
Пусть Москва-река – не Волга,
Ни в длину, ни в ширину.
Но готов я долго-долго
На неё глядеть одну.
То стыдливая, то беспечная,
То откроется вся до дна.
Сколько видеть пришлось ей разного,
Знает только она одна.
И стоит Москва, и красуется,
Достаёт Кремлём облака.
И как песня неповторимая,
Прямо к солнцу спешит река.
Пусть Москва-река – не Волга,
Ни в длину, ни в ширину.
Но готов я долго-долго
На неё глядеть одну.
Островой С.
*****
Свой первый луч дарило солнце.
Окрасились зарделись облака.
И птичий гомон разбудили воздух,
А те затронули колокола.
И над Москвой рекой
звучал тот перезвон.
Река в лучах сверкала и играла,
И тихо Мусоргского напевала!
Измаилова Раиса
*****
Я не стану величаться,
Тратить лишние слова:
Мне довольно лишь назваться:
Я – река «Москва», Москва!
Ведь одно уж имя это
Внятно сердцу говорит;
И поэтами воспето,
И в истории блестит!
Это имя русским свято!
Будет чтить его во век
От дворца до бедной хаты
Каждый русский человек!
Яшерова Анна
*****
Там, где купальни-бумагопрядильни
И широчайшие зелёные сады,
На реке Москве есть светоговорильня
С гребешками отдыха, культуры и воды.
Эта слабогрудая речная волокита,
Скучные-нескучные, как халва, холмы,
Эти судоходные марки и открытки,
На которых носимся и несёмся мы.
У реки Оки вывернуто веко,
Оттого-то и на Москве ветерок,
У сестрицы Клязьмы загнулась ресница,
Оттого на Яузе утка плывёт.
На Москве-реке почтовым пахнет клеем,
Там играют Шуберта в раструбы рупоров.
Вода на булавках и воздух нежнее
Лягушиной кожи воздушных шаров.
Осип Мандельштам
*****
Хороша у нас река –
Изгибается дугой.
Дали имя ей века,
Нарекли Москвой-рекой.
Проплывают корабли,
На борту Москва читаем.
Люд со всей, считай, земли
Смотрит, город узнавая.
Да не просто город он –
Он Москва – Руси основа.
С русской статью обручён,
Нет для нас милее слова.
Панова Ирина
*****
Всегда ты в тишине теки в своих брегах
И града омывай великолепна стены;
Мы в них в другой уж раз зрим ласку без премены,
Которой чаем мы в восточных быть странах.
Коль возвращуся здрав, как был в стране я сей,
Каков от берегов твоих я отлучаюсь,
Устами я тебе и сердцем обещаюсь,
Что ты не выйдешь ввек из памяти моей.
Воспеть хвалу твоим струям я не оставлю.
Как Мульда славится, так я тебя прославлю,
Но тамо я уже не чаю больше быть.
Прими сей малый труд. По времени я миру
Потщуся о тебе громчае возгласить.
Нет, буду петь теперь! подай, Эрата, лиру!
Сумароков Александр
—
Москва-река, Москва-река,
Из Гжатска к нам издалека
Шестьсот ручьёв и рек воды
Несёшь как дань свои труды.
То плавно катишь, как слеза,
То хмуришь брови, как гроза,
Но обретаешь вновь покой
При встрече с матушкой Окой.
В страданьях горьких приняла
Труд каторжный Гулага,
Моря-каналы обрела
Для будущего блага.
В районе Тушино вошла
Царицей полноводной
И дальше радость понесла
Рекою судоходной.
Москва-река, Москва-река,
Поклон прими на все века!
Несёшь корону ты морей,
Пяти портов-богатырей!
Тарынина Валентина
—
Москва-река: пейзажи, панорама!
Такой красы не видела давно!
Так впечатляют здания и Храмы,
И водной глади полотно!
То было в свете дня, а в сумерках
Огнями засверкало! Как на холсте,
Как на открытках Кремль увидала,
И звёзд рубины светятся во мгле.
Красы такой, величия и стати
Если почаще в жизни созерцать,
То, думаю, печали и заботы
Подальше будут отступать!..
Благодарова Лида
*****
Москва-река. Свинцовый цвет воды.
Чуть хлопнув громом, убежало лето.
Хоть песенка его уж и пропета,
Мы всё ещё едим тепла плоды.
И яблоко вкушая, смотрим вдаль;
Мостом горбатым стёрта перспектива,
Но переход введём в статью актива,
В пассив пропишем только неба сталь.
Стоят скульптурной группой рыбаки,
На них не обращает Пётр вниманья,
В руке сжимая тайное посланье,
Но стронуть ботик, сил нет у реки.
Наш теплоход весь чуточку дрожит
От холода, должно быть, не иначе;
Улыбкой непогоде дадим сдачу,
Тем более что юнга веселит.
Как пролетело быстро время тут,
Причал призывно машет нам руками,
Да, славно встречу провести с друзьями,
Наметив по Москва-реке маршрут!
Дергачев Геннадий
*****
Над Москвой-рекой рассветы, радуги в дожде цветут,
Пишут о тебе поэты, песни о тебе поют.
И певучие закаты, бывшей шири не узнать.
Хоть я вовсе не богатый, жить здесь просто благодать!
Хороши твои просторы, и болота, и леса…
И Барвиха, и Раздоры, и речные чудеса
Храмы звоном привлекают и к себе людей зовут,
Любят здесь и здесь мечтают и с бедой сюда идут!
Над Москвой-рекой рассветы, радуги с дождём цветут
Пишут о тебе поэты, песни о тебе поют!
Лаптев Валерий
—
Запах роз. Этот взор с поволокой
Не забуду теперь никогда.
Лодка тихо скользила в протоке
Серебрилась на солнце вода.
От чего я была столь жестока?
Почему не ответила – да!
Припев:
Москва-река, Москва-река.
Вода легка и глубока.
Москва-река, Москва-река
Твои прекрасны берега.
Москва-река, Москва-река,
Любима мною на века!
Скоротечно московское лето:
Словно юность мелькнет и уйдет.
Я не верю в плохие приметы:
Сниться снег мне и розовый лед.
Жаль, что милый куда-то уехал,
Не звонит, СМС-ок не шлет.
Авторадио слушаю в пробке.
Женский праздник – на кресле цветы.
Ах, какой же ты, право, неловкий.
Ах, какой, невнимательный ты!
Почему я была столь жестока,
И разрушила наши мечты…
Пахнут розы в хрустальной вазе,
Не дают мне уснуть, и манят…
Разговор на реке был так важен,
Он на сердце лежит у меня.
Одиноко в холодной постели,
А до лета четыре недели.
Ант Ласьков
*****
Река забвения мой город
Уносит бережно с собой,
Уносит и тепло и холод,
И камни старой мостовой.
В Москва-реке плывут беспечно
Широких улиц голоса,
Машины пробки бесконечной
Дорог Садового кольца.
И канет все, что было в Лету,
Что город делит пополам.
В ней тонут киловатты света,
И тонут рынков острова.
Сплетения афиш уносит
Вода темнеющей реки,
В которой даже неба просинь
Чернеет, миру вопреки.
Рассвет сжигает, что забыла
Река забрать в забвенья мир.
Сжигает улицы светило,
Дома, с провалами квартир.
И к вечеру, к заката бронзе,
Забыт Москвы ужасный грех.
За облаками — снова звезды,
За горем в мир вернется смех…
Дашка Евгеньевна
*****
Голубые, как небо, воды,
И серебряных две руки.
Мало лет — и четыре года:
Ты и я — у Москвы-реки.
Лодки плыли, гудки гудели,
Распоясанный брёл солдат.
Ребятишки дрались и пели
На отцовский унылый лад.
На ревнителей Бога Марса
Ты тихонько кривила рот.
Ледяными глазами барса
Ты глядела на этот сброд.
Был твой лик среди этих, тёмных,
До сиянья, до блеска — бел.
Не забуду — а ты не вспомнишь —
Как один на тебя глядел.
Марина Цветаева
*****
Москва ото льда отряхнулась недавно
Течёт. Серой рябью плеснётся волна.
Ни солнце не светит, ни дождик не капнет
И птиц не слыхать. на воде тишина.
На барже не ходят и нет теплохода
Народ не сумятится по берегм
И вроде нормальная в целом погода
Но нет, оживления не видно там.
Весна запоздала и с ритмов всех сбила
И днем нв выходят гулять вдоль реки
А вечером станет вода как чернила
И город в ней все отразит огоньки.
Афанасьевич Владимир
Цветаева М.И. Стихи о Москве
1ОБЛАКА — ВОКРУГ…[2]
Облака — вокруг,
Купола — вокруг.
Надо всей Москвой
— Сколько хватит рук! —
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно —
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Ты постом — говей,
Не сурьми бровей
И все сорок — чти́ —
Сороков церквей.
Исходи пешком — молодым шажком! —
Всё привольное
Семихолмие.[3]
Будет тво́й черед:
Тоже — дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же — вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние
На Ваганькове.
31 марта 1916
2
ИЗ РУК МОИХ — НЕРУКОТВОРНЫЙ ГРАД. ..[4]
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
По це́рковке — все́ сорок сороков,
И реющих над ними голубков;
И Спасские — с цветами — ворота́,
Где шапка православного снята;[5]
Часовню звёздную — приют от зол —
Где вытертый — от поцелуев — пол;
Пятисоборный несравненный круг
Прими, мой древний, вдохновенный друг.
К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного сведу.[6]
Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров,
И встанешь ты, исполнен дивных сил…
— Ты не раскаешься, что ты меня любил.
31 марта 1916
3
МИМО НОЧНЫХ БАШЕН…[7]
Мимо ночных башен
Площади нас мчат.
Ох, как в ночи́ страшен
Рёв молодых солдат!
Греми, громкое сердце!
Жарко целуй, любовь!
Ох, этот рёв зверский!
Дерзкая — ох — кровь!
Мой рот разгарчив,
Даром, что свят — вид.
Как золотой ларчик
Иверская горит.[8]
Ты озорство прикончи,
Да засвети свечу,
Чтобы с тобой нонче
Не было — как хочу.
31 марта 1916
4
НАСТАНЕТ ДЕНЬ — ПЕЧАЛЬНЫЙ, ГОВОРЯТ!..[9]
Настанет день — печальный, говорят!
Отцарствуют, отплачут, отгорят,
— Остужены чужими пятаками —
Мои глаза, подвижные как пламя.
И — двойника нащупавший двойник —
Сквозь лёгкое лицо проступит лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,
Благообразия прекрасный пояс!
А издали — завижу ли и Вас? —
Потянется, растерянно крестясь,
Паломничество по дорожке чёрной
К моей руке, которой не отдёрну,
К моей руке, с которой снят запрет,
К моей руке, которой больше нет.
На ваши поцелуи, о, живые,
Я ничего не возражу — впервые.
Меня окутал с головы до пят
Благообразия прекрасный плат.
Ничто меня уже не вгонит в краску,
Святая у меня сегодня Пасха.
По улицам оставленной Москвы
Поеду — я, и побредёте — вы.
И не один дорогою отстанет,
И первый ком о крышку гроба грянет, —
И наконец-то будет разрешён
Себялюбивый, одинокий сон.
И ничего не надобно отныне
Новопреставленной болярыне Марине.[10]
11 апреля 1916
1-й день Пасхи
5
НАД ГОРОДОМ, ОТВЕРГНУТЫМ ПЕТРОМ…[11]
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
28 мая 1916
6
НАД СИНЕВОЮ ПОДМОСКОВНЫХ РОЩ…[12]
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
Бредут слепцы калужскою дорогой, —
Калужской — песенной — прекрасной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, —
Одену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь, и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по калужской.
Троицын день 1916
7
СЕМЬ ХОЛМОВ — КАК СЕМЬ КОЛОКОЛОВ!..
Семь холмов — как семь колоколов![13]
На семи колоколах — колокольни.
Всех счётом — сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.[14]
Дом — пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
Провожай же меня весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землёй московскою!
8 июля 1916. Казанская
8
МОСКВА! — КАКОЙ ОГРОМНЫЙ. ..
— Москва! — Какой огромный
Странноприимный дом![15]
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем нож.
Издалека-далече
Ты всё же позовёшь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон[16]
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце
Червонное горит.[17]
И льётся аллилуйя[18]
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
8 июля 1916. Казанская
9
КРАСНОЮ КИСТЬЮ…
Красною кистью
Рябина зажглась.[19]
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.[20]
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916
Источник: М. И. Цветаева. Стихотворения и поэмы. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1990 (Б-ка поэта. Большая серия).
МОСКОВСКИЙ Поэт-лауреат | Москва, ID
Апрельская эстафета по поэзии
Московская комиссия по делам искусств и Университет Айдахо представили апрельскую эстафету поэзии в четверг, 15 апреля.
В прямом эфире представлены стихи местных поэтов Рона МакФарланда, Эда Флэтерса, Д’Уэйна Ходжина. , и московский поэт-лауреат Сьюзен Ходжин. Мероприятие организовал поэт и профессор Университета Айдахо Майкл МакГрифф. На вечере также прозвучала музыка из Palouse Jazz Project, секстета факультетов Музыкальной школы Лайонела Хэмптона.
Апрельская эстафета поэзии — ежегодное мероприятие, посвященное творчеству литературных художников Подмосковья. Мероприятие этого года представляет Комиссия по искусству Москвы, факультет театрального искусства Университета Айдахо и факультет английского языка Университета Айдахо. Программирование City of Moscow Arts стало возможным благодаря поддержке Комиссии по искусству штата Айдахо и Национального фонда искусств.
Скоро будет доступна запись вечернего чтения.
Знакомство с поэтами
Сьюзан Ходгин — уроженка юго-востока Луизианы, которая вместе с мужем Д’Уэйном и семьей сделала Москву, штат Айдахо, своим домом. Ее карьера в области языкового художественного образования насчитывала более 35 лет, и она начала писать стихи в качестве классного упражнения, учителя письма писала. Она способствовала чтению стихов через POETRY OUT LOUD, тренируя четырех победителей из штата Айдахо на национальных чемпионатах и двух призеров, занявших второе место. Она является одним из основных членов Писателей Форт-Рассела, членом Читателей Палауза и новичком в Поэзии на Палаусе.Она является вторым лауреатом поэтессы Москвы (2018–2021 гг.), Что позволило ей представить свое творчество обществу и продвигать творчество самых разнообразных московских поэтов; вместе с Меган Черри, арт-менеджером в Москве, она основала APRIL POETRY RELAY. Ее последние стихотворения были опубликованы в журнале « 50/50», «Стихи и переводы женщин» более 50, , , издательством Quills Edge Press.
Эдвард Флэтерс — уроженец Москвы, докторант Колледжа природных ресурсов Университета Айдахо.Он имеет степень бакалавра творческого письма и любит писать стихи, в которых исследуются и прославляются как наука, так и священное, что есть в мире природы и в повседневной жизни. Он является одним из учредителей Fort Russell Writers, московской писательской мастерской, которая выросла среди ее членов как место для практики и совершенствования писательского мастерства, будь то поэзия или проза. Он живет в Москве со своей женой Джейми, которая также является писателем и преподавателем английского языка в Вашингтонском университете.
Рон Макфарланд был назначен первым штатным писателем-резидентом штата Айдахо с назначением на два года в 1984 году.Его около двадцати книг включают исследования Нормана Маклина, Дэвида Ваггонера, Эрнеста Хемингуэя, мемуары Скалистых гор, вилланеллы и биографию полковника Эдварда Дж. Степто. Пекан Гроув опубликовал свой последний сборник стихов « Subtle Thieves, » в 2012 году. Он ушел на пенсию в июле 2018 года, проработав 47 лет в Университете Айдахо и 23 года играя там в футбол (не очень хорошо). Он заядлый, а иногда и успешный рыбак.
Д’Уэйн Ходгин — бывший преподаватель английского языка (Университет штата Айдахо, 2008 г.) и выпускник Университета Юго-Восточной Луизианы (степень бакалавра в 1976 г.) и Университета штата Айдахо (степень магистра в 1982 г.).Он является писателем в Колледже бизнеса и экономики Университета I и пишет стихи с седьмого класса по английскому языку (1959). Д’Уэйн нашел свое направление в качестве учителя английского языка и любителя литературы в 1967 году, когда служил в Первой пехоте Вьетнама. Он опубликовал рассказы и стихи в различных литературных журналах за последние четыре десятилетия. У него и Сьюзен трое детей: Эрин, Эйджа и Блейк; шесть внуков; ньюфаундленд, Энни Беар; две кошки, Люси и Доджер; два алмазных голубя; и два зяблика.Сьюзан и Д’Уэйн выращивают много помидоров и различных ягодных кустов для птиц. Д’Уэйн больше всего известен как «муж Сьюзен» — титул, который он носит с гордостью.
The Moscow Poetry File by John Huey — Finishing Line Press
Описание
Московское поэтическое дело
по Джон Хьюи
19,99 $, во всю длину, бумага
В 2004 году американский бизнесмен был приглашен в Москву, чтобы объяснить правительству новую техническую разработку.Вряд ли он знал, что это начало процесса изменения жизни, ведущего к любви, которую он всегда искал, но так и не нашел, а также пути назад к карьере художника, которая ускользнула от него. В период с 2004 по 2013 год он обнаружил не только опасности жизни в Москве, но и кое-что о красоте и человечности ее жителей. Несмотря на многочисленные личные трудности, он вместе с женщиной, которая позже станет его женой, преодолел многие проблемы, присущие межпоколенческим и межкультурным отношениям, и сделал это буквально, а иногда и почти ценой своей жизни, другим. боковая сторона.Его пребывание там было связано с множеством трагических событий в России, но наиболее глубокие личные последствия оказало убийство в октябре 2006 года его соседки по Лесной 8, журналистки Анны Политковской. Совершенно политическое убийство Политковской стало похоронным звеном для свободной прессы в России и все более жесткой хваткой путинского режима во всех сферах жизни в стране. Хотя большинство россиян поддерживают Путина, и автор, и его жена были глубоко тронуты теми немногими, кто боролся с ним, и гордились тем, что знали некоторых художников и интеллектуалов, символизирующих то небольшое истинное сопротивление, которое там осталось.Любовь к этим немногим выражена во многих стихотворениях книги. Будь то на тротуаре на Тверской улице, в метро, ресторанах или клубах, «Московская папка поэзии» дает читателю в поэтической форме истинное представление о жизни там, об опасности, а также о волнении, присущем практически каждому аспекту. повседневной жизни. Книга также является прекрасной любовной историей и изображает борьбу двух людей, которые находят друг друга дорогу, несмотря на огромные разногласия. Эта борьба и победа любви и взаимного уважения над невзгодами — основная тема книги, которая ярко изображена.«Московский файл поэзии», антологизированный в антологии «Искушение», изданной в лондонском «Затерянном Тауэре», представляет собой захватывающий взгляд на динамичное место в трагическое и поворотное время. Поскольку «все русское» часто появляется в новостях с момента прихода к власти Трампа, эта подробная американская точка зрения с первого уровня представляет собой уникальное стихотворное исследование общества и культуры, все еще загадочных и вызывающих недоумение для западного глаза.
Студенческая работа Джона Хьюи в 60–70-х годах находилась под влиянием учителей из Вермонта, таких как Джон Ирвинг из колледжа Виндхэм и Уильям Мередит из Bread Loaf.После многих лет участия в постоянной международной деловой карьере, которая включала поездки в более чем 90 разных стран (включая интенсивное, иногда опасное сотрудничество с Россией в период с 2004 по 2013 год), он вернулся к написанию стихов в 2011 году. два выпуска Poetry Quarterly и антология Temptation, изданная в Лондоне издательством Lost Tower Publications. Работа также публиковалась в журналах Leannan Magazine, Sein und Werden, In Between Hangovers, Red Wolf Journal, The Lost River Review и Perfume River Poetry Review.Стихотворение, посвященное инаугурации Трампа, вскоре появится в антологии, которая будет опубликована издательством Poets for Sanctuary (ранее известное как Poets Against Trump). «Московский файл стихов» — его первое полнометражное издание. Его вторая полнометражная книга стихов, The Far Visible, была завершена в 2016 году и сейчас находится на рассмотрении для публикации. В 2017 году Хьюи завершает работу над еще не названным сборником стихов из 70 длинных стихотворений, относящихся к 1966-1972 годам. Он был «одним из основных членов» этого поколения и не был удовлетворен многим из того, что он видел в печати и в фильмах об этой часто банальной и неправильно понимаемой эпохе.Эта новая работа — попытка еще раз взглянуть на те годы и, надеюсь, внести свой вклад в продолжающееся изучение того времени. В 2018 году он планирует всерьез приступить к работе над своим первым романом «Пропавший Энди», и он с нетерпением ждет этого приключения. Дополнительная информация доступна в Интернете по адресу www.john-huey.com.
Поэзия московского концептуализма / Переводы и круглый стол
Саймон Шухат и Эйнсли Морс читают ДМИТРИЯ ПРИГОВА; Елена Калинская и Брайан Дройткур читают АНДРЕЯ МОНАСТЫРСКОГО; Филип Метерс читает ЛЕВА РУБИНШТЕЙНА
Обсуждение модерирует Кевин М.Платт Ф. и Матвей Янкелевич
Выпуск нескольких книг в переводе за последние несколько лет впервые представляет московских писателей и художников-концептуалистов как единое движение англоязычным читателям и научному сообществу.
Московский концептуализм существенно отличается от предшествующего и современного концептуалистического периода в западноевропейском и американском искусстве, и эти различия отмечены политическим контекстом, а также отношениями московского концептуализма с ранними советскими авангардами (и критическим расстоянием от них). Исследование этого произведения является центральным для понимания позднесоветского искусства и поэзии, а также места перформанса и критики в художественной продукции того периода. В частности, перформанс Пригова и Монастырского оказывает прямое признанное влияние на политическое искусство / действия в путинской России (Pussy Riot, Voina и т. Д.), И поэтому полезно принимать во внимание подходы и методологию московских концептуалистов при обсуждении современных политически ориентированные художественные акции в России.
ПОДРОБНЕЕ
АНДРЕЙ МОНАСТЫРСКИЙ (р. 1949) — поэт, писатель, художник, теоретик искусства, живет в Москве. Он вместе с Ильей Кабаковым является одним из основоположников концептуализма в России. Он окончил МГУ по специальности филолог, много лет работал в Литературном музее в Москве. В 1973 году он начал работать с серийными структурами и минималистскими звуковыми композициями, а в 1975 году обратил свое внимание на поэтические объекты и действия. Он наиболее известен как один из основателей и главный теоретик группы «Коллективные действия», которая в 1976 году начала проводить акции на окраинах Москвы. Он составил множество документальных томов группы «Поездки за город» и участвовал во многих персональных и групповых выставках со своими работами. В 2003 году Монастырский был удостоен литературной премии имени Андрея Белого. Он также получил премию Соратника в 2008 году и премию за инновации в 2009 году. Его стихи и теоретические работы были собраны в несколько русскоязычных томов издателем Германом Титовым для его серии «Библиотека московского концептуализма».
ДМИТРИЙ ПРИГОВ (1940–2007) был одной из важнейших фигур в истории литературы позднего советского и раннего постсоветского периода и считается одним из основателей московского концептуализма.Пригов был плодовитым писателем во всех жанрах, а также прекрасным художником-оформителем. Однако почти до распада Советского Союза его произведения распространялись исключительно в неофициальных самиздатовских изданиях и зарубежных изданиях. В 1986 году он был ненадолго задержан в советской психиатрической больнице, но был освобожден после протестов литературных деятелей из истеблишмента. С наступлением гласности и перестройки он смог публиковать и демонстрировать свое изобразительное искусство на «официальных» площадках, а также выставлять свое искусство за пределами России.После распада Советского Союза его работы были отмечены несколькими наградами, в том числе в 2002 году премией Бориса Пастернака. Он снимался в кино, много путешествовал с представлениями, чтениями и выставками своих работ и часто сотрудничал с более молодыми артистами. Пригов умер в Москве от сердечного приступа в 2007 году. Его собрание сочинений под редакцией Марка Липовецкого издается в России «Новым литературным обозрением».
ЛЕВ РУБИНШТЕЙН (р. 1947) был крупной фигурой московского концептуализма и неофициальной советской арт-сцены 1970-х и 1980-х годов.Работая библиотекарем, он начал использовать каталожные карточки для написания последовательных текстов. Он описал свои «стихотворения в карточках» как «гибридный жанр», который «скользит по краям жанров и, подобно маленькому зеркалу, мимолетно отражает каждый из них, не отождествляясь ни с одним из них». Его работы распространялись через самиздат и подпольные чтения на «неофициальной» арт-сцене шестидесятых и семидесятых годов, получив широкую публикацию только после конца 1980-х годов. Сейчас Рубинштейн, один из самых известных ныне живущих поэтов России, живет в Москве и пишет критические статьи о культуре для независимых СМИ.Его книги в английском переводе включают «Здесь я» (Glas, 2001), «Каталог комедийных новинок» (UDP, 2004) и «Тридцать пять новых страниц» (UDP, 2011). В «Полном каталоге комедийных новинок» (UDP, 2014) его стихотворения на карточках впервые появляются полностью на английском языке.
МОСКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ ДЕНЬ ПОЭЗИИ; Вевтушенко среди звезд — 30 000 зрителей
МОСКВА, 20 декабря. Сегодня любители поэзии стекались в фабричные клубы и другие общественные центры, чтобы послушать, как читают народные поэты.
Только в Москве около 30 000 человек приняли участие в ежегодном праздновании Дня поэзии, собравшись в 17 Домах культуры, по одному в каждом районе Москвы, для чтения 200 поэтов.
Евгений Евтушенко был самым популярным из девяти поэтов, выступавших перед 1000 хорошо одетой молодежью в Доме культуры Московского института инженеров транспорта в районе Тимирязев.
Скандальный поэт, который два года назад вызвал недовольство премьер-министра Никиты С. Хрущева своим отходом от линии коммунистической партии, зачитал отрывки из длинного стихотворения о проекте Братской гидроэлектростанции в Сибири и прочитал стихи, написанные в недавнем месяце‐ долгое путешествие в Северном Ледовитом океане.
Он сказал своим слушателям, что работа будет опубликована в начале нового года.
31-летний поэт выглядел на сцене стройной и очаровательной фигурой, пока его тело покачивалось в такт его стихам. Его голос повысился и упал между криком и шепотом.
Одно стихотворение было о Владимире Маяковском, ведущем поэте раннего советского периода, который до сих пор остается кумиром, несмотря на самоубийство в 1930 году.
После двухчасового сеанса г-на Етушенко затопили охотники за автографами, в основном хихикая. девушки, которые хотели, чтобы он подписал последнюю антологию советских стихов, ежегодное издание Дня поэзии.
Поэты, представленные в книге, включают Бориса Пастернака, покойного автора «Доктора Живаго», и Роберта Рождественского, недавнего гостя в Соединенных Штатах, но не г-на Етушенко или Андрея Вознесенского, другого неоднозначного поэта, который появился сегодня на другом чтении.
Владимир Цибин, выступивший в конце программы, незадолго до г-на Евтушенко, сказал собравшимся: «Я против чтения, в котором принимают участие 20 поэтов. Слушатель может усвоить столько всего.
Он ограничился своим предложением до двух стихотворений — одно о страхе, которое он назвал неизбежным аспектом сталинской эпохи, а другое — о «Судьбе русских поэтов». Со времен Пушкина и Лермонтова в начале 19 века, сказал г-н Цибин, русские поэты находились во власти правящих сил, чередуя периоды репрессий и либерализма
Второй Московский международный фестиваль поэтов ::: пресс-релиз
Второй Международный фестиваль поэтов в Москве пройдет с 16 по 20 октября 2001 года под эгидой Правительства Москвы и Мосгордумы. Спонсорами фестиваля выступают Фонд творческих проектов, Российский ПЕН-центр и литературные журналы Арион и Знамя . Поддержку фестивалю оказали Институт «Открытое общество» Фонда Сороса, посольства Бельгии, Канады, Литвы, Мадагаскара, Франции и Швеции, Французский культурный центр в Москве, Российская академия наук, Союз молодых писателей Вавилона, Международный литературный фонд, Ассоциация учителей французского языка, Проект О.Г.И. клуб и Центр Всеволода Мейерхольда.
Три программы фестиваля этого года отражают разнообразный мир современной поэзии.
Программа Звезды российской провинции свидетельствует об искреннем и неизменном интересе Москвы к творчеству авторов, проживающих за пределами двух традиционных столиц страны — Москвы и Санкт-Петербурга. Поэты съедутся в Москву из Новосибирска и Екатеринбурга, Саратова и Самары, из города Гулькевичи в Краснодарском крае, из крестьянской общины Весёлый в Ростовской области.В рамках этой программы организаторы представят новую антологию «Нестоличная литература», в которой представлены произведения 163 писателей из 50 городов России. И впервые мы вручаем провинциальным писателям премию «Москва-Транзит» в двух номинациях. Главный приз будет вручен признанному поэту за его вклад в русскую литературу; «Маленький» приз достанется перспективному поэту до 35 лет.
Франко-русская программа Диалог языков и поэтов соберет в Москву франкоязычных поэтов из Франции, Бельгии, Швейцарии, Канады и Мадагаскара.Это в лучших традициях русской литературы. Французская поэзия имела огромное значение для развития русской поэзии в пушкинскую эпоху, а также в Серебряный век. Это также демонстрирует открытость современной русской поэзии к диалогу и взаимному обогащению. Русские поэты будут читать вместе со своими французскими коллегами; ведь французские мотивы часто встречаются в русской поэзии. Участники фестиваля примут участие в круглом столе, посвященном жизни франкоязычной поэзии за пределами национальных границ.
Программа Классика 21 века посвящена двадцатилетнему поколению поэтов. В программе примут участие молодые поэты из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга и других городов России, а также из Швеции, Литвы и Грузии. Этим поэтам будет предложено принять участие в обсуждении понятия «литературное поколение» — его целостности, границ и сравнения ситуации в России с ситуацией в других странах. Организаторы также представят сборник стихов московских школьников «Так начинают жить стихом».
Четвертая программа « Поэты в школах » продолжает традицию, заложенную на первом Московском фестивале поэзии два года назад. Все участвующие поэты посетят местные школы, чтобы прочитать свои стихи, рассказать о своей работе и ответить на вопросы. Потребность в программах такого типа очевидна. Разрыв между современной литературой и сегодняшней молодежью может привести к отсутствию взрослых читателей, что поставит под угрозу само будущее литературы.
Ряд других мероприятий, связанных с поэзией, будет проходить вне официальной программы, в том числе:
Мероприятия Фестиваля пройдут в московских литературных клубах, музеях, культурных центрах, библиотеках, университетах и т. Д.В конце дня все участники встретятся в «Project O. G.I.» клуб — самое популярное место встречи московских художников и писателей.
Торжественное открытие фестиваля и вручение главного приза «Москва-Транзит» состоится 16 октября в 19:00. в Центре Всеволода Мейерхольда.
Пресс-конференция, которая состоится 9 октября в 15:00. в Мосгордуме, улица Петровка, 22.
Вторая пресс-конференция состоится непосредственно перед торжественной церемонией открытия фестиваля в 18:00.м. 16 октября в Центре Всеволода Мейерхольда, улица Новослободская, 23.
Президент фестиваля — Евгений Бунимович.
Организационный комитет:
, тел. (+ 7-095) 332 25 33, эл. Почта поэта@liter.net
Аккредитация прессы:
(+ 7-095) 921 22 56.
Расписание событий
Необычные московские поезда
Московское метро славится не только изысканным дизайном и интерьером, но и уникальными поездами.На сегодняшний день их семь имеют собственные названия, одни посвящены значимым военным походам и сражениям, другие — искусству и культуре.
«Народное ополчение» чтит память ветеранов Великой Отечественной войны, работавших на строительстве метро и метро.
Еще один поезд, посвященный одному из самых жестоких сражений Великой Отечественной войны, — «Курская битва», напоминающий об участии бронепоезда в обороне.
В московском метрополитене освещены не только военные страницы русской истории. «Красная стрела-75» была запущена в честь 75-летия поезда класса люкс, курсирующего по маршруту Москва-Санкт-Петербург. Петербург и был самым быстрым поездом до появления Сапсана.
В этом году Московский Метрополитен отметил 75-летие своего существования. К этому случаю ретро-поезд «Сокольники» был специально выполнен в стиле первого поезда Московского метрополитена.
С учетом образовательных и культурных целей местные власти изготовили поезда «Акварель», «Читающая Москва», «Поэзия в метро».
«Акварель» — поезд-галерея, где представлены репродукции картин Сергея Андреяки, а также шедевры Русского музея и Картинной галереи имени Пушкина.
Последняя креативная идея работников московского метрополитена — поезд «Поэзия в метро», который несколько дней назад начал курсировать по Филевской линии.Его цель — познакомить москвичей с поэтами со всего мира. Первый сборник стихов призван познакомить с творчеством чилийских поэтов.
Желаем вам прокатиться на одном из таких уникальных поездов во время экскурсии по московскому метро.
Москва Любопытные факты
Москва Население
Сегодня Москва — самый большой город в Европе. Население Москвы составляет 10,5 миллионов человек.
Возраст Москвы
Москва была основана в 1147 году. Это один из старейших городов России.
Что значит Москва?
Что значит Москва? Это название намного старше самого города.
Московские парки
Москва — очень зеленый город. Более 40 процентов его территории составляют парки, сады и леса.
Московское метро
Московское метро — наиболее часто используемый общественный транспорт Москвы как для москвичей, так и для туристов.
Московское метро
Самая глубокая станция Московского метрополитена — «Парк Победы», 84 метра, высота 28-этажного дома
Объявления метро
В московском метро вы всегда можете определить направление поезда по полу диктора.
Лето 2010 побьет все температурные рекорды
Лето 2010 года запомнится москвичам и гостям Москвы аномально высокими температурами.
Москва фонтан с питьевой водой
В Москве более 700 фонтанов, но есть только один с питьевой водой.
Московские зимы
Самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная в Москве, составляла −42 ° C. Произошло это в январе 1940 года.
Самое старое здание Москвы
Какое самое старое здание на территории Москвы?
Освещение в Москве
Вы знаете, когда стали освещаться улицы Москвы?
Какими необычными памятниками может похвастаться Москва?
Слышали ли вы о таких памятниках, как «Уступи утятам», ворона и лисица с плавленым сыром «Дружба» или Дети — жертвы пороков взрослых?
Московские церкви
Сколько храмов в Москве?
Москва Макдональдс
Согласитесь ли вы простоять в очереди 6 часов, чтобы добраться до Макдональдса? Так поступили многие москвичи в 1990 году.
Русское Рождество
Почему россияне празднуют Рождество 7 января?
Московские эпитеты
Москва приобрела несколько эпитетов за свою историю 9 века.
Памятник Святым Кириллу и Мефодию
На каком памятнике в Москве 5 орфографических ошибок в надписи?
Органные вечера в Кусково
«Органные вечера в Кусково» — серия концертов, которые проходят по выходным в одном из красивейших старинных усадеб Москвы
Курение в России
Вы знаете, когда курение было официально запрещено в России?
Правило преемственности лидеров
Кто будет следующим президентом России?
Самый большой колокол в мире
Где находится самый большой колокол в мире?
Непослушный звонок
В Московском Кремле проживает очень старый политический заключенный в возрасте 300 лет. Кто бы это мог быть?
Самые высокие здания Европы
Где самые высокие здания Европы?
Самый старый дом Москвы
Сколько лет самому старому дому Москвы?
7 любопытных фактов и легенд о 7 сестрах.
Какие факты и легенды вы слышали о сестрах Сталиных?
Что означает количество куполов на церкви?
Вы когда-нибудь спрашивали себя, почему одни церкви имеют 3 купола, а другие — пять и даже больше?
Русский православный крест
Что символизирует русский православный крест?
Форма и цвет русских куполов.
Форма и цвет русских куполов. Что они означают?
Дед Мороз и Дед Мороз
В чем разница между Дедом Морозом и Дедом Морозом?
Осторожно, дом движется!
Вы когда-нибудь видели переезд дома? Вы можете представить себе многоэтажный дом, где жильцов переселяют на десятки метров?
Москва перевернутый дом
Вы бывали в доме, где все перевернуто?
6 египетских поэтов виртуально участвуют в Московском международном поэтическом фестивале
Международный фестиваль поэзии откроется в столице России, Москве, в следующее воскресенье в связи с празднованием Международного дня поэзии, который приходится на 21 марта каждого года. В этом году в сессии принимают участие 350 поэтов из 93 стран и 70 языков, в том числе «американец Форрест Гандер, лауреат Пулитцеровской премии — итальянец». Жан Портанте, лауреат французской премии Малларме — поэт Фиона Сэмпсон, лауреат Ордена Британской империи — поэт Шейн Хаобо, основатель крупнейшего в Китае издательства поэзии).Фестиваль проводится ежегодно под эгидой ЮНЕСКО, которая провела Всемирный день поэзии с 2000 года, когда 21 марта группа русских поэтов запустила международный поэтический фестиваль под названием Poésia 21, несмотря на распространение пандемии короны, но Организаторы стремились провести фестиваль виртуально, где они сказали в заявлении: «Если пандемия Корна вызвала отмену собраний гражданской поэзии, как организаторы заявляют в своем объявлении об этом мероприятии, ограничение иногда может стать возможностью изобретайте новые формы, чтобы отметить Всемирный день поэзии.»
Специальную сессию для североафриканских поэтов проведет марокканский поэт Мохаммед Милуд Гарафи с участием 30 поэтов из Египта, Марокко, Туниса, Ливии и Алжира. Чтения начнутся в 9 утра по московскому времени с поэтами. из Китая, Японии, Филиппин и Австралии, и закончится поэтами из Латинской Америки, в то время как он продолжается в течение 20 ежечасных чтений со всего мира.
Среди поэтов-участников форума: Форест Гандер, лауреат известной американской Пулитцеровской премии, итальянец Жан Портанте, лауреат премии Маларме во Франции, поэт Фиона Сэмпсон, обладатель Ордена Британской Империи, и китайский поэт Чен Хаобо, основатель крупнейшего в Китае издательства поэзии.
Из Северной Африки он будет участвовать под руководством поэта Мохамеда Милуда Гарафи вместе с примерно тридцатью поэтами, включая Мухаммеда Али Аль-Рабави, Идриса Аль-Мелиани, Мубарака Васата, Ведада Бенмусса из Марокко, Монсефа Аль-Вахайби. и Соня Фарджани из Туниса, Холуд аль-Фалах и Мифтах Альвани из Ливии, Мухаммад Бутган и Хабиба Мухаммади из Алжира Сафаа Фати, Ахмед Эль-Шахави, Алаа Халед, Наджат Али и Шерин Эль-Адави из Египта. Сессию североафриканских поэтов ведет марокканский поэт Др.Мохамед Милуд Гарафи, проживающий во Франции.
Каждый поэт будет читать свои стихи на своем родном языке, в то время как иностранный последователь получит стихи, переведенные на несколько языков, включая английский, испанский, китайский и русский, с акцентом на сплоченность мирового поэтического сообщества, многие поэты будут читать переводы некоторых иностранных стихов на родной язык.
Фестиваль, который проводят российская поэтесса Наталья Азарова, президент Биеннале поэзии в Москве, и Димитрис Ангелис, президент Афинского фестиваля поэзии, организованы Институтом лингвистики Российской академии наук, Биеннале поэзии. в Москве, Кружок поэтов в Афинах и Фонд Бальмонта (Москва).
.
Ваш комментарий будет первым