Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Народы крыма и их национальные костюмы: Колоритные элементы в национальных костюмах народов Крыма

Колоритные элементы в национальных костюмах народов Крыма

Крым – одно из необыкновенно прекрасных мест на Земле. Благодаря своему географическому положению он находился на стыке обитания разных народов, со своей уникальной культурой и историей.

В старину по наряду можно было узнать о социальном статусе, месте проживания, семейном положении женщины. Каждый регион или деревня имели свои традиционные костюмы, отличающиеся по стилю, цвету и материалу. У каждой женщины того времени было несколько одеяний на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали. Костюм девушки отличался от образа замужней женщины, а он в том числе отличался от костюма старухи. Разные народы на Крымском полуострове сменяли друг друга: киммерийцы, скифы, сарматы, греки, византийцы и т.д. На данный момент насчитывается более ста двадцати национальностей, проживающих в Крыму.

Теперь мы хотим с вами поделиться интересными и необычными элементами национальных костюмов народов полуострова!

Русский народный костюм – это один из самых необычных и интересных национальных костюмов. Когда думаешь о нем, сразу возникает ассоциация: русская красавица с роскошной косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане, и юноша с русыми волосами, в рубахе и в лаптях.

Первая отличительная особенность — большое количество верхней одежды — накидная и распашная. Накидную надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застегивалась встык на крючки или на пуговицы.

Другой отличительной чертой является разнообразие женских головных уборов:

Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.

Сорока — род повязки с твердым околышем.

Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетеным поясом.

Крымско-татарский народный костюм — это не просто костюм, это целое произведение декоративно-прикладного искусства. Натуральные ткани, ручная вышивка, сакральный орнаментальный мотив, культурная ценность и духовная значимость – все это в нем.

Отличительной особенностью является тонкая ювелирная работа.

Женское убранство невозможно было представить без кетен-кольмек – это широкие и длинные рубашки. Длинные изящные платья (атер) имели широкие рукава. Цветные шаровары (шалвар) завязывались вокруг щиколоток шнурком. Волосы покрывали шапочкой из бархата (фес). Их принято было украшать мелкими монетками, расшивать золотистыми и серебристыми нитями. Сверху головного убора накидывалась белая ткань.

Наиболее важным головным убором крымских татарок является шаль «марама» с геометрическим орнаментом.

Национальный мужской костюм нельзя было представить без кольмек – рубахи с косым воротом. Она заправлялась в широкие шаровары, которые подвязывались широким кушаком. Мужчины покрывали голову шапкой из шерсти барашка в холодное время года, а летом носили тюбетейку или красный фес. Неотъемлемой частью костюма является илик – короткая безрукавка, которая пошита из бархатной ткани и декорирована золотистыми нитями.

Украинский народный костюм наполнен яркими, насыщенными красками, богатыми вышивками, пышными сборками.

Одной из особенностей в мужском костюме является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивками на рубахе. Ее застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок.

Другой особенностью считаются штаны (шаровари): украинцы закрепляли их на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник) — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной.

В женском костюме особенностью являются цветы и красочные ленты, которые служили головным убором.

Девушки могли не закрывать волосы. Обычно украинки заплетали две косы, а не одну, как русские. Они могли обвить косы вокруг головы и завязать их яркой повязкой, вышитой бисером.

Мы рассказали, только о трех народах Крыма, но на самом деле их намного больше. У каждого свои традиции, особенности и яркие черты. Узнав про одеяния предков, можно немного приблизиться к знанию корней и родного дома.

 

Автор: Алена Иванова

Национальные костюмы народов Крыма покажут на дефиле в Симферополе

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://crimea.ria.ru/20190416/1116438918.html

Национальные костюмы народов Крыма покажут на дефиле в Симферополе

Национальные костюмы народов Крыма покажут на дефиле в Симферополе — РИА Новости Крым, 16.04.2019

Национальные костюмы народов Крыма покажут на дефиле в Симферополе

С 19 по 21 апреля в Симферополе состоится IV Международный крымский женский конгресс «Цветущий миндаль»-2019. Об этом на пресс-конференции в мультимедийном. .. РИА Новости Крым, 16.04.2019

2019-04-16T16:43

2019-04-16T16:43

2019-04-16T16:50

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111643/88/1116438873_0:301:6016:3714_2072x0_60_0_0_400cdd774eb2adecf508499d7d8e0d3d.jpg

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

новости, общество

СИМФЕРОПОЛЬ, 16 апр – РИА Новости Крым. С 19 по 21 апреля в Симферополе состоится IV Международный крымский женский конгресс «Цветущий миндаль»-2019. Об этом на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе рассказали организаторы мероприятия.

11 апреля 2018, 16:10

Зарубежные эксперты обсудят в Крыму вопросы равноправия женщин

«Мы решили в этом году посвятить международный женский конгресс теме «Национальный код в одежде народов Крыма».

Раньше одежда являлась этнической визитной карточкой человека, по ней можно было понять, с какого региона этот человек, на каком языке можно с ним разговаривать. Поэтому хотелось бы, чтобы молодое поколение сохраняло наши традиции, понимало, как развивать их в современных условиях», — рассказала директор региональной общественной организации «Межнациональный центр культуры и творчества «Женщины Крыма» Халидя Ахмеджанова.

В рамках конгресса гостям будут представлены национальные костюмы русских, украинцев, крымских татар, крымчаков, караимов, евреев, болгар, греков, армян, немцев, эстонцев, французов, чехов, ассирийцев, азербайджанцев, белорусов и чувашей.

7 марта 2019, 12:43

«Букет» народов: в Симферополе представили альбом с портретами крымчанок

«На кафедре КИПУ (Крымский инженерно-педагогический университет – ред.) студенты шьют модели народной одежды — это их учебная программа, мы их пригласили принять участие в конгрессе, и ректор вуза нас поддержал.

В итоге, 18 студентов наденут и продемонстрируют наряды, которые создавали и вышивали сами – у них получились настоящие музейные экспонаты!» – говорит Халидя Ахмеджанова.

Гостями мероприятия станут участницы из Германии, Пакистана и Чечни, которые также продемонстрируют свои национальные костюмы. 

В преддверии конгресса участницы по традиции высадили деревья миндаля в сквере Потемкина. С презентации новой аллеи и начнется, по словам организаторов мероприятия, открытие женского конгресса. 

Также участники планируют посетить мемориал «Концлагерь Красный» и Ханский дворец. Конгресс приурочен к празднованию 75-летия освобождения Крыма от фашистских захватчиков, пятилетию «Крымской весны» и пройдет в русле федеральной программы «Десятилетие детства».  

Исторические костюмы крымских татар 1850-х гг.

Костюмы крымских татар.

Исторические костюмы крымских татар 1850-х гг.

Галерея: Les Nations. Альбом костюмов De Tous les Pays. Пар Александр Лакоши.
Париж. Дом Мартине. Haute Cœur freres 41, Rue Vivienne и 146, Rue de Rivoli 1850-е годы.

Ассоциируется с:

  1. Тирольские национальные костюмы 1835.
  2. Сувенир от L’Exposition Universelle de Vienne.
  3. Костюмы Японии и Явы.
  4. Исторические азиатские костюмы от Огюста Валена.
  5. Костюмы всех стран Александра Лакоши 1850-е гг.
  6. Исторические и народные костюмы Франца Липперхайде.
  7. Костюм Турции. Османская империя 18 век.
  8. Традиционные голландские национальные костюмы.
  9. Традиционные французские национальные костюмы.
  10. Оригиналы национальных костюмов Швейцарии 17-19 веков.
  11. Народные платья из Норвегии, Голландии, Германии и Венгрии.
  12. Мексика, Карл Небель, 1836.
  13. Провинциальная Россия. Костюм и культура.
  14. Костюм Российской империи Эдварда Хардинга.
  15. Сербские национальные костюмы Владимира Кирина.
  16. Исторические европейские костюмы Огюста Валена.
  17. Горцы Шотландии, 1870 год.
  18. Костюмы и декорации Афганистана.
  19. видов Дарджилинга: с типичными портретами и группами местных жителей.
  20. Африка, пейзажи и люди 1931.
  21. Исторические костюмы Африки, Америки и Океании.
  22. Традиционные народные костюмы Италии и Франции 1821 года.
  23. Сербы на Адриатике. Их виды и костюмы 1870-1878 гг.

Подано под 1850, XIX век, Россия, татары

Tagged Русские обычаи, Русские национальные костюмы, Татарские национальные костюмы


История костюма Расине — бесценный справочник для студентов, дизайнеров, художников, иллюстраторов и историков; и богатый источник вдохновения для всех, кто интересуется одеждой и стилем. Первоначально опубликованная во Франции между 1876 и 1888 годами, книга Огюста Расине «Исторический костюм» была в свое время самым всесторонним и проницательным исследованием одежды, когда-либо предпринятым.

Охватывая всемирную историю костюма, одежды и стиля с античности до конца 19-го века, этот шеститомный труд остается совершенно уникальным по своему объему и деталям. «Некоторые книги просто кричат, чтобы их купили; Это один из них.» ― Vogue.com

Ткань цивилизации: как текстиль создал мир в мягкой обложке — 7 декабря 2021 г.
Вирджиния Пострел (автор) текстиль действительно изменил мир» (Wall Street Journal)


Fashionpedia — Визуальный словарь дизайна одежды

FASHIONPEDIA — это визуальный словарь моды, охватывающий все технические термины от стиля до материала и производства с иллюстрациями и инфографикой. Он включает в себя богатую, обширную информацию и в то же время легко читается. Независимо от того, являетесь ли вы инсайдером отрасли или знатоком моды, FASHIONPEDIA — это все, что вам нужно, чтобы ориентироваться на модной сцене.


Руководство по текстилю представляет собой энциклопедию информации о текстиле, от материала до пряжи, от структуры ткани до процесса отделки. Это сверхдоступное руководство, содержащее практические советы по различным тканям и подробным изображениям, станет идеальным компаньоном для поклонников моды и начинающих модельеров.


Литература

Кутюр: тогда и сейчас Одежда определяет человека . Одежда человека, будь то сари, кимоно или деловой костюм, является важным ключом к его или ее культуре, классу, личности или даже религии. Киотский институт костюма признает важность понимания одежды с социологической, исторической и художественной точки зрения.


ошибка: Оповещение: Контент защищен !!

ошибка: Оповещение: Контент защищен !!

Крымскотатарский орнамент Орнек и знания о нем

Издревле: традиции орнаментального искусства крымских татар

Орнек — традиционный орнамент в прикладном искусстве крымских татар. Этим орнаментом украшали различные предметы быта и культа: одежду, ткани, украшения, мебель, архитектурные объекты и надгробия.

Орнек – одно из древнейших культурных достижений крымскотатарского народа. Это уникальное явление мировой культуры связано своей тематикой и символикой с древней историей Крыма, со всеми цивилизациями, прошедшими через эту землю: скифской, античной, византийской и тюркской цивилизациями.

Расцвета декоративное искусство крымских татар достигло во времена Крымского ханства со второй половины 15 века до конца 18 века. Орнаментальное искусство крымских татар зародилось, прошло долгий и сложный путь синтеза, получило свое развитие и продолжает развиваться.

В Крымском ханстве была своеобразна система цехового производства. В каждом большом городе были мастерские ремесленников: ткачей, ювелиров, вышивальщиц, скорняков, жестянщиков и т.п. Крымская знать покупала качественные продукты. Изделия нашли своих покупателей и в других странах. Помимо профессионального кустарного производства, широкое распространение получили домашние промыслы, такие как вышивка и ткачество.

Орнамент в различных формах народного творчества

Серебряный женский пояс и «марама», ткань для покрытия головы. Частная коллекция.

Фото О. Соболевой

Крымскотатарский орнамент и его элементы являются важным элементом самоидентификации, неотъемлемой частью жизни каждой крымскотатарской семьи.

Издавна крымские татары украшали дом предметами декоративно-бытового назначения с изображением орнамента. Товары с изображением орнамента всегда были гордостью семьи, их бережно хранили и передавали по наследству. Орнамент является средством передачи знаний из поколения в поколение в культурно-исторической стороне жизни людей, поэтому знания об Орнеке сохранились при депортации. Предметы с изображением орнамента используются на всех этапах жизни: в обряде рождения ребенка; в традициях ухаживания и свадьбы; в религиозном ритуале обрезания мальчиков; новые дома; обустройство дома; похоронные ритуалы.

Настоящим культурным наследием Украины является «Татарская ишлеме», традиционная двусторонняя вышивка крымских татар, которая насчитывает более 60 различных стежков. Характерной чертой вышивки «Татарская ишлеме» является использование пастельных тонов в сочетании с серебряными и золотыми нитями. Этот орнамент приобрел геометрические формы в ткацком и ковроткачестве. Обычно для ткачества использовали лен, хлопок, шерсть и шелк. Льняная ткань, производимая крымскими татарами, отличалась нежностью и мягкостью. В ювелирном деле традиционный орнамент отличается особой красотой.

Наиболее распространенной техникой была филигрань, изготовление украшений из тонкой серебряной проволоки.


Переплетение восточного узора: основные мотивы орнекского орнамента  

Орнаментальное плетение. Бахчисарайский историко-культурный заповедник

Полотенце вышитое двусторонней гладью «татар ишлемэ». Частная коллекция

Фото Соболевой О.

Орнамент содержит комбинированные мелкие элементы, преимущественно растительного и геометрического характера, симметричного и асимметричного расположения. Различные элементы орнамента объединяются в единый смысловой центр, которые усиливают друг друга или образуют новые знаки. Названия и смысловое значение каждого элемента сохранились в крымскотатарском орнаменте.

Орнаментальные мотивы, изображаемые на различных предметах рукоделия, имели свои стилистические особенности, которые напрямую зависели от техники исполнения и используемых материалов. Основные мотивы узора делятся на две группы: цветочные и геометрические. Растительный орнамент характерен для вышивки, резьбы по камню и ювелирного искусства. В ткачество и ковроткачество преобладают геометрические мотивы.

Традиционный орнамент, помимо художественно-эстетической ценности, имел важную магическую и знаковую функцию. В таком орнаменте зашифровывалась особая информация, которая с помощью особых знаков, символизирующих магическое содержание, защищала от злых сил.


Орнекский орнамент в народном быту и обрядах

Комната невесты. Экспозиция Национального музея крымских татар 1920-х гг. (Бахчисарай)

Фрагмент вышивки. Бахчисарайский историко-культурный заповедник

Изделия, украшенные традиционным орнаментом, украшали интерьер домов. Это были полотенца («эу-джияр», «ягбез», «софа-пешкир»), салфетки («йемени»), платки и занавески, резные деревянные сундуки («сандык») и медная посуда.

Интерьер комнаты невесты был богато украшен. Перед свадьбой девушка готовила приданое, в которое входили сотни предметов быта, которые девушка вышивала вместе со своими подружками. Во время свадьбы комната невесты была празднично украшена. Под потолком были закреплены десятки веревок, радиально расходящихся от центра. Все ткани и одежда, богато украшенные вышитым и тканым орнаментом, развешивались на этих веревках и по периметру стены.

Предметы, украшенные традиционным орнаментом, были важными атрибутами во многих обрядах. Ткани и предметы одежды были универсальным подарком во время всех семейных и общественных обрядов. Во время обрезания («суннет») и свадьбы («той») победители традиционной борьбы («куреш») или конных скачек («кошу») получали вышитые жилеты, платки и скотину. Невеста готовила для жениха установленный традицией набор подарков из девяти предметов: кисет, подвязки для носков, полотенце для обряда бритья, пояс «очкар» и т. д. 


Живые традиции: современное состояние развития декоративно-прикладного искусства

Традиционная одежда

Панно с вышивкой. Автор — Мамут Чурлоу

Головной убор Феска и вышитая ткань

События депортации 1944 года нанесли невосполнимый урон декоративно-прикладному искусству крымских татар, так как народ был поставлен в условия выживания. Возрождение различных народных промыслов (ювелирного, гончарного, ткацкого и вышивального) началось в начале 19 в.90-е годы. В частности, в 1991 году в Симферополе начали действовать курсы традиционной вышивки, на которых передала свои знания потомственная мастерица Зулейха Бекирова.

Сегодня такие мастера, как Эльвира Османова, Юлия Тулупова, Гульнара Негляденко, Тамара Ключкина и Хатидже Юнусова и другие. При изготовлении орнамента мастера наделяют его своей энергией и видением развития культурной традиции сквозь призму сегодняшнего дня. Орнамент является важным средством передачи общественно значимой информации, он несет в себе достояние общины как неотъемлемой части общества, обогащает ее и вдохновляет на прогресс.

В начале 2000-х начал свою работу потомственный ювелир Айдер Асанов, обучив своему ремеслу более 20 студентов. Выдающийся вклад в развитие орнека, традиционного крымскотатарского орнамента, внес художник и искусствовед Мамут Чурлу.

Серия организованных им семинаров и выставок способствовала распространению орнаментики орнеков в самых различных видах народных промыслов и ее художественной интерпретации. Орнекский орнамент используется в керамике (Рустем Скибин, Марина Курукчи, Мамут Чурлу, Эльдар Гусенов), ковроткачестве (Мамут Чурлу, Ирина Тесленко), художественном панно (Гульнара Негляденко, Мамут Чурлу, Юлия Тулупова) и росписи по стеклу (Зера Аблиазисова, Афизе Юсуф-кызы).

Особенности использования орнамента в современных произведениях искусства – это сочетание различных приемов и приемов в одном произведении. 12 февраля 2018 года Орнек включен в Национальный список элементов нематериального культурного наследия Украины.

  • Об Орнеке
  • Марина Курукчи
  • Гульнара Негладенко