Рюрик — летописный основатель государственности Руси
Национальная библиотека Республики Татарстан Информационные ресурсы Электронная библиотека Год российской истории Рюрик — летописный основатель государственности Руси
Источник: Россия : иллюстрированная энциклопедия. – М. : ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006 . – С. 459-460РЮРИК (9 в.) — полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей. Согласно «Повести временных лет», в 862 г. уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу откликнулись три брата Рюрик, Синеус и Трувор. Старший — Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Белом озере, Трувор — в Изборске. В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины — Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя.
Легенда о призвании варягов вызывала и вызывает дискуссии среди историков. Остается неясным, был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином из южной Прибалтики. Местом, куда был призван Рюрик, кроме Новгорода называют также Ладогу. Остается неясным, было ли «призвание» добровольным или он захватил власть силой. Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с 4 в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени «руриков» или «рауриков». Известны князья 8-9 вв.
с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском полуострове. Имя Синеус образовано от кельтского слова «вши» — «старший». Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему «третий по рождению». Некоторые ученые склонны отождествлять его с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению ряда исследователей, само появление их имен в русских летописях — результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (синеус) и верной дружиной (трувор).Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно — не раньше кон. 11- нач. 12 вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторической концепции происхождения русской государственности (так называемая Норманнская теория). А. К.
Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 21:13
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4. 0 International
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Рюрик. Летописный основатель династии русских государей, правивших страной до 1598 г., а также всех русских князей, называемых Рюриковичами.
Годы жизни: (неизвестно – 879).
Место рождения: неизвестно
Правление: 862-869 гг.
Семья. Сын Игорь (ок. 878-945) – великий князь киевский (912-945)
Происхождение и биография
Вопросы о происхождении Рюрика и его роли в формировании Древнерусского государства составляют один из центральных споров между сторонниками и противниками норманской теории.
Происхождение Рюрика до сих пор вызывает у исследователей ожесточённые споры. Часть из них уверена, что он был скандинавским конунгом, другие считают его славянином балтийского происхождения. Некоторые исследователи склонны отождествлять его с датским конунгом Рёриком Ютландским – согласно датским источникам, представителем семьи Скиольдунгов, владевшей в 837–850 городом Дореснадом во Фрисландии. Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» – Ладоге, откуда и пришёл в Новгород.
Важнейшим письменным источником, содержащем сведения о биографии Рюрика, является Повесть временных лет, которая сообщает следующее: «В 862 г. представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом». Необходимость в таком приглашении заключалась в том, что в формирующемся союзе племен все время шли споры о том, кто его будет возглавлять: представители словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имеющий опыт государственного управления, показался всем самой подходящей для этого поста кандидатурой.
В том же 862 г. Рюрик со всеми родственниками прибыл в земли славян и занялся в первую очередь их охраной от набегов других варягов. Для этого в устье Волхова он построил город-крепость Ладогу и сам в нём остался. Младших братьев он послал в другие пограничные пункты: Синеуса на Белоозеро, Трувора – в Изборск. Через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрику пришлось править одному. В соответствии с гипотезой, выдвинутой в XVIII веке Г.Ф. Миллером и поддержанной впоследствии советским академиком Б.А. Рыбаковым, сведения о братьях Рюрика являются результатом ошибочного перевода со шведского. По это версии в действительности имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Впрочем, работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода.
Согласно летописному преданию, в качестве помощников Рюрик стал использовать своих мужей – представителей знати. Одного послал в Полоцк, другого – в Ростов, третьего – на Белоозеро. В это же время в Киев отправились Аскольд и Дир. В задачу посланцев Рюрика входили оборонные функции (от варягов и хазар) сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам (Волхову, Вытегре, Днепру, Западной Двине и т.д.), и дани с местного населения. Сам Рюрик через некоторое время переселился в район Новгорода, где собирались старейшины племен (об этом напоминают названия новгородских концов: славенский, неревский – меревский и людин – чудин). Бывшая резиденция Рюрика сейчас называется Рюриково городище, в свою очередь Новгород как город возник позднее. В 879 г. Рюрик скончался, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был совсем мал.
Итоги деятельности
Таким образом, князь Рюрик, если следовать летописному преданию, заложил основы русской государственности, возглавив племенной союз словен, кривичей, мери и веси. Он обозначил территорию, на которой проживали эти племена, стал её охранять, собирать дань с местного населения и пошлины с тех, кто проплывал по рекам – главным путевым артериям того времени.
Художественный образ
Первый памятник Рюрику (вместе с князем Олегом) открыт осенью 2015 г. в Старой Ладоге. В советском и российском кино Рюрик как персонаж не отражался никогда.
Литература
Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999.
Клейн Л.С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб., 2009.
Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смоленск; М., 1995.
Пчёлов Е.В. Рюрик. М., 2010.
Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2009.
Читайте также:
Княжение Рюрика
Первый Аскольдов поход
«Повесть временных лет»
Также в «Словаре»: Варяги, Норманская теория, Древнерусская народность, Древнерусское государство, Великий Новгород
Действительно ли шведские варяги основали Киевскую Русь?
Скандинавы тесно связаны с созданием средневекового государства с центром в сегодняшней украинской столице
Согласно большинству официальных историй, великое средневековое государство Киевская Русь было основано группой викингов-торговцев-авантюристов, которых пригласили навести закон и порядок в потенциально процветающие, но беспорядочные и хаотичные земли дальневосточной Европы. Считается, что эти строители государства викингов родом из Швеции, что сделало бы шведов первыми менеджерами-эмигрантами в истории Украины и очень ранними предшественниками сегодняшних программ помощи ЕС и назначений министров иностранного происхождения. Предполагаемые связи между средневековой Украиной и Швецией викингов, безусловно, составляют интригующую историю, но насколько она правдива?
Журнал «Бизнес Украина» обсудил с украинским историком и археологом Федором Андрощуком связи Киевской Руси и Швеции. Г-н Андрощук, научный сотрудник Стокгольмского музея истории Швеции, большую часть своей взрослой жизни посвятил изучению связей между Скандинавией и раннесредневековым государством Киевская Русь. Он объясняет, что наши знания о происхождении государства Киевская Русь в значительной степени зависят от очень небольшого количества сохранившихся документов, ни один из которых не является современным по своей природе.
Приглашение варягов
Общепринятое представление об основании государства Киевская Русь исходит почти исключительно из «Повести временных лет», древней летописи, составленной в Киеве в начале XII века – почти 300 лет назад. после событий, которые традиционно изображаются как отправная точка истории Киевской Руси. «Повесть временных лет» является единственным источником легенды о том, что основатели государства викинги были «приглашены» для создания правительства в регионе. Это приглашение якобы исходило от племен, проживающих на территории, которая сегодня составляет часть Беларуси и европейской части России. Летопись утверждает, что эти соперничающие племена устали от бесконечных междоусобиц и решили искать помощи извне, обращаясь к викингам так: «Наша земля велика и богата, но в ней нет порядка. Приходи править и царствовать над нами».
Эти заявления подозрительно напоминают работу историков-апологетов, стремящихся ретроспективно оправдать агрессивную экспансию викингов в Восточную Европу. Существует очень мало исторических примеров, когда группы добровольно отказывались от своего суверенитета таким образом, и многие считают, что заявления о приглашении являются удобным способом объяснить растущее влияние викингов.
Этот рассказ о «приглашении» был впервые доведен до сведения традиционных историков в восемнадцатом веке, когда ряд немецких и скандинавских ученых начали попытки перевести и расшифровать немногочисленные сохранившиеся документы, относящиеся к древнерусскому государству. Г-н Андрощук говорит, что интерпретации «приглашения» всегда противостояли некоторые российские академические круги, которые долгое время считали заявления о скандинавском происхождении Киевской Руси унизительными и принижающими российскую имперскую гордость. Не помогло и то, что, когда претензии впервые появились в середине 1700-х годов, имперская Россия все еще опасалась шведских амбиций в регионе и была чувствительна к скандинавским притязаниям из-за относительно недавней Великой Северной войны, кульминацией которой стало поражение Швеции при 1709Полтавская битва на территории современной Украины. «Эти современные геополитические соображения способствовали политизации вопроса, и дискуссия продолжается по сей день», — объясняет г-н Андрощук.
Археология свидетельствует о тесных связях
В то время как продолжают бушевать споры о точной роли варягов в создании государства Киевская Русь, имеющиеся исторические и археологические данные убедительно демонстрируют наличие глубоких связей между Киевом Русь и Скандинавия. Г-н Андрощук указывает на обнаружение в двадцатом веке артефактов викингов в могильниках эпохи Киевской Руси по всей территории современной Украины и говорит, что в Швеции были подобные находки, которые предполагают тесные связи родства и торговли. Он объясняет, что в настоящее время среди европейских историков формируется консенсус в отношении того, что Киевская Русь на самом деле возникла как целостное государство намного позже, чем считалось ранее, и, вероятно, восходит к временам Владимира Великого в последние десятилетия десятого века. Тем не менее, он подтверждает, что существует множество свидетельств сильного скандинавского присутствия в регионе, насчитывающего как минимум еще 100 лет. «Мы знаем, что викинги были здесь где-то с девятого века и занимались торговлей и военными функциями. Арабские летописцы предоставили многочисленные отчеты об их присутствии», — предлагает он, указывая на то, что сам термин «Русь» может происходить от древнескандинавского слова, означающего «люди, которые гребут». Одна франкская хроника того же периода девятого века идет еще дальше, говоря о присутствии «русов» в регионе, которое, как конкретно сказано, пришло из современной Швеции.
Тем временем в самой Швеции находки украшений и предметов быта Киевской Руси указывают на то, насколько шведские воины и торговцы того времени были связаны с землями современной Украины. Г-н Андрощук приводит пример царского города викингов Сигтуны, где были обнаружены ожерелья и керамика Киевской Руси. Сигтуна также была родиной шведской принцессы Ингегерд Олофсдоттер, которая впоследствии стала женой знаменитого правителя Киевской Руси Ярослава Мудрого.
Точная роль шведских викингов в создании государства Киевская Русь остается предметом споров, которые, вероятно, никогда не будут разрешены удовлетворительным образом. Поскольку Украина, Россия и Беларусь претендуют на наследие цивилизации Киевской Руси, давние заявления о том, что европейские аутсайдеры были главными строителями государства в этот период становления, обрели новую политическую силу. Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что узы, связывающие Швецию и Украину, глубоки и насчитывают более тысячи лет.
Возникновение Руси: 750-1200 Саймон Франклин
Ян-Маат
1 533 отзыва1 782 подписчика Мы ведем авторов вверх и вниз по рекам, делаем волоки, тянем лодки по суше с одной реки на другую с помощью катков, утомительно проводим время, наблюдаем за сменой поселений балтов и славян и переходными шведами, замедляя предчувствие появления общего общества в западной части современной России.
Происхождение
Но если сделать шаг назад, то рассказ начинается с людей, как оказалось, в основном из центральной Швеции (это предполагается, потому что подвески с медвежьими лапами встречаются только там и в нескольких местах в России), нарисованные в сушу современной России, подобно осмосу, из-за стремления к серебру из исламского мира.
Однако эти серебряные монеты из исламского мира приходилось приобретать в обмен на товары. Имелись в виду вещи, которые можно было вывезти из страны: мед, воск, рабы и меха. Эти вещи, в свою очередь, нужно было покупать за стеклянные бусы и другие простые украшения или инструменты. Процессы торговли утолщают сети расселения по рекам, что приводит к первой проблеме книги. Торговые пути вели в основном вниз по Волге к исламскому миру, однако политический центр, возникший в девятом веке, находится на юге, в Киеве на реке Днепр.
Организуй или умри
Одной из проблем было то, что возможности для обогащения истощались. Из исламского мира выходило меньше серебра, а то, что было, было более низкого качества. Новообразованное мусульманское государство Булгар на Волге, недалеко от будущего места Казани, монополизировало торговлю со Средней Азией и исламским миром (любителям Longue durée понравится замечать, что еще в восемнадцатом веке казанские купцы специализировались на в и доминировали в торговле из региона со Средней Азией) так что же было делать кучке вооруженных мечом торговцев-рейдеров?
Что приятно в отчете Франклина и Шепарда, так это то, что создание торгового центра в Киеве не является неизбежным или даже естественным развитием, а помещено в двойной контекст. Во-первых, порывистый, даже отчаянный шаг, чтобы создать торговый путь в Византию, которого раньше не существовало по той совершенной причине, что ряд порогов на Днепре блокировал речное движение, а близлежащая Степная область находилась под контролем полу- кочевые хазары и печенеги, уже имевшие налаженный торговый путь с востока на запад. Второе государственное образование в более широком регионе (Богемия, Венгрия, Польша, Хазария), втискивающее русов в ситуацию, в которой они должны были организоваться или раствориться в одном из своих расширяющихся соседей. Государственное образование — слишком громкий термин, когда реальность больше походила на крышу. Вооруженные отряды объезжали племена, собирая несколько меньшую дань (это дань натурой, а не деньгами), чем их соперники. Торговые товары отправляли по Днепру в Киев и обменивали на вино, шелка и тому подобное.
От легенды к почти истории
На данном этапе 920-х гг. названные лица выступают в повествовании как ведущие фигуры у русов.
Ее сын, который отказался от христианского крещения, потому что боялся, что его люди будут смеяться над ним, был Святославом, который победил загадочных хазар и, таким образом, в конечном итоге породил Хазарский словарь, он объединился со степными племенами и вел захватническую войну. в Болгарии, пока не был побежден византийцами, а затем убит на обратном пути в Киев.
Преобразование и сотворение
Джанет Мартин начинает свою книгу «Средневековая Россия» с Владимира в 950-х годах. Есть логика в том, что Владимир, в отличие от своего отца-авантюриста, стремился построить современное государство десятого века, сердцем которого был Киев. Он впервые попытался создать единый языческий культ, установив статуи богам Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу и Семарглу и Макоши. Франклин и Шепард видят в этом, вероятно, отражение неоднородного характера киевского населения. Перуна подобрали и спустили из Прибалтики, Даждьбог и Стрибог по именам были предположительно славянские боги, Семаргл иранский и два других неизвестных жалких бога, но и тебе суждено быть забытым. Все это имело неприятные последствия, когда Владимиру пришла в голову блестящая идея, что выбор кого-то по жребию в качестве человеческой жертвы этим богам действительно объединит сообщество, что он и сделал — в антиправительственном протесте. Христианство принесло с собой комплект государственности — грамотность, каменные постройки, унитарный культ и поставило Владимира и его еще разрозненные народы в равные условия единоверцев с соседями на западе и юге. Распространение христианства можно приблизительно проследить по орнаментам, постройкам и могилам. Престижные каменные церкви появлялись в одном городе за другим. В городах учащаются христианские формы захоронения, со временем параллельно строятся каменные церкви (т.е. становится больше бригад строителей), а на протяжении столетий христианское захоронение становится правилом и в сельской местности. В свою очередь Киев становится образцовым городом. Когда потомки Владимира становятся князьями над своими новыми городами, они тоже стремятся иметь центральный собор и монастырь, как это было в Киеве. Тем временем, однако, Волхвы-Колдуны, возможно, своего рода Шаманы, активны, лишь медленно исчезая из письменных источников. А о ком я не смею писать из боязни еще больше отвлечься в уже затянувшемся обзоре, какая-нибудь другая книга должна будет дать возможность отойти от темы и рассказывать небылицы о Волхвах.
Откуда мы знаем, что мы знаем
Первый важный свидетель в работе Франклина и Шепарда — археологический, но сам по себе он охватывает широкий диапазон. Традиционные церкви, кладбища и города, а также огромные земляные валы, более пятисот километров из них с невысокими валами высотой четыре метра, обрамленными рвами шириной двенадцать метров, чтобы защитить подступы к Киеву от степняков с враждебными намерениями. На другом полюсе — письма, написанные на бересте, сотни найденных в Новгороде начиная с 19 века.50 и по несколько десятков на других таких же заболоченных участках. Как и письма Виндоланды, они раскрывают очень коммерческий мир, в котором люди ведут широкий бизнес; заимствование, кредитование, купля-продажа, осуществляемая частично в письменной форме.
Потом письменные источники. И то и другое из-за окраин Руси — скандинавские саги, французские и немецкие хроники, византийские сочинения и одно хазарское письмо, написанное на иврите и обнаруженное в Каире; и русские источники. Русские источники, такие как Первичная Хроника, как поясняют Франклин и Шепард, были написаны в Киеве с южной точки зрения и монахами. Женщин редко даже называют по имени, святой Владимир в дохристианские дни был поклонником прекрасного пола до такой степени, что имел сотни жен (согласно «Первой летописи», которая, возможно, просто старалась подчеркнуть до и после аффектов крещения), но записаны имена только двоих из них, хотя у Владимира осталось несколько сыновей от разных матерей (но насколько это можно судить по его причудливой византийской невесте), которые быстро принялись убивать друг друга, т. е. своего рода обстоятельство, в котором вы могли бы ожидать, что имена матерей будут запомнены.
Существует свод законов (Русская правда), но хотя общепризнано, что некоторые его части датируются до 1200 г., существуют разногласия по поводу деталей. Как и другие ранние европейские кодексы законов, это в основном свод тарифов, в основном направленных на урегулирование споров между городскими свободными мужчинами, озабоченными социальным статусом. Убийство княжеской рабыни стоило вам шесть гривен, одного из его мастеров — двенадцать гривен (столько же полагалась компенсация за стрижку бороды или усов свободного человека, так как в Бургундском кодексе уважалась неприкосновенность прически свободного человека). по закону) младший вассал князя стоил сорок гривен (или три бороды и мелочь). В основном ожидалось, что общины будут поддерживать мир между собой, это оскорбление для принцев и других могущественных людей, которым в противном случае могли бы отомстить вооруженные мечом вассалы, от которых необходимо защищаться.
Киевская (и монашеская) точка зрения Первой летописи, возможно, способствует аргументу о том, что наследование киевского престола было строго боковым в соответствии с общепринятыми принципами, что было сильной стороной аргумента Мартина в первых главах Средневековая Россия . Взгляд Франклина и Шепарда более спокойный. В то время как преемственность оставалась в семье, т. е. те, кто заявлял о своем происхождении (в конечном счете) от потенциально мифического Рюрика через безусловно исторического святого Владимира (годы правления 9 г.80-1015) конкуренция за него стала более частой и широкой. С 1000 по 1150 год среднее непрерывное правление князя составляло семь с половиной лет, а с 1150 по 1200 год — менее двух лет. Это для Франклина и Шепарда иллюстрирует развитие Руси. Конец периода не показывает, что королевство находится в полном упадке, скорее, есть гораздо больше городов и вотчин, которые князь мог бы использовать, чтобы объявить о захвате Киева. Политический переворот был возможен только из-за растущего развития всего региона. Летописца возмущало, что там власть берут князья, чьи отцы не сидели на киевском престоле, но достаточно очевидно, что люди в Киеве и за его пределами были готовы поддержать это, чтобы это стало возможным.
Взгляд вперед
Книга Франклина и Шепарда — первая в многотомной серии «История России Лонгмана», единственная проблема с ней в том, что она затмевает следующие несколько томов, которые не достигают своего стандарта.
С детства моими любимыми были «Мечи с севера» и «Кровная месть». Я с готовностью и энтузиазмом читаю книгу, которая не столько исследует, сколько просачивается на территорию ранней России, через свидетельства и изменяющиеся дебаты, которые лежат позади некоторых из моих самых ранних чтений.
Пожалуй, церковь Покрова на Нерли лучше всего иллюстрирует подход Франклина и Шепарда к теме возникновения Руси. Это выглядит как красивое здание, по счастливой случайности расположенное на высоком берегу реки, позволяющее белому камню отражаться в голубых водах, но оно очень искусственное. Берег был застроен рядами известняка, а затем задернен, чтобы создать защищенную от наводнений высокую точку для церкви, построенной в ознаменование победы в войне с волжскими булгарами, контролировавшими торговые пути в Среднюю Азию и Персию. Здание является актом господства над окружающей средой и увековечивает память о войне, торговле и центральной роли водных путей в человеческой географии региона. Но также церковь посвящена заступничеству Богородицы, не просто православному празднику, а особо популярному на Руси. Это уже не чужая религия, а натурализованная религия, приобретающая особое значение в своем местном контексте.
- Средневековая история 20-го века, Россия и Советский Союз
1 февраля 2017 г.
Это очень подробный отчет о Руси, народе/месте, которое стало Россией. Ее часто называют Киевской Русью, но Франклину не нравится этот термин, поскольку он замалчивает тот факт, что сам Киев пришел в упадок, а культура Руси расширилась. Русы были более гибкими, чем группа, в которой доминировал один город.
Раньше на севере велась торговля серебром. Скандинавия, вероятно, была основным двигателем этой дальней торговли через северную Евразию. Русь делает грандиозный вход в европейскую историю, когда нападает на Константинополь в 860 году. Итак… кем были тогда русы? У них были некоторые скандинавские черты, поэтому их часто небрежно называли потомками викингов. Некоторые русы встречали императора Людовика на западе в 839 г., а эти ребята скорее всего шведы. Судя по размеру рейда 860, явно существовала какая-то структура, и она могла базироваться за пределами Швеции. Или из Старгии Ладоги. Или Горадище. Или Верхней Волге. Последние два были наиболее вероятными, а Горадище получил голос Франклина как наиболее вероятный центр. Впечатлением от ранней Руси была пестрота и текучесть. Они преследовали меха, серебро и рабов. Русы не обосновались в существующих населенных пунктах. К середине 9го века они сформировали социальный/политический порядок. Может быть, на север не хватило серебра, что вызвало набеги. Это может быть либо меньшее количество серебра на севере, либо больший спрос на серебро на севере. Есть некоторые свидетельства политического формирования вдоль центральной Волги в это время и появления волжских булгар.
Волжские булгары блокировали Русь к концу IX века. Были славяне у Днепра и долгая память о хазарском владычестве над ними. Русские торговцы сталкиваются со славянами, когда они начали сливаться с местными полукочевниками. Русы также ведут бизнес в районе среднего Дуная. Имеются свидетельства повседневной торговли между Русью и Константинополем к началу 10 века. Некоторые Руси были созданы Киевом, возможно, действовавшим самостоятельно. Русы смещались к среднему Днепру. Между этим регионом и Константинополем открывается морское сообщение. Это требовало большой организации, а днепровские корабли не обязательно были мореходными в Черном море.
Контроль Руси над средним Днепром и ее торговые связи с Византией сохранились. Они также начали новый набег на город в 941 году, который был намного больше, чем набег 860 года. Это привело к договору 944 года. Сообщества начинают развиваться в других местах. Их расположение имело преимущества византийских контактов, а другие области обрабатывались для русов. Возникает своего рода политическая структура. Ольга крестится с надеждой на будущую торговую выгоду.
Археологических исследований эпохи Ольги в отношении церквей или торговли нет. Произошел экономический динамизм и рост населения на русских землях. К середине 960-х, они нападают на хазар и ломают их власть. Они также нападали (при поддержке Византии) на волжских булгар и дунайских булгар. Русь добивалась контроля над кавказскими торговыми центрами. Владимир пришел к власти в Городище-Новогородской области, затем отправился в Киев. Он напал на волжских булгар в 985 году. Он предпочел христианство иудаизму и исламу. Он был в безопасности в Киеве, но его общая легитимность все еще была под вопросом. Он связывает себя с новой религией, чтобы помочь себе политически. Работорговля была большой в этом районе, особенно ценились молодые рабыни. Киев благоустраивался, поэтому Владимир расширился на север и запад в 9 в.80-е годы. Он разрушал языческие святыни в Киеве и принуждал людей к массовому крещению. Погребальные обычаи постепенно становились более христианскими.
После смерти Владимира шла неприятная гражданская война, длившаяся около 30 лет. Признаки проблемы появились в конце его жизни. Гражданская война показала отсутствие общепринятых рамок политической легитимности (а если они и были, то они рухнули). Автоматической, мирной преемственности не было. Сыновья Владимира не довольствовались тем, что просто контролировали свои региональные базы. Они хотели центральной власти. В каком-то странном смысле это означает, что Владимиру удалось создать более централизованную власть, чем раньше.
С 1036 по 1054 год Ярослав правил своей землей. У него были большие строительные проекты под общественным патронажем. Он смоделировал свое культурное покровительство византийцам. Он построил киевскую церковь наподобие Айя-Софии – Св. Софии, которая была византийской церковью во всем, кроме расположения. Он напал на Константинополь в 1043 году, что стало последним таким крупным набегом русов на него. Ярослав издал первый свод законов Руси — по крайней мере, он был приписан ему позже. Этот кодекс в некоторой степени заимствован из византийской практики. Христианство продолжало распространяться и было наиболее сильным в центрах власти. Формировалось церковное право. Греческие проповеди переводились на славянский язык. Родная христианская литература возникла к середине 11 века.
После Ярослава произошло возвышение князьков. Частично это было сделано им самим, чтобы предотвратить разногласия между сыновьями. (пятеро пережили его). Там не было фиксированной политической системы, так что нельзя сказать, что она развалилась. Новгород был сожжен, а в 1069 г. кем-то из-за пределов Киева был назначен новогородский князь. Стало появляться следующее поколение вождей (внуки Ярослава). Некоторые контрнаступления в степях начались в начале 12 века. Появилась не фиксированная политическая система, а политическая культура. 20-летнее княжение Святополка было расцветом политической культуры. Это была эпоха, по которой будущая Русь брала пример.
К концу 11-началу 12 века киевская экономика переживает годы расцвета. Киев господствовал во внутренней торговле. У них были деньги, но не монеты. Город был в значительной степени саморегулирующимся. Женщины были вовлечены в культурную и экономическую жизнь, особенно элитные женщины (особенно принцессы). Трудно найти начало действенного туземного монашества, но оно произошло до 1054 года. Но после 1054 года оно набрало обороты, особенно вокруг Киева. Некоторые монастыри были сосредоточены в основном вокруг крестьян. Монахи должны были сосредоточиться на послушании, поклонении и ручном труде. В основном подходила к концу эпоха культурных заимствований у византийцев. Они собирались развивать свою собственную культуру (этот подраздел главы озаглавлен «Переход к аборигенам»). Русы начали обживаться на самоокупаемости вместо того, чтобы обращаться к греческой культуре.
Местные князья разграбили Киев в 1149 году. Период экономической экспансии породил новые напряжения, но в основном это была эпоха роста и устойчивого успеха. Новгород выиграл от контакта с растущим спросом на меха в Западной Европе, а у Нового города был доступ к средневолжскому региону мехов. Смоленск был растущим городом на пересечении торговых путей. Периферийным городам помогло общее региональное процветание. Экономический и династический рост способствовал распространению христианства. Было построено больше церквей. Одним из признаков культурной уверенности были внутренние споры внутри культуры.
К 1200 году раздались жалобы на упадок династической этики, но эта ностальгия была основана на иллюзии. Русь была связана родством, языком, верой и законностью единой политической династии.
- european-history history
10 апреля 2018 г.
Эта книга представляет собой обзор того, как Русь стала государством и отдельной культурой, начиная с ее туманного происхождения в середине восьмого века, когда некоторые скандинавы начали селиться в восточно-балтийского региона, чтобы вести торговлю серебром с Ближним Востоком, с широкой сетью княжеств по всей Восточной Европе незадолго до монгольского нашествия. Она написана для достаточно широкой аудитории. Авторы цитируют специализированную литературу в сносках для каждого из своих утверждений, но они пытаются обобщить идеи археологии и критического изучения ранних писаний в книгу, которая может быть интересна неспециалистам.
Авторы выбрали простой ярлык «Русь» — а не Киевская Русь — намеренно, отметив, что Русь только расширялась по мере снижения значения Киева. Русь была в какой-то степени политическим явлением, и, благодаря летописям, так много прямых свидетельств ее истории связаны со склоками из-за престолонаследия и войнами, как гражданскими, так и внешними.
Ваш комментарий будет первым