Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Памятник пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный… — Пушкин. Полный текст стихотворения — Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Памятники А. С. Пушкину в Томске

Виртуальные выставки

В дни торжеств по поводу столетия А. С. Пушкина, в 1899 году, в Томске намечено было открытие около здания Бесплатной библиотеки Пушкинского сквера с праздником древонасаждения и установкой в последующем в центре сквера памятника Пушкину.

Прошли дни юбилейных торжеств, о памятнике поэту из-за отсутствия денежных средств в городской управе вспоминали все реже. 23 августа 1914 года в городскую думу обратился почетный гражданин, гласный (депутат) городской думы Никон Александрович Молчанов с таким заявлением: «Желая, хоть отчасти, способствовать украшению нашего города, предлагаю городскому самоуправлению разрешить мне поставить в Пушкинском саду металлический (под старую бронзу) бюст Пушкина (несколько больше естественной величины), на таком же металлическом пьедестале, вся высота сооружения около 4-х аршин. В случае Вашего согласия принять от меня этот дар, прошу не отказать уведомить меня об этом и указать место в саду, на котором Вы желаете иметь этот памятник.

К работе по постановке я мог бы приступить немедленно».

Городская дума постановила: дар принять и жертвователя Никона Александровича Молчанова от имени городской думы благодарить. Памятник был установлен в мае 1915 года. В газетах по этому поводу появилась маленькая заметка. В рубрике «Местная хроника» газеты «Сибирская жизнь» за 13 мая 1915 года говорилось: «В Пушкинском саду поставлен памятник-бюст Пушкину. Приобретен памятник на пожертвованные г. Молчановым средства». Добавим, что в 1916 году этот купец был награжден золотой медалью городской думы «за выдающуюся полезную деятельность почетного блюстителя городских начальных школ».

В кругах краеведов существует версия, что памятник Пушкину был отлит с бюста, выполненного художником А. Э. Мако, но это только версия, не подтвержденная никакими письменными источниками.

Торжеств по открытию памятника в Томске не проводилось, «городская училищная комиссия ввиду нежелания нарушать правильного течения школьной жизни постановила отложить празднование открытия памятника А.

С. Пушкину до более благоприятного времени».

Дождаться этого самого «благоприятного времени» было не суждено. С приходом большевиков зазвучали фанфары не поэтам, а революционерам и вождям; по соседству с Пушкиным в сквере обосновались наскоро слепленные К. Маркс и М. Бакунин, которые, правда, не долго сопротивлялись атмосферным осадкам и разрушились под их воздействием.

Долгие годы забытый всеми памятник Пушкину стоял на своем месте около Бесплатной библиотеки, пока не пришло время очередного юбилея. В 1949 году о памятнике вспомнили и решением исполкома Томского городского Совета депутатов трудящихся от 30 мая 1949 года за № 295 постановили:

«Ввиду того, что сад им. Пушкина в районе томской пристани потерял свое значение и в данное время является только сквером пристани, присвоить имя А. С. Пушкина детскому парку культуры и отдыха. Обязать председателя Кировского райисполкома т. Зубкова оформить детский парк культуры и отдыха в соответствии с присвоением ему наименования А. С. Пушкина».

И уже 14 мая 1949 года газета «Красное знамя» писала: «… Мы идем по главной аллее парка. Огромный портрет великого Сталина. По бокам аллеи портреты его соратников – членов Политбюро ЦК ВКП(б). А посредине на высоком постаменте – бюст А. С. Пушкина».

До настоящего времени этот памятник Пушкину не сохранился. По свидетельству бывшего директора Дома пионеров Валентины Павловны Калининой, в ведении которой находился тогда парк им. Пушкина, сегодня известный томичам как сад Буфф, бюст был варварски уничтожен в 1964 или 1965 году. Разрушен и постамент, на котором он стоял.

Гораздо короче был век другого памятника Пушкину, некогда стоявшего перед зданием научно-исследовательского кабельного института на ул. Пушкина. Выполненный из железобетона, небольшой по размерам, но, по рассказам очевидцев, очень симпатичный памятник изображал поэта, сидящего на скамейке. Он напоминал известный памятник Пушкину-лицеисту в Царскомм Селе работы Р. Р. Баха. Этот памятник простоял всего несколько лет и был демонтирован.

Пожалуй, одним из самых высокохудожественных памятников у нас в Томске является бюст А. С. Пушкина работы Екатерины Федоровны Белашовой. Бюст из тонированного гипса был создан скульптором в 1954 году, а у нас в Томске находится повторение этого бюста в мраморе. В настоящее время он украшает холл на втором этаже Пушкинской библиотеки.

6 июля 1999 года в сквере у Дворца бракосочетаний, напротив Дома офицеров (пр. Ленина, 50), был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора Михаила Аникушина.





По материалам: Манилов, В. В. Памятники А. С. Пушкину в Томске

Томские краеведы давно изучают все, что связывает наш город с именем великого поэта. В коллекцию «Пушкинский Томск» вошли произведения автора, а также различные биографические, фактографические, библиографические материалы, эссе, публикации участников Пушкинских чтений, стихотворения местных поэтов, посвященные А. С. Пушкину и др.

Материалы из фонда ТОУНБ им. А. С. Пушкина

В Украине сносят памятники Пушкину, на захваченных Россией территориях ставят Ленина. Какой в этом смысл?

  • Анастасия Голубева
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, t.me/uzhrada

Би-би-си подсчитала по открытым данным, что за время войны, с 24 февраля, в Украине снесли не менее 80 памятников советского периода. Причем, если после Майдана 2014 года сносили памятники Ленину и другим коммунистическим деятелям, то в этот раз под снос попадают и памятники деятелям русской культуры — писателям Александру Пушкину и Максиму Горькому. С другой стороны, российские оккупационные администрации на захваченных территориях тоже ставят свои памятники — возвращают монументы Ленину и открывают памятник «Бабушке с флагом» — пенсионерке с советским флагом, которая вышла встречать военных в Харьковской области. Параллельно в Европе обострилась дискуссия о том, нужно ли сносить установленные после Второй мировой войны памятники советским воинам.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как выглядит «война памятников», и какое символическое значение она имеет.

«Пушкинопад»

В конце марта бюст Александра Пушкина в закарпатском городе Мукачево был окрашен неизвестными в цвета украинского флага. Через неделю, 7 апреля, Пушкина снесли. «В Мукачево избавляются от российско-имперского прошлого. Это делается с целью проведения мероприятий по дерусификации в связи с военной агрессией России против Украины», — заявили городские власти. Этот памятник Пушкину стал одним из первых, которые украинские власти снесли после начала российского вторжения.

Следом за мукачевским Пушкиным были демонтированы еще три памятника поэту в городах западной Украины. «Пушкин не имел никакого отношения к Тернополю, как и большинство русских писателей, композиторов и других. Увидев все зверства России, в Тернополе нет больше места русским и советским памятникам», — написал Сергей Надал, глава Тернополя, одного из городов в котором снесли памятник в начале апреля.

После этого снос советских памятников в Украине стали называть «пушкинопадом» по примеру «ленинопада» — масштабного сноса памятников Ленину после Майдана 2014 года. В основном в Украине продолжили сносить именно памятники с советской символикой — монументы советским солдатам, военачальникам и деятелям компартии. Кроме памятников с площадей украинских городов увозили мемориальные советские танки и самолеты, а с домов и монументов сбивали оставшиеся советские символы — серп и молот и красноармейские звезды.

Если карту не видно, попробуйте открыть статью в другом браузере.

Многие из советских памятников, что были снесены после начала войны, должны были быть демонтированы еще во время «декоммунизации» Украины после Майдана 2014 года, но окончательное решение по ним было принято только сейчас. Так, дискуссия о сносе памятника советским милиционерам в городе Нежин Черниговской области шла на протяжении 10 лет. Снесли его в начале мая этого года.

Всего, по подсчетам Би-би-си, за время войны снесли 10 памятников Пушкину, шесть памятников Максиму Горькому, памятники полководцу Суворову, князю Александру Невскому и гренадерам, которые участвовали в войне 1812 года. Все остальные снесенные памятники так или иначе относятся к символам советской эпохи. Тем не менее, именно на снос памятников русским писателям обращают в этот раз внимание и СМИ, и исследователи.

«Когда начинается всплеск национального или этно-культурного самосознания, то естественно возникает вопрос — а почему [тут стоит Пушкин]? Можно относиться к наличию Пушкина в Украине великодушно, но это в том случае, если продолжается и укрепляется дружба между странами. А когда эта дружба — врозь, таким наиболее подлым способом, который является следствием отрицания субъектности у твоего соседа? Тогда этот сосед и говорит, а почему тут стоит Пушкин, который является символом национального романтизма в той стране, которая на нас напала?» — комментирует культуролог Ян Левченко.

«Снос памятника — это символическая победа»

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Как отмечал британский историк Эрик Хобсбаум, традиция повсеместно и массово ставить памятники деятелям прошлого и настоящего началась в XIX веке во Франции и Германии. Хобсбаум называет возведение памятников частью государственного проекта по «изобретению традиций» — монументальные фигуры стали символической частью интерпретации национальной истории.

«Памятники, как правило, нужны для того, чтобы закрепить какую-то символическую систему. Для того, чтобы люди видели, как устроен мир и кто в этом мире заслуживает памяти и благодарности, а кто — нет, — говорит историк, профессор Европейского университета Иван Курилла. — Ленинское правительство в 1918 году приняло специальный декрет о монументальной пропаганде и тогда было решено, что надо снести памятники монархам и поставить памятники революционерам. Каждая новая власть пытается поставить такую символическую разметку того пространства, в котором живут люди».

Первые памятники Ленину стали сносить в западных областях Украины сразу же после падения Советского Союза. Такая же практика имела место и в других постсоветских странах. После Майдана было снесено уже более 1,3 тысячи памятников Ленину под эгидой «декоммунизации» — пакета законов в Украине, принятых в 2015 году, которые закрепили политику борьбы с коммунистическим прошлым: запрет на деятельность коммунистических партий, переименование топонимов и, в том числе, снос памятников советским деятелям.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

В Киеве начался снос памятника Дружбы народов. Видео

«Те, кто ставил памятник и те, кто его сносят, приписывают ему какое-то значение и не всегда одно и то же, — говорит Иван Курилла. — Памятники Ленину воспринимаются одними людьми, скорее всего, как память о коммунизме, революции, левой идее, а другими — как о представителе советско-русского империализма. То есть его сносят не как представителя коммунистической идеи, а как представителя России и империи — Российской империи, советской империи и нынешней России в каком-то смысле».

  • Министр культуры Украины Александр Ткаченко: «Мы не можем говорить о тотальном запрете русской культуры, но можем призывать к ее бойкоту»
  • Культурные чистки. Как Россия разрушает музеи и вывозит искусство из Украины

Сам монумент, говорит Ян Левченко, не несет в себе никакой памяти или функции — все дело в том, какое культурное значение в него вкладывают. По словам культуролога, с начала правления Сталина начала «возрождаться российская империя — просто под красными знаменами», и вместе с этим вернулся «язык вертикальных отношений»: титульной русской культуре отдавалось главенствующее место.

Поэтому советский режим начал массово устанавливать памятники русским деятелям культуры на всей своей территории: «Пушкин никогда в Украине не бывал, но появление его памятников в советские годы в Ужгороде или Тернополе происходило на автомате, — говорит Левченко. — Пушкин наше все, СССР его приватизировал, и памятники появились. Это происходило из-за недостатка рефлексии».

Таким образом, «снос памятника — это символическая победа над какой-то идеей», которую вкладывают в этот памятник в данный момент, говорит Иван Курилла: «Мы нарекаем тебя символом российской империи и поэтому уничтожаем».

Ленин и бабушка

15 марта российское минобороны сообщило о полном контроле над Херсонской областью Украины. Через месяц оккупационная администрация возвела в Геническе Херсонской области памятник Владимиру Ленину. «Радио Свобода» (признано в России СМИ-«иноагентом») отмечает, что в Геническе поставили не ту статую Ленина, которая стояла там раньше и была снесена во время «декоммунизации». Откуда взялся новый памятник — достоверно неизвестно. Еще через две недели новый памятник Ленину появился и в херсонской Новой Каховке. В начале июня еще один памятник Ленину «восстановили» в Новопсковске Луганской области.

А в начале мая в захваченный Мариуполь приехали российские чиновники. С собой они привезли и торжественно установили памятник «бабушке с советским флагом», которая ненадолго стала одним из символов российского вторжения в Украину.

  • «Бабушка для всей России». Кириенко приехал в Донбасс определяться с будущим ДНР и ЛНР
  • «Лучше бы я знаменитой не была». Как украинка с советским флагом стала культурным феноменом в России и что она об этом думает

Примерно в это же время российские военные в поселке Мангуш под Мариуполем снесли украинский памятник гетману Петру Сагайдачному — украинскому военачальнику XVII века, который, в том числе, устраивал походы на Москву.

«Памятник выступает способом застолбить и пометить территорию. Заходишь куда-то и говоришь, я ставлю памятник и меняю вывески, — комментирует культуролог Ян Левченко. — Нужно создавать свои анклавы и столбить их любыми способами. Ленина там снесли — значит мы восстановим. Это символическая демаркация пространства, которая использует любые способы, которые подворачиваются под руку, в независимости от того, в какой связи эти образы находятся с прошлым и настоящим».

Иван Курилла объясняет появление памятников Ленину и бабушке на захваченных территориях тем, что символика Советского Союза лучше всего подходит для того, чтобы объяснить действия России в Украине. «Идея денацификации потерпела крах как объяснительная модель и то, что происходит, легче всего объяснить как частичное восстановление СССР, причем не как коммунистического режима, а в смысле империи. Поэтому красный флаг — наиболее логичный символ, другой-то символики, которая могла бы оправдывать то, что происходит, Россия не придумала», — говорит он.

  • Денацифицировать, взять Киев, остановить НАТО — как менялись цели вторжения в Украину в заявлениях российских политиков и военных

«Когда ставят памятники Ленину российские войска, что они имеют ввиду? Коммунизм? Явно нет. Получается, что и для них Ленин тоже символ советского или российского влияния и распространения империи», — добавляет Курилла.

«Для россиян символы имеют значение, поэтому на оккупированных территориях они возводят памятники нафталиновым вождям на постаменты. Мы же завершаем нашу историческую миссию, очищая наш край от старья», — так обозначил эту «войну памятников» Дмитрий Скрипка, боец черниговской теробороны, во время сноса памятника советской партизанке Зое Космодемьянской.

«Памятники просто так не стоят»

Разговор о том, что делать с советскими памятниками в Европе, продолжается с распада СССР. Еще в 1990-е годы постсоветские республики Балтии и Кавказа стали избавляться от памятников Ленину и другим коммунистам. После российского вторжения в Украину дискуссия о советских памятниках обострилась.

В мае парламент Латвии проголосовал за выход из договора с Россией о сохранности военных мемориалов. Через несколько дней после голосования было принято решение снести памятник советским солдатам в Риге, демонтаж обещают завершить к концу года. Согласно соцопросам, 70% жителей Латвии выступают за снос памятника советским воинам или же относятся к нему безразлично. Однако русскоязычное население страны, в частности движение «Русский союз Латвии», выступает резко против сноса памятника. Возмутились таким решением латвийских властей и в российском МИДе.

Сейчас территория вокруг памятника закрыта и охраняется полицией.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Сносить ли памятник? Как монумент Советской армии раскалывает латвийское общество

После этого в Риге уже снесли памятник советским летчикам в микрорайоне Ильгюциемс. Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил «расследовать обстоятельства» сноса этого памятника.

За время войны демонтировали и два последних памятника Ленину в Финляндии. Один — в городе Турку, другой — в городе Котка. Памятники перенесли в музей. Власти Финляндии объяснили снос памятников тем, что они вызывают негативные реакции после того, как Россия вторглась в Украину.

Городской совет Вильнюса в июне тоже проголосовал за демонтаж памятника советским воинам на Антакальнисском кладбище. Власти заявили, что памятник будет перенесен на другое место.

Дискуссия о сносе советских памятников началась и в Германии. Так, в марте активисты завернули танк Т-34 в центре Берлина в украинский флаг, после чего немецкие политики стали высказываться за снос этого и других советских монументов в городе. Такие же призывы начались и по поводу памятника красноармейцам в Дрездене.

«Эта война очевидно несправедливая и бросает тень на все, что делала страна и Советский Союз раньше. Если долгое время удавалось настаивать на том, что это памятники освободителям, что Советский Союз освободил Европу от фашизма, и это было важной частью дискурса и с ним трудно было бороться, то теперь образ российской армии, которая вторглась в независимую Украину опрокидывается на освободительный поход Красной армии», — комментирует Иван Курилла.

По его словам, любой памятник советскому солдату теперь ассоциируется с Бучей и другими событиями в Украине, а не с освобождением Европы.

  • Страшная работа в Буче. Как под Киевом собирают и опознают тела погибших во время российской оккупации

Памятники всегда были частью политики, резюмирует Иван Курилла. Он приводит в пример памятник Генриху IV Бурбону в Париже, который поставили в 1614 году. После французской революции памятник снесли и переплавили, сделав из него революционный символ. А после реставрации Бурбонов памятник отлили в прежнем виде и снова установили в городе.

«То, что сейчас он стоит спокойно, означает, что во Франции больше не осталось монархистов, которые хотели бы сделать Бурбонов королями. Условно говоря, и Ленин будет спокойно стоять, когда не останется тех, кто хочет вернуть коммунизм или Советский Союз, — рассуждает историк. — Памятники просто так не стоят, их любо сносят, либо ставят, либо к ним приносят цветы, либо расписывают граффити. Когда памятник спокойно стоит — это значит, что все, что он мог в себе воплощать, — уже далекое прошлое».

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
  • VK
  • OK

Загрузите наше приложение:

  • iOS
  • Android

«К нему не зарастет народная тропа»: кто и где ставил памятники Пушкину

180 лет со дня смерти Пушкина

Александра Урман

8 февраля 2017  17:00

Популярное на сайте

Тем временем в России Глобальное потепление в России: «Мы потеряем большое количество биоразнообразия» Книги Оксана Васякина — об Анни Эрно, лауреатке Нобелевской премии Детективы «Решение уйти» Пак Чхан Ука: любовное настроение (с пистолетами) От худшего к лучшему Пи Джей Харви: гид по альбомам от худшего к лучшему

Фотография: Photo 12 / Gettyimages.

ru

По всему миру насчитывается почти 200 памятников Пушкину — статуй, бюстов и других изваяний, посвященных автору «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». «Афиша Daily» рассказывает о нескольких примечательных монументах, установленных в честь русского поэта за рубежом.

Кишинев

© А. Родионов / РИА Новости

Кто поставил: архитектор Александр Опекушин

Когда: май 1885 года

История памятника: Памятник Пушкину в Кишиневе — один из старейших в мире. Идея его создания возникла еще в 1860-х, но осуществить ее удалось лишь в середине 1880-х — после того как статуя поэта появилась в Москве. На тыльной стороне бюста написано: «Здесь лирой северной пустыни оглашая, скитался я… 1820, 1821,1822,1823 гг.» — так монумент напоминает о трех годах ссылки, которые Пушкин провел в Бессарабии и Кишиневе.

Шанхай

© Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Кто поставил: группа архитекторов во главе с русским инженером и синологом Михаилом Павловским

Когда: февраль 1937 года

История памятника: Памятник Пушкину был установлен на территории французской концессии по инициативе проживавших в Шанхае русских эмигрантов. Поводом стало 100-летие со дня смерти поэта. Средства на установку монумента помогали собирать находившиеся тогда в Китае Федор Шаляпин и Александр Вертинский. Бронзовый бюст Пушкина был обращен лицом к России, а выполненные на нескольких языках надписи гласили: «1837—1937, Пушкин — в сотую годовщину смерти».

В 1937 году Шанхай был захвачен японцами. В ноябре 1944 года японские оккупационные власти отправили чудом уцелевшее при обстрелах города изваяние на переплавку. После окончания Второй мировой войны силами проживавшей в Шанхае русской диаспоры и шанхайской интеллигенции были собраны деньги на восстановление памятника. Специалисты московской Третьяковской галереи по сохранившимся эскизам вновь отлили бюст Пушкина — теперь из меди.

Во второй раз памятник был уничтожен в 1966 году — во время китайской «культурной революции». В 1987 году скульптор Гао Юн Лонг восстановил его, однако в отсутствие эскизов и изображений предыдущей версии бюста ему пришлось делать это в соответствии с собственным восприятием Пушкина и его творчества. Таким образом, первоначальная концепция монумента, установленного по инициативе русских эмигрантов, была утрачена навсегда.

Будапешт

© szaborlap.hu / www.kozterkep.hu

1 из 2

© russianlandmarks.wordpress.com

2 из 2

Кто поставил: скульптор Янош Фаркаш

Когда: 1949 год

История памятника: Помимо памятника, заложенного в честь Пушкина венгерским скульптором Яношем Фаркашом в Будапеште в 1949 году, была установлена и мемориальная доска. Надпись на доске гласит: «Шандор (Александр на венгерский манер. — Прим. ред.) Пушкин, великий поэт русского народа», под ней выгравировано четверостишие из пушкинского «Памятника». Доску повесили на улице, которую тогда же переименовали в Пушкинскую. Все эти мероприятия были приурочены к 150-летию со дня рождения поэта. А годом ранее известный будапештский кинотеатр «Форум» сменил свое название на «Пушкин» — и носит его до сих пор.

Вашингтон

© www.as-pushkin.ru

1 из 2

© peacefond.ru

2 из 2

Кто поставил: скульптор Александр Бурганов

Когда: 2000 год

История памятника: Статуя Пушкина работы Бурганова появилась на территории Университета Джорджа Вашингтона в 2000 году в рамках программы культурного обмена между Москвой и Вашингтоном. Решение об установке памятника было принято в 1999 году — в 200-ю годовщину со дня рождения русского поэта. В качестве ответного жеста в 2009 году около I гуманитарного корпуса МГУ установили статую американского поэта Уолта Уитмена.

Другие монументы в честь Пушкина на территории США можно найти в Нью-Джерси и в Нью-Йорке. Статуя в Нью-Джерси расположена в уединенном месте около озера. В конце 1930-х эта территория принадлежала русским эмигрантам: памятник Пушкину там появился по их инициативе в 1941 году.

Аддис-Абеба

© muzei-mira.com

1 из 2

Абрам Ганнибал, прадед Пушкина, крестный сын Петра I

© Meller Zakomelski

2 из 2

Кто поставил: скульптор Александр Белашов

Когда: ноябрь 2002 года

История памятника: Установленная в 2002 году в Аддис-Абебе скульптура Пушкина стала первым памятником русскому поэту на территории Африки. Выбор места примечателен потому, что Эфиопия считается родиной предков поэта. Статуя была освящена патриархом Эфиопской православной церкви Абуной Павлом.

Памятник А.С.Пушкину, Санкт-Петербург

А.С.Пушкин, Памятники писателям, парки и площади

russianmonuments 4 комментария

С этим постом мы можем назвать его булочной дюжиной — это счастливый 13-й раз, когда я пишу о статуе, памятнике или бюсте Александра Пушкина. Мне потребовалась целая вечность, чтобы добраться до, возможно, самого известного и самого популярного из всех памятников Пушкину — того, что стоит перед Русским музеем (бывший Михайловский дворец) в центре площади Искусств в Санкт-Петербурге.
Я очень люблю этот памятник, площадь, на которой он стоит, этот район города, фон за памятником… короче, сегодня только любовь. Я люблю все об этом месте. И это не выход из положения, ребята, я думаю, что это описывает 99,9% всех, кто когда-либо был здесь. Я не знаю, что сказать о 0,1%, если мои расчеты верны.

Памятник работы Михаила Аникушина (1917-1997) в соавторстве с архитектором Василием Петровым (1916-1992). Он был открыт 19 июня., 1957 год, ровно через день после моего 3-летия. Какой позор, что потенциальное маленькое совпадение было упущено! Хотя из-за разницы во времени, если церемония проходила, скажем, в 10 часов утра в тогдашнем Ленинграде, то это все равно было 18 июня, где я родился в Калифорнии, но я балую себя…
Должен признаться, все эти даты несколько удивительно. Мне трудно поверить, что памятник стоит с нами всего 55 лет. Я думаю, что еще более дико для меня сейчас звучит то, что мне было всего 22 года, когда я впервые увидел это. Это был еще младенец, и я вряд ли думала о себе в то время! Так укоренился этот образ Пушкина в русской культурной памяти (не говоря уже о моей), что, кажется, ему должно быть лет 100 или 200. А потом посмотрите сроки создателей — я проживал с ними в России довольно много лет — девять с Аникушиным и четыре с Петровым.
Даже Площадь Искусств новее, чем я думал, по крайней мере, по названию. Это было пожаловано площади 26 сентября 1940 года, заменив название площади Лассаля (названное в начале 1920-х годов в честь немецкого философа Фердинанда Лассаля), заменив первоначальное название Михайловской площади (или Михайловской Дворцовой площади), возникшее в 1834 г. после того, как великий архитектор Карл Росси построил красивый ансамбль зданий, который окружает большую часть площади. Территория фактически восходит к саду и территории, отведенной для охоты, которая также имела связи с финнами и шведами, жившими в Санкт-Петербурге в начале 18 века. Но, опять же, мы отвлеклись…

У нас есть лишь смутное представление о том, как на самом деле выглядел Пушкин, хотя мы вполне уверены, что хорошо знаем его образ. Но дело в том, что художники веками копировали художников, копирующих художников по подобию поэта. Итак, когда мы склонны думать: «О, это похоже на Пушкина!» мы на самом деле говорим: «О, это похоже на то, каким другие художники представляли себе Пушкина, и это то, к чему мы привыкли». Сам Пушкин язвительно отзывался о своей внешности, однажды охарактеризовав себя так: «Настоящий демон в шалостях, настоящая обезьяна в лице». Однако время и вкусы определили, что портреты Пушкина работы Ореста Кипренского и Василия Тропинина, не говоря уже о карикатурах на себя, сделанных самим Пушкиным пером и тушью, — это то, что мы склонны использовать в качестве ориентира.
Версия Аникушина во многом взята из этих источников. Его версия — это то, что мы ожидаем и хотим видеть. И это так красиво сделано, что мы не сомневаемся в его правдивости. Этот Пушкин мягок, нежен, тепл, приветлив, интеллигентен, задумчив и прекрасно сложен. Его волосы идеальны в своем кудрявом хаосе. Его жестикулирующая правая рука и кисть грациозно протянуты и, кажется, приветствуют нас в присутствии поэта. Глаза Пушкина устремлены достаточно далеко вдаль, чтобы показать глубокое любопытство ко всему, что его окружает, но они сфокусированы достаточно близко, чтобы включить нас в его поле зрения. Его позиция на пьедестале легкая и бойкая, но твердая. Словом, это идеальный памятник идеальному сюжету (а в том, что таковым является Пушкин, никто никогда не сомневался и не будет сомневаться). 9Площадь Искусств 0009 также является почти идеальным местом для демонстрации этого памятника. Он большой, с широкими чистыми дорожками, ведущими к статуе с нескольких сторон. Вы можете беспрепятственно видеть Пушкина так далеко, что даже не можете его увидеть. В то же время вокруг центрального пространства, на котором стоит памятник, высажено достаточное количество деревьев, что также ощущается близость и интимность всего этого. Люди сидят на скамейках вокруг памятника, словно в гостях у друга или родственника. Впечатляющие колонные фасады построенных Росси зданий вокруг площади создают изысканный фон. Они придают образу Пушкина царственное, могучее присутствие, хотя человеческая форма Пушкина всегда возвышается над ними, всегда в позиции контроля.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Александр ПушкинПлощадь ИскусствКарл РоссиМихаил АникушинПлощадь МихайловаОрест КипренскийВасилий ПетровВасилий Тропинин Ищи:

Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

Присоединяйтесь к 113 другим подписчикам

Следите за русской культурой в Достопримечательности на WordPress.com

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой в Подгорице, Черногория.

Взаимосвязь и переплетение судеб двух близких по духу славянских народов — русского и черногорского подтверждается не только многими фактами из жизни этих двух стран, но и многочисленными архитектурными сооружениями, а также историко-культурными памятники. С давних времен известно о тесной дружбе России и Черногории и их взаимовыгодном сотрудничестве в различных сферах. Русские традиционно считались старшими братьями маленького, но очень гордого и смелого черногорского народа. Сами черногорцы всегда удивляли и поражали своих братьев мужеством и стойкостью перед лицом врага.

Один из таких памятников находится в столице Черногории — Подгорице и посвящен великому русскому поэту — Александру Сергеевичу Пушкину . Он расположен на улице Негошева в центре столицы Черногории, на восточном берегу реки Морача возле моста Блажо Йовановича.


История создания памятника А.С. Пушкину. века было принято решение увековечить память великого русского поэта и установить скульптуру на территории Черногории. Для создания памятника Александру Пушкину была приглашена группа архитекторов и скульпторов. Среди них были т Архитектор Майкл Корси и известный скульптор Александр Таратынов , который также создал памятник поэту и певцу Владимиру Высоцкому, установленный в Подгорице у моста Тысячелетия. Также стоит отметить, что правительство Москвы выделило средства на разработку скульптурной композиции.

К началу 2000-х эта идея воплотилась в жизнь и памятник А.С. Пушкина и Н. Гончаровой был открыт 12 сентября 2002 года в самом центре Подгорицы. Как было сказано на открытии памятника, народы России и Черногории имеют многовековую историю братских уз и общей веры, и памятник великому русскому поэту будет способствовать дальнейшему укреплению этих отношений.

Интересный факт: Ежегодно в Международный день русского языка, который отмечается 6 июня, у памятника Пушкину проходят культурно-массовые мероприятия с участием официальных лиц.​

Композиция памятника А.С. Пушкина в Подгорице — бронзовая фигура поэта, увлеченно читающего стихи своей музе — жене Наталье Гончаровой, которая сидит на скамейке и, предположительно, с удовольствием слушает его произведения. Рядом с памятником две памятные каменные плиты , на одной из которых написано: «Памятник Александру Пушкину. Дар города Москвы Подгорице», а на другой — строки из стиха великого поэта о Черногории:

черногорцы ? Кто они?»
Спросил Бонапарт.
«Правда ли, что они злое племя,
Неустрашимые перед нашими силами?

Александр Сергеевич Пушкин, один из самых известных во всем мире русских поэтов, жил примерно в одно время с черногорским правителем Петром II Петровичем Негошем , который также был талантливым писателем и поэтом. К сожалению, два гения не были лично знакомы, но прекрасно знали друг друга по переписке и публикациям, изданным в России и Черногории, в том числе и в Подгорице.

Интересный факт: Известно, что черногорский правитель Петр II Петрович Негош при жизни писателя называл Пушкина не иначе как «счастливым поэтом великого народа». Ему после смерти творца губернатор посвятил стихотворение «Праху А. Пушкин».

Александр Сергеевич, в свою очередь, пораженный стойкостью черногорцев, создал настоящий литературный памятник об обороне Подгорицы, воспевающий борьбу черногорского народа с войсками Наполеона — стихотворение «Бонапарт и черногорцы» из серия «Песни западных славян»:

«Черногорцы? Кто они?»
— спросил Бонапарт.
«Правда ли, что они злое племя,
Неустрашимые нашей силой?

Обнаглевшие должны покаяться:
Скажи их старейшинам
Что все ружья и кинжалы
Должны быть принесены к моим ногам.»

Так он послал к нам свою пехоту
С сотнями пушек и минометов
И свои наемные отряды
И волосатые кирасиры.

У нас не было желание сдаться —
Вот такие мы черногорцы!
Для лошадей и пехоты
У нас есть камни и канавы

Мы сидели в своих норах,
Ждали этих незваных гостей,
И тогда они вошли в горы,
Разрушая все на своем пути.

Они идут близко к скалам.
Вдруг суматоха! Смотрят:
Поверх собственных голов
Видят ряд красных знамен.

«Стой! Стреляй! Каждый должен взять
Черногорца!
Не будет пощады врагу:
Не пожалей ни одной души!»

Оружие гремело, и красные знамёна
Падали от штыков:
Мы легли перед ними,
Спрятались среди кустов.

Мы ответили французам
Дружественным залпом. «Что это?»
Испугавшись, они спросили,
«Это эхо?» «Нет, это не так!»

Полковник пал,
И с ним пошли сто двадцать человек.
Вся эскадрилья была в смятении.
Те, кто мог бежать, обратились в бегство.

С тех пор французы
Возненавидели наш дикий край
И краснеют, потому что бывает
Завидовать нашему знамени.

По мнению черногорцев, в этом стихотворении, а именно в его русском варианте, удалось наилучшим образом отразить наиболее характерные черты этого народа: отвагу, гордость, воинскую доблесть, готовность к самопожертвованию во имя свободы .

Для многих туристов из России и других стран мира памятник Александру Сергеевичу Пушкину и Наталье Гончаровой в Подгорице является особым местом, которое входит в обязательную туристическую программу.
 

Памятник Пушкину с Русским музеем позади (фото)

[]

Ваш текущий выбор

Актив(ы) Ресурсы

режим—турбо#открыть» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >

актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >

Памятник Пушкину с Русским музеем позади (фото)

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»BAL40895″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»фото»,»item_category2″:»неопределенное_авторское право»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»русская_школа»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»the_pushkin_monument_with_the_russian_museum_behind_photo»,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *