Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Ненцы википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Ненцы | это… Что такое Ненцы?

Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Содержание

  • 1 Численность и расселение
  • 2 Теории этногенеза
    • 2.1 Теория Страленберга
    • 2.2 Теория Фишера — Кастрена
    • 2.3 Теория Г. Н. Прокофьева
  • 3 Антропологический тип
  • 4 Язык
  • 5 История взаимоотношения ненцев с русскими
  • 6 Кухня
  • 7 Галерея
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Литература

Численность и расселение

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Традиционное занятие — крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы — 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Численность ненцев в России:

Численность ненцев в населённых пунктах (2002 г.)[3]:

Ямало-Ненецкий АО:

село Яр-Сале 3035

посёлок Гыда 2133

посёлок Антипаюта 1993

посёлок Сеяха 1926

посёлок Панаевск 1512

посёлок Новый Порт 1461

пгт Тазовский 1243

село Самбург 1179

село Находка 1115

деревня Щучье 1104

город Салехард 892

село Ныда 793

посёлок Белоярск 681

посёлок Кутопьюган 676

деревня Харампур 646

деревня Мессо 620

город Тарко-Сале 566

деревня Матюй-Сале 465

село Халясавэй 461

деревня Сунэй-Сале 394

посёлок Аксарка 326

посёлок Салемал 319

город Надым 313

посёлок Мыс-Каменный 311

посёлок Нори 301

город Лабытнанги 266

село Тибей-Сале 184

деревня Юрибей 178

деревня Лаборовая 168

деревня Яптик-Сале 133

посёлок Газ-Сале 115

город Новый Уренгой 100

Ненецкий АО:

город Нарьян-Мар 931

посёлок Нельмин Нос 885

посёлок Красное 826

село Несь 680

посёлок Усть-Кара 552

посёлок Хорей-Вер 415

деревня Ома 396

посёлок Бугрино 383

посёлок Индига 370

посёлок Каратайка 323

пгт Искателей 312

посёлок Харута 296

пгт Амдерма 220

посёлок Хонгурей 153

посёлок Выучейский 114

Красноярский край:

посёлок Носок 1232

посёлок Тухард 552

город Дудинка 351

посёлок Воронцово 244

село Караул 185

посёлок Усть-Порт 166

посёлок Байкаловск 116

Ханты-Мансийский АО:

село Саранпауль 249

село Варьеган 196

деревня Нумто 142

Республика Коми:

пгт Советский 241

город Воркута 115

Архангельская область:

город Архангельск 122

Тюменская область:

город Тюмень 112

Санкт-Петербург:

город Санкт-Петербург 192

Теории этногенеза

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера — Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан, энцев, селькупов и юраков) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 году исследователь архангельского севера А. А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент — такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы — оленеводы, а народы, проживающие на саянском нагорье, — земледельцы.

Теория Г. Н. Прокофьева

Советский ученый Г. Н. Прокофьев, опираясь на теорию Фишера-Кастрена, внес в неё необходимые коррективы. Согласно его предположению предками современных ненцев, нганасан, энцев, селькупов были не только самодийские племена Саянского нагорья, но также и некие аборигенные племена приполярной зоны, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времен.

В преданиях самих ненцев указывается, что когда их предки пришли на Крайний Север, они встретили там местное низкорослое племя сиртя, обладавшее некими феноменальными способностями, в частности, знавшее горное дело, и впоследствии «ушедшее под землю». Ряд исследователей связывали сиртя с носителями т. н. Усть-Полуйской археологической культуры.

Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.[4]

Язык

Основная статья: Ненецкий язык

Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов — тундрового, который распадается на западные и восточные говоры, различия между которыми не мешает взаимопониманию, и лесного, отличающегося своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.

Ненец (ненэч) в переводе с ненецкого означает «человек».

Ненцы

История взаимоотношения ненцев с русскими

В сферу русского влияния территория попала видимо в 11 веке[5].

Ямальских ненцев трудно сопоставить с конкретными народами, но самодийный облик племен можно проследить без труда[5].

Упоминается меховая одежда, узкие глаза, употребление оленей и собак в качестве ездовых животных[5].

Группа охотников с семьями кочевала вслед за стадом диких оленей, по мере необходимости отстреливая нужное количеств[5].

Кухня

Местные жители получают все необходимое для организма благодаря мясу оленя. Оленина — довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи.[источник не указан 861 день] Это мясо подвергают часто посолу — простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом. В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканными блюдами являются языки, сердце, сычуг.

Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.

Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению.

Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне — что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.

На гарнир предпочитают макаронные изделия; рис, овощи потребляются крайне редко.

Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

Хлеб предпочитают больше ржаной.

Галерея

См. также

  • Ненецкий язык
  • Ненецкий автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Самоедская собака

Примечания

  1. Перепись-2010
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Перепись-2010.
    По регионам
  3. [http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  4. Этнонациональные общности России. Электронная библиотека. Ненцы
  5. 1 2 3 4 Ямал: Грань веков и тысячелетий. под редакцией Пермякова В.А., Артеева А.В., Алексеева С.Е., Морозова Ю.А., Самбурова Н.М. Санкт-Петербург, 2000

Ссылки

  • Ясавей — Ассоциация ненцев Ненецкого АО
  • Информация о лесных ненцах (на эстонском и французском языках)
  • Информационный центр финно-угорских народов

Литература

  • Лар Л. А. Ямал Хэбидя я» — священные места на Ямале. // Вестник археологии, антропологии и этнографии (издание ИПОС СО РАН), 2004, № 4.
  • Фельдман И. «Кухня народов СССР»
  • Ненцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн.
    Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3
  • Ненцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

Ненцы

Википедия

Октябрь 01, 2021

Не следует путать с немцами.

Не́нцы (ненец. ненэй ненэч (буквально — «настоящий человек»), хасово, нещанг; устаревшие названия — самоеды, юраки) — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Говорят на ненецком и русском языках.

Ненцы
Современное самоназваниененэй ненэч, хасово, нещанг
Численность и ареал
Всего:45 000

Россия:
44 640 (Всероссийская перепись 2010 г. )

  • Тюменская область:
    31 621 (2010 г.)
    • Ямало-Ненецкий автономный округ:
      29 772 (2010 г.)
      • Ямальский район: 1375
    • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
      1438 (2010 г.)
  • Архангельская область:
    8020 (2010 г.); 8326 (2002 г.)
    • Ненецкий автономный округ:
      7504 (2010 г.); 7754 (2002 г.)
    • Архангельская область без НАО:
      516 (2010 г.); 572 (2002 г.)
      • Мезенский район: 189 (2002 г.)
      • ГО Архангельск: 136 (2002 г.)
      • Лешуконский район: 40 (2002 г.)
    • Красноярский край:
      3633 (2010 г.); 3188 (2002 г.)
      • Таймырский Долгано-Ненецкий район: 3054 (2002 г.)
      • ГО Норильск: 59 (2002 г.)
    • Республика Коми:
      503 (2010 г.); 708 (2002 г.)
      • ГО Воркута: 489 (2002 г.)
        • пгт Северный: 241 (2002 г.)
        • г. Воркута: 128 (2002 г.)
        • пгт Комсомольский 81 (2002 г. )
      • ГО Печора: 46 (2002 г.)
      • ГО Инта: 42 (2002 г.)
      • ГО Усинск: 40 (2002 г.)
    • Мурманская область:
      149 (2010 г.) ; 163 (2002 г.)
      • Ловозерский район 106 (2002 г.)
    • Санкт-Петербург:
      109 (2010 г.)
Описание
Археологическая культура Кулайская, Каракольская
Языкненецкий, коми-зырянский, русский
Религияшаманизм и анимизм, православие
Расовый тип монголоиды (енисейский антропологический тип)
Входит всамодийцы
Родственные народы энцы, нганасаны, селькупы, камасинцы
Медиафайлы на Викискладе

Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.

  • 1Численность и расселение
  • 2Родовая структура
  • 3Теории этногенеза
    • 3.1ДНК
    • 3.2Теория Страленберга
    • 3.3Теория Фишера — Кастрена
    • 3.4Теория Г. Н. Прокофьева
  • 4Антропологический тип
  • 5Язык
  • 6Кухня
  • 7Хозяйственная культура
    • 7.1Оленеводство
    • 7.2Рыболовство
  • 8Одежда и обувь
  • 9Рабочие инструменты и традиционный транспорт
    • 9.1Рабочие инструменты
    • 9.2Нарты
  • 10Чум у ненцев
    • 10.1Правила жизни в чуме
      • 10.1.1Для женщин
      • 10.1.2Для мужчин
      • 10.1.3Для гостей
  • 11Ненцы в филателии
  • 12См. также
  • 13Галерея
  • 14Примечания
  • 15Литература
  • 16Ссылки

Муниципальные образования, в которых доля ненцев превышает 1%, в % по данным переписи 2010 г.

Расселение ненцев в Уральском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Ненцы в 1913 году

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. По итогам переписи 2002 года, в России жило 41 302 ненца, из которых около 27 000 проживало в Ямало-Ненецком автономном округе.

Традиционное занятие ненцев — крупностадное оленеводство. На полуострове Ямал кочует несколько тысяч ненецких оленеводов, владеющих около 500 000 оленей. Традиционным жилищем ненцев является конический чум (мя).

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 году был упразднён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные; эти две группы имеют разные языки. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесных ненцов — около 1500 человек. Они проживают в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Численность ненцев в России:

Ненцы состоят из двух фратрий: Харючи и Вануйта. У неща (лесных ненцев) 4 фратрии (рода, племени), которые испокон веков живут у бассейна реки Аган, Пур, Надым, Таз. Имеются также рода хантыйского, селькупского и коми-зырянского происхождения.

По «Книге обдорской самоеди», 1695 года в Харючи входят роды Харючи, Нгано-Харючи, Сюхуней, Нгадср и Ладукай, а к фратрии Вануйта относятся Вануйта, Луца-Вануйта, Соль-Вануйта, Вэнго, Яр, Сабы и Яптик, Соплии Япти.

На Гыдане к родам фратрии Харючи относятся: Адер, Евай, Лапсуй, Ненянг, Няруй, Окотэтто, Сусой, Сэротэтто, Сюгней, Тогой, Тэсида, Хабдю, Харючи, Хороля, Худи, Хэно, Ядне, Яндо, Яптунай.

Во фратрию Вануйто входят роды Вануйто, Вэнго, Ламдо, Пуйко, Сабы, Яр, Яптик, Яунгад.

ДНК

По данным генетиков, у ненцев наиболее распространены Y-хромосомные гаплогруппы N1a2b-P43 (56,8 %), N1a1-Tat (40,5 %), R1a (5 %), I (3 %), Q (1,4 %). У тундровых ненцев доля Y-хромосомной гаплогруппы N1a2b достигает 74 %. Это самый высокий показатель после нганасан (92 %)).

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племён, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским (см. саянские самодийцы), Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера — Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан, энцев и селькупов) являются потомками самоедских племён Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим переселением народов, самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу.

В 1919 году исследователь архангельского севера А. А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент — такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы — оленеводы, а самодийские народы, проживающие на Саянском нагорье — земледельцы (около 97,2%)

Теория Г. Н. Прокофьева

Советский учёный Г. Н. Прокофьев, опираясь на теорию Фишера-Кастрена, внёс в неё необходимые коррективы. Согласно его предположению, предками современных ненцев, нганасан, энцев, селькупов были не только самодийские племена Саянского нагорья, но также и некие аборигенные племена приполярной зоны, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времён.

В преданиях самих ненцев указывается, что когда их предки пришли на Крайний Север, они встретили там местное низкорослое племя сиртя, обладавшее некими феноменальными способностями — в частности, знавшее горное дело, и впоследствии «ушедшее под землю». Ряд исследователей связывали сиртя с носителями так называемой Усть-Полуйской археологической культуры.

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, показывающих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса отмечается у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

В 1671 году в Париже вышло сочинение «Путешествие в Северные Страны», автор которого — дворянин из Нормандии Пьер-Мартен де Ламартиньер(англ.)русск. — посетил в 1653 году на датском судне Северной Торговой компании земли Русского Севера и Новую Землю. Ламартиньер даёт подробное описание внешности ненцев:

«Самоеды ещё коренастее, чем лапландцы и борандайцы, имеют также довольно большие головы, лицо — плоское, нос — шире и курносый; они не имеют почти никакой растительности [на лице] и землистый цвет [лица]. Одежда мужчин состоит из круглой курчавой шапки, как бы сделанной из бараньей шкурки, из штанов и верхнего платья из шкур белых медведей, доходящего только до колен, подпоясанного ниже живота поясом в 4 пальца ширины; чулки и башмаки — из той же кожи, шерстью вверх; на башмаки надевают они род коньков из древесной коры [лыжи], длиною в два фута, наподобие гондолы; на них они очень быстро двигаются по снегу, которого так много на горах. Они носят, вроде манто, чёрную шкуру со всеми четырьмя лапами, которую накидывают чаще на левое плечо, чем на правое, a поверх этой шкуры повешен колчан. .. Женщины самоедские — ещё более безобразны, чем мужчины; они крайне слабосильны, но очень заботятся обучить своих детей ловкости на охоте, которой они живут, а не чему-нибудь другому. Одеты они так же, как мужчины, только верхнее платье немного длиннее, да не имеют накидок на плечах; головной убор — совершенно такой же, но волосы заплетают в один пучок [косу], перевязанный внизу лентой из древесной коры, и она свешивается у них на спину. Они ходят на охоту, наравне с мужчинами, вооруженные луками и стрелами…»

Основная статья: Ненецкий язык

Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов — тундрового, который распадается на западные и восточные говоры, различия между которыми не мешают взаимопониманию, и лесного, отличающегося своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.

Ненцы получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству. Оленину подвергают часто посолу — простейшему способу консервирования для ее хранения на продолжительные сроки, получившаяся солонина применяется в любом виде: сыром, копчёном, вяленом. В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например, свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканными блюдами являются языки, сердце, сычуг.

Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество, поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.

Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению.

Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне — что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушёное с макаронными изделиями.

На гарнир предпочитают макаронные изделия или рис, овощи потребляют крайне редко.

Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники; кисель из крахмала и ягодного сока.

Хлеб предпочитают больше ржаной.

Сани, запряжённые оленями

Основные традиционные занятия ненцев — это оленеводство, рыболовство, охота.

Оленеводство

Ненцы с давних времён называют себя «детьми оленя» — вся жизнь их связана с оленем. В стаде выделяется вожак, который является самым красивым и крупным оленем. Ненцы называют его менаруй. Вожак никогда не используется в упряжке. Другие обученные олени предназначаются для езды на санях и перевозки грузов. Зимой используется от трёх до четырёх оленей, а летом — от четырёх до пяти. Передовой олень отличается ростом, силой и понимает команду поздника. По-ненецки передовой олень называется нензаминдя. Также оленей различают по возрасту и полу. Бык — хор, а тёлка — яхадей. Телят начинают приучать к упряжке с шести месяцев. Молодых оленей — самок и самцов — разделяют к концу первого года их жизни. Самых быстрых и выносливых оленей используют для езды в упряжках. Живут олени до двадцати трёх лет. Любопытно то, что для езды используются только холостые олени. Они сильно отличаются по скорости бега и выносливости. Только за один день эти олени могут преодолеть с лёгкими нартами до 300 км, но перерыв делается через каждые двадцать пять километров для отдыха, утоления жажды водой и питания оленей. Крупнотабунное оленеводство ненцев невозможно без ненецкой лайки.

Рыболовство

Дети для рыболовства используют крючки, гарпуны и загороди. Взрослые же летом добывали рыбу сетями и неводами с лодок — колданок. Сети плели из конопли или тальникового лыка. Во время лова ненцы едят сырую рыбу. Зимой пробивают лёд и добывают рыбу с помощью морд, важанов и фитилей. Для приманки используются маленькие деревянные рыбки. Когда рыба подплывает, её колют острогами.

Фото В. А. Загуменного. Ненецкий оленевод в малице. Ямал, 1982 год

Природные условия Ненецкого и Ямало-Ненецкого округов и Таймыра суровы, поэтому для жителей хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от жестоких морозов, летом — от гнуса.

Так, например, ма́лица — нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Летом ненцы ходят в старых малицах с откинутым капюшоном, а зимой — в новых. В них даже совершают поездки на короткие расстояния. Малица имеет капюшон — сава. С лицевой части капюшон стягивается ремешками. К малице обязательно пришиваются рукавицы — нгоба. Их делают из лобных шкурок мехом наружу. Малица непременно подпоясывается поясом — ни, который делают из кожи. Снаружи обшивают красным сукнами и двумя-тремя рядами медных пуговиц. Украшают пояс и подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу на цепочке пришивают ножны с ножом. В стужу, в пургу и при дальних поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Его капюшон обрамляется опушкой из песцовых хвостов. Совик бывает обычно белого цвета, но иногда его делают в шахматную клетку.

Более сложной была женская одежда. Это распашная шуба — паны. Верхняя часть шубы делается из шкур с верхней части оленьих ног — камусов чёрного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Поверх паны чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор — меховой капор сава шьётся отдельно. В отличие от мужской одежды, он не скрепляется с шубой.

Ненцы в Дудинской тундре, Красноярский край, август 2000 года

Рабочие инструменты

В каждом чуме был набор инструментов: ножи, топор, шило и другие. Каждый мужчина был столяром, плотником, кожевником, вязальщиком сетей, скульптором и ювелиром. Из инструментов только топоры и пилы покупались у русских, всё остальное изготавливалось самостоятельно.

Нарты

Нарты — самое необходимое средство передвижения в тундре. Они ездят достаточно быстро. На нартах ездят и зимой и летом. В них запрягают оленей и управляют хореем. Хорей — это шест длиной до пяти метров, с костяным шариком на конце или железным наконечником. Хорей сжимают в левой руке, а в правой держат повод. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Со стороны это выглядит очень красиво и необычно.

Чум, ненецкое стойбище, 2012 год

Все ненцы с древних времён жили в чумах (мя), многие живут в них и сейчас. Для ненцев это — центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир.

Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум. У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный — наоборот — у ненцев с хорошим достатком.

Чум сооружают из жердей, для этого необходимо сорок шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей. С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находиться до 20 человек.

Внутри чума

Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест — симзы, который считался священным. На нём помещают семь голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы находится священное место — си. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи и рода. Там также хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны.

Место не — для женщины, оно находится напротив си — у входа. Здесь женщина занимается всеми домашними хлопотами.

Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой.

Летом спальное место отгораживают пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют подушками. Дети лежат рядом с родителями. Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, далее — старики и другие члены семьи, а также гости. В чуме очень дымно, но летом дым — хорошее спасение от комаров.

Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с места на место, поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь.

До появления передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в который погружался фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Для отряхивания снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка.

Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке особыми ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.

Семья ненцев с детьми в своём чуме

Чум, в котором во время эпидемии умирали все члены семьи, становится могильным. В этом случае срубали основания шестов и роняли чум на землю. Хотя обычно умершего обычно хоронят в специальном наземном гробу, внутрь которого кладут все необходимые вещи, которые необходимы для жизни в мире мёртвых.

Правила жизни в чуме

Для женщин

В ведении женщины находится очаг. Традиционно только женщина могла прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривала с пламенем, высказывая пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство, кроме прихожей чума, находится под её покровительством.

Для мужчин

Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу.

Для гостей

Гостей-мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей-женщин размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.

Серия «Народы СССР» (ненцы), почтовая марка СССР 1933 года

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая ненцам.

  • Ненецкий язык
  • Ненецкий автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края
  • Народы Арктики
  1. (неопр.)(недоступная ссылка). Дата обращения: 30 сентября 2014. 3 августа 2012 года.
  2. Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица 34u-Komi, 35с-Komi, 35c-Krasnoyar, 34r-Murman, 34r-Arxangel, 34c-Arxangel — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. (, см. )
  3. // Древности Алтая. № 10. Межвузовский сборник научных трудов. — Горно-Алтайск: Изд. ГАГУ, 2003. — 142-152. — 177 с.
  4. Квашнин Ю. Н. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2001. Вып. 3. С. 199—204
  5. Волков В. Г. // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. № 1 (1). 2013. С. 79—96
  6. Фёдорова С. А. // Наука и техника в Якутии № 2 (17) 2009
  7. Жилинский А. А. (недоступная ссылка) / А. А. Жилинский. — Пг. : Тип.-лит. Сев.-Зап. Округа Путей Сообщения, 1919. — 296 с.
  8. от 26 мая 2008 на Wayback Machine // Этнонациональные общности России.
  9. Ламартиньер П. М. де.(англ.)русск. / Пер. В. Н. Семенковича. — М.: Московский археологический институт, 1912.
  10. (неопр.). Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 8 ноября 2019.
  • Бахрушин С. В. Самоеды в XVII в. // Научные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 3. Ч. 2. С. 5-12.
  • Васильев В. И. Лесные энцы // Сибирский этнографический сборник V. М. ; Л., Наука. 1963. С. 33-70.
  • Васильев В. И. Исторические предания ненцев как источник при исследовании этногенеза и этнической истории северосамодийских народов // Этническая история и фольклор. М.: Наука, 1977. С. 113—126.
  • Васильев В. И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М.: Наука, 1979.
  • Васильев В. И., Симченко Ю. Б. Современное самодийское население Таймыра // Советская этнография. 1963. № 3. С. 9-20.
  • Васильев В. И., Туголуков В. А. Этнографические исследования на Таймыре // Советская этнография. 1960. № 5. С. 128—141.
  • Вербов Г. Д. Лесные ненцы // Советская этнография. 1936. № 2. С. 57-70.
  • Вербов Г. Д. Краткий ненецко-русский и русско-ненецкий словарь. Салехард: Тип. ред. газ. «Нарьяна Нгэрм», 1937.
  • Вербов Г. Д. Пережитки родового строя у ненцев // Советская этнография. 1939. № 2. С. 43-65.
  • Головнёв А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск; Яр-Сале: Этнографическое бюро, 1994.
  • Головнёв А. В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.
  • Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.: Наука, 1960.
  • Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.: Наука, 1970.
  • Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. М.: Либерея, 1995. Т. 1.
  • Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1992.
  • Житков Б. М. Полуостров Ямал / Зап. ИРГО. Т. 49. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1913.
  • Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. (1771—1772). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947.
  • Иславин В. И. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб.: Тип. Министерства государственных имуществ,1847.
  • Квашнин Ю. Н. Гыданские ненцы: история формирования современной родовой структуры (XVIII—XIX вв. ). Тюмень; М.: Тип. ИНИОН РАН, 2003.
  • Курилович А. Гыданский полуостров и его обитатели // Советский Север. 1934. № 1. С. 129—140.
  • Лар Л. А. Шаманы и боги. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1998.
  • Лар Л. А. // Вестник археологии, антропологии и этнографии (издание ИПОС СО РАН), 2004, № 4.
  • Латкин Н. В.Юраки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVII — первой половине XIX в. Новосибирск: Наука, 1975.
  • Обдорский край и Мангазея в XVII в.: Сб. документов / Авт.-сост. Е. В. Вершинин, Г. П. Визгалов. Екатеринбург: «Тезис», 2004.
  • Сыченко Г. Б. (устное творчество). // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2016. — Дата обращения: 03.03.2018.
  • Тарасов В. Сообщение о поездке на полуостров Ямал с ветеринарной экспедицией С. И. Драчинского в 1913 г. // ЕГТМ. 1914. Вып. 24.
  • Терентьев А. Погромы ненцами ясачной казны в 1641 и 1642 гг. // Советская этнография № 5-6. 1933. С. 67-76.
  • Терещенко Н. М. Ненецко-русский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1965.
  • Турутина П. Г. Лесные ненцы: Сказания земли пуровской. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2004.
  • Хомич Л. В. Современные этнические процессы на Севере европейской части СССР и Западной Сибири // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука. 1970. С. 28-61.
  • Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976.
  • Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1855.
  • Языки и письменность самоедских и финноугорских народов // Языки и письменность народов Севера / Ред. Г. Н. Прокофьев. М. ; Л.: Учпедгиз, 1937. Ч. 1. С. 5-52.
  • Фельдман И. «Кухня народов СССР»
  • Ненцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Ненцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Традиции и новации в культуре ненецкого этноса, Г. П. Харючи
  • Медиафайлы на Викискладе

  • Портал «Ненецкий автономный округ»

Ненцы:

  • Медиафайлы на Викискладе

  • Портал «Тюменская область»
  • Проект «Тюменская область»

Ненцы. Введение в историческую уралистику

Ненцы

Самоназвание большинства тундровых ненцев (о делении ненцев на тундровых и лесных см. ниже) — ?enej ?ene??, откуда рус. ненец, ненцы, буквально означает «настоящий человек», и аналогично образованным от тех же северносамодийских корней самоназваниям энцев и нганасан (см. ниже). Восточные тундровые (устье Оби и восточнее) ненцы используют в качестве самоназвания также слово ??sawa «мужчина». Лесные ненцы называют себя (мн. ч.)

?ak? (по названию рода ?ak, связанному, возможно, с нен. ?a «дерево, лес»), а тундровые ненцы называют их ?an ??sawa? «лесные люди».

Внешнее название ненцев, служащее в европейских языках и сегодня также в качестве названия всех самодийцев, — нем. (мн. ч.) Samojeden и др. — происходит от русского самоеды, служившее до 1930?х годов названием ненцев, а также — с уточняющими определениями — других самодийцев (см.). Др.-рус. Самоядь впервые встречается уже в начальной русской летописи под 1096 годом в рассказе новгородца Гюряты Роговича, как название народа, живущего далее на север (и восток — ?) от Югры (см. разделы о манси и хантах, см. также ниже). Форма Самоядь совпадает с церк.-слав. самоядь «людоеды». Использование слова «людоед» для именования населения отдалённых и плохо известных областей в древнерусских памятниках может быть обязано средневековой литературной традиции (восходящей к «Роману об Александре») рассказов о мифических народах, населяющих окраину ойкумены (типа «псоглавцев», «безротых» и т. п.). Именно в таком контексте впервые встречаются

самоеды (в форме Samogedi) в западноевропейских источниках — в сочинении папского посла ко двору монгольского хана бр. Иоанна де Плано Карпини (сер. XIII века): между питающимися паром безротыми паросситами и псоглавцами. Важно, что сведения об этих народах бр. Иоанн получил, очевидно, от русского информатора или переводчика (ср., например, название «безротых»: Parossiti — видимо, искажённое (др.?)рус. паром-сыты (версия А. Н. Анфертьева), равно как и Samogedi — от русского самоеды). Возможно, соотнесение мифических «людоедов» (самояди
) окраины ойкумены с реальными предками ненцев способствовали воинские обычаи, существовавшие в средневековье у народов Западной Сибири и, в частности, у ненцев, связанные с расчленением тела убитого врага и поеданием его сердца или мозга, в связи с чем пелымские манси (по словарю Б. Мункачи) называли ненцев kh?l?s-t?p ?r?nt «людоеды», букв. «человеческой еды ненцы». Возможно, именно рассказы манси или других их соседей (коми, югры) о воинских обычаях ненцев и послужили основой применения к ним русскими церк.-слав. слова самоядь.

В литературе распространена версия (со времён М. А. Кастрена), согласно которой слово самоед (др.-рус. самоядь) происходит от некоего деривата общесаамского *s?m?-??ne?m «саамская земля». С исторической точки зрения такая гипотеза имеет право на существование: по данным русских источников и топонимики, в средневековье саамы или близкое им по языку население действительно жили на современном Русском Севере — практически до западной границы сегодняшней Республики Коми на востоке (см.

раздел о саамах) и, следовательно, название типа *s?m?-??ne?m, как все саамы сегодня называют свои земли, действительно могло употребляться по отношению к территориям северо-востока Восточной Европы, могло быть известно русским и быть впоследствии перенесено на жителей крайнего Северо-Востока — ненцев. Фонетически, однако, др.-рус. Самоядь едва ли выводимо из *s?m?-??ne?m. Предположение же о (пара?)саамской праформе русского слова типа *s?m?-(j)???ne?(m) также маловероятно, так как в тех саамских диалектах, где имеет место развитие *?n? > *??n?, происходит и аналогичное развитие *?m? > ??m? (при этом речь здесь идёт о южных диалектах: ср. саам. (Умео) sabmee «саам», e?dnama
«земля», (Лулео) sapm? «саам», ?tnam «земля» — при (Инари) s??mi «саам», ??nnam «земля»).

Ещё менее надёжно предположение о связи др.-рус. Самоядь с названием тундровых энцев somatu (см. этимологию в разделе об энцах) — как по фонетическим, так и по историко-географическим соображениям. Возможно, существование на северо-востоке Восточной Европы и на севере Западной Сибири этниконов *s?m?-??ne?m и somatu способствовало перенесению на туземное население созвучного с ними церк.-слав. самоядь «людоеды», но выводить старое русское название ненцев из этих этниконов нельзя.

Восточные (от п?ва Ямал и восточнее) ненцы фигурируют в русских документах XVII—XIX веков также под именем юраки, откуда их (и часто — ненцев вообще) западноевропейские названия типа нем. Jurak-Samojeden. Рус. юраки содержит в себе суффикс ?ак, а его основа является заимствованием из обско-угорских (скорее всего — хантыйского) языков: манс. (С) j??r?n «ненец», (Пел.) ?r?n, (Кон.) j?r??n / jor??n «тж», хант. (С) j?rn?? «ненец, ненецкий», (Вах) j?r?an?, (Вас.) j?rk?an?, (Ю) j?r?n «тж». Из обско-угорских же языков заимствовано коми название ненцев jaran. Дальнейшая этимология этого слова остаётся тёмной. Обращает, однако, на себя внимание близость реконструируемой мансийской праформы *jo?ren (при этом следует предполагать метатезу в кондинском диалекте мансийского и заимствование формы типа манс. (Конд.) jor??n в хантыйский — иначе было бы трудно объяснить редуцированный гласный в хантыйском слове при долгом в большинстве мансийских диалектов) к коми названию обских угров *je?gra (< общеперм. *j?gra, см. разделы о манси и хантах). Не исключено, таким образом, что обско-угорское название ненцев происходит от названия древнего населения крайнего северо-востока Европы и севера Западной Сибири — летописной Югры.

Помимо Самояди и Югры в русских источниках XI—XV веков на северо-востоке упоминается Печера (в рассказе Гюряты Роговича 1096 года они размещены в следующем порядке — очевидно, с (юго?)запада на (северо?)восток — Печера, Югра, Самоядь). Этническая принадлежность этой группы остаётся неясной. Относительно этимологии слова Печера имеется две заслуживающие внимания гипотезы. Согласно первой из них (М. Фасмер), оно происходит от названия реки Печоры (др.-рус. Печера), которое, в свою очередь, является чисто русским по происхождению и связано с др.-рус. печера «пещера» — в нижнем течении Печоры действительно много пещер. Согласно второй версии (Л. В. Хомич), первичным является название некоего народа печера, по имени которого названа река, и которое происходит от ненецкого p?-t?er «горные жители» (нен. p? — букв. «камень», употребляется в названиях Уральских гор, горной гряды на п?ве Канин, реки Чёрная в Большеземельской тундре и др.). Нен. p?-t?er действительно применялось как название ненецких групп, живущих на сибирской стороне Полярного Урала и в Нижнем Приобье (отсюда — название ненцев Полярного Урала в русских источниках «каменные самоеды», с XV века — в противоположность «низовым самоедам», жившим в тундрах правобережья Нижней Оби и восточнее). Если вторая из этих гипотез верна, то под летописной Печерой может скрываться какая-то группа ненцев, населявшая предгорья Урала или отроги Тиманского кряжа, и о присутствии в бассейне Печоры ненцев уже в XI веке говорит ненецкое происхождение названия жившего здесь народа. Если же такое предположение неверно, то наличие в русских памятниках XI—XV веков на крайнем северо-востоке Европы двух народов неизвестной этноязыковой принадлежности — Печеры и Югры — оставляет мало места ненцам, и уверенность некоторых исследователей относительно локализации Самояди XI века (жившей, согласно недвусмысленным данным русских источников, за Печерой и Югрой, то есть — далее на восток и / или на север) к западу от Урала и, следовательно, вывод о проникновении предков ненцев на север Восточной Европы уже в самом начале II тысячелетия н. э. оказываются довольно спорными.

Первые контакты ненцев с русскими в XI—XIV веках сменяются постепенным подчинением их власти последних — в особенности с XV века, когда новгородские земли, в том числе и Север, перешли под управление Москвы. В 1499 году в нижнем течении Печоры был основан Пустозерск (рядом с современным городом Нарьян-Мар) — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. Документы XVI века уже называют канинских, тиманских, пустозерских самоедов — видимо, следует с уверенностью говорить о ненецком присутствии в тундре и лесотундре Восточной Европы от Урала до п?ва Канин лишь с этого времени.

В конце XVI века помимо Пустозерска, куда съезжалось зимой для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев, на Европейском Севере основываются русскими новые поселения: Мезень на одноименной реке, Усть-Цильма и Ижма в среднем течении Печоры, к которым и приписывается для уплаты ясака большинство европейских ненцев. В течение XVII века нарастает приток на северные земли русских и (в бассейне Печоры, прежде всего — Усть-Цильма) коми, что, наряду с ужесточением ясачного обложения, приводит к конфликтам с ненцами, которые зимой 1662 / 1663 гг. сожгли Пустозерск.

Военная активность ненцев, однако, нарастает в XVII веке не только на северо-востоке Европы, но и в Западной Сибири; по-видимому, именно в этот период ненцы «берут реванш» в войнах с продвинувшимися ранее в низовья Оби обскими уграми (в составе тундровых ненцев образуются роды, ведущие свое происхождение от хантов) и начинают свою экспансию в зоне тундры на восток, на земли энцев (см. ниже). Это обстоятельство объясняется, помимо усиливающегося давления на ненцев с запада, важным сдвигом в системе хозяйственной жизни тундровых ненцев.

По-видимому, примерно до XVI—XVII века в основном экономический уклад их был подобен сохранявшемуся вплоть до XX века укладу других северных самодийцев, энцев и нганасан, то есть — основой хозяйства было рыболовство и охота, в особенности — охота на дикого северного оленя с использованием его сезонных миграций. Оленеводство должно было быть известно предкам ненцев ещё с общесамодийской эпохи, как об этом свидетельствует реконструированная лексика самодийского праязыка, однако до XVI века имело чисто транспортное и вспомогательное (олени-манщики и т.  п.) значение, жизнь людей не зависела от численности и передвижений домашнего стада. В XVI—XVII веках вследствие русской колонизации, усиливающегося потока русских и коми переселенцев, распространения огнестрельного оружия, развития рыночных отношений и ростом ясачного обложения происходит резкая интенсификация традиционной охоты, быстро приведшая к сокращению поголовья дикого северного оленя. Традиционные способы облавной и загонной охоты становятся на севере Восточной Европы, на Полярном Урале, а несколько позже — и на севере Западной Сибири малопродуктивными и приходят в упадок. С другой стороны, вследствие необходимости платить ясак и развития пушной торговли и развивается пушной промысел, связанный с необходимостью облавливания больших территорий, что повысило роль транспортного оленеводства.

В этих условиях ненцы европейских и урало-обских тундр перешли в XVI—XVII веках к крупнотабунному оленеводству и связанному с ним кочевому образу жизни (наилучшим образом данная гипотеза обоснована в работах А.  В. Головнёва). Резкий рост стадного поголовья оленей, связанный с этим (для нормального воспроизводства стада и поддержания экономического минимума одного хозяйства требовалось 400 и более голов оленей — для сравнения укажу, что стада европейских ненцев в XVI веке, по данным русских документов, не превышали 100 голов), привёл к активным поискам новых пастбищ, а высокая подвижность и относительная независимость от природных условий обеспечили явное превосходство тундровых ненцев над другими народами, сохранявшими более архаичный уклад.

Первоначальный импульс ненецкого движения в тундре был направлен на восток — с Полярного Урала и низовьев Оби на Гыдан, на Таз и далее к Енисею. Ещё в начале XVII века на Гыдане и в нижнем течении Таза ненцев, по-видимому, не было, эти территории были населены «хантайскими», «тазовскими», «худосейскими» самоедами, платившими ясак в Мангазее (см. ниже), в которых исследователи видят предков энцев (Б. О. Долгих, В. И.  Васильев). Ненцы («каменные» и «обдорские» самоеды) платили в это время ясак в Обдорске (см. ниже), их появление в качестве ясачных плательщиков в низовьях Таза и восточнее начинает фиксироваться с 30?х годов XVII века. Именно в связи с движением ненцев на восток в русских документах начинает часто использоваться термин юраки (см. выше). В XVIII веке на крайнем востоке ненецкой территории, в левобережье Нижнего Енисея, Г. Ф. Миллером был зафиксирован особый диалект ненецкого языка, названный «юрацким» (ныне исчез), который по ряду черт представлял собой переходный от тундрового ненецкого к энецкому языку диалект (по оценке Е. А. Хелимского). Возможно, он являлся последним остатком существовавшей до ненецкой экспансии цепи переходных диалектов, соединявших северосамодийские языки. Впрочем, в низовьях Таза и на Гыдане имело место и простое включение энцев и целых энецких групп в состав ненецких родов (при этом потомки этих энцев ещё до недавнего времени называли себя ненцами, а остальных ненцев — юраками).

Постепенно в течение XVII—XVIII веков ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее столкновение произошло (по реконструкции В. И. Васильева) зимой 1849 / 1850 гг. на озере Туручедо, расположенном в низовьях Енисея на правом берегу реки. Судя по преданиям, на стороне энцев в сражении участвовали помимо их самих нганасаны и тунгусы (эвенки). В оценке итогов битвы энецкие и ненецкие предания расходятся, ясно лишь, что после неё установилась сохраняющаяся до сего дня граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею. Впрочем, это не мешало в дальнейшем ненцам совершать военные экспедиции на восток, на нганасанские и на кетские земли.

Освоение кочевыми ненцами-оленеводами тундры было направлено не только на восток, они проникают в северные тундры Ямала, Гыдана, Полярного Урала, в XIX веке тундровые ненцы продвинулись и на острова Колгуев, Вайгач, Малую Землю. Там они столкнулись с местным населением, обитавшим на Крайнем Севере, как можно судить по археологическим данным, издревле. Основными занятиями этих аборигенов Арктики были речное рыболовство, охота и промысел морского зверя. Некоторые сведения о культуре этого населения — обитателей побережья Баренцева моря, полуострова Ямал и островов Вайгач, Малая Земля и др. — оставили западноевропейские путешественники XVI—XVII веков: Стивен Бэрроу, Ян Г. ван Линсхотен, в особенности — Пьер-Мартин де Ламартиньер (сер. XVII века). Наиболее интересны в их сообщениях описания землянок с перекрытиями из китовых костей, сопоставимых с жилищами коряков, ительменов и эскимосов и с обнаруженными археологами остатками жилищ аборигенов п?ва Ямал, и каркасных обтянутых кожей лодок типа эскимосских каяков. В ненецком фольклоре аборигены Арктики называются сихиртя (нен. ?i?irt??) и описываются как люди невысокого роста, говорящие на особом языке, но понимающие и по-ненецки, жившие в землянках, не имеющие оленей, с которыми ненцы вели меновую торговлю, вступали порою в брак, порою — сражались. В конце концов все сихиртя «ушли под землю», хотя некоторые ненецкие семьи и роды вели от них свою родословную. Судя по археологическим находкам (прежде всего — раскопки В. Н. Чернецова на п?ве Ямал) и по данным ненецкого фольклора, ассимиляция сихиртя ненцами завершилась в некоторых районах (в частности — на Ямале) лишь в XIX веке.

Относительно этнической и языковой принадлежности сихиртя каких-либо надёжных данных нет (кроме указаний ненецкого фольклора на отличие их языка от ненецкого). В российской этнографии (В. Н. Чернецов, В. И. Васильев, Ю. Б. Симченко и др.) принято видеть в них остаток древнейшего населения арктической и субарктической зоны Евразии (или, по крайней мере, Западной и Средней Сибири), в языковом отношении принадлежащего к уральской языковой семье в широком смысле («парауральцы»). Предполагается при этом участие арктических аборигенов в генезисе не только ненцев, но и северных самодийцев вообще.

В нижнем течении Печоры ненцы с конца XV века сталкиваются с коми, и русские документы XVI—XVIII веков отражают борьбу европейских ненцев за свои земельные угодья на Печоре. Уже в XVII веке нижнепечорские (ижемские) коми заимствовали у ненцев домашнее оленеводство. В XIX веке, после подавления воинственных выступлений ненцев и в связи со сложением капиталистического рынка начинается экспансия коми-ижемцев в тундру — сначала торговая, а затем и оленеводческая. В течение нескольких десятилетий к концу XIX века коми-ижемские оленеводы закрепились в Большеземельской тундре, при этом их оленеводство носило чётко выраженный товарный характер и превосходило ненецкое по экономической эффективности. Это, естественно, приводило к тому, что часто ненцы оказывались пастухами у ижемских богатых оленеводов, перенимали образ жизни и язык коми, возникали смешанные браки (обычай брать в жёны коми-ижемок был распространён даже у канинских ненцев, благодаря чему языком внутрисемейного общения у них в первой половине XX века стал язык коми).

В результате этого в середине XIX века здесь сложилась особая этнографическая группа колвинских ненцев (по названию реки Колвы и одноимённого села), которые говорят на особом диалекте коми языка, но ведут своё происхождение от ненцев, сохраняют в основном ненецкую традиционную культуру и называют себя kolva jaran — «колвинские ненцы» (на языке коми). Часть колвинских ненцев в конце XIX века перешла даже на оседлый образ жизни, полностью переняв коми-ижемские традиции материальной культуры и хозяйства.

В 1887 году четыре коми-ижемских семьи со своими стадами, спасаясь от эпизоотии, перешли по льду из Большеземельской тундры на Кольский полуостров. Затем, в 90?х годах XIX века к ним присоединились другие коми-ижемцы. Вместе с коми на Кольский полуостров переселились и их пастухи-ненцы.

Бурные события XVII—XIX веков, происходившие в тундре от полуострова Канина до Енисея, почти не коснулись лишь одной группы ненцев — лесных ненцев (нен. (Л) ?ak?, (Т) ?an ??sawa? — см. выше), живущих в западносибирской тайге верховьев рек Пур, Надым, Полуй и Казым, на озере Нум-Тор. Вплоть до XX века они сохранили старый хозяйственный уклад, основой которого была охота, в том числе — и на дикого северного оленя, и запорное и неводное (последнее, очевидно, после знакомства с русскими фабричного производства сетями) рыболовство. Оленеводство не было крупнотабунным, в связи с чем были возможны, например, такие немыслимые для тундровых ненцев способы выпаса как окуривание стада дымом от мошкары; сезонные кочевья подчинялись скорее ритму охотничье-рыболовческой жизни, чем нуждам оленеводства. В целом хозяйство лесных ненцев носило вплоть до XX века в основном натуральный характер, что обусловило их значительную замкнутость, скрытность и изолированность от внешних воздействий, в отличие от их активных и подвижных тундровых соплеменников. Благодаря этому лесное наречие ненецкого языка значительно отличается от тундрового и сохраняет некоторые архаичные черты.

В русских документах лесные ненцы известны с XVII века под именем кунных (до начала XVIII века) или казымских самоедов (употреблялось до XX века). На протяжении XVII—XX веков ареал расселения лесных ненцев изменялся незначительно (они проникли в верховья реки Аган, отдельные группы, возможно, выходили в тундру, продвигались на восток, в бассейн Таза, к Енисею). Едва ли их численность когда-либо превышала 10% обшей численности ненцев. В настоящее время она составляет оценочно около 2 тыс. человек.

Уже с XVI века, после покорения Западной Сибири Ермаком (см. разделы о коми, манси и хантах), русская колонизация охватывает и земли сибирских тундровых ненцев. Опорным её пунктом становится здесь Обдорск, основанный в конце XVI века, к которому приписывают для сбора ясака тундровых ненцев Полярного Урала, Нижней Оби, Ямала, а затем и низовьев Надыма, Пура, Таза — обдорских самоедов. Отдельно учитывали ненцев, живших в бассейнах притоков Оби рек Сыня и Ляпин, и приписанных к Войкарскому городку, стоявшему на Оби в ста верстах выше Обдорска — войкарских самоедов.

Однако кочевое оленеводство обеспечивало экономическую самостоятельность, важную в военном и политическом отношении подвижность и высокий уровень самосознания тундровых ненцев, что даже после установления номинального русского владычества позволило им сохранять относительную самостоятельность. Это обстоятельство очень чётко обозначилось в начале XVIII века, когда началась массовая христианизация населения Западной Сибири: ненцы (вместе с обдорскими хантами-оленеводами) не только сами не принимали новую веру, но и жестоко преследовали новокрещённых хантов и манси на Нижней Оби, Ляпине, Куновате, Казыме. Независимость ненцев, их стремление полностью избавиться от иноземного господства безусловно нашли отражение и в повстанческом движении обдорских ненцев и хантов под руководством Ваули Пиеттомина в 1839—1841 гг., хотя немаловажное значение здесь имели, видимо, и социальные, и личные мотивы.

К концу XIX века, как бы то ни было, между тундровыми ненцами и русскими властями установилось относительное равновесие, чему в немалой степени способствовало то обстоятельство, что национальная политика Российского государства по крайней мере не противоречила интересам социальной верхушки ненецкого общества, а постепенное развитие капиталистических товарных отношений делало своё дело и в тундре. Переписью 1897 года было зафиксировано более 6 тыс. европейских тундровых ненцев, около 5 тыс. сибирских тундровых и около 0,5 тыс. сибирских лесных. В. И. Васильев обоснованно считал эти цифры неполными. Общая численность ненцев в конце XIX века может, таким образом, быть оценена в не менее чем 12 тыс. человек. По советской переписи 1926 года их было 17 тысяч.

Установление советской власти и первые советские годы не сильно сказались на жизни ненцев. В 1929—1931 годах в ходе создания национально-территориальных административных единиц (национальных округов) ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий (с центром в Нарьян-Маре), Ямало-Ненецкий (Салехард) и Долгано-Ненецкий (Дудинка) национальные округа. Кроме того, часть европейских ненцев оказалась отнесённой к Коми республике, а часть сибирских лесных ненцев — к Ханты-Мансийскому национальному округу. Начавшиеся в тридцатых годах преобразования (коллективизация, «раскулачивание», «культурная революция», означавшая для туземцев Севера прежде всего насильственное отнятие детей от родителей и помещение их в интернаты) не могли не привести к протесту, наиболее яркими проявлениями которого стали восстание на Казыме в 1931—1934 годах, в котором вместе с хантами принимали участие и лесные ненцы (см. раздел о хантах), и восстание ненцев Ямала («мандалада» — нен. m?nd?l??a «сборище, бунт») в 1934 году. Открытые выступления ненцев продолжались на протяжении всех 30?х годов, последняя «мандалада» была спровоцирована органами ОГПУ в 1943 году. Несмотря на жестокое подавление выступлений, уничтожение наиболее активных представителей народа, советские «преобразования» имели в тундре лишь внешний успех, ненцам удавалось в достаточной степени сохранять традиционный уклад, культуру и язык. Сохранению языка, безусловно, способствовало и то обстоятельство, что с 1930?х годов была создана ненецкая письменность и постепенно введена единая языковая норма для тундрового наречия, что, в свою очередь, было обеспечено близостью ненецких говоров от Канина до Таймыра.

Только в 80—90?е годы XX века у ненцев начинает ощущаться нарастание негативных тенденций утери культурных традиций и языка — прежде всего, в связи с «успехами» организации интернатского образования (см. выше, также — в разделе о хантах) и с продвижением в ненецкие тундры нефте? и газодобычи. Тем не менее, сегодня ненцы остаются самым многочисленным из малых народов Сибири (в 1989 году в России их было 34,2 тыс. человек) с практически самым высоким уровнем знания своего языка (26,5 тысяч — около 78% — ненцев назвали ненецкий язык родным в 1989 году).

Life of Ivanna (2021) — IMDB

Оригинальное название: Zhizn Ivanny

  • 20212021
  • 1H 19M

RATIN -летняя ненец, мать пятерых детей, живет в арктическом регионе на северо-западе Сибири. Она ведет традиционный кочевой образ жизни, гоняет стадо северных оленей на бочке… Читать все Иванна, 26-летняя ненецкая мать пятерых детей, живет в арктическом регионе на северо-западе Сибири. Она ведет традиционную кочевую жизнь, перегоняя стадо северных оленей в тундру, как это делала ее семья на протяжении веков. Но из-за побочных эффектов кл… Читать всеИванна, 26-летняя молодая ненецкая мать пятерых детей, живет в арктическом регионе на северо-западе Сибири. Она ведет традиционную кочевую жизнь, перегоняя стадо северных оленей в тундру, как это делала ее семья на протяжении веков. Но из-за побочных эффектов изменения климата на окружающую среду большинство ее оленей умирает, и она знает, что скоро ее разорят и… Читать все

IMDb RATING

7.1/10

82

YOUR RATING

  • Director
    • Renato Borrayo Serrano
  • Writers
    • Renato Borrayo Serrano
    • Darya Sidorova
  • Stars
    • Ivanna Yaptune
    • Ярослав Яптунэ
    • Юлианна Яптунэ
  • Директор
    • Ренато Боррайо Серрано
  • Сценаристы
    • Ренато Серрано
    • 0006
    • Darya Sidorova
  • Звезды
    • Ivanna Yaptune
    • Yaroslav Yaptune
    • Yulianna Yaptune
  • См. Производство, Box Office и компания
  • . номинация
  • Фотографии11

    Лучшие актеры

    Иванна Яптунэ

    Ярослав Яптунэ

    Юлианна Яптунэ

    Андриан Яптунэ

    Aleksandr Yaptune

    Efim Lyrmin

    Aleksandra Momde

    Gennadi Yaptune

    • Director
      • Renato Borrayo Serrano
    • Writers
      • Renato Borrayo Serrano
      • Darya Sidorova
    • All cast & crew
    • Production , кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Больше похоже на это

    Sabaya

    Старайся больше!

    К черту эту работу

    Balcony Movie

    Вознесение

    больше, чем когда-либо

    Bellingcat: Истина в мире после правды

    Produkty 24

    Aurora

    918 ночей

    моя воображаемая страна

    , где мы направляемся?

    Сюжетная линия

    Отзывы пользователей

    Оставьте первый отзыв

    Подробности

    • Дата выпуска
      • 1 октября 2021 г. (Эстония)
      • 0
      • 901 Страны происхождения0006
      • Norway
      • Finland
      • Estonia
    • Official sites
      • CAT&Dogs
      • Ethnofund
    • Languages ​​
      • Russian
      • Nenets
    • Also known as
      • Ivanna’s Life
    • Production companies
      • Ethnofund
      • Baltic Film Production
      • Illume Oy
    • См. другие кредиты компании на IMDbPro

    Технические спецификации

    • Время выполнения

      1 час 19 минут

    • Color
    • Sound Mix

    Связанные новости

    Внесите на эту страницу

    . Предложите редактирование или дополнительный контент

    . языковая схема сюжета «Жития Иванны» (2021)?

    Ответить

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    ненецкий — экси сёзлюк

    sibirya yerli halklarından nenetler arktik dairede günümüz rusya federasyonunun en kuzeyinde yamal yarımadası’nda yaşarlar. ямал ярымадасы, кузей баты сибиря, ямало-ненецкий озёрк округа олуп кабаджа 700 км узунлугундадыр. yamal batıda kara denizinin yılın çoğunluğu buz tutan baydaratskaya körfezi, doğuda sığ ob körfezi suları ile sınırlanmıştır.

    ненет дилинде, «ямал» «дунянин сону» анламина гелир. ненет Исе Адам Демек. kökü nenay ise doğru, gerçek, hakiki demek. okrug günümüz rusya’sında idari bölgelere verilen isim.

    yamal yarımadası

    ненет халки, фин-угор кавимлеринин колу олан самоедлер’ден (самилер) гелир. nenetler ural dil ailesini oluşturan iki dilden biri olan самоедское diline ait nenetçe konuşurlar. yeryüzünde iki büyük nenet grubu var: tundra nenetleri ve orman nenetleri. nenetlerin turan kökenli oldukları, daha önce altaylarda yaşadıkları, m.ö. 3000’lerde fin-ural dillerini konusan gruplardan ayrılıp m.ö. 200’lerde türkçe ve altay dillerini konuşan halklarla karışıp kuzeye göç ettikleri sanılmaktadır.

    2002 yılı nüfus sayımına göre rusya federasyonu’nda 41 302 nenet yaşamaktadır. koloniyal işgallerine, devrim, ic savaş, zorla kollektifleştirme süreçlerine, en önemlisi stalin’in katliamına uğradılar. stalin rejiminde nenetler zorla tugaylara bölünerek kolhoz denilen kollektif çiftliklerde ve köylerde yaşamaya mecbur tutuldular. ее tugay ren geyiği etlerini vergi olarak ödemek zorunda bırakıldı. çocuklar ailelerinden koparılarak devlet yatılı okullarına gönderildi ve ana dillerini konuşmaları yasaklandı. komünizmin çökmesiyle gençler şehirlere yerleşmeye başladı. bu olgu günümüzde де sürmektedir. tundra hayatından çok farklı olarak şehirlerde buldukları ise alkolizm, işsizlik ve zihinsel sağlık sorunları. sovyet döneminde yerleşik olmaya zorlanan nenetler daha modern yollarla çiftliklerde ren geyiği Yetiştirmeye mecbur bırakıldılar. ancak bunda başarı sağlanamadı. ren geyikçiliğinin ancak doğal yollarla yollarla yapılabileceği anlaşıldı.

    hala göçer hayatlarını sürdürerek exi 50`lere varan soğuklarda çum adını verdikleri çadırlarda yaşayan nenetler ise huzur içindeki yaşamlarını rengeyiklerini otlatarak ve avlanarylar geçirilylar. çumlar uzun ahsap çubuk iskeletler üzerine ren geyiği derisi örtülerek kuruluyor. çadır ortasında ısınmak, dumanıyla sivri sinekleri kovmak ve yemek pişirmek için ocak bulunuyor. böylece içerde ısı 25 dereceye kadar çıkıyor, ancak sabaha kadar sıfırın altına düşüyor. çadır üzerindeki delik baca vazifesini görüyor. ren geyiklerini etleri için satan nenetler, hayvanların boynuzlarını da çoğunlukla çin’e afrodizyak olarak ihraç ediyorlar. ren geyikleri onların evi, besin kaynaı, ısı ve ulaşım aracı. «ren geyiği ekmeğimizdir» эски бир ненет дейиши. nenetlerin giysileri ren geyiği derisinden. ее ненетин кутсал бир рен гейиги олур. она айер вурмаз, кесмез та ки юрюйемейчек хале гелинсейе кадар. ren geyiği etini daha çok çiğ, bazan haşlanmış olarak yerler. Kesilen ren geyiğinin витамин açısından zengin olan kanını eti kaynatırken и др suyu olarak kullanırlar. эти донмуш оларак мухафаза эдерлер. islamiyette olduğu gibi nenetlerde de kurban adeti var. ren geyiği tanrıya kurban edilir ve eti paylaşılarak yenir. ayrıca beyaz somon ve muksun dedikleri beyaz etli gümüş renkli bir balık da diğer besin kaynakları. yaz aylarında da dağ yaban mersini toplarlar.

    nenetler her yıl aynı tarihlerde güneye kış kampı’na gitmek üzere yola koyulurlar. yazın ise donmuş ob nehrini geçip kızaklarla kuzeye kara deniz kıyısındaki tundralara giderken hayvanlarını otlatmak için 1100 км yol alırlar.

    nenetler toprağa ve doğal kaynaklara saygı duyan shamanist ve animist bir inanç sistemine sahipler. ненет шаманларина тадибья денир. klan temelli bir sosyal yapılanmaları var. gelin adayları için türkiye’dekine benzer bir başlık parası uygulaması var. gelinlerin bedelleri ren geyiği cinsinden hesaplanır.

    dünyanın bilinen doğalgaz rezervlerinin dörtte biri yamal yarımadası’nda bulunuyor. bu yüzden bölge büyük önem taşımakta.rus gazprom web sayfası yamal yarımadasını rusya’nın stratejik бензин ve gaz yataklarının olduğu bir bölge olarak tanimlamaktadır. яни русларин гёзюнде, ненетлере бин йылдан фазла сюредир аталариндан мирас калмыш олан юртлары садеце бензин ве газ ифаде эдийор. nenetler atık göçleri sırasında tundralar yerine boru hatları, sondaj kuleleri, asfalt yollarla karşılaşıyorlar. dünyanın en kuzeyindeki demiryolu 523 км mil uzunluğunda obskaya-bovanenkovo ​​demiryolu hattı 2011 başlarında açıldı. бютюн бунлар газпром 1990’larda başlattığı yamal megaprojesine dahil olup nenetlerin hayat kaynağı olan ren geyiği meralarını gittikçe yok etmekte, göçlerini engellemekte. nenetlerin göç edememesi onların yok olması anlamına gelecek. глобальный ısınma tundralarda углерод диоксит, метан – sera gazlarının atmosfere yayılmasına sebep olmakta. ren geyikleri erimiş tundralarda yürüme güçlüğü çekmekteler. erime nenetlerin balık kaynaklarını da olumsuz etkilemekte. milyarla ton gazın boşaltılmasının dünya iklim sisteminin dengesini bozacağından korkuluyor.

    бельгенин харитадаки йери:

    https://eksiup.com/58dbad57e141

    кайнакляр:

    ненцы сибири http://www.survivalinternational.org/…ts-of-siberia

    ненцы. википедия http://en.wikipedia.org/wiki/nenets_people

    ненецлер. википедия. http://tr.wikipedia.org/wiki/nenetsler

    tek amaçları hayatta kalmak. habertürk.http://www.haberturk.com/…k-amaclari-hayatta-kalmak

    Ненцы Сибири — Survival International

    Ненцы Сибири мигрировали по своим землям на протяжении тысячелетий, но теперь на их образ жизни повлияли бурение нефтяных скважин и изменение климата.

    . К востоку лежит мелководье Обской губы; на западе — Байдарацкая губа, большую часть года покрытая льдом.

    Ямал на языке коренных ненцев означает конец света ; это удаленное, продуваемое ветрами место вечной мерзлоты, серпантинных рек и карликовых кустарников, где уже более тысячи лет живут ненцы-оленеводы.

    Сегодня кочевой образ жизни ненцев находится под угрозой из-за последствий изменения климата, делающего тундру все более непредсказуемой, и открытия, что на полуострове находятся самые большие запасы газа на планете.

    Фото © Стив Морган

    Ненцы-оленеводы сезонно кочуют со своими оленями, путешествуя по древним миграционным путям.

    Зимой, когда температура может упасть до -50С, большинство ненцев пасут своих оленей на моховых и лишайниковых пастбищах в южных лесах или тайге .

    В летние месяцы, когда полуночное солнце превращает ночь в день, они покидают лиственницы и ивы и мигрируют на север.

    К тому времени, как они пересекли замерзшие воды Оби и достигли безлесной тундры на берегу Карского моря, они могли пройти до 1000 км.

    Фото © Стив Морган

    На пути миграции ненцев сейчас влияет инфраструктура, связанная с добычей ресурсов; дороги трудно пересечь северным оленям, и они говорят, что загрязнение угрожает качеству пастбищ.

    Фото © Стив Морган

    При Сталине ненецкие общины были разделены на группы, известные как бригады , и вынуждены были жить в колхозах и деревнях под названием колхозы . Каждая бригада была обязана платить оленину в качестве налогов.

    Детей разлучали с семьями и отправляли в государственные школы-интернаты, где им запрещалось говорить на родном языке.

    Picture © Steve Morgan

    С падением коммунизма молодые люди начали уезжать из своих деревень в города, и эта тенденция сохраняется и сегодня.

    В городских условиях им почти невозможно приспособиться к жизни вдали от циклических ритмов тундры, они страдают от высокого уровня алкоголизма, безработицы и проблем с психическим здоровьем.

    Для ненцев, которые до сих пор ведут кочевой образ жизни, их земли и стада северных оленей остаются жизненно важными для их коллективной идентичности. Земля для нас все. Все . — сказал Сергей Худи.

    Фото © Стив Морган

    Олени — наш дом, наша еда, наше тепло и наш транспорт , — рассказал Сергей Худи Survival.

    Каждая часть оленя используется. Лассу изготавливают из сухожилий северного оленя; орудия труда и детали санок из кости. Крышки шатров конической формы – наз. choom или mya , — также изготавливаются из оленьей шкуры и устанавливаются на тяжелые шесты.

    Фото © Стив Морган

    Оленина – важнейшая часть рациона ненцев. Его едят сырым, замороженным или вареным вместе с кровью свежезабитого северного оленя, которая богата витаминами.

    У каждого ненца есть священный северный олень, которого нельзя запрягать или забивать до тех пор, пока он не перестанет ходить.

    Фотография © Стив Морган

    Ненцы также едят рыбу, такую ​​как нельма и муксун , серебристую рыбу сига, а в летние месяцы собирают горную клюкву.

    Фото © Стив Морган

    Ненецкие шубы, называемые малица , также изготавливаются из оленьей шкуры, мехом надевается внутрь. Они продеты вместе с сухожилиями северного оленя.

    Фото © Стив Морган

    Под свинцово-серым небом ненецкая семья в движении: женщины упаковывают нарты, в которых перевозят свои вещи.

    Ночью сани выстраиваются полукругом вокруг чума .

    Фото © Стив Морган

    Арктика быстро меняется. По мере повышения температуры и таяния вечной мерзлоты в тундре в атмосферу выбрасываются углекислый газ и метан — парниковые газы.

    Из-за того, что весной лед тает раньше, а замерзает гораздо позже осени, оленеводы вынуждены менять многовековые схемы миграции, так как северным оленям трудно идти по бесснежной тундре.

    Повышение температуры также влияет на растительность тундры, которая является единственным источником пищи для северных оленей.

    Фото © Стив Морган

    Таяние вечной мерзлоты привело к осушению некоторых пресноводных озер тундры, что приведет к сокращению запасов рыбы у ненцев.

    Поскольку морской лед вокруг полуострова также тает, океан открывается для морского судоходства. Арктические морские пути служат потенциальными воротами для торговли между Азией, Европой и Северной Америкой.

    В 2011 году танкер «Владимир Тихонов» стал самым большим судном, когда-либо проходившим Северо-Восточный проход.

    Фото © Стив Морган

    Подготовка к так называемому Ямальскому мегапроекту (долгосрочный проект по эксплуатации газа полуострова, разработанный российской корпорацией «Газпром») началась в 1990-х годах.

    В мае 2012 года будет произведена первая партия газа с обширного Бованенковского месторождения. Ежегодно в Западную Европу будут поступать миллиарды кубометров газа.

    То, что происходит с землей, очень важно для нас , — недавно сказал Survival International ненецкий оленевод Сергей Худи. Мы боимся, что со всеми этими новыми отраслями мы больше не сможем мигрировать. И если мы больше не сможем мигрировать, наши люди могут просто исчезнуть .

    Фото © Стив Морган

    Сегодня тундру преображают трубопроводы, буровые вышки и асфальтированные дороги. Железнодорожная линия Обская — Бованенково протяженностью 325 миль — самая северная в мире — была открыта в начале 2011 г.

    Мы просим компании учитывать нашу точку зрения при поиске , — сказал Сергей Худи. И важно, чтобы газопроводы не препятствовали нашему доступу к оленьим пастбищам.

    Софи Григ, старший активист Survival International, сказала: Сайт Газпрома называет полуостров Ямал стратегическим нефтегазоносным регионом России. Это подытоживает их взгляды на исконные земли ненцев .

    Фотография © Стив Морган

    Несколько лет назад ненецкий пастух обнаружил прекрасно сохранившиеся останки шестимесячного детеныша шерстистого мамонта, закопанные в вечной мерзлоте полуострова Ямал. Считается, что он умер 42 000 лет назад.

    Ученые опасаются, что если из вечной мерзлоты высвободятся миллиарды тонн газов, это может оказаться опасным переломным моментом для мировой климатической системы.

    Фото © Стив Морган

    Ненцы жили и охраняли хрупкую экологию тундры на протяжении сотен лет сказала Софи Григ из Survival International.

    Ваш комментарий будет первым

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *