Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Общество древней руси краткое содержание: § 10. ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс

§ 10. ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс

§ 10. ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Вечевое устройство. Летописи сообщали о существовании на Руси в IX – X веках более двух десятков городов. Среди них – Белгород (Киевский на реке Ирпень), Вышгород, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Новгород, Переяславль, Псков, Ростов, Смоленск, Туров, Чернигов. В следующем, XI веке было основано ещё более 60 новых городов, включая Владимир-на-Клязьме и Владимир-Волынский, Витебск, Торопец, Курск, Рязань, Юрьев, Ярославль. Основное население городов составляли ремесленники и люди, занятые различными промыслами. Они сообща решали проблемы своей жизни на вече. Впервые слово «вече» упомянуто в летописи под 997 годом. Тогда белгородцы обсуждали, как обороняться от набегов печенегов, поскольку от князя, а значит и его дружины, «помочи нет».

Киев в XI веке. Реконструкция

Вечевой строй возник на основе племенных собраний славян и сложился задолго до этого события, известного из летописи.

Вече представляло устойчивую традицию славянского общества. Право выступать на вече получали только те, кого хотели слушать все. По старинным обычаям не могли отказать в слове на вече жрецу и сказителю былин. Первому – как хранителю языческих обычаев, второму – как хранителю народной памяти.

Нередко вече имело решающее значение при получении киевского княжения. Так, в борьбе Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого киевляне и новгородцы принимали активное участие.

На вече разрешались конфликты горожан и князя, и часто не в пользу последнего. Те князья добивались успеха в своей деятельности, которые умели убедить вече, заручиться его поддержкой. Случалось, что князя выбирали на вече, например в Новгороде и Древлянской земле. Вопросы войны и мира, заключения договоров, назначения посадников князь согласовывал с вечем.

Панорама Новгорода. Конец XI века

Со второй половины XI века, по мнению историков, характер веча изменился. Всё большую роль при принятии решений стали играть представители боярства и зажиточных городских слоёв.

Княжеская власть. Летописи сообщают, что уже князь Владимир Святославич «думал с дружиной» об устройстве страны, её обороне.

Завоевания Святослава, оборонительные рубежи вокруг Киева, возведённые при Владимире Святославиче, походы Ярослава Мудрого против печенегов показали, что киевские князья выступали защитниками всех русских земель, а не какого-либо одного княжества. Князь устанавливал законы в государстве, о чём свидетельствует принятие Русской Правды.

Князь жил в стольном городе и на своём дворе чинил суд, выслушивал отчёты своих слуг и управителей, отдавал приказы. По городам ещё со времён Олега «сидели» «княжи мужи» (отсюда название – посадник).

В X – XI веках княжеская дружина по-прежнему имела большое влияние на все дела в государстве. Без её согласия князь ничего не предпринимал. В противном случае дружинники могли отказать князю в поддержке. Сохранялось и деление дружины на «старшую» и «младшую». Дружинники были свободными людьми и в любой момент могли покинуть князя и искать другой службы.

В принятии решений участвовали и старцы градские – представители бывшей племенной знати.

Земельная собственность князей, передаваемая по наследству от отца к сыну, называлась вотчиной. Центром вотчины являлся «княж двор», где жил князь, находились хозяйственные постройки (конюшни, скотные дворы и др.). Управлял вотчиной огнищанин. Хозяйством ведали тиун и ключник, за лошадьми смотрел «конюх старый» (конюший), по сёлам сидели сельские старосты – они следили за ходом сельскохозяйственных работ. Доходы от вотчины пополняли княжескую казну.

Общество Древней Руси

Дом знатного горожанина. Реконструкция П. Толочко

В XI веке князья наделяли вотчинами бояр за службу. Владелец вотчины мог её продать или заложить. По мере укрепления власти киевского князя и усложнения задач государственного управления росло количество новых слуг, а вместе с ними и количество вотчин. Размеры вотчины увеличивались за счёт захвата общинных земель, пожалований князя своим подданным, а также путём купли и обмена.

Со второй половины XI века киевские князья стали жаловать земли монастырям (первым землевладельцем стал Киево-Печерский монастырь). Церковное и монастырское землевладение в последующие годы расширялось.

Свободное и зависимое население. Помимо привилеги-рованной части древнерусского общества – дружины и иных княжеских слуг – существовали и другие слои населения.

Степень свободы жителей Древнерусского государства различалась. Свободными были большая часть ремесленников в городах, торговцы, купцы. Их именовали «люди».

Сельские жители – смерды, позднее крестьяне (от слова «христиане») составляли основную массу населения Руси. Крестьянская община жила по законам, с которыми княжеская власть должна была считаться.

Рабы, именуемые «холопы», «челядь», не имели никаких прав. Рабами становились пленники, захваченные во время военных походов. В Правде Ярославичей, составленной сыновьями князя Ярослава Мудрого, среди зависимого населения упоминаются холопы, рядовичи, закупы.

Холоп по закону являлся вещью. Господин мог распоряжаться холопом как угодно: убить, продать или отдать за долги другому хозяину. Ряды холопов пополняли и свободные общинники, попавшие в кабалу к князю или боярину в результате разорения своего хозяйства. Это происходило из-за набегов кочевников, неурожаев и голодных лет. Дети, рождённые от рабов, также были рабами.

Закупом становился человек, попавший в зависимость за денежный или вещевой долг («купа» – ссуда).

До полного погашения долга закуп обязывался работать на своего господина. После выплаты долга закуп получал свободу. В отличие от холопа закуп имел средства для ведения своего хозяйства.

Рядовичем звали зависимого человека, заключившего ряд (договор) со своим господином и работавшего у него согласно условиям ряда. Положение рядовичей и закупов, как зависимых людей, было похожим.

Смерд. Реконструкция М. Герасимова

В Древней Руси отношения между разными слоями населения менялись по мере развития государства, городов, ремёсел и торговли, земельной собственности.

Вотчина (от слова «отчина» – отцовская собственность

) – потомственное земельное владение князя или боярина с правом продажи, дарения, заклада.

Тиун – княжеский или боярский слуга.

Кабала (от арабского слова «расписка», «обязательство») – форма зависимости человека, связанная с займом.

997 год – первое упоминание о вече в русских летописях.

Вопросы и задания

1. Какую роль играло вече в государственном устройстве Древней Руси?

2. Составьте рассказ о княжеской власти в Древнерусском государстве.

3. Назовите основные категории зависимого населения на Руси. Укажите, от каких слов произошло их наименование.

4. По иллюстрации «Дом знатного горожанина» расскажите о жизни знати.

5*. Нарисуйте, сделайте аппликацию или компьютерную презентацию о княжеской вотчине.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

218. Контур древней Руси

218. Контур древней Руси Еще в XIII в. «светло-светлая и украсно украшенная русская земля» очаровывала современников, но уже в XIV в. от нее остались только осколки, быстро захваченные Литвой. Стремительный взлет Литвы кончился… присоединением ее к Польше, благодаря чему

§ 8. ОБЩЕСТВО И ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 8. ОБЩЕСТВО И ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ 1. КнязьяПравителем всей Руси был великий князь киевский. С 1054 г. его родственники управляли отдельными частями страны – уделами. До 1132 г. (смерти Мстислава Великого) удельные князья были вассалами киевского князя. Князья имели в

На Древней Руси

На Древней Руси Летописная сказочка про «испытание вер» повествует, что евреи тоже хвалили князю Владимиру свою веру. Ехать для общения с евреями в иные земли необходимости у князя не было ни малейшего: если бы князь хотел, он мог пообщаться с иудаистами, не выходя из

СМЕХОВОЙ МИР ДРЕВНЕЙ РУСИ

СМЕХОВОЙ МИР ДРЕВНЕЙ РУСИ Разумеется, сущность смешного остается во все века одинаковой, однако преобладание тех или иных черт в “смеховой культуре” позволяет различать в смехе национальные черты и черты эпохи. /Древнерусский смех относится по своему типу к смеху

ГИБЕЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ГИБЕЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ Татары произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей… Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежащие в поле… Плано Карпини. История монголов . Половцы были старыми и

§ 3. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 3. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Наиболее надежными хранилищами книг были, конечно, монастыри и соборные храмы. В отличие от Западной Европы, на Руси и в эпоху развитого феодализма не было каменных замков феодалов, и само каменное строительство практически приходит именно с

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси За время государственного единства Киевской Руси сложился единый древнерусский народ. Это единство выражалось в выработке общего литературного языка, заменившего местные племенные диалекты, в формировании единой азбуки и развитии грамотности, в

Начало Древней Руси

Начало Древней Руси 862 Летописное известие о призвании варягов. Прибытие Рюрика в Ладогу О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры до сих пор. Согласно преданию, в середине IX в. в земле ильменских словен и угро-финских племен (чудь, меря и др.)

Расцвет Древней Руси

Расцвет Древней Руси 1019–1054 Правление Ярослава Мудрого Борьба Ярослава со Святополком продолжалась несколько лет, причем Святополк пользовался помощью своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, который был сам не прочь захватить Киев. Лишь в 1019 г. Ярослав

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Глава III Раннерабовладельческое общество древней Италии

Глава III Раннерабовладельческое общество древней Италии Экономика Италии в VI–III вв. до н. э В VI–III вв. до н. э. социально-экономическое развитие регионов Италии протекало крайне неравномерно. Наиболее процветающими в экономическом отношении были Этрурия и Кампания. В

Общество Древней Руси

12.06.2020

Система управления. Центральное место в системе управления Русским государством занимал князь. Он был главным правителем и высшим судьей, предводителем войска. По отдельным областям киевский князь рассылал в качестве наместников своих сыновей. Каждый такой удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев.

Князь Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Так возникла Боярская дума.

При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти «старцы», очевидно, избирались на вечах. Без поддержки веча князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль веча еще больше возрастала. Вече центральных городов отдельных земель стало призывать на правление и изгонять князей.

Социальная структура общества. С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества.

В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины— передававших по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования слоя бояр-вотчинников. Предполагается, что значительная (а возможно, и подавляющая) часть боярства происходила из среды местной племенной знати.

На землях бояр трудились зависимые от землевладельца крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор — ряд — об условиях их работы на него), закупы (трудившихся за долг — купу — взятый у землевладельца). Споры среди исследователей вызывает истолкование социального статуса смердов. Некоторые считают, что это название лично свободных крестьян, другие полагают, что они находились в зависимости от землевладельцев. Очевидно, содержание этого термина менялось в зависимости от исторического периода и региона.

Основная масса сельского населения Руси называлась людьми. Они жили вне вотчин и несли повинности только в пользу государства.

В самом приниженном положении находись холопы — рабы, в основном из числа военнопленных. Прослойка холопов была довольно значительна, их труд использовался в княжеских ремесленных мастерских, были и холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широко была распространена торговля рабами: захваченных в плен русские князья продавали в Византию, восточные страны. Однако значение рабского труда в экономике в целом было невелико.
 
Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Великий князь Владимир Святославич умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за киевский престол. Приемный сын Владимира Святополк (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. В борьбе за киевское княжение Святополк опирался па помощь польского короля и все же он потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника — брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь.

Ярослав вел частые войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 г. под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих стран. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) священников первого митрополита из русских — Илариона.

Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.), строил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде. Ярослав покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси.

Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил государство между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.

При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение различных слоен населения, а также наказания за преступления.

В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при поддержке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этого времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались набегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запал.
 
Владимир Мономах. В ходе княжеских усобиц и борьбы с половцами широкую известность приобрел переяславский князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича. Он явился инициатором проведения съездов князей, на которых были предприняты попытки урегулирования меж княжеские отношений и сохранения единства Руси перед лицом половцев.

Особенно важными стали решения съезда в Любеке в 1097 г. На нем определили, что князья становятся наследственными владельцами своих земель и не должны стремиться захватить владения родственников («каждый да держит отчиму свою»). Правда, Киев продолжал оставаться яблоком раздора, так как считался владением старшего в роду. По мере разветвления княжеской династии определить бесспорное старшинство стало невозможно.

В Любече было решено совместно выступать против половцев. В начале XII в. Владимир Мономах не раз добивался организации общерусских походов в степь. Половцы потерпели несколько сокрушительных поражений. Особенно крупными были походы 1103 и 1111 гг., когда дружины князей громили поселения половцев далеко от границ Руси.

В результате деятельности Владимира Мономаха образовалась своеобразная федерация княжеств. Номинальным главой ее был великий князь киевский. Однако правивший в Киеве двоюродный брат Мономаха Святополк Изяславич не пользовался влиянием как среди других князей, так и в самом Киеве, где его считали покровителем грабивших народ ростовщиков. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков. На вече киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха. Новый великий князь ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчавшие положение людей, попавших в кабалу к ростовщикам.

В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле киевского князя. Продолжая борьбу с половцами. Мономах на время обеспечил безопасность южных рубежей страны.

Владимир Мономах умер в 1125 г. Ему наследовал старший сын Мстислав, которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г. ему удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце. Однако после 1132 г. остановить распад Руси стало уже невозможно.

Ключевые слова: Общество, Древняя русь

Источник: История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2016.

Материалы по теме

Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Политическая организация общества

Н.В. Рябоконь. Философия УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2009

Глобальное общество: понятие и виды

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных…

Гражданское общество и государство

Теория государства и права — Учебник (под ред. М.Н. Марченко)

Теории общественного договора

Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и…

Проблемы взаимодействия между обществом и государством

Основы социологии и политологии — Козырев Г.И — Учебник для ссузов — 2008 — 240

Понятие системы в социологии

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Взаимосвязь государства и общества

Кравченко А. И., Политология: учебник. — Москва: Проспект, 2011.-448 с.

Русское Общество | ТОТА

Общества Киевской Руси

Русское общество возникло как ряд феодальных государств, сосредоточенных вокруг таких городов, как Киев, Новгород, Тверь и Владимир. В это время власть принадлежала небольшой группе правящих князей, большинство из которых происходило по линии основателей Рюрика. Ниже их были бояре, процветающий дворянский класс воинов, торговцев и законодателей. Они наблюдали за усилиями небольшого среднего класса торговцев, сгруппировавшихся в городах. Большинство населения работало в фермерских хозяйствах как феодальные крестьяне. К 17 веку эти крестьяне будут привязаны к своей земле по рождению, система, известная как крепостное право. Однако в период Киевской Руси социальная мобильность среди свободных людей распространялась в обоих направлениях; человек мог подняться до процветания или опуститься почти до рабства.

Каждый город действовал по-своему. Новгородская республика, например, принимала решения через выборных чиновников и совет бояр. Его князья выполняли в основном формальную и военную роль. Тем временем Владимиро-Суздальское княжество сохраняло более традиционный характер. Вообще дворянство Киевской Руси собирало налоги и дань со своих подданных. Они часто экспортировали эту дань в такие города, как Константинополь, что было важным источником дохода. Их прибыль можно было использовать для финансирования армий и импорта предметов роскоши. Таким образом, средневековая Россия превратилась в общество как процветающего богатства, так и крайней нищеты.

Относительная автономия между городами способствовала развитию конкуренции и постепенному разрушению федерации. Старшие члены семьи мужского пола обычно наследовали трон, что поощряло безудержную борьбу внутри династии Рюриковичей. События в мире, в том числе крестовые походы и упадок Константинополя, также ослабили позиции Киева с 12 века. Владимир возник как новый центр русской торговли и культуры, великое княжество. Когда татарские и монгольские войска вторглись в 13 веке, они оставили правящий класс нетронутым, но потребовали дани с юга. Владимир, как и Киев, был сожжен Золотой Ордой. Он сохранился до наших дней, но его влияние угасло.

Княжество Московское и Российская империя

Присутствие Золотой Орды способствовало консолидации власти между бывшими государствами Киевской Руси. Новое Великое княжество образовалось в городе Москве, выросшем из старого Владимиро-Суздальского. Благодаря осторожному политическому маневрированию, религиозной централизации и военной стратегии московским князьям удалось объединить русское государство, независимое от татар. Последние Рюриковичи, а позже Романовы построили земледельческое общество на спинах крестьян-батраков. Те, кто владел землей, как правило, были представителями дворянства и духовенства.

Влияние бояр уменьшилось при московских царях, особенно при Иване Грозном в 16 веке. В 1721 году царь Петр Великий перенес свою столицу в новый город Санкт-Петербург и основал Российскую империю. Он обратился к Европейскому Возрождению, чтобы продвинуть вперед свою империю, опираясь на особое влияние Франции. Дворяне Петербурга отказались от традиционной одежды в пользу европейских стилей. Они бегло говорили по-французски, учились за границей и нанимали репетиторов для своих детей. Императрица Екатерина Великая, корреспондент Вольтера, спонсировала искусство, музыку и литературу по темам Просвещения. Во время Французской революции многие дворяне бежали из своей страны в поисках безопасности России.

Русское общество становилось все более и более европейским, а его крестьяне продолжали свой древний феодальный образ жизни. Безземельные крестьяне, теперь крепостные, потеряли право покидать землю, на которой родились. Те, кто находился между крепостными и дворянскими, представляли небольшой средний класс бюрократов, солдат, торговцев и ремесленников. К 19 веку низшие классы начали выступать против аристократии. В 1825 году восстание декабристов поставило под угрозу правление царя Николая I. Это и сокращение военного присутствия подтолкнули к многочисленным реформам. Крепостное право было отменено в 1861 году царем Александром II. Правительство стало более представительным, особенно через местные советы, называемые земства . Однако эти шаги были слишком медленными и слишком запоздалыми. В 1871 году убийцы убили Александра II бомбой. Его сын, Александр III, ответил насилием и культурным консерватизмом.

Социальные структуры Советского Союза

В 1894 году царь Николай II унаследовал больную и неустойчивую империю. Россия была домом для растущего числа антимонархических движений, включая нигилизм и социализм. После нескольких лет Первой мировой войны общественные настроения достигли точки кипения. Русская революция 1917 смели старую сословную систему вместе с царем и его семьей. На смену ему пришел Союз Советских Социалистических Республик, СССР.

При социализме Советский Союз пытался реализовать бесклассовое государство, которое служило бы всем людям. Централизованная правящая партия принимала решения через комитет и партийный съезд. Со временем Политбюро и его генеральный секретарь, должность, которую занимали такие люди, как Иосиф Сталин, Никита Хрущев и Михаил Горбачев, стали наиболее влиятельными. Кроме того, лидеры Советского Союза могли носить титулы премьера или главы государства. Хотя социальная мобильность была выше, чем в большинстве стран, между партийными чиновниками, учеными, городскими рабочими и сельскими фермерами сохранялись определенные классовые различия. Те, кто работал на партию, как правило, получали льготы, в то время как крестьяне часто продолжали свой старый образ жизни в деревне.

В 1980-е годы Генеральный секретарь Михаил Горбачев руководил новыми либеральными реформами, известными как «Перестройка и гласность». Однако, как и царские реформы до них, эти изменения произошли слишком поздно, чтобы спасти Советский Союз. К 1991 году он распался, и власть перешла к президенту Борису Ельцину.

Современное российское общество

Современная Россия — полупрезидентская республика, возглавляемая президентом и премьер-министром. Законодательными органами являются Федеральное Собрание и Государственная Дума. Начиная с 2000 года страной в основном руководит президент Владимир Путин. Федерация разделена на 85 более мелких единиц. Большинство его жителей составляют этнические русские, но здесь также проживает много этнических меньшинств. Расовая напряженность, часто перенесенная из Советского Союза, сохраняется в некоторых районах. Северо-Кавказский регион, в частности, был свидетелем десятилетий конфликтов и терроризма между государством и исламскими или сепаратистскими движениями. После цензуры Советского Союза россияне восстановили большую часть своей древней истории и культурного наследия. Современное общество продолжает подчеркивать важность семьи и гостеприимства.

Справки

Бушкович Павел. Краткая история России . Издательство Кембриджского университета. 2012.

Мун, Дэвид. Русское крестьянство 1600-1930 гг.: Мир, созданный крестьянами . Рутледж. 2014.

Роуленд, Дэниел Брюс. Средневековая русская культура. Издательство Калифорнийского университета. 1984.

«Всемирный справочник: РОССИЯ». Центральное разведывательное управление, Центральное разведывательное управление, 29 мая 2018 г., www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html.

Вернадский Георгий. Киевская Русь . Издательство Йельского университета. 1973.

Зиглер, Чарльз. История России . АВС-КЛИО. 2009.

Российское общество

В начале ХХ века российское общество оставалось строго иерархичным. Царские политические структуры, религиозные ценности, армия и бюрократия, правила, регулирующие владение землей, и юридический кодекс — все это укрепляло социальную иерархию России, определяя положение и статус.

Русский «свадебный торт»

Социальная структура России часто изображалась и высмеивалась в визуальной пропаганде. Например, было несколько вариантов «русского свадебного торта» (см. рисунок выше). В этих изображениях русское общество показано как феодальная пирамида. Высшие классы поддерживаются трудом рабочих масс, которых держат в узде работа, религия и угроза насилия.

В действительности основание этого торта было значительно шире, чем можно предположить на этих изображениях. Бедное крестьянство и промышленный рабочий класс составляли более четырех пятых населения, в то время как образованный и профессиональный средний класс России был ничтожно мал по сравнению с британскими, французскими и немецкими.

Согласно историку Майклу Линчу, перепись 1897 года разделила русских людей на следующие классы:

Высшие классы : Члены королевской семьи, дворянство, высшее духовенство: 12,5%.
Средние классы : Торговцы, бюрократы, специалисты: 1,5%.
Рабочий класс : Фабричные рабочие, ремесленники, солдаты, матросы: 4 процента.
Крестьяне : Землевладельцы и безземельные фермеры: 82 процента.

Аристократия

На вершине этой метафорической пирамиды сидела российская королевская власть и аристократия, которые по большей части жили в комфорте, изолированном от неудовлетворенности низших классов.

Дворянские титулы и землевладение были основными детерминантами привилегий в царской России. Сам царь был крупным землевладельцем, владевшим до десяти процентов пахотных земель в западной России. Русская православная церковь и ее высшее духовенство также владели большими участками земли.

Защищая свое богатство и привилегии, российская земельная аристократия была, пожалуй, самой консервативной силой в империи. Отмена крепостного права в 1861 г. позволила многим из них увеличить свои земельные владения, в основном за счет государства и освобожденных крепостных.

Большинство министров и ближайших советников царя были набраны непосредственно из аристократии. Оказавшись в министерстве, они часто блокировали или выкрикивали предлагаемые реформы. Сергей Витте — сам аристократ, хотя и без больших земельных владений, — утверждал, что «многие из аристократов невероятно скупые [жадные] лицемеры, негодяи и бездельники».

Средний класс

Средний класс в России работал на государство (обычно на высших должностях бюрократии) или в частном секторе либо в качестве владельцев малого бизнеса, либо в качестве квалифицированных специалистов (врачей, юристов и менеджеров).

Промышленный рост в 1890-х годах способствовал расширению среднего класса за счет увеличения числа фабрикантов, бизнесменов и предпринимателей. Члены этой группы, как правило, были образованными, светскими и восприимчивыми к либеральным, демократическим и реформистским идеям.

Представители среднего класса занимали видное место в таких политических группах, как кадеты (конституционные демократы), а позже были широко представлены в Государственной Думе.

Крестьянство

Крестьянство было самым многочисленным социальным классом империи. В нем было как минимум четверо из каждых пяти россиян. Большинство обрабатывало небольшие участки земли, используя методы ведения сельского хозяйства, мало изменившиеся со времен Средневековья.

Земледелие в России было трудным делом, которое диктовалось почвой, погодой, а иногда и чистой удачей. В целом легче было в «житницах» южных регионов России, где почва темная и богатая, а климат более умеренный. В этих районах процветали зерновые культуры, такие как ячмень, рожь и овес.

Далее на север и восток, за Урал и в сторону Сибири, почва была более твердой и менее плодородной, что затрудняло производство зерна. Крестьяне здесь больше полагались на клубневые культуры, такие как картофель, репа и свекла. На большей части территории Сибири почва была твердой, мерзлой и непригодной для земледелия.

Российскому сельскому хозяйству также мешала его зависимость от устаревших методов и приемов. Большинство крестьян расчищали, вспахивали и засевали землю вручную, без использования техники или химических удобрений. Некоторые более зажиточные крестьяне имели вьючных животных.

Изменения после 1861 г.

До 1861 г. большинство русских крестьян были крепостными и не имели юридического статуса или прав свободных людей. Указ Александра II об освобождении предоставил им свободу передвижения и другие права, но последующий передел земли привел к тому, что тысячи крестьян оказались в худшем положении, чем раньше.

После освобождения лучшие участки сельскохозяйственных угодий обычно отдавались дворянам-землевладельцам. Они оставляли его себе или сдавали в аренду за высокую арендную плату. Бывшим крепостным оставили то, что осталось, но они были вынуждены внести 49ежегодные выкупные платежи правительству — по сути, 49-летняя государственная ипотека. Эти выкупные платежи часто превышали ренту и поземельные налоги, которые они платили до 1861 года. мир также отвечал за другие административные обязанности, такие как сбор налогов и поставка новобранцев в Имперскую армию.

Близорукое крестьянство

Небольшие размеры этих крестьянских общин (в большинстве деревень насчитывалось от 200 до 500 человек) и их разрозненное размещение сформировали мировоззрение русских крестьян. Формального образования было мало или совсем не было, поэтому большинство крестьян были неграмотными. Немногие крестьяне путешествовали и возвращались, поэтому мало что было известно о мире за пределами их деревни.

Как следствие, крестьянские общины были изолированными и оборонительными. Они полагались друг на друга в поисках информации и относились к посторонним и незнакомцам с подозрением и даже паранойей. Немногие крестьяне имели хоть какое-то представление о правительстве, политике или экономике. Многие были очень религиозны и суеверны вплоть до средневековья. Они верили в магию, колдовство и дьявольщину и носили с собой символы и значки, чтобы отогнать неудачу.

Значительная часть крестьянства была верна царю. Некоторые прошли военную службу, где им внушили процарские идеи. Другие мало знали о царе и еще меньше заботились о нем. Они ненавидели бюрократию за ее налоги, правила и повинности; они боялись, что армия заберет их сыновей. Они мало кому доверяли, кроме своих собственных.

Крестьянские настроения и инакомыслие

Но, несмотря на всю свою политическую апатию, крестьянство время от времени пробуждалось к действиям, особенно изменениями, непосредственно затрагивавшими его, такими как нехватка продовольствия или новые налоги. В 189 г. произошли значительные крестьянские протесты.4 когда правительство ввело государственную монополию на производство водки (раньше крестьяне могли перегонять ее самостоятельно при условии уплаты небольшого акциза государству).

Многие крестьяне также были восприимчивы к антисемитской пропаганде, обвинявшей русских евреев во всем, от неурожаев до пропажи детей. Подстрекаемые слухами и агитаторами, крестьянские банды в конце 1800-х — начале 1900-х годов устроили десятки погромов. Крестьянские волнения и насилие вспыхнули во время революции 1905 года, хотя они были направлены больше против землевладельцев, чем против правительства.

Хотя крестьянские восстания никогда не были массовыми по всей России, хорошо спланированными и скоординированными, тем не менее они беспокоили царский режим.

Бедственное положение женщин России

Независимо от класса и положения, российское общество было глубоко патриархальным. Мужчины доминировали в обществе, на работе и в правительстве.

Это был не просто продукт социальных ценностей, он был кодифицирован в законе. Российский кодекс давал мужьям почти неограниченную власть принимать решения в семье. Ожидалось, что жены будут уступать своим мужьям и подчиняться им. Замужние женщины нуждались в прямом разрешении своего мужа, чтобы устроиться на работу, подать заявление на получение большинства государственных разрешений, получить паспорт или поступить в высшие учебные заведения.

Русские женщины не могли инициировать бракоразводный процесс (хотя законная власть мужа над его семьей могла быть лишена в случаях недееспособности, таких как алкоголизм или психическое заболевание). Если мужчина умирал, то его дети мужского пола наследовали большую часть его имущества; его жена и дочери получили лишь небольшую долю.

Средний возраст вступления в брак крестьянок России был 20 лет; для аристократии и среднего класса он был на несколько лет старше. В России был один из самых высоких показателей детской смертности в западном мире. К концу 1800-х годов около 47% детей в сельской местности не доживали до своего пятого дня рождения.

Взгляд историка:
«Отношение [царского] режима к дворянству зависело от обстоятельств каждого отдельного царствования. Однако все цари считали дворянство ключевым классом с точки зрения богатства и социального лидерства. Они подкрепляли социальную иерархию, составлявшую неотъемлемую часть всей концепции политического самодержавия. Без этого политическая система не сможет эффективно работать. Часть знати была вовлечена в процесс управления – но это не было их ключевым значением. Как и в Пруссии, молчаливое понимание заключалось в том, что социальные полномочия дворянства были усилены в обмен на признание самодержавия, которое по существу не предполагало вклада в его осуществление».
Стивен Дж. Ли

1. Российское общество насчитывало более 125 миллионов человек. Было значительное разнообразие этнической принадлежности, языка и культуры.

2. Господствующими классами были члены королевской семьи, аристократия и землевладельцы, имевшие значительное политическое влияние.

3. Средний класс в России был немногочисленным по сравнению с другими странами, но к началу 1900-х годов он рос.

4. Крестьянство составляло самую большую часть, большинство из которых проживало в небольших общинах, разбросанных по всей империи.

5. Российское общество было крайне патриархальным, в большинстве сфер принятия решений доминировали мужчины, а женщинам было отказано во многих юридических и гражданских правах.

Информация для цитирования
Название: «Русское общество»
Авторы: Дженнифер Ллевеллин, Майкл МакКоннелл, Стив Томпсон
Издательство: Alpha History
URL: .

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *