Адыгейцы | |
— | УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
АдыгейцыАдыгейцы (самоназвание адыге), народ, живущий в основном в Адыг. АО Краснодарского края РСФСР. Числ. 80 тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и др. адыгских народов (см. Лдыги), были автохтонным населением сев.-зап. Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы, сарматы, аланы и др.). В 13-14 вв. часть адыгов переселилась в басе. р. Терек (кабардинцы), а осн. масса осталась на побережье Чёрного м. и в Закубанье. Эта зап. группа адыгских племён, известная под именем черкесов — непосредств. предков совр. А., включала в себ в кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др. более мелкие племена. Остатки плем. деления сохранились в диалектах адыгейского яз. Осн. занятиями А. были земледелие и скотоводство. Преобладающей религией был (с 18 в.) ислам суннитского толка. Великая Окт. социалистич. революция внесла коренные изменения в экономику, культуру и быт А. 27 июля 1922 была создана Адыг. АО.В ходе социалистич. строительства было коллективизировано с. х-во, развилась пром-сть, адыгейский народ создал свою интеллигенцию. См. Адыгейская автономная область. Б. А. Гарданов. Использованы материалы Большой Советской энциклопедии Адыгейцы, адыгэ (самоназвание) — народ в России (122.900 человек), коренное население Адыгеи (95.400 человек). Живут также в соседних районах Краснодарского края (20.800 человек). Часть живет в Турции (5.000 человек) и странах Ближнего Востока. До XX века существовали субэтнические группы: фбфдзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Горовят на адыгейском языке фбхазо-адыгейской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты. Адыгейцы, как и другие адыги — кабардинцы и черкесы, — поомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII — XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удалось ограничить права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освбодительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. В 1922 году образована Адыгейская автономная область, с 1937 года в составе Краснодарского края, с 1991 года — Республика Адыгея. Традиционные занятия — пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство. Домашние промыслы — плетение, ткчество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. В начале XX века при преобразовании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество.Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и другие танцы. Использованы материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе и Я.С.Смирновой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994. См. также:Адыги - материалы статьи Н.Г.Волковой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994 Литература:Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; Люлье Л. Я., Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи, Краснодар, 1927; Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
адыгские племена
адыгские племена
кто такие черкесы(адыги)… |
примечание: слова «черкес» и «адыгеец» пришли из других языков, и не являются названиями отдельных адыгских племен. | ||
основные адыгские племена: абадзехи |
||
|
||
CIRCAS © 2003 |
Используются технологии uCoz
Черкесский | История и описание
- Связанные темы:
- адыгейский кабардинский
Просмотреть весь связанный контент →
Черкес , Русский Черкес или Черкес , множественное число Черкес , представитель кавказского народа, говорящего на северо-западном кавказском языке ( см. Кабардинский язык ).
С древних времен Черкесия, включающая примерно северо-западный регион Кавказа, приобрела экзотическую репутацию, присущую землям, занимающим ключевую территорию между соперничающими империями. Ранняя история черкесских народов довольно неясна. Хотя в самой Черкесии не было основано греческих колоний, известно, что греки основали колонии и вели обширную торговлю на черкесском побережье Черного моря, и их влияние очевидно. Затем последовало последовательное влияние или прямой контроль римлян, хазар, монголов, крымских татар, турок и русских.
Область оставалась довольно автономной до 12-го и 13-го веков, когда грузинским князьям удалось превратить ее в провинцию. В 1234 году Кавказ был захвачен монгольскими полчищами, и вскоре этот регион перешел под власть крымских татар. В середине 16 века и снова (несколько раз) в 17 веке кавказские правители были вынуждены просить помощи у России против персидских и турецких нашествий. Сами русские казались мало заинтересованными в подчинении региона до правления Петра I Великого; к 1785 г. Северный Кавказ был объявлен российской провинцией. В ходе великих территориальных войн между Россией, Персией и Турцией Кавказский регион был предметом ожесточенных споров. Черкесы оказали особенно ожесточенное и длительное сопротивление русскому господству. Разочарованная спорадическим возрождением сопротивления в якобы усмиренных черкесских деревнях, Россия в 1860 году начала кампанию по насильственному переселению черкесов на восток, в долину реки Кубань. К 1864 году изгнание в основном было завершено, но почти все черкесское население — около 400 000 человек — вместо этого эмигрировало на территории Османской империи, многие тысячи которых погибли в пути от голода и болезней.
Из двух основных групп черкесов адыги (собственно черкесы, или нижние черкесы), численность которых в конце ХХ века составляла около 165 000 человек, проживают в основном в республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия в России. Кабардинцы (или верхние черкесы) насчитывают около 345 000 человек и проживают в основном в Республике Кабардино-Балкария, Россия. Черкесские общины также существуют в анатолийской Турции (150 000 человек) и Сирии (35 000 человек), с небольшими группами в Иордании, Ираке и Иране.
Многие черкесы живут на равнине непосредственно к северу от Кавказа, другие живут в горных предгорьях, а некоторые живут в нагорных и горных районах. Их традиционная экономика основана на смешанном скотоводстве и земледелии, дополненном выращиванием фруктов. В своей традиционной социальной организации князья и дворяне контролировали стада и земли. Масса людей была организована в сложной системе подчиненных чинов. Рабство сохранялось до недавнего времени.
Официально черкесы являются мусульманами-суннитами. Однако древние культы, связанные с громом, обрядами плодородия и священными рощами, появились и в наше время.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Ноем Тешем.
9 фактов о трагедии
Черкесы, коренной мусульманский народ Кавказа, долгое время подвергались гонениям со стороны Российской империи. Их последние остатки сопротивления русским закончились 21 мая 1864 г. в районе современного черноморского портового города Сочи.0040
Черкесы в Стамбуле, Турция, отмечают изгнание их предков с родины Россией 21 мая 2011 года. (TRT Мир и Агентства)Черкесы: Мусульманский коренной народ Кавказа
Черкесы – преимущественно мусульманский народ, родиной которого является Кавказ – географический регион, простирающийся от восточной части Черного моря до Каспийского моря.
Они традиционно известны как горцы, привыкли жить в суровых условиях и традиционно следуют племенной структуре, состоящей из 12 племен.
Земля, давшая им такое название, — Черкесия, расположенная вдоль восточного побережья Черного моря.
Это было стратегическое место между двумя бывшими империями, которые также были яростными соперниками – османской мусульманской и русской христианской.
Они находились под культурным и политическим влиянием османов и их вассалов, крымских татар.
Эти отношения, наряду с важным положением, сделали Черкесию целью полномасштабного российского вторжения в 19 веке.
Черкесский флаг. Каждая звезда представляет одно из 12 черкесских племен. (Викисклад)Вот девять фактов, которые вкратце показывают, как разворачивалась черкесская трагедия на протяжении веков:
1. Черкесы и ислам
Большинство черкесов были христианами до того, как они обратились в ислам в 15 веке.
Несколько мусульманских государств завербовали черкесов и других кавказцев в свои элитные воинские части.
Черкесские бойцы даже достигли высоких постов в мусульманских султанатах.
Египетская династия мамлюков, пришедшая к власти в 13 веке и правившая большей частью Ближнего Востока более 300 лет, возглавлялась черкесами.
На рубеже 17-го века большинство черкесов в конечном итоге приняли ислам в качестве своей религии.
Туман Бей II, последний черкесский мамлюкский султан. Он правил в 16 веке. (Викисклад)2. Российская экспансия
Экспансия России после 17-го века двинулась на юг, туда, где большие группы мусульман, включая крымских татар и черкесов, веками жили под защитой османов и каджаров Персии.
По мере своего расширения Российская империя хотела разорвать связь между Османской империей и черкесами.
Они также хотели получить полный контроль над северо-восточной частью Черного моря, поскольку османы контролировали южную часть Черного моря.
Для этого они решили захватить черкесские земли.
Русская армия двинулась в высокогорье Кавказа после победы над соседними мусульманскими державами, такими как Каджары, в последовательных войнах с начала 18-го века.
Новая политическая реальность создала опасные условия для всех мусульман региона.
Но больше всего пострадали черкесы, потому что они оказали наибольшее сопротивление.
(TRT Мир и Агентства)3. Русско-черкесская война
Более 100 лет – с 1763 по 1864 год – черкесы сражались с русскими войсками в горах Кавказа.
Черкесы применили эффективную тактику партизанской войны против русских во время войны.
Но борьба за власть среди черкесских племен и внутренние разногласия между вождями и простолюдинами создали серьезные проблемы для сопротивления.
Кроме того, черкесы не могли установить действенных военных союзов с другими кавказскими народами, даже имея общего врага.
Несмотря на это, черкесы упорно боролись за продление войны и использовали тактику, которая разочаровала русских военных стратегов так, как они никак не ожидали.
На иллюстрации 1840 года черкесы атакуют русский военный форт, построенный над шапсугским селом. (Викисклад)4. Россия нападает на черкесские деревни
В начале 1800-х годов русская армия разработала новую стратегию возмездия против черкесских набегов.
Российским войскам было приказано атаковать села, где проживали семьи предполагаемых боевиков-черкесов.
Русские совершали различные убийства и похищения людей, чтобы уничтожить широкую поддержку черкесских бойцов в сельской местности, которой они долгое время пользовались как горцы.
Россия также уничтожила посевы и домашний скот, лишив черкесов-простолюдинов возможности выжить.
В конце концов они были вынуждены подчиниться русскому правлению или изгнаны из своих деревень.
(TRT Мир и Агентства)5. Смерть или ссылка
Высший полководец России Дмитрий Милютин нашел решение проблемы России с черкесами.
Он выступал за полное изгнание черкесов с их родины, политику, которую он назвал «общественной необходимостью».
Милютин публично поделился своими взглядами, опубликовав их в 1857 году.
Он сказал: «Уничтожение черкесов должно быть самоцелью — очистить землю от враждебных элементов».
Его планы были одобрены царем Александром II, и Милютин был назначен военным министром в 1861 г.
Вскоре после этого русский военачальник Николай Евдокимов предложил изгнать черкесов в Османскую империю.
Он сказал, что черкесы могли выбрать один из двух вариантов: «смерть или верность Российской империи».
Иллюстрация 1885 года с изображением графа Дмитрия Алексеевича Милютина, последнего фельдмаршала Российской империи. (Викисклад)6. 1864: Темный год для черкесов
В период с 6 марта по 21 мая 1864 года почти все население убыхов – видного черкесского племени – было сослано в Анатолию в Османскую империю.
Изгнание было настолько массовым, что Российская империя не смогла найти достаточного количества земледельцев для возделывания плодородных земель западного Кавказа.
Черкесы теперь во всем мире отмечают 21 мая как день памяти своего трагического изгнания.
Черкесские активисты в настоящее время считают, что 90 процентов черкесов – около 3 миллионов человек – были изгнаны с Кавказа Россией в процессе изгнания.
Картина 1872 года П.Н. Грузинский показывает черкесов, покидающих родину. (Викисклад)7. 1864: Год празднования в Российской Империи
Однако тот же самый год был воспринят Российской Империей иначе.
Он расценил убийство и изгнание черкесов как великую победу своих национальных целей и повод для празднования.
В Кавказской Армии России заявили: «В этом году совершено почти беспрецедентное в истории дело. Ни один горец не остался на прежних местах проживания, принимаются меры по очистке района».
Высылка производилась для подготовки Кавказа к заселению русскими христианами.
Имперские русские записи утверждают, что «более 400 000 черкесов были убиты и 497 000 были вынуждены бежать за границу в Турцию. Только 80 000 остались в живых на своей родине».
Иллюстрация Теодора Хоршелта с изображением черкесских воинов. (Википедия)8. «Плавучие кладбища»
Османская империя отправила корабли, чтобы доставить черкесов в Анатолию.
Во время массовой ссылки тысячи черкесов погибли в водах Черного моря.
Болезнь и утопление были одними из основных причин смерти.
Черное море стало местом упокоения тысяч во время мрачного путешествия.
Черкесская политика расселения Османской империи, которую некоторые рассматривали как средство усиления контроля над христианским населением, также подвергалась критике на том основании, что она была плохо спланирована и реализована.
(TRT Мир и Агентства)9. Новая родина
Сегодня черкесы живут и процветают во всех четырех уголках мира.
Их общее население мира оценивается примерно в 8 миллионов человек, большинство из которых проживает в Турции.
Они внесли свой вклад во многие события и достижения в стране, такие как появление движения за политические реформы, известного как младотурки, и турецкой войны за независимость.
(TRT Мир и Агентства)Им также приписывают создание современного Аммана, столицы Иордании на Ближнем Востоке.
Кроме того, несколько премьер-министров Ирака имеют черкесские корни.
В Сирии и Египте некоторые элитные семьи с большим политическим и экономическим влиянием также имеют черкесское происхождение.
Черкесские гвардейцы маршируют во дворце Басман в Аммане, Иордания, 11 января 2016 года. Их уникальная униформа включает в себя 16 декоративных винтовочных патронов. Традиционно в одном патроне находился яд для самоубийства в случае захвата или для заливки в прорезь на мече. (TRT Мир и Агентства)Тем не менее, многие мечтают вернуться на родину, в высокогорье Кавказа.
На сегодняшний день область входит в состав Российской Федерации.
Ваш комментарий будет первым