11.Этапы объединения земель вокруг Москвы.Иван 3.
этапы:
1)конец 13 — первая половина 14 в. Возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы(В конце XIII века Владимиро-Суздальское княжество стало приходить в упадок.Конкуренция между Тверским и Московским княжествами. Объединение на Руси шло параллельно с освобождением от золотоордынского ига. Москва сумела возглавить оба процесса.под контролем московского князя оказалось все течение Москвы-реки (Коломна, Можайск, Переяславльское княжество). значение так же имело кто получит ярлык на великое княжение Владимирское,как способ возвыситься над остальными князьми.Существенную роль в усилении Москвы сыграло расширение территории княжества (Калита скупал земли у церкви, частных лиц, приобрел даже три удельных города — Галич, Углич, Белоозерск), а также сложившийся в первой половине XIV в. союз с Новгородской республикой. Накопленный в правление Калиты военно-экономический потенциал позволил его потомкам вступить в открытую борьбу с Ордой.
2)вторая половина 14 — начало 15 в. Успешное развитие процесса объединения, зарождение элементов единого государства( в состав Московского княжества вошли дмитровские, костромские земли, район Калуги. Тверской князь стал сотрудничать с московским. В 1341 г. Новгороде появился наместник московского князя. получено право судебной власти над другими русскими князьями.Союз с церковью, перенос митрополии из Владимира в Москву. С конца 70-х годов XIV в. московский князь берет на себя функцию защитника всех русских земель, направляя войско для отпора татарам, вторгшимся в пределы других княжеств. Победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. продемонстрировала силу и значение Москвы как политического и экономического центра)
3)феодальная война второй четверти 15 в.(из-за династического кризиса:два принципа престолонаследия: от отца — к сыну (династический) и от брата — к брату (лествичное право времен Киевской Руси)Соперники сжигали города, уводили жителей в плен. Право на престол отвоевал Василий 2 у своего дяди.
)4)вторая половина 15 — начало 16 в.( во времена правления Ивана III (1462–1505)почти завершилось объединение русских земель в одном государстве. В 1471 г. – присоединение Новгорода, увеличило территорию Московского государства почти в 2 раза. Иван III добился освобождения от Золотой Орды.В ходе военной компании была присоединена Тверь, Польско-Литовское государство отказалось от Пскова и Северских земель.)
Иван III
обвенчался с царевнй византии(софьей)-укрепление престижа Руси и самого великого князя московского.После третьей подряд войны с литовцами к Московскому княжеству был присоединен Смоленск и Рязань. Возникла крупнейшая в Европе страна, которая с конца XV в. стала называться Россией.
12.Альтернативы развития Московского государства в 16 веке. Иван Грозный и его политика в оценках историков.
Иван Грозный в первую половину своего правления был реформатором и радетелем интересов государства Российского.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Карамзин описывают Грозного как великого и мудрого государя в первую половину царствования, беспощадного тирана во вторую.
За время его правления на Руси: — введен суд присяжных — бесплатное начальное образование (церковные школы) — медицинский карантин на границах — местное выборное самоуправление вместо воевод
— упразднил внутренние проездные сборы — впервые появилась регулярная армия (и первая в мире военная форма — у стрельцов) — остановлены татарские набеги — установлено равенство между всеми слоями населения — запрещен рабский труд — ввёл государственную монополию на торговлю пушниной — территория страны увеличена в 30 раз! — эмиграция населения из Европы превысила 30 000 семей
— рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч процентов — запретил распитие алкоголя в Москве
27 февраля 1549г.-первый Земский собор.Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представительного учреждения (Р. Г. Скрынников). Важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне
В тоже время все историки единодушно осуждают период «опричнины», время беззакония, репрессий, массовых пыток и казней, в которых принимал участие и сам царь.
13.Сословно-представительская монархия в Европе и на Руси. Общая и особенное.
Сословно-представительная монархия
В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года
В Европе: Речь Посполитая-Сейм Речи Посполитой;Франция-Генеральные штаты;Нидерланды-Генеральные штаты;Священная Римская империя-Рейхстаг;Хорватия-Сабор
5.7 Объединение русских земель вокруг Москвы
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило в несколько этапов. На каждом этапе происходило расширение территории Московского княжества, но были и качественные отличия:
1.
1276-1362 гг. – «возвышение Москвы». Это
начальный этап объединения. Содержанием
этапа стало образование Московского
княжества и его усиление. Начинается
он с того, что в 1276 г. появляется Московское
княжество. Основателем династии
московских князей был младший сын
Александра Невского – Даниил
Александрович (1276-1303). Шла острая борьба Москвы и Твери
за великокняжеский престол, которая
завершилась победой Москвы. Крупнейшим
событием следует считать получение в
1327 г. Иваном
Даниловичем Калитой (означает «сума», «денежный кошель»)
(1325-1340) ярлыка на великое княжение и
права сбора дани для Орды. Сыновья Ивана
Калиты –
2. 1362-1425 гг. – «национальное объединение». На этом этапе Москва превращается в общерусского лидера, чье первенство было уже бесспорным. Этап начинается с получением ярлыка в 1462 г. на великое княжение Дмитрием Ивановичем (князь Московский (1359) и Владимирский (1362 – 1389)). Главный соперник этого периода – Литва, которая тоже претендовала на роль собирателя русских земель. В 1380 г. под руководством Дмитрия Ивановича была выиграна Куликовская битва против монголо-татар во главе с Мамаем. Эта победа, за которую Дмитрий получил прозвище «Донской», показала силу Москвы и позволила уменьшить размеры дани. Дмитрий Донской соединил титулы Великого князя Владимирского и Великого князя Московского и в 1389 г.
впервые без ханского согласия передал великокняжеский престол сыну Василию I (1389-1425).3. 1425-1462 гг. – междоусобная война второй четверти XV века (1431-1453). Хронологически третий этап охватывает правление Василия II Васильевича (1425-1462). Главным содержанием этапа стал династический кризис – война между Василием II и его дядей Юрием Дмитриевичем за великое княжение, в результате которой Василий был ослеплен своими соперниками и потому прозван Темным.
После смерти Юрия война была продолжена его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Если сначала это столкновение князей можно было объяснить старинным правом наследования от брата к брату с новым порядком прямого наследования великокняжеской власти от отца к старшему сыну, то после смерти Юрия в 1434 г. оно представляло собой столкновение сторонников и противников государственной централизации, в котором на стороне Василия Темного принимали активное участие татары и духовенство.
4. 1462-1533 гг. – завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Во время правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533) окончательно были присоединены оставшиеся русские земли: Новгородская (1478), Тверская (1485), Псковская (1510), Рязанская (1521). Характеризуется этап централизацией государства. Если на первых трех этапах шло лишь простое расширение территории Московского княжества, то на четвертом происходят качественные изменения, и оно превращается в государство, причем централизованное.
Централизованное государство – государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, и аппарат управления, обеспечивающий исполнение этих законов, реализующий политические решения, принятые в одном центре. Были созданы органы управления единого Московского государства. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III.
Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» – плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране.В 1476 г. Москва перестала платить дань Орде. Когда хан Ахмат предпринял попытку возобновить ее выплату, состоялось известное «стояние на Угре» в 1480 г., что стало окончательной ликвидацией монголо-татарского ига. Иван III стал именоваться «государь всея Руси». В конце XV века территорию страны впервые стали называть «Россия».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите причины раздробленности на Руси.
2. Покажите различия в развитии древнерусских земель (Новгородской, Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской).
3. Каковы последствия монголо-татарского нашествия?
4. Каковы причины объединения русских земель вокруг Москвы?
5. Какими способами шло расширение территории Московского княжества?
6. Какова роль Ивана Калиты в возвышении Москвы?
7. Какова роль Ивана III в образовании Московского государства?
Дополнительная литература
1. Горский, А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. – М. : Наука, 2000. – 214 с.
2. Горский, А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства / А.А. Горский. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
3. Земцов, Б.Н. «Откуда есть пошла…» российская цивилизация / Б.Н. Земцов // Общественные науки и современность. – 1994. – №4.
4. Зимин А.А. Витязь на распутье : феодальная война в России в XV в. / А.А. Зимин. – М. : Мысль, 1991. – 286 с.
5. Кирпичников, А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком / А.Н. Кирпичников // Вопросы истории. – 1996. – №11-12.
6. Мельников, С.А. Наследование престола на Руси и институт соправительства как факторы централизации / С.А. Мельников // Вопросы истории. – 2001. – №11-12.
7. «Монгольская эпоха» в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы // Кожинов, В.В. История Руси и русского слова / В.В. Кожинов. – М. : «Алгоритм», 1999.
8. Нефедов, С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2006. – №2.
9. Путь Руси из Киева во Владимир // Кожинов, В.В. История Руси и русского слова / В.В. Кожинов. – М. : «Алгоритм», 1999.
10. Селезнев, Ю.В. «А переменит Бог Орду…» : (русско-ордынские отношения в конце XIV – первой трети XV вв.) / Ю.В. Селезнев. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2006. – 160 с.
11. Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до «ига» (30-40 гг. XIII в.) – 2-е изд., испр. и доп. / Д.Г. Хрусталев. – СПб. : Евразия, 2008. – 384 с.
12. Черникова, Т.В. Средневековое землевладение и проблема феодализма в русской истории / Т.В. Черникова // Общественные науки и современность. – 2005. – №5-6.
13. Янин, В.Л. У истоков Новгородской государственности / В.Л. Янин // Отечественная история. – 2000. – №6.
Россия провела первый первомайский парад на Красной площади с советских времен , с рабочими, держащими плакаты, провозглашающие поддержку президента Владимира Путина после захвата территории у соседней Украины.
Люди идут с флагами и транспарантами к собору Василия Блаженного на Красной площади во время митинга в Москве 1 мая 2014 года. REUTERS/Maxim Shemetov
Тысячи профсоюзных деятелей прошли маршем с российскими флагами и флагами путинской правящей партии «Единая Россия» на гигантскую площадь под стенами Кремля, мимо красного гранитного мавзолея основателя советского государства Владимира Ленина.
На многих баннерах были изображены традиционные лозунги ежегодного праздника трудящихся, например: «Мир, Труд, Май». Но другие были более прямо политическими, ссылаясь на кризис в соседней бывшей советской республике Украине, где российские войска захватили и аннексировали полуостров Крым в марте, что спровоцировало самую большую конфронтацию с Западом со времен холодной войны.
«Я горжусь своей страной», — гласил один. «Путин прав», — сказал другой.
В отличие от руководителей Кремля в советское время, Путин лично не руководил парадом с мавзолея. Но он продолжил еще одну советскую традицию, наградив пятерых рабочих медалями Героя Труда на торжественной церемонии в Кремле. Год назад он возродил премию сталинских времен.
Путин назвал распад Советского Союза трагедией и в марте перевернул десятилетия дипломатии после холодной войны, заявив о праве России на вмешательство в дела бывших советских стран для защиты русскоязычных.
Внесены изменения в законы, чтобы облегчить России аннексию территорий других бывших советских республик и получение жителями других частей бывшего Советского Союза российского гражданства.
После аннексии Крыма промосковские боевики захватили территорию на востоке Украины, а Путин сосредоточил на границе десятки тысяч солдат. Он отрицает, что планирует вторжение, но заявляет о своем праве начать его, если это будет необходимо для защиты русскоязычных.
Первомай, всегда важная дата в советском календаре и по-прежнему главный праздник для россиян, был отмечен митингами в других частях Москвы после распада Советского Союза в конце 1991, но до сих пор парады за пределами Красной площади не проводились.
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил телеканалу «Россия 24» с Красной площади, что по ней прошли маршем более 100 тысяч человек.
«Это не случайно, потому что в стране есть патриотический подъем и хорошее настроение», — сказал он.
Российское телевидение также показало кадры первомайского парада в столице Крыма Симферополе с российскими флагами и транспарантами с надписью «Крым — это Россия. Добро пожаловать домой.»
«Мы уверены, что нынешний патриотический подъем в Крыму распространится на всю Российскую Федерацию», — цитирует журналистов агентство «Интерфакс» промосковского лидера Крыма Сергея Аксенова.
Россия захватила полуостров в прошлом месяце после того, как в феврале был свергнут пророссийский президент Украины. Соединенные Штаты и Европейский Союз обвиняют Москву в руководстве восстанием в юго-восточных районах Украины и ввели санкции против российских лиц и компаний.
Санкции, хотя и не ударили напрямую по российской промышленности, нанесли ущерб экономике, запугав инвесторов и вынудив их вывести капитал. Международный валютный фонд понизил прогноз экономического роста России в 2014 году до 0,2% в среду и заявил, что Россия уже «переживает рецессию».
Но дома интервенция в Украине пользуется огромной популярностью. Один из опросов общественного мнения, проведенный в среду, показал, что Путина поддерживают 82 процента, что является его самым высоким рейтингом с 2010 года.
«Западные санкции нас не коснутся. Крым исторически был частью России, и правильно, что мы снова стали единым целым», — сказала Татьяна Иванова, работница Московского домостроительного комбината №1, празднуя Первомай с четырьмя коллегами.
Но не все москвичи были так впечатлены.
«Сегодня не какой-то особенный праздник, просто хороший весенний день, и люди рады возможности отпраздновать», — сказал 31-летний историк Кирилл Страхов, выступая на другой площади возле Большого театра в Москве.
«Власти пытаются заручиться поддержкой, поощряя патриотические чувства. Они игнорируют тот факт, что с объединением Крыма связано много сложных экономических и геополитических проблем».
Путин также возродил советскую практику проведения массовых демонстраций военной мощи на Красной площади в ознаменование 9 мая, победы союзников над нацистской Германией во Второй мировой войне, одного из самых важных дней в советском и российском календарях.
Центральные улицы Москвы были частично перекрыты в последние дни, так как танки и мобильные реактивные установки репетируют парад на следующей неделе.
Дополнительный репортаж Алексея Анищука, Александра Выигрышного и Владимира Солдаткина; Под редакцией Питера Граффа
Китай — не Россия.
Тайвань — не Украина.Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и многого другого.
Расширенный поиск
Поиск USIP.org
Тип контента Сообщение в блогеЦентрЮжный Суданский мирный процесс Цифровая библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияГлобальные курсы кампусаГлоссарий ТерминГрантПубликация INPROLЦелевая страницаНовостиСтраницаЧеловекПроектыПубликацияСтраница общественного образованияБиблиотечный ресурсУведомление о сайте
страны Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-Япония-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы- Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри-Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Восточный Тимор-Тонга-Туркменистан -Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия-Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция- Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория-Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-ВеликобританияБлижний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и Палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко -Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен
Области проблем Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здоровьеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь
СортироватьАктуальность
Дата
Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.
Дом ▶ Публикации
Хотя заманчиво сравнивать их, Тайвань и Украина — разные страны с разными геополитическими обстоятельствами.
пятница, 4 марта 2022 г. / Автор: Эндрю Скобелл, доктор философии; Люси Стивенсон-Янг
Тип публикации: Анализ и комментарии
Поделиться
Распечатать страницу
Вторжение России в Украину — самый серьезный военный конфликт в Европе со времен Второй мировой войны — привлек внимание всего мира. Наблюдатели запутались в значении акта агрессии и попытались обдумать более широкие последствия войны. Почти неизбежно люди ищут аналогии — как исторические, так и современные.
Тайваньские вертолеты несут флаг страны через столицу Тайбэй. 5 октября 2021 г. (Лам Йик Фей/The New York Times)Одна из популярных современных аналогий проводится между действиями России в отношении Украины и подходом Китая к Тайваню. Помимо общих параллелей — наиболее очевидная параллель в том, что и Украина, и Тайвань — миролюбивые демократии, являющиеся объектами воинственного ирредентизма со стороны более мощных в военном отношении и угрожающих соседним автократиям, — существуют и существенные различия. Китай Си Цзиньпина — это не Россия Владимира Путина, а Тайвань — это не Украина.
Китай не Россия
Россия при Путине неоднократно отправляла свои вооруженные силы для выполнения боевых задач за рубежом в ряде стран, включая Грузию, Сирию и Украину, а также проводила крупные военные интервенции против других государств, совсем недавно против Казахстана (хотя и по приглашению президента этой страны ). Москва также активно поддерживала вооруженные группы и ополченцев в некоторых из этих и других стран.
Хотя в последние годы Китай также проявлял активность и напористость в использовании своих вооруженных сил за пределами своих границ, Пекин воздерживался от широкомасштабных боевых действий. На своей периферии Китай участвовал в провокациях, конфронтациях и даже ожесточенных столкновениях. Но Китай, в отличие от России, воздерживался от массовых интервенций, вторжений или оккупаций других стран с тех пор, как он вторгся во Вьетнам в 1979. Крупнейшее развертывание китайских войск за границей в эпоху после холодной войны было связано с миротворческими миссиями ООН. В то время как Россия имеет более 20 военных объектов за пределами своих границ, на сегодняшний день у Китая есть только одна официальная военная база на иностранной территории — в Джибути (созданная в 2017 году) — и несколько других объектов, которые он официально не признает.
Конечно, у Пекина есть история использования своих мощных вооруженных сил и мускулистого аппарата принуждения в пределах границ Китая для энергичного подавления мирных демонстрантов, политических диссидентов и недовольных этнических меньшинств. Места проведения этих операций включают Пекин, Тибет и Синьцзян, а также Гонконг. Китай также без колебаний применяет вооруженную силу и широкий спектр инструментов принуждения на своей периферии. Это включает строительство дорог и бункеров в отдаленных приграничных районах высоких Гималаев вдоль оспариваемой границы с Индией, а также строительство искусственных островов и военных объектов в спорных водах Южно-Китайского моря. В последние годы вооруженные силы Китая также участвовали в смертоносных столкновениях и ожесточенных столкновениях с подразделениями индийской армии вдоль спорной линии фактического контроля, а также преследовали и таранили рыболовные суда и суда береговой охраны Вьетнама, Филиппин и других стран.
Похоже, Путину нравится изображать из себя сильного человека, который обычно готов ткнуть пальцем в нос всему остальному миру. Напротив, Си — по крайней мере, на сегодняшний день — в основном стремился создать образ государственного деятеля на мировой арене. Время от времени он выступал с речами, пытаясь представить Китай как более ответственную, менее навязчивую и свободную от ценностей версию Соединенных Штатов. И Си потратил много времени и ресурсов на продвижение ряда громких международных усилий, направленных на демонстрацию того, что Китай является конструктивной и активной великой державой. Используя позитивную риторику, рекламирующую «беспроигрышные» решения и стремление построить «сообщество с общим будущим для человечества», Китай под руководством Си предпринял амбициозные усилия, такие как инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Путин, напротив, не предпринял никаких реальных усилий, чтобы предложить альтернативу глобальному лидерству США, кроме расплывчатых грандиозных заявлений (часто в тандеме с Си), и мало что предложил миру в плане экономического стимулирования, кроме перспективы увеличения экспорта энергоносителей. и шумиха вокруг Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Несмотря на то, что ЕАЭС состоит лишь из нескольких государств-преемников Советского Союза, его рекламируют как ответ России на инициативу Китая «Один пояс, один путь». Что касается геостратегической активности, основные многосторонние инициативы России, как правило, связаны с Китаем. К ним относятся создание Шанхайской организации сотрудничества в 2001 году и формирование группы БРИКС в 2010 году. Первая представляет собой сообщество безопасности с центральноазиатским акцентом, состоящее из России, Китая и четырех государств Центральной и двух стран Южной Азии. Последний представляет собой свободную ассоциацию некоторых из крупнейших в мире «развивающихся экономик»: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.
Однако самым значительным геостратегическим маневром Москвы при Путине было укрепление стратегического партнерства России с Китаем. И Пекин, и Москва настаивают на том, что их отношения не являются союзом, а их договор о дружбе 2001 года, который был продлен в 2021 году, не обязывает ни одну из сторон выступать на защиту другой в случае военного конфликта. Тем не менее, китайско-российские отношения являются явно последовательным союзом, который стал ближе в последние годы, особенно в связи с ухудшением их соответствующих отношений с Соединенными Штатами.
Вторжение России в Украину поставило Китай в очень неудобное положение: Пекин не хочет противодействовать Москве, но и не хочет портить свои отношения с Вашингтоном и европейскими столицами. Следовательно, Китай двусмыслен в своих заявлениях и действиях. Министр иностранных дел Китая Ван И призвал к миру, но не осудил Россию и не призвал Москву вывести свои войска. В пространном совместном заявлении от 4 февраля 2022 года, опубликованном Путиным и Си во время визита российского лидера в Пекин накануне зимних Олимпийских игр, Украина вообще не упоминается, а Китай демонстративно воздержался во всех резолюциях Совета Безопасности ООН, касающихся к вторжению России. Си, похоже, попросил Путина отложить любые военные действия против Украины до окончания Олимпиады.
Российское вторжение создает для Китая и другие трудности как с точки зрения противоречия давно поддерживаемым Пекином принципам внешней политики, так и с точки зрения негативного воздействия на национальные интересы Китая в Украине. Действия России явно противоречат краеугольным принципам внешней политики Китая о невмешательстве в дела других стран и уважении территориальной целостности. Кроме того, Китай имеет значительные экономические инвестиции в Украине и является хорошим клиентом украинской военной промышленности. В 2020 году Украина подписала соглашение о сотрудничестве в рамках одного пояса, которое еще больше укрепило экономические отношения между двумя странами и обозначило Украину как важного партнера в подписанной Пекином внешнеполитической и экономической инициативе.
Тайвань — это не Украина
Тот факт, что Украина не является членом Организации Североатлантического договора (НАТО), почти наверняка стал решающим фактором в расчете Путина на вторжение в Украину. Российский главнокомандующий знал, что его силам вторжения, скорее всего, не придется бороться с вооруженными силами каких-либо других стран. И если в Кремле и оставались сомнения относительно диспозиции самого могущественного члена НАТО, то президент США Джо Байден публично заявил, что Соединенные Штаты не будут посылать военные силы для защиты Украины. Тем не менее, администрация Байдена предприняла решительные шаги, чтобы укрепить союзников по НАТО в Восточной Европе и оказать солидную военную помощь Украине.
Напротив, Си и его коллеги из Политбюро давно убеждены, что Тайвань пользуется решительной поддержкой самых боеспособных в мире вооруженных сил. Народно-освободительная армия — как известны все виды вооруженных сил Китая — по-прежнему исходит из того, что, если она начнет вторжение на Тайвань, американские военные вмешаются быстро и решительно. Отношения между США и Тайванем, хотя и технически «неофициальные» из-за политики «одного Китая», в последние годы укрепились. 28 февраля администрация Байдена направила на Тайвань неофициальную делегацию бывших чиновников министерства обороны и национальной безопасности США, чтобы продемонстрировать Китаю это обязательство. Остается верным, что самым большим сдерживающим фактором для массированной военной атаки Китая на остров является предположение Пекина о том, что война с Тайванем также означает войну с Соединенными Штатами.
Однако официального военного союза между США и Тайванем нет. Пакт об обороне, связывающий Вашингтон с Тайбэем, был официально аннулирован в 1979 году. Так почему же Пекин убежден, что у Вашингтона отношения с Тайванем, напоминающие железный союз? Есть как минимум две причины. Во-первых, сменявшие друг друга администрации США публично обязались поддерживать Тайвань в борьбе с китайской агрессией и регулярно продавали оружие вооруженным силам острова. Во-вторых, хотя в 1979 Закона об отношениях с Тайванем (TRA), который прямо обязывает Соединенные Штаты встать на защиту Тайваня в случае нападения на остров со стороны Китая, многие в Вашингтоне считают, что такое обязательство существует. Хотя существуют разные толкования того, что означает TRA, наиболее важным фактом является то, что подавляющее большинство политических и военных лидеров США полностью убеждены в том, что этот закон обязывает Соединенные Штаты де-факто союзом с Тайванем.
Повышенная военная напористость Китая и возросший уровень вооруженных провокаций в Тайваньском проливе и в других местах на периферии Китая в последние годы только укрепили убежденность Вашингтона в том, что остров является стойким демократическим партнером, достойным поддержки США, поскольку он пытается защитить крошечные Тайвань против попыток Пекина принудить остров к нежелательному объединению с Китаем.
Однако Тайвань, в отличие от Украины, не является членом ООН. В то время как Украина имеет дипломатические отношения на уровне послов с более чем 180 странами, включая Китай и Соединенные Штаты, Тайвань имеет полные дипломатические отношения только примерно с дюжиной стран, и ни одна из них не является крупными державами. Тем не менее, благодаря TRA, Тайбэй поддерживает прочные квазидипломатические отношения с Вашингтоном, а благодаря прагматичной изобретательности Тайваня остров обладает активной всемирной сетью де-факто дипломатических миссий.
Хотя дипломатический статус Украины намного выше, чем у Тайваня, статус военного альянса европейской страны менее впечатляющий — Украина не является членом НАТО, хотя и является очень активным участником инициативы НАТО «Партнерство ради мира». Хотя у Тайваня также нет официальных военных союзников, у острова есть несколько близких и важных партнеров в области безопасности, в первую очередь Соединенные Штаты.
Китай — это Китай, а Тайвань — это Тайвань
Тайвань продолжает оставаться самым спорным вопросом в американо-китайских отношениях. Более того, Тайваньский пролив обычно называют наиболее вероятным местом военного противостояния между США и Китаем. Для Си и его коллег по Политбюро Тайвань имеет большое значение и явно определяется как «основной» национальный интерес Китая, при этом Си подтвердил в 2021 году, что «решение тайваньского вопроса и осуществление полного воссоединения Китая является исторической миссией и непоколебимой приверженностью Коммунистическая партия Китая» и что «никто не должен недооценивать решимость, волю и способность китайского народа защищать свой национальный суверенитет и территориальную целостность».
Более того, большинство граждан Китая считают Тайвань китайской территорией и рассматривают остров как объект, за который стоит бороться. Действительно, Коммунистическая партия Китая (КПК) поставила свою политическую легитимность на конечную цель объединения Тайваня с Китаем и в то же время решительно работает над тем, чтобы остров не стал де-юре независимым. Пекин предпочитает мирные способы достижения объединения или предотвращения независимости, но КПК никогда не отказывалась от использования вооруженной силы. Кроме того, центральным сценарием боевых действий НОАК является Тайвань, а китайские вооруженные силы были сосредоточены на планировании и подготовке операции против острова на протяжении десятилетий.
Поучительная история?
Несмотря на вышеперечисленные различия, боевой опыт России на Украине окажет влияние на отношение Китая к Тайваню. Если российские вооруженные силы останутся в безвыходном положении на Украине в течение длительного периода и/или столкнутся с длительным и широкомасштабным мятежом, это может заставить Си и его коллег-членов Политбюро задуматься. Если российские военные потерпят серьезные неудачи и, возможно, даже позорные поражения, это может заставить политических лидеров Китая дважды подумать о целесообразности вторжения на Тайвань.
В конце концов, вторжение в Украину относительно прямолинейно — страна географически граничит с Россией, разделяя протяженную сухопутную границу с преимущественно пологой местностью. Напротив, вторжение на остров Тайвань — гораздо более сложная операция: успешная кампания требует тщательного планирования и скоординированных действий воздушных, военно-морских и сухопутных войск. Это также будет включать в себя высадку морского десанта в дополнение к значительным городским боевым действиям — в еще большем масштабе, чем в Украине, — включая операции на пересеченной горной местности. Безусловно, НОАК тщательно изучит украинскую кампанию России и извлечет из нее уроки так же, как они изучали кампании других крупных держав. Такие анализы проводятся с большой серьезностью, потому что сами вооруженные силы Китая не вели крупных войн с 19 века.79 (когда китайские войска вторглись во Вьетнам) и не проводили крупной десантной кампании на острова с 1950 года (против острова Хайнань).
Один из способов, которым китайское руководство может делать выводы о российском вторжении в Украину, — переосмыслить риски, связанные с эскалацией. В дополнение к отмечанию потенциального военного затруднения, с которым сталкивается Россия, Китай может опасаться широкомасштабных экономических санкций, наложенных международным сообществом. Если бы Китай получил подобную негативную реакцию за вторжение на Тайвань, это повысило бы вероятность действительно разрушительных санкций в то время, когда китайская экономика переживает вялый рост и структурные проблемы.
В частности, превращение платежной системы SWIFT в оружие может заставить Китай задуматься. Россия пытается популяризировать трансграничную систему передачи финансовой информации, а Китай привержен развитию платежной сети CIPS, но ни один из них не добился значительных успехов за пределами России или Китая. Несмотря на свои недостатки, SWIFT остается наиболее эффективной системой международных финансовых транзакций для банков, и удаление из SWIFT потенциально может иметь разрушительные последствия для экономики Китая. Кроме того, уроки российского вторжения в Украину на сегодняшний день заключаются в том, что цена вооруженной агрессии высока — кровью и деньгами, а также жестким международным осуждением Москвы и решительным коллективным ответом стран-членов НАТО.
В любом случае, в настоящее время Си и его коллеги по Политбюро не проявляют особой срочности в осуществлении объединения с Тайванем военными средствами, и нет никаких признаков массового наращивания китайской военной мощи вблизи Тайваньского пролива. Конечно, расчеты Пекина в отношении применения силы против Тайбэя могут измениться, поэтому мир должен постоянно следить за ситуацией и внимательно следить за предупреждениями и индикаторами. Частью этого мониторинга должно быть тщательное изучение китайских оценок действий России в Украине в ближайшие недели, месяцы и годы.
Связанные публикации
Несмотря на то, что в прошлом году в центре внимания всего мира были зверства — и преследование ответственности — в Украине, продолжал нарастать импульс поиска ответственности за преступления Китая против уйгуров и других групп меньшинств. Большая часть этого прогресса была достигнута на государственном уровне, включая судебные дела в соответствии с принципом универсальной юрисдикции, определения злодеяний, свидетельствующие о том, что геноцид и преступления против человечности продолжаются, и усилия по исключению китайских товаров, изготовленных с использованием принудительного труда, с внутренних рынков. Хотя этот импульс был медленным и не без неудач, он также был устойчивым, укрепляя репутацию Пекина в отношении преступлений против уйгуров и общее дело о привлечении к ответственности.
Тип: Анализ и комментарии
Права человека; Правосудие, безопасность и верховенство права
Хотя Пакистан и Китай поддерживают прочные экономические и дипломатические отношения, именно их двусторонние военные отношения выросли за последние годы наиболее значительно. Этот пороговый альянс по-прежнему не соответствует официальному договору — чего Китай избегает — но выполняет многие из тех же функций, а перспектива создания китайских военно-морских баз на берегах Пакистана имеет серьезные последствия для региональной безопасности. Самир Лалвани из USIP обсуждает свой последний отчет о китайских и пакистанских военных связях, о том, как Китай может использовать эти отношения в будущем соперничестве великих держав и что лидеры США могут сделать, чтобы добиться стратегической ясности с Пакистаном, помогая ему сохранить независимость во внешней политике.
Тип: Блог
Анализ и предотвращение конфликтов; Глобальная политика
По мере того как соперничество между США и Китаем усиливается — и некоторые предполагают, что новая холодная война не за горами — многие азиатские страны с тревогой наблюдают за этим. Если Вашингтон стремится сохранить свою роль мирового лидера, он должен быть благоразумным в том, как он оспаривает китайское влияние в Азии, которая, вероятно, станет ключевым полем битвы нового китайско-американского соперничества. Соединенные Штаты должны понять, что азиатские страны не хотят, чтобы их заставляли постоянно справляться с конкурирующим давлением со стороны сверхдержав. Китайско-американское соперничество времен холодной войны демонстрирует, что принуждение азиатских стран к выбору стороны может в конечном итоге привести к обратным результатам и подрывает одно из главных качеств Соединенных Штатов в этом глобальном соперничестве.
Ваш комментарий будет первым