22 июля 1806 года в Кронштадте бросил якорь шлюп «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Юрия Фёдоровича Лисянского. Спустя 16 дней вернулся и второй шлюп – «Надежда» – вместе с капитан-лейтенантом Иваном Фёдоровичем Крузенштерном. Так спустя 3 года и 12 дней путешествий завершилось Первое русское кругосветное плавание, ставшее важным событием в истории Российской империи, развитии её флота и многих отраслей научного знания.
На Китай! На Японию!
Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года, имея перед собой основные задачи: доставить на Дальний Восток грузы Российско-американской компании (полугосударственная колониальная торговая компания), продать меха в Китае и установить дипломатические отношения с Японией. Мы уже писали о трудностях длительных морских путешествий в начале 19 века. Добавим только, что в плавании наших сегодняшних героев поджидали и штормы, и экстренный ремонт кораблей силами моряков-умельцев, и, конечно же, географические открытия.
Конфликт, обиды, жалобы
На корабле «Надежда» Крузенштерну пришлось делить место в каюте (6 м²) с Николаем Петровичем Резановым (посол, дипломат и путешественник, реальный прототип героя рок-оперы «Юнона и Авось»). Накал страстей между ними достиг такой степени, что они общались только через записки. Причины для недовольства у Крузенштерна действительно были. Во-первых, свита, которая полагалась послу, стесняла команду своим присутствием на небольшом корабле: «Надежда» длиной была всего 35 метров. Во-вторых, Резанов без ведома Крузенштерна был назначен императором соруководителем экспедиции. Когда наконец корабли прибыли в Петропавловск-Камчатский и Резанов покинул палубу, он первым делом подал на Крузенштерна жалобу местному губернатору. С великим трудом их примирили. При этом в своих мемуарах оба пишут, что противник принёс публичные извинения.
Масса открытий и достижений
Шлюп «Нева» пробыл в открытых водах без захода в порты 142 дня – рекорд того времени. На шлюпе «Надежда» практически никто не болел и не было ни одного случая смерти – уникальное явление при длительных плаваниях в те времена. С карты мира были стёрты несуществующие острова и уточнено расположение настоящих. Крузенштерн положил начало регулярным глубоководным исследованиям Мирового океана. Описать все открытия и собранные коллекции в нескольких строках просто невозможно. В 1809 году в трёх томах с атласом, включавшим 104 карты и гравированные картины, вышло сочинение под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях “Надежда” и “Нева”, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Вскоре мир смог прочитать его на английском, французском, немецком, голландском, шведском, итальянском и датском языках.
Наука и жизнь №5 за 1940 год
7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие. Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн — командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англофранцузской войне, был в Америке, Индии, Китае.
Капитан Лисянский (1773—1837) по окончании Морского корпуса плавял в Балтийском море, участвовал в войне со шведами в 1793—1800) ггч служил волонтером в английском флоге. В 1803—1806 гг. в чине капитана-лейтенанта, командуя кораблем «Нева*, совершил кругосветное плавание с Круаенштерном и основал в Аляске Ново-архангельский порт- Перевел на русский язик «Движение флотов* Джона Кларка (1803) и составил «Описание кругосветного путешествия» (1812), переведенное им же на англннекий язык.
Проект Крузенштерна
Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Нужна была неутомимая энергия, чтобы заинтересовать проектом царское правительство, и Крузенштерн этого добился.
Во время Великой Северной экспедиции (1733—1743), задуманной Петром I и проведенной под начальством Беринга, были посещены и присоединены к России громадные области в Северной Америке, получившие название Русской Америки.
Полуостров Аляску и Алеутские острова начали посещать русские промышленники, и слава о пушных богатствах этих мест проникла в Петербург. Однако сообщение с «Русской Америкой» в то время было крайне затруднительным. Ехали через Сибирь, путь держали на Иркутск, затем на Якутск и на Охотск. Из Охотска плыли на Камчатку и, дождавшись лета, через Берингово море — в Америку. Особенно дорого обходилась доставка необходимых для промысла припасов и корабельных снастей. Приходилось разрешать длинные женаты на части и поело доставки на место снова скреплять их; таж но поступали с ценямн для якорей, парусами.
В 1799 г. куппы объединились, чтобы создать крупный промысел под надзором доверенных приказчиков, которые постоянно жили иблши промысла. Возникла так называемая Русско-Американская компания. Однако прибыль от продажи мехов в значительной мере шла на покрытие дорожных издержек.
Проект Крузенштерна заключался в том. чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.
Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» — и зтого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента, При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.
Приготовления
Надо было приобрести корабли, так как в Россия подходящих для дальнего плавания судов но было- Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курлянцева.
Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.
Крузенштерну советовали взять В плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская.
Крузенштерн обратил особое внимание ил подготовку и сна-ряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцынготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии,
Утвердив экспедицию, царь решил использовать её для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторять попытку установления сношений с Японией, которую в то время русски о почти совершенно не знали: Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран се порты оставались закрытыми. Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения я довольно долгое время живших в ней.
После долгих приготовлений суда вышли в море.
Плавание к мысу Горн
Первая стоянка была в Копенгагене. В Копенгагенской обсерватории проверили приборы, были осмотрены также припасы.
Отойдя от берегов Дании, суда взяли курс на английский порт Фолмаут. Во время стоянки в Англии экспедиция приобрела добавочные астрономические приборы.
Из Англия суда направились на юг вдоль восточного берега Атлантического океана. 20 октября «Надежда« и «Нева» стали на рейде небольшого испанского города Санта-Крус, расположенного на острове Тенерифе.
Экспедиция запаслась продовольствием, пресной водой, вином. Моряки, гуляя по городу, видели нищету населения и были свидетелями произвола инквизиции. В своих записках Крузенштерн отметил:
«Для человеха свободомыслящего ужасно жить в таком мире, где злость инквизиции и неограниченное самовластие губернатора действуют в полной силе, росполая жизнью я смертью каждого гражданина».
Покинув Тенериф, экспедиция направилась к берегам Южной Америки. Во время плавания ученые проводили исследование температуры разных слоев воды. Было замечено интересное явление, так называемое «свечение моря».
Член экспедиции, естествоиспытатель Тилезиус установил, что свет давали мельчайшие организмы, которые во множестве находились в воде. Тщательно процеженная вода переставала светиться.
23 ноября 1803 г. суда перешли экватор, а 21 декабря зашли в португальские владения, к которым в то время относилась Бразилия, и бросили якорь у острова Екатерины. Необходимо было сделать ремонт мачты. Остановка позволила провести астрономические наблюдения в установленной на берегу обсерватории-Крузенштерн отмечает большие
природные богатства края, в частности древесными породами. Он насчитывает до 80 образцов ценных древесных пород, которыми можно было бы вести торговлю.
У берегов Бразилия произвели наблюдения над приливами и отливами, направлением морских течений, температурами воды на различных глубинах.
4 неделя тянулось плавание от острова Екатерины до мыса Горн. Экспедиции пришлось увидеть множество китов.
К берегам Камчатки и Японии
Около мыса Горн суда из-за бурной погоды вынуждены были разделиться. Место встречи было установлено у острова Пасхи или у острова Нукагива.
Благополучно обогнув мыс Горн, Крузенштерн взял курс на остров Нукагива и стал на якорь в порте Анны-Марии. Моряки встретили на острове двух европейцев — англичанина и француза, которые несколько лот прожили с островитянами. Островитяне привозили в обмен на старые металлические обручи кокосовые орехи, плоды хлебного дерева и бананы. Русские моряки посетили остров. Крузенштерн дает описание внешнего вида островитян, их татуировки, украшений, жилищ, останавливается на характеристике быта и общественных отношений.
«Нева» пришла к острову Нукагива с опозданием, так как Лисянский искал — «Надежду» около острова Пасхи. Лисянский также сообщает ряд интереснейших сведений о населении острога Пасхи, одежде жителей, жилищах, дает описание замечательных памятников, поставленных на берегу, о которых упоминал в своих записках еще Лаперуэ.
После отплытия от берегов о Нукагива экспедиция направилась к Гавайским островам. Там Крузенштерн предполагал запастись продовольствием, особенно свежим мясом, которого моряки давно не имели. Однако то, что предлагал Крузенштерн островитянам в обмен, их не удовлетворяло, так как пристававшие к Гавайским островам корабли часто завозили сюда европейские товары
Гавайские острова были тем пунктом путешествия, где корабли должны были разделиться. Отсюда путь «Надежды» шел на Камчатку и затем в Японию, а «Нева» должна была следовать к севеоо-западным берегам Америки. Встреча была наэначеча в Китае, в небольшом португальском порту Макао, где должны были быть проданы приобретенные меха. Корабли расстались.
14 июля 1804 г. «Надежда» вошла Авачинскую губу и бросила якорь у г. Петропавловска. В Петропавловске выгрузили привезенные для Камчатки товары. в также починили корабельные спасти, которые сильно износились во время длительного пути. На Камчатке основной пищей экспедиции была свежая рыба, которой, однако, не удалось запастись для дальнейшего плавания в виду дороговизны и отсутствия необходимого количества соли.
30 августа «Надежда» покинула Петропавловск, и направилась в Японию. Почти месяц прошел в плавании. 28 сентября моряки увидели берег острова Киу-Сиу (Кю-Сю). Направляясь к порту Нагасаки. Крузенштерн исследовал японские берега, имеющие множество заливов к островов. Ему удалось установить, что на морских картах того времени в ряде случаев берега Японии были нанесены неверно.
Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии русского посла. Однако моряки не получили разрешения съехать на берег. Вопрос о приеме посла должен был решить сам император, живший в Иеддо, поэтому пришлось ждать. Только через 1.5 месяца губернатор отвел на берегу определенное место, обнесенное забором, где моряки могли гулять. Еще позже, после неоднократных обращении Крузенштерна, губернатор отвел на берегу дом для посла.
Шли недели. Лишь 30 марта прибыл в Нагасаки представитель императора, которому было поручено вести переговоры с послом. При втором свидании уполномоченный сообщил, что японский император отказался подписать торговый договор с Россией и что русским судам не дозволяется заходить в японские порты. Японцы, привезенные на родину, все- таки, наконец, получили возможность покинуть «Надежду».
Обратно в Петропавловск
Проведя в Японии больше полугода, но почти ие съезжая с корабля, Крузенштерн все же сумел собрать некоторые сведения о населении этой почти неведомой в то время для европейцев страны.
Из Японии «Надежда» направилась обратно на Камчатку. Крузенштерн решил возвращаться другим путем — вдоль западных берегов Японии, почти не исследованных в то время европейцами. «Надежда» шла вдоль берегов острова Нипон (Хопсю). исследовала Сангарский пролив, прошла мимо западных берегов острова Иеесо (Хоккайдо). Достигнув северной оконечности
Иеесо. Крузенштерн увидел айнов, обитающих также в южной части Сахалина. В своих записках он дает описание физического облика айнов, их одежды, жилищ, занятий.
Следуя далее. Крузенштерн тщательно исследовал берега Сахалина. Однако продолжать путь к северной оконечности Сахалина ему помешало скопление льда. Крузенштерн решил зайти в Петропавловск. В Петропавловске посол с естествоиспытателем Лангсдорфом сошли с «Надежды», а Крузенштерн через некоторое время отправилел продолжать исследование берегов Сахалина. Достигнув северной оконечности острова, «Надежда» обогнула Сахалин и пошла вдоль его западного берега. В виду того, что приближался срок отбытия Я Китай. Крузенштерн решил возвратиться в Петропавловск, чтобы лучше подготовиться к совершению этой второй части плавании.
Из Петропавловска Крузенштерн отправил в Петербург составленные во Время путешествия карты и рисунки, чтобы они не пропали в случае несчастья, которое могло случиться по время обратного плавания. Во время пребывания на Камчатке Крузенштерн составил описание этой страны, дополняющее труды Крашенинникова и Шталлера.
Берега Петропавловска,- пишет между прочим Крузенштерн,- покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки, что представляет вид крайне отвратительный. По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, о коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома… Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода, кои показывали бы следы землевозделишения. Мы видели только 10 коров, пасущихся между домиками».
Таков был тогда Петропавловск-Камчатский. Крузенштерн указывает, что подвоз хлеба и соли почти не обеспечивал населения. Полученные в подарок в Японии соль и крупу Крузенштерн оставил для населения Камчатки.
Население Камчатки страдало также от цынги. Медицинская помощь почти отсутствовала, лекарств было недостаточно. Описывая бедственное состояние жителей Камчатки. Крузенштерн указывал на необходимость улучшения снабжения и на возможность развития там земледелия. Особенно отмечал он крайне тяжелое положение туземного населения — камчадалов, которых грабили и спаивали водкой русские скупщики пушнины.
Плавание в Китай
Закончив необходимые работы по ремонту такелажа и обновив запас продовольствия, Крузенштерн направился в Китай. Погода мешала проведению обычных исследований по определению местоположения острова. Кроме того, Крузенштерн торопился прибыть в Китай.
В бурную ночь «Надежда» прошла пролив у острова Формозы и 20 ноября стала на якорь в порту Макао.
В то время, когда Крузенштерн путешествовал с послом в Японию и исследовал берега Японии, Сахалина и Камчатки. «Нева» посетила острова Кадьяк и Ситху, где были расположены владения Русско- Американской компании. Лисянский завез туда необходимые припасы к затем направился в плавание вдоль берега северо-западной части Америки.
Лисянский записал большое количество сведений об индейцах и собрал целую коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года пропела «Нева» у берегов Америки. Лисянский опоздал к намеченному Крузенштерном сроку встречи, но зато «Нева» доотказа была нагружена ценными мехами, которые надо было везти в Китай.
При прибытии в Макао Крузенштерн узнал, что «Нева» еще не пришла. Он известил губернатора о цели своего прихода, но до прихода «Невы» «Надежде» было предложено уйти из Макао, где запрещалось стоять военным судам. Однако Крузенштерн сумел уговорить местные власти, заверив их, что скоро «Нева» придет с ценным грузом, который представляет интерес для китайской торговли.
«Нева» пришла 3 декабря с большим грузом мехов. Однако испросить позволения на вход обоих судов в гавань близ Кантона сразу не удалось, и Крузенштерн направился туда вместе с Лисянским на «Неве». Лишь после усиленных хлопот Крузенштерн получил это разрешение, обещав кулить большое количество китайских товаров.
Значительные трудности встретились и при продаже мехов, так как китайские купиы не решались вступать в торговые отношения с русскими, не зная, как на это посмотрит китайское правительство. Однако Крузеншерну при посредстве местной английской торговой конторы удалось найти китайского купца, который купил привезенный груз. Отгрузив меха, русские начали погрузку чая и других приобретенных китайских товаров, но в это время последовало запрещение их вывоза до получения разрешения из Пекина. Опять понадобились длительные хлопоты, чтобы получить это разрешение.
Возвращение на родину.
Результаты экспедиции
Экспедиция Крузенштерна сделала первую попытку установления морских торговых сношений с Китаем,— до этого русская торговля с Китаем велась сухим путем через Кяхту. Крузенштерн в своих записках охарактеризовал состояние тогдашней китайской торговли и указал пути, по которым могла бы развиваться торговля с русскими.
9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кантона и направились в обратный путь на родину. Этот путь лежал через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и дальше по хорошо известному европейцам маршруту.
19 августа 1806 г. «Надежда» подошла к Кронштадту. Там уже стояла «Нева», прибывшая несколько раньше. Путешествие, продолжавшееся три года, окончилось.
Путешествие Крузенштерна и Лисянского дало очень много нового для познания ряда областей земного шара. Произведенные исследования обогатили науку, был собран ценный материал, необходимый для развития мореплавания. Во время плавания систематически производились астрономические и метеорологические наблюдения, определялась температура разных слоев воды, делались промеры глубин. В период длительной стоянки в Нагасаки производились наблюдения над приливами и отливами.
Экспедиция провела работы по составлению новых карт и проверке старых. Д-р Тилезиус составил большой атлас, иллюстрирующий природу и население посещенных стран.
Чрезвычайно интересны наблюдения экспедиции над бытом жителей посещенных стран.
К путевым запискам Крузенштерна приложены чукотский и айнский словари, переданные ему поручиком Кошелевым и лейтенантом Давыдовым.
Необычайно интересны бытовые предметы, привезенные экспедицией с островов Тихого океана и из Северной Америки. Эти вещи были переданы в Музей этнографии Академии Наук. Записки Крузенштерна и Лисянского были изданы.
Кругосветное путешествие на «Надежде» и «Неве» вписало славную страницу в историю русского мореплавания.
Наука и жизнь №5 за 1940 год
Чтобы добраться сюда, требовалось много времени и сил. Царское правительство этот факт заботил, и в 1803 году решено было организовать длительное кругосветное путешествие (с заходом на Аляску). Это дало бы возможность доставить поселенцам необходимые для них предметы.
В плавание определили два корабля: «Надежда» и «Нева». Первым командовал Иван Фёдорович Крузенштерн, вторым — Юрий Фёдорович Лисянский.
К этому моменту у России было некоторое «отставание» в плане кругосветных экспедиций. И описываемое ниже событие с лихвой это отставание компенсировало, достойно войдя в историю мореплавания.
Русские корабли отплыли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Они двинулись по Балтике к Дании, а затем им следовало пройти мимо Канарских островов и добраться до берегов далёкой Бразилии. Иоганн Вейч, «Портрет И. Ф. Крузенштерна», около 1808 г.
Фото: ru.wikipedia.org
В этом путешествии произошло ещё одно небольшое, но знаменательное для нашего флота событие.
26 ноября 1803 года корабли экспедиции впервые в истории русского флота пересекли экватор.
«Надежда» и «Нева» проплыли вдоль побережья Южной Америки, обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Тут суда потеряли друг друга из виду. Тогда Лисянский направил «Неву» к острову Пасхи. Такая предварительная договорённость с Крузенштерном на всякий случай была.
«Надежду» удалось встретить возле Маркизских островов. Оттуда суда совместно двинулись в сторону Гавайского архипелага.
Далее экспедиция разделялась.
- Крузенштерн направился в сторону Камчатки (в Петропавловск), откуда ему после отдыха следовало плыть с дипломатической миссией в Японию.
- Лисянский поплыл в сторону острова Кадьяк, то есть к берегам Русской Америки.
До острова Лисянский добрался 14 июля 1804 года. Здесь русские моряки задержались почти на 14 месяцев. Портрет Ю. Ф. Лисянского
Фото: ru.wikipedia.org
«Нева» доставила русским колонистам в Америке много необходимых вещей. Экипаж русского судна участвовал в восстановлении крепости на острове Ситка. После этого крепость назвали Новоархангельской, и она стала центром Русской Америки.
Кроме того, экипаж «Невы» проводил множество исследований побережья русских владений, благодаря чему была составлена подробнейшая карта изученных мест.
Лишь в сентябре 1805 года, запасшись ценной на мировых рынках пушниной, «Нева» отправилась через океан в Китай, в порт Кантон.
С Крузенштерном удалось соединиться в Южном Китае, в городе Макао. Здесь мореплаватели провели 2 месяца, и результатом этого явилось укрепление дипломатических и торговых отношений между Россией и Китаем. Далее корабли отправились к берегам Родины. Шлюп «Надежда» в штормовую погоду
Фото: ru.wikipedia.org
Путь этот проходил мимо мыса Доброй Надежды. И тут суда вновь потеряли друг друга из виду.
Лисянский принимает решение идти в одиночку прямо к Англии, не заходя ни в какие порты для отдыха, либо пополнения провизии.
Этот участок путешествия занял 142 дня и явился поистине уникальным моментом в истории мореплавания.
«Нева» сделала остановку лишь в английском Портсмуте. Здесь судно задержалось на две недели, а затем вышло на финальный отрезок своего удивительного путешествия.
В Кронштадт корабль Лисянского прибыл 5 августа 1806 года.
То есть кругосветная экспедиция русских моряков длилась три года без двух дней!
Самым важным результатом первой русской кругосветной экспедиции явилось детальное изучение таинственных берегов Русской Америки и целой группы островов близ американского побережья. Эти исследования позволили появиться новому направлению в мировой науке — океанографии.
Синим обозначен маршрут «Надежды», красным — «Невы»Фото: ru.wikipedia.org
После возвращения на Родину Лисянский получил чин капитана 2-го ранга. Ещё во время путешествия он стал систематизировать свои путевые заметки, чтобы в будущем оформить их в большую обстоятельную книгу.
Впрочем, по разным причинам выход книги задержался. Она появилась лишь в 1812 году, причём издана была на средства самого автора.
Умер Юрий Фёдорович Лисянский в 1837 году, в возрасте 64 лет. Его именем назван небольшой необитаемый остров в Тихом океане, открытый в 1805 году.
17 августа 1806 года – шлюп «Нева» под командованием Юрия Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное плавание, которое продлилось чуть более трёх лет. По повелению Александра I была выбита особая медаль для всех участников путешествия.
7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие.
Иван Федорович Крузенштерн
Проект Крузенштерна
Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн — командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англо-французской войне, был в Америке, Индии, Китае. Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Он заключался в том, чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских (Аляска) сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.
Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» — и этого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента. При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.
Приготовления
Надо было приобрести корабли, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курляндцева.
Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.
Крузенштерну советовали взять в плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская. Крузенштерн обратил особое внимание на подготовку и снаряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцинготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии.
Карта первого русского кругосветного путешествия
Утвердив экспедицию, царь решил использовать ее для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторить попытку установления сношений с Японией, которую в то время русские почти совершенно не знали. Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран ее порты оставались закрытыми. Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения и довольно долгое время живших в ней.
Плавание к мысу Горн.
Первая стоянка была в Копенгагене, где в обсерватории проверили приборы. Отойдя от берегов Дании, суда взяли курс на английский порт Фолмаут. Во время стоянки в Англии экспедиция приобрела добавочные астрономические приборы.
Юрий Федорович Лисянский
Из Англии суда направились на юг вдоль восточного берега Атлантического океана. 20 октября «Надежда» и «Нева» стали на рейде небольшого испанского города Санта-Крус, расположенного на острове Тенерифе. Экспедиция запаслась продовольствием, пресной водой, вином. Моряки, гуляя по городу, видели нищету населения и были свидетелями произвола инквизиции. В своих записках Крузенштерн отметил: «Для человека свободомыслящего ужасно жить в таком мире, где злость инквизиции и неограниченное самовластие губернатора действуют в полной силе, располагая жизнью и смертью каждого гражданина».
Покинув Тенериф, экспедиция направилась к берегам Южной Америки. Во время плавания ученые проводили исследование температуры разных слоев воды. Было замечено интересное явление, так называемое «свечение моря». Член экспедиции, естествоиспытатель Тилезиус установил, что свет давали мельчайшие организмы, которые во множестве находились в воде. Тщательно процеженная вода переставала светиться.
23 ноября 1803 г. суда перешли экватор, а 21 декабря зашли в португальские владения, к которым в то время относилась Бразилия, и бросили якорь у острова Екатерины. Необходимо было сделать ремонт мачты. Остановка позволила провести астрономические наблюдения в установленной на берегу обсерватории. Крузенштерн отмечает большие природные богатства края, в частности древесными породами. Он насчитывает до 80 образцов ценных древесных пород, которыми можно было бы вести торговлю. У берегов Бразилии произвели наблюдения над приливами и отливами, направлением морских течений, температурами воды на различных глубинах.
Шлюп «Надежда» у берегов Южной Америки
К берегам Камчатки и Японии
Около мыса Горн суда из-за бурной погоды вынуждены были разделиться. Место встречи было установлено у острова Пасхи или у острова Нукагива. Благополучно обогнув мыс Горн, Крузенштерн взял курс на остров Нукагива и стал на якорь в порте Анны-Марии. Моряки встретили на острове двух европейцев — англичанина и француза, которые несколько лет прожили с островитянами. Островитяне привозили в обмен на старые металлические обручи кокосовые орехи, плоды хлебного дерева и бананы. Русские моряки посетили остров. Крузенштерн дает описание внешнего вида островитян, их татуировки, украшений, жилищ, останавливается на характеристике быта и общественных отношений. «Нева» пришла к острову Нукагива с опозданием, так как Лисянский искал «Надежду» около острова Пасхи. Лисянский также сообщает ряд интереснейших сведений о населении острова Пасхи, одежде жителей, жилищах, дает описание замечательных памятников, поставленных на берегу, о которых упоминал в своих записках еще Лаперуз.
После отплытия от берегов о. Нукагива экспедиция направилась к Гавайским островам. Там Крузенштерн предполагал запастись продовольствием, особенно свежим мясом, которого моряки давно не имели. Однако то, что предлагал Крузенштерн островитянам в обмен, их не удовлетворяло, так как пристававшие к Гавайским островам корабли часто завозили сюда европейские товары.
Гавайские острова были тем пунктом путешествия, где корабли должны были разделиться. Отсюда путь «Надежды» шел на Камчатку и затем в Японию, а «Нева» должна была следовать к северо-западным берегам Америки. Встреча была назначена в Китае, в небольшом португальском порту Макао, где должны были быть проданы приобретенные меха. Корабли расстались.
Шлюп «Надежда»
14 июля 1804 г. «Надежда» вошла в Авачинскую губу и бросила якорь у г. Петропавловска. В Петропавловске выгрузили привезенные для Камчатки товары, а также починили корабельные снасти, которые сильно износились во время длительного пути. На Камчатке основной пищей экспедиции была свежая рыба, которой, однако, не удалось запастись для дальнейшего плавания в виду дороговизны и отсутствия необходимого количества соли.
30 августа «Надежда» покинула Петропавловск и направилась в Японию. Почти месяц прошел в плавании. 28 сентября моряки увидели берега острова Киу-Сиу (Кю-Сю). Направляясь к порту Нагасаки, Крузенштерн исследовал японские берега, имеющие множество заливов и островов. Ему удалось установить, что на морских картах того времени в ряде случаев берега Японки были нанесены неверно.
Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии русского посла. Однако моряки не получили разрешения съехать на берег. Вопрос о приеме посла должен был решить сам император, живший в Иеддо, поэтому пришлось ждать. Только через 1,5 месяца губернатор отвел на берегу определенное место, обнесенное забором, где моряки могли гулять. Еще позже, после неоднократных обращений Крузенштерна, губернатор отвел на берегу дом для посла.
Лишь 30 марта прибыл в Нагасаки представитель императора, которому было поручено вести переговоры с послом. При втором свидании уполномоченный сообщил, что японский император отказался подписать торговый договор с Россией и что русским судам не дозволяется заходить в японские порты. Японцы, привезенные на родину, все-таки, наконец, получили возможность покинуть «Надежду».
Обратно в Петропавловск
Из Японии «Надежда» направилась обратно на Камчатку. Крузенштерн решил возвращаться другим путем — вдоль западных берегов Японии, почти не исследованных в то время европейцами. «Надежда» шла вдоль берегов острова Нипон (Хопсю), исследовала Сангарский пролив, прошла мимо западных берегов острова Иессо (Хоккайдо). Достигнув северной оконечности Иессо, Крузенштерн увидел айнов, обитающих также в южной части Сахалина. В своих записках он дает описание физического облика айнов, их одежды, жилищ, занятий.
Следуя далее, Крузенштерн тщательно исследовал берега Сахалина. Однако продолжать путь к северной оконечности Сахалина ему помешало скопление льда. Крузенштерн решил зайти в Петропавловск. В Петропавловске посол с естествоиспытателем Лангсдорфом сошли с «Надежды», а Крузенштерн через некоторое время отправился продолжать исследование берегов Сахалина. Достигнув северной оконечности острова, «Надежда» обогнула Сахалин и пошла вдоль его западного берега. В виду того, что приближался срок отбытия в Китай, Крузенштерн решил возвратиться в Петропавловск, чтобы лучше подготовиться к совершению этой второй части плавания.
Из Петропавловска Крузенштерн отправил в Петербург составленные во время путешествия карты и рисунки, чтобы они не пропали в случае несчастья, которое могло случиться во время обратного плавания.
«Берега Петропавловска,— пишет Крузенштерн,— покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки, что представляет вид крайне отврати-тельный. По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, в коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома… Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода, кои показывали бы следы землевозделывания. Мы видели только 10 коров, пасущихся между домиками».
Таков был тогда Петропавловск-Камчатский. Крузенштерн указывает, что подвоз хлеба и соли почти не обеспечивал населения. Полученные в подарок в Японии соль и крупу Крузенштерн оставил для населения Камчатки.
Население Камчатки страдало также от цинги. Медицинская помощь почти отсутствовала, лекарств было недостаточно. Описывая бедственное состояние жителей Камчатки, Крузенштерн указывал на необходимость улучшения снабжения и на возможность развития там земледелия. Особенно отмечал он крайне тяжелое положение туземного населения — камчадалов, которых грабили и спаивали водкой русские скупщики пушнины.
Плавание в Китай
Закончив необходимые работы по ремонту такелажа и обновив запас продовольствия, Крузенштерн направился в Китай. Погода мешала проведению обычных исследований по определению местоположения острова. Кроме того, Крузенштерн торопился прибыть в Китай.
В бурную ночь «Надежда» прошла пролив у острова Формозы и 20 ноября стала на якорь в порту Макао. В то время, когда Крузенштерн путешествовал с послом в Японию и исследовал берега Японии, Сахалина и Камчатки, «Нева» посетила острова Кадьяк и Ситху, где были расположены владения Русско-Американской компании. Лисянский завез туда необходимые припасы и затем направился в плавание вдоль берега северо-западной части Америки.
Лисянский записал большое количество сведений об индейцах и собрал целую коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года провела «Нева» у берегов Америки. Лисянский опоздал к намеченному Крузенштерном сроку встречи, но зато «Нева» до отказа была нагружена ценными мехами, которые надо было везти в Китай.
При прибытии в Макао Крузенштерн узнал, что «Нева» еще не пришла. Он известил губернатора о цели своего прихода, но до прихода «Невы» «Надежде» было предложено уйти из Макао, где запрещалось стоять военным судам. Однако Крузензенштерн сумел уговорить местные власти, заверив их, что скоро «Нева» придет с ценным грузом, который представляет интерес для китайской торговли.
«Нева» пришла 3 декабря с большим грузом мехов. Однако испросить позволения на вход обоих судов в гавань близ Кантона сразу не удалось, и Крузенштерн направился туда вместе с Лисянским на «Неве». Лишь после усиленных хлопот Крузенштерн получил это разрешение, обещав купить большое количество китайских товаров.
Значительные трудности встретились и при продаже мехов, так как китайские купцы не решались вступать в торговые отношения с русскими, не зная, как на это посмотрит китайское правительство. Однако Крузенштерну при посредстве местной английской торговой конторы удалось найти китайского купца, который купил привезенный груз. Отгрузив меха, русские начали погрузку чая и других приобретенных китайских товаров, но в это время последовало запрещение их вывоза до получения разрешения из Пекина. Опять понадобились длительные хлопоты, чтобы получить это разрешение.
Возвращение на родину. Результаты экспедиции.
Монета «Шлюп «Нева»
Экспедиция Крузенштерна сделала первую попытку установления морских торговых сношений с Китаем,— до этого русская торговля с Китаем велась сухим путем. Крузенштерн в своих записках охарактеризовал состояние тогдашней китайской торговли и указал пути, по которым могла бы развиваться торговля с русскими. 9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кантона и направились в обратный путь на родину. Этот путь лежал через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и дальше по хорошо известному европейцам маршруту. 17 августа 1806 г. «Надежда» подошла к Кронштадту. Там уже стояла «Нева», прибывшая несколько раньше. Путешествие, продолжавшееся три года, окончилось. Путешествие Крузенштерна и Лисянского дало очень много нового для познания ряда областей земного шара. Произведенные исследования обогатили науку, был собран ценный материал, необходимый для развития мореплавания. Во время плавания систематически производились астрономические и метеорологические наблюдения, определялась температура разных слоев воды, делались промеры глубин. В период длительной стоянки в Нагасаки производились наблюдения над приливами и отливами, Экспедиция провела работы по составлению новых карт и проверке старых. Д-р Тилезиус составил большой атлас, иллюстрирующий природу и население посещенных стран.
Необычайно интересны бытовые предметы, привезенные экспедицией с островов Тихого океана и из Северной Америки. Эти вещи были переданы в Музей этнографии Академии Наук. Записки Крузенштерна и Лисянского были изданы. Кругосветное путешествие на «Надежде» и «Неве» вписало славную страницу в историю русского мореплавания.
По материалам: http://azbukivedi-istoria.ru/
24 августа 1846 года скончался русский мореплаватель Иван Фёдорович Крузенштерн, возглавивший первое русское кругосветное путешествие
Имя русского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна известно каждому жителю нашей страны не потому, что о нём вспоминает кот Матроскин, рассказывая о своей бабушке, которая плавала на пароходе с таким названием. Крузенштерн – это символ морской романтики, пионер дальнего плавания, человек, который первым гордо пронёс русский военно-морской флаг через все океаны планеты.
Дорога к морю
Наш герой родился 19 ноября 1770 года в семье обрусевшего немецкого дворянина. В те времена для мальчика, мечтавшего о море, путь был один – в Морской кадетский корпус. Правда, учиться долго не пришлось, так как в 1788 году разгорелась очередная война со шведами. Только что испечённый 18-летний мичман сразу принял боевое крещение: будущий флотоводец участвовал в Гогландском сражении на корабле «Мстислав», затем были и другие победные сражения в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле.
Крузенштерн и Лисянский на мостике
Источник: agesmystery.ru
Вскоре Ивана Фёдоровича производят в лейтенанты и в 1793 году отправляют в числе 12 лучших молодых флотских офицеров на стажировку в Англию. Крузенштерн в королевском флоте шесть лет набирался опыта у лучших моряков мира. За эти годы он успел побывать в Северной Америке, Индии, Китае, познакомиться со многими выдающимися людьми мира (в том числе, по одной из версий, с первым президентом США Джорджем Вашингтоном). Но самое главное – смог выявить караванные пути, которые помогли бы России развивать торговлю с восточными государствами.
В 1799 году в Россию вернулся опытный капитан, который сразу предложил императору провести исследовательскую экспедицию. Павла I проект не заинтересовал, а вот его сын Александр I через три года принял решение о реализации задумки. Крузенштерн на деле хотел доказать, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю намного быстрее и дешевле, чем по суше через Сибирь. Был ещё один момент, который также был выгоден России: все товары продавать в Макао, а не в Европе. Крузенштерн был мореплавателем, и его не очень интересовали барыши, но нужна была мощная финансовая поддержка для осуществления мечты – кругосветного путешествия. Такую поддержку оказала ему Российско-Американская компания. Воплощению в жизнь этих планов благоприятствовало и то, что новый император Александр I стал пайщиком Российско-Американской компании.
Во славу русского флота
Крузенштерн сделал всё, чтобы его экспедиция стала не делом частной компании, а делом государственной важности. Корабли экспедиции вышли в плавание под защитой Андреевского стяга. Проект утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, а капитан-лейтенант Крузенштерн был назначен руководителем экспедиции. Капитаном другого судна был назначен капитан-лейтенант Юрий Лисянский, друг Ивана Фёдоровича, ездивший вместе с ним в Англию.
Знаменитый парусник названный в честь Крузенштерна
Источник: pinterest.ru
Вскоре из Англии пришли корабли. Это были два шлюпа: большой в 450 тонн был назван «Надежда», а малый в 370 тонн – «Нева».
Среди задач экспедиции было и поручение доставить в Японию первое русское посольство. Послом стал сам директор Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов.
7 августа 1803 года состоялось отплытие кораблей из Кронштадта, а уже 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. После мыса Горн корабли разъединились. «Надежда» пошла на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку и в Макао. «Нева» сразу пошла в Русскую Америку, а оттуда с грузом мехов – в Макао. В Макао корабли соединились и через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулись в Кронштадт.
Возвращение
Все задачи кругосветной экспедиции были выполнены. Участников встретили с почётом. Крузенштерн приступил к подробному описанию плавания, систематизировал результаты исследований и наблюдений. В 1811 году он назначается на пост инспектора классов Морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Фёдорович оказал в подготовке последующих кругосветных путешествий, которые был совершены О.Е. Коцебу в 1815-1818 году, экспедициями Беллинсгаузена – Лазарева (1819-1821) и Станюковича – Литке (1826-1829).
Иван Федорович Крузенштерн
Источник: 24smi.org
В 1818 году Крузенштерн ушёл в бессрочный отпуск для составления «Атласа Южного моря» с приложением географических записок. В 1827 году Иван Фёдорович был назначен директором Морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета. Под его руководством кадетский корпус поднялся на новый качественный уровень. А накануне смерти прославленный адмирал стал одним из создателей Императорского Русского географического общества, основанного в 1845 году.
Сегодня память о великом мореплавателе сохраняют пролив между островами Курильской гряды и большой парусный барк «Крузенштерн», являющийся учебным парусным судном и постоянно совершающий трансатлантические и кругосветные экспедиции. В 1963 году известный бард Александр Городницкий во время плавания на этом паруснике сочинил песню «Паруса “Крузенштерна”», ставшую гимном барка: «Под северным солнцем неверным, под южных небес синевой всегда паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой».
Обложка: calend.ru
Смотрите также:
Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота
Как купцы стали хозяевами Русской Америки
Открытие Антарктиды. Как русские моряки теорию Ломоносова подтверждали
Поморы. Кто сделал Север русским
Первооткрыватель Центральной Азии. Николай Пржевальский
Раздел: История географии
В 1803-1806 гг. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский (украинец по происхождению) на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории Российской империи кругосветное путешествие. Они должны были найти самый короткий путь для торговых связей между русскими портами на Балтийском море и Аляской, которую тогда называли Русской Америкой.
Плавание началось в 1803 г. из порта Кронштадт, который находится на Балтийском море. В Атлантическом океане впервые в истории русского флота экспедиция пересекла линию экватора. Во время продолжительной остановки для ремонта судна «Нева» на побережье Бразилии моряки увидели, что там торгуют рабами, привезёнными из Африки. Со временем экспедиция направилась на юг и через Южную Америку вышла в Тихий океан. Корабли побывали на островах Пасхи, Маркизских, Гавайских, Сахашне, полуострове Камчатке. Исследователи собрали большой материал о природе островов Тихого океана и их населении, обозначили на карте многочисленные географические объекты. В приэкваториальной части Тихого океана мореплаватели заметили сильное морское течение, которое поворачивало воды в новом направлении.
В русских владениях в Северной Америке экипаж судна «Нева» пробыл более года, помогая колонистам предотвращать набеги индианцев. Загрузив трюмы мехами, корабль отплыл к берегам Китая. Однажды судно «село» на мель вблизи Гавайских островов.
Здесь исследователи нашли и нанесли на карту небольшой остров, который получил имя Лисянского, и риф, названный позднее в честь Крузенштерна. Достигнув Китая, русские выгодно продали меха и закупили местные товары. Кроме того, они собрали ценные сведения об этой стране. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В продолжение экспедиции путешественники не только совершили географические открытия, но и удалили с карты несуществующие объекты, определили температуру воды, её прозрачность и цвет, наблюдали за приливами и отливами в некоторых районах Мирового океана.
Первое в Российской империи кругосветное путешествие возглавляли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский в начале XIX в. Последний из них был родом из Украины.
На этой странице материал по темам:Краткий маршрут экспедиции крузенштерна и лисянского
Маршрут крузенштерна и лисянского
Иван крузенштерн и юрий лисянский открытия (кратко)
Доклад на тему первое русское кругосветное путешествие
Первое кругосветное путешествие крузенштерна кратко
Как осуществлялась первая русская кругосветная экспедиция?
Какое значение имела первая русская кругосветная экспедиция для развития географии?
В биографиях Юрия Федоровича Лисянского и Павла Степановича Нахимова есть некоторые сходства.
Из их биографий мы можем немного узнать об их происхождении.
Например, Евгений Тарле в своем биографическом труде Нахимова почти не затрагивает этот вопрос.
Однако мы видим Википедию: Павел Степанович Нахимов родился 5 июля 1802 года в селе Городок Вязьмского уезда Смоленской губернии.Он был седьмым из 11 детей бедного помещика майора — Степана Михайловича Нахимова и Феодосии Ивановны Нахимовой (урожденной Козловской). Помимо Павла, у его родителей было еще четверо сыновей — Николай, Платон, Иван и Сергей. Все братья Нахимовы были профессиональными моряками.
С 1404 по 1514 год Смоленск входил в состав Великого княжества Литовского.
С 1514 по 1614 год Смоленская принадлежность менялась. В это время возникла Речь Посполитая (Содружество) (Люблинский союз, 1569 г.).
Как отмечает Википедия, характеризуя один из исторических эпизодов, связанных с судьбой Смоленска, однако, московские власти вскоре начали обременять некоторых знатных смоленчан, привыкших к литовским свободам.
Можно предположить, что происхождение Павла Степановича Нахимова связано с историей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Книга И. Фирсова «Лисянский» (2002), например, о биографии Юрия Федоровича Лисянского.
Для краткости перейдем к Википедии.
Он родился в Нежине в семье протоиерея Нежинского храма Иоанна Богослова Федора Герасимовича (1735-1803) и его жены Фотины Осиповны. Крестным отцом был профессиональный переписчик полка Нежинского полка Иван Романовский.
Ю. Ф. Лисянский принадлежал к украинскому казачьему роду Лисянских. Лисянские были потомками некоего польского дворянства Стефана Лисянского, который в 17 веке, сбежавший из крымского плена, вступил в Лубенский казачий полк.У его внука Герасима Лисянского было три сына: Демьян, Федор и Иван, из которых Демьян и Иван занимали должности в Нежинском казачьем полку в соответствии с семейной традицией. Федор также начал службу в полковой канцелярии Прилуцкого полка, но затем выбрал духовную карьеру … Благодаря покровительству земляка графа Безбородько он [Федор] устроил сыновей, Анания и Юрия, в военно-морской флот. Кадетский корпус.
Итак (предположительно) происхождение Лисянского и Нахимова связано с Великим княжеством Литовским и с Речью Посполитой (Содружество).Мы будем считать это первым биографическим совпадением.
После многих исторических событий Великое княжество Литовское исчезло с политической карты.
Судьба многих его жителей была типичной.
Например, в биографии Гоголя-Яновского мы видим движение многих его родственников в ряды духовенства. Судьба многих родственников Лисянского была похожей.
Трудно сказать что-то конкретное в этой работе о родственниках Нахимовых в этой связи.
Второе биографическое совпадение состоит в том, что Лисянский и Нахимов учились в военно-морском кадетском корпусе.
Из биографий Юрия Лисянского следует, что во время учебы он никогда не возвращался домой. Связи, связывающие его с домом, с его родиной, фактически разорваны. Его отец специально сделал это? Или это произошло из-за стечения обстоятельств и отсутствия средств?
Мы находим нечто похожее в биографии Нахимова. … Он не знал никакой жизни, кроме морской службы, и не хотел этого и просто отказывался признавать возможность существования не на военном корабле или в военном порту.Из-за нехватки времени и слишком большой озабоченности морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться. Он был фанатиком морских дел, по единодушным отзывам очевидцев и наблюдателей (Евгений Тарле Нахимов).
Затем начинаются биографические различия.
Лисянский жил в эпоху Екатерины II, Павла I и Александра I. В 1793-1799 годах он проходил военную подготовку на кораблях английского флота. Он также принимал участие в боевых действиях этого флота, много путешествовал по Северной Америке, Южной Африке, Индии, а также Западной Индии.Во время своего пребывания в Филадельфии (США) он встретился с президентом Джорджем Вашингтоном. Он высоко оценил Бенджамина Франклина, с которым, судя по его письмам и воспоминаниям, он был лично знаком. (Википедия).
Большая часть деятельности Павла Степановича Нахимова была во времена правления Николая I.
Нахимов был в «команде» великого адмирала М.П. Лазарев, добившийся всемирной известности благодаря великим экспедициям и победе в Наваринской битве (1827).
В этой «команде» под руководством адмирала Лазарева Нахимов продолжил карьеру.
Затем снова вы можете найти сходство в биографиях — великих, всемирно известных достижений.
Лисянский совершает первый кругосветный рейс под российским флагом с визитом на Аляску. («В 1803-1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях« Надежда »и« Нева »совершили первую кругосветную экспедицию в истории русского флота.« Википедия »). Лисянский первым завершил экспедицию. Он первым прибыл в Кронштадт, опередив Крузенштерн примерно на две недели.
Нахимов организовал всемирно известную 349-дневную оборону Севастополя в 1854-1855 годах. (Может быть, точнее сказать — участвовал в организации).
Итак, оба покрыли себя вечной славой.
Далее, различия начинаются снова.
В 1955 году Нахимов был смертельно ранен на Малахов кургане.
После нескольких лет службы Лисянский ушел в отставку, написал книгу о кругосветном путешествии и опубликовал ее. Затем он перевел книгу на английский и опубликовал в Англии.Книга была быстро распродана.
Далее Лисянский женился (1807).
Его здоровье постепенно ухудшалось. Лисянский умер в 1837 году в возрасте 63 лет.
Однако, кто-то может найти сходство дальше.
Какова была судьба Аляски, которую Лисянский посетил в 1804 году во время кругосветного плавания (Лисянский участвовал в битве при Ситке)?
Удалось ли Нахимову защитить Севастополь? Победила ли Россия в Крымской войне (1853-1856)?
Немного отступив от темы, можно отметить, что в сталинскую эпоху многие известные люди, происхождение которых было связано с Великим княжеством Литовским и Содружеством, не только достигли личного успеха, но и достигли в результате успехов для Родины.
Резюмируя краткое сравнение биографий Лисянского и Нахмова, можно сделать следующие выводы.
Оба они сосредоточились на морской службе, что привело к определенному разрыву в связи с домом, с их родными местами.
Перерыв с домом привел к некоторой социальной дезадаптации, которая менее заметна в биографии Лисянского (он служил в Королевском флоте (британский флот), встречал замечательных людей, много путешествовал).
Оба достигли выдающихся результатов, которые, однако, не были полностью приняты империей.
Оба занимают достойное место в российской и мировой истории.
Ряд географических объектов назван в честь Лисянского.
3 октября 2019 г. 10:25
Перевод с русского на английский: 3 октября 2019 г. 22:03.
-.
19 ноября 2017 года исполняется 247 лет со дня рождения Ивана Федоровича Крузенштерна (родился в семье Адама Иоганна Риттера фон Крузенштерна) (1770-1846), штурмана, руководителя первой российской кругосветной экспедиции, впоследствии директор военно-морского кадетского корпуса и автор первых научных работ по морскому делу. Его беспрецедентный вклад в развитие российского флота — все это в электронных копиях изданий, доступных на сайте Президентской библиотеки.
Одна из этих книг под названием «Русские путешествия по миру». От Крузенштерна до «Седова» (2014) написано потомком известного моряка Алексея Крузенштерна, который высказался в пользу острой необходимости российских «кругосветных плаваний» так: «Феномен великих географических открытий и кругосветных путешествий». Мировые путешествия не могут быть объяснены без учета специфики определенной эпохи. Европа переживала поворотный момент, и на исторической арене должны были наступить новые времена.Эпоха модернизации зреет в глубине, отмечается драматическими потрясениями, разрушением традиционных представлений о мире и выдающимися достижениями человеческого духа. <…> Европа начала открывать и покорять американскую и азиатскую вселенные ».
Более точную информацию о жизни Ивана Федоровича можно также найти в электронном экземпляре книги. Выросший на окраине города Ревель (в настоящее время Таллинн, Эстония), он происходил из прибалтийско-германской знати, которая довольно долго находилась на русской службе.Он получил образование дома и в школе в Ревель Кирхен. В 15 лет Крузенштерн был принят в Кронштадтский военно-морской корпус, но из-за войны со Швецией его преждевременно освободили для участия в боевых действиях.
В 1793 году 22-летний лейтенант Иван Крузенштерн отправился «изучать морское дело по-настоящему» в Англию среди лучших молодых офицеров. Лисянский, Головнин, Беллинсгаузен и другие, которые впоследствии стали известными капитанами и которые принесли много пользы их Отечеству, были между ними.Иван Федорович плавал на берегах Северной Америки, Антильских островов, в Индию и даже в южный Китай на английских судах, но все чаще думал о своей собственной экспедиции. Он был очень обеспокоен тем фактом, что «все страны мира торгуют на морях по всему миру, и только Россия исключена из их количества, и, в конце концов, Россия так хорошо расположена для внешней торговли». Крузенштерн представил свое первое предложение о кругосветном путешествии по возвращении на родину в 1799 году.Штурман предложил регулярно отправлять корабли в северную часть Тихого океана, чтобы защитить наши колонии и снабдить их всем необходимым: «Даже хлеб — одна из этих потребностей; потому что нет никакого сельского хозяйства ни на Алеутских островах, ни на побережье Америки ». Как известно, русские были первыми европейцами, которые основали поселения на северо-западном побережье Америки, вдоль которых ловил морской зверь и развивалась торговля. Проект был представлен в Адмиралтейство, но был отклонен.
Электронная копия фундаментальной работы Крузенштерна под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах» на кораблях «Надежда» и «Нева», доступная на сайте Президентской библиотеки, содержит все подробности об этой знаменитой экспедиции. Только в 1802 году, в начале правления императора Александра I, колеса корпуса были приведены в движение. В этом большой вклад внесли адмирал Николай Мордвинов и глава российско-американской компании граф Николай Румянцев.Компания активно развивалась и нуждалась в дополнительной поддержке со стороны государства.
Инициаторам «кругосветного плавания» удалось доказать царю, что снабжение колоний выгодно только в том случае, если предоставляется сообщение по морю. «До этого все самое необходимое обеспечение доставлялось через Якутск в Охотск на суше, для чего ежегодно использовалось более 4000 лошадей, поэтому они поднимали цены на все, а в Охотске — до крайности. Так, например, 35 фунтов.мешок ржаной муки там стоит 8 рублей, тогда как в европейской части России он продавался по 40 или 50 копеек. Перевозка якорей и канатов казалась абсолютно невозможной… »
На этот раз проект был одобрен. Крузенштерн был назначен командиром экспедиции, для которой были назначены два шлюпа — «Надежда» и «Нева». Юрий Федорович Лисянский был назначен помощником Крузенштерна и командиром второго шлюпа: «Я был бы очень рад служить вместе с вами…» Подробные рекомендации, маршруты и ожидания моряков описаны в рукописном документе под названием «Инструкция Главного совета Российско-Американская рота начальнику первой русской кругосветной экспедиции лейтенант-командир И.Ф. Крузенштерн доступен на сайте Президентской библиотеки.
Во время экспедиции на борту обоих парусников во время экспедиции могло случиться что угодно, кроме сокрушительных штормов, иногда рвущих паруса. «Чем дольше длилось путешествие, — как мы можем прочитать в богато иллюстрированной книге« Русские путешествия по миру ». От Крузенштерна до «Седова» — блюда стали более пористыми. Мы ели солонину три раза в неделю. Иногда пойманный тунец или скумбрия стали очень удачным дополнением к столу.”
Тем не менее, даже в таких суровых условиях участникам экспедиции необходимо было, помимо выживания, провести триангуляционное обследование, сделать записи в личных дневниках наблюдений, чтобы помочь взятым на борт натуралистам. Крузенштерн отвечал за весь шлюп и команду, контролировал навигационные и астрономические наблюдения, и в целом провел обширную научную работу. Все это можно прочитать в электронном экземпляре издания Admiral I. F. Krusenstern. Первый русский навигатор в мире.
Три года спустя Крузенштерн вернулся из кругосветного плавания «с богатым уловом научной информации». На карте мира появились новые острова, проливы, рифы, бухты. Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и обнаружить противоток между этесскими ветрами в Атлантическом и Тихом океанах. И в России, и за рубежом Крузенштерн заслуженно считался лучшим гидрографом Тихого океана. Доклад руководителя экспедиции был переведен на европейские языки и, помимо специалистов, также стал доступен широкой читающей публике.В результате по количеству поисковых рейсов в первой половине XIX века ни Британия, ни Франция, ни Голландия не могли сравниться с Россией.
Последние 16 лет службы Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса, прокладывая новые пути в этой области. С ним были введены новые дисциплины, библиотека была расширена, и с разрешения императора был создан специальный класс офицеров для наиболее способных курсантов. Получив возможность работать в этом направлении, Крузенштерн прославил российский флот целым рядом «драгоценных произведений, признанных всем образованным миром, достойных полного внимания.«Российский флот теперь получил отечественную учебную литературу, которая используется в наше время.
Как современники, так и последователи Крузенштерна ценили его за огромный вклад в мировую науку, но не менее за его выдающиеся человеческие качества. Сбор средств на памятник, установленный напротив Морского кадетского корпуса в ознаменование столетия со дня рождения Крузенштерна, стал настоящим подтверждением этого. Это лучший в истории памятник военно-морскому командующему России — по мнению моряков разных поколений.Так Иван Крузенштерн вернулся в свой родной военно-морской кадетский корпус — в настоящее время в Военный институт Военно-учебного и научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» — и стоит на Набережная Невы, как будто он провожает новых и новых поколений выпускников русских моряков.
,7 августа 2017 года исполняется 214 лет со дня первого в России кругосветного плавания. Президентская библиотека размещает на своем сайте электронные копии документов по истории экспедиции, которая начиналась из Кронштадта на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна. В его знаменитом Путешествии по миру в 1803, 4, 5 и 1806 гг.На кораблях «Надежда» и «Нева». Часть 1 издания Крузенштерна за 1809-1812 годы подробно описывает последовательность событий и анализирует ход и результаты экспедиции.
Выпускник Военно-морского кадетского корпуса 1788 года, у которого уже была возможность принять участие в нескольких сражениях на Балтике, И. Ф. Крузенштерн долгое время вырабатывал план первого российского кругосветного путешествия , Он не был удовлетворен тем, что Россия даже не пытается конкурировать с иностранным торговым флотом в морях и океанах, упуская при этом огромную прибыль.Будучи настоящим патриотом России, Иван Федорович считал обязанностью последующих поколений продолжать развитие флота и навигации, начатое Петром I. «В бессмертную память о Петре Великом его мудрые поступки и острый ум на широкой основе преобразовали Россию… делая начало », — говорится в альбоме« Вокруг света с Крузенштерном », электронная копия которого доступна на сайте Президентской библиотеки. «Его преемники помогли ему более или менее … Такое преобразование его нации, которое началось Петром Первым, похоже, передано нынешнему правительству.И Крузенштерн продолжает с письмом к одному из столпов тогдашней власти — предлагает обширный завершенный им в 1799 году проект кругосветного путешествия для рассмотрения президентом Коммерческого совета генералом П. А. Соймоновым:
«Не имея чести быть представленным Вашему Превосходительству, я, возможно, могу пренебречь этикетом, но я считаю, что могу опустить эти тривиальные правила для человека, который выше предвзятости», — цитируется в обращении Ивана Федоровича в упомянутом выше альбом иллюстраций с подборкой цитат и комментариев А.Крузенштерн и О. Федорова Вокруг света с Крузенштерном. В сущности описанной проблемы Крузенштерн убедил сановника: «Обожая торговлю, этот огромный источник богатства и благословения народов, богато изливая образование и филантропию, было невозможно не сравнить состояние торговли на моей родине с торговлей других народов и не желать, чтобы Россия добивалась таких экстраординарных успехов, чтобы она приложила силы для перемен и превосходства в этом вопросе ».
7 августа 1803 года в 10 часов утра «Надежда» и «Нева» были загружены всем необходимым для жителей поселений Русской Америки, стояли на якоре и направились в Копенгаген — первая остановка на их трехлетнем пути ,
«Командование экспедицией было поручено флоту капитана-лейтенанта Крузенштерна», — писал капитан Невы Ю. Ф. Лисянский в своем «Путешествии по миру 1812 года». «Мои давние отношения с этим превосходным одаренным человеком, нашим предыдущая поездка в Америку и Восточную Индию и особенно желание быть полезным для родной страны в таком важном деле послужили причиной того, что я, безотносительно к своему трудовому стажу, с большой готовностью захотел совершить этот долгий путь под его руководством…
Англия, Канарские острова, Бразилия будут следующими по пути.На мысе Горн экспедиция разделится на части из-за шторма, который затем встретится на Маркизских островах, а оттуда, после достижения Гавайев, снова разделиться. На этот раз надолго — «Надежда» отправится на Камчатку, «Нева» — к берегам Русской Америки.
На борту «Надежды» находилось 84 человека: офицеры, экипаж и пассажиры, среди которых были ученые разных областей знаний. «В жестких условиях постоянного противостояния волнам и штормам, помимо выживания, необходимо было также выполнять свою работу», — говорится в вышеупомянутом альбоме «Вокруг света с Крузенштерном».- Офицеры отвечали при любой погоде, проводили тригонометрическое обследование. Лейтенанты писали путевые журналы, изучали себя и учили молодых людей — Беллинсгаузен, братья Коцебу … Натуралисты делали чучела рыб, птиц, сушеных морских животных, делали гербарии и описывали научные наблюдения. Крузенштерн отвечал за весь корабль и его экипаж, контролировал навигационные и астрономические наблюдения и выполнял много научной работы ».
Изданный в рамках проекта «Путь предков» — это уникальное произведение, состоящее из более 700 рисунков и гравюр, созданных участниками кругосветного плавания в 1803–1806 годах.В него также вошло много неопубликованных рисунков, хранящихся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Тарту (Эстония). Составленные в хронологическом порядке иллюстрации отражают маршрут экспедиции.
Успешное завершение и научные результаты кругосветного путешествия получили высокую оценку в России и за рубежом.
С захватывающими материалами по истории первого российского кругосветного плавания можно ознакомиться на сайте Президентской библиотеки: это книги «Инструкция Главного управления российско-американской компании руководителю первой русской кругосветной экспедиции лейтенанта». Командир I.Ф. Крузенштерн от 1803 г .; Собрание сочинений о российских кругосветных путешествиях. От Крузенштерна до Седова 2014 года; эссе об адмирале И. Ф. Крузенштерне, первом русском кругосветном путешественнике 1873 года и многих других, включенных в фонд Президентской библиотеки, который в настоящее время насчитывает более 550 тысяч записей.
,«Крузенштерн», в честь которого барк назывался
Портрет И.Ф. Крузенштерн.Янтарная картина в кабинете капитана.
Четырехмачтовый барк (бывший «Падуя», построенный в 1926 году на немецком языке) после принятия Советским Союзом в качестве репарации, с 1946 года носит имя Ивана Крузенштерна — выдающегося русского мореплавателя, исследователя и адмирала (1770-1846). ).
Более десяти географических мест на карте мира названы в честь этого человека.Среди них риф, пролив, остров и даже кратер (с 1935 года) на видимой стороне Луны. Здесь же находится памятник Крузенштерну напротив военно-морского кадетского корпуса на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, а также портовый буксир Airbus A-320 Аэрофлота и международный автолинер Санкт-Петербургской транспортной компании. Это название было дано улицам и проспектам в десятках городов и даже средней школе в Ростоке, Германия. И все же первое объединение людей связано со знаменитым парусным кораблем «Крузенштерн».
У нас нет фактов, чья идея была назвать «Падуя» в честь знаменитого моряка. Однако имя бесстрашного актера многих морских сражений адмирала, организовавшего первую русскую мировую экспедицию, стало счастливым для корабля. Название позволило судну не только остаться на плаву, но и обрести новую и успешную судьбу. Судно приобрело функцию «профессионально-образовательный-представительский», потому что теперь борт судна является «школой под парусами» для молодых моряков, а также образовательной и дипломатической площадкой.
Потомок немецкого дворянского рода, сын судьи, получил имя при рождении — Адам Иоганн фон Крузенштерн, который российский император Александр I назвал «принадлежащим к потомкам» в его царской милости, и оказалось, что пророческими.
Однако судьба Ивана Крузенштерна была успешной благодаря его сильному характеру, железной воле и преданности морю и России, во имя и на пользу которой он сделал много действительно героических, полезных и важных вещей, включая первые кругосветное.Экспедиция привела к победе русских моряков, политиков, ученых и стала новым направлением развития российской дипломатии и торговли. Интерес к крупномасштабным начинаниям неоднократно демонстрировал барк «Крузенштерн», принявший участие в двух кругосветных плаваниях — трансатлантической экспедиции, выигравшей престижные гонки.
Согласно историческим данным, Иван Крузенштерн родился в эстонской провинции (ныне Эстония) близ Ревала (ныне Таллинн) в 1770 году в родовом имении.Его отец, Иоганн Фридрих, и его мать, Кристина Фредерик, были не богатыми дворянами, а сыном, который учился в престижной школе — военно-кадетском корпусе. Там он изменил свое имя с Адама Иоганна на Ивана, что звучало более комфортно для русских. Он взял свое отчество у лучшего друга Юрия Федоровича Лисянского. Стоит сказать, что их дружба прошла через многие испытания и длилась всю жизнь. Именно Лисянский поручил Крузенштерну закупку автомобилей для первого российского кругосветного плавания.
Он не закончил свой лицейский курс из-за своего участия в русско-шведских военных битвах и получил звание лейтенанта по заслугам. Затем офицер определенной решимости и силы начал учиться в Англии и отплыл английские суда, посещающие Америку, Африку, Бермудские острова, Индию и Китай. Скорее всего, именно тогда он начал задумываться о возможности кругосветных путешествий и необходимости изучать торговые пути для России.
Его планы осуществились после дворцового переворота во время Александра I.Ивану Крузенштерну и его команде понадобилось три года, чтобы плыть по «Неве» и «Надежде». Путешествие имело большое международное значение и практическое значение. Русские моряки внесли исправления в английские навигационные карты, считающиеся наиболее точными. Экспедиция обнаружила новые острова, провела научные наблюдения, накопила богатую коллекцию и провела профессиональные метеорологические исследования и впервые в истории совершила морской путь из европейской части России на Камчатку и Аляску.Эти разбирательства получили заслуженное признание. Крузенштерн получил звание и был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.
После возвращения из путешествий прославленный исследователь углубил свои знания в вопросах мореплавания и гидрографических измерений, пытаясь определить влияние экономики и торговли на географические исследования и открытия. Он также интересовался ролью географии в системе наук и ее взаимосвязью с физикой, химией, философией и историей.Более того, Иван переписывался с выдающимися учеными в области географических исследований: англичанином Джоном Барроу, Гумбольдтом, картографом Эспиноса и другими известными людьми того времени.
Награжденный орденами Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Александра Невского (и с бриллиантовыми значками к нему), Крузенштерн пожертвовал треть своего состояния народному ополчению в войне 1812 года. Во время этого Время он пробовал новое занятие, присоединившись к дипломатической миссии в Лондоне.После окончания наполеоновских войн великий моряк участвовал в организации экспедиции О. Коцебу, а затем Беллинсгаузена и Лазарева, кульминацией которой стало открытие Антарктиды.
Изъятый из морских дел, в отпуске по болезни Крузенштерн продолжил свои научные исследования в своем имении. Он завершил свою работу над книгой о кругосветном плавании и представил Адмиралтейству несколько материалов, подчеркнув необходимость составления «Универсального морского атласа».После выпуска Атласа, издание которого финансировалось императором Александром, Крузенштерн стал известен как первый гидрограф Тихого океана в России и Европе. Сам атлас был далеко за пределами гидрографии: вместе с материалами о всемирной экспедиции он внес большой вклад в дальнейшее развитие наук о Земле.
С 1827 года известный ученый и исследователь, получивший звание вице-адмирала, был директором Военно-морского кадетского корпуса, где он значительно улучшил жизнь кадетов.В то же время он работал во многих научных учреждениях. При активном участии адмирала I было организовано Русское географическое общество (РГС), которое стало одним из самых влиятельных и влиятельных в мире.
Крузенштерн скончался 24 августа 1846 года в своем поместье в Асе. Он был похоронен в Ревеле (ныне Таллин) в Домской церкви. Его сын Павел Иванович и внук Павел Павлович «унаследовали руль». Оба они стали известными исследователями, изучавшими северо-восточное побережье Азии, Каролинские острова и другие острова Печорского района и северную часть Обской губы.
Помимо «Атласа Южного моря» (с пояснительным текстом), Иван Крузенштерн написал книгу «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах» под командованием его императорского величества Александра I на кораблях. Надежда и Нева «. Сокращенная версия книги была переиздана в 1950 году.
Потомки Крузенштерна, которые живут в разных европейских странах, поддерживают связь с барком, участвуют в мероприятиях, пополняют музей корабля ценными подарками и сувенирами.Барк, в свою очередь, придерживается русских морских традиций, прославляющих имя великого моряка и высшего учебного заведения.
,
Ваш комментарий будет первым