Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Новый иерусалим в подмосковье история создания: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

Новый Иерусалим — РУССКАЯ ИСТОРИЯ

  М. А. Крючкова, вед. н. с. Музея «Новый Иерусалим»

В середине XVII века в окрестностях Москвы появилось необычное название — Новый Иерусалим. Правивший тогда Российским государством царь Алексей Михайлович и глава Русской Церкви Патриарх Никон решили создать недалеко от столицы топографическую и архитектурную копию Святой Земли.

Центром Русской Палестины должен был стать монастырь, получивший название Новый Иерусалим. Этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. Царь и Патриарх — «премудрая двоица», как их тогда называли, — поначалу действовали в полном единомыслии, однако впоследствии Алексей Михайлович отстранился от этого проекта, и реализация грандиозного замысла целиком легла на плечи Патриарха.

Создатель монастыря — Патриарх Никон (1605–1681) — одна из самых ярких фигур русской истории. Никон возглавлял Русскую Церковь шесть лет. Три основанных им монастыря демонстрировали возросшее международное значение России как центра мирового Православия. Иверский монастырь на Валдае был символическим повторением афонского Ивера — монашеского центра грузин, которых в Средневековье называли иверами, — на Святой горе. Крестный монастырь на Белом море своим посвящением напоминал об одноименном монастыре в окрестностях Иерусалима. Завершающим аккордом стало создание Русской Палестины и Ново-Иерусалимского монастыря.

Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест. Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.

Для реализации своего замысла Патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

Строились храмы, посвящённые великим (двунадесятым) праздникам: село Дарна на холме Ермон стало Воздвиженским, Никулино — Преображенским, деревня Котельники — Вознесенским. На берегу реки был построен каменный скит Патриарха Никона («пустынька на острову») с церковью Богоявления (Крещения). Некоторые селения получили исторические палестинские названия: село Чернево, расположенное по дороге из Москвы, на территории современного Красногорска, получило название Назарет, в селе Сафатове-Воскресенском предполагалось построить женский монастырь Вифания с церковью Входа Христа в Иерусалим. Пустошь Зиновьева «на ручье» была переименована в Капернаум. Имелся в Русской Палестине и свой Вифлеем, но его местоположение точно установить не удалось. В систему святых мест вошли и старые селения, названия которых не пришлось менять: село Троицкое на Истре, а также древнейшее поселение этих мест Ильинский погост, который находился к югу от предполагаемого Нового Иерусалима — в Палестине монастырь Пророка Илии также расположен к югу от города.

Главным делом Патриарха Никона было строительство монастыря, символизирующего святой град Иерусалим. Для этого был выбран холм в излучине реки, получивший название Сион. В 1657 году появились первые деревянные здания Нового Иерусалима: церковь Воскресения Христова, жилые и хозяйственные постройки, ограда. Осенью того же года эти места посетил царь Алексей Михайлович, одобривший строительство. В память об этом на оборотной стороне поклонного креста была высечена надпись. Однако в 1658 году между царём и Патриархом произошёл конфликт. Оскорблённый Патриарх покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Здесь он провёл более восьми лет, на месте руководя строительством. Поначалу все основные постройки Нового Иерусалима были деревянными. Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657–1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. Сравнительно небольшая постройка органично объединяла в себе церковные, жилые и хозяйственные помещения. В скиту были устроены две церкви. Одна из них — церковь Богоявления — расположилась на третьем этаже здания. Другая — маленькая, восьмигранная церковь в честь апостолов Петра и Павла с миниатюрной колоколенкой и крошечной кельей, в которой могло поместиться лишь каменное сиденье, была поставлена на плоской кровле скита. В 1658 году началось строительство каменного собора в честь Воскресения Христова. Никону не суждено было увидеть его завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня.

Восьмилетнее пребывание Патриарха Никона в монастыре закончилось в 1666 году низложением Никона с патриаршего престола Собором Вселенских Патриархов. Особым пунктом обвинения было строительство Нового Иерусалима. Собор счёл идею Русской Палестины, противоречащей церковным канонам. Никон пытался защитить своё любимое детище. Он доказывал, что Русская Палестина — это не механическая копия, а икона Святой Земли, созданная в соответствии с определением Седьмого Вселенского Собора об иконах. Доводы опального Патриарха не были приняты, и Собор в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.

Строительство монастыря замерло. Только после смерти царя Алексея Михайловича опала с Никона была снята. Новый царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Никон не доехал до своей обители. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля. Его тело привезли в Новый Иерусалим и похоронили, согласно завещанию, в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофой. Такой выбор был неслучаен: именно под горой Голгофой, согласно преданию, была погребена голова Адама. В храме Гроба Господня в этом месте находились захоронения первосвященника Мельхиседека и иерусалимских королей. Никон, следуя палестинскому прообразу, завещал похоронить себя в соответствующем приделе Воскресенского собора.

Была снята опала и с самой обители. Молодой царь Фёдор Алексеевич внял настойчивым просьбам своей тётки Татьяны Михайловны, покровительницы покойного Патриарха, — довершить дело, начатое Никоном. В 1678 году царь посетил обитель. В следующем году возобновилось строительство собора. Под руководством архимандрита Никанора и строителя старца Сергия (Турчанинова) грандиозное здание было завершено. Восемнадцатого января 1685 года в присутствии царя Ивана Алексеевича, правительницы Софьи и других членов царской семьи состоялось освящение главного престола. В 1690 году были освящены подземная церковь и южные приделы. Таким образом, замысел Воскресенского собора, воспринятый монастырскими властями от Патриарха Никона, был наконец осуществлён.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря стал самым большим по размеру храмом тогдашней России. Южный фасад собора протяжённостью 106 метров в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».

Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста. Она не имеет аналогов в древнерусском зодчестве. Углублённая в землю церковь была завалена грунтом и возвышалась над поверхностью на полтора метра. Как показало время, такая постройка в условиях среднерусского климата и влажного грунта не имела перспективы. В XVIII веке церковь была радикально перестроена. Центральная часть собора с главным престолом Воскресения имеет форму открытого креста. С севера и юга к ней примыкают трёхъярусные галереи с комплексами придельных церквей, с востока идёт полукруглый заалтарный обход с тремя приделами, увенчанными малыми главками. Сюда выходит и лестница из подземной церкви, 33 ступени которой символизируют годы земной жизни Христа. Западную часть храма составляет большое круглое сооружение — ротонда, аналогичная палестинской. В храме Гроба Господня в её центре находится главная святыня — Кувуклия — пещера, куда было положено тело Христа и у входа в которую ангел возвестил жёнам-мироносицам о воскресении.

Посвящение собора Воскресению Христову — величайшему празднику восточно-христианской церкви, открывшему человеку путь к жизни вечной, — привнесло в композицию и декор храма специфические черты. Никон вкладывал в храм Воскресения особый смысл: он хотел создать образ того Нового Иерусалима, который по Откровению Иоанна Богослова сойдёт «от Бога с неба» — райского, небесного города. Именно таким храмом-градом представлялся собор всякому, кто входил в монастырь с главного входа. Перед ним открывался восточный фасад Воскресенского собора. Одна над другой возвышались его главные части. На переднем плане — подземная церковь, над ней — три небольших главки заалтарных приделов, чуть выше — фланкирующие центральную часть галереи, завершённые главами на восьмигранных барабанах. Над всем этим — центральная часть, увенчанная большим шлемовидным куполом на круглом барабане диаметром 13,2 метра. Вдали можно было увидеть часть шатра, перекрывающего ротонду Гроба Господня. Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, вносила в восточный фасад элемент асимметрии.

Отличительной особенностью храмов Нового Иерусалима было использование многоцветной архитектурной керамики. Собор по всем его трём ярусам опоясывали керамические фризы. Окна имели керамические наличники, керамические порталы оформляли входы в основные приделы, в которых были сооружены изразцовые иконостасы.

Уникальным церковно-просветительским актом строителей Нового Иерусалима было составление «каменного путеводителя» по Воскресенскому собору. В первой половине 1680-х годов в стены и столпы храма было вмуровано 48 белокаменных плит с высеченными на них текстами. В текстах давалась информация о топографии храма Гроба Господня, иногда — в сравнении с Воскресенским собором. Этот путеводитель в части, касающейся палестинского храма, имел основным источником «Проскинитарий» Арсения Суханова. Он знакомил паломников с расположением престолов палестинского храма, давал сведения о конфессиональной принадлежности его частей, сообщал о хранившихся там святынях и реликвиях. Тогда же архимандритом Никанором была сочинена стихотворная «Летопись», рассказывающая о строительстве Воскресенского собора, тоже высеченная в камне.

К поздним постройкам XVII века принадлежит Елеонская часовня над уже упомянутым поклонным крестом. Восьмигранная в плане, как и её палестинский прототип, она имела шатровое завершение. В 1690-х годах была построена каменная монастырская ограда с восемью башнями и надвратной церковью в честь входа Господа в Иерусалим. Руководил работами видный зодчий конца XVII века Яков Григорьевич Бухвостов, работавший в стиле московского барокко.

В середине XVIII века Воскресенский собор сильно изменил свой облик. Был возведён новый, деревянный шатёр над ротондой взамен рухнувшего в 1723 году каменного. Весь храм был оформлен в стиле елизаветинского барокко.

В течение всей своей истории Воскресенский монастырь пополнял своё собрание копий палестинских святынь. Ещё в XVII веке напротив входных Красных ворот собора был положен Камень Миропомазания, именуемый также Камнем Повития. Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символически обозначала место, куда тело Христа было положено его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, где оно было смазано миром и обвито плащаницей. В Кувуклии находилось подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь ещё во времена Патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня, описанного Арсением Сухановым. В 1870-х годах был сделан новый камень из белого мрамора, который не соответствовал в точности иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.

В соборе можно было увидеть подобия и других иерусалимских реликвий. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.

В XVIII–XIX веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была построена деревянная шестигранная часовня над Силоамским источником у северо-западного склона монастырского холма. У северного склона находился источник Самарянки, над которым тоже была поставлена маленькая часовенка. Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юговостока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Село Никулино-Преображенское получило ещё одно название — Скудельничье. Ближе к монастырю переместились некоторые палестинские топонимы, имевшие место ещё в XVII веке. Горой Ермон стала называться вторая, западная вершина Фаворского холма. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.

Вот слова знаменитого поэта XVIII века Г. Р. Державина:

На Истре Воскресенск в России знаменит,

И новым свет его Ерусалимом чтит,

Зря в нём подобие того святого храма,

В котором Божий Сын, спасая род Адама,

Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,

И к земнородным тем явил щедрот залог,

Которые в себе всяк верный ощущает.

Читатель, посетя святые здесь места,

Почтим любовию тем самого Христа.

Эти строки были помещены на стене колокольни при входе в Воскресенский собор.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», официальный сайт

В 300 метрах от Ново-Иерусалимского монастыря находится Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» — один из крупнейших музейных комплексов в стране. Он располагается в необычном современном здании, построенном в стилистике «зеленой архитектуры», которое содержит более 10 000 кв. м. выставочных площадей. Уникальные исторические экспонаты можно увидеть здесь в современном пространстве, дополненном мультимедийными технологиями. Собственное фондовое собрание музея насчитывает 190 000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции. Наряду с постоянными экспозициями, в музее регулярно проходят временные выставочные проекты. Среди представленных здесь в последние годы мастеров — Айвазовский, Шишкин, Левитан, Пикассо, Кустодиев, Дюрер, Фальк, Фаберже, Шагал и многие другие.

В 2014 году музей, находившийся в стенах Ново-Иерусалимского монастыря, переехал в новое, трехэтажное здание, расположенное на участке площадью 4,28 га и построенное на противоположном берегу Истры. Это создало большие возможности для масштабной выставочной деятельности. Музей был переименован в Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», а в январе 2021 года он получил другое название — Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».

С декабря 2017 года в музее открыта постоянная экспозиция «Новый Иерусалим—памятник истории и культуры XVII–XX веков» , которая развернулась на площади 1500 кв. м. и рассказывает о том, как задумывался и складывался образ Святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры, о личности патриарха Никона.

В конце 2018 года в музее «Новый Иерусалим» открылась постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века» в обновленном формате. В основном ее разделе собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея, большая часть которых поступила в собрание музея в после революционный период.

Безусловный приоритет в экспозиции отдан живописи — наиболее важному жанру в формировании национального самосознания в XVIII–XIX веках. Раздел пейзажной живописи включает произведения А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского, М. Н. Воробьева и других знаковых авторов жанра. Отдельного внимания заслуживает богатое собрание портретов — традиционно широко экспонируемая часть музейной коллекции. Среди всех живописных жанров в XVIII — первой половине XIX века именно портрет отразил своеобразие русского искусства данного периода, связанного с идеалами Просвещения. Архитектура экспозиционного пространства дает возможность проследить основные этапы развития русского портрета и оценить произведения именитых мастеров, таких как Ф.

 С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, а также работы неизвестных живописцев, творчество которых составляет основу художественного феномена усадебной русской культуры. Помимо светского искусства в обновленной Художественной галерее широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.

27 марта 2019 года в музее «Новый Иерусалим» открылся самостоятельный подраздел постоянной экспозиции русского церковного и светского искусства «Особая кладовая» . Он объединяет настоящие реликвии из фондов музея — предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI–XX веков: памятники русского лицевого и орнаментального шитья XVI–XVII веков, предметы церковного обихода работы мастеров Серебряной и Золотой палат Московского Кремля XVII века, произведения русских мастеров эмали и светского бытового серебра.

Важным направлением деятельности Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» является налаживание взаимодействия с ведущими музеями России и других стран по подготовке совместных выставочных проектов. Музей «Новый Иерусалим» уже имеет опыт сотрудничества с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственным Русским музеем, Государственным Эрмитажем, Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО и другими музеями.

Наряду с ведущими европейскими площадками, Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» позволяет знакомиться с экспозициями в новом digital-пространстве, которые создаются на основе современных мультимедийных технологий и предоставляют посетителям широкие мультимедийные возможности: видеоинсталляции, интерактивные столы и киоски с тематическим контентом, голографические витрины и технологии дополненной реальности.

Музей «Новый Иерусалим» в Подмосковье: адрес, фото, как добраться

Музей «Новый Иерусалим» входит в структуру так называемой «подмосковной Палестины» — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: обитель является одним из древнейших архитектурных памятников России.

В фондах музея хранится больше 180 тыс. экспонатов, среди которых: археологические, палеонтологические, этнографические находки, старинные рукописи, документы, книги, редчайшие монеты, коллекции оружия, иконы, картины, графика, предметы быта, фотографии и многое другое.

Коллекция «Нового Иерусалима» в полной мере отражает историю и культуру столичного региона, ставшего ключевым для России в древности и являющегося таковым по сей день. Часть экспозиций посвящена истории Ново-Иерусалимской обители, ее основателю – Патриарху Никону.

Музей находится на въезде в город Истра (до революции – Воскресенск). Официально учреждение было создано в 1920 г. Изначально музей находился в одном из зданий монастыря, но в 2014 г. организация переехала в специально построенный особняк, расположенный неподалеку от обители.

Помимо основного здания, к музею относится филиал «Отдел деревянного зодчества» с выставочным залом под открытым небом. Выставка находится в лесной зоне на берегу Истры в 300 м от монастырских стен. До филиала туристы добираются по живописному пешеходному мосту.

При музее работает концертный зал, в котором проводятся театральные представления, конференции, кукольные спектакли, фестивали, концерты и даже балет.

Сувенирную продукцию можно приобрести в двух больших магазинах на территории музейного комплекса.

«Новый Иерусалим – памятник истории»

Постоянная экспозиция «Новый Иерусалим – памятник истории» расскажет о создании в Подмосковье своей маленькой Палестины, формировании Воскресенского монастыря в качестве духовного и культурного центра столичного региона и всей России. Туристы ознакомятся с шедеврами русского зодчества, узнают много нового об отечественной культуре, истории, вере, о Патриархе Никоне и его реформах.

Центральный экспонат выставки – парсуна, изображающая Патриарха Никона в момент выполнения богослужения. На этой картине можно увидеть предметы, дошедшие до наших дней и представленные в экспозиции: это медальон Патриарха, образок Богородицы, четки Святейшего, подризник, уникальный посох.

Кроме того, посетители увидят изготовленный в 17-ом веке макет Храма Гроба Господня, вензель Патриарха Никона, древние рукописи и документы.

«Русское церковное искусство 16-18 вв.»

В экспозиции, посвященной русскому церковному искусству 16-18 вв., представлены произведения ведущих иконописцев, золотые и серебряные оклады для образов, церковная утварь. Выставку удалось сформировать с помощью благотворительных организаций и частных коллекционеров, активно передававших музею принадлежащие им древности. Без них создание экспозиции было бы невозможно: собрание, принадлежавшее Новоиерусалимской обители до войны, сгорело в ходе авианалета 1941 года.

Новая коллекция икон напрямую не относится к истории монастыря, но она полностью отражает иконописные традиции, характерные для Московской области и всей России. Особо выделяется древняя икона «Спас в силах», написанная в 17-ом веке. Этот потрясающий по художественному воздействию образ в музей привезли прихожане разрушившейся от старости деревянной Троицкой церкви.

Посетителей заинтересует образ Богоматери с младенцем-Христом, написанный в 1747 г. известными иконописцами И. и А. Шустовыми. Мастера творили в Ярославле, их работы расходились по церквям всей страны.

Кроме того, в коллекции икон представлены образа И. и В. Москвитиных, Ф. Ухтомского, П. Чирина, строгановских иконописцев.

Осмотрев экспозицию, туристы получат представление о различных школах иконописного искусства, узнают, что в каждом регионе России образа создавались по-своему, но традиция была единой – христианской.

«Русское искусство 17-20 вв.»

Коллекция светской живописи и графики органично дополняет экспозицию икон 16-18 вв. Гости музея «Новый Иерусалим» увидят собрания портретов времен Петра I, пейзажей 18-19 вв., советского живописного искусства.

Из экспонатов наибольший резонанс вызывают «Портрет княжны М. Кантемир», «Портрет Царевны Софьи», «Портрет М. Зотовой».

Хранятся в музее и бюсты знаменитых скульпторов Я. Земельгака и Ф. Шубина. «Портрет князя С. Долгорукова», написанный в 1802 г. В. Боровиковским, поражает живостью кисти.

Иностранные мастера, трудившиеся в России в 18-19 вв., внесли огромный вклад в русское искусство. В музее хранятся работы шведа А. Рослина и француза Р. Лефевра.

Романтический стиль 19-го века представлен работами великого русского художника В. Тропинина и талантливейшего живописца Н. Аргунова.

В коллекции пейзажной живописи – «Итальянский пейзаж» М. Воробьева, который считался любимым учеником И. Айвазовского. Реалистические картины А. Саврасова познакомят зрителей с бытом простого люда середины и конца 19-го века.

Среди картин советского периода выделяется гениальный портрет А. Высоцкой, написанный художником-модернистом Л. Пастернаком.

«Будни и праздники русской деревни»

Четвертая постоянная экспозиция музея «Новый Иерусалим» посвящена жизни русской деревни, труду крестьян, праздникам и обрядам.

Этнографическая коллекция относится к Отделу деревянного зодчества. В бывшем владении семьи Кокориных достоверно воспроизведен быт русского крестьянства 18-19 вв. Гости увидят деревянную часовню, построенную по сохранившимся фотографиям, настоящую ветряную мельницу, крестьянский дом со всеми предметами быта, двор с хозяйственными постройками и многое другое.

Всего в экспозиции представлено 300 предметов: прялки, ткацкий станок, приспособления для обработки дерева и кожи, повседневная и праздничная крестьянская одежда, посуда, инструменты землепашца, декоративные элементы для украшения жилища и многое другое.

Джеймстаун и Новый Иерусалим

Мемориальная епископальная церковь Палмера, Хьюстон, Техас

Преподобный Нил Алан Уиллард, M.Div.
Пасха VI, 1 мая 2016 г.

И в духе [ангел] унес меня на великую высокую гору и показал мне святой город Иерусалим, сходящий с неба от Бога. (Откровение 21:10)

Мы с моей женой Кэрри познакомились и поженились в Вильямсбурге, штат Вирджиния. Кэрри только что закончила юридический факультет Колледжа Уильяма и Мэри и работала юристом в местной юридической фирме, а я служил заместителем ректора в приходской церкви Брутон в самом сердце колониального Вильямсбурга. Эта часть страны, как вы, вероятно, можете себе представить, была захватывающим местом для жизни. Это часть того, что часто называют историческим треугольником Америки, в который также входят близлежащие Джеймстаун и Йорктаун.

Джеймстаунское серебро для причастия, датируемое примерно 1660 годом, фактически использовалось в нашем богослужении раз в году в приходе Брутон в воскресенье Всех Святых. На этой необычайно большой чаше и дискосе начертаны, и их невозможно не заметить, следующие слова:

Не смешивай святое с нечестивым[1]

Смиренно быть еще одним прощенным грешником в ряду тысяч на протяжении веков, причащаться от них и размышлять над этими словами.

В воскресенье, 13 мая 2007 года, мы с Кэрри переехали из Вирджинии в Миннесоту, и я проповедовал свою первую проповедь в своем новом собрании в пригородах городов-побратимов. В тот же день в Старом Доминионе был большой праздник. Обратите внимание: это произошло не потому, что мы с Кэрри наконец-то уехали из Вильямсбурга! Скорее, это произошло из-за важного события, которое произошло четыре века назад на полуострове, который сейчас является островом, недалеко от Вильямсбурга.

Там 13 мая 1607 года на берегу реки, названной в честь его короля, священник англиканской церкви провел богослужение с Книга общей молитвы .[2] Он прибыл туда с группой мужчин и мальчиков, переживших опасное путешествие через Атлантику на трех кораблях — «Дискавери», «Годспид» и «Сьюзен Констант». Вместе они основали поселение, которое впоследствии назвали Джеймстаун.

В почве Джеймстауна укоренены первые главы не только истории нашей страны, но и истории нашей церкви. Таким образом, англиканское христианство благословлено непрерывным существованием в Северной Америке более четырехсот лет. Наше присутствие здесь сегодня утром является плодом того, что было посажено давным-давно и издалека.

Итак, сегодня мы благодарим Духа за работу поколений, которые предшествовали нам. И давайте смотреть правде в глаза, тогда, как и сейчас, у Духа было много работы. Мысль о том, что мы должны «не смешивать святое с мирским», неосуществима. Однако, как мы знаем из нашей веры и страниц Священных Писаний, с Богом все возможно.

Истории, которые мы рассказываем себе как американцы, часто побуждают нас посмотреть в зеркало и увидеть себя «городом на холме». Образ исходит из слов Иисуса в Нагорной проповеди.[3] Он призывает к идее божественной милости в нашей общей жизни — возможно, отдаленное отражение Нового Иерусалима, описанного во втором уроке сегодняшнего утра. В этом уроке Божье творческое Слово описывает святой город, сходящий с неба и приносящий исцеление народам.

Это действительно внушает благоговейный трепет: место, где ворота никогда никого не запирают, место, где божественная слава освещает каждый уголок, место, где вода жизни течет прямо посреди улицы, как река. Эти символы рисуются в нашем воображении словами древнего христианского пророка по имени Иоанн. Они записаны в самом конце последней книги Библии — Книги Откровения. Они почти последнее слово в этом таинственном видении жизни с Богом.

Мне всегда было интересно, что Джон изображает жизнь с Богом как город. Я думаю, это нас удивляет, потому что наше общество склонно рассматривать городские районы как безбожную территорию. Они напоминают бетонные каньоны, где кто-то может быть окружен суетливой толпой, чувствуя себя самым одиноким человеком на земле. Они кажутся бесплодными пейзажами, отчаянно нуждающимися в Божьем присутствии.

И все же Джон не берет нас в сельскую местность или на берег озера, чтобы взглянуть на королевство. Вместо этого он переносит нас в сердце города искупленных , который объединяет людей, а не разъединяет их. На этой картине это место, где люди живут в сообществе, место, где божественная любовь дает жизнь этому сообществу, место, где за Богом остается последнее слово и все обновляется.

Метафора искупленного города напоминает нам, что вечная жизнь зависит от отношений. Другими словами, спасение приводит нас в сообщество — в общение — не только с Богом, но и с народом Божьим[4]. Вот почему мы собираемся за столом Господним всей семьей, даже если у нас нет своих семей — особенно , если у нас нет своих семей. Мы принадлежим здесь, в Божьем доме, как братья и сестры.

Джеймстаун, конечно, стоял не на холме, а посреди болота. Это тоже подходящая метафора, поскольку поселенцы почти не воплощали в себе ничего из Нагорной проповеди. Хотя «распространение христианской религии» занимало видное место в их Королевской хартии, миротворчество, любовь к врагам и прощение других не были в повестке дня директора круиза ни во время, ни после их путешествия. Даже священнослужитель среди них отправился в море только после того, как дома у него возникли серьезные церковные неприятности.[5]

Излишне говорить, что Джеймстаун также мало походил на Новый Иерусалим, представленный Иоанном. Скорее, история Джеймстауна — это приземленная история о насилии, голоде и желании делать деньги. Например, как только дело сдвинулось с мертвой точки, не потребовалось много времени, чтобы импортировать рабов из Африки, чтобы огромное количество табака можно было экспортировать обратно через Атлантику.

«Не смешивайте святое с нечистым», — напоминали христианам Джеймстауна, начиная с 1660-х годов, когда их уста принимали Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Однако к тому времени африканские рабы уже десятилетиями жили в Джеймстауне. А в 1667 году Генеральная ассамблея Вирджинии приняла статут следующего содержания:

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что некоторые дети, являющиеся рабами по рождению и благодаря милосердию и благочестию своих владельцев, стали причастниками благословенного таинства крещения, должны ли в силу своего крещения быть свободными; Этим великим собранием и его авторитетом установлено и провозглашено, что совершение крещения не меняет положения человека в отношении его рабства или свободы; чтобы различные хозяева, свободные от этого сомнения, могли более тщательно заниматься распространением христианства, допуская к этому таинству детей, хотя и рабов, или тех, кто старше, если они способны.

Другими словами, по крайней мере, некоторые люди в то время, по-видимому, думали, что, может быть, христианин не должен владеть другим христианином как собственностью. Этот устав был не только попыткой успокоить их умы, но и евангельским призывом к ним распространять Евангелие без ограничений только потому, что изменить их мир было бы бессильно.

Итак, кажется совершенно очевидным, что мы никогда не были хороши в построении города Божьего самостоятельно. Кажется, нам никогда не попадались правильные чертежи для такого рода проектов. Кроме того, град Божий должен был быть построен не на пустырях, а в человеческих сердцах. Вот почему это должно прийти к нам от Бога.[7] Святой Августин, епископ пятого века из Северной Африки, писал, что Новый Иерусалим «нисходил с небес с самого начала» в жизни тех, кто стал детьми Божьими[8].

Хорошая новость заключается в том, что у Бога есть удивительный способ творить добро, несмотря на все наши попытки помешать этому. Христианству удалось пережить первых христиан, прибывших на этот континент (будь то испанцы, англичане или французы). Даже когда христианство исказилось до неузнаваемости, силу Духа нельзя было держать в цепях и в рабстве. Как однажды заметил покойный Питер Гомес, чернокожий, гомосексуалист, республиканец, проповедник евангелия в баптистской традиции в Гарварде, или, проще говоря, то же самое, возлюбленное дитя Бога:

. . . Поучительно исследовать, как религия белых рабовладельцев стала инструментом освобождения рабов, а не инструментом покорности, на который надеялись рабовладельцы.

«Христианская вера была сильнее христиан, которые ее использовали», — сказал он, потому что [эти] христиане не могли исказить истину Иисуса.[9]

Действительно, никто из нас не может исказить истину Иисуса! Аминь? И сила Духа всегда больше, чем слабость нашей человечности. Как напоминает нам Первое послание Иоанна: «Если сердце наше осуждает нас, то Бог больше сердца нашего и знает все»[10]. профаны, то есть все мы, без исключений.

Когда наши сердца осуждают нас, а они неизбежно это делают, Бог больше, чем наш грех и наша самоправедность. Через воды крещения мы облачились в праведность нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Как поется в моем любимом моравском хорале: «Так хорошо одетый, я не должен бояться, когда появляюсь в его присутствии». они укрощали и цивилизовали Новый Свет. Это больше связано с Новым Светом, который мы открываем здесь, в Палмере. И это имеет прямое отношение к Новому Свету, появившемуся в это время Пасхи. Пустая гробница знаменует начало нового творения. И мы приглашаем вас взглянуть на это новое творение вокруг этого святого стола. . . Cегодня.

AMEN

 1 НАЗАД К СООБЩЕНИЮ Эти слова написаны как на чаше, так и на дискосе, которые использовались для Святого Причастия в церкви в Джеймстауне, начиная с 1661 года. Фотография этих предметов является частью книги «Религия и основание Американская республика», онлайн-запись выставки в Библиотеке Конгресса в 1998 году.

2 ВЕРНУТЬСЯ К СООБЩЕНИЮ Преподобный Роберт Хант — имя этого священника, и он служил капелланом в этой экспедиции, которая основала Джеймстаун. 29 апреля он вознес благодарственную молитву.1607 г., когда поселенцы установили крест на мысе Генри в современном Вирджиния-Бич. Но экспедиция продолжалась около 40 миль вверх по реке, которую поселенцы назвали в честь короля Якова I. Их три корабля прибыли 13 мая 1607 года на полуостров, который сейчас является островом, где они основали первую постоянную английскую колонию. в Новом Свете. Вот как описал это один из тех колонистов, Джордж Перси:

На тринадцатый день мы подошли к нашему месту посадки в стране Паспиги. . . где наши корабли лежат так близко к берегу, что они пришвартованы к деревьям на глубине шести морских саженей.

Исторические рассказы об этой заметке о том, что поселенцы на самом деле не высаживались до следующего дня, 14 мая. Таким образом, очевидно, что существует более чем один способ отметить как годовщину основания Джеймстауна, так и годовщину начала непрерывного англиканского христианства. существования в Северной Америке до настоящего времени. 13 мая 1607 года не является необоснованным обозначением обеих этих годовщин. Однако было бы неразумно полагать, что преподобный мистер Хант в тот день не вознес публичных молитв в благодарность за их благополучное прибытие в пункт назначения.

3 ВЕРНУТЬСЯ К СООБЩЕНИЮ Матфея 5:14.

4 ВЕРНУТЬСЯ К СООБЩЕНИЮ Митчел Г. Реддиш, Revelation (Macon, Georgia: Smyth & Helwys, 2001) 414.

5 ВЕРНУТЬСЯ К СООБЩЕНИЮ Benjamin Woolley, Savage Kingdom: Virginia and the Founding of English America (HarperCollins) E-Books, Kindle Edition) адрес 572:

Во время последовавшего скандала [из-за истинных религиозных убеждений Ханта, пока три корабля месяц ждали попутного ветра в Ла-Манше] некоторые слухи о прошлом Ханта начали всплывать, как трупы. из глубины. Хант ни в коем случае не был пуританином в своем поведении, поскольку теперь его подозревали в его религиозных убеждениях. Три года назад он предстал перед судом архидиаконства Льюиса, регионального административного органа Хитфилда, чтобы ответить на обвинения в «безнравственности» со своей служанкой Томазиной Пламбер. В то же время против него было возбуждено уголовное дело за прогулы, и были обвинения в том, что он пренебрегал своим собранием, оставив своего друга Ноя Тейлора «aquaebajulus» (водной судебный пристав или сборщик таможенных пошлин), для выполнения своих обязанностей.

6 ВЕРНУТЬСЯ К СООБЩЕНИЮ Этот закон широко задокументирован как в академических источниках, так и в историях рабства в Америке, включая онлайн-документы, связанные с «Рабством и созданием Америки», сериалом из четырех частей, который впервые был показан на PBS в 2005 году.

7 НАЗАД К СООБЩЕНИЮ Reddish 412.

8 НАЗАД К СООБЩЕНИЮ Reddish 413.

9 НАЗАД К СООБЩЕНИЮ Мэри Фрэнсис Шонберг, «Будущее может быть наполнено надеждой, Мольтманн и Гомес говорят Trinity Institute», Епископальная служба новостей, январь 24, 2007.

10 ВЕРНУТЬСЯ К СООБЩЕНИЮ I Иоанна 3:20 (версия короля Иакова).

11 НАЗАД К СООБЩЕНИЮ Эти слова были написаны Николаем Людвигом фон Цинцендорфом (1700-1760). Он был набожным немецким дворянином и в 1722 году предоставил убежище в своем поместье группе преследуемых моравцев. Вот остальная часть этого хорального куплета:

Кровь и праведность Спасителя
Моя красота, моя славная одежда;
таким образом хорошо облачившись, мне нечего бояться,
когда я появлюсь в его присутствии.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Строительство Иерусалима: христианство и новый урбанизм

Христианство — это вера воплощения. Это означает, что наша духовная жизнь должна отражаться в нашей материальной культуре, в том числе в искусственной среде, в которой мы живем. Христиане несут особую ответственность за привнесение красоты, отражающей присутствие Бога, в наших городах и поселках. Однако культура Америки двадцать первого века часто несовместима с этим предложением.

Десятилетия назад меня поразило впечатление, что в нашей стране что-то не так, когда я вернулся в Соединенные Штаты после года обучения во Франции. Меня поразило, насколько уродливы многие наши города и поселки по сравнению с красотой многих европейских городов. Длинные шоссе усеяны торговыми центрами и мешаниной из нескоординированных вывесок и зданий, в то время как высокие блоки из цемента и стекла составляют большую часть наших городов.

В течение некоторого времени движение «Новые урбанисты» пыталось решить проблему разрастания городов путем продвижения многофункциональных, многонаселенных, пешеходных городских и городских центров, которые объединяют людей. Но как эти идеи связаны с христианской жизнью? Филип Бесс, профессор архитектуры и директор аспирантуры Школы архитектуры Нотр-Дам, подробно рассматривает христианское видение Нового Иерусалима и его актуальность для современного городского дизайна в своей провокационной книге 2006 года 9.0095 Пока мы не построим Иерусалим: архитектура, градостроительство и священное .

Что выражает наша архитектура?

«Застроенная среда — это маркер более общего состояния», — утверждает Бесс. Наши современные города выражают коммерциализм, утилитаризм и индивидуализм нашей культуры. Но более раннее видение города было основано на образце, представленном в христианском откровении о божественном рае: Новом Иерусалиме, спустившемся с небес на землю.

В христианском мире Европы город был нравственным центром: местом привилегий, гражданских прав и свобод, где цивилизационные институты — институты закона и добродетели, церкви и правительства, искусства и образования — создали прекрасный городской Окружающая среда. За городом царила опасность и хаос. Были разбойники на дорогах и звери в пустыне.

Однако после промышленной революции города стали известны своим убожеством. Это были места отчаянной бедности и преступности, «предвкушение ада». Сегодня мы продолжаем наблюдать депрессивное состояние во многих наших городских центрах. Те, кто мог себе это позволить, бежали в пригороды в поисках безопасности, уединения и немного зелени. Это привело к так называемому «разрастанию городов», расселению населения вдали от культурных центров, все большему исчезновению сельских зеленых насаждений и преобладанию движения в часы пик.

Новые урбанисты, такие как Бесс, опираются на традиционные городские формы, пытаясь возродить общественные и гражданские институты, которые могут предоставлять культурные и религиозные центры, а также практические услуги в небольших магазинах, доступных для всех, даже для тех, кто не умеет водить машину. Это предполагается как среда, ориентированная на людей, сообщество, которое признает человека в целом, а не только homo economicus или homo privatus .

Но, спрашивает Бесс, реалистично ли это видение? Неужели коммерциализм и индивидуализм настолько укоренились как в нашей культуре, так и в нашей искусственной среде, что будет практически невозможно осуществить какие-либо широкомасштабные изменения? Он предлагает своим коллегам-новым урбанистам более глубоко задуматься о культурной основе, необходимой для реализации их видения. Бесс также призывает христиан задуматься об их ответственности за искусственную среду и о том, как она либо облегчает христианскую жизнь и сообщество, либо препятствует этому.

Архитектура, красота и человеческая природа

В качестве отправной точки для альтернативного видения Бесс обращается к аристотелевскому пониманию полиса , который образует центр цивилизованного общества. Вежливость предполагает прочные связи между гражданами и между гражданами и институтами. Аристотель также настаивает на том, что добродетель необходима для процветания и роста гражданского общества. Как известно, Аристотель заявил, что человек — это социальное животное, и для хорошей жизни необходима общность. Гражданские добродетели делают возможной общественную жизнь.

В основе этого видения лежит особое понимание человеческой природы. Человек является частью природы, но также и частью божественного плана. Цель его жизни — поднять материальную реальность на более высокий уровень, отражая в себе божественную искру. Частью человеческой природы является создание культуры, поиск истины и красоты и стремление к совершенству. Будучи социальным и разумным существом, человек находит счастье в достижениях, которыми делится с другими. Хорошо спланированные города и ухоженные ландшафты являются выражением этой человеческой природы в действии, демонстрируя стремление к порядку и красоте. Когда это сделано хорошо, раскрывая всю полноту человеческой жизни, это привлекает людей, и они начинают любить такие места.

Так почему же многие наши городские пространства такие непривлекательные? Чего не хватает?

Как говорит Бесс: «Чем больше архитекторов и проектировщиков обращали свое внимание на строительство Города Человеческого, помимо некоторого видения Города Бога, тем более жалким и уродливым становился Город Человеческий». Утилитарные и светские заботы, кажется, взяли верх, и мало внимания уделяется царствованию Бога над миром в его физических, пространственных или чувственных представлениях. Современное мышление оттесняет религию в частное место, а архитектура стала автономным, абстрактным и утилитарным делом.

Противостояние этому бесплодию требует возрождения сакраментального взгляда на то, что Бог проявляет Себя через материальные вещи и что материя может быть средством искупления. Христиане традиционно считали, что красивые предметы, а также красота природы приглашают нас познать Бога. Тенденция к абстракции в архитектуре не является духовной, хотя некоторые так считают. Некоторые современные архитекторы стремились создать «священное пространство», но это часто соответствует их собственному субъективному творению. Истинно священное берется из божественного источника и почитается как таковое. В нашей культуре доминирует ложная дихотомия между светским и религиозным, но, как указывает Бесс, секуляризм и теократия являются ложными альтернативами. Существует как священный порядок, которому все подотчетны, так и законная автономия земного управления.

Проблема факультетов современной архитектуры

Хороший город экономически здоров, справедлив, инклюзивен и свободен. Его сообщества поощряют уважение к другим и помогают культивировать разумную и духовную жизнь. Его моделью является Город Бога. Это подражание божественному, одушевленное Любовью, сотворившей солнце и звезды и повелевшей им двигаться в гармонии, как писал Данте.

Но как вызвать такое видение? Нужно начать с веры в его истинность и доброту. Во многих учебных заведениях, включая школы архитектуры и градостроительства, сама идея истины считается иллюзорной. По словам Бесс, архитекторы часто стремятся создать свою собственную субъективную «аутентичность», модернистский подход, который способствует «новшествам».0095 a propos ничего. Когда природа рассматривается как продукт случая, а не подарок от Бога, человеческая культура становится серией борьбы за власть над искусственными конструкциями. Это затрудняет последовательное обоснование сообщества как объективного блага.

Большая часть современной архитектурной культуры, указывает Бесс, лишена чувства разделяемых и проживаемых представлений о «хорошей жизни», и поэтому не хватает интеллектуальных, культурных и институциональных ресурсов для реализации такого видения города. Там, где такие ресурсы действительно существуют, говорит Бесс, они находятся в архитектурных программах, проводимых в академических учреждениях, спонсируемых религиозными организациями. Он цитирует пять таких программ, предоставляющих аккредитованные профессиональные степени: Колледж Джадсона, Университет Эндрюса, Католический университет, Детройтское милосердие и Нотр-Дам. Они не считаются лидерами в американском архитектурном образовании, но они лучше, чем светские институты, подходят для обеспечения основы для общественных целей, потому что они учат тому, что человеческое благополучие обязательно связано с общественным членством и обязанностями. Города, здания и физические пространства являются конкретным выражением этой ориентации.

А как насчет религиозных общин?

Церкви традиционно занимают центральное место в планировке городов. Но в современной Америке многие церкви были отнесены к переулкам, как в прямом, так и в переносном смысле. Они скрыты от глаз, окружены большими парковками и имеют ограниченное влияние на город в целом. Есть ли способ для церковных общин взять на себя ответственность за обновление городских или пригородных пространств?

Чтобы церковные здания снова заняли свое место в центре кварталов и городской среды, потребуются сознательные усилия, основанные на осознании культурного кризиса в нашей стране. Конгресс новых урбанистов (CNU) — беспартийная и внеконфессиональная организация, способная поддержать любое сообщество, в том числе религиозное, заинтересованное в урбанизме. Новые урбанисты, утверждает Бесс, должны избегать превращения в инструмент индустрии недвижимости и быть доступными для культурных и религиозных учреждений. Исторически религиозные общины были покровителями хорошей архитектуры и урбанизма. Совсем недавно новые урбанисты уже работали над проектами, которые позволили решить проблемы постановлений о зонировании, уличного дизайна и правил парковки, получив обозначение района как района традиционного соседства (TND), что имеет приоритет над установленной правовой структурой. Эти проекты обязательно связаны с общественными процессами, в которых непременно могли бы принять участие поместные церковные общины.

Америка является местом религиозного плюрализма, и это может быть отражено в том, как организованы города и поселки. В Саванне, штат Джорджия, например, исторический центр города состоит из двадцати трех районов, в каждом из которых есть общественная площадь. Половина из них обращена к различным местам отправления культа — епископальной, пресвитерианской, методистской, баптистской, иудейской и католической. Бесс также описывает «Лондонскую жилую площадь», которая может быть образцом для кварталов, построенных вокруг местного собрания или прихода.

Хотя для реализации описываемого им видения требуется гораздо больше практических деталей, Бесс в первую очередь занимается изложением его философской основы. Он довольно глубоко исследует его отношение к естественному праву и к целостному пониманию человеческой личности и человеческого сообщества. Преобразование нашей застроенной среды таким образом будет огромной и долгосрочной задачей, учитывая текущее состояние наших городов и пригородов. Тем не менее, есть много тех, кто испытывает отвращение к нынешнему ландшафту с переполненными шоссе, уродливыми торговыми центрами, огромными парковками, огромными мегамагазинами и скучными пригородами, растянувшимися по исчезающей сельской местности, а также к нашим полуразрушенным городским центрам.

Было бы полезно уточнить, как создание удобных, практичных и красивых сообществ поможет в активной практике нашей веры, а также в нашем человеческом благополучии. Например, как приятно было бы пройтись по площади, купить еды в маленьком бакалейном магазине и остановиться, чтобы выпить кофе с другом, которого вы могли бы пригласить посетить красивую церковь напротив! Может быть, там был бы небольшой сувенирный магазин, магазин скобяных изделий/товаров и салон красоты, владельцы которых жили над своими магазинами и всегда были готовы поделиться последними новостями по соседству. Иногда ремесленное шоу или местное музыкальное трио могли собрать соседей вместе, чтобы поделиться небольшим обогащением. В многофункциональном районе жители разного происхождения будут жить вместе, а не разделены на однородные загородные дома. Множество небольших магазинов по всему городу могут обеспечить больше рабочих мест и меньший трафик, чем несколько мегамагазинов.

Если Неемия и семьи Иерусалима смогли восстановить город с мечом в руке, возможно, мы сможем работать вместе, чтобы восстановить американские города, позволяя Божьему присутствию сиять и уважая всю нашу человеческую жизнь во всей ее полноте.

Новый Иерусалим | Ближневосточные мирные переговоры

В самом сердце древнего Старого города Иерусалима Виа Долороза – маршрут, по которому почти две тысячи лет назад шел Иисус, отягощенный деревянным крестом, на пути к публичной казни – пересекает оживленную улицу Эль-Вад. . Именно здесь семья Наджиб сталкивается с препятствием почти каждый раз, когда кто-то из них поднимается по изношенным каменным ступеням к своему дому трех поколений.

Препятствие представляет собой израильский охранник с оружием, перекинутым через его тело, бейсбольной кепкой, скрывающей его лицо, и бескомпромиссным отношением, написанным на его лице. Он стоит, по словам членов палестинской семьи, посреди мрачной лестницы, его тело почти заполняет узкий проход на верхние этажи.

Говорят, он не двигается. Иногда они проскальзывают мимо, отводя глаза, желая избежать любой конфронтации. Иногда они стоят на своем, спорят даже: «Пройдемте, это наш дом, отойдите с дороги». Такие встречи могут принести мимолетный триумф, но редко они длятся дольше секунды или двух. На самом деле наджибы опасаются, что они и им подобные ведут битву, которая, возможно, уже проиграна.

Местом этой битвы является исторический Старый город: небольшой обнесенный стеной анклав площадью менее одного квадратного километра в растянувшемся городе Иерусалиме, разделенный на отдельные кварталы для мусульман, евреев, христиан и армян. Это сердце многолетнего израильско-палестинского конфликта, центр трех великих мировых монотеистических религий и магнит для паломников и туристов со всего мира. В этом горниле веры священники, раввины и имамы пробираются мимо туристов с голыми ногами, пробираясь по предательски гладким каменным плитам узких улочек. Стайки паломников из Восточной Европы, Западной Африки и Латинской Америки толкаются с ультраортодоксальными евреями и набожными мусульманами на пути к храму Гроба Господня, Западной стене или мечети Аль-Акса.

Но вдали от сувенирных магазинов, торгующих религиозными безделушками, шахматными досками из оливкового дерева и костюмами для танца живота, напряженность усиливается религиозной и национальной борьбой. Палестинцы говорят, что программа «иудаизации» Старого города ускоряется; Идеологически движимые и вдохновленные Библией еврейские поселенцы настаивают на том, что они просто выкупают землю, подаренную им Богом.

Около 1000 еврейских поселенцев в настоящее время живут среди 31 000 палестинцев в мусульманском квартале Старого города, занимая дома, в которых на протяжении десятилетий или даже столетий жили мусульманские семьи, и развевая израильские флаги на стенах и крышах своих владений. Они являются бойцами на передовой в более широкой битве, поддерживаемой израильским правительством, городскими властями и службами безопасности, за обеспечение еврейского контроля над Иерусалимом и сокращение его палестинского населения до минимума.

Двенадцать членов семьи Наджиб – восемь взрослых и четверо детей – живут в трех комнатах своей квартиры на первом этаже на улице Эль-Вад. 58-летняя Эбтахадж Наджиб переехала в этот дом в тот день, когда вышла замуж за своего двоюродного брата в 1973 году, и все девять ее детей родились и выросли в доме, включая ее 38-летнего сына Юссефа. Ее муж умер восемь лет назад.

По обычаю, расширенные палестинские семьи живут вместе или рядом, но в доме Наджибов не хватает места, и некоторые из ее сыновей были вынуждены переехать после женитьбы и создания собственных семей.

«Думаете, у каждого есть комната?»: фото патриарха семьи Наджиб, купивший квартиру на первом этаже на улице Эль-Вад несколько десятков лет назад. Фотография: Таня Хабжука для Observer

«Вы думаете, у каждого есть комната?» — смеется Эбтахай, когда я спрашиваю, где спят остальные члены семьи. Ответ таков: теснятся вместе, а диваны в гостиной становятся кроватями с наступлением ночи.

Несмотря на это, дом Наджибов просторнее, чем многие дома в Мусульманском квартале. Свет струится через большие окна в гостиную с высоким потолком, стены которой украшены 19Портреты 50-х годов: щеголеватый усатый дедушка Юсефа и гламурная бабушка с накрашенными губами. За пределами скудно обставленной комнаты есть балкон с видом на магазины и кафе — самое известное в Старом городе место, где подают хумус, Абу Шукри, находится почти внизу.

Непосредственно над балконом со второго этажа висят пять больших израильских флагов. Для случайных прохожих эти символы еврейского государства, а также надпись на иврите над арочным входом, объявляющая о Синагоге Союза борцов Иерусалима в Старом городе, посылают четкий сигнал: это здание находится в руках евреев. Присутствие семьи Наджиб становится почти невидимым.

В течение последних 30 лет на этажах над домом наджибов располагалась иешива – место для изучения религии. По словам наджибов, школьники, учителя и круглосуточная вооруженная охрана шумят, сбрасывают мусор с лестницы и запугивают детей. «Каждую минуту — полночь, полдень, вечер, утро — они поют, молятся, играют музыку, хлопают дверями, поднимаются и спускаются по лестнице. Но они никогда не разговаривают с нами», — говорит Юссеф.

Никто в ешиве не хочет разговаривать с Наблюдатель либо. Когда я выхожу из дома Наджибов, под пристальным взглядом охранника, стоящего в караульной будке почти напротив входной двери семьи, по лестнице спускается группа людей. Я прошу услышать их версию истории. Они проходят мимо, не глядя в глаза. Даниэль Лурия, представитель Ateret Cohanim, организации, стоящей за иешивой, позже сказал мне, что ни один из поселенцев — термин, который он отвергает — в мусульманском квартале не захочет давать интервью. «Это никогда не бывает выгодно. Нас всегда считают оккупантами, а палестинцев всегда считают жителями», — говорит он.

Согласно веб-сайту Ateret Cohanim, ateret.org.il, ешива является «духовным эпицентром общины, насчитывающей почти 1000 жителей, в самом сердце Старого города, в так называемом Мусульманском квартале». Теперь этот район называется «Обновленный еврейский квартал».

Но Атерет Коэним гораздо больше, чем пропагандист религиоведения. Он призван помогать евреям скупать арабскую недвижимость в Старом городе и Восточном Иерусалиме в целях содействия тому, что Лурия называет «физическим и духовным искуплением» города. Компания Ateret Cohanim помогла приобрести не менее 50 недвижимостей в Мусульманском квартале и планирует развивать это число.

Сложная и жестокая история этого города заполнена бесчисленными книгами. Нет никаких сомнений в том, что евреи были его первыми жителями, но присутствие мусульман и христиан также насчитывает несколько столетий.

«К сожалению, некоторые арабы не смирились с тем, что по соседству с ними живут евреи»: за арабскими женщинами наблюдают израильские солдаты и, слева, улица Эль-Вад в Старом городе. Фотография: Таня Хабжука для Observer

Совсем недавно, в конце войны после провозглашения Государством Израиль в 1919 г.В 48 году Иерусалим был разделен, и Старый город находился на контролируемой Иорданией восточной стороне линии перемирия, известной как Зеленая линия. Еврейское население в пределах древних каменных стен сократилось до нуля.

Девятнадцать лет спустя Израиль захватил Восточный Иерусалим в ходе Шестидневной войны 1967 года, «освободив», по его терминологии, Старый город. Евреи вернулись, чтобы жить рядом с их почитаемым местом Стены Плача, и Израиль объявил «воссоединенный, неделимый» город Иерусалим своей «вечной» столицей. Аннексия Израилем Восточного Иерусалима никогда не была признана международным сообществом. Палестинцы хотят, чтобы Восточный Иерусалим, в котором доминируют арабы, стал столицей будущего государства, но Израиль полон решимости сопротивляться любому разделу или разделу города; отсюда политика государства по созданию еврейских «кварталов» — поселений для остального мира — в районах до 19 века.67 Зеленая линия. Некоторые из этих поселений представляют собой крупные застройки, в которых проживают тысячи израильских евреев в современных многоквартирных домах. Другие представляют собой крошечные очаги сторонников жесткой линии в центре палестинских общин, где присутствие поселенцев и их охранников вызывает трения и враждебность.

Не видя перспективы мирного соглашения, касающегося общего Иерусалима, Атерет Коэним, одна из ключевых движущих сил групп религиозно мотивированных поселенцев, увеличивает и укрепляет еврейское присутствие в мусульманском, христианском и армянском кварталах Старого города. По словам Лурии, организация «содействует покупкам», но не покупает недвижимость сама. Это оспаривается его критиками, которые говорят, что он управляет сетью подставных компаний, пытаясь скрыть свое участие в поглощениях.

В отчете Иерусалим, Старый город , опубликованном в 2009 году Международным центром мира и сотрудничества (МГЭИК) — палестинской организацией гражданского общества, — говорится, что Атерет Коэним «берет на себя ведущую роль в процессе иудаизации Старого города». . В нем говорится, что недвижимость была приобретена тремя различными способами: заявление о праве собственности на историческое еврейское имущество и получение судебного постановления о выселении палестинских жителей; захват «заочного имущества» или использование тайных сделок, в которых скрывается личность покупателя.

Лурия отрицает, что Ateret Cohanim использует подставные компании, но признает, что покупатели иногда используют палестинских посредников. «Арабский закон гласит, что араб должен быть убит, если он продает собственность еврею», — говорит он. «Это позор в современной, демократической стране, но арабов иногда приходится защищать. Он не может открыто быть участником продажи в некоторых обстоятельствах. Поэтому иногда используются арабские посредники, совершаются юридические кульбиты. договориться, но когда это необходимо».

По словам палестинских активистов, в настоящее время целью организации являются недвижимость возле Врат Ирода, палестинский общественный центр возле Львиных ворот и дома возле Малой Западной стены, чуть ниже Харам аш-Шариф или Храмовой горы.

«Это сердце еврейского народа. Почему бы нам не вернуться, особенно если мы платим хорошие деньги?» говорит Лурия. «Мы не выгоняем людей. Евреи должны иметь возможность покупать здесь, как в Лондоне или Нью-Йорке. Мы коренные жители этой земли». Он добавляет: «Арабы — незаконные скваттеры, занимающие эту землю». Если араб чувствует себя «некомфортно» с евреями, живущими в мусульманском квартале, «это позор. Но если ему это не нравится, нет недостатка в других странах с мусульманским большинством. Если они не могут принять нас, это их дело». проблема. Почему я должен извиняться или чувствовать себя плохо?»

Несмотря на болтливость о правах евреев на землю, Лурия умалчивает о финансировании Ateret Cohanim. Я спрашиваю его, является ли Ирвинг Московиц, восьмидесятилетний американский магнат бинго, чей одноименный фонд финансирует деятельность поселенцев в Восточном Иерусалиме и который, как широко известно, жертвует миллионы долларов Атерет Коэним, одним из его покровителей. «Мы получаем пожертвования здесь и из-за границы, но мы не обсуждаем ни одного человека, который поддерживает организацию», — это все, что хочет сказать Лурия. Поддержка также исходит от государства Израиль, не в последнюю очередь в виде обеспечения безопасности поселенцев.

В нескольких метрах от дома Наджибов, на пересечении улиц Эль-Вад и Виа Долороза, израильская пограничная полиция ежедневно дежурит, регулярно требуя предъявить документы, удостоверяющие личность палестинцев, где они живут и куда направляются. «Они никогда не останавливают евреев, — говорит Юссеф Наджиб. «Они здесь, чтобы помочь евреям».

‘Это сердце еврейского народа. Почему бы нам не вернуться – особенно если мы платим хорошие деньги?»: улица Эль-Вад в Старом городе. Фото: Таня Хабжука для Observer

Тем временем в узких улочках и укромных двориках Мусульманского квартала повседневная рутина мало-помалу ухудшается. За последние 30 лет его население увеличилось вдвое, что усугубляет и без того высокий уровень перенаселенности и бедности. В отчете о палестинской экономике, опубликованном ранее в этом году Организацией Объединенных Наций, говорится, что плотность застройки в мусульманском квартале почти в три раза выше, чем в еврейском квартале, а во многих домах палестинцев не было водопровода и надлежащей канализационной системы. По данным МГЭИК, более 80% жилищ требуют капитального ремонта или срочного ремонта.

Трое из четырех детей в Мусульманском квартале живут за чертой бедности, а безработица составляет более 30%. Вывоз мусора на этих закоулках происходит спорадически, и почти нет открытых площадок для детских игр. Широко распространено использование детского труда; процент отсева из школ высок. Растет насилие в семье и наркомания.

Основной причиной миграции в Старый город является требование Израиля к палестинцам доказать, что Иерусалим является их «центром жизни», чтобы они сохранили свои ценные права на проживание в городе, предоставляя более широкий доступ к работе, образованию и здравоохранение. В период с 2006 по 2011 год более 7000 палестинцев лишились права на проживание в Иерусалиме; столкнувшись с такой угрозой, тысячи других людей переехали из пригородов и деревень за пределами Иерусалима обратно в город, в том числе в Старый город, чтобы получить документы, удостоверяющие личность. Другие, оказавшиеся отрезанными от центра города огромной бетонной разделительной стеной, переехали в Старый город, чтобы избежать ежедневных мытарств на контрольно-пропускных пунктах.

Вдобавок ко всему, по данным ООН, палестинцы в Старом городе «повседневно оказываются между линиями фронта взаимодействия с израильскими поселенцами и властями и линиями фронта борьбы за сохранение и утверждение палестинской культурной и политической идентичности и ее Исламские и христианские корни. Это повлекло за собой растущее чувство осады и конфликта среди коренных палестинских жителей, которые считают, что их образ жизни, средства к существованию и социальная сплоченность находятся под угрозой в неблагозвучном климате, царящем в Старом городе, где религиозный пыл легко перерастает в общинный напряжение».

Лурия отвергает такую ​​картину. «Еврейские семьи живут в Старом городе бок о бок с арабами, а в некоторых случаях даже в одном дворе. Ладно, это не обязательно красивая щенячья любовь, но это базовое сосуществование, а это лучшее, на что можно надеяться в место такое же вулканическое, как Иерусалим. К сожалению, некоторые арабы не смирились с тем, что по соседству с ними живут евреи — арабы, у которых в целом проблемы с проживанием на национальной еврейской родине. Но земля Израиля принадлежит еврейскому народу».

В доме на улице Эль-Вад – под развевающимися израильскими флагами, рядом с вооруженными охранниками и израильскими полицейскими, и где звук муэдзина из мечети напротив иногда соперничает с пением еврейских молитв из ешива наверху – Юссеф Наджиб пожимает плечами, когда я спрашиваю, думает ли он, что евреи здесь, чтобы остаться в мусульманском квартале.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *