Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Памятник истории бутовский полигон: Бутовский полигон – памятник истории

Мемориальный «Сад памяти» на Бутовском полигоне

6

Самый большой в России мемориал жертвам репрессий «Сад памяти» находится на Бутовском полигоне в Ленинградском районе Московской области. Полигоне известен как место массовых расстрелов во времена сталинского террора. Мемориал выполнен в виде раскрытого рва глубиной два метра и длиной 300 метров. Спускаясь в него, посетители оказываются на уровне расположенных вблизи захоронений.

Мемориал расположен в восточной части полигона, на участке, свободном от погребальных рвов, где в 1970-х годах сотрудники КГБ посадили яблоневый сад. На гранитных стенах памятника высечены имена 20 762 человек — это те, что значатся в актах об исполнении приговоров 1937 — 1938 годов. Имена на мемориале расположены по датам расстрелов. Создана компьютерная база, которая поможет родным жертв репрессий найти нужное имя на плите. Памятник создан на пожертвования потомков и родственников убитых и других частных лиц.

На Бутовском полигоне в годы Большого террора расстреливали рабочих, крестьян, кулаков, уголовников, бывших белогвардейцев и других «антисоветских элементов».

Людей привозили к месту казни из тюрем на фургонах с надписью «Хлеб». Приговор заранее не оглашался. Пик расстрелов пришелся на февраль 1938 года, 28 февраля на полигоне было убито 562 человека.

После 38-го года полигон использовался для захоронения расстрелянных в тюрьмах. После смерти Сталина и вплоть до начала 90-х Бутовский полигон не упоминался в документах как место массовых расстрелов. Многие родственники репрессированных даже не знали, что жизнь их близких оборвалась в Бутово, а не в лагерях. В 2001 году Бутовский полигон был объявлен памятником истории регионального значения.


27 сентября 2017 года состоялось торжественное открытие мемориала жертвам Сталинских Репрессий «Сад памяти» на Бутовском Полигоне в Подмосковье. Участниками церемонии стали, старейший архиерей Русской церкви, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Совета Федерации Владимир Лукин, член Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Караганов, вдова писателя Александра Солженицына Наталья Солженицына, а также представители посольств различных стран ЕС.

Связанные статьи

Связанные новости и события

  • 27.09.2017

    Мемориал жертв Сталинских репрессий «Сад памяти» открыт на Бутовском Полигоне

    В Ленинском районе Московской области, на Бутовском полигоне 27 сентября 2017 года открыли мемориал «Сад памяти». Памятник представляет собой две гранитные плиты, на которых высечены имена 20 762 человек, расстрелянных в этом месте в годы сталинских репрессий. Общая длина монумента составляет 300 метров, высота — два метра.

    Читать дальше

6

Категории Памятники, Места, Достопримечательности

Регионы Московская область, Россия, Москва

Теги #история, #мемориал, #монумент, #памятник, #скульптура

справочная информация

ЗАКРЫТЬ X

  • Категории Памятники, Места, Достопримечательности

    Регионы Московская область, Россия, Москва

    Теги #история, #мемориал, #монумент, #памятник, #скульптура

Бутовский полигон | Историческая память: XX век

Игорь Гарькавый: К Поклонному Кресту спешили люди, опаленные тем страшным временем

Бутовский полигон – место уникальное. И не только потому, что в братских могилах здесь почивают мощи более 330 прославленных святых и еще тысяч непрославленных. Бутовский полигон — первое место массовых захоронений, переданное Русской Православной Церкви. О проблемах мемориализации памяти репрессированных рассказывает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.

– Игорь Владимирович, как возникла идея установления Соловецкого креста в Бутово и проведения речного крестного хода?

– Бутовский полигон – место уникальное. И не только потому, что в братских могилах здесь почивают мощи более 330 прославленных святых и еще тысяч непрославленных. Бутовский полигон – первое место массовых захоронений, переданное Русской Православной Церкви. В 1996 году решением правительства Московской области территория памятника истории «Бутовский полигон» перешла на баланс прихода храма святых Новомучеников и исповедников Российских. Так наша община взяла на себя ответственность за увековечение памяти всех пострадавших здесь в 30-е годы прошлого века.

В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был создан наш Мемориальный центр. Одной из его задач является научная разработка концепции мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий. С самого начала работы у нас с отцом Кириллом Каледой, который является председателем Правления центра, было общее понимание того, что формы увековечения памяти пострадавших должны рождаться в диалоге с традицией. Еще три года заняла работа над изучением традиционного наследия в этой области. Были проведены два круглых стола и научно-практическая конференция.

В настоящее время Бутовский полигон – это не только первый памятник истории такого рода, переданный Церкви, это единственный мемориальный комплекс памяти жертв сталинского террора, где в основу концепции положены научно описанные традиции отечественной мемориальной культуры.

В ходе работы наше внимание привлекла древняя традиция сооружения поклонных памятных крестов. И тогда же в поле нашего зрения попали Соловки. Возникла идея связать две «русские Голгофы». Кроме того, мы уже много лет дружим с Георгием Кожокарем, руководителем кресторезной мастерской Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Я считаю его мастерскую уникальной. Хорошо резать умеют во многих местах. Но Георгий – не только профессиональный архитектор, он глубоко изучил традицию богоименных крестов Русского Севера и способен ее творчески развивать. Поэтому я рекомендовал о. Кириллу его кресторезную мастерскую. Георгию было сделано предложение разработать проект поклонного креста, традиционного по форме и уникального по содержанию. Крест должен был быть посвящен прославлению новомучеников и одновременно увековечению памяти всех пострадавших на Бутовском полигоне в годы гонений.

Работа над проектом заняла около двух лет. И, естественно, возник вопрос о том, как доставить крест в Москву. О. Кирилл рассказал о наших планах архиепископу Истринскому Арсению, и он первым высказал идею крестного хода. Когда мы узнали об этом, все встало на свои места. Конечно, крестный ход должен был пройти по каналам, которые строили заключенные, рядом с их заброшенными могилами, – в память обо всех, кто пролил свои слезы, пот и кровь.

Встал вопрос о времени установки креста. Обсуждались разные сроки. В итоге было принято решение совершить крестный ход в годовщину начала массового террора, и установить крест 8 августа, спустя ровно 70 лет с того дня, когда на Бутовском полигоне прогремели первые выстрелы. Большую роль сыграло благословение наших планов святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. После этого то, что казалось невозможным, стало уверенно воплощаться в жизнь.

– Существовала ли связь между Соловками и Бутово в 1937–38 годах?

– Да. Эта связь проходит через судьбы людей, отбывших срок своего заключения на Соловках, вернувшихся домой и вновь арестованных по приказу № 00447 Н.Ежова. Практически всех «повторников» ждал расстрельный приговор. Их возвращение с Соловков уже само по себе было черной меткой. Среди тех, кто «претерпел до конца», были многие священномученики Бутовские – такие, например, как епископ Аркадий (Остальский), протоиерей Сергий Голощапов и многие другие. Их памяти была посвящена выставка, которая сопровождала наш крестный ход. Она неслучайно называется «Крестный путь: Соловки – Бутово». Очень многие донесли свой нелегкий крест от Соловков до Бутовской Голгофы.

– Сколько времени потребовалось на изготовление креста и подготовку к крестному ходу?

– От момента зарождения идеи прошло около двух с половиной лет. Сам процесс изготовления креста можно разделить на два этапа. Подготовка древесины заняла около двух лет. А процесс резьбы – около трех месяцев. Что касается крестного хода, то его мы готовили полгода. Большую помощь приходу и Мемориальному центру в подготовке и проведении крестного хода оказал фонд «Андреевский флаг». Коллеги щедро поделились с нами своим большим опытом проведения крестных ходов в различных регионах России.

– Как был выбран маршрут крестного хода?

– Путь должен был пройти через каналы, созданные заключенными, и, естественно, мы запланировали остановки в тех местах, где находились когда-то управления ГУЛАГа и лагпунты.

Приходилось учитывать также требования графика и технические условия плавания каравана судов. Начиная от могил узников Соловецкого лагеря особого назначения у подножия Секирной горы на Соловках и до рвов Бутовского полигона мы старались совершать панихиды или литии на всех доступных местах захоронений. Сильное впечатление произвела на участников крестного хода поездка из Повенца в урочище Сандормох. Там в 1937 году были расстреляны соловецкие этапы и многие местные жители – всего около семи тысяч человек. Рядом город Медвежьегорск – столица Беломорско-Балтийского комбината ГУЛАГ НКВД.

– Как проходил крестный ход по малым городам? Какую реакцию он встретил у местных жителей?

– Я думаю, что он стал событием в жизни тысяч людей. Обычно все шло по следующему распорядку. Мы швартовались. На берегу нас уже ждали верующие, просто зрители, духовенство, представители местных властей, журналисты. Начиналось богослужение: молебен с акафистом Кресту или Новомученикам, панихида или лития о всех убиенных.

После этого народ прикладывался к кресту, и начиналась экскурсия по выставке, развернутой здесь же на барже.

Каждый город встречал нас по-своему. Но я подметил одну закономерность. Первыми нас встречали активные прихожане, они уже знали о крестном ходе из сообщений православных СМИ, ждали и готовились. Потом, в течение дня, этот поток постепенно разбавлялся за счет людей далеких от церковной жизни. Услышав о прибытии креста, в любую погоду к нему спешили родственники пострадавших, люди, опаленные тем страшным временем. «А мой отец…», «А мой брат …» – продолжался вполголоса этот сдавленный плач по невинным жертвам сатанинской машины. Приезжали и совсем юные, знающие о трагедии только по книгам.

На одном из шлюзов Беломоро-Балтийского канала нас в час ночи встречали прихожане местного храма, и, поскольку подойти к кресту было невозможно, они бросали на палубу полевые цветы. Кстати, во все время пути крест украшался цветами из тех мест, где совершили свой подвиг Новомученики и исповедники Российские. К кресту приносили детей. Приезжали инвалиды. Некоторых из них мы переправляли на баржу, некоторые поклонялись с берега.

В Калязине группа смельчаков по благословению местного духовенства ночью забралась на колокольню в затопленной части города и встретила наш караван фейерверком. Самые теплые воспоминания остались о встрече креста в Рыбинске – городе, которому в 30-е годы суждено было стать столицей Волголага.

– Каковы ваши чувства и впечатления от этого события?

– Обо всем в двух словах не скажешь. На долгом пути подготовки этого крестного хода было немало трудностей. И нашими скромными человеческими силами ничего из намеченного осуществить, скорее всего, не удалось бы вовсе. И то, что свершилось, произошло благодаря непосредственной помощи Божией и стало для нас, участников и свидетелей, настоящим чудом.

И еще одно чувство меня не покидает. Я думаю, многие в этот год семидесятилетней годовщины «ежовщины» чувствовали со стороны своей совести немой укор. Мы должны были вспомнить о миллионах павших под ударами богоборческого режима, о миллионах замученных и забытых, лишенных последнего человеческого права на достойное погребение и память потомков. Эту печальную памятную дату нужно было как-нибудь обозначить, отметить в жизни современной России. Как живого человека от мертвого отличают определенные реакции, так и духовно живого человека должны отличать нравственные действия. И все мы видели, что ни со стороны государства, ни со стороны политических партий, ни со стороны общественных организаций никаких шагов, никаких инициатив не было.

И вот вакууму беспамятства и безразличия усилиями десятков людей противопоставлен яркий и узнаваемый символ. Крест, который, пройдя по местам страданий, вобрал в себя эту боль человеческую и силою Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа освятил нашу землю.

Автор: Игорь Гарькавый

 

Источник: Церковный вестник

 

Бутовский полигон и церковь

Бутовский полигон и церковь

Текст и фото Ян Митчелл

L В прошлом месяце я писал о Сухановке, самой страшной тюрьме в системе ГУЛАГа, которая находилась на территории того, что сегодня снова является монастырем Святой Екатерины. В пяти километрах от Святой Екатерины находится место, куда привезли на расстрел и захоронение избитых узников Сухановки и многих-многих других. Это в Бутово, в месте, которое когда-то называлось Бутовским полигоном, полигон по-русски означает стрельбище.

В 1937 году, во время Большого террора, Николай Ежов, глава советской тайной полиции, начал массово расстреливать людей на этом месте, которое тогда находилось в лесу примерно в пятнадцати милях от южной окраины Москвы. . Трупы сгребали в длинные братские могилы, похожие на траншеи. Сегодня они нагромождены выше уровня окружающей земли (см. рисунок справа; они показаны синим цветом на плане вверху справа) и хорошо видны. Весь сайт представляет собой памятник жертвам. В ноябре прошлого года его посетил президент Путин.

Проезд: На метро до бульвара Дмитрия Донского в южной части серой ветки и поймать такси (около 5 км), или по Варшавскому шоссе 5 км южнее МКАД и повернуть налево на Новодрожино.
Примерно через 1 км, с левой стороны находится Полигон, хотя он и не очевиден, но посмотрите на правую сторону дороги, где стоит большая современная церковь, которую трудно не заметить.

Всего с 19 августа здесь расстреляно около 21 тысячи человек.37 и октябрь 1938 года. Вся площадь составляет, наверное, пять или шесть акров. У входа на территорию есть большая настенная карта, на которой показано расположение массовых захоронений, а также таблица, показывающая количество расстрелянных в каждый день. Фотографии некоторых жертв навязчиво смотрят на безмолвную площадь.

Посетители могут приобрести прекрасно оформленную 500-страничную книгу на русском языке, полную увлекательных иллюстраций и воспроизведенных документов, в которой представлена ​​полная история трагедии, произошедшей на этом сайте. Он также дает много интересной справочной информации, в том числе подробности строительства канала Москва-Волга, давшего столько жертв. Изданная в 2007 году, она называется «Бутовский полигон: книга памяти жертв политических репрессий». ISBN 5-93547-008-Х.

При всей археологической работе, проделанной в Бутово, неизвестно, насколько обширны братские могилы. Известно, что некоторые из них выходят за ограду нынешнего мемориального парка, в лес, окружавший территорию. Сегодня с двух сторон есть современные сооружения, и существует угроза того, что на остатках леса и, следовательно, возможно, на некоторых человеческих останках, еще не обнаруженных в других братских могилах, будет построено больше.

Через дорогу от съемочной площадки находится большая современная церковь (см. выше), которая была завершена в этом году. Он стоит как формальный памятник, хотя внутри полигона есть небольшая деревянная церковь. Современная церковь — одно из самых причудливых зданий, которые я видел в Москве. Внутри он богат до вульгарности, а снаружи (см. выше) выглядит почти по-калифорнийски.

На территории находится пятнадцатифутовый крест, изготовленный из дерева, добытого в первом лагере ГУЛАГа на Соловецких островах. Его везли в Москву через все трудовые лагеря по пути, с соответствующими поминальными церемониями на каждой остановке.


Посетите Рыцарей Лозы, Россия!

Бывший плацдарм становится усыпальницей сталинских жертв

Европа|Бывший плацдарм становится усыпальницей сталинских жертв

Объявление

Продолжить чтение основного сюжета

Бутовский журнал

В Бутово под Москвой во время сталинского террора 1930-х годов было расстреляно и похоронено более 20 000 человек. В мае посетители храма просматривали фотографии жертв, сделанные тайной полицией, в том числе многих православных священников, которые были казнены как враги народа. Кредит… Джеймс Хилл для The New York Times

БУТОВО, Россия — Колючая проволока до сих пор окаймляет периметр комплекса тайной полиции здесь, на южной окраине Москвы, где с 19 августа было расстреляно и похоронено более 20 000 человек, а возможно, и гораздо больше.С 37 по октябрь 1938 года, в разгар сталинских чисток.

Теперь постепенно Бутовский полигон — буквально Бутовский полигон — становится усыпальницей всех жертв сталинских кровавых кампаний. Покрытые травой курганы с костями жертв пересекают пастбищное поле, которое теперь усеяно цветами и березами.

Жгучие портреты из дел жертв, найденных в архивах тайной полиции, вместе с мрачной месячной диаграммой казней выставлены перед небольшой деревянной церковью в поле.

«Это место — наша русская Голгофа», — сказал 34-летний Андрей Кузнецов, социальный работник, недавно крестившийся перед недавно построенным белокаменным храмом рядом с этим местом, церковью Воскресения Христова и Св. Мучеников и Исповедников Российских. «Есть Голгофа на Святой Земле, где Господь наш Иисус Христос пострадал за наши грехи. Вся Россия была Голгофой в ХХ веке».

Место смерти — символ гораздо более масштабного и кровавого конфликта в российском обществе, конфликта между большевиками и Русской православной церковью. Известно, что тысяча убитых здесь погибли за свою православную веру. Более 320 канонизированы как «новомученики» церкви — епископы, монахи, монахини и миряне, ставшие жертвами советской власти.

Посетители бывшего полигона смерти, первоначально бывшего военного полигона, смотрели на длинный ряд памятников с именами погибших. Кредит… Джеймс Хилл для The New York Times

Новая церковь была освящена 19 мая как часть празднования воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви, группы эмигрантов, отделившейся в 1920-е гг. Стены храма увешаны иконами новомучеников, в том числе иконой, на которой изображены расстреливающие их палачи. Стеклянные витрины в нижней церкви заполнены их личными вещами, такими как молитвенник казненного священника и его скрипка.

Имена жертв выгравированы на табличках вдоль одного из заборов вокруг поля. Забор выходит на дачи, которые были построены в парковой зоне для сотрудников КГБ, агентства тайной полиции, которое было преемником сталинского НКВД. и просуществовал до распада СССР.

«Говорят, на этих дачах клубника росла особенно крупной», — сказала 70-летняя Галина Прякина, кивнув на груды костей, проведя пальцем по плитам и найдя имя монаха, ныне святого, убитого на в тот же день, что и ее отец, 4 июня 1938.

В этом году она посетила площадку в четвертую субботу после Пасхи, день, который в последние годы Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II избрал для поминовения бутовских мучеников. «Я искала его 66 лет, — сказала г-жа Прякина о своем отце. Она была младенцем, когда его арестовали, предположительно как румынского шпиона, и она и ее мать были отправлены в изгнание.

Три года назад она отправилась в Москву из своего дома на юге Казахстана, чтобы найти место захоронения своего отца. Она направилась к кладбищу на севере города, но женщина на автобусной остановке — г-жа Прякина убеждена, что это было видение Девы Марии — направила ее в Бутово. Через несколько минут имя ее отца было отслежено в базе данных здесь.

Настоятель храма Воскресения Христова и Святых Новомучеников и Исповедников Российских священник Кирилл Каледа имеет трагически тесную связь с приходом.

Его дед Владимир Амбарцумов, который был священником, является одним из новомучеников. Он был арестован в 1937 году и приговорен к «10 годам без права переписки» — официальному эвфемизму смертной казни. Семья Каледа потратила десятилетия на его поиски.

Credit… The New York Times

«Я очень хорошо помню, как, когда мы были маленькими, после утренней и вечерней молитв мы прибавляли молитву с просьбой найти, как умер наш дедушка Володя», — сказал отец Каледа. «Казалось, что надежда узнать обстоятельства смерти дедушки почти исчезла. Мы думали, что он умер где-то в лагерях».

Михаил Миндлин, выживший в концлагерях, посвятивший свою отставку в 1980-х и 1990-х годах систематическому изучению советских репрессий, боролся за то, чтобы государство признало существование Бутовского полигона. В конце концов, благодаря сочувствующему К.Г.Б. должностных лиц, в делах охранки были обнаружены дела с именами расстрелянных по приказу сталинского ставленника Николая И. Ежова.

Размах убийств ошеломляет. Жертвами Бутово были крестьяне и фабричные рабочие, царские генералы, русские православные иерархи, немецкие коммунисты, латышские писатели, инвалиды и даже московские китайские отмыватели, десятки из которых были казнены как враги народа.

В конце концов многие советские чиновники, в том числе Ежов и другие сотрудники НКВД. чиновники, проводившие чистки, были расстреляны в Бутове и других местах, когда революция поглотила своих создателей.

Некоторые возражения были высказаны против русской православной направленности мемориала, учитывая большое количество похороненных здесь жертв. Но Арсений Рогинский, председатель «Мемориала», организации, которая занимается каталогизацией советских преступлений и помогает жертвам репрессий, сказал, что церковь заполнила пустоту, оставленную государством.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *