Ненцы. Самодийский народ России — презентация онлайн
НЕНЦЫ
САМОДИЙСКИЙ НАРОД РОССИИ
Презентацию подготовили волонтёры
отряда «Союз добрых сердец»
МКОУ ДО ДДТ «Созвездие»
НЕНЦЫ ЯВЛЯЮТСЯ САМОДИЙСКИМ
НАРОДОМ РОССИИ И
ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СИБИРСКИХ
(АЗИАТСКИХ) И ЕВРОПЕЙСКИХ.
ИЗ ВСЕХ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
СЕВЕРА РОССИИ НЕНЦЫ САМЫЙ
МНОГОЧИСЛЕННЫЙ. В МИРЕ
ПРОЖИВАЕТ ОКОЛО 45 000 НЕНЦЕВ
И ВСЕ ОНИ НАСЕЛЯЮТ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
НАРОД ПОДЕЛЕН НА 2 ГРУППЫ:
ЛЕСНЫХ И ТУНДРОВЫХ.
ВТОРАЯ ГРУППА ПРЕДСТАВЛЯЕТ
БОЛЬШИНСТВО, ЛЕСНЫХ ВСЕГО
1500 ЧЕЛОВЕК.
ЭТНОНИМ НЕНЦЫ ПЕРЕВОДИТСЯ
КАК «НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК» И
ЗАКРЕПИЛСЯ ЗА НАРОДОМ С
1930-Х ГОДОВ. ДРУГИЕ
НАИМЕНОВАНИЯ НАРОДНОСТИ
НЕНЭЧ, НЕНЭЙ, ХАСОВО,
НЕЩАНГ. УСТАРЕВШИЕ
НАЗВАНИЯ: САМОЕДЫ, ЮРАКИ.
ГДЕ ЖИВУТ
Народ проживает на территории
евразийского побережья Северного
Ледовитого океана, от Кольского
полуострова до Таймыра. Европейские
ненцы живут в Архангельской области, в
Ненецком автономном округе.
Сибирские расселены на территории
Тюменской области, в Ямало-Ненецком
автономном округе и Красноярском
крае, в Долгано-Ненецком Таймырском
муниципальном районе. Небольшими
группами народ проживает в
Республике Коми, Ханты-Мансийском
автономном округе, Архангельской и
Мурманской областях.
Жилище
С древних времен все ненцы живут
в чумах. Для народа чум
представляет собой не только
жилье, но и является моделью
мира в миниатюре. Отверстие
наверху символизирует связь с
луной и солнцем, шесты —
воздушную сферу, которая
окутывает Землю. Считается, чем
просторнее жилище, тем богаче
семья. Достаток также определяют
по вершине чума, которая у
бедняков остроконечной формы, у
состоятельных она тупоконечная.
В самом центре чума расположен очаг, где
готовят еду. По обе стороны очага — спальные
места, напротив входа в жилище
расположены культовые предметы и посуда.
Из мебели есть только большой стол. Вместо
кроватей оленьи шкуры, которые расстилают
на циновках поверх широких досок.
Установка жилища является сугубо женским
занятием. Место, где будет располагаться
жилье, выбирают в зависимости от времени
года. Зимой чум ставят в месте, где он будет
защищен от ветра, летом устанавливают на
проветриваемых возвышенностях. Для
сооружения жилья необходимо 40 шестов.
Зимой чум покрывают шкурами оленей, их
может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры
снимают и покрывают жилище берестой.
РЕЛИГИЯ
ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ — АНИМИЗМ. НЕНЦЫ ВЕРИЛИ,
ЧТО ВЕСЬ МИР НАПОЛНЕН ДУХАМИ, У ОЗЕР, РЕК И
ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ ЕСТЬ ДУХИ-ХОЗЯЕВА. ОТ НИХ ЗАВИСИТ
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И УДАЧА В ПРОМЫСЛАХ. НЕНЦЫ
ПРИНОСИЛИ ДУХАМ ПОЖЕРТВОВАНИЯ, ЧТОБЫ СДОБРИТЬ
ИХ. ДУХИ ПОДРАЗДЕЛЯЛИСЬ НА ДВА ТИПА:
ДОБРЫЕ ПОМОГАЛИ ЛЮДЯМ В РАЗЛИЧНЫХ ДЕЛАХ;
ЗЛЫЕ НАСЫЛАЛИ НА ЧЕЛОВЕКА БОЛЕЗНИ И НЕСЧАСТЬЯ.
ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НАРОДА, ВСЕЛЕННАЯ ПОДЕЛЕНА НА ТРИ
МИРА, КОТОРЫЕ ВЕРТИКАЛЬНО РАСПОЛАГАЮТСЯ ДРУГ НАД
ДРУГОМ: ВЕРХНИЙ, СРЕДНИЙ И НИЖНИЙ. ВЕРХНИЙ МИР СОСТОИТ
ИЗ СЕМИ НЕБЕС И РАСПОЛАГАЕТСЯ НАД ЗЕМЛЕЙ, ТАМ ЖИВУТ
БОЖЕСТВА. СРЕДНИМ ЯВЛЯЕТСЯ САМА ЗЕМЛЯ, ГДЕ ЖИВУТ ЛЮДИ
И РАЗЛИЧНЫЕ ДУХИ. ЗЕМЛЯ ПЛОСКАЯ И ОКРУЖЕНА МОРЕМ.
ПОД ЗЕМЛЕЙ НАХОДИТСЯ НИЖНИЙ МИР, В НЕМ СЕМЬ ЯРУСОВ,
НА КОТОРЫХ ОБИТАЮТ ЗЛЫЕ ДУХИ. НА ПЕРВОМ ЯРУСЕ ЖИВУТ
ДУХИ СИХИРТЯ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЗЕМЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕБОМ. ОНИ
ПАСУТ ЗЕМЛЯНЫХ ОЛЕНЕЙ «Я-ХОРА».
НА НЕБЕ ЖИВЕТ СОЗДАТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ПО ИМЕНИ НУМА. ОН
УПРАВЛЯЕТ ВРЕМЕНАМИ ГОДА, ХОЛОДОМ И ТЕПЛОМ, БУРЯМИ,
ВЕТРОМ. У СОЗДАТЕЛЯ ЕСТЬ ЖЕНА И СЫНОВЬЯ. КАЖДЫЙ ГОД
НЕНЦЫ ПОДНИМАЛИСЬ НА ВОЗВЫШЕННОЕ ОТКРЫТОЕ МЕСТО И
ПРИНОСИЛИ В ЖЕРТВУ НУМУ БЕЛОГО ОЛЕНЯ. МЯСО СЪЕДАЛИ,
ГОЛОВУ С РОГАМИ НАДЕВАЛИ НА КОЛ И СТАВИЛИ МОРДОЙ НА
ВОСТОК.
В ПОДЗЕМНОМ МИРЕ ЖИВЕТ ЕГО ВЛАДЫКА НГА. К НЕМУ
ПОПАДАЮТ ДУШИ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ. В СРЕДНЕМ МИРЕ
ПРАВЯТ ДВЕ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ: ГРЕШНИЦА ПАРНЫ-НЕ И
СВЕТЛАЯ МАТЬ ЗЕМЛЯ Я-НЕБЯ.
ЖИЗНЬ
ОСНОВНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ НЕНЦЕВ ИЗДАВНА ЯВЛЯЮТСЯ ОЛЕНЕВОДСТВО, ОХОТА И
РЫБОЛОВСТВО. ОНИ НАЗЫВАЮТ СЕБЯ «ДЕТИ ОЛЕНЯ». ВСЯ ЖИЗНЬ НАРОДА СВЯЗАНА С
ОЛЕНЯМИ. ЖИВОТНЫЕ ПАСУТСЯ КРУГЛЫЙ ГОД, СЛЕДЯТ ЗА НИМИ ПАСТУХИ И СОБАКИ. НА
ПОЛУОСТРОВЕ ЯМАЛ ЖИВУТ НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ОЛЕНЕВОДОВ, КОТОРЫЕ ДЕРЖАТ ОКОЛО 500
000 ОЛЕНЕЙ И ВЕДУТ КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
ОХОТЯТСЯ НА РОСОМАХУ, ПЕСЦА, ЛИСИЦУ, СЕВЕРНОГО ДИКОГО ОЛЕНЯ, ГОРНОСТАЯ,
ГЛУХАРЯ, БЕЛУЮ КУРОПАТКУ, ГУСЯ.
ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАЮТСЯ ПОШИВОМ ОДЕЖДЫ, СУМОК, ПОКРЫШЕК,
ВЫДЕЛКОЙ КОЖИ, РУБЯТ ДРОВА, ГОТОВЯТ ПИЩУ, РАЗЖИГАЮТ ОГОНЬ И
СМОТРЯТ ЗА ДЕТЬМИ.
МАЛЫШИ СПЯТ В ЛЮЛЬКАХ, КОТОРЫЕ НАПОЛНЯЮТ СУХИМ МХОМ. В
КАЧЕСТВЕ ПЕЛЕНОК ИСПОЛЬЗУЮТ ШКУРЫ ОЛЕНЕЙ. ДЕВОЧКАМ МАСТЕРЯТ
КУКОЛ НУХУКО ИЗ КЛЮВОВ ГУСЕЙ ИЛИ УТОК, ПРИШИТЫХ ДРУГ К ДРУГУ
ЛОСКУТАМИ. МАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ С РОГАМИ И АРКАНАМИ, КОТОРЫМИ
ЛОВЯТ ВООБРАЖАЕМЫХ ОЛЕНЕЙ. С 4 ЛЕТ ИХ ОБУЧАЮТ ГОТОВИТЬ
УПРЯЖЬ И УПРАВЛЯТЬ ОЛЕНЯМИ.
ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА САНЯХ С ОЛЕНЬЕЙ УПРЯЖКОЙ. ЛЕГКОВОЙ
ТРАНСПОРТ ДЕЛИТСЯ НА ЖЕНСКИЙ И МУЖСКОЙ. ЖЕНСКИЕ САНИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОСНАЩЕНЫ БОКОВОЙ И ПЕРЕДНЕЙ СТЕНКОЙ ДЛЯ
УДОБСТВА ЕЗДЫ С ДЕТЬМИ. МУЖСКИЕ САНИ ОСНАЩЕНЫ ТОЛЬКО
ЗАДНЕЙ СПИНКОЙ СИДЕНЬЯ. В САНИ САДЯТСЯ С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ,
УПРАВЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВОЖЖАМИ. ИЗГОТАВЛИВАЮТ УПРЯЖЬ ИЗ
КОЖИ МОРСКОГО ЗАЙЦА ИЛИ ОЛЕНЯ. ГРУЗОВЫЕ НАРТЫ ЗАПРЯГАЮТСЯ
ДВУМЯ ОЛЕНЯМИ И ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ТАКИХ САНЕЙ СОСТАВЛЯЮТ
КАРАВАН.
РОДОВАЯ СТРУКТУРА НЕНЦЕВ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ФРАТРИЙ:
ВАНУЙТА, ВКЛЮЧАЕТ РОДЫ: ВЭНГО, СОЛЬ-ВАНУЙТА, ВАНУЙТА, ЛУЦАВАНУЙТА, САБЫ, ЯР, СОПЛИИ ЯПТИ, ЯПТИК;
ХАРЮЧИ, ВКЛЮЧАЮТ РОДЫ: НГАНО-ХАРЮЧИ, ХАРЮЧИ, НГАДСР,
СЮХУНЕЙ, ЛАДУКАЙ.
ОДЕЖДА
ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ НЕНЦЕВ — ЗАЩИЩАТЬ ОТ СУРОВЫХ МОРОЗОВ ЗИМОЙ И
КРОВОСОСУЩИХ НАСЕКОМЫХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД. ДЛЯ ПОШИВА ОДЕЖДЫ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
ШКУРА ОЛЕНЯ С МЕХОМ. ПЕРЕД ПОШИВОМ ЖЕНЩИНА СОРТИРУЕТ СЫРЬЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА
ЖИВОТНОГО. ВАЖНО, С КАКОГО УЧАСТКА ТУШИ БЫЛА СНЯТА ШКУРА. ОСОБО ЦЕНИТСЯ ШКУРА
3-МЕСЯЧНОГО ТЕЛЕНКА ОЛЕНЯ, СНЯТАЯ В КОНЦЕ ЛЕТА. ОДЕЖДУ УКРАШАЮТ ВЫШИВКОЙ И
ОРНАМЕНТОМ.
МУЖЧИНЫ НОСЯТ МАЛИЦУ С ПРИШИТЫМ К НЕЙ КАПЮШОНОМ И
РУКАВИЦАМИ. ОНА ОЧЕНЬ ТЕПЛАЯ И ХОРОШО СОГРЕВАЕТ ГОЛОВУ И
ТЕЛО. ШЬЮТ И НАДЕВАЮТ МАЛИЦУ МЕХОМ ВНУТРЬ, УКРАШАЮТ
ВЫШИВКОЙ, ПОДПОЯСЫВАЮТ ПОЯСОМ ИЗ КОЖИ, ОБШИТЫМ КРАСНЫМ
СУКНОМ, С ДВУМЯ ИЛИ ТРЕМЯ РЯДАМИ МЕДНЫХ ПУГОВИЦ. НА ЦЕПОЧКЕ
К ПОЯСУ ПРИКРЕПЛЯЮТ НОЖ В НОЖНАХ. ЛЕТОМ НОСЯТ СТАРЫЕ
МАЛИЦЫ С ОТКИНУТЫМ КАПЮШОНОМ, ЗИМОЙ НАДЕВАЮТ НОВЫЕ. ЕСЛИ
ОЧЕНЬ ХОЛОДНО И ПРЕДСТОИТ ДАЛЬНЯЯ ПОЕЗДКА, ПОВЕРХ МАЛИЦЫ
НАДЕВАЮТ СОВИК ИЗ МЕХА С КАПЮШОНОМ, ОБРАМЛЕННЫМ ОПУШКОЙ
ИЗ ХВОСТОВ ПЕСЦА.
ОДЕЖДА ЖЕНЩИН БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ И СОСТОИТ ИЗ РАСПАШНОЙ ШУБЫ
ПАНЫ. ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ ЭТОЙ ОДЕЖДЫ ДЕЛАЮТ ИЗ ШКУР, СНЯТЫХ С
ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ОЛЕНЬИХ НОГ — КАМУСОВ, МЕХОМ НАРУЖУ. НИЖНЯЯ
ЧАСТЬ ШУБЫ ШЬЕТСЯ ИЗ ПЕСЦОВОГО МЕХА ВНИЗ ВОРСОМ, К РУКАВАМ
ПРИШИВАЮТ РУКАВИЦЫ. ПАНЫ УКРАШАЮТ КАНТАМИ И КИСТЯМИ ИЗ
ЦВЕТНОГО СУКНА, МЕХОВОЙ МОЗАИКОЙ. ПОВЕРХ ШУБЫ НАДЕВАЮТ
ЧЕХОЛ ИЗ СУКНА С ОРНАМЕНТОМ. ПОДПОЯСЫВАЕТСЯ ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА
ДЛИННЫМ ТКАНЕВЫМ ПОЯСОМ, БОГАТО УКРАШЕННЫМ КИСТОЧКАМИ И
МЕДЬЮ. В КАЧЕСТВЕ ГОЛОВНОГО УБОРА ЖЕНЩИНЫ НОСЯТ МЕХОВОЙ
КАПОР САВА, КОТОРЫЙ НЕ СКРЕПЛЯЮТ С ШУБОЙ.
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Ненцы | Презентация к уроку по краеведению (5 класс) на тему:
Слайд 1
НЕНЦЫ
Слайд 2
Ненцы — самый многочисленный народ Севера России. По данным переписи населения 2002 года, в стране живет 41302 ненца. Это они заселяют тундру, лесотундру и тайгу.
Слайд 3
Само название «ненец» буквально означает «настоящий человек». Русские называли ненцев «самоедами». С церковно-славянского языка это слово переводится как «людоеды». Такое название появилось благодаря жестоким обычаям, существовавшим у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в своих культах. По другой версии, в старинных ведомостях ненцы назывались иногда сыроядцами , потому что издавна ели сырое мясо (строганина), из чего русские сделали ошибочный вывод, будто они едят себе подобных.
Слайд 4
Продукты питания ЧТО ЗНАЧИТ — АЙБУРДАТЬ? Айбурдать — есть сырое оленье мясо. Сырое мясо оленеводы едят либо просто так, либо макают его в оленью кровь (которая подсаливает мясо) или сразу в соль. А вот грибы употребляются в пищу в редких случаях. Ненцы считают пищу из них «пустой забавой». Тундровые жители, в частности ненцы, традиционно объясняют это тем, что гриб – пища северного оленя, а не человека.
Слайд 5
Продукты питания Каныга с ягодой-это экзотическое северное блюдо считается деликатесным у многих коренных малочисленных народов севера. Как известно, домашний и дикий северный олень питается в основном различными лишайниками, листвой кустарников, зелеными и зимне-зелеными травами, грибами, если они есть. Каныга — это полупереваренное содержимое желудка северного оленя. Едят эту массу ложками, смешивая с ягодой — голубикой, шикшей , брусникой в произвольной пропорции.
Слайд 6
Основные занятия Традиционными занятиями ненцев являлись рыболовство и охота зверя, птицу и диких оленей. До 18 века домашних оленей разводили только в качестве транспортного средства и как помощника в охоте (домашний олень приманивал диких). С 18 века к традиционным занятиям добавилось оленеводство. Помощником ненца-оленевода стала специально обученная собака – лайка.
Слайд 7
Жилище Оседлые ненцы жили в домах в поселках Дома ненцев отличались от домов русских немного меньшим размером и отсутствием двора с хозяйственными постройками. Кочевые ненцы жили в чумах – разборных шестовых жилищах. Для постройки чума используют 25-50 длинных еловых шестов, расставленных по кругу под углом к центру и скрепленных между собой концами. Летом в качестве покрытия чума использовали бересту или оленьи шкуры в один слой (сейчас используют брезент), зимой чум покрывают двойным слоем оленьих шкур.
Слайд 8
Правила жизни в чуме . Для женщин . В ведении женщины находится очаг. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство, кроме прихожей чума, находится под её покровительством. Для мужчин . Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу. Для гостей . Гостей мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы . Гостей-женщин размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.
Слайд 9
Нарты Нарты — самое необходимое средство передвижения в тундре. Они ездят достаточно быстро. На нартах ездят и зимой и летом. В нарты запрягают оленей и управляют хореем. Хорей — это шест длинной до 5 метров, с костяным шариком на конце или железным наконечником. Хорей сжимают в левой в руке, а в правой держат повод. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Со стороны это выглядит очень красиво и необычно.
Слайд 10
Среди ненцев был распространен анимизм – ненцы верили, что их окружают духи. Главным духом считался Нум – дух неба, покровитель погоды, он мог управлять снегом, молниями, дождем и бурями. Другими почитаемыми духами были духи стихий – воды, земли, леса, огня, реки, озера . Религиозные верования
Слайд 11
В качестве жертвы в основном использовался олень (многих духов можно было задобрить только принеся в жертву белого оленя), для задабривания злого духа, вызывающего болезни, приносили в жертву собаку, также известны человеческие жертвоприношения (например, для задабривания духа воды выпавшего с лодки рыбака не спасали). Наибольшую силу имели жертвоприношения, совершенные в специальных культовых местах. Религиозные верования. Жертвоприношения
Слайд 12
Помимо природных духов у ненцев существовали и семейные духи-покровители. Это могли быть фигурки из дерева или небольшие камешки необычной формы. Духи-покровители «жили» в специальном сундучке, который передавался по мужской линии. По женской линии передавался только один дух-покровитель – «старуха чума», которая отличалась от остальных духов тем, что не имела материальной основы и состояла лишь из крошечной одежды. Религиозные верования
Слайд 13
Загробный мир и погребальнный обряд Особый интерес представляют взгляды ненцев на загробный мир. Ненцы верили, что умерший человек попадает в мир мертвых, там он живет также как и на земле – охотиться, рыбачит, разводит оленей, живет он ровно столько же лет, сколько прожил до смерти. Все животные в загробном мире – это животные, которые умерли на земле. В мире мертвых все зеркально миру людей: день и ночь поменялись местами, целое будет сломанным, а сломанное целым и т.д. В гроб умершему клали принадлежащие ему вещи, которые должны пригодиться в загробной жизни, но в соответствии с представлениями о мире мертвых эти вещи предварительно портили.
Слайд 14
Свадебный обряд У ненцев существовал строгий запрет на браки между представителями одного рода. Поэтому степень родства заранее выясняли очень тщательно. Если препятствий такого рода не было, засылали свата. Обычно им был уважаемый человек, который за несколько раундов переговоров должен был получить согласие родственников невесты. И тогда начинался торг о размере выкупа за нее. Часто использовалась очень интересная форма торга: отец невесты брал длинный деревянный посох и делал на нем зарубки, число которых соответствовало размеру выкупа. А сват, если его не устраивали условия, срезал ножом лишние зарубки. Когда стороны приходили к соглашению, посох раскалывали пополам. Одна часть хранилась до свадьбы в семье невесты, другая — у жениха.
Слайд 15
Спасибо за внимание
Рабочее вдохновение: чему мы можем научиться у ненетского племени?
Племенные советы для максимизации вашего рабочего потенциала
Ненцы (в широком смысле «народ») — сибирская община, проживающая на Джамале. Известные своими особыми отношениями с северными оленями, своими навыками выживания и, что более важно, своей постоянной борьбой с изменением климата — сейчас как никогда важно обсудить это вдохновляющее сообщество.
Что делает племя ненцев таким особенным?От организации до решимости, это Племя отличается своей уникальной способностью преодолевать неблагоприятные экологические проблемы. Как отмечает Би-би-си, ненцев часто можно увидеть на улице с чаем и печеньем, прежде чем они перейдут на миграцию ниже нуля. Права меньшинств подчеркивают сильную способность ненцев адаптироваться к окружающей среде как уникально особую черту. Это сообщество будет делать воду из снега, дома (более известные как приятели) из оленьих шкур и особенно умело управляется с санями. Так чему еще мы можем научиться у ненцев?
1. Вместе сильнее.Одной из самых замечательных черт этого племени является их талант коворкинга особого типа, особенно с животными. У ненцев есть уникальная договоренность с северным оленем, обеспечивающая выживание. Настолько сильна их связь, что ненцы узнают отдельного оленя в многотысячном стаде! В обмен на транспорт, еду и рабочую силу ненцы клянутся защищать животное ценой своей жизни. Неплохая сделка! Мы призываем наших участников придерживаться такого же отношения, создавая прочное содержательное сотрудничество, основанное на общих целях.
2. Путешествие — КЛЮЧ к успеху.Здесь, в Tribes Inspiring Workplaces, мы считаем, что разум должен путешествовать, чтобы творить. Племя ненцев ничем не отличается, путешествуя несколько раз в год, чтобы поддерживать хорошее настроение! Ненцы не признают выходных и продолжат свое путешествие несмотря ни на что. Блок писателя? Ищите смену обстановки, чтобы поощрять новые идеи! Вы будете удивлены, какие результаты это может дать!
3. Быть защищенным от атмосферных воздействий.Никого не удивит тот факт, что отсутствие на работе увеличивается в дождливые или холодные месяцы. Но в следующий раз, когда вам понадобится больничный, потому что вам не нравится погода, просто помните, что ненцам может грозить до -50°C! Экологические проблемы, с которыми сталкиваются ненцы, фактически сплачивают их сообщество и в конечном итоге обеспечивают их выживание.
Почему мы так много знаем о племени ненцев?У нас есть целое здание, вдохновленное их невероятным сообществом! Пожизненная преданность ненцев обучению и знаниям дает непревзойденный опыт. Tribes Düsseldorf GAP отличается дизайном интерьера, который привносит дополнительный уровень вдохновения в ваш рабочий день.
Хотите узнать больше о ненецком племени? Почему бы не заказать бесплатное вдохновляющее посещение нашего офиса GAP в Дюссельдорфе, чтобы узнать, как ненцы могут помочь мотивировать ваш рабочий день? Кроме того, вы можете арендовать один из наших конференц-залов на день, чтобы вдохновить вас на следующую крупную бизнес-презентацию!
НЕНЕЦКИЙ И ХАНТЫСКИЙ «ХАРАКТЕР»
Данная статья посвящена общим утверждения об аборигенах Западной Сибири как носителях своего мировоззренческая концепция в русской этнографической литературе прошлый век. Цель статьи состоит в том, чтобы объяснить общее или фоновое отношение к хантам и ненцам в XIX в. й века (как и к их мировоззрению) в этнографическом литературы рассматриваемого периода.
Определенное отношение к аборигенам северной части Западной Сибири – ханты и Ненецкий — был создан авторами 19 века и, в на определенном уровне такое отношение можно наблюдать даже в современных этнографические тексты. Головнев например утверждает, что давно главным исследователем самодийского народа был Кастрен, важнейший вклад в изучение обских угров внес Мункачи. Их представления и оценки легли в основу сравнение для всех будущих поколений ученых. Это качество оставаться так называемым «образцом истины» было определяется методологическими непредвзятыми идеями в первом потоке исследований.
Аргументы авторы были в основном личного характера. Не случайно а количество научных статей было написано в виде журналов. Ни один из авторы предприняли попытку охватить культуру в целом, все из них просто пытались наблюдать и раскрывать как можно больше вещей. возможный. Научные работы этих лет составляют эпоху открытие самодийско-угорских культур или интерпретация этих культур на европейские языки (Головнев 1995: 12).
Однако не совсем ясно, как эта оценка применима к Кастрену – он редко упоминается прямо. Тем не менее, после завершения этой статьи изучение этого предмета находилось в начальной стадии, и я могу только представить предварительные гипотезы об описании обских угров и ненцы в этнографической литературе прошлого века. отсутствие ссылок на Кастрена и Мункачи отчасти вызвано тем, что в тот посткастренийский период методология этнографии не обязывала называть все источники. В то же время сложнее для сегодняшнего исследователи, чтобы определить все возможные связи.
Образ ханты и ненцев в публикации рассматриваемых ниже авторов, представляет собой определенный взгляд на этих культур и на «характере» носителей этих культуры. Распоряжение не имело место в уникальном и решенном способ. Хотя Кастрен кажется «первопроходцем» во многих путями сформировался общий образ обских угров и ненцев. постепенно путем накопления в чем-то схожих установок или оценки передаются от автора к автору.
Также не следует рассматривать представления об идентичности обских угров и самодийцев в 19этнологии ХХ века быть тем, что Головнев называет исходной «первой поток». Кастрена можно считать образцом для подражания или образец более поздних ученых, но на самом деле он функционирует как дайджест периода исследований, предшествующих его времени. Причина этого заключается в том, что Кастрен разрабатывает несколько 18-го века (и даже ранее) стереотипы представления скандинавского народа в совершенстве. В то же время некоторые инновации Кастрена (которые могли нельзя считать полностью оригинальными) значимы даже за принципы изучения идентичности скандинавских народов.
Не будем входить ближе
анализ идей Кастрена здесь и вместо этого сосредоточиться на
других авторов, как они появляются в определенных дискуссиях, не давая
обзор их теоретического фона или конкретных образцов для подражания.
Наша цель здесь — показать, что авторы XIX века, даже
без Кастрена составляют весьма солидную традицию
изучать. По крайней мере, они, кажется, не страдали от отсутствия
идеи.
Способы описания основных признаков обских угров и ненцев в произведениях 1990 083 русских авторов 10 века
Некоторые из представленных описаний характерные черты аборигенов Западной Сибири могут быть следующее.
По Белявскому, ханты имеют были охарактеризованы следующим образом:
Они скромны, тихий 1 , лаконичный и собранный. Будучи добросердечными соседями, они любят семейной жизни, они честны, верны и доброжелательны (Белявский 1833: 70).
Белявский сравнивает хантов и Ненцы следующим образом:
Самоеды человек 2 еще добрее остяков, 3 мудрый, умный, надежный и несколько упрямый (Белявский 1833: 159).
Один из особенности самодийцев, которые отличаются от Остяки в том, что не злопамятны, но вспыльчивы. без серьезных последствий (там же: 160).
В. Иславин описывает генерала положение ненцев в тундре Архангельска провинции до нашествия русских и коми в следующем виде:
Привыкший к хмуром небе и унылой природе бродили самоеды по тундра мирная и свободная от забот (Иславин 1847: 11).
Иславин тоже называет эти времена «благословенный» для ненецкого народа (Иславин 1847: 96).
Славин принимает эту концепцию Ненцы еще дальше, рассматривая их как естественный народ, образованный окружающий ландшафт и климат:
/—/ Самоед выросший в суровом климате сросшийся с суровым холод и метели так, что он переносит самый сильный мороз лучше комнатной температуры. Со мной случалось, что иногда ночевать в холодном коттедже я не мог без шубы из оленьей шкуры. В то же время я мог видеть, как мой самоед следопыты один за другим покидали хижины, оставались снаружи и проводили ночь свернулась на санках 4 или просто выпавший в снегу (Иславин 1847: 28).
Здесь мы видим определенное соответствие с идеями Руссо (правда, основанными исключительно на личном опыт) образ родных людей, которые живут счастливо и естественно до вмешательства цивилизации. Тем более потому что после контактов с русскими и ижма-комисами Иславин характеризует ненцев как пристрастившихся к спиртному, беспомощных и неисчислимый, поэтому — «вечно обреченный» (Иславин 1847: 21-22).
Аналогично некоторым более ранним и более недавние авторы Иславин описывает ненцев как безнадежно неопрятных и грязный (Иславин 1847: 27, 29).
Иславин также представляет концепцию ненцы, которые можно было встретить и в некоторых более поздних обработках. А именно, он описывает ненцев как людей беспечных, живущих в в любой момент:
Самоеды /—/ обычно снабжают небольшим количеством пищи. Многие из них делают это потому, что хранение пищи вызывает трудности в их кочевой жизни. Но чаще всего это результат их врожденной беспечности. Самоед ест, пока есть, и не думает о будущее. Но если наступает период голодания, он сидит у костра и сонно плюет в него, обдумывая, как выпутаться из беды (Иславин 1847: 36-37).
Иславин также утверждает, что ненцы смелые люди, так как они не оценивают свою жизнь, что предлагает ни счастья, ни печали (Иславин 1847: 66). Вот и лечение Иславина снова совпадает с концепцией некоторых более поздних авторов, так как, по мнению Иславина, отчаянная жизнь ненцев результат их работы пастухами в оленьих стадах русские и ижма-коми (Иславин 1847: 66). Поэтому, говорит Иславин, Ненец обладает определенным пролетарским складом ума.
Описывая характер ненцев, Иславин проводит различие между тиманскими ненцами и канинскими. тундры и ненцы Большеземельской (или Большой Земли) тундры. последние отличаются от ненцев Тиманской и Канинской тундр более тесная связь с русскими, что сделало их более лживый:
/—/ больше общаться с русскими, которые несут ответственность за свои обнищания сами ненцы стали такими умными, что часто обманывают даже своих хозяев, самих русских (Иславин 1847: 80).
Н. Абрамов, открывший рукопись Краткая характеристика народа ханты составленный в 1715 г. Новицким (Novitski 1973), в своей статье о Христианизация хантов использовала те же рукопись (которая, по сути, не была опубликована к моменту вышла статья Абрамова) и 18 век История Сибирь Мюллера (Müller 1941). Хотя описывая Христианизацию ханты Абрамов использует наряду с мюллеровской История и характеристика Новицкого, другое архивное документы, поэтому обращение с ним далеко не идентично Новицкого и Мюллера, поэтому его необходимо лечить в отдельности. Абрамов сосредотачивается в своей статье 1851 года главным образом на описании распространения христианства, поэтому его текст не включает слишком много оригинальные высказывания о природе ханты. Тем не менее, мы должны упомянуть те, которые можно было найти там.
Именно Абрамов называет умы Хантыс «грубо материалистический» (Абрамов 1851: 2). Он также называет хантов «грубым народом», «грубым язычники» (Абрамов 1851: 10, 11), «простые кроткие туземцы» (там же: 18). Но поскольку все эти характерные черты представлены в контексте христианизации, такие как — «высокомерный идолопоклонников» (Абрамов 1851: 13), разумнее было бы обсудить вопрос отдельно в контексте связи между религией аборигенов Западной Сибири и христианством. Но так как это повлечет за собой ряд дополнительных проблем, которые также следует обсудить, мы ограничим введение Обращение Абрамова к краткому очерку И. С. Полякова, посвященному с другой стороны, описывает общие характеристики ханты как следующее:
Остяк не может воздерживаться от любой страсти, будь то физическая или этическая (Поляков 1877: 56).
О. Финш и А. Брем отмечают о ханты и ненцах:
Самоеды кажутся вообще более живыми и проворными, чем остяки. Робость, страх и застенчивость, ощущаемые при первой встрече, исчезают после длительного периода совместной жизни. Эти качества не являются признаком их трусости (Финш и Брем 1882: 456).
Разные авторы расходятся во мнениях несколько решительные решения. Подобно Финшу и Брему Белявски приписывает ненцам более подвижный и крутой нрав. Бартенев, однако имеет совершенно иное мнение о сравнении между ненцы и ханты; его точка зрения будет обсуждаться далее ниже.
Финш и Брем описывают воздействие цивилизации на характер людей в северной части Западная Сибирь следующим образом:
Европейский преследования изменили характер аборигенов, прививая замкнутость, задумчивость, вялость и бесчувственность /—/ на при ближайшем знакомстве с аборигенами вы заметите, что они, напротив, очень веселый (Finsch & Brehm 1882: 456).
По данным А. Якоби, профессора Казанский университет, казымские ханты
/—/ честный в их обязанности и следование древним традициям ожидают такого честность от других — даже от русских купцов, которых они торгуй с (Якоби 1895: 10-11).
Якоби обсуждает генерала характеристики северных людей следующие:
Сильная вера в ненадежном будущем лучший подарок Севера, действия и мысли местных основаны на нем, и это дает этим людям это особое благородное спокойствие и нотка беспечности, придававшие бывшие военные моряки такие любезные. Этот оттенок характера также может наблюдать за свободными горняками в глубоких шахтах Саксонии, чьи традиционное приветствие: «Glück auf!». Старый, седовласые ветераны войны такие же. И та же особенность можно было найти в природе аборигенов Крайнего Севера. И ближе к северному полюсу, тем яснее. Короче говоря — везде, где рисковать жизнью — правило (Якоби 1895: 22).
Что касается формулировки «полярный экзистенциализм» арктических народов Что касается Якоби, то он «непреодолим». Тем не менее несколько другие способны проводить такие далеко идущие сравнения. Кастрен, например, сравнивает хантов с норвежскими рыбаками (Castrén 1860: 196). Первый применивший такой метод сравнения, однако голландский мореплаватель ван Линшотен описал Ненецкий народ, подобно испанским и голландским крестьянам в 159 г.4 и 1595 журналов его путешествия в Арктику (van Linschoten 1915).
Одно из самых интригующих исследований о ханты в конце прошлого века писал В. Бартенев:
Ты всегда чувствуешь дома среди этих дикарей. Остяки очень добрые и честные человек (Бартенев 1896: 75).
Также:
Остяки, если вы общаетесь с ними лично, очень приятны — они производят впечатление тихих, добродушных и честных людей (Бартенев 1896: 99).
Бартенев описывает отношения между индивидуальными особенностями и окружающей средой Ханты и ненцы следующим образом:
В связи с отсутствием сельскохозяйственной и обрабатывающей промышленности являются уроженцами Обдорска. лишен надежной основы для умственного прогресса. Дела еще хуже для кочевых самоедов — кочевники-оленеводы могут жить десятки тысяч лет без каких-либо изменений.
Что касается остяков, то их промысел также неблагоприятен для прогрессивное продвижение. Тем более, что это происходит в самые суровые условия /—/
Но даже если бы остяков освободили от бремени долгов и доля в хорошо организованной госпрограмме продажи первичного необходимости (как в Гренландии под Данией), чтобы цивилизовать этот народ ушло бы намного больше. Остяки, а именно, имеют общую черту свойственна всем дикарям — Спенсер называет это импульсивность. Остяк живет в определенный момент времени и не в меру предусмотрителен (Бартенев 1896: 80-81).
В. Бартенев также считает влияние цивилизации как значимый фактор развития психологических особенностей аборигенов Западной Сибири. При этом он считает контакты с цивилизацией губительными для туземцы:
Мне кажется что каждый дикий народ, чей рост ограничивается климатом, безвозвратно обречен после контакта с цивилизацией (Бартенев 1896: 57).
Вариант различий Бартенева ханты и ненцы тоже гениальны:
Самоеды-монголы 5 отличаются от остяков-финнов 6 в характере: самоеды не такие экспансивные и разговорчивые, они сохраняют вид грубого достоинства. Остяки, напротив, экспансивный, веселый, словоохотливый и немыслимо остроумный народ (Бартенев 1896: 71).
Здесь мы должны вспомнить, что Белявский, а также Финш и Брем провели сравнение именно напротив Бартенева — что это остяки были спокойны и миролюбивых и агрессивных самоедов.
По словам Бартенева, уроженцы г. северная часть Западной Сибири почти никогда не страдает психическими расстройства:
Психические нарушения возникают действительно очень редко. Точно так же страдают туземцы редко с омериачение [арктическая истерия] — а заболевание, часто встречающееся у якутов Восточной Сибири. Изредка остяки страдают галлюцинациями: видят чертей. Дьявол появляется в пустынном месте в человеческом обличии, он одет похож на человека, но с красными глазами. Он появляется очень внезапно, врывается в смеется и исчезает (Бартенев 1896: 65).
Несколькими страницами ниже Бартенев добавляет:
Во всяком случае, если Самоед ведет обеспеченный образ жизни, т.е. е. владеет достаточным количеством оленей и приличным комплект мехов, он всегда здоров как лошадь и не проявляет признаков вырождение или исчезновение (Бартенев 1896: 70).
С. Патканов, не обсуждая характер хантов и манси дальше, указывает, что после подчинение Российской империи (очевидно, он имеет в виду 16-17 вв. век) они все еще были «детьми природы» (Патканов 1898: 351).
В описании своего путешествия, которое происходило в 1856-57 гг. (опубликовано только в начале 20 века) С. В. Максимов пишет о европейском ненец (описание представлено в виде беседы между Максимов и его русский следопыт):
Кажется, они мирная нация.
Мирный, добрый! /—/ мирные, только если напиться становятся импульсивный, набрасывающийся на людей, ищущий неприятности. И если вы кричите или покажи им свой кулак, они даже не вздрагивают и не обращаются к тебе даже более. Но в трезвом виде они миролюбивы, как северные олени (Максимов 1909б: 380).
Максимов описывает далее отношения ненцев и пьянства:
/—/ они есть прирожденные пьяницы. В их сообществе даже маленькие дети пить водку вместо молока, женщины пьют, все пьют /—/ (Максимов 1909б: 379).
Один из собеседников рассказал Максимову о пристрастиях ненцев к алкоголю:
Пить можно как сколько угодно водки с самоедом, но надо поторопиться и получить быстрее напивайся и выходи из юрты, а то пьяный самоед может поссориться с тобой (Максимов 1909с: 109).
Максимов так же пишет:
Самоеды как все остальные отсталые люди просто пленники древних времен (Максимов 1909с: 104).
Максимов утверждает (хотя опять же через его собеседник), что ненцы — «совершенно невежественный народ», основывая свой аргумент на том факте, что ненцы не знают о своих лет и не живут в домах, как русские (Максимов 1909б: 382). Он также называет их наивными (Максимов 1909с: 117). Он характеризует ненецкого шамана эпитетами типа «полудикарь», «полурелигиозный маньяк» и «полусамозванец» (Максимов 1909с: 105).
Описание охоты на тюленей на побережье полуострове Канин, Максимов довольно грубо пишет о ненцах:
Но такие терпение – ожидание на ватерлинии животного в течение нескольких дней – можно было отнести только к полуидиотам самодийского племени (Максимов 1909а: 40).
Он также называет их грязными и характеризует их существование как «собачью жизнь» (Максимов 1909б: 16). Максимов снова ссылается на их грязность (Максимов 1909с: 101), а ненцев называет «полудикарями», «патриархальный и недальновидный» и «небрежный» (Максимов 1909с: 117, 118). Он также считает их бесчувственными, иллюстрируя это ситуацией, когда он спрашивает ненецкую женщину о ее жизни:
Самоед женщина дает все ответы с такой спокойной интонацией, как будто отвечая на вопросы: ест, спит или просит крошку (Максимов 1909с: 118).
Описывая свою встречу с ненцами в их юрте Максимов отмечает, что «самоеды» получили его в «недоумении и смятении» (Максимов 1909с: 94, 96).
Одновременно Максимов описывает выполнять домашнюю работу (шитье пальто, вырезание игрушек, скобление шкур) и примечания:
Это было все исполнено в глубокой сосредоточенной тишине (Максимов 1909в: 95).
Максимов размышляет о причинах «простота» ненецкой культуры, рассматривая ненцев как иждивенцы оленей:
Вот почему Самоеды всегда зависят от прихотей северных оленей: последним нужен свежий еда и новые места постоянно, и именно поэтому они создали свои юрты, куда их ведет инстинкт животных. Вот почему вся жизнь самоедов тесно связана с явлениями животное существование северного оленя. Животные неизбежно будут выглядеть за едой там, где ее можно было найти — так что самоеды следуют за ними как верные слуги. Это также оправдывает кочевой образ жизни этого Северорусское туземное племя и все более простые обычаи и внешние ритуальные явления бытовой жизни (Максимов 1909с: 97).
Максимов также делится своими комментариями о разница характеров коми и ненцев:
Умный и прагматичных коми, имевших несколько возможностей наблюдать характер их бесчувственных соседей совершенно положительный и точный вывод о том, что самоеды, которым суждено воевать природой и многочисленными препятствиями, брошенными им природой для века, действительно трудолюбивы. Они могут сказать по тому факту, что некоторые из них никогда не работают и просто сидят без дела. Коми тоже знают, что трудолюбивые и терпеливые самоеды искренне преданы обещание: если человек, давший обещание, умер, его место перешел к его брату или другому родственнику (это последние факты). Если самоед захочет обмануть кого-то, он будет пойман на месте преступления очень легко (Максимов 1909с: 109).
Максимов также описывает, как ненцы научились врать у ижма-коми:
Теневой дела соседей пробудили самосознание и даже месть самоедов, что можно было доказать на недавних примерах. А Самоед однажды продал жителю Пустозерска меха песца за определенное количество хлеба и выпивки за соглашение. Резидент Пустозерска быстрее напился и уснул. Самоед проиграл ни его осознания, ни самообладания и ушел с деньгами и проданные меха. На следующий день он продал меха другому фермеру и третий день «исчез в тундре, где никто не может выследить его даже с собаками», как выразился один из пострадавших (Максимов 1909с: 114).
Выводы
Представленные рассуждения о Ханты и ненцы, которые на первый взгляд кажутся довольно противоречивыми можно свести к общей концепции четырех факторов, повлияло на развитие аборигенов Западной Сибири.- Финно-угорское, уральское происхождение — только Бартенев упомянул об этом (1896 г.).
- Общий дух Сибири, который вызван влиянием природы и окружающей среды . Это подчеркивает в основном Иславин. (1847), но отчасти и Максимовым (1909с).
- Влияние цивилизации , которое наблюдается ряд авторов (Иславин 1847; Финш и Брем 1882; Бартенев 1896 г.; Максимов 1909).
- На первый взгляд интуитивная центральная идея (которая также относится к пейзаж и образ жизни), что определенные условия в чем-то похожи к иным условиям существования «всеобщего пролетариат», «универсальные социальные маргиналы». Этот фактор также можно было бы назвать «пролетарским экзистенциализмом». Якоби (1895) выражает это, вероятно, наилучшим образом, указывая далеко идущие параллели между ханты и саксонскими горняками или между другими маргинальными культурными группами. Социальная маргинальность ненцев также обсуждает Иславин (1847 г.) и, как упоминалось раньше Кастрен (1860 г.
Ваш комментарий будет первым