Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Образование древнерусского государства со столицей в киеве: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Образование Древнерусского государства — презентация онлайн

Похожие презентации:

Образование Древнерусского государства

Образование древнерусского государства. Киевская Русь

Образование древнерусского государства

Возникновение древнерусского государства

Лекция 2. Образование древнерусского государства «Киевская Русь»

Образование Древнерусского государства

Образование древнерусского государства

Образование Древнерусского государства. Норманская теория и антинорманизм

Образование Древнерусского государства

Образование Древнерусского государства (Киевской Руси)

Образование Древнерусского государства
1. Зарождение признаков государственности у
восточных славян
2. Повесть временных лет о призвании варягов
3. Норманская теория
4. Образование Древнерусского государства со
столицей в Киеве
Зарождение признаков государственности
у восточных славян в VIII – начале IX в
Развитие
земледельческого
хозяйства

Распад родовой
общины и
превращение ее
в соседскую
Рост числа
городов
и развитие
торговли
Выделение
князя,
дружины,
племенной
знати
Военные
походы и их
роль в
расслоении
общества
Появление двух центров восточнославянской государственности –
Новгорода и Киева
«из варяг в греки»
Важнейшие
торговые пути
(из Балтийского моря в Черное)
«из варяг в персы»
(волжский путь в страны Востока)
Повесть Временных лет
Вопросы к п. 7
Почему новгородцы решили призвать варягов?
С какой целью варяги были призваны?
Вопросы к п.п. 8 и 9
1. Кто такие Аскольд и Дир?
2. Какой город выбрал Олег в качестве своей столицы? Почему?
3. Какие племена покорил Олег по пути в Киев? (записать в таблице)
4. В чем выражалась власть Олега (киевского князя) над
покоренными племенами?
862 год – призвание Рюрика в Новгород
882 год – объединение Новгорода и Киева
под властью князя Олега,
образование Древнерусского государства
со столицей в Киеве
Полюдье – объезд киевским князем с дружиной
своих земель для сбора дани
Объединение восточных славян под властью Киева
Князь
Годы правления
Племена объединенные
под властью Киева
Олег
882 — 912
Новгородские словене,
кривичи, поляне,
древляне, северяне,
радимичи
Норманская теория
Основание – легендарное сказание о призвании Рюрика
Сторонники – Миллер, Шлецер, Байер
Карамзин, Соловьев
Противники – Ломоносов, Гедеонов, Иловайский, Греков, Рыбаков
Проблематика
Норманисты
Антинорманисты
1. Проблема
образования
государства
Восточные славяне были
отсталыми племенами
неспособными самостоятельно
создать государство.
Государство у восточных славян
было создано представителями
западной цивилизации
(норманнами — варягами
• Нельзя привнесть государственность из
вне. Создание государства есть результат
внутреннего развития
• Варяги быстро ославянились (данные
археологии; славянское имя внука Рюрика Святослава)
•Обычная для той эпохи практика
приглашения правителя из другого племени
в качестве третейского судьи
2.
Происхождение
термина «Русь»
норманское
ПВЛ: «русь»– название варягов,
которые пришли вместе с
Рюриком («Те варяги
назывались Русью»)
русское
• ПВЛ: «Поляне, яже ныне зовемая
Русь…»
• ПВЛ: «А словеньский язык и руский одно
есть»
• «русый» на славянском языке значит
«светлый»
р.Рось – приток Днепра, по ней
селились поляне — отсюда название Русь

English     Русский Правила

Образование древнерусского государства

Предпосылки образования древнерусского государства: развитие производительных сил у восточнославянских племен; — формирование соседской общины; развитие торговли, в т. ч. международной; рост имущественного неравенства; наличие союзов славянских племен; появление системы правления; возникновение городов; выделение племенной знати; высокий уровень военной
организации; угроза нападения внешних врагов; складывание древнерусской народности.

Особенности образования древнерусского государства: наличие патриархальной формы рабства; преобладание свободного труда над рабским; общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология; особенности славянской ментальности; особенности географического и природно-климатического характера.

Проблема возникновения государства у восточных славян не имеет однозначного ответа.

В зарубежной и отечественной историографии получила распространение так называемая «норманнская теория«. Поддерживали «норманнскую теорию» такие известные российские историки, как Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов. Ее сторонники считали норманнов (викингов, варягов) основателями древнерусской государственности. Сформулирована была во второй четверти XVIII в. немецкими историками, работавшими в России Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и др.

Ее противниками были М.В.Ломоносов, Д.И.Иловайский, С.А.Гедеонов и др. Они склонялись к мысли о том, что Древнерусское государство возникло, прежде всего, на основе внутреннего развития восточнославянского мира, как результат определенных и закономерных социальных, хозяйственных и военно-политических сдвигов в ходе генезиса классового общества, считали, что сложный общественный строй и твердые политические формы у восточных славян установились задолго до варягов.

Но и до последнего времени нет однозначного подхода к данной проблеме, так как в основе этого лежит различная трактовка письменных источников.

На наш взгляд, известные внешние влияния, разумеется, имели место, но решающей роли в складывании древнерусской государственности не играли. Это тем более очевидно, что классовые общества и государства в Скандинавии
(имеется ввиду «варяжский фактор») сложились позже, чем на Руси и серьезно повлиять на формирование Новгородско-Киевской Руси не могли. Однако, очевидно, что скандинавы (викинги, варяги, норманны, даты) в Восточной Европе были. Некоторые из них, вступая в соглашения с местной славянской знатью, захватывали власть в отдельных восточнославянских землях. Но, становясь славянскими князьями, они вынуждены были опираться на местную политическую и военную элиту, выражать ее интересы, сами же быстро теряли этническую специфику, язык — ославянивались.

Именно в это время в ходе формирования государственности проявилось двоецентрие: на северо-западе — Новгород, на юге — Киев (этим и определился выбор термина для обозначения будущего единого государства Новгородско-Киевская Русь, тем более, что сам процесс собирания славянских земель в единое государство шел с севера на юг, вдоль Днепра — знаменитый поход воеводы Рюрика — конунга Олега, повторенный затем древнерусскими князьями Владимиром и Ярославом). В последующем двоецентрие, несмотря на то, что столицей являлся Киев, сохранилось.

Таким образом, оценивая значительную (но не решающую) роль «варяжского фактора» в создании древнерусской государственности, следует отметить, что она, прежде всего, сводилась к «собиранию восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению».

Конспект по истории России

Киев | Достопримечательности, карта, факты и история

Последние новости

13 марта 2023 г., 9:16 по восточноевропейскому времени (AP)

Доклад: Украина станет третьим по величине импортером оружия в мире в 2022 г.

вторжение в Украину, которое привело к значительному притоку военной помощи в Киев, сделало Украину третьим по величине импортером оружия в мире в 2022 г. блок питания

Официальные лица в столице Украины говорят, что большая часть электроснабжения Киева была восстановлена, поскольку страна снова быстро и вызывающе отреагировала на последний российский обстрел критически важной инфраструктуры страны

9 марта 2023 г., 17:10 по восточноевропейскому времени (AP)

Российский ракетный обстрел украинских городов; 6 погибших

Шквал из более чем 80 российских ракет и меньшее количество взорвавшихся беспилотников поразили жилые дома и критически важные объекты инфраструктуры по всей Украине

9 марта 2023 г.

, 15:02 по восточному времени (AP)

Польша и Словакия призывают союзников направить истребители в Украину

Официальные лица Польши и Словакии призывают своих союзников предоставить истребители Украине, заявив, готовы отправить свои истребители МиГ-29 советского производства в Киев в составе международной коалиции

8 марта 2023 г., 14:47 по восточноевропейскому времени (AP)

Владелец российского военного подрядчика Группы Вагнера утверждает, что его войска расширили свои позиции в украинской цитадели Бахмут

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Киев , также пишется Киев , Киев , или русский Киев , главный город и столица Украины. Порт на реке Днепр (Днепр) и крупный железнодорожный узел, это город с древней и гордой историей.

Будучи центром Киевской (Киевской) Руси, первого восточнославянского государства, 1000 лет назад она получила титул «Мать городов Руси». Он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но к середине 19В 50-е годы он был отреставрирован, а во второй половине 20 века в нем шла бурная хозяйственная и культурная жизнь. Независимость Украины от Советского Союза в 1991 году возобновила статус Киева как крупной европейской столицы. Поп. (2001) 2 611 327; (оценка 2021 г.) 2 962 180 человек.

Ландшафт

Городской участок

Город стоит на реке Днепр чуть ниже ее впадения в Десну и в 591 миле (951 км) от ее устья в Черном море. Первоначальное местонахождение находилось на высоком и крутом правом (западном) берегу, который возвышается над рекой внушительной линией обрывов, заканчивающихся холмом Батыева, на высоте 330 футов (100 метров) над средним уровнем реки. Этот обрывистый и лесистый берег, увенчанный золотыми куполами и шпилями церквей и колоколен, а также высотными жилыми домами, делает город привлекательным и впечатляющим зрелищем со стороны Днепра. После Второй мировой войны Киев растянулся на широкую, низкую и плоскую пойму левого (восточного) берега.

Климат

Климат в Киеве умеренно континентальный. Средняя температура января составляет 21 ° F (-6 ° C), а зимние дни с температурами выше нуля не редкость. В холодные периоды с северным или северо-восточным воздушным потоком температура может резко упасть, и был зарегистрирован абсолютный минимум -27 ° F (-33 ° C). Снежный покров лежит обычно с середины ноября до конца марта; безморозный период длится в среднем 180 дней, но в отдельные годы превышает 200 дней. Лето теплое, средняя температура июля составляет 68 ° F (20 ° C), а зарегистрированный максимум — 102 ° F (39 ° C).°С). Среднее годовое количество осадков составляет 25 дюймов (635 мм), с максимальным количеством осадков в июне и июле.

План города

Граница города охватывает территорию площадью 300 квадратных миль (780 квадратных километров) по обоим берегам Днепра. Он разделен на ряд административных районов. Центром Киева является район древнего Верхнего города, венчающий высокие обрывы Днепра. Хотя в основном это послевоенная застройка, этот центральный район сохраняет свою старую структуру улиц, и здесь находится большинство сохранившихся исторических и архитектурных памятников. Первым среди них является Софийский собор, ныне музей. Он был построен в XI веке и остается, несмотря на некоторые перестройки в стиле барокко в XVIII веке, одним из лучших и красивейших образцов раннерусско-византийского церковного зодчества. Он имеет неф и четыре прохода и увенчан пятью куполами. Интерьер великолепно украшен фресками и мозаикой; в нем находится могила Ярослава I, великого киевского князя, во время правления которого был построен собор.

Викторина «Британника»

Викторина «Страны и столицы»

Рядом находится костел св. Андрея в стиле барокко, спроектированный Бартоломео Растрелли и построенный в середине 18 века; его расположение на гребне крутого склона к реке делает его яркой достопримечательностью.

Другие исторические реликвии в центральной части включают руины Золотых ворот, также построенных в 11 веке в царствование Ярослава; Заборовские ворота, построенные в 1746–48; и остатки Десятинной церкви, или Десятинной церкви, построенной в 9 в.89–996 великим князем Владимиром (Владимиром I).

На территории бывшего Старого города и в непосредственной близости от него расположены многие городские музеи, театры и общественные здания, а также главные магазины. Осью центра является улица, известная как Крещатик, которая проходит по дну небольшой долины, стороны которой частично засажены террасными садами, перемежающимися высокими современными офисными и жилыми домами. Зелень садов, деревья вдоль улицы, площади, которые она пересекает, — все это в сочетании с пестрыми цветами кирпича, красного и серого гранита и декоративной керамической плитки придает Крещатику привлекательный и красочный вид, которым так восхищаются киевляне. Пожалуй, самая известная общественная площадь на Крещатике — это Майдан Независимости («Площадь Независимости»).

Он служил центром протестного движения Майдана (также называемого Евромайданом), которое привело к президенту Украины. Свержение Виктора Януковича в феврале 2014 года. Среди важных зданий на улице — здание горсовета, где проходят заседания избранных депутатов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Крещатик пересекает под прямым углом широкий обсаженный тополями бульвар Тараса Шевченко, на котором стоит университет с броскими красноватыми стенами. Там же находится собор Святого Владимира (до сих пор используется как церковь), построенный в 1862–1896 годах в византийском стиле и украшенный впечатляющими картинами Виктора Васнецова, Михаила Врубеля и других художников. Среди многочисленных статуй в центре Киева выделяются те, что увековечивают память казачьего вождя Богдана Хмельницкого и украинского поэта Тараса Шевченко.

К северу от старого центра находится бывший торгово-еврейский квартал Подола с прямоугольным рисунком улиц и старой купеческой торговой биржей, Домом Договоров, построенный в 1817 году. Также к северу от старого центра находится речной порт . Южнее центра находится Печерский район, по верхнему берегу реки. В этом районе находятся многие из основных зданий украинского правительства, в том числе дворец со стеклянным куполом, построенный в 1936–39 годах, в котором находится Верховный Совет, и 10-этажный корпус, в котором находится Кабинет министров. Неподалеку находится привлекательный Мариинский дворец, построенный в 1747–1755 годах для

Царица Елизавета, реконструированная в 1870 году и ныне используемая для правительственных приемов.

В южной части этого района находится Киево-Печерская Лавра (Печерский монастырь), основанная в середине 11 века, один из самых известных и важных монастырей в истории региона. Именно в лавре монах Нестор помог составить самую раннюю из сохранившихся летописей восточнославянского государства Русь. Успенский собор (внутри стен монастыря), взорванный в 1941 при обстоятельствах, которые остаются невыясненными, был полностью перестроен. Сохранилась Троицкая церковь того же периода. Также внутри стен находится церковь Всех Святых 17-го века и впечатляющая колокольня 18-го века, возвышающаяся на 315 футов (96 метров). Главной особенностью монастыря является система катакомб под ним, в которых захоронены мумифицированные тела ранних монахов и святых, в том числе Нестора. Несмотря на то, что это музей, открытый для публики, Киево-Печерская Лавра до сих пор используется как монастырь. к югу от лавра – еще один монастырь, Выдубицкий, датируемый XI веком; он тоже сильно пострадал во время Второй мировой войны, но позже был отреставрирован.

Вдоль крутого берега реки, выходящей на Верхний город и Печерский район, разбит живописный ландшафтный парк с видом на Днепр. С открывающимися видами парк является одной из самых ярких черт города. В нем есть театр под открытым небом, спортивный стадион и ресторан, а также фуникулер, поднимающийся на 300 футов (90-метровый) уклон. Также в парке много мемориалов. В северной части возвышается статуя великого князя Владимира, принесшего христианство на Русь. Статуя отмечает место, где в 988 году массово крестились киевляне. В южной части, называемой Парком Славы, есть 85-футовый (26-метровый) гранитный обелиск, возвышающийся над могилой Неизвестного солдата, и мемориальный сад. Также в парке находится могила генерала Николая Ватутина, командующего советскими войсками, освободившими Киев в 1943, и ротонда, обозначающая предполагаемую могилу раннего вождя варягов Аскольда.

Вокруг этих центральных районов Киева тянутся обширные пригороды заводов и жилых кварталов. Поскольку в период правления Иосифа Сталина жилью уделялось мало внимания, большая часть этих пригородов была построена после смерти советского лидера в 1953 году. Микрорайоны состоят из групп многоквартирных домов, в которых проживает от 2500 до 5000 человек. , а также основные услуги, местные магазины, медицинский центр, кинотеатр и начальная школа. С конца 19В 60-х годах многоквартирные дома обычно были от 12 до 20 этажей и из сборных конструкций. В большинстве квартир всего две или три комнаты, поэтому плотность населения высока как в новых жилых комплексах, так и в старых центральных районах. Растущее количество частных автомобилей создает проблемы с предоставлением гаражей в этих новых районах. Особенностью развития со времен Великой Отечественной войны стало быстрое распространение города по низменному левому (восточному) берегу Днепра, ранее почти не заселенному. Левый берег связан с основной частью Киева железнодорожным мостом и внушительной Е. Автодорожный мост О. Патона, 4,9 м.20 футов (1500 метров) в длину и назван в честь своего создателя.

Между микрорайонами находятся значительные площади парков и зеленых насаждений. К ним относятся крупные ботанические сады Национальной академии наук Украины и более мелкие университетские ботанические сады (основаны в середине 19 века). На окраине города есть несколько участков леса, которые широко используются для отдыха. На юге находится Голосеевский парк, в котором преобладают лиственные деревья, а на севере — почти 10 000 акров (4450 га) Пуща-Водицкого лесопарка, в основном покрытого хвойными породами. Сочетание ряда факторов делает Киев привлекательным городским центром: это место с его резко контрастирующим рельефом и широким видом на Днепр, обилие зелени в городе и вокруг него, а также множество зданий, представляющих исторический интерес и красоту.

Киев как функция: столица Украины в фотонарративах Российской империи и СССР | Фонд Генриха Бёлля | Киев

В популярной советской комедии «Похищение по-кавказски» был такой эпизод: товарищ Саахов, персонаж хитрого и лицемерного чиновника с национальной периферии, учит наивного, но честного студента Шурика: «Все знают что Кузбасс — всесоюзная кузница, Кубань — всесоюзная житница, так что Кавказ — всесоюзная что ли?» «Здравница [Здравница]», — машинально отвечает молодой житель типичного советского города. Его тут же поправляют: «Кавказ — это всесоюзная кузница, здравница и житница». Комический эффект сцены связан с нарушением нормативного порядка, согласно которому каждая часть империи имела четко определенную роль в системе и не могла быть самодостаточной. В системе Севастополь был «городом славы русских моряков», Донбасс — «шахтерским районом», а Иваново — «городом невест».

Киев, по этой системе, был «матерью городов русских», первой полумифической столицей, «вернувшейся» в лоно русского, а затем и советского мира.

Империи всегда связаны с классификацией и созданием иерархий. Неблагоустроенным территориям нужно придать должное назначение и «высокую» культуру, а их экзотическое население, природное окружение и архитектура должны создать яркий фон для величественного государства. Основным инструментом такой классификации с древних времен служили литература и скульптура. В Новое время к этим инструментам относились также гравюры и карты, а с середины 19 в.век — фотография. Пейзажные изображения, широко доступные публике, с четкой привязкой к местности помогли превратить абстрактные географические представления в систематизированное повествование.

Киеву посчастливилось попасть на камеру раньше, чем большинству европейских городов. В 1847 году царь Николай I поручил британскому инженеру Чарльзу Виньоле построить цепной мост. Для документирования этого амбициозного проекта Виньоле нанял художника и фотографа Джона Кука Борна, к которому позже присоединился Роджер Фентон (вскоре прославившийся своими военными фоторепортажами с фронтов Крымской войны). Так, благодаря английским технологиям, появились первые в мире фотоизображения берегов Днепра и киевских церквей.

Двадцать лет назад министр просвещения Сергей Уваров сформулировал основные принципы русской государственной идеологии: православие, самодержавие, народность. Киев играл ключевую роль в этой триаде, поскольку именно здесь князь Киевской Руси ввел восточное христианство. Здесь же зародилась и средневековая монархия, объединившая «триединый русский народ», который в представлении московской и петербургской интеллигенции состоял из «великороссов», «малороссов» и «белороссов». Древние киевские руины и монастыри, куда ежегодно стекались десятки тысяч паломников, официально стали считаться сакральным центром «русского мира». Киевские фотографы, создавшие ценные альбомы по заказу семьи Романовых и других представителей элиты, постарались достоверно запечатлеть этот образ.

Сюжеты ранних пейзажных фотографий Киева были достаточно распространены. В них вошли панорамы города и берегов Днепра, а также важнейших культовых и общественных зданий: Киево-Печерской Лавры, Софийского собора, Десятинной церкви, Андреевской церкви, памятника Святому Владимиру. и университет его имени. На этих фотографиях Киев изображался как патриархальный и безжизненный город-музей, где редко можно было увидеть людей. Отчасти это можно было бы объяснить недостаточной светочувствительностью фотоматериалов. Однако главная причина заключалась в том, что, согласно эстетическим ценностям европейцев колониальной эпохи, маленькие человеческие фигуры подчеркивали великолепие здания. Более того, отсутствие человеческих фигур не отвлекало от полного восхищения красотой прошлого или стереотипной экзотикой имперской периферии. Фотографы стремились найти максимально возможную точку съемки, чтобы захватить как можно более широкую сцену, потому что именно зритель должен был доминировать на сцене, а изображения служили интеллектуальному стремлению классифицировать города и территории.

Помпезные и потому тривиальные городские фотопейзажи мешали зрителю увидеть настоящий Киев, мультикультурный центр, в котором кипела жизнь и который разделяли украинская, польская, еврейская и русская общины.

Во второй половине 19 века Киев стал ведущим центром торговли сахаром; город быстро развивался, переживал строительный бум, модернизацию инфраструктуры, приток мигрантов, многие из которых прибыли из Западной Европы.

Профессиональные фотографы, принадлежавшие к образованному среднему классу, внесли свой вклад в этот период модернизации. Их стремление показать элементы современного города отразилось, например, в альбомах пейзажей Францишека де Мезера, в которых, наряду со стандартным набором памятников православной старины, мы можем видеть нарядные парки загородных вилл, бойкие речные суда, новостройки, вагоны и фигуры прохожих на улицах.

В 1869 году в Австрии была создана первая открытка. Это стало важным технологическим достижением, позволившим людям обмениваться короткими письменными сообщениями и изображениями. В Западной Европе стали популярны открытки с пейзажами заморских колоний и их жителей, а также пейзажами городов — европейцы отправляли их домой во время путешествий. Такие открытки собирались и обменивались, во многом формируя представления о народах и культурах. Фотографы, создававшие открытки, акцентировали внимание не только на старинных памятниках, но и на том, что в то время считалось модным и современным.

Сосуществование Киева как «города святынь» и «современного города» можно проследить по его открыткам, которые были напечатаны большим тиражом московским издательством «Шерер и Набгольц», а также киевскими фотографами Дмитрием Марков, Андрей Гудшон и Александр Губчевский. Особенно характерны открытки Маркова. Его видение Крещатика и других центральных улиц Киева представляет собой космополитический взгляд на «фланера», а именно на человека из среднего класса, неторопливо прогуливающегося по опрятным улицам и привлекаемого респектабельными заведениями и такими же, как он сам, фланерами — хорошо одетыми мужчинами и женщинами.

Этот великолепный фасад, однако, не позволяет зрителю увидеть город таким, каким он изображен по воспоминаниям современников и семейным фотоальбомам. Мы не видим Киева рабочих предместий и базаров, где встречались сельская и городская культуры. Действительно, половину населения Киева составляли украинцы и евреи, в основном бедные и скромные. Примечательно, что на открытках почти не было изображено ни одного из «типов населения» — портретов городских или сельских жителей в типичной одежде. На открытках «типов» могли быть изображены одетые по последней моде парижанки, альпийские пастухи или крестьянки в вышиванках с Полтавщины. Редким исключением были киевские «типы», как, например, портрет слепого кобзаря из серии открыток «Шерер и Набгольц». В «лучших» колониальных традициях коренные жители либо оставались невидимыми, либо использовались для создания экзотического колорита на периферии, впервые появившейся в столичной культуре.

 

Первые десятилетия советской власти не привнесли ничего нового в визуальный нарратив Киева. В то время открытки утратили свою роль средства коммуникации, а значит, городская фотография стагнировала. Лишь после Великой Отечественной войны жанр городского пейзажа на открытках постепенно возвращается. Современные цветные открытки, несмотря на все атрибуты открытки, уже не предназначались для пересылки по почте. Они продавались наборами в память о посещении какого-то места на советской карте. Каждый набор представлял собой полную визуальную историю советского города, стремительно развивающегося после ужасов войны.

Эти истории демонстрируют, как менялся идеологический климат в Советском государстве. Вот на столе передо мной лежит серия киевских открыток, созданных московским издательством «Прогресс» в начале 1960-х годов. Из 32 открыток только на трех изображены реликвии «града святынь» — изображения Софийского собора, Киево-Печерской Лавры и императорского памятника Святому Владимиру. Ракурсы подобраны так, чтобы все эти пережитки прошлого выглядели как элементы пейзажа. Напротив, наибольшее внимание привлекают открытки, на которых изображены молодые, хорошо одетые прохожие на фоне станций метро, ​​новостроек, троллейбусов и частных автомобилей. Фотограф использовал крупные планы, более подробно демонстрируя одежду, а иногда даже черты лица. Нет сомнения, что это счастливые советские люди, нравственными ориентирами которых являются памятники Ленину и Пушкину (обязательные атрибуты пространства, освоенного русской/советской культурой), Шевченко и Франко (национальные поэты, позиционируемые как часть «общероссийского» и коммунистического дискурс), Богдан Хмельницкий (олицетворение «воссоединения Украины с Россией» и борьбы с «Западом»), «красные» полководцы Щорс и Ватутин.

 

По мере того, как хрущевская осторожная либерализация сворачивалась, советские визуальные нарративы постепенно возвращались к забытым имперским стандартам. Особенно это заметно на фотографиях Ростислава Якименко, который в 1970-х и 1980-х годах создавал фотоизображения городов советской Украины от Львова до Донецка. В его снимках, как и в работах его коллег, странным образом из небытия всплыли приемы первых киевских фотографов имперской эпохи. Опять же, доминирует вид с самой высокой точки съемки, а люди и транспорт превращаются в крохотные фигурки, подчеркивающие масштабность сцены. Маленькие люди ходят среди больших общественных зданий и приходят почтить чудовищные советские памятники. Меняется и тематика фотографий: храмы и монастыри «матери городов русских» все чаще появляются на открытках в сопровождении памятников, связанных с «Победой в Великой Отечественной войне» — новым квазирелигиозным культом, особенно пропагандируемым в последние годы. десятилетия СССР.

Сегодня все эти карты, несмотря на то, что они стали частью прошлого, прекрасно выполняют свою основную дискурсивную роль. Они лишают Киев нежелательных для русско-советского нарратива элементов, вместо этого изображая имперскую успешную модернизацию Киева как древнего сакрального центра, где «мирно жили все вместе», особенно с точки зрения молодого комсомольца на тройке.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *