Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Пещера на урале: Топ-5 знаменитых пещер Урала — Новости компании АвтоАккумуляторы

Пещеры Урала | Umeda.ru

Уральские горы, служащие своеобразной границей между двумя частями света – Европой и Азией, известны не только месторождениями полезных ископаемых. Толщу горного массива, протянувшегося от побережья Северного Ледовитого океана до степей Оренбуржья почти на 2000 км (при ширине 40 – 240 км), пронизывают многочисленные пещеры, многие из которых имеют мировую известность. История существования этих пещер насчитывает от нескольких десятков до сотен тысяч лет. В древние времена они служили убежищами доисторическим животным: пещерному медведю, саблезубому тигру, пещерной гиене. Пещера Тайн, расположенная в Пермском крае на левом берегу реки Березовки, известна как крупнейшее на Урале кладбище пещерных медведей. Здесь обнаружены целые скопления их черепов, в том числе со следами ударов по лобной части, а также каменные изделия эпохи палеолита.

В доисторические времена некоторые пещеры служили первобытному человеку не только жилищами, но и святилищами – прообразами будущих храмовек Доказательством тому служит палеолитическая живопись, изображающая животных. Эти рисунки создавались 35 – 12 тысяч лет назад исключительно в религиозных целях. Значительно позже, в Средние века, пещеры использовались как святилища представителями финно-угорских и самодийских народов. О культовом назначении свидетельствуют многочисленные жертвенные предметы, найденные археологами. На Среднем Урале, в Пермском крае известно несколько таких святилищ.

В Чаньвинской, или Копижной, пещере, расположенной на правом склоне долины реки Чаньвы, обнаружены остатки мансийского святилища. Здесь найдены жертвенные предметы: бронзовые украшения, изделия пермского звериного стиля, монеты.

В историко-природном комплексе «Моховой камень», расположенном на берегу реки Вишеры, находится скальный уступ высотой около 10 м. У его основания есть грот с древними рисунками. Это одно из трех известных в Пермской области местонахождений наскальной живописи мансийских охотников XVI – XVII веков. В пещере «Узкая улочка с Искорским городищем», расположенной в Чердынском районе, в 5 км от села Искор, и представляющей собой узкую расщелину длиной более 30 м, найдено средневековое святилище (VIII – XV века). Здесь сохранились оборонительные укрепления, относящиеся к началу русской колонизации Прикамья (XV – XVI века). В пещере Соколиной, находящейся в долине реки Яйвы, обнаружены ракушки каури из Индийского океана, обломок костяной стрелы, кости плейстоценовых животных, – все эти предметы использовались в качестве жертвоприношений.

На территории Пермского края есть святилища и на поверхности, у основания выходов скальных пород. Так, в состав историко-природного комплекса Писаный камень, расположенного на правом берегу Вишеры в районе деревни Писаной, входит правый береговой склон, обрывающийся скалами высотой до 80 м. На одной из скал сохранились изображения, выполненные охрой. У подножия скалы с рисунками обнаружены остатки жертвенника эпох неолита, энеолита, раннего железного века и Средневековья.

Небольшая береговая скала Светик возвышается на левом берегу реки Колвы в Чердынском районе. На площадке у основания скалы находится жертвенное место эпохи Средневековья (VIII – XI века), о чем свидетельствуют найденные предметы: украшения, оружие и предметы утвари пермского звериного стиля. Кроме того, в 1957 год на облесенной площадке скалы была обнаружена стоянка эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.) с кремневыми наконечниками, стрелами, скребками, ножевыми пластинами.

Из пещер Южного Урала наиболее известны пещеры-святилища Игнатьевская и Капова. Игнатьевская расположена в Челябинской области, на правом берегу реки Сим. На стенах и потолке пещеры выявлено более 30 групп палеолитических рисунков, возраст которых составляет около 14 тысяч лет. Среди рисунков много геометрических символов, некоторые объединены общим композиционным замыслом. По историко-археологической значимости Игнатьевская пещера стоит в одном ряду с такими всемирно известными памятниками палеолитической наскальной живописи, как пещеры Ласко во Франции, Альтамира в Испании и Капова в Башкирии.

Капова пещера, или пещера Шульган-Таш, находится на правом берегу реки Белой в Бурзянском районе Республики Башкортостан, на территории заповедника «Шульган-Таш». Пещера – выдающийся геологический, археологический и этнографический памятник. Впервые она была описана П. И. Рычковым в XVIII веке. Это карстовая полость с общей длиной ходов 2640 м, выработанная подземными водами в известняках и доломитах. Пещера входит в десятку самых длинных и глубоких пещер Башкирии.

За порталом начинается Главная галерея, в конце которой находится резкое сужение – Горло. Далее один за другим следуют крупные залы: Купольный, Знаков, Хаоса. В пещере преобладают крупные полости: залы, подземные каньоны, долины, ротонды, галереи. Всего в ней насчитывается более 15 заловек

Каповая пещера Урала

В 1959 году зоолог А. В. Рюмин обнаружил в Каповой пещере – в залах Хаоса, Купольном, Знаков и Рисунков – наскальную живопись, сделанную красной охрой. Это открытие принесло пещере мировую известность. На стенах изображены мамонты, бизоны, шерстистые носороги, лошади, а также абстрактные геометрические знаки. Всего найдено около 30 рисунков; длина изображенных фигур – от 44 до 122 см. Эта находка – доказательство существования уральского очага палеолитической культуры, второго после Юго-Западной Европы.

Рисунки располагаются на двух ярусах пещеры, отделенных друг от друга лазом-колодцем. Наиболее труднодоступен верхний ярус, где находится главное помещение святилища – зал Рисунков. Это красивейшее место словно самой природой приспособлено для создания палеолитического «алтаря». Зал имеет округлую форму и высокий купол. Рисунки сосредоточены на восточной и западной стенах. Это самые яркие и выразительные композиции Каповой пещеры. Нарисованные животные (среди них также две человеческие фигуры и трапеция с «ушками») «двигаются» по кругу: они как бы выходят из каменной складки на восточной стене, а затем направляются по западной стене к колодцу на нижний этаж пещеры. Процессия завораживает зрителя и невольно настраивает на созерцательный лад.

На нижнем ярусе, недалеко от портала, располагаются два смежных зала – Купольный и Знаков. Именно здесь обнаружено наибольшее количество знаков, рисунков и пятен охры. Согласно произведенным исследованиям, некоторые из них неоднократно подправлялись; это говорит о том, что они постоянно использовались в магических целях. Следующий зал с палеолитической живописью – огромный, усыпанный каменными глыбами зал Хаоса. Среди рисунков этого зала особое внимание привлекает странная фигура, соединяющая в себе черты животного и человека. Возраст рисунков в Каповой пещере в зависимости от яруса различается: живопись нижнего яруса насчитывает 14,5 тысяч лет, верхнего – 17 тысяч лет.

После открытия древней живописи в Каповой пещере на Урале проводились археологические исследования, в результате которых в зале Знаков было найдено около 200 предметов. Это в основном рабочий инструмент, фрагменты оружия из кремня, яшмы и кости, а также элементы украшений из серпентинита и несколько подвесок.

пещеры Урала |

Tag Archive for пещеры Урала

1 2 »

6 Май 2018 admin No comments

Урал — пещерный край державы и Увельский район Челябинской области не исключение. Увельские карстовые пещеры — это уникальнейшая карстовая территория. Причем Увельский район не горный, а холмистый степной и лесостепной! Здесь порядка 60 пещер и гротов. Некоторые из них «слепые». Карстовые поля (несколько) и более сотни карстовых воронок.

Фото Карстовая воронка среди берез

Некоторые 4-ярусные глубиной до 27 метров. Из письма путешественника XVIII века: «Есть великая опасность попадания кареты или повозки в пещеру ибо она скрыта под снежными завалами и проходит в аккурат с почтовым трактом, который ведет из Троицка в Екатеринбург.»

Read more

Пещерный край державы карстовые пещеры, пещеры Урала, пещеры южного урала, Юрин Челябинск

1 Март 2017 admin No comments

Пещера Чудесница самая большая и красивая в бассейне реки Чусовой.

Пещера находится в Пермском крае. Ее обычно посещают летом во время сплавов. Но попасть в нее можно и зимой от поселка Усть-Койва (от Перми 210 км.).   Read more

Пещерный край державы пещера Чудесница, пещеры Урала

13 Апрель 2016 admin No comments

Мариинская ледяная пещера находится в Пермском крае. Вход в пещеру виден издалека. Вблизи проходит автомобильная дорога. Еще каких-нибудь  метров вверх к подножию скального обнажения и вы у цели.

Мариинская пещера расположена на территории Кизеловского района карбонатного карста Западноуральской складчатой зоны. Она находится рядом с поселком Верхняя Губаха на левом склоне Мариинского лога.  Read more

Пещерный край державы ледяные пещеры урала, пещеры Урала

18 Декабрь 2015 admin No comments

Урал — это кладезь подземных пещер. Их открыто более тысячи.

На водоразделе рек Белой и Нугуша находится одна из крупнейших пещер Урала Кутук-Сумган — пещера-пропасть или в дословном переводе «колодец-нырнул». Вход в нее представляет собой вертикальный колодец глубиной 70 метров (если верить Википедии, а где-то пишут 116) и это единственный вход. Дальше идут лабиринты длиной около 10 километров, подземные реки. Это своего рода обратный космос. Опытнейшие спелеологи уходят туда на исследования и живут по полмесяца в каменной глубине. Там время течет иначе. Если случаются экстремальные ситуации, например вверху прошел дождь и подземная река вздувается, начинается наводнение. И спелеолог висит на каком-нибудь уступе часов 8-10. А когда его спасают, то он говорит, что прошел всего лишь один час. Какое-то обратное время, обратный космос. Read more

Пещерный край державы карстовые пещеры, Кутук-Сумган, пещерный град, пещеры Урала, чудеса Урала

15 Сентябрь 2014 admin One comment

В книге Валерия Демина «Тайны Евразии» есть репродукция рисунка таинственной уральской горы с огромной пещерой и фаллоподобным менгиром посередине. Это реальный рисунок, сделанный неизвестным автором в XVIII веке, и поныне хранящийся в Российской Академии наук. О величине горы можно судить по деревьям у ее подножия.

Поразительно, но такой примечательной во всех смыслах горы на Урале нет!  Иначе о ней бы все знали. Точно испарилась или ушла под землю! Read more

Легенды Урала пещеры Урала, Уральские легенды

26 Июнь 2014 admin 3 comments

Урал — кладезь пещер. Их в наших древних горах видимо-невидимо.

Село Аракаево находится на юго-западе Свердловской области.  Считается, что это единственное оставшееся место поселения древнего племени терсяк, окутанного больше легендами, чем историческими фактами. Это племя некогда заселяло обширные земли Сибири и Урала. Позднее они смешались с татарами или башкирами. Село основано в середине 17 века. Современное название оно получило в начале 19-го по имени старшины этих мест.  Read more

Пещерный край державы парк Оленьи ручьи, пещера аракаевская, пещерный град, пещеры Урала

13 Январь 2014 admin No comments

В наше время сложно сделать какие-либо географические открытия на поверхности земли. То ли дело в подземном царстве. Тем более на Урале, где карстовые полости находятся в постоянном движении и все там постоянно меняется. Уральские спелеологи постоянно находят и исследуют все новые и новые пещеры, исследование которых порой  связано с немалым риском.

Неизведанные галереи, ходы, пустоты, провалы, тайны …

В декабре 2011 года в Пермском крае нашли новую пещеру, которую назвали Личердинская, по имени уже исчезнувшей деревни Личердята, которая когда-то стояла на горе.

Read more

Пещерный край державы пещерный град, пещеры пермского края, пещеры Урала

16 Март 2013 admin No comments

Аскинская ледяная пещера (или Аскынская) находится недалеко от Уфы на восточном склоне хребта Улутау. Называется так по ручью Аскын, протекающему неподалеку.

Пещера известна с 1902 года. Длина большого зала 104 метра, максимальная ширина ширина — 61, а высота 26 метров. Вход в Аскинскую высотой более полуметра и шириной в 15 метров, аркообразный. Крутой спуск в зал покрыт льдом. В пещере настоящее царство льда, очень много ледяных сталагмитов, а 17 из них  от 8  до 11 метров и диаметром до 3-х метров.  Много ледяных натеков, как застывшие водопады на стенах.

Read more

Пещерный край державы Аскинская пещера, пещерный град, пещеры Урала

22 Январь 2013 admin No comments

Урал — пещерный край державы. А чтобы побывать в одной из самых уникальных пещер Южного Урала Сухой Ате надо отправиться в самую западную точку Челябинской области — город Ашу. Это край тысячи обрывов. Здесь в южно-уральских горах на каждом повороте горные пейзажи, захватывающие дух, и множество скальных пещер, которые могут запросто поспорить с Альпами.  Казарменный гребень — грандиозная горная цепь, состоящая из скал-пиков, которую в народе называют вратами Южного Урала. Отвесная скала высотой 400 метров обрывается прямо в реку Сим. Здесь в ущелье река становится бурной, горной.

Рядом  Башкирия. Здесь еще в древности была выведена особая порода лошадей от скрещивания привезенных из Азии степных с северными лесными породами. Read more

Пещерный край державы пещерный град, пещеры Урала, Сухая Атя, чудеса Урала

10 Январь 2013 admin One comment

В древних Уральских горах немало пещер. В Пермском крае главное примечательное место — Кунгурская ледяная пещера. «Самая, самая» — так часто говорят о Кунгурской пещере. Она и красива и велика и место это очень удивительное. Кстати первых туристов местные жители начали водить сюда еще в середине XIX века. Среди тех, кто отважился спуститься в подземелье были и коронованные особы.

Сегодня Кунгурская пещера — самое известное уральское чудо, которое ежегодно посещают более 100 тысяч туристов. Передвигаясь по лазам, туристы всего за несколько часов способны увидеть все времена года. До 1937 года в пещере можно было пробираться с трудом, чаще ползком. А затем были построены тоннели. Read more

Пещерный край державы Кунгурская ледяная пещера, пещерный град, пещеры Урала

4 Ноябрь 2012 admin No comments

Южный Урал. Башкирия. Природный заповедник Шульган-Таш.

Башкирию часто называют уральской Швейцарией, однако по площади она в 3 раза больше. Ну а уж по природным условиям намного богаче. Здесь соседствуют четыре природные зоны: смешанные леса, широколиственные, лесостепь и степь. Шульган-Таш или Капова пещера одна из самых интересных в России. Огромная входная арка высотой в 20 метров и шириной 40 впечатляет.

Read more

Пещерный край державы Капова пещера, пещера Шульган-Таш, пещерный град, пещеры Урала, чудеса Урала

30 Октябрь 2012 admin One comment

Сугомакская пещера находится на севере Челябинской области, недалеко от города Кыштым. Она единственная в своем роде. Много веков назад бурлила здесь река и создала в земных недрах запутанные лабиринты  не в мягкой карстовой породе, как обычно бывает на Урале, а в твердом мраморе.

Сугомакскую пещеру так и называют — мраморная. Название происходит от башкирского имени — Сугомак. Возможно жил джигит с таким именем давным давно в этих местах. Пещера Сугомак, озеро Сугомак, гора Сугомак и гора Егоза (Есказа) образуют Сугомакский природно-территориальный комплекс.   Read more

Легенды Урала, Пещерный край державы пещерный град, пещеры Урала, Сугомак и Есказа, Уральские легенды, уральские сказы

26 Октябрь 2012 admin No comments

Вдали от шумных городов прячут горные вершины  староверскую деревню. Челябинская область, Катав-Ивановский район, деревня Серпиевка.

Серпиевские пещеры — рай для спелеологов. По самым скромным подсчетам в окрестностях деревни находится около 200 пещер. Read more

Пещерный край державы пещерный град, пещеры Урала, серпиевские пещеры

26 Октябрь 2012 admin No comments

С конца 18 века особым укладом живут в старообрядческой деревне Серпиевке потомки первых поселенцев. Это на Южном Урале, в Катав-Ивановском районе.

Местные жители по привычке настороженно встречают чужаков и хранят воспоминания о тех временах, когда службы проводили вдали от любопытных глаз в одной из многочисленных здесь пещер — Колокольной.

Вход в пещеру и правда похож на колокол. Подземные службы проходили вплоть до 30-х годов 20 века. Естественное укрытие помогало местным жителям сохранять тайну чтобы избежать репрессий которых во все времена против старообрядцев было много. Местные жители изобрели целую систему условных сигналов. На входе в пещеру был замаскирован специальный шнур.

Он соединялся с колоколом в одном из дальних залов. Посвящены в эту тайну были только староверы. Входя в пещеру, они звонили в колокол. Если же раздавались шаги, но колокол при этом молчал, значит пришел чужой и надо  срочно прятаться. Read more

Пещерный край державы пещера Колокольная, пещерный град, пещеры Урала, серпиевские пещеры

19 Октябрь 2012 admin No comments

На западе Челябинской области в 25 километрах от Сатки излучина реки Ай образует огромную поляну, обрамленную лесом и отрогами хребта Туй-Тюбе. Сотни тысяч лет назад здесь была равнина под которой скрывались твердые породы. По сантиметру в год слой за слоем вода уносила податливую почву. Спустя столетия земля отступила, обнажив утесы. В твердых скалах образовались лабиринты ходов и пещер. Ученые называют это карстовым явлением.

Ему есть два объяснения: активное течение воды и легко  растворимая порода. Подобное явление не встречается нигде в мире.  Так возник Сикияз-Тамакский пещерный комплекс — одно из чудес Урала.

Спелеологи в шутку называют его многоквартирным микрорайоном времен палеолита. Пещеры, пещерки и причудливой формы выемки, проделанные древней рекой и сегодня пригодны для жизни. Read more

Голубые дороги Урала, Пещерный край державы пещерный град, пещеры Урала, река Ай, Сикияз-Тамак, чудеса Урала

« Older Entries  

Учёные нашли верхнепалеолитическое изображение верблюда в пещере на Урале

2880

Добавить в закладки

Древнейшее изображение двугорбого верблюда открыто в Каповой пещере (Южный Урал). Возраст изображения предварительно оценивается в интервале от 14 500 до 37 700 лет, однако и в то время на Южном Урале не водились верблюды. Находка подтверждает мнение исследователей, что в верхнем палеолите художники могли мигрировать на дальние расстояния.

В Каповой пещере (Шульган-Таш) открыт уникальный рисунок фигуры верблюда, выполненный красной охрой и частично оконтуренный черной линией, нанесённой древесным углём. Уникальную находку обнаружил известный специалист-реставратор из Андорры Эдуаль Гийаме, которого пригласили органами охраны памятников Башкирии, чтобы удалить из пещеры граффити туристов. 

«Расчищенный на известном с конца 1970-х гг. полихромном панно «Лошади и Знаки» рисунок верблюда не имеет аналогов в изобразительных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с фигурой верблюда из Игнатьевской пещеры. И вероятно, теперь, становится значимым образом верхнепалеолитического пещерного бестиария Южного Урала», комментирует Владислав Житенёв, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, возглавляющий научное изучение Каповой и Игнатьевской пещер.

«Возраст рисунков на этом панно точно пока не может быть установлен, но результаты уран-ториевого анализа кальцитовых натеков, на которых сделан рисунок и которые его перекрывают, показывают однозначно верхнепалеолитический возраст интервала времени, в который и был нанесён рисунок не ранее 37 700 лет назад, но и не позднее 14 500 лет назад. В раскопах Каповой пещеры датирована пока только верхняя пачка отложений со следами деятельности палеолитических художников, проходившей там около 17 000 – 19 000 лет назад», — заключил учёный.

Художественные особенности и расположение изображений, а также следы деятельности человека в пещере демонстрируют, что традиции организации подземных святилищ верхнего палеолита произошли из Франко-Кантабрии. Однако на таком расстоянии от основного европейского региона распространения памятников с настенными изображениями неизбежно возникали и локальные особенности в развитии изобразительных традиций. Изображение верблюда известно в монгольской пещере Хойд Цэнхэр, настенные изображения которой многие исследователи относят к эпохи верхнего палеолита. Однако стиль некоторых изображений резко отличается от стиля европейских пещерных изображений, в т.ч. и рисунков Каповой пещеры.

Тот факт, что люди, жившие на Южном Урале в Ледниковом периоде, рисовали не только распространённые в пещерах Европы образы лошадей, бизонов, мамонтов и шерстистых носорогов, но и представителей местной фауны, говорит о достаточно долгом развитии традиции пещерного искусства в регионе. Это подтверждает и анализ каменных орудий.

«Очень важно, что этот верблюд замечательно подтверждает теорию о Волжско-Каспийском направлении связей людей, организовавших святилище в Каповой пещере. Раньше это направление обосновывалось использованием украшений из ископаемых раковин, принесенных из Прикаспийского региона. Это направление очень интересно с точки зрения возможного пути распространения традиций создания пещерных святилищ с настенными изображениями, если вспомнить о карпатских пещерах с настенными изображениями Ледникового периода, — рассказывает Владислав Житенёв. Не менее важно, чем открытие фигуры верблюда и то, что расчищены фрагменты ещё одного рисунка животного, по-видимому, мамонта. На среднем этаже пещеры это первый хорошо сохранившийся рисунок мохнатого гиганта из Ледникового периода. Проведенная расчистка новых рисунков из-под кальцита подтвердила теорию о значительном сходстве основной структуры изобразительных панно с ведущими образами лошадей и большими геометрическими знаками, в которых можно предположить изображения животных. Сходство вертикального и горизонтального расположения фигур (вернее, явных композиций) свидетельствует о глубокой взаимосвязи между идеями, выраженными палеолитическими художниками на панно, расположенными на двух разных этажах. Верхний и средний этажи соединены вертикальным колодцем, высота которого – 13 м».

Специалисты МГУ продолжат научное изучение палеолитического искусства Каповой и Игнатьевской пещер в декабре. Зимой стены подземных залов и галерей гораздо суше, чем летом, что позволяет выявлять мельчайшие детали рисунков. Также будет продолжен мониторинг состояния настенных изображений в совместном проекте со специалистами природного заповедника «Шульган-Таш» в изучении динамических факторов подземной среды на геохимические процессы, связанные с деструкцией рисунков. 

Капова пещера

Капова пещера расположена в 400 километрах от Уфы, на берегу р. Белая в природном заповеднике «Шульган-Таш» в Башкирии. Эта пещера представляет собой один из наиболее известных памятников с монументальной палеолитической живописью в Европе. Среди представленных образов на стенах можно встретить как шерстистого носорога, бизона, лошади и мамонта. Рисунки на стенах пещеры были созданы около 17 000 — 19 000 лет тому назад.  Особый интерес представляет достаточно редко встречающиеся в Европе фигуры рыбы и зооантропоморфа (существа, сочетающего в себе черты человека и животного).

Основной массив изображений Каповой пещеры составляют неидентифицируемые пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми фигурами, частично остатками стёртых рисунков, частично следами палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения.  Некоторые из найденных следов изобразительной деятельности представляют собой линии, проведённые пальцем, отпечатки пальца и, возможно, нижней части ладони. На ряде панно выявлены остатки намеренно стёртых изображений, поверх которых палеолитический художник нарисовал новые фигуры животных и знаки.

верхнепалеолитический пещерный бестиарий южного урала верхний палеолит капова пещера

Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

НАУКА ДЕТЯМ

Ученые нашли способ генерировать локализованные магнитные поля для улучшения работы оптических устройств

13:30 / Физика

Ученые БашГУ определили, как повысить избирательность сенсоров для распознавания зеркальных форм лекарств

12:30 / Химия

Премии за работы в области химии, минералогии и климата Арктики за 2022 г. присудили на президиуме РАН

11:35 / Климат, Наука и общество, Химия

Ученые выращивают кристаллы для российского высокотехнологичного томографа

11:30 / Новые технологии

Академик РАН В. Стародубов объявил сбор средств для благотворительного фонда помощи раненым

11:30 / Наука и общество

В РАН предложили создать комиссию по мониторингу оценки эффективности научных трудов

11:25 / Наука и общество, Образование

Президиум РАН утвердил распределение обязанностей между вице-президентами академии и главным ученым секретарем

11:03 / Наука и общество

Все 13 отделений РАН полностью укомплектованы

10:45 / Наука и общество

Президент РАН Г. Красников призвал как можно быстрее вписать академию в государственную систему принятия решений

10:30 / Наука и общество

Первое заседание нового состава президиума РАН 11.10. 2022

10:00 / Наука и общество

Памяти великого ученого. Наука в глобальном мире. «Очевиднное — невероятное» эфир 10.05.2008

04.03.2019

Памяти великого ученого. Нанотехнологии. «Очевидное — невероятное» эфир 3.08.2002

04.03.2019

Вспоминая Сергея Петровича Капицу

14.02.2017

Смотреть все

Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш

Описание

Природа Южного Урала прекрасна! Густые леса на горных склонах чередуются с солнечными долинами, наполненными медовым ароматом, быстрые чистые реки прорезают глубокие каньоны в белых известняковых массивах. С давних времен люди облюбовали эту замечательную страну. Он был заселен уже в эпоху палеолита, и здесь развивалась одна из самых древних и интересных культур в истории человечества. Его духовным центром, главной святыней была одна из самых красивых и больших пещер Урала — Шульган-Таш или Капова пещера.

Время текло, годы бежали и только в январе 1760 года один из первых исследователей края П. И. Рычков посетил пещеру и написал статью Описание пещеры, расположенной в Оренбургской губернии на реке Белой, Которая из всех пещер Башкирии считается самым известным и крупным. Статья опубликована в книге «Труды и переводы для пользы и увеселения служащих», изданной в Петербурге в 1760 году. Это первое описание пещеры, точнее, ее первого этажа.

П. Рычков был крупным ученым, членом-корреспондентом Петербургской академии, путешественником, историком, экономистом, археологом и этнографом. Его описание пещеры подробное и совпадает с более поздними. Например, в Главной галерее он обнаружил «сухую человеческую голову», по-видимому, мумифицированную в пещерных условиях.

Через 10 лет И. Лепехин посетил пещеру. Он был естествоиспытателем, путешественником и академиком. В 1768-1772 годах руководил экспедициями на Урал, в Поволжье и на север России.

Его «Путевые заметки дневного пребывания» — фундаментальный труд русской науки восемнадцатого века. Этому автору можно доверять. И именно он описал местность в Каповой пещере, которую мы не знаем до сих пор…

Описание И. Лепехина очень подробное, красочное и эмоциональное: такое невозможно выдумать. Часть описания совпадает с современными наблюдениями и картами пещер, а все, что касается второго этажа, является загадкой, которую спелеологи и картологи пытаются разгадать уже 200 лет. Некоторые авторы считают, что за эти столетия пещера сильно изменилась: некоторые старые ходы заросли кальцитовым щебнем, завалены оползнями, открылись новые ходы и залы. Другие считают, что в условиях плохого освещения, в незнакомой обстановке огромного пещерного лабиринта академик легко мог ошибиться в азимутальных измерениях, особенно если не зафиксировал их подробно, а то и по памяти. На самом деле Капова пещера осталась почти такой же, какой она была 200 лет назад. Он не сильно изменился с тех пор, как его покинули люди каменного века. Возраст пещеры составляет не менее трех-четырех миллионов лет. Это была крупная спелеосистема до оледенения.

Пещера Шульган-Таш расположена на правом берегу реки Агидель (Белая), в 40 километрах от центра Бурзянского района Башкортостана, села Старосубхангулово, на территории заповедника, организованного пятьдесят лет назад в целях сохранить первозданную красоту этого дивного края.

На втором году существования Башкирского заповедника, в 1959 году, сотрудник заповедника, биолог А. В. Рюмин обнаружил в Пещере первые рисунки эпохи палеолита в России. Перед учеными встала новая трудная задача: как спасти только что найденную драгоценность, как спасти рисунки от дальнейшего уничтожения? Стало очевидным, что для спасения живописи необходимо вести систематические наблюдения, исследовать все особенности Пещеры, создать условия для длительного сохранения рисунков.

Теперь, когда прошло полвека после открытия рисунков и 50 лет Заповедника, сохранившего берег Пещеры с его древними рисунками, пора оглянуться назад и подвести некоторые итоги находок и открытий.

Перед вами результат совместной работы многих людей: башкир и русских, татар и украинцев, ученых и спелеологов-туристов, молодых и не очень. ..

Обнаружение настенных рисунков красной охрой в залы двух этажей пещеры стали важнейшими в области ранней истории человечества, доказав существование здесь, на Южном Урале, уникальной развитой первобытной культуры, создавшей замечательные рисунки животных и сложные абстрактные знаки . Путь А. В. Рюмина к этому открытию был долгим и трудным. Он предвидел существование древней палеолитической живописи на Южном Урале, настойчиво искал ее и своими усилиями привел к этому большому успеху.

А. В. Рюмин правильно определил время создания рисунков как палеолит. Не будучи специалистом в области археологии, А. В. Рюмин не смог определить точный возраст изображений. Он думал, что им 40 тысяч лет. На самом деле они казались вдвое моложе. Это привело к неправильной интерпретации многих изображений, едва различимых под граффити, глиняными и кальцитовыми пленками.

В истории наскальной живописи Шульган-Таш еще многое остается неясным. Сохранилась цветная фотография первой композиции на восточной стене Зала рисунков, сделанная А. В. Рюминым задолго до начала реставрационных работ. На фото отчетливо видны красные линии зооморфных рисунков с крупным уродливым граффити на них. Невозможно не видеть эти красные изображения.

Всего А. В. Рюминым обнаружено около 50 рисунков. К сожалению, он не составил хорошо сделанный каталог. Большинство изображений в то время еще не были расчищены, и сейчас трудно точно определить, какие именно рисунки им были найдены. Главное, что он открыл Южно-Уральский центр палеолитического искусства. После открытия наскальной живописи видный московский археолог О. Н. Бадер проводил исследования в пещере с 1960 по 1978 год. Он подтвердил подлинность рисунков и их палеолитический возраст. но отрицал существование черных рисунков и скульптур.

Интерпретация некоторых изображений, найденных А. В. Рюминым, оказалась ошибочной. Они были признаны прихотью природы.

Только в конце работы, в процессе расчистки стен, обнаружились две картины, выполненные черным цветом (Bader, 1979). Бадер назвал возраст этих картин близким к мадленскому.

Копирование и фотографирование изображений проводились под руководством О. Н. Бадер. Самая сложная и ответственная работа была проделана в Зале Хаоса на уступе южной стены. Там виднелась только ярко-красная точка, из которой вода то и дело вымывала охру. Реставраторы сняли толстый (до четырех сантиметров) слой кальцитовых натёков и увидели ярчайшую, свежую, близкую к полихроматичности композицию «Кони Зала Хаоса».

В процессе этой работы обнаруживалось все больше и больше рисунков. На схемах разных периодов ситуация описывается по-разному. Возьмем иллюстрацию из 11 тома Большой советской энциклопедии на с. 360 например. Имеет композицию восточной стены Зала рисунков. В композиции отсутствует образ Бледного мамонта, который присутствует в опубликованном в 1973 г. эскизе (Мамонт № 9).

Результатом многолетних исследований О. Бадера стало открытие 50 изображений. Краткая монография «Капова пещера» (34 страницы) вышла в 1965, который содержал эскизы основных чертежей и фотографии плохого качества. Издание проиллюстрировано художником К.Н.Никахристо.

За время своей длительной работы в Пещере О. Бадер досконально изучил все доступные тогда для наблюдения изображения и правильно расшифровал многие из них, а Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Группа Карпинского (ВСЕГЕИ) могла сделать это только с помощью мощной современной цифровой фототехники и компьютера. Например, он правильно истолковал изображение быка на западной стене Зала Знаков, хотя визуально это не было очевидно.

Над задней частью Центрального Мамонта на западной стене Зала Рисунков О. Бейдеру удалось разглядеть едва различимую маленькую фигурку бегущего антропоморфа. При расшифровке изображения в северо-западном углу Зала Знаков О. Бадеру удалось разглядеть треугольную структуру фрагмента знака, но полностью реконструировать ее не удалось. Сделать это стало возможно гораздо позже, только с помощью компьютера.

История с Бледным Мамонтом, нарисованным на восточной стене Зала Рисунков под Мамонтом Диссидентом, неясна. В настоящий момент его практически не видно. В этом месте видны только бледно-розовые пятна. Но эта картина достаточно четко написана на пластиковом слепке в Музее археологии Академии наук Республики Башкортостан в Уфе.

После смерти О. Н. Бадера в 1978 г. исследования в пещере были продолжены ленинградскими учеными. Археологические исследования проводились опытным исследователем В. Е. Щелинским. Проанализировав обстановку, Щелинский наметил место для раскопок у северной стены Зала Знаков.

Вскоре на глубине около полуметра в яме появились угли. Это был культурный слой эпохи палеолита! Находки шли одна за другой. Здесь было найдено много каменных изделий, сколов украшений и резьбы по кости. Это была сенсация, ведь до сих пор считалось, что в Каповой пещере не жили люди. Оказалось, что жили, но прежде всего Пещера была святилищем, храмом. Именно в этом культурном слое был обнаружен обломок известняка с нанесенным охрой рисунком. Это была редкая удача. Теперь можно было с уверенностью сказать, что и культурный слой, и настенные рисунки были примерно одного возраста. С помощью радиоуглеродного датирования возраст культурного слоя определен как поздний палеолит и мадленская культура, конец ледникового периода.

Спелеологи РГО под руководством Юрия Ляхницкого начали свою работу в составе Южно-Уральской палеолитической экспедиции под руководством В. Щелинского. Позже они продолжили работу как самостоятельная группа. Комплексная программа спелеологических исследований требовала организации самостоятельных научных экспедиций и участия в них специалистов разного профиля. Такая работа могла быть проведена только совместными усилиями Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. П. Карпинского (ВСЕГЕИ) и Комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества.

Наряду с организацией комплексного мониторинга динамических и геоэкологических параметров, музеефикацией и развитием мероприятий по сохранению живописи одной из основных задач была комплексная комплексная фиксация древних изображений. Это было необходимо из-за быстрой деградации рисунков в течение длительного периода времени, когда не следили за состоянием рисунков и не производили фиксацию изображений современными методами. Требовалась новая методика комплексной фиксации изображений, в том числе фотографических, топографических, морфометрических и других, позволяющая максимально полно и точно сохранить древние изображения.

Полученные параметры должны давать достаточно полную и точную характеристику рисунков и их сочетаний в целом и при необходимости позволять их воспроизведение.

Многочисленные рисунки пещеры в значительной степени неоднородны. Для их регистрации, анализа их особенностей и выявления закономерностей их размещения в пещере необходимо их классифицировать и, прежде всего, установить основные понятия.

Наиболее распространенное понятие, объединяющее все рисунки, пятна и знаки, представлено словом «изображение». Изображения могут быть искусственными (созданными человеком) и естественными (созданными природой).

Искусственные изображения условно относят к древним (палеолит), более позднему периоду (энеолит, мезолит, неолит, бронзовый век), «древним» (средневековье) и современным (18-21 вв. ).

В первую очередь изображения следует сгруппировать по их морфологии и содержанию. Наиболее важными типами являются зооморфные и антропоморфные рисунки и абстрактные условные геометрические знаки. В дополнение к ним мы также должны выделить еще один сложный тип: пятна.

Принимая во внимание морфологию, стилистический характер и цвет, можно составить классификацию, отражающую все особенности изображений. Это позволит нам сделать выводы о представлениях древних «художников», об эпохе создания образов и их цели. Эти группы рисунков помогут сделать историко-художественный анализ «картины».

Изображения пещеры Шульган-Таш можно разделить на несколько типов, которые в свою очередь могут быть подразделены на более мелкие группы. Первый крупный тип — многочисленные красные зооморфные рисунки, очень реалистичные. Их стилистические особенности и конфигурация очень близки западноевропейским Мадлен.

Большинство из них — контурные рисунки. Внутри них видны зоны, где линии их контуров утолщены, а некоторые части и детали фигур заштрихованы. Есть несколько силуэтных рисунков, фактически полностью заштрихованных, но глубина их цвета неоднородна.

Большинство изображений в Зале рисунков относятся к зооморфному контурному типу, например, «Ходячий мамонт» на восточной стене Зала рисунков. Характерным силуэтным изображением является «Красный мамонт» второй композиции на западной стене Зала рисунков. Все они окрашены красной охрой.

Итак, изображения Пещеры довольно разнородны. Это одна из особенностей пещеры, выдвигающая сложные и трудные задачи интерпретации и осмысления собранного материала. Конечно, пещерные изображения не подходят под понятие «живопись», ибо представляют собой сложную систему условных ритуальных символов и абстрактных, возможно, информационных знаков.

Наиболее известны и хорошо сохранились красные реалистические контурные изображения на втором этаже Зала рисунков. Большинство из них мамонты (7), два шерстистых носорога и бык. Почти все они представляют собой контурные рисунки; только один «Красный мамонт» изображен в виде силуэта, полностью окрашенного красной охрой. Цвет этих изображений действительно алый, его интенсивность средняя или низкая.

Почти все изображения из Зала рисунков зооморфны, выполнены в одном стиле как бы по определенному канону. Каждая композиция имеет один антропоморфный схематический рисунок. Единственным знаком в зале является большая трапеция с двенадцатью ребрами, нарисованная в правом нижнем углу первой композиции.

Это, без сомнения, неделимая группа, наиболее близкая к западноевропейской культуре Мадлен. Если пользоваться классификацией Леруа-Гурана, то он относится к переходной группе между третьей и четвертой. Уголь из карьера О. Н. Бадера под восточной стеной зала, по лабораторным анализам, имеет возраст 17-10 тыс. лет. Это поздний палеолит и культура Мадлен.

В составленном Каталоге рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш (Каповой) отражены, проиллюстрированы и сохранены облики уникального памятника культуры, имеющего единственную сравнительно хорошо сохранившуюся палеолитическую роспись в восточной части Евразии.

Всего в Пещере зафиксировано 195 изображений, 140 из которых были обнаружены в последние годы. Полученные сведения дают новую характеристику этому уникальному памятнику и свидетельствуют о существовании в палеолите самостоятельного очага древней культуры на Южном Урале, во многом аналогичного западноевропейскому в Пиренейско-Кантабрийской области.

Пещерные изображения неотделимы от ее просторных залов, длинных и высоких галерей и узких укромных ниш. Пещера — не просто дом для древних рисунков. Именно их среда обитания сильно повлияла на сознание и творческий процесс древнего художника.

В Каталоге 195 изображений, но, по всей вероятности, в будущем будут обнаружены новые изображения, особенно после дальнейшей расчистки стен. Это новое содержательное подтверждение тезиса о том, что в палеолите на Южном Урале существовал самостоятельный, высокоразвитый центр великой ранней культуры человечества.

Проблема сохранности изображений

Сохранность рисунков зависит от их сохранности. К сожалению, рисунки в пещере на протяжении тысячелетий подвергались влиянию негативных факторов антропогенного и гипергенеза. Повреждающими факторами являются многие условия окружающей среды: карстовые воды (инфильтрирующие и втекающие), пленкообразная и конденсатная влага, микроклиматические изменения (температурно-влажностные), зарастание кальцитовыми натеками, отслоение красочного слоя и коррозия известняка микробиотой (микромицетами – плесенью, микрогрибы и водоросли).

Негативное влияние человека также широко распространено, прежде всего бесконтрольный, нерегулируемый туризм. Нахождение в пещере большого количества людей повышает температуру и влажность, повышает концентрацию углекислого газа до опасного уровня и приводит к микробиологическому загрязнению пещеры. Случаи варварского обращения с изображениями не так уж и редки.

На Западе после открытия замечательных палеолитических рисунков в пещерах Альтамира, Ласко и других пещерах доступ к ним получили тысячи людей. В сравнительно короткие сроки это привело к серьезным негативным последствиям: свет, тепло и дыхание вызвали интенсивный рост микроскопических сине-зеленых водорослей, которые покрыли рисунки уродливыми пятнами («зеленая опасность»), а повышение концентрации углекислого газа привело к в быстром росте кристаллов кальцита и натёков, покрывавших стены пещер вместе с рисунками («белая опасность»). Увеличение влажности и повышение температуры привело к интенсивному образованию конденсата. С крыши и стен начали падать красные капли: влага разъедала краситель. Массовый туризм в пещерах с палеолитическими росписями был запрещен. На входе в пещеры были установлены бронированные ворота с замысловатыми замками.

Временный выход был найден через создание дубликатов пещер. Точные копии залов с рисунками вместе с их полными интерьерами выполнены из пластика и других материалов. Безусловно, это требует значительных затрат.

В связи с изложенным весьма своевременным стало Поручение Президента РФ В. В.Путина от 28 июля 2010 г. № ВП-П44-5133 о создании музейного комплекса на базе Каповой пещеры. Дальнейшее развитие получили мероприятия по совершенствованию экскурсионного маршрута, подготовку которых мы инициировали. Открылась возможность благоустройства музейного комплекса в целом, обновления инструментального фонда и проведения мероприятий по улучшению условий сохранности изображений.

Будущее уникального памятника зависит от проведения ряда крупных мероприятий. В первую очередь — от строительства музейно-исторического комплекса «Шульган-Таш», в котором будут макеты залов пещеры Шульган-Таш и копии ее наскальных рисунков. В этой же связи важно продвижение наскальной живописи пещеры Шуль-ган-Таш в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наша главная задача – сохранить для будущих поколений уникальную палеолитическую наскальную живопись Восточной Евразии.

Последние научные открытия

В ноябре 2017 года более трех недель проводилась Международная экспедиция по восстановлению палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш под руководством опытного реставратора Эудальда Гийоме (Андорра).

Под толстой кальцитовой нитью было обнаружено реалистичное, тщательно выполненное со знанием природы изображение….двугорбого верблюда. Контур задней части животного ранее был виден из-под самолета, расчищенного еще в конце 19 века.70-е годы. Пару лет назад именно в этой части состава был пробурен образец кальцитового наноса для уран-ториевого датирования, который дал интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Совокупность этих данных делает биографию обнаруженного верблюда практически безупречной, а изображение не вызывает опасений за его подлинность.

Обоснование выдающейся универсальной ценности

В одной из крупнейших и красивейших пещер Урала — пещере Шульган-Таш, открытой еще в XVIII веке на берегу реки Агидель в Башкортостане, в 19Найдено 59 наскальных рисунков, относящихся к эпохе верхнего палеолита (17-10 тыс. до н.э.).

На трех этажах пещеры Шульган-Таш, протяженностью 3323 метра, расположено более 15 залов. Амплитуда по вертикали 165 метров с глубокими подводными полостями (80 метров), представляющими собой трехъярусную систему карстовых полостей с интенсивно развитой сифонной циркуляцией.

Рисунки, выполненные красной охрой, нанесены на стены залов обоих этажей пещеры. Это открытие стало важнейшим в области истории Древнего мира, доказав, что не только в Западной, но и в Центральной и Восточной Европе существует древнепалеолитическая живопись различных животных, таких как мамонты, шерстистые носороги, быки, лошади и сложные абстрактные изображения. знаки.

В пещере 195 изображений, 110 из них были обнаружены в последние годы.

Изображения в пещере неотделимы от ее просторных залов, длинных высоких галерей и тесных укромных ниш. Пещера – это не просто вместилище древних рисунков, но и их естественная среда, которая существенно повлияла на сознание и творческий процесс древнего мастера.
Полученные сведения по-новому характеризуют этот уникальный памятник и свидетельствуют о существовании в эпоху палеолита на Южном Урале самостоятельного очага древнейшего искусства, во многом сходного с западноевропейским и пиренейско-кантабрийским центрами.

Критерий (i): Важнейшим культурным объектом номинируемой территории является пещера Шульган-Таш (Капова). В 1959 году в нем была обнаружена наскальная живопись эпохи позднего палеолита. Это крупнейший и самый древний комплекс наскальной живописи в Центральной и Восточной Европе.

Красочные изображения животных отличаются реалистичностью, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Фигурки мамонтов, носорогов, быка, человека, различных знаков отличаются экспрессией и глубокой самобытностью. С большой выразительностью изображены лошади. Стиль изображения не имеет дословных аналогов ни на Урале, ни в Западной Европе. Выделяются группы рисунков с мифологическими символами, в частности, свидетельствующие о существовании культа лошади. Подобные примеры наличия явно мифологических композиций среди палеолитических наскальных рисунков в мире крайне редки, что делает наскальный рисунок Шульган-Таш уникальным явлением мирового масштаба.

Важнейшими составляющими палеоживописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Следует отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш оригинальны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической росписи Западной Европы.

Учитывая время создания рисунков, их художественную выразительность и самобытную стилистику, высокий уровень техники их выполнения в то время, можно утверждать, что наскальные рисунки пещеры Шульган-Таш являются шедевром творческий гений человека эпохи верхнего палеолита.

Критерий (iii): По расположению и содержанию рисунков также можно утверждать, что пещера Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифологические представления палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере входил в состав этого святилища и, видимо, выполнял его функции. Почитание пещеры Шульган-Таш, включавшее в себя паломничество, различные обряды, ритуальное раскалывание камней и наскальные рисунки охрой, является уникальным примером традиции культа пещер, распространенной на Урале с начала верхнего палеолита. Традиция культового камнекольного дела для этой эпохи зафиксирована в соседних пещерах и в других пещерных святилищах Южного Урала, она сохранилась до эпохи раннего Средневековья и даже до этнографической современности. Традиция нанесения рисунков охрой в недрах пещер сохранялась на Южном Урале 8-9 вв.тысяча лет. Пещера Шульган-Таш на протяжении многих тысячелетий оставалась святыней, что подтверждается как археологическими находками, так и результатами изучения башкирского фольклора. Как показывают современные исследования этнографов, почитание Пещеры у местных башкир сохранилось до наших дней.

Таким образом, культовое почитание пещеры Шульган-Таш и связанные с ним традиции на протяжении тысячелетий и частично сохранившиеся до наших дней являются уникальным свидетельством культурной традиции.

Заявления о подлинности и/или целостности

Подлинность: Меры и меры предосторожности, предпринятые, как только изобретатели обнаружили пещеру, а затем в рамках миссии по сохранению, гарантируют поддержание естественных условий, необходимых для этого сохранения.

Почти все изображения из Зала рисунков зооморфны, выполнены в одном стиле как бы по определенному канону. Каждая композиция имеет один антропоморфный схематический рисунок. Единственным знаком в зале является большая трапеция с двенадцатью ребрами, нарисованная в правом нижнем углу первой композиции. Это, без сомнения, неделимая группа, наиболее близкая к западноевропейской культуре Мадлен. Если пользоваться классификацией Леруа-Гурана, то он относится к переходной группе между третьей и четвертой. Уголь из шурфа под восточной стеной зала, согласно лабораторным анализам, имеет возраст 17-10 тыс. лет. Это поздний палеолит.

Подлинность Имущества подтверждается многочисленными датировками по углероду-14, сделанными в Зале Чертежей.

Целостность: Атрибуты, обосновывающие критерии (i) и (iii), а именно исключительный эстетический интерес изображений пещеры Шульган-Таш, информация, содержащаяся в ее остатках, о частом использовании глубоких пещер в верхнем палеолите, и свидетельство того, что эти остатки и эти представления приводят нас к палеолитической цивилизации, интегрально заключенной в полости.

Элементы пещеры Шульган-Таш образуют географические и природные компоненты, охраняющие палеолитические и живописные композиции. Это и реки, и горы, и мощная южноуральская растительность.

Место мало изменилось с тех пор, как его покинули люди каменного века. До оледенения здесь была крупная спелеосистема.
Пещера Шульган-Таш расположена на берегу реки Агидель (Белая) на территории природного заповедника, являющегося охранной зоной пещеры Шульган-Таш.

Сравнение с другими аналогичными свойствами

Примерно миллион лет назад над человечеством нависло великое оледенение. Из полярных областей в леса и степи начал двигаться весь сокрушительный ледник. Люди покинули свои привычные места жизни. Страшный холод потряс землю, появились свирепые хищники, такие как саблезубый лев, по земле шатались мамонты и шерстистые носороги.

Само существование людей висело на волоске. И в этот критический момент истории люди начали творить. В глубине пещер, в тишине и мраке подземного они впервые начали рисовать, создавая отражение окружающего мира.

На сегодняшний день в Западной Европе зафиксировано около 41 большой и малой пещеры эпохи палеолита с наскальными рисунками, датируемыми от 30 до 10 тысяч лет до нашей эры, занесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наскальные рисунки пещеры Шульган-Таш позднего палеолита, мадленской культуры XVIII и XVII тысячелетий веков, обладающие высокой выразительностью и оригинальной стилистикой, являются уникальным памятником и свидетельствуют о существовании в палеолите территории современной Российской Федерации очага античного искусства, во многом сходного с западноевропейским и пиренейско-кантабрийским центрами.

Основные крупные номинации для наскальной живописи Западной Европы, возникшие в периоды верхнего и позднего палеолита: Фоз-Коа, Коскер, Кластр, Ла-Гарма, Нио, Шовер, Арси-сюр-Кюр, Кюссак, Альтамира, Ласко, Ле Тюк д’Обубер, Фонтане. Для сравнения дано указание на хронологическое местонахождение наскального рисунка пещеры Шульган-Таш позднего палеолита и мадленской культуры, впервые предложенного для Центральной и Восточной Европы Российской Федерацией для включения в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Список.

Некоторые сопоставления палеолитического пещерного искусства между Уралом и Западной Европой

Абрамова З.А. 1997: Пещера Шульган-Таш (Капова) – палеолитическое святище мирового значения. Пещерный палеолит Урала. Гилем, Уфа, 52-55. (на русском языке)

Алтуна, Дж. 1996: Ecain und Altxerri bei San Sebastian. Zwei altsteinzeitliche Bilderhohlen им испанской Bascenland. Торбеке, с. 91, абб. 89.

Бадер О. Н. 1965: Капова пещера. Наука, Москва. (на русском языке)

Бадер О. Н. и Петрин В. Т. 1978: Произведение искусства и костяные изделия эпохи палеолита с восточного склона уральских гор) В кн.: Васильевский Р.С. (ред.): У истоков творчества. Певобытное искусство. Наука, Сибирское отделение РАН, Новосибирск, 26-31. (на русском языке)

Бан, П. Г. и Вертут, Дж. 1997: Путешествие через ледниковый период. Вайденфельд и Николсон, Лондон, 141-142.

Босински, Г. 1999: Die Bilderhohlen des Urals und in Sudwesteuropa — Einige Vergleiche. В: В. Е. Щелинский и В. Н. Широков: Hohlenmalerei на Урале. Капова и Жгнатьевка. Die altsteinzeitlichen Bilderholen im Sudlichen Ural. Ян Торбеке Ферлаг, Зигмаринген, 139 лет-166.

?àrcium?ru, ?. 1985: Грот де Кучула. Penture rupestre recemment decouvert en Romanie. Bolletino del Centro Camuno di Preistorici ???, 89-97.

Clottes, J. 1995: Postface. La grotte Chauvet aujourd’hui // Ж.-М. Шове, Э. Брюнель Дешам и К. Хиллэр. Грот Шове в Валлоне Пон-д’Арк. Editions du Seuil, Париж, 112–113.

Диес, М. Г. и Родригес, Р. Г. 2010: Эль-Кастильо. В: Las cuevas con arte палеолитико в Кантабрии. Эдита Кантабрия, 179 лет-190.

Гонсалес-Пумарьега, М. 2008: Guía del Arte Rupestre Paleolítico en Asturias. Ménsula Ediciones в Пола-де-Сьеро (Астурия).

Григорьев Г. П. 2001: Относится ли стоянка Талицкого к сибирскому палеолиту? В кн.: Котов В.Г. и Щелинский В.Е. (ред.): Проблемы первобытной культуры. Уфа, Гилем, 120-121. (на русском языке)

Косинцев П.А., Кузьмин Я. В., Нохрина, Т.И. и Ходжинс Г.В.Л. 2011: Хронология отложений пежчеры Серпиевская 2. Пежчеры. Выпуск 34. Пермь, Естественно-научный институт Пермского государственного национального исследовательского университета, 100-102. (на русском)

Котов В.Г. 2004: Исследование палеолитического слоя в пежчере Байслан-Таш (Акбутинская). Предварительные итоги. Уфимский археологический вестник 5, 36-55. (на русском языке)

Лорбланше, М. 1995: Les grottes ornée de la prestoire. Нуво с уважением. Эрранс, Париж.

Петрин В. Т. 1992: Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале. Наука, Сибирское отделение РАН, Новосибирск. (на русском языке)

Петрин В.Т. и Смирнов Н.Г. 1975: Палеолитический памятник в Шикаевке на правобережье Тобола. В: Вопросы археологии Урала 13, Уральский государственный юниверситет, Свердловск, 75-85.

Петрин В.Т. и Смирнов Н.Г. 1977: Палеолитические памятники в гротах Среднего Урала и некоторые вопросы палеолитоведения Урала. В: Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. Сборник научных трудов. Свердловск, 56-72. (на русском языке)

Петрин В. и Широков В. 1991: Die Ignatievka-Hohle (Урал). В: Босински, Г. (ред.): Zwei neue jungpalaeolithische Bilder-hohlen in Sudfrankreich und im Ural. Jahrbuch des Romisch-Germanischen Zentralmuseums Mainz 38. Jahrgang, 17-31.

Петрин В. Т., Широков В. Н. и Чаиркин С. Е. 1990: Древнее святилище во 2-й Серпиевской пещере на Южном Урале. В: Семантика древних образов. Наука, Новосибирск, 7-20. (на русском языке)

Щелинский В. Е. 1990: Настенная живопись Каповой пещеры на Южном Урале (датировка, размещение, культурная принадлежность). В кн.: Девлет М.А. (ред.): Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. Издательство Института археологии АН СССР, Москва, 47-55. (на русском языке)

Щелинский В.Е. 1997: Палеогеографическая среда и археологический комплекс верхнепалеолитического святилища пещеры Шульган-Таш (Каповой). В: Пещерный палеолит Урала. Гилем, Уфа, 29-38.

Щелинский В.Е. 2001: Настенное искусство верхнепалеолитического святилища Шульган-Таш (Каповой) на Южном Урале: композиция лошадей и знаки в продаже Чоса. В кн.: Котово В.Г. и Щелинский В.Е. (ред.): Проблемы первобытной культуры. Уфа, Гилем, 33-53. (на русском языке)

Щелинский В.Е., Широков В.Н. 1999: Hohlenmalerei на Урале. Капова и Игнатьевка. Die altsteinzeitlichen Bilderholen im Sudlichen Ural. Ян Торбеке Верлаг, Зигмаринген.

Широков В. Н. 2006: Проблема возраста настенных рисунков Игнатьевской пещеры в связи с прямыми радиоуглеродными датировками красного пигмента. Российская археология 2, 99-105. (на русском языке)

Широков В. Н., Петрин В. Т. 2013: Искусство ледникового века. Игнатьевская и Серпиевская 2 пещеры на Южном Урале. Екатеринбург. (на русском языке)

Стилман К.Л., Роу М.В., Широков В.Н. и Саутон Дж.Р. 2002: Радиоуглеродные даты для пиктограмм в Игнатьевской пещере, Россия: Голоценовый возраст предполагаемой плейстоценовой фауны. Античность 76, 341-348. DOI: 10.1017/S0003598X000

Свобода, Дж. 2004: Павлов как часть граветтской мозаики. В: Й. Свобода и Л. Седлачкова (ред.): Граветт на Дунае. Материалы Микуловской конференции, 20-12 ноября 2002 г. Исследования Дольни Вестонице 11, Институт археологии АН ЧР Брно, 283-297.

Свобода, Ю. 2011: Počátky umění. Академия, Прага.

Васильев С. А. 1990: Поздний палеолит Урала и Зауралья: к вопросу о границах Европейской и Североазиатской зоны развития культуры. В кн.: Методолодия, историография и источники изучения исторического опыта регионального развития. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Свердловск, 83-84.

Зенин В. Н. 2002: Основные этапы освоения Западно-Сибирской равнины палеолитическим человеком. Археология, этнология и антропология Евразии 4 (12), 22-44.

Кунгурская ледяная пещера на Урале

Кунгурская ледяная пещера на Урале — Secret World