Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Омск происхождение названия города: Почему Омск так называется?

до XVII века. Официальный портал Администрации города Омска

Город Омск располагается на территории Среднего Прииртышья, которая начала заселяться людьми более 14 тыс. лет назад. Древние люди селились по берегам реки Иртыш, являвшейся ориентиром для передвижения племен в древности.

©Фото предоставлено Е.М. Данченко, Омский государственный педагогический университет

Красноярское городище – средневековая Кызыл-тура. Усть-Ишимский район Омской области

Проведенные археологические раскопки показали, что в период неолита (IV тысячелетие до новой эры) здесь проживали в основном охотники и рыболовы. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок каменные орудия труда, фрагменты лепной керамики, кости животных и рыб.

©Фото предоставлено Е.М. Данченко, Омский государственный педагогический университет

Стратиграфический разрез оборонительных сооружений Красноярского городища. Усть-Ишимский район Омской области. Раскопки Е.М. Данченко

В III тысячелетии до новой эры зарождается скотоводство, население начинает осваивать процесс изготовления орудий труда из меди, во II тысячелетии – из бронзы.

©Фото предоставлено Е.М. Данченко, Омский государственный педагогический университет

Бронзовый котел раннего железного века. Саргатский район Омской области. Раскопки В.А. Могильникова

Район Среднего Прииртышья с его богатыми дичью и рыбой лесными просторами, озерами и реками был привлекательным местом миграции самых разных народов: индоевропейских, самодийских, финно-угорских, монгольских, тюркских.

В средние века южная территория Западной Сибири входила в состав различных кочевых империй – от Западно-Тюрского каганата до Сибирского ханства.

©Фото предоставлено Е.М. Данченко, Омский государственный педагогический университет

Погребения 42 и 43 Красноярского археологического комплекса. Эпоха средневековья. Усть-Ишимский район Омской области. Раскопки Е.М. Данченко

История освоения Прииртышья русскими связана с именем Ермака. В 1581 году легендарный казачий атаман со своим отрядом совершил набег на земли хана Кучума. Казаки, разгромив на берегу Иртыша войско Кучума и заняв столицу Сибирского ханства Кашлык (другие названия ханства – Искер, Сибир), обязали коренных жителей выплачивать дань победителям – ясак. Экспедиция Ермака нашла одобрение у царя Ивана IV, который наградил всех участников Сибирского похода.

В последней четверти XVI века при Борисе Годунове в Сибири приступили к строительству городских поселений для защиты от набегов кочевников и управления местным населением. С XVII века началось заселение сибирской территории русским земледельческим населением и казаками. Почти весь XVII век прошел в напряженной борьбе с кочевыми сибирскими племенами.

©Иллюстрация цитируется по изданию: Ю.С. Надточий. Тобольский музей-заповедник. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1988. – 240 с.

Казаки Ермака прорываются через засаду Кучума (фрагмент)

В 1696 году сибирский историк и картограф Семен Ремезов в «Чертежной книге Сибири» отметил место впадения реки Оми в Иртыш и сделал надпись: «Край о самой степи Калмыцкая пристоити вновь быти городу», определив тем самым судьбу Омска.

Наталья Елизарова, к.и.н., автор-составитель

Сергей Татауров: «Раньше запрещалось говорить, что цивилизация существовала в Сибири до прихода русских» | Последние Новости Омска и Омской области

А вы знали, что на окраине современного Омска стоял древний город, что из наших краёв несколько раз вытесняли друг друга народы самого разного происхождения и что наши земляки, жившие много веков назад, любили рисовать солнце и лосей?

В школе мы все изучали историю Древнего мира, средневековой Европы и Руси. А о прошлом земли, где ныне расположена Омская область, большинство современных омичей практически ничего не знает. Тайны, скрытые в глубине веков, читателям «БК» раскроет кандидат исторических наук, заведующий сектором археологии Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения Сергей Татауров.

Двухметровые люди в «Птичьей гавани» и Асгард на дачах

– Статья «Википедии» «Омская стоянка» повествует о том, что около 8000 лет назад в районе нынешнего парка «Птичья гавань» жили очень высокие люди: «Они принадлежали к европеоидно-монголоидной расе и были высокого роста: мужчины – около 200 см, женщины – около 170 см». Звучит невероятно! Сергей Филиппович, это правда?

– Людям всегда нравились и будут нравиться мифы. Без этого скучно. Наверно, жили двухметровые люди, а может, даже и повыше. И Асгард был под Омском… Жителей города очень привлекают эти мифологемы, которые заставляют интересоваться прошлым. Но, какой бы красивой эта сказка ни была, она является сказкой. На самом деле в городе Омске и без мифов хватает истории. Столько объектов, которые нужно показать горожанам, рассказать о них! Я думаю, что от этого город только выиграет.

Конечно, на месте знаменитой Омской стоянки жили люди обычного роста. Это действительно интересный памятник каменного века. Менялись эпохи, но люди на этом месте всё равно появлялись. Там найдены древности и эпохи бронзы, и раннего железного века, и даже средневековья.

На самом деле на территории Омска находится около 50 памятников археологии самых разных эпох.

– В каких микрорайонах Омска находятся эти памятники?

– Они есть практически в каждом микрорайоне. Начиная с центра города, весь берег Иртыша вплоть до метромоста был сплошным поселением. Там, где было здание «Саламандры», находится очень интересный могильник бронзового века. Здесь находили бронзовые ножи и керамику. На территории Телецентра есть курганный могильник. В Нефтяниках, где стоит второй корпус ОмГУ, было древнее поселение. В районе посёлка Берегового находилось городище. Московка – это самая неизученная часть города. Чкаловский посёлок долгое время был режимным, и учёных туда не пускали. Но и тут есть археологические памятники – поселения эпохи бронзы на берегу небольших озёр, которые существовали в то время. Какие-то из памятников Омска исследованы археологами. Какие-то ждут своего часа. А какие-то не дождутся, потому что их разрушили и застроили…

Вся Омка – это тоже сплошное поселение. Люди жили на ней достаточно плотно. Но самый известный из памятников – городище Большой Лог за Амурским посёлком, за железнодорожным мостом на правом берегу Оми. Огромнейший комплекс появился в эпоху бронзы – сразу как протогород. Он занимает несколько гектаров и укреплён очень мощными линиями рвов и валов.

– Это тот самый легендарный древний город, который, как пишут СМИ, стоял на территории нынешнего Омска? Эзотерики называют его Асгардом.

– Это город, но как он назывался, я не знаю. Он находился на хороших торговых путях и просуществовал фактически до прихода русских в Сибирь. Через Омку здесь идёт каменная коса, и в любое время, когда нет льда, по ней можно перейти реку. Это был город со своей инфраструктурой, со своим снабжением, с торговыми кварталами, с налаженным рынком. Люди производили продукцию, зная, что она будет куплена в сотнях километров отсюда. Здесь было достаточно развитое ремесленное производство. Мы нашли там интересную посуду: на уже готовую просушенную керамику сверху налагался слой жидкой глины – ангоб. В окрýге комплексов с такой технологией не было. Жители разводили скот: город без продуктовых ресурсов существовать не мог. С другой стороны, они знали, что им не надо сеять ячмень, что они в обмен на свою продукцию обязательно получат продукты питания.

Исчезнувшие народы, которые любили Солнце

– Насколько развиты были технологии у древних жителей Сибири по сравнению с народами, история которых более широко известна?

– В деревне Ростовка есть могильник, который раскапывал мой учитель Владимир Иванович Матющенко. Там было найдено много воинских захоронений, но есть и обычные. Археологи собрали под Ростовкой коллекцию бронзовых доспехов и оружия. Они были изготовлены по уникальным технологиям, которые позже были утеряны, и их очень долго восстанавливали. Находки относятся к XIV веку до нашей эры. К тому времени существовали египетская цивилизация, цивилизация в Месопотамии. Население Сибири уже было вписано во всеобщую историю. Но, к сожалению, это пока никому не интересно…

– Что за народ жил в Большом Логе и в районе Ростовки? Это были предки сибирских татар или же некий исчезнувший этнос?

– За века существования города на месте Большого Лога в нём менялись народы и правители. Последними были сибирские татары. Но тюркское население пришло позже. Прежде была миграция с запада на восток по степному поясу, и люди пришли в Сибирь из Европы.

– Как выглядели эти люди, пришедшие с запада?

– Это были индоевропейцы, близкие к современным. Восстановлением их облика ещё никто не занимался. Владимир Матющенко был тогда сотрудником Томского университета, поэтому все материалы из могильника под Ростовкой отвезли в Томск, и там они до сих пор и лежат. Кроме того, сохранность костей в могилах – не очень хорошая. Облик мужчин и женщин раннего железного века уже реконструировали, а до эпохи бронзы мы ещё не дошли. Вслед за уграми – предками современных хантов – в Западную Сибирь пришло тюркское население, потом наступила татаро-монгольская эпоха, затем сюда переселились русские.

– Имелись ли у древних жителей Омской области некие «любимые» образы в изобразительном искусстве? Кто изображён в рисунках и скульптурах: животные, птицы, люди?

– Древние сибиряки были верующими людьми ещё до прихода мировых религий. У них были тотемы-покровители, и люди носили амулеты, в которых заключалась дополнительная сила покровителей. Нужно сказать, что все мы очень любим свою звезду – Солнце, и солярные знаки – самые распространённые во все времена для всех народов Земли. Одним из первых люди стали рисовать солнце – кружок и лучики. Потом они стали изображать окружающий мир, зверей – особенно тех, которых любили использовать в пищу: быков, лосей. У угорского населения сложились культы медведя и лося, у тюрков – культ волка, лошади и барана. Лошадь почиталась как источник жизни: на ней перемещались, её ели, с её помощью выполняли работу. В могильнике под Ростовкой был найден кинжал со скульптурой в навершии – фигуркой лыжника, следующего за лошадью. Такая форма передвижения была зафиксирована впервые.

Импорту из Китая – 1500 лет

– Какие дома были у древних жителей Омской области? Как эти люди грелись в сибирские морозы?

– Первое, о чём пришлось человеку серьёзно задуматься, когда он оказался в Сибири – это, конечно, как согреться. Человек пришёл сюда с огнём. Без огня он бы в Сибири не выжил. От холода приходилось искать укрытия. Самое раннее жилище, которое лично я изучал, – это землянки. Они достаточно глубокие, с очагами открытого типа. В крышах были дыры, чтобы вытягивало дым. Потом человек стал придумывать закрытые очаги, печки, чувалы. Постепенно жилища начали вылезать из земли. Сначала появились полуземлянки. Они становились всё выше и выше и, наконец, превратились в наземные жилища.

– Можно ли по археологическим находкам восстановить, во что одевались древние омичи?

– Эта работа во многом сделана. Историки реконструировали костюмы эпохи бронзы, эпохи раннего средневековья. Судить о первой одежде можно по народам Севера: у них все эти малицы и кухлянки сохранились с доисторических времён. В эпоху бронзы люди уже знали, что такое ткачество и плетение. У них была одежда, которая защищала их от обычной кожаной и меховой: рубахи, штаны. А потом начинается формирование костюма. Появляются более сложные комбинации одежды, кожаная обувь, головные уборы. На голове носили капюшоны, малахаи, большие шапки с ушами, чтобы можно было полностью закрыть лицо.

– Мужчины и женщины носили похожую одежду или она различалась?

– Сначала она была почти одинаковой. Залогом появления мужской и женской одежды стала не физиология, а трудовая деятельность. Мужчинам-охотникам требовалась одежда, не мешающая двигаться, подкрадываться к животным. Женщинам это было не столь нужно, потому что они занимались бытом – приготовлением пищи, изготовлением утвари и той же одежды. Потом началась социологизация общества: нужно было подчеркнуть костюмом, кто женщина, а кто мужчина. А потом появляется расслоение общества на богатых и бедных – и нужно опять это показать. С появлением религий возникла необходимость продемонстрировать, что человек – приверженец какой-либо веры. Нагрузка на костюм всё увеличивалась и дошла до того, что мы все сейчас ходим одетые сплошь в китайское и турецкое [улыбается].

– Как себе добывали еду наши древние земляки? Они только охотились или умели сеять, разводить скот?

– Когда численность населения увеличилась, перестало хватать природных пищевых ресурсов. Одной охотой и рыболовством люди не смогли прокормиться, хотя угодья в Сибири – достаточно большие и богатые. Уже в эпоху бронзы возникло скотоводство. Причём в Западной Сибири не было животных, склонных к одомашниванию. Пришлось людям завозить с Южного Урала и разводить крупный рогатый скот, лошадей, овечек с барашками. У нас снега большие, и круглый год держать животных на подножном корму оказалось трудно. Так появились орудия труда для заготовки кормов. В поздний бронзовый и в ранний железный век возникают зачатки земледелия. Мы нашли на реке Таре уникальный китайский чугунный плуг для пахотного земледелия. Это изделие эпохи Тан – V век нашей эры.

– Уже в то время импорт из Китая появился?

– Он появился гораздо раньше. Но интересен сам факт, что в Сибирь из Китая привезли не украшения и оружие, а пахотное сельскохозяйственное орудие.

Ермак, Бухгольц и тюрки

– Какой образ жизни вели коренные жители Омской области, когда в Сибирь пришел Ермак?

– К тому времени в Большом Логу был просто военный городок. Он охранял рубежи Сибирского ханства и торговые пути: всем хотелось и сейчас хочется «пограбить караваны». Для Сибирского ханства была характерна уже оседлая жизнь: в основном животноводство, зачатки земледелия, немножко – охота и рыбалка. Образ жизни зависел от того, какой ясак хан Кучум накладывал на жителей: например, оборона границ, если рядом с границами ханства жили, или участие в военных походах.

Я могу много говорить о прошлом, но политике Москвы, а потом даже советской власти было невыгодно, чтобы историки рассказывали людям о том, что в Сибири существовала цивилизация до прихода русских, что здесь были развитые города и свои учёные. В школе нас учили, что Кортес и Писсаро разрушили цивилизации инков и майя. А то, что мы сделали то же самое на окраинах Российской Империи, – запретная тема. Только сейчас появилась возможность говорить о том, что государственность Сибири была ещё в раннем железном веке. Были здесь города – тот же Большой Лог. Были правители, были династии, были политические и торговые отношения с другими государствами – со Средней Азией, с Дальним Востоком, с Китаем.

– Каждому омичу известно, что Иван Бухгольц основал Омскую крепость в нынешнем историческом центре Омска. А кто жил в то время на территории, которую в наши дни  занимают остальные округа города?

– К приходу русских здесь везде жило тюрко-татарское население. Вокруг Омска угорского населения уже не осталось: оно было оттеснено татарами на север. Достаточно долго, пока Омская крепость не стала городом – фактически чуть ли не до конца XVIII века, левый берег Иртыша занимали киргизские стоянки. Их жители торговали с русскими. Например, микрорайон Каржас на Левобережье изначально был тюркским поселением.

– Летом прошлого года произошёл скандал, когда на улице 70 лет Октября раскопали старое кладбище аула Каржас и начали строить на этом месте спорткомплекс. Консул Казахстана в Омске выступил с протестом, и стройку прекратили. Это было казахское поселение?

– Да. И слава Богу, что нашёлся человек, который побеспокоился за свой народ, потому что там, где сейчас находится микрорайон «Кристалл», располагалось большое русское кладбище. Его просто снесли и поставили на этом месте многоэтажки. К сожалению, не нашлось у русских консула, который бы этим возмутился: «Что же вы на русские могилы ставите дома?»… У нас отношение к археологии, к нашей древней истории – очень негативное.

Память о наших предках

– Проблема в том, что Омск – единственный город-миллионник, который не имеет археологической карты. Провести дополнительные исследования, оформить карту нужно обязательно хотя бы для того, чтобы спасти памятники, которые ещё не застроены, и облегчить работу строителям. В идеале должно быть так. Человек решил строиться, взял участок, а на чертеже уже стоит гриф: «Археологами проверено, исторической ценности земля не представляет». Но у нас всё иначе…

К сожалению, отношение к археологии со стороны наших властей – очень безынтересное. В Омской области около 1500 памятников археологии – и всего один археолог в Управлении охраны культурного наследия, который занимается охраной памятников древности. Вот я вам задам вопрос. Где была первая Омская крепость? Откуда пошёл город Омск?

– Я смогу показать только комплекс «Омская крепость»…

– Это вторая Омская крепость. А вопрос относится к первой Омской крепости. Она располагалась там, где была Ильинская церковь, а сейчас находится памятник Ленину. Мы много раз обращались и в городскую, и в областную администрацию с предложением обозначить к 300-летию её границы, чтобы люди видели, откуда пошёл город Омск. Мы проводили в этом месте небольшие раскопки на свои средства и нашли культурный слой времён основания города. Но, к сожалению, у властей не нашлось ни денег, ни желания, чтобы показать первую Омскую крепость. А что касается второй Омской крепости, то весной мы хотим провести раскопки и найти могилу Ивана Шпрингера – человека, который её построил.

– Распространено мнение, что сейчас в регионе живут в основном потомки переселенцев из европейской части России. Остались ли гены коренных жителей Омской области в генофонде современных омичей?

– Конечно, остались. В Сибири смешение народов происходило фактически всегда. Сильные народы ассимилировали слабые. Когда мы изучали археологические памятники времён тюркизации, то часто находили парные захоронения, где мужчина – тюрок, а женщина – угорская. Небольшие отряды русских переселенцев тоже «расплывались» среди массива угорского и татарского населения. Правда, русские с татарами заключали смешанные браки реже – из-за разных религий.

– Могут ли современные омичи сказать, что древние люди, могилы которых находят археологи, – в какой-то степени наши предки?

– Конечно! Любой человек, который умер на нашей земле и что-то сделал для этой земли, – наш предок. Он построил здесь дом, в котором жили наши предки по крови, – значит, и он в какой-то мере тоже наш предок.

Местоположение, население и значение! • Твоя Русь

Так как это второй по величине город Сибири после Новосибирска и девятый по величине город страны. Помимо своего особого значения, так как это главный транспортный узел! Можно сказать, что город Омск является одним из важных городов Сибирского региона.

В этом параграфе мы узнаем больше о расположении этого города, населении, важности и много другой интересной информации. Присоединяйтесь к нам!

Где найти Омск на карте России?

Город Омск в России является административным центром и крупнейшим городом одноименной области. Город расположен на юго-западе Сибири в азиатской части Российской Федерации. Это примерно в 450 км к северу от столицы Казахстана Нур-Султан и в 600 км к западу от города Новосибирска, крупнейшего города Сибири.

А вот расстояние до некоторых крупных городов России от Омска:

Расстояние до столицы, Москвы: 2238,6 км.

До Санкт-Петербурга: 2589,43 км.

И, наконец, расстояние между Владивостоком и Омском составляет 4322 километра.

Откуда Омск получил свое название?

Основан город в 1716 году, назван в честь реки Омь. А «Тихий» — значение имени на наречии барабинских татар.

Значение и численность населения:

Омск является вторым по величине городом в Сибири после Новосибирска и девятым по величине городом в Российской Федерации.

Согласно последней переписи населения, в городе проживает более одного миллиона жителей, а по данным переписи 2021 года оно достигло 1 139 897 жителей.

Омск как транспортный узел:

Фактически Омск выполняет функции железнодорожной станции Транссибирской магистрали и речного порта. Поэтому этот город имеет особое значение, так как является основным транспортным узлом:

Железная дорога:

Омск является важным железнодорожным узлом, а также узловым пунктом северной и южной веток Транссибирской магистрали. Прежде всего, город также служит крупным узлом региональной сети автомобильных дорог.

Речной транспорт:

Речные порты города также обслуживают как пассажиров, так и грузы, предоставляя городу доступ к обширным водным путям Иртыша и реки Омь. С другой стороны, водные пути соединяют Омск с угольными и горнодобывающими городами выше по течению в Казахстане, а также с нефтяными, газовыми и лесопромышленными предприятиями северной Сибири.

Самолет:

Кроме того, Омск является важным авиационным узлом Сибири и Дальнего Востока России, так как обслуживается аэропортом Центральный.

По сути, аэропорт Центральный обслуживает город и открывает доступ не только к внутренним направлениям, но и к международным (прежде всего немецким и казахстанским) направлениям.

Аэропорт города обеспечивает пассажиропоток не только по внутренним, но и по международным направлениям.

Административное деление:

Город имеет областное значение, делится на пять административных районов (городских административных округов) в качестве внутренних районов (районных административных единиц):

ЦАО:

ЦАО охватывает центральную часть города. По сути, здесь сосредоточены важнейшие культурные и промышленные объекты.

В ЦАО расположены Омский государственный музыкальный театр, Академический драматический театр, Детско-юношеский театр им. А. Блинова, Омский цирк, другие учреждения культуры и искусства.

С другой стороны, ЦАО является административным центром не только города, но и района.

Ленинский административный округ.

Советский административный округ.

Кировский административный округ.

Октябрьский административный округ.

 

Узнайте о самой длинной железнодорожной ветке на территории Транссибирской магистрали (ТСР).

А также вы можете прочитать больше о красивых городах России.

Для получения дополнительной информации следите за нами на нашей странице в Facebook.

 

Алексей Явленский в Сибири | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Алексей Георгиевич Явленский (1864–1941) получил мировое признание благодаря своей жизненной изобразительной энергии, ощущению напряженной одухотворенности и колорита своих картин. Русский по происхождению, деятель с неразрывными культурными связями со страной, Явленский вошел в круг мастеров, связанных с зачатками европейского авангарда.


Натюрморт с яркой скатертью. 1909. Фрагмент
Омский художественный музей им. Врубеля

Алексей Георгиевич Явленский (1864-1941) получил мировое признание благодаря жизненной изобразительной энергии, ощущению напряженной одухотворенности и колорита своих картин. Русский по происхождению, деятель с неразрывными культурными связями со страной, Явленский вошел в круг мастеров, связанных с зачатками европейского авангарда.

Выпускник Московского военного училища, Явленский учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, до поездки в Мюнхен в 189 г.6 продолжить обучение в школе Ашбе; в Германии он также стал известен как фон Явленский. Находясь в Германии и Швейцарии, он познакомился с произведениями как классического, так и современного искусства; Начало Первой мировой войны и связанные с этим политические события в России вынудили его эмигрировать. В Европе Явленский стал известным художником, пользующимся настоящим успехом как у искусствоведов, так и у публики.

Только его «Родина» осталась к нему равнодушной. Его искусство было проигнорировано, а его имя забыто, явление, которое отчасти можно объяснить тем, что все его творческое наследие находится за границей. В российских музеях и частных коллекциях находится не более 25 его работ, половина из них находится в сибирском городе Омске. В основном это работы конца XIX в.го и начала ХХ веков, что позволяет оценить творческий путь Явленского — от академических портретов до постимпрессионистских и фовистских пейзажей и натюрмортов.

Интересен вопрос, как произведения Явленского попали в Омск, учитывая, что сам художник никогда не был в Сибири. Летом 1891 года, будучи студентом Академии художеств, Явленский вместе со своим другом Григорием Ярцевым отправился на Южный Урал, чтобы сделать несколько «пленэрных» этюдов. Но ни тогда, ни позже Явленский до Омска не ездил. Так совпало, что его мюнхенский знакомый Давид Бурлюк — еще один исследователь новых направлений в искусстве — приехал в Омск в 1919, где он устраивал вечеринки — он называл их «грандиаусарами» — и организовывал авангардную выставку, имевшую значительный местный резонанс.

Мог ли он привезти с собой картины Явленского? Ответ должен быть отрицательным, так как коллекция Омского музея хронологически разнообразна, собрана более чем за двадцать лет до того, как «поселилась» в Омске; кроме того, некоторые автопортреты и портреты братьев художника указывают на то, что эта коллекция должна была принадлежать одному из родственников Алексея Явленского. Все имеющиеся данные свидетельствуют о том, что коллекция каким-то образом связана с братом Явленского Дмитрием (1866-1919 гг.).20?)[1].

После отъезда в Германию Явленский неоднократно встречался со своим братом Дмитрием. В 1898 году он посетил Ярославскую губернию , где Дмитрий работал уездным писарем в Романове-Борисоглебске. Видимо, именно тогда художник написал портрет Дмитрия, до недавнего времени зарегистрированный как «Портрет неизвестного в сером». Опять-таки не подлежит сомнению, что Алексей Явленский познакомился со своим братом в Петербурге в 1906 году, куда художник приехал для участия в выставке, устроенной Дягилевым; в то время Дмитрий работал в МВД.

Явленский участвовал и в ряде других выставок в Петербурге, присылая свои картины из Мюнхена[2]. Возможно, после окончания выставок Дмитрий собирал работы брата, и таким образом в петербургской квартире Дмитрия Явленского постепенно накапливалась коллекция картин Явленского.

В конце 1913 года Дмитрий Явленский принял должность генерал-губернатора Степного края. Переехав в Омск, он, возможно, привез с собой свою коллекцию произведений Явленского. Для предвоенного и военного времени были характерны стремительные перемены в карьере, и с этого момента судьба Дмитрия Явленского тесно связана с коллекционированием. В сентябре 1915 года он был назначен губернатором Акмолинской области недалеко от Омска, а через три месяца стал губернатором Псковской, а затем Могилевской областей на западе тогда еще царской Российской империи. Нетрудно представить беспорядок таких поспешных приготовлений к отъезду: может быть, действительно, коллекция осталась в Омске, учитывая, что семья Явленских, вероятно, собиралась туда вернуться.

Революция и последовавшая за ней Гражданская война явно осложнили их планы и надежды.

В ноябре 1919 г. Красная Армия захватила Омск, а в начале 1920 г. местные коммунистические чиновники начали подготовку к открытию Омского худпрома (художественно-ремесленного училища им. Михаила Врубеля) с примыкающим к нему музеем. Вполне вероятно, что в то время. Произведения Явленского были вывезены — экспроприированы — в музей (описи не обнаружены).

В 1930 году училище было закрыто, а часть его коллекции передана в художественный отдел Западно-Сибирского краеведческого музея, который позднее (в 1940) был преобразован в Музей изобразительных искусств.[3] Согласно документам, работы Явленского сначала выставлялись в музее, но вскоре были отправлены на хранение[4]: в музейных каталогах 1940-х и 1950-х годов они не значились. Только в начале 1980-х годов эти работы стали объектом особого внимания, и были предприняты первые шаги по расследованию их происхождения.

Одновременно три картины: «Портрет неизвестного», «Портрет военного с сигаретой» и «Портрет неизвестного в сером» — все переданы из ХудПрома в 1932 и приписываемых «неизвестному художнику из круга Валентина Серова» — стали объектами исследования.

Установление личности молодого человека — натурщика в «Портрете неизвестного» — было важнейшей следственной задачей. Композиция портрета — голова натурщика повернута на три четверти, а его взгляд, по-видимому, отражается в зеркале — намекала на то, что работа может быть автопортретом. Однако сравнение портрета с другими автопортретами из разных коллекций конца XIX в.го и начала 20 века не дали результатов. Эксперты крупнейших музеев России не смогли предоставить атрибуцию. В данном случае решение проблемы пришло не что иное, как постоянное общение с самим портретом! Возможность повесить произведение искусства — в данном случае «Портрет неизвестного» — на стене комнаты музейного хранителя — действительно редкая привилегия.

Образ субъекта раскрывается в книге о движении «Der Blaue Reiter» («Синий всадник»); в нем был автопортрет Алексея Явленского, написанный в 1914 из частной коллекции в Берне. Разумно было предположить, что автором остальных портретов — этого «неизвестного художника серовского круга» — тоже был Алексей Явленский. Это предположение подтвердили потомки художника из Люцерна, Швейцария; наконец, омские портреты были включены в полную аннотированную опись художника (Catalogue Raisonne ).[5]

Авторы каталога зафиксировали имя натурщика в «Портрете военного с сигаретой» (ок.189 г.3) как еще один из братьев художника, Сергей. Портрет мог быть написан в Санкт-Петербурге, где Сергей Явленский учился в Военно-юридической академии. Свободная манера мазка, темные тона с контрастными световыми эффектами, энергичная рельефная лепка формы выявляют творчество подлинного ученика Ильи Репина, утверждая Алексея Явленского как истинного последователя старых мастеров. Может быть, не случайно Илья Репин в шутку называл Алексея Явленского «Веласкесладом», совсем молодым Веласкесом.

В дальнейшем личность натурщика «Портрета человека в сером» оставалась неясной, пока в 1999 году в расследование не вступила внучка Дмитрия Явленского. В ее семейном архиве была фотография деда периода его службы в Ярославле. Тщательное сравнение портрета и фотографии показало, что натурщик действительно был Дмитрием Явленским.

Находясь в Германии, Алексей Явленский испытал на себе влияние современных художников, особенно большое влияние Винсента Ван Гога, что отчетливо прослеживается в пейзажах Явленского 19051906 с юга Баварии («La Montagne» (Гора), «Улица»). Его отдельные мазки и контрастные дополнительные цвета позволяют изобразить энергичное движение природных сил. Преклонение Явленского перед Матиссом и другими фовистами ярко выразилось в картине «Натюрморт с пестрой скатертью» (1909), отличающейся плоским композиционным решением, упрощенными формами и кричащими ясными красками.

Один из первых студентов Омского худпромколледжа рассказал автору статьи, что в начале 19 в.Картины Явленского 20-х годов украшали стены библиотеки техникума, и именно там было гораздо больше картин, чем сейчас в музее. Такие воспоминания вселяли надежду на будущие открытия, которые недавно стали реальностью, с их нахождением в коллекции живописи советского периода Омского музея. Открытие произошло на заседании комиссии фонда в феврале 2002 года, на котором были тщательно осмотрены произведения искусства из коллекции заповедника. Их откровения были источником настоящей радости для всех присутствующих; для этого критика главным объектом интереса был довольно небольшой натюрморт, букет желтых весенних цветов в бело-голубой вазе. Его широкие, свободные мазки, свежая ярко-зеленая вода, вода в чашке, голубые и розовые блики на фоне, затемненный край картона казались такими знакомыми… Без сомнения, это был Явленский. Дело в том, что этот натюрморт находился в Омском худпром техникуме, где в 1930-х годов вся коллекция произведений Явленского была сохранена при наличии дополнительных подтверждающих документов.[6] В ходе дальнейших исследований натюрморт Явленского был тщательно сопоставлен с эталоном

произведений Явленского и проведен стилистический анализ; результаты убедили комиссию по атрибуции, что это действительно был Явленский.

В архивных документах 1954 года указано, что «Натюрморт с желтыми цветами» находился в списке произведений искусства, «подлежавших списанию и передаче другим учреждениям культуры».

Таким образом, натюрморт должен был быть развешан на стенах театра; к счастью, это решение так и не было реализовано. Спустя 30 лет натюрморт был помещен на хранение в подсобный фонд советского искусства. Этот солнечный натюрморт «прожил» в папке за полкой еще 20 лет.

Судьба омской коллекции Явленского так похожа на судьбу художника, имя которого было забыто в России на многие десятилетия. Эта небольшая часть художественного наследия этого выдающегося мастера, сохранившаяся в Сибири, дает случайную возможность определить его место в истории русской культуры и составить верное представление о развитии русского искусства на рубеже XIX-XIX вв. 20 века.

 

  1. Государственный архив Омской области. re: подробнее см. соответствующее примечание на русском языке
  2. В 1900-е годы Явленский участвовал в следующих петербургских выставках: «Новое общество художников» (1905), «Мир искусства» (1906), Четвертая выставка «Союза русских художников» (1906-1907). , «Гирлянда» (1908), «Салон» (1909), «Салон» Владимира Издебского (1910).
  3. В процессе расследования дела омских Явленских выяснилось, что есть работы, которые можно отнести к коллекции ХудПрома. Имеется в виду этюд к автопортрету с портретом Елены Незнакомовой на оборотной стороне — произведение из собрания изобразительного искусства Омского историко-краеведческого музея. В 1940 г., когда художественный отдел был передан в самостоятельное учреждение, «Автопортрет» еще не числился в деле с произведениями некоторых других художников, а находился на хранении областного музея. Он был зарегистрирован только в 1990 году.
  4. «Ваза с цветами и фруктами» (картон, масло, 62х47) была в коллекции. В 1968 году она была передана в московскую частную коллекцию в обмен на «Пейзаж» Мартироса Сараяна.
  5. Re: Мария Явленски, Лючия Пьерони-Явленски, Анжелика Явленски. Алексей фон Явленский. «Каталог-резонанс картин маслом. Том 1: 1890-1914″. Лондон-Мюнхен-Материк-Нью-Йорк, 1991.
  6. При обрамлении нижняя часть натюрморта обрезана, поэтому авторская подпись, вероятно, утеряна.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *