Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Народы сибири и дальнего востока таблица: таблица Народы Сибири и Дальнего Востока в XVII в

Народы России в XVII веке

Народы Сибири. НенцыК востоку Оби от Европейского Севера до низовья ЕнисеяОленеводство, строили жилища – чум, рыболовство, охота на птиц и зверей. Язычество, почитали духов умерших предков, служители культа – шаман.
Эвенки (Тунгусы)Дальше на восток, от Енисея до Охотского моряЗанимались охотой и рыбной ловлей. Жили в чумах. У них сохранялся родовой строй: они жили большими племенами, которые в свою очередь делились на роды. Между отдельными племенами и родами шли кровопролитные войны.
БурятыСелились по берегам Ангары и БайкалаЗанимались скотоводством. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, верблюдов, охотились, ловили рыбу. Западные буряты занимались земледелием: сеяли просо, гречиху, ячмень. Часто происходил обмен своего труда на пушнину и эвенков. В XVII веке у бурят уже начала выделяться родоплеменная знать.
Якуты (Саха)Жили на северо-востоке СибириГоворили на тюркском языке. Это были скотоводческие племена. Заготавливали на зиму сено для скота, делали из молока творог и сыр. Рыбачили. Охота на пушного зверя была одним из подсобных видов промысла. Развивали кузнечное и гончарное дело. Жили якуты в юрте. А хлев для скота – хотон. Юрта представляла каркас из вертикальных деревянных опорных столбов и балок – перекрытий. Стены и крыша были из тонких брёвен. Снаружи дом обмазывали глиной, смешанной с навозом, а сверху укрепляли землёй. Небольшие окна затягивали рыбным пузырём, слюдой или бумагой, а зимой ещё и толстыми льнами. В XVII у якутов началось формирование и выделение родовой знати.
Юкагиры, чукчи, коряки, камчадалы, курилыЖили на Крайнем северо-востоке СибириДо прихода русских они не знали железа: использовали стрелы с каменными наконечниками, топоры из камня, ножи из горного хрусталя, деревянная посуда. Камчадалы и курилы питались преимущественно рыбой и травами.
Юкагиры, коряки и чукчи занимались оленеводством.
Племена дауров.Жили в ПриамурьеНа их развитие большое влияние оказала китайская цивилизация. Основным занятием было земледелие (сеяли рожь, пшеницу, овёс, ячмень, просо, гречиху, коноплю, горох). Получали растительное масло, занимались огородничеством и садоводством. Кроме лошадей, коров и овец они держали свиней и кур. Охота и рыбная ловля были подсобными занятиями. Дауры строили города, защищённые рвами, стенами и башнями.

Народы России в XVII веке

Русский народВ центре европейской части страны, на поволжских земляхРемёсла, промыслы населения, торговля
УкраинцыЛевобережная Украина и КиевКазацкий, разгульный образ жизни, денежное неравенство
Народы ПриволжьяВ Приволжье (Уфа, Самара)Многонациональность, мусульманская вера
Народы КавказаАстраханское ханство, Каспийское море, Северный КавказЗемледелие (земли было мало, её орошали и удобряли), животноводство, разведение пчёл, охота, рыбная ловля, обработка шерсти, кузнечное дело
Народы СибириК востоку от Оби, тундраОленеводство – основное занятие, рыбная ловля, охота на пуму и пушного зверя. Почитали богов, духов

Народы Сибири в 17 веке, их территория проживания и одежда – кратко в таблице для подготовки сообщения или доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 147.

Обновлено 11 Февраля, 2022

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 147.

Обновлено 11 Февраля, 2022

XVII век стал для России эпохой присоединения Сибири. В 1604 году был основан Томск, то есть линия продвижения едва вышла за пределы современной Тюменской области, а к концу века землепроходцы добрались до Камчатки. К середине столетия они добрались до побережья Охотского моря и среднего Амура, но из-за последующего конфликта с Китаем, восточной границей государства стала река Аргунь. Земли между Уралом и Тихим океаном были малонаселёнными, там проживали не особо развитые народности.

Народы Западной Сибири

Первыми в состав России вошли народы Зауралья. Контакты с ними были ещё на рубеже XV–XVI веков, при великом князе Иване III, почти за 100 лет до похода Ермака.

Рис. 1. Сибирь XVII век на карте.

По карте заметно, что на территории современных Тюменской и Омской областей проживали сибирские татары. У них было своё ханство, Сибирское, разгромленное казаками атамана Ермака в 1581–1585 годах, а также царскими воеводами в 1586–1598 годах. Татары занимались земледелием и скотоводством. Они умели строить небольшие города: на месте основанной в 1586 году Тюмени была Чимги-Тура, а вблизи построенного в 1587 году Тобольска — Искер.

Севернее татар проживали вогулы и остяки, то есть манси и ханты. Они занимались преимущественно охотой, ловлей рыбы и собирательством. Севернее них проживали оленеводы-самоеды, то есть ненцы. Освоение их земель с целью пушного промысла началось с момента основания Обдорска (современный Салехард) в 1595 году.

На территории современной Томской области находилась Пегая Орда кетов и селькупов. Освоение их территорий началось с основания Нарыма в 1598 году. В 1604 году к северу от земель енисейских кыргызов и калмыков был основан Томск.

В 1607 году в землях энцев на нижнем Енисее был основан Туруханск.

Рис. 2. Народы Сибири XVII века.

Народы Восточной Сибири и Дальнего Востока

К востоку от Енисея плотность населения и уровень развития у ряда народов, по причине оторванности от цивилизации, был ниже, чем в Сибирском ханстве. Освоение русскими земель на Енисее началось с 1619 года, когда был основан Енисейск. В 1628 году был заложен Красноярск. К югу от последнего жили качинцы — ветвь хакасов. Севернее них проживали малочисленные кетские народности и тунгусы (эвенки).

Последние занимали огромное пространство: от Енисея на западе, Амура на юге и до берегов Охотского моря на востоке.

В 1632 годах на реке Лене были основаны Якутск и Жиганск. Якуты, несмотря на суровый климат, умели обрабатывать металлы, занимались кузнечеством, а также рыбной ловлей и скотоводством, в том числе и коневодством. В 1660-е русские землепроходцы освоили места проживания бурят в Забайкалье и основали там Селенгинский и Удинский остроги.

На месте последнего сейчас находится город Улан-Удэ.

Некоторые народы Сибири говорили на тюркских языках. К таковым относились: сибирские татары, хакасы, тофалары (западнее Иркутска), долганы (Таймыр), якуты. На финно-угорских языках говорили ханты и манси. На тунгусо-маньчжурских языках говорили тунгусы и народы Приамурья, территория проживания которых по условиям Нерчинского договора 1689 года осталась в сфере влияния Китая. Через Сибирь в Россию с 1638 года начались первые поставки чая из Китая.

Ислам в Сибири был у сибирских татар, остальные народы относились к язычникам и шаманистам. У бурят был распространён буддизм. С приходом русских появилось православие, некоторые представители сибирских народов его приняли. С 1670-х годов в Сибири стали появляться старообрядцы.

Кратко информацию о народах Сибири можно представить в таблице, с помощью которой удобно подготовить доклад или сообщение для 7 класса.

Народ

Где проживал, особенности быта

Ханты и манси, остяки и вогулы

Северо-востоке Свердловской области, территория ХМАО

Самоеды или ненцы

Земли между нижней Обью и рекой Таз, охотники, рыболовы и оленеводы

Сибирские татары

Юг Тюменской области, Омская область, один из наиболее развитых народов за Уралом, среди них был распространён ислам

Селькупы и кеты

Томская область, Красноярский край

Енисейские киргизы — хакасы

Красноярский край и Хакасия, занимались коневодством, с ними воевали и торговали

Тунгусы

Красноярский край, Иркутская и Магаданская области, Якутия

Якуты

Якутия, коневодство в северных широтах

Буряты

Забайкалье, буддисты, через них шла торговля с Китаем и Монголией

Одежда народов Сибири XVII века была типичной для охотников или кочевников. Костюм первых был больше похож на шубу с шапкой, а вторых — на халат. Жили народы Сибири в чумах и юртах. Для перемещения тюркские народы использовали коней, а северные — оленьи и собачьи упряжки.

Рис. 3. Освоение Сибири, XVII век.

Что мы узнали?

Кратко говоря о народах Сибири в 17 веке, там проживали финно-угорские народности, тюрки, тунгусы и другие мелкие племена. Из религий получили распространение ислам, буддизм и шаманизм.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 147.


А какая ваша оценка?

протестантских собраний превзойдут православные в русских Дальнем Востоке

Протестантские общины превышают численность Православные в русском крайнем востоке

Paul Goble

Демография

Протестантские конституции сейчас превзошли русские церкви. По мнению религиоведов, такое развитие событий отражает и усиливает самобытную региональную идентичность и антимосковские настроения многих людей, живущих в Сибири и на Дальнем Востоке России. Забайкальское агентство новостей сообщает, что «самые «протестантские» регионы Дальнего Востока — Приморский и Хабаровский». В Приморье проживает 178 протестантских общин против 89приходы Московской Русской Православной Церкви. (zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=

&mode=thread&orderthold=0)

Ведущими конфессиями являются пятидесятники, пресвитериане, евангелисты и адвентисты седьмого дня, сообщает служба новостей, но регион включает в себя и «десятки других». Мусульмане, иудеи и буддисты также сильно отстают от протестантов в молитвенных домах, а именно в шести мечетях, семи синагогах и четырех пагодах. Ситуация в Хабаровском крае «очень похожа: из 163 религиозных организаций 96 протестантов», в два раза больше, чем православных. Более того, это протестантское преимущество растет. Мало того, что все больше протестантских групп организует и строит церкви, так еще и православная церковь, не имея средств и последователей, закрывает приходы. В прошлом Московский Патриархат подчеркивал, что протестантские общины значительно уступают православным по посещаемости, активности и взносам. В этом отчете предполагается, хотя его авторы не делают этого, что это уже не так. Эта модель подъема протестантизма и упадка православия характерна и для других частей Сибири. Красноярск является домом для 111 протестантских групп; Иркутская, 97; и Свердловская, 94.

Zabinfo.ru отмечает, что пятидесятническая и харизматическая церкви «наиболее распространены». Пастор Константин Бендас, администратор Российского объединенного союза евангельских христиан, говорит, что «это явление имеет долгую историю. Православие пришло на эти территории довольно поздно. Представители нетерпимых в Российской империи конфессий были сосланы в Сибирь и на Дальний Восток». Более того, продолжал он, «многие бежали от гнета — молокане, духоборы, меннониты, штундисты и так далее. В советское время тех религиозных деятелей, которым удавалось избежать расстрела, сослали на Дальний Восток. И таким образом именно там была сосредоточена элита русских протестантов».

В комментарии к этому отчету редакция Religiopolis.org предполагает, что это протестантское течение, которое, по их признанию, имеет глубокие исторические корни, также отражает некоторые современные реалии, в том числе этническое разнообразие региона, иммиграцию и эмиграцию, традицию независимого действия

(www.religiopolis.org/news/1373-dalnij-vostok-rossii-otkazalsja-ot-pravoslavija.html.) «Социальная открытость» протестантизма и его приверженность публичным действиям, утверждает Religiopolis.org, означает, что ее различные деноминации более привлекательны для жителей Сибири и Дальнего Востока, чем Русская Православная Церковь, более ориентированная на внутренний мир, по крайней мере, в настоящее время.

Политика

Подъем протестантизма в Сибири и на Дальнем Востоке угрожает не только Московскому Патриархату и его притязаниям выступать от имени всех этнических русских, которые, по его словам, являются православными по происхождению. Это также представляет собой вызов политическому контролю Москвы над регионом, учитывая, что сибирский регионализм и протестантская религия могут усиливать и усиливают друг друга. Действительно, один из главных аргументов сибирского националистического движения состоит в том, что Сибирь никогда не знала крепостного права и имеет протестантскую трудовую этику, более близкую к американской, чем к европейской России. Рост протестантских общин по всему региону только усилит это неравенство, особенно если Московский Патриархат останется столь враждебно настроенным по отношению к протестантизму[9].0007

Отредактированные выдержки, опубликованные с разрешения Пола Гобла, «Протестантские общины сейчас значительно превосходят численностью православные на Дальнем Востоке России», Окно в Евразию, 8 ноября 2010 г.

Пол Гобл, 4 редактор Window on Евразия, — многолетний специалист по этническим и религиозным вопросам Евразии. Ранее он занимал различные посты в правительстве США, а в последнее время занимал должность директора по исследованиям и публикациям в Азербайджанской дипломатической академии.

На Дальнем Востоке России, изношенная связь с Москвой: NPR

По сравнению со многими динамично развивающимися экономиками Азии развитие Дальнего Востока России ограничено. Здесь мужчины ждут парома, который доставит их на остров Русский недалеко от Владивостока на тихоокеанском побережье России. На заднем плане строится мост на остров. Дэвид Гилки/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Дэвид Гилки/NPR

По сравнению со многими динамично развивающимися экономиками Азии развитие Дальнего Востока России ограничено. Здесь мужчины ждут парома, который доставит их на остров Русский недалеко от Владивостока на тихоокеанском побережье России.

На заднем плане строится мост на остров.

Дэвид Гилки/NPR

После путешествия на поезде почти в 6000 миль от Москвы российский тихоокеанский порт Владивосток может показаться другой страной. Народ и язык по-прежнему русские, но несомненно сильное азиатское влияние. И многие жители говорят, что связь с остальной частью России ослабла, а связи с Азией стали крепче после распада Советского Союза два десятилетия назад. У Дэвида Грина из NPR есть этот отчет, когда он завершает свое путешествие по Транссибирской железной дороге.

Последняя из трех историй

«Россия, куда ты идешь?» Этот вопрос был поставлен почти два века назад писателем Николаем Гоголем.

В прошлом месяце россияне, с которыми я разговаривал во время путешествия по Транссибирской магистрали, не могут полностью ответить на этот вопрос или предсказать будущее своей страны. И, объехав всю Россию, я понимаю, почему.

Это страна с переходной экономикой, всего за два десятилетия до трагического распада Советского Союза и все еще борющаяся с быстрыми изменениями. Это страна в поисках идентичности — уже не коммунистическое государство, но и не демократия.

И чем дальше на восток я путешествовал, тем очевиднее становилось, что мало что скрепляет страну. В США, если бы вы спросили кого-то, что значит быть американцем, у большинства людей был бы ответ, даже если он не всегда был положительным. Но вы наверняка слышали такие фразы, как «свобода», «демократия» или «страна возможностей».

Многие русские, кажется, не понимают, что определяет их как нацию. Бывший президент и нынешний премьер-министр Владимир Путин руководил системой, которая сделала несколько человек очень богатыми благодаря национальной экономике, основанной на энергии и полезных ископаемых. Но большая часть России не чувствует к этому никакого отношения; на самом деле, они вообще не испытывают чувства гордости или идентичности за свою страну.

Это чувство отстраненности сильно в Сибири, на обширной границе дикой природы, промышленных городов, лесного и горнодобывающего производства и трагической истории. У большинства людей Сибирь вызывает в воображении образ ледяной пустоши, куда в царские и советские времена отправляли доживать свои дни ссыльные и политзаключенные.

Вид из окна поезда подтверждает унылую картину: одна и та же повторяющаяся сцена, заснеженный пейзаж с проносящейся мимо деревенькой. Во время коротких остановок поезда проводники счищают скопившийся лед с днища вагонов.

Земля Изгнанников

Глубоко в Сибири, к северу от границы с Монголией, регион озера Байкал является важной вехой в истории России. Сюда ссылали людей — политических активистов, диссидентов, представителей религиозных меньшинств. Они останавливались на берегу и ждали конца зимы, пока вода не замерзнет, ​​чтобы пересечь озеро верхом.

Я потерял веру в это правительство, и я потерял веру в нашу молодежь. У нас нет замены, [нет] достойной замены нам.

Инна Харив, 62-летняя россиянка, о потребности страны в укреплении национальной идентичности

Красивый, но неумолимый пейзаж, особенно зимой, связывает жителей.

«Здесь очень холодно. И приходится помогать друг другу», — говорит Алиса Сукнева, одна из многих потомков ссыльных советских времен, которые до сих пор живут в этом районе. Семья ее бабушки была вынуждена начать все сначала в этом регионе в 1930-х годах.

Сукнева работает здесь экскурсоводом. На вопрос о том, что она думает о Москве и о людях, управляющих Россией, она говорит: «Я не совсем уверена, что связь с Москвой очень близка».

Людмила Назарова — член религиозной общины, предки которой были сосланы сюда в 1600-х годах, когда порвали с Русской православной церковью. Ее чувства к Москве вторили чувствам Алисы.

«Москва — это просто город», — сказала она мне. «Это просто столица, но это все».

Однако так было не всегда. В советское время, к добру или к худу, была идентичность.

Ностальгия по советским временам

На короткой остановке на платформе в городе Амазар я встретил попутчицу, 62-летнюю Инну Харив. В советское время она работала на норковой ферме, а сейчас живет на пенсию в 300 долларов в месяц. Она одна из многих россиян, испытывающих ностальгию по советской эпохе, когда многие россияне чувствовали общую национальную цель, а государство всеобщего благосостояния обеспечивало занятость и здравоохранение, пусть и скромное по сравнению с западными стандартами.

«Вы можете со мной спорить, но это то, что у нас было — мы с этим жили — у нас была одна вера, одна цель», — говорит она. Сегодня «ничто нас не связывает». Ей не нравится Путин, и она также разочарована тем, что не появилось никакой другой вдохновляющей политической фигуры.

«Я потеряла веру в это правительство, и я потеряла веру в нашу молодежь», — объясняет она. «У нас нет замены, [нет] достойной замены для нас».

Глядя в Азию

По мере того, как их доверие к правительству пошатнулось, русские начали отворачиваться от своей страны в поисках возможностей в других местах — особенно на Дальнем Востоке России, где Токио и Пекин буквально намного ближе, чем Москва. В этом регионе Азия является логичным выбором.

Во Владивостоке, портовом городе на востоке России, где проживает почти 600 000 человек и Тихоокеанский флот России, автомобили с правым рулем прибывают из Японии и Южной Кореи. На дорогах почти нет автомобилей российского производства.

Китай, в частности, стал огромным источником богатства и возможностей.

Как сказал один профессор, «Китай — наше все». Но есть ощущение, что некоторые из этих возможностей упускаются. Для многих историческое недоверие российского правительства к Китаю сдерживает этот регион.

Дмитрий Грановский и его жена Ольга, 37 лет, живут во Владивостоке с четырьмя детьми. Они считают Россию слишком централизованной и выражают надежду на то, что может сложиться новая политическая система — федерация государств или что-то вроде Евросоюза или США.

Они не боятся своего правительства, как граждане России в прошлом, но они разочарованы тем, как мало правительство делает для предоставления возможностей своим гражданам.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *