Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

На курилах – Ошибка 404 — РИА Новости

Содержание

Южные Курилы. На последнем русском берегу.: varandej — LiveJournal

Южные Курилы, о транспорте до которых я рассказывал в прошлой части — это самый дальний уголок России: от Москвы до Шикотана более 7000 километров по прямой. И пока японский премьер самозабвенно делит шкуру не убитого медведя, а российская общественность носится кругами с криком «караул!», я расскажу о том, что представляют собой эти острова, от которых веет Океанией.

На карте Курилы образуют цепь из 56 звеньев, тянущуюся на 1200км от Камчатки до Хоккайдо. Это часть окружности Тихоокеанского огненного кольца, проходящего через Японию, Индонезию, Новую Зеландию, Латинскую Америку, Йеллоустон и Камчатку. Охотское море, с Сахалина казавшееся суровым и бескрайним, здесь встречает не рассветы, а закаты, и кажется совсем маленьким и почти домашним. С рассветной стороны Курил медленно катит длинные волны открытый Тихий океан:

2. Кунашир — далее К

За океаном ближайшая суша — Гавайи. Но сам океан холоден, а погода в посещении Курил — очень серьёзный фактор. На Кунашире, скажем, день лил дождь, день стоял густой туман до вечера, два дня было солнечно. На Итурупе нас хлестнул тайфун, успевший набедокурить в Японии. Самая каноническая курильская погода — туман, порой с тихокеанского берега преползающий на охотский.

3. Итуруп — далее И

Но океан — Мировой, и приносит сюда что-то со всего света. Например, холодильник с американской этикеткой в сельпо или вкуснейший итальянский лимонад из припортового магазичника на Шикотане.

3а. Шикотан — далее Ш

Фактически, в понятие Курильских островов зашито 2 или 3 архипелага: Северные Курилы (от Шумшу до Урупа), Южные Курилы (Итуруп и Кунашир) и Малые Курилы (Шикотан и Хабомаи). В природном плане первые едины со вторыми, а в историческом, политическом и транспортном — наоборот, вторые обособлены от первых, но едины с третьими. Северные Курилы с крупнейшим островом Парамушир хоть Сахалинской области принадлежат, но логистически полностью завязаны на Камчатку. Из Северо-Курильска в Южно-Курильск можно попасть лишь с пересадками в Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске и Корсакове. У сахалинца же неизменное свойство — в том, что он не был на Курилах. Архипелаг потянет на отдельный регион, тот самый мифический Курильский автономный округ, во главе которого, по небезызвестному Стрелкову, Кремль поставил гражданина Японии.

4. К

Очертания Курил на карте очень характерны — острова неизменно вытянуты с северо-востока на юго-запад, то сужаясь, то расширяясь. «На местности» расширения венчают лесистые конусы. Курилы — это хребет из 68 торчащих над морем вулканов, меж которыми возникли перешейки из их же собственной лавы и пемзы. Размер острова здесь определяется тем, сколько вулканов в него срослось: на Итурупе их 9, на Парамушире — 5, на Кунашире — 4, на Симушире — 3, ещё по 2 на Онекотане, Шиашкотане (не путать с Шикотаном!) и Чирпое, а сами себе вулканы — острова Атласова, Харимкотан, Чиримкотан, Экарма, Райкоке, Матуа, Расшуа, Янкича и Кетой. Ещё есть Уруп — один из крупнейших в архипелаге, но с единственным вулканом.

5. И

Самый высокий и самый северный курильский вулкан — Алаид (2339м) на острове Атласова. Над Южными Курилами господствует кунаширский Тятя (1819м) с двухъярусным конусом. Курильские вулканы в среднем вдвое мельче камчатских и даже до линии вечных снегов ни один из них не доходит:

6. К

С Курилами связано самое кровавое стихийное бедствие в истории России — цунами 5 ноября 1952 года, смывшее в океан 2336 человек. Землетрясения тут часты и порой разрушительны, но вулканы здешние не убили, кажется, ещё никого, по крайней в обозримом прошлом. Здесь вулканы — строители, а залегают в них многие ценные руды, как золото, молибден и даже 60% мировых запасов рения — самого редкого металла на Земле.

7. музей в Южно-Сахалинске — далее ЮС

Да и выдохлись здешние вулканы… На Южных Курилах последнее извержение было в 1989 году, а в основном вулканизм тут проявляется в геотермальной активности: как фумаролы, кипящие грязевые вулканчики или горячие источники, на которых обустраивают то ГеоТЭС, то купальни:

8. И

Особая «фишка» Курил — горячие ручьи и речки, и целые водопады на них. Вот только вода в них — кислая:

9. И

Склоны вулканов, лавовые и пемзовые поля густо покрыла растительность. На Курилах очень красивые леса, совершенно разные от острова к острову, но неизменно в них одно — бамбучник. Курильский бамбук, или саза, растёт и на Сахалине, но здесь он выше и гуще. Заросли его проходимы, однако потерять в них направление — дело пяти минут. Если же идёшь по тропе, то жёсткие, длинные, гремящие друг о друга листья смыкаются на уровне груди или шеи, так что путь остаётся лишь прощупывать ногами:

10. К

Другое свойство курильских лесов — замшелость, порождённая сыростью и чистотой:

11. К

Но главное растение, о котором тут нужно знать туристу —  ипритка. По-научному токсикодендрон, она похожа на тот страшный анчар из стихотворения Пушкина. Местное название, уверен, пошло от военных. На что ещё, кроме закладок «самураев», было подумать, когда люди приходили из леса со страшными ожогами, переходившими в долгие язвы? Ипритка тут вроде бы своя, а по легенде завезли этот «цветок смерти» японцы для борьбы с ядовитыми змеями, которых (как, кстати, и энцефалита) на Курилах правда нет. Самое страшное в ипритке — неприметность: тройные листики, похожие на малину, выделяются лишь осенью, когда приобретают ярко-красный цвет. Само растение бывает очень разным: трава по щиколотку, лианы во всю высоту деревьев, высокие кусты с крепкими ветвями… Ядовито у ипритки всё, в том числе пыльца, которая может попасть в лёгкие, так что весной тут лучше и вовсе не ходить по лесу: надышишься — пиши пропало…. Токсикоденрол действует как аллерген: ожог возникает не при контакте, а спустя полчаса-час. На кого-то она вообще не действует, кого-то убивает на расстоянии одной пыльцой, и чем дольше рядом с ней живёшь — тем она злее. Пыльца и сок остаются на коже, и начав чесать ожог, человек разносит их по своему телу. В здешних лесах стоит при каждой возможности мыть руки и лицо и полоскать рот. Но чаще лесные прогулки, особенно на Шикотане, превращаются в параноидальный поиск вокруг себя этих трёх листиков, опасных как медведь или змея.

11а.

На Курилах мало людей, и леса богаты живностью. Самый яркий её представитель — рыбный филин, крупнейший из ночных хищников.  Чаще всего, впрочем, тут попадаются лисы, а на Шикотане нашу палатку внаглую прогрызла полевая мышь.

12. музей в Южно-Курильске — далее ЮК

Вместо ворОн на Курилах — вОроны, причём даже в городах:

13. И

У берега не редкость всякие тюлени, нерпы, сивучи или даже косатки и серые киты (см. прошлую часть).

13а. Ш

Даже домашние животные тут специфические. Курильский бобтейл, например, действительно курильский:

14. К

Откуда они взялись — никто точно не знает, но скорее всего это потомки сибирских кошек Курилороссии, смешавшихся с кошками из Японии. Курбобы считаются прирождёнными охотниками, а самые правильные из них ещё и не боятся воды и вообще повадками ближе к собакам.

15. И

Ещё по Курилам бродят коровы. Естественных врагов у них тут нет, и большинство бурёнок фактически бесхозны — просто кто-то когда-то получил от государства денег или земли под развитие скотоводства и был таков.

16. К

Но самое актуальное курильское животное, главное опасность этих островов — конечно же, медведь!

17а. И

На Итурупе и Кунашире живёт по несколько сотен косолапых, и самое главное — шатаются по этим островам они свободно и нередко даже ходят в города. Между человеком и медведем тут своеобразный паритет: один хозяин в городе, другой — в лесу, и хотя открыто люди и медведи не враждуют, всё же при малейшем подозрении на угрозу предпочитают другого убить. А подозрение бывает разным: например, солдаты, обнаружив, что медведь идёт за ними и не уходит с тропы, расстреляли его из автомата; а старый спасатель говорил, что как-то в гон за ним шли крупный самец и самка, и топтыгин периодически вставал на дыбы и ревел, но спасатель не чувствовал угрозы, понимая — зверь просто красуется. У медведей, думается, представление о том, что считать угрозой, варьируются так же сильно. Смертельно опасно столкнуться с медведем нос к носу в том же бамбучнике — со страху врежет лапой, и конец! Но главный принцип тут в том, что встречи с вами зверь не хочет ещё больше, чем вы. Поэтому минимальная ТБ в курильском лесу — постоянно обозначать своё присутствие, например навесить на себя колокольчиков и периодически дуть в свисток. Существеннее то, что даже вблизи посёлков тут не стоит ночевать в палатке, особенно если при вас какая-нибудь вкусная еда — ночью вполне может прийти медведь и не загрызть так просто затоптать не разобравшись. И лишь на Шикотане их, внезапно, нет.

17б. И

Медведь хозяин миллионы лет, а люди за последние два века здесь обновлялись трижды. Русское название вулканических островов кажется само собой разумеющимся, но происхождение его — иное. Странные, ни что не похожие имена отдельных островов и гор — из языка айнов (о них я подробнее рассказывал здесь), и если слово «айну» значит просто «человек», то «куру» — скорее, «житель». Куру-миси — это Обитаемые острова. И обитали на них айны не менее 7000 лет, с той эпохи первородного хаоса, что в истории Японии зовётся Дзёмон.

18. К

Японцы воевали с айнами (эмиси) тысячи лет, и к 17 веку Хоккайдо и Курумиси из северной периферии этого народа превратились в его основной ареал. Русские, впервые увидев айнов, прозвали их «мохнатые курилы», японцы же, впервые встретив русских, подумали, что это «рыжие эмиси», пришедшие на помощь к своим.

18а.

Ну а история Курил 17-19 столетий превратилась в перетягивание айнов,  борьбу самурая и казака. Первыми людми, ступившими на эти острова после айнов, были японцы из к

varandej.livejournal.com

Как живётся на Курилах? Остров Итуруп, г.Курильск

Курильск – третий по величине город курильской гряды и находится он аккурат между Северо-Курильском и Южно-Курильском. Вот такая железная логика!

остров Итуруп, Курилы, город КурильскИсточник

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

Кто ещё не бывал на Курилах? @e_kaspersky_ru рассказывает об о.ИтурупTweet

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

На остров Итуруп мы прибыли в погожее раннее утро, так что впечатление от города сразу случилось приподнятое, позитивное, не в пример северной столице Курил, где нас поливало мерзким холодным дождичком.. Настроение тем более приподнялось в местном магазине. Это был первый за десять дней путешествия магазин! Там было ПИВО. Пииииво! В пузатых пластиковых бутылках и жестяных банках! Пастеризованное! По двойной цене! Несмотря на это всем стало совсем хорошо ещё до полудня 🙂

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

Недалеко от Курильска находится самый большой рыбоперерабатывающий завод на островах. Сами мы там не были, но наблюдали разноцветные крыши издалека. Вроде как завод выдаёт в день аж 400 тонн рыбы.

Однако Итуруп – это не только морепродукты. Тут находится красноречиво называемое Википедией «единственное в мире экономически выгодное месторождение рения«. Хм, а что же тогда Чили и США добывают его себе в убыток, что ли? А почему на Итурупе до сих пор его промышленно не добывают? Металл дюже редкий, мировая добыча – всего ~60 тонн в год, цена достигает $10тыс. за килограмм. А здесь вулкан Кудрявый выбрасывает его с вулканическими газами до 40 тонн в год.

Центр города украшает река Курилка. На этом впечатления о Курилке заканчиваются.

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

Жилой фонд напоминает Северо-Курильск. Некоторые дома (особенно на окраинах) кажется вот-вот развалятся. Много окон со старыми, почерневшими от времени рамами, которые непонятно как сохраняют тепло зимой. Зато через улицу, особенно в центре города – новый ремонт, яркие цвета, всё выглядит достаточно радостно и позитивно.

Центральные дороги в городе впечатляют! На удивление ровный асфальт, разметка, тротуары… Ну, зачёт! Видно, что в коммуникации по мере сил вкладываются – и продолжают бетонировать-асфальтировать и дальше (мы сами видели).

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

Несмотря на наличие аэропорта «Буревестник» (используется совместно для военных и гражданских целей), люди добираются до Большой Земли в основном на теплоходе. Его независимость от погодных условий гораздо выше. Вроде бы построен или почти построен второй аэропорт… ага! Точно! Международный аэропорт «Итуруп» открыт 22 сентября этого года – всего три недели назад. Интересно, есть в мире ещё места, где на 6тыс. человек населения есть аж два аэропорта? 🙂

По острову перемещаются в основном на маршрутках. Цены на транспортные услуги, как и на всё на Курилах, заметно выше, чем в среднем по стране.

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

остров Итуруп, Курилы, город Курильск

Увы, в Южно-Курильске мы тоже не долго задержались. После купания в горячих водопадах снова загрузились на «Афину» и отправились на о.Шикотан, т.е. в направлении к следующему Курильску, южному.

eugene.kaspersky.ru

КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Гряда островов, расположенная между Камчатским полуостровом и островом Хоккайдо и отделяющая Охотское море от Тихого океана. Включает в общей сложности 56 островов. Все они входят в состав Сахалинской области России.

В 1786 Курильские острова были объявлены российской территорией. В 1855 году по условиям Симодского трактата Южные Курилы – Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи – были уступлены Японии, а в 1875 году – по условиям Петербургского договора – Японии досталась вся Курильская гряда в обмен на Южный Сахалин. В 1945 году все острова окончательно вошли в состав СССР. Принадлежность Южных Курил до сих пор оспаривается японской стороной.

Первые шаги в освоении Курил

До появления русских и японцев на островах жили айны. Этимология названия архипелага восходит к слову «куру», что в переводе с айнского языка означало «человек, пришедший из ниоткуда».

Японцы получили первую информацию об островах в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году. В 1644 году была составлена карта, на которой Курильские острова обозначались как «тысяча островов». В 1643 году архипелаг посетила голландская экспедиция Морица де Фриза. Голландцы составили более точные и подробные карты островов и их описание, нанесли на карту Уруп и Итуруп, но за собой их не закрепили. Сегодня имя Фриза носит пролив между этими двумя островами.

В 1697 году члены экспедиции Владимира Атласова на Камчатку составили со слов местных жителей описание Курильских островов, которое впоследствии легло в основу первой русской карты архипелага, составленной в 1700 году Семёном Ремезовым.

В 1711 году на островах Шумшу и Кунашир побывал отряд атамана Данилы Анциферова и есаула Ивана Козыревского. На Шумшу айны попытались оказать казакам сопротивление, но были разбиты. В 1713 году Козыревский возглавил вторую экспедицию на острова. На Парамушире он вновь столкнулся с вооружённым противодействием местного населения, но и на сей раз отразил нападения. Впервые в истории архипелага его жители признали над собой власть России и заплатили ясак. От местных айнов и японцев Козыревский узнал о существовании ещё ряда островов, а также установил, что японцам запрещено плавать севернее острова Хоккайдо, и жители островов Уруп и Итуруп «самовластно живут и не в подданстве». Результатом второго похода Козыревского стало создание «Чертежа-карты Камчадальского носу и морских островов», на которой были впервые изображены Курильские острова от мыса Лопатка на Камчатке до берегов Хоккайдо. В 1719 году на Курилах побывала экспедиция Ивана Евреинова и Фёдора Лужина, она дошла до острова Симушир. В 1727 году Екатерина I утвердила «Мнение Сената» о необходимости «взять во владение острова, у Камчатки лежащие».

В 1738–1739 году экспедиция Мартына Шпанберга проследовала вдоль всей Курильской гряды. После этой экспедиции была составлена новая карта Курил, в 1745 году вошедшая в Атлас Российской империи. В 1761 году Сенатским указом был разрешён свободный промысел морского зверя на островах с отдачей десятой части добычи в казну. На протяжении второй половины XVIII века русские активно осваивали Курильские острова. Плавания к южным островам были опасными, поэтому русские сосредотачивались на освоении северных островов, регулярно взимая ясак с местного населения. У тех, кто не желал платить ясак и уходил на юг, брали заложников из числа близких родственников – аманатов. В 1749 году на острове Шумшу появилась первая школа для обучения детей айнов, а в 1756 году – первая на островах гряды церковь Св. Николая.

В 1766 году на южные острова отправился сотник Иван Чёрный, которому было поручено привлекать айнов в подданство без применения насилия и угроз. Сотник игнорировал указ и злоупотреблял своими полномочиями, в результате чего в 1771 году коренное население восстало против русских. В отличие от Ивана Чёрного, сибирский дворянин Антипов и переводчик Шабалин сумели расположить к себе жителей Курил. В 1778–1779 годах они привели в подданство более полутора тысяч человек с островов Итуруп и Кунашир, а также с острова Хоккайдо. В 1779 году Екатерина II издала указ об освобождении принявших русское подданство от всех податей.

В 1786 году первую экспедицию по обследованию южных островов Курильской гряды снарядила Япония. Японцы во главе с Могами Токунаи установили, что русские основали на островах свои поселения.

Курильские острова в конце XVIII – середине XIX века

22 декабря 1786 года Екатерина II предписала Коллегии иностранных дел Российской империи официально объявить о том, что открытые на Тихом океане земли, в том числе Курильский архипелаг, принадлежат российской короне. К этому времени Россия выполняла все три условия, необходимые, в соответствии с принятыми тогда международными нормами, для позиционирования территории в качестве своей: первооткрытие, первоосвоение и длительное непрерывное владение. В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 года был приведён перечень островов, принадлежавших России. Туда входил 21 остров вплоть до Мацумаэ (Хоккайдо). В 1787 году Курилы должна была посетить масштабная экспедиция Г. И. Муловского, но из-за начала войн с Турцией и Швецией её пришлось отменить.

В 1795 году кампания Г. И. Шелихова основала на юго-востоке острова Уруп первое постоянное русское поселение на Курилах. Его управляющим стал Василий Звездочётов.

В 1792 году южные острова гряды посетила новая японская экспедиция Могами Токунаи, а в 1798 году – ещё одна экспедиция под руководством Могами Токунаи и Кондо Дзюдзо. В 1799 году правительство Японии приказало расположить на Кунашире и Итурупе заставы с постоянной охраной. В том же году японские власти официально включили в состав государства северную часть острова Хоккайдо. В 1800 году на Итурупе появилось первое постоянное японское поселение – Сяна (ныне Курильск). В 1801 году японцы попытались установить контроль над островом Уруп, но встретили сопротивление местных русских поселенцев. В 1802 году в городе Хакодате на юге острова Хоккайдо была учреждена канцелярия по колонизации Курильских островов.

В 1805 году в Нагасаки на правах посланника прибыл представитель Российско-Американской кампании Н. П. Резанов. Он попытался возобновить с японскими дипломатами переговоры по поводу установления русско-японской границы, но потерпел неудачу: Резанов настаивал на том, чтобы Япония не претендовала ни на один из островов севернее Хоккайдо, тогда как японцы требовали территориальных уступок.

В мае 1807 года к острову Итуруп прибыло русское судно «Юнона» в сопровождении тендера «Авось» (командиры – Н. А. Хвостов и Г. И. Давыдов соответственно). Высадившийся на острове десант уничтожил японские поселения, в том числе крупный населённый пункт Сяна, и разгромил местный японский гарнизон. Вслед за Итурупом русские выдворили японцев с Кунашира. Правительство резко осудило предпринятые Хвостовым и Давыдовым насильственные действия: за «своевольство против японцев» они лишились присвоенных за участие в войне против Швеции наград. В 1808 году японцы восстановили разрушенные поселения и существенно увеличили своё военное присутствие на южных островах. В 1811 году гарнизон Кунашира захватил в плен экипаж шлюпа «Диана» во главе с командиром судна В. М. Головниным. Спустя полтора года, после официального признания Россией «самовольности» действий Хвостова и Давыдова, моряки были освобождены, а японские войска покинули Итуруп и Кунашир.

В 1830 году Русско-Американская компания учредила постоянный Курильский отряд с правлением на острове Симушир. В 1845 году Япония в одностороннем порядке провозгласила суверенитет над Курилами и Сахалином.

Симодский трактат и Петербургский договор

В 1853 году в Японию прибыла русская дипломатическая миссия во главе с адмиралом Е. В. Путятиным с целью установить дипломатические и торговые отношения с Японией. Российское правительство считало, что граница между странами должна пролегать по проливу Лаперуза и южной оконечности Курильской гряды, а сами Курилы, соответственно, принадлежать России. Япония рассматривала возможность согласия на эти условия, но после вступления Российской империи в Крымскую войну и осложнения её международного положения выдвинула требование включить в состав Японии Южные Курилы и Южный Сахалин. Путятин, которому «дополнительная инструкция» позволяла в крайнем случае согласиться признать за Японией южные острова, был вынужден сделать это. 26 января (7 февраля) 1855 года в Симодо был подписан первый русско-японский договор о торговле – Симодский трактат. Согласно этому договору, граница между странами проводилась между островами Итуруп и Уруп.

2 сентября 1855 года островом Уруп овладели британский и французский фрегаты «Пик» и «Сибилла». Поселение Русско-Американской кампании на острове было разорено, а сам он – провозглашён совместным англо-французским владением.

Условия Симодского трактата были подтверждены подписанным Россией и Японией в 1858 году Иедским договором о торговле и мореплавании. В 1868 году, когда деятельность Русско-Американской кампании была прекращена, Курильские острова фактически остались бесхозными. 25 апреля (7 мая) 1875 года, уже после того, как в Японии пала власть Сёгуната, а к власти пришёл император Муцухито (Мэйдзи), Россия и Япония подписали Петербургский договор. По его условиям Россия уступала Японии права на центральную и северную части Курильской гряды в обмен на отказ от претензий на южную часть Сахалина.

Курильские острова в составе Японии, СССР и РФ

В бытность территорией Японской империи Курильские острова находились под управлением губернаторства Хоккайдо. Японская администрация проложила на островах Итуруп (Эторофу) и Кунашир (Кунасири) дороги и телеграфные линии, наладила почтовую связь, открыла почтовые отделения. Активно развивалось рыболовство: в каждом населённом пункте были рыбнадзор и предприятие по разведению лососевых. К 1930 году население Кунашира составляло примерно 8 300 человек, Итурупа – 6 300 человек.

В феврале 1945 года, в рамках Ялтинской конференции, советское правительство пообещало США и Великобритании начать войну с Японией при условии, что СССР получит южную часть Сахалина и Курильские острова. 9 августа 1945 года СССР объявил войну Японии. 14 августа император Хирохито издал указ о капитуляции, но японские войска на Сахалине и Курильских островах продолжали сопротивляться. 18 августа советские силы начали Курильскую десантную операцию. К 1 сентября острова Курильского архипелага были полностью заняты советскими частями. 2 сентября Япония подписала акт о капитуляции.

2 февраля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о включении Южного Сахалина и Курильских островов в состав РСФСР. Непродолжительное время эти территории образовывали Южно-Сахалинскую область в составе Хабаровского края, а затем, в 1947 году, были объединены с Сахалинской областью и переведены в прямое подчинение РСФСР. В том же году была проведена депортация японцев и немногочисленных остававшихся на островах айнов.

5 ноября 1952 года побережье Курильских островов сильно пострадало от мощного цунами. Самый серьёзный урон был нанесён Парамуширу: город Северо-Курильск был смыт гигантской волной. В СМИ трагедия не афишировалась.

Курильские острова в отношениях Японии с СССР и РФ

8 сентября 1951 года Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, в соответствии с которым отказывалась от всех владений за пределами Японских островов, включая Южный Сахалин и Курильские острова. СССР договор не подписал, отказавшись от участия в конференции до её завершения. Из-за этого отказ Японии от Курильских островов не был официально зафиксирован. В 1955 году, когда в Лондоне начались советско-японские переговоры о заключении мира, Япония – во многом под давлением США – выдвинула претензии на острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и острова Хабомаи. 19 октября 1956 года в Москве СССР и Япония подписали совместную декларацию, в которой констатировалось прекращение состояния войны между государствами, восстановление мира и добрососедских отношений, а также возобновление дипломатических отношений. Условия договора предполагали возврат Японии острова Шикотан и Малой Курильской гряды (острова Хабомаи), но после заключения мирного договора. Уже в 1960 году правительство СССР отказалось от прежнего намерения и с тех пор вплоть до 1991 года считало территориальный вопрос с Японией окончательно решённым. Лишь 19 апреля 1991 года во время визита в Японию М. С. Горбачёв признал, что между СССР и Японией существуют территориальные разногласия.

В 1992 году в МИД РФ готовился визит президента Б. Н. Ельцина в Японию с целью проведения переговоров по поводу дальнейшей судьбы Южных Курил. Поездка, однако, не состоялась, во многом из-за противодействия депутатов Верховного Совета идее передать часть островов. 13 октября 1993 года президент России и премьер-министр Японии подписали Токийскую декларацию, а 13 ноября 1998 года – Московскую декларацию. В обоих документах констатировалось, что сторонам следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора и нормализации двусторонних отношений. Московская декларация намечала заключение мирного договора на 2000 год, но этого так и не произошло.

3 июля 2009 года японский парламент принял поправку к закону «О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий», заключающуюся в объявлении Кунашира, Итурупа, Шикотана и островов Хабомаи «исконными территорями» Японии. Совет Федерации заявил протест по этому поводу. В ноябре того же года японское правительство назвало южные острова гряды «незаконно оккупированными» Россией, что также повлекло за собой протест – на этот раз со стороны МИД РФ. В последующие годы японская сторона неоднократно протестовала против посещений южных островов Курильской гряды высокопоставленными российскими чиновниками и первыми лицами государства.

w.histrf.ru

Японские тайны….Пять важных находок на острове Курильской гряды: wowavostok — LiveJournal

На небольшом, окутанном туманом Матуа в годы Второй мировой войны располагалась одна из крупнейших военно-морских баз Японии. Тот промежуток истории оставил для потомков артефакты и многочисленные загадки, которые манят сюда новых исследователей. DV узнал у них о том, что интересного уже удалось обнаружить.

Площадь Матуа всего 52 квадратных километра. Причём большую часть занимает один из самых активных курильских вулканов — пик Сарычева. До самого северного обитаемого острова Парамушира — более 300 км и до южного Кунашира — почти вдвое больше. Поэтому добраться до самого таинственного острова гряды можно только на больших кораблях или промысловых судах. Может быть, по этой причине археологические сокровища острова не стали добычей черных копателей.

Остров рядом с островом

Загадки начинаются с названия местности. В гидрографических описаниях XVIII века его именовали Двенадцатым. По словам сахалинского историка, исследователя и краеведа Игоря Самарина, в переводе с языка айнов — коренного населения Матуа, которые называли его Матова, — название означает «остров, рядом с которым есть ещё один остров». Во времена японского присутствия его называли Мацувато (остров сосновых колец).

Бронеколпак пулеметного блокгауза на Матуа

Фото Игоря Самарина

«Японцы подбирали под айнское название похожие по звучанию японские иероглифы. Так „мато“ заменило слово „мацу“ — сосна. Русские, которые в XVII веке также добирались до острова, называли его Мотого или островом Мутова», — рассказал Игорь Самарин.

Матуа стал японским в XIX веке. В 1855 году, по Симодскому договору, Россия отдала восточному соседу южные острова Курильского архипелага в обмен на право владения Сахалином. В 1875 году, по условиям Петербургского договора, Япония получила уже все Курильские острова. Айнов — коренных жителей — выселили с острова.

С исторической точки зрения у острова оказалось очень удобное стратегическое расположение. Матуа имеет выходы в Охотское море и Тихий океан. К началу Второй мировой войны японцы превратили остров в мощнейшую крепость, под контролем которой был северо-запад Тихого океана. По словам Игоря Самарина, на Матуа возвели более 1500 объектов.

На Матуа даже есть взлётно-посадочная полоса с бетонно-асфальтовым покрытием. «Островок небольшой, туманный, неприступный, с действующим вулканом, сильными ветрами и снегопадами — зачем такая оборона? Японцы явно готовились к встрече с американцами, как на Шумшу, так и на Матуа. Недавно стало известно, что здесь располагался и танковый батальон», — рассказывает Ирина Витер, постоянная участница экспедиций на Матуа начиная с 2007 года.

В августе 1945 года, в результате масштабной десантной операции, Курильские острова были освобождены. Японский гарнизон на Матуа сдался советским войскам. С тех пор остров стал русским: здесь стояли воинская часть и погранзастава. В 2000 году российская военно-морская инфраструктура на острове была законсервирована, и место вновь стало необитаемым.

Наблюдение с Хатимана

На вершине сопки над бухтой Двойная обнаружили командный наблюдательный пункт командира гарнизона Матуа. Японцы называли эту возвышенность Хатиман — в честь синтоистского божества, которое покровительствовало воинам.

Легенды гласят о спрятанных на Матуа 45-этажных подземных замках и тайных бактериологических лабораториях, оставшихся от японских военных.

«Пункт — самое массивное железобетонное сооружение, которое я встретил на Матуа. Стены и перекрытия достигают полутора метров. Вкупе с мощным слоем земли это делало объект достаточно трудно уязвимым для авиаударов», — рассказал Игорь Самарин.

Объект стал одним из самых труднодоступных на острове. Во время извержения вулкана Сарычева в ноябре 1946 года его засыпало мощным слоем шлака. «С того времени в него невозможно было проникнуть. Нам потребовался целый день, чтобы раскопать и найти вход. Из земли торчал только козырёк амбразурной стенки», — рассказал учёный.

Сразу у входа расположился небольшой бытовой отсек, там стояла печка. Сам каземат, где находились приборы наблюдения, был размером два на полтора метра. Там могли находиться не больше трёх человек.

Пулеметный полукапонир на мысе Клюв

Фото Игоря Самарина

«То, что это была не огневая точка, стало понятно сразу: щели были узкие и горизонтальные. Скорее всего, они предназначались для какого-то мощного бинокля. Такие были в то время на вооружении японской армии. Были найдены достаточно интересные вещи, в частности японская полевая разборная армейская печка. Мы забрали её с собой, она вошла в экспозицию музейно-мемориального комплекса „Победа“ в Южно-Сахалинске. Кроме того, сохранились остатки оптических приборов, но из них мы ничего не взяли, так как они были повреждены и разукомплектованы», — отметил Игорь Самарин.

Бетонная шахта и дальномер

На мысе Орлова с помощью землеройной техники Минобороны удалось обнаружить пункт управления артиллерийским огнём. Подступы к нему Игорь Самарин сделал ещё во время экспедиции в 2016 году. Он тогда исследовал несколько объектов этой батареи. Среди них были два мощных каземата для размещения орудий. При каждом находился железобетонный склад боеприпасов.

Перед батареей стоял наблюдательный пункт с бетонной шахтой, где размещался оптический прибор для наблюдения за акваторией. Рядом с ним было круглое сооружение, в котором находился двухметровый стереоскопический дальномер. С его помощью можно было делать замеры дистанции до цели в достаточно крупном диапазоне — от нескольких сотен метров до нескольких десятков километров.

РЕКЛАМА

КНП артиллерийской батареи на мысе Орлова

Фото Игоря Самарина

«Рядом с дальномерным постом, на глубине полутора метров, и был обнаружен пункт управления артиллерийским огнём. Снаружи его не было видно, но совершенно случайно в траве военные наткнулись на выход керамической вентиляционной трубы. Экскаватором вскрыли участок, под которым оказался пункт управления артиллерийским огнём. Мы смогли проникнуть внутрь. Помещение оказалось с полусферическим сводом с прочными стенами толщиной около полутора метров. Многочисленные входы кабелей свидетельствовали о том, что там находилась аппаратура для управления артиллерийским огнём. Интересная находка, которая позволяет сложить единую картину артиллерийской батареи, которая действовала на этом мысу», — рассказал исследователь.

Сдвоенные зенитные корабельные пушки

Вблизи пункта управления огнём Игорь Самарин сделал ещё одно открытие. Комплекс сооружений, связанный с батареей 127-миллиметровых универсальных артиллерийских установок корабельного типа. Сдвоенные зенитные пушки устанавливались на специально подготовленных бетонных фундаментах, также в глубине. Каждый из них был оснащён боковой подземной камерой. «В них, как я полагаю, стояли не только приборы управления, но и энергоустановки: дизель-генераторы или генераторы, которые включались от двигателя внутреннего сгорания.

То есть эти пушки работали и управлялись только при помощи электричества — все вращения башен, подъём стволов производились автоматически. Кроме этого, стоит отметить тот факт, что все батареи 127-миллиметровых корабельных универсальных орудий имели по две установки, но три посадочных гнезда. То есть для орудия делали три дворика, но один был пустой», — рассказал Самарин.

Позиция 127 мм универсальных морских орудий на мысе Орлова

Фото Игоря Самарина

Эту особенность отметили ещё американцы, когда обследовали систему обороны японцев на островах Тихого океана. Подобные артустановки нашли широкое применение у японцев практически на всех театрах военных действий. На Курилах такие установки, кроме Матуа, были на аэродроме Буревестник на Итурупе и на острове Парамушир.

«Кроме этих орудийных двориков, мы нашли земляной командный пост, тоже со всевозможными системами фундаментов. В стороне за этой батареей находился 15-метровый длинный подземный склад для боеприпасов. Ещё дальше жилая зона, которая включала в себя большую казарму с кухонным блоком, туалетом, баней и двумя надёжно укрытыми под землёй ёмкостями для воды. Перед этим жилым комплексом находился плац, он отчётливо фиксируется. На нём сохранились остатки основания для флага. Жилой комплекс и батарею соединяла дорога, посреди которой был крошечный синтоистский храм, размерами буквально 30 на 30 сантиметров. Мы там даже нашли монету, датированную 1940 годом. Военные свято соблюдали традицию дарить богу монеты», — рассказал Самарин.

Остатки военно-морской станции

Эта находка оказалась очень интересной для изучения военной инфраструктуры Матуа. Радиопеленгаторная станция отслеживала и предупреждала о появлении воздушных целей в окружности острова и следила за переговорами американцев. Станции были типовыми, на Матуа их было несколько.

Здание управления радиопеленгаторной станции ВМФ Японии

Фото Игоря Самарина

«Обнаруженная нами входила в комплекс большого технического здания, от которого сохранился фундамент. В нём находился и казематированный командный пост с почти метровыми стенами, а также электростанция с двумя большими генераторами, склады для топлива», — поделился учёный.

Радиопеленгаторный центр представлял собой очень крупное сооружение, от которого сохранились также части служебного и жилого помещения, всевозможных аппаратных. Остался до наших дней и фундамент, на котором стояли пеленгаторные вышки. С башен высотой до 10 метров наблюдали за вражескими самолётами, они служили в качестве радиобуев и радиомаяков для своих самолётов. По словам Самарина, это большой комплекс, который удалось найти и идентифицировать.

Плита для отливки знаков различия

Самое ожесточённое сопротивление при освобождении Курил японцы оказали на северном острове гряды — Шумшу. После капитуляции Японии часть советского воинского контингента отправили на Матуа. И солдаты, и командиры имели довольно потрёпанный вид после тяжёлых боев.

Чтобы поправить ситуацию, они облачались в форму противника, которую находили на заброшенных японских складах. Советское командование даже издало приказ, в котором строго запрещалось ношение вражеской формы, дискредитирующей облик советского бойца.

Другой документ приказывал сделать знаки различия Советской армии. Для этого использовали мягкий лист нержавеющей стали с выдавленными в нём формами звёздочек. В них заливали металл и получали нужный символ.

Учёные убеждены, что на небольшом острове осталось еще немало загадок. Однако разгадать их можно только путём глубоких исследований.

ИСТОЧНИК

wowavostok.livejournal.com

Путешествие на Курильские острова: как добраться

Чем интересны Курильские острова и возможно ли самостоятельно организовать путешествие? Кому сейчас принадлежат Курилы: суть конфликта Россия-Япония.

Содержание:

  1. Курильские острова на карте России
  2. Курильские острова — страницы истории
  3. Кому на самом деле принадлежат Курильские острова
  4. Природа Курильских островов
  5. Путешествие на Курильские острова
  6. Авиабилеты в Южно-Сахалинск из Москвы

Острова Сахалинской гряды, граничащие с Японией, считаются восточным чудом природы. Речь, конечно же, идет о Курильских островах, чья история так же богата, как и природа. Для начала стоит сказать, что борьба за 56 островов, расположившихся между Камчаткой и Хоккайдо, началась с момента открытия.

Курильские острова на карте России

Курильские острова — страницы истории

Так, в конце 16 – начале 17 столетия, когда русские мореплаватели нанесли на карту доселе неизведанные земли, оказавшиеся обитаемыми, начался процесс присвоения необжитых территорий. В ту пору Курильские острова населял народ, зовущийся айанами. Российские власти пытались привлечь этот народ в свое подданство любыми методами, не исключая силовых. В итоге айаны, вместе со своими землями, все-таки перешли на сторону Российской империи в обмен на отмену податей.

Ситуация в корне не устроила японцев, которые имели свои виды на эти территории. Дипломатическим методами прийти к разрешению конфликта не удалось. В итоге, согласно документу от 1855 года, территория островов считается неразделенной. Ситуация обрела ясность только после окончания Второй мировой войны, когда удивительная территория с суровым климатом была передана в официальную собственность.

Согласно новому миропорядку Курильские острова перешли во владение Советского Союза — государства-победителя. У японцев, сражавшихся на стороне гитлеровцев, шансов не было.

Кому на самом деле принадлежат Курильские острова?

Остров Янкича, бухта Кратерная (Курильские о-ва)

Несмотря на итоги Второй мировой войны, которые закрепили за СССР право владения Курильскими островами на мировом уровне, Япония по-прежнему претендует на территорию. До сих пор между двумя странами не подписан мирный договор.

Что происходит в настоящее время — в 2019 году?

Сменив тактику, Япония идет на компромисс и в настоящее время оспаривает право собственности России лишь на ЧАСТЬ Курильских островов. Это Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи. На первый взгляд это малая часть Курил, ведь всего в архипелаге 56 единиц! Смущает один момент: Итуруп, Кунашир, Шикотан — это единственные курильские острова, где есть постоянное население (около 18 тыс. человек). Они же расположены ближе всего к японской «границе».

Японские и мировые СМИ, в свою очередь, подбрасывают дровишек в топку конфликта, муссируя тематику и убеждая рядовых граждан Японии, что Курильские острова им жизненно необходимы и несправедливо захвачены. Когда, кем, в какой момент — не суть важно. Главное, создать как можно больше потенциальных очагов конфликтности вокруг одной необъятной, но немного непутевой страны. Вдруг повезет, и где-то дело «выгорит»?

Представители РФ в лице президента и МИДа сохраняют спокойствие. Но не устают лишний раз напомнить, что речь идет о территории России, которая принадлежит ей по праву. Ну в конце концов Германия ведь не предъявляет претензии Польше на Гданьск и Франции — на Эльзас и Лотарингию 😉

Чем знаменита Фломская железная дорога →
Охридское озеро 2019 — отели и достопримечательности →
Уникальные природные достопримечательности Крыма →

Природа Курильских островов

Занимательна не только история освоения островов, но и их природа. По сути, каждый из Курильских островов — это вулкан, причем добрая часть этих вулканов являются ныне действующими. Именно благодаря вулканическому происхождению, природа островов так разнообразна, а окружающие ландшафты — рай для фотографов и геологов.

Извержение вулкана Крымский (Курильские о-ва, Россия)

Извержение вулкана Сарычева на Курильских островах

Рыбалка на Курильских островах

Местные жители. Медведи Курильских островов.

На Курильских островах имеется множество геотермальных источников, которые образуют целые озера с горячей водой, насыщенной полезными для здоровья микро- и макроэлементами. На Курильских островах проживает огромное количество животных и птиц, многие из которых встречаются встречаются только в этих краях. Богат и растительный мир, представленный по большей части эндемиками.

Путешествие на Курильские острова 2019

По своим параметрам территория Курильских островов подходит для путешествий как нельзя лучше. И пусть климат суровый, почти нет солнечных дней, высокая влажность и обилие осадков — погодные недостатки сторицей покрываются красотой природы и удивительно чистым воздухом. Так что если вас беспокоит погода на Курильских островах, то ее можно пережить.

Отдых на Курильских островах сегодня — это экзотика!

Задавшись целью организовать самостоятельный отдых на Курильских островах в 2019 году (хотя бы виртуально) мы привычно открыли booking.com и обнаружили другую, более глобальную проблему. В настоящее время на Курильских островах нет отелей — туризм там не развит.

Добраться на Курилы — задача также не из легких. Ближайший аэропорт, принимающий рейсы из Москвы, находится в областном центре — Южно-Сахалинске. А дальше отчаянного путешественника ждет морское путешествие на Курильские острова. Но и тут подстерегает очередное испытание: единственные судоходные незамерзающие проливы — это пролив Фриза и пролив Екатерины.

Но тем интереснее будет добраться и провести время на Курильских островах!

Авиабилеты в Южно-Сахалинск из Москвы

На всякий случай кидаем вам ссылочку на календарь низких цен на авиабилеты в Южно-Сахалинск. Вдруг вы и правда однажды соберетесь махнуть на Курилы? Если нам удастся сделать это раньше вас, мы обязательно расскажем!

*Цены указаны туда и обратно

Посетив однажды Курильские острова, вы на всю оставшуюся жизнь запомните эту красоту. Ведь не зря у таких стран, как Россия и Япония, есть взаимные претензии по поводу маленького, но такого благодатного клочка суши.

Читайте больше:

fountravel.ru

Курильские острова

Одним из первых документов, регламентирующих русско-японские отношения, стал Симодский трактат, подписанный 26 января 1855 года. Согласно второй статье трактата граница устанавливалась между островами Уруп и Итуруп — то есть владением Японии признавались все четыре острова, на которые Япония претендует в наши дни. С 1981 г. день заключения Симодского трактата в Японии отмечается как «День Северных территорий». Другое дело, что, опираясь на Симодский трактат как один из основополагающих документов, в Японии забывают об одном немаловажном моменте. В 1904 г. Япония, напав на русскую эскадру в Порт-Артуре и развязав русско-японскую войну, сама нарушила условия первого пункта трактата, предусматривавшего дружбу и добрососедские отношения между государствами.

Симодский трактат не определял принадлежность Сахалина, где находились как русские, так и японские поселения, и к середине 70-х годов назрело решение и этого вопроса. В 1875 г. был подписан Санкт-Петербургский договор, который неоднозначно оценили обе стороны, рассматривая его как собственную неудачу. По условиям договора к Японии теперь полностью отходили все Курильские острова, а Россия получала полный контроль над Сахалином.

Курильские острова, карта-схема. (7nn.ru)

Позднее по итогам русско-японской войны, согласно Портсмутскому договору, к Японии отошла южная часть Сахалина до 50 параллели. Портсмутский договор продержался недолго. В апреле 1918 г. началась военная интервенция Японии на российском Дальнем Востоке, что являлось вмешательством во внутренние дела страны и противоречило договору 1905 г. С японской стороны данные события рассматривались как часть Первой мировой войны со странами Германского блока, а завершение самой войны датируется 1922 г., при том, что японцы задержались на территории бывшей Российской империи дольше всех — до середины мая 1925 г., когда их последние части были выведены с Северного Сахалина. Тогда же в 1925 г. в Пекине была подписана советско-японская конвенция, в целом подтверждавшая условия Портсмутского договора. Как известно, конец 30-х — начало 40-х годов были крайне напряженными в советско-японских отношениях и были связаны с серией различных по своим масштабам военных конфликтов от постоянных столкновений на границе до необъявленной войны на Халхин-Голе. Заключенный в апреле 1941 г. пакт Молотова-Мацуока, несколько разрядил напряженность, но не мог стать гарантией безопасности советского Дальнего Востока. В заявлении министру иностранных дел Германии Риббентропу МИД Японии отмечал в мае 1941г: «никакой японский премьер-министр или министр иностранных дел не сумеет заставить Японии остаться нейтральной если между СССР и Германией возникнет конфликт. В этом случае Япония будет вынуждена, естественно, напасть на Россию на стороне Германией. Тут не поможет никакой Пакт о нейтралитете». Единственным сдерживающим фактором оставалась мощная советская военная группировка Дальневосточного фронта.

Ситуация стала постепенно меняться, когда во Второй мировой войне наметился коренной перелом, а перспектива поражения для Токио становилась все более очевидной. На этом фоне возник вопрос о послевоенном устройстве мира. Так, согласно условиям Ялтинской конференции, СССР обязывался вступить в войну против Японии, а к Советскому Союзу отходили Южный Сахалин и Курильские острова. Правда, тогда же японское руководство готово было в обмен на нейтралитет СССР и поставки советской нефти добровольно уступить эти территории. Но Советский Союз на подобный весьма скользкий шаг не пошел. Поражение Японии к тому моменту было делом может не быстрого, но все же времени. И главное, устраняясь от решительных действий, Советский Союз фактически бы отдавал ситуацию на Дальнем Востоке в руки США и их союзников. Это относится и к событиям советско-японской войны и непосредственно Курильской десантной операции, которая изначально не была предусмотрена и считалась предприятием крайнее рискованным. Когда же стало известно о подготовке высадки американских войск на Курилы, в срочном порядке за сутки была подготовлена Курильская десантная операция. Ожесточенные бои в августе 1945 года закончились капитуляцией японских гарнизонов на Курилах. К счастью, японское командование не знало реальной численности советских десантников и, не используя полностью свой подавляющий численный перевес, поспешило капитулировать. Одновременно была проведена и Южно-Сахалинская наступательная операция.

Японская кавалерия преследует австро-германские войска под Хабаровском. (propagandahistory.ru)

2 сентября 1945 г. в Токийском заливе был подписан акт о капитуляции Японии. Но этот документ касался военных и отчасти политических вопросов, но никак не обозначал территориальные изменения по итогам Второй мировой. А непосредственно мирный договор между державами-победительницами и Японией был подписан в Сан-Франциско лишь 8 сентября 1951 года. Япония согласно данному документу отказалась от всяких прав на Курильские острова. Однако советская делегация этот договор не подписала. Ряд исследователей считает это серьезной ошибкой советской дипломатии, однако для этого были весьма веские основания. Во-первых, в документе не указывалось что такое Курильские острова с их перечислением: американская сторона заявила, что это может установить только специальный международный суд. Да и глава японской делегации заявил, что Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи не относятся к группе Курильских островов. Во-вторых, интересно, что Япония от прав на острова отказывалась, но из документа не следовало, к кому данные острова переходили. Пункт С 2-й статьи договора гласил: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому Договору от 5 сентября 1905 года»…Таким образом, договор не подтверждал право СССР на Курилы. Уже после смерти Сталина была предпринята попытка двустороннего решения проблемы. 19 октября 1956 г. была подписана советско-японская декларация, призванная подготовить базу для подготовки мирного договора. На этой волне СССР «идя на встречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после подписания мирного договора». Но, как и многие правовые документы, данная декларация, которую в наши дни с таким трепетом любят вспоминать японские политики, имеет еще ряд тонкостей.

Советские десантники на Шумшу, 1945 г. (tainyvselennoi.ru)

Во-первых, если СССР готов передать, значит подобный документ признает саму принадлежность островов Советскому Союзу. Ибо можно передать только то, чем владеешь… Во-вторых, передача должна состояться после подписания мирного договора. И, в-третьих, речь шла только о двух южных островах Хабомаи и Шикотан.

Для 1956 г. данная декларация действительно стала позитивным прорывом в советско-японских отношениях, что в немалой степени встревожило США. Под давление Вашингтона был сменен кабинет министров Японии, а курс взят на подписание американо-японского военного договора, который был окончательно оформлен в 1960 году.

Тогда впервые с японской стороны, не без помощи США, были озвучены требования на передачу уже не двух, а всех четырех островов. Соединенные Штаты же указывали, что Ялтинские соглашения носят декларативный, но вовсе не обязательный к реализации характер. Поскольку договор включал пункты о размещении американских баз в Японии, в памятной записке правительства СССР правительству Японии от 27 января 1960 года отмечалось: «Новый военный договор, подписанный правительством Японии направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, не может содействовать тому, чтобы передачей указанных Японии островов была расширена территория, используемая иностранными войсками. Ввиду этого, Советское правительство считает необходимым заявить, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписанием мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии, как это предусмотрено Совместной декларацией».

 Б. Н. Ельцин и премьер-министр Японии Р. Хасимото. (fishkamchatka.ru)

В 1970-х годах заметных подвижек в вопросах подписания мирного договора не произошло. В Японии прекрасно понимали, что в условиях Холодной войны Япония является важнейшим союзником США на Тихом океане и любая уступка со стороны СССР в данный момент невозможна. А вот в условиях ослабления СССР, во второй половине 1980-х годов, вопрос о передаче Курильских островов был вновь поднят Японией. Ряд шагов советской и молодой российской дипломатии, не соответствовал интересам государства. Одной из ключевых ошибок стало признание проблемы спорной принадлежности островов и ведение переговоров в выгодном для противоположной стороны направлении. Курилы вполне могли стать разменной монетой в политике как Горбачева, так и Ельцина, рассчитывавших на приличную материальную компенсацию в обмен на острова. И если первый и последний президент СССР вел форсированный процесс, то Ельцин допускал передачу островов в отдаленном будущем (15−20 лет). Но одновременно власти не могли не считаться с теми колоссальными издержками, которые неизбежно проявились бы внутри страны в случае территориальных уступок. В результате, т акая политика маятника продолжалась практически всю «ельцинскую эпоху», когда российская дипломатия уходила от прямого решения проблемы, что в условиях кризиса негативного сказалось во всех отношениях. На современном этапе процесс зашел в тупик и серьезных подвижек в вопросе Курильских островов не происходит в силу крайне неуступчивой позиции Японии, ставящей в качестве предварительного условия передачу всех четырех островов, а затем уже обсуждение и подписания мирного договора. Какие дальше условия может выдвинуть японский МИД можно только догадываться.

diletant.media

Тайны загадочного острова Матуа на Курилах: wod_1958 — LiveJournal

В своем отчете он писал о нем:
«Мутова — на нем сопка, коя по объявлению курильцев в недавних годах преужасно горела, причем по всему острову разметало каменья так, что и летающих птиц во многом числе оными поубивало. Коренье все выгорело и заметано камнем«.

До начала XX века здесь существовало постоянное поселение айнов. Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа – кстати, сами японцы произносят его название как Мацуа-то – в мощнейшую крепость, в непотопляемый авианосец, контролировавший северо-запад Тихого океана. Здесь располагался крупный аэродром с тремя длинными взлётными полосами, позволяющими поднимать самолёты практически при любом направлении ветра. Полосы подогревались термальными водами, а потому могли использоваться круглогодично. Есть достаточно оснований полагать, что на Матуа находились какие-то секретные японские объекты. Вполне вероятно, что это были лаборатории по разработке химического или бактериологического оружия. Сюда приходили, совершив почти кругосветный поход, подводные лодки Третьего рейха. Американцы неоднократно пытались уничтожить аэродромы и островные объекты, потеряв в боях с десяток самолётов и как минимум две подводные лодки.

Мало того, что остров был надежно защищен неприступными скалами и высокими берегами, на нем еще дополнительно построили целую сеть различных военных укреплений. Много пришлось потрудиться над их возведением как самим японцам, так и военнопленным из Китая. Опасаясь бомбардировок и обстрелов с моря, японцы все глубже зарывались в землю, и к лету 1945 года на Матуа не было свободного места от всевозможных оборонительных фортификаций в виде рвов, траншей, окопов, блиндажей, дотов и дзотов, люнетов, подземных убежищ и целых галерей. К этому времени остров Матуа, как и многие другие Курильские острова, превратился в настоящую крепость посреди океана, взять которую было проблематично. Но русским посчастливилось штурмовать только один остров, самый северный на Курилах, — Шумшу, остальные были взяты меньшей кровью, а то и вовсе без боя. В этом ряду и остров-крепость Матуа. Его гарнизон сложил оружие перед нашими войсками 26–27 августа 1945 года. С тех пор остров стал русским, но до настоящего времени продолжает хранить в себе много японских тайн.

Церемония сдачи в плен военнослужащих 41-го отдельного пехотного полка, входившего в гарнизон острова Матуа. Японский офицер — командир полка, полковник Уэда.

После капитуляции Японии 14 августа и до захвата острова советским десантом 27 августа 1945 года у японцев было достаточно времени, чтобы скрыть и законсервировать все наиболее важные и ценные островные объекты. Удивительно, но, судя по описи захваченного на острове оружия и снаряжения, десантники не нашли на Матуа ни одного самолёта, танка или орудия. На 3811 сдавшихся японских солдат и офицеров оказалось в наличие всего-то 2127 винтовок. При этом лётчики, моряки и артиллеристы куда-то исчезли, а в плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал. Сравните это с трофеями, взятыми на внезапно атакованном 18 августа острове Шумшу, где одних только танков оказалось более 60 штук.

Уже после того, как японцы были эвакуированы с Матуа, а на их месте обосновались советские военные, на острове стали происходить весьма странные события: пропадали люди, ночами на склонах вулкана мелькал свет, а невесть откуда у наших военных появлялись редкие трофеи. Например, коллекционный французский коньяк…

После войны США очень хотели заполучить Матуа себе, но лукавое предложение Сталина поменять его на один из Алеутских островов Трумэн не принял. Почему? Это станет понятно, если найти цитаты из переписки Сталина и Трумэна по вопросам капитуляции Японии. По предварительной договоренности, японцы обязательно должны были капитулировать на Курилах и северной части Хоккайдо перед советскими войсками. Но Трумэн «забыл» об этом и в своем приказе для генерала Макартура оговорил всю капитуляцию японцев только перед американскими войсками. Сталин тут же напомнил об этом, но Трумэн стал ломаться и в конце концов выразил желание «располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, предпочтительно в центральной группе». Таким островом с готовым, прекрасным аэродромом был только Матуа. Сталин в ответ попросил для своей базы один из островов Алеутской гряды. С тех пор вопросов подобного рода не возникало. Так что, в 1944-45 годах американцы, сдается, положили на Матуа глаз и по большому счету щадили его уникальные оборонительные сооружения.

О том, что происходило на Матуа в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову.

Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова погранцы были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.

Закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. На практике же удобное и относительно безопасное место – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта «Ройё-мару». Где-то на дне пролива лежат и другие японские транспорты – «Иваки-мару» и «Хибури-мару», торпедированные американской подводной лодкой SS-233 «Херринг».

Недалеко от места стоянки «Котоярви» на отливе появляется из воды огромный дизель, заросший водорослями и ракушками. Сердцем какого из судов, нашедших свой конец в проливе, он был, установить уже невозможно.

На Матуа мы простояли несколько дней, и каждый поход на остров сопровождался удивительными находками и открытиями. Отлично сохранились взлётные полосы аэродрома. Бетон на них и сейчас лучше того, что лежит в Шереметьеве. Вокруг аэродрома сотни ржавых бочек из-под горючего. В основном наших, но попадаются и немецкие с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»). На бочках чётко читаются даты с 1939 до 1945 года. Удивительно, но среди немецких бочек есть и полные.

В открытом доступе многочисленные оборонительные сооружения: бункеры, доты, капониры, оборудованные артиллерийские позиции, десятки километров траншей и рвов. В зарослях ольховника полно железного хлама, иногда самого удивительного. Можно, например, наткнуться на чугунную паровую установку, очень напоминающую небольшой паровоз. Во рвах и на береговых осыпях торчат из-под земли чугунные и керамические трубы. Что это? Водопровод, канализация или части системы обогрева аэродрома?

Прошёл по берегу – наткнулся на замаскированную водонапорную станцию с огромными чугунными механизмами внутри казематов. Всё в относительной сохранности. В задней стене другого развалившегося строения обнаружил маленькую дверь. Открыл, за ней тропинка, через 200 метров в лесу скала, присмотрелся – а это искусная кладка, за которой вход в каменный тоннель, уходящий в гору. К сожалению, заваленный взрывом уже в самом начале. Неподалёку свалка. Из земли торчит чугунная японская «буржуйка», рядом осколки керамики, на которых читается маркировка японской армии, бутылки и пузырьки с иероглифами, гильзы, кожаная обувь…

Даже если не слишком стараться, на острове легко найти множество сооружений, назначение которых нелегко объяснить. Какую, например, нагрузку могли нести бетонные бункеры с метровыми стенами, толстенными стальными дверями и такими же ставнями? Казарма, командный пункт, склад, бомбоубежище? Но зачем тогда столько окон со сложной системой стальных ставень и запоров, зачем мудрёная сеть воздуховодов? Может быть, лаборатории? На острове не раз находили какие-то сложные приборы с датчиками, манометрами, центрифугами… Правда, эти приборы были сломаны и выброшены ещё самими японцами. А где же всё остальное? Техника, оборудование, снаряжение, личные вещи гарнизона? Что сюда привозили или увозили немецкие подлодки? Что пытались уничтожить или захватить американцы, что нашли уже наши?

Вопросов множество. На часть из них мы смогли получить ответы в Петропавловске-Камчатском, встретившись с Евгением Михайловичем Верещагой – бессменным руководителем камчатско-курильской экспедиции.

С Верещагой мы связались ещё из Москвы, рассказали о планах. Опытный камчадал посмотрел фотографии катамарана и высказал вежливое недоумение: по Охотскому морю и Тихому океану на таком не ходят. Но в помощи не отказал – на Матуа нас ждали 120 литров 92-го бензина, без которого пришлось бы туго. Могли мы встретиться и в море. Примерно в то время, когда «Котоярви» продвигался на север, камчатско-курильская экспедиция с пограничниками устанавливала на Курилах православные кресты. У острова Ушишир мы вышли на связь с пограничным вельботом, но подойти к нему не смогли из-за бурного моря и густого тумана. Встретились уже в Петропавловске – в музее, который Евгений Верещага, Ирина Витер и их соратники создали в результате исследования Курильских островов и в первую очередь Матуа.

– Почему именно Матуа, ведь совсем рядом с Камчаткой есть Шумшу и Парамушир, большие по размеру и лучше известные острова, отбитые у японцев в том же 1945-м?

– Очень долго Матуа был абсолютно недоступен. Возможность туда попасть появилась лишь в 2001 году, когда сгорела застава и ушли пограничники. В этом году у нас прошла уже 14-я экспедиция, но даже сейчас остров показывает нам лишь одну сотую своих тайн. Хотя вывод однозначный: остров был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам.

– А у них было на это время?

– 18 августа началась Курильская десантная операция. Информация об этом прошла по всем Курилам, естественно, на Матуа узнали о начале военных действий со стороны СССР. 23 августа капитулировал японский гарнизон на Шумшу и Парамушире. А 25 августа сдался гарнизон Матуа во главе с командующим полковником Ледо. Однако из японских источников мы знаем, что с февраля 1945 года в Японии реализовался план Кэцу, согласно которому было необходимо вывезти с Курильских островов всё, что возможно, а что нельзя вывезти, то законсервировать, то есть спрятать. Оборудование, технику, сырьё… Руководство страны и предприняло такие действия в связи с тем, что был прогноз о скорой капитуляции фашистской Германии, основного союзника Японии. В феврале-марте 1945 года план Кэцу был введён в действие и на Матуа. Всё, что нельзя было вывезти, пряталось. А что нельзя было спрятать – уничтожалось. Мы нашли большое количество сожжённого оборудования, причём не просто сожжённого, а сожжённого и закопанного на 2 метра. Мелкие детали сжигались в бочках при огромной температуре. Там всё спеклось и расплавилось. Очень тщательно всё уничтожали. Но мы предполагаем, что особо ценные вещи были хорошо спрятаны. Ведь известно же, как в подобных случаях японцы поступали на южных островах, на тех же Филиппинах, например. По нашим предположениям перед капитуляцией остров покинули порядка 10–15 тыс. человек. А те, кто сдался, – это была так называемая похоронная бригада, которая консервировала остров и всё прятала.


– Но в феврале 1945-го, а тем более позже, японцам очень трудно было эвакуировать такой большой и сложный военный объект, как остров Матуа. Может быть, они всё утопили в океане?

– Водолазами, которые участвовали в экспедиции, были обследованы берега, в том числе потайной пирс. Кроме нескольких железяк и американских снарядов, которыми обстреливался остров, там ничего нет.

– А почему этот довольно небольшой остров, не имеющий удобной бухты, был так важен для японцев?

– Мы считаем, что Матуа строился как мощнейшая резервная база, которая должна была стать плацдармом для возможного отступления с северных островов. Шумшу и Парамушир – это остриё меча, направленного на Камчатку. Сооружения на этих островах имеют чисто военное значение. Никакой экзотики, а на Матуа мы видим мощёные дороги, фигурные стеночки, декоративную отделку, новые технологии… Видно, что здесь всё было очень комфортно, жили раскайфованные японцы, здесь был тыл. Как мы узнаем из допросов генерала Цуми Фусаки, командующего северной группировкой, гарнизон Матуа ему не подчинялся и управлялся напрямую из ставки на Хоккайдо. Это говорит о каком-то особом статусе острова Матуа. Японский и наш менталитет очень различаются; на острове, на котором, казалось бы, невозможно создать военно-морскую базу, японцы её построили. Неожиданность и парадокс – это их «ноу-хау».

– В Германии велись работы по созданию нового оружия. В частности, химического и бактериологического. Наверняка так же поступили и в Японии. Есть версия, что секретные лаборатории находились на Матуа. Что показали ваши исследования?

– Японцы вели такие работы. Известно, что в Харбине, на территории нынешней КНР, разработкой химического и бактериологического оружия занимался отряд 731. Я там был два года назад и видел сооружения очень похожие на те, что есть на Матуа. Конечно, мы слышали всякие страшные истории, байки, мифы, поэтому стараемся максимально соблюдать технику безопасности. Если находим что-то, что может потенциально представлять опасность, то никогда это не трогаем. Маскируем, чтобы не нашёл кто-то другой, и очень осторожно обследуем.


В войну остров Матуа и его лётчики несли особую, стратегическую миссию по охране базы на о. Симушир. И, если бы не капитуляция Японии, объявленная императором Хирохито 14 августа и заставившая многие японские островные гарнизоны сдаться без боя, неизвестно, сколько времени наши десанты штурмовали бы Матуа, сколько бы пролилось крови с обеих сторон, особенно — со стороны наступавших. Думаю, немалую роль в капитуляции сыграло применение американцами атомных бомб. Демонстрация всесокрушительной мощи, перед которыми не устояли бы даже гарнизоны этих островов, тоже сделала своё дело.

Похоже, что остров был своеобразной перевалочной, тыловой базой между островами Курильской гряды и Японией. На острове располагались резервные запасы топлива, продуктов питания, техники.


– Я видел какие-то химические колбы, другие выдутые из стекла сосуды…

– Разумеется, мы их тоже находили. Но специальных раскопок мы не производили. Везде в мире есть нормы безопасности. Если склады опасной химии или бактерий должны быть укрыты на глубине 20 метров, естественно, что они там и находятся. В этом смысле Матуа безопасен. 55 лет здесь находились наши гарнизоны, и ничего плохого не произошло.

– Какие есть доказательства того, что внутри острова скрыты законсервированные объекты?

– Мы нашли подземные коммуникации, 100–200–300 метров коридоров, вырубленных в базальте, отделанных деревом, внутри много разных помещений, печки для приготовления пищи и отопления… Это так называемый объект подземный город. И это только та часть его, которую мы открыли случайно. Произошла осыпь, образовался вход, и мы туда смогли пролезть. После землетрясений, цунами и извержений вулкана случайно открываются всё новые и новые объекты. Но мы находим только то, что не очень-то и маскировалось.

Можно взять для примера остров Иводзима, о котором все наверняка слышали. Его гарнизон составляли 22 тыс. человек. Американцы штурмовали его три месяца. В операции участвовали около 200 тыс. солдат, сотни кораблей, его только бомбили целый месяц… Так вот, Иводзима в три раза меньше Матуа. А на Матуа, когда наши туда пришли, ни одного самолёта, ни одного танка, ни одного орудия. И огромный интерес США к этому острову. Всё это говорит о том, что основные объекты были законсервированы ресурсом государства. Я имею в виду план Кэцу или какой-то аналогичный. Делалось всё специалистами, всё целенаправленно маскировалось, укладывалось на хранение, чтобы потом забрать, закупоривалось, взрывалось. Имеющимся у нас ресурсом открыть то, что пряталось ресурсом целого государства, очень сложно.

Вы видели на острове круглую сопку, мы называем её «объект холм». Точно такая же есть на Иводзиме. Такой же потухший вулканчик. Так вот на Иводзиме в ней 45 этажей коммуникаций. Мы предполагаем, что и на Матуа в сопке не менее 45 этажей коммуникаций и галерей. Наши попытки проникнуть в технические помещения пока не увенчались успехом. Если на нашу работу обратят внимание какие-то государственные структуры, действующие в интересах государства и его безопасности, мы всегда готовы поделиться информацией, которую, скажем так, не афишируем…

Cеверную часть острова Матуа занимает горный массив, венчает который пик Сарычева (вулкан Фуё). Подступы и склоны густо заросли малопроходимым ольховым стлаником, выше начинаются свежие шлаковые осыпи крутизной в 60–70 градусов. Вулкан жив: последнее извержение произошло всего два года назад.

Мы продолжаем разговор с Евгением Верещагой, руководителем камчатско-курильской экспедиции, почти 10 лет пытающимся проникнуть в тайны острова.

– В чём уникальность сооружений на Матуа, в частности аэродрома? То, что мы видели, поражает. Спустя 70 лет покрытие абсолютно пригодное для использования. А каким был аэродром при японцах?

– Было три полосы с асфальтобетонным покрытием. Одна – 400 метров, на ней стояли четыре металлических ангара и шла рулёжка на большую полосу длиной около 2 километров. Ещё одна полоса – 1,5 километра. Ширина полос – 70 метров, по краям – желоба для стока воды. Под покрытием – уложенные трубы. Те, кто здесь служил, рассказывают, что до 1985 года аэродром отапливался термальными водами.

– Получается противоречие: с одной стороны, аэродром, а с другой – лаборатории. Но само наличие огромного аэродрома демаскировало бы секретные объекты. Что же всё-таки первично? Аэродром обслуживал какую-то важную инфраструктуру или все эти сооружения были построены для обслуживания аэродрома?

– Японцы начали осваивать остров давно. В 1923 году здесь уже был посёлок Мацуа-мура. Если представить, что строительство началось в 30-е годы, то тогда это была внутренняя территория Японии и вряд ли имелась необходимость скрывать работы. А потом началась война и ситуация изменилась. На американских фотографиях времён войны аэродрома с воздуха практически не видно. Всё было покрыто маскировочными сетями. Остатки этой маскировки сохранились до сих пор. Мы считаем, что помимо аэродрома здесь находилось какое-то производство. Заводы, запасы сырья…

– Известно, что японские подлодки доходили до Германии. Бочки с немецким горючим, найденные на острове, могут свидетельствовать о том, что и немцы приходили сюда. После мая 1945 года многие немецкие подлодки просто исчезли. Исчезли и материальные ценности, сокровища, документы. Позднее члены команд этих подлодок объявлялись в разных частях света. Вы нашли подводные причальные стенки, тоннели. Могли ли немцы что-то доставить своим союзникам на Матуа?

– Мы считаем такую возможность вполне реальной. Почему, например, ту же Янтарную комнату было не вывезти на один из далёких и труднодоступных островов, да ещё к союзникам? Фантастическая версия, конечно. Но имеет право на существование. В коммуникационном плане остров настолько развит, что на нём можно спрятать всё, что угодно. Утечка информации полностью отсутствовала. Любой груз, который завозился, сохранялся здесь в полной тайне, информация не могла уйти. Японцы молчат до сих пор. Начальник гарнизона полковник Ледо умер в 1985 году, не оставив никаких мемуаров. До 2000 года в Японии официально существовало общество ветеранов Матуа. На острове Иводзима из 20-тысячного гарнизона в плен попали всего 200 человек, да и те ранеными. Их японское общество не воспринимает, считает изгоями, потому что они сдались, вместо того чтобы погибнуть за императора. А на Матуа 3811 человек сдались, и общество их извиняет. Почему? Значит, их миссия состояла в этом.

– После того как Россия сняла свою заставу с Матуа, остров остался без присмотра. Могли ли в это время побывать здесь, скажем, те же японцы, чтобы что-то с острова забрать? Это в принципе возможно?

– Если перед японцами стояла такая задача, то возможности для этого были. По крайней мере японские самолёты в районе Матуа зесекали не раз.

wod-1958.livejournal.com

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *