Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Неаполь скифский история: The Scythian Naples — Historical and archaeological Museum-reserve

Неаполь Скифский…

Петр Золин,
доктор исторических наук, профессор

Почти полвека назад – в пору школьной и студенческой юности автора этих строк – общим местом в рассказах о Новгороде было напоминание, что всяких «новых городов» в истории и на планете огромное множество. Не будет плохо что сказано хотя бы о Нью-Йорке… В том числе «новых городов» (на разных языках) хватало и на территории дореволюционной России и Советского Союза. Даже средневековых Новгородов (Северский, Волынский и т.п.). И был античный Новгород – Неаполь – в Крыму.

К сожалению, в пору «неожиданного» диктата «новгородского академизма» напоминать об этом стало вроде бы как-то неприлично. По общеизвестной автохтонной аксиоме — наше «болото» уникально и ни с чем несравнимо ?!
Но что-то все же тянуло элиту Приильменья в Крым. Многотысячелетняя этногенетическая память ?! По многотрудным путям скифских князей Словена и Руса ?!

Около 790 г. новгородский князь Бравлин (Буревой эпоса ?) принял крещение в храме Софии города Сурожа (Судака). Есть и другие датировки того крещения. В частности, чтобы как-то оправдать дату появления приильменьского Новгорода в 859 г. Века через два после Бравлина (сведениями о нем полон Интернет) бывший новгородский князь Владимир принял крещение в крымском Херсонесе (ныне Севастополь). А его отец – князь Святослав – фигурирует у византийцев как властитель тавроскифов, крымчан. Нет ли здесь тоже долговременной этногенетической памяти новгородских князей о Великой Скифии ?! В частности, замечено, что княжеские знаки Рюриковичей (типа трезубцев) напоминали знаки античных царей Приазовья.

Знаки Неаполя Скифского

Неаполь Скифский площадью около 20 га уступает средневековому Новгороду – к примеру, 14 века, — по площади в десятки раз. Он несколько напоминал план Городища у Волхова. Только обрывистый край (Петровские скалы) связан не с могучей рекой, а с горной местностью, где когда-то проходили и мощные водные потоки.

Интернет тоже наполнен сведениями о Неаполе скифском (греч. Neápolis — новый город). Отмечено, что древний город упоминается в херсонесском декрете 2 в. до н. э. и в «Географии» Страбона как одна из скифских царских крепостей в Крыму. Связь с юго-восточной окраиной Симферополя предположительна. Наибольшего расцвета городище достигло во 2 в. до н. э., прекратило существование после нашествия готов (3 в. н. э.). Археологические исследования выявили остатки мощной (толщина 8,5 м – почти вдвое толще стен средневекового новгородского кремля) оборонительные стены с двумя привратными башнями, одна из которых стала своеобразным мавзолеем (72 погребения: царя и знати с конями, оружием, множеством золотых украшений и др.). Выявлены остатки жилых и общественных зданий, в том числе с фресками. Найдены портретные рельефы, обломки статуй, постаменты с греческими надписями — посвящениями богам. На некрополе исследовано свыше 200 погребений: вырубленные в скале богатые фамильные склепы, земляные склепы и грунтовые могилы рядового населения.

Роспись в одном из склепов изображает всадника, скифа с лирой, псовую охоту на кабана, в другом — скифа-лучника, танцующие фигуры и др.

Там же обнаружили нечто вроде шахматной доски, но числом клеток 9 на 9. А вот шахматных фигурок нашли значительно больше в средневековом Новгороде.

«Мавзолейная башня» остается последним крупным материальным свидетельством некогда существовавшего города. Она отчасти напоминает руины храма на новгородском Городище, округа которого была обитаема и во времена скифского Неаполя.

В средние века на этом почти заброшенном пепелище все еще теплится жизнь, длительное время тут существует крымская (допускают – греческая) деревенька. Позднее, вероятно, в конце XV в., рядом с ней возникает татарское поселение, со временем небольшой городок Ак-Мечеть — прямой предшественник Симферополя. С присоединением Крыма к России Ак-Мечеть стала центром новообразованной Таврической области.

Допускают, что плато, на котором располагается городище Неаполь Скифский, одна из мощнейших энергетических зон. И не только в Крыму: сюда приезжают эзотерики из разных стран в поисках просветления. Сложно сказать, чем это обусловлено — энергетическими показателями самого плато или наследием древних жителей города. Скорее всего, и тем, и другим. Место тут красивое — с плато Неаполя открывается вид на весь Симферополь, а на юге раскинулся шатер нагорий Чатырдага.

Крымские татары именовали эти места Керменчик — «маленькая крепость». Долгое время античные строения и скалы служили своего рода карьером — многие дома старой части Симферополя построены из камня строений скифской столицы. Лишь в середине XIX в. любитель древностей А. Крым-Гирей встретил на улице груженную камнем телегу, на которой он увидел фрагмент рельефа с изображением воинов и часть надписи на древнегреческом языке. Так вновь для истории была открыта крупнейшая позднескифская крепость, столица позднескифского государства.

На центральную площадь города наряду с другими выходило еще одно здание — центр религиозной жизни . Оно состояло из огромного зала, вдоль стен которого на уровне второго этажа проходила деревянная галерея. В центре зала находился очаг, вокруг которого стояли мраморные и глиняные изображения различных божеств.

Вблизи площади находились дома скифской знати. Их стены были украшены росписями по сырой штукатурке (фресками). Дома были покрыты черепицей. Рядовые жители скифской столицы ютились в куда менее презентабельных полуземлянках, как и раннесредневековые славяне.

На территории скифской столицы и сейчас можно увидеть два огромных холма. Скифы с огромным почтением относились к богам домашнего очага. Клятва их именем считалась нерушимой. Потому скифы сносили золу из очагов в специальное место, где вскоре образовывался холм пепла — зольник.

Среди населения города были не только скифы, но и выходцы из Херсонеса и других греческих городов Северного Причерноморья. Они и построили «здание с портиками» и создали скульптуры знаменитых скифов. На территории столицы найдены надписи на древнегреческом языке. Одна из них рассказала о том, как купец Посидей победил племя пиратов — сатархов. Надпись напоминает, что у скифов был и свой флот.

Крути или не крути, но Неаполь Скифский – признаваемый античный город. Пусть и площадью в 20 га. Но и средневековые «древнерусские» города нередко начинали с площади всего в два-три гектара. И это никогда не смущает. Кроме одного. А почему эти средневековые «древнерусские» должны считаться началом градостроительства на землях России ?! Каково место Аркаима и подобных ему городов, античных городов Приазовья в истории отечественного градостроительства ?!

Что определяет научную ментальность в понимании городов медиевистами (средневековедами), которые слишком зашли в упорном дроблении отечественной истории на «неизвестное» (и ненужное им) и «древнюю Русь» (как бы не знают они трудов академика Г.В.Вернадского и подобных работ), на самом деле – средневековую ?! Заранее отмечу, что спорить здесь можно вечно, так как у каждого времени и каждого народа – свое понимание «города».

Наиболее научной в трактовке средневековых городов России признается позиция Владислава Петровича Даркевича — доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института археологии РАН.

Наиболее строго она выражена в статье «Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.)» (Вопросы истории. 1994. №10. Стр.43-60 ; приведена на сайте Русский город; www.russiancity.ru).

Вопросы возникают сразу. Для автора-медиевиста средневековая по хронологии страна – понятно — оказывается «древнерусской», древней (строго говоря – античной), хотя сам ученый является специалистов именно по средним векам. Да и летописные города середины 1Х века (Новгород, Киев, Изборск, Белоозеро, Смоленск и другие) заголовком статьи не учтены, но автор все же рассматривает их в самой статье.

В частности, по мнению Даркевича «Умозрительный характер имеет гипотеза о возникновении Новгорода в результате слияния трех разноэтничных родовых поселков, игравших роль племенных центров (отсюда — деление на концы). Она противоречит археологическим данным, поскольку культурных слоев ранее X в. на территории не обнаружено».

Беда – по моему мнению – еще и в том, что сами «разноэтничные» поселки со времен фиксации являют полиэтничность на славянской культурной и языковой основе. Это особенно подтверждают берестяные грамоты и ранние письменные свидетельства населения этих поселков-районов, схожий образ жизни на усадьбах.

Даркевич заметил, что жесткой дифференциации ремесла и сельского хозяйства русские города веками не знали — во многом сохраняли аграрный облик, органично вписываясь в окружающий пейзаж (малые города не только России этим грешат и ныне). Среди них были  «открытые торгово-ремесленные поселения»,  которые нередко относят к «протогородам». И дал такое определение: «Как же проходил процесс образования и развития городов домонголъской Руси? Очевидна бесплодность попыток жестких определений понятия «город» путем застывшего набора признаков. Любое определение предполагает некое ограничение, следовательно, ведет к обеднению исторической реальности. Сущность столь сложного социокультурного феномена, как средневековый город, видоизменяется в зависимости от места и времени. Индивидуальность городского центра определяется многими факторами, том числе преобладающей ролью тех или иных его функций, разнообразием их сочетаний.

..»

Бесплодность попыток жестких определений, конечно, близка реалиям информационного общества. Общее являет бездна особенностей и конкретностей. Вместе с тем сам же автор бесплодности не избежал.

Если город не был городом-крепостью, можно ли его считать городом ?! Или не оказывается ли укрепленная деревня (селище с тыном) – городищем ?! Вспомним «город» у В.И.Даля. Ощущая проблему, Даркевич признает: «Но нельзя забывать, что в древней (понятно – средневековой) Руси под «градами» (от «градити», т. е. строить, возводить) понимали любые укрепленные (точнее – возведенные по княжеской или иной властной воле: П.З.) пункты. Это не отвечает понятию о средневековом городе в современной науке» (С.46).

О средневековом у медиевистов – возможно. Но зато отвечало понятию «градов» для самих античных и средневековых жителей Руси (ранее Великой Скифии), что отразил и эпос.

Даркевич привел такую статистику: «По подсчетам М. Н. Тихомирова (этого академика новгородцы должны благодарить за определение датой возникновения города 859 года – без надежных летописных и иных обоснований, а по обычному контексту самой летописной записи под этим годом – и оскорбительной не только для новгородцев), если в IX-X вв. летописи свидетельствуют о существовании 25 городов, то в XI в. упомянуто 64 новых города, а в источниках XII в. появились еше 134 города.

Но эти данные явно неполны, так как основаны только на письменных источниках без привлечения археологии (вот-вот: П.З.). Тихомиров считает, что ко времени монгольского нашествия количество русских городов близко подходило к 300 ) ». Но сам-то автор городов до Х века нашей эры не знает, да и какие  относительно равные политико-административно-правовые функции были у 79 городов Руси 1Х – Х1 вв., если княжений оказывалось не более двух десятков (а на всего сотни погостов «градов» явно не хватало и т.п.)?! Все же, «каждое городское поселение обладало специфическими чертами…»

Извиняюсь за «нагую откровенность», но автор этих строк резко против многих рассуждений Владислава Петровича и близких ему по позициям ученых (заменяющих русское средневековье «древнерусскостью») потому, что при таком подходе отечественная история теряет огромные пласты славного многотысячелетнего прошлого (хотя бы от трипольских и близких им протогородов времен начала «господства скифов в Европе и Азии», да и славные античные города Никополь, Ольвию, Тир Днестровский, Борисфениды (Березань), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Феодосию, Сугдею (Сурож, где в храме Софии около 790 г. принял крещение новгородский князь Бравлин; Буревой Иоакимовской летописи ?) и т.д.

Даже античные города на землях нынешней России – Танаис у низовий Дона, Фанагорию (будущую Тмутаракань), Горгиппию (Анапу) и еще не менее десятка. А почти все конкретно указанные города чеканили еще до нашей эры свои монеты, иногда от имени царей Великой Скифии и Сарматии-Савроматии. Эта городская жизнь немало дала городской жизни средневековой Руси, что требует более тщательных исследований.

Источники: public.kubsu.ru, karachays.narod.ru, crimea-board.net, www.millionreferatov.ru, family-travel.narod.ru, www.chersonesos.org

Страницы: 1, 2, 3

Неаполь Скифский и призрак царя Скилура

Неаполь Скифский — древний город, упоминаемый в херсонесском декрете 2 в. до н. э. и в «Географии» Страбона как одна из скифских царских крепостей в Крыму. Расположен в юго-восточной часте Симферополя, где на высоком плато расположено крупнейшее в Крыму скифское городище, центр государства поздних скифов (3 в. до н. э. — 3 в. н. э).

О Неаполе Скифском легенд ходит много. Говорят о подземных ходах, которые пронизывают скалу; о сатанистах, которые в полнолуние устраивают здесь оргии, принося в жертву кошек и собак; о наркоманах, которые собираются здесь вечерами; о зарытых сокровищах и собачьих боях… А ещё говорят, что иногда грань между мирами в Неаполе истончается так, что можно узреть скифов. Причём настолько отчётливо, что видны даже мелкие детали упряжи их коней. Да мало ли что говорят… И мы отправились.

Признаюсь сразу: бомжей и сатанистов мы не нашли, потому что день был. В подземные ходы не лезли (честно сказать, побоялись). Не видели ни скифов, ни коней. Зато коров здесь предостаточно.

Взбираемся на зелёное плато над Петровскими скалами, где расположены руины древнего города, со стороны улицы Воровского. Всё выше, и выше, и выше по крутой, но удобно вытоптанной тропинке. Одно радует, ходят сюда люди. Не забывают. А вот и они — люди — выпасают скот. Бурёнки умиротворённо пощипывают травку, аккуратно ступают по холмистой поверхности. Вот — ямка, вот — холмик. Это следы раскопок. Вот — камушек. Один, второй, третий. Это следы скифских строений. Для учёных каждый шаг такой бурёнки, что нож в сердце: камни сдвигаются — разрушается уникальный археологический памятник.

Впрочем, Бог с ними, с парнокопытными. Ну, поедят они травку, ну, пардон, нагадят. Природно. Страшнее другое. Неаполь превращается в свалку. Мусор здесь повсюду: в раскопах, у святилищ-зольников, у мавзолея скифских царей. Вот он, «человеческий след». На него мы напали, ещё немного поднявшись. Битое стекло и пластиковые бутылки, преимущественно из-под пива. Тряпки, куски пенопласта и шприцы… Много всякой дряни. Но и это полбеды. Мусор при желании можно убрать.

Продолжаем путь. Да, место для столицы скифы выбрали удачное: территория представляет собой треугольник, обращённый к северу, с северо-востока — естественная защита: круто обрывающиеся Петровские скалы, на западе — глубокая труднодоступная балка, по линии обрыва которой шла оборонительная стена.

А воздух здесь другой. Чистый, терпкий, дразнящий свободой. Скифы вообще были свободолюбивы. Скотоводы и воины. Воины были вооружены луком, стреляющим короткими тонкими стрелами, и знаменитым скифским мечом — акинаком. Скифы представляли собой грозную силу для любого противника. Первоклассные наездники, они стремительно перемещались на конях и были идеально приспособлены к ведению войн далеко от своих стоянок.

Но думать, что скифы были сплошь необразованными воинами, умеющими только сражаться и грабить завоёванные города, неправильно. Когда-то на этой земле родился один из самых славных и известных сынов Скифии Анахарсис. Он был автором многих технических изобретений и научных трактатов. Пал от стрелы завистника. До сих пор существует скалистый выступ, обращенный на долину Салгира, на котором стоял мудрец, размышляя о законах мира, и где его настигла предательская смерть. Оборачиваться пока не стоит. Впереди — странная стена с дверным проёмом и турникетом над ним.

В результате археологических исследований в наше время открыты главные ворота города, южная оборонительная стена и скифский мавзолей. Последний нашли нечаянно: с внешней стороны оборонительной стены кто-то из жителей выбрал глину для хозяйственных нужд. Обнаружилось древнее погребение — ряд погребальных ящиков. Раскопали до скалы — там углубление. Отдельная каменная гробница сохранила останки мужчины. Предположение о том, что это и есть сам великий царь Скилур, укрепивший Неаполь и несколько раз отбивавшийся здесь от врагов, пока ещё никто не опроверг.

Сейчас мавзолей открыт для всеобщего «посещения». Проникли туда и мы. Темно. Высокие мрачные своды. Ступеньки. Следы костра. И… фу-у-у… человеческой жизнедеятельности. Башня-усыпальница превратилась в общественный туалет. А когда-то здесь почти открыли музей: здание, ограждение, дубовая дверь и паркетные полы, а над усыпальницей царя — павильон в виде скифской башни. Всё это было. Теперь нет. Деньги кончились. Обидно. За царя.

Подумать только! Совсем рядом — царский бассейн. Неглубокий. С прозрачной голубой водой. Сюда правитель приходил, когда ему было тяжело. Он садился и подолгу смотрел на оливу, посаженную собственноручно после первой свадьбы… Легенда такая есть.

Сейчас же что-либо разглядеть в этих холмах и камнях могут или археологи, или фантазёры. Хотя нет… там, левее. Всё понятно. Кто-то старательно выложил из древних каменьев очаг и «стульчики». Что ж, очаг — хранитель семьи и тепла. В жизни скифов он играл важную роль. Почитали они и его хранительницу — Табити. Смешная фигурка с большой головой, длинными руками и носом (чтобы всё успевать и совать нос во все дела) хранилась в любом доме. А ещё у неё левый глаз меньше правого, чтобы не видеть «левых» похождений мужа.

А нам пора возвращаться. Ветер увлекает за собой. С плато Неаполя открывается вид на весь Симферополь. Гордый и равнодушный в своих заботах. На юге виден Чатырдаг. И хочется раскинуть руки, и… закричать. Воздух дрожит, и кажется… нет, это только кажется. Нет. Это не мёртвый город. Он дышит и зовёт.

Трудно найти место на планете, которому бы так повезло с памятниками культуры, как Крыму. Причём многие памятники не имеют аналогов в мире. Увы, но наш полуостров не является «меккой» для любителей старины. Потому что показывать не умеют. Неаполь брошен на произвол судьбы. Разграблен. Когда-то здесь «добывался» строительный материал — камни из скифских зданий. А ещё на территории историко-культурного заповедника решили построить водоочистные сооружения. И расширяли их, расширяли. Оно и понятно, городу нужна вода.

Почти все усилия создать экспозицию в древнем городе пока оказываются тщетными. Кстати, проект создания музея Неаполя Скифского был разработан институтом «Укрпроектреставрация» и утверждён бывшим облотделом архитектуры и Госстроем Украины ещё в 1984 году: планировалось строительство экспозиционного павильона в центре скифского городища, возле него должен быть размещён кинозал, помещение для голографической выставки «Сокровища скифских курганов», диорамы «Похороны скифского царя». Новый музей, воссоздающий события II–III веков до нашей эры, известные из истории всему миру, мог бы привлечь туристов, интересующихся античными временами. Но всё осталось на бумаге. А жаль. Хорошая была идея.

Как известно, хорошие идеи могут периодически возникать. И даже в горсовете. Не так давно городским управлением по туризму, рекреации и социальному мониторингу было организовано так называемое информационно-познавательное мероприятие по наведению порядка на городище. (Помнится, так было написано в плане проведения этого самого мероприятия). Цель: наведение порядка и привлечение внимания общественности. Глобальная цель: в ближайшем будущем сделать из Симферополя туристический центр. Благородно. Но, боюсь, в ближайшем будущем ни жители, ни гости столицы не увидят на Неаполе ничего, кроме мусора, бомжей и коровьих лепёшек. И от этого до слёз грустно.

Ирина Ковалева, «Крымская Правда»

Поделиться и прокомментировать:

Читайте также:

  • Самые знаменитые призраки Крыма
  • Призраки ак-манайских катакомб

О музее — Неаполь Скифский

Музей-заповедник «Неаполь Скифский» создан в 2011 году по инициативе Совета Министров Автономной Республики Крым

Экспозиционная территория Музея представляет собой благоустроенную туристическую территорию на месте Южного Неаполитанского дворца Скифов — крупнейшей варварской крепости Северного Причерноморья II в. до н. э. — III в. н. э., упоминаемой в античных эпиграфических источниках.

Созданию музея предшествовала долгая история археологических исследований.

Руины древнего укрепления на плато Керменчик в начале XIX века активно использовались для добычи строительного камня. В 1827 г. собиратель древностей А.И. Султан-Крым-Гирей встретил на карте Гирея повозку, в которой везли камень с Керменчика. На нем он заметил известняковую плиту с рельефным изображением всадника, известняк и два мраморных постамента с греческими надписями. Султан-Крым-Гирей купил эти камни и сообщил о них директору Одесского музея древностей И. П. Бларамбергу, который прибыл сюда, произвел небольшие раскопки. Обнаружены фрагменты известняковых и мраморных рельефов, несколько золотых бляшек и фрагмент плитки с клеймом.

В 1834 году изучение Керменчика продолжил швейцарский путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере. Он подробно осмотрел городища, составил, составил новый план и исследовал несколько склепов и курган на Восточном некрополе.

Известный русский археолог граф Уваров провел значительный объем раскопок на городище в 1853 г., он отметил, что Неаполь первоначально возник как греческое поселение, основанное выходцами с острова Родос, но позднее превратилось в резиденцию и крепость скифских царей.

В 1926 году на посёлке началось строительство водохранилища, призванного обеспечить водой растущий Симферополь. Восточная часть южной оборонительной стены была разрушена. Небольшими раскопками внутри котлована и трассы водопровода в это время руководил талантливый крымский археолог Н. Л. Эрнст. Им в 1927 г. были исследованы несколько вырубленных гробниц в Западном некрополе.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны с привлечением немецких военнопленных в районе Центральных ворот начались масштабные раскопки, включавшие исследования погребальной камеры мавзолея Скилура и южной части оборонительная стена. Здесь сделано самое знаковое открытие в истории исследований скифского Неаполя – западная башня-мавзолей многослойных захоронений скифской знати. Раскопки проводились в 19 г.50, также вскрыт «дом с портиками», зернохранилище, исследован участок с грунтовыми могилами Восточного некрополя.

С 1954 по 1959 год проводились раскопки на территории, прилегающей к Центральным воротам и на Восточном некрополе. Были обнаружены мегароны — своеобразные дворцы скифской знати и исследованы новые срубы-склепы. Кроме того, в 1953 г. началась реконструкция водоочистных сооружений Симферополя, предполагавшая разрушение многих объектов Неаполя. Период с 1954 до 1963 г. носила в основном охранный характер, в пределах котлованов исследовалась трасса восточной оборонительной стены и прилегающий к ней комплекс зданий. В то же время поиски Акрополя (административного и культурного центра города) оказались безрезультатными.

С 1978 по 1988 год заводом руководила Махнева О.А. Под ее руководством были исследованы и зольник № 3 с остатками святилища «Три менгира», пригородная территория и части Восточного некрополя.

До 2011 г. Неаполь не проводил масштабных исследований, были лишь небольшие раскопки в 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1999, 2003, 2004 и 2005 гг. Раскопки участка Западной оборонительной стены последней 2 года дали важные итоги о начале функционирования крепости – с 80-х годов 2 века до н.э., что подтверждается клеймом ручки амфоры херсонесского производства.

В 2011 году по инициативе Крымского республиканского комитета по охране культурного наследия создан Историко-археологический заповедник «Неаполь Скифский». В рамках его деятельности начаты работы по расчистке и реконструкции территории Южного дворца с участком трассы южной оборонительной стены и мавзолея Скилура.

К концу 2011 года часть территории была подготовлена ​​для экскурсионного обслуживания и сейчас является экспозицией заповедника.

Музейный комплекс «Неаполь Скифский» Кирамет – aasarchitecture

Изображение © Kiramet

Сам древний город Скифский Неаполь известен во всем мире как столица Крымской крепости, а коллекции его раскопок выставлены в ведущих музеях Москвы и Санкт-Петербурга. .

Image © Kiramet

Согласно статистике Министерства курортов и туризма Республики Крым, интерес туристов и гостей Крыма к этому уникальному проекту очень высок и увеличивается с каждым годом.

Image © Kiramet

На месте древнего города Скифского Неаполя в настоящее время представлены музеефицированный участок крепостной стены с центральными воротами и основаниями башен, остатки Южного дворца, мавзолеи царей Скилура и Аргота, ритуальная баня с таинственными знаками и комплекс зерновых ям, датируемый II–III веками до нашей эры.

Image © Kiramet

На крыше башни устроена смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид на весь древний город и современный Симферополь. Идеей построения музея послужил образ скифского кургана, сакрального погребального сооружения, скрывающего под землей мир тайн, истории и быта скифской эпохи.

Image © Kiramet

Архитектурно-планировочной особенностью здания является его многофункциональное внутреннее пространство, объединяющее музейные помещения с экспонатами, музеефицированными на месте строительства музейного комплекса.

Image © Kiramet

Здание музея состоит из трех основных выставочных залов с диорамами. В здании предусмотрена также административная часть с кассами, реставрационной мастерской, библиотекой и фондохранилищем. В основных залах планируется экспонировать некоторые археологические объекты на их исторических местах.

Image © Kiramet

Эти объекты, изученные и засыпанные на данный момент, представляют собой землянки первого века до нашей эры, святилище «трех менгиров» второго века до нашей эры и мегароны. Экспозицию в самом большом зале можно дополнить несколькими проекционными экранами.

Image © Kiramet

В переходных залах предполагается разместить голографические изображения коллекций скифского золота и предметов быта, находящихся в фондах музеев мира. Между залами нет перегородок и ступеней. Весь интерьер постепенно открывается для посетителей музея из входной зоны.

Image © Kiramet

Посетители могут перемещаться из одного зала в другой по пандусам с разных уровней, создавая свои параллели и связи исторических событий.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *