Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Первое кругосветное путешествие крузенштерна: Что важно знать о первом русском кругосветном путешествии?

Онлайн-лекция №1. Первое русское кругосветное плавание — Фонд им. Миклухо-Маклая

Справка об Океании
Океания представляет собой собирательное название более 25 тысяч островов общей площадью более 8 млн. кв. км в южной части Тихого океана. Несмотря на то, что изначально масштабы Океании кажутся сравнительно небольшими, сам регион простирается от берегов Австралии до Южноамериканского континента. Говоря о масштабах региона, для более детального представления важно отметить, что самое крупное государство Океании, Папуа-Новая Гвинея, сопоставимо по размерам с Германией.
В Океании расположены 13 независимых государств, куда входит Папуа-Новая Гвинея, Вануату, Соломоновы Острова, и примерно столько же несамоуправляющихся территорий, принадлежащих Австралии, Новой Зеландии, Франции и США.
Считается, что еще 60 тыс. лет назад острова Океании практически не были заселены, но ученые сходятся во мнении, что происхождение океанийских народов берет свое начало из Юго-Восточной Азии.
Океанию принято делить на три культурных ареала: Меланезию, Микронезию и Полинезию.

Описание плавания
В начале XIX в. Россия организовала первую кругосветную экспедицию (1803–1806 гг.) под командованием двух капитанов – Ивана Федоровича Крузенштерна на судне «Надежда» и Юрия Федоровича Лисянского на корабле «Нева». Это плавание ознаменовало выход российского флота в открытый океан и положило начало российским научным исследованиям и открытиям на просторах мирового океана. Целью плавания было связать морским путем Русскую Америку с портами Балтики, а также установить торговые отношения с Японией и Китаем.

Известные участники экспедиции
В первом российском кругосветном плавании также приняли участие ряд мореплавателей и ученых, которые в будущем обретут большую известность – это старший лейтенант (будущий адмирал) Макар Ратманов; мичман Фаддей Беллинсгаузен, который в 1820 г. откроет Антарктиду, будущий руководитель двух кругосветных плаваний (1815–1818 и 1823–1826 гг. ) Отто Коцебу, врач Карл фон Эспенберг, астроном Иогнанн Горнер, натуралисты Вильгельм Тилезиус и Григорий Лангсдорф.

Маршрут экспедиции
7 августа 1803 г. корабли «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта и прошли через Англию, Канарские о-ва, Бразилию, откуда через южноамериканский мыс Горн направились в Океанию. Затем корабли разделились: «Надежда» Крузенштерна отправилась к Маркизским о-вам на о-в Нуку-Хива, а «Нева» Лисянского – к о-ву Пасхи.

Ю.Ф. Лисянский на о-ве Пасхи

При выходе в Тихий океан через мыс Горн в марте 1804 г. из-за шторма корабли потеряли друг друга из вида. Предвидя подобную ситуацию, капитаны условились встретиться у о-ва Нуку-Хива. К середине апреля Ю. Ф. Лисянский успешно добрался до о-ва Пасхи, где где русские моряки смогли увидеть живописный остров и знаменитые статуи о-ва Пасхи – «моаи», которые по сей являются главной достопримечательностью острова. При встрече с островитянами русские мореплаватели обратились к ним со словом «теео» – что на местном языке означало «друг». Это сразу расположило местных жителей к русским морякам и обе стороны отнеслись друг к другу очень тепло. Этнографическую ценность представляют подсчеты Лисянским численности населения о-ва Пасхи, которое, по его мнению, составляло 1,5 тыс. человек. Как известно, спустя 70 лет, к 1877 г., число жителей сократилось до 111 человек, а в 2010-е гг. коренные островитяне составляли менее половины от примерно 6 тыс. общего населения острова.

Свидетельства об о-ве Нуку-Хува
После того как запасы воды и продовольствия были пополнены, 21 апреля 1804 г. «Нева» отправилась к Маркизским островам для предполагаемого воссоединения с Крузенштерном на острове к о-ву Нуку-Хива, где его уже ждал И.Ф. Крузенштерн. Шлюп «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна прибыл к о-ву Нуку-Хива 7 мая 1804 г. Остров пробудил в русских мореплавателях поистине мальчишескую радость. Когда туман рассеялся, и шлюп «Надежда» проплыл вдоль южного берега острова, Нуку-Хива предстал во всей своей «грозной красоте»: «суровые лысые скалы черно-серого цвета […] были оживлены многочисленными белоснежными водопадами, сияющими как серебро, падающими с высоких утесов в зеленые долины».
Первым из островитян, поднявшимся на борт корабля, как оказалось, стал англичанин Эдвард Робартс который прожил на острове почти семь лет. Согласно записям натуралиста Тилезиуса, он даже выпутал из своих волос в стиле своеобразные «рога» как и все жители о-ва Нуку-Хива. Стоит отметить, дневник, который Робартс в конце концов напишет много лет спустя в Индии, останется забытым на десятилетия, но всё же будет опубликован.
Затем прибыло каноэ самого короля Нуку-Хивы, но, прежде чем он вступил на борт шлюпа «Надежда», из каноэ выпрыгнул человек, подплыл к кораблю, вскочил на палубу и поприветствовал экипаж русской экспедиции словом «бонжур». Оказалось, это был еще один европеец, но на этот раз француз Жан-Битист Кабри. Согласно свидетельствам из этой экспедиции, Кабри забыл свой родной язык и даже смеялся как местный житель.
Наконец, вслед за Кабри на борт «Надежды» поднялся король Киатонуи. Благодаря участникам первой русской кругосветной экспедиции до нас дошли ценные изображения короля Киатонуи. На двух изображениях авторства Ермолая Левенштерна мы видим, что сначала король изображен стоя на лодке и держа в руках ветвь как символ мира, а затем с той же ветвью, но более крупным планом.
Согласно свидетельствам участника экспедиции Федора Шемелина: «Королю, казалось, было уже за пятьдесят, он был статен и велик ростом […] Всем практичным вещам он предпочитал большое зеркало в капитанской каюте; он подходил к нему с радостным видом и разглядывал себя в нем с головы до ног, вытягивая руки, наклоняясь то туда, то сюда, поворачиваясь боком и т. д.»
Для церемонии вручения подарков король Киатонуи, его брат и свита были приглашены в капитанскую каюту, где они получили кусок красной ткани, обычно изготовляемой русскими крестьянами на дому. Свита короля получила куски новой парусины и ножи, сделанные корабельным кузнецом. Крузенштерн также подарил королю топор и зеркало, чему он чрезвычайно обрадовался. Когда Киатонуи вернулся на берег, он продемонстрировал свои дары своему народу.
На рассвете следующего, когда солнце еще стояло за высокими вершинами острова, и птицы только пробудились, громкие голоса сотен добродушных островитян вокруг корабля пробудили русских моряков и так возвестили о своем втором прибытии, после чего начался обмен товарами, а некоторое время спустя и процесс исследования острова.
9 мая 1804 г. на Нуку-Хиву прибыл шлюп «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского. Русские моряки пробыли на Нуку-Хиве около 12-ти дней, за это время они установили дружественные отношения с островитянами, выучили несколько настоящих слов Нуку-Хивы, что облегчало общение, подробно описали остров Нуку-Хива, уникальную культуру и быт местных жителей и природные богатства острова, которые запечателены в работе Иоганна Горнера. На протяжении нескольких дней после отбытия «Надежды» и «Невы» с острова, участники экспедиции добавляли в свои дневники новые записи о Нуку-Хиве, которые у них не было времени дополнить, пока они был там.

Гавайские острова
От Маркизских о-вов корабли «Надежда» и «Нева» проследовали на Гавайи (в то время – Сандвичевы о-ва) и прибыли туда в июне 1804 г. Пополнив запасы еды, Крузенштерн отбыл на Камчатку всего через два дня, а Лисянский задержался на неделю, поскольку провизии еще не было достаточно для дальнего плавания к Алеутским островам. За это время Лисянский посетил место убийства английского капитана Джеймса Кука, который открыл Гавайи в 1778 г. и погиб в стычке с островитянами в 1779 г.

Заключение
Шлюп «Надежда» пробыл в Японии около полугода, пока длилось посольство Н. Н. Резанова, а «Нева» направилась к о-ву Кадьяк у южного побережья Аляски в ожидании «Надежды», после чего «Надежда» и «Нева» встретились в Макао, а затем вернулись в Кронштадт 5 августа 1806 г. Экспедиция И. Крузенштерна и Ю. Лисянского имела большую научную значимость. Неподалеку от Гавайских островов Ю.Ф. Лисянским был открыт одноименный остров Лисянского, который носит это название и по сей день. В то же время были удалены с карт несуществующие острова, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, а также были проведены исследования температуры и солености воды в разных частях Мирового океана. Труды И. Крузенштерна и Ю. Лисянского, изданные по итогам экспедиции, были переведены на многие европейские языки.

Лекция составлена на основе материалов научно-популярного издания «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.», подготовленных кандидатом исторических наук, научным сотрудником Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН С.Е. Пале, в рамках образовательно-просветительского проекта «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)» при поддержке Фонда президентских грантов, реализуемого Фондом им. Миклухо-Маклая.

Научно-популярное издание утверждено к печати Ученым советом Института востоковедения РАН (ФГБУН ИВ РАН).
Ответственный редактор: Н.Н.Миклухо-Маклай-младший
Научный редактор: д.и.н. профессор А.Я.Массов

7 августа (26 июля) началось первое русское кругосветное плавание И.Ф. Крузенштерна

Также в этот день в 2000 году на Сахалине был образован природный заказник «Восточный»

Предыстория: 
В этот день, 6 августа, 1945 года на японский город Хиросима была сброшена ядерная бомба

В этот день, 7 августа (26 июля), 1803 года на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна началось первое русское кругосветное плавание (1803-1806 гг. ). Во время своего плавания Крузенштерн снял и нанес на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провел гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая, сообщает ИА SakhalinMedia.

Долгое время Крузенштерн активно выступал с записками об организации кругосветных экспедиций из Кронштадта к берегам Камчатки и Северной Америки. Однако только с приходом к власти императора Александра I и смены руководства Коммерц-коллегии и Морского министерства его проектом заинтересовались морской министр граф Николай Семёнович Мордвинов, министр коммерции граф Николай Петрович Румянцев, а также глава Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов, который и ходатайствовал за реализацию идеи Крузенштерна.

Русский мореплаватель Федор Иванович Крузенштерн. Фото: wikipedia.org

В августе 1802 года Иван Фёдорович был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, целью которой была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.

Для экспедиции капитан-лейтенантом Юрием Фёдорович Лисянским в Лондоне было приобретено два судна — «Надежда» и «Нева», а также новейшие приборы и снаряжение: морские хронометры, полный набор астрономических и физических инструментов для наблюдений, одежда для команды; закуплены были также лекарства и противоцинготные средства.

В начале июня 1803 года корабли прибыли в Кронштадт. Командование «Надеждой» принял Крузенштерн, «Невой» — Лисянский. «Надежда» имела водоизмещение 450 т, «Нева» — 370 т. Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» — из 47 человек; команды были отобраны из матросов-добровольцев. Для научных исследований были приглашены известные германские учёные: астроном Горнер и естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф.

26 июля (7 августа) 1803 года шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой Крузенштерна и Лисянского покинули Кронштадтский рейд, зашли в Копенгаген, Фалмут, на остров Тенерифе, а затем взяли курс на Бразилию.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (Бразилия) в связи с заменой на «Неве» грот-мачты и фок-мачты, 14 (26) ноября 1803 года суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг.

2 февраля (3 марта) 1804 года, обогнув мыс Горн, они вступили в Тихий океан, где «Надежда» разлучилась с «Невой» и направилась к Маркизским островам. Здесь корабли вновь соединились и совершили переход к Гавайским островам. Затем «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — в Петропавловск-Камчатский. Во время плавания Крузенштерн исправлял карты, искал острова, существование которых ставилось под сомнение, а во время якорных стоянок занимался съемкой окрестных берегов.

26 сентября (8 октября) 1804 года Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки, а в апреле 1805 года, после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, вновь отправился на Камчатку. Во время плавания Крузенштерн снял и нанёс на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провел гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая.

В 1806 году шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, в июле — августе 1806 года экспедиция возвратилась в Кронштадт, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.

Александр I щедро наградил Крузенштерна, Лисянского и всех участников экспедиции, и в память этого важного события приказал выбить особую медаль.

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в трехтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»» (СПб., 1809-1812). В 1812 году вышло в свет сочинение Лисянского: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804 и 1806 годах на корабле «Нева»» (СПб., 1812, 2 части). К сочинениям Крузенштерна и Лисянского были изданы атласы, в которые входили ценнейшие картографические материалы и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы стран, народов и их быта.

Плавание «Надежды» и «Невы» послужило началом многочисленных русских кругосветных плаваний в первой половине XIX в., во время которых были сделаны важные географические открытия и выполнены ценные научные наблюдения.

В 2000-м году в Смирныховском районе был создан Государственный природный заказник «Восточный».

Площадь природного комплексного заказника составила 67 646 га, в том числе площадь акватории Охотского моря 2 260 га. Заказник был образован постановлением губернатора Сахалинской области от 07.07.2000 года. 

Природный заказник «Восточный» одно из самых красивых мест Сахалинской области. Включает в себя Восточно-Сахалинские горы и бассейны крупных нерестовых рек Пурш-Пурш и Венгери. Территория заказника начинается с Набильского хребта, покрытого темнохвойной тайгой, до побережья Охотского моря. В состав заповедных земель входит двухкилометровая прибрежная полоса с живописными островками и скалами, традиционно это место считается лежбищем краснокнижных сивучей. Природа этих мест впечатляет. Высокогорные леса, где можно встретить, к примеру северного оленя и других редких животных навсегда запоминаются туристам. Своим величием поражают скалы, необычный горный изгиб, хребты — все эти творения природы будто переносят в сказку с необычными дворцами и арками.

 

Основными объектами охраны на территории заказника считают — 374 вида сосудистых растений, 30 видов наземных млекопитающих, 5 видов пресмыкающихся, 186 видов птиц, а также редкие и эндемичные виды 30 представителей высших растений, 28 видов наземных млекопитающих и птиц; девственные леса, сформировавшиеся и развивающиеся в течение длительного времени без вмешательства человека и являющиеся уникальными природными системами в стране и регионе; нерестилища ценных лососевых рыб двух крупных рек Пурш-Пурш и Венгери. Заказник «Восточный» находится в ведении Управления природных ресурсов по Сахалинской области. 

________________________________

 Лит.: Есаков В. А., Плахотник А. Ф., Алексеев А. И. Русские океанические и морские исследования в XIX — начале XX в. М., 1964; Ивашинцев Н. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрографического департамента Ч. 7-8. СПб., 1849-1850; Комаров В. Первое русское кругосветное плавание // Наука и жизнь. 1940. № 5; Начало наших кругосветных плаваний. Записки Гидрографического департамента. Ч. 7. СПб., 1850; Невский В. В. Первое путешествие россиян вокруг света. М., 1951; Нозиков Н. Русские кругосветные мореплаватели. М.; Л., 1941; Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Л., 1970; Список кораблей, участвовавших в кругосветных плаваниях // «Северная пчела». 1851. № 106-1108.

См. также в Президентской библиотеке: Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века: [цифровая коллекция]

См.: Крузенштерн А. Иван Федорович Крузенштерн — мореплаватель, исследователь, наставник //Крузенштерн. — М., 1997. — С. 19—45; Лебедев Д. М. Русские географические открытия и исследования с древних времен до 1917 года / Д. М. Лебедев,

B. А. Есаков. — М., 1971. — С. 310—311; Справочник по физической географии Сахалинской области. — Южно-Сахалинск, 2003. — С. 5; Крузенштерн Иван Федорович // Арктика — мой дом: история освоения Севера в биографиях знаменитых людей. — М., 2001.  —C. 122—123; Высокое М. С. Шлюп «Надежда» у берегов Сахалина // История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия.

—  Южно-Сахалинск, 2008. — С. 326—329: ил.

См.: Мартин Д. Жемчужина Тихого океана // Совет. Сахалин. — 2004. — 30 янв.; о состоянии и охране окружающей среды Сахалинской области в 2003 году: доклад. —  Южно-Сахалинск, 2004. —С. 139—140; Аверин Е. Там, где зима посреди лета: места заповедные //Совет. Сахалин. — 2001. — 15мая.

Фото (природный заказник «Восточный») принадлежат https://sakhscape.ru

Продолжение: 
Приговорен к расстрелу: 30 октября в России вспоминают о жертвах политических репрессий

подписывайтесь на наш Telegram

Сообщество SakhalinMedia в ВКонтакте

Очерки: первое-русское-кругосветное-кругосветное-путешествие-Крузенштерна-(1803-1806) — Барри Лоуренс Рудерман Antique Maps Inc.

Введение:

кругосветных плаваний, совершенных другими странами, в том числе Джорджа Энсона, Джеймса Кука и Луи-Антуана де Бугенвиля. Все это также расширило географические и этнографические знания о Тихом океане, океане, с которым Россия граничила и который она рассматривала как возможное место для имперской экспансии. Россия также искала Северо-Восточный проход для торговли с Китаем.

В конце 1740-х годов вслед за экспедициями Витуса Беринга на западном побережье Америки были созданы русские фактории по торговле пушниной. К 1790-м годам некоторые из них стали постоянными поселениями. Стремясь защитить и расширить эту торговлю, в 1787 г. было запланировано кругосветное плавание, но оно было отменено из-за войн с турками (1787 г.) и шведами (1788 г.).

Спустя десятилетие Россия стала крупной морской державой, и их взоры снова обратились на восток и Тихий океан. Вновь созданная Русско-Американская компания и император Александр I утвердили план кругосветного плавания и назначили его руководителем тогдашнего капитан-лейтенанта Крузенштерна, вернувшегося в Россию в 179 г.9 после шести лет службы в Королевском флоте Великобритании. Находясь с британцами, Крузенштерн посетил Северную Америку, Южную Африку, Ост-Индию и Китай. Этот опыт и три его письменных предложения о кругосветном плавании по России дали ему право на это назначение.

Рейс должен был переправить дипломатический контингент в Японию в поисках привилегированного торгового статуса. В этом ключе граф Николай Петрович Резанов был назначен сокомандующим вместе с Крузенштерном; он также должен был быть послом России в Японии. Корабли также предназначались для доставки припасов и получения грузов от поселенцев на побережье Северной Америки. «Надежда» и «Нева», , переименованные в английские корабли, закупленные специально для кругосветного плавания, вышли из Кронштадта 7 августа 1803 г. с Крузенштерном под командованием первого и Юрия Лисянского во втором.

Корабли направились на запад к Копенгагену, Хельсингору и Фалмуту, затем вошли в открытую Атлантику. Они остановились на Тенерифе, а затем в Бразилии, прежде чем обогнуть мыс Горн. В опасных водах мыса два корабля разошлись. Нева ждала Крузенштерна на острове Пасхи, но 90130013 Надежда уже уплыла на Маркизы. Лисянский присоединился к Крузенштерну там в мае 1804 года. Они вместе отплыли на Гавайи, а затем в русские поселения на территории современной Аляски.

На Аляске Лисянский пришел на помощь русским поселенцам на Ситке, осажденным индейцами тлинкитами. Крузенштерн подобрал груз товаров и доставил их на Камчатку, прежде чем отправиться в Японию. Он шесть месяцев стоял на якоре в гавани Нагасаки, пока переговорщики пытались добиться одобрения открытия посольства России на японской земле. Переговоры провалились, и Надежда вернулась на север, на Камчатку, куда Резанов отправился служить имперским инспектором и полномочным представителем Российско-Американской компании в Северной Америке. Затем Крузенштерн исследовал побережье Сахалина, пытаясь понять, остров это или нет.

Корабли воссоединились в Макао, где провели три месяца, продавая меха и покупая чай. Из Китая корабли пересекли Индийский океан, обогнули мыс Доброй Надежды и вышли в Атлантику. Лисянский отплыл прямо домой, а Крузенштерн ненадолго остановился на острове Святой Елены. Вернулся в Кронштадт 19 августа., 1806.

Наследие путешествия

Это было не только первое русское кругосветное плавание, но и одно из первых научных путешествий по заказу империи. Сопровождающие натуралисты собрали много новых и редких образцов, а мореплаватели добились важных успехов в океанографии. Например, Лисянский доказал существование экваториального противотечения в Атлантическом океане. Этнографические описания, особенно с Маркизских островов, имели решающее значение для изучения тихоокеанских народов. Два человека, которые служили в экспедиции, Отто фон Коцебу и Фабьен Готлиб фон Беллинсгаузен, позже возглавили свои собственные путешествия: Коцебу кругосветное плавание и Беллинсгаузен, с Лазаревым, первое успешное исследование Антарктики.

Крузенштерн и его люди были отличными моряками, которые обследовали многие места с большей точностью, чем предыдущие попытки; в их число входили остров Пасхи, Маркизские острова, Сахалин, Хоккайдо, острова Цусима, западное побережье Японии и другие места. Они также открыли проходы через Курильские острова. В море Крузенштерн полагался на карты пятнадцати разных авторов на разных языках. Его собственные карты известны своей точностью, а его расчеты широты отклоняются от современных данных не более чем на две угловые минуты, а по долготе — не более чем на четыре минуты — монументальный подвиг.

Публикация о путешествии

Вернувшись в Европу, Крузенштерн занялся проверкой своих документов и подготовкой отчета о путешествии. Он был не один, Лисянский и другие участники плавания тоже в итоге опубликовали свою версию событий. Крузенштерн, однако, был самым плодовитым.

В 1809 г. он опубликовал трехтомный отчет о путешествии на русском языке, а немецкая версия появилась в 1810 г. в трех томах с сопровождающим атласом. Reise um die Welt, in den jahren 1803, 1804, 1805, und 1806 оказался популярным и был быстро переиздан в Лейпциге и Берлине и переведен на голландский, шведский, итальянский, французский и датский языки. В 1813 году английский перевод был опубликован Джоном Мюрреем, который специализировался на публикации книг о путешествиях и исследованиях.

В Англии книга нашла отклик у читающей публики, которая тогда была одержима Северо-Западным (или Северо-Восточным) проходом и Арктикой. Крузенштерн был обязательным чтением для полярных исследователей, отправившихся на север в 1820-х годах, включая Джона Росса, Уильяма Эдварда Парри и Джона Франклина. Фактически, Джон Росс отредактировал мемориал Крузенштерну в 1856 году, переведенный с немецкого и написанный дочерью Крузенштерна.


«Крузенштерн» в честь которого назван барк

Портрет И.Ф. Крузенштерн.
Янтарная картина в кабинете капитана.

Четырехмачтовый барк (бывший «Падуя», построенный в 1926 г. на немецком языке) после принятия Советским Союзом в качестве репарации с 1946 г. носит имя Ивана Крузенштерна — выдающегося русского мореплавателя, исследователя и адмирала (1770-1846 гг. ).

Более десяти географических точек на карте мира названы в честь этого человека. Риф, пролив и остров, и даже кратер (с 1935) на видимой стороне Луны входят в их число. Также есть памятник Крузенштерну напротив Морского кадетского корпуса на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, а также портовый буксир, Airbus А-320 Аэрофлота и международный автолайнер Санкт-Петербургской транспортной компании. Это имя было присвоено улицам и проспектам в десятках городов и даже средней школе в Ростоке, Германия. И все же первая ассоциация у людей связана со знаменитым парусником «Крузенштерн».

У нас нет фактов, чья идея была назвать «Падуя» в честь знаменитого мореплавателя. Однако имя бесстрашного участника многих морских сражений, адмирала, организовавшего первую русскую кругосветную экспедицию, стало для корабля счастливым. Имя позволило судну не только остаться на плаву, но и иметь новую и успешную судьбу. Судно приобрело «профессионально-образовательно-представительскую» функцию, поскольку теперь борт судна является «школой под парусами» для юных моряков, а также образовательной и дипломатической площадкой.

Потомок немецкого дворянского рода, сын судьи, получил имя при рождении — Адам Иоганн фон Крузенштерн, которое было названо «по потомкам» российским императором Александром I в его царскую милость и оказалось быть пророческим.

Однако судьба Ивана Крузенштерна сложилась удачно благодаря его сильному характеру, железной воле и преданности морю и России, во имя и на благо которых он совершил много действительно героического, полезного и важного, в том числе первое кругосветное плавание. Экспедиция увенчалась триумфом русских моряков, политиков, ученых и стала новым направлением развития русской дипломатии и торговли. Заинтересованность в масштабных мероприятиях неоднократно демонстрировал барк «Крузенштерн», участвовавший в двух кругосветных плаваниях, трансатлантической экспедиции, выиграв престижные гонки.

По историческим данным Иван Крузенштерн родился в Эстонской губернии (ныне Эстония) близ Ревеля (ныне Таллинн) в 1770 году в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерик, не были богатыми дворянами, но отправили сына учиться в престижное учебное заведение – Морской кадетский корпус. Там он изменил свое имя с Адама Иоганна на Ивана, что звучало более удобно для русских. Свое отчество он взял у лучшего друга Юрия Федоровича Лисянского. Стоит сказать, что их дружба прошла через множество испытаний и длилась всю жизнь. Именно Лисянскому Крузенштерн доверил закупку кораблей для первой русской кругосветки.

Не закончил лицей в связи с участием в боях русско-шведской войны и по заслугам был произведен в лейтенанты. Затем офицер с определенной решимостью и силой начал учиться в Англии и плавал на английских судах, посещая Америку, Африку, Бермудские острова, Индию и Китай. Скорее всего, именно тогда он начал задумываться о возможности кругосветных плаваний и необходимости изучения торговых путей для России.

Его планы осуществились после дворцового переворота при Александре I. Ивану Крузенштерну и его команде понадобилось три года, чтобы плавать на «Неве» и «Надежде». Путешествия имели большое международное значение и практическое значение. Русские моряки внесли исправления в английские навигационные карты, считавшиеся наиболее точными. Экспедиция открыла новые острова, провела научные наблюдения, собрала богатую коллекцию, провела профессиональные метеорологические исследования и впервые в истории прошла морским путем из европейской части России на Камчатку и Аляску. Эти работы получили заслуженное признание. Крузенштерн был произведен в чины и избран действительным членом Академии наук и Адмиралтейств-ведомства.

Вернувшись из плаваний, прославленный исследователь углубил свои познания в вопросах мореплавания и гидрографических измерений, пытаясь определить влияние экономики и торговли на географические исследования и открытия. Его также интересовала роль географии в системе наук, ее взаимосвязь с физикой, химией, философией и историей. Кроме того, Иван состоял в переписке с выдающимися учеными в области географических исследований: англичанином Джоном Барроу, Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными людьми того времени.

Награжденный орденами Св. Георгия, Св. Владимира, Св. Анны, Св. Александра Невского (и бриллиантовыми знаками к нему), Крузенштерн пожертвовал треть своего состояния народному ополчению в Отечественную войну 1812 года. на этот раз он попробовал новую деятельность, присоединившись к дипломатической миссии в Лондоне. После окончания наполеоновских войн великий мореплаватель участвовал в организации экспедиций О. Коцебу, а затем Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

Отстраненный от морских дел, на больничном Крузенштерн продолжал свои научные занятия в своем имении. Он завершил работу над книгой о кругосветном плавании и представил Адмиралтейству несколько трудов, подчеркнув необходимость составления «Универсального морского атласа». После выхода Атласа, издание которого финансировал император Александр, Крузенштерн стал известен как первый гидрограф Тихого океана в России и Европе. Сам атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он внес большой вклад в дальнейшее развитие наук о Земле.

С 1827 года известный ученый и исследователь, произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского кадетского корпуса, где значительно улучшил жизнь кадетов. В то же время он работал во многих научных учреждениях. При активном участии адмирала было организовано Русское географическое общество (РГО), ставшее одним из самых могущественных и влиятельных в мире.

Крузенштерн скончался 24 августа 1846 года в своем имении в Асах. Похоронен в Ревеле (ныне Таллинн) в Домской церкви. Его сын Павел Иванович и внук Павел Павлович «унаследовали штурвал». Оба они стали известными путешественниками, изучавшими северо-восточное побережье Азии, Каролинские и другие острова Печорского района и северную часть Обского лимана.

Кроме «Атласа Южного моря» (с поясн. текстом) Иваном Крузенштерном написана книга «Кругосветное путешествие в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах по повелению Его Императорского Величества Александра I в Теплоходы «Надежда» и «Нева». Сокращенный вариант книги был переиздан в 1950 году.

Потомки Крузенштерна, проживающие в разных странах Европы, поддерживают связь с барком, участвуют в мероприятиях, пополняют корабельный музей ценными подарками и сувенирами.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *