Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Музей тютчева – Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

Музеи имени Ф.И. Тютчева



Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»

  Овстуг – усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу речки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 г. здесь родился выдающийся поэт Фёдор Тютчев.

  Музейная экспозиция открыта в 1957 году, первоначально в здании сельской школы. В настоящее временя насчитывает несколько тысяч подлинных экспонатов.

  С 1961 г. в Овстуге проводятся Тютчевские праздники поэзии. В связи с этим на месте усадьбы был установлен бюст поэта, а в 1978 г. — и памятник рядом с прудом (проект Алексея Кобилинца). Для размещения основной музейной экспозиции к 1985 году по проекту В.Н. Городкова был воссоздан усадебный дом, в котором в 1986 был торжественно открыт музей Ф.И. Тютчева.



Историко-культурный и бытовой музей им. Ф.И. Тютчева «Мураново»

  Мураново – усадьба XIX века в деревне Мураново Пушкинского района Московской области, близ платформы Ашукинская Ярославской железной дороги (посёлок Ашукино). Потомками Ф.И. Тютчева создан здесь литературно-мемориальный музей.

  Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева это уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков и одновременно замечательное явление музейного дела 1920–30-х годов.

  В прошлом Мураново было среднепоместной усадьбой, включавшей главный дом, церковь, жилые и хозяйственные постройки, сад и парк. Усадьба органично вписывалась в природный ландшафт, составляя с ним единый архитектурно-пейзажный ансамбль.



Родовое поместье Тютчевых на реке Катка — Знаменское

  Знаменское – родовое поместье Тютчевых на реке Катка (ныне Угличский район Ярославской области). До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк; планируется реконструкция усадьбы.

www.kray32.ru

Об усадьбе | Овстуг

История усадьбы

Село Овстуг раскинулось на восьми холмах, которые ступенями спускаются к р.Десне.
Еще в III веке до н.э., как свидетельствуют находки археологов, здесь обитали балтские племена. А первые документальные упоминания о селе встречаются в «Литовской метрике» — документе XV в. В разные годы Овстугом владели Мясоедовы и Вепрейские, Небольсины и Лавровы. Тютчевским село становится с XVIII века, когда выходец из земель Ярославской губернии — секунд-майор Николай Андреевич Тютчев женился на орловской дворянке Пелагее Денисовне Панютиной, которой и принадлежала часть овстугских земель.
На живописном холме у р. Овстуженки новый хозяин построил дом, заложил основы парка и сада, а в естественном понижении создаваемой усадьбы появилось озерцо. В 1778 г. молодой хозяин возводит каменную усадебную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Усадебный дом

В центре села, на возвышенном месте, в 1770-х гг. по приказу деда Н.А. Тютчева был построен деревянный дом, в котором 5 декабря 1803 года и родился Федор Тютчев. Отец Иван Николаевич, заботясь о благе семейства, на рубеже 1830-1840-х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в стиле позднего ампира. Цокольный этаж очень подходил для хозяйственных и подсобных помещений.Первый этаж в духе уже уходящей моды конца XVIII нач. XIX вв. позволял создавать «парадные» интерьеры с высокими потолками и анфиладным расположением комнат.

Над средней частью дома поставлен мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. Со стороны парка к балкончику-террасе примыкал пандус. Ф.Тютчев в письме матери от 31 августа 1846 г. напишет: «…Что до нового дома, то он, право, весьма хорош, и вид со стороны сада очень красив…». Обстановку залов составляли многочисленные предметы художественной мебели, осветительные приборы, произведения декоративно-прикладного искусства, картины, скульптуры, гравюры. Значительная часть предметов убранства интерьеров (мебель, ковры, часы и т.д.) были привезены из столицы, а часть предметов изготовлена крепостными мастерами. Особенно выразителен был богатый и нарядный парадный интерьер. Показать его сегодня во всей присущей ему многоликости уже невозможно. Жилой интерьер легче поддается реконструкции в музейных условиях.

В доме-музее Ф.И.Тютчева такая реконструкция связана с мезонином. При этом не ставилась задача абсолютно точного восстановления ушедших образцов. Характер и габариты помещений мезонина, их скромная простая отделка позволили восстановить спальню дочери поэта — М.Ф. Тютчевой-Бирилевой. Образцы рукоделия и личные вещи Марии придают особую достоверность этой комнате. Обычно в дворянских домах часть спальни, прилегающая к окнам, обставлялась как гостиная, где хозяйка принимала наиболее близких ей лиц. Явно заметно стремление создать обособленные уголки. По-соседству — комната Эрнестины — жены поэта, оформленная в бордовых тонах, что позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую характеру хозяйки. Письменный стол Эрнестины, диван, книжный шкаф с любимыми книгами, лампа и прочие подлинные вещи удачно вписались в воссозданный интерьер.На плане мезонина обозначены еще три небольшие комнаты, в разные годы, служившие разным целям и оформленные в разных стилях. В возрожденном доме эти уголки реставраторы объединили в один зал, позволяющий демонстрировать личные вещи, документы и фотографии, переданные в музей наследниками Ф.И.Тютчева.

Внутренняя планировка залов первого этажа только частично соответствует той, которая была при жизни поэта. Войдя в дом с южной стороны через центральный вход, посетители попадают в вестибюль дома-музея. Напротив входных дверей установлено мраморно-скульптурное изображение Ф.И.Тютчева работы Н. Ястребенецкого. Украшают зал живописные полотна художников из Санкт-Петербурга Б.М.Бельтюкова и Литвинова. Дополняют экспозицию скульптурные работы А.И. Кобелинца «М.Ф. Тютчева» и «Э.Тютчева — жена поэта».

Флигель

По соседству с домом Тютчевых в начале XIX в. хозяин усадьбы Иван Николаевич Тютчев распорядился построить домик для гостей — гостевой флигель. Высокий фундамент и строгое крыльцо-терраса выделяли строение, делали его заметным и нарядным.
Комнаты флигеля уютные и теплые, наверное, были оценены по достоинству многочисленными посетителями. Судьбу тютчевских владений разделил и этот домик. Разрушалась, ветшали усадьба и флигель. В начале XX в. раскатали по бревнышку, разобрали часть фундамента.

Земля сохранила несколько рядов старой кирпичной кладки, а в архивах сохранились рисунки и акварели с изображениями флигеля. Благодаря этим подсказкам к 2003 г. строительная фирма «Созидатель» воссоздала домик для гостей во всей его неяркой прелести.

Беседка на острове

В конце XVIII в. по распоряжению Николая Андреевича Тютчева в естественном понижении парка, там, где пробивались к свету чистейшие ключи, крепостные крестьяне выкопали озерцо площадью 0,5 га. Оно быстро наполнилось прозрачной и холодной родниковой водой. А в центре водоема оставили островок — позднее он станет излюбленным местом отдыха для всех Тютчевых. Дивный вид открывался из этой точки усадьбы на парк, на дом, на всю округу. Когда на островке установили беседку — строгую, изящную, грациозную в своей простоте — архивы пока умалчивают.

Светлый мостик соединяет берег водоема и островок. Этот уголок усадьбы особенно любим экскурсантами-фотолюбителями. Дивные снимки на память о знакомстве с тютчевской усадьбой они увозят из этих мест.

Церковь

Православная церковь Успения Богородицы в с. Овстуг создана в конце XVIII в. по решению Николая Андреевича Тютчева. У стен храма был похоронен в 1846 г. Иван Николаевич Тютчев — отец поэта. Здесь установлен в 1997 г. памятный обелиск — белоснежная колонна на гранитном постаменте.

Церковь была полностью разрушена во время второй мировой войны. В архивах сохранилось описание храма, выполненное в XIX в. страховой компанией, что позволило институту «Брянскгражданпроект» разработать план восстановления церкви.

Вопросы финансирования взяла на себя строительная фирма «Кнауф» из Баварии, для которой благотворительная деятельность в России стала традиционной. 11 июня 2000 г. состоялась закладка первого камня на месте возрождаемой церкви.
Арочные деревянные конструкции, кирпичные своды, металлоконструкции шпиля и креста оказались весьма сложны в исполнении. Создавался не макет, не муляж — возрождалась действующая православная церковь Успения Богородицы.
В 2003 г. строительные работы были завершены. К 200-летию со дня рождения поэта храм был открыт, и стоять ему века.

Мельницы

Через село Овстуг протекает речка Овстуженка, малый приток Десны. Стояли здесь когда-то две водяные мельницы, принадлежавшие роду Тютчевых. Дед поэта их строил или отец, архивы пока умалчивают. Были и ветряные мельницы. Больших доходов они не давали, но скудное зерно можно было размолоть без лишних хлопот.

В начале XIX в. обветшали и разрушились ветряные мельницы, а водяные работали до войны и в первые послевоенные годы. Но потом, когда на селе появилось электричество, нужда в водяных мельницах отпала. Спустили мельничные запруды, и уровень воды в речке Овстуженке стал падать год от года.

Возрожденная ветряная мельница-шатровка в форме усеченной пирамиды имеет высоту 6 саженей 1 аршин. Она установлена на самой высоком холме села и видна издалека. А водяную мельницу восстановили на прежнем месте. В глади мельничного пруда отражается синь небес, и этот уголок очень украсил окружающий пейзаж.

www.ovstug.tk

Экскурсия по дому

  Как мы видим, достопримечательностей, связанных с Тютчевым, в Овстуге немало, и каждое здание на территории усадьбы и за ее пределами достойно внимания. Однако главной среди них является дом поэта, построенный в стиле позднего ампира. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.


Дом поэта

  Федор Иванович Тютчев писал о доме: «Он, право, весьма хорош, и вид его со стороны сада очень красив. Я буду чрезвычайно счастлив, уверяю вас, видеть здесь всех будущим летом».

  Восстановлению внутренних интерьеров дома очень помог интересный документ 1874 года — «Охранительная опись движимому имуществу…» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты, что позволяет сегодня говорить о детальной мемориализации залов дома-музея поэта.

  Жилые интерьеры всегда являются средоточием, местом действия каждодневного бытия. В них отражаются как личные вкусы владельцев, так и сановные установки эпохи, например, понятие о комфорте. Соприкоснуться с правилами и традициями давно ушедших дней позволяет прогулка по дому поэта.


Выставочный зал

  Анфилада реальных, тщательно воссозданных в стиле первой половины XIX века комнат проведет нас от вестибюля до бального зала, позволит заглянуть в рабочий кабинет поэта и уютную гостиную, увидеть парадные комнаты и будуар хозяйки. На стенах живопись, графика, на столиках книги, вещи, которыми мог пользоваться поэт. Висящие на стенах многочисленные семейные портреты создают эффект постоянного присутствия прежних владельцев усадьбы. С помощью такого очевидного оформительского приема зримо воплощается непрерывная связь поколений. Ушедшие продолжают жить не только в воспоминаниях, но и в семейных альбомах, переписке, реликвиях, памятных вещицах, вышивках, гербариях. В усадебном доме дружелюбно уживаются разноплановые вещи: крупные портреты и камерные произведения, первоклассные произведения профессиональных художников и тут же — что невозможно в картинной галерее, но допустимо в жилом доме — вещи любительские, тяготеющие к примитиву, отчего образуется эффект полноты и многоликости жилого дома.


Славянский уголок. Литературная экспозиция

  Войдя в дом, посетители попадают в выставочный зал, где их встречает новая экспозиция — «Поэты — дипломаты России». Здесь представлены портреты Кантемира, Фонвизина, Грибоедова, Полонского, Батюшкова, Майкова, Тютчева, Перовского, Толстого, Чичерина, Лаврова и других, показаны листы дипломатических депеш, личные вещи и прижизненные издания книг дипломатов XVIII—XIX веков. В течение последующих веков сохранилась преемственность тесного единения дипломатии и поэзии: среди современных дипломатов есть поэты, пишущие «для себя», и лауреаты национальных и международных поэтических конкурсов; поэты-дипломаты пишут стихи на иностранном языке и переводят стихи иностранных поэтов на русский язык. Строгая чиновная профессия дипломата, требующая жесткого самоконтроля и вольнолюбивая поэзия, признающая только порывы души и настроения, неожиданно нашли точку соприкосновения — взвешенное, точное, информативное Слово.


Общий вид второго зала

  «Оформляя зал, мы пытались представить историю развития дипломатии от Захария Тютчева (XIV) до наших дней, — рассказывают сотрудники музея. — В экспозиции представлена карта России XIX века, копии важнейших документов, портреты и прижизненные издания книг поэтов-дипломатов России. В центре музейного комплекса размещен строгий, официальный стол государственного чиновника со всеми атрибутами».

  Следующий зал — вестибюль дома-музея Ф.И. Тютчева. Напротив парадного входа установлено скульптурное изображение Ф.И. Тютчева работы Г.Н. Ястребенецкого. По обе стороны от него на стене размещены копии портретов императора Николая Павловича и его наследника Александра-освободителя, правивших во времена государственной службы Ф.И. Тютчева.


Вестибюль

  Боковые стены зала украшают большие живописные полотна московских художников Б.М. Бельтюкова и В. А. Литвинова, представляющие Тютчева в кругу семьи на фоне овстугского имения и с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Далее гости могут пройти в зал, рассказывающий о детских годах жизни Федора Ивановича Тютчева. Здесь представлены портреты родителей: добрейшего Ивана Николаевича и эмоциональной Екатерины Львовны; портреты старшего брата Николая и сестры Дарьи; портреты современников, определявших культурно-исторический фон той поры: Жуковского, Карамзина, Остермана, Вяземского, Мерзлякова. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым первому учителю С.Е. Раичу. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.

  Свернув направо, гости входят в так называемый Мюнхенский зал музея, рассказывающий о зарубежном периоде в жизни Тютчева. В 1822 году начинающий дипломат Федор Иванович выехал из России в столицу баварского княжества — Мюнхен, вернулся он в 1844 году в чине статского советника. Для Тютчева это были годы насыщенной культурной жизни, знакомства с талантливыми людьми, постижения глубин философской и дипломатических наук, приобщения к школе романтической немецкой поэзии…


Мюнхенский зал


Мюнхенский уголок. Литературная экспозиция

  Зал украшают портреты немецких красавиц: Амалии Лерхенфельд (первая любовь поэта), Элеоноры Ботмер (первая жена Тютчева), Эрнестины Дернберг (вторая жена поэта). Предметы мебели в стиле рококо позволили воссоздать «голубой уголок» мюнхенской гостиной в доме Тютчевых. Этот зал начинает парадную анфиладу дома поэта, которая, как и положено, заканчивается большим окном, своеобразным выходом в бесконечность.

  Следующий зал позволяет увидеть рабочий кабинет, украшенный семейными портретами предков. Особый интерес здесь представляет письменный стол, переданный музею наследниками поэта. У стены стоят напольные часы в стиле ампир, которые, согласно семейной легенде, выбрал и приобрел для дома отец поэта, Иван Николаевич Тютчев.


Мемориальный кабинет. Фрагмент экспозиции

  Первое, на что мы обращаем внимание, зайдя в кабинет, — письменный стол поэта, рядом с которым — немного отставленное кресло, в нем — небрежно брошенные перчатки и плед. На стене у окна укреплена старинная икона «Утоли болей» (исцели от болезней). На столе в беспорядке лежат книги, рукописи, письменный прибор, перо, стоит свеча в подсвечнике. Россыпь бытовых мелочей — именно она удовлетворяет такую характерную для наших дней жажду достоверности. Такой расстановкой сотрудникам музея хотелось показать частичку мира, который видел поэт, увидеть это окружение его глазами, услышать его слухом и помочь посетителям перенестись в давно минувшие годы, погрузиться в прошлое, взглянуть на окружающий нас мир со стороны. После посещения кабинета Федора Ивановича ощущается потребность в тютчевском слове, в его поэзии.


Мемориальный кабинет

  В интерьере кабинета наше внимание привлекает раскрытое окно, приотворенная дверь, за ними — склоненные ветви березы, заросли сирени, дуновение ветерка… Мир за окном завораживает, воспринимается как поэтическая метафора.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…


Кабинет Ф.И. Тютчева

  Согласно семейной легенде, именно в кабинете 31 декабря 1852 года Федор Иванович Тютчев написал стихотворение:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…

  Следующая комната анфилады — Зеленая гостиная. В ней присутствуют портреты всех детей Тютчева и прелестный портрет 1840-х годов второй жены поэта — Эрнестины, выполненный художником Дюрком. Из гостиной можно выйти на балкон, откуда открывается вид на парк и где семья Тютчевых проводила чаепития летними вечерами. Парадная анфилада комнат завершается Алой гостиной — большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома — Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Письменный стол Эрнестины, диван, книжный шкаф с любимыми книгами, лампа и прочие подлинные вещи удачно вписались в воссозданный интерьер.


Зеленая гостиная


Зеленая гостиная


Зеленая гостиная с портретом и рисунками Я.П. Полонского


Зеленая гостиная с портретом Э.Ф. Тютчевой

  Выйдя из этого зала, мы попадаем в небольшой коридор и оказываемся перед выбором: повернуть налево и пройти все комнаты дома по кругу, или идти прямо, на лестницу, ведущую в комнаты второго этажа. Мы выбираем последний вариант и продолжаем путешествие по дому.

  На уровне второго этажа в тютчевские годы располагалось пять комнат, однако ремонтно-реставрационные мероприятия, проводящиеся в музее, не завершены, и гостям пока открыты только три помещения: комната дочерей, будуар хозяйки и музейный зал, объединивший библиотеку, детскую и гостевую.

  В комнате дочерей убранство составляют предметы разных эпох и стилей: комод с зеркалом, мягкие, комфортные стулья, столик для рукоделия, подаренный Ф.И. Тютчевым, кровать под покрывалом ручной работы… Мебель расставлена свободно, как бы небрежно, образуя «уголки», создавая непринужденность, уют и теплоту. Особую ценность в этой экспозиции имеет скатерть, вышитая младшей дочерью поэта — Марией Федоровной, и шкатулка для письменных принадлежностей — подарок Ф.И. Тютчева.


Комната младшей дочери поэта М.Ф. Тютчевой


Мемориальный столик и скатерть, вышитая М.Ф. Тютчевой

  Из комнаты дочерей можно пройти в будуар хозяйки — Эрнестины Федоровны.


Общий вид комнаты Эрнестины, жены Ф.И. Тютчева


Комната Э.Ф. Тютчевой с мемориальным диваном и книгами

  Здесь всегда находился шкаф с любимыми книгами, низкие, уютные кресла, кровать, прикрытая от нескромных глаз высокой ширмой, письменный стол и бюро с запасом чернил, гусиных перышек и бумаги. Особенно интересен мебельный гарнитур, который, как утверждают наследники, Эрнестина увидела в московском магазине, приобрела и сразу же отправила в Овстуг. В состав комплекта входят прекрасно сохранившиеся предметы: изящная этажерка, ломберный стол, тумбочка-подставка и комфортный диван.

  Из будуара Эрнестины можно вернуться на лестничную площадку и оттуда пройти в зал, условно называющийся «Наследники поэта». Рассказ о жизни села, родового поместья после смерти поэта, о судьбе родных и близких помогают вести вещи и документы, переданные в музей наследниками Ф.И. Тютчева.

  Особый интерес представляют документы Ф.Ф. Тютчева — внебрачного сына поэта от Е.А. Денисьевой: фотографии, альбомы, книги, портсигар и письменные принадлежности.


Экспозиция в Алой гостиной посвящена
петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева


Экспозиция, посвященная М.Ф. и Н.А. Бирилевым

  Внучатая племянница поэта, Ирина Вячеславовна Калитаева, передала в дар музею уникальную коллекцию керамики: панно, вазы, изразцы.


Кабинет цензора.
Фрагмент литературной экспозиции в «Красном зале»


Рояль фирмы «Велениус» — подарок Ф.И. Тютчева своему учителю С.Е. Раичу

  Осмотрев экспозицию и получив истинное наслаждение от прикосновения к прекрасному, посетители спускаются по лестнице на первый этаж, выходят в вестибюль и покидают дом-музей поэта.

  

ftutchev.ru

Музей | Овстуг

Художественно — краеведческий музей

После смерти Ф.И. Тютчева овстугская усадьба медленно угасает. Наследники вывезли часть вещей, часть распродали в чужие руки. Дом поэта приходит в запустение, ветшает и разбирается. Кирпич усадебного дома был использован на строительстве здания волостной управы, сохранившегося до наших дней.
Заботой и стараниями председателя колхоза «Овстуг» Копырнова Б.М., народных художников России братьев Ткачевых и директора тютчевского музея той поры Гамолина В.Д. за счет колхозных средств в старом здании был создан художественно-краеведческий музей села Овстуг. 11 июня 1989 г. первые посетители увидели музейную экспозицию.
В хронологическом порядке идет рассказ об истории села.

1 зал — древняя история, языческие времена, история села до 19 века. Здесь богатейшая этнография, образцы старинной крестьянской одежды и предметы домашнего быта. Ну, а затем немногословное упоминание о роли семьи Тютчевых в формировании и развитии села.

2 зал. Годы революции, годы коллективизации, становление колхоза «Овстуг» — полуистлевшие листы документов и пожелтевшие фото оживаляют и комментируют события давно минувших дней.
3 зал. 1941-1945 гг. страшные и героические годы для всей необъятной страны и для маленького села Овстуг. Более 150 односельчан погибли, защищая Отечество от немецко-фашистских захватчиков. На фотографиях в музее они навечно остались молодыми и красивыми. Снарядные гильзы со следами ржавчины, фронтовые письма-треугольники, личные вещи солдат-освободителей — приметы той горькой поры.
А следующий зал — рассказ о возрождении хозяйства, о планах и надеждах жителей села в годы 1960-е, 70-е, 80-е… Смотрят на частых гостей музея — учеников Овстугской школы им. Ф.И. Тютчева — их бабушки и дедушки, молодые, энергичные и улыбчивые на фотографиях 40-летней давности. Взрослеют юные души, без назиданий и нотаций осознавая быстротечность, неповторимость и невозвратимость пролетающей жизни.

Залы краеведческого музея такие разные по подбору материалов, их количеству и ценности в единое целое объединяет ряд живописных полотен народных художников России братьев Ткачевых. Более 30 картин безвозмездно передали в дар малой родине художники-земляки — Сергей Петрович и Алексей Петрович Ткачевы.
Экспозиция музея постоянно развивается, пополняется и не может быть завершена, пока существует на карте России маленькое село с необычным названием «Овстуг».

www.ovstug.tk

Музей-заповедник «Усадьба «МУРАНОВО», Московская область, Пушкинский район: deadokey — LiveJournal

В наступившем году любителям русской литературы будет преподнесён подарок от коллектива Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева. 1 августа, в день рождения музея и (так было задумано основателем музея, Николаем Ивановичем Тютчевым) в день празднования обретения мощей  Преподобного Серафима Саровского, для посетителей откроется экспозиция в комнатах второго этажа главного усадебного дома.

Помимо гостевых комнат — Аксаковской и Гоголевской, спальни Ольги Николаевны Тютчевой, последней владелицы дома, перед посетителями предстанет вновь воссозданный кабинет основателя музея. Впервые наши современники познакомятся с его коллекцией фарфора.  Николай Иванович Тютчев, внук поэта, — коллекционер, знаток русского искусства, один из лидеров отечественного музейного дела 1920-х – 1940-х годов.

Музейщикам удалось максимально точно восстановить его кабинет – таким,  каким он был после реконструкции дома в 1908 году. Воссоздать интерьер кабинета помогла сохранившаяся фотография 1915 года, фотографии 1920-х годов, в том числе и сделанные старшим братом Николая Ивановича, Фёдором Ивановичем, замечательным фотографом-любителем. После него осталось много снимков, запечатлевших усадебный дом, парк и парковые постройки. Да и сам Николай Иванович детально описывал родовое гнездо, словно предчувствуя к нему долгий интерес.

Уже в музейные годы в Муранове подолгу жил художник Михаил Нестеров. В этом доме Михаил Васильевич написал замечательные портреты Николая Ивановича Тютчева и его сестры Софьи Ивановны. Не обошла новая экспозиция и внучек поэта Тютчева – Екатерину и Софью, фрейлин Его императорского двора. Словом, здесь никого не забыли. И попытались в доме создать такую атмосферу, словно хозяева пять минут назад вышли отсюда — и вот-вот вернутся. Я немного опережаю события и предлагаю Вам аудиогид по усадьбе Мураново, созданный вместе с сотрудниками музея. Особые благодарности при создании аудиогида хочу выразить Морозовой Надежде Георгиевне (зам. по науке), Пацюкову Владимиру Владимировичу (заведующий фондовым отд.), Шапариной Евгении Владимировне (зам. по развитию). Вы можете прогуляться по усадьбе, изучить предварительно историю всех построек, послушать рассказы про самые интересные экспонаты музея и посмотреть полную коллекцию архивных фотографий усадьбы, которой так знаменит музей.

Скачиваем приложение izi.TRAVEL к себе на телефон или на другой гаджет.

Установив приложение, в поиске пишем «Мураново» и находим тур усадьбе и по музею.

Также аудиогид «Летопись Русской Усадьбы. Мураново.» можно посмотреть и послушать в интернете с компьютера, щелкнув сюда.


deadokey.livejournal.com

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

Коллекция включает изделия из металла, дерева, стекла, керамики, холста.

В основном фонде – 177 предметов, записанных за 166 номерами. В НВФ фонде 86 предметов, записанных за 86 номерами. Коллекция включает изделия из металла, дерева, стекла, керамики, холста. Это — многочисленные медные кастрюли и сковороды, ступы с пестами, деревянное корытце, формы для кекса, тазы для варенья, крынки, сечки, чугунки, ложки разливательные, дуршлаги, вафельницы, подносы, листы для хлебов, противни, половники, ухваты, кочерги, ложки, блинницы, тарелки, спиртовки, бутыли и бутылки, а также кухонная мебель: столы, полки, сундуки, поставец и керосиновая висячая лампа, часы-ходики, полотенца и пр., словом, все то, что создавало атмосферу быта и уюта усадебной жизни. 

Многие из этих предметов переходили из поколения в поколение, например кастрюли, сковороды — еще времен Энгельгардтов и Боратынских; ступы собрались почти со всего семейства. 

«… наверняка есть ступа и Дарьи Ивановны Сушковой, и Аксаковых» (По воспоминаниям О.В.Муратовой, правнучки Ф.И.Тютчева)

Особый интерес представляют предметы, вышедшие из употребления: грелка в виде круглого металлического сосуда, состоящего из двух спаянных половин с резьбовым отверстием вверху (принадлежала Э.Ф.Тютчевой, жене поэта), сечки различной формы, чайник со спиртовкой и подставкой для спиртовки, безмены, мороженицы, вафельницы, печатка для просфор, специальные кастрюли для рыбы. Одни предметы были найдены на чердаке усадебного дома, в каретном сарае, другие — поступили в виде даров от потомков семьи Тютчевых (К.В.Пигарева, О.В.Муратовой), сотрудников музея (В.В.Расстригина, А.К.Петрова), жителей окрестностей и многих других лиц. В музее открыта постоянно действующая экспозиция «Усадебная кухня и буфетная». В ходе интерактивной экскурсии посетители смогут познакомиться со многими из перечисленных предметов.

muranovo-museum.ru

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

В 1816 г. сельцо Мураново и сельцо Григорово были куплены женой генерал-майора Л.Н. Энгельгардта. Рисунков и планов Муранова той поры не сохранилось. Известно что дом Энгельгардта отличался крайней простотой. Недалеко в саду была персиковая оранжерея. С северной стороны сад был огражден стеной елей, защищавших его от холодных ветров. С 1816 по 1918 гг.  усадьбой  владели, сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами: Энгельгардты, Боратынские, Путята и Тютчевы. История этой усадьбы тесно связана с именами русских писателей художников, общественных деятелей.

В 1842 г. Е.А. Боратынский строит по своим чертежам и планам новый дом. Перед окнами дома с южной стороны был разбит цветник, а между цветником и прудом — луг, воспетый поэтом.  На противоположном берегу пруда была молодая березовая роща, за ней холмы, покрытые нивами и обрамленные лесом. Северный фасад дома обращен в парк. Прямо перед террасой – дорожка, ведущая к оранжерее с кустами роз.

Все владельцы усадьбы уделяли большое внимание саду, цветам. Е.И. Тютчева, внучка поэта, так описывает в своих дневниках усадьбу в весеннем цвету и летнем буйстве красок: «Сирень в цвету. Скоро зацветет жасмин… Наслаждаюсь теплом и розами… Мальвы чудные, пышные и кудрявые… прекрасный бордюр из настурций… много левкоев».

В конце 70-х годов XIX века усадьба достигла своего наивысшего расцвета. На территории было множество хозяйственных построек: амбар, кучерская, большой каретный сарай, ледник, сторожка. Кроме персиковой оранжереи были также ананасовая теплица и цветочная оранжерея. Весьма типична для дворянской усадьбы XIX века липовая аллея, посаженная в 1880 г. В 1878 г. сыном поэта И.Ф. Тютчевым в западной части парка, над склоном оврага, сооружается домовая церковь из амбара, сохранившегося со времен Энгельгардта. А в 1879 г. он строит флигель для своей матери Эрнестины Федоровны, расположив его в северо-восточном углу усадьбы. Эрн.Ф. Тютчева писала брату о своей новой даче в Муранове: «Это прелестный деревянный дом на кирпичном фундаменте, оборудованный прекрасными печами, украшенный балконами и в самом деле очень комфортабельный». Здесь вдова работала над собранием наследия Ф.И. Тютчева. У флигеля росли жасмин и сирень. Часто посещали Эрнестину Федоровну ее внуки, для них был выстроен маленький домик в виде крестьянской избушки. За ним был кегельбан.

К 1907 г. полностью сформировался усадебный комплекс с четким делением на парковую и партерную половины с полукругом парадного двора, к которому подходил прямой проезд с дороги и с подъездом вокруг цветника перед южным фасадом Главного дома на задний двор, вокруг которого сосредоточились хозяйственные постройки. Дамба усадебного пруда связывала задний двор с конюшней и скотным двором на выгоне.

В 1920 г. по инициативе Н.И.Тютчева, внука поэта, открылся государственный музей, ставший по выражению поэта Максимилиана Волошина «живым сосредоточием лучшего, что осталось от вершин русской жизни XIX века» и «Все в Муранове — дом, парк и пейзаж составляет честь отечественному музейному делу и, несомненно, является одним из лучших европейских достижений в этой области. Погибни Мураново, нарушься этот изумительный ансамбль – вместе с ним утратится живой ключ к истокам русской философской поэзии, перестанет быть осязаема связь быта и пейзажа с лирикой Боратынского и Тютчева, исчезнет конкретная предпосылка к самым глубоким и отвлеченным достижениям мысли нашего вчера».

В приусадебном парке сохранились несколько деревьев, относящихся к периоду Боратынского, в частности лиственница европейская у северного фасада главного дома. Есть деревья 150-170 лет. К сожалению, за годы существования музея не было проведено ни одной реставрации усадебного парка. Сейчас у парка много проблем, но сотрудники делают все возможное для сохранения усадебного комплекса, приведения его в исторически соответствующий вид и улучшения его декоративности.

Это необыкновенно красивое и притягательное место. Холмистые поля, извилистая речка Талица с запрудой, лес напоминают типичные для средней полосы России пейзажи, запечатленные на полотнах Левитана, Нестерова и других русских художников. Среди подмосковных усадеб Мураново занимает особое место. Этот «дом поэтов», как его часто называют, воскрешает яркую картину русской общественной и литературной жизни XIX века.

muranovo-museum.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *