Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Народы восточной сибири: Коренные народы Восточной Сибири — Восточная Сибирь. Ресурсы, население, районы, природа. Географическое описание Восточной Сибири.

Народы Восточной Сибири к приходу русских | ИРКИПЕДИЯ

Историю межплеменных народов Сибири накануне прихода туда русских до сего времени нельзя признать полностью изученной. Однако несомненным является тот факт, что на первых порах продвижения казаков в Прибайкалье они не встретили серь­ёзного и организованного сопротивления со стороны обитавших там племён — бурят, эвен­ков (тунгусов) и тофаларов (карагасов).

Племена тунгусов были разбросаны на огромных пространствах Сибири, сохраняя в той или иной мере исходную общность языка и культуры, и делились на несколько групп, отличающихся некоторыми особенностями хозяйства и быта. Часть этого народа жила в Прибайкалье, кочуя по рекам Ангаре, Лене и их притокам. Племена тунгусов делились на «оленных» и «пеших», однако были и занимавшиеся кочевым скотоводством «конные» тунгу­сы. Социальная организация их не выходила за пределы патриархально-родовых отношений.

Немногочисленное племя карагасов ко­чевало по таёжным пространствам северного склона Восточных Саян, в верховьях рек Уда, Бирюса, Кан, Гутар, Ия. Хозяйство их было основано на охоте и оленеводстве. Транс­портным средством на охоте служил олень. От количества оленей в хозяйстве зависел ох­ват промысловой территории, успех пушного промысла. Рыболовство было малоразвито. Существенное значение имел сбор дикорасту­щих ягод, черемши, ревеня, лука и т. д. Осенью карагасы добывали кедровый орех.

В Прибайкалье и Забайкалье наиболее многочисленным народом были буряты. Пер­вые письменные упоминания о бурятских пле­менах содержатся в замечательном памятнике монгольской литературы «Сокровенное сказа­ние монголов», датируемом 1240 г.

Письменные источники XII — XIII вв. на­зывают также племена хори-туматов, икиресов, булагачин и бурят (булия), которые ещё не имели общего имени и не составляли единой народности.

К началу XII в. почти вся территория При­байкалья была занята племенами, говорив­шими на монгольском языке. В XIII — XIV вв. в состав этих племенных союзов входили роды тюркского, эвенкийского, самодийского происхождения.

К XVI и особенно началу XVII столетия в результате переселения части племён, на­пример туметов, во Внутреннюю Монголию или же в Якутию (часть племён ойратов и хори-туматов) население Прибайкалья стало эт­нически более однородным. Однако процесс образования бурятской народности ко вре­мени прихода русских отнюдь не завершился. Решающими факторами в этом процессе ока­зались развитие экономических отношений, установление единой администрации и усиле­ние процесса классообразования.

Первые русские землепроходы называли бурят «братами», или «братскими мужиками». Ко времени прихода русских в Прибайкалье са­мыми крайними пунктами «братской земли» на западе были реки Бирюса и Чуна. Главная масса удинских бурят жила в районе основанного в 1648 г. Удинского острога. На Ангаре бурятские улусы начинались с Долгого порога, выше устья р. Вихоревой. Начиная с устья р. Оки буряты жили сплошным массивом на западной сторо­не Ангары и по р. Оке, образуя своего рода остров, окружённый тунгусами. В верхнем те­чении Ангары буряты жили по обеим сторонам реки и её притокам: Ие, Унге, Китою, Иркуту, Осе, Куде — вплоть до оз. Байкал. Особенно многочисленным бурятское население было в бассейне р. Унги — в Балаганских степях. Буря­ты, обитавшие по правым притокам р. Ангары: Уде, Осе, Ие, Куде, соприкасались с другими районами, также густонаселёнными «братски­ми» племенами по верхней Лене. Здесь кочевья бурят располагались по долинам Лены, начи­ная от устья р. Анги и выше, а также по прито­ку Лены — р. Манзурке.

Выделяются три племени бурят: эхириты, булагаты, хоринцы. Самое крупное племя -булагаты — занимало территорию в бассейне р. Ангары и её притоков: Оки, Унги, Китоя, Иркута, Белой, Куды.

В начале XVII в. буряты представляли со­бой кочевое общество раннеклассового типа, которое было дифференцировано в имуще­ственном и социальном отношениях. Оно со­стояло из старейшин, рядовых общинников и рабов (домашнее рабство).

Представители знати возглавляли родо­вые органы, военные дружины и племенные группы. В мирное время власть старейшин была незначительной, но во время военных действий власть родовых предводителей су­щественно возрастала.

Экономической предпосылкой возник­новения раннеклассового общества у бурят было развитие полукочевого экстенсивного скотоводства, когда устойчиво производились излишки сверх необходимого прожиточного минимума и таким образом создавались ус­ловия для образования классов и классовых отношений. Источниками рабов были войны и организованные набеги, захваченных плен­ников превращали в рабов. Однако рабовла­дельческим строем уклад жизни бурят назвать нельзя, рабство носило патриархальный ха­рактер, рабы не являлись решающей произ­водительной силой, их труд не был основным источником производства, а концентрация рабов в руках князцов отсутствовала.

Основным имуществом любого бурята, его богатством был скот, который воплощал в себе как средство производства, так и средства пот­ребления. Имущественная дифференциация и классовое расслоение у бурят могли возник­нуть лишь на основе частной собственности на табуны и стада, но при этом существовала об­щность пастбищных территорий. Источники свидетельствуют о наличии у бурят общинного землепользования. Земли, которыми владели буряты, назывались «породными». Буряты хо­рошо знали свои «породные земли» и впослед­ствии не однажды стремились закрепить их за собой. В челобитных на «государево имя» кон­ца XVII и начала XVIII в. различные бурятские роды во главе с зайсанами и шуленгами проси­ли дать им «владетельные указы» на «породные земли» и при этом довольно подробно описы­вали территорию, перечисляя реки, леса, воз­вышенности и т. д., считавшуюся пределом их кочевий, и обычно ссылались на то, что здесь издавна кочевали их предки.

В суровых условиях природы Прибай­калья и Забайкалья здесь занимались сено­кошением и примитивным земледелием, что подтверждают и археологические находки. О существовании земледелия у бурят до прихода русских в Прибайкалье говорят и архивные ма­териалы. Наиболее распространёнными культурами были: просо, гречиха, ячмень. Просо сеяли на Лене, Оке, Осе в степных местах. «А те многие люде неясачные живут на Куде между Таною и Ангарою, а. .. у тех братов просо родится… А на устье той Онги-реки по обе стороны живут братские, а хлеб у них родится просо, а мы то просо у князца… видели», — сообщает источник. Но не следует переоценивать эконо­мическое значение бурятского земледелия. Ко времени прихода в Прибайкалье русских оно сохранилось только как мотыжное и далеко уступало в экономическом отношении экстен­сивному скотоводству.

Помимо скотоводства, буряты были хоро­шими охотниками, занимались рыболовством, славились своим искусством в обработке ме­талла. Кузнечное ремесло у них считалось по­чётным занятием, божьим даром.

Бурятские племена вели оживлённую меновую торговлю со своими соседями: тунгусами, харагасами, Монголией и Китаем. От охотников и оленеводов они в обмен на скот получа­ть пушнину. Тунгусы, жившие по р. Киренге, продавали бурятам соболей «на животину и просо». Полученную таким образом пушнину буряты сбывали в Монголию и Китай, взамен получая серебро, золото и другие товары.

В Прибайкалье русские застали сложные межплеменные отношения, которые основы­вались на принципе подчинения более силь­ными племенами слабых. Племена, находив­шиеся в подчинении, назывались кыштымами. Их обязанностями были уплата дани (ясака, албана) и выставление ополчения. Чем ближе жили кыштымы к своим господам, тем прочнее была зависимость и регулярнее сбор дани. Для племён, которые жили в отдалении, сбор дани носил характер набегов. Обязательства между кыштымами и повелителями были взаимны: первые платили дань и выставляли вспомога­тельное войско; вторые — обеспечивали охра­ну своих кыштымов. Отношения господства и подчинения прочно укрепились между племе­нами Прибайкалья: бурятские племена легко одолевали и превращали в кыштымов тунгус­ские племена по рекам Вихоревке, Лене, Илиму, а также племена, живущие по Енисею и Кану. Здесь знали бурят и боялись их, но лишь по стольку, поскольку сюда приходили время от времени бурятские военные отряды. Это были самые обыкновенные грабительские набеги, предпринимавшиеся с целью захвата добычи и пленных. Качинские туземцы, подвергавши­еся систематическим набегам бурят, в 1613 г. отказались платить ясак русским, «потому что де их воевали братские люди». Даже утверж­дение русских на Кане не прекратило набегов бурят. Ещё в 30-х гг. XVII в. «братские люди» и их кыштымы приходили войною на Канскую землю, побивали туземцев, забирали в плен их жён и детей, брали с них ясак и разоряли до ос­нования.

Однако, даже имея своих кыштымов, бу­рятские племена не могли противостоять более сильным монгольским и ойратским феода­лам. В 1617 г. послы монгольского Алтын-хана, бывшие в Москве, рассказывали, что он «яса­ков имеет с саянцев, с братов и других племён мягкой рухлядью»(Здесь и далее в цитируемых текстах сохранены орфография и пунктуация источника. — Ред.). И сами буряты в 1639 г. от­вечали эвенкийскому князцу Можеулю, по­сланному к ним на р. Ангу русскими за ясаком: «Мы-де дали ясак в мунгалы, еммат-де с нас мунгалы ясак из веку по соболю с человека». В 1648 г. монгольский Очирой Саин-хан назы­вал своими «ясачными» селенгинских, иркут­ских, верхоленских бурят. Однако признавая факт вассальной зависимости некоторых бу­рятских племён от монгольских ханов, следует помнить, что бурятская земля никогда не была владением монгольских ханов, дело ограничи­валось лишь сбором ясака.

Место отдельных народов в системе меж­племенных отношений во многом определяло их реакцию на русское присутствие в Прибай­калье. Тунгусы, бывшие кыштымами бурят, быстрее смирились с присутствием русских на их землях, надеясь на избавление от господства бурят и на защиту новых покровителей.

Они давали «вожей» (проводников), от имени русских выступали сборщиками ясака в бу­рятских землях. Воинственные князцы бурят не желали мириться с новой для них участью, терять свои «породные земли» и контроль над племенами-кыштымами и рядовыми улусниками.

Кажущиеся, на первый взгляд, незаселён­ными территории Прибайкалья были освое­ны и обустроены местными народами. Но это мироустройство представляло иной тип, от­личный от сложившегося в России. Изыскивая наиболее удобные в стратегическом отноше­нии места для строительства укреплений, отря­ды служилых людей останавливали свой выбор на участках, игравших ключевую роль в струк­туре хозяйственных и политических взаимоот­ношений местного населения. Эти территории были жизненно важными как для аборигенов, так и для русских пришельцев, на них были сосредоточены пути товарообмена, политической связанности и социальной организации местного общества. Пришельцы, укрепившись на этих землях, получили возможность кон­тролировать и предопределять все проявления жизнедеятельности подчиняемых ими наро­дов. Несомненно и другое: с появлением рус­ских в Сибири началась перестройка системы общественного разделения труда, рост экономического общения, проникновение товар­но-денежных отношений. Все эти процессы, имевшие своих экономических агентов и соци­альных носителей, оказали огромное влияние на социальную структуру «инородческого» об­щества, на его политическую организацию, из­менили характер международных отношений в регионе.

Коренные народы Восточной Сибири и Поволжья – новые герои «Смешариков»

24.08.2022

«Музей Кар-Карыча» — пятая по счету серия из цикла «Азбука дружбы народов со Смешариками» 24 августа появилась на официальном YouTube-канале проекта. На этот раз создатели рассказывают о необычных культурных традициях сразу трех регионов нашей страны: Забайкальском крае, Марий Эл и Калмыкии.

Крош и Ёжик случайно находят музей Кар-Карыча, в котором хранятся уникальные реликвии, привезенные из дальних странствий мудрого ворона. Здесь и старинная ритуальная маска Забайкальских бурят, помогающая отпугивать злых духов, и марийская волынка – шувыр и даже традиционная калмыцкая сумка для чая.

Создатели проекта уверены, что за несколько минут экранного времени, лишь прикоснувшись к культуре самобытных народов, зрители непременно захотят изучить больше интересных фактов, погрузиться в историю и обычаи нашей страны.

Оставаясь верными себе, в «Музее Кар-Карыча» «Смешарики» спрятали несколько «пасхалок», так называемых отсылок к другим эпизодам. От взгляда внимательных зрителей не ускользнут татарский ковер с полосатым орнаментом и тюбетейка из серии «Гостинец», бочонок с Башкирским медом из серии «Сокровище», бубен в виде солнца и колотушка из «Вороньей песни», а также и другие экспонаты, которые хранит в своем музее хитрый ворон.

Цикл серий «Азбука дружбы народов со Смешариками» создан в партнерстве ГК «Рики» и Президентского фонда культурных инициатив, при непосредственном участии профессионального культуролога и этнографа.

«Азбуки со Смешариками» — это обучающие проекты, направленные на повышение социальной грамотности, ответственности и общего образовательного уровня у детей дошкольного и школьного возраста в различных сферах жизнедеятельности. На сегодня реализовано 14 тематических «Азбук со Смешариками», в каждой из которых от 3-х до 40 серий по 3 мин. в технологии 2D.

С момента выхода первых Азбук в 2008 г. проект набрал большую популярность и позитивный отклик у зрителей широкой семейной аудитории.  

На сегодняшний день самый популярный цикл — это «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», который собрал более 204 млн просмотров на YouTube, а также регулярно транслируется на федеральных телеканалах.

В 2021 году состоялась национальная премия в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок», в которой проект «Азбука безопасности со Смешариками» занял 1 место в категории «Социальный маркетинговый проект 2020 года».

Анимационные серии размещаются на популярных ресурсах детско-семейной аудитории в сети Интернет, в том числе на YouTube-канале: TVSmeshariki  и социальной сети проекта.

Восточная Сибирь — Класс Сибири

Лекция

Доктор Дуг Кози, UAA

Нажмите на миниатюру, чтобы увидеть изображение в полном размере


Слайд 1: Доктор Кози сам сделал это фото из Бухта Хупер осенью перед Днем Благодарения. Бухта Хупер находится на ½ пути вниз Аляска в Беринговом море. Сегодня такой погоды не бывает до февраля — климат изменился за короткое время.

Слайд 2: Это полярная проекция Арктики- в центре находится Северный полюс. Чтобы понять это, ищите Гренландию или Алеутские острова, то с остальным потом разберешься. Россия владеет большей частью Арктики. Есть 9 арктических стран, но из-за Сибири и северная часть Европейской России, Россия имеет большую часть земли из всех других стран вместе взятых.

Слайд 3: История покорения Арктики. Образец исследований – английский язык на Ньюфаундленде в конце 1500-х гг. В 1660-х годах русские двинулись на восток. через Урал, а затем переселились в Сибирь, начиная с начала 1600-х годов. на. В 1700-х годах французы и англичане в Канаде, в 1800-х годах сначала русские, а затем США на Аляске. Критический вопрос — зачем кому-то туда идти? Что двигало людьми? Помимо острых ощущений от приключений — это были ресурсы — и основным ресурсом была торговля мехом. В начале 1500-х годов это была рыба для британцев – треска, но вся остальная экспансия в России, Канаде, Русской Америке и в США была связана с торговлей мехом. Узор не был прямым – они двинулись, чтобы найти мех. Русские американцы прибыли на Аляску, чтобы эксплуатировать остров Святого Павла. Позже США исследовали больше, но изначально все было только об этом. один остров и морские котики.

Слайд 4: Понимание почему люди попали в Арктику, важно для понимания культур, которые развились и текущее положение дел. Это карта Сибири с указанием основных рек. Фиолетовые были основные пути первых русских в Сибири. Одна из особенностей Арктика заключается в том, что все реки текут с юга на север (за небольшими исключениями). Север Юг реки хороши, если хотите попасть в Арктику, но не если хотите на восток на запад (путешествие с востока на запад является общей проблемой в Арктике). Но есть притоки, которые идут Восток-Запад. Переход займет 18 месяцев. Есть картинка мехового рынка в России, с фото морские котики.

Добыча морских котиков на Аляске с острова Сент-Пол была единственной причиной, по которой США купили Аляску. Почему европейцы едут в Арктику? Они следуют за богатством, это экономика добычи, и первой была меха.


Слайд 5: Ясак– это татарское слово для дани. Посмотрите на таблицу записей с 1624 по 1647 год, каждая колонка — это отдельный торговый центр. В 1624 г. дани, присланной короне с одной местности, было около 5 млн. долларов. Арктика всегда рассматривалась как источник богатства за счет добычи.


Слайд 6: Восточная Сибирь – это территория к западу от Лены и к востоку от Колымы. Он гористый. Красный квадрат — это область на следующем слайде.



Слайд 7
: Экосистемы довольно типичны для Сибири, могут быть и в Канаде или на Аляске. В полярной пустыне выпадает около 10 дюймов дождя/эквивалента снега.

Градиент экосистем.


Слайд 8:
Восточная Сибирь – более или менее одна коренная группа. Российская история встречи с коренными народами трудна, коренные народы не выиграли. Серые зоны — это места, где коренные народы официально не признаны, хотя они там встречаются.


Слайд 9:
ГУЛАГ СССР — это были, по сути, концлагеря Сталина для своих людей. Восточная Сибирь была несколько пощажена. Используется, чтобы убрать людей с дороги и использовать их как рабов. Магадан был центральным пунктом приема и отправки ГУЛАГов Восточной Сибири и Дальнего Востока России. На пике наверное 20 миллионов человек за 4 десятилетия, когда Сталин и его ближайшие преемники были у власти. Это до сих пор влияет на культуру – на нынешнюю власть все еще влияет то, как она думает о Сибири. Существует темная история о том, где находятся населенные пункты — некоторые из них размещены там, где они находятся, из-за ГУЛАГа.


Слайд 10:
Это несколько устарело — это из оценки ЦРУ — крупную проблему севера иллюстрирует размещение запасов нефти (коричневая заливка) и труб на переработку. На Аляске нефть добывают, затем переправляют на юг для переработки, а затем привозят обратно для дальнейшего использования. использовать. Это делает его очень дорогим. То же самое в Сибири.

Слайд 11: НПЗ СССР



Слайд 12: Крупнейшие запасы находятся в Западной Сибири. Известные запасы 50 миллиардов баррелей.


Слайд 13: Будущее потенциальное производство. Экономические последствия будут большими. Что использовал крупнейшим экономическим ресурсом в царские времена были меха, 20 лет назад алмазы, сейчас нефть и газ. Но есть большие воздействия на окружающую среду.

Слайд 14: Линии — это дороги. Это. На Аляске можно двигаться с севера на юг, но с востока на запад трудно. Эти карты показать активные мины. Галечный рудник не разрабатывался, крупнейший из известных месторождение золота, открытое через 50 лет, побочным продуктом которого является медь, станет Крупнейший из когда-либо разрабатываемых карьеров. Хвосты будут проблемой, моя расположен прямо на промысле лосося в Бристольском заливе. Аляска ничем не отличается от Сибири тем, что в основном экономическое развитие связано с добычей полезных ископаемых. ½ не возобновляется, другая ½ — это устойчивое рыболовство. Это определяет главный конфликт между использованием ресурсов.

Слайд 15: Дороги – ищите нефть в Прадхо-Бей. Чевак– самый большой город в области, без дорог, -35 с -90 морозом.

Слайд 16: Градация осадков – красный – полярная пустыня. Юго-восток — Джуно — тропический лес умеренного пояса.

Слайд 17: Язык группы. Фактическая идентичность групп более мелкая, это просто главное. языковые группы. Развитие Аляски изначально было неудовлетворительным, когда стало состоянием дела пошли лучше. Развитые Племенные Корпорации, не такие, как племена в Нижнем 48. Люди в Корпорациях имеют титул в частном порядке и через Корпорации. Большая часть Аляски находится в федеральной собственности.

Слайд 18: Немалая часть Канады находится к северу от Полярного круга. Исландия находится примерно на 10 акров выше Полярного круга, так что технически она также является арктической страной.

Слайд 19: Канада разработан примерно за 100 лет до Аляски. Голубые алмазы — это нефтеносные пески. Северная часть Канады такая же, как и Аляска, с экономикой, основанной на добыче. Доктор Кози продолжает подчеркивать важность добычи полезных ископаемых в Арктике, потому что это так важно в истории. кому выгодно?? Добыча приносит пользу корпорациям. Это история Арктика (в России корона пошла на пользу). Арктика резко разделена: многие люди зарабатывают себе на жизнь, корпорации занимаются добычей полезных ископаемых, а многие остаются за бортом.

Слайд 20: Циркумполярные народы (в целом) – инуиты представляют собой очень большую гетерогенную группу, говорящую на одном языке. 20 лет назад они объединились, чтобы сформировать Циркумполярную комиссию 8 арктических страны. Иметь языковую культуру, экономику, точку зрения, вопросы все в общем.

Слайд 21: Биологическая карта– основных миграционных путей указывает на то, что важно на междугородних соединениях с остальным миром, которые являются регулярными и сильный. Пути доставки, миграции. Это называется перекрестком континентов.

Слайд 22: Кому понять такую ​​сложную систему, как Арктика, нужно понять взаимодействие между системами, а не отдельными видами. Биологические системы существуют в физической среде, и есть обратные связи. Культурная история Арктики разнообразный. Какова нынешняя стабильность системы и насколько она устойчива? сообщества людей в Арктике. Это важный вопрос: насколько устойчивы люди, биологические сообщества к изменению окружающей среды и изменению климата

Эвены Сибири и Дальнего Востока

Вначале было только море. Однажды с неба в воду спустилась дева. Она ехала верхом на восьминогом северном олене, а клочья оленьего меха, разбросанные по поверхности моря, стали плотом. Олени отдали свое тело земле, горам и лесам. Вши из их меха превратились в диких северных оленей, бродящих по окрестностям. Сердце северного оленя стало героем, а легкие — мальчиком и девочкой. Так гласит одна эвенская легенда, рассказанная Семеном Егоровичем Дьячковым и записанная профессором Василием Афанасьевичем Роббеком в 1978.

Капитан Silversea Мэгги Эттлин встречается с эвенами из трех поколений/Люсия Григги

Незаменимый ресурс

Северные олени жизненно важны для выживания эвенов, или эвенов (в единственном числе), людей — коренного этнического меньшинства, проживающего на северо-востоке Сибири и Дальний Восток России. Эвенов насчитывается около 20 000 человек, и они являются близкими родственниками более известных и многочисленных эвенков. Оба являются частью тунгусской группы людей и языков, согласно статье 2015 года «Отбрасывая тени времени» антропологов Пирса Витебского и Анатолия Алексеева. Витебский учился и жил у эвенов более 20 лет, а Алексеев — эвенский оленевод, ставший антропологом.

Край, населенный эвенами, расположенный за Полярным кругом, невероятно красив, но чрезвычайно отдален. А с зимними температурами, опускающимися до 70 градусов по Фаренгейту ниже нуля (56 градусов ниже по Цельсию), холоднее только в Антарктиде. Дорог мало — Транссибирская магистраль проходит в сотнях миль к югу.

Эвены долго выживали в этих условиях в тесном симбиозе с северными оленями. «Олени были основой хозяйства эвенов», — говорит Дмитрий Банин , эксперт экспедиции Silversea, который общался и торговал с эвенами перед походами на оленей. «Большинство эвенов разводили оленей и охотились. Некоторые эвены имели оленьи пастбища в районах Колымы, Омолона и Индигирки».

Экономически, культурно и духовно ценимый эвенским народом олень бродит / Денис Эльтерман

Считается, что в России обитает более миллиона диких северных оленей, называемых буюнами, которых не пасут, но иногда на них охотятся. Еще миллион — это полуодомашненные «ороны», сосуществующие с коренными народами, которые скрывают их миграцию по земле, чтобы выжить. А еще есть одомашненные северные олени, или «учахи», которых приучили ездить верхом и запрягать в сани. Эти животные-компаньоны действуют как мост между людьми и более дикими северными оленями.

В своей книге «Люди-олени» Витебский пишет: «Помимо добычи полезных ископаемых, люди не могут зарабатывать на жизнь в этом ландшафте, кроме как в партнерстве с оленями; и они не могут жить с северными оленями, кроме как следуя за их вечной миграцией». Кочевые эвены питаются северным оленем, например, мясом и молоком. Их одежда основана на шкуре и мехе северного оленя, идеально адаптированных к арктическим температурам, с двойным слоем шерсти, тонким подшерстком, покрытым грубым слоем полых волос, которые изолируют и удерживают тепло.

В суровом ландшафте, где не может быть ни одного человека на сотню и более миль, где мало поселений и припасов, найти топливо для транспортных средств не дано, даже если есть дороги. Следовательно, эвены зависят от оленей в качестве транспорта. Небольшое телосложение эвенов позволяет оленеводам ездить на «учахах», которые весят примерно одну треть веса лошади, и они разработали упряжь и сани для перевозки снаряжения по замерзшей тундре и приполярной тайге.

Ребенок-эвени, одетый в традиционную одежду, держит ягоды/Лючия Григги

Адаптация и модернизация

Некоторые эвены стали полуоседлыми и занимаются рыболовством и охотой на морских млекопитающих, говорит Банин. С приходом русских они охотились на соболей, лисиц и белок, что составляло до 90 процентов их дохода. «Коллективизация 1930-х годов была разрушительной для традиционной социальной структуры эвенов, в том числе и для кочевого образа жизни, — говорит Банин. «Многие кочевые эвены осели, вступили в коллективные хозяйства, называемые «колхозами», и занялись скотоводством и земледелием. Образовались постоянные поселения».

Читать Далее

Сегодня многие люди живут в деревянных домах. Но некоторые эвены до сих пор содержат большие стада северных оленей до 2000 голов. Они проводят часть года в палатках на земле, путешествуя с оленями, когда летом они переходят на высокогорные пастбища, чтобы пастись и откармливаться. В суровую зиму пастухи уходят в зимовья в долинах, а северные олени питаются лишайниками. Вернувшись в деревни, даже люди, которые не занимаются оленеводством, по-прежнему зависят от оленеводческого хозяйства для торговли мясом и мехом и продажи рогов для корейской и китайской медицины.

В то время как некоторые традиционные аспекты сохраняются благодаря языку и мифологии, другие исчезают. «Этнический туризм и интерес к эвенской культуре могут замедлить или частично обратить вспять этот процесс за счет сохранения традиций, которые можно было бы показать приезжим», — говорит Банин. Хотя традиционная культура утрачена — многие молодые люди даже никогда не были в стойбище оленей, — язык все еще живет. «Эвенский язык преподается в дошкольных и начальных классах вместе с русским, — говорит Банин.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *