Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Освобождение москвы кратко: Освобождение Москвы от поляков — кратко

Содержание

Освобождение Москвы от поляков — кратко

Смутное время для России характеризуется появлением самозванцем и иностранной интервенцией. Активно занять русский престол хотели правители Швеции и Польши. Польскому королевичу Владиславу удалось на время сесть на правление в Кремль. Для освобождения от польской интервенции среди народных масс собрались два освободительных ополчения.

Первое ополчение


Инициатором сбора Первого ополчения стал дворянин из рязани Прокопий Ляпунов, атаман Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой. Страна находилась в разрухе и анархии. Боярская власть теряла свою власть. В каждом конце государства правил свой царь: Лжедмитрий II, Марина Мнишек, королевич Владислав. Все это стало причиной решительных действий. Глава церкви Гермоген отправил по всей стране письма с призывом объединения против захватчиков.

К зиме 1611 года в различных городах сформировались народные ополчения (Нижний Новгород, Рязань и т.д.). Состав был абсолютно разношерстный: крестьяне, дворяне, служилые люди, казаки. К марту 1611 года войско ополченцев подошло к Москве. В осаде оказалось семитысячное войско поляков. Ополченцам удалось захватить часть города, но к лету среди войска возникли разногласия. Противоречия остро наметились между дворянством и казачеством, каждый видел свой путь дальнейшего развития страны. В итоге 22 июля 1611 года в ходе заговора был убит лидер Первого ополчения Прокопий Ляпунов. Ополчение распалось, поляки остались в стенах Кремля.

Второе ополчение


Руководителями Второго ополчения стали нижегородский купец Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Перед решительными действиями на площади перед Кремлем в Нижнем Новгороде выступил Козьма Минин. Он призывал помочь народному ополчению средствами и живой силой.

Нижегородские купцы и простые люди выступили с инициативой создания повторного ополчения против польских оккупантов. Сбор добровольцев и пожертвований был организован на главной площади Нижнего Новгорода. В течение года все желающие могли вступить в ряды ополченицев или принести свою лепту для снаряжения. К марту 1612 года ополчение насчитывало около 10 тысяч человек.

Весной 1612 года ополчение двинулось из Нижнего Новгорода в Москву через Ярославль. В последнем была сделана остановка и создан управляющий орган “Совет Всея Земли” во главе которого встали руководители народного ополчения.

Одновременно с ними к Москве двинулась помощь полякам — 120 тысячное войско во главе с гетманом Ходкевичем. Навстречу им выдвинулось войско во главе с Пожарским. 22 августа состоялось сражение около Москвы-реки народное ополчение одержало победу. Ходкевич с войском пустились в бегство.

В это время за стенами Кремля находился королевич Владислав со своей свитой. Поляки были взяты в осаду. Из-за недостатка сил и продовольствия начался страшный голод, известны случаи каннибализма. Пожарский предлагал сдаться, первые предложения были отвергнуты. Но через несколько недель поляки согласились. 27 октября 1612 года ополченцы торжественно вошли в ворота Кремля. В честь данного события был отслужен Великий молебен в честь спасителей России.

Впоследствии, в честь руководителей ополчения был воздвигнут памятник. Благодаря патриотическим воззваниям Минина и Пожарского удалось собрать народное ополчение и выгнать поляков из Москвы.

Итоги


Второе ополчение сыграло ключевую роль в изгнании поляков из России и воцарении династии Романовых. Минин и Пожарский почитаются как герои России. А день освобождения Москвы отмечается ежегодно как День Народного Единства.

Освобождение Москвы от поляков. 1612 год, кратко освобождение Москвы Мининым и Пожарским от польско-литовских интервентов

Освобождение Москвы от поляков

Русское государство в начале XVII века переживало чрезвычайно сложный период своей истории, получивший название «Смутное время». Между землевладельцами, боярами-вотчинниками и помещиками-дворянами обострилась борьба за власть, политические права, за землю и крестьян. Неурожаи, голод, поразивший страну в 1601-1603 годах, вызвали массовое разорение крестьян и усиление их крепостной зависимости. Участились крестьянские выступления.

Слабость центральной царской власти и экономические неурядицы привели к усилению борьбы за нее и появлению самозванных претендентов на царский престол.

Лжедмитрий 1 и 2

В 1604 году польская шляхта, воспользовавшись внутренними осложнениями в Русском государстве, стремясь расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность, сделала ставку на авантюриста Лжедмитрия 1. Это положило начало периоду длительной и напряженной борьбы России с внешними врагами. Лжедмитрий 1 с польско-литовским шляхетским отрядом в 3000 человек и несколькими сотнями запорожских казаков в октябре 1604 года вступил в пределы Русского государства. С помощью воевод-предателей он без боя занял несколько русских городов, но в январе 1605 года под деревней Добрыничи, около Севска, самозванец потерпел поражение от царского войска.

Освобождение Москвы от поляков

Однако распри среди боярства, предательство помогли Лжедмитрию 20 июня вступить в Москву и занять русский престол. Торжество самозванца длилось недолго. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание против насилия иноземцев, и самозванец был убит, царем же провозглашен боярин Василий Шуйский.

Правящие круги Речи Посполитой не оставили своих захватнических замыслов. Осенью 1607 года на территории России появился новый польский ставленник Лжедмитрий II. Основное ядро его армии составляли польско-литовские войска, которые насчитывали около 20 тыс. человек. Их поддерживали отдельные отряды донских и запорожских казаков. Яркой страницей в историю борьбы русского народа того периода против захватчиков вписана 16-месячная оборона Троице-Сергиевского монастыря. Несмотря на все усилия, противник так и не смог взять монастырь. Дальнейшее продвижение его к Москве было затруднено развернувшейся партизанской войной.

Видя неудачу своего второго ставленника и не желая упустить благоприятный момент, вызванный разорением и политическим ослаблением страны, польские паны решили нанести окончательный удар по русскому государству. Поляки, служившие у Лжедмитрия II, были отозваны, так как польский король не нуждался больше в услугах самозванца. Самозванец бежал в Калугу и был там убит. Осенью 1609 года началась открытая польско-литовская интервенция. Армия в составе 12,5 тыс. человек под предводительством польского короля Сигизмунда III перешла русскую границу и осадила Смоленск. Осада города длилась почти два года, сковала большие силы интервентов и создала благоприятные условия для разрастания национально-освободительной борьбы русского народа.

Не сумев взять Смоленск, Сигизмунд двинулся на Москву. По пути его войска во главе с гетманом Жолкевским встретились у села Клушино с царским войском под предводительством брата царя князя Д. Шуйского и разбили его. В результате начавшихся в столице волнений 17 июня царь Шуйский был свергнут с престола. Власть перешла к образовавшемуся Временному боярскому правительству, которое состояло из семи представителей крупной знати, — так называемой «Семибоярщины». Боярское правительство заключило договор с Жолкевским, признав московским царем польского королевича Владислава IV. В конце сентября 1610 года бояре изменнически впустили в столицу польские войска.

Восстание под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина

Но россияне не покорились захватчикам. 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло стихийное восстание горожан против интервентов, сопровождавшееся ожесточенными уличными столкновениями. Посадские люди устраивали баррикады и отражали нападения польско-шляхетских отрядов. В них принял участие князь Дмитрий Пожарский. Поляки не в силах были подавить восстание, заперлись в Китай-городе и Кремле, подожгли Москву. Положение в стране сложилось очень тяжелое. В столице заперлись поляки, северо-западные русские земли захватывали шведы, южные окраины Руси грабили орды крымских татар. В июне 1611 года пал Смоленск, героически оборонявшийся почти два года крестьянами, посадскими людьми, стрельцами и пушкарями под руководством воеводы Шеина. Защитники Смоленска на долгое время задержали главные силы польско-литовской армии. Отстоять независимость Русского государства мог только сам народ.

Освобождение Москвы от поляков

После захвата польско-литовским войском Москвы сопротивление интервентам и правительству бояр-изменников приобрело всенародный размах. Еще более усилилось крестьянское партизанское движение. Центром народно-освободительной борьбы становится Нижний Новгород, по своему богатству занимавший в то время шестое место среди русских городов. Возглавили ее нижегородский посадский человек К. Минин и князь Д. Пожарский.

Кузьма Минин начал свою деятельность в должности земского старосты 1 сентября 1611 года. «Муж рода не славного, но смыслом мудр», человек умный и энергичный, он первым бросил клич о необходимости сбора сил и средств для борьбы с интервентами. На его призыв живо отозвалось сначала нижегородское население, а затем и многие другие города. Минин официально назывался «выборным человеком». Он являлся организатором ополчения и распорядителем средств, собираемых для содержания рати.

Воеводой ополчения был избран опытный в военном деле, сражавшийся уже с интервентами и получивший рану князь Дмитрий Пожарский — «честный муж, кому заобычно ратное дело… и который во измене не явился». Деятельность Пожарского отличалась осмотрительностью, политической прозорливостью, твердостью и настойчивостью в достижении поставленной цели.

В земское ополчение прежде всего принимали служилых людей, знакомых с военным делом. Характерно, что от услуг иностранных наемников Пожарский категорически отказывался. По целям, составу и источникам материальных средств земское ополчение было широкой народной вооруженной организацией. Высокие моральные качества ополченцев явились основой строжайшей воинской дисциплины, их героизма и стойкости.

Политическая программа ополчения, изложенная в конце 1611 года в специальной грамоте, заключалась в том, чтобы изгнать «польских и литовских людей», не признавать русским царем королевича Владислава, а также сына Лжедмитрия II, которого поддерживала небольшая часть казачества. Русского же государя выбрать «всею землею». Было образовано Временное земское правительство — «Совет всея земли», в который входили избранники уездов «из всяких чинов по два человека» и представители ополчения.

Стратегический план вождей ополчения предусматривал нанесение главного удара по полякам, засевшим в Москве. Минин и Пожарский не повели ополчение из Нижнего Новгорода сразу на Москву, а направились к Ярославлю, где продолжали в течение четырех месяцев подготовку к решительному походу. В конце июля 1612 года были получены сведения о движении на Москву войск интервентов под командованием литовского гетмана Ходкевича. Минин и Пожарский решили немедленно выступить с целью не дать Ходкевичу соединиться с поляками, находившимися в Москве, и разбить их порознь. 27 июля главные силы ополчения, примерно 10 тыс. человек, выступили из Ярославля и 20 августа уже стояли под Москвой, преградив дорогу подошедшему через день войску Ходкевича. Ополчение, прибыв к Москве, расположилось вдоль стен Белого города — от Петровских ворот до Москвы-реки. Главные силы стояли у Арбатских ворот. 2500 казаков под предводительством Д. Т. Трубецкого сосредоточились в районе Крымского двора. Гетман Ходкевич остановил свое войско численностью не менее 12 тыс. человек на Поклонной горе.

Освобождение Москвы от поляков

Сражение 22 августа началось наступлением противника, который переправился через Москву-реку возле Новодевичьего монастыря и утром атаковал ополчение, имея намерение прорваться в Кремль. За столкновением передовых отрядов последовала ожесточенная схватка основных сил, продолжавшаяся в течение семи часов. Противнику удалось несколько потеснить ополченцев. Особенно жаркий бой разгорелся на левом фланге ополчения, на берегу Москвы-реки. Трубецкой бездействовал и к тому же задержал пятьсот ополченцев, посланных ему на помощь накануне сражения. Успех противника на левом фланге на виду у стоявших казаков Трубецкого стал вызывать в их рядах возмущение. Первыми бросились на помощь те пять сотен ополченцев, а за ними и некоторые казачьи отряды. Форсировав реку, ополченцы и казаки нанесли противнику фланговый удар, что оказало значительное влияние на ход сражения. Предпринятая поляками вылазка из Кремля была отбита с большими для них потерями. Ополченцы одержали победу. Ходкевич вынужден был отвести свои потрепанные войска за реку, на Воробьевы горы. 23 августа войско Ходкевича заняло Донской монастырь. 24 августа произошло второе большое сражение в районе Замоскворечья. После пятичасового боя отряды ополченцев начали отходить. Противник занял городские валы. Один отряд, оторвавшись от главных сил, захватил Клементьевский острожек, но вскоре стремительной контратакой ополченцев был выбит из него, понеся при этом большие потери. Интервенты, овладев незначительной территорией Замоскворечья, не могли развить успеха и были остановлены русскими, занявшими новые позиции. В это время Минин и Пожарский произвели перегруппировку своих сил, сосредоточив ударный кулак в северной части Замоскворечья. Кроме того, они сохранили большие резервы, не участвовавшие в сражении. Сигнал к общей контратаке подал Минин. Он во главе трех сотен переправился через реку и нанес удар по флангу войска Ходкевича, одновременно с этим пехота начала быстрое продвижение вперед, тесня противника по всему фронту. Вскоре в дело вступила конница, довершив разгром врага.

За 22 и 24 августа интервенты потеряли больше половины войска и обоз. Польский историк XVII века Кобержицкий отметил: «Поляки понесли такую значительную потерю, что ее ничем нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось, и надежда овладеть целым Московским государством рушилась невозвратно».

С большими потерями отряд Ходкевича в беспорядке отступил к Донскому монастырю. 25 августа через Воробьевы горы уцелевшие интервенты двинулись на Можайск и далее к Вязьме. 22 октября ополчение Минина и Пожарского взяло Китай-город, а 27 октября капитулировал гарнизон Кремля, куда торжественно вступило русское войско. Москва была освобождена от интервентов.

Освобождение Москвы от поляков

Заключение

Победа над врагом в боях на подступах к Кремлю была достигнута прежде всего моральной стойкостью народного ополчения как следствие справедливых целей вооруженной борьбы. Высокий моральный дух русских ратных людей способствовал преодолению численно и технически превосходящих сил противника.

Изгнание поляков из Москвы еще не устраняло окончательно опасности интервенции. Сигизмунд с 1200 всадниками польской шляхты и 3000 немецких ландскнехтов двигался к Москве. В Вязьме к нему присоединились остатки отряда Ходкевича. Польский король пытался взять Волок Дамский, но три штурма его войска успешно отразил русский гарнизон крепости. Узнав о капитуляции польского гарнизона Кремля, Сигизмунд повернул обратно к Смоленску. Открытая интервенция польских феодалов была отражена.

Возле Покровского собора на Красной площади Москвы установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому русского скульптора И. Мартоса. Время может сокрушить бронзу, но священные имена их не могут исчезнуть, пока жива Россия, ибо подвиг Минина и Пожарского, как подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, послужил спасению Отечества.

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Легендарная Тридцатка, знаменитый 30 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту

Такой плотности туристских объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории. Открытия и дух приключений… Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа радует чистыми родниками и озерами.

Поход из Бахчисарая в Ялту
Маршруты: горы — море

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Маршруты: горы - море

Освобождение Москвы

Лжедмитрий 2 погиб в 1610 году. Но, трудное время для России не закончилось. Польские войска, начавшие интервенцию, смогли после двадцатимесячной осады взять Смоленск. Шведские отряды, пришедшие со Скопиным-Шуйским, изменив, двинулись к Новгороду и захватили его. В. Шуйского бояре заставили постричься в монахи. Однако это не слишком разрядило обстановку. Он был выдан полякам осенью 1610 года.

В стране начался период, известный пол названием «Семибоярщина». Получившие власть бояре тайно подписали соглашение с польским королем Сигизмундом 3. По нему на княжение они обязывались призвать сына Сигизмунда – королевича Владислава. После подписания соглашения ворота Москвы были открыты польским войскам.

Только подвиг Минина и Пожарского, который и сегодня помнят, позволил России выстоять и победить врага. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский смогли сплотить народ и поднять его на борьбу. Только это дало шанс изгнать захватчиков и освободить страну.

Судя по сохранившейся информации о биографии Минина, род его происходил из небольшого городка на Волге Балханы. Мина Анкундинов, его отец, занимался соляным промыслом. Сам же Кузьма Минин был человеком посадским. Он проявил величайшую отвагу в ходе боев за Москву.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, стольник, родился в 1578 году. Он вел успешную борьбу с разрозненными шайками Тушинского вора, не просил милости у поляков и не совершал предательства. По совету Минина князь занимался сбором средств для набора ополчения и освобождения Москвы. Он же был первым воеводой.

6 августа 1612 года второе ополчение Минина и Пожарского выступило из Ярославля в Москву. Позиции в районе Арбатских ворот были заняты к 30 августа. Нужно отметить, что народное ополчение Минина и Пожарского было вполне сознательно отделено от так называемого первого ополчения, состоявшего в основном из бывших тушинцев и казаков.

1 сентября произошло кровопролитное сражение с войсками гетмана Яна-Кароля. Тем не менее, первое ополчение предпочло занять выжидательную позицию. Только 5 конных сотен к концу дня пришли на помощь Пожарскому. Именно их неожиданный удар привел к отступлению поляков.

Решающее сражение, известное как «гетманский бой», произошло 3 сентября. Воины Пожарского не смогли устоять перед натиском сил под командованием гетмана Ходкевича. В 5 часов они отступили. Оставшимися силами была совершена ночная атака, которой руководил Минин. Большая часть воинов, принявших в ней участие, погибли. Минин был ранен. Тем не менее, этот подвиг поднял боевой дух остальных воинов, которые смогли отбросить врага. Поляки вынуждены были отступить к Можайску. В военной карьере гетмана Ходкевича это поражение стало единственным.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский продолжили осаду гарнизона, стоявшего в Москве. Пожарский предлагал сдаться и сохранить жизнь людей, зная, что провизии в гарнизоне крайне мало. Осажденные ответили отказом, но скоро голод вынудил их начать переговоры. В 1612 году 1 ноября во время переговоров казаки атаковали Китай-город. Поляки сдали его без боя. Остатки гарнизона заперлись в Кремле. Номинальных правителей Руси, участников «Семибоярщины» выпустили из ворот Кремля. Те, опасаясь расправы, покинули пределы Москвы. Среди них находился с матерью Михаил Романов, человек, которого скоро нарекли царем. Случилось это 3 марта на Земском соборе. Восстание Минина и Пожарского не завершилось освобождением столицы 6 — 7 ноября 1612 года. Польско-литовский гарнизон сдался, но к городу шел Сигизмунд 3. Его удалось остановить, благодаря действиям войск князя Пожарского.

Освобождение Москвы от поляков в 1612 г

 

Это событие ознаменовало «начало конца» Смутного времени. Мир и хотя бы относительный порядок еще не были достигнуты, но освобождение в 1612 году столицы государства и появление новых органов государственного управления сделали возможными избрание царя и окончательной победы над внешним врагом через несколько лет.

Новое ополчение

Попытка была не первой – в начале 1611 года было создано первое ополчение. Но из-за внутренних разногласий освобождение Москвы тогда не удалось. Вторая попытка, предпринятая осенью того же года, имела ряд существенных отличий.

  1. Ополчение создавалось не в районе действий польских войск, а на сравнительно спокойной территории – в Нижнем Новгороде.
  2. Среди руководителей важную роль играли люди невысокой знатности (и поэтому без особых претензий на власть), но талантливые и авторитетные. Таким был и Кузьма Минин.
  3. Второе ополчение было истинно народным движением.

Немаловажно и то, что второе ополчение не ринулось в бой с ходу. Зимовка в Ярославле (где возникло своего рода временное правительство) помогло обеспечить ратников оружием, провиантом и прочими необходимыми вещами, а также дождаться подхода подкреплений – отрядов настроенных антипольски бояр.

Гражданин и князь

Лидерами ополчения историческая традиция называет нижегородского старосту Кузьму Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Им действительно принадлежит ведущая роль, хотя в ополчении были и другие заметные люди.

Примечательно, что между лидерами не было никакого соперничества. Они сразу разделили обязанности сообразно своим привычкам и навыкам. Минин не понимал в военном деле, но он был «торговый человек», и стал кем-то вроде главного интенданта. Его обязанностью было обеспечение армии (оружием, фуражом, провиантом, транспортом, постоем). Он это хорошо умел.

Князь же уже имел немалый военный опыт. Хотя ему было только 33 года, никто в то время не считал 16-летних детьми, воевать начинали примерно в этом возрасте. Пожарский уступал опытностью польскому гетману Ходкевичу, но все же был уже состоявшимся полководцем. Он взял на себя чисто военное руководство.

Битва на опережение

Битва за Москву августа 1612 года имела 2 задачи: выбить из столицы польский гарнизон и не допустить прохода туда крупного подкрепления – 12 тыс. отборных бойцов (в основном казаков-запорожцев) под командованием самого гетмана. Вторая задача была важней, поскольку без ее решения невозможно было разобраться с первой.

Ополчение по приказу Пожарского укрепилось у Новодевичьего монастыря. Первая атака Ходкевича была отбита, а далее русский командующий внезапно передислоцировал войско, перейдя в Замоскворечье. Эта схватка произошла 22 августа. Вторая битва состоялась через день. Из-за пассивности отряда князя Трубецкого поляки даже достигли некоторого успеха, но разгромить ополченцев не смогли.

Решающим стал день 24 августа. Неприятной неожиданностью для поляков стало вмешательство в битву опытных конников Трубецкого (он сам был человеком сомнительным, но отряд имел хороший). Заслуга в этом деле принадлежит монаху Троице-Сергиевой лавры Палицыну. Традиция приписывает ему священный дар убеждения, но есть мнение, что все было прозаично: Палицын обещал казакам Трубецкого, что монастырь оплатит им повышенное жалованье. Ходкевич после поражения ушел от Москвы. Но гарнизон в столице держался еще до конца октября. Поляки сдались Пожарскому, не дождавшись подкрепления.

Освобождение Москвы не означало еще победы в войне. Но после этого ее ход стал куда более благоприятным для России.

 

Краткий курс истории. Смутное время. Решающая битва за Москву — История России

1 сентября (22 августа по ст. с.) 1612 года началась Московская битва – главный эпизод Русско-польской войны 1610–1612 годов времён Смуты.

Первая неудача

Осенью 1610 года польско-литовский гарнизон занял Московский кремль. В стране царила неразбериха, часть влиятельного московского боярства даже призывала русских людей присягать на верность польскому королевичу Владиславу. Но в конце концов засилье захватчиков в России вызвало подъём национального самосознания и привело к созданию первого народного ополчения в 1611 году. Однако оно потерпело неудачу из-за плохого оснащения, небольшого опыта ведения боевых действий и разногласий между командирами. Тогда в Нижнем Новгороде было создано второе народное (или земское) ополчение. Возглавили его князь Дмитрий Пожарский – участник первого ополчения, лечившийся в нижегородском имении от ран, и купец, нижегородский посадский староста – Кузьма Минин.

Долой разногласия

К 1 сентября 1612 года кремль уже был осаждён войсками второго народного ополчения. Их численность не превышала восьми тысяч человек, а ударное ядро было представлено четырьмя тысячами казаков и тысячей стрельцов. Но помимо Минина и Пожарского ополчением командовал князь Дмитрий Трубецкой, также участник первого ополчения, возглавлявший отряд из 2500 казаков. Предводители второго ополчения не доверяли Трубецкому, и это чувство было взаимным. Лишь после того, как накануне Московской битвы войска Пожарского и Трубецкого принесли друг другу присягу, разногласия были забыты.

Съели даже крыс

Пока Пожарский и Трубецкой искали общий язык, на помощь польско-литовскому гарнизону в кремле подоспел литовский гетман Ходкевич с войском в 12 тысяч человек. Помимо людского подкрепления, он вёз осаждённым продовольствие. Ополченцы вступили в ожесточённый бой, не снимая осады кремля, стремясь не пропустить Ходкевича к своим. По воспоминаниям Дмитрия Пожарского, войска гетмана шли «жестоким обычаем, надеясь на множество людей», но благодаря мужеству и умелому командованию ополченцев литовцы потеряли лучшую часть своей немногочисленной пехоты. Ходкевичу, потерявшему столь необходимые для действий внутри Земляного города (внешняя оборонительная стена Московского кремля, ныне – Садовое кольцо) силы, пришлось перегруппировывать войска. Но в этот момент ополчение перешло в контрнаступление и вынудило гетмана отступить. Осада кремля продолжалась до 25 октября. Солдаты польско-литовского гарнизона съели всех коней, кошек, собак, крыс и даже выкапывали и потребляли в пищу полуразложившиеся трупы… Наконец измождённые оккупанты были вынуждены с позором сдаться. Победа в Московской битве стала поворотным моментом Смутного времени, в её честь на Красной площади, возле Никольских ворот, построен собор Казанской иконы Божией Матери.

Освобождение Москвы от поляков в 1612 году

Одним из поворотных моментов отечественной истории с уверенностью можно назвать освобождение Москвы от поляков в 1612 году. Именно тогда решалось, быть или не быть Российскому государству. Трудно переоценить значение этой даты для будущих поколений. Давайте ещё раз взглянем на это важное событие по прошествии многих веков, а также узнаем, что сделал военачальник при освобождении Москвы от поляков для достижения успеха.

Предыстория

Но сначала давайте выясним, какие события предваряли освобождение Москвы от поляков.

Противостояние Речи Посполитой, фактически являющейся федерацией Королевства Польского и Великого княжества Литовского, с русским государством началось ещё во времена Ивана Грозного. Тогда, в 1558 году, разразилась знаменитая Ливонская война, преследующая своей целью получение контроля над прибалтийскими землями. В 1583 году война завершилась подписанием мира, который оказался довольно невыгодным для Руси. Но в целом этот мир противоречий между Русским царством и Речью Посполитой не разрешил.

освобождение москвы от поляков

После смерти Ивана Грозного в 1584 году русский престол занял его сын – Федор. Это был довольно слабый и болезненный человек, при котором царская власть значительно ослабла. Он умер в 1598 году, не оставив наследников. К власти пришел брат жены Федора – боярин Борис Годунов. Это событие имело довольно плачевные последствия для Руси, так как пресеклась династия Рюриковичей, правивших государством более семисот лет.

Внутри Русского царства росло недовольство политикой Бориса Годунова, которого многие считали самозванцем, незаконно захватившим власть и в свое время, по слухам, приказавшим убить законного наследника Ивана Грозного.

Данная напряженная обстановка внутри страны как нельзя кстати способствовала возможности иностранной интервенции.

Самозванцы

Правящая верхушка Речи Посполитой отлично понимала, что главным её внешним соперником является Русское царство. Поэтому падение династии Рюриковичей послужило своеобразным сигналом к началу подготовки к вторжению.

Впрочем, к открытой войне Речь Посполитая была сама не готова, поэтому для своих интриг использовала самозванца Григория Отрепьева, выдававшего себя за Дмитрия – умершего в детстве сына Ивана Грозного (по другой версии, убитого по приказу Бориса Годунова), за что и получил прозвище – Лжедмитрий.

Армия Лжедмитрия набиралась при поддержке польских и литовских магнатов, но официально не поддерживалась Речью Посполитой. Она вторглась на территорию Руси в 1604 году. Вскоре царь Борис Годунов умер, а его шестнадцатилетний сын Фёдор не смог организовать оборону. Польское войско Григория Отрепьева в 1605 году захватило Москву, а сам он себя провозгласил царем Дмитрием I. Впрочем, уже в следующем году он был убит в результате переворота. Тогда же была перебита значительная часть поляков, прибывших с ним.

Новым русским царем стал Василий Шуйский, который был представителем боковой ветви Рюриковичей. Но значительная часть населения Руси его не признала настоящим правителем.

В 1607 году на территории Речи Посполитой появился новый самозванец, настоящее имя которого неизвестно. Он вошел в историю как Лжедмитрий II. Его поддержали магнаты, которые ранее затеяли восстание против польского короля Сигизмунда III, но проиграли. Ставкой самозванца стал городок Тушин, из-за чего Лжедмитрий II получил прозвище Тушинский вор. Его войско разбило армию Шуйского и взяло в осаду Москву.

Василий Шуйский попытался договориться с Сигизмундом III, чтобы тот отозвал своих подданных. Но он не имел реальных рычагов, да и не хотел этого делать. Тогда русский царь заключил союз со шведами. Этот союз предполагал шведскую помощь против Лжедмитрия II на условиях передачи Швеции ряда русских городов, а также заключения союза против Польши.

Предпосылки к открытой польской интервенции

Главным предлогом к началу польской интервенции стал русско-шведский союз. Это давало формальный предлог Речи Посполитой объявить войну Руси, ведь одной из целей альянса как раз являлось противостояние Польше.

народное ополчение при освобождении москвы от поляков

В самой Речи Посполитой в то время произошло усиление королевской власти. Это было связано с тем, что король Сигизмунд III к 1609 году подавил восстание недовольной шляхты, длившееся три года. Теперь появилась возможность на проведение внешней экспансии.

Кроме того, русско-польские противоречия со времен Ливонской войны никуда не делись, а скрытая польская интервенция в виде неофициальной поддержки самозванцев ожидаемого результата не дала.

Эти факторы послужили толчком к принятию решения об открытом вторжении войск Речи Посполитой на территорию Русского государства с целью поставить его под свой полный контроль. Именно они запустили цепочку событий, звеньями которой стал захват столицы Руси польско-литовским воинством, а затем освобождение Москвы от поляков.

Захват Москвы поляками

Осенью 1609 года польское войско под предводительством гетмана Станислава Жолкевского вторглось на территорию Руси и осадило Смоленск. Летом 1610 года они разбили в решающей битве под Клушино русско-шведские войска и подошли к Москве. С другой стороны Москву обложило войско Лжедмитрия II.

освобождение москвы от поляков в 1612

Тем временем бояре свергли Василия Шуйского и заточили его в монастырь. Они установили режим, который известен под наименованием Семибоярщины. Но узурпировавшие власть бояре были непопулярны в народе. Они реально могли контролировать только Москву. Боясь, что власть может захватить более популярный Лжедмитрий II, бояре пошли на сговор с поляками.

По договоренности, сын короля Польши Сигизмунда III Владислав становился русским царем, но при этом переходил в православие. Осенью 1610 года польское войско вступило в Москву.

Первое ополчение

Таким образом, столицу Руси захватили поляки. С первых дней пребывания они начали бесчинства, что, естественно, вызывало неудовольствие местного населения. Гетман Жолкевский отбыл из Москвы, а руководить польским гарнизоном в городе оставил Александра Гонсевского.

В начале 1611 года под предводительством князя Д. Трубецкого, И. Заруцкого и П. Ляпунова было сформировано так называемое Первое ополчение. Его цель была — начать освобождение Москвы от поляков. Главной силой этого воинства были рязанские дворяне и тушинские казаки.

Войско подошло к Москве. Одновременно с этим в городе произошло восстание против оккупантов, видную роль в котором играл Дмитрий Пожарский, будущий военноначальник при освобождении Москвы от поляков.

освобождение москвы от поляков год

В это время ополчению удалось занять Китай-город, но разногласия внутри него привели к убийству одного из предводителей – Прокопия Ляпунова. Вследствие этого ополчение фактически распалось. Цель похода достигнута не была, а освобождение Москвы от поляков так и не состоялось.

Формирование Второго ополчения

Наступил 1612 год. Освобождение Москвы от поляков стало целью формировавшегося Второго ополчения. Инициатива его создания исходила от торгово-ремесленного сословия Нижнего Новгорода, которое терпело большие притеснения и убытки во время польской оккупации. Нижегородцы не признали власти ни Лжедмитрия II, ни Владислава Жигмонтовича – королевича Польского.

Одну из ведущих ролей в создании Второго народного ополчения играл Кузьма Минин, занимавший пост земского старосты. Он призвал народ объединиться в борьбе против оккупантов. В будущем он прославился как военачальник при освобождении Москвы от поляков и как народный герой. А тогда Кузьма Минин был простым ремесленником, сумевшим объединить массы народа, стекавшиеся на его призыв в Нижний Новгород из других уголков Руси.

В числе прибывших был и князь Дмитрий Пожарский, ещё один человек, который приобрел славу как военачальник при освобождении Москвы от поляков 1612 года. Его призвало народное ополчение на общем сборе, прося князя Пожарского возглавить народ в борьбе с интервентами. Князь не мог отказаться от этой просьбы и присоединил к воинству, начавшемуся формироваться под руководством Минина, также своих людей.

Костяк ополчения состоял из нижегородского гарнизона в составе 750 человек, но на призыв подошли служилые люди из Арзамаса, Вязьмы, Дорогобужа и других городов. Нельзя не отметить высокие способности Минина и Пожарского в руководстве формированием воинства и в координации с другими городами России. По сути, они сформировали орган, выполняющий роль правительства.

Позже Второе народное ополчение при освобождении Москвы от поляков, когда уже подошло к столице, пополнилось некоторыми группами из распавшегося Первого ополчения.

Таким образом, под руководством Минина и Пожарского была сформирована значительная сила, способная успешно противостоять интервентам. Так началось освобождение Москвы от поляков в 1612 году.

Личность Дмитрия Пожарского

Теперь давайте остановимся более подробно на личности человека, который прославился как военноначальник при освобождении Москвы от поляков. Именно Дмитрий Пожарский стал по велению народа главным руководителем ополчения, и ему заслуженно принадлежит значительная часть вклада в эту славную победу. Кем же он был?

военноначальник при освобождении москвы от поляков

Дмитрий Пожарский принадлежал к древнему княжескому роду, который являлся боковой ветвью Рюриковичей по Стародубской линии. Был рожден в 1578 году, то есть на момент формирования ополчения осенью 1611 года ему было около 33 лет. Отцом был князь Михаил Федорович Пожарский, а матерью — Мария Федоровна Берсенева-Беклемишева, в имении которой, отданном в приданное, Дмитрий и родился.

На государственную службу Дмитрий Пожарский поступил ещё в царствование Бориса Годунова. Будущий военачальник, командовавший при освобождении Москвы от поляков, при царе Василии Шуйском руководил одним из отрядов, который противостоял армии Лжедмитрия II. Затем он получил должность Зарайского воеводы.

Позднее, как говорилось уже выше, Пожарский занимался организацией восстания против поляков в Москве во время существования Первого народного ополчения.

Естественно, что человек, так упорно боровшийся против иноземной интервенции, не мог не откликнуться на призыв Кузьмы Минина. Не последнюю роль в том, что именно Дмитрий Пожарский возглавил ополчение, сыграло то, что у него было имение около Нижнего Новгорода, то есть нижегородцы, составляющие костяк войска, считали его своим.

Вот таким был человек, который возглавил ополчение при освобождении Москвы от поляков.

Поход на Москву

Мы разобрались, кто командовал при освобождении Москвы от поляков, теперь давайте остановимся на перипетиях самого похода.

Ополчение двинулось в конце февраля 1612 года из Нижнего Новгорода вверх по Волге по направлению к Москве. По мере продвижения к нему присоединялись новые люди. Большинство населенных пунктов встречали ополченцев с радостью, а там, где местные власти пытались чинить противодействие, как было в Костроме, они были смещены и заменены на лояльных к русскому воинству людей.

В апреле 1612 года ополчение вступило в Ярославль, в котором пробыло почти до августа 1612 года. Таким образом, Ярославль стал временной столицей. Этот период развития освободительного движения принял наименование «Стояние в Ярославле».

Узнав, что к Москве приближается войско гетмана Ходкевича, чтобы обеспечить её оборону, Пожарский в конце июля оперативно выслал несколько отрядов из Ярославля, которые подступили непосредственно к столице, а в середине августа все силы ополчения были сосредоточены у Москвы.

Силы сторон

Всем стало понятно, что предстояло решающее сражение. Какая же была численность войск у противоборствующих сторон и их расстановка?

Общая численность войск, которые подчинялись Дмитрию Пожарскому, по свидетельствам источников, не превышала восьми тысяч человек. Костяком этого войска были казачьи отряды числом 4000 человек и одна тысяча стрельцов. Кроме Пожарского и Минина командирами ополчения были Дмитрий Пожарский-Лопата (родственник главного воеводы) и Иван Хованский-Большой. Только последний из них в свое время командовал значительными воинскими соединениями. Остальным либо, как Дмитрию Пожарскому, приходилось командовать сравнительно небольшими отрядами, либо опыт руководства вовсе отсутствовал, как у Пожарского-Лопаты.

Дмитрий Трубецкой, один из предводителей Первого ополчения, привел с собой ещё 2500 казаков. Хотя он и согласился помочь общему делу, но вместе с тем сохранил за собой право не исполнять распоряжений Пожарского. Таким образом, общая численность русского воинства составляла 9500-10 000 человек.

Численность польского войска гетмана Ходкевича, подходившего к Москве с западной стороны, насчитывала 12 000 человек. Основной силой в ней были запорожские казаки числом 8000 воинов под командованием Александра Зборовского. Наиболее боеспособной частью войска был личный отряд гетмана числом 2000 человек.

Командиры польского войска – Ходкевич и Зборовский — имели значительный воинский опыт. В частности Ходкевич отличился в подавлении недавнего восстания шляхты, а также в войне со Швецией. Среди других командиров следует отметить Невяровского, Граевского и Корецкого.

Кроме 12 000 воинов, которых привел с собой Ходкевич, в Московском Кремле находился ещё трехтысячный польский гарнизон. Им руководили Николай Струсь и Иосиф Будило. Это тоже были опытные вояки, но без особых полководческих талантов.

Таким образом, общая численность польского воинства достигала 15 000 человек.

Русское ополчение располагалось у стен Белого города, находясь между польским гарнизоном, засевшим в Кремле, и войсками Ходкевича, как между молотом и наковальней. Их численность была меньшая, чем у поляков, а командиры не имели такого большого воинского опыта. Казалось, участь ополчения предрешена.

Битва за Москву

Итак, в августе 1612 года началось сражение, итогом которого стало освобождение Москвы от поляков. Год этой битвы навеки вошел в историю России.

освобождение москвы от поляков в 1612 г

Первыми предприняли атаку войска гетмана Ходкевича, переправившись через реку Москву, они вышли к воротам Новодевичьего монастыря, где сосредоточились отряды ополчения. Завязался конный бой. Польский гарнизон предпринимал попытки вылазок из своего укрепления, в то время как князь Трубецкой выжидал и не спешил на помощь к Пожарскому. Нужно сказать, что военноначальник командовал при освобождении Москвы от поляков довольно мудро, что не позволило на начальном этапе врагу смять позиции ополчения. Ходкевичу пришлось отступить.

После этого Пожарский изменил дислокацию войск, переместившись в Замоскворечье. Решающая битва произошла 24 августа. Гетман Ходкевич опять бросил свои войска в атаку, надеясь смять меньшее по численности ополчение. Но не получилось так, как он рассчитывал. Русские войска стояли твердо, к тому же в битву, наконец, вступили отряды Трубецкого.

Вымотанные противники решили взять передышку. К вечеру ополчение пошло в контрнаступление. Они смяли позиции врага и заставили его отступить к городу Можайску. Видя это, польский гарнизон был вынужден сдаться ополчению. Так завершилось освобождение Москвы от иноземных захватчиков.

Последствия

Освобождение Москвы от поляков в 1612 г. стало переломом всей Русско-польской войны. Правда, военные действия продлились ещё довольно долго.

Весной 1613 года был посажен на царство представитель новой династии Романовых – Михаил Федорович. Это послужило значительному укреплению русской государственности.

В конце 1618 года, наконец, было заключено Деулинское перемирие между русскими и поляками. По итогам этого перемирия Россия вынуждена была отдать Речи Посполитой значительные территории, но сохранила главное – свою государственность. В будущем это помогло отвоевать ей утраченные земли и даже участвовать в разделе самой Речи Посполитой.

Значение освобождения Москвы

Трудно переоценить значение освобождения русской столицы для отечественной истории. Это событие позволило сохранить российскую государственность в трудной борьбе с интервентами. Поэтому битва под Москвой вписана во все учебники по российской истории и является одной из знаковых дат.

военноначальник командовал при освобождении москвы от поляков

Помнят у нас и руководителей Второго ополчения – князя Пожарского и Кузьму Минина, которые давно имеют статус народных героев. Им посвящают праздники, ставят памятники, чтят память.

Минин и Пожарский — освобождение Москвы — Позднее Средневековье

  Трудные времена настали для России в начале XVII века. Терзаемая внутренними распрями и, самое главное, алчными интервентами, страна стояла на грани потери своей национальной самостоятельности. Современники назвали этот период Смутным временем. В это «буштарное» время в стране нашлись люди сумевшие сплотить вокруг себя патриотов и не давшие развалиться великой державе. 

  Центром организации всенародного ополчения стал Нижний Новгород. Во главе народного ополчения встали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Кузьма Минин — земский староста, по профессии мясник, человек не знатный, но очень уважаемый за свою мудрость. Кузьма Минин, обладавший большим организаторским талантом и непреклонной волей, показал при создании ополченческого движения, и в ходе боевых действий высокие качества полководца. 

 Второй предводитель ополчения князь Дмитрий Пожарский, воевода и профессиональный военный, избранный для военного руководства, отличался честностью, неподкупностью, ненавистью к врагам отечества и полководческим талантом.

  Начало организации ополчения — освободительной армии — относится к сентябрю 1611 года. Ополчение состояло из посадских, земских людей, стоявших во главе освободительного движения, и из крестьян, дворян, служилых людей (стрельцов, городовых казаков, пушкарей) и казаков. Ополчение непрерывно пополнялось ратными людьми, присылаемыми из различных районов страны. Состав ополчения был разнороден – русские, татары, марийцы, чуваши и другие народы, проживающие в русском государстве.

  Ядро войска ополчения составляли крестьяне, холопы и посадские люди. Ополчение было организовано по принципу регулярной армии – каждый боец получал регулярное денежное довольствие по четырехокладной системе.

  Ополченческая армия имела четкую внутреннюю организацию (части и подразделения). Командный состав подбирался из особо надежных людей. Много энергии и труда было употреблено на обучение ополченцев. Общая численность ополчения неизвестна. По некоторым данным, можно считать, что казаков, присоединившихся к ополчению, было 2—3 тысячи человек, а стрельцов — 1 тысяча человек. Число крестьян и посадских людей, составлявших большинство ополчения, не установлено. Иностранных наемников категорически не нанимали.

  Ополчение располагало кроме пехоты конными полками и имело достаточное вооружение, в частности, орудия с необходимым запасом пороха.

  Основой героизма и стойкости ополченцев служили их высокие моральные качества, исходившие из политической программы ополчения – основной целью была избрана изгнание интервентов и избрание на царство не королевича Владислава и сына Лжедимитрия II а «своего» монарха. Грамота, излогавшая данную программу, была написана в 1611 году. Для реализации данных целей было образовано Временное земское правительство — «Совет всея земли». В него входили избранники из всех уездов и представители ополчения. 

 Прежде чем нанести решительный удар по засевшим в Москве польским захватчикам, организаторами ополчения был осуществлён ряд подготовительных мероприятий. В частности были начаты переговоры со шведами, занявшими Новгород и настаивавшими на признании московским царём брата Густава Адольфа, королевича Карла Филиппа. Начавшиеся переговоры ослабили активность шведов и позволили ополчению полностью переключится на основное московское направление.

  Руководство ополчения не повело войска из Нижнего Новгорода сразу же на Москву, а направились к Ярославлю, где продолжали подготовку к решительному походу. Поход из Нижнего Новгорода на Москву в то время, когда ополчение еще не имело необходимой численности и материальных средств, а Ярославль хотели захватить казацкие отряды Заруцкого и Трубецкого, был бы преждевременным.

  Четыре месяца, проведённые ополчением в Ярославле не были потеряны зря – во все концы России отсылались отряды, которые совместно с населением освобождали города и устанавливали в них администрацию народного ополчения. Кроме того, дабы предотвратить английскую интервенции, был послан отряд ополчения в Архангельск. 

  Кроме того, за время пребывания в Ярославле были собраны необходимые припасы – вооружение, продовольствие, порох и т.д. При этом, ополчение освободило многие города от интервентов, без чего невозможно было развернуть широкие военные действия. Ополчение было готово к своей главной цели – походу на Москву.

  Момент выступления ополчения из Ярославля был не случаен и ещё по одной причине – к Москве стремительно приближалось войско интервентов под командованием литовского гетмана Ходкевича. Необходимо было разбить интервентов порознь, не дав им соединиться, и поход на Москву начался.

  27 июля 1612 года хорошо организованные колонны ополчения, численностью 10 тысяч человек, выступили из Ярославля. 20 августа, когда основные силы ополчения подошли к Москве, их там уже ожидал передовой отряд ополчения под начальством Дмитриева и Левашева. 

 Войско Ходкевича, состоящее из поляков, литовцев и наёмников всех мастей подошло к Москве на день позже ополчения, которое перекрыло им путь к засевшим в Кремле полякам, развернувшись вдоль стен «Белого города» — от Петровских ворот до Москвы-реки. Воссоединение сил интервентов не состоялось.        

  Основные силы руководство ополчения расположило вдоль стен «Белого города» — от Петровских ворот до Москвы-реки. Главные силы стояли у Арбатских ворот. Казаков же Трубецкого в составе 2500 сабель развернули в Замоскворечье, в районе Крымского двора. Кроме того, ему дополнительно было прислано пять сотен ополченцев. 

  Войско гетмана Ходкевича, численностью 12 тысяч человек встало на Поклонной горе. В это время в самом Кремле и Китай-городе находился польский отряд численностью в 3 тысячи человек.

  Сражение началось утром 22 августа – войско Ходкевича, намереваясь пробиться к полякам в Кремле, переправилось через Москву-реку возле Новодевичьего монастыря и начало теснить ополчение в районе Арбатских и Чертольских (в настоящее время Кропотеинские) ворот в Кремль.

  После столкновения передовых конных отрядов сражение приняло весьма ожесточенный характер и продолжалось в течение 7 часов. Особенно жестокий бой разгорелся на левом фланге ополчения, на берегу Москвы-реки, близ Алексеевской башни.

  Трубецкой бездействовал, не вступая в сражение. Жаркое побоище, развернувшееся на левом фланге, на глазах у его бойцов, вызвало ропот в их рядах. Они были возмущены своим бездействием, в то время, как у них на глазах гибли собратья по оружию. Первыми не выдержали и бросились на помощь пять сотен ополченцев, присланные на подкрепление Трубецкому. За ними подтянулись и некоторые казачьи отряды. Форсировав реку они нанесли фланговый удар, решительно изменив ход сражения. В результате ожесточенного боя ополчение одержало победу. Ходкевич спешно отвёл своё войско за реку, на Воробьевы горы.

В это же время поляки предприняли сильную вылазку из Кремля, но были отброшены обратно, понеся существенные потери. 

 Ночь с 22 на 23 августа и последующий день 23 августа принесли интервентам определённые успехи – воспользовавшись услугами предателя в стане ополченцев, Ходкевичу удалось переправить в осажденный Кремль 600 бойцов а днём 23 августа его войску удалось занять Донской монастырь. Осаждённые интервенты в этот же день предприняли крупную вылазку из Китай-города, но тут их ждала неудача – вылазка была молниеносно отбита.

  Принимая во внимание занятие Донского монастыря, руководству ополчения пришлось переправить значительную часть своих сил на правый берег Москвы-реки — в Замоскворечье.

  24 августа началось второе крупное сражение. Оно развернулось в Замоскворечье, куда Ходкевичь двинул свои силы из Донского монастыря. Оттеснив силы ополчения и казаков Трубецкого ему удалось захватить городские валы и рвы. Одному из его отрядов, оторвавшемуся от главных сил, удалось захватить расположенный в глубине Клементовский острожек, но стремительной контратакой ополчения он был выбит оттуда и практически полностью истреблён.

  Второй этап сражения начался решительной контратакой ополчения. Главный наступательный кулак своих войск Минин и Пожарский сосредоточили в северной части Замоскворечья. По сигналу Минина несколько сотен ополченцев переправились через рекуи нанесли успешный удар по флангу войск Ходкевича. Одновременно пехота начала теснить противника по всему фронту. Докончила дело кавалерия, окончательно разгромившая противника. 

 За несколько дней боёв интервенты потеряли больше половины своего войска и практически весь обоз, что окончательно подорвало их надежду захватить Московское государство. Таково политическое и стратегическое значение разгрома поляков под Москвой.

  22 октября 1612 года русские войска штурмом взяли Китай-город, а через несколько дней поляки сдали Кремль. Борьба русского народа против интервентов закончилась блестящей победой, одержанной под Москвой народно-освободительной армией под руководством Минина и Пожарского. Народно-освободительная война велась с интервентами, а также с их пособниками —

боярами-изменниками, которые с оружием в руках выступали на стороне противника против народных масс.

Совместная декларация Папы Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Патриарх Кирилл и Папа Франциск подписали совместную декларацию о религиозном единстве после исторической встречи в Гаване в пятницу.

«Благодать Господа Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор 13:13).

1. По воле Бога Отца, от которого исходят все дары, во имя Господа нашего Иисуса Христа и с помощью Утешителя Святого Духа мы, Папа Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, встретились. сегодня в Гаване.Благодарим Бога, прославленного в Троице, за эту первую в истории встречу.

Это радость, что мы встретились, как братья по христианской вере, которые встречаются друг с другом, «чтобы поговорить лицом к лицу» (2 Jn 12), от сердца к сердцу, чтобы обсудить взаимоотношения между Церквями, важнейшие проблемы наших верующих и перспективы прогресса человеческой цивилизации.

2. Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке Севера и Юга, Востока и Запада.Именно с этого острова, символа надежд «Нового Света» и драматических событий истории двадцатого века, мы обращаемся со своими словами ко всем народам Латинской Америки и других континентов.

Это источник радости, что христианская вера здесь динамично растет. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, основанные на личном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего для этого региона.

3. Встречая далекие от давних споров «Старого Света», мы с особым чувством неотложности испытываем потребность в совместном труде католиков и православных, которых с мягкостью и уважением призывают дать объяснения. миру надежды в нас (ср. 1 Пет 3:15).

4. Мы благодарим Бога за дары, полученные от прихода в мир Его Единственного Сына. Мы разделяем единую духовную традицию первого тысячелетия христианства.Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Богородица, Дева Мария и святые, которых мы почитаем. Среди них бесчисленное количество мучеников, которые засвидетельствовали свою верность Христу и стали «семенем христиан».

5. Несмотря на это общее Предание первых десяти веков, в течение почти тысячи лет католики и православные были лишены общения в Евхаристии. Мы были разделены ранами, нанесенными старыми и недавними конфликтами, различиями, унаследованными от наших предков, в понимании и выражении нашей веры в Бога, каждого из трех Лиц — Отца, Сына и Святого Духа.Нас огорчает утрата единства, результат человеческой слабости и греха, которая произошла вопреки священнической молитве Христа Спасителя: «Да будут они все одно, как Ты, Отец, во мне, а я в вы… чтобы они были одно, как мы одно »( Иоанна 17:21).

6. Помня о постоянстве многих препятствий, мы надеемся, что наша встреча может способствовать восстановлению этого единства, желаемого Богом, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира молиться Господу с обновленным рвением о полном единстве всех Его учеников.Пусть эта встреча станет знаком надежды для всех людей доброй воли в мире, который жаждет не только наших слов, но и ощутимых жестов!

7. В нашей решимости предпринять все необходимое для преодоления унаследованных нами исторических расхождений, мы хотим объединить наши усилия, чтобы свидетельствовать о Евангелии Христа и общем наследии Церкви первого тысячелетия, отвечая сообща. к вызовам современного мира. Православные и католики должны научиться единодушно свидетельствовать в тех сферах, в которых это возможно и необходимо.Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Наша христианская совесть и наша пастырская ответственность заставляют нас не оставаться пассивными перед лицом вызовов, требующих совместного ответа.

8. Прежде всего мы должны обратить внимание на те регионы мира, где христиане становятся жертвами гонений. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки целые семьи, деревни и города наших братьев и сестер во Христе полностью истребляются. Их церкви варварски разоряются и разграбляются, их священные предметы оскверняются, их памятники разрушаются.С болью мы вспоминаем ситуацию в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока, а также массовый исход христиан из страны, на которой наша вера впервые распространилась и в которой они жили со времен Апостолы вместе с другими религиозными общинами.

9. Мы призываем международное сообщество незамедлительно принять меры для предотвращения дальнейшего изгнания христиан с Ближнего Востока. Поднимая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы хотим выразить свое сострадание к страданиям верующих других религиозных традиций, которые также стали жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.

10. Тысячи жертв уже погибли в результате насилия в Сирии и Ираке, в результате чего многие миллионы людей остались без дома и средств к существованию. Мы настоятельно призываем международное сообщество стремиться положить конец насилию и терроризму и в то же время внести свой вклад посредством диалога в скорейшее восстановление гражданского мира. Необходимо обеспечить крупномасштабную гуманитарную помощь пострадавшему населению и многим беженцам, ищущим убежища в соседних странах.

Мы призываем всех, чье влияние может повлиять на судьбу похищенных, включая митрополитов Алеппо Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все возможное для обеспечения их скорейшего освобождения.

11. Мы возносим свои молитвы ко Христу, Спасителю мира, прося о возвращении мира на Ближнем Востоке, «плода справедливости» ( Ис. 32:17), так что братское сосуществование среди различные группы населения, церкви и религии могут быть усилены, что позволит беженцам вернуться в свои дома, залечить раны, а душам убитых невиновных покоиться с миром.

Мы горячо обращаемся ко всем сторонам, которые могут быть вовлечены в конфликты, чтобы продемонстрировать добрую волю и принять участие за столом переговоров.В то же время международное сообщество должно предпринять все возможные усилия, чтобы положить конец терроризму посредством общих, совместных и скоординированных действий. Мы призываем все страны, участвующие в борьбе с терроризмом, к ответственным и осмотрительным действиям. Мы увещеваем всех христиан и всех верующих в Бога горячо молиться провиденциальному Создателю мира, чтобы защитить Его творение от разрушения и не допустить новой мировой войны. Чтобы обеспечить прочный и прочный мир, необходимо предпринять определенные усилия, чтобы заново открыть для себя общие ценности, объединяющие нас, на основе Евангелия Господа нашего Иисуса Христа.

12. Мы преклоняемся перед мученической смертью тех, кто ценой своей жизни засвидетельствовал истину Евангелия, предпочтя смерть отречению от Христа. Мы верим, что эти мученики нашего времени, которые принадлежат к разным Церквям, но которых объединяет их общее страдание, являются залогом единства христиан. Именно к вам, страдающим за Христа, обращено слово Апостола: «Возлюбленные … радуйтесь, насколько вы разделяете страдания Христа, дабы, когда открывается Его слава, вы также могли ликовать» (1 ). Пет 4: 12–13).

13. В наше тревожное время невозможно обойтись без межрелигиозного диалога. Различия в понимании религиозных истин не должны мешать людям разных вероисповеданий жить в мире и согласии. В нашем нынешнем контексте религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своих верующих в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к другим религиозным традициям. Совершенно недопустимы попытки оправдать преступные действия религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не Бог беспорядка, но мира» (1 Кор 14:33).

14. Подтверждая высшую ценность свободы вероисповедания, мы благодарим Бога за нынешнее беспрецедентное обновление христианской веры в России, а также во многих других странах Восточной Европы, в которых на протяжении десятилетий господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего атеизма разорваны, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру. За последнюю четверть века были построены тысячи новых церквей, а также сотни монастырей и богословских учреждений.Христианские общины проводят заметную работу в области благотворительной помощи и социального развития, предоставляя разнообразные формы помощи нуждающимся. Православные и католики часто работают бок о бок. Свидетельствуя о ценностях Евангелия, они подтверждают существование общих духовных основ человеческого сосуществования.

15. В то же время мы обеспокоены ситуацией во многих странах, в которой христиане все чаще сталкиваются с ограничениями свободы вероисповедания, права свидетельствовать о своих убеждениях и жить в соответствии с ними.В частности, мы наблюдаем, что преобразование некоторых стран в секуляризованные общества, отчужденные от всяких ссылок на Бога и Его истину, представляет собой серьезную угрозу религиозной свободе. Нас беспокоит то, что в настоящее время происходит ограничение прав христиан, если не их прямая дискриминация, когда определенные политические силы, руководствуясь зачастую очень агрессивной секуляристской идеологией, стремятся отодвинуть их на задний план общественной жизни. .

16. Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий пропитанных кровью конфликтов, многими был встречен с надеждой как гарантия мира и безопасности.Тем не менее, мы призываем проявлять бдительность против интеграции без уважения к религиозной идентичности. Оставаясь открытыми для вклада других религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа должна оставаться верной своим христианским корням. Мы призываем христиан Восточной и Западной Европы объединиться в их общем свидетельстве о Христе и Евангелии, чтобы Европа могла сохранить свою душу, сформированную двумя тысячелетиями христианской традиции.

17. Наш взор также направлен на тех, кто сталкивается с серьезными трудностями, кто живет в крайней нужде и бедности, в то время как материальное богатство человечества увеличивается.Мы не можем оставаться равнодушными к судьбам миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Неумолимое потребление некоторых более развитых стран постепенно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении материальных благ усиливает чувство несправедливости возникшего международного порядка.

18. Христианские церкви призваны защищать требования справедливости, уважения к традициям народов и подлинной солидарности со всеми страдающими.Мы, христиане, не можем забыть, что «Бог избрал неразумных мира сего, чтобы посрамить мудрых, и Бог избрал смиренных и презираемых мира, тех, кто ничего не значит, чтобы свести на нет тех, кто есть нечто, чем ни один человек не может похвастаться. перед Богом »(1 Кор 1: 27–29).

19. Семья — естественный центр жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом в семье во многих странах. Православные и католики разделяют одинаковое представление о семье и призваны засвидетельствовать, что это путь святости, свидетельствующий о верности супругов в их взаимном взаимодействии, их открытости для рождения и воспитания своих детей, солидарности. между поколениями и уважать самых слабых.

20. Семья основана на браке, акте добровольной и верной любви между мужчиной и женщиной. Именно любовь скрепляет их союз и учит принимать друг друга в качестве подарка. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что другие формы сожительства были помещены на тот же уровень, что и этот союз, в то время как освященная библейской традицией концепция отцовства и материнства как отдельного призвания мужчины и женщины в браке изгнана из общественного сознания.

21. Мы призываем всех уважать неотъемлемое право на жизнь. Миллионам отказано в праве родиться в этот мир. кровь нерожденных взывает к Богу (ср. Быт 4:10). Появление так называемой эвтаназии приводит к тому, что пожилые люди и инвалиды начинают ощущать себя обузой для своих семей и общества в целом. Мы также обеспокоены развитием технологий биомедицинского воспроизводства, поскольку манипулирование человеческой жизнью представляет собой атаку на основы человеческого существования, созданные по образу Бога.Мы считаем своим долгом напомнить о неизменности христианских моральных принципов, основанных на уважении достоинства человека, созданного согласно замыслу Создателя. 22. Сегодня мы особенно обращаемся к молодым христианам. Перед вами, молодые люди, стоит задача — не прятать свой талант в земле (ср. Мф 25:25), а использовать все способности, данные вам Богом, чтобы подтвердить истину Христа в мире, воплощаясь в вашем Соблюдайте евангельские заповеди любви к Богу и ближнему.Не бойтесь идти против течения, отстаивая Божью истину, которой современные светские нормы зачастую далеки от соответствия.

23. Бог любит каждого из вас и ожидает, что вы будете Его учениками и апостолами. Будьте светом мира , чтобы окружающие вас могли видеть ваши добрые дела и прославлять вашего небесного Отца (ср. Мф 5:14, 16). Воспитайте своих детей в христианской вере, передав им драгоценную жемчужину , то есть веру (ср. Mt 13:46) вы получили от своих родителей и предков. Помните, что «вы куплены дорогой ценой» (1 Кор 6:20) ценой смерти на кресте Человека — Бога Иисуса Христа.

24. Православных и католиков объединяет не только общее Предание Церкви первого тысячелетия, но и миссия проповедовать Евангелие Христово в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение к членам христианских общин и исключает любую форму прозелитизма.Мы не конкуренты, а братья, и эта концепция должна определять все наши совместные действия, а также действия, направленные на внешний мир. Мы призываем католиков и православных во всех странах научиться жить вместе в мире и любви и быть «в гармонии друг с другом» ( Rm 15: 5). Следовательно, недопустимо использование нелояльных средств для побуждения верующих переходить от одной церкви к другой, лишая их религиозной свободы и их традиций. Мы призваны претворить в жизнь заповедь апостола Павла: «Итак, я стремлюсь провозглашать Евангелие не там, где Христос уже назван, чтобы не строить на чужом основании» ( Rm 15:20).

25. Мы надеемся, что наша встреча может также способствовать примирению там, где существует напряженность между греко-католиками и православными. Сегодня ясно, что прошлый метод «униатства», понимаемый как объединение одной общины с другой, отделение ее от ее церкви, не является способом восстановления единства. Тем не менее церковные общины, возникшие в этих исторических обстоятельствах, имеют право на существование и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных потребностей своих верующих, стремясь при этом жить в мире со своими соседями.Православные и греко-католики нуждаются в примирении и во взаимоприемлемых формах сосуществования.

26. Мы сожалеем о враждебности в Украине, которая уже привела к многочисленным жертвам, нанесла неисчислимые ранения мирным жителям и ввергнула общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Мы призываем все стороны, вовлеченные в конфликт, к благоразумию, к социальной солидарности и к действиям, направленным на построение мира. Мы призываем наши Церкви в Украине работать в направлении социальной гармонии, воздерживаться от участия в противостоянии и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.

27. Мы надеемся, что раскол между православными верующими в Украине может быть преодолен с помощью существующих канонических норм, что все православные христиане Украины могут жить в мире и согласии, и что католические общины в стране могут способствовать этому. таким образом, что наше христианское братство может стать все более очевидным.

28. В современном мире, который одновременно многообразен, но объединен общей судьбой, католики и православные призваны братским образом трудиться вместе в провозглашении Благой вести о спасении, чтобы вместе свидетельствовать о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «Чтобы мир уверил» ( Иоанна 17:21).Этот мир, в котором духовные основы человеческого существования постепенно исчезают, ждет от нас убедительного христианского свидетельства во всех сферах личной и общественной жизни. Будущее человечества во многом будет зависеть от нашей способности давать совместное свидетельство Духу истины в эти трудные времена.

29. Пусть наше смелое свидетельство Божьей истины и Благой вести о спасении будет поддержано Человеком-Богом Иисусом Христом, нашим Господом и Спасителем, который укрепляет нас неизменным обещанием: «Не бойся больше, малое стадо. , ибо Отец ваш благоволил дать вам царство »( Лк 12:32)!

Христос — источник радости и надежды.Вера в Него преображает человеческую жизнь, наполняет ее смыслом. Это убеждение, основанное на опыте всех тех, кого Петр упоминает в своих словах: «Когда-то вы были« не народом », но теперь вы народ Божий; вы «не были помилованы», но теперь вы помилованы »(1 Пет. 2:10).

30. С благодатной благодарностью за дар взаимопонимания, проявленный при нашей встрече, обратимся с надеждой к Пресвятой Богородице, взывая к ней словами этой древней молитвы: «Мы ищем убежища под защитой Всевышнего. Ваша милость, Пресвятая Богородица ».Пусть Пресвятая Дева Мария своим заступничеством вдохновит на братство всех почитающих ее, чтобы они могли воссоединиться в Божье время в мире и согласии единого народа Божьего во славу Святейшего. и неделимая троица!

Кирилл

Патриарх Московский

и вся Россия

Фрэнсис

Епископ Рима,

Папа католической церкви

.

Молодая «звезда» протеста Москвы-2019 Егор Жуков избит неизвестными возле дома, Кремль требует расследования

Московская полиция возбудила уголовное дело по факту нападения на популярного антикремлевского радиоведущего и пользователя YouTube. Егор Жуков (22) стал фигурантом так называемого «московского дела» в прошлом году.

Очевидцы рассказали сообщникам потерпевшего, что на него напали два человека , «которые позже скрылись на скутерах», возле его дома в российской столице, в воскресенье вечером.По словам его «пресс-секретаря» Стаса Топоркова, у Жукова предварительно диагностировали сотрясение мозга и подозрение на черепно-мозговую травму. Очевидно, он отказался от госпитализации.

Источник в московском управлении МВД сообщил ТАСС, что молодой человек сообщил полиции, что двое неизвестных избили его и скрылись с места происшествия. «По данному факту проводится проверка, рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 116 УК РФ (« Побои »)», — сказал источник .

Кремль заявил, что ожидает установления виновных в нападении и наказания в соответствии с законом. В то же время, комментируя инциденты с представителями оппозиции, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков призвал «не надо торопиться с выводами … мы не знаем, кто бил Жукова, мы не знаем почему».

Жуков впервые попал в заголовки газет, когда был арестован в августе 2019 года по обвинению в участии в «массовых беспорядках» в Москве в конце июля.Через месяц он был помещен под домашний арест по запросу следователей. Позже Следственный комитет России снял первоначальное обвинение, а вместо этого обвинил его в публичных призывах к экстремизму.

Согласно материалам дела, новые обвинения были основаны на видеозаписях Жукова, размещенных на YouTube. Прокуратура потребовала четырехлетнего тюремного заключения для Жукова, но суд приговорил его к трем годам лишения свободы условно. Ему также запретили создавать и управлять своими собственными интернет-страницами в течение двух лет.

Жуков заявил ранее в воскресенье, что Высшая школа экономики (ВШЭ) исключила его из магистерской программы менее чем через два часа после принятия его заявки. Колледж заявил, что фактически закрыл программу (сфокусированную на «искусстве кино»), потому что не смог собрать команду инструкторов «по причинам, не зависящим от университета». Жуков заявил, что на решение ВШЭ повлияла его политика.

Также на RT.com Студент Егор Жуков осужден на 3 года условно за распространение экстремизма в сети на митингах в Москве

Активист, которого описывают как сторонника Дональда Трампа, американского «чаепития», поддерживающего либертарианцев, впоследствии получил собственное шоу на радио «Эхо Москвы» . Некоторые из его заявлений вызвали споры, например, когда он сказал, что феминистки ужасны, как Советский Союз, и что он в конечном итоге хочет стать президентом, который сделает президентство устаревшим.

Тем не менее, на Западе его неверно представляют как своего рода либерального активиста. «И снова англо-американские хакеры обрушиваются на московского оппозиционера, чью реакционную (антифеминистскую) политику на Западе назвали бы трампистом», — написал в своем твиттере бывший российский журналист Марк Эймс в прошлом декабре . «Я видел, как один хакерский мелодраматически твитнул:« Родился новый лидер ». Не хватало только декларативного « Слушай! »

Думаете, вашим друзьям будет интересно? Поделитесь этой историей!

.

Российская государственная библиотека

Russian State Library

Российская государственная библиотека (РГБ) — крупнейшая библиотека России, вторая по величине библиотека в мире. Он был основан в 1862 году и входил в состав Московского публичного и Румянцевского музеев. С момента основания в библиотеку поступают экземпляры обязательного экземпляра всех изданных в России публикаций. 24 января 1924 года она была переименована в Русскую библиотеку им. И. Ленина. 6 февраля 1925 года он был преобразован в v.Государственная библиотека СССР им. И. Ленина, а с 22 января 1992 года — Российская государственная библиотека.

Сейчас в фондах Российской государственной библиотеки более 47 миллионов книг, документов и артефактов. Ежегодно библиотеку посещают более 800 тысяч человек, оформляется около 100 тысяч новых библиотечных билетов. В РГБ 36 читальных залов, в которых одновременно могут работать более полутора тысяч человек. Любой гражданин России или другого государства старше 14 лет может стать пользователем Библиотеки.
Библиотеке важно не только пополнять свои коллекции, но и делать их максимально доступными, уделяя внимание сохранности редких и ценных изданий. Оцифровка и размещение материалов в электронной библиотеке РГБ решают эти задачи. Более 90% авторефератов диссертаций, старопечатных книг, документов из Картографической коллекции и Универсальной коллекции, а также более 80% Музыкальной коллекции находятся в открытом доступе. Доступ к защищенным авторским правом документам возможен только из помещения библиотеки.

В конце 2014 года решением Министерства культуры Российской Федерации Российская государственная библиотека была назначена оператором Национальной электронной библиотеки (НЭБ). НЭЛ — это современный проект, направленный на свободный доступ читателей к фондам ключевых российских библиотек через интегрированный портал и поисковую систему.

С января 2017 года РГБ начал получать электронные экземпляры обязательных экземпляров печатных публикаций и диссертаций.

Библиотека развивается и ищет новые формы взаимодействия с читателем.Лучшие и самые интересные коллекции РГБ демонстрируются на выставках. В 2016 году Российская государственная библиотека открыла новое музейное пространство для проведения крупных выставок Ивановский зал. Каждая экспозиция сопровождается лекционной экскурсией и экскурсионной программой. Также можно совершить экскурсию в Книгохранилище, Дом Пашкова, Музей книги и пройтись по помещению главного корпуса. На традиционных мероприятиях LibraryNight, LibraryDay и Open Doors Day приглашаются специалисты и все желающие познакомиться с работой библиотеки.
Годовой публичный отчет подробно показывает, как меняется Российская государственная библиотека.

.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *