Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Первая кругосветная экспедиция крузенштерна и лисянского: Первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского

Первое русское кругосветное плавание — экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Содержание

  • 1 Цель экспедиции
  • 2 Состав экспедиции
  • 3 Итоги экспедиции
  • 4 Фильм о первом кругосветном путешествии русских

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского — это начало новой эры в истории русского мореплавания

Маршрут и карта кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года.

под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания. Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г. Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

А в июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба. Исследования, проведенные Крузенштерном и Лисянским, не имели аналогов.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

А вот дальнейшая судьба парусников «Надежды» и «Невы» сложилась не очень удачно. О «Неве» известно лишь то, что судно в 1807 году посетило Австралию. «Надежда» же погибла в 1808 году у берегов Дании. В честь шлюпа «Надежда» названо российское учебное парусное судно — фрегат «Надежда». А имя ее по истине великого капитана носит легендарный барк «Крузенштерн».

Фильм «»Нева» и «Надежда». Первое русское плаванье кругом света». Канал «Россия»

Съемки фильма проходили в местах, связанных с экспедицией. Это 16 географических точек — от Аляски до мыса Горн. Зритель получит наглядную возможность оценить масштабность свершения русских мореходов. Съемки проходили и на парусном судне «Крузенштерн». Приборы, предметы быта, морские традиции, — каждый сможет представить себя в роли участника похода, ощутить тяготы, которые выпали на их долю.

Впервые будут показаны гравюры, сделанные членами экспедиции и ожившие с помощью компьютерной графики. Некоторые сцены сняты в специально построенных павильонах и стилизованы под кинофильм начала ХХ века. Впервые прозвучат и дневники участников плавания: их в фильме читают ровесники героев — известные актеры.
Повествование о путешествии не ограничивается рамками жанра исторического фильма. Описание плавания перемежается рассказом о сегодняшнем дне важнейших пунктов остановки экспедиции.

Кругосветное путешествие 1819 – 1821 годов и открытие Антарктиды

Кругосветное путешествие 1819 – 1821 годов и открытие Антарктиды

Кругосветное путешествие 1819 – 1821 годов и открытие Антарктиды

Первая половина XIX века завершала период великих географических открытий и целую эпоху парусного флота. Для России этот период знаменателен не только открытием Антарктиды, но и кругосветными плаваниями русских моряков, которые открывали новые земли, составляли и уточняли картографические материалы, проводили обширные океанографические исследования.

Еще в 1803 году началась первая в истории отечественного флота кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. В 1807 году — кругосветная экспедиция лейтенанта В.М. Головнина на шлюпе «Диана», а в 1815 году — кругосветное плавание лейтенанта О.Е. Коцебу на бриге «Рюрик». Эти плавания дали русским морякам бесценный опыт морских исследований и подготовили поход к Антарктиде.

Предположения о существовании южного континента высказывались еще античными авторами (Аристотель и др.), которые полагали, что в Южном полушарии находится соединенный с Африкой материк, противостоящий и уравновешивающий северные континенты. Отсюда он получил и свое название — anti arctos (противостоящий медведю, т. е. Арктике). Все еще неувиденная и неизведанная, Антарктида появилась на географических картах раннего средневековья под названием Terra Australis Incognita — Земля Южная Неведомая.

После того как Васко да Гама обнаружил, что к югу от мыса Доброй Надежды лежит свободное водное пространство, а Ф. Магеллан во время своего плавания в 1519-1521 годах открыл южные оконечности Американского континента, предполагаемый южный материк стали изображать по всей южной полярной области.

Гипотезы о существовании и местоположении загадочного материка выдвигались в XVII и XVIII веках учеными различных стран. Великий русский ученый М. В. Ломоносов высказал в 1761 году предположение, что в южной полярной области существуют острова и „матерая земля».

Мореплаватели неоднократно предпринимали попытки найти Антарктиду, но долгое время никому из них это не удавалось. Кругосветное путешествие английского мореплавателя Джеймса Кука в 1772-1775 годах в значительной степени было посвящено поискам Антарктиды. В январе 1774 года под 74°10` ю. ш. и 106°54` з. д. в районе, который впоследствии получил название моря Амундсена, Кук, встретив сплошной ледяной барьер, через который невозможно было пробиться, прекратил дальнейшие поиски и повернул обратно. Через год Кук вновь был в антарктических водах, на юге Атлантического океана. Он открыл здесь остров Южную Георгию и Землю Сандвича (Южные Сандвичевы о-ва), но Антарктического материка не нашел. В своем отчете о плавании Кук писал, что “Если кто и обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий.

Но должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы». Таким образом, Кук поставил под сомнение саму возможность существования Антарктического материка и утверждал, что область, лежащая за Южным полярным кругом, бесполезна для человечества. Ошибочные выводы Кука значительно затормозили дальнейшие поиски Антарктиды. После его плаваний почти в течение полувека в Антарктику не посылалось экспедиций с такой целью.

Именно русским мореплавателям удалось опровергнуть утверждения Кука. Русские ученые-мореплаватели — И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычев, В. М. Головнин и др., основываясь на научных данных, неоднократно высказывали мысль о том, что выводы Кука ошибочны, и утверждали, что южный материк существует. Именно они выступили инициаторами русской экспедиции для поисков Южного материка. Предложение флотоводцев получило одобрение Александра I в начале февраля 1819 г.

Сразу же выяснилось, что времени на подготовку остается чрезвычайно мало: отплытие намечалось на лето того же года. Поэтому началась спешка и в состав экспедиции пришлось включить разнотипные суда шлюп «Восток» (985 т) и транспорт, переоборудованный в шлюп водоизмещением 884 т, получивший имя «Мирный»; оба корабля практически не были приспособлены к плаванию в полярных широтах, что было необходимо исправить.

Крузенштерн рекомендовал в начальники экспедиции к Южному полюсу капитана второго ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена, одного из лучших офицеров флота, «имеющего редкие познания в астрономии, гидрографии и физике».

В экипажи судов отбирались только самые лучшие и опытные моряки-добровольцы. Причем всем участникам кругосветного плавания ещё до отхода в дальнее и опасное путешествие было выплачено повышенное годовое жалование.

Руководителем экспедиции и командиром «Востока» был назначен Ф. Ф. Беллинсгаузен, как и рекомендовал Крузенштерн, а командиром «Мирного» стал М.П. Лазарев.

В июле 1819 года началось их путешествие.

Корабли экспедиции взяли курс на английский Портсмут и зашли в Копенгаген, где случилось непредвиденное. В столице Дании, по предварительной договорённости, к участникам кругосветного плавания должны были присоединиться европейские натуралисты Мертенс и Кунц, но в самый последний момент они отказались от рискованного похода. Это была ощутимая потеря. Экспедиция лишилась одновременно не только учёных, но и хороших рисовальщиков.

В результате этого обязанности натуралиста вынужден был взять на себя астроном И. М. Симонов, а художнику экспедиции Павлу Михайлову пришлось фиксировать карандашами и красками интересные находки флоры и фауны.

Прибыв в Портсмут, корабли задержались в нём почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и другие мореходные инструменты. В начале осени 1819 года при попутном ветре «Восток» и «Мирный» взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала плаванию.

С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Ежедневно под руководством астронома Симонова офицеры занимались астрономическими наблюдениями и вычислениями географического положения судов экспедиции. Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенериф.

Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных северо-восточных ветров при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Моряки не теряли времени: замеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, изучали течения и собирали коллекции морских животных.

Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

И чем дальше они двигались к югу, тем больше встречалось птиц, большими стадами проплывали мимо кораблей киты.

В конце декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия, возвышающемуся по замечаниям П. М. Новосильского, «как исполин в черной броне, с убеленной главой, как грозный передовой страж таинственного Ледовитого моря». При описании острова неизвестные и примечательные места были названы именами офицеров и других лиц экспедиции, например, мысы Парядина, Демидова, залив Новосильского, остров Анненкова. Тогда же была сделана опись западного побережья острова Южная Георгия, связавшая её с описью, произведённой Д. Куком на восточной стороне.

Продвигаясь далее на юг, 20 декабря 1819 года экспедиция впервые встретила огромный плавающий «ледяной остров» – айсберг. Потом их наблюдали сотнями.

Вскоре моряки экспедиции открыли три небольших неизвестных и высоких острова. Их назвали именами офицеров шлюпа «Восток» – Лескова, Торсона и Завадовского, а вся группа островов – именем Траверсе, российского морского министра. Здесь моряки и учёные познакомились с суровой природой южных полярных островов и их основными обитателями – пингвинами и другими птицами. Всю открытую экспедицией островную группу Ф.Ф. Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

И вот наступил кульминационный момент кругосветного плавания российских моряков. Выполняя главную задачу экспедиции – достигнуть как можно больших широт на юге, шлюпы «Восток» и «Мирный» 15 января 1820 года подошли вплотную к ледяному материку Антарктиды.

В феврале 1820 года корабли экспедиции вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу и с этой стороны, они ещё два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжёлые ледовые и погодные условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льда.

В начале мая 1820 года корабли экспедиции вышли в море для исследований тропической части Тихого океана среди островов Полинезии.

Если судить по дневникам участников экспедиции, то пребывание в Полинезии стало приятнейшим временем того великого плавания. Большинство открытых ими островов оказались атоллами, то есть кораллового происхождения. От гористых вулканических они отличаются плоской поверхностью – похожи на перевёрнутое блюдце, в середине которого плещется мелководная лагуна, а по краям – чистейший золотой песок. С наветренной стороны атоллов преобладают тропические леса, с подветренных склонов – саванна. Каждый маленький клочок земли имеет своеобразную красоту. Повсюду растут апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Русские путешественники с удивлением отметили, что на островах не водятся крупные хищники и нет даже вредных кровососущих насекомых. Зато они дали жизнь и приют множеству мелких птиц, чьё пение вызывает ассоциации с райским садом. Постоянная плюсовая температура на островах 22-26 градусов. Живут здесь гостеприимные и жизнерадостные островитяне-полинезийцы.

Россияне при общении с ними проявили максимум дипломатичности и с уважением вникали в обычаи аборигенов. «Прикосновением носов мы каждый раз утверждали наше дружество», – писал лейтенант М. Лазарев. Полинезийцы же с восторгом осматривали громады кораблей, наряжались в подаренные им красные гусарские куртки (специально захваченные участниками экспедиции для этих целей из цейхгаузов Петербурга) и учились пользоваться пилой.

Третий этап плавания начался 31 октября 1820 года. Экспедиция подошла к острову Макуори, определила его местоположение и направилась к Южному материку. Вечером того же дня они приблизились к сплошному ледяному пространству и следовали по его кромке далее на восток. Беллинсгаузен стремился и здесь пройти как можно дальше на юг и не повторять маршрута Д. Кука. Российские моряки шли более двух месяцев и не видели земли. Однако они были уверены, что за сплошными льдами находится «Южный великий материк». Наконец 8 января 1821 года участники экспедиции увидели берег, оказавшийся островом с величественной горой, покрытой льдом и снегом. Русские моряки назвали его именем Петра I.

А дальше моряки были вынуждены срочно уходить на север. Дело в том, что корабли уже были сильно потрёпаны волнами и ветрами, в корпусах судов появилась течь, что было очень опасно.

В начале марта 1821 года шлюпы пришли на рейд Рио-де-Жанейро и через два месяца, после основательного ремонта судов вышли в океан, держа курс к российским берегам. Через три месяца они достигли родного Кронштадта, и 5 августа 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» прибыли на Кронштадтский рейд, бросив якорь в том же месте, откуда снялись 751 день назад и в общей сложности пройдя 49 860 миль (92 тыс. км).

Магистр 2 года обучения Вячеслав Карпов

Первое русское кругосветное плавание 1803-1806 гг. Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского

Цель экспедиции

Совершить первое в истории русского флота кругосветное плавание. Доставим и заберем товар из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Покажите рентабельность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать преимущества морского пути из Русской Америки в Санкт-Петербург по сравнению с сухопутным путем. Проводить различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

Состав экспедиции

Суда:

Трехмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Куплен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, но выдержал все трудности кругосветного плавания.

Трехмачтовый шлюп «Нева» водоизмещением 370 тонн. Купил там специально для экспедиции. Выдержал все трудности кругосветного плавания, после чего первым русским кораблем посетил Австралию в 1807 г.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил им нести военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей Император взял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взял на себя Российско-американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции граф Н.П. Румянцев. Какой корабль кто взял — не уточняется.

Личный состав

Начальник экспедиции Крузенштерн Иван Федорович.

Возраст на момент старта — 32 года.

Также является капитаном флагмана экспедиции шлюпа «Надежда».

На борту «Надежды» находились:

    прапорщики Таддеус Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    Посол Резанов Николай Петрович (для установления дипломатических отношений с Японией) и сопровождающие его лица

    ученые Хорнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию

    попал и знаменитый скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как американец Толстой.

Матросы все до одного были русские — таково было условие Крузенштерна.

Общая численность команды 65 человек.

Шлюп «Нева»:

Командир — Юрий Федорович Лисянский.

Возраст на момент старта — 30 лет.

Общая численность экипажа корабля 54 человека.

В трюмах обоих кораблей находились изделия из железа, спирт, оружие, порох и многое другое для доставки в Русскую Америку и на Камчатку.

Старт первой русской кругосветной экспедиции

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. По пути заехали в Копенгаген, затем в небольшой английский порт Фалмут, где корабли снова были выкопаны.

Канарские острова

Экспедиция подошла к архипелагу 19 октября, 1803 г. Неделю пробыли в гавани Санта-Крус и 26 октября взяли курс на юг. впервые и вошел в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Южная Америка

Берега Бразилии появились 18 декабря 1803 года. Мы остановились в гавани города Дестеро, где стояли полтора месяца для ремонта грот-мачты Невы. Лишь 4 февраля 1804 года оба корабля двинулись дальше на юг вдоль южноамериканского побережья.

Мыс Горн

Перед обходом мыса Горн Крузенштерн и Лисянский договорились о месте встречи, так как оба понимали, что в этом месте корабли легко сметает непогода. Первым вариантом встречи был остров Пасхи, альтернативным — остров Нукагива. «Надежда» благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 года вышла в Тихий океан.

Нукагива

Остров Пасхи проскочил при сильном ветре, поэтому Крузенштерн направился прямо к запасному месту встречи, острову Нукагива, куда он прибыл 7 мая 1804 года. По пути острова Фетуга и Уагуга с Маркизских островов группа была нанесена на карту. 10 мая Нева подошла к Нукагиве. Через неделю оба корабля отправились в плавание в направлении Гавайских островов.

Экватор

Гавайские острова

Корабли подошли к ним 7 июня 1804 года. Здесь они должны были расстаться. «Нева» с грузом товаров для российско-американской компании направилась в сторону Аляски, на остров Кадьяк. «Надежда» взяла курс на Камчатку, откуда предстояло отправиться с посольством в Японию и исследовать остров Сахалин. Встречу обоих кораблей теперь ожидали только в Макао в сентябре 1805 г., куда «Надежда» подойдет по завершении дипломатической миссии, а «Нева» — с грузом мехов из Русской Америки.

Путешествие «Надежды»

Камчатка

«Надежда» вошла в Авачинскую бухту 14 июля 1804 года. Население Петропавловска тогда составляло около 200 человек. Сюда прибыл из Нижнекамчатска (тогда столица полуострова) генерал-губернатор Кошелев, который всячески способствовал ремонту корабля и подготовке к визиту в Японию. Экспедицию покинули врач и художник, а скандалиста Толстого насильно «списали на берег». 30 августа 1804 года «Надежда» взяла курс на Японию.

Япония

Из истории Японии известно, что любые иностранные суда были запрещены для входа в японские порты. А жителям Островов восходящего солнца категорически запрещалось контактировать с иностранцами. Эта вынужденная самоизоляция спасла Японию от возможной колонизации и торговой экспансии европейцами, а также помогла сохранить ее самобытность. Только купцам Голландской Ост-Индской компании разрешалось торговать в порту Нагасаки, самой южной точке страны. Голландцы имели монополию на торговлю с Японией и не пускали конкурентов в свои владения, прятали морские карты с координатами и т. д. Поэтому Крузенштерну пришлось вести «Надежду» в Нагасаки практически наобум, попутно осматривая японские берега.

В Нагасаки

Корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел в гавань Нагасаки 8 октября 1804 года. экспедиция возила с собой в качестве переводчиков.

На судно зашел японский представитель, спросил ху-ис-ху , мол откуда и зачем пришли. Затем японский летчик помог «Надежде» войти в гавань, где они бросили якорь. В гавани стояли только японские, китайские и голландские корабли.

Переговоры с японцами

Эта тема заслуживает отдельного рассказа и отдельной статьи. Скажем так, русскую «дипломатическую миссию» в порту Нагасаки японцы «задвинули» до 18 апреля 1805 года — пять с половиной месяцев! И Крузенштерну с Резановым приходилось беспрестанно возвращаться домой.

Японский император долго «помолчал», потом через своих чиновников ответил, что договоров с русскими не будет, и он не может принять дары российского императора — несколько огромных зеркал в дорогих рамах -. Скажем, Япония не в состоянии в равной степени отблагодарить императора русских из-за своей бедности. Смех и многое другое! То ли голландцы тут хорошо поработали, то ли сами японцы не хотели никаких контактов с Россией.

Правда, японская администрация снабжала его продовольствием все время, пока корабль находился в порту. И бесплатно загрузила дорогу едой, водой и большим количеством соли. При этом Крузенштерну было категорически запрещено возвращаться вдоль западного побережья Японии.

Возвращение «Надежды» на Камчатку

Выйдя из японского «плена», Крузенштерн решил наплевать на запрет Японии и пошел точно вдоль западного побережья, нанеся его на карту. На море он был сам себе хозяин и никого не боялся — прошлый боевой опыт давал ему для этого все основания. Он несколько раз приставал к берегу и как можно ближе познакомился с этой загадочной страной. Им удалось установить контакты с айнами — жителями северного японского острова Хоккайдо.

Сахалин

«Надежда» вошла в залив Анива на юге Сахалина 14 мая 1805 года. Здесь также жили айны и командовала японская администрация. Крузенштерн был полон решимости более подробно исследовать Сахалин, но Резанов настоял на скорейшем возвращении на Камчатку, чтобы доложить в Петербург о результатах своего «посольства».

Камчатка

5 июня «Надежда» вернулась в Петропавловск-Камчатский. Резанов сошел на берег, отправил рапорт в столицу, а сам на торговом судне отправился в Русскую Америку на Аляску. 5 июля 1805 года «Надежда» снова вышла в море и взяла курс на Сахалин. Но Крузенштерн не смог объехать Сахалин и определить, остров это или полуостров. 30 августа команда «Надежда» в третий раз вышла в Авачинскую бухту Петропавловска. Крузенштерн стал готовиться к походу в Макао.

Макао

Так называется португальская колония-крепость-порт на китайском побережье. Выйдя из Петропавловска 9 октября 1805 г., «Надежда» была в Макао 20 ноября. Невы нигде не было видно.

Путешествия по «Неве»

Русская Америка

Шлюп «Нева» под руководством капитан-лейтенанта Лисянского 10 июля 1804 года подошел к острову Кадьяк на южном берегу Аляски. Остров Болл — одно из первых мест капитального обоснования русских в Америке. Лисянский привел корабль в гавань Святого Павла — своеобразный административный центр этой русской губернии. Здесь он узнал, что вооруженное нападение местных индейцев было совершено на второй центр русских — Архангельскую крепость в Ситкинской бухте, значительно южнее и восточнее Кадьяка. Крепость была сожжена, жители убиты. Конфликт разгорелся не без помощи и подстрекательства американцев, к тому времени они начали активно проникать в эти места.

Александр Андреевич Баранов — легендарный правитель Русской Америки отправился на «войну» отбивать Архангельскую крепость с помощью дружественных русских индейцев и алеутов. Баранов оставил сообщение Лисянскому, в котором просил срочно прибыть в Ситку для оказания вооруженной помощи. Однако экипаж «Нева» почти месяц потратил на разгрузку трюмов корабля и ремонт оборудования. 15 августа Нева взяла курс на Ситку.

Новоархангельск — Ситка

20 августа Лисянский уже был в заливе Ситка. Здесь он познакомился с Александром Барановым, который произвел на него сильное впечатление. Вместе они разработали план военной операции. Орудия и матросы Невы сыграли решающую роль в восстановлении «статус-кво» в отношениях с индейцами-тинклитами. Недалеко от сожженной старой крепости было основано новое поселение Новоархангельск. 10 ноября «Нева» вышла из Ситки и взяла курс на Кадьяк.

Снова в Кадьяке

«Нева» была уже через пять дней. С приближением зимы было решено перезимовать здесь, отремонтировать, отдохнуть и наполнить трюмы драгоценным хламом — мехами Российско-Американской компании. В начале следующего лета, 13 июня 1805 года, корабль Лисянского вышел из гавани Святого Павла и взял курс на Ситку, чтобы забрать приготовленные Барановым меха, а затем отправиться в Макао.

Возвращение в Ситку — Новоархангельск

«Нева» появилась 22 июня 1805 года. За зиму Баранову удалось отстроить поселение, восстановить мир с местными индейцами и заготовить большое количество мехов. Загрузив мягкое золото в трюмы, Лисянский 2 сентября 1805 г. направился в Макао9.0005

В Макао

Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Лисянский достиг китайских берегов только 3 декабря. Здесь мне пришлось пробыть более двух месяцев, «привыкая» к местным условиям, экономической и политической ситуации, лавировать, торговаться. В этом оба военных моряка Крузенштерн и Лисянский проявили недюжинные способности. И вышли победителями в торговой войне с местными купцами. Вместо мехов трюмы кораблей заполнялись чаем, фарфором и прочими ликвидными в Европе товарами. 9 февраля1806 г. «Надежда» и «Нева» покинули китайские берега и взяли курс на родину.

Через два океана

Корабли разлетелись на пути к мысу Доброй Надежды. Капитаны заранее договорились встретиться на острове Святой Елены. Крузенштерн прибыл на остров Святой Елены 3 мая 1806 года. Здесь он узнал, что Россия находится в состоянии войны с Наполеоном и Францией. Не дожидаясь Невы, Надежда отправилась на север, в родные края, для безопасности решив обойти Англию с севера, чтобы не столкнуться с французами в Ла-Манше.

Тем временем Лисянский решил поставить своего рода рекорд — пройти из Китая в Европу, не заходя в промежуточные порты. Корабль уже не имел тяжелого груза, взял достаточно продовольствия и воды и пошел на всех парусах. Поэтому Лисянский на Святой Елене не появлялся и, соответственно, не знал о войне с Францией. Он спокойно вошел в Ла-Манш, а там решил зайти в британский порт Портсмут. Отдохнув в Портсмуте пару недель, 13 июля 1806 года «Нева» снова вышла в море, а 5 августа 1806 года уже была дома. А 19 августа1806 г. паруса «Надежды» показались в виду родных берегов.

Так завершилось первое кругосветное плавание русских мореплавателей, беспрецедентный поход, наполненный опасностями и приключениями, интересными и значимыми для истории событиями.

Надо сказать, что с точки зрения пользы экспедиция себя полностью оправдала, принеся немалую прибыль купцам, славу Отечеству и навсегда вписав в историю мореплавания имена русских мореплавателей Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Император Александр I наградил И.Ф. Крузенштерн и все участники экспедиции.

    все офицеры получили следующие звания,

    кавалеров ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанта по 1000

    прапорщики по 800 рублей пожизненная пенсия

    нижние чины по собственному желанию увольнялись с назначением пенсии от 50 до 75 руб.

    По высочайшему повелению была отчеканена специальная медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия.

«Кругосветное путешествие 1803, 1804, 1805 и 1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева», под командованием капитан-лейтенанта Крузенштерна» в 3-х томах, с атласом из 104 карт и гравюр. Так называлась работа, написанная лично Крузенштерном и изданная на средства императорского кабинета., СПб., 1809 г. Впоследствии она была переведена на многие европейские языки.

Русские путешественники и первооткрыватели

Снова путешественника эпохи великих географических открытий

К 250-летию со дня рождения Ивана Федоровича Крузенштерна

Мировая история знает немало примеров великих людей, появление которых как бы предопределяет их высокое предназначение в жизни и, как следствие, то великое наследие, которое они оставляют потомкам . Таков, безусловно, штурман и адмирал Иван Федорович Крузенштерн (при рождении он был назван Адамом Иоганном фон Крузенштерном). Сама фамилия Крузенштерн, если представить и разложить ее на составляющие Крузен-Штерн, означает «звезда кругосветного путешествия» или «кругосветное плавание», т.к. Крузен можно перевести как «путешествие по замкнутому кругу» , а слово Stern переводится как «звезда».

Иван Федорович Крузенштерн родился в 1770 году в Эстонии в местечке Хагуди (Раплаский уезд в Эстонии), в семье ровесников немецких дворян. Иоганн Фридрих Крузенштерн, отец будущего путешественника, был управляющим соседней усадьбы, старался дать своим детям хорошее образование, и, несмотря на скромный, а иногда и скромный образ жизни, в имении всегда было несколько учителей. Такое воспитание, безусловно, сказалось на становлении Ивана Федоровича как личности, поскольку, по отзывам современников, он имел «характер ливонского немца, был честен, требователен к себе и другим, пунктуален и целеустремлен.

Будущему штурману было всего 14 лет, когда он поступил в Морской кадетский корпус, находившийся тогда на острове Котлин в Кронштадте. Из-за войны со Швецией он проучился всего три года, вместо 6 лет был произведен в гардемарины и направлен служить на парусник «Мстислав» в звании прапорщика. Именно в годы учебы в кадетском корпусе юный Крузенштерн стал мечтать о плавании в дальние страны, бескрайние моря и океаны. Здесь он подружился с Юрием Федоровичем Лисянским, с которым впоследствии отправился в первую русскую кругосветку на двух кораблях «Нева» и «Надежда». Произошло это только в далеком 1803 году, а до этого Иван Федорович отличился в морских сражениях против шведской эскадры, а после Гогландского сражения получит повышение.

В 1793 году, уже в чине лейтенанта, он отправился служить Британской Короне, служа на различных кораблях в Атлантическом и Индийском океанах, завоевав заслуженные воинские звания. Вернувшись в 1799 г. в Петербург, он получил скромную должность командира небольшого корабля в Ревеле (ныне Таллинн). Накопленный опыт и знания, а также наблюдения побудили его написать императору записки о своем кругосветном путешествии.

Идея проекта нового морского пути между Россией и Азией занимала его, потому что Иван Федорович прекрасно осознавал преимущества такой перевозки грузов. Помимо экономической выгоды такая экспедиция явилась бы ценным вкладом в океанографические, естественнонаучные, этнографические и лингвистические исследования.

Долгожданная экспедиция состоялась в 1803-1806 годах, открыв тем самым новую эру в развитии русского мореплавания. В первой половине 19 в.Состоялось 39 кругосветных и полукругосветных плаваний, в том числе плавание другого уроженца Эстонии: в 1819 г. Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, отправившегося в экспедицию и открывшего Антарктиду. Именно такие мореплаватели, как Крузенштерн и Беллинсгаузен, внесли большой вклад в мировые географические познания русского мореплавания.

⠀⠀

К 1816 году Иван Федорович приобрел имение Килтси (Ляне-Вирумааский уезд, современная Эстония), принадлежавшее ранее другому не менее известному роду фон Бенкендорф, чей герб красуется на портале. Здесь Крузенштерн написал одно из важнейших своих произведений о Тихом океане — «Атлас Южного моря», который был лучшим для своего времени и содержал наиболее точные географические, астрономические, этнографические и биологические наблюдения. Атлас долгие годы использовался другими моряками, а его трехтомник «Вокруг света» был переведен и издан во многих странах Европы. С 1827 г. Крузенштерн заведовал Морским кадетским корпусом, где внес много нововведений, среди которых создание высших офицерских классов, на базе которых позднее была образована Морская академия. В 1842 г. он оставил должность адмирала и удалился в свое имение в Эстонии, но продолжал свою научную деятельность. В 1845 году вместе с другими крупными путешественниками он стал одним из основателей Русского географического общества.

⠀⠀

Адмирал Иван Федорович Крузенштерн скончался в 1846 году и был похоронен в Домском соборе в Таллинне. Имя адмирала навсегда увековечено в названиях островов, проливов, ледоколов и даже кратеров на Луне.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *