Некрополь в Саккаре. Часть 1
Некрополь в Саккаре один из древнейших в Египте и уж точно самый большой. На этом кладбище хоронили людей на протяжении всей древнеегипетской истории, вплоть до римской эпохи. Вторая причина огромных размеров некрополя, его расположение. Саккара находится рядом с Мемфисом, этот город был столицей Египта, начиная с Древнего Царства. Поэтому здесь было построено множество пирамид фараонов, сотни гробниц древнеегипетских чиновников и прочих аристократов.
Добраться до некрополя Саккара из Каира сравнительно несложно, на такси это будет стоить где-то порядка 40 – 50 фунтов. Конечно, не надо думать, что каждый каирский таксист знает, где находится Саккара, придется немного напрячь его и себя тоже. Если вы не знаете арабский, то бессмысленно искать по настоящему сведущего водителя, они все будут с готовы ехать куда угодно, и только впоследствии выясниться, что египтянин не знает дороги… Но эта проблема легко решается, он начнет спрашивать, как ехать у всех встречных и поперечных местных жителей, по мере продвижения к цели.
Я договорился с водителем, чтобы он ждал меня два часа, пока я буду ходить по некрополю. Но вышло так, что лазил я часа четыре и мой таксист естественно уехал. В общем, сам виноват. Пришлось метаться в поисках возвратного транспорта и соглашаться на «страшные» 15$ с местным водилой.
Над Саккарой тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят…
Мне в тот день сильно не повезло с погодой, дул сильнейший холодный ветер из пустыни. Приходилось порой подолгу отсиживаться между барханами, ветер буквально сдувал с возвышенностей. Штатив постоянно падал, камера забилась песком, и я в очередной раз решил, что ей пришел каюк, но в итоге все обошлось. Вследствии плохих погодных условий, я так и не смог осмотреть южную часть Саккара, пришлось ограничиться осмотром только комплекса Джосера и прилегающих пирамид Униса, Усеркафа и Тети.
Самая большая и самая известная саккарская пирамида — пирамида фараона Джосера. Она возвышается над некрополем и видна со всех сторон. Пирамиду возвел гениальный зодчий Древнего Царства Имхотеп около 2650 г. до н. э. По легенде именно он придумал изменить форму классической египетской гробницы – прямоугольной мастабы ( араб.скамья) путем надстраивания ее вверх. По сути, он приказал ставить одну мастабу на другую, уменьшая их размер, в итоге получилась древнейшая египетская ступенчатая пирамида высотой 62 метра и длинной сторон 129 и 109 метров. Как во всех ранних мастабах Древнего Царства, в пирамиде Джосера захоронена вся семья фараона, его дети и жены. Только впоследствии египтяне стали хоронить царя отдельно от всех остальных. Пирамида и заупокойные храмы были окружены внушительной стеной 10 метров высоты и огромным рвом, выдолбленным в известняке шириной около 40 метров. Сейчас ров засыпан песком и не очень заметен, но на гугловских спутниковых картах он хорошо просматривается.
Подземная часть пирамиды Джосера представляет собой жуткий лабиринт куда, естественно, не пускают туристов.
Остатки ограды комплекса Джосера.
Колоннада «заупокойного храма»
Немного севернее Джосера находится пирамида Усеркафа — фараона \/ династии около 2500 год до н.э. Она сильно разрушена, как и большинство поздних пирамид. По сути, последняя «качественная» пирамида — это пирамида Микерина в Гизе.
Вход в пирамиду Усеркафа
Перекрытие свода в пирамиде спутнице комплекса Усеркафа.
Жалко, что я не встал под этими блоками, было бы видно насколько их толщина превышает человеческий рост.
Руины двора «заупокойного храма» Усеркафа
Фото специально для любителей «сверлильной темы», инопланетных теорий, поклонников Склярова и прочей лабуды…
Даже такие громадные блоки сильно разрушились от времени.
Шахта рядом с пирамидой Усеркафа.
Надо сказать, что весь некрополь изрыт шахтами, куда можно запросто свалиться и свернуть себе шею. Только одна была более менее огорожена.
На дне этой шахты виден свод огромной погребальной камеры.
Пирамида фараона Униса примерно 2375 -2345 год до н.э. В ней были обнаружены первые «Тексты пирамид»
С южной стороны хорошо сохранилась внешняя облицовка.
Пирамида Униса и ее восходящая дорога.
Вид из некрополя на восток в сторону Нила, правее видны две колонны — все что осталось от христианского монастыря св.Иеремии.
Tags: Египет, Саккара
Некрополь Саккара
Саккара — село в Египте, примерно в 30 км к югу от Каира. Оно известно археологическим памятником — античным некрополем с гробницами и пирамидами времен Древнего царства – Мемфиса. Название некрополя происходит от имени покровителя мертвых — Сокара. Саккара — самое обширное место захоронения египетской знати, протяженностью с севера на юг — 7 км, шириной — 1,5 км. Здесь расположено 11 царских пирамид, среди которых выделяются погребения фараонов Тети, Пепи I и Пепи II. Некрополь Саккара обязан своей известностью, прежде всего, самой древней из египетских пирамид – пирамиде Джосера (2667 – 2648 годы до нашей эры). Это был первый прецедент замены мастабы, которая имеет форму усеченной пирамиды, более крупным и монументальным сооружением – ступенчатой пирамидой. Пирамиду возводил архитектор Имхотеп, высший сановник, почитаемый и уважаемый египтянами тех времен. Пирамида имеет особую форму — состоит из 6 огромных ступеней, на 62 метра устремленных ввысь. Размеры основания этой «матери пирамид» составляли сто шестьдесят на сто двадцать метров. Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте, но и в других регионах древнего мира. До настоящего времени она сохранилась в хорошем состоянии, хотя за минувшие тысячелетия она оказалась несколько занесена песком. У пирамиды также сохранились останки массивной стены, которая в древние времена полностью её окружала. Недалеко от пирамиды Джосера можно наблюдать небольшой холм — это пирамида фараона Тети. Первоначально высота пирамиды достигала 52,5 метра, длина сторон — 78,5 метров.
- Источник:
- https://tury.ru
Фотографии:
Внутри гробниц Саккары | История
Джо Марчант; Фотографии Роджера Аниса
В двадцати милях к югу от Каира, на западном берегу Нила, где поля, питаемые реками, уступают место пустыне, находится древний город Саккара, отмеченный рушащимися пирамидами, вырастающими из песка, как зубы дракона. Наиболее поразительна знаменитая Ступенчатая пирамида, построенная в 27 веке до н.э. Джосером, фараоном Древнего Царства, который положил начало традиции строительства пирамид как монументальных царских гробниц. Более дюжины других пирамид разбросаны по пятимильной полосе земли, которая также усеяна остатками храмов, гробниц и дорожек, которые в совокупности охватывают всю историю Древнего Египта. Но под землей гораздо больше — огромный и необыкновенный мир сокровищ.
Место раскопок находится недалеко от Ступенчатой пирамиды Джосера, которая, как считалось, передает божественную энергию. Роджер АнисВ один из палящих дней прошлой осенью Мохаммад Юссеф, археолог, цеплялся за веревку внутри шахты, которая была закрыта более 2000 лет. Внизу он посветил фонариком в щель в известняковой стене, и его приветствовали сияющие глаза бога: маленькая раскрашенная статуя составного погребального божества Птах-Сокар-Осирис с золотым ликом и короной с перьями.
Эта жуткая камера — одна из нескольких «мегагробниц», как их описывают археологи, обнаруженных в прошлом году в Саккаре, обширном некрополе, который когда-то служил соседней столице Египта Мемфису. Экскаваторы под руководством Юссефа обнаружили сотни гробов, мумий и погребального инвентаря, в том числе резные статуи и мумифицированных кошек, упакованных в несколько шахт, нетронутых с древних времен.
Находка включает в себя множество отдельных произведений искусства, от позолоченной портретной маски шестого или седьмого века до н.э. дворянки к бронзовой фигуре бога Нефертема, инкрустированной драгоценными камнями. Масштабы находок, запечатленных в документальном сериале Smithsonian Channel «Охотники за гробницами», предварительная копия которого была предоставлена мне, взволновали археологов. Говорят, что это открывает окно в поздний период древнеегипетской истории, когда Саккара была центром национального возрождения культуры фараонов и привлекала посетителей со всего известного мира. Сайт полон противоречий, переплетающих прошлое и будущее, духовность и экономику. Это был улей ритуалов и магии, который, возможно, не мог показаться более далеким от нашего современного мира. Тем не менее, он породил настолько мощные идеи, что они до сих пор определяют нашу жизнь.* * *
Путешественники, посещающие Египет, давно восхищаются остатками затерянного мира фараонов — великими пирамидами, древними храмами и загадочными письменами, высеченными на камне. Но египтология, формальное изучение древней египетской цивилизации, не начиналась всерьез до тех пор, пока на рубеже 19-го века не вторгся Наполеон Бонапарт, а французские ученые не собрали подробные записи о древних местах и не обыскали страну в поисках древностей. Когда в 1820-х годах Жан-Франсуа Шампольон расшифровал иероглифы, история одной из величайших цивилизаций человечества, наконец, стала доступна для прочтения, и европейские ученые и энтузиасты стекались, чтобы увидеть не только пирамиды в Гизе, но и колоссальные статуи Рамзеса II, высеченные в скалах. в Абу-Симбеле и королевских гробницах в Луксорской Долине Царей.
5W Инфографика. Источники: Smithsonian Channel, At Land Productions, Lion TV.Помимо разрушенных пирамид, Саккара, напротив, была известна своими подземными пещерами, которые местные жители совершали набеги в поисках мумий для использования в качестве удобрения, а туристы рыскали в поисках сувениров. Мародеры увозили не только мумифицированных людей, но и мумифицированных животных — ястребов, ибисов, бабуинов. Саккара не привлекала особого внимания археологов до тех пор, пока в 1850 году ее не посетил французский египтолог Огюст Мариетт, ставший первым директором Египетской службы древностей. песок был перемешан с обертками мумии и костями. Но он также заметил наполовину закопанную статую сфинкса и, исследуя ее дальше, нашел аллею со сфинксами, ведущую к храму под названием Серапеум. Под храмом были туннели, в которых находились гробы быков Аписа, которым поклонялись как воплощениям Птаха и Осириса.
С тех пор раскопки выявили историю захоронений и культовых церемоний, охватывающую более 3000 лет, от самых первых фараонов Египта до его последних дней в римской эпохе. И все же Саккара осталась в тени гламура Луксора на юге, где во втором тысячелетии до н.э. фараоны покрывали стены своих гробниц изображениями загробной жизни, а Великие пирамиды находились всего в нескольких милях к северу.
Мохаммад Юссеф, директор участка, готовится исследовать шахтную гробницу. Шахты могут спускаться на 30 футов и открываться на разных уровнях в ниши и камеры. Роджер АнисМостафе Вазири, археологу, руководившему последним проектом, определенно потребовалось некоторое время, чтобы поддаться чарам Саккары. Большую часть своей карьеры он провел на раскопках в Луксоре, но в 2017 году был назначен директором Высшего совета Египта по древностям (что, среди прочего, сделало его преемником Мариетты). Новая работа повлекла за собой переезд в Каир. Поэтому продолжать раскопки в южном Египте было уже нецелесообразно, говорит он, но у него на пороге появилась еще одна прекрасная возможность: «Я понял, что от моего офиса до Саккары меньше часа!»
Работая с египетской командой, в которую входил Юссеф, директор участка, Вазири решил провести раскопки рядом с таинственным храмом под названием Бубастейон, посвященным богине-кошке Бастет, который был вырублен в известняковых скалах недалеко от восточной границы участка около 600 г. до н.э. Группа французских археологов работала поблизости в течение десятилетий, где они обнаружили, среди других открытий, 14-го века до н. э. могила кормилицы царя Тутанхамона, Майи. Но Вазири нацелился на область, которую французская команда использовала для свалки мусора после раскопок, рассчитывая, что все, что лежало под ним, осталось нетронутым.
Местные рабочие помогали в раскопках, используя традиционную лебедку, известную как тамбора, которая может поднимать предметы весом около 1000 фунтов. Роджер АнисЕго подход окупился. В декабре 2018 года Вазири объявил об открытии 4400-летней гробницы, неповрежденной и богато украшенной резьбой, которая принадлежала высокопоставленному священнику по имени Вахтье. В следующем сезоне были обнаружены интригующие тайники с мумиями животных — не только кошек, но и кобры, львенка, мангуста и даже жука-скарабея. Затем, в сентябре 2020 года, команда обнаружила вертикальную шахту, вырытую на глубине 30 футов в скале, первую из «мегагробниц». В отдельных нишах на дне стояли два гигантских гроба, а когда археологи разобрали окружающий их мусор, они обнаружили еще десятки. «Мне пришлось позвонить министру [древностей], — говорит Вазири. «Он спросил меня: «Сколько?» Восемь месяцев спустя Вазири все еще считает.
* * *
В простой консервационной лаборатории, созданной на месте, Юссеф и его коллеги восхищались первым гробом, извлеченным из шахты. Запечатанный черной смолой, он имел форму человека, но был огромным и приземистым — более 7,5 футов в длину и 3 фута в ширину — с широким бесстрастным лицом. Сняв деревянную крышку с замысловатой резьбой, можно было увидеть отблеск золота: внутри был вложен второй гроб с позолоченной маской. Прекрасно сохранившийся, на нем было изображено лицо женщины с большими глазами, подведенными краской. Остальная часть внутреннего гроба была причудливо раскрашена в синий, зеленый и красный цвета и включала мотивы цветов и листьев, а также изображение богини неба Нут с распростертыми крыльями. Однако самыми захватывающими были иероглифы, потому что они давали ценную информацию о жительнице: не только заклинания, помогающие ей отправиться в загробный мир, но и подробности о ее семье, а также ее имя: Та-Геми-Эн-Асет.
Бубастейон, посвященный богине-кошке Бастет, вероятно, был построен в 6 веке до нашей эры. недалеко от восточной границы Саккары. Палатка — исследовательская полевая станция. Роджер АнисЭти детали и характерный стиль гроба указывают на то, что она жила в шестом или седьмом веке до нашей эры, в начале Позднего периода Египта, когда фараон по имени Псамтик I воссоединил страну после периода нестабильности и иностранных вторжений. Египет снова стал сильным и процветающим, мировой державой наряду с Вавилоном и Персией. Псамтик также возродил могущественный город Мемфис, в котором тогда проживало около двух миллионов человек, и близлежащую Саккару, где содержались мертвые. По словам Кэмпбелла Прайса, куратора отдела Египта и Судана в Манчестерском музее в Англии, имя Та-Геми-Эн-Асет означает «та, которую нашла Исида». Надписи на гробе описывают ее мать как певицу и включают символ, представляющий систрум, музыкальную погремушку, используемую в храмах. Прайс предполагает, что Та-Геми, возможно, принадлежал к культу Исиды и, возможно, играл роль в ритуалах и праздниках в соседнем храме, посвященном богине.
Второй гроб, извлеченный из шахты, был похож на гроб Та-Геми, и в нем также был внутренний гроб с позолоченной маской. На этот раз на портретной маске был изображен бородатый мужчина по имени Псамтик (вероятно, в честь одного из нескольких фараонов этого периода, носивших это имя). Сначала команда задавалась вопросом, связаны ли Та-Геми и Псамтик. Иероглифы показали, что у их отцов было одно и то же имя: Гор. Но имена их матерей были другими, и дальнейшие открытия выявили иную картину.
Инженер из каирского университета Айн-Шамс использует лазерный сканер, чтобы нанести на карту 4300-летнюю гробницу высокопоставленного чиновника по имени Пиномис. Роджер АнисКоманда копала глубже, мучительно медленный процесс, в котором участвовали местные рабочие, которые выгребали песок вручную и вытаскивали корзины с мусором на поверхность, используя традиционную деревянную лебедку под названием tambora . т изменился в веках. Под погребальной нишей Псамтика находилась комната, заполненная множеством дополнительных гробов, засыпанных щебнем и поврежденных древними камнепадами. Дно шахты вело во вторую, еще большую пещеру, внутри которой было забито более сотни гробов разных стилей и размеров. Имелись также незакрепленные погребальные принадлежности, в том числе ушабти , миниатюрные фигурки, предназначенные в качестве слуг в загробной жизни, и сотни статуэток Птаха-Сокара-Осириса. Были даже гробы, закопанные в основании самой шахты, как будто тому, кто их поставил, не хватило места. Результатом стала мегагробница, описанная исследовательской группой как самая большая концентрация гробов, когда-либо обнаруженных в Египте.
Могущество, слава, военные трофеи и внушающие благоговейный трепет монументы отмечают исторические эпохи Древнего Египта
Исследования Мэтью Брауна
Огромные коллекции мумий и гробов были найдены и раньше, но никогда еще они не были сгруппированы так плотно. Это было массовое захоронение поразительных масштабов, и оно проливает свет на египетскую культуру в момент перехода. В Древнем царстве, в третьем тысячелетии до нашей эры — во времена Джосера — элита, похоже, предпочитала частные семейные пространства, такие как высеченная в скале гробница священника Вахтье, которая включала богато украшенную наземную часовню для посетителей, украшенную расписными рельефами, надписями. и статуи самого Вахтье. Погребальные шахты, вырытые в полу таких гробниц, посвящались конкретным членам семьи. К позднему периоду, примерно 2000 лет спустя, зажиточные египтяне, такие как Та-Геми и Псамтик, были забиты в тесные общие пространства, как дешевые ящики. Почему люди, которые явно могли позволить себе дорогие гробы, довольствовались таким переполненным местом упокоения?
По словам Эйдана Додсона, египтолога из Бристольского университета в Англии, они сделали это отчасти потому, что к тому времени практика стала просто рутинной. Общие гробницы стали популярными в Египте около 1000 г. до н.э., что было вызвано экономической необходимостью, поскольку царство столкнулось с периодом нестабильности и краха. Когда Псамтик I восстановил порядок в седьмом веке до нашей эры, практика прижилась. «Мы знаем, что с позднего периода именно так и совершались захоронения», — говорит Додсон.
Гробницы Старого Царства, такие как гробница Пиномиса, были просторными и богато украшенными. К позднему периоду, 2000 лет спустя, гробы теснились в грубо обтесанных шахтах. Роджер АнисКэмпбелл Прайс из Манчестерского музея добавляет, что ответ также связан с пирамидами Саккары. Некрополь всегда был центром религиозных культов, с того времени, когда здесь впервые хоронили высокопоставленных египтян, часто в низких гробницах с плоской крышей, называемых мастаба , и, вероятно, задолго до этого. Чтобы помочь объединить страну после неспокойных времен, Псамтик поощрял возрождение традиционных ритуалов и верований; После долгого периода захолустья Саккара снова стала популярной. По словам Прайса, это было больше, чем местное кладбище, оно стало местом паломничества, «как древняя Мекка или Лурд», привлекая посетителей не только из Египта, но и со всего восточного Средиземноморья. Таким зданиям, как Ступенчатая пирамида, в то время уже тысячи лет, и люди считали их создателей, таких как Джосер и его архитектор Имхотеп, самими богами. Возникли культы и храмы. Паломники приносили подношения и соперничали за места для захоронения для себя и своих семей рядом с древними священными гробницами. «Саккара была бы тем местом, где можно было бы увидеть мертвых», — говорит Прайс. «В нем была таинственная, божественная энергия, которая помогала вам попасть в загробную жизнь».
Разнообразие захоронений внутри шахт, от простых деревянных ящиков до расписных гробов и каменных саркофагов, позволяет предположить, что представители среднего класса позднего периода были похоронены вместе. Роджер АнисЭто создало условия для процветающей коммерческой деятельности, переплетённой с духовной, в результате чего появился своего рода рынок недвижимости для мёртвых. «Это бизнес, — говорит Додсон. Вероятно, была скользящая шкала доступных опций. Высокопоставленные чиновники и военные офицеры были погребены в больших гробницах возле пирамид Древнего царства Унас и Усеркаф, например, в то время как самые бедные слои общества, вероятно, были похоронены «в пустыне в простыне». Но богатые средние классы, похоже, выбрали общую шахту, возможно, с частной нишей, если они могли себе это позволить, или просто были свалены на пол вместе с другими. Если вы хотели быть ближе к магической энергии богов и праздников Саккары, говорит Додсон, «вы купили себе место в шахте».
Гроб человека, который, вероятно, жил в Поздний период. Внутри мумию охраняет крылатая богиня Нут; погребальная молитва иероглифами выше его имени и происхождения. Роджер АнисОгромные захоронения, обнаруженные командой археологов Вазири, показывают, насколько сильно росло стремление к определенным местам — и насколько прибыльными они были. Вместо того чтобы рыть новые гробницы, священники, ответственные за погребения, повторно использовали старые шахты, расширяя их и, как предполагают Прайс и Додсон, запихивая столько гробов, сколько могли. Скалы Бубастейон, возвышающиеся над пейзажем и расположенные недалеко от основного маршрута процессии, возможно, были одним из самых популярных мест.
* * *
В октябре прошлого года археологи обнаружили новую шахту под руинами Бубастейона — хаотичное разрисованное помещение, освещенное фонариком Юссефа. Это была еще одна мегагробница, наполненная некоторыми из лучших гробов и мумий, когда-либо обнаруженных, а также погребальным инвентарем, включая деревянный ящик с соколом (возможно, сундук с канопой, используемый для хранения внутренних органов, удаленных во время мумификации) и многочисленные раскрашенные Птах-Сокар. -Статуи Осириса, одна из которых содержала семена, символ возрождения.
Многие захоронения датируются более поздней датой, чем другие находки в Саккаре, эпохой греческого правления в Египте после Позднего периода, после того как Птолемей, один из высших полководцев Александра Македонского, основал новую династию фараонов в 305 г. до н. э. С фараонами-птолемеями пришло сильное влияние греческой культуры, особенно в столице Средиземноморья Александрии, где жили некоторые из лучших ученых эллинистического мира, такие как математик Евклид и врач-анатом Герофил. Сотни тысяч мигрантов со всего греческого мира поселились в Египте, и многие из них получили участки земли. Общественной жизнью управляли греки, но в частной жизни, включая религиозное поклонение, существовала значительная свобода, и многие из новоприбывших, по-видимому, переняли египетские верования и обычаи, включая мумификацию. Со временем, говорит Додсон, «все больше людей, идентифицировавших себя как греков, хоронили в соответствии с египетскими обычаями». Саккара была занята как никогда, и новые открытия предполагают, что жрецы все еще сжимали в шахтах как можно больше тел.
Реставратор чистит статуэтку составного божества Птаха-Сокара-Осириса; каждый бог был связан с творением или возрождением и почитался в Саккаре. Роджер Анис Кувшин из древка, на котором, по-видимому, выгравировано лицо Беса, благодетельного божества с гротескными чертами лица, защищавшего от злых существ. Роджер Анис Поскольку древки использовались египтянами по-разному, археологи нашли незащищенные останки, такие как этот череп, вместе с дорогими гробами. Роджер АнисВ соседней шахте команда обнаружила кошачьи мумии вместе с человеческими останками. Предыдущие раскопки обнаружили огромный кошачий некрополь в Бубастейоне, где животные, посвященные кошачьей богине Бастет, были забальзамированы и оставлены в качестве подношений. Это был один из многих местных культов животных. К северу от Бубастейона находится Анубиейон, храмовый комплекс, посвященный богу смерти с головой шакала Анубису, где, по оценкам, в лабиринтных туннелях находились миллионы мумифицированных собак. Помимо этого, катакомбы когда-то были заполнены мумифицированными ибисами, ястребами и бабуинами. На западе находится Серапеум, где были похоронены быки Аписа.
Гроб с хорошо сохранившейся мумией женщины по имени Та-нет-Имен, датируемой эпохой Птолемеев более 2000 лет назад. Позолоченная маска свидетельствует о ее богатстве и статусе. Роджер Анис Раскрашенный деревянный гроб с подведенными искусственным красителем глазами, в котором находится хорошо сохранившаяся мумия неизвестного высокопоставленного чиновника позднего периода. Роджер АнисЭти культы всегда существовали в Саккаре. Их корни уходят в додинастические времена, и они особенно процветали в Поздний период, во время возрождения, начатого Псамтиком, возможно, потому, что они считались архетипическими египтянами, говорит Салима Икрам, египтолог из Американского университета в Каире, — символ национальной идентичности, когда иностранное влияние было постоянной угрозой. Но еще более популярными они стали во времена греков, когда миллионы животных разводили на заказ, предположительно на близлежащих фермах, и часто приносили в жертву вскоре после рождения. Вазири и его коллеги нашли мумии животных разного качества, которые, вероятно, были оценены соответственно. Рентгеновские снимки показывают, что в некоторых «мумиях» вообще нет кошачьих останков. А смесь с человеческими костями предполагает, что если жрецам не хватило места в специальных катакомбах для животных, они просто захватили более старые человеческие гробницы. Иными словами, культы животных стали еще более значительной экономической и духовной силой, способствовавшей окончательному расцвету Саккары. Или, как выразился Прайс: «Саккара была подобна огромному божественному магниту или батарее, питаемой всеми этими мумиями животных».
Для греков часть привлекательности таких египетских обычаев, возможно, заключалась в простоте личного обращения к богам, посещения прилавка, где продаются мумифицированные животные, и выбора из множества предлагаемых готовых продуктов. И награда тоже была бы привлекательной: обещание, уникальное для египетской теологии того времени, вечной загробной жизни в великолепии. Напротив, «греческие представления о загробной жизни были довольно скучными», — говорит Прайс. Например, в классической греческой литературе мертвые были просто тенями, населяющими темный подземный мир. В вавилонской и иудейской традициях были очень эксклюзивные представления о небе; вечная жизнь была зарезервирована для богов. Но египетские тексты, покрывающие стены внутри пирамид Саккары, описывают душу царя, поднимающуюся после смерти, чтобы присоединиться к солнцу в небе. Примерно к 2000 году до нашей эры заклинания воскрешения были написаны прямо на гробах, что позволило даже обычным гражданам, таким как Та-Геми, совершить путешествие к идиллическим золотым полям. Хотя детали загробной жизни со временем менялись, самым желанным местом для посмертных в период Птолемеев было «Тростниковое поле», сельскохозяйственный рай с неизменным урожаем и вечной весной.
Слева: деревянная статуя в натуральную величину, найденная в гробнице Пиномиса. В его левой руке длинный посох; в его правом (теперь пустом) была, вероятно, дубинка. Оба означали его ранг и власть. В центре: эта замечательно сохранившаяся ложная дверь, считающаяся воротами между мирами живых и мертвых, была найдена в гробнице Пиномиса, где также покоятся его жена и дети. На нем написаны погребальные молитвы. Справа: бронзовая статуя бога Нефертема, инкрустированная драгоценными камнями. Обычно изображаемое в виде молодого человека в головном уборе из цветов лотоса, божество ассоциировалось с перерождением. Мохамед Эльсиади и Нагм Элдин Египетский музей в Каире является домом для крупнейшей в мире коллекции древностей фараонов, начиная с додинастических эпох и заканчивая Римом. Роджер Анисг. После того, как Клеопатра скончалась в 30 г. до н.э., положив конец эпохе Птолемеев, Египтом правил Рим. В то время как греки интегрировались в египетскую культуру, римляне переделали ее, навязав свои законы и административные системы, а со временем и новую христианскую веру. В Саккаре последние египетские мумии датируются третьим веком нашей эры. Однако, несмотря на культурный триумф Рима, некоторые египетские иконографии продолжают жить в христианских повествованиях. Многие ученые отмечают сходство между египетским и христианским религиозным символизмом, например, в историях о богине Изиде и ее сыне Горе, о Деве Марии и ее сыне Иисусе. «Большая часть иконографии в христианстве восходит к Древнему Египту, — говорит Икрам из Американского университета в Каире.
Наклоненная маска на этом гробу, вырезанная отдельно, может указывать на то, что умерший не мог позволить себе строительство более высокого качества; в остальном гроб не украшен. Роджер АнисЭто не означает, что эти изображения обязательно были присвоены напрямую; скорее, в древности эти влияния распространялись по многим направлениям. Историк Диармейд МакКаллох из Оксфорда отмечает, что христианские представления о загробной жизни, в частности, во многом основывались на греческих верованиях, которые к тому времени разработали «словарь» для таких понятий, как представление Платона о том, что человеческая душа «может отражать божественную силу за пределами самой себя». ». Платон, со своей стороны, находился под влиянием Пифагора, который, как полагают, учился в Египте в шестом веке до нашей эры. «К тому времени, когда христиане начали создавать свою собственную литературу, — пишет Маккаллох в Христианство: первые три тысячи лет , «их авторы явно находили такие разговоры об индивидуальной душе и воскресении совершенно естественными».
* * *
Сегодня темпы открытий в Саккаре остаются высокими. «Мы кое-что нашли в прошлую субботу», — недавно сказал Вазири, жужжа от волнения. — Но я пока не могу тебе об этом рассказать. Салима Икрам работает с японскими археологами к северу от Бубастейона, где некоторые гробы, похоже, были оставлены прямо в песке. Археолог Захи Хавасс недавно сообщил об обнаружении храма, принадлежащего ранее неизвестной жене фараона Древнего царства Тети. Группа, работавшая возле пирамиды Унаса, обнаружила мастерскую мумификации позднего периода с площадкой для бальзамирования, курильницей для благовоний и высеченными в камне каналами для стока крови. Вазири надеется обнаружить мастерские, где изготавливались деревянные гробы. «То, что мы нашли за последние три года, — говорит он, — это даже не 10 процентов того, что мы найдем».
В ходе недавних раскопок уже были обнаружены сотни гробов. «Нам нужно больше узнать о них и их жизни, чтобы завершить нашу историю», — говорит археолог Ахмед Зикри. Роджер АнисТем временем египтологи с нетерпением ждут изучения сотен новых мумий и гробов. «Было бы интересно попытаться нанести этих людей на ландшафт», — говорит Прайс. Ранее он использовал геофизические методы для исследования под землей в Саккаре, в результате чего были обнаружены остатки многочисленных храмов вдоль пути процессии к Серапеуму, но этот подход не может дать тексты или имена, чтобы определить, каким богам поклонялись в этих местах. Теперь мы можем добавить «социальный слой», надеется он, чтобы выяснить, кем были люди, работавшие в этих храмах, и во что они верили. Икрам говорит, что надписи на гробах могут идентифицировать отношения между людьми, возможно, показывая, были ли семьи похоронены вместе или с людьми схожих занятий.
Однако недавние открытия уже помогают представить этот некрополь не как безмолвное кладбище, а как оживленный экономический и духовный центр, наполненный храмами, бальзамировочными мастерскими, лавками и мастерскими. Были подношения и похороны на любой бюджет, прибыль, выжимаемая из каждой встречи, и, прежде всего, яростная решимость бросить вызов земной смертности и выжить вечно. Таким образом, секрет Саккары заключался не в смерти. Это была жизнь.
Дополнительные исследования Катерины Туррони, Марианны Теймс-Деморас и Сэма Кассема.
Смотрите программу Smithsonian Channel « Расхитители гробниц», премьера которой состоится в понедельник, 21 июня, в 20:00 по восточноевропейскому времени. Проверьте свой местный кабельный провайдер для списков.
Рекомендуемые видео
Саккара — ARCE
Ступенчатая пирамида ДжосераФото: Кеннет ГарреттСаккара, обширный некрополь и пирамидальное поле Мемфиса, первой столицы Египта, был важным историческим местом на протяжении 5000 лет египетской истории. На этой большой территории примерно в 20 милях к югу от Каира находятся небольшие квадратные гробницы (мастабы) царей первой и второй династий. Наиболее известно, что первый царь третьей династии, Джосер, попросил своего визиря и главного архитектора возвести для него гробницу. первый памятник, полностью построенный из камня в Древнем Египте. Результатом стала знаменитая ступенчатая пирамида Саккары и окружающий ее погребальный комплекс, который был окружен огромной стеной, вероятно, имитирующей ту, что окружала сам Мемфис.
В то время как короли четвертой династии выбрали плато Гиза для своих погребальных памятников, короли пятой и шестой династий вернулись на юг, в Саккару, где мы находим их пирамиды и гробницы большинства их высокопоставленных лиц. Значение региона некрополя уменьшалось по мере того, как столица Египта перемещалась сначала в город г. ит-тауи г. 12-й династии Среднего царства, а затем на юг в Новом царстве в Фивы, где Амон стал государство-бог. Ситуация снова изменилась во время короткой «Амарнской интерлюдии», когда царь Аменофис IV (Эхнатон) построил Телль-эль-Амарну в Среднем Египте в качестве своей новой столицы. Королевский некрополь Нового Царства затем был перенесен на юг, в Западные Фивы, во время правления Аменхотепа I, в то место, которое сейчас известно как Долина Царей и Долина Цариц. Большинство высокопоставленных чиновников и дворян этого периода также были похоронены в скалах Западных Фив.
Тем не менее, эти переносы столицы не подорвали значения Мемфиса как административного центра и военного поста. Аменофис III построил в Саккаре новый храм для мемфитского бога Птаха, а Апис-Быки — символы Осириса, бога подземного мира, — также были захоронены в Саккаре. Из-за военного значения Мемфиса многие чиновники и генералы поселились здесь и были похоронены в Саккаре. Эта тенденция началась с правления 18-й династии Тутмоса III и Аменхотепа III и продолжалась до периода Рамессидов (19 г.династия).
Четыре наиболее важных сектора некрополя Нового царства в Саккаре:
- 1. К северу и востоку от пирамиды царя Тети (6-я династия): гробницы были построены над гробницами Старого царства и рядом с храмом Тети.
- 2. Восточная скала: Эта область, известная как Бубастейон или катакомбы для кошек богини-кошки Бастет, относится к позднему периоду. Здесь были вырыты скальные гробницы с начала 18-й династии, включая Амарнский период, и вплоть до времен Рамзеса II. Самые известные гробницы в этой скале принадлежат Апер-Элю, визирю Аменофиса III; Майя, кормилица царя Тутанхамона и писец Хатиай храма Атона в Мемфисе.
- 3. К югу от дамбы короля Унаса (5-я династия): это сооружение ведет к царской пирамиде, первой в истории, на стенах погребальной камеры которой есть религиозные тексты ( Тексты пирамид ).
- 4. Саккара Север, юг Абусира: Высеченные в скале гробницы здесь относятся к 19-й династии, в основном ко времени царя Рамзеса II.
Хронологически гробницы Нового царства в Саккаре можно разделить на доамарнский период, амарнский период и постамарнский период. Некрополь к югу от дамбы Унас наиболее известен своими гробницами официальных лиц Нового Царства, которые охватывают все эти периоды. Там отдельные, похожие на храмы гробницы были возведены несколько продольной линией, идущей с юга на север. Между тем, ось гробниц всегда была направлена с востока на запад, входы в их пилонные ворота были на востоке, а их святилища или «святая святых» — на западе.
В 19 веке, когда части этих гробниц еще виднелись над землей, по Саккаре прокатились тайные раскопки и грабежи. В результате многие стены гробниц были разобраны, а их остатки перемещены в музеи мира. К счастью, Карл Ричард Лепсиус и другие ученые посетили его в то время, чтобы записать то, что можно было увидеть, оставив важную документацию для проведения официальных раскопок. Эта новаторская полевая работа началась в 1975 году под руководством Джеффри Мартина и Исследовательского общества Египта (EES) в Лондоне. Мартин искал гробницу Майи, хранительницы сокровищницы во времена Тутанхамона. Вместо этого он нашел предполагаемую гробницу Хоремхеба, главнокомандующего армией Тутанхамона. Позже Хоремхеб сам стал правителем и был похоронен в Долине Царей.
В 1980-х годах голландская миссия из музеев Лейдена присоединилась к команде EES, обнаружив множество гробниц 19-й династии. В то же время в Каирском университете начались раскопки под руководством профессора Саида Тауфика. Результат: с 1982 по 1986 год было обнаружено около 35 гробниц, большинство из которых принадлежало высокопоставленным чиновникам времен Рамзеса II. Эти гробницы отличались тем же стилем и почти такой же архитектурой, что и гробницы на соседнем участке. Наиболее хорошо сохранившиеся построены из сырцового кирпича, покрытого известняковой облицовкой (стеной), в том числе могила визиря Рамзеса II, гроб которого все еще находится на этом месте; могила отца и сына; и еще одна гробница отца и сына с фамильной стелой. Глубокая шахта этой гробницы оказалась интересной, так как она повторно использовалась на разных уровнях для захоронений, относящихся к позднему периоду.
В 2005 году команда Каирского университета с факультета археологии под моим руководством возобновила раскопки в Саккаре. На этом месте сразу же начали обнаруживать больше гробниц административных и военных чиновников периода Рамессидов, в том числе могилу мэра Мемфиса, королевского писца и главы казначейства, главы государственных амбаров и генерала во времена правления Сетхи I и Рамзес II. Эту гробницу долго искали, потому что ряд блоков с надписями, статуи и колонны были перемещены в 19 веке.века в музеи за пределами Египта.
Известные сцены того, что известно как Стена Деверия, сфотографированные французским исследователем около 1853 года, были частью стен этой гробницы. Нижний регистр этой сцены был найден на месте, но верхние регистры отсутствуют и не обнаружены ни в музеях, ни в коллекциях. План этой гробницы напоминает гробницу майя, относящуюся к периоду правления Эхнатона: большая передняя часть со статуей имеет боковые сводчатые хранилища, перистиль двора и трехчастное святилище на вершине пирамиды.
Также была обнаружена гробница королевского посланника во все зарубежные страны и надзирателя за охраной армейского архива в период Рамессидов. Гробница меньше других, но на ее известняковых блоках есть изысканные сцены и интересные надписи, отражающие искусство периода Рамессидов. Эта гробница образована входом в портик и небольшим перистильным двором с трехчастным святилищем и центральной погребальной шахтой.
Рельеф в гробнице генерала Иврхии в Саккаре.Фото: Министерство древностей Египта
При раскопках 2017-18 к северу от этих гробниц мы нашли могилу генерала Иврхья ( iwrxy) , его сына и внука. В то время как раскопки продолжаются, рельефы, найденные на этом месте или рядом с ним, а также размеры непокрытых стен указывают на то, что гробница должна была быть большой и иметь более одного владельца. Настенные сцены комнаты статуи отображают повседневную деятельность в морском или речном порту на восточных границах Египта (вероятно, крепость Телль-Хебва), когда лодки разгружают кувшины с маслом и хранят их в магазинах, а также другие повседневные действия.
Одна из самых важных сцен из этой гробницы была найдена на обломке стены, упавшем среди обломков.
Ваш комментарий будет первым