Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Музей фаберже санкт петербург: Музей фаберже в Санкт Петербурге

Информация для посетителей — Приобрести билеты

Важно

 

• Посещение проводится строго по сеансам 

• Пропуск в музей осуществляется преимущественно по онлайн билетам

• Продолжительность сеанса — 60 минут

• Количество билетов на сеансы ограничено. Численность группы — не более 5 человек

• При приобретении льготного билета в кассе или на сайте Музея необходимо предъявить документы, подтверждающие льготу 

• Билеты на сеансы в сопровождении экскурсовода продаются по единой стоимости без льгот

• Перед посещением обязательно ознакомьтесь с правилами посещения: https://fabergemuseum.ru/posetitelyam/pravila-poseshheniya

 

Музей вправе временно ограничить продажу билетов в кассе из соображений комфорта и безопасности посетителей и сохранности экспозиции.

*Категории граждан, имеющих право приобретения билетов по льготной цене:

  1. Пенсионеры
  2. Студенты дневных отделений ВУЗов
  3. Школьники
  4. Лица, обучающиеся в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах
  5. Лицензированные гиды
  6. Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России

 

**Категории граждан, имеющих право на бесплатное посещение:

Обращаем Ваше внимание, что данное право распространяется только на посещение основной экспозиции Музея Фаберже (без экскурсии). На временные выставки для указанных категорий посетителей предусмотрен билет по льготной цене.

  1. Герои Советского Союза
  2. Герои Российской Федерации
  3. Полные кавалеры Ордена Славы
  4. Герои социалистического труда
  5. Кавалеры Ордена трудовой славы трех степеней
  6. Ветераны Великой Отечественной войны
  7. Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»
  8. Лица, обладающие знаком «Житель блокадного Ленинграда»
  9. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны
  10. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву
  11. Инвалиды I и II групп
  12. Инвалиды-колясочники с одним сопровождающим
  13. Ветераны боевых действий
  14. Члены многодетных семей
  15. Сотрудники музеев РФ
  16. Члены Международного совета музеев ICOM
  17. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
  18. Дети возрастом до семи лет

Вышеуказанные льготы предоставляются только гражданам России и Республики Беларусь. Исключение составляют Герои СССР и РФ, Герои труда, Ордена Славы, дети возрастом до семи лет, школьники и студенты.

 

Шедевры коллекции — Музей Фаберже

Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном.

Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа.

Подарок А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх на Пасху 1898 года, Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Подарок Императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже.

Подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Подарок Императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев.

Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин.

Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916. Фирма К. Фаберже.

Санкт-Петербург, 1886­–1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Подарок А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх на Пасху 1904 года. Санкт-Петербург, около 1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Загрузить еще

История собрания — Музей Фаберже

В феврале 2004 года российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую семье американского медиамагната Малкольма Форбса. Коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Увлеченно собиравший Фаберже на протяжении 25 лет, Малкольм Форбс умер в 1990 году, и его наследники в конце концов приняли решение расстаться с коллекцией. На апрель 2004 года были назначены специальные торги Сотбис, в результате которых коллекция Форбса оказалась бы распродана по частям. Приобретение столь ценной коллекции одним покупателем стало беспрецедентным событием на мировом арт-рынке. Виктор Вексельберг не только спас коллекцию как единое целое, но и вернул эти уникальные предметы на родину, в Россию, для того чтобы сделать их доступными всем ее жителям. Так было положено начало созданию первого в стране музея, посвященного великому русскому ювелиру Карлу Фаберже.

 

Для возвращения в Россию коллекции Форбса, а затем и других некогда утраченных культурных ценностей, был учрежден Культурно-исторический фонд «Связь времен». Перед фондом были поставлены задачи по дальнейшему формированию собрания будущего Музея Фаберже, организации временных выставок в целях его популяризации, а также поиск и подготовка здания для размещения в нем постоянной экспозиции музея.

 

В течение десяти лет фонд «Связь времен» отслеживал появление шедевров русского ювелирного искусства по всему миру – в Европе, Азии, Северной и Южной Америках. Все это время им велась активная работа с аукционными домами, экспертами и профильными журналами; для будущего музея приобретались произведения Фаберже и других знаменитых русских ювелиров XIX – начала XX века.

все

В результате проделанной работы Фонду удалось сформировать не имеющее аналогов собрание русского ювелирного искусства. В его центре – крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц хранения. Надо отметить не только высочайшее качество входящих в нее предметов, но и их типологическое разнообразие. В коллекции представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже, известная своей разносторонностью: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценная галантерея и интерьерные вещи. Конечно, ценнейшую ее группу составляют уникальные пасхальные яйца, девять из которых были созданы Фаберже по заказам Александра III и Николая II. По своей культурно-исторической значимости эти пасхальные подарки, предназначенные для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, стоят особняком. В коллекции музея, однако, есть немало других драгоценных предметов, связанных с историей Дома Романовых: как вещей личного обихода, так и официальных «кабинетских» подарков, поднесенных выдающимся людям того времени от лица русского императора.

 

Императорские подарки представлены в собрании музея не только изделиями фирмы Фаберже – музей обладает замечательной коллекцией золотых подносных коробок XVIII–XIX веков, украшенных миниатюрными портретами Романовых, начиная с Петра Великого.

 

Еще одна важнейшая часть собрания музея – коллекция русских эмалей, созданных ведущими русскими ювелирными фирмами второй половины XIX – начала XX века – П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Кузмичёва, братьев Грачёвых и многими другими. Отдельного упоминания достойна крупнейшая, насчитывающая более 100 предметов, музейная коллекция изделий Федора Рюкерта – выдающегося московского мастера художественной эмали, сотрудничавшего с фирмой Фаберже.

 

Русское ювелирное искусство эпохи Фаберже не было бы всесторонне представлено, если бы музей не обладал ценнейшей коллекцией русских икон, драгоценные оклады которых также выполнены лучшими ювелирами того времени.

 

Музей Фаберже официально открылся 19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге, став первым в России негосударственным музеем, чье собрание несомненно имеет как национальное, так и мировое значение.

Информация для посетителей — Правила посещения

0.1. В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с необходимостью ограничения численности посетителей на выставке или мероприятии, обеспечения социальной дистанции между посетителями, посещение выставок и мероприятий Фонда организуется преимущественно по заранее приобретенным билетам на конкретные сеансы с фиксированными датой и временем входа.

 

0.2. Посетителям рекомендуется приобретать электронные билеты на сайте Фонда www.fabergemuseum.ru.

 

0.3. При оплате билетов в кассе Фонда рекомендуется использовать бесконтактные способы оплаты с помощью банковских карт, технологий оплаты смартфонами, избегая использования наличных денег.

 

0.4. Посетители, приобретшие билеты на экскурсионный сеанс, формируются в группы численностью до 5 человек и посещают выставку в сопровождении экскурсовода.

 

0.5. Продолжительность посещения выставки или мероприятия указана на билете. В случае опоздания посетителя ко времени начала посещения выставки или мероприятия, указанного в билете, посетитель вправе войти на выставку или мероприятие, при этом время окончания посещения выставки или мероприятия не подлежит изменению, риски неиспользования всего времени осмотра выставки или участия в мероприятии в случае опоздания, несет посетитель. Опоздание посетителя ко времени начала посещения выставки или мероприятия не является основанием к продлению соответствующего посещения.

 

0.6. Экскурсии проводятся в соответствии с расписанием. Администрация Фонда сохраняет за собой право вносить изменения в расписание экскурсий, с уведомлением об этом посетителей, приобретших билеты посредством электронной почты, указанной при покупке электронного билета, либо путем размещения соответствующей информации в помещении филиала в г. Санкт-Петербурге в месте, доступном для посетителей и на сайте Фонда по адресу в сети Интернет www.fabergemuseum.ru.

 

0.7. В выставочных помещениях Фонда организована маршрутизация, исключающая встречные потоки посетителей, а также обеспечивающая раздельные входы и выходы как в здание, так и в помещения. Посетители обязаны соблюдать установленный маршрут следования по выставке во избежание пересечения потоков.

 

0.8. Администрация Фонда регламентирует определенное время нахождения в каждом выставочном зале, о чем информирует посетителей путем размещения соответствующих информационных стендов. Посетители обязаны соблюдать установленный регламент времени посещения.

 

0.9. Посещение выставки или мероприятия возможно только при наличии гигиенической маски, в случае отсутствия маски Фонд имеет право отказать посетителю в посещении выставки или мероприятия.

 

0.10. Посетителям рекомендуется соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 метра при нахождении на выставке или мероприятии.

 

0.11. Посетителям рекомендуется отказаться от посещения выставок и мероприятий Фонда при наличии респираторных симптомов, характерных для ОРВИ, соблюдать правила личной гигиены, в том числе пользоваться дезинфицирующими средствами для рук при входе в помещения Фонда, носить гигиеническую маску, предпринимать иные меры, направленные на поддержание надлежащего уровня защиты от переноса и (или) заражения новой коронавирусной инфекциией (COVID-19).

 

0.12. Если у посетителя наблюдаются признаки ОРВИ, Фонд вправе отказать в посещении, стоимость билета подлежит возврату такому посетителю.

Карл Фаберже и его фирма

Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году, когда уроженец города Пярну, купец 2-й гильдии Густав Фаберже, открыл в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга небольшой магазин с ювелирной мастерской. Как и многие ювелиры того времени, Густав Фаберже стремился открыть свое дело в столице Российской империи. В Санкт-Петербурге в 1846 году родился его сын Карл, под руководством которого семейная фирма в дальнейшем превратилась в крупнейшее в стране и известное во всем мире предприятие.

 

Густав Фаберже понимал, что будущий руководитель семейного дела должен получить всестороннюю подготовку, и отправил сына в длительное путешествие. В Европе Карл получил образование и посетил все значимые центры ювелирного искусства, где почерпнул множество идей для будущей работы. Современники не случайно называли Карла Фаберже ученым и образованным ювелиром: он занимался исследовательской и реставрационной работой, и на протяжении многих лет, начиная с 1867 года, изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа.

 

Карл Фаберже за работой. Санкт-Петербург, 1900-е. Фотограф Г. Эберг. 

В 1872 году Карл возглавил семейную фирму. В 1885 году Карл Фаберже был удостоен звания поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы и ее руководителя, награжденного почетными орденами и получившего звания поставщика многих европейских монархов.

 

Фирма Фаберже имела филиалы в Москве (с 1887), Одессе (с 1901), Лондоне (с 1903) и Киеве (с 1906). Основное же ювелирное производство, главный магазин и контора находились в Санкт-Петербурге, в собственном доме Карла Фаберже на Большой Морской улице, 24. Там же располагались студия дизайнеров, специализированная библиотека, фешенебельная квартира самого Карла Фаберже и ювелирные мастерские, деятельность которых мэтр мог лично контролировать.

 

В фирме работали лучшие петербургские ювелиры, такие, как Михаил Перхин и его преемник Генрик Вигстрём, в мастерской которых создавались императорские пасхальные яйца. Ведущим серебряных дел мастером фирмы был Юлиус Раппопорт. Видными золотых и серебряных дел мастерами фирмы были также Эрик Коллин, Виктор Аарне, Август Хольмстрём и другие. Заказы фирмы выполняли художники-миниатюристы Василий Зуев и Иоганн Цейнграф, скульпторы Борис Фредман-Клюзель и Георгий Савицкий. Главными «художниками-композиторами» (дизайнерами) фирмы были сначала брат Карла Фаберже Агафон, а затем, после его смерти в 1895 году – Франц Бирбаум. С фирмой сотрудничали знаменитые русские художники и архитекторы: Валентин Серов, Александр Бенуа, Фёдор Шехтель…

 

Общее число сотрудников фирмы Фаберже в период ее расцвета, то есть на рубеже XIX–XX веков, превышало 500 человек. За весь период ее существования, с 1842 по 1918 год, ею было произведено примерно 300,000 предметов. Все они были выполнены на высочайшем уровне ювелирного мастерства; многие из них были уникальны и прославили фирму, а вместе с ней – русское ювелирное искусство во всем мире. Клиентами Фаберже были практически все коронованные особы Европы, их родственники, виднейшие политические деятели и предприниматели, известные артисты.

 

С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой мировой войны. Многих его мастеров взяли на военную службу. После Октябрьского переворота фирма Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов Карла Фаберже – императорский Дом Романовых, и само предприятие. Фаберже покинул Россию в 1918 году по подложным документам курьера английского посольства. Через два года великий ювелир скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия первого в России негосударственного Музея Фаберже. Организацией-учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году российским предпринимателем Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.

Проект создания музея, посвященного творчеству великого русского ювелира Карла Фаберже, появился у фонда «Связь времен» после приобретения Виктором Вексельбергом в 2004 году уникальной коллекции произведений Фаберже, собранной Малкольмом Форбсом. Начиная с этого момента, фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которое на сегодняшний день насчитывает более 4000 единиц хранения и по своим размерам и высочайшему качеству произведений является одним из лучших в мире. К реставрации Шуваловского дворца на набережной Фонтанки с целью создания в нем музея фонд «Связь времен» приступил в 2006 году. За 7 лет фондом была проведена огромная работа по воссозданию исторического облика дворца: это была первая комплексная реставрация за всю его 200‑летнюю историю. Сегодня Шуваловский дворец, площадь которого составляет около 4700 квадратных метров, вновь является одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, историческим памятником и центром притяжения туристов. Наибольшую ценность в собрании представляют девять пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства, а также уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью Александра III и Николая II. Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», также в том, что в ней полно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы. Помимо Фаберже, собрание включает произведения его современников — прославленных русских ювелиров и мастеров серебряного дела И. Сазикова, П. Овчинникова, И. Хлебникова, Ф. и многих других мастеров.

 

Шуваловский дворец. Парадный фасад. Набережная реки Фонтанки

 

Парадная лестница Шуваловского дворца. Построена в 1840‑х годах архитектором Николаем Ефимовым и дополнена галереей для демонстрации скульптуры.

СОБРАНИЕ МУЗЕЯ ФАБЕРЖЕ

Собрание Музея Фаберже насчитывает четыре тысячи произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства: золотых и серебряных изделий, живописи, фарфора и бронзы. Я дро экспозиции музея — произведения ювелирной фирмы Фаберже, приобретенные Виктором Вексельбергом в 2004 году у наследников американского коллекционера Малкольма Форбса. Ювелирные шедевры, часть из которых была продана советским правительством в 1920–1930‑х годах, были привезены в Россию, что стало началом возвращения национального художественного достояния. Cегодня собрание музея Фаберже является одним из лучших в мире. В великолепном парадном Синем зале дворца представлены вершины творчества фирмы Фаберже — императорские пасхальные яйца — свидетельство таланта и мастерства русских ювелиров, камнерезов, эмальеров и художников. Помимо яиц, сделанных по заказу последних Романовых, в собрании музея находятся пасхальные подарки, выполненные для представителей мировой элиты — герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, не уступающие императорским в роскоши и сложности работы. В собрании Музея Фаберже представлены самые разные направления в творчестве великого ювелира: редкие objets de fantaisie, украшения, аксессуары, драгоценная галантерея, настольные часы с широчайшей палитрой гильоше-эмалей, серебряные изделия в оригинальном русском стиле. Помимо произведений фирмы Фаберже, представленных в экспозиции, фондом «Связь времен» были приобретены изделия его современников — Поставщиков Высочайшего Двора И. Хлебникова, П. Овчинникова, И. Сазикова. Этими и другими прославленными русскими ювелирами выполнены драгоценные оклады икон. Коллекция церковной утвари и предметов личного благочестия занимает Готический зал Шуваловского дворца. Экспертам фонда удалось сформировать уникальное собрание произведений знаменитого российского живописца по эмали Федора Рюкерта, которое не имеет себе равных в России. Залы дворца украшают полотна известных русских и европейских живописцев — К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского,К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина, Л. Вальта, А. Мартена, О. Ренуара.

 

КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ

Русское серебро

Первые русские ювелирные фабрики, образованные в 1810–1840‑е годы, заявили о себе уже к середине ХIХ века, став полноправными участниками Всемирных выставок и заметным явлением европейской художественной промышленности. Старейшим ювелирным предприятием России является фирма Сазикова. Основатель дела, Павел Сазиков, имел небольшую мастерскую в Москве. Его сын Игнатий открыл в 1845 году, помимо московского предприятия, петербургскую фабрику. В 1857 году Игнатию Сазикову было позволено именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий. Современники Игнатия Сазикова, художественные критики ХIХ века, употребляют по отношению к нему слово «впервые», которое, действительно, как нельзя лучше характеризует его деятельность — заслугу Сазикова видели в том, что он первым обратился к образам и темам, взятым из национальных традиций. Уникален чайный сервиз в оригинальном русском стиле, изготовленный в 1848 году по случаю женитьбы великого князя Константина Николаевича. В орнамент, выполненный по эскизу художника-археолога Федора Солнцева, включены стилизованные надписи и имперские символы: двуглавые орлы, держащие в клювах и когтях морские карты — «символы мореплавания» — занятия, которому великий князь посвятил всю жизнь. Московский филиал фирмы Фаберже, открытый в 1887 году, выпускал немало предметов в неорусском стиле, развивавшемся в русле модерна. 

Красная гостиная. Парадная красная гостиная прежде называлась «Нарышкинской» и сохранила на шатровом потолке изображение родового герба. Ее интерьер определили архитекторы Б. Симон и Р. Б. Бернгард

 

Ковш презентационный. В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, князь Лев Сергеевич Голицын был удостоен особой награды от Николая II за выдающийся вклад в развитие отечественного виноделия. Князю был преподнесен большой серебряный презентационный ковш с красными эмалевыми вставками с надписями. Ручки ковша увенчаны двумя орлами работы Юлия Раппопорта – ведущего серебряных дел мастера петербургского филиала фирмы Фаберже.

1. Ковш презентационный. Пожалован императором Николаем II князю Льву Сергеевичу Голицыну за заслуги в развитии отечественного виноделия в 1899 году Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт

2. Порткарандаш «Иван Калита» Москва, 1898−1908 гг. Фирма К. Фаберже

3. Самовар. Санкт-Петербург, 1881. Фирма Г. Грачева, мастер И. Ольсониус

4. Чайно-кофейный сервиз. Изготовлен по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича. Москва, 1848. Фирма Сазикова

Самобытен изысканный серебряный чайно-кофейный сервиз с рельефными узорами на фоне матовой болотной эмали. Своеобразной скульптурной композицией является порткарандаш с полуфигурой князя Ивана Калиты, склонившегося над мешком для денег. Литые орлы украшают ковш, созданный в мастерской ведущего серебряника фирмы Фаберже Юлиуса Раппопорта. Этот ковш в 1899 году был пожалован Николаем II князю Голицыну за развитие отечественного виноделия.

СИНЯЯ ГОСТИНАЯ

Пасхальные шедевры Фаберже

Трехчастная Синяя гостиная была создана по проекту Б. де Симона при реконструкции фасада особняка Воронцовых в 1844 году. В 1859 году Р. Б. Бернгард прорубил в нее два проема с новой Парадной лестницы. Поражающая богатством и разнообразием отделка этого зала выполнена, по некоторым данным, при участии одного из популярнейших архитекторов николаевского времени — А. И. Штакеншнейдера. Синий с крупным серебристым рисунком шелк на стенах, определивший название гостиной, обилие золоченой лепки, живописные картины в овальных и круглых рамах на падугах свода, белый мраморный камин и зеркала стали достойным окружением для одной из самых ценных частей собраний — пасхальные яйца Фаберже.

 

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные шедевры фирмы Фаберже, принадлежавшие последним Романовым.

В коллекции Музея Фаберже находятся девять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, созданных по заказу последних Романовых — императоров Александра III и Николая II. По числу больших пасхальных яиц, изготовленных фирмой Фаберже, собрание занимает первое место в мире: в Синей гостиной можно увидеть четырнадцать яиц Фаберже, а также миниатюрную рамку в форме сердца — сюрприз утраченного яйца 1897 года. Особую значимость коллекции придает также то, что в ней представлены самое первое императорское яйцо — «Курочка», подаренное на Пасху 1885 года, и последнее — «Орден Святого Георгия», созданное в годы Первой мировой войны. Всего фирмой Карла Фаберже было сделано 50 императорских яиц. Над каждым из них работали около года: начинали сразу после Пасхи и завершали заказ к Страстной неделе следующего года, после чего Карл Фаберже лично доставлял царю очередной ювелирный шедевр. Карл Фаберже создавал драгоценные пасхальныеподарки не только для российской императорской семьи, но и для представителей мировой элиты. Так, в 1902 году Карл Фаберже выполнил великолепное пасхальное яйцо-часы для герцогини Консуэло Мальборо — представительницы клана американских магнатов Вандербильтов. С 1898 по 1904 год семь пасхальных яиц были изготовлены фирмой Фаберже для Варвары Петровны Базановой (в замужестве Кельх), происходившей из богатой семьи московских купцов, владевших золотыми приисками и пароходством.

Яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже. Золото, рубины, эмаль, замша; литье, чеканка, гравировка

Яйцо «Курочка» открывает прославленную серию из 50 императорских пасхальных яиц, созданную Фаберже для двух последних императоров России между 1885 и 1916 годами. Оно было изготовлено фирмой Фаберже в 1885 году по заказу императора Александра III и предназначалось в подарок его супруге — императрице Марии Федоровне, в девичестве датской принцессе Дагмаре. Император не случайно поручил заказ Петеру Карлу Фаберже, изделия которого очень понравились царской чете во время посещения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве. Происхождение многосоставного сюрприза пасхального яйца в виде курочки относится к началу XVIII века. Известны три очень похожих пасхальных сувенира, предположительно выполненных в Париже в 1720‑х годах неизвестным мастером. Это яйцо из сокровищницы Музея истории искусств в Вене, золотое яйцо с эмалевым желтком, до 1924 года находившееся в Государственном собрании Дрездена, и яйцо герцогини Вильгельмины, ныне хранящееся в замке Розенборг. Считается, что последнее, увиденное Александром III и императрицей Марией  Федоровной на художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году, послужило источником вдохновения для Фаберже.

Исполняя императорский заказ, Фаберже создал собственную вариацию старинного образца, которая выглядит просто и цельно. Покрывающая яйцо белая опаковая, непрозрачная эмаль имитирует скорлупу, желток выполнен из матового золота. В него вложена курочка из разноцветного «мозаичного золота», внутри которой — миниатюрная императорская корона в виде рубинового яйца-кулона. Курировавший заказ великий князь Владимир Александрович, приходившийся императору родным братом, снабдил готовое изделие письмом с подробной инструкцией. Император переживал, придется ли сюрприз по вкусу будущей владелице, но яйцо так понравилось, что в том же 1885 году Фаберже стал Придворным Поставщиком, а Высочайший заказ с этого времени стал ежегодным.

Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, алмазы, рубины, агат; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке, эмаль живописная, литье, чеканка, гравировка, резьба, полировка.

Яйцо-шкатулка «Ренессанс» 1894 года стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре того же года. На исходе века в моде было «антикварское», как тогда говорили, направление в искусстве, и Фаберже являлся одним из самых ярких его представителей. Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка XVIII века амстердамского мастера Ле Роя из собраний Музея-сокровищницы в Дрездене. Овальную шкатулку Фаберже «преобразовал» в горизонтально расположенное пасхальное яйцо. Оно вырезано из агата и имеет золотую, частично покрытую полихромной эмалью, оправу с львиными маскаронами, вкраплениями рубинов и алмазов. На верхней половине яйца выложена дата его создания алмазами огранки «роза».

 

Пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895ю Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, серебро, алмазы, слоновая кость, бархат; эмаль по гильошировке, живописная эмаль, акварельные миниатюры, литье, чеканка, гравировка. 

Яйцо «Бутон розы», выполненное в неоклассическом вкусе, стало первым пасхальным сувениром от Фаберже, врученным принявшей православие Александре Федоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен-Дармштадской. Яйцо покрыто ярко-красной («земляничной») прозрачной эмалью по гильошированному фону и украшено символами любви и прочности брачных уз — алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из золота. Наверху, под большим плоским алмазом, миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, под нижним алмазом начертана дата создания подарка. Сюрприз яйца — бутон чайной розы на коротком стебле с маленькой кнопкой, при нажатии на которую лепестки цветка открываются.

Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюрная карета изготовлена Г. Штайном. Золото, платина, серебро, алмазы, горный хрусталь, бархат; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке и живописная, литье, чеканка, гравировка

«Коронационное» яйцо 1897 года — одно из самых известных творений Карла Фаберже, посвященное торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. Сюрпризом пасхального подарка стала миниатюрная абсолютно точная копия коронационной кареты. Уникальную модель создал молодой мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший конструктивные части экипажа. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной. «Коронационное» яйцо состоит из двух соединенных шарниром половинок. Скорлупа яйца покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, накладные эмалевые орлы соединены ветвями из золота. Подлинное украшение яйца — алмаз на его верхней половине с вензелем императрицы. Внизу яйца сквозь алмаз меньшего размера читается дата «1897».

Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898 г. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюрист И. Цейнграф. Золото, алмазы, рубин, жемчуг, стекло, слоновая кость; эмаль по гильошировке, литье, чеканка, гравировка, золочение, акварель

Яйцо «Ландыши», выполненное в стиле модерн, украшено жемчугом, бриллиантами и любимыми цветами Александры Федоровны, символизирующими чистоту. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена ландышами на золотых стеблях с эмалевыми листьями и жемчужными цветками. Сюрприз яйца — миниатюрные портреты супруга государыни и двух старших дочерей. Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами.

Пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, перья; эмаль по гильошировке, литье,чеканка, гравировка, выпиловка.

При создании пасхального подарка Михаил Перхин применил техническое решение, сходное с устройством музыкальных шкатулок с певчими птицами, выпускавшимися в Женеве в начале XIX века. При нажатии на кнопку в верхней части яйца открывается ажурная крышка и появляется петушок: он кукарекает, хлопает крыльями, после чего опять скрывается внутри. Циферблат яйца покрыт белой гильоше-эмалью, снабжен арабскими алмазными цифрами и золотыми стрелками. Он окаймлен гирляндой из золота с жемчугом и бриллиантами. Яйцо «Петушок» поддерживается сужающимися книзу плоскими четырехугольными колоннами с белой устричной эмалью и переплетающимся ленточным золотым декором. Эти детали придают изделию сходство с жертвенником, возможно, в знак памяти об умершем годом ранее сыне Марии Федоровны — Великом князе и наследнике престола Георгии Александровиче.

 

Пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже. Золото, нефрит, алмазы, кварц, рубины, аметисты, цитрины, жемчуг, перья; эмаль, литье, чеканка, гравировка, полировка

Композиционной основой сувенира, выполненного в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол, стал вечнозеленый лавр. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под нее появляется птичка с переливающимися перышками и начинает петь. Когда пение заканчивается, пичужка исчезает. Листья кроны, по форме напоминающей яйцо, выполнены из саянского нефрита. Яркая листва оживлена плодами из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, а также мелкими белыми эмалевыми цветками. Дерево посажено в кадку из белого мексиканского оникса, затянутую золотой трельяжной сеткой с провисающими эмалевыми гирляндами.

 

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем, миниатюрист В. Зуев. Золото, алмазы, стекло, слоновая кость; эмаль по гильошировке, чеканка, акварель

Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» — единственный пасхальный подарок из изготовленных по императорскому заказу фирмой Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценные рамы, помещены художественно и тончайше исполненные миниатюры, написанные Василием Зуевым акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя. Это семь портретов членов царской семьи — Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей, а также композиции, изображающие главные события царствования императора.

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Последний подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 годаСанкт-Петербург, 1916. Фирма К. Фаберже. Золото, серебро, стекло, слоновая кость; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке, живописная эмаль, литье, чеканка, гравировка, выпиловка, акварель

Яйцо «Орден Святого Георгия» лишено сложных механизмов и богатого декора. Причинами этого были мобилизация, отозвавшая на фронты Первой мировой войны лучших мастеров фирмы Фаберже, и аскетичный образ жизни августейших заказчиков. Яйцо посвящено награждению Георгиевскими орденом и медалью сына и внука Марии Федоровны, поэтому на шарнирах закреплены их накладные знаки. При нажатии на кнопку они открываются и становятся видны миниатюры с портретами Николая II и цесаревича Алексея. Знаки соединены георгиевскими лентами в цветах «пороха и пламени», выделяющимися на фоне опаковой эмали, по которому «рассыпаны» вписанные в трельяжную сетку из лавровых листьев Георгиевские кресты. Сверху и снизу яйца укреплены монограмма Марии Федоровны и дата подарка. Яйцо «Георгиевское» — единственное, которое оставалось с Марией Федоровной после отъезда из революционной России в 1919 году и с которым она не расставалась до своей смерти в Дании в 1928 году.

ЗОЛОТАЯ ГОСТИНАЯ

Царские подарки, objets de fantaisié фирмы Фаберже и золотые презентационные коробки

Золотая гостиная — бывшая парадная столовая — продолжает анфиладу представительских помещений, названных по цвету штофной обивки. Существующая ныне архитектурная отделка зала относится к 40‑м годам XIX столетия.

В 1885 году рядом с названием фирмы Фаберже впервые появилось изображение государственного герба, свидетельствовавшее о праве ювелира именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Дела с Поставщиками двора велись через Кабинет Его Императорского Величества, который помимо прочего ведал заготовлением, хранением и выдачей императорских подарков, называвшихся «кабинетскими». Жаловались они по самым разным случаям и поводам: за подношения царю, в память государственных празднований, дипломатических визитов. По частоте упоминаний в приходно-расходных книгах Кабинета первое место занимали табакерки. Мода на нюхание табака, распространенная в XVIII веке, к тому времени постепенно сошла на нет, но и на рубеже XIX–XX столетий табакерка оставалась одним из широко использовавшихся при дворе подарков. Табакерки могли быть с государственной символикой, вензелями августейших особ, портретами императоров. Бриллиантовыми монограммами Николая II и Александры Федоровны украшены золотые ручки блюда, целиком выточенного из саянского нефрита шпинатного оттенка. Не имеет себе равных по размерам и великолепию отделки рама с фотопортретом Николая II, вырезанная из горного хрусталя и декорированная вензелями императрицы Марии Федоровны. Одним из главных направлений художественной деятельности фирмы Фаберже было изготовление так называемых objets de fantaisie или objets d’art: художественных ювелирных изделий, зачастую не имеющих никакой практической пользы. К самым ценным и малочисленным изделиям такого рода относиться поликаменная скульптура «Пляшущий мужик» из серии «Народные типы». В отдельные группы объединены предметы миниатюрной мебели, изящные цветы в вазочках из горного хрусталя и фигурки животных из поделочных камней. Столь изысканные предметы могли иметь и функциональное значение: из крошечной лейки посыпали песком письма для высыхания чернил, флаконы-плоды с кисточками для наклеивания марок. Подобные вещи были оригинальными и довольно дорогими сувенирами.

1. Рамка с портретом императора Николая II в форме Лейб-гвардии гусарского Его Императорского Величества полка. Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин

2. Табакерка презентационная с портретом императора Николая II. Подарена императором Николаем II министру иностранных дел Франции Т. Делькассе 24 сентября 1902 года Санкт-Петербург, конец 1890‑х. Мастерская К. Бланка, миниатюра А. Блазнова

1. Фигурка пляшущего мужика. Санкт-Петербург, около 1910 г. Фирма К. Фаберже

2. Цветок «Анютины глазки». Санкт-Петербург, 1903–1904. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем

АВАНЗАЛ

Ювелирные украшения, драгоценная галантерея, аксессуары и часы

Аванзал. Второй зал в поперечной анфиладе Шуваловского дворца, ранее служивший официантской. Современный вид этого зала практически полностью соответствует проекту Р. Б. Бернгарда. Интерьер зала включает эскиз картины Лаурица Туксена «Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Кремля 14 (26) мая 1896 года»

Помимо уникальных произведений, созданных в одном экземпляре по специальным заказам, фирмой Фаберже выпускалась массовая продукция, которая была предназначена для различных слоев населения. При этом высочайший класс ювелирного мастерства, оригинальный замысел и удивительное чувство стиля оставались неизменными. Мастерам фирмы удавалось показать богатые декоративные возможности самых разнообразных материалов: простой пробки, целлулоида, рога, стали, дерева, кожи. Эти материалы широко использовались для создания портсигаров самых разных фасонов и стилей. Особенно эффектны портсигары с поверхностью, обработанной под самородок, а также покрытые цветными эмалями. Эмали, палитра которых состояла из 144 оттенков, наносились на основу из золота и серебра, покрытую при помощи специальных гильошерных машин разнообразными рисунками. Слои, каждый из которых полировался, наращивались, пока мастера не добивались желаемой глуби-ны цвета покрытия. Особенно красивы были эмали белого цвета, который называли «устричным» за его перламутровый отлив, и теплого розового — «семужного». Такой эмалью покрыты оправа халцедоновой ручки зонтика, принадлежавшего императрице Александре Федоровне, усыпанный бриллиантами театральный бинокль, а также роскошная треугольная рама с фотографией великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Часы с голубой эмалью, сделанные в виде веера, являются одновременно и рамой для фотографий русской аристократической четы в старинных национальных костюмах. Радугу прозрачных гильоше-эмалей демонстрирует коллекция дамских пряжек — единственное по своему количественному и качественному составу собрание в мире. Отдельную группу составляют предметы с синей и ярко-желтой прозрачной эмалевой полоской, выполненные фирмой Фаберже по заказу барона Леопольда де Ротшильда в цветах его команды на ежегодных скачках.

 

Чернильный набор. Изготовлен по заказу барона Ротшильда. Санкт-Петербург, между 1908 и 1917. Фирма К. Фаберже, Мастер Г. Вигстрем

 

1. Брошь «Аллегория зимы». Санкт-Петербург, 1910‑е. Фирма К. Фаберже, мастер А. Хольмстрем

2. Рамка треугольная с фотографией великокняжеской четы Александра Михайловича и Ксении Александровны. Санкт-Петербург, 1903–1904. Фирма К. Фаберже, мастер В. Аарне

3. Часы настольные. Санкт-Петербург, 1899–1908. Фирма К. Фаберже, Мастер Г. Вигстрем

БЕЛАЯ И ГОЛУБАЯ ГОСТИНЫЕ

Русский фарфор XIX века.  Произведения с эмалью ведущих русских фирм (П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Кузмичёва, Ф. Рюкерта)

 

Белая и Голубая гостиные — правая часть архитектурных вставок 1840‑х годов, продолжавших дворовые флигели особняка XVIII. Две дополнительные гостиные были устроены по проекту Б. Симона, значительный вклад в архитектурный облик этих помещений внес Р. Б. Бернгард

В Белой и следующей за ней Голубой гостиной представлены значительные образцы русского фарфора, преимущественно выпущенные Императорским фарфоровым заводом. Немалое значение в коллекции фарфора занимает серия декоративных тарелок «Розы», выполненная в живописной мастерской князя Н. Б. Юсупова. Образцом для росписи послужили раскрашенные гравюры атласа «Розы», в котором известный французский ботаник и художник Пьер-Жозеф Редут запечатлел цветы, произраставшие в саду Жозефины Богарне. Основу экспозиции обеих гостиных составляют произведения с эмалью по скани ведущих русских фирм, возрождение традиций которой связано с именем Павла Овчинникова. Фирма П. Овчинникова первой начала выпускать эмалированные подарочные изделия в старом русском стиле. Работы фирмы с применением эмали по скани отличают мелкая орнаментация и богатая цветовая гамма. Ювелирами использовался старинный прием выемчатой эмали, когда в металле гравировали углубленные части для заполнения эмалью. Крышка роскошного альбома, преподнесенного в 1902 году московской французской колонией Президенту Французской Республики Эмилю Лубе, украшена живописными эмалевыми птицами-сиринами среди фантазийного растительного орнамента.Как и П. Овчинников, Поставщиком Высочайшего Двора был московский фабрикант Иван Хлебников, с первых лет основания ювелирного производства работавший по императорским заказам. В выполненных в стиле национального романтизма изделиях фирмы Хлебникова и других отечественных предприятий третьей четверти ХIХ века широкое развитие получила имитационная техника. Показательным примером такого рода изделий является и прибор для пунша с «льняными» полотенцами, исполненный другой известной московской фирмой Антипа Кузмичёва. Этот прибор, так же как и шкатулки в форме императорских корон, был изготовлен для знаменитой ювелирной фирмы «Тиффани». Особую гордость экспозиции Музея Фаберже составляет собрание произведений московского живописца по эмали Федора Рюкерта. Созданные в духе национального романтизма, предметы традиционно служили дипломатическими и памятными подарками. Модная в начале ХХ века красочная гамма с преобладанием коричнево-охристых тонов, закрученная в тугие клубочки скань и штриховка из золотой амальгамы характеризуют творчество позднего Рюкерта. Фантазийные, слег-ка гротескные формы его ларчиков, ковшей и братин соответствуют стилизованным мотивам произведений И. Билибина, абрамцевских и талашкинских мастеров. 

 Набор для пунша. Москва, 1887. Фирма А. Кузмичёва для фирмы «Тиффани»

Письменный прибор (поднос, чернильница, пресс-папье, марочница, коробочка для перьев, нож, ручка, держатель для карандаша) Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт

Ковш. Москва, 1908–1917. Фирма К. Фаберже, мастер Ф. Рюкерт

 ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Камнерезные изделия фирмы Фаберже и его современников. Русская живопись XIX века

Выставочный зал. Расположен на месте парадной столовой, при первых Шуваловых преобразованной в Большой кабинет. Из прежнего Шуваловского художественного собрания сохранился триптих фламандской работы XVII века, из отделки интерьера — камин с мраморным барельефом XVIII века

Экспозиция Музея Фаберже позволяет составить представление о высоком уровне развития российского камнерезного дела на рубеже XIX–XX веков. Первоначально это направление было в фирме Фаберже второстепенным, но, по мере роста популярности подобных изделий, вышло на первый план. Приглашенные работать в мастерскую Фаберже уральские умельцы разработали новые виды продукции, представив богатую палитру цветных камней. Особенно любим Фаберже был разнообразный в оттенках и свободный от трещин нефрит. Этот камень использовался при изготовлении императорских пасхальных яиц, но чаще всего для часов, барометров, настольных звонков, лотков и портсигаров, отмеченных высочайшим уровнем художественной обработки. Интересны и значимы предметы из пестроцветных уральских яшм, агатов, малахита и уникального седельниковского родонита. Среди живописных произведений в коллекции Музея Фаберже центральное место занимает монументальное полотно «Суд Париса» кисти Константина Маковского — одного из самых знаменитых художников салонно-академического направления. За эту картину мастер был удостоен Большой Золотой медали и ордена Почетного легиона на Всемирной выставке 1889 года в Париже. К наиболее ранним из представленных живописных произведений относятся эскиз Карла Брюллова с изображением мессы в соборе Санта Мария Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX и «Вид Академии наук и Дворцовой набережной в Петербурге» Владимира Аммона. Частью живописной экспозиции Музея Фаберже являются полотна непревзойденного мариниста И. К. Айвазовского, «Задворки» В. Д. Поленова, две картины блестящего представителя позднего академизма Г. И. Семирадского, а также женские портреты А. А. Харламова.

Марочница. Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. 

Витрина с изделиями фирмы К. Фаберже из нефрита

Настольные часы с глобусом. Санкт-Петербург, 1908–1917. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем

Бюст императора Александра III. Санкт-Петербург, 1908–1914. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем

 ГОТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Русские иконы

Готический зал. Кабинет графа, чаще именуемый Готическим залом. При последнем Шувалове (Павле Петровиче) здесь находилась библиотека, значительную часть которой составляли книги по юридическим наукам, военной технике и истории религии

БЕЖЕВЫЙ ЗАЛ

Русская эмаль

Бежевый зал — комната, открывающая так называемую «детскую половину» и размещенная в достроенной в 1840‑х годах Б. Симоном части дворца между поперечным и левым дворовыми флигелями. При последних Шуваловых это помещение служило для гостивших в доме родственников

На рубеже ХIХ–ХХ столетий неорусский стиль стал доминирующим. Обращение к народному творчеству, принципам его формообразования послужило использованию эмальерами сюжетов из русского фольклора. В начале ХХ столетия видоизменяется облик изделий, украшенных эмалью по скани, их колористическая палитра многократно расширяется. Эмалью начинают заполнять и фон предметов, поверхность которых приобретает вид декоративного панно. В экспозиции Музея Фаберже представлены оригинальные произведения, исполненные известными московскими мастерскими О. Курлюкова, К. Скворцова, Н. Зверева, Н. Тараброва, И. Салтыкова, петербургскими фирмами А. Любавина, И. Морозова. Богатейшие художественные возможности техники выемчатой эмали проявились в произведениях фирмы П. Овчинникова. Наиболее изящен чайно-кофейный сервиз, в котором эмалевое кружево оттеняется чистым шлифованным металлом. Виртуозные примеры применения витражной эмали демонстрирует целая группа предметов, изготовленных петербургской фирмой «Братьев Грачевых», источником вдохновения для мастеров которой была, конечно же, и русская старина. Множество великолепных изделий с эмалью по скани в неорусском стиле выпускали московские артели ювелиров и серебряников, сложившиеся во втором десятилетии ХХ века. Они представляли собой новые формы объединения ремесленников, где, в отсутствии художественного диктата фабричного производства, создавались оригинальные и смелые по своему решению изделия. Как и крупнейшие фирмы Москвы, артели могли выполнять изделия в самых разных эмалевых техниках.

 

Фотоматериалы и текст любезно предоставлены Музеем Фаберже в г. Санкт-Петербурге  www.fabergemuseum.ru 

Музей Фаберже — официальный сайт «Культура.РФ», Санкт-Петербург. Адрес, фото, расписание, график работы

19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия первого в России негосударственного Музея Фаберже. Организацией-учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.

Проект создания в России ряда музеев, посвященных творчеству великого ювелира Карла Фаберже, появился у фонда «Связь времен» после приобретения Виктора Вексельбергом в 2004 году уникальной коллекции произведений Фаберже, собранной Малкольмом Форбсом. Начиная с этого момента, фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства. На сегодняшний день оно насчитывает уже более 4000 единиц хранения и по своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и другим представителям монархических дворов Европы, без сомнения, является одним из лучших в мире.

В 2006 году фонд «Связь времен» приступил к реставрации Шуваловского дворца на набережной Фонтанки. За 7 лет фондом была проведена огромная работа по воссозданию исторического облика дворца и приспособлению его к использованию в качестве музея. По сути, это была первая комплексная реставрация за всю 200-летнюю историю дворца.

Сегодня Шуваловский дворец, площадь которого составляет около 4700 квадратных метров, вновь является одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, историческим памятником и центром притяжения туристов.

Наибольшую ценность в собрании представляют девять императорских пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства, а также уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью Александра III и Николая II.

Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», также в том, что в ней достойно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы всех разновидностей, ювелирные украшения, драгоценная галантерея, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы. Помимо произведений фирмы Фаберже, собрание включает в себя работы его современников, прославленных русских ювелиров и мастеров серебряного дела Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Рюкерта и многих других.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, Россия

С 2013 года в Шуваловском дворце XVIII века в Санкт-Петербурге находится Музей Фаберже, где хранится самая большая в мире коллекция яиц Фаберже. Те в коллекции были заказаны последними русскими императорами Александром III и Николаем II. В то время европейское общество считало Россию бесподобной в серебряном и золотом декоративном искусстве.

Самая большая в мире коллекция произведений Фаберже в Шуваловском дворце

Музей обязан своим существованием ошеломляющему акту альтруизма Виктора Вексельберга, который в 2004 году основал Культурно-исторический фонд «Связь времен» с идеей вернуть российские культурно значимые артефакты и произведения искусства для публичного показа в России.Девять яиц Фаберже, составляющих основу коллекции, были приобретены им у американского предпринимателя Малкольма Форбса в 2004 году за 100 миллионов долларов.

Восстановление Шуваловского дворца площадью 4700 квадратных метров началось в 2006 году и заняло семь лет. В какой-то момент в проекте было задействовано 300 специалистов. Восстановление и адаптация дворца для использования в качестве музея была первой полной реставрацией в его 200-летней истории. Сегодня, стоя на набережной реки Фонтанки, он служит живой связью с имперской историей обоих св.Петербург и Россия.

В музее около 4000 экспонатов, выставленных в 12 прекрасно отреставрированных залах в соответствии с типом и историей. Дисплей позволяет посетителю прочувствовать богатство и артистизм того времени. В Голубой комнате, в центре центрального зала Шуваловского дворца, хранятся императорские пасхальные яйца Фаберже. Каждый из них является уникальным шедевром ювелирного и художественного искусства, а также уникальным русским артефактом царствования и личной жизни последних из Романовых.

В коллекции находится первое яйцо, которое Фаберже создал для царя Александра III в 1885 году. Царское поручение, подарок его жене императрице Марии Федоровне, было за пасхальное яйцо. Первое яйцо Фаберже, известное как куриное яйцо, заключено в кокон внутри белой эмалированной раковины, которая открывается золотым желтком. Она очень похожа на русскую куклу Матрешка, которая открывает еще один сюрприз в виде разноцветной золотой курицы. Наконец курица открылась и раскрыла свой секрет — точную копию алмаза императорской короны, на которой висел рубин.К сожалению, эти части были потеряны.

Пятнадцатилетие пасхального яйца в музее Фаберже

Вход в комнаты с Большой лестницы, построенной в 1840-х годах, по проекту архитектора Николая Ефимова, который отвечает за несколько знаковых зданий в Санкт-Петербурге. Позже по лестнице архитектора Рудольфа Богдановича Бернгарда над лестницей был добавлен изящный декоративный лепной купол. Он также был ответственным за реконструкцию набережных реки Фонтанки в 19 веке, поэтому его влияние можно увидеть как внутри, так и снаружи дворца.

Красная комната дворца посвящена русским серебряным изделиям, изготовленным с 18 по начало 20 веков. В зале представлены впечатляющие работы Карла Фаберже, Павла Сазикова и других. Anteroom хранит коллекцию предметов домашнего обихода, таких как часы, в гильошированной эмали, а также ювелирные украшения Fabergé, что встречается довольно редко. В Белой и Голубой комнате представлены работы эмали Павла Овчинникова, который был также первым русским серебряным мастером в стиле панславянского возрождения, наряду с превосходным русским фарфором 19-го века.В выставочном зале можно увидеть резьбу по камню Фаберже и различных русских художников XIX века.

Готический зал дворца содержит коллекцию классических русских православных икон XVI-XX веков, в основном обрамленных и покрытых драгоценными металлами. Рыцарский зал посвящен военным тематическим произведениям искусства, в том числе акварелям жизни XIX века в русской армии Карла Пирацкого и Петра Балашова. Точно названная Золотая Комната показывает много предметов, которые дают представление о придворных отношениях между династией Романовых и их иностранными родственниками.Особенно хороши произведения фанатов Дома Фаберже, а также шкатулки с драгоценностями, украшенные портретами русских императоров.

Музей Фаберже расположен в центре Санкт-Петербурга, в нескольких минутах ходьбы от станций метро Гостиный Двор и Маяковская.

Расположение: 21, Набережная реки Фонтанки
Метро: Гостиный Двор / Невский проспект, Маяковская
Телефон: +7 (812) 333-2655
Открыто: Ежедневно с 10:00 до 21:00 (Экскурсии с 10:00 до 18:00).Закрыто по пятницам.
Сайт: http://fabergemuseum.ru/ru
Вход: руб. 450 (Экскурсии 600 руб.)
Покупка билетов онлайн: http://tickets.fsv.ru/ru
Фото и видео: Допускается фотосъемка без вспышки. Нет видео.
Примечание о доступности: Доступно для инвалидов.

ОТЕЛИ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ И ХОЗЯЙСТВА: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

,

Тур Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

История музея Фаберже Санкт-Петербург, Россия, началась в 2004 году, когда коллекция произведений Фаберже Хауса была приобретена российскими бизнесменами Виктором Вексельбергом. Он был куплен у преемников американского медиамагната Малкольма Форбса, который был страстным коллекционером работ Фаберже. В этом году был создан фонд «Узы времени». Миссия фонда — вернуть в Россию утраченные ценности.

Музей был построен в Шуваловском дворце, который был построен в конце 18 века.Дворец был отремонтирован в течение семи лет специально для размещения нового музея. Музей Фаберже был официально открыт в конце 2013 года. В настоящее время в музее хранится более 4000 произведений искусства. Это не только работы Карла Фаберже. Среди них картины, фарфор, иконы, эмали и т. Д.

Музей Фаберже насчитывает 200 работ Карла Фаберже, среди которых девять знаменитых императорских пасхальных яиц. Это вторая по величине коллекция яиц Фаберже в мире. Все они отображаются в Голубой гостиной.

Первое пасхальное яйцо было подарено Марии Федоровне ее мужем Александром III в 1885 году. Она настолько полюбила это яйцо, что стало хорошей традицией, и каждый год она получала новое пасхальное яйцо, изготовленное Фаберже. В том же году Карл Фаберже стал придворным ювелиром. Российский император Александр III мог подарить жене только 10 пасхальных яиц, когда он умер в 1894 году. Николай II, который был его преемником, принял эту традицию. Но каждый год он заказывал два яйца для дома Фаберже — одно для его матери и другое для его жены.Таким образом, к 1917 году насчитывалось почти 50 императорских пасхальных яиц. К сожалению, в советское время большинство из них было продано за границу. Но благодаря фонду «Звенья времени» некоторые из них вернулись в Россию.

Во время этой одной из лучших экскурсий по Санкт-Петербургу вы посетите один из самых красивых дворянских дворцов нашего города. Вы увидите произведения искусства, выполненные ювелирами и серебряниками в 19 и 20 веках. Вы также увидите ядро ​​музея — коллекцию знаменитых императорских пасхальных яиц.

Мы будем рады организовать для вас экскурсию в музей Фаберже !!! Забронируйте у нас более одного тура, чтобы получить отличную скидку!

Пожалуйста, ознакомьтесь с отзывами наших гостей.

Цена включает частных экскурсий с профессиональным англоговорящим гидом в музее Фаберже.

Транспорт не включен . При необходимости в течение трех часов это 85USD.

Размер группы (количество человек). Цена на человека.

Пожалуйста, заполните форму для этого конкретного тура или свяжитесь с нами любым другим способом, который вам подходит.
Мы будем рады скорректировать любой из предлагаемых нами туров в соответствии с вашими предпочтениями и пожеланиями.

МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Первый музей Фаберже в Санкт-Петербурге открылся на этой неделе для частных посещений в Шуваловском дворце, канал Фонтанки 21. Музей посвящен искусству Петра Карла Фаберже, а также его современников и последователей.

В нем хранится знаменитая коллекция Фаберже Фонда «Связь времен», принадлежащая российскому предпринимателю Виктору Вексельбергу, которая с более чем 1500 коллекционными экспонатами теперь превосходит коллекцию Оружейного музея Кремля.

За 10 лет мистер Вексельберг собрал самую грозную коллекцию произведений Питера Карла Фаберже в мире. Его цель — репатриировать произведения великих русских мастеров в Россию, в основном проданные большевиками в 1920-х и 1930-х годах, чтобы сделать их доступными для широкой публики.

По словам Владимира Воронченко, президента Фонда «Связь времен» и директора музея, учреждение должно стать живым существом и культурным центром.Ожидаются выставки из других музеев, которые будут размещены в галереях на первом этаже.

Музей является центральным элементом некоторых наиболее известных произведений Фаберже, таких как Императорское коронационное яйцо, которое было создано в 1897 году мастерами Фаберже Михаилом Перхиным и Хенриком Вигстромом.

Помимо этого, посетители также увидят другие работы Питера Карла Фаберже, в том числе некоторые из 200 впечатляющих предметов, ранее принадлежавших семье Нью-Йорка Форбса, такие как девять императорских яиц, приобретенных г-номВексельберга в 2004 году за более чем 100 миллионов долларов, а также некоторые из 100 портсигаров, сотен предметов, принадлежавших когда-то коллекционеру из Сан-Франциско Андре Ружникову, включая его ценную коллекцию из около 150 изделий в перегородчатой ​​эмали от знаменитого московского мастера Федора Рюккерта и сотни объектов, приобретенных в частном порядке и на аукционе за последние годы Инвестиционным фондом Авроры.

Помимо экспонатов Фаберже, в музее будут выставлены работы Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, Игнатия Сазикова.

Посещение музея в настоящее время только по личной записи. Однако он откроется для публики в начале декабря.

Изображение предоставлено коллекцией Forbes

Коллекции Fabergé доступны в Интернете или в наших международных бутиках. ,
Музей Даса Фаберже | Информация о Санкт-Петербурге

Die Eröffnungsfeier des ersten Музей Фаберже, 19 ноября 2013 г., Шувалов-Палас-ам-Флюсс, Фонтанка в Санкт-Петербурге.

Войны за Геданке, Музей einzigartiges в Русской Цюрихской области, Arbeiten des fabelhaften Питер Карл Фаберже gewidmet werden.

Музей искусств и искусств Музей истории искусств и искусства в России и России.

Bedingt durch die Größe, Vielfalt und Qualität der Stücke, von denen die meisten Werke aus Königsfamilien und anderen Mitgliedern der königlichen Höfe Europas stammen, is is die Sammlung ohne Frage einerten besten.

2006 Wurde der Palast von der Stiftung Link of Times Restauriert. Es dauerte 7 lange und harte Jahre, um den Palastes wieder herzustellen und als Museum zu nutzen.

Das innere ist sehr Prachtvoll гештальтет. Умереть в 1840 году в 1840 году в Высшей школе архитекторов Николая Ефимова и Митра Рейн фон Статуэн Эрбаут.

Insgesamt 10 Räume können besichtig werden:

  • Rittersaal: Militär-Themen-Kunstwerke
  • roter: Eine Sammlung von Russischer Silberarbeiten
  • Блауер Раум: Остеер-Зеонзен 900: 900 Зарзенм: 900-й год Зарзен 900:
  • 900:
  • Гамбург:

    , Kleinigkeiten, Accessoires und Uhren

  • Weißer und Blauer Raum: Русские Porzellan aus dem 19. Jahrhundert
  • Ausstellungsraum: Steinschnitzereien des Hauses Fabergé
  • Gotische Halle: Russische Ikonen aus 16.20. Бис Jahrhundert
  • Oberes Esszimmer: Russische унд Europäische Gemälde AUS дер Венде дез 20. Jahrhundert
  • Бежевый Циммер: Zeigt Einblicke в фильеры Verschiedene Formen унд Stile де kaiserlichen Russlands

Die kostbarsten Werke дер Sammlung DES Музеев Синде фильеры Neun kaiserlichen Fabergé Ostereier, die for für die letzten zwei russischen Zaren hergestellt wurden.

Jedes Ei ist ein Bravurstück and ein Unikat des Schmucks und der Kunst, genauso wie ein außergewöhnliches Denkmal für ein russisches Oberhaupt.

Insgesamt gibt es im Blauen Raum 15 Fabergé Eier.

Abrufen der Wegbeschreibung ……

.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *