Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Начало объединения русских земель кратко: Причины объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство в 14-15 веках – кратко в таблице (6 класс)

Содержание

Причины объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство в 14-15 веках – кратко в таблице (6 класс)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 243.

Обновлено 17 Декабря, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 243.

Обновлено 17 Декабря, 2021

Объединение русских земель вокруг Москвы заняло свыше 200 лет. Этот процесс начался в 1300 году при князе Данииле Александровиче, сыне Александра Невского, и завершился в 1521 году присоединением Рязанского княжества, а де-юре даже в 1550 году. Именно к этой дате Иван IV стал первым царем и был принят свод законов — Судебник. У процесса, проходившего в 14-15 веках, было несколько причин.

Внешнеполитические причины

Первой причиной объединения русских земель можно считать стремление к свержению монголо-татарского ига, которое установилось в середине XIII века.

Рис. 1. Объединение русских земель, XIV век.

В первой четверти XIV века московские князья боролись с тверскими за ярлык на княжение. Победителем в этой борьбе вышел Иван I Калита. Он смог добиться мирных отношений с Золотой Ордой для себя и своих наследников примерно на 50 лет, с 1328 по 1378 год. В 1378 и 1380 годах его внук Дмитрий Донской разгромил монголо-татар на реке Воже и на Куликовом поле, но в 1382 году потерпел поражение от хана Тохтамыша. Последний смог сжечь Москву, несмотря на наличие в городе пушек.

В первой половине XV века Золотая Орда распалась на несколько ханств и Большую Орду. В 1480 году Иван III после стояния на реке Угре избавился от этого противника в степях у южных границ. В 1487 году он даже на короткий период в 20 лет сделал своим вассалом Казанское ханство.

В конце XV века основной внешнеполитической угрозой стало Великое княжество Литовское, поэтому Иван III в 1478 году присоединил Новгородскую вечевую республику.

Среди боярства Новгорода в 1471 году существовала пролитовская партия. В 1485 году было присоединено приграничное Тверское княжество. После войн 1487–1494 и 1500–1503 годов Великое княжество Литовское уступило Ивану III города на своих восточных окраинах — Чернигов, Брянск, Торопец и другие.

Рис. 2. Объединение русских земель, XV век.

Экономические и религиозные причины

Если монголо-татарское нашествие привело к хозяйственному упадку русских земель, то в XIV–XV веках наблюдался рост городов, возрождение сел и деревень, увеличение обрабатываемых земель и возобновление каменного строительства. Например, Новгород Великий стал городом-членом Ганзы — союза торговых городов, преимущественно расположенных на берегах Балтийского моря. В едином государстве все эти процессы шли быстрее, в 1530-е годы даже была проведена первая общерусская денежная реформа Елены Глинской.

К 1500 году под контролем великого князя Ивана III оказалась огромная территория от Урала на востоке и до Финского залива на западе, от Белого моря на севере и до реки Сейм на юге.

Процессам объединения также способствовал рост вотчинного и поместного землевладения и формирования служилого сословия — дворянства. За свою службу они получали земельный надел с крестьянами — поместье. В 1497 году началось оформление крепостного права с введения правила Юрьева дня, то есть ограничения перехода крестьян от одного помещика к другому неделей до и после 26 ноября.

Причины объединения Руси в единое государство можно представить в следующей таблице:

Причины

Характеристика

Внешнеполитические

Борьба с ордынским игом до 1480 года, а далее — с Великим княжеством Литовским

Экономические

Развитие торговли, городов, ремесел, сельского хозяйства и поместного землевладения

Церковные

Переезд в Москву митрополита в 1326 году и автокефалия в 1448 году

Религиозный центр русских земель в 1299 году переместился из Киева во Владимир, куда переехал митрополит. В 1326 году им стала Москва. Там не только находился митрополит, но и началось строительство каменных храмов. С 1448 году митрополит стал автокефальным, его избрали без утверждения Константинопольского патриарха. Церковное единство также способствовало объединению.

Рис. 3. Иван III.

Что мы узнали?

Для понимания русской истории XIV–XVI веков следует понимать, что привело к объединению русских земель вокруг Москвы. Кратко эту тему изучают в школьном курсе истории 6 класса, а также в 10. Основных причин было четыре: необходимость свергнуть монголо-татарское иго, экономические связи, церковное единство и развитие вотчинного землевладения.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 243.


А какая ваша оценка?

Начало объединения русских земель

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII—XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос — вокруг какого центра объединятся русские земли.

На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247г. , когда его получил младший брат Александра Невского — Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем (1263—1272). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. В конце XIII — начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество.

Содержание

  • 1 Возвышение Москвы
  • 2 Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол
  • 3 Восстание в Твери
  • 4 Иван Калита
  • 5 Дмитрий Донской
  • 6 Куликовская битва
  • 7 Разгром Москвы Тохтамышем
  • 8 Значение Куликовской победы
  • 9 Поход Тимура
  • 10 Феодальная война второй четверги XV в. (1431—1453)
  • 11 Русь и Флорентийская уния

Возвышение Москвы

Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальско го княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Каковы были причины возвышения Москвы?

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада — Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.

Через Москва-реку и реку Оку Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского — Даниил Александрович (1276—1303). При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московскою княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в северо-восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва-реки, а Коломна — у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Переяславль-Залесский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, поэтому его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего. Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол

Как представитель более старшей ветви, тверской князь Михаил Ярославич (1304—1317) получил в Орде ярлык на великое княжение. В Москве же в это время правил сын Даниила Александровича Юрий (1303—1325).

Юрий Данилович Московский был женат на сестре хана Узбека Кончаке (Агафье). Он обещал увеличить дань с русских земель. Хан передал ему ярлык на великокняжеский престол. В 1315 г. Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, захватил в плен ханскую сестру, которая вскоре умерла в Твери. Юрий обвинил в смерти жены тверского князя. Вызванный в Орду Михаил был казнен. Московский князь впервые в 1319г. получил ярлык на великое княжение. Однако уже в 1325г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского — Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но, продолжая политику стравливания русских князей, передал великое княжение брату казненного — Александру Михайловичу (1326—1327).

Восстание в Твери

В 1327г. население Твери восстало прошв сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом) родственника Узбека. Возмущенные поборами и насилиями тверичи обратились за помощью к князю Александру Михайловичу. Тверской князь занял выжидательную позицию. Восставшие тверичи перебили татар. Воспользовавшись этим, московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Ценой жизни населения другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель.

И сегодня не прекращается спор о двух возможных тенденциях в борьбе с Ордой. Кто был прав в соперничестве двух княжеств XIV в.? Москва, копившая силы для борьбы с врагом, или Тверь, выступившая против захватчиков с открытым забралом? Сторонники находятся как у одной, так и у другой точки зрения.

Иван Калита

Иван Данилович (1325—1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей.

Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился туда. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси.

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя — «Калита» («денежная сума», «кошель»). При Иване Калиге усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калига получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества.

При сыновьях Ивана Калиты — Семене (1340—1353), получившем прозвище Гордый за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353—1359) — в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

Дмитрий Донской

Дмитрий (1359—1389) получил престол девятилетним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский владимирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества — была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) — единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.

Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период «великой замятии» (50—60-е годы XIV в.)— ослабления центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы «прощупывали» друг друга. В 1377 г. на реке Пьяне (около Нижнего Новгорода) московская рать была сокрушена ордынцами. Однако закрепить успех татары не смогли. В 1378г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на реке Воженс (Рязанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве.

Куликовская битва

В 1380г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай новел свои войска на Русь. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись навстречу татарам, пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей, В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон. Утро в день битвы —8 сентября 1380г.— выдалось туманным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских, и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что одержал победу. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Разгром Москвы Тохтамышем

После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш. Борьба между Москвой и Ордой еще не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указавшего броды через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой внезапно напал на Москву. Еще до похода татар Дмитрий выехал из столицы на север, чтобы собрать новое ополчение. Население города организовало оборону Москвы, восстав против бояр, в панике устремившихся из столицы. Москвичи сумели отбить дна штурма врага, впервые применив в бою так называемые тюфяки (кованые железные пушки русского производства).

Понимая, что штурмом город не взять, и опасаясь подхода Дмитрия Донского с войском, Тохтамыш заявил москвичам, что пришел воевать не против них, а против князя Дмитрия, и обещал не грабить город. Обманом ворвавшись в Москву, Тохтамыш подверг ее жестокому разгрому. Москва вновь была обязана платить дань хану.

Значение Куликовской победы

Несмотря на поражение в 1382г., русский народ после Куликовской битвы уверовал в скорое освобождение от татар. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое Главенство Москвы среди остальных русских земель. Разгром ордынцев в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь. На Куликовом поле шли жители из разных русских земель и городов — вернулись же они с битвы как русский народ.

Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389—1425) по завещанию как «отчину» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

Поход Тимура

В 1395 г. среднеазиатский правитель Тимур — «великий хромец», совершивший 25 походов, завоеватель Средней Азии, Сибири, Персии, Багдада, Дамаска, Индии, Турции — нанес поражение Золотой Орде и двинулся походом на Москву. Василий I собрал ополчение в Коломне для отпора врагу. Из Владимира в Москву привезли заступницу Руси — икону Владимирской богоматери. Когда икона была уже около Москвы, Тимур отказался от похода на Русь и после двухнедельной остановки в районе Ельца повернул на юг. Легенда связала чудо избавления столицы с заступничеством Богородицы.

Феодальная война второй четверги XV в. (1431—1453)

Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкое и Звенигородское, которые получил младший сын Дмитрия Донского Юрий. Он же по завещанию Дмитрия должен был наследовать после брата Василия I великокняжеский престол. Однако завещание было написано, когда у Василия I еще не было детей. Василий I передал престол своему сыну — десятилетнему Василию II.

После смерти великого князя Юрий как старший в княжеском роду начал борьбу за великокняжеский престол с племянником — Василием II (1425—1462). Борьбу после смерти Юрия продолжили его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Если сначала это столкновение князей еще можно было объяснить «старинным правом» наследования от брата к брагу, т. е. к старшему в роду, то после смерти Юрия в 1434 г. она представляла собой столкновение сторонников и противников государственной централизации. Московский князь выступал за политическую централизацию, Галицкий князь представлял силы феодального сепаратизма.

Борьба шла по всем «правилам средневековья», т. е. в ход пускались и ослепления, и отравления, и обманы, и заговоры. Дважды Юрий захватывал Москву, но не мог в ней удержаться. Наивысшего успеха противники централизации достигли при Дмитрии Шемяке, который недолгое время был Московским великим князем.

Только после того как московское боярство и церковь окончательно встали на сторону Василия Васильевича II Темного (ослеплен своими политическими противниками, как и Василий Косой, отсюда и прозвища «Косой», «Темный»), Шемяка бежал в Новгород, где и умер. Феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Московского княжества вошли Муром (1343), Нижний Новгород (1393) и ряд земель на окраинах Руси.

Русь и Флорентийская уния

О силе великокняжеской власти говорит отказ Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквами под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г. Этот союз римский папа навязывал Руси под предлогом спасения Византийской империи от завоевания османами. Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию, был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого предложил Василий II. Этим было положено начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха. А после взятия Константинополя османами в 1453г. выбор главы русской церкви определялся уже в Москве.

Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монгольского разорения, можно утверждать, что в результате героического созидательного и ратного труда русского народа на протяжении XIV и первой половины XV в. были созданы условия для создания единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое княжение шла уже, как показала феодальная война второй четверти XV в., не между отдельными княжествами а внутри московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских земель православная церковь. Процесс образования Российского государства со столицей в Москве счал необратим.

Глава 5. ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс

Глава 5.

ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

§ 23. НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

Русские земли в XIV веке. В XIV веке наиболее влиятельными княжествами (их ещё называли великими) были Московское, Тверское, Рязанское, Суздальское и Ниже-городское, а также Новгород и Псков – боярские республики. В 1348 году Псковская республика официально стала независимой от Новгорода.

Князья были крупными земельными собственниками. Например, московскому князю Ивану Даниловичу принадлежало более 50 сёл с угодьями. На территории крупных княжеств находились уделы, которые князья выделяли своим сыновьям. Эти удельные князья самостоятельно управляли своей территорией, но имели обязательства перед великим князем: оказывать ему военную помощь в случае войны, передавать дань со своих земель.

Большими вотчинами владели бояре. Росло и монастырское землевладение. Крестьяне, жившие на боярских или монастырских землях, платили за пользование земельными наделами оброк или выполняли разную работу. Они имели право уйти от владельца вотчины и искать лучшей доли в другом месте.

На «чёрных» землях проживали черносошные крестьяне. Они платили налоги великому князю и выполняли разные повинности. Великий князь распоряжался «чёрными» землями: нередко он дарил их боярам и духовен-ству.

Москва и Тверь. В 1304 году скончался великий князь Андрей Александрович. На опустевший великокняжеский престол претендовали Михаил Ярославич, князь тверской, и Юрий Данилович, князь московский. Тверское княжество – одно из наиболее крупных в СевероВосточной Руси было главным соперником Москвы в борьбе за объединение русских земель. Эта борьба продолжалась несколько десятков лет.

Родословная Рюриковичей. Вторая треть XIII – середина XIV века (синим цветом выделены имена великих князей владимирских, зелёным – московских, в скобках указаны даты правления)

Княжение во Владимире по старшинству должно было перейти к тверскому князю. Юрий Данилович поспешил в Золотую Орду, где ему поставили условие: «Если ты дашь выходу (дани) больше князя Михаила, то мы дадим тебе великое княжение». Московский князь согласился увеличить дань, однако заветный ярлык получил Михаил Ярославич.

В 1312 году в Орде сменилась власть. Русские князья поехали к новому хану Узбеку за ярлыками на княжение. В 1318 году в ставке хана Михаила Ярославича обвинили в неуплате дани и убили. Русская церковь причислила Михаила Тверского к лику святых.

Ярлык на великое княжение получил Юрий Данилович. Главным его соперником выступил сын казнённого Михаила Ярославича – Дмитрий, прозванный за смелость и отвагу Грозные Очи. В 1325 году князья встретились в Орде, и Дмитрий убил Юрия Даниловича, отомстив за смерть отца. Он надеялся на милость хана, но Узбек приказал казнить Дмитрия. Ярлык на великое владимирское княжение получил его брат тверской князь Александр Михайлович. Московским князем стал брат Юрия Даниловича – Иван Данилович.

Мечеть хана Узбека в Крыму

Восстание в Твери. В 1327 году в Тверь прибыл ханский посол Чолхан, известный в русских источниках под именем Щелкана. В народе разнёсся слух, что Щелкан приехал править Тверью и обращать русских людей в му-сульманскую веру. В Твери вспыхнуло восстание. Горожане уничтожили отряд Щелкана и всех ордынцев, которые находились в городе.

Объединение земель вокруг Москвы (XIV – первая половина XV в.)

Убийство ордынского посла и его отряда привело в ярость хана Узбека. Он отправил войско, в составе которого находились полки московского князя Ивана Даниловича. В награду за подавление восстания в Твери он получил от хана в 1328 году ярлык на великое владимирское княжение и право сбора дани для Орды. Города и сёла Тверского княжества были опустошены, большинство жителей истребили, оставшихся увели в плен. В Москву вывезли вечевой колокол Твери. Тверская летопись сообщала: «А князь великий Иван в Твери от святого Спаса взял колокол в Москву».

После такого разорения Тверская земля надолго вышла из борьбы за политическое господство в СевероВосточной Руси. Москва собирала силы и земли.

Иван Данилович Калита.

Летописцы отмечают: когда княжил Иван Данилович, по всей Руси воцарились мир и тишина. Он вошёл в историю как «собиратель Русской земли».

Другое прозвище князя – Иван Калита. Согласно летописям, он всегда носил на ремне кошель, наполненный деньгами для бедных людей (такой кошель в то время назывался «калита»).

Иван Данилович умело поддерживал отношения с Ордой: своевременно платил дань, отправлял хану и его приближённым подарки. Такая политика оберегала Русь от набегов ордынцев и давала необходимую передышку для восстановления и развития хозяйства. Часть дани Калита оставлял в Москве, которая богатела. Это давало ему возможность покупать соседние земли. Князь расширял территорию Московского княжества, присоединяя к нему ростовские, белозерские, угличские земли. Он охотно брал на службу хороших воинов, в том числе бежавших по каким-либо причинам из Орды или Литвы.

Иван Калита добился главного – признания Москвы центром земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.

В Москве подолгу жил митрополит Пётр. По преданию, он сказал Ивану Калите: «Если ты упокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится». На пожертвования князя в Москве построили первый каменный храм – церковь Успения Богородицы.

Перед смертью Иван Данилович Калита разделил Московское княжество между тремя сыновьями. Старшему, Симеону, достались Можайск и Коломна, среднему, Ивану, – Звенигород и Руза, младшему, Андрею, – Серпухов и Лопасна на Оке. По мнению некоторых историков, дробление Калитой Московского княжества между сыновьями на время задержало начавшийся процесс объединения русских земель.

Иван Калита и митрополит Пётр. Фрагмент иконы

Московский Кремль при Иване Калите. Художник А. Васнецов

Родословная Рюриковичей. XIV век

Москва – центр объединения Русской земли. Отечественные историки долгие годы вели споры о причинах возвышения Москвы как общегосударственного центра Руси. Одни, вслед за известным историком В. О. Ключевским, называли удобное географическое положение Москвы, которая от ордынских набегов была прикрыта землями Рязанского княжества. В качестве другой важной причины отмечали и связь города по Москве-реке с главными торговыми путями. Другие историки обращали внимание на то, что Тверь, Углич или Нижний Новгород занимали не менее выгодное, чем Москва, географическое положение, а торговый путь по Волге, проходивший возле этих городов, был более безопасным. Каждая точка зрения заслуживает внимания.

Основа успехов Москвы – прежде всего продуманная и целенаправленная политика её князей. Они различными способами увеличивали богатство и территорию Московского княжества. Сюда приходили переселенцы из разорённых ордынцами мест и занимались хозяйственной деятельностью. Служба богатому московскому князю привлекала и бояр.

В 1328 году новый митрополит Феогност перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Город, в котором жил глава Русской церкви, считался духовным центром русских земель. Авторитет Москвы вырос. Способствовал Феогност и строительству каменных церквей, желая придать Москве вид настоящей столицы.

Первые московские князья создали предпосылки для успешных действий по объединению русских земель в единое государство. Русская церковь активно поддерживала такую политику.

«Чёрные» земли местность (города, сёла), где жили «чёрные» люди; собственность государства в лице его главы – великого князя (царя).

Черносошные крестьяне лично свободные крестьяне, которые жили на государственных землях, платили подати и отбывали повинности.

1325 – 1340 годы – княжение Ивана Даниловича Калиты в Москве (с 1328 г. – великий князь владимирский).

1327 год – восстание в Твери.

Вопросы и задания

1. Какими были основные причины, положившие начало объединению земель вокруг Москвы?

2. Найдите на карте (с. 156) великие княжества, существовавшие на Руси в XIV веке.

3. Используя карту, объясните, почему в Московском княжестве Можайск и Коломна устанавливали «въезд» и «выезд» по Москве-реке.

4. Какие причины, по вашему мнению, стали главными в процессе выдвижения Москвы на первое место по сравнению с другими центрами объединения Руси?

5. Какими чертами характера обладал великий князь Иван Калита?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 23. НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

§ 23. НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ Русские земли в XIV веке. В XIV веке наиболее влиятельными княжествами (их ещё называли великими) были Московское, Тверское, Рязанское, Суздальское и Ниже-городское, а также Новгород и Псков – боярские республики. В 1348 году

2.2. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы

2.2. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы Присоединение НовгородаКрупнейшая роль в дальнейшем объединении русских земель принадлежит великому князю Ивану III Васильевичу, сыну Василия Темного, занимавшему московский престол в 1462–1505 гг. Еще при жизни отца

§ 1. Объединение русских земель в едином русском государстве и изменения в отношениях власти и общества

§ 1. Объединение русских земель в едином русском государстве и изменения в отношениях власти и общества С середины XV в. начался и в начале 1520-х гг. завершился процесс подчинения отдельных земель и княжеств Северо-Восточной и Северо-Западной Руси власти великого князя

Глава 12. Москва и объединение земель

Глава 12. Москва и объединение земель § 1. Младший сын Невского на уделе «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?» — голос неподдельного изумления слышится в этом вопросе безвестного повествователя. Он писал сочинение о

Объединение вокруг Москвы

Объединение вокруг Москвы А куда б они на фиг делись.Орда была заинтересована в организованности и бесперебойном функционировании своего государства (а как иначе?..). В том числе и Русского улуса. Беклярбеку полномочия – с него и спрос. Он обязан контролировать

§ 1. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.

§ 1. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в. «Феодальная война» второйчетвертиХУв. существенно опустошила Русь. Победители в тех или иных сражениях угоняли массы людей из вотчин соперников в полон, грабили, продавали. Естественно, особенно отличались в

§ 1. Выдвижение Москвы в процессе объединения русских земель

§ 1. Выдвижение Москвы в процессе объединения русских земель Объединение русских земель проходило в острой борьбе русского народа за свое государственное единство и национальную независимость, за преодоление феодальной раздробленности и внутренних противоречий среди

§ 1. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и образование единого государства

§ 1. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и образование единого государства Политическое развитие Руси в XIV в. Усиление Москвы.Что представляла собой Северо-Восточная Русь в начале XIV столетия? Она распадалась на ряд городов-государств, перешедших из

13. БОРЬБА С ВНЕШНИМИ ВРАГАМИ В XIII в.

РОЛЬ МОСКВЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

13. БОРЬБА С ВНЕШНИМИ ВРАГАМИ В XIII в. РОЛЬ МОСКВЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ Для русских земель XIII в. ознаменовался борьбой с внешними врагами. Южные земли противостояли венгерским, польским и литовским завоевателям, Северная Русь – литовцам, немцам и шведам. Среди

Темы 8–9 Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV – начало XVI в.)

Темы 8–9 Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV – начало XVI в.) ПЛАН1. Особенности и предпосылки объединения.1.1. Особенности.1.2. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. – Рост боярского сословия и феодального

Глава 12 Москва и объединение земель

Глава 12 Москва и объединение земель § 1. Младший сын Невского на уделе «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?» – голос неподдельного изумления слышится в этом вопросе безвестного повествователя. Он писал сочинение о

Глава V Объединение русских земель вокруг Москвы и процесс политической централизации в период с 80-х годов XIV века до середины XV века

Глава V Объединение русских земель вокруг Москвы и процесс политической централизации в период с 80-х годов XIV века до середины XV века § 1. Русь после Куликовской битвы К началу 80-х годов XIV в. вполне определилась ведущая роль Москвы в процессе формирования Русского

строителей и расчленителей: эмигрантское объединение и русский вопрос | Изгнанники холодной войны и ЦРУ: заговор с целью освобождения России

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзгнанники холодной войны и ЦРУ: заговор с целью освобождения РоссииСовременная история (с 1700 по 1945 год)Политическая историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Изгнанники времен холодной войны и ЦРУ: заговор с целью освобождения РоссииСовременная история (1700–1919 гг. )45)Политическая историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

TROMLY, Бенджамин,

‘Строители и диссекторы: Объединение Emigré и российский вопрос’

,

Cold War Exiles и CIA: заговоры о бесплатном России

(

Oxford,

2019;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 21 ноября 2019 г.

), https://doi. org/10.1093/oso/9780198840404.003.0005,

, по состоянию на 10 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Изгнанники времен холодной войны и ЦРУ: заговор с целью освобождения РоссииСовременная история (1700–1919 гг.)45)Политическая историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзгнанники холодной войны и ЦРУ: заговор с целью освобождения РоссииСовременная история (с 1700 по 1945 год)Политическая историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Резюме

В этой главе рассматривается серия собраний антикоммунистических организаций Западной Германии с 1951 по 1953 год, посвященных созданию организации единого фронта советских эмигрантов. Проект, поддерживаемый подставной организацией ЦРУ под названием Американский комитет освобождения от большевизма, Inc. (Amcomlib), привел к непредвиденным последствиям, запустив разносторонние дебаты о национальной идентичности. Непреднамеренно американцы возглавили фактическое расчленение русской нации, поскольку этнические русские продвигали концепцию России как многонациональной нации, а приглашенные к участию нерусские эмигрантские группы защищали национальное самоопределение своих народов.

Ключевые слова: Русский национализм, русский империализм, русская этническая принадлежность, Американский комитет освобождения от большевизма, Inc., Amcomlib, ЦРУ, OPC, психологическая война, политическая война, антикоммунизм

Предмет

Политическая историяНовая история (с 1700 по 1945)

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Советский Союз так и не разрешил проблему русского национализма

19 ноября 1990 года Борис Ельцин выступил в Киеве с речью, в которой объявил, что после более чем 300-летнего правления русских царей и советского «тоталитарного режима» в Москве Украина свободный наконец-то. По его словам, Россия не хочет играть какую-либо особую роль в определении будущего Украины и не стремится быть в центре какой-либо будущей империи. Пять месяцев назад, в июне 1990 года, вдохновленный движением за независимость в странах Балтии и Кавказе, Ельцин принял декларацию о суверенитете России, которая послужила образцом для суверенитета нескольких других советских республик, включая Украину. Хотя они не стали требовать полного отделения, в таких заявлениях утверждалось, что СССР будет иметь ровно столько власти, сколько его республики готовы дать.

Российские имперские амбиции могут показаться вековыми и постоянными. Даже относительно искушенные СМИ часто рассказывают о стремлении Кремля доминировать над своими соседями, которое, кажется, перешло от царей к Сталину, а от Сталина к Путину. Так что стоит помнить, что не так давно Россия отвратила от империи. Фактически, в 1990-91 годах именно российский сепаратизм вместе с сепаратистскими движениями в республиках разрушил СССР. Чтобы сорвать попытку советского лидера Михаила Горбачева сохранить союз, Ельцин объединил опасения российских либеральных демократов и консервативных националистов в неуклюжий союз. Подобно «Сделаем Америку снова великой» Дональда Трампа или Brexit Бориса Джонсона, Ельцин настаивал на том, что русские, доминирующая группа в Советском Союзе, подвергались угнетению. Он призывал к отделению от обременительных других, чтобы принести России обновление.

Корни националистического недовольства лежат в особом статусе России в составе Советского Союза. После того как большевики взяли под свой контроль большую часть бывшей территории царской империи, Ленин объявил «войну на смерть великорусскому шовинизму» и предложил поднять «угнетенные народы» на ее периферии. Для борьбы с имперским неравенством Ленин призывал к единству, созданию федерации республик, разделенных по национальному признаку. Республики утратили политический суверенитет в обмен на территориальную целостность, образовательные и культурные учреждения на своих языках и возвышение местной «титульной» национальности на руководящие посты. Советская политика, вслед за Лениным, рассматривала республики как родину для их соответствующих национальностей (с вложенными в них автономными областями и округами для более мелких национальностей). Исключение составляла Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, или РСФСР, которая оставалась административной территорией, не связанной ни с какой этнической или исторической «Россией».

Россия была единственной советской республикой, не имевшей своей Коммунистической партии, капитала и Академии наук. Эти упущения способствовали неловкому совпадению слов «российский» и «советский».

Именно Иосиф Сталин, грузин, сделал русских «первыми среди равных» в Советском Союзе, что подтверждается его послевоенным тостом, в котором «больше всего, русскому народу» приписывается поражение Советского Союза нацистской Германии. Никита Хрущев продолжил приверженность Советского Союза формированию многоэтнического сообщества, которое в конечном итоге объединится в общую экономическую, культурную и языковую систему. В этом советском плавильном котле Россия была своего рода старшим братом, особенно для якобы менее развитых народов Центральной Азии. Русский оставался советским языком восходящей мобильности, русская история и культура были самыми известными, и русские в целом считали Советский Союз «своим». Подобно белым американцам, которые обозначали другие группы как «этнические», русские считали себя нормой по отношению к «национальным меньшинствам».

К концу 1960-х годов Советский Союз был в большинстве своем урбанизированным, образованным обществом, легитимность которого основывалась на его статусе стабильного государства всеобщего благосостояния. Освобожденные от террора, войны и массовой мобилизации предыдущих десятилетий, советские граждане проводили свободное время за просмотром телевизора и прослушиванием пластинок (некоторые официально запрещены, но легко доступны благодаря государственным потребительским технологиям). После ужасов Второй мировой войны, в которой погибло от 20 до 28 миллионов советских граждан, с трудом завоеванная стабильность послевоенных десятилетий заставила некоторых задуматься о том, как выглядела осмысленная жизнь, когда эпоха эпической борьбы закончилась. Особенно остро вопрос стоял перед поколением, достигшим совершеннолетия после смерти Сталина в 1953. Они унаследовали высшие достижения Советского государства — победу над Гитлером, завоевание космоса — но не имели объединяющей всемирно-исторической причины. Как и их сверстники в других высокоразвитых обществах 1970-х годов, они искали ответы через поиски самосовершенствования, духовного пробуждения, бесцельного гедонизма и экологической активности. Некоторые советские граждане идеализировали недоступный Запад. Третьи искали «корни» в ином национальном прошлом. Советская империя субсидировала отдельные этнокультурные идентичности, подчиненные универсализирующей коммунистической (русской). По мере того, как последний становился пустым, первый был готов заполнить пустоту.

«Деревенские прозаики» выразили чувство разных национальностей, что они теряют свою вотчину. Эти авторы, родившиеся в сельской местности и учившиеся в Москве, изображали сельских жителей подлинными носителями традиции, в элегическом ключе эквивалентными иностранным современникам, таким как Уэнделл Берри в Соединенных Штатах или ирландский писатель Джон МакГахерн. Самые катастрофические опасались, что земля и народ России подверглись опасности со стороны неподвластных им сил. Апокалиптический роман Валентина Распутина Прощание с Матёрой (1976) вдохновился затоплением родного села на создание Братской ГЭС. В романе старая вдова Дарья осуждает проект как экологическую и духовную катастрофу. Она оплакивает разрушение дома своих предков, но вместо того, чтобы переехать в город, она и несколько других остаются и тонут.

Солженицын видел в коммунизме чужую идеологию, отделяющую Россию от ее православного наследия

Движение «деревенской прозы» было не единственным, кто воспринимал российскую идентичность как находящуюся под угрозой существования в Советском Союзе. Их озабоченность разделяли российские аппаратчики, такие как член Политбюро Дмитрий Полянский, и представители интеллигенции, такие как 9-й0173 Октябрь редактор журнала Всеволод Кочетов. По их мнению, Советский Союз был реинкарнацией Российской империи, которой суждено было принять ее историческую мантию антизападной автократии, уходящей корнями в возродившееся крестьянство. Его якобы сдерживали евреи (и все чаще выходцы с Кавказа и Средней Азии), высасывавшие из русских труд и ресурсы и препятствовавшие их продвижению. Начиная с 1960-х годов советская партия-государство обратилась к кооптации русских националистических настроений, чтобы укрепить свою слабеющую легитимность. Официальные учреждения, такие как издательство «Молодая гвардия» и Всероссийское общество охраны культуры и памятников, служили ключевыми центрами вербовки для русского националистического дела.

Большая часть культуры, созданной русскими националистами, была совместима с самовосприятием Советского Союза. Художник Илья Глазунов прославлял таких деятелей, как Иван Грозный и преподобный Сергий Радонежский, рядом с портретами Леонида Брежнева, Генерального секретаря Коммунистической партии. Критик-славянофил Вадим Кожинов заявил, что Россия трижды спасала мир: от Чингисхана, Наполеона и Гитлера. Важно отметить, что восхваление достижений россиян иногда сопровождалось негодованием по поводу жестокого обращения с ними, а более радикальные материалы распространялись в самиздат (самиздат). Александр Солженицын, считавший коммунизм чуждой идеологией, отделяющей Россию от ее православного наследия, был лишен советского гражданства после злобной кампании в прессе, обвинявшей его в том, что он «задыхается от патологической ненависти» к стране и ее народу.

В то время как русские националисты, такие как Солженицын, были наказаны за прямой вызов советским притязаниям на власть, советские правители были наказаны за прямой вызов русскому национализму. В 1972 года Александр Яковлев, исполняющий обязанности главы отдела пропаганды ЦК, а затем главный советник Горбачева, опубликовал в советской газете письмо, в котором критиковал как диссидентские, так и официально настроенные формы русского национализма. Статья привела к понижению Яковлева в должности до посла в Оттаве.

Самый популярный и узнаваемый образ русской виктимности создал писатель, режиссер и актер Василий Шукшин. Шукшин родился в Алтайском крае Сибири в семье крестьянина, расстрелянного во время сталинской насильственной коллективизации сельского хозяйства (факт, который был исключен из его официальной биографии как неподобающий члену коммунистической партии). После переезда в Москву он стал известен шутливыми рассказами о чудаковатых сельских мужчинах, которые сопротивляются приспособлению к современной жизни, играя на балалайке или парясь в бане. К началу 19Однако к 70-м годам его персонажи все больше терялись и маргинализировались. Последняя попытка Шукшина как кинорежиссера и его самый большой хит, Калина Красная (1974) — выпущенный на английском языке как The Red Snowball Tree — был сосредоточен на Егоре, бывшем заключенном, который изо всех сил пытается найти свое место после бегства от голода в сельской местности в молодости. «Я не знаю, что мне делать с этой жизнью, — говорит Егор святому другу по переписке, который принимает его после освобождения из тюрьмы. В конечном итоге Егор воссоединяется со своими сельскими корнями и начинает новую жизнь тракториста, но его искупление прерывается, когда появляется его бывшая банда и застреливает его в открытом поле. — Не жалей его, — хладнокровно говорит убийца Егора, куря сигарету. «Он никогда не был человеком — он был мужик [крестьянин]. А их в России полно».

Шукшинская аллегория кастрации и кастрации отражала его мрачное мировоззрение: в частных высказываниях он сетовал на бедное и обезлюдевшее состояние российской деревни, отмечая, что большинство его родственников-мужчин были алкоголиками или сидели в тюрьме. . «Беда на Руси, большая беда», — записал он в блокноте. «Я чувствую это всем своим сердцем». Но его работы были скорее криво-сентиментальными, чем гневными или обвинительными, а его восхождение из крестьянства в интеллигенцию смоделировало официальные мифы о восходящей карьере. Шукшин получил высшие призы и получил широкую государственную поддержку.

Однако, когда Шукшин умер от сердечного приступа вскоре после освобождения Калина Красная , некоторые националисты шептались, что он, как и его самый известный герой, стал жертвой хищничества. Сельский прозаик Василий Белов, близкий друг, записал в своем дневнике, что «если [евреи] не отравили [Шукшина] прямо, то уж точно отравили косвенно. Вся его жизнь была отравлена ​​евреями». В наброске своих воспоминаний (написанных в начале XIX в.) кинооператор Шукшина Анатолий Заболоцкий утверждал80с) о том, что Шукшин перед смертью прочитал Протоколы сионских мудрецов и был потрясен, узнав, что против русского народа совершается «геноцид». Заболоцкий предположил, что актер, сыгравший убийцу Егора и его (еврейку) жену, убил Шукшина, чтобы сохранить тайну.

До конца 1980-х годов параноидальная ксенофобия русских националистов (которая включала в себя выпады против диско-музыки и аэробики) была полускрытой и неактуальной для большинства. Во времена Горбачева перестройка (реформа) и гласность (открытость), однако, когда все, от солженицынского Архипелага ГУЛАГ (1973) до астрологии, было открыто разрешено, националистические интеллектуальные опасения нашли более свободное и широкое выражение в политической жизни, где они ухватились за более широкое недовольство. Когда активисты на Кавказе и в Прибалтике стали требовать большей культурной и политической автономии, в апреле 1989 года советские войска подавили крупную демонстрацию в Тбилиси.

С разоблачений этих репрессий начались первые заседания телевизионного Первого съезда народных депутатов СССР в мае 1989 года. Среди делегатов был Валентин Распутин, автор книги «Прощание с Матёрой ». Выслушав жалобы прибалтийских и грузинских депутатов на русский империализм, Распутин взял слово и с горечью предположил, что

, может быть, это Россия должна выйти из Союза, раз вы обвиняете ее во всех своих бедах и поскольку ее отсталость и неуклюжесть мешают вашим прогрессивные устремления? … Мы могли бы тогда произносить слово «русский», не опасаясь упреков в национализме, могли бы открыто говорить о своей национальной идентичности… Поверьте, нам надоело быть козлами отпущения, насмехаться и оплевать.

Под влиянием требований других республик давняя обида русских националистов стремительно превращалась в сепаратизм.

«Хватит кормить другие республики!» — воскликнул он в речи перед промышленными рабочими. Внезапно лишенные цензуры СМИ разоблачили насилие и деградацию, начиная от сталинских репрессий и заканчивая затяжной войной в Афганистане. В ответ на поток плохих новостей интеллигенция сокрушалась о «полной разрухе» России. Историк культуры, выживший в ГУЛАГе Дмитрий Лихачев сказал, что коммунистический режим «так унизил и ограбил Россию, что русским трудно дышать». В Коллапс: Падение Советского Союза (2021), Владислав Зубок рассказывает, как сепаратистская идея набирала силу в первой половине 1990-х благодаря трем «взаимно враждебным» силам: русским националистам внутри партии и элит; демократическая оппозиция, доминировавшая в московской политике; и массы, стоявшие за соперником Горбачева Ельциным, харизматичным аппаратчиком, превратившимся в «народного царя».

Ельцин, избранный первым главой Верховного Совета России, разозлил толпу, заявив, что Советский Союз ворует у русских, чтобы дотировать Среднюю Азию. «Хватит кормить другие республики!» — воскликнул он в обращении к промышленным рабочим, которые ответили скандированием против Горбачева. Ельцин призвал к «демократическому, национальному и духовному возрождению России» и пообещал перераспределить ресурсы среди народа. Хотя Ельцин воспринял элементы идей консервативных националистов, он также был прозападным и настаивал на дальнейшей демократизации и маркетизации, против которых они выступали.

Горбачев, в отличие от Ельцина, мечтал о создании «общеевропейского дома», в который вошли бы все народы СССР в более тесной связи с Западом. К концу 1990 года все советские республики отреагировали на вакуум центральной власти и на пример бывших советских сателлитов в Восточной Европе, провозгласив себя суверенными (а в некоторых случаях и независимыми). Тем не менее, будущая форма их отношений с профсоюзом оставалась неясной и, возможно, все еще совместимой с горбачевским видением более равноправной федерации.

В ноябре 1990 года Ельцин отправился в Киев в рамках стратегии по подрыву Горбачева путем построения нового союза снизу на основе «горизонтальных» связей между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Как и другие политические элиты того времени, Ельцин использовал слово «суверенитет» в своих речах и рекламных материалах неоднозначно. По словам его советника Геннадия Бурбулиса, Ельцин находился под сильным влиянием недавно опубликованного эссе Солженицына «Восстановление России», в котором утверждалось, что русский народ истощен, и предлагалось распустить СССР, сохранив при этом славянское ядро ​​России, Украины и Белоруссии, а также с русскими частями Казахстана. Мнение Солженицына о том, что все эти три народа «происходят из драгоценного Киева», разделялось многими русскими, которые не обязательно считали себя националистами, но предполагали, что они останутся вместе.

Ожидания Ельцина о сближении с Украиной вскоре не оправдались. В августе 1991 года неудавшийся коммунистический переворот сторонников жесткой линии положил конец надеждам Горбачева на возрождение Союза и укрепил власть Ельцина, ставшего теперь первым избранным президентом РСФСР. Верховная Рада, парламент Украины, приняла акт о провозглашении независимого государства Украина с «неделимой и неприкосновенной» территорией. Особенно запаниковав при мысли о потере Крыма, Ельцин заставил своего пресс-атташе объявить, что Российская республика оставляет за собой право пересмотреть свои границы, что разозлило украинского лидера Леонида Кравчука. Администрация Ельцина пошла на попятную и признала все существующие границы, и 19 декабря91 Ельцин присоединился к главам Украины и Белоруссии в Беловежской пуще, чтобы официально распустить СССР. Консервативные русские националисты были возмущены внезапным прекращением контроля Москвы над регионом, но, как отмечает Зубок, именно они изначально подняли вопрос о суверенитете России и выступали против Горбачева, когда он боролся за спасение Союза.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев узнал о Беловеже постфактум. Ельцин считал, что Казахстан должен стать частью нового содружества независимых государств, но не хотел впускать в него «мусульманские» республики Средней Азии. Назарбаев настаивал на их включении и победил. Согласно книге Адиба Халида Центральная Азия (2021 г.), полная независимость от Советского Союза была «неожиданной и во многом нежелательной как для народа, так и для политической элиты Центральной Азии». Как поставщику сырья регион плохо обслуживался из-за изоляции от союзных экономических структур. Как бы ни был велик их энтузиазм по поводу укрепления национального самосознания и автономии, некоторые политики и представители интеллигенции все же считали более слабый союз с Россией более предпочтительным, чем отделение. Внезапный распад в Беловеже был последней иронией советской империи: для народов, считавшихся низшими, Москва диктовала даже свободу.

Администрация Ельцина объявила конкурс на новую «национальную идею». Он так и не выбрал победителя

В то время как другие страны бывшего Восточного блока праздновали «возвращение в Европу», слияние русского и советского предотвратило создание национальной идентичности, основанной на сбросе гнетущего иностранного ига. Ельцин ожидал, что Россию встретят на «Западе» огромным пакетом помощи и членством в НАТО. Вместо этого он был оставлен на «Востоке» и получил скудную гуманитарную помощь. Спустя десятилетия, когда им говорили, что они представляют ведущую мировую цивилизацию, русские были вынуждены есть просроченные американские военные пайки. Экономическая «шоковая терапия», проводимая администрацией Ельцина в консультации с западными советниками, принесла атмосферу жестокого беззакония, которая обогатила некоторых и разорила многих других. Неолиберальный экономист из Гарварда Джеффри Сакс и Гарвардский институт международного развития в Москве помогли разработать пакет рыночных реформ и приватизации Ельцина и реализовать его с головокружительной скоростью. Уровень преступности и смертности резко возрос, поскольку сбережения исчезли за одну ночь.

В условиях инфляции и дефицита несколько российских республик и регионов развернули движения за суверенитет, направленные на достижение политических и экономических преимуществ над другими территориями (включая родную Ельцину Свердловскую область, которая на короткое время провозгласила себя «Уральской республикой»). В значительной степени они были подавлены конституцией Ельцина, принятой в декабре 1993 года. Чеченская республика, однако, настаивала на полной независимости, что привело к катастрофическому решению Ельцина о вторжении в 1994 году. Российская Федерация представляла собой паутину национальных республик, автономных округов и территориальных областей без единой концепции. 19 июня96 января администрация Ельцина объявила конкурс на выработку новой «национальной идеи». Он никогда не выбирал победителя.

Российские политики-националисты пытались превратить бедность и разочарование в голоса против Ельцина. Владимир Жириновский, расист и антисемит-провокатор и глава ошибочно названной Либерально-демократической партии России (ЛДПР), выступал за восстановление автократического российского государства в границах советской эпохи. Коммунистическая партия Российской Федерации Геннадия Зюганова предложила сталинскую разновидность российского империализма под влиянием концепции Льва Гумилева о «евразийстве». Эти партии добились умеренных успехов на выборах: ЛДПР хорошо выступила на выборах 19-го века.93 выборы, и Зюганов отставал от Ельцина всего на три процентных пункта в президентской гонке 1996 года. Но большинство россиян, особенно в молодом поколении, больше интересовались проблемами и возможностями настоящего (в том числе заграничными поездками и ширпотребом), чем шовинистическим мессианством, обращенным в прошлое.

На протяжении 1990-х годов идеи национального бессилия и мести набирали силу в российской поп-культуре. Например, потерянные мужчины из рассказов Шукшина превратились в героев боевиков, которые предлагали искупительную мужественность через насилие. Данила, главный герой хитовых фильмов Брат (1997 г.р.) и Брат 2 (2000 г.р.), молодой ветеран ельцинской войны в Чечне из бедного провинциального городка. В ранней сцене его бабушка говорит Даниле, что он безнадежен и умрет в тюрьме, как и его отец. Она отправляет его в Санкт-Петербург для наставничества старшего брата, который оказывается наемным убийцей мафии. Вместо того, чтобы стать жертвой, Данила становится серьезным линчевателем, который причиняет вред плохим парням (особенно мужчинам с Кавказа) и защищает слабых (бедных русских женщин и мужчин).

В сиквеле Данила отправляется в США, чтобы спасти жертв империи зла, управляемой американскими бизнесменами в сговоре с чикагской украинской мафией и «новыми русскими» в Москве. Стереотипные Другие олицетворяют угрозы, стоящие перед русским народом; в Чикаго он встречает секс-работницу по имени Даша, которой управляет жестокий черный сутенер. В кульминационной сцене Данила мстит, совершая массовую стрельбу в ночном клубе в Украинском районе города. Моральная праведность явно на его стороне: Данила признается в любви к Родине и повторяет лозунги времен Второй мировой войны вроде «Русские на войне своих не бросают». домой, когда на заднем плане играет песня «Прощай, Америка» (в исполнении детского хора). Brother 2 был выпущен в 2000 году, когда Владимир Путин стал президентом.

Путин держался на расстоянии от националистов, утверждая, что Россия является частью «европейской культуры» и сотрудничает с американским вторжением в Афганистан, сохраняя при этом ЛДПР и коммунистов в качестве лояльной оппозиции в парламенте. Как и Ельцин, он выборочно включил аспекты их идей, например, в свое решение вернуть советский государственный гимн. Он отверг другие увлечения русских националистов, в том числе открытый расизм и антисемитизм. Бум цен на нефть и газ в первые два путинских срока (2000–2008 годы) значительно улучшил качество жизни россиян. Путин все больше поддерживал миссию страны как бастиона традиционных ценностей, готового расплачиваться за унижения предыдущих лет.

Бывший заключенный думает об убийстве человека, который, по его мнению, унизил его, но вместо этого покончил с собой

Аннексия Путиным Крыма в 2014 году подняла его рейтинг одобрения до рекордно высокого уровня среди этнических русских, а также татар, чеченцев и других групп в Российская Федерация. Тем не менее общественный энтузиазм в отношении дальнейшего экспансионизма оставался ограниченным. В январе 2020 года опрос Левада-центра показал, что 82% россиян считают, что Украина должна быть независимым государством. Ежегодные опросы неизменно показывают, что россияне предпочитают более высокий уровень жизни статусу великой державы (за исключением посткрымского периода 2014 года). Теперь, когда Путин пытается направить национальное недовольство в поддержку полномасштабной войны против соседа, которому когда-то была обещана свобода, позднесоветский случай служит напоминанием о том, что обида — непредсказуемый инструмент. Чувство гордости и виктимизации россиян поддерживало советскую империю, когда коммунистическая ортодоксия потеряла способность убеждать. Но в конечном итоге это породило заявления о том, что имперские амбиции слишком дорого обошлись русскому народу, превратив его в одноразовый ресурс.

Шукшин умер в относительной апатии советских 1970-х, когда чувство национальной дезориентации не обязательно было привязано к политической программе. Его работы не идеализировали исчезающее прошлое или светлое будущее. Нет козлов отпущения или спасителей, а попытки отомстить заканчиваются самоуничтожением. В рассказе Шукшина «Ублюдок» (1970) бывший каторжник из деревни думает об убийстве человека, который, по его мнению, унизил его, но вместо этого покончил с собой. В свои последние минуты он чувствует «мир потерянного человека, который понимает, что он потерян» 9.0003

Путин достиг совершеннолетия в период расцвета Шукшина и знает о его творчестве. Подобно русским националистам, которые когда-то шептались об убийстве, он пытался использовать память Шукшина в своих целях. В ноябре 2014 года он появился на театральной постановке рассказов Шукшина в центре Москвы. Поводом стал День народного единства, имперский праздник, возвращенный его администрацией, ознаменовавший изгнание польско-литовских войск из Кремля в 1612 году и основание династии Романовых. В своем выступлении на сцене Путин похвалил Шукшина за то, что он показал «простого человека, ибо в этом суть России»9.0003

«Жалко, что Шукшина больше нет с нами», — заключил Путин. — Но по крайней мере у нас есть его герои.

«Россия зависит от них». процесс предоставления гражданам Украины, бежавшим от неспровоцированной агрессивной войны России, возможности приехать в Соединенные Штаты, выполняя обещание президента Байдена принять до 100 000 украинцев и других лиц, спасающихся от российской агрессии в результате продолжающегося российско-украинского кризиса. Кроме того, Государственный департамент объявляет об усилении процедуры переселения беженцев и расширении доступа к оформлению виз в консульских учреждениях за границей. Это основано на надежной гуманитарной помощи, которую правительство США предоставляет в дополнение к усилиям щедрых стран по всей Европе, которые принимают у себя перемещенных граждан Украины.

«Мы гордимся тем, что выполняем обещание президента Байдена приветствовать 100 000 украинцев и других лиц, спасающихся от российской агрессии в Соединенных Штатах. Украинский народ продолжает нести огромную трагедию и потери в результате неспровоцированного и неоправданного нападения Путина на его страну», — заявил министр национальной безопасности Алехандро Н. Майоркас. «Министерство внутренней безопасности будет продолжать оказывать помощь украинскому народу, поддерживая при этом наших европейских союзников, которые так много понесли в результате жестокого вторжения России в Украину».

«Госдепартамент США поддерживает народ Украины», — сказал госсекретарь Энтони Дж. Блинкен. «Мы поможем выполнить обещание президента принять 100 000 граждан Украины и других лиц, вынужденных покинуть свои дома в Украине, и наше партнерство с Министерством внутренней безопасности поможет нам выполнить это обязательство».

Единство для Украины — это упрощенный процесс подачи заявления на гуманитарное условно-досрочное освобождение в Соединенных Штатах для граждан Украины, перемещенных в результате российской агрессии. Чтобы иметь право на участие, украинцы должны проживать в Украине по состоянию на 11 февраля 2022 года, иметь спонсора в Соединенных Штатах, выполнять прививки и выполнять другие требования общественного здравоохранения, а также пройти строгий биометрический и биографический скрининг и проверку безопасности. Украинцам, получившим одобрение в рамках этого процесса, будет разрешено выезжать в Соединенные Штаты, и в каждом конкретном случае будет рассматриваться вопрос об условно-досрочном освобождении на срок до двух лет. После условно-досрочного освобождения в рамках этого процесса украинцы будут иметь право на получение разрешения на работу.

Начиная с 25 апреля 2022 года физические и юридические лица, находящиеся в США, могут обращаться в DHS с просьбой спонсировать граждан Украины, перемещенных в результате российской агрессии, в рамках процедуры «Единство для Украины », которая будет запущена в этот же день на веб-сайте DHS. Любой гражданин или физическое лицо США, включая представителей неправительственных организаций, может спонсировать украинских заявителей. Частные лица и организации, желающие спонсировать граждан Украины в Соединенных Штатах, должны будут заявить о своей финансовой поддержке и пройти проверку безопасности для защиты от эксплуатации и злоупотреблений. Министерство внутренней безопасности будет администрировать программу. Квалификационные требования будут включать необходимые прививки и другие требования общественного здравоохранения, а также биографический и биометрический скрининг, проверку и проверки безопасности.

Соединенные Штаты настоятельно рекомендуют украинцам, ищущим убежища в Соединенных Штатах, которые не имеют и не имеют права на получение визы, обращаться за въездом через Объединение для Украины из Европы, это будет самый безопасный и эффективный способ получить временное убежище В Соединенных Штатах. Правительство США работает с европейскими партнерами, чтобы гарантировать, что украинцы смогут выполнить требования вакцинации Uniting for Ukraine.  

Украинцам не следует ехать в Мексику для въезда в США. После запуска Uniting for Ukraine , украинцам, которые находятся в сухопутных портах въезда в США без действующей визы или без предварительного разрешения на въезд в Соединенные Штаты по программе Uniting for Ukraine , будет отказано во въезде, и им будет предложено подать заявку в рамках этой программы.

В дополнение к Единство для Украины , США объявляют о ряде мер, направленных на расширение доступа к существующим легальным путям для граждан Украины.

Государственный департамент расширит деятельность Программы приема беженцев США (USRAP) в Европе, чтобы предоставить соответствующим требованиям украинцам более широкий доступ к процедурам переселения беженцев в рамках программы Лаутенберга, а также расширит механизмы перенаправления для украинцев и других лиц, спасающихся от войны России в Украине, которые нуждаются в постоянном расселении.

В рамках этих усилий Государственный департамент расширит операции США по переселению в Европе, чтобы предоставить больше ресурсов для обработки граждан Украины для переселения беженцев в рамках программы Лаутенберга, а также расширит механизмы направления для граждан Украины и других лиц, спасающихся от войны России против Украины. в Программу приема беженцев США (USRAP). Для этого Соединенные Штаты работают с европейскими партнерами, Верховным комиссаром ООН по делам беженцев и неправительственными организациями, чтобы выявить особо уязвимых граждан Украины и других лиц, спасающихся от конфликта, которым может потребоваться постоянное переселение через USRAP. К этим особенно уязвимым группам населения относятся женщины и девочки, дети, пожилые люди с особыми потребностями, представители этнических и религиозных групп меньшинств, лица ЛГБТКИ+, лица с ограниченными возможностями, лица с ослабленным здоровьем и лица без гражданства.

Кроме того, европейские посольства и консульства увеличивают, насколько это возможно, количество назначений на получение неиммиграционной визы и обеспечивают наличие программы ускоренной записи на прием для лиц с гуманитарными, медицинскими или другими чрезвычайными обстоятельствами для получения приоритетного доступа.

Администрация Байдена-Харриса по-прежнему привержена поддержке народа Украины и продолжает тесно координировать наши усилия с нашими европейскими союзниками и партнерами, которые находятся на переднем крае оказания помощи гражданам Украины, вынужденным бежать из-за российской агрессии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *