Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Музей гуггенхайма: The Solomon R. Guggenheim Museum, New York City — Museums

Музей Гуггенхайма в Бильбао — Современные музеи мира

Главная страница‎ > ‎

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао – музей современного искусства в Бильбао, Испания. Является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхайма. Расположен на берегу реки Нервьон. В музее расположены постоянные экспозиции, а также проводятся временные выставки как испанских, так и зарубежных художников.

Начало истории музеев Гуггенхайма было положено в 1937 году, когда американский промышленник Соломон Роберт Гуггенхайм (Solomon R. Guggenheim) создал Фонд поддержки современного искусства. Вскоре был открыт первый музей в Нью-Йорке (современный вид он обрел лишь в 1959м), в основу которого легла семейная коллекция произведений художников-абстракционистов, собранная в 20х годах.

Кстати, встречающееся в интернете утверждение, что основатель Фонда утонул на «Титанике», несколько странно, учитывая, что гибель «Титаника»  произошла за четверть века до создания Фонда. На самом деле 15 апреля 1912 года погиб сталелитейный магнат Бенджамин Гуггенхайм, брат Соломона Гуггенхайма. Если вы еще не запутались в именах членов этой немаленькой семьи, то скажем, что дочка того самого утонувшего Бенджамина Гуггенхайма, Пегги Гуггенхайм принимала самое активное участие в деятельности Фонда. Именно ей Фонд обязан экспансией в Европу, где в 1979м году в Венеции был открыт первый европейский музей Гуггенхаймов, в основном состоящий из экспонатов личной коллекции Пегги. Несмотря на популярность и достойную коллекцию, музей в Венеции слишком маленький, слишком камерный, чтобы быть настоящим представителем Фонда в Европе. В рамках новой стратегии по расширению выставочных площадей и экспансии в Европу было запланировано открытие двух крупных музеев. Баски в это же время пребывали в озабоченности по поводу развития своей территории и повышения международного значения Бильбао и не могли не воспользоваться ситуацией.
Фонду были предложены условия, от которых он не смог отказаться, а именно, полное финансирование обустройства музея за счет Министерства Культуры Страны Басков. Первоначально под нужды музея планировалось выделить старое здание бывшего музея Культуры.

Для проведения оценки возможной реабилитации здания был вызван архитектор Франк Гери (Frank Gehry), давний знакомый директора Фонда Томаса Крэнса, считавшийся весьма сведущим специалистом по части реставраций. Кстати Франк Гери, что важно для дальнейшего понимания ситуации, на самом деле вовсе не Франк, и даже не Гери, а урожденный Эфраим Голдберг (Ephraim Goldberg). Мальчик, однако, не захотел быть ни банкиром, ни магнатом, как Гуггенхайм, и ФИО пришлось сменить полностью. Однако имя именем, а деловая хватка ему явно досталась по наследству и весьма пригодилась в карьере. Для обеспечения легальности траты государственных денег на обустройство Музея,

в 1990м году был проведен формальный десятидневный конкурс на лучший проект. Победил, как несложно догадаться, Гери. Победа, открывшая доступ к солидному финансированию, повлияла на планы архитектора. Реставрация старого музея явно не могла удовлетворить его амбиции, и было решено строить новое здание. На этот случай в шляпе Франка заранее был приготовлен весьма жирный кролик. Незадолго до приглашения в Бильбао он представлял проект строительства здания для Концертного Зала Уолта Диснея в Лос Анжелесе, но тогда в Штатах проект показался плохо продуманным, рискованным с точки зрения технологии строительства и невозможно дорогим. При всей внешней привлекательности задумки
Дисней
не мог себе позволить подобного финансового риска. Но, как говорится в известной поговорке, что американцу смерть, то баску хорошо, и Гери приступил к работе. Компьютером архитектор не пользовался принципиально, и все макеты создавались вручную из картона. Когда его помощники стали оцифровывать готовую модель, оказалось, что программа не совместима с принципами, заложенными автором. Для устранения этого недостатка программу пришлось переписать практически полностью. В смете появлялись все новые и новые пункты. Другую программу для расчета кроя металлических пластин, которыми должно было быть облицовано здание, писали с нуля. С этими пластинами тоже вышло не все так просто, как выглядело на картонной модели. Во-первых, просто покрыть здание одинаковыми плитками не получилось, расчеты показали, что каждая плитка должна иметь индивидуальную форму.
Во-вторых
, металлу свойственно солидно расширяться на солнце под воздействием высокой температуры и сжиматься в тени, а значит, просто выложить стены плитками встык не получится. Пришлось разрабатывать новую систему крепления плиток, допускающую свободу движения каждой по типу рыбьей чешуи. И, наконец, планы использования стали, меди и прочих « дешевых»  металлов оказались несовместимы с реальной жизнью. Единственно возможным вариантом материала плиток оказался титаново-цинковый сплав. Несмотря на то, что облицовочные платины имеют толщину всего в треть миллиметра, стоимость чешуи превысила все разумные пределы. В дополнение к проблеме с облицовкой выяснилось, что известняк, из которого планировалось строить стены здания, слишком тяжел для этого. Пришлось по всей стране искать другой, более пористый и легкий. Найденный материал везли с противоположного конца иберийского полуострова, из Андалусии. Все эти факторы привели к такому превышению изначального бюджета, который после многочисленных корректировок вырос до
85 миллионов
, что реально затраченная сумма вообще не публикуется, по неофициальным данным она составила около 170 миллионов евро. В российских масштабах сумма не бог весть какая, но для испанской провинции девяностых годов она представлялась чудовищной. Дополнительным раздражающим фактором стало то, что баскская культура за весь период строительства музея не получала ни копейки, Гуггенхайм съел весь бюджет без остатка. Единственным положительным моментом для здания музея стало найденное для строительства место на берегу реки Бильбао. И, хотя говорят, что не место красит человека, к музеям это не относится.

Именно правильное расположение необычного здания, идеально вписавшегося в панораму города, и стало залогом успеха проекта. Как бы то ни было, в

1997м году музей открыл свои двери, и в первый же год его ждал колоссальный успех и миллион триста тысяч посетителей. С тех пор количество проданных за год билетов не опускается ниже миллиона, а общий доход города составляет около 30 миллионов евро в год. Такие финансовые поступления заставили позабыть все беды строительства и тревоги за перерасход бюджета. Еще маленький штришок к портрету архитектора Гери. Нехило заработав на строительстве музея, разработав на деньги басков все необходимые программы и технологии, находчивый Гери вернулся в Нью-Йорк и построил таки здание Концертного Зала Уолта Диснея в Лос Анжелесе по такой же технологии. В общем, это та редкая история, где все кончилось как в сказке, и все остались счастливыми: Гери дважды двинув одну и ту же идею, американцы не заплатив ни цента за технологию строительства, а, казалось бы, лоховатые баски с одним из самых посещаемых музеев в мире.

О музейных экспонатах стоит поговорить отдельно. Представленные экспозиции делятся на постоянные, принадлежащие музею, и временные. Ожидающих увидеть в музее современного искусства полотна гениальных импрессионистов или произведения знаменитых современных художников ждет глубокое разочарование (Уорхол впрочем, имеется, пусть и в единственном экземпляре, зато аж на двадцать квадратных метров). В отличие от нью-йоркского музея, филиал в Бильбао не создавался вокруг уже существующей коллекции шедевров, а наполнение музея «с нуля»  (пусть и имея в базенью-йоркскую некондицию), да еще в условиях недостачи денег – задача сверхсложная. Судя по количеству посетителей, кажется, что устроители с ней справились, но по нашему мнению, дела обстоят вовсе не так хорошо. Музей Гуггенхайма – скорее туристический объект, нежели культурный. Большинство его посетителей с одинаковым рвением осматривают пирамиды в Гизе, московский Кремль, Эйфелеву башню, и с тем же упоением поедут смотреть все, что угодно разрекламированное в туристическом справочнике.

Если же рассматривать наполнение музея исключительно с точки зрения искусства, то окажется, что какой-то особой ценности оно не имеет. Знаменитых на весь мир произведений в музее нет, а работы довольно известных мастеров или вторичны, или второсортны. Вообще, концепция музея в целом попадает в некую вилку. Шедевров « признанного»  искусства Гуггенхайм в Бильбао не выставляет, живопись и скульптуры не дотягивают до уровня « классики», а представленные инсталляции наоборот слишком скучны, несовременны и напрочь лишены даже толики озорства, ну или хотя бы хамства или любой другой живой эмоции, чтобы конкурировать с лондонскими галереями по части действительно современного искусства.

Хотя полемики вокруг них велось не меньше, чем вокруг строительства здания музея. Самым распространенным упреком было стремление покупать искусство «на вес» . С весом тут действительно все в порядке, инсталляция тянет на триста тонн, да ни чего-нибудь, а отличной корабельной стали, закрученной причудливыми волнами и спиралями. Затраченные двенадцать миллионов долларов, поделенные на полный вес, дают скромные сорок долларов за килограмм произведения человека, входящего в десятку самых дорогих современных авторов. Учитывая, что за цену довольно скромного живописного полотна удалось занять несколько тысяч квадратных метров выставочной площади – результат блестящий. Несмотря на некоторое предубеждение, имевшееся перед осмотром, работы Серра оказались среди немногих запоминающихся. Уже через несколько минут кружения по дорожкам образованным изгибами стальных листов, без капли алкоголя появилось стойкое чувство искажения пространства. А еще чуть позже оказалось, что его можно значительно усилить, стоит лишь отбросить стеснение и … запеть. В принципе все, что угодно, хоть

«В лесу родилась елочка», главное в голос.

Постоянно меняющиеся объемы и конфигурация окружающего пространства производят удивительные звуковые эффекты, к тому же динамически изменяющиеся с каждым пройденным шагом. Над каждым произведением Серра установлены камеры, скорее не из-за страха за скульптуры, а оттого, что мало ли кто что удумает сделать в стальных лабиринтах, так что когда будете петь, постарайтесь делать это красиво, и возможно вы войдете в топ-10 охранников музея за текущий месяц. Относительно художественной ценности произведений Серра, конечно, можно спорить, но, по крайней мере, свою роль развлечения аудитории они выполняют исправно.Кстати, большинство других произведений Серра, разбросанных по всему миру, выставлены на улице, в естественном окружении травы, деревьев, неба и солнца. Закрыть их в полностью белый стерильный зал догадались только баски.

Из остальных экспонатов трудно что-то выделить. Ричард Лонг (Richard Long) привычно сложил из брусочков ровный кружок, точно такой же, впрочем, какой ранее складывал для Берлина, только поменьше. Причина скромных размеров в том, что и тут баски загнали под крышу типично парковое искусство, да и норма по весу судя по всему уже была выполнена. Йозефу Бойсу ( Joseph Beuys) под инсталляцию «Rayo iluminando un venado»  отвели целый зал, но архаичный перфоманс интересен скорее историкам искусства, чем современному зрителю. Наиболее широко представлен в музее довольно известный немецкий художник Ансельм Кифер (Anselm Kiefer), под одиннадцать работ автора отвели несколько залов. Почему именно Киферу было оказано такое внимание, непонятно, так как музей лишен какой-либо концепции, то, скорее всего, это дело случая. Картины выставлены весьма сильные, но его техника живописи порой играет злую шутку именно с русским посетителем. Дело в том, что Кифер – любитель использовать на полотнах вместе с краской еще и различные природные материалы, несколько работ выполнены с использованием весьма близкого любому советскому человеку материала – шелухи от семечек подсолнухов. Глядя на эти картины, несмотря на довольно мрачные сюжеты, невозможно избавиться от ощущения, что они «наплеваны»  на смазанный клеем холст. Большинство остальных постоянных экспонатов музея либо абсолютно « никакие», либо навевают мысли о безумии автора, причем, отнюдь не гениальном безумии, а очень даже бытовом.

Временные выставки, постоянно курсирующие между музеями Гуггенхайма, обладают колоссальным разбросом по качеству работ.

Сегодня может выставляться Казимир Малевич или совершенно невероятная экспозиция «Россия!», на которой представлено более 250 экспонатов из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и московского Кремля. А завтра на этих же стенах будут висеть работы авторов из сельской глубинки Африки, а на стеллажах стоять макеты « деревни будущего», склеенные из картона детьми из Гондураса. Может это и неплохо для музея с точки зрения культурного обмена, но почему-то все равно больше хочется попасть на Малевича.

То, что Музей Гуггенхайма в Бильбао скорее туристический объект подтверждает то, что само здание и территория вокруг него составляют гораздо более гармоничный ансамбль, нежели его содержимое. Установленный перед входом в музей 13-ти метровый вечно цветущий «Щенок»  Джеффа Кунса ( Jeff Koons), несомненно является самым разумным из всех сделанных приобретений. А может просто все дело в том, что хотя бы в этот раз произведение оказалось на своем месте, а не в заключении похожего на больничную палату зала. К тому же, как это ни странно для современных авторов, но «Щенок»  создан в единственном экземпляре и кроме как в Бильбао вы его нигде не увидите! Представленная рядом скульптура « Тюльпаны»  того же автора – четвертая в серии из пяти копий, что в прочем не так уж и важно. Свою «экстерьерную»  роль она выполняет на отлично. Так же как и знаменитая паучиха «Maman»  Луизы Буржуа (Louise Bourgeois), ставшая одним из символов музея. Луиза, совершенно « поехавшая»  на пауках понаставила их по всему миру столько, что уже сложно понять, где путешествовал оригинал, а где остальная паучья стая. И при этом скульптура продолжает оказывать на зрителей практически магическое воздействие.

Глядя на нее, сожалеешь, что устроители музея не заменили имеющиеся в залах оригиналы «копиями»  действительно стоящих авторов.

Территория музея хранит в себе и еще несколько секретов, например, установка по производству облаков Фуджику Накайа (Fujiko Nakaya) остается незаметной, пока более чем тысяча форсунок высокого давления, установленных по периметру сооружения, не начнут укутывать здание в плотное одеяло тумана. Смотрится более чем фантастично, особенно в безветренную погоду. Эффект стоит того, чтобы погулять по территории дожидаясь очередного сеанса облакопускания. Огненные фонтаны Ива Кляйна (Yves Klein), также установленные по периметру здания, эффектны только в темноте, зато более привычные водные, которые бьют прямо из земли и имеют порой непредсказуемый алгоритм работы, доступны для баловства в любое время суток. Музей Современного Искусства Гуггенхайма в Бильбао не имеет ничего общего с Эрмитажем, Лувром или Прадо, это в первую очередь культурно-развлекательный комплекс. Не слишком веселый, но оставляющий в каждом посетителе толику гордости за приобщение к прекрасному и немного непонятному. Как туристический объект он близок другому испанскому музею – музею Дали в каталонском Фигейросе. Только в отличие от жадных каталонцев, выручающих ежегодно миллионы на показе кучи хлама, и не вкладывающих в развитие ветшающего аттракциона ни копейки, баски оказались гораздо более рачительными хозяевами и их работа, как бизнесменов, несомненно, заслуживает самой высокой оценки. Музей стоит посетить обязательно, и, если отнестись к предстоящему визиту проще, без замирания сердца, то успех данного « похода»  обеспечен.

Выйдя из музея засветло, мы поняли, что у нас остается еще несколько часов, которые вполне можем посвятить осмотру города. Честно сказать, Бильбао удивил. Таких оценок, как «Бильбао – большой промышленно-портовый город, дымный, серый, лишенный индивидуальности, застроенный однообразными скучными кварталами», встреченных в интернете, город совершенно не заслужил. По крайней мере, его центральная часть нам весьма приглянулась. После успешного опыта работы с Франком Гери власти города решились еще на целый ряд проектов с участием знаменитых архитекторов. Норман Фостер (Norman Foster) спроектировал фантастические вестибюли метрополитена, а Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) дополнил антураж музея Гуггенхайма пешеходным мостом через реку Бильбао. Конечно, масштабы вмешательства в архитектуру не бог весть какие, но эти небольшие дизайнерские акценты, расставленные то тут, то там, придают облику города удивительную свежесть. Эклектика, будучи, наверное, самым сложным стилем, в случае Бильбао пришлась ко двору. Гуляя по центральным кварталам заметно, что деньги у города есть, здания поддерживаются в идеальном состоянии, более ухоженного города в Испании найти трудно. Стремление придать внешнюю привлекательность самым обычным вещам пронизывает город, даже традиционные в зимний период лотки с жареными каштанами, в других городах выглядящие как страшноватые будки, баски переделали в похожие на большие игрушки паровозы всевозможных форм и расцветок. Старинные кварталы Бильбао тоже оказались весьма симпатичными и, если отбросить устоявшееся мнение, то окажется, что они ни в чем не уступают знаменитым старым кварталам Сан Себастьяна.

Выставки в музее постоянно сменяют друг друга, тем не менее, здание можно разделить на несколько тематических залов. Залы футуризма и абстракционизма, возглавляемые Кандинским, зал сюрреализма, где можно посмотреть на картины Дали и, конечно, зал кубизма, где представлены шедевры Пикассо. Здесь же можно увидеть знаменитые принты Мерлин Монро выполненные Энди Уорхолом. Среди бесчисленных инсталляций обращает на себя внимание работа Ричарда Сери «Суть времени» . Беспредметное искусство, такое живое, яркое, завораживающее, но незаслуженно неоцененное, отлично представлено в музее работами самых известных мастеров. В основной экспозиции музея есть одна работа Марка Ротко, основоположника такого экзотического направления как «живопись цветового поля», представителя абстрактного экспрессионизма. Работы Марка Ротко на ведущих аукционах мира бьют ценовые рекорды. Известно, что одна из его картин не так давно была продана за цену, не укладывающуюся в рамки логики, и признана самой дорогой картиной второй половины 20 века. В музее потрясающая концентрация шедевров, посетить его просто необходимо, иначе ваша картина художественного мира останется неполной. Главный музей Гуггенхайма находится в Нью-Йорке. Музей проводит тематические выставки, например, на тему китайской культуры и изобразительного искусства России (с 28 марта по 3 сентября 2006 года). Постоянные экспозиции музея посвящены искусству XX века – инсталляции и электронные работы превышают числом традиционные картины и скульптуры. Центральной работой коллекции является серия скульптур Суть времени, выполненных из атмосферостойкой стали скульптором Ричардом Серра и размещённых в галерее Арцелор. Большая часть коллекции состоит из авангардных работ и абстракций.

Самое интересное в музее, пожалуй, то, что инсталляций и электронных произведений здесь куда больше, чем традиционных картин. Так, например, стоит обратить внимание на скульптуры Ричарда Сери, выполненные из атмосферостойкой стали, под названием «Суть времени»  – эта своеобразная коллекция представляет собой серию абстракционистких работ художественно – философского направления под названием «беспредметное искусство» . Ярким представителем этого течения 20 века был Кандинский, написавший «Черный квадрат». Залы с картинами футуристов и абстракционистов, где можно посмотреть работы Кандинского, сменяются залами сюрреализма, где отличная коллекция работ Дали. Среди представленных кубистов есть и Пикассо, и Брак. Широко представлены работы Энди Уорхолла. Знамениты принты Уорхола «Мэрилин»  находятся именно в музее Бильбао.

Знаменитые коллажи Роберта Раушенберга – насыщенные, полные смысла, заставляющие думать и анализировать. Сложные, экспрессивные работы Виллема де Кунинга подкупают искренностью и источаемой энергией. Загадочные и очень « атмосферные»  композиции Ива Кляйна порождают сложные и яркие ассоциации.

Строительство

В строительстве музея были использованы мягкие изгибы. Говорят, что архитектор высказался по этому поводу так: «Случайные кривые предназначены для того, чтобы захватить свет. Музей Гуггенхайма открылся для широкой публики в 1997-м году, сразу же став одним из самых впечатляющих зданий в мире стиля деконструктивизма. Архитектор Филип Джонсон назвал музей ‘величайшим зданием нашего времени».

В строительстве музея были использованы мягкие изгибы. Говорят, что архитектор высказался по этому поводу так: «Случайные кривые предназначены для того, чтобы захватить свет’. Музей Гуггенхайма открылся для широкой публики в 1997-м году, сразу же став одним из самых впечатляющих зданий в мире стиля деконструктивизма. Архитектор Филип Джонсон назвал музей ‘величайшим зданием нашего времени».

Впрочем, сам Гери не ассоциирует себя с этим архитектурным движением. В его собственный стиль, проскальзывающий в других его работах, входит радикальная скульптура, так называемые гармоничные контуры. Так как музею предстояло появиться в портовом городе, Фрэнк сделал все, чтобы здание походило на корабль, причем явно футуристический. Отражающие свет титановые панели напоминают рыбью чешую, а также саму реку Нервьон. Общая площадь титановой облицовки составляет 24 тысячи кв. м.

Разрабатывая проект, Гери пользовался системой автоматизированного проектирования, технологической подготовки производства и инженерного анализа (CATIA), и благодаря компьютерному моделированию стало возможно то, чего бы ни за что не добились архитекторы ранних эпох. Современному архитектору удалось создать впечатляющий памятник у реки, который на уровне улицы выглядит достаточно скромно и не разрушает спокойной обстановки. Посетители порой видят в здании Музея Гуггенхайма не только корабль для межпланетных путешествий, но и птицу, самолет, распускающуюся розу и даже артишок. Музей стал вдохновением для постройки подобных ему конструкций по всему миру, включая «Библиотеку тысячелетия» в Серритосе, штат Калифорния.

Внешний вид музея

Музей покрыт тонкими титановыми пластинными в форме рыбьей чешуи, периодически пересекающиеся с оригинальными стеклянными поверхностями. Все линии плавно перетекают одна в другую, пластичные формы играют в лучах солнечного света, искрясь различными оттенками. Весь этот неповторимый ансамбль высотой 50 метров заполнен водоемами и сам по себе смотрится как гигантская скульптура на фоне обыденного городского пейзажа. 

Перед музеем находятся две огромные скульптуры, одна из которых это металлический паук выполненный скульптором Луизой Буржуа. Выглядит он довольно устрашающе и производит грандиозное впечатление. На террасе музея выставлена другая скульптура – тринадцати метровый цветочный терьер американского художника Джеффа Кунса.

Знаменитый 13-метровый щенок из нескольких тысяч живых цветов с внутренним каркасом из нержавеющей стали и скрытой системой орошения. Изначально планировалось сделать этого милого терьера временной экспозицией, однако затем было принято решение оставить его в Бильбао навсегда.


Интересные факты 

Музей Гуггенхайма в Бильбао можно увидеть в фильме про Джеймса Бонда 1999 года «И целого мира мало», в самом начале которого Бонд крадёт кейс с деньгами у коррумпированного швейцарского банкира

Бывший финансовый директор музея, укравший у музея почти полмиллиона евро за 10 лет, обещал их все вернуть.

Отзывы посетителей музея

« Буквально сегодня были в музее. Прежде всего, поражает внешний вид, экстерьер музея. Он удивительно вписывается в современный облик города на берегу реки. Экспозиции в музее интересны, но действительно менее ценны чем само здание музея. Также стоят внимания скульптуры паука у музея и скульптура щенка из живых цветов огромного размера. Нигде не приходилось такого видеть.» 

 «Здание внушительное, чувствуешь себя мелкой песчинкой в море искусства, поражаешься, как так можно было изогнуть материал и сделать такой формы здание, выставка тоже понравилась!» 

«Я консервативный поклонник живописи эпохи Возрождения, в частности. Люблю картины старых мастеров. И если бы музей современного искусства был в « традиционном»  здании, то я бы туда скорее не пошел. Здесь архитектура здания и его популярность привлекают огромный интерес. Ощутить всю нереальность здания стоит каждому! Рекомендую. Впечатлений будет много.» 

Филиал знаменитого музея Гуггенхайма в Бильбао – это самая потрясающая воображение коллекция современного искусства. Шедевром является уже само здание музея, представляющее собой удивительное сооружение – покрытый титановыми пластинами фантастический « корабль», переливаясь всеми цветами радуги, « плывет»  по городу.  

Музей в Бильбао ежегодно принимает около миллиона посетителей. В экспозиции музея представлено искусство модернистской эпохи, а также постмодернизм. Ни одно из художественных течений 20 века не осталось непредставленным. Собственно говоря, коллекция музея состоит не столько из картин или скульптур, сколько из инсталляций, электронных панно и других чудес современной художественной культуры.

Список источников

1. Курмашева, А. АРТ-ТУРИЗМ: МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА В БИЛЬБАО // Арткуратор

2. ФОРРЕСТ, Э.Е. Metronews//За искусством отправляемся в Бильбао: электрон. журнал. 

3. Боровой, А. Onliner// Всемирно известные здания: музей Гуггенхайма в Бильбао: электрон. журнал.

4. Евсютина, Д. Архитектура и архитекторы// Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке: электрон. журнал.

5. Чебан, А. Livejournal//Музей Гуггенхайма: выбор Apple в городе Большого Яблока

фото, описание, экспонаты, история создания

Каждая эпоха характеризуется каким-то новым направлением в искусстве, архитектуре, живописи, оставляя после себя своеобразные памятники-шедевры в виде художественных полотен, музыкальных произведений, уникальных зданий. Таким шедевром архитектуры деконструктивизма 20 века является Музей Гуггенхайма в испанском городе Бильбао.

Музей носит имя известного американского мецената, основателя Музея современного искусства в Нью-Йорке, увлекающегося абстрактным искусством и вкладывающим средства в его развитие. Соломон Роберт Гуггенхайм родился в еврейской семье, глава которой эмигрировал из Швейцарии в Америку и стал там успешным промышленником и коммерсантом. Финансовое положение его четвертого сына позволило ему приобрести большую коллекцию предметов абстрактного искусства и открыть музей.

Музей Гуггенхайма, открытый в Бильбао, по сути является филиалом нью-йоркского, но отличается своей необычной модернистской конструкцией, спроектированной архитектором Фрэнком Гери, известным в Америке и Канаде своими ультрасовременными проектами. Здание музея, открытое в 1997 году, можно назвать самым оригинальным воплощением идей абстракционизма и деконструктивизма в архитектуре 20 века.

Содержание

  • 1 Архитектура музея
  • 2 Необычные скульптуры
  • 3 Экспозиции музея

Архитектура музея

Здание, по форме далекое от привычных стандартов, внешне напоминает какой-то инопланетный огромный корабль, снабженный замысловатыми, диковинного вида деталями. Музей находится на берегу реки Нервьон, отражаясь в спокойных водах своими сюрреалистическими формами и становясь от этого еще более загадочно-фантастическим.

Центральная часть здания похожа на раскрывающийся цветок артишока, а длинные крылья-павильоны, расходящиеся в разные стороны, напоминают лепестки. Стены, покрытые титановыми плитами, сверкая под солнцем, усиливают эффект космически неземной конструкции, приземлившейся на берег испанской реки. Кажущийся хаос изгибов металлических рукавов несет на себе функцию «улавливания света», поэтому даже в самую мрачную погоду авангардное здание выглядит сияюще праздничным. Так же потрясающе красиво оно на фоне сине-фиолетового вечернего неба и речной воды, зеркально отражающей удивительные формы уникального сооружения.

Необычные скульптуры

Со стороны реки проложен пешеходный изогнутый полудугой мостик, по которому можно пройти, чтобы осмотреть здание музея, подойти к огромной металлической скульптуре паука с неимоверно длинными «лапками». Автор этой скульптуры Луиза Буржуа, наверно, стремилась выразить идею роли насекомых на нашей планете, показать зависимость сильного человека от крошечного насекомого: фигура стоящего рядом с «лапкой» человека кажется маленькой игрушкой.

Перед зданием музея есть еще одна удивительная 13-метровая «скульптура» цветочного щенка, сделанная американским художником Кунсом. Оригинальная фигура как нельзя лучше подходит для оформления такого необыкновенного здания, каким является Музей Гаггенхайма. Надо отдать должное автору скульптуры и цветоводам, ухаживающим за цветочной «шерстью» щенка. Органично подобранные оттенки создают очень симпатичный облик гигантского изображения милого щенка-терьера.

Вызывает восхищение наружная инсталляция тюльпанов, изящно изготовленных из тончайшей стали, покрытых блестящей краской разных цветов: они тоже как будто из космоса. Завораживающим зрелищем смотрится абстрактная гирлянда, сотканная из стеклянных сине-серых шаров.

Экспозиции музея

В них широко представлены предметы абстрактно-модернистких направлений в искусстве, расположенные в тематических залах. В зале футуризма и абстракционизма можно увидеть работы Кандинского, Малевича, Маринетти, Боччони, Руссоло, а также современных художников-футуристов.

В зале сюрреализма можно познакомиться с мировыми шедеврами Сальвадора Дали, в зале кубизма наряду с лучшими работами Пикассо представлено много инсталляций и картин современных кубистов. Интересными экспонатами являются стальные скульптуры авнгардиста Ричарда Сери, воплотившего в них дерзкие идеи технологического прогресса в сочетании с беспредметной художественностью изображения.

Среди традиционных работ, к которым можно прикоснуться, очень много всевозможных инсталляций и картин, выполненных в электронном виде, порой поражающих воображение неограниченными возможностями электронного изображения.

Каждый уголок музея несет в себе идею абстрактного авангардизма, расширяющего границы современного художественного искусства, стремящегося успеть за научно-техническим прогрессом, который каждый день преподносит свои сюрпризы. Залы и двор музея никогда не бывают пустыми: тысячи туристов идут сюда нескончаемым потоком, чтобы вблизи увидеть настоящее Чудо современной архитектуры.

В какой стране лучше побывать? В Италии или Испании? — на все вопросы ответит наша статья.

Музей Гуггенхайма | История, искусство и факты

Фрэнк Ллойд Райт: Музей Гуггенхайма

Смотреть все медиа

Дата:
1959 — настоящее время
Сферы деятельности:
арт
Связанные люди:
Фрэнк Ллойд Райт Соломон Гуггенхайм

Просмотреть весь связанный контент →

Музей Гуггенхайма , международный музей, который собирает и выставляет современное искусство в Нью-Йорке и других местах под эгидой Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Составные музеи Гуггенхайма: Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке; коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции; и Музей Гуггенхайма в Бильбао в Испании.

(Прочитайте эссе сестры Венди из Британики о ценности искусства. )

Britannica Quiz

Быстрый тест: сможете ли вы сопоставить дизайн Фрэнка Ллойда Райта с его описанием?

Музей Гуггенхайма вырос из коллекционирования произведений искусства Соломона Р. Гуггенхайма (1861–1949), который был частично наследником состояния, заработанного в американской горнодобывающей промышленности его отцом, Мейером Гуггенхаймом. Соломон начал коллекционировать абстрактное искусство в 1920-х годах, а в 1939 году он основал Музей беспредметной живописи для демонстрации своей коллекции в Нью-Йорке. Этот музей, который принадлежал и управлялся Фондом Соломона Р. Гуггенхайма, был переименован в Музей Соломона Р. Гуггенхайма в 1919 году.52.

(Читайте эссе Гленна Лоури «Британника» на тему «Художественные музеи и их цифровое будущее»). Здание представляет собой радикальный отход от традиционного музейного дизайна, спиралевидно поднимаясь вверх и наружу в плавно скульптурных витках массивного неукрашенного белого бетона. Выставочное пространство интерьера состоит из спиральной рампы из шести «этажей», окружающих открытое центральное пространство, освещенное стеклянным куполом, поддерживаемым нержавеющей сталью. Многие картины «плавают» с наклонной внешней стены на скрытых металлических кронштейнах. Музей был расширен в 1992 за счет пристройки рядом 10-этажной башни. Здание Райта стало одним из его самых знаковых проектов, и в 2019 году оно было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В музее Гуггенхайма хранится обширная коллекция европейской живописи на протяжении 20-го века и американской живописи второй половины века. В музее находится самая большая в мире коллекция картин Василия Кандинского и богатые коллекции работ Пабло Пикассо, Пауля Клее и Жоана Миро. Современная скульптура также хорошо представлена.

Коллекция Пегги Гуггенхайм была основана Пегги Гуггенхайм (1898–1979), племянницей Соломона Р. Гуггенхайма, который стал коллекционером и торговцем современным искусством. Коллекция, которая находится в ее бывшем доме, Палаццо Веньер деи Леони в Венеции, содержит некоторые известные картины кубистов, сюрреалистов и абстрактных экспрессионистов. Коллекция и дворец были переданы в дар Фонду Соломона Р. Гуггенхайма в 1979 году.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Музей Гуггенхайма в Бильбао был открыт в 1997 году в городе Бильбао как совместное предприятие Фонда Гуггенхайма и баскской региональной администрации северо-западной Испании. Музейный комплекс, спроектированный американским архитектором Фрэнком Гери, состоит из соединенных между собой зданий, чьи изогнутые фасады из известняка и титана напоминают гигантское произведение абстрактной скульптуры. Внутреннее пространство здания, организованное вокруг огромного атриума, в основном посвящено экспонатам современного искусства.

В 2006 году было объявлено, что новый музей Гуггенхайма — Музей Гуггенхайма в Абу-Даби, спроектированный Гери, — будет построен на острове Саадият в Абу-Даби как часть предполагаемого культурного района, в который, помимо других музеев, планируется включить спутниковую локацию. Лувра. В 2019 году директор Музея и фонда Гуггенхайма указал, что после нескольких лет задержки ожидается начало строительства, но не назвал сроки.

В начале 21 века несколько музеев Гуггенхайма закрылись: Музей Гуггенхайма в Сохо (1992–2001) в Нью-Йорке, Немецкий музей Гуггенхайма (1997–2012) в Берлине, Музей Гуггенхайма в Лас-Вегасе (2001–03) и Эрмитаж Гуггенхайма (2001–08) в Лас-Вегасе; последний был совместным предприятием с Эрмитажем в Санкт-Петербурге.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Алисией Желязко.

Фрэнк Ллойд Райт | Биография, Архитектура, Дома, Здания, Стиль, Водопад, Талиесин, Жена и Факты

Фрэнк Ллойд Райт

См. все СМИ

Дата рождения:
8 июня 1867 г. Висконсин
Умер:
9 апреля 1959 г. (91 год) Феникс Аризона
Известные работы:
Водопад Музей Гуггенхайма Роби Хаус Талиесин и Талиесин Вест
Механизм/стиль:
Международный стиль Новый брутализм Стиль прерий органическая архитектура
Предметы изучения:
органическая архитектура архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Какой была молодость Фрэнка Ллойда Райта?

Чем известен Фрэнк Ллойд Райт?

Фрэнк Ллойд Райт был великим изобретателем и очень продуктивным архитектором. Он спроектировал около 800 зданий, из которых 380 были построены. В 2019 году ЮНЕСКО включила восемь из них, в том числе Фоллингуотер, Музей Гуггенхайма и Храм Единства, в список объектов Всемирного наследия.. Он известен как главный практик архитектурной школы прерий.

Как Фрэнк Ллойд Райт прославился?

Фрэнк Ллойд Райт прославился как создатель и пропагандист «органической архитектуры» — его фраза обозначает здания, которые гармонируют со своими обитателями и окружающей средой. Смелость и плодотворность его изобретения и его владение космосом, вероятно, являются его величайшими достижениями. На протяжении всей своей карьеры Райт подчеркивал декоративные детали, землистые цвета и богатые текстурные эффекты.

Фрэнк Ллойд Райт , настоящее имя Фрэнк Райт (родился 8 июня 1867, Ричленд-центр, Висконсин, США — умер 9 апреля 1959, Феникс, Аризона), архитектор и писатель, широко творческий мастер американского архитектура. Его «стиль прерий» стал основой дизайна жилых домов 20-го века в Соединенных Штатах.

Молодость

Мать Райта, Анна Ллойд-Джонс, была школьной учительницей в возрасте 24 лет, когда она вышла замуж за вдовца Уильяма С. Райта, странствующего 41-летнего музыканта и проповедника. (Существует неопределенность в отношении того, было ли Фрэнку дано второе имя Линкольн при рождении. Однако позже он принял Ллойд в качестве своего второго имени.) Райты переехали со своим маленьким сыном в Айову в 1869 году.а затем жил последовательно в Род-Айленде и Уэймуте, штат Массачусетс, прежде чем в конце концов вернуться в родной штат матери Райта, Висконсин. Молодой Райт учился в Висконсинском университете в Мэдисоне в течение нескольких семестров в 1885–1886 годах в качестве специального студента, но, поскольку не было обучения архитектуре, он пошел на инженерные курсы. Чтобы пополнить семейный доход, Райт работал деканом инженерного факультета, но ему не нравилось ни его положение, ни обыденная архитектура вокруг него. Он мечтал о Чикаго, где возвышались огромные здания беспрецедентной конструктивной изобретательности.

Ранние годы Чикаго

В начале 1887 года Райт уехал из Мэдисона в Чикаго, где он нашел работу у Дж. Л. Силсби, выполняя архитектурные детали. Силсби, великолепный рисовальщик, вдохновил Райта на достижение мастерства пластичных линий и выразительного акцента. Со временем Райт нашел более полезную работу в крупной архитектурной фирме Данкмара Адлера и Луи Салливана. Вскоре Райт стал главным помощником Салливана, а в июне 1889 года женился на Кэтрин Тобин. Он работал под началом Салливана до 189 г.3, в это же время он открыл собственную архитектурную практику. Его семья выросла до шести детей, а его фирма выросла до 10 помощников.

Первая работа из нового офиса, дома для В.Х. Уинслоу, был достаточно сенсационным и умелым, чтобы привлечь внимание самого влиятельного архитектора Чикаго Дэниела Бернхема, который предложил субсидировать Райта на несколько лет, если Райт будет учиться в Европе, чтобы стать главным дизайнером в фирме Бернхема. Это был солидный комплимент, но Райт отказался, и это трудное решение укрепило его решимость искать новую и подходящую архитектуру Среднего Запада.

Викторина «Британника»

Художники, живописцы и архитекторы

Таким же образом искали и другие молодые архитекторы; это направление стало известно как «прерийная школа» архитектуры. К 1900 году архитектура прерий была зрелой, и Фрэнк Ллойд Райт, 33 года, в основном самоучка, был ее главным практиком. Школа прерий вскоре получила широкое признание за свой радикальный подход к строительству современных домов. Используя материалы и оборудование массового производства, в основном разработанные для коммерческих зданий, архитекторы Prairie отказались от тщательно продуманного разделения и детализации для ярких, простых стен, просторных семейных жилых помещений и обогрева по периметру под широкими застекленными площадями. Комфорт, удобство и вместительность были достигнуты экономически. Один только Райт построил около 50 домов в прериях 19 века. 00 по 1910 год. Типичная резиденция, спроектированная Райтом этого периода, имела широкую низкую крышу над непрерывными оконными полосами, которые поворачивали углы, бросая вызов обычной коробчатой ​​​​структуре большинства домов, а главные комнаты дома сливались в непрерывное пространство.

В этот период Райт неоднократно читал лекции; его самая известная лекция «Искусство и ремесло машины» была впервые напечатана в 1901 году. Его работы экспонировались на местных выставках с 1894 по 1902 год. В том же году он построил дом В.В. Willitses, первый шедевр школы прерий. В 1905 он отправился в Японию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

К настоящему времени практика Райта включала в себя многоквартирные дома, многоквартирные дома и центры отдыха. Самыми замечательными были его работы для бизнеса и церкви. Административный блок Larkin Company, фирмы по доставке по почте в Буффало, штат Нью-Йорк, был построен в 1904 году (снесен в 1950 году). Примыкавший к железным дорогам, он был герметичным и пожаробезопасным, с фильтрующей, кондиционированной, механической вентиляцией; металлические столы, стулья и файлы; широкие звукопоглощающие поверхности; и превосходно сбалансированный свет, как естественный, так и искусственный. Два года спустя унитарная церковь Оук-Парка, штат Иллинойс, Храм Единства, начала действовать; в 1971 он был зарегистрирован как национальный исторический памятник. Построенный с минимальными затратами, небольшой молитвенный дом и примыкающий к нему общественный центр достигли вневременной монументальности. Прихожане по-прежнему собираются в тесном, освещенном сверху кубе здания, обращенном внутрь, вдали от городского шума. Храм Единства превосходил здание Ларкина постоянством своей конструкции (он был построен из бетона, с массивными стенами и усиленной крышей) и искусным внутренним орнаментом, который подчеркивал пространство, подчиняя массу. В отличие от многих современных архитекторов, Райт использовал орнамент для определения масштаба и акцентирования.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *