Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Племена адыгов: Кавказский Узел | Адыги

Содержание

Адыгейцы



Адыгейцы

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Адыгейцы

Адыгейцы (самоназвание адыге), народ, живущий в основном в Адыг. АО Краснодарского края РСФСР. Числ. 80 тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и др. адыгских народов (см. Лдыги), были автохтонным населением сев.-зап. Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы, сарматы, аланы и др.). В 13-14 вв. часть адыгов переселилась в басе. р. Терек (кабардинцы), а осн. масса осталась на побережье Чёрного м. и в Закубанье. Эта зап. группа адыгских племён, известная под именем черкесов — непосредств. предков совр. А., включала в себ в кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др. более мелкие племена. Остатки плем. деления сохранились в диалектах адыгейского яз. Осн. занятиями А. были земледелие и скотоводство. Преобладающей религией был (с 18 в.) ислам суннитского толка. Великая Окт. социалистич. революция внесла коренные изменения в экономику, культуру и быт А.

27 июля 1922 была создана Адыг. АО.

В ходе социалистич. строительства было коллективизировано с. х-во, развилась пром-сть, адыгейский народ создал свою интеллигенцию. См. Адыгейская автономная область.

Б. А. Гарданов.

Использованы материалы Большой Советской энциклопедии


Адыгейцы, адыгэ (самоназвание) — народ в России (122.900 человек), коренное население Адыгеи (95.400 человек). Живут также в соседних районах Краснодарского края (20.800 человек). Часть живет в Турции (5.000 человек) и странах Ближнего Востока. До XX века существовали субэтнические группы: фбфдзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Горовят на адыгейском языке фбхазо-адыгейской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Адыгейцы, как и другие адыги — кабардинцы и черкесы, — поомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII — XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удалось ограничить права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освбодительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев.

Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году. Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы.

В 1922 году образована Адыгейская автономная область, с 1937 года в составе Краснодарского края, с 1991 года — Республика Адыгея.

Традиционные занятия — пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство. Домашние промыслы — плетение, ткчество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.

В начале XX века при преобразовании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким.

Было распространено аталычество.

Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и другие танцы.

Использованы материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе и Я.С.Смирновой в  кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994.


См. также:

Адыги - материалы статьи Н.Г.Волковой в   кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

Литература:

Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957;

Люлье Л. Я., Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи, Краснодар, 1927;

Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

адыгские племена

адыгские племена

кто такие черкесы(адыги)…


примечание: слова «черкес» и «адыгеец» пришли из других языков, и не являются названиями отдельных адыгских племен.

основные адыгские племена:

абадзехи
бесланеевцы
бжедуги
жанеевцы
егарухаевцы
кабардинцы
мамхяговцы
махошевцы
натухайцы
темиргоевцы
хатукаевцы
шапсуги

Шапсуги это одна из этнографических групп адыгов.В прошлом по различным данным их численность до выселения в Турцию в результате Кавказской войны составляла от 150.000 до 300.000 человек.Существует две версии происхождения этнонима шапсуг(шапсыгъ).По одной из них это название происходит от гидронима Шепси(Шэпсы,река в нынешнем Туапсинском районе)означающего «молочная река». Вторая версия говорит ,что название шапсыгъ означает «сторечные» шэ-сто, «псы»-вода.Территория расселения шапсугов еще в 19-м веке была очень обширна. Наряду с абадзехами и натухайцами они составляли до 2/3 общей численности адыгов. Большая Шапсугия находится на нижней Кубани,граничит с юга Главным кавказским хребтом,с запада р.Адекум, которая составляет границу с натухайцами, с востока река Псекупс отделяет ее от абадзехов.Малая Шапсугия с севера граничит с Кавказским хребтом,с юга р.Шахе за которой жили убыхи, на западе р.Джубга является границей с натухайцами. В сущности составляя с натухайцами один народ в «буферной» зоне они жили смешанно. Некоторые русские источники в ХIХ веке даже называли жителей этого «буфера» шапсугскими натухайцами. Вместе с натухайцами шапсуги состояли из пяти кланов(зэтхьарlогъу-дословно одноклятвенники): 1)Кобле;2)Схапете;3)Соотох; 4)Натхо; 5)Нетахо.

Первые три входили в состав шапсугов, последние два в состав натухайцев. Собственно и название натухаец происходит от названия клана Натхо (сероглазый). Фамилии (а число их было от 15 до 30) входящие в каждый из этих кланов считали себя происходящими от фамилий давших названия этим кланам.Браки внутри одного клана как браки между родственниками были запрещены.Внутреннее устройство шапсугов было демократическим.Существовали несколько дворянских родов:Абат,Немере, Шеретлук, Кадрук, Джасте, Улагай, Екутеч, Тхагус. Но роды эти лишь пользовались всеобщим уважением не имея реальной власти. Народ управлялся выборными старшинами. В этом демократизме и специфике диалекта состоит самобытность шапсугов. В шапсугском диалекте различают два говора: говор прикубанских шапсугов и говор причерноморских шапсугов с хакучинским подговором. Хакучи это одно из подразделений шапсугов, населявшее в прошлом наиболее недоступные, горные местности.Сейчас они составляют значительную часть населения причерноморской Шапсугии. Особенность шапсугского диалекта состоит в том ,что если в современном адыгейском языке, составленном на основе темиргоевского и бжедугского диалектов число звуков составляет 67, то в шапсугском диалекте число звуков доходит до 88.

Основными занятиями шапсугов в прошлом были скотоводство и садоводство.
Знаменитые сорта шапсугских сортов яблок ,груш и других фруктов послужили основой для выведения многих современных сортов. В горах шапсуги использовали террасное земледелие высевая просо, овес и другие культуры. Пчеловодство также было одной из статей вывозной торговли. Ислам был принят шапсугами лишь на исходе ХVIII века. До этого они исповедовали язычество с пережитками угасшего христианства.
Шапсуги принимали активнейшее участие в Кавказской войне.Они одними из последних сложили оружие перед напором царских войск в 1864г.А отдельные группы хакучей партизанили ,скрываясь в горах до 80-х годов ХIХ-го века. Имея на Северо-Западном Кавказе славу непобедимых считалось даже, что все остальные черкесские племена сложат оружие при покорении шапсугов. Вот что говорил сосланный на Кавказ декабрист А.А.Бестужев-Марлинский: «…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал;
они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно». Шапсугия дала огромное количество народных героев во времена этой войны. Их имена отражены в песнях. Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, послуживший М.Ю. Лермонтову прообразом его героя Казбича в повести «Белла» был шапсугом. После завершения войны подавляющая часть шапсугов была насильственно выселена в Турцию. На этнической родине оставалось не более 6 тысяч шапсугов. В настоящий момент шапсуги представлены населением 5-ти аулов в РА и 14 населенных пунктов в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского Края. Общая численность около 15.000 человек.С 1924 по 1945 года на территории Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского Края существовал Шапсугский национальный район в котором в 1930 г. шапсуги составляли 60% населения. Но в годы сталинских репрессий все органы управления были уничтожены, а большая часть шапсугов сослана в Сибирь и Казахстан. С 1991 г «Адыгэ Хасэ» выдвигает требование о воссоздании Шапсугского национального района.

 

позже будет выложено и про другие адыгские племена…(понятия «черкес» и «адыгэ» относится ко всем адыгским племена)

 
 
 
 

CIRCAS © 2003

 

Используются технологии uCoz

Черкесский | История и описание

Связанные темы:
адыгейский кабардинский

Просмотреть весь связанный контент →

Черкес , Русский Черкес или Черкес , множественное число Черкес , представитель кавказского народа, говорящего на северо-западном кавказском языке ( см. Кабардинский язык ).

С древних времен Черкесия, включающая примерно северо-западный регион Кавказа, приобрела экзотическую репутацию, присущую землям, занимающим ключевую территорию между соперничающими империями. Ранняя история черкесских народов довольно неясна. Хотя в самой Черкесии не было основано греческих колоний, известно, что греки основали колонии и вели обширную торговлю на черкесском побережье Черного моря, и их влияние очевидно. Затем последовало последовательное влияние или прямой контроль римлян, хазар, монголов, крымских татар, турок и русских.

Область оставалась довольно автономной до 12-го и 13-го веков, когда грузинским князьям удалось превратить ее в провинцию. В 1234 году Кавказ был захвачен монгольскими полчищами, и вскоре этот регион перешел под власть крымских татар. В середине 16 века и снова (несколько раз) в 17 веке кавказские правители были вынуждены просить помощи у России против персидских и турецких нашествий. Сами русские казались мало заинтересованными в подчинении региона до правления Петра I Великого; к 1785 г. Северный Кавказ был объявлен российской провинцией. В ходе великих территориальных войн между Россией, Персией и Турцией Кавказский регион был предметом ожесточенных споров. Черкесы оказали особенно ожесточенное и длительное сопротивление русскому господству. Разочарованная спорадическим возрождением сопротивления в якобы усмиренных черкесских деревнях, Россия в 1860 году начала кампанию по насильственному переселению черкесов на восток, в долину реки Кубань. К 1864 году изгнание в основном было завершено, но почти все черкесское население — около 400 000 человек — вместо этого эмигрировало на территории Османской империи, многие тысячи которых погибли в пути от голода и болезней.

Из двух основных групп черкесов адыги (собственно черкесы, или нижние черкесы), численность которых в конце ХХ века составляла около 165 000 человек, проживают в основном в республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия в России. Кабардинцы (или верхние черкесы) насчитывают около 345 000 человек и проживают в основном в Республике Кабардино-Балкария, Россия. Черкесские общины также существуют в анатолийской Турции (150 000 человек) и Сирии (35 000 человек), с небольшими группами в Иордании, Ираке и Иране.

Многие черкесы живут на равнине непосредственно к северу от Кавказа, другие живут в горных предгорьях, а некоторые живут в нагорных и горных районах. Их традиционная экономика основана на смешанном скотоводстве и земледелии, дополненном выращиванием фруктов. В своей традиционной социальной организации князья и дворяне контролировали стада и земли. Масса людей была организована в сложной системе подчиненных чинов. Рабство сохранялось до недавнего времени.

Официально черкесы являются мусульманами-суннитами. Однако древние культы, связанные с громом, обрядами плодородия и священными рощами, появились и в наше время.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Ноем Тешем.

9 фактов о трагедии

Черкесы, коренной мусульманский народ Кавказа, долгое время подвергались гонениям со стороны Российской империи. Их последние остатки сопротивления русским закончились 21 мая 1864 г. в районе современного черноморского портового города Сочи.0040

Черкесы в Стамбуле, Турция, отмечают изгнание их предков с родины Россией 21 мая 2011 года. (TRT Мир и Агентства)

Черкесы: Мусульманский коренной народ Кавказа

Черкесы – преимущественно мусульманский народ, родиной которого является Кавказ – географический регион, простирающийся от восточной части Черного моря до Каспийского моря.

Они традиционно известны как горцы, привыкли жить в суровых условиях и традиционно следуют племенной структуре, состоящей из 12 племен.

Земля, давшая им такое название, — Черкесия, расположенная вдоль восточного побережья Черного моря.

Это было стратегическое место между двумя бывшими империями, которые также были яростными соперниками – османской мусульманской и русской христианской.

Они находились под культурным и политическим влиянием османов и их вассалов, крымских татар.

Эти отношения, наряду с важным положением, сделали Черкесию целью полномасштабного российского вторжения в 19 веке.

Черкесский флаг. Каждая звезда представляет одно из 12 черкесских племен. (Викисклад)

Вот девять фактов, которые вкратце показывают, как разворачивалась черкесская трагедия на протяжении веков:

1. Черкесы и ислам

Большинство черкесов были христианами до того, как они обратились в ислам в 15 веке.

Несколько мусульманских государств завербовали черкесов и других кавказцев в свои элитные воинские части.

Черкесские бойцы даже достигли высоких постов в мусульманских султанатах.

Египетская династия мамлюков, пришедшая к власти в 13 веке и правившая большей частью Ближнего Востока более 300 лет, возглавлялась черкесами.

На рубеже 17-го века большинство черкесов в конечном итоге приняли ислам в качестве своей религии.

Туман Бей II, последний черкесский мамлюкский султан. Он правил в 16 веке. (Викисклад)

2. Российская экспансия

Экспансия России после 17-го века двинулась на юг, туда, где большие группы мусульман, включая крымских татар и черкесов, веками жили под защитой османов и каджаров Персии.

По мере своего расширения Российская империя хотела разорвать связь между Османской империей и черкесами.

Они также хотели получить полный контроль над северо-восточной частью Черного моря, поскольку османы контролировали южную часть Черного моря.

Для этого они решили захватить черкесские земли.

Русская армия двинулась в высокогорье Кавказа после победы над соседними мусульманскими державами, такими как Каджары, в последовательных войнах с начала 18-го века.

Новая политическая реальность создала опасные условия для всех мусульман региона.

Но больше всего пострадали черкесы, потому что они оказали наибольшее сопротивление.

(TRT Мир и Агентства)

3. Русско-черкесская война

Более 100 лет – с 1763 по 1864 год – черкесы сражались с русскими войсками в горах Кавказа.

Черкесы применили эффективную тактику партизанской войны против русских во время войны.

Но борьба за власть среди черкесских племен и внутренние разногласия между вождями и простолюдинами создали серьезные проблемы для сопротивления.

Кроме того, черкесы не могли установить действенных военных союзов с другими кавказскими народами, даже имея общего врага.

Несмотря на это, черкесы упорно боролись за продление войны и использовали тактику, которая разочаровала русских военных стратегов так, как они никак не ожидали.

На иллюстрации 1840 года черкесы атакуют русский военный форт, построенный над шапсугским селом. (Викисклад)

4. Россия нападает на черкесские деревни

В начале 1800-х годов русская армия разработала новую стратегию возмездия против черкесских набегов.

Российским войскам было приказано атаковать села, где проживали семьи предполагаемых боевиков-черкесов.

Русские совершали различные убийства и похищения людей, чтобы уничтожить широкую поддержку черкесских бойцов в сельской местности, которой они долгое время пользовались как горцы.

Россия также уничтожила посевы и домашний скот, лишив черкесов-простолюдинов возможности выжить.

В конце концов они были вынуждены подчиниться русскому правлению или изгнаны из своих деревень.

(TRT Мир и Агентства)

5. Смерть или ссылка

Высший полководец России Дмитрий Милютин нашел решение проблемы России с черкесами.

Он выступал за полное изгнание черкесов с их родины, политику, которую он назвал «общественной необходимостью».

Милютин публично поделился своими взглядами, опубликовав их в 1857 году.

Он сказал: «Уничтожение черкесов должно быть самоцелью — очистить землю от враждебных элементов».

Его планы были одобрены царем Александром II, и Милютин был назначен военным министром в 1861 г.

Вскоре после этого русский военачальник Николай Евдокимов предложил изгнать черкесов в Османскую империю.

Он сказал, что черкесы могли выбрать один из двух вариантов: «смерть или верность Российской империи».

Иллюстрация 1885 года с изображением графа Дмитрия Алексеевича Милютина, последнего фельдмаршала Российской империи. (Викисклад)

6. 1864: Темный год для черкесов

В период с 6 марта по 21 мая 1864 года почти все население убыхов – видного черкесского племени – было сослано в Анатолию в Османскую империю.

Изгнание было настолько массовым, что Российская империя не смогла найти достаточного количества земледельцев для возделывания плодородных земель западного Кавказа.

Черкесы теперь во всем мире отмечают 21 мая как день памяти своего трагического изгнания.

Черкесские активисты в настоящее время считают, что 90 процентов черкесов – около 3 миллионов человек – были изгнаны с Кавказа Россией в процессе изгнания.

Картина 1872 года П.Н. Грузинский показывает черкесов, покидающих родину. (Викисклад)

7. 1864: Год празднования в Российской Империи

Однако тот же самый год был воспринят Российской Империей иначе.

Он расценил убийство и изгнание черкесов как великую победу своих национальных целей и повод для празднования.

В Кавказской Армии России заявили: «В этом году совершено почти беспрецедентное в истории дело. Ни один горец не остался на прежних местах проживания, принимаются меры по очистке района».

Высылка производилась для подготовки Кавказа к заселению русскими христианами.

Имперские русские записи утверждают, что «более 400 000 черкесов были убиты и 497 000 были вынуждены бежать за границу в Турцию. Только 80 000 остались в живых на своей родине».

Иллюстрация Теодора Хоршелта с изображением черкесских воинов. (Википедия)

8. «Плавучие кладбища»

Османская империя отправила корабли, чтобы доставить черкесов в Анатолию.

Во время массовой ссылки тысячи черкесов погибли в водах Черного моря.

Болезнь и утопление были одними из основных причин смерти.

Черное море стало местом упокоения тысяч во время мрачного путешествия.

Черкесская политика расселения Османской империи, которую некоторые рассматривали как средство усиления контроля над христианским населением, также подвергалась критике на том основании, что она была плохо спланирована и реализована.

(TRT Мир и Агентства)

9. Новая родина

Сегодня черкесы живут и процветают во всех четырех уголках мира.

Их общее население мира оценивается примерно в 8 миллионов человек, большинство из которых проживает в Турции.

Они внесли свой вклад во многие события и достижения в стране, такие как появление движения за политические реформы, известного как младотурки, и турецкой войны за независимость.

(TRT Мир и Агентства)

Им также приписывают создание современного Аммана, столицы Иордании на Ближнем Востоке.

Кроме того, несколько премьер-министров Ирака имеют черкесские корни.

В Сирии и Египте некоторые элитные семьи с большим политическим и экономическим влиянием также имеют черкесское происхождение.

Черкесские гвардейцы маршируют во дворце Басман в Аммане, Иордания, 11 января 2016 года. Их уникальная униформа включает в себя 16 декоративных винтовочных патронов. Традиционно в одном патроне находился яд для самоубийства в случае захвата или для заливки в прорезь на мече. (TRT Мир и Агентства)

Тем не менее, многие мечтают вернуться на родину, в высокогорье Кавказа.

На сегодняшний день область входит в состав Российской Федерации.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *