Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Освобождение москвы от поляков: Освобождение Москвы | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Читать онлайн «Пожарский и Минин. Освобождение Москвы от поляков и другие подвиги, спасшие Россию», Валерий Шамбаров – Литрес

Глава 1


Россия и Польша с Литвой

«Московский Кремль при Иване III». Художник А. М. Васнецов

В этой книге мы расскажем о тяжёлых, но славных временах, когда наш народ отстоял свою страну от польских завоевателей, освободил от них Москву, спас Россию. Но как же поляки оказались в Москве? Ведь если посмотреть на географическую карту, то Россия такая большая, а Польша выглядит маленькой. Однако так было не всегда. Мы-то будем вспоминать давнюю эпоху, четыреста лет назад.

У нас принято отсчитывать годы от Рождества Христова. Например, 2021 год – это значит, что с Рождения Господа прошло две тысячи двадцать лет и идёт две тысячи двадцать первый. Когда рассматривают большие промежутки времени, говорят – век. Это сто лет. Века обозначают римскими цифрами. Родился Христос – и начался I век. Прошло сто лет, начались 101-й, 102-й годы – это уже II век. События, о которых пойдёт речь, происходили в XVI–XVII веках. То есть в тысяча пятисотые – тысяча шестисотые годы. А в те времена на востоке Европы были две большие и сильные державы. Россия – и Польша, объединённая с Литвой. Но образовались эти державы по-разному.

Наверное, вы знаете из школьной истории, что Древняя Русь разделилась на множество княжеств, они ссорились, дрались между собой (такие войны между собой называют междоусобицами). А в результате их разгромил хан Батый, князьям пришлось подчиниться могучей татарской державе, Золотой Орде, платить ей дань. Но на западе от русских, в непроходимых лесах и болотах до Балтийского моря, обитал ещё один народ, литовцы. Они были совсем отсталыми, у них не было своего государства, они жили отдельными племенами. Уже вся Европа была христианской, а литовцы оставались язычниками. Молились деревянным идолам, называя их богами. Верили: чтобы идолы исполнили просьбы, их надо ублажать. Резали для них кур, овец, иногда и людей.

Но литовцы многому учились у русских. Начали строить города, делать хорошее оружие, переняли русскую письменность. У них появились свои князья. Когда татарские полчища хлынули на Русь с востока, литовцы ринулись на западные русские области. Одни княжества они завоёвывали силой. Другие сами подчинялись им, чтобы литовцы перестали нападать и разорять их. Вот так и захватили всю Белоруссию.

Те русские княжества, которые платили дань Золотой Орде, литовцы трогать остерегались. Ведь в ответ хан пошлёт татарские рати, они круто опустошат их собственные владения. Но в 1360-х годах Орда разделилась. Там нашлось несколько лидеров, желающих быть ханами, татары рубились и резались друг с другом. Для Руси это принесло облегчение, можно было не платить тяжёлую дань. Но она потеряла и ханскую защиту. А правитель Литвы, воинственный князь Ольгерд, решил – теперь татар можно не бояться. Заявил, что «вся Русь должна принадлежать Литве». Он даже принял новый титул, стал называться великим князем Литовским и Русским. Войско у него было многочисленное, он начал захватывать русские княжества одно за другим: Киев, Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Смоленск, Брянск. Ольгерд пытался покорить и Москву, трижды совершал на неё походы. Великий князь Дмитрий Иванович, будущий Дмитрий Донской, с большим трудом отбил их.

Но граница установилась совсем близко от Москвы. За Можайском уже лежали владения Литвы, она очень разрослась за счёт русских земель. А через некоторое время в Польше умер король Людовик. Сыновей у него не было, наследницей стала дочь Ядвига. Великим князем Литвы был сын Ольгерда, молодой Ягайло. Польские вельможи придумали, как бы им увеличить своё государство. Заинтересовались и католические священники, им давно хотелось обратить литовских язычников в свою веру. Те и другие уговорили Ягайлу – женись на Ядвиге, станешь королём и Польши, и Литвы. Но для этого требовали, чтобы он окрестил литовцев по католическому обряду. Ягайло согласился. В 1385 году сыграли свадьбу. Возникла обширная держава, в неё вошли Польша, Литва, Белоруссия, Украина, западные области нынешней России.

Но русские княжества, не попавшие под власть Литвы, стали сплачиваться вокруг Москвы. Все князья были родственниками, называли себя «Рюриковичи» – они происходили от Рюрика, первого князя Руси. Хотя родство стало очень далёким, они привыкли жить самостоятельно. У каждого были свои помощники – бояре, были свои дружины из профессиональных воинов. Но обороняться то от Литвы, то от татар получалось только вместе. А в Москве сидел великий князь – старший над другими князьями. Там находился и митрополит, руководил Русской Церковью.

Окончательно объединять Русь взялся московский государь Иван III. Некоторые князья и земли не слушались его, сговаривались против Москвы с литовским королём. Таких он покорял силой. А многие князья просто обнищали. Делили владения между детьми, и получалось, что в каждом селе свой князь. Такие княжества тоже ликвидировали. Князья становились московскими боярами, должны были служить государю. Их воинов Иван III брал к себе. Их стали называть «дети боярские» (потому что они были младше бояр) или «дворяне» – они служили при дворе государя. Каждому воину он давал оружие, коней. Выделял несколько деревень, чтобы крестьяне кормили и обеспечивали своих защитников и их семьи. Но деревни им давал не насовсем, а за службу. Воины подчинялись самому государю, должны были по его зову вскочить в седло и мчаться куда прикажут. Так была создана большая армия.

В Москве Иван III собирал лучших мастеров, русских и иностранных. Здесь построили Пушечный двор, стали изготовлять орудия. В столице возводили величественные храмы, её опоясали неприступные крепостные стены – знакомый нам Кремль. А когда Московское княжество объединило целый ряд других княжеств, то у возникшей державы появилось и новое название: Россия.

Но она во многом отличалась от польско-литовской державы. В России главным была православная вера. Нашу страну не случайно называли Святой Русью. Ведь её создавали святые князья Александр Невский, Даниил Московский, Дмитрий Донской, святые митрополиты Кирилл, Пётр, Алексий, Иона, святой подвижник Сергий Радонежский и сотни других. Опасности угрожали со всех сторон – то нападение врагов, то пожар, то эпидемия. Люди постоянно обращались к Богу, Пресвятой Богородице, к святым угодникам за помощью и защитой. И православие было основой всей жизни. Любой человек строил свои поступки по православным правилам. Даже национальность определяли не по происхождению, а по вере. Если иностранец принимал православное крещение, его считали русским.

Центром Православной Церкви являлась столица Византийской империи – Константинополь. Там находился патриарх. Для руководства Русской Церковью он назначал митрополита. Но Византия совсем захирела. Её одолевали враги, она искала, кто бы ей помог, и в 1439 году заключила унию с католиками, отдала свою патриархию в подчинение римскому папе. Ничего хорошего это не дало. В 1453 году Константинополь захватили турки. Но Русь унию не признала. Её Церковь стала самостоятельной. А Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. С древних времён на гербе Москвы изображали святого Георгия Победоносца. Сейчас он соединился с византийским гербом – двуглавым орлом. Россия стала наследницей погибшей империи. И теперь она превращалась в мировой центр православия.

Но Россия переняла лучшее и у Золотой Орды. Это была дисциплина. Сильная власть государя. В условиях постоянной опасности это было очень важно, беспрекословно слушаться его. По его приказу бросать все дела, собираться на войну. Или спасаться в крепостях, по лесам. Важной была и готовность выручать друг друга в трудных ситуациях. А в этом тоже помогала вера. Ведь православные осознавали себя как бы братьями. Как же не прийти братьям на выручку?

Но и государь старался править по православной вере. Считалось, что отвечает перед Богом за каждого из своих подданных. Должен заботиться о них, как отец, защищать от врагов. Он следил, чтобы соблюдалась правда. То есть, справедливость. Если даже знатный вельможа нарушал законы, обижал простых людей, великий князь мог его строго наказать. Все жители страны платили государю подати. Но это требовалось и им самим. На эти деньги великий князь содержал воинов, строил крепости, храмы. А подати не были слишком высокими. Чтобы люди не разорялись, чтобы могли развивать собственное хозяйство. Если случалось бедствие – например, неурожай, или налетели враги, пожгли сёла, великий князь помогал пострадавшим. Давал им деньги из своей казны. Закупал для них хлеб в тех местах, где он имелся.

Часть крестьян обслуживала бояр и дворян, трудилась в их владениях. Но все крестьяне были свободными. Могли уйти в другое место, если там лучше. Для этого Иван III определил праздник святого Георгия Победоносца – в народе говорили, Юрьев день. Осень, урожай собрали. Если крестьянин выполнил свои обязанности перед владельцем земли, сдал ему что положено, то мог на Юрьев день переселиться куда пожелает.

В Польше и Литве порядки установились другие. Государственной религией там стала католическая. Она тоже христианская, но во многом отличается от нашей. Православные признают, что глава Церкви – Сам Христос. Патриархи, митрополиты, епископы, священники только служат Ему. Церковные службы могут идти на любом языке – ведь Бог, конечно же, поймёт всех. Каждый может обращаться к Господу с молитвами. Каждый верующий в храме может получить Святое Причастие, как бы соединиться с Христом.

У католиков глава церкви – папа римский. Его считают «наместником Христа» на земле. Его надо слушаться, как Самого Бога. Папа может прощать любые грехи. Если богатый человек натворил какие-нибудь гадости, он платил папе деньги и покупал особый документ, индульгенцию, что у него больше нет грехов. В католических храмах служили только на латинском языке (на нём разговаривали в Древнем Риме). Обращаться к Богу и получать Причастие имели право только священники. А остальным вместо Причастия давали маленькие лепёшечки, облатки. Хотя православные святые подвижники признавали такие правила ересью. То есть грубым нарушением христианства.

 

Но ещё до того, как литовцев окрестили в католическую веру, большинство жителей Литвы уже были крещёными. Православное население Белоруссии, Украины, завоёванных литовцами русских княжеств. Однако польские короли и их католические советники объявляли, что православные – это не настоящие христиане, почти язычники. На все государственные должности назначали только католиков. Православные оказались как бы людьми второго сорта.

Были здесь и другие отличия от России. Польско-литовская держава составилась из разных частей. В каждой из них была своя знать. Польские герцоги и бароны, литовские и русские князья. Они сохранили собственные большие владения, превратились в могущественных вельмож, их называли «паны». А мелкие дворяне были рыцарями, у них тоже были собственные имения, и их по-польски называли шляхтичи, шляхта.

Король в Польше и Литве не имел полной власти. По законам, его вообще выбирали, как президента. А правительство, сенат, состояло из знатных и богатых панов. Не король им указывал, а они королю указывали, как править. Чтобы решить самые важные вопросы, принять законы (или для выборов короля), созывали парламент – сейм. Делегатов туда выбирали шляхта и паны. Нарушить решения сейма или сената король не имел права.

Поляки и литовцы очень гордились такими «свободами». Но свободы были не для всех. Здешним вельможам очень понравились некоторые обычаи у соседей, немцев. Они позаимствовали и ввели у себя крепостное право. То есть, крестьян прикрепили к имениям панов и шляхтичей навсегда. Они должны были трудиться на хозяев, как рабы. Обрабатывали их поля. Отдавали им часть урожая с собственных участков. Ещё платили подати государству. Ещё отдавали десятую часть своих доходов католической церкви. А каждому пану хотелось получить побольше, он драл со своих крестьян три шкуры. Мало того, в своих владениях он мог делать что хочет. Если что-то у крестьянина ему понравилось – забрать. Если тот рассердил хозяина – мог избить его или казнить. В те времена писали, что в мире нет человека несчастнее, чем польский крестьянин.

Панам принадлежало и большинство городов. Они распоряжались там, как им угодно. Сами они жили в укреплённых замках. Богатства, полученные от подданных, тратили на пышные пиры, балы, охоты. На войну приезжали со своими отрядами шляхты и вооружённых слуг. Польская и литовская рыцарская конница была очень сильной. Закованные в латы шляхтичи смыкались стальным кулаком. Выставляли вперёд копья, разгонялись. Крушили противника, как таран. Но дисциплина была отвратительной. Ведь паны и шляхта кичились, что они «свободные». На призыв короля могли откликнуться, а могли и нет. Нередко враждовали между собой, устраивали набеги друг на друга.

А между тем Римские папы возненавидели Россию. Когда заключили унию с Византией, они очень возгордились. Заявляли, что папа стал единственным повелителем всех христиан! Даже выше королей. Их много, а он один. Руководит католическими королями, поучает их. Если не слушаются, может отлучить от церкви. Но Россия спутала эти планы! Унию не приняла, папе подчиняться не хочет. Из Рима подталкивали Польшу и Литву пакостить русским, воевать с ними. Сокрушить и заставить, чтобы они всё-таки отдали папе свою Церковь.

Однако получилось наоборот. В Польше и Литве некоторые русские князья не изменили прежней вере, остались православными. Католики относились к ним пренебрежительно, унижали, а Россия стала сильной державой. И они начали переходить под власть Ивана III. Римский папа Александр VI ругал польского короля Александра: сами виноваты! Почему у вас столько подданных до сих пор православные? Вот и тянутся к Москве. Потребовал: немедленно обратить всех в католичество! Король и паны принялись исполнять его повеления. Католические священники поехали с воинскими командами по сёлам и городам. Захватывали православные храмы. У людей отнимали детей, жён, насильно перекрещивали по католическим обрядам.

Но уж такого Иван III не стерпел. Указал, что притеснять Православие никому не позволит и единоверцев в обиду не даст. Объявил войну. Его армия разбила неприятельскую. А русские люди в Литве встречали царские войска как освободителей, города открывали им ворота. У короля отобрали 19 больших городов с областями, и он поклялся больше не обижать православных. А Иван III принял новый титул. Уже не просто великого князя Московского, а государя Всея Руси. Когда Ивана III на престоле сменил его сын Василий III, литовцы и поляки снова вздумали воевать, вернуть потерянные земли. Но опять проиграли, Василий отбил у них Смоленское княжество. Россия росла, и её границы стали сдвигаться на запад.


Дмитрий Иванович Донской.

Портрет из «Царского титулярника»


Иван III Васильевич.

Портрет из «Царского титулярника» (XVII век).

Глава 2


Соседи нашей страны

Немецкие наёмные солдаты XVI века

Примерно в одно и то же время из разрозненных частей объединилась не только Россия, но и западные державы – Испания, Франция, Англия. Хотя Германия и Италия ещё остались разделёнными на множество королевств и княжеств. Европейцы были очень жестокими и агрессивными. В борьбе за власть короли и вельможи убивали друг друга, травили ядами. Часто воевали между собой. Но постоянных армий в Европе ещё не было. В конницу короли и герцоги созывали своих рыцарей. А пехота была из наёмных солдат. Ими становились младшие сыновья в семьях, не получившие наследства. Старшим – отцовскую мастерскую, торговую лавочку, ферму. А младшие сами искали пропитание. Нанимались солдатами к любому, кто заплатит. И воевали не за свою родину, а за деньги. Бывало, что сегодня они сражаются на одной стороне, завтра на другой. Наёмники отличались страшной жадностью и свирепостью. Захватив город, грабили его подчистую. Жителей истребляли или продавали в рабство.

Гораздо больший простор для завоеваний и для добычи открылся, когда европейцы научились строить большие корабли, плавать на дальние расстояния. Они ринулись захватывать весь мир. У них были пушки, ружья, стальные мечи, доспехи. Они побеждали войска тех властителей, кто был послабее, плохо вооружён. Испания и Португалия покорили всю Южную и Центральную Америку. Десанты европейцев вторглись в Африку, Индию, Индонезию. Завоёванные страны превращали в свои колонии, местных жителей насильно крестили в католическую веру, заставляли работать на себя.

Из этих колоний в Европу привозили колоссальные награбленные богатства. Ими хвастались друг перед другом, вошла в моду роскошь. Короли, князья, вельможи строили великолепные дворцы. Нанимали лучших мастеров, украшая их картинами и скульптурами. Устраивали умопомрачительные балы, маскарады, пиршества. Но рядом с роскошью нравы были очень неприглядные. Европейцы почти не мылись. У кавалеров и дам в богатых нарядах вши и блохи считались нормальным явлением. А для того, чтобы заглушить запахи пота и немытого тела, придумали духи и одеколоны.

Очень грязными были и европейские города. В домах не было даже туалетов. Все помои и нечистоты выплёскивали прямо на улицы. От этого стояла вонища, плодились крысы, часто возникали эпидемии. А властителям постоянно не хватало денег на их роскошь и развлечения. Поэтому налоги были очень высокими, простой народ жил бедно. Было много преступников. Но расправлялись с ними безжалостно. Даже за ничтожную кражу осуждали на смерть. Причём казни в Европе считали увлекательным зрелищем. Полюбоваться на них собирались толпы людей, приводили жён и детей.

Погоня за богатствами коснулась и католической церкви. Монастыри и должности епископов стали оценивать не с точки зрения святого образа жизни, а какой доход они приносят. Эти места считались очень выгодными. Знатные люди покупали их для своих детей. Нередко бывало так, что настоятелю или настоятельнице большого монастыря всего 8–10 лет. Или епископом стал 12-летний мальчик. Какая уж тут вера?

А уж самым выгодным был престол папы римского. У него было отдельное государство, к нему стекались деньги из всех католических стран. За этот престол шла жестокая борьба между соперниками, и папами оказывались то родственники богатых банкиров, а то и хитрые проходимцы, воры, убийцы, извращенцы. В папском дворце в Риме, как и у других богатых властителей, гремели балы с танцами, папские гости обжирались и напивались на пиршествах.

Верующие в разных странах стали возмущаться. Заявляли – хватит подчиняться такому папе, платить ему десятину, зачем он вообще нужен! Протестовали, и их назвали протестантами. Они провозгласили Реформацию – то есть изменения в церкви. Но как её изменять? Появились разные лидеры, начали проповедовать свои варианты. В Англии всё оставили, как в католической церкви, но её главой стал не папа, а король. Церковные подати он начал забирать себе. Другие вожди протестантов, Лютер и Кальвин, учили, что не только папа, но и епископы, священники, монахи не нужны. И храмы, церковные обряды, иконы не нужны. Достаточно читать Библию – вот и будешь христианином.

Протестанты поднимали восстания, крушили католические храмы, убивали священников и монахов. Католики так же жестоко обрушивались на них. А в Риме собрались на свой собор католические епископы и кардиналы. Постановили следить за нравами и поведением священников, не допускать больше явных безобразий. Протестантов объявили еретиками и напустили на них инквизицию – церковные суды. Она вылавливала тех, кто выступал против папы и католиков, их сжигали на кострах.

Кроме того, был создан орден иезуитов. Вроде бы монашеский. Но возглавлял его генерал, ему подчинялись отделения в разных государствах. Иезуитам разрешалось жить под чужими именами, в нецерковной одежде. А приказы начальства они должны были выполнять беспрекословно. Ради блага католической церкви дозволялось использовать любые средства. Хитрыми обманами переманивать людей из другой веры. За врагами католической церкви шпионить, вредить им, убивать. В общем, орден стал первой в мире профессиональной спецслужбой.

В Польше и Литве тоже появились свои протестанты. Но здесь споры решили мирно. Паны и шляхта собрались на сейм и постановили – главнее всего их «свободы». Поэтому любой шляхтич свободен, как ему верить. Ну а крестьяне должны держаться той же веры, что их хозяин. Хотя православным такой закон принёс облегчение. Ведь паны из бывших русских князей тоже получили право сохранять свою веру. И православное население в их владениях никто не должен был притеснять.

Но Россия граничила не только с Литвой. Самой северной её соседкой была воинственная Швеция. Она была больше, чем сейчас, ей принадлежала ещё и Финляндия. А рядом с ней, в Эстонии и Латвии, располагался Ливонский орден. Те самые крестоносцы, которых когда-то бил Александр Невский на Чудском озере. В обоих этих государствах победили протестанты, шведы и ливонцы стали лютеранами (то есть приняли учение Лютера). А с нашей страной те и другие враждовали. Присматривались, как бы прихватить соседние русские земли. При удобном случае нападали, но их каждый раз били и прогоняли.

Кроме того, Швеция и Ливонский орден не давали нашим кораблям плавать по Балтийскому морю – через него лежала главная дорога на Запад, в страны Европы. Туда можно было возить русские товары, выгодно продавать их. Но ливонцы и шведы получали жирные прибыли как раз от русских товаров. Покупали их в нашей стране по дешёвке, а в Европе продавали дорого. Если русские сами будут возить их туда, то конец их барышам.

На юге от России лежали владения турецкого султана, Османская империя. Она была огромной и могущественной. Охватывала не только Турцию, но и западную часть Азии, север Африки, часть Европы – Грецию, Болгарию, Сербию, Черногорию, Македонию, Албанию. Султану подчинялись Молдавия, Румыния, половина Венгрии. Ему принадлежали все берега Чёрного моря.

От распавшейся Золотой Орды осталось несколько кусков – Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Большая и Малая Ногайские орды. Самым сильным из них было Крымское ханство, но оно подчинялось турецкому султану. Эти соседи доставляли России больше всего неприятностей. Потому что своим основным промыслом они сделали охоту за невольниками. Совершали набеги, грабили, угоняли пленных. Превращали их в рабов, чтобы трудились в их хозяйстве. А большую часть пленных покупали турецкие работорговцы и продавали по всей Османской империи.

 

Из-за постоянных нападений южные районы России лежали незаселёнными. Жить там было слишком опасно. Да и сама южная граница находилась совсем недалеко от Москвы. Рязань, Тула, Калуга были уже пограничными городами. Дальше раскинулось пустынное «Дикое поле», где гуляли татарские отряды. Русские государи строили здесь крепости. Каждую весну присылали полки конницы – дежурить до осени. Высматривать, не идут ли татары? Отражать их набеги. А крестьяне в здешних местах строили деревни и возделывали землю только поблизости от крепостей. Чтобы по сигналу тревоги сразу укрываться там. Или отбиваться. И дома, и на поле держали наготове копьё, лук со стрелами.

Но в Диком Поле жили и казаки. Сперва это были остатки древних племён, населявших степи задолго до татар. На Дону обитали бродники, на Кубани – касоги. А потом к ним стало присоединяться много русских. Кто-то сбежал из татарского плена. У других при набегах сожгли деревни, угнали близких – и они хотели свести счёты с хищниками. Присоединялись и самые отчаянные удальцы из пограничных жителей, искали приключений и добычи. Все они смешивались, их объединяла православная вера, и они становились казаками.

Они селились по рекам – на Дону, Тереке, Волге, Яике (Урале). Строили укреплённые городки, спрятанные в речных зарослях, на островах. Ловили рыбу, охотились. Сами выбирали своих начальников – атаманов, для этого собирали общее собрание – круг. Но они поддерживали связь с воеводами русских пограничных городов. Некоторые казаки держали там семьи, приходили к ним на зиму, а летом уходили в степь, на промысел. Казаки первыми сообщали о готовящихся набегах. А если татары, пограбив на Руси, возвращались назад, казаки поджидали их в засадах. Нападали, отбивали пленных. В Диком Поле они жили в постоянной опасности и мастерски владели оружием, умели читать следы, были прекрасными разведчиками.

У польского короля власть была гораздо меньше, чем у русского государя. У него не было таких войск, чтобы постоянно охранять границу. Не было денег на строительство крепостей. Поэтому крымцы очень легко врывались на его земли. Панам, чьи владения лежали возле границ, приходилось самим оборонять их. А на Днепре тоже жили казаки, и паны зазывали их к себе. Разрешали жить в своих городах, покупали для них оружие, а они помогали отбиваться от татар.

Но в Польше и Литве было суровое крепостное право. Хозяева отбирали у крестьян последнее, заставляли работать с утра до ночи. Ещё и жестоко наказывали за любые проступки. Крестьяне начали убегать на Днепр. Даже угроза от татар казалась им меньшим злом, чем крепостное рабство. А возле границ его не было. Пустующей земли было сколько угодно. Здешним панам не хватало крестьян. Они охотно принимали беглых. Освобождали от податей на 5, на 10 лет. Самые боевые из беглых крестьян присоединялись к казакам. Панам это тоже было выгодно. Такие воины ничего не стоили, платить им не надо. Погибнут – не беда, другие придут. А в походах на татар они захватят добычу, угонят скот. Кому продадут? Тому же самому пану отдадут по дешёвке. Вот так заселяли окраину Польско-Литовской державы. Кстати, отсюда и появилось слово Украина – окраина.


ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ ОТ ПОЛЯКОВ 6 НОЯБРЯ 1612 ГОДА. Обсуждение на LiveInternet


Недавно Россия отмечала 400-летние годовщины изгнания поляков из Москвы и избрания Земским собором новой правящей династии Романовых, событий, ознаменовавших завершение наиболее трагической стадии русской Смуты. Имена двух главных «антигероев» этой эпохи — Лжедмитриев I и II — хорошо известны. Однако мало кто знает о существовании Лжедмитрия III.

Человек, объявивший себя чудесно спасшимся царевичем Димитрием, сыном Ивана Грозного и наследником русского престола, объявился в Ивангороде в Великую субботу 23 марта 1611 года. Исторические источники не сохранили подробного описания тогдашних событий, но известно, что ивангородцы поддержали самозванца, признав в нем своего государя, а сам Ивангород на несколько месяцев стал главной ставкой очередного претендента на верховную власть в России.

«Большой вор Матюшка»

Источники называют Лжедмитрия III двумя именами. В грамоте князя Дмитрия Пожарского от 7 апреля 1612 года он назван Сидоркой, а в «Повести о смятении и междоусобии и отступлении пскович от Московского государства» и во второй грамоте Пожарского от 26 июля 1612 года — «дьяконом Матюшкой», «ведомым псковским раздьяконом Матюшкой», «ложным царем и вором Матюшкой».

В «Новом летописце» встречаются оба имени самозванца. В названии главы читаем: «О Сидорке, псковском воре», а в тексте этой главы он уже именуется «дьяконом из Москвы из-за Яузы Матюшкой». Автор Псковской летописи пишет о нем просто как о «воре из Новгорода» или «большом воре».

Самозванца первыми признали в Ивангороде служилые люди, в том числе казаки, которых псковичи ранее отправили для защиты крепости от шведов. В апреле 1611 года из Пскова выехали новые станицы казаков — против «атамана» Александра Лисовского, грабившего южные районы Псковской земли, но они повернули на север и прибыли в Ивангород, что еще больше укрепило положение Матюшки, принятого казаками «за своего».

В Псковской летописи читаем: «Апреля в 15 день казаки псковские поидоша на Олисовского, сказаша, а пойти на Ивангород к вору Князю». Также и «стрелцы псковстии к нему собрашася». Говоря, что к самозванцу начали собираться «такие же воры и убийцы», летописец упоминает о прибытии в Ивангород еще и казаков из Новгорода.

Слова «к вору Князю» могут означать, что речь здесь идет о князе И. Ф. Хованском, воеводе Ивангорода. По-видимому, с этого момента Хованский вынужден был добровольно передать самозванцу власть в городе, при этом формально оставаясь ивангородским воеводой. Хорошо знавший первого самозванца Хованский, «узнав» в Лжедмитрии III государя, обеспечил ему немалую поддержку.

Смутное время – единство народа спасло Россию

Начало XVII века было очень сложным временем для России. Наше государство тогда, 400 лет назад, поразил настоящий системный кризис. В одном клубке сплелись серьезнейшие проблемы: династические, внешнеполитические, социальные. И лишь единение всех сил и слоев русского общества перед лицом опасности позволило спасти государство от распада и хаоса…

После смерти Ивана Грозного на престол взошел его слабоумный сын Федор Иоаннович. Естественно, при таком царе реальная власть оказалась в руках бояр, на первое место среди которых стал выдвигаться осторожный и хитрый Борис Годунов. Загадочная смерть в 1591 году младшего сына Ивана Грозного — малолетнего царевича Дмитрия — расчистила Борису путь к трону…

Начало Смутного времени

Царь Федор Иоаннович был бездетен, и с его смертью в 1598 году пресеклась династия Рюриковичей. Земский собор 1598 года избрал на царство Бориса Годунова.

С его правления и началось так называемое Смутное время — масштабный кризис российской государственности. Три года подряд, с 1601 по 1603 гг. , были неурожайными. Начался страшный голод, жертвами которого стали сотни тысяч людей. Оголодавшие люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек.

Одновременно в Польше объявился беглый московский монах-расстрига Григорий Отрепьев, который объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Самозванца тут же поддержали польские магнаты, рассчитывавшие на ослабление русского государства.

С войском польских авантюристов Лжедмитрий пересек границу России. Многие города, недовольные политикой Годунова, сдались Лжедмитрию. В разгар войны с самозванцем Борис Годунов внезапно умер. Бояре тут же изменили его преемнику, 16-летнему Федору Годунову, который был свергнут и убит.

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву. Однако народ и бояре быстро разочаровались в новом царе. Польский ставленник, он презирал русские обычаи и отдал Москву во власть польских солдат.

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись недовольством москвичей, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит.

Читать: Большой Зимбабве — безымянные строители Африки

На краю пропасти

После убийства Лжедмитрия царем стал знатный боярин Василий Шуйский. Но кризис только нарастал. На юге вспыхнуло крестьянское восстание Ивана Болотникова (1606—1607 гг.). Москву осадил новый претендент на роль спасшегося сына Ивана Грозного — Лжедмитрий II. Польские отряды устремились на разграбление русских земель. Боясь опоздать к «дележу русского пирога», в северные области России вторглись шведы. Летом 1610 года войска Василия Шуйского потерпели жестокое поражение от поляков под Клушиным.

При известии об этом событии в Москве произошёл переворот. Василий Шуйский был смещён, а московские бояре присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. В сентябре 1610 года польские войска вступили в русскую столицу. В отсутствие «царя» Владислава управление в Москве осуществлял совет из 7 бояр — Семибоярщина. Правительство бояр-предателей поставило страну на грань катастрофы.

Положение России к концу 1611 года было безрадостным. Земли вокруг Невы и Ладоги заняли шведы. В их руки попал даже древний Новгород. В центральной России бесчинствовали польские отряды. Гарнизон захватчиков стоял в самом Кремле — сердце России. Власть оказалась в руках бояр-изменников, которые собирались отдать страну во власть польского короля. Патриарх Гермоген, один из духовных вождей русского сопротивления, был брошен в темницу. Казалось, ничто уже не может спасти Россию…

И как раз в этот момент, когда судьба России казалась предрешенной, в Нижнем Новгороде прозвучал спасительный клич Кузьмы Минина. Нижний Новгород по своему стратегическому, экономическому и политическому значению был одним из ключевых пунктов восточных районов России. В нем и поднялось мощное патриотическое движение. Мощным импульсом этому движению послужила грамота патриарха Гермогена. Из своей темницы русский патриарх призывал нижегородцев постоять за святое дело освобождения Руси.

Всенародное ополчение

Выдающуюся роль в организации борьбы против иноземных захватчиков сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин. По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. К народу обратился Минин с призывом встать на освобождение русского государства от иноземных врагов.

Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли решение: все жители города на святое дело освобождения Руси должны в обязательном порядке отдавать часть своего имущества. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди воинов будущего ополчения.

Читать: Спорт вне политики? Как бы не так!

Но встал вопрос — кого же поставить во главе этого народного ополчения? Нижегородцы постановили — просить возглавить народное ополчение князя Пожарского. Князь по всем своим качествам подходил для роли военного вождя. Он был знатного рода, отважно бился с польскими отрядами в 1608—1611 годах, был тяжело ранен. Импонировали людям и такие черты князя, как честность, бескорыстность, решительность и вместе с тем разумная военная осторожность. Пожарский согласился возглавить ополчение, но с одним условием: чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин, которому по решению нижегородцев было присвоено звание «выборного человека всей земли».

Со всей России стали стекаться добровольцы, узнавшие о патриотическом призыве нижегородцев. Хорошая организация, упорядоченный сбор и распределение средств очень быстро превратили ополчение в крепкую многотысячную армию. Опираясь на все слои общества — дворян, посадских людей, крестьян, — Минин и Пожарский начали свой легендарный освободительный поход.

Коренной перелом

Войско ополченцев освобождало город за городом, постепенно приближаясь к Москве. В августе 1612 года они разбили польское войско гетмана Ходкевича у стен подмосковного Новодевичьего монастыря. Ян Ходкевич вез обоз с припасами для кремлевского гарнизона поляков. Обоз нельзя было ни в коем случае пропустить в Москву.

Пожарский отважно атаковал польский отряд. Бой длился около четырнадцати часов. Проявил доблесть и Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных ополченцев внезапно напал на передовые отряды поляков и посеял в их рядах панику. Под русским натиском войско Ходкевича дрогнуло и обратилось в бегство. Но рано было еще праздновать победу. Ополченцы контролировали ещё не всю Москву. Оставались польские отряды, засевшие в Китай-городе и Кремле.

4 ноября 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Пожарский предложил осажденным сдачу, гарантируя жизнь и свободу. Поняв бесперспективность сопротивления, 8 ноября 1612 года поляки выбросили белый флаг. Русские воины сдержали свое слово, что было большой редкостью для тогдашней Европы. Военная история Европы знает множество примеров различных обманов и подлостей. Но наши предки во все времена не следовали этим европейским «образцам». Убийство безоружных пленных для русского воина было дикостью. Все сдавшиеся поляки, как и обещано, были отпущены на родину (естественно, без оружия и награбленного добра).

Читать: Тайна падения «железного» наркома — был ли Николай Ежов немецким шпионом

9 ноября 1612 года состоялся торжественный вход войск народного ополчения в Кремль. Столица России была освобождена от иноземных захватчиков.

Возрождение страны

Освобождение Москвы стало переломным моментом Смутного времени. Россия стремительно изживала последствия жестокого кризиса. В 1613 году общенародный Земский собор избрал на царство юного Михаила Федоровича Романова. Так началась трехсотлетняя история новой российской правящей династии.

Укрепив внутриполитическую систему, Россия обратила свой меч на защиту западных рубежей. В 1617 году был заключен мирный договор со шведами, а в 1618 году — с поляками. Мир достался нашей стране ценой тяжелых территориальных уступок. Шведы захватили берега Финского залива, лишив Россию выхода к Черному морю. Полякам пришлось уступить древний русский город Смоленск.

Но главное было в том, что нашей стране удалось отстоять свою независимость и внутреннее единство. А что касается территориальных потерь, то русские люди были уверены: пройдет немного времени, Россия окрепнет и прогонит оккупантов с исконно русских земель. Так и случилось. Уже через полвека был возвращен Смоленск, а вместе с ним и Киев, «мать городов русских». А спустя столетие победоносные войска Петра I очистят берега Невы от шведов и создадут здесь прекрасный новый город — Санкт-Петербург, новую столицу Российской империи…

Возможно Вам будет интересно:

  • Самозванцы — Смутное время
  • Угличское дело — гибель царевича Дмитрия
  • Опричнина — зачем Иван Грозный создал свой орден?
  • Два Ивана Грозных. Почему Карамзин врал об Иване IV?
  • Россия у ворот Крыма. Сначала вы нас, а потом — мы вас!
  • Корсар Ивана Грозного. Неизвестная страница из истории отечественного «морского разбоя»

Подписывайтесь на наши каналы в
Яндекс Дзени Телеграмм

Лжедмитрий III — Собирание сил

В одном из своих обращений Лжедмитрий III-Сидорка-Матюшка указывал, что, когда он прибыл в Ивангород, к нему стали стекаться из многих крепостей и городов дворяне, дети боярские, атаманы, казаки и всякие ратные люди. Далее Лжедмитрий сообщал, что шведский король Карл IX послал к нему секретаря Петра Петрея с товарищами, предлагая в помощь своего сына Густава Адольфа с войском, но он не стал якшаться с врагами-шведами.

В отличие от первых двух самозванцев, опиравшихся на иностранную военную силу, Лжедмитрий III боролся с оккупантами, призывая всех объединиться вокруг него для защиты страны и православной веры от чужеземцев. Возможно, именно эти обращения привлекли на его сторону многих людей.

Среди них могло оказаться немало новгородских помещиков Водской и Шелонской пятин. Так, воевода Орешка князь Михаил Мышецкий писал в Новгород боярину И. Н. Одоевскому в мае 1611 года, что Дмитрий Игнатьев Чортов и еще пять помещиков из Орешка поехали в свои деревни, «и те дети боярские из Ижерского погоста поехали к Вору в Иваньгород». Об этом Михаил Мышецкий узнал от Микиты Супонева, который отказался уезжать в Ивангород и вернулся в Орешек. Учитывая время на дорогу из Ижорского погоста в Орешек и далее в Новгород, можно утверждать, что данный отъезд к самозванцу состоялся еще в апреле — начале мая 1611 года.

Формирование Второго ополчения

Наступил 1612 год. Освобождение Москвы от поляков стало целью формировавшегося Второго ополчения. Инициатива его создания исходила от торгово-ремесленного сословия Нижнего Новгорода, которое терпело большие притеснения и убытки во время польской оккупации. Нижегородцы не признали власти ни Лжедмитрия II, ни Владислава Жигмонтовича – королевича Польского.

Одну из ведущих ролей в создании Второго народного ополчения играл Кузьма Минин, занимавший пост земского старосты. Он призвал народ объединиться в борьбе против оккупантов. В будущем он прославился как военачальник при освобождении Москвы от поляков и как народный герой. А тогда Кузьма Минин был простым ремесленником, сумевшим объединить массы народа, стекавшиеся на его призыв в Нижний Новгород из других уголков Руси.

В числе прибывших был и князь Дмитрий Пожарский, ещё один человек, который приобрел славу как военачальник при освобождении Москвы от поляков 1612 года. Его призвало народное ополчение на общем сборе, прося князя Пожарского возглавить народ в борьбе с интервентами. Князь не мог отказаться от этой просьбы и присоединил к воинству, начавшемуся формироваться под руководством Минина, также своих людей.

Костяк ополчения состоял из нижегородского гарнизона в составе 750 человек, но на призыв подошли служилые люди из Арзамаса, Вязьмы, Дорогобужа и других городов. Нельзя не отметить высокие способности Минина и Пожарского в руководстве формированием воинства и в координации с другими городами России. По сути, они сформировали орган, выполняющий роль правительства.

Позже Второе народное ополчение при освобождении Москвы от поляков, когда уже подошло к столице, пополнилось некоторыми группами из распавшегося Первого ополчения.

Таким образом, под руководством Минина и Пожарского была сформирована значительная сила, способная успешно противостоять интервентам. Так началось освобождение Москвы от поляков в 1612 году.

Влияние растет

В инструкциях послу Петрею король Карл IX советовал ему использовать в качестве посредника при переговорах с Лжедмитрием III «стрелецкого начальника русских, прибывшего в Нарву», Федора Григорьевича Аминева, и богато одарить последнего в случае успеха. В награду за шведскую помощь и признание его русским царем Лжедмитрий должен был «привести в исполнение все обещания Василия Шуйского шведам». Однако попытки Петра Петрея, хорошо знавшего убитого Тушинского вора, добиться свидания с Лжедмитрием III в Ивангороде успехом не увенчались.

Находясь в крепости, к июню 1611 года Лжедмитрий III сумел перетянуть на свою сторону Ям, Копорье, псковский пригород Гдов. Еще в апреле 1611 года самозванец подтвердил привилегии Никольского Гдовского монастыря. Союз с влиятельным Никольским монастырем должен был обеспечить Лжедмитрию власть в Гдове.

В конце 1611 года Сидорка-Матюшка занял Псков. Псковичи, изначально не желавшие идти ни на какие соглашения с самозванцем, в конце концов были вынуждены выбирать из двух зол меньшее. В условиях, когда их земля разорялась шведами, поляками и примкнувшими к шведам новгородцами, патриотически настроенный Лжедмитрий обещал защиту от иноземных врагов.

Захват Москвы поляками

Осенью 1609 года польское войско под предводительством гетмана Станислава Жолкевского вторглось на территорию Руси и осадило Смоленск. Летом 1610 года они разбили в решающей битве под Клушино русско-шведские войска и подошли к Москве. С другой стороны Москву обложило войско Лжедмитрия II.

Тем временем бояре свергли Василия Шуйского и заточили его в монастырь. Они установили режим, который известен под наименованием Семибоярщины. Но узурпировавшие власть бояре были непопулярны в народе. Они реально могли контролировать только Москву. Боясь, что власть может захватить более популярный Лжедмитрий II, бояре пошли на сговор с поляками.

По договоренности, сын короля Польши Сигизмунда III Владислав становился русским царем, но при этом переходил в православие. Осенью 1610 года польское войско вступило в Москву.

Судьба Лжедмитрия III

Судьба Лжедмитрия III очень схожа с судьбой первого самозванца, только масштабы тут иные: вместо всенародного величания царем — признание лишь в северо-западных районах России, вместо Москвы — Псков. Уже весной 1612 года обозначился закат Сидорки-Матюшки.

Добившийся локальной власти самозванец начал вести распутную жизнь, обложил население тяжелыми поборами, творил много несправедливостей. Заговор зрел в Пскове стремительно. Против Лжедмитрия объединились и Дмитрий Пожарский, и шведы.

Московские казаки, разочаровавшись в «царе», покинули Псков. В мае шведы осадили псковский пригород Порхов. Заговорщики использовали момент, чтобы удалить из Пскова казачьи отряды, преданные самозванцу.

18 мая 1612 года Лжедмитрий бежал из Пскова с князем Хованским, но Иван Плещеев, отправленный за самозванцем из Москвы, уговорил Хованского выдать его. Недавнего «царя-Рюриковича», «наследника» Ивана Грозного посадили в клетку и выставили на всеобщее обозрение, чтобы всякий мог обругать его и плюнуть ему в лицо. 1 июля 1612 года самозванца повезли в Москву.

Дальнейших документальных известий о его судьбе не сохранилось, но, по некоторым сведениям, по дороге на обоз напал отряд поляков под командованием Лисовского, и в завязавшейся стычке Лжедмитрий III был убит.

Первое ополчение

Таким образом, столицу Руси захватили поляки. С первых дней пребывания они начали бесчинства, что, естественно, вызывало неудовольствие местного населения. Гетман Жолкевский отбыл из Москвы, а руководить польским гарнизоном в городе оставил Александра Гонсевского.

В начале 1611 года под предводительством князя Д. Трубецкого, И. Заруцкого и П. Ляпунова было сформировано так называемое Первое ополчение. Его цель была — начать освобождение Москвы от поляков. Главной силой этого воинства были рязанские дворяне и тушинские казаки.

Войско подошло к Москве. Одновременно с этим в городе произошло восстание против оккупантов, видную роль в котором играл Дмитрий Пожарский, будущий военноначальник при освобождении Москвы от поляков.

В это время ополчению удалось занять Китай-город, но разногласия внутри него привели к убийству одного из предводителей – Прокопия Ляпунова. Вследствие этого ополчение фактически распалось. Цель похода достигнута не была, а освобождение Москвы от поляков так и не состоялось.

Суд над шестнадцатью поляками показывает господство Москвы над Польшей (июнь 1945 г.)

Альберт Гейтс: Суд над шестнадцатью поляками показывает господство Москвы над Польшей (июнь 1945 г. )

Архив Глотцера   | Список писателей-троцкистов   | Главная страница ЭТОЛ


(июнь 1945 г.)


Из Трудовой акт , Vol. IX № 26, 25 июня 1945 г., стр. 1 и 4.
Расшифровано и помечено Эйнде О’Каллаганом для Энциклопедии троцкизма в сети (ETOL) .


Новая польская делегация во главе с бывшим премьер-министром Миколайчиком и Яном Станчиком, так называемым лидером социалистов, прибыла в Москву, чтобы выработать компромисс со Сталиным о том, как они будут представлены в польском правительстве, и таким образом положить конец ссоре. среди Большой тройки. Хотя создается впечатление, что представителю президента Трумэна при Сталине Гарри Гопкинсу удалось сломить волю кремлевского олигарха в польском вопросе, никаких действительно важных изменений не произойдет.

Вся необходимая подготовительная работа для русского господства над Польшей уже привела к тому, что в этой стране были уничтожены те элементы, которые противостояли теперь империализму с Востока, как они противостояли империализму с Запада. В их число входили не только польские реакционные националисты, полковники и помещики, но прежде всего и в первую очередь героические элементы польского рабочего класса, активисты Польской социалистической партии, еврейские борцы Бунда и активисты профсоюзное движение. После борьбы с нацистами, кульминацией которой стало Варшавское восстание прошлой зимы, во время которого русская армия топталась на месте вне города, они, наконец, уступили русскому ГПУ и его польским помощникам, установленному Сталиным люблинскому правительству.

Организация Польша

Десятки тысяч этих людей уничтожены расстрелами, заключением или массовой депортацией в каторжные лагеря Сибири. Вожди польского народа большей частью действительно ликвидированы. Даже если Сталин разрешит Миколайчику, Станчику и нескольким их друзьям войти в правительство, никаких фундаментальных изменений в польской ситуации не последует.

Агенты Сталина будут господствовать в стране. За ними стоят ГПУ и русская армия, готовые обеспечить господство этих врагов польской независимости. Имея в своем распоряжении всю эту власть, Сталин добился заключения сделки с Гопкинсом, запретив любому поляку, который заранее не согласился бы на доминирование России в польской политике.

В качестве живого доказательства позиции Сталина мы имеем случай с «шестнадцатью поляками», который чуть не стал

celèbre на конференции в Сан-Франциско. Среди этих шестнадцати поляков есть генерал Бронислав Окулицкий, командующий польской армией Крайовой и бывший помощник генерала Бора. Он и еще пятнадцать человек были арестованы и обвинены в «диверсионной» деятельности против «Красной» армии и в убийстве более пятисот ее офицеров, а также в «ведении разведывательной и шпионской деятельности в тылу Красной Армии».

В настоящее время пресса сообщает, что пятнадцать, включая генерала Окулицкого, из шестнадцати заключенных признали свою вину. Вот вам и идеальная сталинская подстава. Мы наблюдали этот процесс на печально известных Московских процессах, где впоследствии было доказано, что обвинения и предполагаемые факты были ложными. Потом у нас тоже была исповедь за исповедью, описывавшая самые странные сюжеты. Позже выяснилось, что все они были изобретены тайной полицией. Мы не сомневаемся, что такие же «доказательства» будут представлены и нынешние польские подсудимые будут признаны виновными по их «признанию».

Возможно также, что в качестве международно-политической меры Сталин может помиловать подсудимых. Их обвиняют в том, что они содержали «секретные» радиоприемники, с помощью которых они связывались с лондонским польским правительством. Это были те самые радиоприемники, которые использовались во время немецкой оккупации. Также вменяется в вину то, что у них было оружие — такое же, которое они применяли против нацистов, — но они не передали его российской армии.

Характерным фактом процесса шестнадцати поляков является то, что он открывается одновременно с переговорами между Миколайчиком, Станчиком и их помощниками и люблинским правительством, на стороне которого Сталин. И в этом действительно нет ничего странного.

Русские прямо указали союзникам, куда идти в вопросе о Польше, а именно, что Россия не потерпит вмешательства в свою польскую политику.

Все разговоры о Ялтинском соглашении и невыполнении его Россией — это много слов, так как вся посылка Ялты сводилась к тому, что она уступала требованиям Сталина в вопросе о границах и праве России на господство в стране.

Настоящее судебное разбирательство и переговоры вытекают из. факт, что подавляющее большинство поляков против люблинской банды, переименованной в варшавское правительство, и господства России над страной. Как и все другие народы, поляки не потерпят иностранного угнетателя, преграждающего путь к подлинной польской национальной свободе и независимости.

Польское стремление к национальному освобождению усиливается тем, что в течение десятков лет поляки были угнетены русским царизмом. Теперь они столкнулись с новым иностранным угнетателем в лице русского сталинизма.

Поляки всегда были воинственными в своей национальной борьбе за независимость. Если они сопротивляются русификации Польши сегодня, то потому, что не могут легко забыть, что их страна была разделена в 1939 году Гитлером и Сталиным в соответствии с пактом диктаторов, разделившим между собой польскую нацию.

 
Начало страницы


Индекс трудовой деятельности 1945 г. | Указатель писателей

Энциклопедия троцкизма | Интернет-архив марксистов

Последнее обновление: 15 февраля 2016 г.

Херсонский дневник: ни электричества, ни воды, а радость просто течет . Лишь изредка и в уединении собственного дома Евгений Телиженко осмеливался выводить на свет свою драгоценную добычу — запрещенную желто-голубую Украину.

Теперь русские ушли, вытесненные из его южного города Херсона, и 73-летний мужчина наверстывает упущенное. Он и его жена разъезжают по городу, вывешивают свой флаг и — с энтузиазмом подростков — просят дать автограф украинским солдатам, которые их освободили.

«Они сражались за нас. Мы знали, что мы не одни», — сказал он.

Если еще на прошлой неделе в Херсоне царил глубокий страх, то сейчас в изобилии радости.

И эта эмоция вырывается наружу, несмотря на то, что нет ни электричества, ни воды, ни мобильной связи. В дефиците продукты и лекарства. Жизнь обещает быть тяжелой в ближайшие недели, поскольку зима кусает едва отапливаемые жилые дома. Отравленными прощальными подарками России стали разрушение ключевой инфраструктуры и расстановка смертоносных мин-ловушек по всему городу.

Тем не менее, по крайней мере, надежда и счастье вернулись, чего сейчас более чем достаточно.

«Наконец-то свобода!» — сказала 61-летняя Татьяна Хитина, жена Телиженко. «Город был мертв».

  • Ракетный удар России по Украине ранено 34 человека, повреждены дома

  • Родственники хоронят детей, погибших в результате ракетного удара России

  • 9000 5 Папа Римский говорит о тайной мирной «миссии», помощи украинским детям

  • Российский чиновник: Украинские беспилотники нанесли удар по нефтебазе в Крыму

  • Херсон был единственной провинциальной столицей, захваченной Россией, захваченной в первые недели вторжения. Это был значительный — но, как оказалось, лишь временный — приз для Москвы из-за города-порта и его стратегического положения на реке Днепр на юге Украины.

    Широкие воды Днепра теперь разделяют украинские войска, которые в течение нескольких недель пробивались к Херсону, и его бывших российских оккупантов, которые на прошлой неделе покинули город перед лицом украинского наступления, убегая на восточный берег реки.

    Но битва еще далека от завершения.

    Российские войска сейчас окопались там, готовясь к следующему украинскому шагу. За звуками украинцев, радующихся уже третий день подряд в воскресенье на главной площади Херсона, вдалеке слышен грохот артиллерийского огня. Около 70% территории Херсонской области по-прежнему находится в руках России.

    Дороги, ведущие в Херсон, свидетельствуют о жестокости боев, о которых в то время почти ничего не сообщалось, потому что Украина скрывала передовые новости из региона, чтобы не давать полезные разведданные русским.

    На протяжении десятков километров (миль) на подходе к городу война и ее разрушения не оставили нетронутым ни одно здание.

    Среди заброшенных траншей и обгоревших останков военной техники удивительное зрелище: дети выскочили из изуродованных домов, чтобы помахать машинам, катящимся по их деревне, еще недавно бывшей зоной боевых действий.

    Освободившись от оккупантов, жители Херсона теперь могут начать рассказывать мрачные истории жизни под властью Москвы. Некоторые говорили о том, что российские солдаты задерживают людей на улицах, казалось бы, произвольно, для проверок и допросов, а иногда и похуже.

    Другие беспокоятся о друзьях и знакомых, которым было приказано покинуть Херсон, когда российские войска начали свой недельный отход. Десятки тысяч людей были эвакуированы, переправлены через Днепр и отправлены автобусами вглубь территории, которая до сих пор удерживается Россией.

    В последние дни перед завершением вывода войск на прошлой неделе российские войска становились все более нервными, и по городу ходили слухи, говорит 24-летняя Карина Зайкина.

    Ваш комментарий будет первым

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *