Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Патриаршая служба в новодевичьем монастыре: Расписание богослужений новодевичий монастырь москва — Интересные места и популярные маршруты

Содержание

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение воссозданной колокольни Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга / Новости / Патриархия.ru

Главная / Патриарх / Встречи и поездки

Версия для печати

13 сентября 2021 г. 15:57

13 сентября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия посетил Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга.

Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятельница Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина) и сестры обители.

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение восстановленной колокольни обители со святыми вратами и надвратным храмом.

На богослужении присутствовали представители государственной власти, духовенство Санкт-Петербургской митрополии, благотворители и прихожане обители. Среди молившихся были настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке г. Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова).

Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Воскресенского Новодевичьего монастыря (регент — Владимир Давыдов).

По завершении чинопоследования освящения звонницы Святейшего Патриарха приветствовала игумения София (Силина), которая преподнесла Его Святейшеству символический колокол с изображением благоверного князя Александра Невского и колокольни обители.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, господин губернатор! Уважаемые высокие представители государственной власти! Матушка игумения, дорогие отцы, братья!

Я с особым чувством ступил на землю этой святой обители, которая действительно воссияла всей своей красотой. В свое время это место было закрыто для верующих, здесь было невозможно совершать богослужения. Хорошо помню все эти времена, и потому с особым чувством участвую в освящении храмов, колоколен, других святынь в родном для меня городе, поскольку все это — знаки реального возрождения духовной жизни Санкт-Петербурга.

Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреподобие, матушка игумения, всех благодетелей, которые участвовали в строительстве колокольни, всех, кто трудился своими руками, восстанавливая эту святыню. Колокольня действительно стала архитектурной, а значит, и духовной доминантой, ведь это храмовая архитектура, украшенная крестом, и совершенно очевидно, что крест, вознесенный на такую высоту, является замечательным символом и освящает град Петров. Дай Бог, чтобы и в других местах были воздвигнуты колокольни с водруженными на них крестами, с тем чтобы лик нашего града, Северной столицы, все более и более обретал свои исторические христианские контуры.

Все это имеет значение не только для архитектуры города, но и для духовной жизни петербуржцев. Ради этого и строятся, и восстанавливаются храмы, потому что с укреплением духовной жизни все встает на свои места — выстраивается правильная система ценностей, жизненных координат. Это нужно помнить всем, кто еще сомневается, — верить или не верить, идти в храм или не идти. В условиях современной быстро меняющейся жизни человеку очень важно не заблудиться, не потерять систему координат. И вот Слово Божие, храмы Божии, молитвы и богослужения — это те путеводные знаки, которые помогают человеку не заблудиться в дебрях современности, сохранить самих себя и участвовать в построении той жизни — общественной, государственной, политической, экономической, — которая была бы направлена на раскрытие человеческого потенциала, которая оберегала бы духовное наследие нашего народа, помогая каждому последующему поколению актуализировать это наследие.

Благодарю еще раз и господина губернатора, и всех, кто содействовал строительству колокольни, — благотворителей, жертвователей. Пусть Господь воздаст всем вам за это большое и доброе дело милостию Своею и поможет вам укрепиться в вере православной, иметь здравие душевное и телесное. А в память о сегодняшнем дне хотел бы передать вам это изображение Богоматери, положенной во гроб. Спаси Господи!»

Святейший Патриарх Кирилл передал в дар обители шитый образ Успения Божией Матери.

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи Санкт-Петербургской епархии и трудам по восстановлению колокольни Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга наград Русской Православной Церкви удостоены:

  • игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего монастыря, — медали «Патриаршая благодарность»;
  • К.В. Голощапов — ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени;
  • президент группы компаний Glorax Group А.А. Биржин — ордена преподобного Серафима Саровского II степени;
  • председатель совета директоров холдинга Setl Group М.В. Шубарев — ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • вице-губернатор г. Санкт-Петербурга Н.В. Линченко — Патриаршей грамоты;
  • председатель Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга И.В. Креславский — Патриаршей грамоты;
  • председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации губернатора Санкт-Петербурга С. В. Макаров — медали ордена благоверного князя Александра Невского;
  • эконом Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Арсения (Калганова) — Патриаршей грамоты;
  • В.А. Кехман — Патриаршей грамоты.

Предстоятель Русской Церкви посетил Воскресенский собор Новодевичьего монастыря, а также могилы игумений за алтарем Воскресенского собора.

***

Колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря с надвратным храмом была построена в 1895 году по проекту Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлера. Для реализации замысла архитекторов по возведению святых врат обители прототипом архитектурного решения послужила колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. Инициатором строительства колокольни был митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский), предполагалось устройство надвратного храма прп. Исидора Пелусиота, поэтому колокольню называли Исидоровской.

Возведение здания пятиярусной колокольни было завершено за четыре года и представляло собой не только важнейший композиционный элемент всего архитектурного ансамбля монастыря, но и стало абсолютной градостроительной доминантой Забалканского (ныне — Московского) проспекта.

История этого уникального памятника культуры оказалась недолгой. Вскоре после революции монастырь закрыли, а в 1933 году колокольню взорвали.

С 2003 года начались разработки предпроектных предложений воссоздания колокольни. В 2009 году утраченная колокольня была признана исторической градостроительной доминантой Санкт-Петербурга, было рекомендовано ее восстановление.

В 2016 году проектировщиками были выполнены необходимые изыскания и проведена государственная историко-культурная экспертиза.

17 сентября того же года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил закладку колокольни с надвратным храмом во имя Положения Пояса Пресвятой Богородицы (празднование 31 августа / 13 сентября), были торжественно установлены закладной камень и деревянный крест в дни пребывания в обители мощей прп. Силуана Афонского.

В 2018 году проект одобрен на Совете по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, а в 2020 году прошел государственную экспертизу, было получено разрешение на работы по воссозданию колокольни и началось строительство 55,5-метровой колокольни.

Гармонический ряд из 13 колоколов соответствует историческому, а основной благовест весом 5000 кг украшен образом св. блгв. кн. Александра Невского и памятной надписью о юбилее 800-летия св. Александра Невского.

Воссоздание колокольни завершилась в 2021 году.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фотоальбомы

Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию по случаю 800-летия Александра Невского. Освящение колокольни Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга

Видеоматериалы

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение воссозданной колокольни Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга

Материалы по теме

Житие преподобного Сергия Радонежского: история создания [Статья]
В Троице-Сергиевой лавре прошли торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского
Патриаршее приветствие участникам торжеств по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре [Патриарх : Приветствия и обращения]
На федеральных каналах состоится премьера мультсериала «Забытое чудо», посвященного преподобному Сергию Радонежскому
На территории нового комплекса Суворовского училища в Твери заложен храм великомученика Георгия Победоносца
На севере Израиля освящен самый большой в регионе христианский храм
Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил Андреевский храм в скиту Александро-Невской лавры
В Волынской области освятили новый храм Украинской Православной Церкви вместо захваченного раскольниками
Подписан договор о сотрудничестве между Санкт-Петербургской епархией и Санкт-Петербургским государственным университетом
Патриаршее поздравление епископу Рыбинскому Вениамину с 70-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]
В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
В Николаевском монастыре Верхотурья прошли торжества по случаю 30-летия перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского
Предстоятель Русской Церкви освятил храм великомученицы Варвары в Норильске
16-18 сентября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Норильскую епархию
Патриаршая проповедь после Литургии в храме великомученицы Варвары г.
Норильска [Патриарх : Проповеди]
Патриарший визит в Норильскую епархию. Великое освящение храма великомученицы Варвары в Норильске

Другие новости

Состоялось четвертое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью
Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с членами Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном вечере, посвященном 90-летию дирижера В.И. Федосеева
Предстоятель Русской Церкви освятил храм великомученицы Варвары в Норильске
Предстоятель Русской Церкви посетил Надеждинский металлургический завод им. Б.И. Колесникова
Святейший Патриарх Кирилл посетил рудник «Скалистый» Заполярного филиала компании «Норильский никель»
Святейший Патриарх Кирилл посетил исправительную колонию № 15 в Норильске
Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Норильск

 

Московский Богородице-Смоленский Новодевичий ставропигиальный женский монастырь / Монастырский вестник

Державная идея царственного основателя — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице).  Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи[1]. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с Великой  княгиней Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак[2].

Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи  XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян.  28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли  русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник —  один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.

Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители  было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря перв.пол. XVI в.

Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.

В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени.

Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве.

В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в.

и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского.

К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.

Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.

После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена  в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и  в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.

В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. — в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718).

В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сент. — 9 окт. ст. ст.) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь — под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой.

В XVIII в. в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – нач. XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В кон. XIX – нач. XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря.

В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и  церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.

Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).

В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители  — священномученик Сергий Лебедев — ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия.

В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом — видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения. В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная.

В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 апреля 2021 года Новодевичий женский монастырь г. Москвы приобретает статус ставропигиального. 


1. Икона получила своё название по константинопольскому храму Одигон, в котором она находилась. В 1046 г. была принесена на Русь, с 1077 находилась в Успенском соборе Смоленска, почиталась как хранительница города и княжества, с 1404 — в Москве, в Благовещенском соборе Кремля. Вел. кн. Василий Тёмный возвратил икону в Смоленск (1456), оставив в Кремле ее точный список, который и был перенесен Василием III в Новодевичий монастырь.

2. Поселиться в Новодевичьем монастыре вел. кн. Соломонии не пришлось. Из-за острых споров вокруг беспрецедентного тогда развода она была пострижена с именем Софии в Моск. Рождественском мон. (нояб. 1525) и отправлена в Суздальский Покровский мон. (†16 дек. 1542), где прославилась святой жизнью и с сер. XVII в. почитается как прп. София Суздальская.


Игумен Сергий принял участие в Патриаршем Богослужении в Новодевичьем монастыре « Вознесенская Давидова пустынь

В понедельник 26 октября, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь г. Москвы посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери.

Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список святого образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Виктор; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; архиепископ Петергофский Амвросий; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; духовенство Москвы и Московской области, в том числе – настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов).

Среди молившихся были секретарь Синода Румынской Православной Церкви епископ Плоештский Варлаам, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова) и насельницы обители.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Богородского Антония на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви совершил славление Иверской иконе Божией Матери.

Затем Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Ювеналий. Вручая Его Святейшеству список Тихвинской иконы Божией Матери, Владыка Ювеналий, в частности, сказал:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец!

Позвольте в заключение этой Патриаршей службы выразить Вам глубокую, сердечную, сыновнюю благодарность за Ваше Первосвятительское посещение этой обители и совершение здесь Божественной литургии.

Если кратко охарактеризовать жизнь Новодевичьего монастыря, то мы можем с благодарностью Богу сказать, что Матерь Божия – Великая Игумения этой обители – постоянно проявляет всемощную помощь и заступление во всех сторонах ее жизни. И в связи с этим я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за то, что по Вашему благословению и расположению нашего Президента сейчас осуществляется историческая реставрация этой древней святыни.

Мне хочется еще об одном сказать. Некоторое время назад по телеканалу «Союз» я смотрел трансляцию Вашего юбилейного богослужения в городе Тихвине по случаю 500-летия Успенского собора Тихвинского монастыря. И тогда я вспомнил, как, по рассказам матери блаженнопочившего митрополита Никодима (Ротова), по ее материнским молитвам перед Тихвинской иконой Божией Матери ее почти умирающий сын получил чудесное исцеление. Я помню, что Владыка Никодим очень часто вспоминал об этом, и когда его назначили начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме вместе со всем, что он с собой туда взял, имел и образ Тихвинской иконы Божией Матери. И мне казалось, Ваше Святейшество, что Вам в этот торжественный для всех нас день, который Вы нам подарили, будет приятно получить образ Тихвинской иконы Божией Матери. Примите, Ваше Святейшество, этот дар с просьбой о Ваших святых молитвах о нас, и да хранит Вас Господь на многая и благая лета!

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником, очень значимым для города Москвы и для всей Русской Церкви. Мы сегодня вознесли особые молитвы перед Иверской иконой Божией Матери, которая является Вратарницей, хранительницей нашей столицы. Замечательно, что именно в этом монастыре сегодня пребывает список чудотворной иконы, принесенный в древние времена в Москву и сам ставший чудотворной святыней. Вопреки всякой логике образ был изъят у Церкви и находился в музее, а мы знаем, как те, кто хранит святыни в музеях, порой не желают с ними расставаться, подчеркивая их особое художественное значение. Но ведь все эти образа были написаны не для выставочных залов, а для храмов Божиих. Замечательно, что Иверский образ Пресвятой Богородицы был возвращен верующим, и в торжественном действе здесь, в этом храме, принял личное участие Президент нашей страны.

Радуюсь всему тому, что происходит в обители. Осуществляется научная реставрация, которой никогда не было за всю историю монастыря, даже в относительно благоприятные для Церкви дореволюционные годы. Сегодня обитель не просто возрождается, — она становится, может быть, даже лучше, чем первозданная, без всякого новодела и без всякого вмешательства в архитектурный и художественный замысел ее творцов.

Надеюсь, в этих возрожденных стенах будет и дальше развиваться монашеская жизнь. Много доброго делается здесь сестричеством во главе с матушкой Маргаритой, и надеюсь, все это будет еще более приумножено. Новодевичья обитель — это столичный монастырь, а от того, как живут столичные монастыри, во многом зависит духовный климат Первопрестольного града. Поэтому просил бы всех сестер трудиться дерзновенно, не жалея сил, памятуя о том, что труды во благо Церкви Христовой всегда отображаются в нашей жизни многими благами, ниспосылаемыми Самим Господом».

Святейший Владыка также поздравил митрополита Ювеналия с 80-летием со дня рождения, сказав:

«Господь дал Вам физические и духовные силы, и в своем возрасте Вы замечательно исполняете все возложенные на Вас Церковью послушания, никогда от них не отказываясь, хотя нередко это сопряжено с поездками, с решением трудных, порой весьма деликатных задач. Мы все очень ценим, что Ваше более чем 40-летнее пребывание в Священном Синоде обеспечивает преемственность поколений. Важно, чтобы обновлялся епископат, но плохо, если через это обновление будет разрываться преемственность. В епископате должна не умирать, а обновляться историческая память, иначе Церковь может потерять ориентиры в круговерти нынешних непростых времен.

Историческая память помогает нам не только анализировать происходящее, но и отталкиваться от опыта предыдущих поколений. Ваши духовные наставники, имевшие своими учителями иерархов нашей Церкви второй половины XIX века, хорошо знавшие дореволюционную жизнь Церкви, передали свои знания Вам и Вашему поколению. А в Церкви ничто не забывается, но тщательно передается, — отсеивается ненужное, опасное и сохраняется то, что не теряет своей актуальности.

Вот почему мы так ценим Ваше участие в работе Священного Синода. Я хотел бы от всего сердца, дорогой Владыка, пожелать Вам еще долгих-долгих лет жизни, крепости сил, способности совершать Божию службу и нести все те послушания, которые на Вас возлагаются Церковью. А в память о замечательном событии, связанном с Вашей жизнью, хотел бы преподнести Вам две панагии и крест. Пусть Господь по молитвам Его Пречистой Матери, Которую Вы так почитаете и Которая пребывает здесь Своим чудотворным образом, хранит Вас на многая и благая лета!»

(по материалам официального сайта Московской Епархии)

Мать Серафима и восстановление Новодевичьего монастыря

Мать Серафима и восстановление Новодевичьего монастыря

Уоллес Л. Дэниел

Новодевичий монастырь в Москве дает прекрасную перспективу для рассмотрения обновления церкви в России. Эта перспектива во многом связана с историей замечательной женщины Варвары Васильевны Чичаговой, матушки Серафимы. Несмотря на большие трудности, матушке Серафиме удалось жить в рамках советской системы и приспособиться к ней, сохраняя при этом динамичную личную и внутреннюю религиозную жизнь. Ее личный путь во многом является микрокосмом истории Новодевичьего — борьбы за возвращение к своим корням, восстановление идентичности и переопределение роли церкви в российском обществе.

Многовековая история Новодевичьего

Новодевичий основан в первой четверти XVI века великим князем Василием III, отцом Ивана Грозного, в память о завоевании Москвой Смоленска в 1522 году. Монастырь служил главной крепостью на южное кольцо, соединяющее цепь других крепостей-монастырей (Андроневского, Данилевского, Донского, Новоспасского, Симоновского), построенных для защиты Москвы. Монастырь имеет толстые стены из красного кирпича с башнями, бойницами и бойницами. Стены образуют неправильный пятиугольник, длина которого составляет более 3000 футов. С самого начала главным сооружением монастыря был Смоленский собор — величественное, богато украшенное, прекрасно сложенное сооружение, которое сегодня является одним из наиболее хорошо сохранившихся в стране памятников архитектуры XVI—XVII веков. В соборе находится икона Божией Матери Смоленской Божией Матери, помещенная туда после поражения Смоленска.

Вскоре после основания Новодевичий стал придворным женским монастырем. К нему отправляли жен и дочерей великих князей — иногда добровольно, иногда насильно. Хотя женские монастыри, возможно, представляли собой места для контроля, они выполняли другую цель, которая для некоторых женщин представляла прямо противоположное. Эти женщины рассматривали монастыри как место, где они могли найти голос, который позволил бы им бросить вызов социально предписываемым ценностям либо через социальные действия, либо через рефлексивное письмо. Так было со многими русскими женщинами, поступившими в монастыри позже, в XIX в.го и 20 века: эти женщины искали альтернативные сообщества и способы оказания услуг нуждающимся людям — несчастным, неблагополучным, инвалидам, пожилым или обедневшим членам общества, которым некуда было идти. Таким образом, монастыри могли быть источниками силы, традиционными местами, а также средством, с помощью которого женщины могли создавать общины на низовом уровне, продвигаясь к личной свободе.

Помимо вклада Новодевичьего в становление Российского государства, он также стал местом действия ключевых событий русской истории. В Смоленском соборе 159 г.8 августа Патриарх провозгласил Бориса Годунова царем. В Смутное время (1598-1613) монастырь служил местом кровопролитных боев с польскими войсками. Первый царь Романов Михаил Федорович приказал восстановить монастырь после его повреждений в боях. В 1689 году Петр Великий заставил свою сводную сестру Софью постригнуться здесь в борьбе за власть, развернувшейся из-за восшествия Петра на престол. Позднее, когда в 1697 г. Петр совершил свое историческое первое путешествие в Западную Европу, семья Софьи попыталась захватить власть в результате мятежа под предводительством дворцовой стражи 9 .0019 (стрельцы). После провала восстания в октябре 1698 г. Петр расстрелял 772 участника, в том числе 193 казненных прямо под окнами Софьиной кельи в Новодевичьей Надпрудной башне. В 1724 г., больше в соответствии с благотворительной целью Новодевичьего, Петр Великий основал при монастыре приют, в котором к 1750 г. находилось около 250 девочек.

Таким образом, в историческом воображении Новодевичий стал местом, отношения которого с людьми были многогранны: монастырь играл важную роль в раннем историческом развитии России; это было место необычайной красоты и безмятежности; он служил крепостью, куда люди могли уходить в случае опасности; это было убежище для женщин во время несчастья. Эти многочисленные элементы были частью национальной памяти, и, хотя они могли быть подавлены, они не были уничтожены.

Знаковые захоронения

На двух кладбищах монастыря находятся могилы некоторых из самых известных политических и культурных деятелей России. Среди них герой наполеоновской войны Денис Давыдов; писатели Николай Гоголь, Антон Чехов и Михаил Булгаков; композитор Александр Скрябин; художники Исаак Левитан и Валентин Серов; философ Владимир Соловьев; театральный режиссер Константин Станиславский; и братья Третьяковы, Павел и Сергей, основатели знаменитой картинной галереи, носящей их имя. Хорошо представлен и советский период: поэт Владимир Маяковский; вторая жена Иосифа Сталина Надежда; Никита Хрущев; и Борис Ельцин.

Закрытие и повторное открытие

В то время как духовное влияние монастырей продолжало резонировать в национальной памяти, их физическое присутствие после 1917 года резко сократилось. Если в 1914 году в Российской империи действовало 1025 монастырей, то к 1929 году советское правительство закрыло их все, в том числе Новодевичий в 1926 году.

Только осенью 1994 года российские власти вернули церкви знаменитый женский монастырь. 13 октября матушку Серафиму приняли в Новодевичий, рукоположили и поручили восстановить его религиозную жизнь. 27 ноября 1994 года, через 72 года после его закрытия правительством, Новодевичий монастырь был официально вновь открыт.

Семейная история матушки Серафимы

Когда я впервые встретился с матушкой Серафимой летом 1995 года, она проработала начальником Новодевичьего почти семь месяцев. Ей было чуть за 80, а рост был всего около четырех футов десяти дюймов. Но ни одна из этих характеристик не свидетельствовала о жизненной силе и силе, которыми она явно обладала. Она встретила меня крепким рукопожатием и теплой улыбкой, и в ней сразу чувствовалось спокойное достоинство и самоуверенность, характеризующие человека образованного и глубоко духовного.

Мать Серафима достала из буфета семейный фотоальбом, в котором были фотографии ее родственников, в том числе нескольких дядей, которые служили российскому, а затем и советскому государству, прежде чем исчезнуть в трудовых лагерях. На одной из первых фотографий в альбоме ее отец стоит рядом с царем Николаем II и его семьей; в других ее дядя и родственники-мужчины были в военной форме дореволюционной российской армии. Она была явно связана не только с советским периодом, но и со старым русским дворянством и с некоторыми ключевыми событиями дореволюционной истории России.

Митрополит Серафим

Один из предков, адмирал Василий Яковлевич Чичагов, исследовал Северный Ледовитый океан по велению Екатерины Великой. Ее дед, Леонид Михайлович Чичагов, написал книгу о русской армии, которой матушка Серафима особенно интересовалась и гордилась. Этот труд объемом более 600 страниц посвящен личному участию царя Александра II в походах по Днепру во время русско-турецких войн. В возрасте 40 лет ее дедушка оставил службу в армии, чтобы поступить в церковь, готовясь учиться на священника. Это решение было вызвано смертью его жены в возрасте 36 лет. В 189 г.8 он принял монашеский постриг и получил имя Серафим в честь Серафима Саровского (1759-1833), жизнью и учением которого очень восхищался. В 1917 году он был возведен в сан митрополита, церемония состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. На одной из фотографий матушки Серафимы изображен ее дед, стоящий рядом с последним царем Романовых, Николаем II, и его семьей.

После хиротонии Леонид Михайлович служил в московском соборе на месте Ленинской библиотеки. Сразу за библиотекой стоит церковь Блаженного Николая, часть первоначального церковного комплекса, где Леонид Михайлович служил более 20 лет. Но самой отличительной чертой его церковной деятельности была роль в продвижении дела канонизации почитаемого монаха Серафима Саровского. Леонид Михайлович написал книгу, в которой убедительно обосновал деятельность и вклад Серафима. Поход Леонида Михайловича удался, когда сам царь Николай II, прочитав эту книгу о Серафиме, стал сторонником идеи канонизации и призвал церковь к согласию. У матушки Серафимы была фотография, сделанная 19 января.17, царя Николая II и его семьи с мощами преподобного Серафима. Что касается судьбы ее деда, то она знала только то, что он был арестован в 1937 году в возрасте 85 лет и исчез в трудовых лагерях.

Чествование памяти репрессированных верующих

Хотя матушка Серафима обращалась в КГБ с документами на деда, ее просьбы неоднократно встречались молчанием. Но в 1994 году наступил важный перерыв. От друга она узнала о женщине, живущей в Москве, которая собирала информацию о трудовых лагерях и их жертвах. Она отправилась по указанному ей адресу, в маленькую однокомнатную квартиру в Подмосковье. Там она нашла пожилую женщину, которая жила одна в тесноте, и ее квартира была заполнена коробками с учетными карточками. В течение многих лет она собирала имена 20 000 человек, которые были расстреляны, и расшифровывала информацию, сохраняя записи и конкретизируя историю тех, кто исчез в лагерях смерти. Именно здесь матушка Серафима нашла своего дедушку. Он был казнен и похоронен недалеко от Бутово, небольшой деревни к югу от Москвы, где находился специальный тир НКВД, сталинской тайной полиции.

С разрешения старухи, но настояв на анонимности, матушка Серафима отнесла свои показания митрополиту Ювеналию, руководящему члену Священного Синода, рассказала ему свою историю и попросила его помощи. Он подчинился, и они вдвоем отправились на поиски Бутово и могилы ее дедушки. «Я никогда не забуду эту экскурсию, — сказала матушка Серафима. «Это было посреди зимы, и бывший стрелковый полигон был обнесен каким-то специальным забором. В нем были только одни ворота, которые мы нашли и открыли для нас. Мы нашли братскую могилу, место, где в 1937 многие священники были казнены и погребены в поле».

После обнаружения места происшествия митрополит Ювеналий передал Патриарху Алексию II списки расстрелянных архиереев, священников и мирян, пострадавших за свою веру. Кроме того, в списки были включены имена последних монахов Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом Посаде. В течение нескольких недель 1994 года православная газета «Православная Москва » опубликовала весь список расстрелянных с фотографиями. На Пасху 1994 года Патриарх Алексий II освятил место, где были расстреляны дед матушки Серафимы и другие руководители церкви. F

Примечание редактора: Заключение этой статьи будет опубликовано в следующем выпуске East-West Church & Ministry Report.

Отредактированные выдержки перепечатаны с разрешения Уоллеса Л. Дэниэла, Православная церковь и гражданское общество в России (College Station, TX: Texas A&M University Press, 2006), с добавлением дополнительных материалов из Wallace L. Daniel, «Reconstructing «Священная купель»: матушка Серафима и Новодевичий монастырь», Журнал церковной истории 59 (апрель 2008 г.), 249-71.

Официальный сайт Правительства Российской Федерации

Православные реликвии, привезенные в Россию с Афона в 1648 году, более 350 лет хранились в Новодевичьем монастыре Москвы. После закрытия монастыря икона вместе с другими реликвиями и древностями хранилась в филиале Государственного исторического музея.

Сегодня состоялась торжественная церемония окончательной передачи Иверской иконы Русской Православной Церкви.

Владимир Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий также приняли участие в крестном ходе, в ходе которого икона была пронесена духовенством Московской епархии от ворот монастыря в Смоленский собор, где состоялся молебен.

Речь Владимира Путина на церемонии:

Владимир Путин: Ваше Святейшество, друзья, игуменья, сегодня в храм передается первый список чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Эта реликвия сопровождала наших предков на протяжении веков, как в мирное, так и в военное время, в том числе при освобождении Смоленска от иноземных захватчиков в середине XVII века. Сегодня Юрьев день, Георгий — символ Москвы, и мы празднуем его в преддверии Дня Победы.

Сегодня не лишним будет напомнить, что национальное самосознание и культура России немыслимы без Русской Православной Церкви. Православная церковь, наряду с другими традиционными конфессиями в России, является хранительницей наших нравственных ценностей. С чувством радости передаю икону в храм. Пусть служит и помогает людям. Мои поздравления с наступающим праздником!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Владимир Владимирович, сердечно благодарю Вас за добрые слова и за икону, исторически всегда находившуюся в Новодевичьем монастыре. С XVII века, когда по приказу русского царя Алексея I была сделана копия на Афоне и привезена в Москву, где ее встречали царь, бояре и дворяне, наш народ, она никогда не покидала стен Новодевичий монастырь. Лишь однажды, во время торжеств по случаю 300-летия дома Романовых, икона была перенесена в Московский Кремль. Всякий раз, когда реликвию выносили за пределы монастыря, она должна была сопровождать наши войска, как, например, при освобождении Смоленска и Вязьмы, как вы упомянули. Наши военачальники и солдаты молились перед иконой. Можно только представить, какой силой и великой духовной энергией обладает этот священный образ. И Бог, по молитвам Пресвятой Богородицы, явил милость нашим воинам и нашей Родине.

После революции монастырь закрыли, а икону перенесли в музей. Сегодня мы являемся свидетелями события большой исторической важности. Вы, как избранный Президент, с полного согласия музейного сообщества и при поддержке Министерства культуры и всех людей, понимающих духовную и культурную ценность иконы, переносите реликвию из Государственного Исторического музея на место, которое она всегда занимала. принадлежал. Будем молиться перед этой чудотворной иконой.

Сообщаю, что первый молебен и богослужение иконе состоится 24 мая в 13:00 на Васильевском спуске, где мы откроем День славянской письменности и культуры, церковно-государственный праздник. Приглашаю всех прийти в этот день на Васильевский спуск и помолиться за нашу страну, народ и церковь перед этой чудотворной святыней. Да благословит Господь нашу Родину, чтобы она могла постоянно и поступательно развиваться, идя от силы к силе.

Владимир Владимирович, в преддверии Вашего официального вступления в должность Президента России хочу еще раз поздравить Вас с избранием на этот пост. Дай Бог, чтобы церковные молитвы перед этой чудотворной иконой помогли Вам в Вашем Президентском труде на благо народа.

Владимир Путин : Спасибо.

* * *

После церемонии передачи древнего списка Иверской иконы Божией Матери Новодевичьему монастырю Владимир Путин посетил крестильный храм своего покровителя Владимира Великого.

Вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и настоятельницей монастыря Маргаритой Владимир Путин вошел в небольшой храм, расположенный в подклете Успенского храма, и поставил свечу у иконы Владимира Великого.

Игумения Маргарита сообщила Владимиру Путину, что в последние годы в этом храме монахини постоянно поют псалтирь и молятся за благополучие избранного Президента.

Премьер-министр был приглашен для ознакомления с уникальной монастырской коллекцией старинных икон из храма Сошествия Святого Духа. Игумения Маргарита рассказала Путину, что некоторые иконы ждали реставрации десятки лет, а Патриарх Кирилл показал премьер-министру ряд уникальных работ западных иконописцев, которые разительно отличаются от работ православных мастеров.

После просмотра коллекции премьер-министр прогулялся по монастырю и поговорил с прихожанами.

Патриархи России ХХ века в творчестве Павла Корина

Старовойтова Анастасия

Артикул: 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Выпуск журнала: 

№2 2014 (43)

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКАЯ КАРЬЕРА ПАВЛА КОРИНА (1892-1967) СОВПАЛА С ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ИНСТИТУТА ПАТРИАРХАТА В РОССИИ. Ему посчастливилось встретиться со всеми предстоятелями Русской Православной Церкви, избранными в советский период, от Тихона до Пимена, будущего патриарха. ЭТИ РОКОВЫЕ ВСТРЕЧИ ПРОИЗОШЛИ В ВРЕМЯ, КОГДА САМОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ БЫЛО ВЫЗОВ.

Павел Корин , убежденный православный верующий, происходил из патриархальной семьи палехских иконописцев. Он приехал в Москву в 1908 году и поступил на работу в иконописную мастерскую Донского монастыря. Вскоре после этого он познакомился с Михаилом Нестеровым, который в 1911 году будет работать в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители. Корин помогал Нестерову в работе над собором, получив возможность познакомиться с самыми известными религиозными деятелями Москвы того периода. Он также познакомился с великой княгиней Елизаветой Федоровной, настоятельницей монастыря, которая через пять лет попросила его расписать ее могилу в крипте собора, а вскоре пригласила обучать живописи своих учеников приюта. Так Корин получил свой первый значительный заказ как самостоятельный художник: Елизавета Федоровна сыграла немалую роль в жизни художника, и до последних дней своей жизни он с благодарностью вспоминал о своей покровительнице. В 1917 он писал: «Я обязан великой княгине жизнью». Летом того же года правящим архиереем Московским был избран архиепископ Тихон (Белавин). По свидетельству современников, как глава Московской епархии Тихон быстро завоевал расположение паствы. Корин видел Тихона, когда тот в качестве митрополита Московского посещал Марфо-Мариинскую обитель.

Когда к власти пришли большевики, художник не отрекся от своей веры и сильно сочувствовал Русской Церкви в ее тяжелые дни. 19 августа17 декабря в Успенском соборе Кремля начал работу Всероссийский церковный собор, а в ноябре было принято решение о восстановлении института патриаршества; Митрополит Тихон (Белавин) был избран Патриархом. Тем временем новая власть начала преследовать как священнослужителей, так и мирян. Корин не был свидетелем ареста Елизаветы Федоровны в апреле 1918 года, но его жена Прасковья, в то время студентка приюта в Марфо-Мариинской обители, позже рассказала ему о том, как 1 великая княгиня была арестована сразу после Патриаршей литургии в монастыре. Елизавета Федоровна хорошо знала Патриарха Тихона и в своем последнем письме к сестрам монастыря просила их приготовить для него ее опочивальню и искать у Патриарха духовного руководства. 2

Корин также очень уважал Патриарха Тихона и старался посещать все Патриаршие литургии в Москве. Когда в мае 1922 года Тихона арестовали и судили, Корин был очень огорчен: в то время многие правоверные москвичи считали своим долгом передать посылку патриарху, находившемуся в заключении в бывшей Казначейской палате Донского монастыря. Корин тоже посетил монастырь и принес Тихону посылку. В благодарность Патриарх подарил художнику свою фотографию с листком бумаги, на котором были начертаны слова: «Получил, спасибо, Патриарх Тихон». Корин дорожил бумагой, приклеенной к обратной стороне фотографии, как благословением.

Патриарх Тихон скончался в апреле 1925 года, и несколько дней его гроб находился в Донском монастыре. Несмотря на неофициальный запрет на это, и духовенство, и миряне большими толпами пришли в монастырь, чтобы отдать последний долг патриарху. Корин был там в эти дни и видел массы людей, стоящих у гроба Патриарха, объединенных утратой, которую они понесли как лично, так и как члены Церкви. Эти сцены произвели большое впечатление на Корина, и его вдова позже писала, как эти события повлияли на жизнь художника: «П. Д. [Павел Дмитриевич] был так увлечен сценами, свидетелем которых он был на похоронах патриарха Тихона, что эти моменты сыграли важную роль в его дальнейшей творческой деятельности. » 3 Очевидцы вспоминают, что в дни, предшествовавшие похоронам Патриарха, в Донской монастырь пришло не менее миллиона человек. Калужская площадь и все улицы, ведущие к монастырю, были настолько переполнены людьми, что ничто не могло там двигаться. Поминовение продолжалось круглосуточно. На клиросах по очереди сменялись священнослужители из разных приходов и монастырей. Монахи в черном читали и пели без перерыва. у гроба». 4

Прасковья Корина писала об этих днях: «На похороны прибыло великое множество людей, представляющих старую, немирскую Россию. Павел Дмитриевич сказал, что все древние схимники вылезли из своих нор… все кварталы собирали истинных монахов и игуменов с перекошенными лицами.Бродячие менестрели, странники и слепые выглядели так, как будто они были из XVI или XVII века.Павел Дм [итриевич] проводил там много времени, он ходил туда каждый день и рисовал этюды. Когда он на обратном пути из монастыря зашел ко мне в общину, то с большим воодушевлением рассказывал о встречавшихся ему там персонажах…» 5

В день похорон служба началась в семь часов утра и продолжалась до темноты; На службе присутствовали и Корин, и Нестеров. «Двери собора были открыты настежь, и те, кто стоял впереди в толпе, хотя и не могли попасть внутрь, но все же могли слышать литургию; пение распространялось еще дальше. народ — от первого до последнего пел, и многотысячная толпа скандировала». 6 12 апреля 1925 года художник записал в своей тетради: «Донской монастырь. Похороны Патриарха Тихона… Народу было очень много. Было вечернее время, тихо и ясно. Люди стояли с зажженными свечами, некоторые плакали. , послышались погребальные песнопения. Мимо проходил пожилой схимонах. Его надо нарисовать, он не может просто так исчезнуть. Это панихида!» 7 Так художник задумал картину, которая могла бы увековечить русских священнослужителей и мирян, которые, казалось, скоро вымрут при новой российской власти. Корин присутствовал на панихиде в Донском соборе и слышал, как митрополит Трифон (Туркестанов) с глубокой скорбью говорил о кончине Патриарха, а также о положении в стране. «Мы должны нести свой крест, — сказал митрополит, — и, как я заметил, на память об этом приходят скорби; иногда мы предвкушаем бедствие, но чаще оно застигает нас врасплох, как это случилось и теперь…» 8 В послереволюционные годы митрополит Трифон стал подлинным духовным лидером московской общины; он был известен и в кругах художественной интеллигенции. Его слова выражали чувства многих православных россиян, которые видели в происходящих событиях недобрые предзнаменования.

Митрополит Трифон воспринял бедствия, обрушившиеся на Россию и Церковь, как признак приближающегося апокалипсиса, и Корин разделил это мнение. «Там, на похоронах Патриарха, возникла смутная мысль написать этот угасающий мир — панихиду, панихиду, когда-нибудь в будущем», — писала Прасковья Корина. 9 Художник много раз менял название картины, как и композицию этого эпического произведения, посвященного гибели Православия при новом режиме. Первоначально Корин выбрал апокалиптическую тему «Страшный суд в долине Иосафата»; затем он позже задумал нарисовать русских православных священнослужителей, собравшихся в Успенском соборе Кремля. По свидетельству Прасковьи Кориной, «в конце концов он решил изобразить их выход из собора под заупокойную мелодию «Святый Боже». Сам Павел Дмитриевич описал это как момент, когда литургия кончилась, свечи уже были угасали, и все люди выходили из церкви, воодушевленные истинной, страстной верой в грядущие дни». 10 Работа над этой картиной впоследствии помогла Корину познакомиться со многими священнослужителями, в том числе с патриархами, избранными в советское время.

Павел Корин не писал портрет Патриарха Тихона при жизни последнего, так как еще не замыслил изобразить русское духовенство. Более того, его наставник Михаил Нестеров задумал написать портрет Патриарха в начале 1920-х годов. 11

В процессе работы над «Реквиемом» и поиска персонажей для своих эскизов Корин познакомился со многими выдающимися священнослужителями, от простых монахов до знаменитых Предстоятелей и Патриархов. Прасковья Корина упомянула, что, «.прежде чем выбрать персонажей для своей картины, П[авель] Д[митриевич] наблюдал и изучал их во время литургии. Они были реалистичны, полны жизни и одухотворены своей верой». 12 В 1929 году художника познакомили с митрополитом Трифоном, эта встреча значительно повлияла на его творчество. Митрополит согласился позировать для его портрета, а также предоставил художнику рекомендательное письмо к другим Предстоятелям. В этом письме он просил своих собратьев-священнослужителей помочь Корину в его работе. По словам Прасковьи Кориной, многие верующие отказывались сотрудничать: «Поэтому ему пришлось просить епископа «благословить» человека, которого он выбрал… Тогда епископ просто сказал этому человеку сесть перед художником «под послушание»». 13

На богослужениях в московских храмах Корин зарисовывал интересные лица в блокноте и делал пометки на полях. Среди этих набросков есть один, сделанный в 1926 году во время вечерни в храме преподобного Максима на Варварке. В сопроводительной записке говорилось: «Молодой монах-регент». Прасковья Корина рассказала, что изображенный монах был будущим патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым): ему тогда было 16 лет, за год до этого он облачился в «рассофора» (или рясоносца) 14 Сретенского монастыря, взяв имя Платона. под послушанием служил регентом в разных московских храмах — сначала в храме на Варварке, а затем, до 1932 г., в храме Пимена Великого. Биографы Патриарха отмечали, что еще в юные годы он обладал и прекрасным голосом, и талантом вербовать самых благочестивых певчих с подходящим качеством голоса, так как оперных певцов он никогда не допускал в церковь. Вероятно, Корин был впечатлен профессионализмом монаха и его юным возрастом. Когда Церковь подвергалась гонениям и люди могли расплачиваться жизнью за открытое исповедание своей веры, мало кто из его сверстников осмеливался принять монашеский постриг. «Я убеждённый христианин и с малых лет воспитывался верующим», — мужественно заявил иеромонах Пимен следователям в 19 г.32. 15

В 1935 году иеромонах позировал для большого этюда Корина «Двое мужей. Иеромонах Пимен и архиепископ Антонин». В декабре 1934 г. Пимен был уволен от срочной службы и вернулся в Москву, чтобы исполнять архиерейский хор Богоявленского собора в Дорогомилове. Как позже вспоминал Пимен, в то время он не имел жилья и «часто оставался ночевать в доме митрополита Сергия [Страгородского — исполняющего обязанности Патриарха с 1926 года и фактического главы Русской Православной Церкви. — А.С.] и спал на полу. , делясь им с другими бездомными». 16

Интересно отметить, что при написании двойного портрета Корин изобразил молодого иеромонаха как человека непоколебимого, волевого и крепкого телосложения, однако на фотографиях 1930-х годов мы видим другого Пимена — смиренного, тихого и отозван. К тому времени он уже был допрошен в ГПУ (Госполитуправление) и обвинен; он отсидел бы годы в трудовых лагерях и вынес бы такие лишения, которые мог выжить только человек действительно неустрашимого духа. Крестник художника, Алексей Георгиевский, однажды рассказал показательную историю о смирении Пимена: «Корин не любил показывать свои картины незаконченными и предупредил об этом своих «моделей» на первом же сеансе. Однако только иеромонах Пимен интереса к конечному результату не проявил. После последнего сеанса он просто попрощался с художником и ушел… Много лет спустя, уже возведенный в сан митрополита, именитый Пимен пояснял: «Поскольку художник предупреждал меня что он не покажет портрета, пока он не будет закончен, я подумал, что, вероятно, он еще не закончил его».0151 17 Собственно говоря, Корин не просто писал портрет в натуральную величину, а часто стремился в своих этюдах отразить внутреннее «я» своего субъекта, ту сущность, которую он мог воспринять как художник.

В 1930-е годы гонения на Церковь в России достигли своего пика. Тем не менее, Корин продолжал рисовать священников в московских храмах и искать персонажей для своей картины. Непрекращающиеся аресты и казни священнослужителей, снос церквей добавляли атмосферы надвигающегося апокалипсиса, и это ощущение передают записи к зарисовкам Корина в его тетрадях. 19 июня33, комментируя набросок с изображением трех монахов, художник процитировал Данте: «Опоздал молодой иеромонах, опоздал этот молодой монах. Поздно. можно сбежать. Это конец». 18

В конце 1930-х только четыре действующих примата были свободны; одним из них был фактический глава Русской Церкви митрополит Сергий (Страгородский). 19 Все остальные либо сосланы, либо на пенсии. Портреты Корина снискали ему славу и уважение среди московского духовенства; знал он и митрополита Сергия. В 1936 г., через неделю после литургии в Богоявленском соборе Дорогомилова, он по памяти зарисовал митрополита. Через год, в 1937-м, Корин закончил большой официальный портрет митрополита, который предполагал включить в картину «Реквием». Здесь опять же можно говорить об интуиции художника: митрополита Сергия он изобразил суровым человеком, погруженным в свои мысли, хотя в московских церковных кругах его называли «дедушкой» за доброту и кроткий характер. Прихожане также вспоминали, что литургии Сергия отличались от других архиерейских литургий своей «домашней», теплой атмосферой, лишенной официального величия. Много лет спустя Патриарх Пимен охарактеризовал Сергия как «человека мудрого и доброго, дружелюбного и смиренного сердцем». 20 Тем не менее, говоря о Сергии, Пимен подчеркивал, что «он был верным и чистым мужем веры, неукоснительно соблюдавшим свои монашеские обеты». 21 Духовенство знало о суровом, аскетическом образе жизни митрополита Сергия. Как вспоминал митрополит Питирим, «он владел несколькими языками, в том числе древними — древнееврейским, греческим и латинским, и ежедневно читал Библию на этих языках, несмотря на свой возраст и чрезмерные административные обязанности. в 4 часа утра в соответствии с древней монашеской практикой. Его ежедневное молитвенное правило всегда включало «Чин Двенадцати псалмов». 22 В картине Корина «Сергий» изображены те самые черты митрополита: его внутренняя сосредоточенность и аскетизм, прежде всего обращенные к нему самому.

С началом Великой Отечественной войны официальная политика в отношении Русской Православной Церкви изменилась 23 . По просьбе митрополита Сергия и с одобрения Сталина был собран Архиерейский Собор и избран Патриарх 24 (в том же году митрополит Сергий был возведен на Патриарший престол). В эскизе, который Корин сделал для своего «Реквиема» во время работы над этой картиной 19 в.С 35 по 1959 г. он поместил Патриарха в центр, воспользовавшись портретом Предстоятеля 1937 г.: он просто закрасил ризы и головной убор, сменив его на патриарший кукульон. Примечателен тот факт, что художник покрасил мантии в красный цвет, хотя в Русской Православной Церкви закономерным цветом патриарших риз является зеленый, о чем Корин должен был знать. Вероятно, он нарисовал Сергия в красных ризах, увидев их на представителях Вселенского или Иерусалимского Патриархатов, прибывших в Москву для участия в Архиерейском Соборе в 19 г.45.

После смерти Патриарха Сергия в 1944 году Корин присутствовал на его похоронах и зарисовал присутствовавших Предстоятелей. Среди них были архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и митрополит Алексий (Симанский), избранный Патриархом через несколько месяцев. Его избрание состоялось на Архиерейском Соборе, начавшем свою работу в Москве в январе 1945 года, и явилось самым торжественным событием в истории Русской Православной Церкви с 1917 года. Впервые за советский период Патриархи и представители других в Москву пришли автокефальные церкви. Среди них было четыре митрополита, 13 архиепископов и 29Епископы 25 . Корин пришел в Совет и сделал много зарисовок, стараясь изобразить все, что он там увидел. Он зарисовывал русских и зарубежных Предстоятелей, комментируя зарисовки на полях, а его краткие заметки передавали его восторг и ощущение приближающегося праздника: «31 января 1945 года. Торжественное открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви. присутствовал на церемонии!» 26 Художник восхитился торжественностью и великолепием события и великолепием облачений приматов: «Если бы можно было изобразить все эти сцены, картины и персонажи были бы равны Тинторетто и Эль Греко.. .» 27 Корин быстро набросал карандашом новоизбранного Патриарха Алексия I, отметив на полях цвет его парадного одеяния. Эти быстрые подробные наброски и заметки о красках подтвердили намерение Корина продолжить работу над картиной. Однако из его записей было видно, что настроение художника изменилось, и он уже не чувствовал, что Русская Церковь обречена.

После войны и избрания Патриарха Русская Православная Церковь явно возродилась: сначала в 1946 Троицкая, ул. Вновь открылась закрытая с первых дней советской власти Сергиевская лавра, возобновили работу два учебных заведения — Семинария и Духовная академия. Численность духовенства, как епископов, так и священников, росла. Корин был свидетелем всех этих событий как инсайдер в церковных кругах. В конце 1940-х он познакомился с Патриархом Алексием, фигурой, вызвавшей большой интерес у московской художественной интеллигенции. Патриарх уже знал о Корине, слышал о нем от Нестерова и других общих знакомых. Сначала по просьбе Сергея Георгиевского, сотрудника Патриаршей канцелярии, Корин был наставником патриаршего крестника, когда тот учился живописи. Вскоре после этого художник поинтересовался возможностью написать портрет Алексея. «В 1948-го, в воскресенье, Павел Корин с супругой были приглашены в Московскую Патриархию, где их представили Патриарху Алексию. Щедрый хозяин угостил гостей чаем. За чаем вспоминали известные московские храмы — исторические памятники, такие как Никольская Крестовоздвиженская на Ильинке, Успенская церковь на Маросейке и т.д… Прежде чем закончить разговор, договорились о времени первого заседания», Георгиевский. 28 «Павел Дмитриевич пришел в Патриарший кабинет с блокнотом и карандашом. В точно назначенное время Патриарх Алексий вошел в Красную палату, одетый в свою парадную ризу и кукульон, как они и договаривались ранее. Павел Дмитриевич начал рисовать. Минут через 20 вошел секретарь с извинениями и сказал: «Патриарху срочно звонят». Алексей вернулся через 15 минут, но через 10 минут его вызвали на международный звонок. Через некоторое время он вернулся, но уже без парадного одеяния: «Павел Дмитриевич, нас не оставят наедине с этими телефонными звонками. Давайте отложим заседание». 29 Что касается набросков Корина, то, кроме одного, нарисованного на Архиерейском Соборе в 1945 году, существуют еще два, оба датированные 1957 годом. На каждом из них Патриарх изображен в парадном облачении и кукульоне, стоящим и сидящим соответственно. Возможно, упомянутый Георгиевским случай произошел значительно позже — в 1957 году, а не в 1948 году.

По словам Георгиевского, в 1956 году Патриарх Алексий пригласил Корина с супругой к себе в Переделкино для обсуждения будущей работы над портретом. Они договорились, что художник с супругой посетят Патриарха в Одессе, а он останется там на отдых. Таким образом, совмещая работу с отдыхом на море, они приступали к портрету. Однако этой поездки так и не произошло, так как у Корина случился сердечный приступ.

Несмотря на то, что портрет художник не писал, Корин изобразил Алексия в этюде к своей картине: это не портрет в натуральную величину, а только голова Патриарха в кукуле. Художник поместил ее в центре, между патриархами Тихоном, которых Корин написал по своей фотографии, и Сергием.

Помимо воспоминаний родственников и друзей художника, сохранились письменные свидетельства о теплых отношениях, существовавших между Алексием I и Кориным. 25 февраля 1963 года Патриарх сделал запись в книге отзывов во время посещения выставки в Академии художеств. Эта гостевая книга хранится в архиве художника, а запись рукой Патриарха завершается словами: «Художественный талант П[авеля] Дм[итриевича] поистине Божий дар». 30 Прасковья Корина писала в конце книги, что через полчаса после отъезда Патриарха гонец принес ее мужу письмо от Алексия, в котором Патриарх глубоко выразил свои чувства. Это письмо свидетельствует о дружбе Корина с Патриархом и подтверждает, что Алексей высоко ценил его художественный талант, хорошо знал его произведения — не только те картины, на которых изображалось русское духовенство, но и его пейзажи, и разделял чувства художника, выраженные в эти работы. Патриарх писал: «Конечно, я прекрасно знал, что Вы великолепный, блестящий и плодовитый художник многогранного таланта, но Ваша выставка произвела на меня впечатление, раскрывая неповторимый характер Ваших произведений, что доказывает, что Вы великий художник и Ваш талант истинный дар Божий… Ваш Палех великолепен своей чудесной русской природой и ароматом православной старины.Пейзажи типично русские, нежные и мелодичные — с широкими лугами, с ощущением шелеста травы, с мерцающими головками полевые цветы — простые, но хорошенькие, и кружевные опушки леса, с теми сельскими домами, которые отличались изысканной простотой и сказочной праздничностью. Многие святые иконы приносили этим домам радость и покой, лежанки согревали их, а кипящие самовары согревали их. сцены изображают нечто уходящее — на самом деле оно уже ушло, а мы все так хорошо знаем и понимаем их… И, наконец, «Уход Руси»! Стерова «Святая Русь» и продолжает тему. Мы видим галерею персонажей, и большинство из них решили принять монашеский постриг и драться добрым боем. Кто-то из них только что вступил в монашескую общину, кто-то уже годами живет в своем обете, а кто-то вот-вот завершит свой жизненный путь. Но все они — и нежные юноши, и зрелые мужчины, и преклонные годами старики, замечательны своей внутренней силой».0151 31

Корин часто встречался с Патриархом на литургиях в Елоховском соборе и других местах. В 1965 году художнику пришлось ехать в Америку со своей выставкой, серьезным, масштабным проектом, отнявшим много сил и сил. Учитывая важность поездки, Корин отправился в Троицкую. Сергиева Лавра для получения Патриаршего благословения.

Павел Корин скончался 22 ноября 1967 года. Еще при жизни художника его талант был высоко оценен как духовенством, так и мирянами. Митрополит Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси, в сопровождении епископа Питирима совершил его отпевание. Перед богослужением митрополит Пимен отзывался о Корине как о «вдохновенном художнике и обаятельном человеке», как бы отмечая конец его жизни. Он говорил: «Я верю, что Павел Дмитриевич будет жить в своих великолепных картинах, в своих пейзажах, в мозаиках московского метро, ​​в картинах в Дрезденской галерее, которые он реставрировал. Он будет жить в архитектурных памятниках, которые он так старался сохранить, в ценнейшей коллекции икон, которую он сохранил, сохранил и завещал государству». 32

Через год после смерти мужа Прасковья Корина привезла подарок Патриарху Алексию на его именины — карандашный набросок ненаписанного портрета. Эскиз Патриарх хранил в своем кабинете как память о дорогом друге и уважаемом художнике до самой его смерти.

  1. Как вспоминала Прасковья Корина: «Когда сестры узнали, что их игуменья арестована, все бросились в больничный храм с плачем. , из больницы, из сада» — Цит. по Миллер, Любовь. «Святая мученица Елизавета Федоровна, великая княгиня Российская». М, 2013; п. 259. (далее Миллер).
  2. «Попросите Патриарха Тихона взять моих «птенцов» под свою опеку и приготовить для него мою среднюю комнату. Мою келью использовать как исповедальню, а большую комнату — для приема посетителей…» — Миллер, с. 258.
  3. Третьяковская галерея. Павел Корин Исследовательский отдел. «Воспоминания Прасковьи Кориной, 1925». ИЛН 7528; п. 110. (Далее Воспоминания.)
  4. Алексеев, Василий. «Невидимая Россия». Нью-Йорк, 1952 год; п. 186.
  5. Воспоминания; п. 110. ИЛН 7528.
  6. «Русский свет. Московские воспоминания. 1923-1927′ (ноябрь 1936 г.) // «Летопись. Издание православной культуры под редакцией игумена Иоанна»: Издано в Берлине приходом св. равноапостольного Владимира; стр. 69-70.
  7. Третьяковская галерея. Павел Корин Исследовательский отдел. Блокнот художника за 1925 год.
  8. Митрополит Трифон (Туркестановский). «Любовь не умирает…: Из духовного наследия». М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007; стр. 392-396.
  9. Воспоминания; п. 111. ИЛН 7528.
  10. Там же, с. 112.
  11. Эскиз незавершенного портрета Патриарха Тихона, выполненный Нестеровым в 1920-е годы, находится в частной коллекции в Москве. Воспроизведено в каталоге «Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения». / Третьяковская галерея. М, 2013; п. 423.
  12. Воспоминания; п. 113. ИЛН 7528
  13. Там же, с. 2. ИЛН 13251.
  14. Рассофор, монах первой степени восточного православного монашества.
  15. Архимандрит Дионисий Шишигин. «Прошлое бежит мимо. Патриарх Пимен и его время». М., 2010; п. 51. (далее Шишигин.)
  16. Там же, с. 51.
  17. Георгиевский, Алексей. «Пограничные сцены. Сборник историко-художественных миниатюр». «Просветитель», 2006; п. 28.
  18. Эскиз Корина «Трое мужей (отец Алексей, отец Агафон и отец Федор) хранится в ГТГ, НИЦ Павла Корина. Инв. Р 77614/6.
  19. Митрополит Сергий был заместителем действующего Патриарха, то есть он был заместителем Петра (Полянского), действующего Патриарха, который был арестован.
  20. Шишигин; п. 51.
  21. Там же.
  22. «Уходящая Россия. Рассказы митрополита Питирима». СПб., 2007; п. 128.
  23. Там же; п. 128.
  24. Протоиерей Николай Крячко. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (История взаимоотношений Церкви и государства в годы войны) // http://www.mepar.ru/library/vedomosti/49/738/
  25. Там же.
  26. Эскиз хранится в ГТГ, Научно-исследовательский отдел Павла Корина. Инв. Р 44614/6.
  27. Там же. Инв. Р 77193/36.
  28. Сергей Георгиевский. «Ненаписанный портрет». Москва, июль 1981 г.; п. 2. Машинописный текст хранится в личном архиве Алексея Георгиевского.
  29. Там же, стр. 2-3.
  30. Книга отзывов на выставке Павла Корина, 1963 год. Третьяковская галерея, Научно-исследовательский отдел Павла Корина. ИНН 6246.
  31. Письмо Патриарха Алексия I Павлу Корину. Третьяковская галерея, НИЦ Павла Корина, 93272 MF-МЕМ 121.
  32. Паутинская, М. «Памяти Павла Корина». Третьяковская галерея, Исследовательский отдел Павла Корина. (+9/22. XI. 1967). Машинописный текст.

 

Письмо Патриарха Алексия I Павлу Корину

Первая публикация

Уважаемый Павел Дмитриевич,

Очень приятно было посетить Вашу выдающуюся художественную выставку. Конечно, я прекрасно знал, что Вы великолепный, блестящий и плодовитый художник многогранного таланта, но Ваша выставка произвела на меня впечатление, раскрывая неповторимый характер Ваших работ, что доказывает, что Вы великий художник, а Ваш талант — настоящий дар Бог.

Мне понравились все твои картины, каждая до одной. Видно, что это дело вашей жизни, поскольку оно отражает ваш внутренний свет и жизненный опыт.

Ваш Палех великолепен своей чудесной русской природой и ароматом православной старины. Пейзажи типично русские, нежные и мелодичные — с широкими лугами, с ощущением шелеста травы, с мерцающими головками полевых цветов — простых, но красивых, и кружевными лесными опушками, с теми домашними сельскими домиками, отличающимися изысканной простотой и сказочной праздничностью. . Многие святые иконы приносили этим домам радость и покой, печки согревали их, а кипящие самовары согревали. Эти сцены представляют нечто уходящее — на самом деле оно уже ушло; тем не менее, мы все знаем и понимаем их так хорошо. Итальянские пейзажи прекрасны, отличаются необычными красками и архитектурой, пережившей века, но сохранившей свою ценность. Копии великих художников Возрождения и нашего Иванова превосходны.

Я не мог оторвать глаз от великолепного интерьера Успенского собора. Очевидно, вы глубоко прочувствовали эту тему и основательно ее развили.

Также много исторических персонажей на фоне древней Руси. Душевная изысканность портретов делает их по-настоящему особенными.

И, наконец, «Прохождение Руси»:

Очевидно, восходит к «Святой Руси» Нестерова и продолжает тему.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *