Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Пантеон внутри: Пантеон в Риме — древний храм

Пантеон в Риме — древний храм

Достопримечательности Рима  ·  01. gennaio 2021

РИМСКИЙ ПАНТЕОН — ВЫ ВЕРИТЕ В ЧУДЕСА?

В Риме есть уникальнейшее сооружение, которое называется Пантеон — Pantheon. Вы слышали об этом храме?

 

Несмотря на свой возраст, храм удивительно хорошо сохранился. С ним связано много загадок и легенд.

К сожалению, он не внесён в список семи чудес света, а жаль. Находясь в самом центре Рима, исторического центра города, Пантеон со всех сторон окружён строениями разных эпох.

 

Например, к античному храму вплотную прилегает храм Нептуна, который почти ровесник Пантеона, только он так хорошо не сохранился.

 

Пантеон, который посещают туристы — 2 в. н. э., и он является вторым по счёту, который был построен на этом месте.

Первый храм Марка Агриппы 1 в. до н. э. не сохранился. Точнее, кое-то конечно сохранилось, но очень мало. Храм фактически полностью был перестроен по приказу императора Адриана.

Он был вторым мужем Юлии, которая была единственной родной дочерью императора Августа.

 

Пантеон был не единственной постройкой на Марсовом поле, которые были построены по приказу Марка Агриппы.

 

Строений было много, и среди них можно отметить общественную баню – термы.

 

Именно с этих терм и началось грандиозное строительство многочисленных термальных комплексов Рима. Самые большие из них — это были термы Каракаллы, Траяна и Диоклетиана.

 

Но эта статья посвящена Пантеону, вернемся же к нему. Храм имеет круглую форму и внутри можно увидеть 7 ниш, в которых первоначально стояли скульптуры семи богов, которым этот храм и был посвящён.

Обычно храмы посвящали одному божеству, иногда трём, как например, храм Юпитера Капитолийского на одноименном холме.

 

Но Пантеон посвятили 7-ми богам. Это говорит об очень большой важности храма.

Первый Пантеон, как и многие здания античности, пострадал во время многочисленных пожаров, которые были достаточно частым явлением в Риме.

 

Может быть храм так бы и разрушился, но его решил перестроить император Адриан.

 

Как я уже упомянула, форма у Пантеона круглая и храм имеет купол. Именно он, в первую очередь, является гордостью Пантеона. Долгое время купол такого размера нигде не могли построить. А сам храм вдохновлял на строительство многочисленных архитекторов разных эпох.

 

Например, в Ватикане есть зал, который называется делла Ротонда. Он своей формой очень похож на древний храм Пантеон.

 

На первом Пантеоне была установлена надпись, посвящённая Марку Агриппе. Её сохранили и перенесли на фасад восстановленного храма по приказу императора Адриана.

 

 «М. AGRIPPA L .F. COS.TERTIVM FECIT» — «Марк Агриппа, сын Луция, 3 раза выбранный консулом, построил».

Рассвет Римской империи приходится на 2 век нашей эры. Рим тогда был колоссально застроен.

 

Строили рабы, строили в основном из камня. Благо в окрестностях Рима много строительного материала. А чего не хватало, привозили их других мест.

 

Например, гранитные колонны выполнены из древнеегипетского гранита.

Строили здания довольно быстро.

Высота храма 43 метра и 30 сантиметров.

Что является примечательным, такая же и ширина храма. При нахождении в нём внутри есть невероятное ощущение пространства. Такое, что даже дух захватывает.

 

Чтобы удержать массивный купол, стены имеют толщину 6 метров. Внутри храма есть проходы, но окон в Пантеоне нет.

 

Свет и воздух попадает в Пантеон через входную дверь и отверстие в куполе.

Да, да, вы не ослышались! В куполе Пантеона действительно есть совершенно открытое отверстие диаметром 9 метров.

Поэтому, во время дождя в Пантеоне заливает весь пол.

 

Древние римляне предусмотрительно в мраморном полу сделали отверстия.

Очень рекомендую посетить Пантеон именно во время дождя, вам понравится!

 

Как-то раз я сняла дождь на видео и выставила пост в инстаграм, так мне написали в комментариях, что это сыпется песок…. Правда какой именно и откуда он, не уточнили. Фантазия иногда бывает богатой)))

 

Портик храма украшают гранитные колонны. Снаружи, к сожалению, облицовка не сохранилась. В кладке стен хорошо видны арки, которые были сделаны специально для распределения тяжести.

Внутри оставлены 2 ниши в том виде, какими они были до того, как Пантеон стал церковью.

 

Дело в том, что и второй Пантеон начал разрушаться со временем, но ему нашли практическое применение, превратив античный храм в христианскую церковь. Теперь официально Пантеон является церковью и в наше время. Церковь посвящена деве Марии и всем мучениками — Santa Maria degli Marteri.

 

Пока Пантеон можно посетить бесплатно, но надолго ли еще…

 

Внутри Пантеона стены расписаны фресками, есть скульптуры и надгробные памятники.

Короли 19 века решили сделать Пантеон местом своего захоронения.

 

В нём были похоронены 2 короля и королева (Виктор Эммануил II , Умберто I, Маргарита Савойская).

 

Но есть в храме и другие захоронения. Чаще всего посетители храма подходят к надгробию

Рафаэля Санти, великого, очень талантливого художника и архитектора.

Он прожил всего 37 лет. Родился Рафаэль 6 апреля. И умер…6 апреля.

 

Посещение Пантеона обязательно включается в обзорную экскурсию по Риму. Как в пешеходный тур, так и на машине.

 

И во время экскурсии мы его обязательно посетим внутри.

Я расскажу вам много очень интересных фактов, о которых нигде не пишут, расскажу и легенду…. 

В 2021 году ГОДУ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ ПОМЕНЯЛИСЬ ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ПАНТЕОНА.

Теперь в субботу, воскресенье и в праздничные дни, вход в Пантеон надо бронировать на сайте: https://pantheon.eventim-inhouse.de/webshop/webticket/timeslot

Вход бесплатный, но поменялось расписание посещения Пантеона.

Как и прежде он закрыт 1 января и 25 декабря, но время посещения теперь с 9:00 до 19:00. За 15 минут до закрытия входа в Пантеон закрывают.

 

Что посмотреть в Риме

Вам понравилась статья? Пишите комментарии и поделитесь ею со своими друзьями!

tagPlaceholderTag:

Пантеон в Париже — подробная информация с фото

Видео: Пантеон в Париже

Содержание

  • Общая информация
  • История Пантеона в Париже
  • Архитектурные особенности
  • Внутреннее убранство
  • Кто захоронен в Пантеоне
  • Интересные факты
  • Время работы и стоимость билетов
  • Как добраться

Общая информация

Вид на Пантеон из Нотр-Дама

Повышенный интерес туристов к этому историческому памятнику – предмет особой гордости французов. И сегодня, спустя столетия, уже ничего не напоминает о том, что парижане неодобрительно отнеслись к появлению данного объекта, посчитав, что он своим стилем и простотой форм противоречит архитектурному облику города. Однако со временем Пантеон, как и ряд других достопримечательностей, которые поначалу тоже отвергались – например, Эйфелева башня или небоскреб Монпарнас – полюбился столичным жителям, которые стали воспринимать его как неотъемлемую часть городской инфраструктуры.

Пантеон в Париже относится к числу узнаваемых архитектурных символов французской столицы наряду с той же Эйфелевой башней, Лувром и серьезно пострадавшим от пожара в апреле 2019 года собором Парижской Богоматери. Он завораживает своей величественностью, запечатленной на открытках и другой сувенирной продукции. Снимки достопримечательности украшают многие издания, и на них она чаще всего заснята в вечернее время, когда включается подсветка, придающая зданию особенную красоту и притягательность.

В знаменитой усыпальнице нашли покой кардиналы и президенты, адмиралы и маршалы, политики и банкиры, философы и учёные, писатели и путешественники, актеры и художники. Оказавшись внутри, многие ожидают увидеть длинные ряды могил. Но вместо этого окунаются в особую атмосферу, торжественную и одновременно спокойную и умиротворяющую. Сами же могилы перенесены в крипту, попасть в которую можно по расположенной за бывшим алтарем лестнице. В Пантеоне немного сумрачно и прохладно даже в летний зной, и осматривая его внутреннее убранство, украшенное ценными реликвиями различных эпох, понимаешь, что именно так должны выглядеть покои ее величества Истории, увековеченной в личностях выдающихся деятелей прошлого.

Пантеон в Париже

История Пантеона в Париже

Своим появлением Пантеон в Париже обязан королю Людовику XV по прозвищу Возлюбленный. Точнее, болезни, которая сразила его в 1744 году. В то время шла война за австрийское наследство, монарх уверенно вел свою армию к победе над противником. Неожиданно свалившийся недуг проявился высокой температурой, которую тогда сбивать не умели, и она не спадала на протяжении нескольких дней. Король, находившийся в полубессознательном состоянии, чувствовал, что умирает, и воззвал к защитнице всех страждущих – Святой Женевьеве.

Людовик дал обет, что если останется в живых, то обязательно построит в честь заступницы прекрасный храм. И случилось чудо: его величество выздоровел. Однако фаворитка короля герцогиня Мари-Анн де Шатору, подхватившая от него инфекцию, натиска болезни не выдержала. Смерть любовницы настолько опечалила монарха, что он полностью позабыл о данном обете. Правда, горевал недолго, найдя вскоре новую даму сердца в лице маркизы де Помпадур.

Первый проект Ж. Суффло

Через одиннадцать лет Людовик вдруг вспомнил о своем обещании. Назначив младшего брата новой фаворитки маркиза де Мариньи инспектором королевских владений, он поручил последнему подыскать опытного архитектора. Маркиз предложил кандидатуру своего учителя Жака-Жермена Суффло, который в 1755 году приступил к работе над проектом грандиозного строительства. В качестве основы для будущего культового сооружения было выбрано аббатство Святой Женевьевы. Парижане почитали ее как покровительницу города, к тому же здесь хранились ее останки и рака.

Верующие обращались к этим реликвиям в самые трудные времена, когда город охватывали эпидемии и возникали другие неурядицы.

Суффло, работая над проектом, предусмотрел в будущем здании колоннаду в греческом стиле. Он видел его накрытым строгим лаконичным куполом, с расписанным в романской манере потолком, а интерьер предполагал обустроить в готическом стиле. Расположение колоннад архитектор задумал по принципу древних святилищ Греции и Рима, то есть они должны были находиться не только снаружи, но и украшать собой внутренний зал. Контуры будущего храма Суффло представлял соответствующими греческому кресту. Его длина вместе с преддверием должна была составлять 104 м, а ширина между перекрытиями – 76 м. Венчать эту легкую, просторную и воздушную конструкцию должен был высокий свод, который бы удерживали четыре колонны. По задумке автора, они должны «потеряться» среди остальных опор. Последние, в свою очередь, должны были складываться в четыре самостоятельных креста.

Проект, однако, пришёлся не по душе католической церкви. Она усмотрела в этом нарушение ее вековых традиций в строительстве культовых сооружений, и высшие чины духовенства написали Людовику XV письмо, решительно протестуя против «вольности» архитектора. Аргументы святых отцов показались королю убедительными, и в конечном итоге он распорядился удалить два крыла, что придало бы будущему собору вид католической базилики. Но главная неприятность ждала впереди: когда рабочие завершали укладку на пол мраморного покрытия, на нескольких колоннах вдруг обнаружились трещины. Это говорило о том, что Жак-Жермен в своих расчетах где-то допустил ошибку, и что процесс разрушения начался еще до того, как завершилось строительство. Чтобы храм Святой Женевьевы не сложился, как карточный домик, требовались радикальные меры. Задача стояла непростая: укрепить колонны и столбы, не перестраивая здание с нуля. Только вот трудился над ней в конце 1770-х годов уже не сам Суффло, он к тому времени скончался, а его ученик Жан-Батист Ронделе.

Первый камень в храм в 1764 году заложил сам Людовик XV. Строительство заняло в общей сложности несколько десятилетий и обошлось казне государства в 15 миллионов ливров. Стоимость проекта могла оказаться куда больше, если архитектор не внёс бы в свой первоначальный план, предусматривавший использование дорогих материалов и деталей, существенные коррективы в сторону их удешевления. Пожертвовать пришлось и портиками, которые должны были располагаться с трёх сторон храма, и сегодня на главном фасаде можно видеть лишь фронтон с колоннами. Король, скончавшийся от оспы в мае 1774 года, так и не увидел окончание строительства своего детища – оно было завершено четырнадцать лет спустя.

Пантеон в 1900 году

В собственно Пантеон храм превратился во время Великой французской революции 1789-1799 годов. Первым делом революционеры «расправились» с мощами святых, хранившихся в его стенах, посчитав их пережитком прошлого. Не мудрствуя лукаво, они просто-напросто сожгли останки на Гревской площади, являвшейся в Париже традиционным местом казни. Каким-то чудом уцелели фаланга руки Женевьевы и ее рака – они поныне хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.

Когда в 1804 году к власти пришёл император Наполеон I Бонапарт, усыпальница вернула свой религиозный статус, снова став церковью Святой Женевьевы, но при этом и мавзолеем быть не перестала. При Наполеоне в Пантеоне находили последний покой не только высшие чины его империи, но и другие деятели, снискавшие себе славу талантом или героическими качествами. В 1814 году было восстановлено правление династии Бурбонов, вошедшее в историю как период Реставрации, и при короле Людовике XVIII в храме продолжили отделочные работы. В частности, над росписью потолка работал барон Гро.

После Июльской революции 1830 года, свергнувшей короля Карла X, одного из самых консервативных правителей Франции, и положившей конец монархии Бурбонов, церковь Святой Женевьевы вновь стала Пантеоном, и с тех пор статус усыпальницы больше никогда не изменялся.

Архитектурные особенности

Интерьер Пантеона в Париже

Пантеон в Париже входит в число самых величественных зданий не только во Франции, но и во всем мире, являя собой пример классической школы. И это несмотря на то, что он сочетает в себе одновременно несколько стилей – в частности, готический, классический, греко-римский – с явным доминированием черт греческой античности.

Бывший собор Святой Женевьевы стал образцом для архитекторов из других стран, вдохновив их на собственные проекты. Так, черты величественной усыпальницы, особенно ее купола, диаметр которого составляет 23 м, легко угадываются в зданиях Исаакиевского собора Санкт-Петербурга и Капитолия в Вашингтоне.

Главный фасад сооружения украшает портик с коринфскими колоннами, увенчанный, в свою очередь, треугольным фронтоном работы Давида д’Анже. На центральном барельефе фронтона изображена Родина, по-матерински вручающая венцы свободы своим детям. Справа от нее изображена История, представленная Наполеоном I Бонапартом и другими выдающимися личностями Франции, слева – учёные, философы, писатели и художники. Назовем лишь несколько имен: Гаспар Монж, Мари Франсуа Ксавье Биша, Жан-Жак Руссо, Пьер Корнель, Пьер-Симон Лаплас, Вольтер, Жак-Луи Давид.

В центральной части Пантеона находится знаменитый маятник Фуко, установленный в 1851 году по указанию императора Наполеона III, экспериментально доказывающий суточное вращение планеты Земля вокруг своей оси. Спустя 150 лет детище физика и астронома Леона Фуко, весящее 28 кг и закрепленное под куполом стальной проволокой, что позволяло ему свободно вращаться, было демонтировано и переустановлено.

Внутреннее убранство

Вид со смотровой площадки Пантеона

Стены усыпальницы украшены картинами, на каждой из которых запечатлены те или иные события из истории Франции, а также барельефы с декоративными орнаментами. О Святой Женевьеве и ее благочестивых деяниях рассказывают фрески Пюви де Шаванна.

Перед одной из стен Пантеона установлена гипсовая скульптура работы Франсуа-Леона Сикарда «Национальный Конвент», а на самой стене можно увидеть картину «К славе». Она изображает атаку тяжелой кавалерии – кирасиров, настолько яростную, что кажется, будто их под развевающимся знаменем ведет к победе сама смерть. Находясь внутри Пантеона, нельзя не обратить внимания на еще одну статую. Она находится слева, и это изваяние Жанны Д’Арк, скачущей на коне. Кроме того, Орлеанской деве посвящено и несколько других работ – панно и картины.

Над куполом Пантеона в Париже находится смотровая площадка, с которой открывается потрясающая панорама французской столицы. Многие туристы приходят сюда специально, чтобы насладиться видами города на Сене с высоты птичьего полета. То обстоятельство, что туда и обратно предстоит преодолеть 206 ступеней, их совершенно не останавливает.

Внутри парижского Пантеона

Кто захоронен в Пантеоне

На входе в усыпальницу выгравирована надпись: «Великим людям – благодарная Отчизна». И действительно, последнее пристанище здесь нашли сплошь известные личности, внесшие заметный вклад в укрепление государственности и обороноспособности Франции, в историю, культуру, науку и литературу страны.

Первым человеком, захороненным в этом мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – ревностный революционер и непревзойденный оратор. Случилось это в 1791 году, но спустя три года останки названного деятеля с позором перезахоронили на кладбище для преступников, даже не удосужившись установить на могиле надгробную плиту. Причиной стали доказательства связи графа с королем Людовиком XVI, казненным революционерами 21 января 1793 года, которые предоставил лидер якобинцев Жан-Поль Марат. Впрочем, посмертная судьба самого Марата оказалась не лучше, а во многом даже хуже. После того как 13 июля 1793 года пламенного деятеля революции заколола дворянка Шарлотта Корде, ярая поклонница жирондистов, его тоже похоронили в Пантеоне, но вскоре останки вынесли оттуда и даже не стали предавать земле, а просто выбросили в канаву. Сам же граф был реабилитирован и, что интересно, в настоящее время он стоит в очереди на повторное захоронение в парижской усыпальнице.

Случаи с Мирабо и Маратом стали хорошим уроком на будущее, поэтому французы решили впредь более тщательно отбирать кандидатуры для захоронения, чтобы потом не переносить туда-сюда тела покойников. Так, знаменитый писатель Александр Дюма-отец был перезахоронен в Пантеоне только в 2002 году, то есть спустя 132 года после смерти. Этого срока оказалось более чем достаточно, чтобы точно быть уверенным, что эта выдающаяся личность достойна того, чтобы быть упокоенной в настолько почетном месте.

Усыпальница парижского пантеона

В 1791 и 1794 годах в мавзолее появились гробницы, соответственно, Франсуа-Мари Аруэ, более известного по псевдониму Вольтер, и Жан-Жака Руссо. Несмотря на то, что деревянные гробы обоих философов были раскрашены и покрыты сусальным золотом, это не спасло древесину, и они сгнили. Известно, что тело Руссо в 1815 году выкрали религиозные фанатики и выбросили в яму с известью. По слухам, останки Вольтера тоже были похищены, но официально эта информация опровергается.

Великий французский романист Виктор Гюго, кардинал Джованни-Баттиста Капрара, политики Эмиль Золя и Жан Батист Пьер Бевьер, выдающийся физик Пьер Кюри, гуманист Анри Грегуар, математик Гаспар Монж, создатель шрифта Брайля для слепых Луи Брайль, ставший жертвой убийства президент Франции Мари Франсуа Сади Карно, маршал Жан Ланн, генерал Пьер Гарнье де Лабуассьер, борец за отмену рабства Виктор Шельшер, лауреат Нобелевской премии мира Рене Кассен, герои французского Сопротивления во Второй мировой войне Пьер Броссолетт, Жан Зе и Жермен Тийон – и это далеко не полный перечень выдающихся людей, в разное время захороненных в парижской усыпальнице. Среди них всего три женщины: физик Мария Склодовская-Кюри, ставшая с мужем Пьером Кюри первооткрывателями радиоактивности, политик и борец за права женщин Симона Вейль и химик Софи Бертло, похороненная вместе с мужем, политиком и химиком Марселеном Бертло. Среди женщин, чьи имена увековечены в Пантеоне, нередко называется и племянница генерала де Голля, участница Сопротивления Женевьев де Голль-Антоньоз. Но в мавзолее находится лишь горстка земли с ее могилы, поскольку родственники были против переноса сюда останков, поэтому в данном случае о полноценном захоронении говорить не приходится.

Свой последний покой нашел здесь и архитектор Жак-Жермен Суффло, тот самый, который спроектировал церковь Святой Женевьевы, ставшую впоследствии Пантеоном. Его перезахоронили здесь в 1829 году.

Интересные факты

  • Швейцарец Жан-Жак Руссо – единственный иностранец, захороненный в национальном мавзолее Франции. Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, почему для него сделали такое исключение.
  • Во время Великой французской революции большинство окон Пантеона заложили кирпичом. Революционеры решили, что усыпальница великих людей – это не то место, где должно быть много света.
  • В 2005 году в мавзолей проникли активисты организации Untergunther («Культурные партизаны»). Причем не с целью что-то украсть или повредить, а для того, чтобы… починить часы, не работавшие полвека. С поставленной задачей они блестяще справились, но руководство Пантеона не оценило их порыв и подало в суд, который благополучно проиграло.

Время работы и стоимость билетов

Пантеон ночью

Пантеон в Париже в периоды со 2 января по 31 марта и с 1 октября по 31 декабря открыт для посещения с 10:00 до 18:00. С 1 апреля по 30 сентября доступ в мавзолей осуществляется с 10:00 до 18:30. За 45 минут до закрытия допуск новых посетителей прекращается. Выходными являются только три дня в году: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Экскурсии в усыпальницу платные.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *