Памятники истории и культуры
Главная
Статьи
Разное
Памятники истории и культуры
история
В последнее время все большее внимание в обществе уделяется вопросам исторического прошлого и его влияния на настоящее и будущее. В этой связи по-новому воспринимаются идеи, высказанные русским философом XIX столетия Н. Ф. Федоровым, о том, что «нельзя при рассмотрении и изучении судеб рода человеческого ограничиваться только бывшим; необходимо уразуметь и долженствующее быть; нельзя отделять историю как факт от истории как проект».
Одним из важных элементов такого взаимодействия является феномен памятника истории и культуры. Однако его трактовка, получившая широкое распространение в XXI в., не отвечает сущности явления. Постепенно в процессе изучения и переосмысления этого феномена произошла подмена понятия «памятник» на понятие «объект культурного наследия». Эти два понятия не являются тождественными, и главное, что второе понятие утратило как «историческую», так и «ценностную» составляющие и стало еще более аморфным, чем в начальный период его изучения.
В процессе становления памятниковедения в мировой культуре происходила постоянная трансформация как понимания предмета исследования, так и самого предмета исследования. Первое упоминание о памятниках старины в смысле недвижимых памятников истории и культуры относится к закону Государственного совета Швеции от 28 ноября 1666 г.. А к концу XVIII — первой половине XIX в. вопросы охраны памятников старины рассматривались уже во многих европейских странах, включая Данию, Францию, Бельгию, Пруссию и Саксонию. Несколько позже, в конце XIX в., вопрос о памятниках истории и культуры получил всестороннее рассмотрение в Великобритании и США.
Фото активные туры
В России первые указы об охране памятников были изданы Петром I в 1718-1722 гг., но только спустя сто лет в 1826 г. был издан циркуляр об охране «древних замков, крепостей и других зданий древности».
Термин «памятник» относительно недвижимых культурных ценностей появился как результат длительной эволюция в понимании явления и выделении его в отдельное обособленное понятие. Изначально использовались другие названия: «курьезные вещи», «что зело старое и необыкновенное», «раритеты», «памятник древности», «памятник старины», «археологические древности» и т. д. До начала XIX в. эти термины обозначали только движимые культурные ценности и музейные предметы. Недвижимые памятники при этом долгое время вообще не принимались во внимание. Архитектурные объекты впервые были причислены к памятникам в официальных документах лишь в 1822 г., а затем Указом Синода от 1842 г. к ним же были отнесены и церковные здания. В самом начале
XX в. в России была сделана попытка введения циркуляром Министерства внутренних дел понятия «памятник новейшего времени». Этот документ распространил понятие феномена на монументы в честь исторических лиц и событий, при этом период их создания был приближен с 1725 г. до конца XIX в. Таким образом, была предпринята попытка на уровне понятия, которое схватывает реальное явление, стереть грань между прошлым и настоящим и подменить историческую составляющую на только идеологическую, причем текущего момента. А также обеспечить условия для укрепления позиций правящей элиты путем признания национальными культурными ценностями часть произведений монументального искусства, созданных на средства той же элиты для вертикальной легитимизации самой себя. В этом в целом противоречивом нововведении содержался определенный положительный момент, так как оно отражало признание обществом и научными кругами эстетической и художественной ценности памятников и предметов старины как таковых, независимо от политических и идеологических установок. Это явилось значительным шагом в осознании глубины и разносторонности феномена памятника истории и культуры.
После Октябрьской революции тенденция к идеологизации памятников приобретает массовый характер, причем появляются новые категории памятников, носящие ярко выраженный классовый характер: «памятник революционного движения»; «памятник революции»; «памятник народного быта» и др. При этом временные рамки возникновения памятников резко сужаются до тех моментов истории, когда происходили бунты или революции, причем почти на 60 лет в еще большем объеме начинается использование памятников в политической борьбе, а само формулирование понятия вновь становится уделом чиновников и партработников, а не научного и художественного сообществ. Такое развитие событий позволило В. Л. Егорову, как ученому, изучавшему развитие и становление понятия «памятник истории», сделать теоретический вывод о том, что памятник истории является не просто оберегаемой реликвией, а социальной категорией, всегда наполненной классовым патриотическим содержанием. В настоящий период правильнее было бы утверждать, что памятник может иметь идеологическую основу, но это не является обязательным признаком памятника истории, а тем более памятника культуры.
Во второй половине XIX в. сложилось близкое к современному представление о том, что именно вкладывается в понятие «памятник истории и культуры». В частности, окончательно
было установлено, что его неотъемлемым признаком является «недвижимость». Однако четкого определения феномена так и не было сформулировано. В каждом отдельном случае это понятие сопровождалось описательным перечислением различных категорий объектов, под которыми подразумевались памятники истории и культуры. Постепенно в объем понятия «памятник» включались все новые и новые категории исторических объектов.
Вначале в процессе формирования термина и понятия во всех странах принимали участие государственные чиновники и церковные иерархи, составлявшие различные циркуляры, указы и другие законодательные и нормативные акты. Лишь в середине XIX в. к этому процессу подключились ученые и мыслители. Перед открытием Московского археологического общества в 1864 г. А. С. Уваров дал реальную картину состояния памятников истории и культуры в России: «Не только мы, но и наши предки не умели ценить важность родных памятников, и без всякого сознания, с полным равнодушием, безобразно исправляя старинные здания или восстанавливая их заново, они не понимали, что каждый раз вырывали страницу из народной летописи».
важность вопроса охраны памятников, при Министерстве народного просвещения была учреждена Особая Комиссия «по обсуждению предложений о мерах к сохранению памятников древности» под председательством статс-секретаря, товарища министра внутренних дел, в которую вошли по одному представителю от Академии художеств, Императорской Археологической комиссии, Синода, а также от всех археологических обществ.
То есть впервые и единственный раз за всю историю России для обсуждения вопросов памятников была создана представительная комиссия, состоящая только из специалистов. Тем не менее закон не был принят, но в результате проведенной работы к началу XX в. сформировалось представление о том, по каким признакам нужно определять памятники.В советский период длительное время использовался термин «памятник культуры», что также отражало стремление к умалению значения истории страны в дореволюционный период. Вновь вопросами памятников занимаются административные структуры и на первый план выдвигаются идеологизированная воспитательная и утилитарная функции памятников. Понимание феномена как «памятник истории и культуры» появилось в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг., после принятия Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (принятой в Гааге 14 мая 1954). Но, кроме этого, важно, что памятники стали рассматриваться как культурные ценности. На самом деле в официальной английской версии документа говорится о «cultural property», то есть о «культурном имуществе», о том же идет речь и во французской версии, где используется термин «biens culturel», в то время как для обозначения понятия «ценность» в этих языках используются термины «value» и «valeur» соответственно.
Результатом этого явилось создание в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, тогда же термин «памятник истории и культуры» впервые упоминается в нормативном документе. Позже в 1978 г. он законодательно закрепляется законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В определении понятия указывалось, что «памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» .
Закон рассматривал памятники истории и культуры через настолько жесткую идеологическую призму, что гносеологическая, воспитательная и коммуникативная функции феномена превращались во вспомогательные относительно утилитарной, которая в отличие от присущей ей сущности приобретала агрессивно классовый характер (механический цех в здании дворца, клуб или машинно-тракторная станция в здании церкви, дом отдыха в монастыре и т. д.). В преамбуле закона сформулирована его направленность на использование памятников истории и культуры в качестве политического оружия в идейной борьбе: они «отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за ее свободу и независимость, революционное движение, становление и развитие Советского социалистического государства»; в них «воплощены выдающиеся события Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа за построение социализма и коммунизма»; при этом они «составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации» и «служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся» [15, с. 498]. Огромным недостатком принятого закона явился тот факт, что вновь, как и в Гаагской конвенции, к памятникам были отнесены различные движимые предметы. К тому же история выделялась в отдельную от науки область знания. Как положительное явление можно рассматривать пункт закона, где указывалось, что культурная ценность может быть «исторической, научной, художественной или иной». Продвижением вперед было и то, что, хотя и на полностью политизированной основе, признавались свойства памятника быть источником исторической и эстетической информации, а также средством воздействия на социальное сознание людей и, следовательно, обладать свойствами сенсорного и эмоционального воздействия на сознание.
В связи с распадом СССР, образованием Российской Федерации и отходом от существовавших идеологических догм в 1990 г. начинается новый этап в развитии культурологии и философии в России. Вокруг памятников начинается большая дискуссия, связанная как с переосмыслением понятия, так и с уточнением границ самого феномена. Как и в XIX в., возникает длительный период, в который отсутствует законодательная база (закон 1978 г. не действует, а новый Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» принимается только в 2002 г. и из-за несовершенства пересматривается ежегодно). Данное положение вещей открыло большие возможности для свободных научных дискуссий и исследований в области, обычно сильно регламентированной законодательными актами.
Особую роль в этот период играют ратификации СССР в 1988 г. и Российской Федерацией в 1992 г. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (принятой ЮНЕСКО, Париж, 1972 г.), в которой используется другая терминология и понятие «памятник истории и культуры» заменяется понятием «культурное наследие». Этот термин в России трансформируется в «объект культурного наследия», а термин «памятник истории и культуры» используется в скобках в законе и все реже встречается в современной научной литературе. Конвенцией вводится понятие «культурного и природного наследия выдающейся всемирной ценности» (причем определение этого термина в документе отсутствует) , которое в русской официальной версии текста фигурирует как «памятник выдающегося универсального культурного и природного значения» или как «выдающаяся универсальная ценность». Неточность перевода возникла из-за того, что английское и испанское прилагательное «universal», как и французское «universelle», имеют два значения: «универсальный» и «всемирный». В то время как в русском языке термин «универсальный» в смысле «всемирный» не используется**. Конвенцией было дано определение понятия «культурное наследие» — это: «памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства и науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии». Вновь это определение носило не сущностный характер, а являлось далеко не исчерпывающим перечислением отдельных групп, но уже только недвижимых памятников. Причем что же на самом деле является культурным наследием выдающейся всемирной ценности, согласно конвенции, должно определяться Комитетом всемирного наследия, т. е. обособленной международной группой индивидуумов, на основе соответствия одному из культурных критериев, принятых этой организацией. Рассмотрение происходит по представлению страны, на чьей территории находится культурное наследие.
Следующим шагом в попытках формирования в России понятий «культурная ценность» и «культурное наследие» было принятие «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». В них «культурные ценности» понимаются как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». Данное определение опять является перечислением, но на этот раз как недвижимых объектов и движимых предметов, т. е. материального, так и нематериального, к примеру, «нравственные и эстетические идеалы». Основы законодательства дают и определение «культурного наследия» народов Российской Федерации. Это «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». В определениях явно прослеживается тавтология, так как памятники и историко-культурные территории и объекты являются также культурными ценностями. Результатом все более глубокого изучения культурного наследия и культурных ценностей и необходимостью обособления различных их видов было заключение под эгидой ЮНЕСКО. Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия. Эта конвенция отражает признание мировым научным сообществом наличия специфических форм культурных ценностей.
После долгих научных, политических, социологических, культурологических и экономических дискуссий в России был принят Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В нем была осуществлена попытка гармонизировать терминологию международных ратифицированных конвенций со специфическим российским подходом к памятникам истории и культуры. Не останавливаясь из-за ограниченности статьи на множестве проектов, в которых давались различные определения памятников истории и культуры и которые во многом отражают суть как философско-культурологического дискурса, так и социально-политических дискуссий, проанализируем определение феномена, принятое в законе. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) им отнесены: «Объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Кроме того, в законе дано расширенное определение по видам объектов культурного наследия, которое соответствует системе, предложенной Конвенцией ЮНЕСКО 1972 г.: памятники, ансамбли, достопримечательные места, но перечни типов объектов культурного наследия в каждом из видов значительно расширены с учетом особенностей многонациональной России. Положительным явлением в законе 2002 г. является безусловное подтверждение признака недвижимости памятников истории и культуры. Крайне отрицательным фактом необходимо признать то, что они трактуются как недвижимое имущество, имеющее ценность, в том числе и с точки зрения социаль-
ной культуры, а не как специфическая форма культурной ценности. То есть философский смысл подменяется чисто экономическим (утилитарным), что наряду с подменой понятия «памятник истории и культуры», который постепенно сводится к одному из видов «объекта культурного наследия», ведет к эрозии восприятия сущности феномена во всем его многообразии.
Несмотря на то что закон был принят в 2002 г. , дискуссии по поводу культурных ценностей и памятников истории и культуры в научных кругах не утихают. Это означает, что описательный характер обоих понятий не соответствует сущности феномена и требует дальнейшего подробного изучения и построения типологии специфической культурной ценности — недвижимого памятника истории и культуры с неразрывно связанными с ним движимыми историческими предметами.
Очевидно, что утилитарный законотворческий подход является в значительной степени результатом некоторого общественного согласия, достигаемого в результате в том числе и научной дискуссии. Тем не менее необходимо представить определения феномена, предлагаемые современными правоведами и культурологами, которые в своих попытках осознания сущности явления расширяют наше знание о нем и в значительной степени противоречат перечислительному подходу, принятому на бюрократически-административном уровне. Так, один из крупнейших российских теоретиков памятниковедения П. В. Боярский, дал следующее определение феномену: «Памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Не вдаваясь в детали этой формулировки, отметим, что и здесь отсутствует ценностный подход и, соответственно, к памятникам можно отнести всю материальную ноосферу, причем как движимую, так и недвижимую.
Другой крупный исследователь феномена А. Н. Дьячков считает, что «памятники истории и культуры — одна из функций элементов предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». В данной формулировке исчезают и ценностная, и материальная составляющие, и памятник из материального объекта превращается в функцию, но при этом обращается особое внимание на свойство феномена осуществлять связь между прошлым и будущим.
Наибольший интерес для данного исследования представляет концепция А. М. Кулемзина, который отмечает, что отношение общества к памятникам истории и культуры является показателем степени его цивилизованности, просвещенности и духовности. Его исследования показывают, что особенностью феномена является его не только сенсорное, но и эмоциональное воздействие как на отдельного индивидуума, так и на целые социальные группы. «В отличие от прочих объектов внешней среды памятник является носителем социально-культурных ценностей, воспроизводящим ценностные смыслы предметных отношений, формирующих личность». Им обращается внимание на то, что памятник представляет собой особый род исторического источника, где в равной степени важны и форма и содержание, так как основным содержанием недвижимого памятника является его форма, т. е. при утрате формы теряется содержание. На основе всестороннего культорологического исследования А. М. Кулемзин предлагает следующее определение: «Памятники истории и культуры — это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации прямых подлинных знаний. Они служат целям развития науки, культуры, просвещения, высокой духовности». Это определение опять же не позволяет отделить памятники от всех других антропогенных творений и не учитывает того, что памятник является специфической формой культурной ценности. Хотя, как указано выше, именно это свойство феномена позволяет более всего выделить его из ряда других рукотворных материальных объектов.
С точки зрения автора, наиболее простое и полное определение «культурных ценностей» предложено М. А. Александровой — к ним «относятся созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные вещи, способные удовлетворять духовные потребности людей». Основываясь на этом и учитывая, что памятники соотносятся с ценностями, как часть и целое, дадим наиболее общее определение рассматриваемого феномена: памятники истории и культуры — это созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные недвижимые материальные культурные ценности, способные удовлетворять духовные потребности людей.
В то же время под культурными ценностями автор понимает несколько модифицированное определение В. А. Шестакова. «Культурной ценностью называется определенная объективная объектность, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется ценностью» для широкого круга субъектов и/или социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий, классов, наций, или всего человечества).
В заключение необходимо отметить, что в настоящей работе рассмотрен лишь один аспект многогранной проблемы и показана неправомерность отхода от ценностного подхода в изучении феномена памятника истории и культуры. Это еще раз подчеркивает, что только в результате всестороннего научного обсуждения в среде специалистов (философов, культурологов, юристов, историков, и др.) должно быть выработано правильное научное определение феномена памятника, которое и должно служить основой для нормативной документации.
А. Б. Шухободский
Назад в раздел
интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города полезные советы разное здоровье интересные факты москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область
Памятники истории и культуры и их разновидности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО
Естественно-географический факультет
Специальность
Социально-культурный сервис и туризм
Реферат по предмету
«Рекреационная география»
На тему
«Памятники
истории и культуры и их разновидности»
Выполнила:
Студентка 36 Г группы
Владимирова Елена
Проверила:
Прыгова
Е. Е.
Ярославль 2012
Содержание:
1. Введение………….……………………………………………
2. Виды памятников истории и культуры………………………………….стр. 4
3. Охрана
памятников истории и культуры…
4. Памятники
истории и культуры Ярославля….
5. Заключение……………………………………………………
6. Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Памятники
истории и культуры – это материальные
и духовные ценности, созданные в прошлом
и имеющие значение для сохранения и развития
самобытности народа, его вклада в мировую
цивилизацию. Так же бывает что памятники
это не отдельно стоящие объекты, а комплексы
с объектами историко-культурного наследия.
В этой работе хотелось бы рассмотреть
основные типы памятников истории и культуры,
а так же узнать какие организации занимаются
их охраной, ведь эти памятники это сердце
культурно-познавательной жизни страны
(региона, города).
Виды
памятников истории
и культуры.
Историко-культурное
наследие — это материальные и духовные
ценности, созданные в прошлом
и имеющие значение для сохранения
и развития самобытности народа, его вклада
в мировую цивилизацию. Недвижимые объекты
историко-культурного наследия (памятники
истории и культуры) составляют его материальную
основу и формируют национальную историко-культурную
среду. В зависимости от своего состава
они могут быть комплексные и единичные.
К комплексным
объектам историко-культурного
наследия относятся историко-культурные
территории, исторические города и исторические
поселения, историко-культурные комплексы.
Историко-культурные
территории — нерасчленимое, целостное
совместное творение человека и природы,
где объекты историко-культурного наследия
и природный ландшафт объединены значительной
территорией. В зависимости от видов объектов
наследия эти территории могут иметь статус
историко-архитектурный, историко-мемориальный,
этнокультурный, историко-природный или
иной характер.
Исторические города и исторические
поселения — города, села и деревни, обладающие
значительной историко-культурной ценностью
планировки и застройки.
Историко-культурные
комплексы — группы памятников одного
или нескольких видов объединенных единой
территорией, имеющих историческую градостроительную,
этническую или иную связь.
В их числе монастырские и культовые комплексы,
городские и сельские усадьбы, археологические
комплексы, комплексы объектов связанных
с военно-историческими событиями, с историей
развития промышленности, здравоохранения,
образования и др.
Единичные
объекты историко-культурного
наследия — памятники истории и культуры,
это отдельные объекты представляющие
ценность с точки зрения истории, археологии,
архитектуры, градостроительства, искусства
и др. На государственном учете состоит
более 4-х тысяч единичных памятников истории
и культуры
Объекты исторического
наследия — здания, сооружения, памятные
места, связанные с важнейшими историческими
событиями в жизни народа, развитием общества
и республики, революционным движением,
гражданской, советско-финляндской и Великой
Отечественной войнами, а также с развитием
науки и техники, культуры и быта народа,
с жизнью выдающихся политических, государственных,
военных деятелей, народных героев, деятелей
науки, литературы и искусства, захоронения
погибших за свободу и независимость Родины.
Объекты археологического
наследия — древние поселения, селища,
городища, места древних захоронений,
древние культовые памятники, лабиринты,
наскальные изображения, участки исторического
культурного слоя.
Объекты архитектурного
и градостроительного
наследия — сооружения культовой (церкви,
часовни, колокольни, поклонные кресты
и др. ), гражданской (жилые дома, административные,
больничные и образовательные здания,
магазины, амбары, бани и др.), промышленной
(заводские постройки, плотины, гидроэлектростанции,
кузницы и др.), военной архитектуры (штабы,
казармы и др.), представляющие архитектурно-художественную
и историческую ценность, а также связанные
с ними произведения монументального,
изобразительного, декоративно-прикладного,
садово-паркового искусства, исторические
природные ландшафты.
Памятники искусства — это произведения
монументального, монументально-
Объекты культурного наследия включаются
в единый государственный реестр в определенном
законом порядке и подлежат государственной
охране. На государственном учете также
состоят выявленные объекты культурного
наследия, которые подлежат государственной
охране до принятия решения о включении
их в реестр либо об отказе включить их
в реестр.
Охрана памятников истории и культуры
Это комплекс
мер и мероприятий, нацеленных на
сохранение и защиту объектов, обладающих
культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников,
оценку их ценности, присвоение официального
статуса, реставрацию и консервацию. Самая
высшая степень ценности исторического
памятника — включение в Список Всемирного
наследия ЮНЕСКО.
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было учреждено в 1966 году. В России признанные памятниками истории и культуры объекты получают статус памятника и находятся под защитой государства, уполномоченный в этой сфере федеральный орган исполнительной власти — Росохранкультура- с 2011 Указом президента полномочия переданы Министерству Культуры РФ. Однако этот статус не всегда спасает их от упадка и даже сноса.
В разных регионах России создаются общественные структуры, призванные способствовать сохранению историко-культурного наследия, в т. ч. памятников архитектуры. Самым известным в этом ряду является движение «Архнадзор» — добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы. Движение образовано 7 февраля 2009 года представителями общественных организаций и проектов, действующих в сфере охраны культурно-исторических памятников: Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS), «Москва, которой нет», «Архнадзор», «Против лома», «Соварх», Архи.ру.
В Санкт-Петербурге 1 ноября 2006 года создано общественное движение за сохранение культурного наследия «Живой город». Своей целью активисты движения ставят сохранение уникального архитектурного облика города, его историко-архитектурной среды. В качестве методов работы используются публикации в СМИ, митинги, пикеты, шествия, письма в международные организации и органы власти, сборы подписей, оперативный сбор информации по уничтожению культурного наследия города, выставки фотографий, экскурсии, перформансы, маскарады, концерты. «Живой город» собирает реестр — список памятников культурного наследия, уничтоженных в Санкт-Петербурге или находящихся под угрозой, вскоре этот архив будет доступен всем желающим на сайте общественной организации.
В июле 2007 года активистами
движения «Живой город» было собрано
почти 11 тысяч подписей против строительства
небоскреба Охта-центр напротив Смольного
собора.
Недвижимые памятники истории и культуры составляют важную часть национального культурного достояния Российской Федерации. Они являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций. Их активная популяризация способствует взаимному пониманию, уважению и сближению народов, ведет к духовному объединению нации на основе пропаганды единых исторических корней, пробуждает гордость за Родину.
В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Однако в это число не входят выявленные объекты, представляющие историко-культурную ценность, в том числе памятники археологии. При этом памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.
К сожалению,
органы юстиции не всегда владеют
информацией при регистрации
сделок на объекты недвижимости о
том, являются ли или связаны с
памятниками истории и культуры
эти объекты, поэтому в свидетельствах
о праве не фиксируются ограничения в
пользовании объектами культурного наследия,
что влечет за собой нанесение ущерба
памятникам истории и культуры, вплоть
до их утраты.
Памятники
истории и культуры
Ярославля
Городище «Стрелка» — место основания Ярославля. XI—XVII вв. (Ярославль, территория в границах Волжского спуска, Волжской наб., Которосльной наб., Почтовой ул. (см. также Рубленый город)
Дом вице-губернатора
и здание губернской земской управы.
1784-1787, 1899, 1900. Андропова ул., 6 / Нахимсона
ул., 7 (городские мэрия, муниципалитет,
избирком, ЗАГС, архитектор, центр гражданской
защиты)
Дом призрения ближнего. 1785-1787, архитектор И. М. Левенгаген. Андропова ул., 10 / Кирова ул., 8 (Физический факультет Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; кафе; магазины. В здании располагался военный госпиталь Отечественной войны 1812 года.)
Митрополичьи
палаты. 1670-е — 1680-е. Волжская наб., 51. (Ярославский
государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник, используется
и Ярославской и Ростовской епархией)
Здание бывшей духовной консистории. 1815, арх. А. Л. Руска, 1858. Богоявленская пл., 14 / Которосльная наб., 20 (Ярославское епархиальное управление)
Здание железнодорожного вокзала. 1870 г., нач. XX в. Подвойского пл., 1 (вокзал Ярославль-Московский)
Заключение
Памятники
истории и культуры – это неотъемлемая
часть жизни страны, региона, города
и т. д. Можно даже сказать, что
это является сердцем культурной жизни
города. Основная часть памятников истории
и культуры находится под охраной всемирной
организации ЮНЕСКО. Так же охраной этих
памятников занимаются и другие организации.
Сохранить и поддерживать их состояние
– это одна из главных задач на сегодняшний
день. На многих объектах сейчас ведется
деятельность по их восстановлению. Это
очень важно для поддержания и увеличения
интереса туристов к определенной территории
(стране, городу, селу, району). Так же это
одна из важных составляющих рекреационной
географии. К сожалению или к радости множество
памятников истории и культуры находится
в частных владениях, с одной стороны это
хорошо, так как владельцы сами занимаются
финансовой стороной восстановления и
содержания объектов, с другой стороны,
сейчас в зданиях, которые представляют
собой историческое или культурное наследие
располагаются офисы, салоны красоты и
другие заведения.
Список литературы:
- Большаник П. В. Рекреационная география. Омск, 2003.
- Кусков А. С., Одинцова Т. Н., Голубева В. Л. Рекреационная география. М., 2005.
- Николаенко Д. В. Рекреационная география. М., 2003.
- Погодина В. Л. Теоретические основы туристско-рекреационного ресурсоведения. СПб., 2005.
- Тихонова Т. Ю. Природно-рекреационные ресурсы туризма – составляющая часть туристских ресурсов. М., 2004.
- ru.wikipedia.org/wiki/
Ярославль
Культурные и исторические места
Как культурные и исторические места связаны со здоровьем?
Чтобы познакомиться с историей и культурой места, часто требуется небольшое исследование. Туризм – прекрасная возможность увеличить физическую активность. Многие мероприятия в культурных и исторических местах предполагают много пеших прогулок для гостей. Посещение музеев, парков, ярмарок, полей сражений, зданий и окрестностей часто составляет более 30 минут пеших прогулок. Личностный рост и обучение также улучшают психическое здоровье.
Зачем сохранять культурные и исторические памятники?Наследие места — это то, что отличает его от всех других мест. Сохраняя места, мы помним прошлое и готовимся к будущему. Сохранение мест сохраняет культуру людей, которые были раньше. Сохранение культурных и исторических объектов имеет преимущества, реализуемые со временем, а не немедленную отдачу. Застройщики склонны рассчитывать на краткосрочную прибыль от инвестиций. Развитие сообщества инвестирует в долгосрочные успехи. Хранение старых вещей отражает прошлое и напоминает нам, что люди и вещи в прошлом были другими. Сохранение исторического наследия — это знак уважения. Культура – это предмет гордости. Уникальные исторические и культурные объекты придают местам ощущение идентичности. Культурно-исторические объекты и здания представляют собой интересные места, способствующие развитию туризма.
Как мое сообщество может сохранять и восстанавливать сайты?Люди могут сделать многое, чтобы помочь сохранить или восстановить места, имеющие культурное или историческое значение в их сообществах. Лучше всего начать с составления списка названий и адресов важных мест в вашем регионе. Затем некоторые исследования могут быть посвящены выяснению того, кто владеет этими сайтами или управляет ими, и, возможно, даже изучению их будущих намерений в отношении этих сайтов. Важно узнать, есть ли в вашем сообществе или округе историческое или заповедное зонирование. Хотя зонирование является полезным инструментом, многие сельские общины до сих пор имеют открытое зонирование. Используйте вывески, чтобы создать ощущение места, которое объединяет ваши культурные или исторические ценности сообщества. Иногда участок находился в запущенном состоянии или текущий владелец просто не мог позволить себе ремонт. Это может быть возможностью собрать средства для сбора средств на ремонт, чтобы сменить право собственности на группу сохранения, которая гарантирует, что сайт останется доступным для сообщества на долгие годы. Во многих общинах есть историческое общество, которое может помочь найти как факты, так и ресурсы.
Зачем перепрофилировать старые здания?Перепрофилирование старых зданий имеет множество преимуществ. Старые здания часто имеют больше уникальных архитектурных элементов, чем современные здания. Как сказали бы некоторые: «Они не делают их такими, как раньше». Старые здания отражают период времени, когда на транспорте двигались люди, а не автомобили. Сохранение старого дизайна часто создает место, которое может иметь некоторые ограничения для автомобилей, но лучше для людей. Здания, имеющие архитектурное значение, привлекают туристов. Повторное использование старых зданий лучше для окружающей среды, так как меньше отходов строительства и сноса попадает на свалку, а меньше материалов производится, транспортируется и используется. Повторное использование старых зданий также часто экономит время и деньги.
Что насчет Капитолия штата?Наш Капитолий штата Теннесси является национальным историческим памятником. Краеугольный камень Капитолия штата был заложен в 1845 году, а строительство было завершено в 1859 году. Он был построен по образцу греческого ионического храма. Он до сих пор используется губернатором, Сенатом и Палатой представителей. На территории Капитолия есть несколько памятников. Президент Джеймс К. Полк похоронен на месте. Есть статуи президентов Эндрю Джонсона и президента Эндрю Джексона. Посетители получат возможность прогуляться по многочисленным лестницам, ведущим на Капитолийский холм. Дополнительную информацию о посещении Капитолия штата Теннесси см. на веб-сайте Генеральной Ассамблеи штата Теннесси.
Как культурные и исторические объекты поддерживают местную экономику?Культурные и исторические объекты имеют две важные особенности. Один из них представляет интерес для туристов. Другой — «x-фактор» или место, представляющее особый интерес для местных жителей. Когда люди остаются в одном месте, они тратят деньги. Культурные и исторические объекты поддерживают работу историков, инженеров-строителей, гидов, сотрудников отелей, водителей транспорта и официантов в ресторанах. Общественное здравоохранение выигрывает от сохранения физической инфраструктуры исторических и культурных объектов. Имейте в виду, что при планировании и проектировании новой инфраструктуры, утраченные исторические и культурные объекты вряд ли можно будет восстановить, если они не будут сохранены. Культурно-исторические объекты имеют также социальные преимущества как предмет гордости местного сообщества.
Центр всемирного наследия ЮНЕСКО — Список всемирного наследия
В 1979 году Комитет принял решение включить Охридское озеро в Список всемирного наследия по естественным критериям (iii). В 1980 году эта собственность была расширена за счет включения культурно-исторической зоны, и были добавлены культурные критерии (i)(iii)(iv).
Расширение «Парка влажных и субтропических лесов восточного побережья Австралии».
Названиеизменено в 2007 г. с «Центрально-восточные заповедники тропических лесов (Австралия)» 9.0005
Переименование «Национального парка Улуру-Ката Тьюта» по культурным критериям.
«Колокольни Фландрии и Валлонии», которые ранее были включены в Список всемирного наследия, являются частью транснационального объекта «Колокольни Бельгии и Франции».
Расширение национального парка Жау.
Расширение участка «Глейшер Бэй/Врангель/Сент-Элиас/Клуан».
Объект «Берджесс Шейл», который ранее был внесен в Список всемирного наследия, является частью «Канадских парков Скалистых гор».
Расширение «Дворца Потала и храмового монастыря Джокханг, Лхаса» за счет включения района Норбулинка.
«Колокольни Фландрии и Валлонии», которые ранее были включены в Список всемирного наследия, являются частью транснационального объекта «Колокольни Бельгии и Франции».
«Замок и поместье Шамбор», ранее внесенные в Список всемирного наследия, являются частью «Долины Луары между Сюлли-сюр-Луар и Шалон».
«Стена Адриана», ранее внесенная в Список всемирного наследия, является частью транснационального объекта «Границы Римской империи».
Во время расширения объекта культурный критерий (iv) также был признан применимым.
«Храм Брихадишвара, Танджавур», который ранее был внесен в Список всемирного наследия, является частью «Великих живых храмов Чола».
Во время расширения объекта культурный критерий (iv) также был признан применимым.
На момент расширения собственности критерии (iii) и (v) также были сочтены применимыми.
Комитет принял решение расширить существующую культурную ценность «Храм Джгантия», включив в нее пять доисторических храмов, расположенных на островах Мальта и Гозо, и переименовать эту собственность в «Мегалитические храмы Мальты».
Национальный парк Вестленд и Маунт-Кук, а также национальный парк Фьордленд, которые ранее были включены в Список всемирного наследия, являются частью «Те Вахипоунаму — юго-запад Новой Зеландии».
В 1979 году Комитет решил включить Охридское озеро в Список всемирного наследия по естественным критериям (iii). В 1980 году эта собственность была расширена за счет включения культурно-исторической зоны, и были добавлены культурные критерии (i)(iii)(iv).
«Ансамбль монастыря Сан-Франсиско-де-Лима», который ранее был включен в Список всемирного наследия, является частью «Исторического центра Лимы».
Extension de «Sites d’art rupestre préhistorique de la valée de Côa», Portugal
Расширение «Бьертан и его укрепленная церковь».
На момент расширения участка естественный критерий (iv) также был признан применимым.
Расширение «Альгамбры и Хенералифе, Гранада», включающее квартал Альбайсин.
Расширение «Мечети Кордовы».
Объект «Парк Гуэля, Дворец Гуэля и Дом Мила в Барселоне», ранее внесенный в Список всемирного наследия, является частью «Произведения Антонио Гауди».
Расширение «Церквей Королевства Астурия» за счет включения памятников в городе Овьедо.
Расширение «Мудехарской архитектуры Теруэля».
Extension de «Stations d’art rupestre préstorique de la valée de Côa», Portugal
По результатам обследования прав собственности, проведенного в конце 1960-х, право собственности на все стены было передано в 1973 г. Испанское государство через Министерство образования и науки. Он был передан Xunta de Galicia королевским указом в 19 г.94.
Конституция Испании резервирует определенные права в отношении наследия за центральным правительством. Однако они делегированы компетентным органам автономных сообществ, в данном случае Xunta de Galicia. Что касается стен Lugo, Xunta выступает в роли как владельца, так и компетентного агентства. В соответствии с Законом о галисийском наследии хунта обязаны сотрудничать с муниципальными властями в обеспечении защиты и сохранения памятников, внесенных в список памятников, и им делегированы определенные функции. Xunta действует через Главное управление культурного наследия (Dirección General de Patrimonio Cultural), базирующееся в Сантьяго-де-Компостела.
В Генеральном плане консервации и реставрации римских стен Луго (1992 г.) содержатся предложения о действиях, которые необходимо предпринять в отношении исследований и методов реставрации. За этим последовал в 1997 году Специальный план защиты и внутренней реформы укрепленного Энсенте города Луго, который в основном касается городской среды исторического города. Тем не менее, это оказывает прямое влияние на защиту стен с точки зрения планирования движения, создания открытых пространств и регулирования высоты зданий. Еще одним инструментом планирования, влияющим на стены, является Специальный план защиты Миньо [реки], утвержденный муниципалитетом в начале 19 века.98.
В настоящее время нет строгого плана управления стенами в Луго: работы продолжаются на основе плана 1992 года. Нет и специального технического подразделения, ответственного за консервацию и реставрацию стен. Именно на этом фоне серьезное внимание уделяется созданию независимого фонда под королевским патронажем и с участием представителей государственных, академических, общественных и деловых учреждений для работы с Генеральным управлением культурного наследия Галиции.
Ваш комментарий будет первым